Экономическое учение А. Тюрго

Большое значение в общественном развитии придавал росту экономики, прогрессу науки и техники, выдвигал идею о тесной связи развития общества с изменением форм хозяйственной жизни. Как экономист Тюрго был одним из представителей школы физиократов, которые, в отличие от меркантилистов, считали, что «чистый продукт», т. е. прибавочная стоимость, возникает не в сфере обращения, а в сфере производства. Высказал ряд интересных догадок о классовом делении общества, о сущности заработной платы, сделал шаг к научному определению понятия класса. Основное сочинение - «Размышления о создании и распределении богатств» (1776).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 469.

Тюрго (Turgot) Анн Робер Жак (10 мая 1727, Париж - 20 марта 1781, там же) - философ-просветитель, государственный деятель, экономист (представитель школы физиок-ратов). Получив религиозное образование, под влиянием философии Просвещения отказался от духовного звания и поступил на государственную службу в парламент (1752), позднее - министр финансов и экономики. Тюрго был деистом: первоисточником бытия считал Бога-творца. По конкретным философским проблемам занимал материалистическую и сенсуалистскую позицию. В философии истории выступил как детерминист; в развитии общества видел действие законов, вытекающих из человеческой воли. Одним из первых выдвинул идею прогресса, понимая его как движение к совершенству, осуществляющееся в борьбе разума и свободы с невежеством и угнетением. Тюрго подчеркивал беспрерывность прогресса человеческого разума и общества, которое при всех изменениях постепенно приближается к состоянию равновесия. В этих успехах человеческого разума громадную роль играли возникновение городов, ремесел, искусств, разделение профессий, неравенство в условиях существования и особенно книгопечатание. В «Рассуждении о всемирной истории» Тюрго анализирует причины последовательных успехов человеческого рода, объясняет механизм возникновения государства, характеризует типы правления (деспотизм, авторитаризм и др.). Идея прогресса, в том числе и форм правления, сочетается у него с осознанием неминуемости упадка обществ и революций, прерывающих ход прогресса. Лучшим примером прогресса является развитие научного знания, применение математики к физике, совершенствование гипотез. Для Тюрго построение систем - характеристика спекулятивного знания, наука же строит не системы, а гипотезы. Важное место в творчестве Тюрго занимают проблемы философии языка - его происхождения, его роли для философии. В статье «Существование» в «Энциклопедии» выделил три стадии в развитии общества - религиозную, спекулятивную, научную. Прогресс связывал с развитием способов добывания средств к жизни, отметил роль собственности в формировании классов и отстаивал принцип свободы экономической деятельности. Критик системы Беркли.

О. А. Останина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 121.

Тюрго (Turgot) Анн Робер Жак (10.5.1727, Париж,- 20.3.1781, там же), французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. Окончил теологический факультет Сорбонны, но отказался от духовной карьеры. С 1751 года чиновник Парижского парламента, в 1761-1774 годы интендант в Лиможе. На посту ген. контролёра финансов в 1774- 1776 годы провёл ряд антифеодальных реформ, которые вызвали сопротивление привилегированных сословий и после отставки Тюрго были отменены. Философские воззрения Тюрго формировались под воздействием идей просветителей, с которыми он сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро и Д"Аламбера . Материалистические и сенсуалистские взгляды сочетались у Тюрго с признанием роли бога-творца как первоисточника бытия. Доказывая постоянство действия законов природы, Тюрго сформулировал один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса, предвосхитив концепцию Кондорсе. Он высказал мысль о трёх стадиях культурного прогресса человечества: религиозной, спекулятивной и научной; впоследствии эту идею развивал Конт .

Основное сочинение Тюрго - «Размышления о создании и распределении богатства» (1766, рус. пер. 1905). Вслед за Ф. Кенэ и другими физиократами Тюрго отстаивал принцип свободы экономической деятельности. Тюрго впервые подошёл к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества, различая внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наёмных работников. Тюрго, идеолог нарождавшегося капитализма, по словам К. Маркса , «...был одним из интеллектуальных героев, свергнувших старый режим...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, с. 384).

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Oeuvres, v. l-5, P., 1913-23; в рус. пер.- Избр. филос. произв., М., 1937; Избр. экономич. произв., М., 1961.

Литература: Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в 18 в., М., 1958; Фор Э., Опала Тюрго. 12 мая 1776, пер. с франц., М., 1979.

Тюрго (Turgot), Анн Робер Жак (10.V.1727 - 20.III.1781) - французский экономист, философ-просветитель, государственный деятель. Член Академии надписей (с 1776 года). Получил теологическое образование (семинария и теологический факультет Сорбонны). Увлеченный идеями просветителей, отказался от духовной карьеры. С 1751 года стал чиновником Парижского парламента. Тюрго сотрудничал в «Энциклопедии», сблизился с физиократами. Занимался главным образом вопросами политэкономии. Развил и завершил идеи школы физиократов; придавал большее, чем Ф. Кенэ и его последователи, значение промышленности, торговле, денежному обращению, кредиту. У него «... физиократическая система выступает как выражение нового капиталистического общества, пробивающего себе дорогу в рамках феодального общества» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 21). Тюрго дал более глубокий, чем у Кенэ, анализ классовой структуры буржуазного общества, показав, что из трех выделенных Кенэ классов два – «производительный» (класс земледельцев) и «бесплодный» (торгово-промышленный) - в свою очередь делятся на владеющих и не владеющих орудиями производства: первый - на фермеров и батраков, второй - на предпринимателей и наемных рабочих. Идя дальше теории физиократов, Тюрго подходил к пониманию того, что прибавочный продукт создается не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях материального производства. В историю социологической и исторической мысли Тюрго, автор ряда историко-философских работ, вошел прежде всего как один из создателей цельной буржуазной теории о прогрессе как всеобщем историческом законе. В соответствии с этим Тюрго определял задачи исторической науки: «... рассмотрение последовательных успехов человеческого рода и подробное изучение вызвавших их причин» (Избранные философские произв., М., 1937, с. 78). Разделяя общее для просветителей представление о том, что главная сила исторического прогресса - развитие разума, просвещения, Тюрго вместе с тем придавал большое значение условиям материальной жизни. Восхождение человечества по ступеням общественного прогресса он связывал с переходом от собирательства и охоты к скотоводству, а затем к земледелию. Хотя Тюрго, враг феодальных порядков, и считал, подобно другим просветителям, средние века периодом глубокого упадка, но одновременно он сумел различить в эпохе средневековья элементы прогрессивного развития.

