Диагностика по программе миры детства. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

Отличия экспериментальной программы

«Миры Детства: конструирование возможностей»

от множества других …

Наше образовательное учреждение является экспериментальной площадкой по опробации примерной образовательной программы ДО «Миры детства: конструирование возможностей» (Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов и др.).

Эта программа ставит перед собой цель создания в ДОУ условий для полноценного развития детей в пяти образовательных областях, способствующих эмоциональному благополучию детей и поддержке их естественного положительного отношения к самим себе и окружающим.

Чем же отличается эта программа от многих других? Авторы предлагают нам новые средства осуществления образовательной деятельности, дают их подробное методическое описание. Так, вся образовательная деятельность строится на использовании «Детских календарей» для каждого ребенка, в которых выполняются разнообразные задания – дети лепят, рисуют, раскрашивают, считают, знакомятся с художественной литературой и т.д.

Программа позволяет реализовать продуктивную деятельность, сюжетная игра, игра с правилами, познавательно-исследовательская деятельность.

Каждое занятие – это мини-проект, который оставляет свой «предметный след». Итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, макет, стенгазета, плакат. Образовательная деятельность и сотрудничество с родителями воспитанников взаимосвязаны, так как значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в детском саду. Ребенок, не выполнивший их в домашних условиях, испытывает затруднения на занятиях в группе. Родители, понимая это, стараются обеспечить непрерывность образовательной деятельности и выполняют все задания совместно с детьми вовремя. «Детские календари» продуманы таким образом, что домашние задания дети могут выполнить только с участием родителей. Задания в «Детских календарях», просты, нетрудоемки и являются обязательными для выполнения. Использование материала не требует от родителей привлечения дополнительных материалов. Кроме того, у родителей появляется дополнительное общение и возможность оценить образовательную деятельность в ОУ.

Обращаем ваше внимание на то, что данные средства ранее широко не использовались, однако они имеют большие перспективы, так как с их помощью «взрослый может направлять инициативу ребенка в различных видах деятельности: игре, лепке, рисовании, коммуникации, исследовании, чтении». Этими средствами являются новые формы взаимодействия взрослого и ребенка

Это отказ от строгой структуры образовательной деятельности;

Продуманная предметно-развивающая среда, которая побуждает детей

Развивать игровую, продуктивную и исследовательскую деятельность;

Тесное сотрудничество ОУ с семьями воспитанников, которое

Строится на принципах взаимного доверия и уважения.

Все перечисленные средства позволяют педагогу направлять детскую инициативу в педагогическое русло и тем самым эффективно реализовывать Стандарт педагога и ФГОС ДО.

Основную роль в организации образовательного процесса играет педагог группы. Его ответственное отношение к образовательному потенциалу семьи, его личный контакт с родителями воспитанников - определяют взаимодействие семьи и детского сада.

Но и нельзя недооценивать роль специалистов ОУ: педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физкультуре. Период адаптации по программе «Миры Детства» в младшей группе удлинен до 6 месяцев и помощь педагога-психолога в этот период неоценима. Очень эффективной в этот период оказалась песочная терапия с участием родителей воспитанников. Инструктор по физкультуре обучает детей основным движениям только через подвижные игры, в том числе и сюжетные. Музыкальный руководитель в экспериментальной группе тоже изменил подход к занятиям. Так, на осенний праздник к малышам пришли дети из средней группы с концертом. Праздник проходил в группе и закончился совместным чаепитием. Используется много классической музыки и не только на музыкальном занятии, но и в процессе другой деятельности детей.

Таким образом реализация программы подразумевает новый подход к образованию, отличный от тех, которые использовались ранее. Содержание Программы заключается в описании новых средств, которые ранее широко не использовались, и с помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в разных видах детской деятельности.

К средствам, которые позволяют взрослому направлять инициативу ребенка в педагогическое русло, а не ущемлять ее, которые дают возможность детскому учреждению реализовать Стандарт, мы относим:

–рациональную организацию предметно-пространственной среды;

–изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

–эффективное взаимодействие детского сада с семьей;

–реструктуризацию содержания образовательной деятельности.

Все перечисленные особенности взаимосвязаны и эффективны в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Примерная основная образовательная программа «Миры детства: конструирование возможностей»/Т.Н. Доронова (и др.). – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 206 с.
  2. Журналы «Дошкольное образование», «Обруч».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с детьми разных возрастных групп, в том числе в рамках реализации программы «Миры детства – конструирование возможностей».

Конспекты занятий в разных возрастных группах: 1.5-2 года ЦИПР, 2-3 года ГКП, 3-4 года 2-я младщая группа....

Инсценировка сказки "Летучая мышь". Занятие для детей 5-6-лет по парциальной программе "Миры детства: конструирование возможностей" Т.Н.Дороновой и других авторов.

Данный конспект занятия представляет собой инсценирование сказки "Летучая мышь" в совместнгой днеятельности воспитателя и детей. Рекомендован для работы с детьми 5-...

Примерное занятие по примерной образовательной программе "Миры детства: конструирование возможностей" в экспериментальной младшей группе

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей »

(Пока оценок нет)

Название: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»
Автор: Татьяна Доронова, Галина Кузнецова, Ольга Веннецкая, Сергей Доронов, Лариса Ремезова, Марина Рунова, Наталья Тарасова, Елена Хайлова
Год: 2015
Жанр: Учебная литература, Педагогика

О книге Татьяна Доронова, Галина Кузнецова, Ольга Веннецкая, Сергей Доронов, Лариса Ремезова, Марина Рунова, Наталья Тарасова, Елена Хайлова «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»»

Примерная основная образовательная программа «Миры детства: конструирование возможностей» направлена на реализацию современных целей и задач дошкольного образования, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования на основе методологии культурно-исторического понимания детства Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.

