Искусство иллюстрации. Слово и изображение

), отображения пошаговых инструкций в технической документации (техническая иллюстрация).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В настоящее время растёт интерес к коллекционированию оригинальных иллюстраций, использованных в книгах, журналах и постерах. Многие музейные выставки, журналы и галереи искусств выделяют места для иллюстраторов прошлого.

    В мире визуальных искусств и художественной критики иллюстраторов ценят обычно больше по сравнению с графическими дизайнерами, но меньше, чем художников. Однако, в результате роста интереса к компьютерным играм и комиксам, иллюстрации стали весьма популярным и доходным видом визуального искусства.

    Иллюстрация получила широкое применение в журнальном, рекламном и книжном деле. Небольшие изображения способны быстро донести до читателя основную идею текста и выступают в роли визуальной метафоры. Для создания иллюстрации не обязательно владеть академическим рисунком или придерживаться одной техники - художник может совмещать рисунок от руки и обработку в графических редакторах, рисовать только от руки или только в графических редакторах, комбинировать разнообразные материалы - пластилин, засушенные растения, допускается применение различных техник - вышивка , аппликация , оригами .

    История

    Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности. Когда Иоганн Гутенберг изобрёл способ книгопечатания подвижными литерами, он начал добавлять к тексту рисунки, выполнявшиеся с помощью печати посредством деревянных досок. Основным способом воспроизведения иллюстраций в книгах была гравюра , а в XVIII века ей на смену пришла литография .

    Развитие печатного дела и появление периодических изданий открыло новые возможности для иллюстраторов. Наряду с оформлением книг, иллюстрации потребовались для газет и журналов, в том числе комического плана - карикатуры . В иллюстраторы переквалифицировались художники, получившие классическое художественное образование. Улучшалось качество рисунка, а издатели журналов обнаружили, что хорошие иллюстрации продаются не хуже хорошего текста.

    Золотой век иллюстрации начался, когда газеты, массовые журналы и иллюстрированные книги стали доминирующими источниками информации. Совершенствование печатной технологии сняло ограничения на использование цвета и техники, и многие иллюстраторы в это время добились успеха. Некоторые благодаря своей деятельности стали богатыми и знаменитыми, а их рисунки попали в разряд классики мирового искусства. С появлением новых средств информации иллюстрация потеряла свои лидирующие позиции, но остаётся по-прежнему востребованной.

    Искусство книжной иллюстрации в России

    В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. Подобные памятники по традиции называют лицевыми книгами . Самые древние из них относятся к XI веку (Остромирово Евангелие , Изборник Святослава , Молитвенник Гертруды). В XII веке были созданы Мстиславово Евангелие , Юрьевское Евангелие , Галицкое Евангелие и другие памятники. Среди рукописных книг монгольского и послемонгольского периода (XIII-XV века) известны Оршанское Евангелие , Фёдоровское Евангелие , Сийское Евангелие , Галичское Евангелие , Киевская Псалтирь , Евангелие Хитрово , Андрониково Евангелие , Аникиевское Евангелие , Буслаевская псалтирь , Геннадиевская Библия .

    С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра. В XVII-XVIII веках в России были распространены так называемые гравированные, или блочные, книги, в которых текст и изображение вырезались на одной доске . Но большее распространение получила техника, при который текст печатался с наборный формы, а иллюстрация представляла собой гравюру.

    С XVIII века известна практика отдельных изданий иллюстраций к популярным произведениям. Они выходили в виде отдельных тетрадей, которые читатель мог объединять в альбом. Среди подобных изданий выделяется серия иллюстраций к гоголевским «Мёртвым душам», работы гравёра Евстафия Бернардского по рисункам Александра Агина . В 1846-1847 годах были издано 72 листа из 100. Полное издание альбома вышло лишь в 1892 году под названием «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“».

    В конце XIX века - начале XX века в отечественной книжной иллюстрации проявляются различные художественные стили. Реалистическая иллюстрация представлена работами Дмитрия Кардовского («Каштанка» 1903, «Горе от ума», 1907-1912, «Русские женщины», 1922, «Ревизор» 1922, 1933), Леонида Пастернака («Воскресение» Л. Толстого). Традиции модерна в русской книжной иллюстрации во многом распространились под влиянием главного идеолога объединения «Мир искусства» Александра Бенуа («Медный всадник» 1916-1918). Искусство конструктивизма представлено в работах Василия Кандинского и Эль Лисицкого .

    Событием в истории русской книжной иллюстрации стало издание И. Н. Кнебелем серии из 50 брошюр «Картины по русской истории» (1908-1913) с иллюстрациями, оригиналы которых выполнили выдающиеся художники: С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.