Тюрго был также крупным государственным деятелем. В 1761-1774 годы Тюрго - интендант в Лиможе; он провел ряд прогрессивных мер в провинции Лимузен (постройка дорог, усовершенствования в сельском хозяйстве, основание ветеринарной школы, внедрение текстильного производства и др.), пытался урегулировать и снизить налоговое обложение крестьян. Будучи в 1774-1776 годы генеральным контролером финансов, он выступил как "...радикальный буржуазный министр, деятельность которого была введением к французской революции" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 38). Из предложенной им программы буржуазных реформ он успел провести: свободу торговли зерном и мукой; снижение городских ввозных пошлин на продовольствие и распространение их на привилегированные сословия, замену натуральной дорожной повинности (ложившейся преимущественно на крестьян) денежным поземельным налогом, распространявшимся на все сословия; упразднение цеховых корпораций и торговых гильдий (с одновременным запрещением во имя буржуазно понятой «свободы труда» объединений и союзов мастеров, подмастерий, рабочих, учеников). Реформы Тюрго вызвали ожесточенное сопротивление привилегированных сословий, добившихся увольнения Тюрго в отставку. В том же 1776 году были отменены предпринятые им преобразования.

A. В. Адо. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Сочинения: Oeuvres..., v. 1-5, P., 1913-23; в рус. пер. - Избр. философские произведения, М., 1937; Избр. экономические произведения, М., 1961.

Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, 3 (см. Указатель имен); Чернышевский Н. Г., Избр. экономич. произв., т. 1, М., 1948, с. 633-66; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958, с. 88-94; Соколов Н. П., Исторический процесс в произведениях Тюрго, "Уч. зап. Горьковского ун-та", 1959, в. 51; Казарин А. И., Тюрго как философ и историк, в сб.: Франц. ежегодник. 1961, М., 1962; Schelle G., Turgot, P., 1909; Dakin D., Turgot and the ancient régime in France, L., 1939; Faure E., La disgrâce de Turgot, P., 1961.

Реформы Тюрго и их неудача

В 1774 г. на трон Франции вступил Людовик XVI . Ему были чужды многие пороки Людовика XV. Но Людовик XVI был тупой, ленивый и безвольный человек. По выражению Мирабо, «единственным мужчиной» в семье нового короля была его жена, австрийская принцесса Мария Антуанетта; она и была вдохновительницей реакционных мероприятий.

Первые годы царствования Людовика XVI ознаменовались, однако, такими реформами, которые могли бы способствовать развитию капитализма во Франции, если бы их вскоре не отменили. На пост генерального контролера финансов. был призван Тюрго, крупный государственный деятель и выдающийся экономист-теоретик, физиократ. Ему и принадлежала инициатива реформ, проведенных: в 1774-1776 гг. Тюрго отменил стеснения хлебной торговли, уменьшил пошлины с ввозимых в города продовольственных товаров, распространив одновременно этот налог на привилегированных. Привилегированные сословия были, кроме того, обложены дорожной пошлиной, а государственная крестьянская повинность - дорожная барщина - была упразднена. В 1776 г. Тюрго лишил сеньоров-виноделов важнейшего для них баналитетного права. Все это вызвало против него сильнейшее недовольство аристократии и всего дворянства.

Тюрго восстановил против себя и часть буржуазии. По предложению Тюрго в январе 1776 г. король подписал указ, уничтоживший цеховые корпорации и гильдии. За исключением четырех-пяти профессий, все виды торгово-промышленной деятельности были освобождены от всяких ограничений и регламентов. Но, как уже было сказано, часть французской буржуазии извлекала выгоды из монополий. Особенно сильно были возмущены так называемые шесть гильдий города Парижа (меховщики, торговцы колониальными товарами, галантерейщики и др.). По выражению историка Мишле, «надменная потомственная лавка была взбешена не менее, чем Версаль».

Перечисленные реформы Тюрго были лишь первым шагом к намечавшимся им дальнейшим, не менее серьезным преобразованиям. Судебная аристократия знала, что Тюрго не сочувствовал восстановлению парламентов, ликвидированных в предшествовавшее царствование канцлером Мопу. Высшему духовенству было известно отрицательное отношение Тюрго к отмене Нантского эдикта. Вскоре после коронации Людовика XVI Тюрго вручил королю свой «Мемуар о веротерпимости». Привилегированная городская магистратура с тревогой ожидала административных преобразований Тюрго, который разработал план единого общинного и городского самоуправления. Органам самоуправления предполагалось передать распределение налогов и руководство местными общественными работами, в первую очередь дорожным строительством. Эти органы должны были состоять из лиц, выбираемых не по сословному принципу, без разделения граждан на курии. Избирательное право предполагалось предоставить землевладельцам с определенным размером дохода.

