Дорога дьявола боливия. Дорога смерти в Боливии: незабываемый спуск на велосипедах


В любой стране мира есть места, которые притягивают сотни тысяч туристов не только своей красотой, но и экстремальными и даже опасными для жизни условиями. Такой достопримечательностью обладает и , где находится Дорога смерти (North Yungas Road). О ней и пойдет речь.

Общая информация

Дорога смерти в Боливии проходит высоко в горах и соединяет 2 города – Коройко и фактическую столицу страны, . Дорога смерти в Боливии состоит из множества крутых поворотов. Ее протяженность составляет 70 км, максимальная высота над уровнем моря – 3600 м, а минимальная – 330 м. При этом ширина самого полотна дороги не превышает 3,2 м. Большая часть Дороги смерти в Боливии – это мокрый глинистый грунт и лишь некоторая часть (примерно 20 км пути) – асфальт, качество которого, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Дорога смерти была построена в 30-е годы ХХ столетия с привлечением пленных парагвайцев. В 70-е годы малая часть Дороги смерти Боливии, ведущей в Ла-Пас, (те самые 20 км асфальта) была отремонтирована американской фирмой. Ежегодно здесь гибнет больше сотни людей, однако эта информация не останавливает любопытных туристов, ведь открывающиеся виды, по мнению многих, стоят тех испытаний, которые предстоят в пути.


Дорога смерти является неотъемлемой частью . Запретить ее эксплуатацию на данный момент невозможно, ведь это единственное место, связывающее Коройко и Ла-Пас.

Особенности движения по Дороге смерти

Если говорить о правилах дорожного движения, то в этом месте они практически не действуют. Единственное, что выполняется по умолчанию – это преимущество поднимающегося транспорта. В спорных моментах водителям транспорта просто приходится останавливаться и договариваться о дальнейшем движении, а упрямство и лихачество здесь ни к чему, так как большая часть пути проложена над пропастью и за любое неверное движение можно поплатиться жизнью.

Еще одной причиной частой гибели людей является и то, что местный автопарк находится в аварийном состоянии. Грузоперевозки и автобусное движение осуществляется на устаревшем транспорте, имеющем немалые габариты, технические проблемы, а зачастую и неподходящую для этих мест резину.

История названия

Раньше эта южноамериканская дорога носила вполне мирное имя – North Yungas Road. Свое же нынешнее название Дорога смерти в Боливии получила после автокатастрофы 1999 года, в которой погибло 8 туристов из Израиля. Однако и это была не самая страшная страница в истории North Yungas Road: в 1983 году здесь сорвался в пропасть автобус с сотней пассажиров. Ежегодно десятки аварий лишь подтверждают мрачное название самой страшной из , а искорёженные автомобили в пропасти служат печальным напоминанием и напутствием водителям.

Туристы и Юнгас-Роуд

Хотя с 2006 года наиболее опасный участок Дороги смерти в Боливии можно проехать по альтернативному пути, на North Yungas Road до сих пор оживленное движение. По ней передвигаются не только местные водители, но и множество туристов, которые рвутся испытать на себе всю опасность данного маршрута.

Самым распространенным экстремальным развлечением считает кросс-тур на велосипедах. В пути велосипедистов сопровождает опытный инструктор и микроавтобус с необходимым оборудованием. Перед началом пути каждый участник подписывает договор, в котором снимает всю ответственность с сопровождающих инструкторов в случае неблагоприятного исхода. Конечно, большая часть путешествий заканчивается вполне благополучно, но стоит помнить, что при любом несчастном случае помощь подоспеет нескоро, ведь медикам придется ехать по всё той же опасной дороге, а ближайшая больница находится более чем в часе езды от Дороги смерти.

Пейзажи, впечатления и фото Дороги смерти

Самыми популярными видами на фото с Дороги смерти в Боливии являются пропасть и сорвавшиеся автомобили. Пейзажи – горы, леса – конечно, тоже завораживают, но в большинстве случаев туристы едут сюда именно за острыми ощущениями, которые и стараются запечатлеть на фото с участков Дороги смерти в Боливии.