    Выдающимся мастером книжной графики, а также теоретиком этой области изобразительного искусства был Владимир Фаворский . Среди известных советских иллюстраторов книг Евгений Кибрик , Лидия Ильина , Виктор Замирайло . В 1950-е - 1980-е особое развитие получила иллюстрация в детских книгах, над которыми работали Евгений Чарушин, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов , Виктор Чижиков, Леонид Владимирский, Алексей Лаптев, Владимир Конашевич, Анатолий Савченко, Олег Васильев, Борис Диодоров, Евгений Рачев, Владимир Конашевич , Георгий Нарбут,

    (техническая иллюстрация).

    Искусство иллюстрации

    В настоящее время растёт интерес к коллекционированию оригинальных иллюстраций, использованных в книгах, журналах и постерах. Многие музейные выставки, журналы и галереи искусств выделяют места для иллюстраторов прошлого.

    В мире визуальных искусств и художественной критики иллюстраторов ценят обычно больше по сравнению с графическими дизайнерами, но меньше, чем художников. Однако, в результате роста интереса к компьютерным играм и комиксам, иллюстрации стали весьма популярным и доходным видом визуального искусства.

    Иллюстрация получила широкое применение в журнальном, рекламном и книжном деле. Небольшие изображения способны быстро донести до читателя основную идею текста и выступают в роли визуальной метафоры. Для создания иллюстрации не обязательно владеть академическим рисунком или придерживаться одной техники - художник может совмещать рисунок от руки и обработку в графических редакторах, рисовать только от руки или только в графических редакторах, комбинировать разнообразные материалы - пластилин, засушенные растения, допускается применение различных техник - вышивка , аппликация , оригами .

    Видео по теме

    История

    Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности. Когда Иоганн Гутенберг изобрёл способ книгопечатания подвижными литерами, он начал добавлять к тексту рисунки, выполнявшиеся с помощью высокой печати посредством деревянных досок . Основным способом воспроизведения иллюстраций в книгах была гравюра , а в XVIII веке ей на смену пришла литография .

    Развитие печатного дела и появление периодических изданий открыло новые возможности для иллюстраторов. Наряду с оформлением книг, иллюстрации потребовались для газет и журналов, в том числе комического плана - карикатуры . В иллюстраторы переквалифицировались художники, получившие классическое художественное образование. Улучшалось качество рисунка, а издатели журналов обнаружили, что хорошие иллюстрации продаются не хуже хорошего текста.

    Золотой век иллюстрации начался, когда газеты, массовые журналы и иллюстрированные книги стали доминирующими источниками информации. Совершенствование печатной технологии сняло ограничения на использование цвета и техники, и многие иллюстраторы в это время добились успеха. Некоторые благодаря своей деятельности стали богатыми и знаменитыми, а их рисунки попали в разряд классики мирового искусства. С появлением новых средств информации иллюстрация потеряла свои лидирующие позиции, но остаётся по-прежнему востребованной.

    Искусство книжной иллюстрации в России

    В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. Подобные памятники по традиции называют лицевыми книгами . Самые древние из них относятся к XI веку (Остромирово Евангелие , Изборник Святослава , Молитвенник Гертруды). В XII веке были созданы Мстиславово Евангелие , Юрьевское Евангелие , Галицкое Евангелие и другие памятники. Среди рукописных книг монгольского и послемонгольского периода (XIII-XV века) известны Оршанское Евангелие , Фёдоровское Евангелие , Сийское Евангелие , Галичское Евангелие , Киевская Псалтирь , Евангелие Хитрово , Андрониково Евангелие , Аникиевское Евангелие , Буслаевская псалтирь , Геннадиевская Библия .

    С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра. В XVII-XVIII веках в России были распространены так называемые гравированные, или блочные, книги, в которых текст и изображение вырезались на одной доске . Но большее распространение получила техника, при который текст печатался с наборный формы, а иллюстрация представляла собой гравюру.

    С XVIII века известна практика отдельных изданий иллюстраций к популярным произведениям. Они выходили в виде отдельных тетрадей, которые читатель мог объединять в альбом. Среди подобных изданий выделяется серия иллюстраций к гоголевским «Мёртвым душам», работы гравёра Евстафия Бернардского по рисункам Александра Агина . В 1846-1847 годах были издано 72 листа из 100. Полное издание альбома вышло лишь в 1892 году под названием «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“».

