Факторы способствующие аттракции. Межличностная аттракция, ее факторы и механизмы

Аттракция - это (с английского) притяжение одного индивида к другому. Что это все значит? Это означает симпатию друг к другу. Во время положительного отношения одного человека к другому между ними появляются чувства. Под действием притяжения один человек начинает совершать совместные действия с другим. Она измеряется шкалой межличностной оценки.

Что такое аттракция?

В психологии аттракция - это дружеское отношение одного человека к другому. Также выражается в симпатии между людьми. Она в основном связана с отношениями между людьми и реализуется при общении одного человека с другим. Согласно другим источникам, она означает появление в процессе восприятия одним человеком привлекательности к другому человеку.

Основными факторами, оказывающими влияние на формирование аттракции, являются постоянные встречи, удаленность одного человека от другого, общие темы и интересы, воздействие разных обстоятельств. Начинает развиваться привязанность у одного человека к другому под действием своеобразного эмоционального отношения. В момент оценки данного отношения возникает целая гамма чувств. К таким эмоциональным проявлениям относится:

  • любовь;
  • симпатия;
  • ненависть.

Выражается под воздействием социальной аттракции на другого человека. Также аттракция считается человеческой эмоцией. Итогом действия считается создание человеком надежной семьи, а также появления у него друзей и небольшой группы нужных людей определенного круга. Психологи и социологи долгое время проводят изучение механизма, вызывающего развитие дружеских отношений одного человека с другим. Они изучают механизм привязанности в момент восприятия одного другим, а также причины, вызывающие эмоциональное состояние.

Факторы

Факторы аттракции бывают внешними и внутренними. Они же, в свою очередь, делятся на категории. К внешним относятся факторы, нечетко связанные с общением одного человека с другим:

  1. Эмоциональное состояние индивида. Аттракция связана с настроением человека. Если он хмурится, интерес к нему у людей снижается, а веселый и жизнерадостный человек, напротив, многим людям интересен.
  2. Расстояние между индивидуумами. Если человек находится рядом с другим человеком во время общения, аттракция проходит активнее. Если близость не к месту, у одного индивида может возникнуть агрессия к другому, так как такая близость может расцениваться человеком как нарушение его личного пространства. Дружественная зона действует на расстоянии один метр, а публичная зона находится на расстоянии три метра.
  3. Способность человека поддерживать разговор. От его общительности, способности привлечь внимание будет зависеть, понравится ли он другому индивиду или нет. Чем больше человек старается понравиться другому, тем больше другой индивид будет проявлять к нему интерес. К внутренним факторам относятся те, что формируются в момент общения.
  4. Внешний вид. Красивый на вид человек больше нравится людям. Некрасивый человек, напротив, не располагает к общению.
  5. Манеры при общении. От того, насколько красиво и правильно человек общается, зависит, сможет ли он понравиться другому индивиду или же нет. Плохое поведение и неверный тон общения отталкивают собеседника. Даже если внешне человек выглядит красиво, его грубость и бестактность сразу же отпугнут собеседника.
  6. Человек часто для общения выбирает личность с теми качествами, которых нет у него самого.
  7. Лучше всего находят много общего люди одного статуса и одинаковых интересов.

Механизмы

Аттракция - это основная форма познания одного индивида другим, которая основывается на появлении позитивных эмоций между людьми. Партнеры лучше друг друга понимают из-за появления привязанности между ними. Привязанность может быть дружеской или интимного характера.

Один индивид легче принимает позицию другого, если он испытывает к нему положительные эмоции. Весь механизм заключается в следующем. Поступающие к сигналы через органы чувств могут исчезать или же сохраняться. На это влияет их значимость и эмоциональное состояние личности. Сигналы, эмоционально значимые для индивида, пропускает сознание, и они остаются в кладовой памяти, даже если человек этого не сознает. Следовательно, индивид на бессознательном уровне по-другому относится к другому индивиду, не осознавая этого.

Если в момент общения человек посылает особые сигналы: эмоционально значимые, положительные и бессознательные, у другого индивида будет сформировано мнение, что собеседник был приятен в общении. Таким образом происходит формирование аттракции. Данный механизм не позволяет убедить или доказать другому индивиду что-либо. Он только позволяет положительно расположить одного человека к другому.

Механизм аттракции позволяет создать особую установку на другого индивида. При этом в ней преобладают эмоциональные компоненты. В механизме аттракции эмоциональная привязанность появляется у людей с общими взглядами и интересами. Такие отношения позволяют одному индивиду лучше понять другого. Чем больше один человек нравится другому, тем больше этот человек знает о нем, ему интересна и важна новая информация. От первого впечатления во многом зависит восприятие одного человека другим. При этом зачастую собеседники не могут точно сказать, почему им приятен или неприятен собеседник. Мнение формируется на основе подсознательных реакций и эмоций.

Приемы

Приемы аттракции бывают такие:

  1. "Имя собственное" - в ходе общения обращайтесь к собеседнику по имени, желательно по имени и отчеству. Такой прием дает человеку понять, что он вас интересует как личность. На подсознательном уровне звучание собственного имени располагает человека к собеседнику, а выразительная интонация поможет вам наладить вербальный контакт с оппонентом.
  2. «Зеркало отношений» («прием обезьяны») - заключается в поведенческом повторении движений собеседника (положение рук, ног, наклона головы), а также мимики, выражений лица (угрюмость, улыбка, взгляд). Данный прием позволяет невербальным способом раскрыть человека и настроить его на контакт и продуктивную беседу.
  3. «Терпеливый слушатель» - означает внимательно слушать своего собеседника, стараться не перебивать его, при этом следя за его интонацией и личностным отношением к факту или объекту рассказа, разделить его эмоциональный настрой. Незаметно для себя он перейдет от монолога к диалогу с вами, что позволит вам конструктивно продолжить общение.
  4. "Личная жизнь" - изначально зная о хобби, увлечении собеседника, можно завести с ним беседу на интересную для него тему, что, в свою очередь, обозначит вас как человека его среды. При этом максимальный результат будет достигнут, если завести беседу в соответствующей обстановке. Например, если человек увлекается живописью, беседу с ним можно начать в картинной галерее или на выставке.
  5. "Золотые слова" - возможность при вербальном общении поощрять самолюбие человека комплиментами, при этом необходимо заблаговременно продумать варианты комплиментов и похвалы собеседнику или группе собеседников, чтобы чрезмерно не переусердствовать.

Примеров аттракции по этим приемам можно навести много. Но чтобы понять, как они работают, следует изучить нижеприведенные.

«Имя собственное»

Мужчина намерен расположить к себе собеседника, называя его по имени и отчеству: «Здравствуйте, Игорь Александрович. Много о вас слышал как о специалисте высокого уровня и рад с вами познакомиться лично…».

«Зеркало отношений»

Два собеседника. Человек, которого нужно расположить к себе, сидит за столом и держит скрещенными руки и с «кислой миной». Второй человек садится напротив и принимает примерно похожее положение рук и повторяет мимику. В последующем через 7-8 минут можно постепенно расцепить руки и улыбнуться, если собеседник повторит действия за вами, значит, он психологически расположен и настроен на беседу.

«Терпеливый слушатель»

Мужчина спустя 10 минут непрерывного диалога: «…Вы себе не представляете, как это обидно, когда тебя не понимают. А ведь я хочу исправить и улучшить процесс…».

Психолог (собеседник,) внимательно выслушав своего собеседника: «Я с вами абсолютно согласен. Они просто недооценивают такую творческую личность, как вы, и ваше мастерство. А вот что вы можете сказать насчет такой проблемы, как….».

Здесь главное - внимательно слушать собеседника, а не интуитивно кивать головой в немом соглашательстве.

"Личная жизнь"

Психолог (собеседник): «Владислав Иванович, я от наших друзей слышал, что вы увлекаетесь энтомологией».

Мужчина: «Не знаю, кто вам это сказал, но это правда. Вы себе не представляете, какая у меня коллекция бабочек».

Психолог: «Вы знаете, я тоже ранее увлекался коллекционированием интересных бабочек».

"Золотые слова"

Начальник перед коллективом: «Дорогие друзья и коллеги. Хочу перед вами всеми выразить свои слова благодарности за труд и достижения нашего коллеги Александра Александровича. Хочу отметить, что его достижение - это заслуга всего коллектива. Желаю ему дальше творческих успехов в его трудовой деятельности».

Во-первых, в данном случае, поощряя условного Александра Александровича, вы мотивируете его на новые достижения, а во-вторых, и весь коллектив - а улучшение качества своего труда.

Внешние факторы аттракции

«Потребность в аффилиации» - это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью.

Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей.

Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянно ищет контакта с другими, стремиться к людям, старается сделать так, чтобы его заметили.

«Эмоциональное состояние» в конкретной ситуации общение может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. Э то состояние можно описать словами – «сегодня мне все нравиться» вне зависимости от того, сделали эти люди что-то хорошее для него или нет.

«Пространственная близость» - при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность.

Пространственная близость выступает фактором межличностной аттракции прежде всего потому, что люди, живущие неподалеку, находятся в сходной среде (социальной, экономической, бытовой), пользуются сходной социальной инфраструктурой. В результате они имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, что способствует их социальным контактам и даже взаимопомощи. Следствием может стать близкое личное знакомство между ними.

Если бы пространственная близость была решающим фактором, влияющим на аттракцию, легко было бы предсказать дружбу между теми, кто живет рядом. Увы, из жизненного опыта хорошо известно, что находящиеся близко люди не только выбирают, но и отвергают друг друга.

Рассмотренные выше факторы определяются как внешние детерминанты аттракции именно потому, что выступают в качестве ситуативных или внутриличностных условий, способствующих или препятствующих сближению между людьми. Помимо того, как только люди вступили в контакт, начинает действовать новая группа факторов, вызванных самим процессом межличностного взаимодействия.

Внутренние факторы аттракции

«Физическая привлекательность»

Связь красоты с аттракцией:

1. Красота является положительным подкреплением, нам приятно видеть красивое.

2. Красивые люди могут быть более коммуникабельными, обладать более развитыми коммуникативными навыками, что может объяснятся различными условиями социализации красивых и некрасивых людей.

3. Популярность красивых людей может быть вызвана определенными выгодами общения с ними. Красивый человек как бы повышает уровень физической привлекательности своего партнера.


4. Действие эффекта ореола – «красивый - значит, хороший», люди склонны ассоциировать красоту с положительными личными характеристиками, а некрасивость с отрицательными.

Более высокий уровень физической привлекательности не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях: влияние внешней привлекательности обычно более высоко в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека.

«Стиль общения»

Манера общения. Общение с одними людьми приносит нам большее наслаждение, чем с другими. Те, кто проявляет щедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабельность, решительность, как правило, нравятся больше, чем те, кого воспринимают как скупых, холодных, апатичных, «агрессивно-эгоцентричных» или чересчур робких.

«Фактор сходства» - нам нравятся и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас.

Факторы усиливающие воздействие сходства на аттракцию:

1. Число вопросов, по которым люди достигают согласия;

2. Важность, значимость тех или иных взглядов;

3. Взаимность.

Даже с самыми близкими друзьями мы согласны не по всем вопросам. И все же именно с друзьями число тем, в отношении которых мы достигаем согласия, существенно выше, чем с людьми, которых мы не любим. Мы выбираем наших друзей отчасти потому, что с ними у нас много общего во взглядах, и склонны соглашаться с ними по большому числу вопросов, потому что мы – друзья. Более того, один вопрос не может сформировать или разрушить дружеские отношения, но вот число вопросов, по которым мы достигаем согласия, становится хорошим показателем того, будут ли наши отношения продолжительными.

Некоторые взгляды занимают центральное место в нашем мировоззрении, они более устойчивы, их трудно изменить, даже если это требуется для достижения симметричных отношений. Поэтому согласие по важным мировоззренческим вопросам оказывается зачастую принципиальным моментом в установлении наших отношений с другими. Если разногласия возникают по вопросам, не имеющим большого значения для собравшихся вместе людей, то даже их наличие не повлияет на приятельский характер отношений. Если же обсуждаемая проблема имеет большую важность для кого-то из собеседников, то несовпадение в ее оценке скорее всего скажется на отношениях между ними. Поскольку жизненные установки человека формируются в определенной социокультурной среде, такие личностные характеристики, как образование, прошлый опыт, разделяемые духовные ценности и т. д., могут повлиять на то, будет ли другой человек привлекателен для него. Брак между представителями разных рас, религиозных взглядов, социоэкономических групп, разного уровня образования имеет большую вероятность закончиться разводом, чем брак между людьми, имеющими сходство по этим показателям.

Взаимность – еще одна переменная, усиливающая воздействие принципа сходства на межличностную аттракцию. От того, чувствуем ли мы, что тот, кто нам нравится, испытывает те же чувства к нам, что этот человек к нам не равнодушен, во многом зависит, станет ли наше увлечение сильнее. Знание того, что мы нравимся другому человеку, оказывается своеобразной наградой, повышает самооценку. Если же наше чувство не вызывает взаимности, мы постараемся справиться с ним, уменьшая или утрачивая интерес к этому человеку.

«Дополнительность»

Теория дополняющих потребностей (Р. Винч) – при отборе брачных партнеров и даже друзей мы чаще выбираем тех, кто удовлетворяет наши потребности, а максимальное удовлетворение имеет место тогда, когда два человека имеют скорее дополняющие, а не сходные потребности.

Винч выделял 2 типа дополнительности:

1. Два человека могут удовлетворять разные потребности друг друга. Например, А. имеет сильную потребность в том, что бы защищать, а Б. – сильную потребность в зависимости от кого-то.

2. Два человека могут удовлетворять одну и ту же потребность. Например, когда А. имеет сильную потребность в доминировании, а у Б. эта же потребность выражена значительно слабее.

«Фактор поддержки» - аттракция возникает в ответ на положительны действия, неприязнь – на отрицательные.

Поддерживающий стиль поведения можно определить как любое поведение, в результате которого другой человек начинает больше себя ценить. Неподдерживающий стиль – поведение, в результате которого другой человек оценивает себя ниже, ценит себя меньше.

Отказы в поддержке иногда могут быть ненамеренными, являться результатом непонимания важности поддержки для личностной самооценки. Однако в обоих случаях результатом становится использование индивидом психологических защит.

Следующие виды сообщений воспринимаются скорее как поддержка:

1. обращение к партнеру по имени: имя символизирует личность человека, соответственно, такое обращение демонстрирует внимание к данной личности. Восприятие его, как правило, окрашено положительной эмоцией;

2. комплименты, то есть похвала, содержащая небольшое преувеличение положительных качеств того, кому делается комплимент;

3. прямое признание: с собеседником соглашаются и прямо сообщают ему об этом, что проявляется в поддержании разговора, заинтересованности в разговоре и т. п.;

4. выражение положительных чувств, при котором слушающий сообщает (вербально или невербально) о положительных эмоциях, вызванных тем, что было сказано;

5. благодарности.

Среди сообщений, вызывающих чувство отказа в поддержке, можно выделить:

1. уход от обсуждения, когда собеседник реагирует на сказанное, но быстро переводит разговор в другом направлении;

2. безличные предложения – подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личного обращения;

3. прерывание говорящего;

4. противоречие между вербальным и невербальным содержанием сообщения, или неконгруэнтное сообщение. Например, фраза «разумеется, решение должен принимать только ты» говорится раздраженным тоном.

Таким образом, межличностная аттракция определяется действием целого ряда факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающего, от степени выраженности у человека потребности в аффилиации, от того, находится данный человек рядом с вами или он далеко от вас. Людям скорее нравятся те, кто имеет взгляды, образование, ценности, статус, сходные с их собственными; те, чье поведение и стиль общения поддерживают их самоуважение и достоинство.

34. Способы изменения межличностной аттракции.

(Межличностная аттракция – процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии) .

Для измерения психологической близости в общении предлагаются различные способы, в частности такие, как:

1. шкала социальной дистанции;

2. социометрический тест;

3. эгоцентрическая и социоцентрическая модели.

В 1925 году Е. Богардус сделал одну из первых систематизированных попыток измерения социальных установок (аттитюдов), предложив Шкалу социальной дистанции.

К внешним, то есть не связанным непосредственно с процессом взаимодействия факторам аттракции можно отнести следующие:

1) степень выраженности у человека потребности в аффилиации;

2) эмоциональное состояние партнеров по общению;

3) пространственная близость ;

4) деятельностная опосредованность межличностных отношений .

        Потребность в аффилиации

Потребность в аффилиации - это потребность создавать и под­держивать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности данной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностного поведения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. Общая направленность на людей, непереносимость одиночества оказывается для человека с ярко выраженной потребностью в аффилиации фактором, усиливающим для него привлекательность другого человека (особенно на начальном этапе взаимодействия) как потенциального партнера по общению. .

Человеку свойственно стремиться к людям, пытаться сблизиться, выстроить доверительные отношения. Все это укладывается в понятии аффилиация.

Еще в 1938 г. Г. Мюррей определил мотив аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группе» ..

Подчеркивая фундаментальный характер повседневной тяги человека к контактам с другими людьми, следует определять этот мотив как взаимное стремление получать удовлетворение от общения и поддерживать контакты таким образом, чтобы она не только приносили удовлетворение, но и увлекали и обогащали обе стороны.

Степень, в которой это достигается, зависит не только от стремящегося к аффилиации, но также и от его пар­тнера. Человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться многого. Прежде всего, он должен дать понять, о своем желании вступить в контакт, сообщив этому контакту привлека­тельность в глазах предполагаемого партнера. Он должен сделать очевид­ным для партнера, что рассматривает его как равного себе и предлагает ему отношения полностью взаимные, т. е. он не только «стремится к аф­филиации», но и одновременно высту­пает партнером по аффилиации для соответствующей потребности чело­века, с которым он вступает в кон­такт. Несимметричность в распреде­лении ролей или далеко идущие же­лания превратить партнера в сред­ство удовлетворения своих потребно­стей (например, потребностей в неза­висимости или зависимости, в превос­ходстве или уничижении, в силе или слабости, в предоставлении или полу­чении помощи) наносят ущерб аффилиации как таковой или даже совсем разрушают ее. Наконец, человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться определенного созвучия своих переживаний переживаниям партнера, что побуждало бы обе сто­роны к взаимодействию и ощущалось бы ими как нечто приятное, принося­щее удовлетворение и поддержива­ющее чувство собственной ценности .

Важно, чтобы партнер чувствовал, что ему предлагаются отношения на равных, в которых доминирует взаимная доверительная связь. Цель аффилиации - взаимный поиск приятия, желанности себя, дружеской поддержки и симпатии, созвучия переживаний.

Для достижения и сохранения такого рода отношений существует много как вербальных, так и невербальных способов поведе­ния; их можно наблюдать, в частно­сти, при вступлении в контакт с нез­накомыми людьми. О мотивированности поведения стремлением к аффилиации можно судить по количеству и позитивному содержанию речевых высказываний, по дружелюбному вы­ражению лица, длительности контак­та глаз, частоте киваний головой, по позе и жестикуляции и т. д.

Аффилиативное общение имеет, таким образом, свои поведенческие проявления:

    общее количество высказываний за 1 мин (особенно положительных);

    длительность речи партнеров и длительность контакта глаз;

    дружелюбное выражение лица;

    громкость и скорость речи;

    количество жестов, кивков, словесных согласий;

    отсутствие напряженности (количество движений ног, покачиваний корпуса» расстояние до партнера).

Если руководствоваться моделью «ожидаемой ценности», то цель мотива аффилиации выступит как некоторая положительная ценность. Результаты действия, ведущего к ее достижению, будут обладать положительной прив­лекательностью. Индивидуальные различия в ее величине представляют собой один из детерминантов мо­тивации аффилиации. Ей противосто­ит, в качестве второго детерминанта, отрицательная привлекательность не­удачной аффилиации, которой также свойственны индивидуальные разли­чия. В зависимости от соотношения обобщенных положительной и отрица­тельной привлекательности мотив аффилиации индивида может быть охарактеризован как преимуществен­но связанный либо с надеждой на аффилиацию (НА), либо со страхом отвержения (СО) .

Как и в случае других мотивов (например, мотива достижения), ха­рактеристика ожидаемого успешного или неуспешного исхода действия аф­филиации не исчерпывается одной только положительной или отрица­тельной привлекательностью опреде­ленной величины. Каждый из альтер­нативных результатов действия так­же заранее ожидается с некоторой определенной вероятностью. Таким образом, каждый человек на основе своего прошлого опыта в сфере обще­ния обладает обобщенными ожидани­ями относительно того, удастся ли ему установить отношения аффили­ации с незнакомым человеком или нет, т. е. обобщенными ожиданиями аффилиации и отвержения. Эти ожи­дания не только определяют, вкупе с соответствующими значениями прив­лекательности, величину мотивации аффилиации (расширяя, таким обра­зом, область применения модели «ожидаемой ценности»). Нередко они непосредственно проявляются в про­цессе направленного на достижение аффилиации поведения, приводя к тому, что завязывание и поддержа­ние контакта происходит непринуж­денно, дружелюбно и адекватно ситу­ации или же, напротив, неуверенно, робко и неловко.

Тесная связь между ожиданием и поведением не только выделяет мо­тив аффилиации среди прочих моти­вов, подобных мотиву достижения. Она оказывает также своеобразное обратное действие, приводящее к тесной ковариации ожидания и прив­лекательности аффилиации в случа­ях, когда партнером выступает незна­комый человек: чем сильнее ожида­ние успеха, тем выше положительная привлекательность, и наоборот, чем сильнее ожидание неуспеха, тем выше отрицательная привлекательность. Более детально цепь обратной связи можно представить себе следу­ющим образом: ожидание оказывает влияние на ход действия, ход дей­ствия-на его результат, повторяющиеся успехи и неудачи формируют соответствующие ожидания, которые, в свою очередь, порождают различия в протекании действия, предопределяющие благоприятный или неблагоприятный результат аффилиации. Таким образом, привлекательность удачной или неудачной аффилиации становится, в конце концов, величиной постоянной, что и задает индивидуальный профиль соотношения обобщенной положительной и отрицательной привлекательности, т. е. надежды на аффилиацию и страха отвержения .

Так возникает (в случае, когда объектом аффилиации является незнакомый человек.) ковариация между ожи­данием и привлекательностью для индивидуального мотива аффилиации, а также соответствующей ситуацион­ной мотивацией: чем в большей степени обобщенное ожидание успеха преобладает над ожиданием неудачи, тем значительнее положительная привлекательность превышает отри­цательную, и наоборот.

От обобщенных ожиданий следует отличать ожидания частные, связанные с определенным человеком, которого вступающий в аффилиацию субъект уже хорошо знает. В этом случае ожидание и привлекательность могут варьировать независимо друг от друга. Так, релевантная мотиву аффилиации привлекательность контакта с каким-либо хорошо знакомым человеком может быть весьма, небольшой, но сопровождаться при этом высоким ожиданием легкого и быстрого установления контакта, или наоборот. Подобная ситуация склады­вается и в тех случаях, когда человек хотя и не знаком лично с предполага­емым партнером по аффилиации, но имеющиеся у него сведения позволя­ют прогнозировать трудность или лег­кость вступления в контакт. Напри­мер, партнер может обладать более высоким социальным статусом, чем стремящийся к аффилиации субъект. В этом случае у последнего, даже если его обобщенные ожидания успе­ха в принципе высоки, может снизить­ся уверенность в том, что старший по статусу позитивно отзовется на его усилия по установлению отношений аффилиации. К тому же он может опасаться (в силу малых шансов на успех) своей большей, чем обычно, скованности и напряженности, что приведет к потере привлекательно­сти контакта с ним со стороны пар­тнера, и, следовательно, субъект сам будет способствовать снижению шан­сов на успех при высокой поло­жительной привлекательности кон­такта.

Устойчивость ковариации ожидания и привлекательности в случае моти­вации аффилиации, направленной на незнакомого человека, до сих пор не проверена эмпирически. Примеча­тельно, однако, что она молчаливо предполагается рядом исследовате­лей, прежде всего Бирном, Мак-Дональдом и Микавой. Они пишут: "Представляется правомерным утверждение, что накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщен­ным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания. Если доминируют ожидания первого рода, то субъект будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет доверять им и высоко их ценить. Если же доминируют противоположные ожидания, то субъект будет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низке их оценивать. Индивид, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания обоих родов, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного конфлик­та. А человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересо­ванность.

Люди, в опыте которых преобладают успеш­ные межличностные взаимодействия, должны отличаться, во-первых, сильно развитыми моти­вами сближения в ответ на связанные с аффилиацией ключевые стимулы; во-вторых, убеж­дением в том, что будущие ситуации межлично­стного взаимодействия дадут то же количество подкрепляющих взаимодействий; в-третьих, стремлением интерпретировать релевантные аффилиации стимулы в терминах собственного прошлого опыта и своих ожиданий» .

Немногочисленные исследования на эту тему показывают, что люди с ярко выра­женным мотивом аффилиации чаще говорят по телефону и пишут письма, реализуя, таким образом, свою потребность в доверительных контактах. Они воспринимают других людей более позитивно и более похожими на себя, что вызывает ответные чувства и даже в общении с незнакомым человеком приводит к ощущению доверия и комфорта.

Следует отметить, что страх отвержения не приводит к снижению аффилиативной потребности, а усиливает поиск путей сближения. И, что аффилиативный мотив выявляется не только в отношениях с малознакомыми, но вплетается в структуру отношений со значимыми людьми.

        Эмоциональное состояние

Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмот­рено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. Это состояние можно описать словами - «сегодня мне все нравятся», вне зависимости от того, сделали эти люди что-то хорошее для него или нет. Экспериментально установлено, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении. Для человека с негативными эмоциями другие люди либо просто не существуют, (он их не видит) либо на них переносятся его плохое настроение (они его раздражают, досаждают и т. п.). Таким образом, то, как мы относимся к другим и как они - как нам кажется - относятся к нам, может быть лишь частью нашего общего эмоционального состояния, на которое влияют самые разнообразные факторы внешней среды; политические или экономические новости, характер погоды, звучащая музыка и многое другое .

        Пространственная близость

Пространственная близость - еще одна внешняя детерминанта межличностного предпочтения. Действие этой переменной можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность..

Воздействие данного фактора имеет решающее значение для установления меж­личностных контактов. В детские годы круг друзей формируется, прежде всего, из сверстников, живущих в одном подъезде или доме, а также из одноклассников. Вероятнее всего, и брачными партнерами становятся люди, либо живущие недалеко друг от друга, либо те, кто учатся или работают вместе. Пространственная близость влияет и на продолжительность отношений. Огромное количество дружеских отношений, влюбленностей, ухаживаний прекращается под воздействием пространственной разделенности. Поговорка «с глаз долой, из сердца - вон» во многом верна именно потому, что указывает на сложность поддержания общения на расстоянии. Сохранение отношений вопреки расстояниям можно объяснить тем, что (пользуясь языком теории обмена) получаемые в результате этих отношений «награды» перевешивают затраченные усилия.

Пространственная близость выступает фактором межличностной аттракции, прежде всего, потому, что люди, живущие неподалеку, находятся в сходной среде (социальной, экономической, бытовой), пользуются сходной социальной инфраструктурой. В результате они имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, что способствует их социальным контактам и даже взаимопомощи. Следствием может стать близкое личное знакомство между ними.

Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в других свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как сочленов некоего социального союза.

Другое объяснение связи между пространственной близостью и межличностной аттракцией предложил известный психолог Роберт Зайонц, сформулировав следующую зависимость: неоднократное использование какого-либо стимула увеличивает привлекательность этого стимула для воспринимающего. Иначе говоря, то, что знакомо, нравится больше, чем то, что незнакомо. В своих экспериментах исследователь, находил подтверждение этому выводу. Например, он показывал испытуемым фотографии, варьируя число показов от 1 до 25 раз. Было замечено, что чем чаще человек видит конкретное лицо, тем более привлекательным оно ему кажется. Важное уточнение - для того чтобы повторная встреча вызывала аттракцию, начальная реакция на партнера должна быть либо нейтральной, либо положительной (хотя бы в слабой степени). Повторный негативный стимул усиливал негативное восприятие партнера .

Таким образом, пространственная близость, оказывая влияние на частоту взаимо­действий, соответственно увеличивает степень знакомства между людьми, снижает их настороженность и возможный страх перед новым и незнакомым. Результатом становится возрастающая межличностная аттракция.

Если бы пространственная близость была решающим фактором, влияющим на аттракцию, легко было бы предсказать дружбу между теми, кто живет рядом. Увы, из жизненного опыта хорошо известно, что находящиеся близко люди не только выбирают, но и отвергают друг друга. Но все же чаще близость способствует приязни.

Эффект «простого нахождения в поле зрения» не оставляет камня на камне от навязываемого здравым смыслом предрассудка относительно ослабления интереса к неоднократно слышанной музыке, к пище., которую уже не раз пробовали, и до тех пор пока повторения не становятся навязчивыми («Даже самая лучшая песня может наскучить, если слушать ее слишком часто», гласит корейская пословица), симпатия обычно возрастает .

Нахождение в поле зрения приводит к чувству симпатии, даже если к экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. На самом деле простое нахождение в поле зрения дает более сильный эффект как раз в тех случаях, когда люди воспринимают раздражители, не осознавая их присутствия. Во время одного из экспериментов студентки, сидя в наушниках, слушали через один из них прозаический отрывок. Они повторяли вслух слова и сравнивали их с письменной версией текста, отслеживая ошибки. При этом в другом наушнике все время звучали ранее им неизвестные музыкальные фразы. Это процедура фокусировала внимание женщин на вербальном материале, отвлекая от музыкального. Позже, когда испытуемые слышали эти мелодии среди похожих, но не звучавших при первом прослушивании, они не узнавали их. Но, тем не менее, те мелодии, которые они уже слышали, нравились им больше других .

        Деятельностная опосредованность

Ведущей детерминантой развития межличностного восприятия в группе является содержание и форма организации совместной деятельности, раскрывающейся во взаимодействии собственно предметных и межличностных сторон внутригрупповой активности. Взятая во всей полноте своих характеристик, социально обусловленная совместная предметная деятельность может быть рассмотрена как главный фактор, опосредствующих систему перцептивных процессов в группе при взаимодействии индивидов .

Тот факт, что фактором межличностной аттракции является совместная предметная деятельность подтверждается концепцией деятельностного опосредствования межличност­ных отношений А.В.Петровского. Многомерность различных проявлений личности в совместной деятельности с достаточной полнотой отображена в теории деятельностного опосредствования межличност­ных отношений А.В.Петровского и его последователей.

В качестве объяснительного принципа изучения меж­личностных отношений А.В.Петровский предлагает прин­цип деятельностного опосредствования межличностных отношений, опирающийся на общепсихологическую тео­рию деятельности Л.С.Выготского-А.Н.Леонтьева .

Применительно к социальной психологии введение принципа деятельностного опосредствования позволяет преодолеть фактически существующий параллелизм в изу­чении межличностных отношений вне совместной деятель­ности, а совместной деятельности -вне межличностных отношений.

Совместная предметная деятельность, во-первых, порож­дает, творит межличностные отношения ее участников; во-вторых, является средством, орудием, через которое только и могут быть преобразованы межличностные отношения; и, наконец, в-третьих, процесс реализации межличностных от­ношений в ходе совместной деятельности представляет со­бой движущуюся силу развития межличностных отношений .

Рассмотренные выше факторы определяются как внешние детерминанты аттрак­ции именно потому, что выступают в качестве ситуативных или внутриличностных условий, способствующих или препятствующих сближению между людьми. Помимо того, как только люди вступили в контакт, начинает действовать новая группа факторов, вызванных самим процессом межличностного взаимодействия.

Среди людей, входящих в круг нашего общения, всегда есть те, кто нам нравится больше, те, кто нам нравиться меньше, и те, кто нам вообще не нравиться. Те есть наше восприятие других людей, как правило, сопровождается более или менее выраженным оценочным отношением к ним. Стремление нравиться другим людям и их взаимные чувства по отношению к нам составляют важную сторону социальной жизни, играют значительную роль в хорошем самочувствии любого человека.

Процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии получил название «межличностная аттракция» (от английского attract – привлекать, притягивать, пленять, прельщать).

Диапазон привлекательности одного человека для другого можно представить следующим образом:

Уровень аттракции

Эмоциональная оценка

Действие

Другой человек значит для вас все

Вы хотите постоянно быть вместе с ним

Очень нравится

Вы считаете этого человека своим другом

Вам нравится быть вместе, стоить совместные планы

Нравится

Этот человек вызывает у вас положительные эмоции

Вам приятно поговорить с этим человеком

Нейтральный

Этот человек не вызывает у вас ни положительных, ни отрицательных эмоций

Вы не ищете с ним встреч, но и не избегаете его

Не нравится

Этот человек в общем вызывает у вас негативные эмоции

Вы предпочитаете не разговаривать с ним

Очень не нравится

Он входит в список нежелательных лиц

Вы активно избегаете любых контактов с ним

Ненавижу

Когда вы видите этого человека или просто слышите его имя, вы выходите из себя

По крайней мере в мыслях, вы хотели бы причинить ему вред

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия (иногда их называют экологическими) и внутренние , то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции.

К внешним , то есть не связанным непосредственно с процессом взаимодействия, факторам аттракции можно отнести следующие: степень выраженности у человека потребности в аффилиации ; эмоциональное состояние партнеров по общению; пространственная близость .

Как мы уже отмечали, аффилиация – это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценным и значимым. Степень выраженности данной потребности у разных людей в значительной мере определяет характер их межличностных отношений. Если у личности слабо выражена данная потребность, то она производит впечатление необщительного, замкнутого, избегающего других человека. И наоборот, если данная потребность выражена в значительной степени, то человек постоянно ищет контактов с другими, стремится к людям, стремиться сделать так, чтобы его заметили.

Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции с том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающий людей. Экспериментально установлено, что человек, переживающий положительные эмоции, чаще и позитивно смотрит на других людей, проявляет к ним интерес. Для человека с негативным настроением, люди либо вообще не существуют (он их не видит), любо на окружающих переносится его негативное состояние.

Пространственная близость – еще одна внешняя детерминанта межличностного предпочтения. Действие этой переменной можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Так, например, в детские годы круг друзей формируется из живущих рядом сверстников, зачастую и брачными партнерами становятся люди, любо живущие недалеко друг от друга, либо те, кто учатся и/или работают вместе. Пространственная близость влияет и на длительность отношений. Огромное количество дружеских отношений, влюбленностей, ухаживаний прекращается под воздействием пространственной разделённости (следствие тому поговорка «С глаз долой, из сердца – вон»). Другое объяснение связи между пространственной близостью и межличностной аттракцией предложил известный психолог Роберт Зайонц (1968): неоднократное использование какого-либо стимула увеличивает привлекательность этого стимула для воспринимающего. Иначе говоря, то, что знакомо, нравится больше, чем то, что незнакомо.

К внутренним , или собственно межличностным детерминантам аттракции можно отнести: физическую привлекательность партнеров по общению; демонстрируемый стиль общения ; фактор сходства между партнерами по общению; фактор дополнения ; выражение личного отношения к партнеру в процессе общения (фактор поддержки).

Связь между физической привлекательностью и аттракцией находится в сложных, опосредованных другими переменными зависимостях. Во-первых, взгляды на красоту субъективны, а во-вторых, в основе предпочтения красивых или некрасивых людей лежит не столько стремление в выборе партнера по общению самого красивого человека, сколько прогноз его реакций на себя. То есть, если человек уверен в себе, он выбирает наиболее красивых людей из возможных, а при отсутствии уверенности ориентируется на средний или даже низкий уровень физической привлекательности. Тем не менее, красота оказывает влияние на межличностную аттракцию. По данным многочисленных исследований, красивая внешность обеспечивает мальчикам и девочкам более высокую популярность, начиная уже с четырех лет.

Важным фактором межличностной аттракции является манера поведения в общении . Общение с одними людьми приносит нам большее наслаждение, чем с другими. Те, кто проявляют щедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабельность, решительность, как правило, нравятся больше. Кто не демонстрирует данных черт воспринимают как скупых, холодных, апатичных, «агрессивно-эгоцентричных» или чересчур робких.

Фактор сходства , следующий фактор оказывающий влияние на межличностную аттракцию. «Приятный человек – это человек, который согласен со мной» – однажды сказал Дизраэли (премьер-министр Великобритании в конце 19 века). Три четверти века спустя это высказывание нашло подтверждение в научных исследованиях: нам нравятся, и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся, и мы не нравимся людям, отличающимся от нас. Можно выделить некоторые факторы усиливающие воздействие сходства на аттракцию. Среди них:

    число вопросов, по которым люди достигают согласия;

    важность, значимость тех или иных взглядов;

    взаимность.

Дополнение . Всем нам доводилось встречать пары, в которых люди великолепно уживаются, несмотря на бросающиеся в глаза различия их характеров и взглядов. Теорию, подчеркивающую различия, а не сходство между людьми как основу межличностной аттракции, предложил американский психолог Р. Винч, назвав ее теорией дополняющих потребностей. Ее основное положение можно сформулировать так: при отборе брачных партнеров и даже друзей мы чаще выбирает тех, кто удовлетворяет наши потребности, а максимальное удовлетворение имеют место тогда, когда два человека скорее имеют дополняющие, а не сходные потребности.

Говоря о факторе поддержки , имеют ввиду выражение личного отношения к партнеру. Еще Аристотель писал, что люди любят тех, кто делает им добро и заботится о них. Аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь – на отрицательные. Мы с большей вероятностью будем положительно относиться к тем людям, кот нас хвалит, любит, сотрудничает с нами, чем к тем, кто нас критикует, ненавидит или является нашим конкурентом.

Таким образом, межличностная аттракция определяется действием целого ряда факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающего, от степени выраженности у человека потребности в аффилиации, от того, находится данный человек рядом с вами или он далеко от вас. Людям скорее нравятся те, кто имеет взгляды, образование, ценности, статус, сходные с их собственными; те, чье поведение и стиль общения поддерживают их самоуважение и достоинство.

Процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии получил название «межличностная аттракция» (от английского attract – привлекать, притягивать, пленять, прельщать).

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия (иногда их называют экологическими) ивнутренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции.

К внешним, то есть не связанным непосредственно с процессом взаимодействия, факторам аттракции можно отнести следующие: степень выраженности у человекапотребности в аффилиации; эмоциональное состояние партнеров по общению;пространственная близость.

Как мы уже отмечали, аффилиация – это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценным и значимым. Степень выраженности данной потребности у разных людей в значительной мере определяет характер их межличностных отношений. Если у личности слабо выражена данная потребность, то она производит впечатление необщительного, замкнутого, избегающего других человека. И наоборот, если данная потребность выражена в значительной степени, то человек постоянно ищет контактов с другими, стремится к людям, стремиться сделать так, чтобы его заметили.

Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции с том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающий людей. Экспериментально установлено, что человек, переживающий положительные эмоции, чаще и позитивно смотрит на других людей, проявляет к ним интерес. Для человека с негативным настроением, люди либо вообще не существуют (он их не видит), любо на окружающих переносится его негативное состояние.

Пространственная близость – еще одна внешняя детерминанта межличностного предпочтения. Действие этой переменной можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность.

Понятие конфликта. Виды конфликтов. Структура конфликта.

Конфликт - это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.



Дают так же и другое определение конфликта

В бытовой интерпертации конфликт - это ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.

Структура конфликта:

Объект (предмет спора);

Субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

Условия протекания конфликта;

Масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

Стратегии и тактики поведения сторон;

Исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Виды конфликтов

В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям. Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:

1) Междиндивидуальные конфликты

2) Межгрупповые конфликты и их типы:

Группы интересов

Группы этнонационального характера

Группы, объединенные общностью положения;

Конфликты между ассоциациями

Внутри и межинституциональные конфликты

Конфликты между государственными образованиями

Конфликты между культурами или типами культур.