Как добраться?

Добраться до Дороги смерти в Боливии можно как из , так и из городка Коройко по координатам 16°20′09.26″S 68°02′25.78″W.

Корреспондент «Севастопольской газеты» Пелагея Поленок продолжает рассказывать о путешествии по Южной Америке автостопом с двумя подругами в своем блоге и на страницах газеты. На этот раз путешественницы посетили природные достопримечательности Боливии.

Из селения Ла Кумбре (La Cumbre) в селение Йолоса (Yolosa) на расстоянии 90 км севернее Ла Паза ведет одна из самых опасных дорог в мире — Дорога Смерти (Ruta de la Muerte). Мы проехали эти 64 км на велосипеде и под дождем за шесть часов, скинув 3600 м высоты.

Дорога Смерти

Про боливийскую Дорогу Смерти я помнила еще с Китая, когда ее сравнили с крутыми тропинками Чжанцзанцзье. Немного волновалась, когда планировали маршрут по Боливии. А потом выяснилось, что Дорогу Смерти закрыли для транзитного транспорта, построив новую в обход, и вообще она нам не по пути.

Дорога Смерти приобрела такую славу после многочисленных автомобильных аварий с человеческими жертвами. Несколько метров грунтовки буквально выгрызены вдоль крутого склона гор, покрытых джунглями. При этом здесь постоянная влажность и дожди, почва мягкая и постоянно размывается. В нескольких местах дорогу «поливают» водопады, а под конец пару раз «переливают» довольно широкие речки. Так что неудивительно, что здесь случилась самая страшная авария в истории Боливии — в 1983 году в пропасть упал автобус, полный пассажиров.

На сегодня дорогой почти не пользуются. Исключение — редкие небольшие грузовички, которые развозят продукты к жителям деревенек, расположенных на дороге. И велосипедисты.

Все туристические агентства Ла Паза считают своим долгом иметь в арсенале велотур по Дороге Смерти. За 300-500 боливианов, разброс цен, действительно, большой, хотя разницы особой нет, туристам предлагают трансфер, экипировку, велосипед, питание, диск с фотографиями и футболку.

По Дороге Смерти

В 7 утра мы собрались на завтрак в агентстве. После еды всем раздали по пакету со снарягой: водопроницаемые и ветропродуваемые куртка и штаны, мембранная футболка, шлем и перчатки.

Около десяти утра приехали в Ля Кумбре, где получили велики. Ля Кумбре находится на высоте 4800 м, пейзаж вокруг был сурово-полярный. Немного бодряще дул ветер. Первые 20 км дороги идут по асфальту — хороший шанс прокачать велик и себя. Для меня же это было просто вспомнить, где тормоза. Постоянно, все шесть часов поездки, дорога идет вниз. По грунтовке ехать тяжело — к концу руки устали держать руль.

В нашей группе — туристы из разных стран Южной Америки. Впереди ехал гид, в середине реммастер, позади мальчик Луис, замыкающий. Параллельно ехал автобус, на котором мы приехали.

Поначалу дорога была очень красивая: суровые темные скалистые горы, глубокие изумрудные долины, мимо проезжают машины и автобусы. Верти головой и наслаждайся.

Потом начал наползать туман и пошел дождь. Через час 20 километров асфальта закончились и мы въехали в джунгли. Здесь основная часть Дороги Смерти только началась.

Дождь то прекращался, то начинался с новой силой, но это стало уже неважно, потому что туман поднялся, и мы катились просто по сочным зеленым джунглям, вдоль петляющей глубокой долины.

Потом начались водопады — как будто протекла крыша дома и вода льется с потолка на пол, заливая диван. Все это время наш автобус смело ехал за нами.

Позже дождь совсем перестал, дорога то плавно, то очень резко но спускалась вниз.

Уставшие, мы доехали до деревни, которая находится уже на высоте 1200 м. Очень легко и свежо дышится и наконец-то стало тепло.

Лунная долина

Город Ла Паз выстроен на дне кратера огромного потухшего вулкана на высоте 3600 м.