Уничтожение цехов, слухи о муниципальной реформе и почти одновременное появление смелой брошюры «О неудобстве феодальных прав», написанной Бонсерфом, другом и единомышленником Тюрго, умножили число врагов реформатора, объединили против него князей церкви, сеньоров, дворянство мантии и финансистов. Брошюра Бонсерфа была сожжена палачом по приговору парламента. Враги Тюрго воспользовались продовольственными затруднениями 1775 г. и народными волнениями (так называемой мучной войной), чтобы свалить ненавистного министра. В мае 1776 г. Тюрго получил отставку, все реформы были отменены занявшими его место бездарными ставленниками придворной камарильи.

Феодально-абсолютистские порядки стесняли развитие производительных сил, препятствовали развитию промышленности и свободному формированию рынка рабочей силы, задерживали рост внутреннего рынка и внешней торговли, затрудняли развитие кредита.

Все эти социально-экономические условия и особенно феодальная реакция 70-80-х годов должны были привести к резкому обострению всех классовых противоречий, к мощным народным движениям. Неизбежным было в этих условиях и усиление идеологической борьбы. В 1787-1789 гг. во Франции сложилась революционная ситуация.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том V. М., 1958, с. 553-555.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Oeuvres, v. 1-5. P., 1913-1923; Избр. философские произведения. М., 1937;

Избр. экономические произведения. М., 1961.

Литература:

Gignoux С. J. Turgot. Р., 1945;

Jolly P. Turgot. Р., 1944;

VigreuxP. Turgot. P., 1947;

Faure E. La disgrace de Turgot. P., 1961;

Муравьев С. Тюрго: Его ученая и административная деятельность, или Начало преобразований во Франции 18 века. М., 1858;

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, 3 (см. Указатель имен);

Чернышевский Н. Г., Избр. экономич. произв., т. 1, М., 1948, с. 633-66;

Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958, с. 88-94;

Соколов Н. П., Исторический процесс в произведениях Тюрго, "Уч. зап. Горьковского ун-та", 1959, в. 51;

Казарин А. И., Тюрго как философ и историк, в сб.: Франц. ежегодник. 1961, М., 1962;

Schelle G., Turgot, P., 1909; Dakin D., Turgot and the ancient régime in France, L., 1939;

Тюрго (Turgot) Анн Робер Жак (10.5.1727, Париж, ‒ 20.3.1781, там же), французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. Окончил теологический факультет Сорбонны, но отказался от духовной карьеры. С 1751 чиновник Парижского парламента, в 1761‒74 интендант в Лиможе. На посту генерального контролёра финансов в 1774‒76 провёл ряд антифеодальных реформ (отмена ограничений хлебной торговли, упразднение гильдий и др.), которые вызвали сопротивление привилегированных сословий и после отставки Т. были отменены. Философские воззрения Т. формировались под воздействием идей просветителей, с которыми он сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Д▓Аламбера. Материалистические и сенсуалистские взгляды сочетались у Т. с признанием роли бога-творца как первоисточника бытия. Доказывая постоянство действия законов природы, Т. сформулировал один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса , предвосхитив концепцию М. Кондорсе . Т. утверждал, что, несмотря на бесчисленные жертвы и опустошительные перевороты, «...нравы смягчаются, человеческий разум просвещается, изолированные нации сближаются, торговля и политика соединяют, наконец, все части земного шара» (Избранные философские произведения, М., 1937, с. 52). Им впервые сформулировано также учение о трёх стадиях культурного прогресса человечества: религиозной, спекулятивной и научной. Т. признавал роль экономических отношений как фактора прогресса, связывая различные политические формы с этапами хозяйственного развития.

Основные сочинения Т. ‒ «Размышления о создании и распределении богатств» (1766). Вслед за Ф. Кенэ и др. физиократами Т. отстаивал принцип свободы экономической деятельности. Разделяя взгляд Кенэ на земледелие как единственный источник прибавочного продукта, он вместе с тем отводил гораздо большую роль промышленности и торговле, провёл более глубокий анализ капитала, денег, прибыли и т.д. Т. впервые подошёл к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества, выделяя внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наёмных работников. Т., идеолог нарождавшегося капитализма, по словам К. Маркса, «...был одним из интеллектуальных героев, свергнувших старый режим...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 15, с. 384).

Соч.: Oeuvres, t. 1‒5, P., 1913‒23; в рус. пер. ‒ Избр. философские произведения, М., 1937; Избр. экономические произведения, М., 1961.

Лит.: Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке, М., 1958.

  • - Юбер 1733, Париж - 1808, Париж. Французский живописец и рисовальщик. С 1754 по 1765 учился и работал в Риме, где познакомился с Фрагонаром и вместе с ним рисовал виды виллы д’Эсте...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - Анн Робер Жак, франц. гос. деятель, философ-просветитель и экономист. Окончил теологич. факультет Сорбонны, но отказался от духовной карьеры...

    Философская энциклопедия

  • - Анн Робер Жак - французский экономист, философ-просветитель, государственный деятель. Основное сочинение: «Размышления о создании и распределении богатства» ...

    Новейший философский словарь

  • - Тюрго Анн Робер Жак - франц. философ-просветитель, социолог, экономист, государственный деятель...

    Энциклопедия социологии

  • - Р. Брессон...

    Энциклопедия Кольера

  • - Анн Робер Жак - франц. экономист, философ-просветитель, гос. деятель. Чл. Академии надписей. Получил теологич. образование. Увлеченный идеями просветителей, отказался от духовной карьеры...

    Советская историческая энциклопедия

  • - представитель французской экономической школы физиократов, министр финансов франции 1774-1776 гг. Тюрго развил и углубил физиократическое учение в своем основном сочинении лРазмышления о создании и распределении...

    Словарь бизнес терминов

  • - представитель французской экономической школы физиократов, министр финансов франции 1774-1776 гг. Тюрго развил и углубил физиократическое учение в своем основном сочинении "Размышления о создании и распределении...