Образовательная деятельность в программе основывается на партнерских отношениях взрослого и ребенка, рациональном, научно обоснованном построении образовательного процесса и предметно-пространственной среды, реальном взаимодействии семьи и детского сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального государственного образовательного стандарта на практике.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» разработана в «Федеральном институте развития образования» Министерства образования и науки РФ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу Татьяна Доронова, Галина Кузнецова, Ольга Веннецкая, Сергей Доронов, Лариса Ремезова, Марина Рунова, Наталья Тарасова, Елена Хайлова «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»» в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу Татьяна Доронова, Галина Кузнецова, Ольга Веннецкая, Сергей Доронов, Лариса Ремезова, Марина Рунова, Наталья Тарасова, Елена Хайлова «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»»

В формате fb2 :

Примерная основная образовательная программа

дошкольного образования

«Миры детства»

Москва, ФГАУ ФИРО

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства» разработана в Федеральном институте развития образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

Научный руководитель: Асмолов А.Г. Под редакцией Дороновой Т.Н.

Редактор: Чайка И.

Рецензенты: Алиева Э.Ф., Радионова О.Р.

1. Целевой раздел...................................................................................................

1.1. Цели и задачи реализации Программы....................................................

1.2. Пояснительная записка..............................................................................

2.1. Сюжетная игра

..........................................................................................

2.2. Продуктивная деятельность....................................................................

2.3. Познавательно-исследовательская деятельность..................................

2.4. Игра с правилами......................................................................................

2.5. Музыка......................................................................................................

2.6. Чтение художественной литературы......................................................

2.7. Физическая культура................................................................................

3. Организационный раздел................................................................................

3.1. Роль педагогов-предметников и специалистов в образовательной

деятельности детского сада........................................................................................

3.2. Взаимодействие с семьей........................................................................

3. 3. Алгоритм тематического планирования...............................................

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.5. Педагогическая диагностика...................................................................

ГЛОССАРИЙ...................................................................................................

Приложение № 1.

Материалы и оборудование.........................................

Приложение № 2.

Социально-личностное развитие................................

1. Организация межвозрастного общения.............................................

2. Формирование способности находить достоинства в каждом члене

группы........................................................................................................................

3. Формирование положительного отношения к себе...............................

4. Формирование представлений о хорошем и плохом.............................

Приложение № 3. Речевое развитие.................................................................

Младший дошкольный возраст (3-4 года) ..................................................

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) ......................................................

Старший дошкольный возраст (5-7лет) ......................................................

Приложение № 4.Финансовое обеспечение реализации основной

общеобразовательной программы «Миры детства» в дошкольной образовательной

организации образовательной организации………………

1. Целевой раздел

1.1. Цели и задачи реализации Программы

Целью программы «Миры детства» (далее в тексте – Программа) является обеспечение эмоционального благополучия и положительного отношения детей к себе, к другим людям, к миру, их полноценное развитие в следующих сферах:

социально-коммуникативной;

– познавательной;

– речевой;

художественно-эстетической;

– физической.

Цели Программы реализуются через решение следующихзадач :

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования;

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.2. Пояснительная записка

Образовательная деятельность в детском саду, отвечающая требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее в тексте – Стандарт), должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития детей дошкольного возраста.

Основной целью образовательной деятельности, регламентируемой Стандартом, является освоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.

Другим требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования. В целом, оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков.

Реализация новых требований подразумеваетновый подход к образованию, отличный от тех, которые использовались ранее. На наш взгляд, незначительными, «косметическими» изменениями традиционного программного содержания, сводящихся в большинстве случаев к редактированию заголовков, уже не обойтись. Требуется системная и качественная реконструкции всего содержания и форм дошкольного образования. Некоторые из возможных новых подходов к образованию предлагаются в программе. Таким образом, содержание Программы заключается в описании новых средств, которые ранее широко не использовались, и с помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в различных культурных практиках: игре, рисовании, исследовании, коммуникации, чтении.

К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать Стандарт, мы относим:

изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

реструктуризацию содержания образовательной деятельности;

рациональную организацию предметно-пространственной среды;

эффективное взаимодействие детского сада с семьей. Рассмотрим каждое из средств более подробно.

1.2.1. Взаимодействие взрослого с ребенком

Общеизвестно, что развитие ребенка, его образование осуществляется через взаимодействие со взрослыми, через самостоятельную деятельность в предметном окружении. Субкультурных взаимодействий со старшими детьми современный ребенок практически лишен. Поэтому основную роль в его развитии выполняют взрослые.

Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:

ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;

ребенок непосредственно включен в совместную деятельность с ними;

взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.

Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в психолого-педагогических образовательных системах (П.П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н.А. Короткова).

