Что такое конфликтная ситуация определение. Конфликт и конфликтная ситуация

Причины конфликтов

Тема 4.1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации.

1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации

2. Структура конфликта

3. Причины конфликта

4. Этапы конфликта

Конфликт - от лат. Confliktus – столкновение.

Существуют различные определения конфликта, все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. В основе конфликта всегда лежит отсутствие согласия, поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами, как столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Конфликты между людьми, группами людей существуют столько, сколько существует человек. Проблема социального конфликта актуальна для любого общества. Конфликт - явление, постоянно сопровождающее человеческую жизнь и угрожающее ей. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, бытовые и внутрисемейные конфликты - все это разновидности социальных конфликтов. Например, друзья претендуют на определенное благо в жизни, но это благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Как будут развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса, и каков будет характер этих отношений впоследствии?

На эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда знаешь о том, что такое конфликт.

Прежде всего необходимо дать определение понятия «конфликт» (от лат.- столкновение). В настоящее время в психологии не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта,

§ другой подход заключается в понимании конфликта как одного из видов социального взаимодействия индивидов или социальных групп, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, препятствуют реализации ее целей (интересов, потребностей). При данном подходе конфликты возможны только при социальном взаимодействии.



Кроме того, иногда конфликт понимается как:

§ специфический вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. При таком подходе сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречий, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия. Противоречие указывает на разделение интересов между различными группами и категориями людей. Всевозможные социальные противоречия возникают везде и всегда, но только незначительная часть из них разрешается путем конфликтов.

Давайте выберем приемлемое для нас определение конфликта.

Конфликт – это способ разрешения противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми ими по отношению друг к другу.

Различие интересов и взглядов людей, несовпадение восприятия и оценок тех иди иных событий могут приводить к спорным ситуациям.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными.

Если же создавшаяся ситуация представляет угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой две (или более) стороны выражают интересы, желания, цели, противоречащие друг другу.

Для перерастания противоречия в конфликтную ситуацию необходимы: значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; «дефицит» социальных позиций (статусов, ролей) и источников (т.е. определенных материальных или духовных ресурсов); стремление участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Конфликтные ситуации бывают двух видов: со строгим соперничеством, когда интересы диаметрально противоположны и выигрыш одной стороны означает проигрыш другой, и с нестрогим соперничеством, когда скрещиваются не столь противоположные интересы.

Информация в конфликте характеризует основные информационные потоки, прежде всего связанные с формированием информационных моделей конфликта у его участников и их информационным взаимодействием в процессе развития конфликта.

Среди существенных черт конфликта выделяют:

§ наличие противоречия между субъектами;

§ их противодействие;

§ нежелание найти выход из создавшегося положения путем согласия;

§ негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.

Тема: Конфликт и конфликтные ситуации.

2. Понятие конфликта; динамика его развития.

3. Стили поведения педагога в конфликтной ситуации.

Способы разрешения конфликтов.

4. Управление конфликтными ситуациями.

Литература.

1. Гребенюк О.С. Общая педагогика.- Калининград.:1996, с77-105.

2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.-М.:2001,

3. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.

4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- М.: 2000.,

5. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- М.: 1999.

6. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликт.- М.: 1992.

7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М.:2001., с.1006-119.

8. Сергеева В.П. Классное руководство: планирование и организация работы от А до Я.- стр.56-58.

9. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… .- стр.64-90.

10. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.-

1. Понятие конфликтной ситуации.

«Конфликтная ситуация – это ситуация, в которойучастники (оппоненты) отстаивают свои, не совпадающие с другими, цели и интересы, касающиеся объекта конфликта».

Оппоненты (участники, субъекты конфликта- противники в споре)- отличаются друг от друга позицией, «силой», рангом (т.е. социальными характеристиками). Каждый оппонент имеет свои цели и интересы. У каждого – свои мотивы и своё отношение к объекту конфликта и друг к другу. У них уже сложены определённые отношения друг с другом.

Объект конфликта - это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию; это то, по поводу чего возникло(ли) непонимание или раздражение.

Конфликтная ситуация:

Цели - ОП- ОБ КОН -ОП- - Цели

Мотивы ПО- ЪЕ ФЛИ -ПО- -Мотивы

Интересы НЕ- КТ КТА -НЕ- -Интересы

НТ-1 -НТ-2

О Т Н О Ш Е Н И Я.