    Большой экономический словарь

  • - известный англ. архитектор, род. в Эдинбурге 1728 г., сын знаменитого строителя Вильяма А. По окончании универс. в 1764 г. предпринял путешествие по Италии для изучения архитектурных древностей...
  • - Анн-Роберт-Жак - род. в 1727 г., знаменитый франц. госуд. деятель, родом из Нормандии. Его прадед выдвинулся на Генеральных штатах 1614 г. в качестве представителя нормандского дворянства...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Юбер, французский живописец. Работал в Париже. В 1754-1765 жил в Италии. Член Королевской академии живописи и скульптуры и почётный вольный общник АХ в Петербурге...
  • - Анн Робер Жак, французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. Окончил теологический факультет Сорбонны, но отказался от духовной карьеры...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Анн Робер Жак, французский государственный деятель и экономист. На посту генерального контролера финансов провел ряд реформ в духе учения физиократов. В 1776 уволен в отставку, его реформы отменены...

    Современная энциклопедия

  • - французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. На посту генерального контролера финансов провел ряд буржуазных реформ в духе учения физиократов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - М. А. Афоризмы, цитаты Никогда не следует говорить: "Вы меня не поняли". Лучше сказать: "Я плохо выразил свою мысль...

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - ро́бер род. п. -а "двойная партия при игре в вист". Через нем. Robber или непосредственно из англ. rubber , буквально "тот, кто трет": tо rub "тереть"...

    Этимологический словарь Фасмера

"Тюрго Анн Робер Жак" в книгах

02. Анн Робер Жак Тюрго

автора Коллектив авторов

02. Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781) Французский мыслитель и общественный деятель, философ-энциклопедист, министр при дворе Людовика XVI, представитель школы физиократов, один из основоположников экономического либерализма РЕФОРМАТОР Анн Тюрго был подлинным человеком эпохи

Тюрго – теоретик

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Тюрго – теоретик Помимо службы, Тюрго находил время и для самообразования. Он изучал языки, в том числе и мертвые, писал статьи и памфлеты на философские, экономические и религиозные темы, переводил зарубежную литературу.В 1766 году была написана самая знаменитая его

Известные высказывания Анна Робера Тюрго

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Известные высказывания Анна Робера Тюрго Ценность хлеба и вина не является предметом торга лишь двух частных лиц. Она определяется уравновешиванием потребностей и средств всей совокупности продавцов хлеба с потребностями и средствами всей совокупности продавцов

3. Деятельность Жака Тюрго

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

3. Деятельность Жака Тюрго Анн Робер Жак Тюрго (1721 – 1781) – дворянин, министр финансов в первые годы правления Людовика XVI, один из последователей Франсуа Кенэ, хотя он не относил себя к таковым и отрицал свою принадлежность к физиократам. Почти все его предки находились на

Из книги Юность науки автора Аникин Андрей Владимирович

Глава девятая. Мыслитель, министр, человек: Тюрго Двухлетнее правление Тюрго при короле Людовике XVI - драматическая страница истории предреволюционной Франции. Реформаторская деятельность Тюрго потерпела неудачу: он пытался реформами поправить то, что могла

АНН РОБЕР ЖАК ТЮРГО. ПОМЕШАТЕЛЬСТВО НА ПОЧВЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

АНН РОБЕР ЖАК ТЮРГО. ПОМЕШАТЕЛЬСТВО НА ПОЧВЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА Наше путешествие по эпохам великих реформ должно начаться во Франции XVIII века. Именно там люди впервые задумались о том, какое разрушительное воздействие на экономику оказывает административная система

Глава девятая. Мыслитель, министр, человек: Тюрго

Из книги Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса автора Аникин Андрей Владимирович

Глава девятая. Мыслитель, министр, человек: Тюрго Двухлетнее правление Тюрго при короле Людовике XVI - драматическая страница истории предреволюционной Франции. Реформаторская деятельность Тюрго потерпела неудачу: он пытался реформами поправить то, что могла

1774 Людовик XVI вступает на французский престол, реформы Тюрго

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1774 Людовик XVI вступает на французский престол, реформы Тюрго Людовик XVI, внук Людовика XV, вступил на престол в возрасте 20 лет. Он известен как не особенно умный, но добрый, простой и честный человек, далекий от развратной жизни двора, любивший ремонтировать старые замки и

2.13.5. Ж. Тюрго, Г. Мабли, Г. Рейналь, И. Гердер, И. Кант, И. Фихте, Вольней

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

2.13.5. Ж. Тюрго, Г. Мабли, Г. Рейналь, И. Гердер, И. Кант, И. Фихте, Вольней В XVIII в. идея исторической эстафеты встречается в труде А.Р.Ж. Тюрго «Последовательные успехи человеческого разума» (1750; русск. перевод: Избранные философские произведения. М., 1937). «Мы видим, - писал он, -

Анн-Робер-Жак Тюрго

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Анн-Робер-Жак Тюрго (1727-1781 гг.) государственный деятель, философ, экономист Чем меньше человек знает, тем меньше он сомневается; чем меньше он открыл, тем меньше он видит то, что еще остается

ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (1727-1781) - французский экономист, философ-просветитель, государственный деятель. Основное сочинение: "Размышления о создании и распределении богатства" (1766). После восшествия на престол Людовика XVI получил назначение сначала на должность морского

ТЮРГО, Жан

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ТЮРГО, Жан (Turgot, Jean, 1727–1781),французский государственный деятель и экономист97Бог <…> сделал право на труд достоянием каждого человека; и это достояние есть первое, самое священное и неотъемлемое из всех.Предисловие к эдикту Людовика XVI об уничтожении цехов от 5 янв.

