Циклическое время. Как с ним сонастроиться

Время - это удивительная загадка, которая веками будоражит умы людей. Что это: всего лишь наше восприятие хода событий, или особое поле, заполняющее всю Вселенную? Нередко можно услышать мнение: ответ на вопрос "что такое время" вообще невозможно получить, по крайней мере на современном этапе развития человечества. Кто-то возлагает надежды на науку, ожидая, что из сложнейших математических теорий и опытов на адронном коллайдере людям придет понимание сути времени. Вопрос вот в чем: воспользовались ли мы теми подсказками, что дала сама природа? Связали ли мы в единую картину очевидные и неоспоримые факты, окружающие нас?

Суть статьи: время – это механизм развития Вселенной . Сколько течет время, столько Вселенная видоизменяется, причем эти изменения целенаправленны. Судите сами: с момента Большого взрыва Вселенная поэтапно прошла стадии возникновения элементарных частиц, атомов водорода, звездных систем, появления планет.

Насколько разумно считать этот процесс хаотичным? Особенно, если принять к рассмотрению то, что происходило дальше, в других масштабах пространства. На Земле химические элементы сложились в аминокислоты и другие органические соединения, из которых возникли простейшие микроорганизмы. Через огромное количество этапов развития планета наполнилась множеством биологических видов, образующих биосферу, которая продолжает эволюционировать. Темпы развития разума человека, науки, культуры и технологий - еще более впечатляющи. Все это – единый поток развития Вселенной, и все события, в конечном счете, способствуют этому. Время - это глобальный механизм, который направляет все цепочки событий в сторону все более совершенной структуры пространства.

Это представление о времени созвучно теории «Причинной механики», созданной советским астрономом Н.А. Козыревым. Он считал, что все процессы происходят с излучением или поглощением поля времени, несущего упорядоченность, и связывающего процессы Вселенной воедино.

Как эта идея согласуется с существующими физическими теориями?

Прекрасно согласуется, рассмотрим на примере. Зарождение солнечной системы началось со сжатия космического облака – так работал закон гравитации, потом вращение облака ускорилось – сработал закон сохранения углового момента. Позже в протосолнце начались термоядерные реакции – их тоже можно описать известными физическими законами. Точно также можно дать научное объяснение и другим этапам эволюции, космоса или человека. При этом за кадром остается самый главный вопрос: почему все это происходит, что связывает этапы развития в единый поток? Вот об этом и речь – связь законов (описывающих различные классы процессов) обеспечивается единым законом , который можно с учетом сказанного назвать законом развития. Представление о едином законе развития не опровергает, а объединяет другие законы природы. Конечно, это понимание не является физической теорией, поскольку его нельзя ни доказать, ни опровергнуть (в рамках современного подхода к экспериментальной проверке). Это скорее взгляд на фундамент реальности, лежащий глубже отдельных законов и физических эффектов. Теориями и экспериментами можно установить различные законы природы, чем и занимаются различные науки. Но какая наука занимается синтезом всех полученных знаний в единую картину мира?


Разве время циклично?

Удивительно то, как мы не замечаем цикличность времени, вопреки его вездесущему проявлению. Для начала задумайтесь, откуда у вас изначально возникло линейное представление о времени? Где вы впервые увидели время в виде линии? Предположу, что на бумаге, т.е. в абстрактном, искусственном мире. Например, на графиках, когда изображается какой-либо процесс, и горизонтальная ось обозначает время. На диаграммах, обозначающих последовательность каких-либо этапов.

Какое время мы видим повседневно, в реальном мире? Исключительно циклическое. Для нас любой момент времени – это секунда, которая имеет свой номер в минуте, а та принадлежит одному из 24 часов. И далее: день – это один из этапов месяца, месяц – один из этапов года, получается система вложенных циклов. Мы измеряем время с помощью часов и календаря (циклических по определению) не просто потому, что это удобно. Первые представления о времени (и инструменты для его измерения) появились в результате наблюдения за суточным и годичным движением Солнца. Наша система временных координат не придумана на пустом месте, а отражает реальные процессы вращательного движения Земли.

Циклично ли время? Для ответа на этот вопрос достаточно просто взглянуть на свои часы . Это удивительный парадокс: нам кажется, что время течет линейно, хотя в окружающем мире мы не видим ни одного примера этому.

А вдруг наше измерение времени вложенными циклами – это просто «случайное совпадение», и цикличность не имеет никаких проявлений в природе? Попробуем разобраться.

Начнем с общих соображений. Цикличность, в общем смысле этого слова, это многократное повторение чего-либо. Такой эффект возникает при вращении, поскольку в процессе вращения объект (или его часть) периодически попадает в ту же точку пространства, которую он занимал ранее. А значит, через равные промежутки испытывает повторное влияние тех же внешних факторов. Например, в результате вращения Земли мы с шагом в один день проходим момент максимального светового излучения (когда видим Солнце в зените). Или мысленно посмотрим на Солнечную систему сверху, откуда орбита Земли похожа на почти идеальную окружность. Для удобства разделим образованный таким образом круг на 12 секторов, которые соответствуют 12 месяцам года. Очевидно, что из года в год Земля поочередно бывает в одних и тех же 12 секторах, этапах своего цикла, и попадание в каждый сектор связано со сменой условий на планете (повторяющихся из года в год). Это не значит, что каждый год повторяются одни и те же события – циклически повторяются внешние условия.

А теперь убедимся, что вращение и цикличность процессов происходят на всех уровнях реальности. Будем двигаться от космического масштаба в микромир.

Мы знаем, что вращаются галактики, звездные системы, и планеты. Есть теория, что вращается сама Вселенная. Конечно, эти процессы объяснимы теорией гравитации – но ведь факт от этого не перестает быть фактом. Посмотрим, что происходит у нас на планете.

В природе существует множество потоков вещества, и их неминуемые столкновения порождают устойчивые вихри, воздушные или водяные. Вихрь – это возможность стремительным потокам энергии обрести устойчивую геометрию. Природные вихри крайне устойчивы, и могут существовать длительное время.
Кроме буквального, визуально наблюдаемого вращения материи, в природе присутствует бесчисленное множество неочевидного круговорота вещества и энергии. Это круговорот воды, кислорода, азота, и прочих веществ.

Если в природе устойчиво функционирует множество циклов, быть может нечто подобное можно найти в нашем организме?

Циркуляция в кровеносной системе и сердцебиение, цикл дыхания – это очевидные примеры цикличности, и множество других можно найти при более детальном рассмотрении. Вы слышали что-нибудь об альфа-ритме, дельта-волнах? Все та же цикличность, в виде электрических колебаний, происходящих в системе нервных клеток головного мозга. Можно углубиться дальше, и найти спиральную закрутку на уровне макромолекул ДНК и белков.

На сегодняшний день наука смогла проникнуть дальше на еще несколько уровней реальности, и там мы наблюдаем все ту же цикличность.

Как называется модель, описывающая все многообразие химических элементов. Периодическая система Менделеева! Еще глубже: вращение электронов в атомах. Согласно некоторым теориям (газовой эфиродинамики), сами элементарные частицы являются устойчивыми вихрями других, еще более компактных частиц. Существует и такая теория, что эта вложенность продолжается бесконечно.

Кстати, цикличность в природе часто встречается в виде колебательных процессов, например электромагнитные волны:

Любое электромагнитное излучение (радиоволны, свет, рентгеновское, гамма-излучение), как впрочем и звук - это распространяющиеся в пространстве колебания. У колебательного процесса всегда есть период, фактически означающий длину цикла.

Итог: на всех видимых масштабах реальности мы видим вращение, отражающее цикличность абсолютно всех процессов во Вселенной. Иными словами, любой процесс всегда состоит из повторяющихся стадий. Обобщенно их можно описать следующим образом:

Более подробно об этом можно .

Разве время куда-то «идет»? Это же мы по нему скользим!

Самое удивительное, что эти два подхода не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Мы можем считать, что время – это бурный поток, несущийся сквозь наше «здесь и сейчас» из будущего в прошлое. Мы можем считать, что время – это уже состоявшееся прошлое и будущее, по которым мы скользим на гребне настоящего.

Речь о том, что у любого процесса есть этапы, причем одни и те же, просто по-разному проявляемые. Говоря языком программирования, время – это алгоритм, состоящий из набора действий. Можно представить, что этот алгоритм последовательно выполняется (время «идет»). И с таким же успехом можно понимать, что по этому алгоритму уже выстроена цепочка событий (если смотреть четырехмерно), и мы просто скользим вдоль ее. Разница лишь в восприятии.


Есть ли цель у Вселенной?

Представьте, что Вселенная – это огромные часы. Пытаясь понять, как они работают, ученые открыли множество колесиков, пружинок, и шестеренок – это различные законы природы. Чем детальнее изучаются отдельные колесики, тем сложнее задаваться вопросом: а что они делают все вместе? И это самый важный вопрос, ведь исходя из ответа на него, мы будем в полной мере понимать назначение каждого элемента «часов».

Если говорить в общем, то мы уже знаем, что работа «гигантских часов» под названием «Вселенная» сопровождается ее все возрастающей упорядоченностью. Очевидно, что Вселенная – это не хаотичная, а управляемая система. У любого управления всегда есть цель. Поэтому, целью Вселенной можно считать развитие (усложнение структуры, повышение организованности, появление ранее не существующих форм и состояний материи и пр.).


Снижается ли энтропия Вселенной?

У этого термина есть множество определений. В статье я исходил из наиболее общего из них: энтропия – это мера беспорядка системы, состоящей из множества элементов. Как ранее уже было отмечено, упорядоченность Вселенной возрастает. Это утверждение основано на современных космологических теориях, согласно которым Вселенная не всегда была такой, как мы ее видим ныне, а возникла в результате Большого взрыва (после чего прошла столь длинный путь развития всего за 14 млрд. лет). Конечно, вокруг нас непрерывно протекают процессы, связанные как со структурированием, так и с разрушением. Можно сказать, что происходит круговорот материи: звездные системы могут разрушиться до состояния межзвездной пыли, из которой потом сформируются новые звездные системы. Быть может, где-то в космосе, процессы, связанные с разрушением преобладают. Однако в целом Вселенная (по крайней мере, наблюдаемая нами ее часть) становится более организованной.
Если углубляться в физику, мы встретим различные определения энтропии, и часть из них (например, энтропия Клаузиуса) вообще не применимы по отношению ко Вселенной в целом. Из этих частностей никак не следует, что самое общее понимание термина «энтропия» не применимо ко Вселенной.

    Евгений Брыкин: Энтропия не может возрастать. Если галактики структурировались, то в ответ на это общая температура Вселенной упала. Если мы прочитали какую-то статью, в нашем мозгу образовалась определённая чёткая информация, то это повлекло за собой расход энергии - мы сожгли на этом кучу калорий. Есть закон термодинамики, где энтропия (беспорядок) всегда положительна, т.е., общий процесс всегда идёт в сторону увеличения беспорядка, несмотря на отдельные упорядочивающиеся области. Или я чего-то не знаю о новых достижениях теоретической физики?

    Игорь Зимаев: Евгений, второй закон термодинамики говорит только о закрытых системах. Может быть я тоже что-то пропустил из последних достижений космологии, но насколько помню, вопрос применимости понятия энтропии ко всей Вселенной открыт. Обратите внимание, что слово "энтропия" в статье встречается лишь в последнем абзаце, вообще я говорил об упорядоченности. Можно ли между этими двумя понятиями поставить знак равенства? И главный вопрос, если "общий процесс всегда идёт в сторону увеличения беспорядка" - вы этим хотите сказать, что Вселенная в виде сложнейшей системы сейчас мене упорядоченна, чем Вселенная на момент существования в ней лишь кипящего океана энергии?

    Inga Safronova: Недавно прочитала одну книгу, где дается четкое и однозначное определение категории Времени. Признаться, книга революционна по своему концептуальному содержанию. Если интересно, вот ссылка:https://www.ljubljuknigi.ru/store/ru/book/%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D1%83-%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1/isbn/978-3-659-56113-9

    Гость: Процесс "измерения" времени: Берём кусочек "времени" и начинаем его "измерять" часами?! 1. Где же этот "кусочек" времени??? В таком случае что мы собираемся измерять??? 2. Разбираем часы и... не обнаруживаем того самого датчика, которым мы собираемся "измерять" то, чего тоже не имеем. Вопрос: Кто нибудь, когда нибудь "измерял" часами Время? Тогда покажите как он это проделывал, буквально по шагам. Часы, принципиально не отличаются от бетономешалки и барабана у Якубовича на поле чудес, если на последние установить циферблат и стрелку. Тогда выходит если бетономешалку "возить" по Вселенной с околосветовой скоростью, то она тоже должна замедлить свой ход? А песочные часы? Господа! Часы не измеряют время, у них нет того, чем можно его измерять. Часы просто движутся, а на своём циферблате показывают сколько делений прошла их стрелка, и всё.

    Barry: Измеримость Времени не является смыслом, сутью Времени. Время существует и без каких либо измерений! ЛЮБЫЕ измерения ОТНОСИТЕЛЬНЫ. Измерение Времени в том числе. Берёте устойчивый процесс, фиксируете его любым способом (механически, электронно и т.д - сиречь часы) и далее измеряете им в Настоящем длительность ЛЮБОГО процесса. В 4-х мерном Времени-Пространстве. Т.е. часы - фиксатор устойчивого процесса и не более того! А Время это всего лишь Мера изменяемости Материи и Информации!

    Тимур Шишкин: Путаница из-за того, что слово «время» имеет два смысла: 1) длительность. 2) собственное время объекта. Длительность измеряется в секундах. Но длительность – это не время. Собственное время объекта – есть относительная величина, отражающая меру перехода объекта от факта начала к факту конца его существования, показывающая, какую часть своего потенциала существования объект израсходовал на момент наблюдения. Говоря иначе, время объекта – это его (относительный) возраст. Подробнее см.: Ильясов Ф.Н. Время как израсходованный потенциал существования. Web-Институт исследований природы времени. 2015. http://www.chronos.msu.ru/ru/rnameindex/item/ilyasov-f

    Гость: Подарок! В книге "Верософия и Верология" ответы на важнейшие вопросы. Как устроено мироздание, что такое время, где Бог? 20 лет труда. Авторские иллюстрации. По ссылкам можно скачать типографскую версию, и пройти на оба фильма. #verosofia_verologia #верософия_верология #verosofia #verologia #верософия #верология Версия для монитора: https://yadi.sk/i/kR5xwRzJh8Vsi Версия для типографии: https://yadi.sk/d/u2A-twBogXsPb Первый фильм: http://www.youtube.com/watch?v=16_uWYlRvSY Второй фильм: http://www.youtube.com/watch?v=hs2_pYli3ds Группа в контакте: http://vk.com/club3606124 Автор публикации Игорь Романович Григорьянц не преследует коммерческие и политические цели. Подправляю ошибки и недочёты! Советую проверить обновление выложенной книги по ссылке (см. дату загрузки) - и скачайте заново. Обложку и прилагаемые обновлять не надо. В папке «для Верософии» лежат шрифты - это важно! Установите их себе на компьютер! В типографию несите всю папку «Верософия и Верология» (скачать архивом с яндекс диска)! Они знают, что с этим всем делать.

    Barry: Одной из существенных и необходимых компонент Пространства-Времени является - энтропия (как демпфирование) в потоке процессов. Если рассматривать поток процессов в Безконечном Времени как набор синусоид (для упрощения), без демпфирования можно в Безконечности получить один процесс поглотивший другие. Энтропия предотвращает "раскачку" конкретного процесса во Времени и даёт возможность развиться другим процессам в определённой Мере. Для каждого отдельного процесса энтропия индивидуальна. Поэтому они претерпевают различные изменения во Времени. Так, что энтропия чрезвычайно полезная и необходимая составляющая Мира! Это тот смешной мизер - дающий право существования другим!

    Гость: Когда что-то улудшается, то что-то ухудшается, если где-то прибыло то где-то убыло.

"

Во многих книгах вы можете прочесть, что древние представляли себе время цикличным. Тому можно найти немало подтверждений. И однако мы ошибемся, если примем такое утверждение. В чем же тут подвох? В наших собственных взглядах. Если считать время чем-то существующим, то изменение представлений о времени можно считать приближением к истине, приобретением нового знания, даже преодолением заблуждения. Примерно так, как христианские теологи говорили об образе единого бога. Открылась ли людям истина о боге со временем? Если верить в христианского бога - да. Но если мы примем, что все боги выдуманы, то истина не могла открываться просто в силу несуществования того, о чьем образе мы говорим. Нельзя иметь знание о том, чего не существует. Точно то же самое просходит и с представлениями о времени. Говорить о достижениях в области познания времени можно было бы только в том случае, если бы время существовало, но его не существует. Почему же, сравнивая категорию времени с понятием бога, я считаю, что "бог" представляет лишний элемент культуры, а время - необходимый? Потому что в реальности нет времени, но есть временность. Временность - постоянная изменчивость реальности. Время - способ ориентироваться в этой изменчивости. Часы - некий компас, помогающий плыть в потоке бытия, сопоставлять процессы. Значит, время как искусственно созданная шкала имеет ценность только тогда, когда выполняет свою функцию.
Мы говорим, что для древних время было циклично, но забываем, что наши часы тоже основаны на принципе периодичности. Что такое год, как не цикл? Календарь по-прежнему ориентирован на астрономические и природные циклы. Автор биографии не забывает, что жизнь - тоже цикл. У каждого человека свои детство, молодость и старость. Таким образом, в культуре сохраняется ориентация на цикличность процессов. Циклы не всегда повторяются, не всегда равны периодам. Жизнь человека - уникальный цикл. Какое же представление о времени мы имеем сейчас? Смешанное. Потому что мы, представляя единое линейное время, не можем полностью игнорировать цикличность процесов. Наше представление о времени получается противоречивым, неустойчивым. Как сочетается непрерывность и однонаправленность с цикличностью? Никак. Они просто накладываются друг на друга. Как я выше указал, мы не могли продвинуться относительно древних в изучении времени. Более того, мне кажется, что наши представления о времени стали ошибочными. Несмотря на создание Эйнштейном теории относительности, взгляды большинства следуют тому, во что верил и что говорил Ньютон: время и пространство - вместилища бытия, всё происходит в пространстве и времени. Это, безусловно, шаг не вперед, а назад по отношению к древним представлениям.
Для древних время было циклично потому, что процессы, которые они измеряли, были цикличными. Для земледельцев годовой цикл имел огромное значение, намного большее, чем для охотников-собирателей. Календарь - одно из первых достижений цивилизации. Ведь именно календарь позволял регламентировать всю жизнь сообщества в соответствии с природными и сельскохозяйственными циклами. Не случайно календарь находился в ведении жрецов. Цикличное время древних - не проявление "представлений о времени", а время культуры, приспособленное к жизненным циклам. Историку неудобно считать годы по царствованиям, а современникам был удобен именно такой счет лет. Единое летоисчисление возникло очень поздно и применялось в немногих странах. Причем религиозный счет в каком-то смысле тоже цикличен - отсчет от рождества христова, который сменил отсчет от сотворения мира - указание на новый цикл. Похожие гигантские циклы можно найтив майянском и индийском календарях. Но примем условно, что перед нами единая шкала. Всё равно на ней откладываются годы, то есть природные циклы. К 20 веку мы всё больше стали отрываться от годичного и даже суточного циклов, наша жизнь благодаря электричеству и возможности хранения продуктов не так жестко связана с временем года и временем суток. Порой мы как бы теряем ощущение времени - то есть теряем ощущение окружающего нас мира, теряем связь со средой. Именно поэтому нам так трудно понять древних. Они не заблуждались относительно времени. Их время было правильным, то есть практичным. Они его сами создавали.
Теперь более интересный вопрос. Сознавали ли люди в далеком прошлом, что есть единый поток изменений, который не описывается исчерпывающе с помощью циклов? Да, сознавали. Это можно увидеть уже в мифах. "Время" мифов не стыкуется с циклическим повседневным временем. Ориентируясь в повседневной жизни на циклическое время - календарь - люди чувствовали и осознавали единую временность. Вот, к примеру, несколько строк из стихотворения известного китайского поэта эпохи Тан, Ли Бо (8 век):

И терновник растет
В знаменитых покоях дворца,
На Великой террасе
Олени резвятся весь день.
Где цари и вельможи?
Лишь время не знает конца,
И на пыльные стены
Вечерняя падает тень. (пер. А. Гитовича)

По стихотворению Ли Бо видно, что единый поток бытия, который характеризуется временностью, вполне осознавался. Можно ли назвать это временем? Если мы назовем этот поток временем, то будет неясно, что это слово обозначает. Ведь это не самостоятельная сущность, этого потока нет. Это не какой- то особый процесс и не особая сущность и тем более не вместилище бытия. Это характеристика изменчивости бытия. Временность - изменчивость бытия в нашем восприятии. Заменять изменчивость на время было бы ошибкой. Зато цикличное время календаря и летописи - это именно время, оно создано людьми. Время - культурный феномен и имеет место только в мире человека. Оно, конечно, не существует в прямом смысле слова и здесь, время - упорядоченность временности. Часы отмеряют время, отсчитывают время, но главная сущность времени - регулирование поведения человека. Это время для древних было циклично. Но мы с вами убедились, что это не касается мировосприятия и мировоззрения в целом.
Когда человек не зависит от природной среды, он лишается необходимости циклично структурировать время. На протяжении последних трех столетий культура сдвигается к линейному времени. Для нас отсчет годов и дней уже не имеет такого значения, как раньше. И резко возрастает значение отсчета минут и часов. В ряде случаев ставятся не часы, а хронометры и секундомеры, отсчет времени в которых производится непрерывно от какого-то момента (например, старта). Такой принцип отсчета времени больше соответствует нашим представлениям о мире. Глобальному миру нужно единое время, это логично. Вопрос в другом - нужен ли человеку этот глобальный мир? Если для меня природный мир стоит выше человеческой глобальной цивилизации, то циклическое время будет выше непрерывного линейного времени. Речь не только о смене времён года, мы в самих себе содержим своеобразные часы. Мы спим каждые сутки, мы периодически голодны, да и другие наши потребности связаны с циклами - в том числе возрастными. Никакая цивилизация не смогла этого отменить - несмотря на все старания. Современная наука оперирует таким понятием, как "биологические часы". Иначе говоря - биоритмы. Биологические часы - один из способов приспособления организма к природной среде. Удивительный способ, если присмотреться.
Краткий экскурс показал, что циклическое время наиболее соответствует циклам среды и биоритмам, а потому оно наиболее удобно для человека. Для социальных макроструктур - государства, цивилизации, огромных корпораций и так далее - удобнее линейное время. Представления древних о мире были вполне реалистичны, и общую временность они чувствовали и сознавали. Но в культуре господствовало цикличное, человеком созданное время. Это не древние ошибались, это мы ошибаемся, когда говорим, что у древних циклическое восприятие времени было частью мировоззрения. Циклическое время культуры не равно представлениям о циклическом времени бытия. Сознание непрерывности изменений и цикличности изменений, и непрерывности циклов - гармонично сочеталось у людей прошлых эпох. Нам для того, чтобы реконструировать их представления, их мысли - нужно делать очень большие усилия.

«Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем», — это Екклезиаст — одна из книг Ветхого Завета Библии.

«Все течет, все изменяется. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», — это уже греческий философ Гераклит.

Здесь мы видим два представления о времени. В одном случае время представляется как повторяющийся процесс: что было, то и будет. Во втором случае время представляется как процесс неповторимый: все изменяется. И художественные образы, к которым прибегают авторы высказываний, они очень характерны. Один мыслитель упоминает солнце, которое ходит по кругу, второй говорит о реке, которая течет из одного места в другое.Первые представления о времени люди получили, наверное, благодаря именно циклическим, повторяющимся процессам. Смена дня и ночи, смена фаз луны, смена времен года. Такие процессы наводили людей на мысли о том, что все повторяется. В то же время люди замечали и такие процессы, которые протекали необратимо. Из елки можно сделать палку, а из палки елку — нельзя, из крупы можно сварить кашу, а из каши получить крупу уже никак невозможно. Но, пожалуй, главным необратимым процессом, благодаря которому люди познали направленность времени, была человеческая жизнь. Человек рождался, рос, взрослел, старел и умирал. И больше не повторялся.

В то же время, условия, в которых жил человек, не менялись на протяжении всей его жизни. Образ жизни человека, окружающий его быт, общественный уклад — все это оставалось неизменным. Более того, от старших товарищей человек узнавал, что и до него условия жизни и общественный уклад были такими как при его жизни. Именно о таком времени без времен, доисторическом времени говорит Екклезиаст. Мир Екклезиаста это был мир циклического времени, в котором преобладали циклические процессы. «Род уходит и род приходит, а Земля остается навек», — так же говорится в книге Екклезиаста.


И вот — Гераклит, который говорит совершенно противоположное. Чем отличался мир Гераклита от мира Екклезиаста? Гераклит — это V век до нашей эры, это заря классической Греции — времени больших перемен, времени, пожалуй, самого стремительного развития науки, техники, а следом за ними и образа жизни людей, их общественных отношений во всей древней истории. Это уже не доисторическое время, не время без времен, это уже — история.

Греки не просто наблюдают за сменой дня и ночи, движением планет, греки задают начальную точку своего исторического времени. Они отсчитывают время от первой Олимпиады. Не просто один год сменяет другой, а каждый год получает свой порядковый номер. Это само по себе говорит о том, что один год не похож на другой, если бы каждый год происходило одно и то же, то не было бы необходимости давать годам номера.

Ведь, что такое год, с точки зрения физики? Все знают, что год — это время, за которое Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Но ведь люди не всегда знали о том, что Земля вращается вокруг Солнца, первым об этом заговорил Коперник, а понятие года существовало за сотни и даже тысячи лет до него. Получается, что люди не знали о том, что Земля вращается вокруг Солнца, но могли с точностью до минуты посчитать время этого вращения. Вот такой парадокс.

Так что же тогда считали люди, если не время вращения Земли вокруг Солнца? Люди считали повторяемость весеннего равноденствия. Люди замечали, что весеннее равноденствие повторяется каждый 365 дней. Потом посчитали более точно, оказалось, 365 дней с четвертью. Вот это и был год.

Понятие года всегда было связано с сезонностью. Это было особенно важно для тех народов, которые занимались земледелием, потому что им надо было знать, когда сеять, когда собирать урожай. В древней Руси год так и называли — лето, то есть, год прямо ассоциировался с тем сезоном, когда проходят полевые работы. А зима — это было безвременье. Мы до сих пор говорим: «Сколько тебе лет?». Отсюда же — летописи, книги, в которых описывались главные события года. Надо полагать, что все основные события у нас происходили летом.

В Европе, где сезонность выражена не так ярко как у нас, такие книги назывались хроники, от греческого слова «хронос» — время. В южных странах, где лето круглый год, таких книг в древние времена вообще не писали. Что интересно, многие африканские и другие племена измеряли время не годами, а месяцами, поскольку смены времен года жители южных стран не наблюдали, зато смену фаз луны могли наблюдать.

Вообще о цивилизации очень много говорит то, какой календарь она использует. Скажем, китайский календарь, там нет как таковой нумерации, есть названия: год лошади, год крысы, год дракона — всего 12 названий. И 5 стихий: дерево, огонь, земля, металл и вода. Итого — 60 лет, каждый год со своим названием. Потом цикл повторяется. Это циклическое представление о времени.

В то же время западные календари, начиная с греческого, имеют какую-то точку отсчета, с которой начинается нумерация. У греков начальной точкой были первые олимпийские игры, у римлян — основание Рима, в средневековой Европе в качестве начальной точки избрали дату рождения Христа. А вот на Руси до Петра I года считали от сотворения мира. Если бы у нас сохранился тот календарь, то сейчас был бы 7522 год от сотворения мира.

Понятно, что все эти даты были условными, и могли не отображать реальных событий, тут важно другое. Календари без нумерации годов — это понимание времени по Екклезиасту: «Что было, то и будет», а календари с нумерацией — это понимание времени по Гераклиту: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».


Сравнение «время — река», это очень распространенная метафора. Само словосочетание: «время течет» говорит о многом. На примере реки можно наглядно показать, как будущее становится прошлым. Представьте, что мы стоим на мосту над рекой и наблюдаем за плывущей по течению лодкой. Мы заметили ее еще издали и смотрим, как она к нам приближается. Пока что она в будущем, но все ближе, и ближе. И вот наступает момент, когда она проплывает строго под нами — это настоящее. И вот она уже сзади нас, и ее уносит от нас все дальше, и дальше — она уходит в прошлое.

На часах уже без пятнадцати три
Время, как река — не воротишь назад
А ты хоть раз попробуй, оглянись да посмотри
Что сумел, что сделал, и кто этому рад?

(Константин Кинчев)


Не воротишь назад. Наверное, начиная с Гераклита, люди задумывались над этим вопросом: можно ли повернуть реку времени вспять? Или можно ли придумать так, чтобы путешествовать по времени так же вольно, как по обычной реке? Уже в более поздние, близкие к нам времена, эта идея выросла в идею создания машины времени — аппарата, с помощью которого можно совершать перемещения во времени, как в будущее, так и в прошлое.

Пока что люди даже теоретически не знают, как это сделать? Путешествия во времени лежат за гранью возможного. Но мы уже заглядывали в невозможное, заглянем туда еще раз. Только сделаем это не сейчас, а в скором будущем.
Александр Чушков

“Отказавшись от фразы «У меня нет времени…», вы скоро поймете, что у вас есть время практически для всего, что вы посчитаете нужным сделать в жизни.” Алена Старовойтова Встречались ли вы с ощущением, что не понимаете, что происходит со временем в вашей жизни? То оно несется, и вы ничего не успеваете, то замедляется, и вы “сворачиваете горы” за полчаса? Бывало ли, что вы прорабатываете какую-то проблему, а она возвращается к вам опять и опять в новом виде? В этой статье вы узнаете, как сонастроиться с ощущением нового времени, изменив сознание и привычки. Что такое циклическое время В последнее время чувствуется как жизнь становится объёмной - время, действия, усилия. Каждое действие запускает несколько новых возможностей, и они расходятся новыми действиями во времени - в будущем, прошлом, настоящем и в жизни в целом. Вы как будто нажимаете на кнопку, а от нее идут еще пять-десять проводков, которые в свою очередь ведут к новым кнопкам, которые так же запускаются, от того, что вы надавили на первоначальную. Всё это создаёт ощущение бесконечного объёмного времени. В моей жизни циклическое время проявляется в том, что я занимаюсь параллельно большим количеством дел, и при этом фокус не рассеивается, а наоборот, все усилия ведут в одну точку. Еще недавно ругала бы себя за то, что не могу сосредоточиться в одном направлении. А сейчас принимаю это своё свойство и благодарю за то, что могу его наращивать и развивать. Это признаки перехода от третьего измерения к четвертому и выше, признаки появления в жизни нелинейного, циклического времени, о котором мы и поговорим дальше. Лорен Горго о новом времени Прошлое, настоящее и будущее официально объединились в единый континуум, что делает более практически невозможным разделение их изнутри этого контекста. Параллельные временные линии сейчас становятся яснее и заметнее, что означает, что у нас появляется возможность более сознательно переключаться или "перепрыгивать" с одной на другую, меняя ход прошлого из настоящего момента. Это учебная "кривая", и если вам знакомо то, о чем я говорю, знайте, что хотя это и требует некоторого привыкания, более нет ничего необычного в том, чтобы "запустить в себе" другую временную линию или программу реальности. Или даже присоединиться к альтернативной временной линии, чтобы сознательно перенаправить или изменить события для получения более подходящих нам результатов. Время сейчас становится функцией нашего Сердца, и, по мере того, как мы учимся работать с ним этим новым и высшим способом, мы буквально переписываем человеческую историю, включая в неё Истину нашего существования. Фрагмент из прогноза на июнь 2017. Различия между линейным и нелинейным временем Души на планете Земля живут в двух разных сферах одновременно - в сфере линейного времени, к которому мы все привыкли, и в сфере нелинейного (циклического) времени, к которому многие люди сейчас переходят. Линейное время - это прошлое, настоящее и будущее, которые наступают последовательно друг за другом. Когда вы сонастраиваетесь с циклическим временем, вы начинаете видеть, что можно управлять временем. Вы замечали, когда вы торопитесь, нервничаете - время мгновенно пролетает, и вы ничего не успеваете? А когда вы в спокойном гармоничном состоянии, время замедляется. За одно и то же время, если вы замедлитесь, вы успеете сделать гораздо больше дел, чем если бы спешили и беспокоились. Время напрямую зависит от вашего внутреннего ощущения. Ниже в инфографике вы увидите каковы различия между линейным и нелинейным временем. Вы осознанно можете переходить из одного времени в другое, из линейного в циклическое. Чтобы сонастроиться с новым временем, предлагаю пройти следующие 5 шагов. Как сонастроиться с новым временем Шаг 1. Поблагодарите время Мы все богачи. Нам не нужно зарабатывать своё время. Оно нам принадлежит по праву рождения на планете Земля. Мы сами расставляем приоритеты на что мы будем его тратить. Если человек вышел из сознания жертвы и пребывает в уверенности, что он сам решает, как жить и что делать, ему открывается безграничное поле возможностей. Остановитесь на минуту, почувствуйте ваше временнОе поле. Почувствуйте энергию времени, поблагодарите его от души за то, что оно есть, за то, что даёт двигаться вперед и оглядываться назад. Поблагодарите время - как субстанцию, энергию, материю, которая всегда с нами, и которая сопровождает нас в развитии и движении. Наполнитесь благодарностью, почувствуйте время, как вашего друга и союзника, как источник изобилия. Подумайте о том, что несколько секунд с любимым человеком наполняет счастьем на долгое время. Несколько минут в медитации успокаивает на многие часы, минуты занятия любимым делом превращают нас в Мастера.
Формула “чем больше отдаешь, тем больше получаешь” также распространяется на время. Чем больше вы его тратите на то, что вам интересно, что зажигает и греет, чем больше секунд-минут-часов вы проживаете осознанно, понимая и принимая, что происходит именно в этот момент, тем более расширяется время. Вы уже не думаете, что нет возможности, а стараетесь “впихнуть невпихуемое” - здесь десять минуточек, там полчасика, глядишь - а набежало уже прилично, и опыт получен, и знания освоены. Шаг 2. Возвращайтесь в “здесь и сейчас” Ловите моменты, когда вы находитесь в настоящем времени, присутствуйте в каждом мгновении и вздохе своего дня. Даже если какие-то ситуации вам не нравятся или кажутся негативными - проживайте, не убегайте от них. В таких ситуациях, как и в теневых отражениях, большой потенциал силы, и дается он только тем, кто готов её взять. Занимайтесь теми делами, которые возвращают вас в состояние “сейчас”. Слушайте тело, когда болеете или занимаетесь спортом, Слушайте детей, когда они рассказывают вам что-то очень важное и отвечайте не на автомате, а от всей души, Слушайте птиц и любуйтесь деревьями и небом на прогулке, Слушайте себя, и когда вам не нравится ситуация. Не бойтесь встать и выйти из переговорной, не смотря на то, что клиент кажется многообещающим. Даже если эти моменты сначала будут краткими, они будут настраивать ваше сознание и учить его жить в моменте.
Шаг 3. Заканчивайте незавершенные дела Вот какую практику предложила Алена Старовойтова на одном из вебинаров: «Все дела, которые отложены в долгий ящик, на тонком плане сковывают и загромождают энергетику. А в дальнейшем становятся черными дырами, высасывающими энергию. Лень, апатия, депрессия могут быть следствием множества незавершенных дел. Во Вселенной у каждого явления есть свой строгий процесс: начало, развитие и завершение. Мы также включены в космические ритмы. Каждое незавершенное дело являет собой процесс развития, а значит там присутствует энергия, которая превращается в воронку. Она вытягивает силу и блокирует доступ ко всему новому. Замечено на практике, что завершив даже несколько дел из списка, в теле появляется легкость, а в жизнь входят радость, новые идеи, планы и возможности. Поэтому рекомендую время от времени делать следующее. Напишите список всех незавершенных дел, от самых незначительных и простых: пришить пуговицу, отдать прочитанную книгу, написать письма родным, до крупных и масштабных, требующих множество времени и сил. Уделите один или два дня на завершение всех мелких дел. Для больших напишите план действий и реальные шаги на пути к осуществлению задуманного.»
Шаг 4. Примите свои особенности Мы разные, в том числе в наших отношениях со временем. Есть люди-зайцы, которые делают всё быстро и скачут по верхам. Есть люди-улитки, ползущие по земле. Они замечают всё вокруг и учитывают любые обстоятельства. Есть люди-спринтеры, которые хороши в коротких забегах, и есть люди-марафонцы, способные выстоять выдержать длинную дистанцию и не сойти с неё. Барбара Шер в своей книге “Отказываюсь выбирать” делит людей на сканеров и дайверов. Сканеры наслаждаются окружающим поразительным, бесконечным разнообразием и каждые полгода могут начинать заниматься новым делом. Дайверу присуще любопытство, которое заставляет его глубоко погружаться в предмет, пока ему не будет посвящена вся жизнь. Есть люди с рациональным мышлением, которым подходит традиционный тайм-менеджмент в организации своих дел. И люди с иррациональным мышлением, для которых будет лучше использовать спонтанное планирование. Определите, какие качества в вас выражены сильнее, и какой ритм жизни даёт драйв и ощущение потока. Примите свои особенности, поймите, что каждый человек уникален и живет в своем ритме. Перестаньте себя казнить за то, что в моменты кризиса вы впадаете в ступор или за то, что не можете завершить начатое дело. Это ваша жизнь, это ваши уроки, вы имеете право!
Шаг 5. Соберите фрагменты вашего Я Если вы поймете и осознаете, что вы - многомерное существо, живущее одновременно в разных реальностях, то поймете, что в каждую секунду вы не одиноки. У вас всегда есть спутники и помощники - те версии вас, которые уже проходили ситуации, в которой возможно вы находитесь сейчас. Вы всегда можете посоветоваться с ними или просто наполниться светом, сиянием, уверенностью и безусловной любовью, исходящей от вашей продвинутой версии. Возможно, сейчас вам не хватает решительности открыть своё дело или мужества сказать кому-то правду. Обращение к самому себе в будущем разрешит ваши сомнения и колебания. Вы можете возвращаться в прошлое, исцелять его и встречаться со своим внутренним ребенком, а также слышать советы из будущего от самого себя.
Мы живем в интересный период, когда само время меняется у нас на глазах. Жизнь дает возможность принять прошлое, исцелить временнЫе линии, встретиться с будущим. Чтобы быть наполненными, осознанными, счастливыми, обрести способность воспринимать уроки именно как уроки, а не как наказание или ошибку судьбы. Осознанное отношение ко времени приведет вас к изобилию и принятию своей силы, к изменению отношений с телом и возрастом, к освобождению от проблем, которые вы могли долгое время считать неразрешимыми. Поэтому я вам от души желаю сонастроиться с новым временем и принять его дары! Дина Утешева

Два аспекта, касающиеся первобытной архетипической идеи времени, мы затронули выше в мифологических примерах: необратимо линейный характер времени и его циклический аспект. Последний, преобладающий в большинстве примитивных цивилизаций, базируется, скорее всего, на наблюдении за движением небесных тел и повторяющихся сезонных изменениях. Река Океанос и пожирающий свой хвост змей Зодиака демонстрируют эту идею. Кроноса-Хроноса часто непосредственно называли «круглым элементом» и «подателем мер». Макробий пишет: «Поскольку время есть устойчивая мера, оно происходит от обращения небес. Здесь начинает свой ход время и здесь же, по легенде, был рожден Кронос, что есть Хронос. Этот Кронос-Сатурн есть творец времени».

В Индии полностью преобладало циклическое представление о времени. Первичной единицей времени была юга или век (1 080 000 лет). Полный цикл или махаюга состоял из четырех таких юг, число четыре означало тотальность и совершенство. Первая юга каждого цикла была чем-то вроде Золотого Века и каждая последующая юга была хуже предыдущей, пока все творение не подходило к итоговому «великому растворению» и весь процесс не начинался снова. Названия юг были взяты от броска костей. Одна махаюга или великий год состояла из 12 000 «божественных лет», включавших в себя 360 обычных лет - всего 4 320 000 лет. Тысяча махаюг составляет кальпу, равную по продолжительности одному дню Брахмы. Здесь время представляется космическим ритмом, последовательным уничтожением и возрождением вселенной.

Для человека этот циклический аспект времени означает в негативном смысле сансару, вечно вращающееся колесо перерождений, жизни и смерти. Только просветленный йог или буддист, постигший Брахман в себе как «ослепительную вспышку истины», могут вырваться из цепи реинкарнаций, освободившись от перерождения. Такой человек становится выше любых оппозиций и память его растворяется в божественном.

Мирча Элиаде убедительно показал, что у многих цивилизаций существуют мифы о Вечном Возвращении, весьма незначительно отличающиеся друг от друга. Идея состоит в том, что в какой-то (вневременной) момент творения, который он называет illud tempus («то время»), начинают проявляться архетипические модели вещей и все человеческие деяния. Как бы там ни было, земные воплощения этих архетипов демонстрируют тенденцию к распадению. Повторяя мифы о творении и разыгрывая соответствующие ритуалы, человек тем самым заново вводил архетипические модели в свою жизнь. Аналогично, на Пасху празднуется не только воскресение Христа, но и тотальное обновление всего творения. В христианстве идея illud tempus приобрела отчасти внутренний смысл: рай или Царствие Небесное находится в нас самих и достичь мы его можем, когда захотим того, с помощью метанойи: фундаментального изменения отношения к миру.

Китайцы также узнали об изначальном времени (illud tempus), когда культурный герой устанавливал модели поведения и уклад жизни. Время они понимали и в циклическом и в линейном аспектах. В основании китайской идеи времени, как это показано в И Цзин, Книге Перемен, лежат две круглые временные мандалы. Одна называлась Порядок Первых Небес или Изначальный Порядок и представляла собой круг, состоящий из восьми Куас, базовых принципов бытия. Янь, Порождающее или Небеса, располагался на юге; Инь, Принимающее или Земля - на севере. Вся последовательность выглядела так, как показано здесь. Эта система была вневременной, хотя и не лишенной движения.

В Изначальном Порядке силы всегда действовали как пары противоположностей. Гром пробуждает прошлогодние семена. Ветер, противоположность его, растапливает лед, дождь омывает семена, солнце согревает их своим теплом. Потому и говорят: «Вода и огонь не борются друг с другом...»... Уход же за посевами сдерживает взаимное расширение.... Противоположность ее, Радость, приносит радость урожая. В итоге... Творение, демонстрирующее великий закон бытия, и Восприимчивое начало, воплощенное убежищем материнского лона, куда все возвращается, завершая круг жизни».

Противоположности, таким образом, не конфликтуя, дополняют друг друга, создавая необходимый баланс. Этот Изначальный Порядок соотносился с арифметической мандалой Хо-Ту:

Движение повторяется внутри этого порядка.

Согласно китайской традиции, Король Вэн и Герцог Чу, находясь в заключении у тирана Чу Сина (ок.1150 г. до н.э) открыли новую временную мандалу, названную Последними Небесами или Внутренним Мировым Порядком. Ин Ит Ли (Огонь) располагался на юге вместо Чень (Небес), Кан (Вода) - на севере вместо Кун (Принимающего начала). Триграммы больше не группировались в пары оппозиций, но изображались во временной прогрессии, в которой они проявляли себя в нашем мире через годичные циклы.

Все это демонстрирует «божественное вмешательство в природу». Первые Небеса означают Продолжительность, Последние - движение, но оба цикличны по своей форме. Последние Небеса также ассоциируются с числовой мандалой, так называемой Ло-Шу (узором реки Ло), включающей в себя базовую числовую схему вселенной.



Это магический квадрат, в котором все колонки, ряды и диагонали чисел в сумме дают 15. Такой квадрат считался в Китае базовой моделью вселенной, в соответствии с которой организуется музыка, архитектура, и даже составляется меню. Многие фигурки животных отличались от тех, что знаем мы; также наши знаки обозначают месяцы, а китайские - годы.

Календари майа и ацтеков обнаруживают поразительное сходство с китайскими астрологическими системами. Майа не только считали время высшим божеством, солнечным богом, но и каждый год, месяц, день и даже час соотносились с определенным числом, будучи одновременно и богом. Это же касается и ацтеков, которые тоже имели в своем распоряжении временную мандалу. Хотя время и существует в потенциальной форме с начала проявленного бытия как принцип, связанный с высшим Божеством Времени, в полной мере смогло оно проявиться только после сотворения четырех Тецкатлипока. После периода равновесия, аналогичного балансу оппозиций в китайском Порядке Первых Небес, каждый из этиц Тецкатлипока захотел стать солнцем. Таким путем пришли в мир борьба и перемены, что впоследствии привело к линейному воззрению на время, которое разворачивается в пяти последовательных эонах или Солнцах. Солнце «4 Тигра» длится 676 лет, после чего людей пожирают оцелоты и солнце гаснет. Затем начинается Солнце «4 Ветра», которое заканчивается тем, что все уносит ветер, а люди превращаются в обезьян. После этого начинается эпоха Солнца «4 Огня», в итоге все полыхает пламенем и люди становятся индейками. И наконец наступает наша эпоха, Солнце «4 Движения», в которой главенствуют голод и землетрясения, «и придет после этого конец всему», как гласит Leyenda de los Soles.

С точки зрения ацтеков дни «работают», когда движутся по небосводу. Боги времени так и изображаются: с грузом лет, месяцев и дней на спинах, следующие друг за другом в бесконечной циклической последовательности. (Интересно, что древнегреческий поэт Гесиод говорил о часах как о даймонах - богах).

Наша собственная астрологическая система тоже представляет собой ряд божественных образов. Впервые появилась она в Междуречье около 6 в. до н.э, также затем испытав позднеегипетское влияние. Зодиакальные знаки сначала сильно отличались: они были вполне земными и на небесные созвездия проецировались племенные боги, пока в Вавилоне не стали вести наблюдение за ходом звезд, получая числовые данные относительно их движения. Вавилоняне, таким образом, начали понимать устройство вселенной как установленного высшим законом порядка следования богов или архетипов друг за другом по небу. Порядок этот выражался числами, сам же Юнг определял число как осознанный упорядочивающий архетип. Божества времени майа и ацтеков также выражались числами, потому и не удивительно, что китайцы также соотносили звездный порядок с последовательностью чисел. Иероглиф, означавший «вычислять», изображался в виде двух верхних горизонтальных линий, обозначавших небо, и трех вертикальных, указывавших на влияние солнца, луны и звезд на землю. Вычисление было, следовательно, тесно связано и с предсказанием будущего. Новая вавилонская религия распространилась в Персии и Египте, где вавилонские божества частично приобрели черты местных божеств. Вавилоняне также верили в вечное бытие мира и в космическую судьбу Геймармене, устанавливавшую космический закон. Все, что происходило на земле, соотносилось с событиями небесными, и в течение огромного периода - 4 320 000 лет - небеса возвращались к своему изначальному состоянию, как гласит индийский миф о Вечном Возвращении.

Эти идеи оказывали влияние на греков еще со времен Фалеса Милетского, также имев большое значение для формирования платоновской космологической идеи времени: Идеи, существующие за пределами мыслимой вселенной, складываясь в единое целое понятия Блага. Но когда бог-творец Демиург создал мир, он не перенес эту модель на нашу преходящую реальность:

Так как эта модель Живого Бытия мыслилась вечно сущей, Он стремился сотворить всю вселенную в соответствии с ней. Живое Бытие было вечным по природе своей, но оказалось невозможным применить эти черты в полной мере ко всем вещам. Но Oн замыслил создать некое движимое подобие вечности и тогда же, когда Oн упорядочивал Небеса, Oн сотворил из вечности, пребывающей в единстве, бессмертное подобие, согласно определенному порядку чисел - тех, которых мы позднее наделили именем «Время» (Эон).

«Эон» в данном случае означает «эоническое» время, существующее между вневременным миром идей и обусловленным временными рамками нашим бренным миром; оно состоит из многих исторических эонов. Эон - это вечное бытие, небесная сфера неподвижных и вечных звезд, не подверженных каким-либо изменениям. Движутся они в вечном цикле. Лишь в хрупком, полном тщеты «подлунном» мире, начинается царствие Хроноса.

Идея циклического времени все еще дискутируется в физике в виде так называемой эргодической теоремы, согласно положениям которой «не имеет значения, в каком состоянии конечная вселенная пребывает в данный момент времени, она все равно должна будет пройти через все возможные стадии данной последовательности, вернувшись в итоге к исходному состоянию». Как бы там ни было, современные теории происхождения вселенной весьма разнообразны, начиная от наиболее распространенной идеи «большого взрыва» и расширения до финальной точки «тепловой смерти вселенной». Другие ученые больше склоняются к теории стационарной вселенной, в которой вещество бесконечно создается и разрушается, не имея ни начальной, ни конечной точки.

Исходя определенно не из рациональных побуждений, а скорее из архетипического понимания циклического времени (отличного от потокового), мы изобрели часы именно круглой формы, ведь циферблат часов все еще выглядит как подобие небесного круга. К старейшим формам часов относятся гномон и солнечные часы, которые, пользуясь видимым движением солнца по небосводу, измеряли время длиной тени от столбика или небольшой колонны, отслеживая перемены в ее положении. Гномон, скорее всего, изобрели греки в начале шестого века до н.э. и одним из его больших недостатков была способность измерять только местное время, а также трудности, связанные с наблюдением движения солнца вокруг земли. Однако позднее с этим справились, наклоняя столбик часов в соответствии с предполагаемым положением земной оси, упростив, таким образом, задачу. Теперь направление тени совпадало с часами в определенном месте, невзирая на то, какой был день; продолжала меняться лишь длина тени. Такие солнечные часы мы находим в Египте начиная с тринадцатого века до н.э. и далее, хотя вполне вероятно, что вавилоняне узнали о них первыми. Что любопытно, вплоть до семнадцатого века подобные солнечные часы были точнее многих механических.

Изобретение последнего возвращает нас к одному очень существенному шагу: появлению еще во времена Архимеда зубчатого колеса, которое, возможно, представляет собой также циклическую модель. Крайне мало известно было об этом до девятого века, когда в арабских странах зубчатое колесо начало применяться в сложных астрономических механизмах, «своеобразных предках современных часовых механизмов».

Начиная с этого момента, механические часы начали медленно, но верно эволюционировать. Несмотря на разнообразие конструкций, они все состоят из четырех базовых элементов, не все из которых были открыты одновременно: мотор, первоначально в форме грузика (позднее ключа); регулятор колебаний (маятник либо современный электромагнит), уравновешивающий разницу температур, давление и удар; регулятор хода, трениями компенсирующий недостаток энергии; и наконец циферблат, показывающий часы, минуты и секунды.

В дополнение ко всем вышеупомянутым проявлениям циклического времени мы также имеем существующую с самого начала идею линейного необратимого хода времени, вполне вероятно, основанную на наблюдении за старением всех живых существ и постоянных переменах, диктуемых историческими событиями. Несмотря на собственные циклические воззрения касаемо времени, китайцы, к примеру, накопили огромный массив исторических фактов за период порядка трех тысяч лет. Делали они это для того, чтобы понять, «как правильно вести себя в настоящем и будущем, как любовь и справедливость приводят к благим результатам, а зло к неблагоприятному для общества исходу. Резюмируя, можно сказать, что они верят в моральное совершенствование и социальную эволюцию».

Аналогично этому доктрина пяти солнц у ацтеков несет в себе также и линейную историю, ведущую, правда, не к эволюции социального сознания, а к финальному уничтожению всего сущего. Задолго до того, как человек понял причину старения (потому что определенные клетки нашего тела незаменимы, а другие сменяются крайне медленно), время во многих мифологических системах мыслилось причиной распада, смерти и даже зла вообще. Эон, как мы знаем, был также и Кроносом, богом, пожирающим собственных детей, прежде верховным божеством, оттесненным сыном Зевсом. Фигура такого всепожирающего времени сохранилась даже с приходом христианства в символическом образе Отца - Времени, объединившем в себе черты Кроноса-Сатурна и смерти. Шестнадцатый и семнадцатый века буквально упивались этим мрачным, разрушительным аспектом времени.

Иудео-христианская традиция верила, прежде всего, в линейную модель времени, существующую благодаря высшему Божественному Провидению. Бог, по словам богословов, ведет каждого человека по пути самосовершенствования и финального уничтожения мира. Как бы там ни было, раннехристианское понятие времени было очень далеко от чисто математических выкладок. Оно включало в себя и циклические элементы, такие, например, как идея Божественного устройства вселенной - телеологической линейности времени- периоды которой совпадали с семью днями творения. В Ветхом Завете упоминаются typoi - образы или прообразы вещей или событий, раскрытых позднее в Новом Завете. Древо Познания из Книги Бытия это то самое дерево, из которого был сделан жезл Моисея, служивший также одной из перекладин Храма Соломона и крестом распятого Иисуса. Таким образом, вечная форма взаимодействует с линейным ходом истории.

Помимо утверждения, что Иисус умер на кресте единожды и навечно, некоторые Отцы Церкви, убежденные в астральных влияниях, частично принимали циклическое видение истории. Такие, часто полярные, точки зрения сосуществовали бок о бок вплоть до семнадцатого столетия. Вневременная модель illud tempus имет место и в христианстве в виде unus mundus, плана, согласно которому Бог собирался творить все бытие. Этот план также назывался Sapientia Dei, персонифицированной Мудростью Божией. Определенные первичные формы, идеи, прототипы составляют собой archetypus mundus или «образец» вселенной в Божественном разуме. Математический порядок этого «образца» тесно связан с идеей Троицы: число принадлежит Сыну, мера Отцу, а вес Святому Духу. Unus mundus считался бесконечной сферой подобно самому Богу. Несмотря на повторяющееся проявление typoi, они следуют линейным путем эволюции, тем самым помогая проявиться Творцу и Его Замыслу: «То, что лишь воссияло в Ветхом Завете, излучает Новый Завет».

Одним из самых известных авторов идеи Божественного Провидения был аббат Гуаччино да Фиори (двенадцатый век), который объявил, что история была поделена на три великих эпохи: период Ветхого Завета, то есть время Отца, в котором доминировал изначальный закон; первое христианское тысячелетие, то есть время Сына, в котором преобладали послушание церковным канонам и мудрость; и наконец наша эпоха Святого Духа, когда духовный человек будет жить в бедности, но полноценно свободным, следуя голосу Святого Духа. Идея того, что Бог несет в Своем разуме некую схему, которую Он собирается воплотить в материи, в какой-то момент смешалась с так называемым сакральным видением истории в христианстве; это было связано с платоновской концепцией развития вещей из Идей или изначальных архетипов. Как пишет Габер, в пятнадцатом веке часы стали рассматривать как модель такого божественного плана. В 1453 году Николай Кузанский в Божественной мудрости писал: «Пусть затем часы воплощают собой саму вечность; движение же их означает преемственность. Вечность есть развернутая и окружающая нас преемственность, так как идея часов как вечности сама подобна разворачиванию бытия вокруг нас». Постепенно эта идея вселенной как часов была десакрализована - в восемнадцатом веке часы стали автоматом, лишенным всякой связи с Богом.

В физике мостик к чисто математической идее линейного времени перебросил Ньютон, использовавший геометрическую линию для описания измеримого времени; однако главенствующую роль в физике она реально получила с открытием Второго Закона Термодинамики, сформулированного Карно и Больцманном. Эта теорема гласит, что в любом физическом процессе какая-то часть энергии оказывается невосполнимо потеряна в виде тепла и что дальнейшая утрата упорядоченности - известная как энтропия - приведет к гибели нашей вселенной. Впоследствии это привело к физической идее «стрелы времени», то есть необратимой направленности.

Тем не менее, некоторые физики считают, что разум, в отличие от материи, это негэнтропийный фактор: другими словами, он способен создавать порядок из хаоса и выстраивать системы высшего энергетического уровня. Это подвело де Борегара к концепции космической души или infrapsychisme, сосуществующей с эйнштейновской блок-вселенной в качестве космического источника негэнтропии. Однако сейчас в физике все еще доминирует идея «стрелы времени».

Несмотря на развитие этих физических идей, теория Чарльза Дарвина еще больше усилила западную склонность к линейному восприятию времени. Дарвин настаивал, что все формы жизни на Земле возникли механически и исключительно благодаря счастливой случайности. Время поэтому стало полностью математическим феноменом, для отображения которого было достаточно одной линии. Хотя некоторые «жизненные» мыслители и продолжали возражать против этой идеи, она все же заняла превалирующее положение в современной науке. В конце концов, неоспоримые и субъективные психологические изменения, которые переживает человек на протяжении своей жизни, тоже поддерживают идею линейного времени.

Были предприняты многочисленные попытки примирить циклическую и линейную модели времени. Например, точка зрения Блаженного Августина на время и вечность совмещает в себе обе позиции, также как и в другой форме китайская идея циклического времени трактует моральную эволюцию человека через исторический опыт. Изобразить такую комбинацию можно в виде спирали. Юнг, в частности, пытался исследовать такие «спиральные» процессы внутри Самости, Божественного образа в человеке. По мере развития этого Богообраза Самость сначала проявляет себя как божественная фигура Адама, а затем как низшая фигура земного Адама (после грехопадения).

Если мы найдем эту цепочку в спирали, то получим диаграмму, показанную выше (надо думать, что верхняя точка rotundum символизирует уровень сознания чуть выше, чем у первого Антропоса). Эта модель, как пишет Юнг, соответствует историческому развитию наших представлений о Боге. Нижняя, противоположная точка - это змей, приведший Адама к грехопадению. Все это также соотносится с «первоматерией» и основными идеями алхимии. Проработанное через призму четырех первоэлементов, оно становится Философским Камнем, еще одним символом Богочеловека. Философский Камень всегда считался «круглой вещью», rotundum, базовой структурой вселенной. Посередине расположены четыре центра и четыре времени, образующие верхнюю и нижнюю брачные четверицы, ассоциирующиеся также с четырьмя реками Рая и четырьмя элементами. Эти четверицы раскрывали структуру каждого центра.

Изначальный человек был подобен ребенку, зависимому от духовной (материнской) сферы. Целостности этой сферы угрожал Сатана, темная сторона реальности, и собственные человеческие инстинкты (то есть его тень). Христос уничтожил врата ада, однако не вернулся, как обещал. Идеи четверицы и Философского Камня вообще совпадают с зарождением естественных наук. Алхимические опыты открыли четыре агрегатные состояния вещества, четырехмерную модель времени-пространства, приведя в итоге к различным современным концепциям четырехмерного субатомного мира. Этот цикл завершает rotundum, архетипический образ вращения (выходящий за рамки статической четверичной модели), что опять же возвращает нас к пневматическому Антропосу.

Формулу Самости в виде уравнения можно представить так: А принадлежит изначальному состоянию (в данном случае Антропосу), Ai - конечному, а B,C и D - промежуточным состояниям. Отколовшиеся от них части обозначены в каждом случае маленькими буквами. В отношении структуры формулы мы должны помнить, что имеем дело с длительным процессом трансформации одного и того же вещества. Это вещество в соответствующем состоянии всегда будет производить собственное подобие, следовательно, A будет порождать a, B- b и наоборот: b будет создавать B, с-С. Также предполагается, что a следует за b и что формулу следует читать слева направо. Эти допущения верны и для психологической формулы...

Формула лишь намекает на некий высокий уровень, которого можно достичь путем процесса трансформации....Изменение затрагивает разворачивающуюся тотальность четырех времен-частей, означающих начало их осознания.

Юнг сравнивает этот спиральный процесс, происходящий в Самости, с самовосстановлением углеродного ядра в углеродно-азотном цикле, когда углеродное ядро захватывает четыре протона и снова их выпускает в виде альфа-частиц в итоге цикла для того, чтобы вернуться к исходному состоянию.

Не следует думать, что такие отступления в физику излишни, ведь символическая схема демонстрирует нисхождение в материю, раскрывая идентичность внешнего и внутреннего. Душа кардинально не отлична от материи, иначе как бы смогла она влиять на материю? Также и материя не чужда душе, иначе как бы смогла она созидать душу? Душа и материя существуют одномоментно и каждая включает в себя часть другой, обеспечивая возможность взаимодействия. Если исследования в этой области продвинутся достаточно далеко, мы сможем прийти к успешному соглашению между физическими и психологическими концепциями. Попытки, предпринимаемые нами сейчас, могут показаться чересчур смелыми, но я убеждена, что мы на верном пути. В математике, например, уже не раз было доказано, что ее предполагаемые, чисто логические конструкции, впоследствии всегда совпадали с ходом вещей. Это, также как и синхронистичные события, указывает на глубокое родство и гармонию между всеми формами бытия.

Такая символическая модель Юнга демонстрирует фундаментальную структуру физической и психической жизни. Довольно любопытно, кстати, что меланезийский институт брака, стремящийся продлить поток жизни путем брачного обмена между двумя кланами (одного матрилинейного, другого патрилинейного) также приводит в итоге к образованию двух типов спирали: закрытой спирали, то есть матрилинейного порядка, и прерванной спирали, означающей мужскую оплодотворяющую силу.

Не последнюю роль здесь также играет генетическое вещество в виде двойной спирали, открытое Уотсоном, Криком и Уилкинсом. Возможно, что эта модель является биологической аналогией архетипической идеи времени как спирали, примиряющей линейный и циклический аспекты времени.