Среди потенциально конфликтных ситуаций выделяют-

(виды потенциально конфликтных ситуаций):

Ситуации деятельности;

Ситуации поведения;

Ситуации отношений.

Ситуации ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (конфликтные) - возникают по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и не учебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникать в случае отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя, и пр.

Ситуации ПОВЕДЕНИЯ (конфликтные) – возникают в связи с нарушением правил поведения при условии, когда учитель, не выяснив мотивов и не вникнув в ситуацию, делает поспешный и ошибочный вывод о поступках кого-либо из учащихся.

Ситуации ОТНОШЕНИЙ (конфликтные) – возникают тогда, когда затрагиваются эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности; когда деловые отношения подменяются межличностными; когда даются отрицательные оценки не поступку, а личности ученика.

Возможно ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? –НЕТ! Конфликтные ситуации имманентно (т.е. внутренне, объективно) присущи всему процессу обучения и воспитания.

Сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать, например, право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий; право учащихся распоряжаться своим свободным временем; право и учащихся и учителей на чувство собственного достоинства, и т.п. Другими словами, возможность конфликтных ситуаций заложена … в должностных функциях учителя (!).

Конфликтная ситуация может существовать долго, НЕ переходя в открытый конфликт.

В то же время, конфликтная ситуация – это своеобразный сигнал (звонок, набат) какого-то непонимания или нарушения. Поэтому, не замечать этот сигнал – конфликтную ситуацию – нельзя!

Надо стремиться ПРОЖИВАТЬ конфликтную ситуацию НЕ доводя её до конфликта.

Жизнь современного человека не может обходиться без конфликтов. Они неминуемо возникают и поражают особенно больно тогда, когда личность менее всего к ним готова. В этом и заключается их коварный механизм. Споры и ссоры отнимают порой столько времени и сил, что остается только удивляться.

Конфликтные ситуации - это настоящий пожиратель который приносит разочарование и нередко становится причиной апатии. Изучением различных сложных моментов во взаимодействии людей между собой занимается наука конфликтология. Что представляет собой конфликтная ситуация и как правильно вести себя в ней, чтобы выйти победителем? Об этом наша статья.

Конфликтная ситуация - это...

Поведение в конфликте - очень важная вещь, от которой зависит дальнейшее самочувствие человека, его мироощущение. Замечено, что, например, тот, кто привык постоянно уступать, испытывает значительные трудности, когда требуется проявить характер, настоять на своем мнении. Такая личность в большинстве случаев теряется, когда надо уверенно действовать. Кстати, чувство вины - главный показатель того, что человек готов принять на себя роль жертвы. Только вот нужно ли это делать?

Современная психологическая наука определяет конфликт как столкновение взглядов, убеждений, мнений двух или более оппонентов. Участники спора могут обладать противоречащей друг другу информацией, иметь различные подходы к решению той или иной задачи. Не научившись слушать стороннее мнение, нередко люди заботятся только о том, чтобы удовлетворить собственный интерес, не считаясь с тем, насколько это затрагивает возможности другого человека. Ситуация становится особенно трудной, когда чувства не находят выхода, а попросту замалчиваются. Образуется так называемый вакуум, сквозь который сложно услышать и понять друг друга.

Как начинается столкновение сторон

Конфликт и конфликтная ситуация, как правило, не возникают в один момент. Требуется достаточно большое количество времени, чтобы отрицательные эмоции накопились в избытке и стали просто невыносимыми.

Первая фаза - это период терпеливого ожидания. Она может длиться годами. Возникновение конфликтной ситуации происходит постепенно. В это время у человека случается накопление разрушительной и неблагоприятной энергии. Когда-нибудь эта чаша переполняется. Наступает фаза так называемого прорыва, когда внезапно высказываются впечатления, суждения друг о друге. Услышать о себе такое - более чем неприятно, да и отношения можно испортить раз и навсегда. Поэтому так важно не накапливать в себе раздражение, злость и обиду, а вовремя решать все разногласия. Возможно, это сделать непросто, требуются определенная смелость и уверенность в себе, но оно того стоит. Будьте искренними и дружелюбными!