Сегодня, в силу ряда причин, ребенок лишен возможности наблюдать за осуществлением взрослыми различных культурных практик. Это объясняется тем, что трудовая деятельность, как правило, совершается за пределами дома, а практическая бытовая деятельность носит однообразный характер. Тем самым, ребенок лишен возможности наблюдать, как трудятся взрослые, и посильно помогать им. Кроме того, современные родители не всегда осознают ценность общения, игры, продуктивных форм деятельности. У них бытует мнение, что образование ребенка начинается лишь в том момент, когда он приступает к освоению знаково-символических форм (букв, цифр и пр.). В детском саду совместная деятельность взрослого с детьми тоже носит эпизодический характер – одному воспитателю сложно уделить должное внимание каждому ребенку группы. Как результат, сейчас в ДОУ наиболее распространено прямое обучение, которое осуществляется путем «расщепления» культурных форм деятельности на отдельные составляющие. Занятия по развитию отдельных психических функций – мышления, речи, памяти, которые проводятся обычно в детском саду, призваны компенсировать возникший дефицит естественных культурных форм деятельности. До известной степени такие формы обучения поощряются и родителями, так как они видят в этом «подготовку к школе».

Напротив, в Программе дошкольное образование понимается как осуществление ребенком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье. В самостоятельной деятельности, которая все более набирает силу, и с помощью взрослого ребенок учится играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде мы называем процессом овладения культурными практиками.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера, а не учителя. Партнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению, и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Возможны два варианта реализации позиции «включенного» партнера. Он может ставить для себя цель и начинать действовать, предоставляя детям возможность подключится к этой деятельности. Такую позицию мы условно называем «партнер-модель».

Другой подход в осуществлении партнерской позиции заключается в том, что взрослый предлагает детям цель: «Давайте сделаем…». Подобный подход также оставляет для детей возможность выбора. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. Такую позицию мы условно называем «партнер-сотрудник». Каждая из моделей может находить применение в зависимости от ситуации.

Выводы : Партнерские отношения взрослого и ребенка являются наиболее подходящей формой построения образовательной деятельности в дошкольном детстве. Но есть риск, что идея партнерства так и останется декларативным лозунгом, если не будет поддержана и укреплена другими средствами, которые мы рассмотрим ниже.

Образовательная деятельность – это понятие обширное, даже если речь идет о дошкольном детстве. Взрослый, в принципе, не может заниматься образованием вообще, он всегда должен делать что-то конкретное. Приведем здесь классификацию (типологию) образовательных подходов, бытующую в современной педагогике.

Первый подход заключается в том, что ребенку предоставляется возможность выбора занятий в специально организованной предметной среде, при этом он находится в среде сверстников, роль взрослого на занятиях минимальна.

Недостатков у такого подхода несколько. Во-первых, некоторые виды деятельности могут быть усвоены ребенком только в контакте с носителем практического опыта, а во-вторых, неизбежны «перекосы» в его развитии, так как он, естественно, отдаст предпочтение тем занятиям, в которых почувствует себя более уверенным.

Диаметрально противоположным является второй подход. Его отличает нацеленность на конечный результат. В нашем случае, это может быть образовательная область, упомянутая в Стандарте. В ней аналитическим путем выделяются те конкретные знания, умения, навыки и личностные качества,

составляющие: знание и соблюдение этических норм; коммуникативные навыки; саморегуляция, произвольность действий; эмоциональная отзывчивость; рефлексивное осознание собственных переживаний, самооценка; патриотическое чувство.

Набор ожидаемых достижений ребенка, который мы привели в качестве примера, неупорядочен и даже абсурден. Кроме того, их перечисление можно вести бесконечно, так же как и дробить такое широкое понятие, как «личность». При таком подходе складывается впечатление, что каждое умение, навык или личностное качество формируется у ребенка отдельно, путем специально разработанных с этой целью занятий.

Охватить бесконечное множество составляющих любой образовательной области, уяснить их происхождение – задача довольно сложная для педагогапрактика, не говоря уже о родителях ребенка. На наш взгляд, второй подход к образовательной деятельности столь же неэффективен, как и первый. Ни в том, ни в другом невозможно наладить партнерские отношения взрослого и детей. Педагог, который, руководствуясь программой, должен ежедневно формировать, развивать некие личностные качества, навыки и умения, по определению не может быть партнером, он может быть только учителем.

Третий подход к образовательной деятельности условно назван нами культурологическим. Идея его очень проста и интуитивно понятна – данный подход близок каждому, кто заинтересован в развитии своего ребенка. Взрослый подбирает для него те культурные практики, которые считает нужными и полезными, и показывает ребенку способы их осуществления. Чем младше ребенок, тем более универсальными являются культурные практики. Любому взрослому известно, что детям полезно играть, рисовать, много двигаться, и он в различной степени способствует этому – покупает им игрушки, карандаши и краски, организует прогулки. Далее, взрослый, ориентируясь на проявившиеся способности и интересы ребенка, выбирает для него более специализированные культурные практики.

К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность,

литературы. Перечень сугубо детских видов деятельности может меняться в зависимости от социокультурной ситуации, в которой растет конкретный ребенок,

и ценностей общества в целом. Перечисленные выше культурные практики являются до известной степени универсальными – они используются для образования детей в любом современном обществе.

В тоже время, они могут быть дополнены другими культурными практиками, такими как практическая деятельность («трудовое воспитание»); результативные физические упражнения («физкультура»); коммуникативный тренинг («развитие речи»), простейшее музицирование, целенаправленное изучение основ математики, грамоты, и многое другое.

Причин расширить перечень культурных практик может быть много. Например, коммуникативный тренинг необходим ребенку, который в раннем детстве был лишен возможности слышать правильную, разнообразную, богатую речь, у которого по упущению взрослых не сформировалась инициативная речь. Гипотоничному ребенку требуются регулярные и целенаправленные физические упражнения.

Причина сделать особый акцент на некоей культурной практике может быть

и в другом. Например, разумно предположить, что в семье музыкантов ребенкадошкольника будут приобщать к музицированию, и именно эта культурная практика станет основополагающим стержнем, культурной идеей в развитии личности ребенка. Совершенно по другой траектории пойдет развитие детей, рано проявивших выдающиеся физические качества. В каждом описанном случае необходимы свои культурные практики, и поэтому Программа не может претендовать на завершенность.

В результате, в Программе выделены следующие разделы: «Сюжетная игра», «Игра с правилами», «Продуктивная деятельность», «Познавательноисследовательская деятельность», «Художественная литература», «Музыка» и «Физическая культура».

В процессе осуществления указанных культурных практик, а также в бытовой практической деятельности у ребенка происходит нравственное и коммуникативное развитие.

Можно предположить, что в подготовительной группе указанные культурные практики будут дополнены практической деятельностью детей по самообслуживанию, обучением грамоте и элементарной математике. В случае возникновения проблем в речевом развитии детей, мы рекомендуем использовать дополнительный раздел Программы «Речевое развитие», представленный Л.А. Ремезовой (см. Приложение). Прекрасным дополнением к Программе является технология по социально-личностному развитию детей, предложенная С.Г. Якобсон (см. Приложение). Одним словом, вариантов множество, и каждый педагог имеет возможность учесть интересы конкретных детей и их родителей. 40% времени, отводимого в Стандарте на вариативную часть, для этого вполне достаточно.

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор О.А. Карабанова, кандидат педагогических наук Э.Ф. Алиева, кандидат педагогических наук О.Р. Радионова.

Научные руководители : А.Г. Асмолов, Т.Н. Доронова

© ООО «Издательство АСТ»

© Доронова Т.Н., Веннецкая О.Е., Доронов С.Г., Кузнецова Г.В., Ремезова Л.А., Рунова М.А., Тарасова Н.В., Хайлова Е.Г.

Пояснительная записка

Образовательная деятельность в детском саду, отвечающая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее в тексте – Стандарт), должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития детей дошкольного возраста.

Основной целью образовательной деятельности, регламентируемой Стандартом, является освоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Вместе с тем в соответствии с требованиями Стандарта образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, а его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.

Другим требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования. В целом оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков.

Реализация новых требований подразумевает новый подход к образованию, отличный от тех, которые использовались ранее. На наш взгляд, незначительными, косметическими изменениями традиционного программного содержания, сводящимися в большинстве случаев к редактированию заголовков, уже не обойтись. Требуется системная и качественная реконструкция всего содержания и форм дошкольного образования. Некоторые из возможных новых подходов к образованию предлагаются в этой Программе.

Таким образом, содержание Программы заключается в описании новых средств, которые ранее широко не использовались и с помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в различных культурных практиках: игре, рисовании, исследовании, коммуникации, чтении.

К средствам, которые позволяют направлять инициативу ребенка в педагогически ценном русле, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать Стандарт, мы относим:

Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

Реструктуризацию содержания образовательной деятельности;

Рациональную организацию предметно-пространственной среды;

Эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

1. Целевой раздел

1.1. Цели и задачи реализации Программы

Целью программы «Миры детства: конструирование возможностей» (далее в тексте – Программа) является поддержка разнообразия детства, конструирование возможного мира ребенка посредством проектирования социальной ситуации его развития в совместной деятельности со взрослым.

Цели Программы реализуются через решение следующих задач: – охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования;

– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

– формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.1.1. Взаимодействие взрослого с ребенком

Общеизвестно, что развитие ребенка, его образование осуществляется через взаимодействие со взрослыми, через самостоятельную деятельность в предметном окружении. Субкультурных взаимодействий со старшими детьми современный ребенок практически лишен. Поэтому основную роль в его развитии выполняют взрослые.

Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду и осуществляется несколькими способами:

– ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;

– ребенок непосредственно включен в совместную деятельность с ними;

– взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.

Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в психолого-педагогических образовательных системах (П.П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи).

Сегодня в силу ряда причин ребенок лишен возможности наблюдать за осуществлением взрослыми различных культурных практик: трудовая деятельность, как правило, совершается за пределами дома, а практическая бытовая деятельность носит однообразный характер. Поэтому ребенок не видит как трудятся взрослые и не может посильно помогать им. Кроме того, современные родители не всегда осознают ценность общения, игры, продуктивных форм деятельности. У них бытует мнение, что образование ребенка начинается лишь в тот момент, когда он приступает к освоению знаково-символических форм (букв, цифр и пр.).

В детском саду совместная деятельность взрослого с детьми тоже носит эпизодический характер – одному воспитателю сложно уделить должное внимание каждому ребенку группы. Как результат, сейчас в ДОО наиболее распространено прямое обучение, которое осуществляется путем разъединения культурных форм деятельности на отдельные составляющие.

Занятия по развитию отдельных психических функций – мышления, речи, памяти, которые обычно проводятся в детском саду, призваны компенсировать возникший дефицит естественных культурных форм деятельности. До известной степени такие формы обучения поощряются и родителями, так как они видят в этом «подготовку к школе».

В Программе, напротив, дошкольное образование понимается как осуществление ребенком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье. В самостоятельной деятельности, которая все более набирает силу, и с помощью взрослого ребенок учится играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде мы называем процессом овладения культурными практиками.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера, а не учителя. Партнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях свободного воспитания.

Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Возможны два варианта реализации позиции «включенного» партнера. Он может ставить для себя цель и начинать действовать, предоставляя детям возможность подключиться к этой деятельности. Такую позицию мы условно называем «партнер-модель». Другой подход в осуществлении партнерской позиции заключается в том, что взрослый предлагает детям цель: «Давайте сделаем…» Подобный подход также оставляет для детей возможность выбора. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. Такую позицию мы условно называем «партнер-сотрудник». Каждая из моделей может находить применение в зависимости от ситуации.

Вывод: партнерские отношения взрослого и ребенка являются наиболее подходящей формой построения образовательной деятельности в дошкольном детстве, но есть риск, что идея партнерства так и останется декларативным лозунгом, если не будет поддержана и укреплена другими средствами, которые мы рассмотрим ниже.

1.1.2. Содержание образовательной деятельности

Образовательная деятельность – это понятие обширное, даже если речь идет о дошкольном детстве. Взрослый в принципе не может заниматься образованием вообще, он всегда должен делать что-то конкретное. Приведем здесь примеры образовательных подходов, бытующих в современной педагогике.

Первый подход заключается в том, что ребенку предоставляется возможность выбора занятий в специально организованной предметной среде, при этом он находится в среде сверстников, роль взрослого на занятиях минимальна. Недостатков у такого подхода несколько:

а) некоторые виды деятельности могут быть усвоены ребенком только в контакте с носителем практического опыта;

б) неизбежны «перекосы» в его развитии, так как он, естественно, отдаст предпочтение тем занятиям, в которых почувствует себя более уверенным.

Второй подход отличается нацеленностью на конечный результат. В нашем случае это может быть образовательная область, упомянутая в Стандарте. В ней аналитическим путем выделяются те конкретные знания, умения, навыки и личностные качества, которыми необходимо овладеть. Так, например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделяются следующие составляющие:

– знание и соблюдение этических норм;

– коммуникативные навыки;

– саморегуляция, произвольность действий;

– эмоциональная отзывчивость;

– рефлексивное осознание собственных переживаний, самооценка;

– патриотическое чувство.

Набор ожидаемых достижений ребенка, который мы привели в качестве примера, неупорядочен и даже абсурден. Кроме того, их перечисление можно вести бесконечно, так же как и дробить такое широкое понятие, как «личность». При таком подходе складывается впечатление, что каждое умение, навык или личностное качество формируется у ребенка отдельно, путем специально разработанных с этой целью занятий.

Охватить бесконечное множество составляющих любой образовательной области, уяснить их происхождение – задача довольно сложная для педагога-практика, не говоря уже о родителях ребенка. На наш взгляд, второй подход к образовательной деятельности столь же неэффективен, как и первый. Ни в том, ни в другом невозможно наладить партнерские отношения взрослого и детей. Педагог, который, руководствуясь программой, должен ежедневно формировать, развивать некие личностные качества, навыки и умения, по определению не может быть партнером, он может быть только учителем.

Третий подход к образовательной деятельности условно назван нами культурологическим. Идея его очень проста и (интуитивно) понятна – данный подход близок каждому, кто заинтересован в развитии своего ребенка. Взрослый подбирает для него те культурные практики, которые считает нужными и полезными, и показывает ребенку способы их осуществления. Чем младше ребенок, тем более универсальными являются культурные практики.

Любому взрослому известно, что ребенку полезно играть, рисовать, много двигаться, и он в различной степени способствует этому – покупает ему игрушки, карандаши и краски, организует прогулки. Далее, взрослый, ориентируясь на проявившиеся способности и интересы ребенка, выбирает для него более специализированные культурные практики.

К основным культурным практикам , осваиваемым дошкольниками, относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы. Перечень сугубо детских видов деятельности может меняться в зависимости от социокультурной ситуации, в которой растет конкретный ребенок, и ценностей общества в целом. Перечисленные выше культурные практики являются до известной степени универсальными. В то же время они могут быть дополнены и другими культурными практиками, такими как практическая деятельность («трудовое воспитание»), результативные физические упражнения («физкультура»), коммуникативный тренинг («развитие речи»), простейшее музицирование, целенаправленное изучение основ математики, грамоты и многое другое.

Причин расширить перечень культурных практик может быть много. Например, коммуникативный тренинг необходим ребенку, который в раннем детстве был лишен возможности слышать правильную, разнообразную, богатую речь, у которого по упущению взрослых не сформировалась инициативная речь. Гипотоничному ребенку требуются регулярные и целенаправленные физические упражнения.

Причина сделать особый акцент на некоей культурной практике может быть и в другом. Например, разумно предположить, что в семье музыкантов ребенка-дошкольника будут приобщать к музицированию, и именно эта культурная практика станет основополагающим стержнем, культурной идеей в развитии личности ребенка. Совершенно по другой траектории пойдет развитие ребенка, рано проявившего выдающиеся физические качества. В каждом случае необходимы свои культурные практики, и поэтому Программа не может претендовать на завершенность.

В результате в Программе выделены следующие разделы: «Сюжетная игра», «Игра с правилами», «Продуктивная деятельность», «Познавательно-исследовательская деятельность», «Художественная литература», «Музыка» и «Физическая культура».

В процессе осуществления указанных культурных практик, а также в бытовой практической деятельности у ребенка происходит нравственное и коммуникативное развитие.

Можно предположить, что в подготовительной группе указанные культурные практики будут дополнены практической деятельностью детей по самообслуживанию, обучением грамоте и элементарной математике. В случае возникновения проблем в речевом развитии детей мы рекомендуем использовать дополнительный раздел Программы «Речевое развитие», представленный Л.А. Ремезовой (см. Приложение). Прекрасным дополнением к Программе является технология по социально-личностному развитию детей, предложенная С.Г. Якобсон (см. Приложение). Одним словом, вариантов множество и каждый педагог имеет возможность учесть интересы конкретных детей и их родителей. Для этого вполне достаточно 40 % времени, отводимого в Стандарте на вариативную часть.

Особое, исключительное внимание в Программе уделяется следующим культурным практикам: игре (сюжетной и с правилами), продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, которые мы считаем обязательными для развития ребенка. Каждая из указанных культурных практик представляет собой многоуровневую систему, в рамках которой решаются конкретные задачи, стоящие перед дошкольным детством.

Так, например, чтобы полноценно использовать развивающий потенциал продуктивной деятельности, недостаточно просто констатировать ее ценность. Нужно уметь оперировать ею. Возьмем в качестве примера такую культурную практику, как рисование.

Известно, что, рисуя, ребенок развивает воображение. Ему уже под силу представить и предметно воплотить в рисунке задуманный мысленный образ. Однако рисование – это не только «свободное» творчество, отражение внутреннего мира художника, но и повторение уже существующих образцов, пусть и с некоторой долей вариативности. Таким образом, в одном виде деятельности у ребенка могут развиваться не связанные функционально друг с другом способности: представить что-то условно новое и повторить уже существующее.

Для того чтобы наглядно представить все развивающие функции этой культурной практики, в Программе предлагается классифицировать занятия по рисованию в соответствии с преследуемой целью: рисование по образцу; дорисовывание незавершенного рисунка; рисование по схеме и по словесному описанию. Так, у ребенка, который взялся по предложению взрослого изобразить, к примеру, птицу, развиваются одни стороны личности, а когда он воспроизводит заданный декоративный орнамент с птицами, – другие. Оба эти занятия равноправны в осуществляемой взрослым образовательной деятельности и должны иметь для ребенка смысл. К примеру, получившийся рисунок можно подарить близкому человеку или повесить на стену.

С подробными характеристиками каждого вида деятельности можно ознакомиться в соответствующем разделе. Каждый из них имеет свои способы реализации и, как следствие, специфические цели и задачи, которые воспитатель, осуществляя образовательную деятельность, должен решить. Содержание конкретных занятий с детьми педагог имеет возможность составить самостоятельно (учитывая рамочность Программы), руководствуясь специфической для каждой культурной практики классификацией и особенностями группы детей.

Вывод: методическая разработка Программы подразумевает лишь классификацию уже составленных занятий и отбор среди них тех, которые имеют смысл для ребенка (к осуществлению которых ребенка не нужно принуждать). Таким образом, речь идет не об отказе от привычного содержания занятий, а лишь о другом методе их распределения в образовательном процессе в целом и в конкретном календарном плане в частности.

1.1.3. Организация предметно-пространственной среды

Организация предметно-пространственной среды в детском саду связана с решением двух вопросов:

– определением принципа подбора предметов, которые должны находиться в групповом помещении и на участке детского сада;

– расположением их в указанных пространствах.

Решение данных вопросов зависит от выбранной формы взаимодействия взрослого с ребенком и содержания образовательной деятельности.

Если педагог (или автор программы) пошел по пути прямого обучения и образовательная деятельность сводится к развитию отдельных знаний, умений и навыков, то и среда в группе должна быть соответствующая. Каждый предмет отвечает за решение одной или нескольких конкретных образовательных задач. Группы предметов объединены в «уголки» (или «центры») для рисования, конструирования, логических игр и т. д. Групповая динамика детей при вышеозначенном подходе не берется во внимание, так как активность детей обусловлена волеизъявлениями взрослого.

Напротив, согласно Программе, в основу которой положен принцип партнерской деятельности взрослого с детьми, предметно-пространственная среда строится на совершенно других основаниях. Основными принципами ее организации являются :

– рассмотрение каждого предмета и предметной среды в целом с точки зрения соответствия принципам полифункциональности, трансформируемости и вариативности;

– типология (классификация) предметов в соответствии с культурными практиками, которые ребенок осуществляет совместно со взрослым, а затем продолжает в свободной самостоятельной деятельности;

– гибкое зонирование пространства.

Более подробно указанные принципы будут рассмотрены в соответствующем разделе.

1.1.4. Взаимодействие детского сада с семьей

Создание условий для добровольного вступления ребенка в совместную со взрослым деятельность и его самостоятельная активность в развивающей предметно-пространственной среде в детском саду являются высокоэффективными средствами, позволяющими реализовать Стандарт. Тем не менее этих средств может оказаться недостаточно. Ведь одному педагогу-взрослому очень сложно уделить должное внимание каждому из 25–30 детей группы. Поэтому в Программе уделяется значительное внимание сотрудничеству с семьей.

По замыслу авторов, образовательная работа по Программе должна осуществляться не только в детском саду, но и в семье. Эта идея была реализована на практике и далее будет рассматриваться на примере дидактического материала «Детский календарь» (далее – «ДК»), разработанного коллективом авторов под руководством Т.Н. Дороновой.

«ДК» представляет собой печатный материал, который содержит разнообразные типы занятий для детей от трех лет в условиях семейного воспитания. «ДК» может служить фундаментом образовательной деятельности в семье. Представленный в нем дидактический материал позволяет наладить совместную деятельность взрослых и детей во всем многообразии ее форм.

Кроме развития интеллектуальных и мотивационных сторон личности ребенка посредством его участия в различных формах деятельности, использование «ДК» позволяет решать задачу иного характера. Она заключается в том, чтобы в условиях семейного образования «запустить» механизмы культурной трансляции. По замыслу авторов, «ДК» должен показать взрослым ценность кажущейся с первого взгляда незамысловатой детской деятельности и значимость достигнутых в ней результатов. Выстроенный ребенком сюжет игры, завершенный рисунок, понимание смысла происходящих вокруг явлений – именно это и составляет основные ценности дошкольного образования и ориентиры в образовательной деятельности взрослого.

От личности педагога во многом зависит успех воспитательной работы родителей в семьях. Взаимодействие с родителями начинает именно педагог, и он во многом определяет, каков будет результат этой работы.

МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Тарасова Наталья Владимировна, Тарасова Наталья Владимировна, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, разработчик ПООП ДО, руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования, к.п.н., доцент, почетный работник общего образования РФ Москва, 2015 МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Тарасова Наталья Владимировна, Тарасова Наталья Владимировна, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, разработчик ПООП ДО, руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования, к.п.н., доцент, почетный работник общего образования РФ Москва, 2015 Федеральный институт развития образования Министерство образования и науки Российской Федерации




МИССИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -создание предпосылок -создание предпосылок к полноценной деятельности в новом изменяющемся мире; содействие разным формам поиск активности ребенка - содействие разным формам поиска и активности ребенка; передача ценностей и норм общества - передача ценностей и норм общества, способствующих позитивной социализации детей. 3


ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДО Основной целью Стандартомосвоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Основной целью образовательной деятельности, регламентируемой Стандартом - освоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. 4




ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДО видах общения и деятельности; 2.1 Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности; видам деятельности 2.4 создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; 6


ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДО видах деятельности 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области); в различных видах деятельности 2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка); 7


«образовательная область». В параграфе 2.6 Стандарта появляется ещё одно существенное понятие – «образовательная область». «деятельность» «образовательная область»? указанных образовательных областей реализовываться в различных видах деятельности Как относятся друг к другу понятия «деятельность» и «образовательная область»? (п.2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) 8


МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГРАММЫ культурно-историческая методология культурно-историческая методология развития; системно-деятельностный подход системно-деятельностный подход к проектированию ФГОС ДО; культурно-историческая педагогика культурно-историческая педагогика содействия. 9


ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ Поддержка разнообразия детства. Сохранение уникальности и самоценности детства; Инвариантность ценностей и ориентиров дошкольного образования при вариативности средств достижения целей ФГОС ДО; Приобщение к познанию через различные виды деятельности (игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность); Позитивная социализация и индивидуализация дошкольного образования; Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых; Сотрудничество Организации с семьей; Возрастная адекватность образования; Развивающее образование. 10


НОВЫЕ СРЕДСТВА – реструктуризация содержания образовательной деятельности; – изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка; – рациональная организация развивающей предметно-пространственной среды; – эффективное взаимодействие детского сада с семьей. 11


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Цели и задачи реализации Программы 1.2. Пояснительная записка 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Сюжетная игра 2.2. Продуктивная деятельность 2.3. Познавательно-исследовательская деятельность 2.4. Игра с правилами 2.5. Музыка 2.6. Чтение художественной литературы 2.7. Физическая культура 12


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Роль педагогов-предметников и специалистов в образовательной деятельности детского сада 3.2. Взаимодействие с семьей 3.3. Алгоритм тематического планирования 3.4. Организация развивающей предметно- пространственной среды 3.5. Педагогическая диагностика Приложения




Целевые ориентиры- овладевает основными культурными способами положительно относится хорошо владеет способен к волевым может следовать социальным нормам поведения и правилам Целевые ориентиры- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность), положительно относится к окружающему миру и самому себе, хорошо владеет устно речью, способен к волевым усилиям и может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. 15


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Цель Программы - проектирование социальных ситуаций развития ребенка, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы взаимодействия детей и взрослых. 16


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Первый подход - предоставляется возможность выбора занятий в специально организованной предметной среде. Второй подход - охват бесконечного множества составляющих любой образовательной области (задача довольно сложная для педагога-практика, не говоря уже о родителях ребенка). Третий подход к образовательной деятельности - взрослый подбирает для ребенка те культурные практики, которые считает нужными и полезными, и показывает ему способы их осуществления. Третий подход к образовательной деятельности - взрослый подбирает для ребенка те культурные практики, которые считает нужными и полезными, и показывает ему способы их осуществления. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ - традиционные виды детской деятельности 17


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ программа предполагает возможность отбора содержания образования с учётом интересов ребенка программа предполагает возможность отбора содержания образования с учётом интересов ребенка (распределение привычного содержания занятий, которые имеют смысл для ребенка в образовательном процессе в целом, и в конкретном календарном плане в частности). 18


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ СЮЖЕТНАЯ ИГРА В ПРОГРАММЕ рассматриваются две культурные формы игры: Сюжетная игра и Игра с правилами СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: – свободный выбор и необязательность; – внутренняя цель, заключающаяся в самом процессе деятельности; – обособленность от других форм жизнедеятельности пространством или временем. 19


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Работа взрослых разбита в соответствии с типами проекции события в игре: функциональной, ролевой и пространственной. функциональной, ролевой и пространственной. Функциональная проекция Функциональная проекция – осуществление условных предметных действий; Ролевая Ролевая – ролевой диалог со сверстником; Пространственная Пространственная – выстраивание игрового предметного пространства. 20


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ИГРА С ПРАВИЛАМИ основанием для классификации которых является тип компетенции играющего: Целью развития игры с правилами - является передача взрослым ребенку культурных способов ее осуществления в различных культурно-смысловых контекстах, основанием для классификации которых является тип компетенции играющего: – игры на физическую компетенцию, подразумевающие состязание на подвижность, ловкость, выносливость; – игры на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторика); – игры на удачу, где исход игры определяется вероятностью и не связан со способностями играющих. 21


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ детской активности – рисование, конструирование, лепка и аппликация. В данном разделе рассматриваются несколько видов детской активности – рисование, конструирование, лепка и аппликация. Продуктивная деятельность - детская активность, направ­ленная на превращение исходного материала в конкретный продукт, оформленный в соответствии с поставленной целью. Продуктивная деятельность - детская активность, направ­ленная на превращение исходного материала в конкретный продукт, оформленный в соответствии с поставленной целью. Типы занятий: – работа по образцам; – работа с незавершенными продуктами; – работа по графическим схемам; – работа по словесному описанию цели-условия. 22


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - направлена на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их упорядочивание и систематизацию. Культурно-смысловыми контексты: 1) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами; 2) коллекционирование (классификационная работа); 3) путешествие по карте; 4) путешествие по «реке времени». 23


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ МУЗЫКА Основной целью, представленной в разделе «Музыка», является развитие у ребенка инициативы слушания музыкальных произведений и самостоятельной музыкальной деятельности.Задачи: – развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства; – формирование элементарных представлений о видах музыкального искусства; – реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей. 24


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ самоценное средство развития ребенка развитие у ребенка интереса к чтению следующие задачи: В Программе чтение художественной литературы предлагается как самоценное средство развития ребенка, и основной целью взрослого является развитие у ребенка интереса к чтению. Для реализации указанной цели перед взрослыми в семье и в детском саду стоят следующие задачи: – подбирать художественные тексты исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с интересами ребенка (детей группы); – регулярно читать художественные тексты ребенку (детям группы); – использовать художественные тексты как смысловой фон для развертывания других культурных практик. 25


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Основной целью является развитие у ребенка потребности в движении (двигательной инициативы).Задачи: – приобретение опыта в основных движениях, в том числе необходимых при использовании доступных ребенку средств передвижения (велосипеда, лыж и пр.); – развитие умения контролировать свои движения и управлять ими; – развитие способности подчиняться правилам и социальным нормам; – развитие способности у ребенка участвовать в различных играх подвижного характера. Развитие указанных способностей должно укреплять эмоциональное благополучие ребенка. 26


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА 27 включенность взрослого в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства); открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Педагогическая диагностика Нормативные карты развития Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнова В основу нормативных карт положены два параметра оценки ребёнка: - учёт интегральных показателей развития ребенка в дошкольном возрасте (интеллектуальных и мотивационных характеристик деятельности, две крайние нормативные точки 3 и 6-7 лет, точка качественного сдвига в психическом складе ребенка между 4-5 годами); - учёт возрастающей активности, инициативности ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах 28


ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ИНИЦИАТИВНОСТИ РЕБЕНКА 1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление); 2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи); 3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи); 4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения). 29


30 Сферы инициативы - характер самореализации в разных видах культурной практики Интеллектуально-мотивационныехарактеристикидеятельности Направления развития 1 уров.2 уров.3 уров. 1)творческаяинициатива (в сюжетной игре) воображение-образное мышление 2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (в продуктивной деятельности) произвольность, планирующая функция речи 3) коммуникативная инициатива (в совместной игровой и продуктивнойдеятельности) эмпатия, коммуникативная функция речи 4) познавательная инициатива - любознательность (в познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности) пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения типично в 3-4 года типично в 4-5 лет типично в 6- 7 лет


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Алгоритм тематического планирования Тематика для планирования: – реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (листопад, Олимпиада и др.). – воображаемые события, описываемые в художественном произведении. – события, специально смоделированные взрослым (например, появление в группе некоего необычного предмета). – субкультурные события, происходящие с детьми группы (просмотр мультфильма, коллекционирование фантиков или вкладышей определенной тематики). – содержание «Детского календаря». 31


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РППС должна: обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка; обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка; побуждать детей к деятельности; побуждать детей к деятельности; способствовать развитию самостоятельности и творчества; способствовать развитию самостоятельности и творчества; обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка; обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка; должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся. должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся. 32


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ ПРОГРАММА ПРОГРАММА предусматривает регулярную и целенаправленную образовательную деятельность не только в детском саду, но и в семье («Детский календарь»). «Детский календарь» разнообразные типы занятий по реализации Стандарта с детьми от 3-х до 7-ми лет в семье по четырём направлениям (культурным практикам): «Детский календарь» представляет собой печатный материал, который содержит разнообразные типы занятий по реализации Стандарта с детьми от 3-х до 7-ми лет в семье по четырём направлениям (культурным практикам): Сюжетная игра и игра с правилами; Продуктивная деятельность; Познавательно-исследовательская деятельность; Чтение художественной литературы. 33


Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! 34