    В конце XIX века - начале XX века в отечественной книжной иллюстрации проявляются различные художественные стили. Реалистическая иллюстрация представлена работами Дмитрия Кардовского («Каштанка» 1903, «Горе от ума», 1907-1912, «Русские женщины», 1922, «Ревизор» 1922, 1933), Леонида Пастернака («Воскресение» Л. Толстого). Традиции модерна в русской книжной иллюстрации во многом распространились под влиянием главного идеолога объединения «Мир искусства» Александра Бенуа («Медный всадник» 1916-1918). Искусство конструктивизма представлено в работах Василия Кандинского и Эля Лисицкого .

    Событием в истории русской книжной иллюстрации стало издание И. Н. Кнебелем серии из 50 брошюр «Картины по русской истории» (1908-1913) с иллюстрациями, оригиналы которых выполнили выдающиеся художники: С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.

    Выдающимся мастером книжной графики, а также теоретиком этой области изобразительного искусства был Владимир Фаворский . Среди известных советских иллюстраторов книг Евгений Кибрик , Лидия Ильина , Виктор Замирайло . В 1950-е - 1980-е особое развитие получила иллюстрация в детских книгах, над которыми работали Евгений Чарушин, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов , Виктор Чижиков, Леонид Владимирский, Алексей Лаптев, Владимир Конашевич, Анатолий Савченко, Олег Васильев, Борис Диодоров, Евгений Рачев, Владимир Конашевич , Георгий Нарбут, Борис Зворыкин , Осип Авсиян .

    Художники-иллюстраторы часто применяют в творчестве мотивы и приемы традиционного народного искусства. Особенно часто в отечественной книжной графике используются образы из древнерусской книжной иллюстрации, мотивы народного декоративно-прикладного искусства, лубка (Иван Билибин и многие другие). Также авторы обращаются к классической персидской миниатюре, античной вазописи и другим традициям в зависимости от содержания иллюстрируемого произведения. Дмитрий Брюханов , иллюстрируя сказки народов Крайнего Севера и произведения чукотских и эвенских авторов, использовал композиционные приемы традиционной чукотской резьбы по кости. При этом обращение иллюстратора к образам народного искусства часто становится предметом теоретических дискуссий, так как искусствоведы и художники пытаются найти грань между примитивной стилизацией и копированием с одной стороны, и отражением в произведении народного духа - с другой .

    В 1924-1925 годах полиграфическая секция Российской академии художественных наук выпускала журнал «Гравюра и книга», посвященный искусству шрифта и книжной иллюстрации. Изданием руководили

    Иллюстрация Иллюстрация

    (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства - изобразительное истолкование литературного и научного произведения. В строгом значении термина к иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом (то есть как бы непосредственно участвующие в процессе чтения). Развитие искусства иллюстрации в этом её значении тесно связано с историей книги. За пределами иллюстрации как таковой остаются изобразительные интерпретации текстов, не предназначенные непосредственно для оформления книги (таковы, например, иллюстрации С. Боттичелли к "Божественной комедии" Данте, О Домье к "Дон-Кихоту" М. Сервантеса, В. А. Серова к басням И. А. Крылова). Иллюстрация, входя в художественный организм книги, газеты, журнала, дополняется другими декоративными элементами оформления (заставки, концовки, инициалы), которые также могут составлять образный комментарий к тексту.

    Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами. После изобретения книгопечатания и ксилографии иллюстрация становится главным образом составной частью графики. Наиболее ранние ксилографические иллюстрации появляются в Китае в VI-VII вв., получая особое распространение с XII в. В конце XVI в. в Китае возникает цветная гравюра на дереве. В Японии книжная графика появляется в начале XVII в., а её расцвет приходится на XVIII - начало XIX вв.: Хисикава Моронобу, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай с любовью передавали в иллюстрациях всё бесконечное многообразие живого мира. Европейская ксилографическая иллюстрация, зародившаяся в XV в. и первоначально тесно связанная с миниатюрой, становится важным средством распространения религиозно- дидактических, а позднее гуманистических и реформационных идей. Ранние иллюстрации вырезались на одной доске с текстом, а затем отдельно от неё и помещались вместе с набором; они отличались лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произведения итальянских ксилографов конца XV - начала XVI вв.). В XVI в. в искусстве иллюстрации растёт стремление к передаче глубины пространства, бурных живописных эффектов. Крупнейшими мастерами иллюстрации эпохи позднего средневековья и Возрождения были М. Вольгемут, Г. Плейденвурф, И. Амман, А. Дюрер, Х. Бальдунг, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший в Германии, У. Граф в Швейцарии, Лука Лейденский в Нидерландах, Б. Саломон, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии. В XVI-XVII вв. возникают первые русские, украинские и белорусские ксилографические иллюстрации. С конца XVI в. в иллюстрациях преобладает техника гравирования на меди; иллюстрация превращается в самостоятельную композицию, которую исполняли на отдельном листе и вклеивали в текст. Особое внимание уделялось фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. XVII в.- период бурного расцвета научной иллюстрации. Среди мастеров иллюстрации XVII в. - А. Темпеста, С. делла Белла в Италии, К. де Пассе, Ж. Калло во Франции, П. П. Рубенс во Фландрии, Р. де Хоте в Голландии, М. Мериан в Германии, В. Голлар в Чехии. В XVIII в. связь иллюстрации с книгой становится прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка в духе рококо. Художники, тонко раскрывая взаимоотношения литературных персонажей, отбирают главные моменты повествования, выявляют их внутреннюю связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ю. Гравло, Ж. М. Моро, Ш. Эйзен, Ф. Буше, Ж. О. Фрагонар во Франции, Д. Н. Ходовецкий в Германии, У. Хогарт в Великобритании, Дж. Б. Пьяццетта в Италии). Замечательные образцы естественнонаучной иллюстрации создают в начале XIX в. Т. Бьюик в Великобритании и Дж. Одюбон в США. На рубеже XVIII-XIX вв. появляются более гибкие и дешёвые изобразительные средства - торцовая гравюра на дереве ("политипаж") и литография; для XIX в. характерны как законченная иллюстрация - композиции на отдельных листах, так и беглые наброски в тексте. Остросатирической злободневностью отмечены иллюстрации мастеров, тесно связанных с журнальной графикой (О. Домье, П. Гаварни, Ж. И. Гранвиль во Франции). У художников-романтиков (У. Блейк, Э. Калверт в Великобритании, Э. Делакруа, Ж. Жигу во Франции, Л. Рихтер в Германии) иллюстрации проникновенно воссоздают эмоциональную атмосферу произведений, основываясь на широком диапазоне чувств: от мистической экзальтации до добродушного, фольклорного юмора. Выдающимися иллюстраторами произведений литературы были Г. Доре (Франция), А. фон Менцель (Германия), X. К. Браун (псевдоним Физ) и Дж. Крукшанк (Великобритания), Ф. П. Толстой, Г. Г. Гагарин и А. А. Агин (Россия). В конце XIX в. неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появилась фотомеханическая репродукция) резко увеличила возможности иллюстрации, породив многообразие её техник, но в то же время станковый характер многих иллюстраций приводил к частой утрате единства иллюстрации и книги в целом. К достижению синтетического единства иллюстрации с шрифтом и орнаментальными элементами оформления стремился в Великобритании У. Моррис (совместно с У. Крейном). Изысканно-декоративная стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи художникам, работавшим в духе "модерна" и национально-романтических течений: О. Бёрдсли (Великобритания), Е. Д. Поленовой, В. М. Васнецову, И. Я. Билибину (Россия). Проблемы декоративной связи иллюстрации и книги, эмоциональной выразительности иллюстрации решали в России мастера "Мира искусства": А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере; их иллюстрации стилистически соответствуют литературному тексту, изображаемой эпохе. К значительным достижениям искусства иллюстрации конца XIX-XX вв. принадлежат также произведения Т. Стейнлена, Д. Вьержа (Франция), М. А. Врубеля, Л. О. Пастернака, Д. Н. Кардовского (Россия), П. Хогарта (Великобритания). Большое значение в XX в. имеет интерпретация художником литературного текста; иллюстрация часто становится его вольным ассоциативным аккомпанементом, допускающим многозначность его толкования (иллюстрации М. Дени, А. Майоля, Р. Дюфи, А. Матисса, П. Пикассо во Франции, Ф. Мазереля в Бельгии, Х. Эрни а Швейцарии, Р. Гуттузо в Италии, А. Кубина в Австрии, Р. Кента в США).

    Советская книжная иллюстрация играет важную роль как одно из средств идейного и эстетического воспитания. 20-е гг. для советской иллюстрации - период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. И. Кравченко), рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в иллюстрации (А. М. Родченко и др.), время поисков предметно-визуального единства иллюстрации и книги (Л. М. Лисицкий). С 20-х гг. развивается и многокрасочная иллюстрация детской книги. Для иллюстрации 30-х - начала 50-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологической стороны повествования, к реалистической достоверности образов, к созданию многолистных серий (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); иллюстрация (угольный или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой. Необычайно разнообразна советская иллюстрация второй половины 50-х - начала 80-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисленные иллюстрации к произведениям русской, советской, иностранной, а также детской литературы создали Д. С. Бити, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, Т. А. Маврина, М. И. Пиков (РСФСР), В. И. Касиян. Г. Г. Пустовойт, Г. В. Якутович (Украина), С. С. Кобуладзе (Грузия), Е. М. Сидоркин (Казахстан), Г. С. Ханджян (Армения), А. А. Кучас, С. Красаускас (Литва), Г. Г. Поплавский (Белоруссия), Л. А. Ильина (Киргизия) и др.