Причины непонимания

Дело в том, что у каждого из нас имеются собственные уникальные представления по поводу того, как устроен этот мир. Когда другой человек вдруг разрушает привычные границы нашего понимания, иначе говоря вмешивается в него, возникает чувство, что все вокруг рушится. Личность теряет опору под ногами. Признать правоту другого человека для многих - настоящее испытание. И даже если где-то в глубине души кроется сомнение, упрямый человек продолжает упорно отстаивать собственную позицию. Управление конфликтными ситуациями начинается с осознания того, что «я могу быть неправым». Когда личность способна понять и услышать противоположную точку зрения, усвоить для себя в ней какой-то урок, то можно говорить о конструктивном способе решения сложной проблемы.

Межличностный и внутриличностный конфликты

Конфликтные ситуации - этоте обстоятельства жизни, которые требуют от нас невероятных усилий и учат внимательным образом относиться к самому себе, а также учитывать желания других. Душераздирающие противоречия могут как копиться внутри человека (тогда это настоящая «война» с самим собой), так и находить столкновения с близкими людьми. И в том, и в другом случае личность чувствует себя не лучшим образом: возможны расстройство сна, потеря аппетита, снижение настроения.

Внутриличностный конфликт развивается в самом человеке. Его источником являются разрушительные мысли негативного плана, которые буквально заставляют страдать. Личность может отказываться видеть положительные перспективы на будущее просто потому, что ей сложно выйти за рамки своего «я» - здесь необходимо обязательное участие другого. Решение конфликтных ситуацийв рамках сосредоточенности человека на себе должно происходить обязательно под влиянием специалиста - психолога. Одному справиться человеку очень трудно.

Требует участия от двух человек. Здесь происходит столкновение конкретных мнений, взглядов, убеждений. Часто участники спора не могут услышать и правильно понять друг друга только потому, что у каждого из них имеется своя система ценностей, которая никак не соотносится с позицией оппонента. Управление конфликтными ситуациями в данном случае заключается в том, чтобы суметь встать над собственной гордостью и научиться в чем-то уступать, понимать позицию другого. Некоторые из нас ошибочно полагают, что согласие с точкой зрения противника есть проявление слабости. Однако сильный человек уникален именно тем, что обладает способностью видеть истину намного дальше, чем обычные люди.

Супружеские ссоры

Подавляющее большинство ссор происходит между мужем и женой. Так уж устроен мир, что самые близкие и родные души часто не могут понять друг друга. Это происходит, в частности, потому, что супруги склонны отождествлять собственную личность со своей второй половинкой и забывают о том, что у нее могут иметься совершенно другие желания и взгляды. Самое трудное в отношениях двух любящих людей - прийти к состоянию единой внутренней целостности и при этом остаться самодостаточными, не потерять веру в себя.

Решение конфликтных ситуациймежду супругами возможно только в том случае, когда они начнут согласовывать свои поступки друг с другом. Здесь нельзя действовать в одиночку, с позиции эгоизма. Надобно помнить, что когда вы принимаете решение о создании семьи, тем самым берете на себя ответственность за ее благополучие. Если муж и жена не понимают друг друга, то возникающая конфликтная ситуация - это сигнал к тому, чтобы как можно быстрее исправить положение. Скорее всего, неправы оба, и каждый отстаивает свою точку зрения. Важно вовремя увидеть, осознать абсурдность подобных действий! Поведение в конфликтной ситуации зависит не только от степени непонимания, но и характера супругов. Если имеется возможность кому-то из членов семьи пойти на уступки, то это уже замечательно.

Детско-родительские отношения

Как часто родители бывают недовольны своими детьми! Причины для возникновения непонимания могут быть различными: плохая успеваемость в школе, нежелание выполнять домашние задания, грубость и невнимательное отношение. Конфликт и конфликтная ситуация возникают, как правило, когда предприняты неоднократные попытки достичь взаимопонимания. Подростки часто демонстрируют полную непримиримость и во всем желают доказывать свою состоятельность. Глядя на них, мы иногда думаем, что они слишком самонадеянно рассуждают о собственном будущем, так славно верят в свой успех. Юношеский возраст - пора мечтаний и порывов. Посмотрите на них: как горят глаза, какие восторженные речи льются из их уст! И как серьезно, порой нахмурившись, рассуждают взрослые люди о недостижимости некоторых целей, которые когда-то сами себе ставили. Ввиду разностей этих фактов детям и взрослым бывает весьма сложно понять друг друга.

Что можно посоветовать родителям в данном случае? Поведение в конфликтной ситуациидолжно быть направлено на минимизацию ссоры и снижение негативных эмоций. При каждом удобном случае нужно говорить детям о своей любви и о том, что не всего в жизни можно достичь только бравым настроем - в большинстве случаев требуются продуктивные действия.