III. Славянофильство Тюрго

Из книги Наша первая революция. Часть I автора Троцкий Лев Давидович

III. Славянофильство Тюрго Для того, чтобы самобытное творчество бюрократии предстало пред нами в своем подлинном историческом виде, мы не находим ничего лучшего, как процитировать представленную в 1775 г. Людовику XVI записку Тюрго, в которой этот последний советовал

ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (10 мая 1727 - 20 марта 1781) - французский государственный деятель, экономист и философ-просветитель.

Родился в Париже в старинной нормандской дворянской семье, имевшей вековые традиции государственной службы. Его отец занимал в Париже должность, соответствующую современной должности префекта или мэра. Т. был третьим сыном, и согласно традиции семья предназначала его для церкви. Благодаря этому он получил лучшее образование, какое было возможно в то время. Окончив с отличием семинарию и готовясь в Сорбонне к ученому званию лиценциата богословия, 23-летний аббат, гордость Сорбонны и восходящая звезда католицизма, неожиданно оставил духовную карьеру.

Много занимаясь в эти годы философией, изучая английских мыслителей, Т. склоняется к материализму и деизму.

В это время Т. пишет ряд философских работ, направленных против субъективного идеализма, который объявлял весь внешний мир порождением сознания человека. Способности Т. с юных лет поражали учителей и товарищей. Он хорошо знал шесть языков, изучал множество разных наук, обладал феноменальной памятью. Его соученик и друг аббат Морелле рассказывает, что он мог со второго и даже первого чтения запомнить 160 стихотворных строк.

Если Ф. Кенэ начал заниматься политической экономией в 60 лет, то Т. в 22 года пишет замечательную по глубине мысли работу о бумажных деньгах, анализирует систему Ло и ее пороки. Но это пока исключение. В основном экономические вопросы занимают Т. лишь в рамках широких философско-исторических проблем, которыми он в эти годы увлекается.

В 1752 Т. получил судебную должность в парижском парламенте, а в следующем году купил на свою скромную долю наследства место докладчика судебной палаты. Служба не мешала ему усиленно заниматься науками и вместе с тем посещать салоны, где концентрировалась умственная жизнь Парижа.

Как в светских, так и в философских салонах молодой Т. скоро становится одним из лучших гостей. Он сближается с Дидро, д’Аламбером и их помощниками по «Энциклопедии». Т. пишет для «Энциклопедии» несколько статей - философских и экономических.

Т. признавал Бога-Творца первоисточником бытия. Выдвинул один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса.

Впервые подошел к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества.

Важнейшую роль в жизни Т. сыграл видный прогрессивный чиновник Венсан Гурнэ, ставший в области экономики его наставником. Гурнэ в отличие от физиократов считал промышленность и торговлю важнейшими источниками процветания страны.

Однако вместе с ними он выступал против цеховых ограничений ремесла, за свободу конкуренции. Ему иногда приписывают знаменитый принцип laissezfaire, laissezpasser. В 1755-1756 Т. совершил вместе с Гурнэ, занимавшим пост интенданта торговли, ряд поездок по провинциям с целью инспектирования торговли и промышленности. Когда по возвращении в Париж Т. стал вместе с Гурнэ бывать в «антресольном клубе» Кенэ, он был уже закален против крайностей физиократии. Хотя Т. был согласен с некоторыми основными идеями Кенэ и относился к нему лично с большим уважением, он во многом шел в науке своим путем. Гурнэ умер в 1759. В «Похвальном слове Венсану де Гурнэ», написанном сразу после его смерти, Т. не только дал характеристику взглядов своего покойного друга, но и впервые систематически изложил свои собственные экономические идеи.

Научная и литературная деятельность Т. была прервана в 1761 назначением его на должность интенданта далекой Лиможской провинции. В Лиможе Т. провел 13 лет, периодически приезжая в Париж и живя там в зимние месяцы.

Интендант как главный представитель центральной власти ведал всеми хозяйственными вопросами в провинции. Но главная его обязанность состояла в сборе налогов для короля.

Оказавшись в этой глуши, Т. писал: «Почти нет крестьян, умеющих читать и писать, и очень мало таких, на ум или честность которых можно рассчитывать; это упрямая раса людей, которые сопротивляются даже таким переменам, которые направлены на улучшение их жизни».

Но у Т. не опустились руки. Человек энергичный, даже самоуверенный и властный, он вопреки всем трудностям начинает проводить в своей провинции реформы: он стремится упростить систему взимания налогов; заменяет ненавистную для крестьян дорожную повинность вольнонаемным трудом и строит хорошие дороги; организует борьбу с эпидемиями скота и вредителями посевов; внедряет среди населения картофель и, подавая пример, приказывает повару ежедневно готовить к обеду для себя и гостей картофельное блюдо.

Т пришлось столкнуться с неурожаем и голодом. Действуя в борьбе с бедствиями смело и разумно, он по необходимости отступал от своих теоретических принципов, требовавших все предоставить частной инициативе, свободной конкуренции и естественному ходу событий. Т действовал как прогрессивный и гуманный администратор.

Из Лиможа и во время поездок в Париж Т следил за успехами физиократов. Он сблизился с Дюпоном, познакомился с приехавшим в Париж А. Смитом. Однако его основные труды в эти годы - бесконечные доклады, отчеты, служебные записки и циркуляры.

Лишь в редкие свободные часы, урывками, может он заниматься наукой. Так, почти случайно, пишет Т. в 1766 свою главную экономическую работу - «Размышления о создании и распределении богатств»: основные идеи давно сложились у него в голове и фрагментами были уже изложены на бумаге, в том числе в официальных документах.

Т. написал эту работу по просьбе друзей в качестве учебника или руководства для двух молодых китайцев, привезенных иезуитами-миссионе- рами для обучения во Францию. Дюпон опубликовал ее в 1769-1770. По своему обычаю он отредактировал текст Т. под физиократа, в результате чего между ними возник острый конфликт. В 1776 Т. сам выпустил отдельное издание.