    Интересны и разнообразны достижения иллюстраторов социалистических стран (А. Вюрца в Венгрии, В. Клемке, X. Бальцера, И. Хегенбарта в ГДР, Э. Липиньского, Т. Кулисевича, Ю. Червиньского в Польше, И. Лады, И. Трнки в Чехословакии).

    Иван Фёдоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Фронтиспись к первопечатному "Апостолу". Гравюра на дереве. Москва. 1564.


    Титульный лист "Библии". Ксилография Х. Лютцельбургера по рисунку Х. Хольбейна Младшего. 1528 - 1532.



    А. А. Агин. "Возвращение от прокурора". Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души". 1846 - 1847. Ксилография Е. Е. Бернадского.


    А. Матисс. Иллюстрация к "Стихам" С. Малларме. Офорт. 1932.



    В. А. Фаворский. Иллюстрация к драме А. Глобы "Фамарь". Ксилография. 1924.


    Д. А. Шмаринов. Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Уголь, черная акварель. 1935 - 1936.

    Литература: Ю. Н. Тынянов, Иллюстрации, в его кн.: Архаисты и новаторы, Л., 1929; К. С. Кузьминский, Русская реалистическая иллюстрация XVIII-XIX вв., М., 1937; А. Д. Чегодаев, Пути развития русской советской книжной графики, М., 1955; Н. А. Дмитриева, Изображение и слово, (М., 1962); А. А. Сидоров, История оформления русской книги, 2 изд., М., 1964; А. Д. Гончаров, Художник и книга, М., 1964; Искусство книги, в. 1-9, М., 1960-79; В. В. Пахомов, Книжное искусство, кн. 1-2, М., 1961-62; О. И. Подобедова, О природе книжной иллюстрации, М., 1973; В. Н. Ляхов, Искусство книги: иллюстрация, книга, графика, М., 1978; Первая всесоюзная выставка книжной иллюстрации. Каталог, М., 1980; Bland D., A history of book Illustration, Cleveland-N. Y., 1958; Lewis J. N. C., The twentieth century book, L, 1967; Brenni V. J., Book illustration and decoration: a guide to research, L., 1980.

    (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

    иллюстра́ция

    (от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунок, фотография, репродукция, карта, схема и т. п.). В более узком смысле – разновидность графики ; искусство оформления книги. Перед художником-иллюстратором стоит задача дополнить и обогатить изобразительными средствами содержание книги, показать то, что «нельзя выразить словами», с помощью линейного ритма , экспрессии штриха, соотношения пятен цвета. Некоторые художники избирают для иллюстрирования ключевые моменты повествования, другие создают эмоциональный «аккомпанемент» книги. Иллюстраторы не стремятся передать иллюзию объёмов и глубинное пространство, а, напротив, всеми средствами подчёркивают связь графического изображения с плоскостью листа, с начертанием шрифта. Книжная иллюстрация должна быть одновременно зримым образом и орнаментальным знаком.




    Самые ранние из дошедших до нас иллюстраций были в папирусах Древнего Египта («Книга мёртвых» , ок. 1400 г. до н. э.). Миниатюрами украшали позднеантичные и средневековые манускрипты. Иллюстрации в рукописных книгах первоначально представляли собой лишь орнаменты, обрамляющие текст. Затем появились инициалы – богато украшенные заглавные буквы и миниатюры с изображением Христа, Богоматери, святых («Остромирово Евангелие», 1056–1057 г.). В 15 в. в Западной Европе иллюстрации выполнялись в технике гравюры на дереве (ксилографии ), они вырезались на одной доске с текстом и печатались вместе с ним; после изобретения книгопечатания (1450) вырезались отдельно и помещались вместе с наборным шрифтом. Их отличает простота и обобщённость контуров, ритмически перекликающихся с рисунком шрифта (А. Дюрер , X. Хольбейн Младший в Германии, Лука Лейденский в Нидерландах, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии и др.). Со второй пол. 16 в., когда появилась гравюра на металле, книжная иллюстрация стремилась к передаче пластического объёма фигур и предметов. В 17 в. графические работы выполняли на отдельном листе и вклеивали в текст. Особую популярность искусство иллюстрации приобрело в 18 в., когда распространилась резцовая гравюра на металле. Под стиль иллюстраций подбирался шрифт, эффектные декоративные виньетки и концовки (Ю. Гравло, Ш. Эйзен, Ж. М. Моро Младший и др.). Особой цельностью отличались издания, где автор был одновременно и иллюстратором (английский поэт и художник У. Блейк). В нач. 19 в. иллюстрация переживает новый подъём в связи с изобретением торцовой гравюры (Г. Доре). Для графических работ английских мастеров рубежа 19–20 вв. У. Морриса и О. Бёрдсли характерны утончённые приёмы стилизации, умение передать «дух» книги. Замечательными мастерами оформления книги были русские художники из объединения «Мир искусства» , которые считали своей задачей не иллюстрировать текст, а создать «единый книжный организм» (иллюстрации А. Н. Бенуа к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, М. В. Добужинского к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского, И. Я. Билибина к русским народным сказкам и др.), а также В. А. Фаворский (иллюстрации к «Слову о полку Игореве» и др.).