Школа и ее «уроки»

К сожалению, далеко не всегда учебное заведение, куда ходят наши дети, приносит им радость. Некоторые ребятишки посещают школу с видом отбывания повинности. При таком неоптимистическом подходе к процессу обучения вряд ли стоит ожидать высоких результатов. Очень важно выработать у ребенка познавательный интерес, умение радоваться при получении новых знаний. А что делать, если у него возникла взаимная неприязнь к учителю, не складываются отношения с одноклассниками?

В этом случае родители должны быть готовы незамедлительно отреагировать, прийти на помощь. Конфликтные ситуации в школе нельзя игнорировать, их нужно своевременно устранять. Для этой цели хорошим методом является беседа с ребенком по душам. Кто знает, если вы будете с ним в достаточной степени искренни и ласковы, может быть, он откроется вам со своей школьной проблемой. Разрешение конфликтных ситуаций начинается с понимания. Оно должно исходить от сердца, от искреннего стремления помочь. Даже если чадо долгое время хватало двойки и вообще вело себя ужасно, дайте ему второй шанс. Пусть попробует исправить положение. В конце концов, это так важно в жизни - уметь признавать собственные ошибки. В них сосредоточена возможность для личностного роста.

Если проблема заключается именно в учителе, и вы совместно с ребенком перепробовали разные способы наладить с ним отношения, но ничего не помогло, возможно, стоит всерьез задуматься о судьбе своего чада. Как вариант, переведите его в другой класс или школу. Если ребенок не хочет расставаться со своими школьными товарищами, возможно, следует добиваться смены учителя. Вы ведь не желаете, чтобы сын или дочь окончили школу с плохими оценками! К сожалению, педагоги иногда могут относиться к своим ученикам более чем предвзято. Стоит подумать о благополучии своего ребенка.

Рабочие будни

Конфликтные ситуации в организации не такое уж редкое явление. Это с виду все сотрудники кажутся такими милыми и приветливыми. На самом же деле каждый из них имеет свой характер. Это не хорошо и не плохо, а данность природы. Для того чтобы мирно сосуществовать с коллегами на рабочем месте, где вы в данный момент трудитесь, необходимо соблюдать некоторые правила.

Никогда не Конфликтные ситуации - это всегда сплетни и нелестные мнения, поэтому лучше, если они вас не будут касаться. Когда вы видите, что среди сотрудников назревает напряженная обстановка, не стоит вмешиваться и усугублять положение. Лучше держать нейтральную позицию и оставаться доброжелательным и улыбчивым. В служебное время следует заниматься рабочими делами. Почему-то эту простую истину многие забывают. Непозволительно вести личные беседы по телефону, привлекать к себе внимание, громко смеяться. Вы ведь не всегда можете представить, чем в конечном итоге это может для вас обернуться.

Как правильно себя вести

Разрешение конфликтных ситуаций начинается с осознания, что имеет место некоторая проблема. В зависимости от того, в какой степени вы вовлечены в ссору, принимайте для себя соответствующие решения. Нужно уметь вовремя признавать свою вину, если это так, говорить о том, что вы не правы. Следует помнить о том, что неразрешимых проблем не бывает. Всегда можно найти Важно только идти от души, из сердца - и тогда вы непременно будете услышаны. Все противоречия могут быть побеждены, если действовать из доброго начала с искренним желанием.

К каким только разрушительным последствиям может привести и решение можно найти в художественной и специальной литературе. На самом деле никогда не поздно попросить прощения. Если вы поняли, что были неправы, то совершенно нелишним будет объясниться с коллегой, соседом, собственным ребенком, сказать, почему вы его обидели. Возможно, он поймет, что все не так страшно, и не станет держать на вас зла. И дома, и на работе мы проводим слишком много времени, и оно не для того, чтобы усугублять свое положение, мучиться, портить себе нервы. Если деятельность вам не по душе, подумайте о том, как сделать скучные унылые будни более интересными. Мысленно возьмите в руки краски для того, чтобы раскрасить свои эмоции, превратить домашние часы во что-то значимое и существенное! Поиграйте с ребенком, он очень обрадуется.

