Древняя Греция: Микены и Троя. §25

Микены — старейший город материковой части Греции. Древнее лишь Кносс, центр минойской цивилизации, на Крите. Микены датируются вторым тысячелетием до н.э. В настоящее время город находится в руинах. В свою очередь руины превращены в музей. На 29 день прибывания в Греции смотреть руины стало совсем скучно, в Микенах мы провели около двух-трех часов. Комплекс совсем небольшой и достаточно однообразный.

Могильный круг А (grave Circle A). Микенский акрополь. Справа вход, ниже — стоянка туристических автобусов.

Микены — одна из самых легкодоступных достопримечательностей Пелопоннеса. 120 км от Афин , причем 110 из них по магистрали. По времени примерно 1 час 10 минут . Мы же приехали с другой стороны, в эти дни наша база была в Эпидавре.

Микенская крепость занимала очень выгодное стратегическое положение, она возвышалась над равниной Аргос и контролировала все горные проходы к северу, до самого Коринфа. Главный вход в город украшали Львиные ворота, сооруженные около 1260 года до н. э. Над ними были высечены два больших каменных льва. Все сооружение венчала крыша, длина которой составляла 8 м, высота — 90 см, а ширина — 2,4 м.

От ворот шла дорога к царскому дворцу. Его стены украшали фрески, наподобие критских росписей. Таким образом, жители Микен имели представление о минойской культуре. Вокруг теснились дома менее высокопоставленных горожан. Один из них, так называемый Дом с колоннами, был трехэтажным.

Я не специалист в области истории и археологии. Но мне хотелось бы знать кто тут жил, когда, для чего использовалось здание. Зачастую такой информации просто нет. На информационных стендах примерные даты и описание внешнего вида…хотя даже не внешнего вида, а остатков внешнего вида.

Вот и пришла пора поговорить о древних циклопических укреплениях в Микенах, которыми завершается рассказ о том, что довелось увидеть в Греции. Дальше будет только итоговый пост, а пока вернемся к стенам, которым больше трех тысяч лет, прогуляемся среди них, попытаемся представить, какими они были когда-то...

Город был окружен крепостной стеной длиной 900 м, которая ограждала территорию свыше 30 000 кв.м. В некоторых местах внутри стен были устроены сводчатые галереи с казематами, в которых хранилось оружие и продовольствие (толщина стена достигает здесь 17 м). Вся система оборонительных сооружений микенских крепостей была тщательно продумана и гарантировала защитников от непредвиденных случайностей.

Подход к главным воротам цитадели был устроен таким образом, что приближавшийся к ним противник вынужден был поворачиваться к стене, на которой находились защитники крепости правым боком, не прикрытым щитом. За воротами внутри крепости также находился узкий двор, обрамленный с обеих сторон стенами, где легко было защищаться от прорвавшихся сквозь ворота врагов.

Ныне, войдя в ворота, мы оказываемся на открытом пространстве, которое в основном занято идущей по кругу оградой, образованной двумя рядами поставленных на ребро каменных плит: они отмечают места более ранних шахтных гробниц. Внутри этой загородки были надгробия, на некоторых высечены человеческие фигуры. Между кругом ограды и стеной располагались дома и складские помещения.

Этот т.н. круг А шахтных гробниц был включен в периметр стен укрепления в период их возведения по всей видимости, как некий священный, культовый центр. Самые ранние укрепления Микен оставляли этот некрополь за пределами цитадели.

На протяжении всего III и II тысячелетий насчитывается 5 основных групп погребений: ямные, ящичные, шахтовые, камерные и купольные. Наиболее важным памятником Микен являются шахтовые гробницы. (XVI в. до н. э.). Первые шесть могил этого типа были открыты в 1876 г. Г. Шлиманом в черте Микенской цитадели. Эти прямоугольные, несколько вытянутые гробницы были вырублены в мягкой скале на глубину от 0,5 до 3-4 м; они представляют собой дальнейшее развитие ямных и ящичных погребений.

Археологи извлекли из них множество драгоценных вещей, сделанных из золота, серебра, слоновой кости и других материалов. Здесь были найдены массивные золотые перстни, украшенные резьбой, диадемы, серьги, браслеты, золотая и серебряная посуда, великолепно изукрашенное оружие, в том числе мечи, кинжалы, панцири из листового золота, наконец, совершенно уникальные золотые маски, скрывавшие лица погребенных. В могилах обнаружен янтарь, страусовые яйца и другие явно привозные предметы.

Художественные произведения в этих гробницах свидетельствуют о влиянии критского искусства, хотя тематика изображений значительно отличается от критской. В гробницах найдена также минойская керамика. Расположены гробницы среди могил т.н. среднеэлладского периода. Очевидно, это были захоронения правителей.

Богатство инвентаря шахтовых гробниц свидетельствует о значительном развитии производительных сил во время перехода к позднеэлладскому периоду. Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое использование - явный показатель происшедшего уже отделения ремесла от земледелия и длительного накопления трудовых навыков у микенских ремесленников. Наличие вещей иноземного происхождения свидетельствует о связях, возможно торговых, с далекими странами. Совокупность находок в шахтовых гробницах дает основание считать микенское общество того времени уже обществом классовым. Рабовладельческое общество возникло в Микенах в результате внутреннего развития.

К воротам ведет из нижнего города мимо священного для микенцев круга шахтных могил В (которые относятся к XVI в. до н.э и старше, чем знаменитые, раскопанные Шлиманом царские шахтовые гробницы круга А) главная улица.

По соседству с этим комплексом находятся остатки здания позднемикенского периода, также раскопанного Шлиманом, которое получило в наши дни название "Дом воинской вазы", благодаря знаменитому, найденному здесь большому микенскому кратеру с изображением воинов. Этот кратер находится сегодня в экспозиции Афинского Национального музея.

Самое время вспомнить об истории археологических раскопок Микен. Местонахождение древнего города было известно давно – задолго до того момента, когда Шлиман в 1868 г. впервые оказался у стен древнего города. Изображения укрепленного акрополя на скалистом холме в аргосской долине известны уже в 18 и начале 19 в. Например, такое вот романтизированное изображение Микенского акрополя. Не правда ли, узнать трудно?

История Микен является одной из наиболее мрачных и одновременно одной из самых возвышенных, полной темных страстей глав истории Греции. Именно археологи доказали реальное существование событий, описанных в античных поэмах. Согласно «Илиаде» Гомера, «Агамемнону» Эсхила Греция в Микенский период была страной высокой культуры. Историки древности Геродот и Фукидид говорили о Троянской войне как об истинном происшествии, а о ее героях – как о реально существовавших людях.

Между тем во времена, когда греки попали в поле зрения современной истории, они ничем особенно не выделялись среди других народов – ни роскошью дворцов, ни могуществом царей, ни большим флотом. Приписать содержащиеся в поэмах Гомера сведения фантазии писателя было, несомненно, гораздо проще, чем согласиться с тем, что за эпохой высокой цивилизации последовала эпоха упадка с его варварством, а затем новый подъем эллинской культуры.

Сегодня Микены в первую очередь связываются с именем Шлимана, который, изучив тексты поэм Гомера, открыл Трою, а затем - и «королевские могилы» в Микенах.

В 1876 г. в результате довольно быстрой разведки Шлиман раскопал шахтные гробницы круга А, находящиеся внутри стен укрепления и сделал свои всемирно известные находки. Среди нескольких золотых надгробных масок он выбрал самое, как ему показалось, «интеллигентное» лицо и приписал его Агамемнону.

Шахтные гробницы, обнаруженные в Микенах Шлиманом в 1876, были наиболее ранними из объектов в этом месте: каких-либо предметов, относящихся к неолиту, здесь нет, а ранне- и среднеэлладские остатки крайне незначительны. Предметы, найденные в гробницах, относятся к переходному от среднеэлладского к позднеэлладскому периоду и служат иллюстрацией к связям, существовавшим между Грецией и Критом ок. 16 в. до н.э. Вид раскопок Шлимана в Микенах на старинной гравюре:

Гробницы эти представляли собой шесть больших каменных колодцев, находящихся на территории, которая была впоследствии обнесена стеной. В колодцах найдено 19 скелетов, один из которых сохранился в частично мумифицированном виде. На лицах нескольких погребенных были маски из чеканного золота.

Здесь на плане хорошо показано месторасположение всех объектов, в т.ч. и гробниц:

В могилах имелись сокровища - предметы из золота, серебра и бронзы, в том числе ювелирные изделия, чаши, мечи, кольца и другие объекты. Среди последней категории - многочисленные золотые диски и пластинки с чеканкой или тиснением на них в виде осьминогов, розеток и других форм, типичных для микенских захоронений: это могли быть блестки с одежды или украшения гробов либо иного убранства.

Здесь были также бронзовые кинжалы с рукоятками из чеканного золота и рисунками на клинках, выполненными в технике золотой и серебряной инкрустации, на двух имеются сцены охоты, изображенные в живой и выразительной манере.

Общий вес найденного здесь золота - более 14 кг. Ныне находки Шлимана украшают экспозицию Национального Археологического музея Афин.

Но часть находок представлена и в Микенах:

Некоторые из сокровищ и в наши дни не уступают творениям нынешних дизайнеров. ;-)

Позднеэлладские гончары делали посуду самых различных размеров - от маленьких кубков до громадных сосудов. Глина была хорошо очищена, стенки сосудов изготовлялись тонкими, поверхность ваз нередко полировалась, обжиг был высококачественным.

В Афинах Шлиман, кстати, отстроил себе роскошный особняк, стены которого украсил росписями, в соответствии со своим эксцентричным вкусом поместив изображения самого себя и своей жены среди античных богов и героев.

В шести гробницах находились разнообразные металлические изделия высокого художественного уровня - оружие, сосуды для питья, драгоценности, маски, а также керамика 16 в. до н.э.

Чрезвычайно редкий случай, когда царские захоронения столь древней эпохи дошли до наших дней фактически не разграбленными. Большинство этих находок выставлено в национальном археологическом музее Афин и является самой важной частью экспозиции музея.

Кстати, именно в Микенах были обнаружены знаменитые стелы с изображениями колесниц – одни из древнейших в Европе. В дальнейшем, с разной степенью интенсивности, раскопки велись в течение всего 20 столетия (Британской археологической школой и Афинским археологами), в результате чего был вскрыт комплекс зданий внутри укрепления, сам дворец, множество зданий за пределами стен, толосовые гробницы и многие другие памятники.

Но вернемся к акрополю. Двигаясь вверх по сохранившейся древней лестнице, переходящей в вымощенный камнями пандус, можно подняться на самую вершину холма, где и находился дворец правителя Микен.

Ныне он плохо сохранился, а некогда в него входили по двухмаршевой лестнице в минойском стиле с церемониальными приемными покоями.

Монументальный дворец состоял из многих парадных, жилых и хозяйственных помещений, в отдельном святилище стояли изваяния богов из мрамора и терракоты.

Наверху лестницы находился прямоугольный двор, куда выходил большой зал, или мегарон, состоящий из портика с двумя колоннами, приемной и прямоугольного главного зала.

Устройство этого официального дворцового помещения описано у Гомера и оно аналогично другим микенским дворцам – в Мегаре, Пилосе, Тиринфе. Центральный зал мегарона имел размеры 12,95 х11,50 м. В центре этого помещения находился священный очаг круглой формы, вокруг которого находились 4 деревянные колонны, поддерживавшие крышу и украшенные бронзовыми накладками и трон правителя.

Очаг был неоднократно расписан цветными узорами по тонким слоям штукатурки. Пол зала вымощен плоскими плитами. Здесь были обнаружены остатки фресковой росписи, находящиеся сегодня в музее.

Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите. Среди них некоторые культы и религиозные обряды, фресковая живопись во дворцах, водопровод и канализация, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо. Все это, однако, не означает, однако, что микенская культура была всего лишь второстепенным периферийным вариантом культуры минойского Крита, а микенские поселения на Пелопоннесе и в других местах представляли собой просто минойские колонии в чужой «варварской» стране (этого мнения упорно придерживался А. Эванс). Многие характерные особенности микенской культуры позволяют считать, что она возникла на греческой почве и была преемственно связана с древнейшими культурами этого района, относящимися к эпохе неолита и ранней бронзы.

Большие сдвиги произошли в ремесле. Строительство дворцов, оборонительных стен, гробниц, дорог и т. д. настоятельно требовало новых орудий производства. Микенские строители использовали несколько видов долот, свёрл, различные молоты и пилы; для обработки дерева применялись топоры и ножи. В Микенах были обнаружены пряслица и грузила от ткацких станков.

Мегарон, давший хрестоматийный план греческого жилища 2-1 тысячелетий до н.э., по-прежнему позволяет представить вид из окна дворца горделивого ахейского предводителя - обрыв, гора, холмы и равнина вплоть до туманящегося вдалеке моря.

О мегароне очень хорошо написал carmelist , хотя он писал о Тиринфе, но и к Микенам можно применить эту цитату: строительная техника определяется мерой одной человеческой силы, чья-то гениальная архитектурная мысль только что позволила изобрести метод кладки прямого угла из камня. Другой инженерный гений додумался подставить под перекрытие потолка обычный ствол дерева и создал самый знаковый элемент зодчества - колонну. Симбиоз этих двух творений родил мегарон - праформу будущей античной классики. Думаю, что радости строителей не было предела, они лепили один мегарон к другому, пока не слепили целый дворцовый комплекс Тиринфа.

Подытожим вышесказанное - характерные элементы мегарона:
- трехстороннее деление: балкон, преддверие и тронная комната;
- большой круглый очаг в центре тронной комнаты;
- четыре колонны, устроенные в квадрате вокруг камина в тронной комнате;
- трон расположен против середины правой стены в тронной комнате;
- полы и стены мегарона богато украшены фресками и геометрическими узорами;
- около правой и левой стен тронного зала располагались каменные скамьи

Мегарон царя носил сакральный характер: царь, бывший также верховным жрецом, восседал на троне, а жрецы вокруг него на скамьях.

Разрез мегарона:

Здесь и выше на горе было еще много других помещений, но от них по большей части не осталось и следа. Упомянем о некоторых из них: помещение суда, находилось непосредственно перед мегароном. Обычно суд с трех сторон окружался коллонадой. В Микенах около суда заканчивается "Большая Лестница" (каменная лестница, берущая свое начало от “Львиных ворот”).

Мегарон царицы - в Mикенах это помещение уступает размерами мегарону царя, однако был столь же роскошным и с двумя световыми колодцами. Мегарон царицы расположен рядом с северной стороной мегарона царя.

Ванная - обнаружена около царских комнат. Сама ванная собрана из фрагментов, и как все прочие ванны небольшого размера, сидячая. Даже микенские цари не имели больших ванн!

На вершине горы имеются следы архаического дорического храма, здесь был обнаружен архаический рельеф, а также найдены предметы, относящиеся к эллинистическому периоду. В юго-западной части Дворца обширная территория была занята святилищем. Здесь хранились посвятительные дары божеству, оброки, дары и доходы царя. Видимые в настоящее время пифосы использовались для хранения масла и вина, а возможно и зерна, хотя последнего обнаружено немного. В находящихся перед пифосами резервуарах с кладкой, возможно хранились драгоценная утварь. Кладовые не имели ни окон, ни световых колодцев и освещались масляными светильниками.

В северо-западном углу укрепленной территории имелся подземный источник с резервуаром, к которому вела лестница в 83 ступени. Древнее название источника - Персея. Из крепости была пробита подземная ступенчатая галерея к находившемуся далеко внизу источнику.

Спускаясь с вершины холма, нужно обязательно заглянуть в уходящую в толщу стен цитадели, а затем – и под землю, рукотворную галерею, ведущую к подземному источнику и цистерне с запасами питьевой воды. Это типично микенское сводчатое помещение, сложенное из огромных, плохо обработанных известняковых глыб, заканчивающееся вырубленным в скале проходом к цистерне, производит огромное впечатление своей мощью и размерами. Здесь же в стене можно заметить две узкие лазейки, которые могли служить тайным ходом для внезапных вылазок во время осады.

В середине позднеэлладского периода начинается ослабление Микен. Жители, по-видимому, ожидали нападений. Раскопки показывают, что все источники воды были подведены к северным воротам акрополя, а в его северо-восточном углу была сооружена глубокая подземная цистерна, куда вливались воды источника Персей.

В заключение хотелось бы привести рассуждения американских ученых о связи между минойскими и микенскими дворцами.

Расположение Центрального мегарона в Микенах, ясно указывает, что это был архитектурный центр дворцовой структуры. Расположение всех остальных построек зависят от расположения мегарона. В Микенах мегарон является сердцем дворца, непосредственным административным центром. В Микенах в царском мегароне осуществлялся суд и административное управление.

Напротив на Крите, в Кносском дворце царский мегарон не является центральной постройкой, он является просто монументальной версией нормального частного дома. В Кноссе существуют и другие тронные залы, которые использовались царями для выполнения отдельных религиозных или государственных целей. В этом смысле, архитектура Микенского дворца может характеризоваться как центростремительная, в отличие от центрической природы Дворца в Кноссе.

Микенские дворцы отражают намного большую индивидуальность, нежели критские дворцы в том смысле, что в Микенах каждая постройка неповторима, а в Кносском дворце одних только кладовых около 30. В Микенах резко противопоставляется дворцовая архитектура и жилища простых людей. Если на Крите застройки “нижних городов” по стилю соответствовали дворцам, то в Микенах никакого сходства между дворцом и жилищами простого народа не найдено, несмотря на попытку экспедиции Университета Минесоты в 1960-1970-х годах составить полный план Микен. Дворец в Микенах всегда связан только с местом жительства монарха и связанных пристроек, и это различие между королевской областью и местом жительства простых людей было подчеркнуто конструкцией массивных стен вокруг цитадели.

Источники, процитированные в постах о Микенах.

Начался расцвет микенской культуры. Об этом периоде греческой истории мы узнаем из мифов о Троянской войне, сведения из которых подтверждаются археологическими находками. Всю свою жизнь немецкий ученый-самоучка Генрих Шлиман посвятил поиску загадочной Трои, именно ему принадлежит честь открытия древней Трои и Микен.

Предыстория

На рубеже II и III тыс. до н.э. ахейские племена начали заселение Балканского полуострова, вытесняя оттуда местные племена. К XV в. до н.э. ахейская цивилизация достигла своего расцвета, распространив свое влияние на весь полуостров.

События

За всю свою историю греки-ахейцы так не смогли построить единое централизованное государство, как это было в державах Древнего Востока. Сравнительно небольшие царства постоянно находились в состоянии конфликта друг с другом, хотя бывали и случаи политических союзов между ними. Обычно такие союзы создавались для завоевательных походов против внешних врагов: так, например, около 1200 года до нашей эры ахейцами был завоеван Крит.

Из-за постоянных внутренних войн культурная, экономическая и политическая жизнь ахейских государственных образований концентрировалась вокруг дворца-цитадели, что делает данную цивилизацию схожей с крито-минойской культурой, хотя последняя носила куда менее воинственный характер. Одна из наиболее крупных цитаделей находилась в районе Микен, благодаря богатым археологическим находкам в этой области, связанных с ахейцами, их цивилизация получила название микенской.

Примерно в XIV в. до н.э. началось массовое переселение ахейцев на полуостров Малая Азия (территория современной Турции). Данный исторический период нашел свое отражение в произведении древнего поэта Гомера «Илиаде», которое повествует об объединенном походе ахейцев под предводительством царя Агамемнона против Трои, эпос повествует нам о десятилетней осаде этого поселения, закончившейся его разграблением. Можно утверждать, что «Илиада» рассказывает нам о военном противостоянии между ахейцами и жителями Малой Азии, которое завершилось победой первых, о чем свидетельствуем множество ахейских поселений в данном регионе, время создания которых соответствует примерно XIII в. до н.э.

На рубеже XIII и XII столетий Балканский полуостров захлестнула новая волна переселений: менее развитые в культурном и экономическом отношении, нежели ахейцы, но преуспевшие в военном отношении (это связано с освоением производства железного оружия) дорийцы быстро захватили микенские цитадели и подчинили себе их хозяев. Дорийское завоевании Греции принято считать концом микенской цивилизации.

Участники

Агамемнон – легендарный микенский царь, предводитель похода против троянцев.

Приам – легендарный последний царь Трои, противостоявший ахейскому вторжению.

Генрих Шлиман – немецкий археолог, обнаружил Микены и Трою.

Заключение

Микенская цивилизация оставила после себя богатое культурное наследие, она также внесла свой вклад в формирование цивилизации классической Греции, а знаменитые «Илиада» и «Одиссея», повествующие о микенской эпохе, стали для античного мира самыми значимыми произведениями.

Микены и Троя

После гибели критской цивилизации начался расцвет микенской культуры. Об этом периоде греческой истории мы узнаем из мифов о Троянской войне, сведения из которых подтверждаются археологическими находками. Всю свою жизнь немецкий ученый-самоучка Генрих Шлиман посвятил поиску загадочной Трои, именно ему принадлежит честь открытия древней Трои и Микен. На сегодняшнем занятии мы вслед за Шлиманом посетим развалины древних Микен и Трои, узнаем о мифологических и исторических причинах начала войны греков и троянцев.

Микены были расположены в Южной Греции, на скалистом холме. Город был окружен крепостной стеной длиной 900 метров и шириной 6 метров. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота. От ворот сохранился входной проём. Поблизости от Львиных ворот археологи раскопали царские могилы. В гробницах были найдены многочисленные драгоценные украшения. По золотым маскам, лежавшим на лицах погребённых, можно представить облик микенских владык. У них были суровые лица с бородкой и усами.

При раскопках царских дворцов в древнейших греческих городах найдены сотни глиняных табличек с надписями. Эти надписи прочитаны. Они содержат списки женщин-рабынь, гребцов на кораблях, ремесленников, работавших на царя. Во многих надписях речь идёт о сборах на войну. Микенские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далёкие походы за добычей.

Около 1200 г. до н. э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои – богатого торгового города на побережье Малой Азии. Осада города длилась 10 лет и закончилась падением Трои.

Грекам не удалось воспользоваться победой. С севера в Грецию вторглись воинственные племена. Длинноволосые, в звериных шкурах, они опустошили юг страны, разрушили Пилос, Микены и другие города. Население пряталось в горах, переселялось на острова Эгейского моря и в Малую Азию. Произошёл упадок хозяйства, была забыта письменность.

Среди пришельцев были и греческие племена, родственные тем, что жили в Греции до их вторжения. Они поселились на опустевших землях.

Из поколения в поколение греки передавали мифы о своих богах, древних героях и войне с троянцами. Однажды боги устроили роскошный пир. На него не позвали богиню ссор и раздоров. Однако она явилась незваной и незаметно бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Заспорили из-за яблока три богини. Одна была Гера – старшая из богинь (греки изображали её красивой и величавой женщиной). Другая – воительница Афина. Несмотря на грозный вид, она была так же привлекательна. Третья – Афродита, вечно юная богиня красоты и любви. Каждая из богинь считала, что яблоко предназначено ей. Они обратились к богу грома и молний Зевсу, прося рассудить их. Но Зевс, хотя и был главным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что Гера была его женой, а Афина и Афродита – дочерьми. Он повелел им обратиться к троянскому царевичу Парису, чтобы тот разрешил спор о золотом яблоке.

Три богини перелетели через Эгейское море и предстали перед Парисом. «Присуди яблоко мне, – сказала Гера, – и я сделаю тебя властителем всей Азии». «Если ты присудишь яблоко мне, – вмешалась Афина, – я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться». Афродита сказала: «Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире». Парис присудил яблоко Афродите. С тех пор она стала во всём помогать ему, а Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.

Прекраснейшей из женщин считалась Елена. Она жила в греческом городе Спарте и была женой правившего там царя Менелая. К нему, будто бы в гости, и приехал Парис. Его приняли ласково и радушно. Но когда царь уехал на несколько дней по делам, Афродита внушила Елене любовь к Парису. Забыла она мужа, согласилась бежать в Трою. Вернувшись домой, царь Спарты Менелай пришёл в ярость и стал звать на войну против Трои всех царей Греции. Они дали согласие участвовать в походе.

На сотнях кораблей переправились греки через море и высадились недалеко от Трои. Вытащив корабли на берег, они разбили лагерь, защитив его стеной. На равнине между лагерем и Троей начались бои. Долгие годы греки безуспешно осаждали Трою. Троянская война стала последним предприятием Микен. Согласно мифам, Троя была побеждена и захвачена греками. В действительности, город был разрушен в результате землетрясения около 1300 г. до н. э. Длительная война истощила силы греческих городов, в том числе и Микен, после чего начался их упадок.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Пора заканчивать рассказы о других путешествиях, начатые еще в прошлом году... О Греции осталось рассказать не так уж и много - о древних укреплениях в Микенах и итоговый пост. О Микенах можно рассказывать много и долго, это любимейшее для меня место в Греции, именно здесь, а не на Акрополе, не в Эпидавре, чувствовалась чудовищная пропасть времен. Более трех с половиной тысяч лет назад это место уже существовало. Мир еще не знал о многом, но это место уже БЫЛО. Вот так оно выглядело одиннадцать лет назад, это любимая фотография, снятая мной в Греции - склон горы и акрополь на ней (вид от ):

Развалины одного из древнейших городов мира находятся в 32 км к северу от залива Арголикос, вблизи крохотной деревни, сохраняющей название древнего города. Располагались на скалистом хребте, нависая с востока над проходом, по которому можно попасть из Пелопоннеса на север.

Вид сверху:

Микены (Mykenai), древний город в Арголиде, в северо-восточном Пелопоннесе (юж. Греция). Первые поселения на этом холме датируются эпохой неолита (4 тысячелетие до н.э.). В 3-м тысячелетии до н.э. Микены были еще небольшим поселением. Стали крупным центром в поздний период бронзового века (1350-1200 г. до н.э.). С 17 в. до н.э. - столица одного из раннеклассовых государств ахейцев. Около 1200 г. до н.э. Микены погибли от пожара. В последующие столетия город был восстановлен, но значительной роли уже не играл. Придя в упадок, город продолжал существование вплоть до 468 года до н.э., когда он был завоеван новой великой державой в Арголидской долине, городом Аргос. Последние сведения о населении, проживающем в этом городе, нам дает римский путешественник Павсаний во 2 веке нашей эры. В эпоху поздней античности Микены фактически прекращают свое существование. Археологические раскопки Микен ведутся с перерывами с 1876 г. (немецким археологом Г. Шлиманом, в 1920-1923 гг. под руководством А. Уэйса для Британской школы в Афинах, греческими учеными Хрестносом Цунтасом, Г. Милонасом и др.)

Микены - пожалуй, самый известный город Греции, царство Агамемнона, предводителя похода ахейцев на Трою, город, 400 лет доминировавший в греческой истории, акрополь, давший Шлиману золотую маску, учебникам истории и архитектуры - мегарон, Львиные ворота, литературы - гомеровских персонажей. Расположенные меж двух приземистых гор руины Микен выглядят едва ли менее величественно, чем в пору своего расцвета.

В III-II тысячелетиях до н.э., в эпоху древнейших культур Египта, Месопотамии, Ирана, Индии, Китая, на островах и побережьях Эгейского моря существовала своеобразная эгейская культура, предшественница древнегре­ческой. Здесь в ту эпоху получили высокое развитие ремесла и торговля, а общественное устройство не характеризовалось крайними формами деспотии, вследствие чего образы искусства были более гуманистичны, в нем впервые в древнем мире проявилось внимание к человеку, его чувствам, повседневной жизни .
Ареал распространения крито-микенской культуры:

Жители Микен и Трои были потомками племен, некогда пришедших, как и потом доряне, с севера. Однозначного вывода о том, откуда взялись истоки их культуры, нет. Есть разные версии – степи Северного Причерноморья, Анатолия, Центральная Европа, поскольку имеющийся археологический материал все-таки признается слишком разнородным. До 1953 г. высказывались сомнения, насколько микенская цивилизация является греческой, до тех пор, пока не был расшифрован первый греческий алфавит, который показал, что язык микенян был первичной формой греческого языка.

От древних Микен сохранились развалины крепостных сооружений го­рода, в том числе его кремля - акрополя.

Начало собственно микенской цивилизации обычно связывают с XVI веком до н.э. Эта цивилизация появилась на исторической сцене после довольно продолжительной паузы – культурного упадка периода XXII-XVII вв. до н.э. или раннеэладского III и среднеэлладского периодов. Сама великая микенская цивилизация представляет собой результат сложного культурного синтеза, объединившего разнородные этнические элементы и индоевропейского (ахейского или эллинского) и неиндоевропейского (эгейского, пеласгического и минойского) происхождения. И об этом хорошо бы помнить тем, кто в угоду своим националистическим взглядам отрицает положительное влияние разных культур на культуру его народа, считая их "чуждыми". Только в синтезе может родиться хорошее, в самоизоляции же только вырождение. Но я отвлеклась...

Микены – типичный пример характерного для этого времени типа укрепленного поселения на вершине холма – дворец-цитадель или городок-акрополь. Этот тип восходит к традиции первых индо-европейских пришельцев, обосновавшихся на территории Балканского полуострова в конце эпохи ранней бронзы. Хотя пришельцы обосновались в стране, идеально приспособленной для занятий мореплаванием и торговлей, они вначале создавали свои укрепленные цитадели вдали от побережья, на местах, выгодных с точки зрения обороны от противника. Таким идеальным местом явился и холм, на котором расположились Микены. Город был сооружен на скалистом холме (280 м над уровнем моря), в северной части плодородной аргосской равнины, в 15 км от берега моря. С севера Микены защищены от холодных ветров горой св. Ильи. Территория микенского акрополя составляет 30 000 кв. м, периметр стены – 900 м.

В связи с важной ролью, которую город играл в доисторическую эпоху, «микенским» нередко называют последний период доисторической цивилизации в Греции, именуемый еще III позднеэлладским (ок. 1400-1100 до н.э.). Иногда термин «микенский» применяют ко всей позднеэлладской цивилизации (1600-1100 до н.э.). Из этой диаграммы видно, что по отношению к "золотому веку" греческой античной цивилизации Микенская отстоит примерно настолько же, насколько времена короля Артура от нашей (наводит на определенные размышления, не так ли?):

Основные относящиеся к Микенам мифы повествуют о том, что город построил умертвитель медузы Горгоны Персей, сын Зевса и орошенной золотым дождем Данаи ("бойтесь данайцев, дары приносящих"). Династию потомков Персеевых сменил род Пелопса, проклятый малоизвестным возницей за всякие подлости и жадность. Древние греки как раз циклопам или киклопам, роду великанов приписывали возведение микенских стен высотой 13 и шириной 7 метров. Поэтому любую кладку из грубо вытесанных глыб огромного размера принято называть циклопической. Древним грекам было трудно поверить, что такие гигантские глыбы (тяжесть некоторых доходит до 100 тонн), могли быть построены людьми. Впрочем, даже стены не уберегли Микены от расплаты за грехи Пелопса, героя, давшего имя Пелопоннесу.

Значение Микен подчеркивается в греческой мифологии, т.к. по мифам поход греков на древнюю Трою возглавлял мифический царь Микен Агамемнон. Участники троянских событий в интерпретации художника нашего времени:

Более всего Микены известны как резиденция Пелопидов, царя Атрея и его сына Агамемнона, жены Агамемнона Клитемнестры и их детей - Ореста и Электры. Изображения Ореста в античном искусстве:

Именно в Микенах находился "Дворец Агамемнона" где, по мифам, жена великого Агамемнона Клитемнестра убила вождя всех греков, вернувшегося из Трои.

Сохранилась ванная комната, в которой Клитемнестра со любовником прирезали ее мужа Агамемнона, привезшего из Трои не только доставшееся Шлиману золото, но и возлюбленную Аполлона, прорицательницу Кассандру. Деяние ревнивой царицы, не смущавшейся, кстати, любовником, было отмщено сыном ее, Орестом. Орест и Электра у могилы Агамемнона:

Ворота, через которые он убежал из Микен, убив мать, и поныне там.
Electra and Orestes killing Aegisthus in the presence of their mother, Clytemnestra; detail of a Greek vase, 5th century BC

Эриннии, богини мщения, преследуют Ореста:

Родословная микенских Атридов:

О судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма «Возвращения» (7 в. до н.э.) и «Орестея» Стесихора. Из драматических произведений античности, посвящённых убийству Агамемнона, сохранились трагедии «Агамемнон» Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в. Интерес к мифу пробудился вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «А.» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.).

На фото - постановка истории Агамемнона в 1886 г. в Сиднее (Австралия):

Хотя реальные Львиные ворота выглядят вот так:

В 19-20 вв. сюжет лёг в основу около 30 трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана («Ифигения в Дельфах», «Ифигения в Авлиде», «Смерть Агамемнона», «Электра»).

В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти Агамемнона лёг в основу либретто ряда опер 18- 20 вв. («Клитеместра» Н. Пиччини; «Клитеместра» Н. Цингарелли; «А.» Д. Тревеса; оперная трилогия «Орестея» С. И. Танеева; «Орестея» Ф. Вейнгартнера; «Орестея» Д. Мийо; «Клитеместра» Р. Прохазки; «А.» Д. Куклина; «Клитеместра» И. Пиццетти и др.) и кантат («Клитеместра» Л. Керубини и др.).

Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает, что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.

С Атреем связано выражение, существующее в современном лексиконе "Атреев пир". Согласно легенде, за трон в Микенах боролись братья Атрей и Фиест. Первому удалось захватить трон, но Фиест постоянно пытался его отвоевать. По другому варианту причиной разногласий была жена Атрея. Атрей решил раз и навсегда решить эту проблему и задумал одно их самых ужасных преступлений в греческой мифологии. Он притворился, что хочет примириться со своим братом, и пригласил его в Микены на трапезу, которая символизировала бы их примирение.

Фиест, ничего не подозревая, в сопровождении только лишь своей семьи, приехал в Микены. Там слуги Атрея выкрали детей, играющих в городе, убили их и приготовили из них блюдо. Фиест спохватился своих детей только во время трапезы и спросил у своего брата: "A где мои дети?" и Атрей ответил: "Они похоронены в тебе самом", одновременно показав ему их головы. Бедный Фиест, потрясенный, сошел с ума. Боги же вознегодовали на Атрея за невиданное злодейство и прокляли его и весь его род. Тема проклятия Атридов неоднократно обыгрывалась в мировом искусстве и даже стала лейтмотивом фантастического цикла Френка Херберта "Дюна".

Существовали ли Атрей и Агамемнон, но доказано, что в древности Микены были царской резиденцией, их власть распространялась на территорию, которая, вероятно, намного превосходила все подобные государственные образования той эпохи в данном регионе и охватывала, быть может, всю северную часть Пелопоннеса.

Впоследствии Микены постепенно утратили свое значение, хотя во время греко-персидских войн они посылали воинов к Фермопилам и Платеям. Микены были почти полностью уничтожены Аргосом в 468 до н.э., однако немногочисленные обитатели сохранялись здесь на всем протяжении эллинистического периода. Ко 2 в. н.э. город был покинут. И теперь лишь многочисленные туристы тревожат покой тысячелетних развалин...

А некогда, многие и многие столетия назад город с его мощными укреплениями выглядел примерно так:

В следующий раз мы подробнее пройдемся по всем помещениям микенского акрополя, увидим знаменитое золото Шлимана, старинные фото и гравюры этих мест и т.д.