    (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


    Синонимы :

    Смотреть что такое "Иллюстрация" в других словарях:

      Джесси Уилкокс Смит (англ. Jessie Willcox Smith). Иллюстрация визуализация, такая как рисунок, фотогра … Википедия

      1) наглядное пояснение, яркий пример, наилучшим образом подтверждающий или объясняющий какое либо положение; 2) рисунок в тексте к. н. издания, поясняющий рассказ или описание; 3) периодическое издание с рисунками, в котором текст объясняет эти… … Словарь иностранных слов русского языка

      - [илю], иллюстрации, жен. (лат. illustratio освещение) (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. Иллюстрация книги поручена известному художнику. 2. Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее… … Толковый словарь Ушакова

      См. пример … Словарь синонимов

      Иллюстрация - Иллюстрация. Иван Билибин, титульный лист книги сказок. ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от латинского illustratio освещение, наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст. 3) Область… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      - (от лат. illustratio освещение наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров2)] Изображение, сопровождающее и дополняющее текст3) Область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных… … Большой Энциклопедический словарь

      иллюстрация - и, ж. illustration f. <лат. illustratio < illustrare прояснять. 1. Снабжение текста рисунками. Разговор зашел.. о новой иллюстрации библии французским художником. Толст. А. Каренина. || устар.? С картинками, скабрезный. Любил разговаривать … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      иллюстрация - ИЛЛЮСТРАЦИЯ, рисунок, разг. картинка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

      иллюстрация - Графическое изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах (листах), включенных в пагинацию или фолиацию документа. [ГОСТ 7.76 96] иллюстрация Изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещаемое на… … Справочник технического переводчика

    История детской книжной иллюстрации коротка - она насчитывает около трех столетий. Однако за это время был пройден путь от дешевых книжных изданий народных сказок, букварей и лубочных картинок до роскошных книг, созданных специально для детей, к тому же детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства.

    Речь идет о совершенно особом, специфическом виде изобразительного искусства, появление которого было вызвано потребностью общества в искусстве детской книги. Со временем к детской книге стали обращаться как к особой художественной структуре, способной, с одной стороны, выразить индивидуальные творческие идеи художника, а с другой - активно влиять на формирование эстетического вкуса.

    ДЕТСКАЯ КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ, КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ.

    Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний. Она является частью культуры.
    Детская книга, выполненная на высоком художественном уровне, - памятник культуры, как и любое произведение искусства. Чем богаче и сложнее выражены в нем идеи времени, чем совершеннее его пластические качества, тем оно убедительней и долговечней. Иллюстрация в детской книге, если она является проявлением высокого творчества, как и другие виды и жанры искусства, участвует в формировании художественного стиля эпохи.
    Иллюстрация не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Навык общения человека с художественным произведением, без которого не может быть высокообразованного зрителя, понимающего пластические искусства, начинается с восприятия иллюстраций в детской книжке. Путь к пониманию станковой формы незаметно для самого человека тоже начинается с книжной иллюстрации. Она первая формирует эстетический вкус ребенка, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета, пропорций, фактуры.

    Процесс рассмотрения книги можно определить как интеллектуальную игру, как игру с образами, созданными с помощью специфических средств книжной графики. Развитие искусства иллюстрации привело к тому, что появилось искусство книги. Иллюстрированное литературное произведение - это синтез художественного слова и изобразительного искусства. Причем этот синтез возникает между такими различными категориями, как литература - искусство “временное” и книжная графика - искусство “пространственное” .

    Наиболее ярко и полно отразил идею такого синтеза замечательный художник и теоретик книжной графики В. А. Фаворский . Он писал: "Книга - и мир, и предмет, и скульптурные, архитектурные, графические и живописные моменты соединяются с тем, чтобы дать этот сложный синтез и тем самым ввести сложный пространственный и временной мир литературного произведения, ввести его в наше комнатное пространство как вещь этого пространства".
    В. А. Фаворский считал, что книгу можно назвать пространственным изображением литературного произведения. И важно, чтобы элементы ее оформления передавали временную характеристику литературного произведения - начало излагаемых в нем событий, их развитие и завершение. “Искусство оформления книги - это высокое искусство. Прежде всего это синтез искусств, объединяющий объемные моменты, почти скульптуру с изобразительными: шрифтом и иллюстрацией. В малом масштабе это тот же синтез, к которому стремится и архитектура, объединяясь со скульптурой и живописью".

    ЧТО ТАКОЕ "ДИЗАЙН КНИГИ".

    Все элементы книжного оформления, - и внешние, и расположенные внутри книги, создают целостное произведение искусства. В XX веке возникает такое понятие, как ’’дизайн книги”, или “художественное конструирование книги”. Если до этого иллюстрации соединялись с книжным блоком, который имел традиционную форму и мыслился неизменным, то дизайнер может предложить новую конструкцию книжного блока, экспериментирует с техникой набора, печати, брошюровки. Готовые типографские знаки и шрифты он использует как средства художествен¬ной выразительности. При этом бывают книги, в которых художник от руки не провел ни одной линии, но занимался всеми остальными вопросами ее оформления. Он определял размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), фотографий и другого иллюстративного материала (карты, планы, схемы и т.п.).
    Но особенно велика роль творчества художника, когда он выполняет внешние элементы оформления книги (суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитулы, иллюстрации).

    В лучших иллюстрациях всегда чувствуется союз иллюстратора с писателем и иллюстратора с ребенком. Художник должен возбудить любопытство детей, создать нужную атмосферу произведения, вызвать живой отклик.

    Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце, душу ребенка, является источником радости и красоты.

    ТИПЫ ИЛЛЮСТРАЦИЙ.

    Как известно, иллюстрация - основа книжной графики. Термин “иллюстрация” происходит от латинского “illustrare” , что значит освещать, проливать свет, объяснять. Само же слово “illustratio” означает живое описание, наглядное изображение.
    Термин “иллюстрация” можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова.

    В широком значении это всякое изображение, “освещающее”, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение (например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса “Дон Кихот”, рисунки В. А. Серова к басням И. А. Крылова). Такие произведения не являются иллюстрациями в строгом значении этого слова. Они не¬зависимы от литературного источника, который является для них лишь условным адресом почерпнутых наблюдений, сюжетов и коллизий. В данном случае произведения лишь в той или иной мере навеяны, подсказаны сюжетами книг. Не имеет большого значения, допускает ли худож¬ник отступления от литературного прообраза в композиции, обстановке и деталях или стремится во всем следовать за писателем. Важнее то, что он переводит ткань литературного повествования картины, и слова исчезают для него, растворяясь в картинах. Но вместе со словами растворяется и личность писателя, заслоняемая чувственной силой живописного образа.

    В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, пред-назначенные для восприятия в единстве с текстом, то есть находящиеся в книге. Литературное произведение и иллюстрации к нему представляют собой нечто целое. Изъятые из текста книжные иллюстрации могут потерять часть своего художественного значения и сделаться малопонятными и невыразительными. Каждая из них, относясь к определенному месту текста и будучи самостоятельной композицией, взаимосвязана в то же время со всеми другими иллюстрациями и наиболее полно воспринимается только вместе с ними.
    Иллюстрации способны обогатить литературное произведение, но могут и обеднить его, если ослабляют впечатление от него или дают ему неверную трактовку. Хороший художник - это соавтор книги, он делает зримыми идеи и образы писателя, помогая лучше представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не значит, что иллюстрация дает свою трактовку литературному произведению, с помощью графических средств выявляет и передает социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения.
    Таким образом, иллюстрация, в узком смысле этого слова, или поясняет текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкует текст, давая возможность читателю по-новому понять и почувствовать ценность литературного текста. Иллюстрации привлекают читателя, помогая еще до чтения сориентироваться в содержании книги.
    Как известно, одним и тем же словом “иллюстрация” называют изображения, разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, по технике исполнения. В зависимости от метода по¬знания изображаемого и целей, которые преследуются, иллюстрации можно подразделить на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т.п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющим текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.
    Наряду с иллюстрациями, которые легко отнести к первому или второму типу - научно-познавательному или художественно-образному, - могут быть, как исключение, иллюстрации, которые (так же, как и литературные произведения) можно отнести и к тому, и к другому типу, а вернее, к обоим вместе, так как они соединяют в себе и художественный образ, и научную документальность изображения.

    текст статьи взят из книги Н. М. Сокольникова "Художники книги и дети" (12+)

    Иллюстрация (лат. illustratio - представление в наглядном виде) – рисунок, фото либо другое изображение на странице с печатным текстом, украшающее, служащее в качестве дополнения или поясняющее его.

    Классификация иллюстрации

    Изображения, используемые для оформления книг, можно разделить на типы по нескольким признакам:

    По способу выполнения мастером. Картинки, представленные в тексте, могут быть оригинальными или заимствованными. К первой разновидности можно отнести авторский рисунок, графику, эксклюзивную фотографию, схему и т.д.;
    по внешнему виду. Применяются черно-белые и цветные картинки;
    по методу нанесения на бумагу. Для выполнения иллюстраций могут быть применены приемы либо высокой, либо глубокой печати;
    по смыслу. В этом плане различают художественный рисунок, декоративный и документальный;
    по месторасположению на странице. Картинки могут быть выполнены на обложке, на страницах, в начале глав, частей и т.д.

    История возникновения

    Прообразом иллюстрации можно считать картинки на тему фольклорных произведений – былин, сказаний, мифологических сюжетов. Но поскольку картинки эти самостоятельны, иллюстрацией их назвать еще сложно. Настоящие же изображения, которые можно классифицировать данным образом, появились только в XV веке. В 1461 г. в книгах печатника А. Пастера начали выполняться сначала рисунки ручной работы, а потом и печатные тиражные – гравюры. В то время использовались рисунки, напечатанные с помощью ксилографии (печати на дереве).

    Дело в том, что таким способом можно печатать одновременно и буквы, и картинки. Очень редко иллюстрации выполнялись и металлическими штампами. При этом лист приходилось прогонять через станок два раза – первый раз для нанесения текста, второй – для печати изображений. Художники, авторы гравюр в это время считаются соавторами произведений. Со временем появляется несколько разновидностей иллюстраций, используемых для дополнения книг (заставка, фронтиспис, полосная иллюстрация, рисунки на полях, оборонная). Подобное многообразие позволяло иллюстрировать книги любого содержания.

    В XVIII веке огромнейшей популярностью начинает пользоваться так называемая виньетка – завершенное изображение небольшого объема, зачастую носящее тематический характер. Обычно подобного рода иллюстрации располагали на обложке, титульном листе или на последнем.

    В XIX веке с появлением фотографии иллюстрации начинают выполнять с использованием фотохимических способов. В это время изобретаются такие методы, как:
    цинкография – оттиск изображения (штрихового рисунка) с цинковой доски;
    многоцветная печать. Таким образом создавались цветные иллюстрации;
    автотипия. Так называют рисунок полутонами.

    В это время образность иллюстрации сменяется максимальной реалистичностью. Она приобретает такое же значение, которое она имеет и сейчас – то есть точно привязывается с текстом.

    Художники-иллюстраторы XX века

    В двадцатом веке искусство иллюстрации достигает своего наивысшего расцвета. Появляются новые технологии и стили. Особое значение придается поясняющим рисункам в детской книге. Психология ребенка такова, что чем нагляднее визуально будет представлена информация, тем лучше она будет усвоена.

    Одним из самых известных художников-иллюстраторов XX века, занимавшимся именно детской литературой, а в частности, сказкой, был Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Сегодня этого художника считают создателем совершенно нового типа украшенной иллюстрациями книги. Именно И. Билибин первым придумал издавать сказку в форме тонкой тетради, иллюстрированной красочными крупными рисунками. Художник при этом создавал не только наглядные иллюстрации, но и брал на себя ответственность, выражаясь современным языком, за общий дизайн книги. В период с 1901-1903 гг. этим мастером было создано огромное количество иллюстраций. Его работы украшали страницы книг с такими сказками, как «Сказка о золотом петушке», «Марья Моревна», «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Царевна-лягушка» и др.

    Немало оригинальных иллюстраций было придумано и воплощено в жизнь и известным русским художником В. Васнецовым (1848–1926). Этот живописец одним из первых пришел к запечатлению образов былин в рисунке. Большое значение русскому народному творчеству придавал и Ю. А. Васнецов (1900-1973). Именно им были проиллюстрированы, вышедшие в середине века сказки «Теремок», «Конек-горбунок», «Три медведя» и многие другие.

    Из зарубежных авторов самый заметный след в искусстве выполнения иллюстраций оставил Эрнест Шепард (1879–1976). Именно им была оформлена книга Алана Милна «Винни Пух». Образцом для создания медвежонка стала игрушка его собственного сынишки Ворчун. В наше время, несмотря на большой скачок в плане развития техники и появление средств массовой информации совершенно нового типа, книга по прежнему остается одним из основных и самых популярных источников познания. И пока есть интерес к информации, представленной в печатном виде, будет популярной и графическая иллюстрация.