Небольшое резюме

Конфликтные ситуации - этоособое состояние, в котором принимают участие двое и более людей, эмоционально связанных между собой. Часто эти люди находятся в зависимости по отношению друг к другу: например, сын-подросток еще не способен жить отдельно от матери, именно поэтому он с ней и спорит, чем желает доказать свою автономность. Мать не понимает сына, считает его ребенком и потому не доверяет важные поручения, не принимает всерьез его рассуждений о карьере музыканта. Любые спорные случаи необходимо своевременно решать, иначе они перейдут в затяжной конфликт, который не так-то просто преодолеть.

Гораздо легче и лучше жить, не накапливая тяжелых отрицательных эмоций. Помните, что они сильно изматывают человека, наносят непоправимый ущерб психике. Тот, кто постоянно находится в состоянии душевного напряжения, не способен адекватно воспринимать действительность. Такая личность не может радоваться жизни, в полной мере развиваться и использовать свои возможности. Если возникла какая-либо конфликтная ситуация, лучше ее заблаговременно решить, чем изводить себя и других. Заботьтесь о своих близких, любите их, берегите ваши отношения. Поистине радость человеческого общения является уникальным, бесценным даром. Если научиться в полной мере ценить то, что имеешь, начинаешь вдруг чувствовать себя счастливым без особой причины. Все складывается удачно, гармонично: зарплата радует, ваши карьерные достижения растут, дети делают успехи в развитии, здоровье и самочувствие на высоте.

Конфликтом «столкновение» принято называть трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.

Конфликты, как правило, возникают между людьми в связи с решением тех или иных вопросов их жизнедеятельности и в условиях противоречий. Однако не всякое противоречие приводит к конфликтам. Это случается тогда, когда противоречия затрагивают интересы людей, социальный статус личности или группы, престиж, моральное достоинство и др.

Рассмотрим характерные черты конфликта.

1. Несомненно, конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем. Социальные связи, свойственные обществу как сложной системе и целостному образованию, имеют устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя от одного поколения людей к другому. Эти связи и отношения устанавливаются не по чьей-либо прихоти, а объективно, под воздействием тех условий, в которых человек существует, совершает поступки, творит. К тому же общество не есть простая совокупность индивидов и их взаимосвязей.

Представляя собой целостную систему с характерным для нее качественным состоянием, общество первично по отношению к отдельной личности. Каждый индивид, рождаясь, застает оформленную структуру ранее сложившихся связей и по мере своей социализации включается в нее, усваивает ставшие к тому времени доступными людям знания и ценности, определившиеся нормы поведения. Следует учитывать, что самое главное для человека – это принадлежность к общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека с древнейших времен складывались таким образом, что ему было предначертано сотрудничество с другими людьми.

Недаром столь высоко ставилось и ставится соблюдение выработанного за многие века «золотого правила», по которому человек в отношениях с другими людьми должен проявлять лояльность, расположение, терпимость и добрую волю, быть справедливым, дружелюбным и вежливым, т.е. строить свое общение с окружающими на такой благожелательной основе, как взаимное доверие, надежность в словах и на деле. Всякие взаимоотношения, как деловые, так и сугубо личностные, эффективны только при уступчивости и сдержанности сторон, честном партнерстве, обоюдном стремлении к улаживанию разногласий и конфликтов, если они случаются.

Так должно быть, но не всегда бывает в действительности. В реальной жизни любой человек, каждая людская общность сталкиваются с трудно разрешимыми проблемами, разного рода ограничениями. Человек в процессе взаимодействия с другими субъектами проявляет присущее ему отношение к партнерам, которое всегда накладывает свой отпечаток на характер общения и социальных связей, может порождать противоречия и напряженность, непримиримость и вражду, деформировать непосредственные контакты.

К этому следует добавить отклоняющееся – девиантное поведение: пьянство, наркомания, правонарушения, экстремизм и т.д. Отклоняющимся от нормы может характеризоваться не только негативное, на грани порочного поведение. Бывает, к нему относят и пристойные поступки, в том числе неукротимое стремление к новому, решительность в преодолении консервативных традиций, различные виды научного, технического и художественного творчества. Новаторство одних нередко оборачивается непониманием со стороны других, необходимостью вступать в конфликт.

Сказанное подводит к выводу о том, что конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей.Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия,
конфликты – постоянные и неизбежные составные части общественного развития.

2. Далее, конфликт – явление осознанное, действие обдуманное.Ведь человек наделен специфическим, только ему присущим качеством – разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику. И намерения и поступки человека направляются не врожденными инстинктами, а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек в большой степени свободен в выборе направлений деятельности, может регулировать свои отношения. Будучи потенциально рациональным, он склонен считаться с писаными и неписаными правилами поведения, которые усваиваются им в процессе социализации, приобщения к достижениям культуры.

Конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.

3. Следующая черта: конфликт – явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее.Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни – будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека. В самом деле, разве можно представить себе становление отдельной личности или деятельность организации без внутренней напряженности, противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы.

Причинами их могут быть, в частности, условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для функционирования организации обстоятельств, проблемы трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными группами, структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации, эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, нравственных представлениях, уровне образования, квалификации общей культуре.

4. Весьма существенно, что конфликт – это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон. Противодействия сторон присутствуют не только в межличностных и межгрупповых конфликтах, но и в процессе автокоммуникации человека, при его общении с самим собой, самоорганизации и самопрограммирования. Психологически такая саморегуляция обеспечивается внутренним диалогом, который возникает в восприятии, мышлении человека как следствие разных точек зрения на его собственные переживания и поступки. По сути происходят тот же спор, расхождение во мнениях, противостояние и противоборство, которые характерны для любого социально обусловленного конфликта.

Конфликт межгрупповой -распространенный тип конфликтного противоборства, субъектами которого выступают различные социальные группы (политические, демографические, профессиональные, спортивные и т.п.), конкурирующие между собой по различным причинам, в различных условиях и формах, с различной степенью напряженности и интенсивности за обладание различными объектами

5. Еще одна важная черта – конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях противоборства. Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем выразителей несовпадающих интересов и целей служит для них одновременно и связующим звеном. Ведь стороны сталкиваются друг с другом в определенной социальной среде, объективные условия и субъективные устремления непременно чем-то объединяют конфликтующих.

Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так или иначе должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований. Ему приходится анализировать складывающуюся ситуацию, строить прогнозы, взвешивать последствия, намечать планы, принимать решения, добиваться их осуществления, корректировать свое поведение и действия, умерять эмоции,
т.е. пускать в ход весь арсенал управленческих средств, который во многом служит улаживанию конфликта.

Итак, получив представление о некоторых основных чертах, можно дать этому явлению более конкретное определение. Если суммировать все вышесказанное, то можно сказать следующее:

Конфликт –это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Все многообразие определений понятия «конфликт» можно разделить на два основных подхода. Первый подход делает акцент на антагонистической стороне конфликтных ситуаций. Второй – рассматривает конфликт как определенную систему отношений между субъектами.

Определение первого подхода можно выразить следующей фразой: конфликт – это столкновение, противоречие, борьба, противодействие личностей (сил, интересов, позиций, взглядов) в силу противоположности, несовместимости, противостояния. Так, В.И. Андреев и определяет конфликт как процесс резкого обострения противоречия и борьбы участников в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из его участников.

Антагонистический характер конфликта можно считать характеристическим признаком данного подхода, поскольку акцент, в первую очередь, делается на столкновение противоположных интересов, мнений и устремлений. Сторонники первого подхода разделяют конфликты на деструктивные и конструктивные. Чтобы разрешение конфликта было конструктивным, конфликтной ситуацией необходимо управлять. Однако недостатком данного подхода является тот факт, что главной целью такого управления является ликвидация конфликта с максимальной выгодой для одного из оппонентов. Таким образом, речь скорее идет о манипулировании, чем об управлении.

Сторонники второго подхода считают конфликт естественным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого сообщества, хотя и имеющим деструктивные последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады. В рамках данного подхода конфликт определяется как система отношений, процесс развития взаимодействия, заданные различиями (по интересам, ценностям, целям деятельности) субъектов, участвующих в нем.

Второй подход характерен для современной социологии конфликта (А.Г. Здравомыслов
«Социология конфликта». - М., 1996. и др.), социальной психологии (Н.В. Гришина, А.И. Донцов и др.), теории организационного развития и, конечно же, общей теории конфликта.

Конфликт рассматривается как саморегулирующийся механизм, подразумевая, что конфликт не ликвидируется, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего профессиональную, а в обществе – социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабильности. Он трансформируется в другие конфликты, менее разрушительные, в других сферах, других социальных измерениях.

Итак, современные представления о конфликте исходят из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни, выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Не стоит вводить людей в заблуждение с помощью мифа о всеобщей гармонии интересов. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов.