Благодаря этому по периметру город окружен грядами фантастических по рельефу гор. Одно из таких мест так и называется Лунная долина — лес глиняных сталагмитов под открытым небом.

Ветер выдувает причудливые звуки в щелях между скал, из-за чего древние люди считали, что это поют ангелы. «Ангелы Малассы» — так называется панно на входе в долину. Маласса — название ближайшего к долине села.

По долине проложены мостки-дорожки, но по скалам не полазишь — порода очень хрупкая.

Щели-пропасти уходят далеко вниз. Как в Долине Привидений, здесь есть свои скалы, напоминающие чьи-то профили. Скалы похожи на слоеный пирог. В долине растет более 20 видов кактусов! А соседняя долина выглядит совсем иначе — обычные холмы, поросшие зеленой травой.

Самое большое в мире соленое озеро

Солончак Уюни — высохшее соленое озеро на юге пустынной равнины Альтиплано в Боливии на высоте около 3650 м над уровнем моря. Площадь соленого озера — 10588 кв.км, Уюни является крупнейшим солончаком в мире.

На самом юго-западе Боливии, на высоте трех с половиной тысяч метров находится космос. Небо сходится с землей и отражается в вечность.

Попасть на солончак можно только на джипе. В сезон дождей равнина покрывается тончайшим слоем воды. Солончак Уюни содержит до 10 млрд тонн соли, из которых добывается всего 25 тыс. тонн. Внутренняя часть солончака покрыта слоем поваренной соли толщиной от 2 до 8 метров. Бескрайняя полупрозрачная равнина — это невероятно красиво.

Читайте о приключениях Пелагеи Поленок в ее блоге

Собираясь в дорогу, Хорхе долго и тщательно молился. Так тщательно, как никогда прежде, ведь если сам Бог Виракоча не благословит его в путь, то неизвестно доберется ли юный студент до Ла-Паса, неофициальной столицы своей страны. От его родного городка Коройко в восточных предгорьях величественных Анд до столицы (пусть и неофициальной) всего-то 57 километров. Но это по прямой. Хорхе расстроился, вспомнив, что по горным перевалам и серпантинам это уже целых 95 километров. Но даже это его не испугало. Самое страшное – преодолеть первые 40 километров.

Его дед часто приговаривал, серьезно глядя прямо в глаза «Иногда кажется, что она живая, она смотрит на тебя, она выбирает тебя, она забирает тебя», а потом смеялся и весело добавлял «Не волнуйся, парень, некоторые её все-таки проходили до конца».
Выглянув в окно и глотнув свежего и влажного воздуха, Хорхе посмотрел на запад, туда, где начиналась Она. Почему-то он всегда называл её просто «Она», боясь произнести её истинное имя. Но сегодня он не только назовет её, но и покорит. Она – Дорога Смерти.

Конечно же, все описанные события вымышлены, но вполне может быть, именно так собирались в этот смертельный путь многие боливийцы совсем недавно.

А вы стали бы молиться перед такой дорогой

Не удивительно, что люди до сих пор молятся перед поездкой по этой дороге. Формально она называется Северная дорога Юнгас, но фактически никто её так не называет. Все боливийцы и остальные жители планеты знают её как Дорога Смерти Юнгас. Более оптимистичные люди зовут её Дорога Судьбы. Хотя первое название ей больше подходит. Чуть ниже узнаете почему.


Находится Дорога Смерти в восточной части Боливии в провинции Юнгас, и соединяет город Ла-Пас, расположенный в кратере потухшего вулкана на высоте 3600 метров, с небольшим городком Коройко в горах, густо покрытых лесами.

Дорога Смерти на карте

  • Географические координаты середины самого опасного участка (-16.249821, -67.785870)
  • Расстояние от официальной столицы Боливии города Сукре 410 км по прямой
  • Ближайший Международный аэропорт Ель-Альто в Ла-Пасе — 57 км

Что же в ней такого страшного, и за что её называют Дорогой Смерти?

До недавнего времени это был единственный путь, соединявший Коройко и Ла-Пас. Все, кто хотел попасть в Ла-Пас из Коройко или обратно, были вынуждены преодолевать один из самых опасных путей в мире.

Дорога Смерти представляет собой извилистый горный путь, проходящий на довольно большой высоте. Это крайне узкая (обычно не более 3,2 метров) однополосная, но двухсторонняя дорога. С одной стороны дороги крутые отвесные горы, а с другой такие же крутые и такие же отвесные обрывы до 600 метров глубиной. Издали Дорога Смерти напоминает царапину на теле гор. Но дорогой её можно назвать с большой натяжкой, так как основная часть пути это просто выровненная и накатанная грунтовка. Асфальта здесь нет. Покрытие дороги каменистое и глинистое. Поэтому в сезон дождей её сильно размывает. Проезд по ней в это время самый опасный и непредсказуемый. Велика вероятность схода селей или камнепада. Никаких ограждений, отбойников или полос торможения здесь никогда не было, и вряд ли когда-то появится.

Обязательно посмотрите видео в конце этой статьи (особенное первое и полностью). Почувствуйте на себе то, что ощущают отчаянные водители, отправляясь в этот опасный путь.


Дорогу построили пленные парагвайцы в 1930-х годах во время войны Чако между Парагваем и Боливией за контроль над северной частью региона Гран-Чако.

Перепады высот на Дороге Смерти примерно такие. При выезде из Ла-Паса, где высота над уровнем моря составляет 3600 метров, дорога поднимается на высоту до 4650 метров на перевале Кристо-де-ла-Кумбре (в оригинале Cristo de la Cumbre), а затем спускается до 1200 метров на всем оставшемся пути вплоть до Коройко. Добавьте к этому крутые виражи и резкие повороты, и вы получите один из самых экстремальных треков на планете.

В 1995 году Дорога Смерти была признана самой опасной в мире. Ежегодно здесь погибает от 200 до 300 человек. В пропасть срывается около 30 автомобилей. Причем лет тридцать назад с дороги вылетало около сотни автомобилей в год. Словно мрачное напоминание во многих местах установлены кресты, а склоны обрывов усеяны остовами разбившихся автомобилей.


На сегодняшний день власти Боливии построили более безопасную дублирующую дорогу. Она гораздо шире, покрыта асфальтом и оборудована ограждениями. Это уже вполне современный и надежный путь из Ла-Паса в Коройко. Несмотря на это, Дорогой Смерти до сих пор пользуются отчаянные местные жители и туристы.

Популярное развлечение на Дороге Смерти (помимо прыжков в пропасть на автомобиле) велосипедный тур. То есть вам дают велосипед, экипировку и пинок под … вы мчитесь практически постоянно под горку на протяжении порядка 64 километров (общая длина пути около 70 км, но на первоначальном этапе встречаются подъемы). Иногда можно достичь скорости в 60 км/час. Но лучше придерживаться более безопасной скорости, так как 18 велосипедистов уже разбилось на этой дороге с 1998 года. Вы же не хотите пополнить печальную статистику.


Если все же рискнете взять велосипед и прокатится по Дороге Смерти, то у вас появится уникальная возможность увидеть невероятные окружающие пейзажи. Описывать их нет смысла, их надо видеть. Только делать это надо не отрываясь от наблюдения за дорогой, а лучше остановиться и вдоволь насладиться видами.


Если решите прокатиться по Дороге Смерти на автомобиле, то крайне не рекомендуется делать это самостоятельно. Лучше нанять опытного гида со своей машиной. Поверьте, он справится с задачей гораздо профессиональнее.


Дорога Смерти видео

Ни одна автомобильная дорога на свете не может обеспечить абсолютной безопасности для водителей. Однако существует также категория сверхопасных дорог, лидирующую позицию по количеству несчастных случаев среди которых занимает старый автомобильный путь в провинции под названием Юнгас (Боливия). Недаром же его окрестили «дорогой смерти».

Суровая статистика

На автомобильном пути между Коройко и Ла-Пасом, протяженностью всего лишь каких-то семьдесят километров, ежегодно попадает в аварийную ситуацию порядка двадцати пяти машин. При этом гибнет от ста до двухсот человек.

Историки разделились во мнениях, кто же занимался строительством столь опасной дороги. Кто-то из них утверждает, что путь был построен в тридцатые годы XX столетия силами парагвайских заключенных. Существуют же и такие, которые убеждены, что возведение дороги было поручено одной из американских строительных компаний, и произошло это лишь к началу семидесятых годов.

Рельеф и качество покрытия «дороги смерти»

Данная «трасса», если можно так выразиться, спускается с высоты в 3600 метров всего до 330 метров над уровнем моря, что обусловливает наличие на ней огромного количества весьма крутых склонов. Довершает же общую картину тот факт, что дорога очень узка, а на ней довольно плохое и скользкое.

На некоторых участках пути разминуться двум автомобилям просто невозможно, а посему приходится останавливаться и идти договариваться об условиях пропуска с водителями встречных автомашин. Это при том, что основным видом транспорта, циркулирующим на данном участке пути, являются крупные груженые фуры и массивные автобусы.

Климатические условия на участке, называемом «дорогой смерти»

К непростому рельефу боливийской дороги можно добавить также сложные местные метеоусловия, с которыми наиболее часто приходится сталкиваться водителям. Это и постоянная довольно низкая температура, колеблющаяся чаще всего между отметками в 6 и 11 градусов по Цельсию, и систематическая туманность, затрудняющая и без того не особенно хорошую видимость на дороге.

Кроме того, благодаря частым тропическим ливням на дороге частенько случаются оползни, что приводит нередко к смыванию целых участков дорожного покрытия.

Когда и как родилось название «дорога смерти»?

Таким устрашающим названием путь между столицей и северной частью Боливии был назван довольно недавно, а именно в 1999 году, когда на одном из его участков произошла страшная авария, унесшая в результате крушения восемь жизней туристов, прибывших в страну из Израиля. Однако известно, что были на этой дороге и другие, гораздо более трагические случаи. В частности в 1983 году в каньон здесь упал автобус, перевозивший более ста пассажиров.

Несмотря на все вышеперечисленное, «дорога смерти» пользуется немалой популярностью среди любителей экстремальных приключений. Со всего мира сюда съезжаются тысячи туристов, желающих прокатиться по трассе, подняв тем самым в своем организме уровень адреналина.

Оригинал взят у masterok в Дорога смерти в Боливии.

Я вот часто встречал упоминание об этой дороге в Боливии, видел фотографии, но мне почему то казалось, что там все немного приукрашено для остроты туризма и раскрутки места. Мол не так страшен черт как его малюют. Однако посмотрев ролик (ниже под катом) наверное заберу свои слова обратно. Это ж надо так, на ровном месте в 21 веке то...

На этом участке протяжённостью около 70 километров, соединяющем Ла-Пас и Коройко, ежегодно разбивается больше 25 машин, гибнет 100—200 человек. Согласно одним источникам, дорога была построена в 1930-х годах парагвайскими заключёнными. Другие говорят, что здесь в 70-х годах прошлого века поработала американская строительная компания.

Дорога спускается с высоты 3,6 тысяч метров до 330 метров над уровнем моря. Здесь очень крутые склоны, скользкое и грязное покрытие. Местами на этой извилистой и чрезвычайно узкой «трассе» невозможно разъехаться двум машинам — нужно останавливаться, идти вперёд, разбираться и договариваться.


Кстати, одно из местных дорожных правил предписывает водителю спускающегося автомобиля держаться внешнего края дороги, а приоритетное право проезда всегда у взбирающегося в гору транспорта. Кое-где и один грузовик умещается чудом, притом, что грузовики и автобусы — основной транспорт на «Дороге смерти».


Но и это ещё не всё. Во время путешествия по этому «хайвэю» водителям приходится иметь дело с не самыми благоприятными метеоусловиями: прохладное плоскогорье Анд со среднемесячными температурами от 6 до 11 градусов Цельсия сменяется влажными джунглями Амазонки. Дорога тут не только узкая, но и очень, очень скользкая. Асфальтом покрыты лишь первые 20 километров пути, остальное — грязь и глина. И не забывайте, что автопарк Боливии — это очень старые и изношенные автомобили со стёртыми шинами.


Часто из-за густых туманов дорогу бывает видно лишь на несколько метров вперёд. И тогда надо двигаться очень медленно и аккуратно. Не только, чтобы не столкнуться со встречными — из-за тропических ливней часто бывают оползни, и кусок дороги может просто смыть. Вот он, рецепт смертельного страха.


Своё название дорога получила сравнительно недавно, в декабре 1999 года, когда автомобиль с восемью израильскими туристами упал в пропасть. Но это — не самая громкая авария на этой трассе. 24 июля 1983 года здесь в каньон упал автобус, в котором находилось больше ста пассажиров — на сегодняшний день это самое страшное ДТП за всю историю Боливии. Местные жители, если им приходится ехать через «дорогу смерти», молятся, чтобы доехать живыми. Ведь случись что, до ближайшего госпиталя ехать не один час. По всё той же дороге, кстати.


Однако North Yungas Road — один из немногих маршрутов, соединяющих северную Боливию со столицей, поэтому его эксплуатация не прекращается, несмотря ни на что. С начала 1990-х годов смертельная опасность дороги сделала её популярной среди туристов достопримечательностью.


Многие приезжают сюда, чтобы поднять уровень адреналина в крови, спустившись по ней на внедорожнике или горном велосипеде, развивая на отдельных её участках до 80 км/ч. Возвращаются далеко не все. Но те, кто сумел проехать по ней и остаться в живых, сравнивают этот маршрут с покорением Эвереста. А обычные жители Боливии продолжают «покорять» эту дорогу каждый день.



вот как описывает блогер 097mcn свое путешествие по этой дороге...

Про боливийскую Дорогу Смерти я прочитал в Интернете еще несколько лет назад. Очень хотелось побывать там, но Боливия была так далеко, что тогда я об этом как-то и не задумывался. Но тут неожиданно случилась вся эта поездка в Южную Америку и... а почему бы и нет?

Хотя изначально, конечно, этой дороги у нас в планах не было. Хватало других, более интересных вещей. Но потом вдруг у "Аэросура" случилась отмена рейса, в результате чего весь уже сверстанный план путешествия пришлось перекраивать заново. Выходило, что в Ла-Пасе у нас образовался лишний день, который надо было на что-то потратить. Ну, тут у нас с АА других вариантов не было - конечно же Дорога Смерти! А вот несознательный СС предпочел лететь на самолете в Сукре - город из списка ЮНЕСКО оказался ему дороже занятий спортом среди экзотической природы:)

Тур обошелся нам в 37 долларов с человека, купили мы его накануне в первой попавшейся турфирме на улице Сагарнага. Нам сказали, что надо быть в 7 часов утра в офисе организаторов. Это было 28 февраля, последний день зимы по эстонскому времени, и последний день лета - по южноамериканскому.

Итак, с утра мы были на месте. Для начала нас накормили завтраком, а потом выдали спортивное снаряжение. Оснастились серьезно - спортивный костюм, шлем, перчатки, а также наколенники и налокотники. Ага, если что, падать будет не так больно:)

Потом расселись по микроавтобусам и поехали. Велосипеды были уже на крыше. Некоторое время мы кружили по узким улочкам Ла-Паса, а потом дорога пошла вверх. На этот раз мы поехали не через Эль-Альто, а через какой-то другой пригород. Дорога вела все вверх и вверх, пока мы наконец не добрались до самой высокой точки маршрута - перевала Ла-Кумбре. Высота - 4650 метров.

Здесь мы остановились, и гиды раздали нам велосипеды. Вещи велели оставить в автобусах. Особо оговорили, чтобы не было фотоаппаратов и видеокамер. Ну разве что маленькая мыльница - это ОК. "У нас велосипедный тур, а не фототур". Мне это как-то не понравилось. Я поначалу хотел повесить свой "Никон" на шею и спрятать под курткой, но закончилось это тем, что у куртки разошлась молния. Вот гадство... Пришлось ограничиться резервной "мыльницей", купленной перед поездкой специально для таких случаев.

Андрей Андреич тоже решил заныкать видеокамеру, но поскольку он не удержался и стал снимать ею прямо здесь, то сразу вызвал этим неудовольство гидов. Они чуть было не сняли его с пробега, но ему как-то удалось уломать их, обещав не снимать на ходу. Но гиды наверно не зря беспокоятся, наверняка уже были случаи, когда люди вытаскивали фотоаппараты, отвлекались от дороги и улетали в пропасть:)

Итак, Северная Дорога Лас-Юнгас , та самая "дорога смерти" из Ла-Паса в Коройко, фотографии которой в свое время "взорвали Интернет" ;) Еще несколько лет назад это была единственная дорога, связывавшая столицу Боливии с ее низменными районами в тропической сельве. Грузовики и автобусы ездили по узкой грунтовке, постоянно размываемой дождями и оползнями. Как они там разъезжались - на это было страшно смотреть даже на фотографиях. Каждый год на дороге случалось множество аварий, машины падали в пропасть и гибли люди. Наконец к 2006-му году была запущена новая, асфальтированная дорога, проложенная в обход самого опасного участка. И теперь, когда весь транспорт пошел по новой дороге, по "дороге смерти" ездят только туристы.

Еще несколько интересных фактов о дороге Лас-Юнгас:

  • Построили ее в 1930-х годах во время Чакской войны силами парагвайских военнопленных;
  • Всего за 64 км от Ла-Паса до Коройко дорога спускается с высоты в 4650 метров до высоты в 1200 метров, при этом путешественник переносится из прохладного климата Альтиплано в жаркий климат тропического леса;
  • В отдельных местах глубина пропасти рядом с дорогой достигает 600 метров;
  • В отличие от остальной Боливии, на Дороге Смерти движение левостороннее - это сделано для того, чтобы водитель лучше чувствовал дорогу и мог, разъезжаясь со встречными, видеть свое колесо;
  • 24 июля 1983 года здесь сорвался в пропасть автобус, погибло более 100 человек;

Вот по такой страшной дороге нам и предстояло проехать.

Наконец гиды дали старт, и мы покатились вниз. Дорога поначалу идет очень хорошая, но вместе с тем приходится ехать вместе со всем транспортом - разделение произойдет позже. Что здесь тяжелее всего, так это стужа. На высоте свыше 4000 метров настолько холодно, что руки ужасно мерзнут даже в перчатках.

Но вот через несколько километров первый привал. Дальше дорога идет в гору и, чтобы облегчить нам жизнь, нас вместе с велосипедами повезли на автобусах.

Через несколько километров снова продолжаем своим ходом. И скоро подъезжаем к развилке. Здесь асфальтовая дорога уходит влево, а справа начинается собственно Дорога Смерти. Гид остановил всех и провел последний инструктаж. В числе прочего нам объяснили, что дальше ехать надо по левой стороне дороги, такие здесь правила. И если навстречу попадется машина, разъезжаться с ней тоже надо слева. И действительно, представьте, что вы едете по узкой горной дороге на машине. Слева пропасть, руль тоже слева, с какой стороны ехать безопасней? Конечно же, тоже слева. Вот только рефлексы все равно не переделаешь так быстро, поэтому большинство все равно продолжает ехать по правой стороне, благо встречных машин здесь все равно нет:)

А вобщем-то все оказалось далеко не так ужасно, как ожидали. Это может на грузовике, разъезжаясь с автобусом, здесь будет страшно, а на велосипеде, да на пустой дороге ничего страшного нет. И вот уже впереди у нас открывается тот самый классический вид - дорога на большой высоте огибает покрытую лесом гору.

Дорога Смерти - классический пейзаж

И тут мы уткнулись в неожиданное препятствие. Впереди на дороге показался обвал. Вот так просто часть склона обвалилась и похоронила под собой всю проезжую часть! У обвала стояли разочарованные мотоциклисты - им было никак не проехать:(

Эта мелкая японка мало того, что курила, так еще и оказалась вся в наколках. А кроме того, у нее на плече можно было разглядеть шрам в виде фашистской свастики. Такое ощущение, что сначала по дури сделала себе, а потом стала путешествовать и поняла, что с такой татуировкой на людях появляться как-то неприлично:)

(Мне тут подсказывают, что свастика может быть буддистским символом. Да, может. Но я эту японку видел вблизи, она на рьяную буддистку мало похожа. Вот на мотоцикле в фашистской каске - в это я вполне готов поверить:))

В этот момент больше всего мы боялись того, что организаторы решат перестраховаться и отменят весь наш тур. Где-нибудь в Европе наверно так бы и сделали. Но здесь была Южная Америка, и мужики здесь не менее суровы, чем в Челябинске:) Нам объявили, что поскольку сопровождавшие нас автобусы проехать не могут, то дальше мы поедем одни, а они встретят нас с той стороны. А обвал... а что обвал... Берете велосипеды в руки - и вперед!

Преодолеваем обвал на "дороге смерти"

Это был самый крутой момент всего тура. Чувствуя себя дикими экстремалами, мы перелезли через груду камней и поехали дальше. Ура, мы едем по "дороге смерти", а еще никто не умер! :)

А погода здесь меняется очень часто. Когда мы выезжали из Ла-Паса, светил солнце, а вот стоило углубиться в горы, как спустился туман и вокруг стало совершенно ничего не видно. В отдельные моменты мы ехали вдоль пропасти и видели только близлежащие кусты!

А еще здесь повсюду с гор течет вода, повсюду можно видеть очень красивые водопады и водопадики. Некоторые из них изливают свою воду прямо на дорогу, так что приходилось проезжать прямо под ними, стараясь разогнаться побыстрее, чтобы не намокнуть слишком сильно.

И чем ниже мы спускались, тем сырее становилось вокруг. Вода была и снизу, и лилась сверху, так что очень быстро все промокли. И тут я отметил, что очень хорошо, что мне не дали взять большой фотоаппарат - снимать приходилось прямо под дождем, так что мой маленький "Кэнон" уже весь намок.

Вот что больше всего напрягало во время тура, так это то, что стоит тебе остановиться и вытащить фотоаппарат, как сзади появлялся гид и подгонял:

It"s a bike tour, not a photo tour!

Так и хотелось ему ответить - "Yes, it"s a bike tour, but not an olympic race" :)Фотографируемся у обрыва

Чем такие гонки могут кончиться - можно прочитать . Только запаситесь временем, там рассказ очень длинный.

Так что, скатываясь вниз таким образом, да еще и то и дело останавливаясь, чтобы сделать очередное фото, я постепенно отставал от лидирующей группы. Но вот зато стоило только дороге в какой-то момент пойти вверх, как годы тренировок сразу дали о себе знать. Народ тут же начинал выдыхаться, и я их быстро настигал:)

Но вот наконец самый длинный участок закончен. Все останавливаются на площадке у придорожной харчевни. Здесь нас ждет легкий перекус. Но мы все еще на довольно большой высоте. И вокруг такая красота!

К этому времени мы уже покинули зону дождей, и намокшая одежда уже успела высохнуть. Даже намокшие ноги уже почти высохли. Но еще не все трудности были позади! Впереди у нас внизу показалась вытянутая петля дороги, которая в самой нижней своей точке пересекала довольно глубокий ручей. Гид объяснил, что мы будем стартовать по очереди, чтобы не создавать у ручья толпу. Нам надо разогнаться и попытаться перескочить его, не замочив ног.

Ага, легко сказать - не замочив ног. Особенно когда ехать приходится по камням, а велосипед сразу проваливается в воду по ступицы колес, если не глубже. Вобщем, я, как и все, встрял в этом ручье, и выбираться из него пришлось уже ногами. Но зато потом, встав на том берегу, я стал снимать, как будут переезжать другие. Проскочить не смог почти никто! Было очень весело! :)

А вот как эту дорогу успешно используют в рекламном бизнесе

Вот такая она - дорога смерти!