«Размышления...» представляют собой 100 сжатых тезисов, своего рода экономических теорем. Теоремы Т. четко делятся на три части.

До 31-й теоремы включительно Т. - физиократ, ученик Кенэ. Но теории чистого продукта он придает оттенок, который заставляет К. Маркса заметить: «У Тюрго физиократическая система приняла наиболее развитый вид». Т. приближается к пониманию прибавочной стоимости, незаметно переходя от «чистого дара природы» к создаваемому трудом земледельца излишку продукта, который присваивает собственник главного средства производства - земли.

Следующие 17 теорем посвящены стоимости, ценам, деньгам. На этих страницах Т., а также в некоторых других его сочинениях буржуазные экономисты через 100 лет обнаружили первые зачатки субъективных теорий, которые получили распространение к концу XIX в.

Право на одно из самых почетных мест в истории экономической мысли дают, как считают исследователи, Т. в основном последние 52 теоремы. В системе физиократов общество состоит из трех классов: производительного (земледельцы), собственников земли и бесплодного (все прочие). Т. делает дополнение к этой схеме. Последний класс у него «распадается как бы на два разряда: на предпринимателей-мануфактуристов, хозяев- фабрикантов; все они являются обладателями больших капиталов, которые они употребляют для получения прибыли, давая работу за счет своих авансов. Второй разряд состоит из простых ремесленников, которые не имеют ничего, кроме своих рук, которые авансируют предпринимателям только свой ежедневный труд и прибыль которых сводится к получению заработной платы». О том, что заработная плата этих пролетариев сводится к минимуму средств существования, Т. говорит в другом месте. Совершенно аналогично «класс земледельцев, как и класс фабрикантов, распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату».

Эта модель общества, состоящего из пяти классов, несравненно ближе к действительности, чем модель Кенэ, делящего общество на три класса. Она как бы представляет собой мост между физиократами и английскими классиками, которые четко выделили три главных класса с точки зрения их отношения к средствам производства: землевладельцев, капиталистов и наемных рабочих. Они избавились от принципиального разграничения промышленности и сельского хозяйства, на что еще не может решиться Т.

Другим его замечательным достижением был анализ капитала, значительно более глубокий и плодотворный, чем у Кенэ. Последний толковал капитал в основном лишь как сумму авансов в различной натуральной форме (сырье, оплата труда и т.п.), поэтому капитал у него недостаточно связан с проблемой распределения продукта между классами общества.

В системе Кенэ не было места прибыли; капиталист у него, так сказать, «сидел на зарплате», и Кенэ не исследовал, какими законами определяется эта «зарплата».

Здесь Т делает большой шаг вперед. Он уже не может обойтись без прибыли и даже начинает ее рассмотрение с промышленного капиталиста: здесь происхождение прибыли, действительно, видно яснее, так как глаза не закрывает физиократический предрассудок о том, что «весь избыток происходит из земли».

Т.-физиократ, далее, извиняется за то, что он «несколько нарушил естественный порядок» и лишь во вторую очередь обращается к земледелию. Но он напрасно извиняется. Напротив, он рассуждает очень верно: фермер-капиталист, использующий наемный труд, должен иметь по меньшей мере такую же прибыль на свой капитал, как и фабрикант, плюс некоторый избыток, который он должен отдать землевладельцу в качестве ренты.

Самая удивительная теорема - 62-я. Вложенный в производство капитал обладает способностью самовозрастания. Чем определяется степень, пропорция этого самовозрастания?

Т. пытается объяснить, из чего состоит стоимость продукта, создаваемого капиталом (в действительности - трудом, который эксплуатируется данным капиталом). Прежде всего в стоимости продукта возмещается затрата капитала, в том числе заработная плата рабочих.

Остальная часть (в сущности, прибавочная стоимость) распадается на три части.

Первая - прибыль, равная доходу, который капиталист может получить «без всякого труда», как собственник денежного капитала. Это часть прибыли, соответствующая ссудному проценту.

Вторая часть прибыли оплачивает «труд, риск и искусство» капиталиста, который решается вложить свои деньги в фабрику или ферму. Это предпринимательский доход. Таким образом, Т. наметил распадение промышленной прибыли, ее деление между ссудным и функционирующим капиталистом.

Третья часть - земельная рента. Она существует только для капиталов, занятых в земледелии. Безусловно, этот анализ был новым словом в экономической науке.

Но тут же Т сворачивает на иной путь. Сначала он сводит прибыль к проценту: это тот минимум, на который имеет право всякий капиталист. А если он, вместо того чтобы спокойно сидеть за своей конторкой, лезет в дым и гарь фабрики или жарится на солнце, следя за батраками, то ему полагается некоторая надбавка - особого рода зарплата.

Далее, процент, в свою очередь, сводится к земельной ренте: ведь самое простое, что можно сделать с капиталом, - это купить участок земли и без хлопот сдавать его в аренду. Теперь основной формой прибавочной стоимости оказывается земельная рента, а остальные - производные от нее. Опять все общество «сидит на зарплате», которую производит только земля.

Рассматривая различные формы приложения капитала, Т ставит важнейшие вопросы о конкуренции капиталов, о естественном уравнивании нормы прибыли благодаря возможностям их перелива из одной сферы приложения в другую. Следующий важный шаг в решении этих проблем, в сущности, сделал уже Д. Рикардо. Эти поиски французской и английской классической экономии постепенно подводят к решению, которое дал Маркс в 3-м томе «Капитала» теорией прибыли и цены производства, теорией ссудного капитала и процента и теорией земельной ренты.

Т. заложил научную основу анализа заработной платы наемных работников, которую сводит к минимуму средств существования в результате конкуренции между лицами наемных профессий на рынке труда. Серьезным вкладом Т. в развитие экономической науки была формулировка «закона уменьшения земельного продукта», согласно которому увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной, т.е. действует закон убывающего плодородия почв, который в современной экономической теории трактуется в виде закона убывающей производительности.

Кроме того, Т. разработал следующие идеи: доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента); обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ; уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды; текущие цены на рынке формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.

На посту генерального контролера (министра) финансов в 1774-1776 Т. провел ряд реформ в соответствии с учением физиократов (свобода торговли зерном и пр.), многие из которых задевали привилегированные сословия.

Самой насущной задачей, за которую с первого дня взялся Т., было оздоровление финансов государства. Он имел долгосрочную программу, включавшую такие радикальные реформы, как ликвидация системы налоговых откупов и обложение доходов от земельной собственности. Наиболее важным элементом реформ Т. было налогообложение дворянского сословия, которое до этого вообще не платило налогов.

В перспективе планировалось полностью отказаться от сбора налогов с крестьян, заменив их единым поземельным налогом с дворян. Эту программу Т. не стремился оглашать, понимая, как будут на нее реагировать заинтересованные круги. Пока же он с большой настойчивостью проводил многочисленные частные меры, устраняя самые очевидные недостатки в налоговой системе, облегчая бремя налогов для промышленности и торговли, прижимая налоговых откупщиков. С другой стороны, Т. попытался ограничить расходы бюджета, из которых главным было содержание двора. Здесь его воля скоро столкнулась с капризной и злой волей расточительной Марии Антуанетты.

Т. удалось добиться некоторого улучшения в бюджете и восстановления кредита государства. Но зато число врагов министра быстро увеличивалось, а их активность возрастала.

Т. ввел свободную торговлю зерном и мукой и ликвидировал монополию, которую захватили при поддержке прежнего министра ловкие торговцы. Эта в принципе прогрессивная мера создала, однако, для него большие осложнения. Урожай 1774 был небогатый, и следующей весной цены на хлеб заметно поднялись. В нескольких городах, особенно в Париже, произошли народные волнения. Хотя доказать это никому не удалось, биографы Т. считают, что волнения были в большой мере спровоцированы и организованы врагами Т. с целью подорвать его положение. Т. подавил беспорядки. Возможно, он полагал, что народ не понял собственного интереса и ему надо объяснить этот интерес любыми средствами. Все это было использовано против Т. его недругами.

Тюрго был учеником Франсуа Кенэ (Francois Quesnay), основоположника школы физиократов, и разделял его взгляды. В наши дни Тюрго известен не только как выдающийся мыслитель и королевский министр, но и один из первых приверженцев экономического либерализма – Тюрго пытался проводить подобную политику в условиях монархической Франции (France) и потерпел поражение.


Анн Робер Жак Тюрго родился 10 мая 1727 года в Париже (Paris). Он был младшим сыном Мишеля-Этьена Тюрго (Michel-Étienne Turgot), который с 1729 по 1740 год занимал должность парижского прево – сегодня мы сказали бы, что он бы мэром Парижа, - и Мадлен Франсуаз Мартино де Бретиноль (Madeleine Francoise Martineau de Brétignolles), из старинного нормандского рода.

Образование, которое получил Тюрго, подразумевало, что он выберет стезю церковного деятеля, он учился в Сорбонне (Sorbonne), куда поступил в 1749 году, и назывался в то время Аббат де Брикур (abbé de Brucourt). В Сорбонне Тюрго представил две замечательные диссертации на латыни, "Les avantages que la religion chrétienne a apportés à l"espèce humaine" ("О преимуществах, которые христианская религия даровала человечеству") и "L"Histoire du progrès dans l"esprit humain" ("Исторический прогресс человеческого разума").

Первым свидетельством его интереса к экономике стало письмо о бумажных деньгах, опровергающее защиту аббата Жана Террасона (Jean Terrasson) системы Джона Лоу (John Law), датированное 1749 годом и адресованное его товарищу по университету, аббату де Сисе (abbé de Cicé). Кроме того, Тюрго любил стихосложение и пытался ввести во французскую поэзию правила латинской просодии, переводя четвертую книгу "Энеиды" (Aeneid) классическим гекзаметром. К концу обучения Тюрго решил не принимать духовный сан, аргументируя это тем, что "не смог бы носить маску до конца своей жизни".

Впервые Тюрго выразил занимавшую его идею прогресса в его "Tableau philosophique des progrés successifs de l"ésprit humain" ("Философский обзор последовательных достижений человеческого разума") от 1750 года. По Тюрго прогресс должен охватывать не только искусство и науку, но и, на их основе, всю культуру – манеры, нравы, учреждения, юридические кодексы, экономику и общество.

В 1752-м он стал сначала субститутом, а затем и советником в парижском парламенте, в 1753-м – мастером прошений, т.е. чиновником высокого ранга в судебных инстанциях, а в 1754-м – членом королевской палаты. Тюрго стал завсегдатаем парижских салонов, где познакомился с лидерами школы физиократов Кенэ и Венсаном де Гурне (Vincent de Gournay) и другими экономистами.

В 1760-м, путешествуя по восточной Франции и Швейцарии (Switzerland), он посетил Вольтера (Voltaire), который стал одним из его главных друзей и сторонников. Все это время Тюрбо изучал различные отрасли науки и языки, как древние, так и современные, и занимался занимался переводами и литературной деятельностью, писал статьи, памфлеты и работы на экономические и религиозные темы. В августе 1761-го Тюрго был назначен интендантом, т.е. сборщиком налогов Лиможа (Limoges), одной из беднейших частей страны, и занимал этот пост 13 лет, пытаясь применить свои экономические познания к выгоде вверенных ему территорий. В это же время была написана самая знаменитая его работа, "Réflexions sur la formation et la distribution des richesses" ("Размышления о создании и распределении богатств"), в 1769-1770 напечатанная в журнале "Ephémérides du citoyen" и в 1776 году опубликованная отдельным томом.

В июле 1774 года, с воцарением Людовика XVI (Louis XVI), Тюрго был назначен морским министром, а затем, месяц спустя, генерал-контролером финансов. Его назначение было встречено всеобщим одобрением, философские и экономические круги восприняли его с энтузиазмом. Финансовое положение Франции было отчаянным, и Тюрго немедленно приступил к реализации давно готовой у него программы, одним из основных пунктов которой была строжайшая экономия средств во всех отраслях – все ведомственные расходы должны были проходить через руки генерал-контролела, синекуры безжалостно сокращены, злоупотребления прекращены. Также он настаивал на том, что не следует повышать налоги, зато рекомендовал королю увеличить пенсии и создавать рабочие места.

Тюрго сразу же приступил к разработке указа, разрешавшего свободную торговлю зерном, но этот законопроект встретился с сильнейшей оппозицией, даже в королевском совете. Другие министры и те, кто был заинтересован в спекуляциях зерном, возненавидели прогрессивного экономиста.

Но худшим врагом Тюрго был неурожай 1774 года, который привел к беспорядкам и волнениям. Однако Тюрго проявил большую твердость в подавлении беспорядков и преданно поддерживал короля во всем. Но ему не удалось удержать доверие Людовика XVI (королева выражала к Тюрго особенно сильную неприязнь, ее поддерживали церковники и знать), и Тюрго утратил поддержку короля, побоявшегося слишком прогрессивных реформ - 12 мая 1776 года ему было приказано подать в отставку.

Остаток своей жизни он провел в научных и литературных изысканиях и скончался 18 марта 1781 года.

Замечание 1

Анн Робер Жак Тюрго (1727 – 1781) является одним из основоположников экономического либерализма.

Тюрго родился в Нормандии в дворянской семье. Прадед Тюрго был представителем нормандского дворянства в Генеральных штатах 1614 года, дед был военнослужащим (интендантом) в Меце и Туре, отец был выдающимся деятелем городского управления в Париже.

Тюрго был третьим сыном в семье, и ему решено было дать духовное образование. С детства Тюрго рос запуганным, тихим и застенчивым ребенком. Он был отдан в семинарию Сен-Сюльпис, а после ее окончания Тюрго продолжил богословское образование и поступил в Сорбонну.

В годы своего обучения Тюрго обнаружил отличительные качества своего ума: он ясно понимал соотношение идей и был способен объединять и группировать разнообразные факты в одну систему. В результате общения с двумя просвещенными учителями и чтения Вольтера и Локка Тюрго не смог далее следовать своим старым верованиям и упросил отца освободить его от обязанности быть священником.

Обучаясь в Сорбонне, он высказывал важные историко-философские идеи, продемонстрировав тем самым очень обширное знание истории и широкое понимание хода развития человеческой мысли.

Окончив Сорбонну, Тюрго поступил в парламент Парижа, где через два года стал рекетмейстером. Однако судебные дела не увлекали Тюрго. Он изучал географию, литературу, естествознание и быстро вошел в круг всего учено-литературного мира Парижа. Он стал членом салона мадам Жоффрен (собрания ученых и литераторов), где встречался с такими известными личностями как Монтескье, д’Аламбер, Гельвеций, Гольбах, Адам Смит и др.

Особенно важным для него стало знакомство в 1755 году с Кене (главой школы физиократов) и Гурнэ (коммерсантом и реформ атором экономики Франции). С Гурнэ Тюрго объездил всю Францию, изучил состояние ее промышленности и торговли, экономическую политику правительства и ее результаты.

В это время Тюрго издает множество произведений, где не разделял настроения, враждебного существующему строю. Он придерживался умеренного образа мыслей. Тюрго являлся защитником неравенства, так как видел в нем благо, без которого невозможно развитие даже искусства. Ученый соглашался с Кенэ в том, что нужно сохранять центральную власть неограниченной, то есть выступал за монархию.

Находясь на должности интенданта с 1761 года, Тюрго продолжает научную деятельность, изучая самые разные вопросы философии, этики, политической экономии.

В 1774 году с вступлением на престол Людовика XVI Тюрго был назначен сначала морским министром и в том же году переведен на должность генерал-контролера финансов. У Тюрго к тому времени уже определились свои убеждения, и была готовая программа действий и реформ, которую он представил королю. Предлагаемые реформы были построены на выработанной Тюрго экономической и политической теории. Свои теории он уже пытался применять на практике, будучи интендантом, однако тогда он имел влияние на небольшой территории и был во многом зависим от королевского совета, не имея достаточной самостоятельности.

В 1776 году Тюрго был снят с должности по личному приказу короля. Остаток жизни ученый занимался литературной деятельностью.

Вклад в развитие экономики

В 1766 году Тюрго написал самую знаменитую его работу – «Раз- мышления о создании и распределении богатств», где высказал одну из основных мыслей физиократов о труде земледельца:

«Ни один работник не может трудиться, пока земледелец не обеспечит ему средства для жизни».

У простого рабочего, как считал Тюрго, нет ничего, кроме умения работать, поэтому он сможет заработать лишь на продаже своего труда. Цена труда является результатом соглашения с тем, кто оплачивает труд рабочего.

Замечание 2

Таким образом, Тюрго впервые в истории экономической мысли выделил внутри класса земледельцев и ремесленников предпринимателей и наемных работников. При этом в работе Тюрго провозглашалась свобода любой экономической деятельности.