Смысл этих правил в современном мире состоит в том, чтобы:

Не допускать насилия как способа разрешения конфликтов;

Найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов;

Добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.

Сегодня можно выделить пять различных способов использования понятия «конфликт»:

Конфликт как «случившееся», по отношению к которому надстраиваются различные технические образования, доводя фактическое столкновение сторон до полной структуры конфликта (посредничество, техники ведения переговоров и т.д.);

Конфликт как средство исследователя (аналитика). Здесь конфликт рассматривается как своего рода экран, который позволяет выявить и увидеть то, что невидимо при нормальном течении дел (психоанализ, различные формы разведки и т.д.);

Конфликт как механизм, искусственно создаваемый организатором для интенсификации мышления и деятельности (используется в коллективных способах разрешения проблем);

Конфликт как область специализации научных предметов (межличностные конфликты в психологии, групповые взаимодействия в социологии и т.д.);

Конфликт как объект исследования. Так, конфликтные отношения рассматриваются в теории игр как частный случай игры.

Конфликтные отношения -связи между субъектами конфликта в процессе конфликта.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как процесс разрешения противоречий, возникающих в системе социального взаимодействия.

Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены –слова, действия или бездействия, могущие привести к конфликту.

Слово «могущие»- здесь ключевое. Таким образом, он не всегда приводит к конфликту и тем самым как бы уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому допускается многими с мыслью о том, что «сойдет». Однако часто не «сходит» и приводит к конфликту. Коварность конфликтогена в том, что мы более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

Представим схему возникновения конфликта.

Схема возникновения конфликта.

Первый конфликтоген + более сильный ответный конфликтоген + еще более сильный ответный конфликтоген + и т.д. = конфликт

Существуют две формулы конфликтов.

Первая формула конфликта: Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого. Конфликт между людьми можно уподобить сорняку в огороде: конфликтная ситуация – это корень сорняка, а инцидент – та часть, что на поверхности. Становится ясно, что оборвав листья, но, не тронув корни – конфликта не решить.

Вторая формула конфликта: сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

Итак, основой конфликта является конфликтная ситуация, в которой присутствуют:

предмет конфликта – противоречие (проблема), которое противоборствующие стороны пытаются разрешить;

объект конфликта – проблемная ситуация на основе пересекающихся интересов оппонентов, которые желают контролировать ее и управлять ею;

субъект конфликта – конфликтная личность или проблемы, способные спровоцировать конфликт;

оппоненты конфликта – участники конфликта.

Манипулирование субъектом – скрытые или явные действия конфликтующей личности, направленные на субъект отношений с целью достижения определенного результата, значимого для личности. Например, от ответственности можно попытаться избавиться, передав ее другому; на определенные права можно претендовать, чтобы затем ими воспользоваться.

Все эти составляющие части (субъект конфликта, предмет, объект, манипулирование субъектом, оппоненты, инцидент) составляют формулу динамики конфликта .

Динамика развития каждого конфликта имеет следующие стадии:

1 стадия – предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешимость. Появление напряженности в отношениях;

2 стадия – обострение противоречий, устойчивый негативный психологический фон в отношениях; постоянная негативная, порой агрессивная конфронтация;

3 стадия – конфликтная ситуация, открытый конфликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания;

4 стадия – разрешение конфликта;

5 стадия – постконфликтная стадия, ситуация, новое содержание отношений между участниками конфликта.

Как мы уже отмечали, конфликт может выступать способом социального взаимодействия, быть добром и злом одновременно. Поэтому функции конфликта характеризуются с учетом позитивных и негативных последствий. Функция конфликта выражает, с одной стороны, его социальное назначение, а с другой – зависимость, которая возникает между ним и другими компонентами общественной жизни. В первом случае берутся во внимание последствия конфликта, во втором – направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей.

К положительным функциям конфликтов можно отнести: решение проблемы, учет взаимных интересов, достижение понимания между участниками конфликта, доверие друг другу, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к превосходству.

Помимо этого к положительным функциям конфликта можно отнести стимуляцию интереса и любопытства, его роль медиатора, с помощью которого актуализируются проблемы.

Отрицательные дисфункциональные последствия конфликта - это: неудовлетворенность людей общим делом, уход от решения назревших проблем, нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, ослабление сплоченности сотрудников, развод
и т.д.

Конфликт различается по нескольким параметрам.

По степени проявления конфликты бывают:

Скрытым (затрагивает обычно двух людей, которые до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют);

Открытым (как только один из участников конфликта открывает свою неприязнь);

Случайным (стихийно возникший конфликт);

Хроническим (сознательно провоцируемый конфликт).

По процессу:

Вертикальным (между руководителем и подчиненными в конкретном производственном коллективе), который, в свою очередь, делится на производственный, ролевой, монокаузальный, поликаузальный;

Горизонтальным (между членами коллектива, работниками организации), который подразделяется на межличностный, межгрупповой и внутриличностный конфликты.

Конфликт вертикальный - специфический тип конфликтного взаимодействия, направ-ленного вдоль оси политической или организационно-управленческой иерархии (например, против органов власти или руководителя предприятия, любой другой организации), разрешение которого может привести либо к компромиссу, либо к изменению стиля руководства, либо к смене последнего, либо к подавлению инициаторов конфликта и его участников.

Конфликт горизонтальный - специфический тип конфликтного противоборства, развертывающегося вдоль горизонтальной оси взаимодействия равноправных партнеров:
двух предприятий, спортивных команд, сослуживцев, находящихся на одном уровне служебной лестницы. Чаще всего завершается поисками компромисса, взаимными уступками, но иногда приходится прибегать и к вмешательству извне – со стороны суда, органов власти и т.д.

По результату:

Деструктивным;

Негативным;

Конструктивным;

Позитивным.


Похожая информация.


Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам .

В теоретической литературе нет единого определения понятия «конфликт». Авторы при определении данного понятия исходят из различных положений. Рассмотрим основные из определений конфликта, существующих в современной отечественной и западной конфликтологии.

На Западе широко распространено определение американского исследователя Л.Козера, в основе которого лежит социологическая характеристика конфликта:

Л.Козер под конфликтом понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника .

Отечественные исследователи большое внимание уделяют именно социологической стороне конфликта:

Попова Т.Е. под конфликтом понимает наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями .

Л.Г. Здравомыслов рассматривает конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточку социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями .

Емельянов С.М. рассматривает конфликт как такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.) .

Однако большинство определений не включают в себя понятие внутриличностного конфликта, на котором заостряет внимание Г.И. Козырев:

Г.И. Козырев говорит о том, что конфликт является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

По мнению Г.И. Козырева в основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство .

Таким образом, конфликт - есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения функций и динамики.

Наряду с понятием конфликт часто используется понятие «конфликтная ситуация».

Согласно определению А.Ю. Анцупова, А.И. Шипилова, конфликтная ситуация - частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени .

Понятие конфликтной ситуации дается в психологической литературе. Согласно психологической теории «если человек определяет ситуацию как конфликтную, она становится конфликтом, ибо в своих дальнейших действиях в данной ситуации он основывается на том определении, на том значении, которое он придал ситуации, соответственно развивая конфликтное взаимодействие, оценивая действия партнера, выбирая стратегии поведения» .

Используя существующие в психологии методологические представления для понимания психологической природы конфликта, можно сформулировать положение, что объективно существующие противоречия не однозначно детерминируют конфликтное взаимодействие участников ситуации, но, напротив, они сами «конструируют» конфликт, приписывая ситуации соответствующее значение. Отсюда -- возникновение конфликтной ситуации не является простым следствием возникающих противоречий, но представляет собой следующий процесс:

конфликтная ситуация: внешняя ситуация --> определение ситуации -->конфликтная ситуация.

Интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, человек начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя тем самым ситуацию в конфликт. При этом принципиальное значение имеют две точки перехода: какие факторы обусловливают восприятие актуальной ситуации как конфликтной и как после определения ситуации как конфликтной осуществляется переход к конфликтному взаимодействию.

В качестве главного признака, на основании которого человек определяет ситуацию как конфликтную, обычно рассматривается воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны. Конфликт - это не просто свойство ситуации, но скорее выводы, делаемые на ее основе; при этом если ситуация определяется как конфликтная, будут выбираться доказательства, поддерживающие эту схему .

Итак, в современной конфликтологии нет единой точки зрения на проблему конфликта. Неоспоримым фактом является то, что конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизни и их изучением занимаются исследователи по всему миру. Большинство ученых подчеркивают социальную значимость конфликта, определяя его как противоборство на основе различия в целях, мотивах, ценностях. Нельзя также забывать и о внутриличностном конфликте, основу которого составляет личность субъекта как устойчивая система социально-значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений.