Использование материалов работы в школьной географии. Просмотр содержимого документа «Календарно-тематическое планирование по курсу "География родного края"»

В термин “краеведение” внедрялось различное содержание. В 30-х годах XX в. оно разбиралось как метод комплексного изучения какой-либо конкретной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам на небольшой территории /13/. В 40-х годах краеведение определялось как “общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно соучаствующее в созидании всего края на основе всеобщего его изучения /13/. В том числе были высказывания о нем как об особом направлении в науке, предмете преподавания.

А.С. Барков говорил, что “краеведение это комплекс научных дисциплин, отличающихся по содержанию и частным методам исследования, но основной в своей совокупности к научному и всестороннему изучению родного края в интересах социалистического строительства /2/.

Краеведением занимаются историки, специалисты естествознания, специалисты языка и литературы, архитекторы, труженики искусств. Следовательно “краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т.п. вплоть до археологического /2/.

Но ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов изучения, как в географии. А.С. Барков считал, что “объект и методы изучения географии и краеведения схожи. Последнее позволено и должно рассматривать подобно “малой географией, правильнее, как малое страноведение. Л.С. Берг называет краеведение географией родной земли /3/.

Говоря о краеведении, почаще всего понимают его собственно как краеведение географическое, в вопросы которого входит всеобщее, синтезированное исследования родного края. В краеведении, как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин “краеведение” означает, что исследуется территория, определяемая термином “родной край”.

Географическое изучение родного края необходимо для всех специалистов-предметников, а географ и должен, увязывая различные наблюдения с географией, явиться естественным объединяющим центром общей краеведческой работы /5/.

Вытекая из задач, краеведение необходимо отличать по формам его организации. В процессе совершенствования сложилось государственное, школьное и общественное краеведение.

В государственном краеведении изучение края находится в ведении исполкомов Советов депутатов трудящихся, краеведческих музеев и исследовательских учреждений. В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы, организуемые на эту полезную деятельность профсоюзными организациями. Домами культуры, клубами; в последнем случае краеведение называют общественным.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения -- руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников.

Схема №1, показывающая структуру школьного краеведения /3/

Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного города, села. Краеведение для учителя -- верный путь к научной исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

В преподавании географии краеведение -- одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках, в своем краю имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний.

Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении.

В школьном краеведении нужно всегда помнить его учебную ценность. В связи с этим маркируют учебное краеведение, его содержание и натура определяются учебной программой, и не программное краеведение, вопросы и содержание которого создаются в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например на географической площадке или во время учебной прогулки или экскурсии. А так же в них обязательно участие учащихся всего класса. В не программном краеведении учащиеся принимают участие на добровольных началах. Это туристские слеты по своему краю, школьные экскурсии, экспедиции и пр.

Организация и отношение к учебной программе этих обоих видов школьного краеведения отличны, но в то же время они между собой очень связаны, потому что при изучении родного края для всестороннего его описания в образовательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристского слета происходит сбор краеведческого материала, выполняются всевозможные работы по наблюдению местных явлений и объектов и т.д. Общим является также уверенное руководство руководителя всей работой.

Школьное краеведение преследует две задачи: одна из них -- многогранное изучение свое края и накопление краеведческого материала, знаний, другая -- приобщение этого материала в преподавании. Они между собой очень связаны: решение первой открывает путь к открытиям второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний -- главное назначение учебного краеведения.

Краеведение воссоздает условия для наилучшего понимания природных и общественных явлений. Школьники на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению Н.Н. Баранского, могут “увидеть мир в капле воды”.

Краеведческий принцип дает возможность развивать преподавание географии соответственно дидактическому правилу: “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому”. Обладая представление о природе и ее закономерностях, а также о народе и хозяйстве родной местности, легче усваивать географию более отдаленных районов всей России и Республики, а также зарубежных стран. Точное проявление процессов развития географической среды в ближайших местных школах и их изучение помогают воспитанию правильных представлений о многих вещах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для реального наблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные составляющие его компоненты, так же, служат тем уже известным и доступным образцом, постоянным своего рода эталоном, к которому преподаватель может с успехом прибегать для пояснения, сравнений и иллюстраций в преподавании географии; а работа учащихся по изучению родины -- средство для непосредственного познания географических явлений.

Важнейшее предназначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность школьникам в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую реальность в соотношениях и связях ее отдельных составляющих и результаты наблюдений применять на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географического знания. Поэтому устраняется абстрактность географических понятий и легкое их усвоение.

В школьной программе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только опираясь на краеведческий материал. Опыт работы многих преподавателей показывает, что понятия о русле реки, строении долины, почве и другие хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.

Преподавание с использованием краеведческого материала значительно облегчает усвоение географических понятий. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей. Так, например, представления о формах поверхности будут правильными, если они сложатся в процессе их непосредственного изучения и наблюдения. И наоборот останутся всегда условными и потому непрочными, если они создавались только на основе описаний учителя или учебника. В школе приходится нередко наблюдать, как ученик, напрягая память, старается пересказать фразы учебника или объяснения учителя, причем с сильным ограничением и обеднением. Это естественно, так как словесно-отвлеченный тип памяти у детей менее развит.

И наоборот, школьник будет свободно воспроизводить виденное в действительности, обязательно связывая его с рассказом учителя, так как по ассоциации оно будет вспоминаться вследствие того, что зрительно-двигательное запоминание у детей развито сильнее. Поэтому, чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем больше он помогает учащимся усвоить школьный курс географии, тем выше его педагогическая ценность.

Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии. Очень связывает краеведческая работа изучение географии и истории. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они проводится в историческом плане. Невозможно также представить, чтобы одновременно с географическими исследованиями не проводилось знакомство с историческими объектами родного края. В равной степени, выдвигая на первое место вопросы истории края, нельзя не интересоваться его географией.

Осуществление краеведческого принципа в преподавании помогает связать теоретические знания, приобретаемые в стенах школы, с практическим применением, например: метеорологические наблюдения для сельского хозяйства, наблюдение за режимом реки для безопасности переправ, сбор полезных дикорастущих растений для хозяйственных организаций и т.д.

Благодаря краеведению преподавание географии строится на наблюдениях подлинной действительности, а не на “словесных схемах”. Из этого вытекает, что краеведение должно служить преподаванию географии повседневно и непрерывно, а не быть только связанным с работой в краеведческих кружках с ограниченной группой учащихся или с турпоходом, охватывающим нередко еще меньшее количество школьников.

На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки, тогда как многие учителя краеведение связывают с организацией походов и кружковой работой по изучению края. Это происходит оттого, что практически в школе бывает легче заинтересовать учащихся однократным краеведческим походом, чем наладить систематическое изучение края. От учителя требуется меньше усилий для организации похода, чем на постановку всего преподавания географии на краеведческой основе. В этом и кроется одна из причин того, что внеклассное краеведение получало более широкое распространение, а его связь с учебными занятиями была недостаточной. При правильной организации краеведения в школе должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий со всей краеведческой работой.

Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности. При наблюдении за трудом рабочих и служащих разнообразных профессий формируется интерес к профессиям. Важна также и психологическая подготовка школьников к общественно полезному труду.

Велико значение школьного краеведения и охрана природы. Закон гласит, что “охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа”. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств. Школьники-краеведы много могут сделать и для воспитания бережного отношения к “зеленому другу” и жителей городов. В работу по изучению своего микрорайона города должна быть включена и охрана городских насаждений.

Изучение своей местности открывает школьникам возможность активно включиться в посильный общественно полезный труд и тем самым принять участие в коммунистическом строительстве и дальнейшем обогащении родного края. При этом различный характер содержания краеведения и многообразие форм его осуществления позволяет учащимся найти для себя применение в соответствии со своими интересами, склонностями и силами. В одних случаях это может быть работа для местных организаций, связанная с помощью в выполнении ими производственного плана, в других случаях -- культурно-просветительная деятельность среди населения. Имеется немало примеров, когда школьники находили новое сырье для местного производства, обнаруживали месторождения полезных ископаемых, получали ценные для хозяйственного строительства результаты от исследования режима местных рек, прудов и озер, собирали дикорастущие плоды и растения, вели планомерную охрану природы, озеленяли дороги и поселки и т.д. Нередки случаи, когда школьники успешно выполняли специальные задания плановых, хозяйственных строительных организаций или научных учреждений.

С другой стороны, можно привести много примеров, когда краеведческие изучения привлекали внимание местных организаций к природоохранительной деятельности на территории родного края. Ученики Митрофановской средней школы Воронежской области, изучая Евдокимовские овраги дали предложения по прекращению их роста местному лесничеству: овраги обсажены деревьями и кустарниками.

Юные краеведы средней школы рабочего поселка Чишмы изучали причины усыхания озера Аслыкуль, расположенного в районе г. Уфы. Полученный материал позволил сформулировать практические предложения, которые местным Советом депутатов трудящихся были одобрены и претворены в жизнь: на соседней речке поставили плотину -- часть воды пошла на пополнение озера.

Примеров того, как школьное краеведение служит хозяйственным запросам, требующим учета местных природных и экономических условий, очень много. Когда краеведческие наблюдения приобретают практическое значение, они вызывают у школьников сознание необходимости участвовать в коммунистическом строительстве родного края.

Краеведение -- самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний п умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Н.К. Крупская писала:

“Прежде всего, школа должна пробудить в ребенке пытливый, активный интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни”.

Систематическое изучение природы в процесс краеведческих наблюдений вырабатывает материалистические взгляды, воспитывает у школьников активное природоохранительное отношение к ней. На местных примерах понятнее раскрываются научные закономерности, на основе которых действеннее может проводиться атеистическое воспитание школьников. Атеистическому воспитанию помогает и разоблачение разного рода суеверий и преданий религиозного характера, которые могли сложиться на территории края. Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы.

Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания советского патриотизма.

Патриотические чувства, любовь к Родине у человека, прежде всего, связываются с родным краем, где протекала ранняя сознательная жизнь. Это очень хорошо выражено у К. Симонова в стихотворении “Родина”:

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину такою,

Какой ее ты в детстве увидал.

Известно высказывание М.И. Калинина: “Воспитание патриотического чувства любви к Родине должно основываться не на отвлеченных понятиях долга, а на конкретных предметах, изучение которых в школе позволило бы познать наши богатства /59/. Краеведение прямая дорога для достижения этой цели.

Урок

Тема: Топографические карты и их практическое использование.

Цели по содержанию:

Образовательные: способствовать формированию навыков работы с топографическим планом, картой, масштабом; умение проводить простые вычисления для перевода масштаба из одного вида в другой; использование масштаба при работе с картой, проводить измерения и расчеты; читать топографический план при помощи условных знаков.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать, объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом учебника, атласа

Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности.

Метапредметные: формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Предметные: определять масштаб на плане, карте; переводить масштаб из одного вида в другой; производить измерения на плане и простые вычисления; читать топографический план при помощи условных знаков.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: осознавать необходимость изучения темы. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом, работать в парах, группе, с коллективом.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, групповая,

Оборудование: глобус, физическая карта Донецкой области, топографические карты различных масштабов, атласы, школьные принадлежности, приборы, учебное пособие,электронные карты.

Тип урока: урок формирования знаний и умений учащихся.

Формы урока: урок деловая игра; практическая работа.

Ценностный компонент урока: основной графический документ о местности, содержащий точное, подробное и наглядное изображение местных предметов и рельефа.

Ход урока

    Организационный момент .

    Актуализация знаний, целепологание.

Блиц – опрос:

    Что наз. Планом местности? 2. Какими условными знаками изображают объекты местности? 3. Что называют масштабом плана?

    Что такое географическая карта? -Чем отличается географическая карта от плана местности?

    По каким признакам классифицируют карты? Для чего это нужно делать? -Как вы представляете себе карты будущего?

    Что такое цифровые и электронные карты?

    Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Учитель. Представьте, что вам нужно изобразить территорию школьного двора на листе бумаги. Как вы это сделаете?(Учащиеся предлагают варианты). Сообща приходим к выводу о масштабе.

Через него учащиеся приходят к выводу о цели и задачах урока.

IV.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся .

Музыканты из разных стран понимают друг друга и используют свой особый язык – нотную грамоту. Для математиков таким языком общения стали цифры и символы. Химики применяют в своей науке язык символов химических элементов и формул веществ. Для танцоров существует язык жестов и движений. Мы знаем, что языком, которым владеют географы всех стран, является язык знаков. Знаки и обозначения на карте поймет без труда и ученый, и геолог, и полярник любого государства. Этот язык помогает людям создавать планы местности, ориентироваться на любой территории. Например, мы многое можем узнать о реке по условным знакам.

Учащиеся работают с условными знаками в атласе

В картографии существует такое понятие, как топографическая изученность определенной территории. Что же это такое? Оказывается, изученным в топографическом отношении называют такой участок пространства,систематические топографические съемки которого предоставили возможность создать его крупномасштабную карту. С течением времени сама местность изменяется, повышаются требования к картам, появляются более современные и точные карты, совершенствуется их содержание и способы оформления.

V / Усвоение новых знаний и способов действий .

Топографические карты – это основной графический документ о местности, как было сказано ранее. И они имеют большое значение во всех отраслях народного хозяйства и в военном деле. Они предназначены для работы командиров и штабов всех степеней при подготовке, организации и ведении боевых действий. По ним изучают и оценивают местность, решают различные расчетные задачи, связанные с определением расстояний, углов и площадей, высот, превышений и взаимной видимости точек местности, крутизны и видов скатов и т.д.

Топографические карты служат надежным путеводителем, которым пользуются войска для ориентации и движения на местности. По ним планируется маршрут и готовятся данные для движения по азимутам. Карты позволяют точно определить не только свое местонахождение, но и координаты ориентиров и целей. В настоящее время топографическая карта является одним из основных средств управления при организации и ведении боя. Но для этого надо хорошо знать условные знаки, уметь определять географические координаты и расстояния, пользоваться километровой сеткой, определять масштаб – читать топографическую карту. Этим мы сегодня с вами и займемся – шаг за шагом, очень подробно и грамотно вы научитесь пользоваться этими картами. Для этого у каждого из вас на столе лежит по три топографические карты разных масштабов. Часть теоретического материала вам хорошо известно, будем его отрабатывать в условиях новых требований программы. Итак, полнота, подробность и точность изображения местности на карте зависят, прежде всего от ее масштаба.

Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности. Он выражается в виде двух чисел.

-Прошу вас закончить предложение : масштаб - это дробь… /у которой в числителе единица, а знаменатель – число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем сама местность/.

-Существует несколько видов записи масштаба, назовите их. /ответ:

Численный масштаб 1:1 000;

Именованный масштаб – в 1 см – 10 м;

Линейный масштаб – это прямая линия, разделенные на равные части – см/.

Наш урок – деловая игра. Задание всем учащимся: определите масштабы всех топографических карт, которые лежат у вас на столах; в тетради внесите данные об этих масштабах. Произведите переход от одного вида записи масштаба к другим.

Учитель: для топографических карт установлен масштабный ряд – внесите его в тетради:

Масштаб карты Величина масштаба Название карты

1 :10 000 100 м десятитысячная

1:25 000 250 м двадцатипятитысячная.

1:50 000 500 м пятидесятитысячная

1:100 000 1 км стотысячная

1:200 000 2 км двухсоттысячная

1:500 000 5 км пятисоттысячная

1:1000 000 10 км миллионная.

У вас на столах лежат карты масштабов 1:25 000 и 1:50 000. Прошу командиров подразделений детально изучить небольшие участки местности. Первый командир изучает карту масштаба 1:25 000 – такие карты применяются в войсках для детального изучения отдельных наиболее важных рубежей и участков местности, например при форсировании водных преград. Второй командир изучает карту масштаба 1:50 000 – такие карты используются для изучения местности, ориентирования на ней, проведения измерений и расчетов, требующих высокой точности. Обращаю ваше внимание на то, что вы должны очень подробно изучить все населенные пункты и другие объекты, имеющие важное значение для решения военной задачи.

Во-первых , рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:

– Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте 10.000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен.

– Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по прямой (по линейке).

– Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например длину изгиба р. Беличка по карте.

Физкультминутка

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим -
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Шаг на месте. Ходим строем,
Сейчас дыханье успокоим.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.

Следующее задание: определение расстояний по карте.

Рассказ учителя: Чтобы определить расстояние между точками местности (предметами, объектами), пользуясь численным масштабом, надо измерить на карте расстояние между этими точками в см и умножить полученное число на величину масштаба. Например, на карте масштаба 1:50 000 расстояние между двумя точками составляет 4,2 см. Следовательно, искомое расстояние на местности будет равно 4,2 х 500=2100 м. Небольшие расстояния между двумя точками по прямой линии проще определить, пользуясь линейным масштабом. Для этого достаточно циркуль-измеритель, раствор которого равен расстоянию между заданными точками на карте, приложить к линейному масштабу и снять отсчет в метрах или километрах. Большие расстояния между точками по прямым линиям измеряют с помощью длинной линейки или циркуля-измерителя. «шаг» циркуля-измерителя устанавливают так, чтобы он соответствовал целому числу километров, и на измеряемом по карте отрезке откладывают целое число «шагов». Расстояние, не укладывающееся в целое число «шагов» циркуля-измерителя, определяют с помощью линейного масштаба и прибавляют к полученному числу километров. Для определения маршрута по карте применяют специальный прибор, называемый курвиметром, который особенно удобен для измерения извилистых и длинных линий. В приборе имеется колесо, которое соединено системой передач со стрелкой. При измерении расстояния курвиметром нужно установить его стрелку на нулевое деление, а затем прокатить колесико вдоль маршрута так, чтобы показания шкалы возрастали. Полученный отсчет в сантиметрах умножают на величину масштаба и получают расстояние.

Работа в группах: произвести измерение расстояний различными способами: 1-я группа – с помощью линейки и масштаба; 2-я группа – с помощью «шага» циркуля-измерителя; 3-я группа - с помощью курвиметра.

Задача № 1. Найди расстояние от точки А до точки Б.

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот. Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м – это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.

Ответ: в 1 см 500 км.

Ответ : 42 градуса.

Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).

Самоанализ проделанной работы: какой способ измерения оказался наиболее точным и почему? Ученики обобщают данные и приходят к выводу, что более точное измерение дает курвиметр. Однако каким бы способом не измеряли расстояние по кривым и извилистым дорогам, оно не будет соответствовать действительному расстоянию. В этом легко убедиться путем проверки результатам по спидометру автомашины – по карте расстояние окажется меньше, чем показания спидометра.

Местность на топографической карте изображается практически без искажений. Это объясняется тем, что поверхность земного шара переносится на топографическую карту не сразу вся, а по отдельным частям – зонам, шириной в 6 градусов по долготе, которые называют колоннами и параллелями делят на ряды через каждые 4 градуса. Счет колонн от 1-ой до 60-й ведут с запада на восток от меридиана 180 градусов, а рядов – от экватора к полюсам. В результате образуются клетки в виде трапеции размером 6 градусов по долготе и 4 градуса по широте. У вас на партах лежат «Схемы разграфки земного шара» для получения одного листа топографической карты масштаба 1:1000 000 . Решение создать карту всей суши в масштабе 1:1000000 было принято на Международном Географическом конгрессе в конце Х1Х века. Эту карту называют «Международная миллионная карта мира». Эта карта состоит из 144 листов масштабом 1:100 000.

При создании карт более крупного масштаба трапецию делят и меридианами на клетки меньшего масштаба. Лист топографической карты, который лежит у вас на столе /масштаб 1:25 000/, имеет размер по долготе 7 минут 30 секунд. Для удобства определения географических координат какого-либо объекта рамка топографической карты разделена на отрезки, равные 1 минуте, на каждом минутном отрезке точками отмечены деления, равные 10 секундам.

Определим, в пределах каких координат расположена местность на карте масштаба 1: 25 000. Ответ: долгота 18 градусов 07 минут 30 секунд в.д. и 18 градусов 00 минут в.д.; широта -54 градуса 40 минут с.ш. и 54 градуса 45 минут с.ш. Таким образом, размеры географических координат – листов 5 /параллели/, рамок карты – 7 минут 30 секунд.

Рассказ учителя, демонстрация и работа совместно с учащимися с картами:

Теперь изучим с вами прямоугольную /километровую/ сетку топографической карты: по топографической карте можно определять не только географические координаты объектов, но также их прямоугольные координаты – расстояние в километрах от экватора – /х/ и /у/ от осевого меридиана колонны /зоны/. С этой целью на топографическую карту нанесена так называемая километровая сетка в виде линий, пересекающихся под прямым углом. Линии проведены через целое число километров, выраженных в масштабе карты. Поэтому их называют километровыми линиями, а сетку – километровой. Все километровые линии у выхода за рамку листа карты подписаны цифрами, которые означают километры. На наших картах это значит: например, 6065 – это расстояние в километрах от экватора; 4311 – это вертикальные линии, которые показывают, что: 4 – карта расположена в 4-й зоне /от нулевого меридиана/, 311 – позволяет определить положение этой линии по отношению к осевому меридиану четвертой зоны.

азимут, магнитный и истинный – угол, образуемый в данной точке на местности или карте направлением на север и на какой-либо предмет. Азимуты по компасу измеряют на местности от направления, указываемого северным концом магнитной стрелки, т.е. указываемого северного направления магнитного меридиан а до направления на определенный предмет по часовой стрелке. Но магнитные меридианы не совпадают с истинными /географическими/ меридианами и образуют с ними углы . Азимуты на картах измеряются от истинных меридиано в. Угол между северным направлением истинного и магнитного меридиана называют магнитным склонением.

Картографический практикум: цель: применение полученных теоретических знаний на практике.

задания по определению знаков плана.

Например: Определить соответствие:

Ответ : А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты можно найти в атласе 6 класса.

Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:

1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна

27 – средняя высота деревьев,

0,35 – средняя толщина дерева,

7 – среднее расстояние между деревьями.

2. Около моста стоит знак

Д – материал постройки,

5 – высота над уровнем воды, м.

121 – длина моста, м.

6 – ширина моста, м.

15 – грузоподъемность в тоннах.

4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по формуле:

где h – высота ската в м., d – заложение ската (длина) в м.

Например: h – 30м. d – 600м.

=3градуса.

5. Около туннеля

8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.

Напомню правила составления плана:

1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).

2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут горизонтально), рисуются черным цветом.

3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов (названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).

4) Каждый объект имеет точечную границу.

5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные – черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.

6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками, болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).

7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.

Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям (они направлены с запада на восток).

В-четвертых, в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.

Ознакомьтесь с условными знаками топографических карт.

Задача 1 : Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Ответ : Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.

А теперь проведем топографический диктант: Изобразите условными знаками местность, описанную А.С.Пушкиным в стихотворении «Деревня»: …Я твой люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят;

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты…

Самооценка диктанта: учащиеся проверяют работы своих товарищей и определяют оценку, типичные ошибки и исправляют их.

Домашнее задание: выучить стр……….., повторить; -выучить по конспекту все основные положения


В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Вот эту красоту и познаём, изучая географию родного края.

В современном образовании все больше внимания уделяется краеведческому аспекту. Использование краеведческих материалов помогает воспитывать у детей любовь и уважение к Родине, её истории, природе и традициям. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, села, его исторические центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить обучающихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы обучающиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя в окружающей природе. Благодаря краеведению, в географии применяется важное дидактическое правило: от известного - к неизвестному, от близкого - к далекому, реализуется принцип связи обучения с жизнью, широко используются межпредметные связи.

Однако краеведческий материал, в основном, рассматривается как вспомогательный для изучения основного учебного материала с 6 по 8 класс. Работа предполагает совместную деятельность учителя и учащихся по наблюдению и пополнению краеведческих знаний. Содержание ее от класса к классу углубляется и расширяется, а также несколько изменяются ее формы и методы. В 9 классе тема «Свой край» завершает весь географический цикл. В процессе изучения Воронежской области, учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в нашей области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов, рассматриваются вопросы истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций.

Краеведческий материал я применяю в разных формах и на разных этапах урока:

В начале урока, во вступлении;

При актуализации знаний;

При изучении нового материала;

При закреплении;

В домашнем задании.

Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:

Социализация личности ученика;

повышение уровня духовно-нравственной культуры;

Воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине".

Краеведческий материал, используемый в преподавании школьной географии, является типичным как в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Задача заключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и от локальных фактов вел школьников в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное. В сложившихся в стране социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной.

Использование краеведческого материала помогает формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления. Также развивается представление о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение; формируется географическая культура учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.

Краеведческий материал на уроках географии призван сыграть определенную роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы, - "природа - человек - общество" и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры ее изменений, под воздействием хозяйственной деятельности человека. Показать положительные и отрицательные результаты воздействия человека на природу. Знания роли человека, своей роли в изменении окружающей среды включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства.

Успех обучения во многом зависит от того, насколько доступен учащимся материал. Краеведческий материал представляет собой высшую форму наглядности в обучении географии.

Применение краеведческого материала на уроках географии направлено на развитие интереса к предмету. Краеведческий материал я использую и во внеклассной работе. Оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого. Внеклассные занятия обогащают и расширяют краеведческие знания учащихся и создают наилучшие предпосылки для применения краеведческого материала на уроках.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Савинская средняя общеобразовательная школа»

Палласовского муниципального района Волгоградской области.

«География родного края»

Март 2013 года

Программа факультативного курса

«География родного края»

(Комплексная характеристика природы Палласовского района).

учитель географии первой категории МКОУ «Савинская СОШ»

Палласовского района Волгоградской области.

Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие курсы. Это позволяет реализовать базисный учебный план в рамках учебного учреждения. Вопросы изучения природы родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае и его истории, тем более полезными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Родной край изучается на уроках разных учебных дисциплин, но особую значимость имеет географическое краеведение.

Географическое краеведение входит в учебную программу с 6 по 9 классы, но чаще как дополнительная информация к основной теме урока. Наибольшее внимание географическому краеведению необходимо уделять в 8-9 классах, когда изучается природа и хозяйство России. Но, к сожалению времени, на уроках не хватает для большего освещения темам родного края. Поэтому учащиеся, порой, знают природу и быт людей других регионов страны лучше, чем природу своей малой родины. Чтобы восполнить этот пробел, предлагается данная программа факультативного курса « География родного края» (Комплексная характеристика природы Палласовского района), которая прошла процедуру рецензирования в ГБОУ ДПО Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Факультативный курс ориентирован на учащихся 8-х или 9-х классов, изучение которого целесообразно вести параллельно с курсом «География России. Природа и хозяйство». Курс рассчитанная на 34 часа (1 час в неделю), также возможен вариант деления курса на две части: теория (17 часов) и практика (17 часов).

Новизна программы - на данный момент впервые представлена программа по изучению Палласовского района, содержащая комплексный подход.

Цель курса - практическое изучение природы родного края, с опорой на теоретические знания учащихся, формирование экологической культуры личности, развитие патриотизма.

Задачи курса: углубление знаний учащихся о природе родного края, вооружение учащихся специальными метапредметными – общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно приобретать новую информацию из различных источников, в том числе новых информационных; формирование эмоционально-ценностного отношения к природе родного края и бережного отношения к ее природным богатствам; развитие умений творческого, исследовательского характера на основе изучения краеведческого материала; привитие любви к своей малой родине; развитие у учащихся познавательного интереса к происходящим в природе и обществе явлениям и процессам; воспитание позитивного отношения к родной стране, через познание своей малой родины.

В основу построения содержания курса положены следующие принципы: принцип междисциплинарности (знания о природе родного края включают различные аспекты: географические, биологические, экологические, исторические, социальные); принцип комплексности в основе его единство и взаимосвязь природных и социально-экономических факторов; принцип гуманизации (природа родного края рассматривается как универсальная ценность, удовлетворяющая разносторонние потребности человека; краеведческий принцип позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности школьников в природе; данный принцип способствует развитию жизненно важных умений и навыков поведения в природе; личностно-деятельностный принцип базируется на личном опыте учащихся; школьникам предоставляется возможность выбирать форму освоения содержания с помощью разнообразной системы знаний; принцип отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе развития индивидуальной ответственности за бережное сохранение природы родного края.

Основными методами освоение курса являются: наблюдение и исследование территории, анализ статистических данных и различных источников информации, создание проектов. Активизации познавательной деятельности способствуют экскурсионные занятия, демонстрация презентаций и видеофильмов, встречи с интересными людьми района, выполнение учебных проектов как формой итоговой работы.

Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия, неделя географии.

Курс включает в себя 34 часа учебных занятий, из них 13 часов теоретических занятий; 12 часов практических работ (4 практические работы на местности); 9 часов экскурсий различной направленности. Количество часов, отводимых на изучение тем, может варьироваться. Практические работы могут быть изменены или дополнены учителем в зависимости от местных условий и краеведческой составляющей своей местности.

Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.

При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «экологическая ситуация», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала.

У школьников создаются условия для формирования и развития:

* интереса к географии и смежным наукам;

* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

В целом программа курса включает вводную часть и четыре раздела: вводная часть -2 часа; I раздел «История исследования и освоения степного Заволжья» - 6 часа, II раздел «Географическое положение Палласовского муниципального района» -2 часа; III «Общая характеристика природы Палласовского района» - 20 часов; IV «Экологическая ситуация Палласовского района» - 4 часа.

Первые два занятия вводные, целью которых является рассмотрение вопросов школьного краеведения (направления краеведения, цели, задачи и предмет исследования), а также практическое знакомство с различными источниками информации о родном крае. Цель в первом разделе данного курса -рассмотреть историю исследования и последовательного освоения степного Заволжья. Второй раздел помогает оценить экономико-географическое и геополитическое положение родного края на карте мира, страны, региона и своей области. Самым содержательным является третий раздел, который ориентирован на комплексное, изучение природы своей малой родины. В четвертом разделе рассматриваются различные вопросы экологической направленности, и дается оценка экологической ситуации местности.

Курс открывает широкие возможности по формированию у школьников новых ценностных ориентаций по отношению к родной природе; отражает гуманистические и патриотические идеи; знакомит их с реальными экологическими проблемами родного края. Ожидаемый результат – расширение географического кругозора по природе родного края, умение применить географические знания и навыки на практике, бережное отношение к природе родного края.

Учебно-тематический план занятий.




Тема занятий

Кол-во часов

Введение

2

1.

Географическое краеведение. Источники знаний о родном крае.

1

2.

Практическая работа . Знакомство с различными источниками знаний о своем крае. Организация поиска, сбора и изучения материалов географического краеведения.

1

I Раздел. История исследования и освоения степного Заволжья.

6

3.

Первые исследования заволжских степей научными экспедициями.(Экспедиции П.С. Палласа, И.И. Лепехина, К.м. Бера, А. Гумбольдта)

1

4.

Практическая работа . Составление хронологической таблицы исследования заволжских степей научными экспедициями.(Экспедиции П.С. Палласа, И.И. Лепехина, К.м. Бера, А. Гумбольдта)

1

5.

Экскурсия в Палласовский краеведческий музей. Основные этапы заселения Палласовского района.

2

6.

Экскурсия в школьный музей. Основание села Савинка.

2

II Раздел. Географическое положение Палласовского муниципального района.

2

7.

Палласовский район – Малая родина. Географическое положение и границы района на карте Волгоградской области, России и мира.

1

8.

Практическая работа . Оценка географического положения Палласовского района. Обозначение границ района на карте Волгоградской области, России и мира.

1

III Раздел. Общая характеристика природы Палласовского района.

20

9.

Основные формы рельефа, их геологическое прошлое. Изменение рельефа во времени, залегание полезных ископаемых района.

1

10.

. Описание рельефа местности по типовому плану. Нанесение главных форм рельефа на контурную карту.

1

11.

Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата своей местности. Общая характеристика климата.

1

12.

Практическая работа . Метеорологические наблюдения за погодой, описание погоды по сезонам года, типа климата; обработка материалов.

1

13.

Опасные явления природы, зарегистрированные на территории Палласовского района и области. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности населения района.

1

14.

Состав водных ресурсов. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, подземных источников. Водный режим объектов.

1

15.

Характеристика речной системы Торгуна. Легенда реки.Практическая работа на местности . Комплексное описание реки Торгун на местности. Выявление источников загрязнения водоема.

2

16.

Дар природы – озеро Эльтон.

1

17.

Хозяйственное использование вод своей местности. Экологическая ситуация, проблемы охраны вод.

1

18.

Характеристика основных типов почв района. Условия формирования почв и проблемы их использования.

1

19.

Практическая работа на местности . Изучение свойств основных типов почв района. Описание разреза почв. Составление картосхемы размещения солонцов.

1

20.

Биоразнообразие Палласовского района. Зависимость растительного покрова от географического положения, природно-климатических условий и хозяйственного воздействия человека.

1

21.

Экскурсия на местности . Сбор образцов различных видов растений и животных с биоценозов береговой зоны р. Торгун и степного участка, их сравнение. Работа с каталогами - определителями.

2

22.

Редкие и исчезающие виды растений и животных Палласовского района, занесенных в «Красную книгу РФ и Волгоградской области».

1

23.

Практическая работа. Проектная деятельность. Создание гербария и фотоальбома по биоразнообразию Палласовского района.

1

24.

Комплексная экскурсия в Природный парк «Эльтонский». Подготовка отчета по экскурсии.

3

Раздел IV . Экологическая ситуация Палласовского района.

4

25.

Основные источники загрязнения природы района. Оценка экологической ситуации.

1

26.

Практическая работа . Проектная деятельность. Организация мер по улучшению экологической ситуации Палласовского района.

1

27.

Итоговое занятие. Проектная деятельность. Конкурс компьютерных презентаций на тему: «Уникальные природно-территориальные комплексы Палласовского района». Практическая работа.

2

Итого

34

Содержание программы.

Введение (2 ч.) Основные направления краеведения: историческое, географическое, биологическое, литературное и др. Школьное географическое краеведение. Его цели, задачи и предмет исследования. Значимость краеведческой работы по географии. Виды источников информации. Источники знаний о родном крае.

Практическая работа . Организация поиска, сбора и изучения материалов географического краеведения. Практическая отработка навыков по работе с различными источниками знаний (работа с книгой, библиографией, энциклопедиями, справочниками, газетными публикациями; Интернет – ресурсами).

Раздел I . История исследования и освоения степного Заволжья (6 ч.)

Первые исследования заволжских степей научными экспедициями. Первое упоминание о территории в районе озера Эльтон в Книге Большой Чертеж», изданной в 1627г. Описание местности историком – краеведом В.Н. Татищевым. Академические экспедиции И.И. Лепехина и П. С. Палласа. Результаты исследований А. Гумбольдта и К.М. Берга.

Практическая работа . Составление хронологической таблицы исследования заволжских степей научными экспедициями. (Экспедиции П.С. Палласа, И.И. Лепехина, К.м. Бера, А. Гумбольдта)

Экскурсия в Палласовский краеведческий музей (Основные этапы заселение Палласовского района. Время сарматов.Ранние украинские поселения в Нижнем Поволжье. Освоение Заволжья немецкими переселенцами).

Экскурсия в школьный музей. (Основание села Савинки. Жизнь селян до начала XX века. Послереволюционный этап развития села. Тяжелые годы Великой Отечественной Войны. Современный облик села).

Раздел II . Географическое положение Палласовского

муниципального района (2 ч.)

Географическое положение Палласовского района на карте Волгоградской области, России и мира. Пограничные территории, их протяженность. Размеры и площадь Палласовского района и с. Савинки, сравнение с другими географическими объектами. Анализ и оценка географического, геополитического, этнокультурного положения Палласовского района по картам и типовому плану.

Практическая работа . Оценка географического положения Палласовского района. Обозначение границ района на карте Волгоградской области, России и мира. Определение географических координат г. Палласовки, г. Волгограда; протяженности района с севера на юг, с запада на восток.

Раздел III . Общая характеристика природы Палласовского района (20ч.)

Основные формы рельефа, их происхождение. Изменение рельефа во времени, залегание полезных ископаемых района, их месторождения. Самая высокая точка Палласовского района - гора Улаган с абсолютной высотой 69 м., самая низкая точка оз. Эльтон -16м. Влияние рельефа на особенности природы, условия жизни, хозяйственную деятельность людей.

Практическая работа на местности . Описание рельефа местности по типовому плану. Нанесение главных форм рельефа на контурную карту. Характеристика обнажения горных пород берега р. Торгун (вертикальный разрез обнажения; толщина и состав каждого слоя горных пород; цвет и структура каждого слоя; основные различия верхнего и нижнего слоев обнажения).

Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата своей местности (географическая широта; воздушные массы и преобладающие ветры; влияние Атлантики, арктических и тропических воздушных масс; микроклимат) . Действие и режим циклонов и антициклонов, их влияние на погоду. Сезоны года. Оценка агроклиматических ресурсов. Климатические рекорды Палласовского района. Неблагоприятные погодные явления: суховеи, пыльные бури, заморозки, гололед, шквальные ветры и ураганы. Меры борьбы со стихийными бедствиями и охрана воздуха. Влияние климата на жизнь и деятельность людей.

Практическая работа . Наблюдения за погодой, описание климата и погоды по сезонам года. Обработка материалов многолетних наблюдений за погодой, составление климатической диаграммы для с. Савинки. Построение розы ветров. Народные приметы изменения погоды.

Состав водных ресурсов. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, подземных источников. Водный режим объектов. Гидросеть Палласовского района: реки, озера, пруды, лиманы, водоканалы, подземные воды. Подземные воды: грунтовые и межпластовые, пресные линзы. Сморогдинский минеральный источник. Питание и водный режим объектов, их хозяйственное использование. Легенда реки Торгун. Характеристика речной системы Торгуна по типовому плану с использованием карт и дополнительной литературы.

Практическая работа на местности . Определение крутизны берегового склона; прозрачности и химического состава воды. Изучение прибрежного биоценоза. Выявление источников загрязнения водоема.

Дар природы – озеро Эльтон. Геолого-географические исследования озера. История формирования озера Эльтон. Притоки и режим питания бессточного бассейна озера. Состав рапы и иловой грязи, их уникальные целебные свойства. Биоразнообразие и экологические проблемы Приэльтонской зоны. Хозяйственное использование вод своей местности. Проблемы рационального использования водных ресурсов родного края. Экологическая ситуация водных объектов, причины загрязнения. Проекты решения проблем охраны водных ресурсов.

Типы почв степной зоны, условия их образования. Изучение основных типов почв района по механическому составу. Описание разреза почв. Составление картосхемы размещения солонцов. Виды почвенной эрозии и проведение мелиоративных работ. Мероприятия по улучшению плодородия почв. Практическая работа на местности . Изучение свойств основных типов почв района. Механический состав и структура почв. Описание почвенного разреза (определение горизонтов, их характеристика; построение почвенного профиля). Составление картосхемы размещения солонцов.

Биоразнообразие Палласовского района. Зависимость растительного покрова от географического положения, природно-климатических условий и хозяйственного воздействия человека. Главные зональные типы растительности родного края, особенности их размещения. Разнообразие животного мира степной зоны, приспособленность к среде обитания. Палласовский район – место пересечения миграций перелетных птиц. Составление картосхемы «Животный и растительный мир родного края».

Экскурсия на местности . Сбор образцов различных жизненных форм растений и животных с биоценозов береговой зоны р. Торгун и степного участка, их сравнение. Работа с каталогами - определителями. Определение экологических групп растений. Заготовка материала для гербария «Лекарственные растения Палласовского района». Редкие и исчезающие виды растений и животных Палласовского района, занесенных в «Красную книгу РФ и Волгоградской области». Определение местонахождения краснокнижных видов. Практическая работа. Проектная деятельность. Составление фотоальбома « Редкие и исчезающие виды растений и животных Палласовского района». Оформление гербария «Лекарственные растения Палласовского района». Комплексная экскурсия одного дня в Природный парк «Эльтонский».Посещение г. Улаган, Сморогдинского минерального источника, озера Эльтон, краеведческого музея в Эльтонской школе. Подготовка отчета по экскурсии.

Раздел IV . Экологическая ситуация Палласовского района (4ч.)

Воздействие человека на степные просторы (распашка целинных степей, использование удобрений и ядохимикатов, бесконтрольный выпас скота, пожары). Опустынивание степной зоны. Прогнозирование дальнейшего изменения природы района под влиянием деятельности человека. Основные источники загрязнения природы района. Оценка экологической ситуации. Составление карты «Экологическая ситуация Палласовского района».

Практическая работа . Проектная деятельность. Разработка и защита проектов по решению экологических проблем. Организация мер по улучшению экологической ситуации Палласовского района (очистка береговой зоны р. Торгун). Итоговое занятие. Проектная деятельность. Конкурс компьютерных презентаций на тему: «Уникальные ландшафтные уголки Палласовского района». Природный парк «Эльтонский»: г. Улаган, озеро Эльтон, пруд Чапаевский, река Большая Сморогда, Сморогдинский минеральный источник, «Биологическая» балка. Береговая зона реки Торгун и заливные лиманы. Практическая работа. Составление комплексной карты Палласовского района.

Средства обучения


  • Видеозаписи

  • Презентации

  • Электронные учебные пособия
Дидактическое обеспечение

  • Коллекция гербария

  • Коллекция горных пород и минералов

  • Карты (настенные, атласы)

  • Схемы и таблицы

  • Портреты путешественников

  • Энциклопедии

  • Наборы фотографий животного мира

  • Архивные материалы школьного музея
Способы проверки результатов работы

Выставки

Учебно-исследовательские конференции

Олимпиады

Неделя естествознания

Ожидаемые результаты и их проверка


  • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы родного края;

  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

  • повысить свой кругозор;

  • применять компьютерные технологии в обучении;

  • знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своего района;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.

  • повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.
Учащиеся должны знать

Географическое положение Палласовского района на картах Волгоградской области, Российской Федерации, мира;

Имена известных путешественников и исследователей изучавших Заволжье;

Историю возникновения своей Малой Родины и села Савинка;

Влияние рельефа территории на хозяйственную жизнь людей;

Факторы, формирующие климат своей территории, тип климата и его особенности;

Режим питания основных водных объектов;

Экологически проблемы своего района;

Значение видового разнообразия Палласовского района федерального и Мирового уровня;

Значимость наиболее важных объектов природы своей местности;

Правила ведения наблюдений, полевых исследований.
Учащиеся должны уметь

Давать характеристику географическому положению своей местности и делать его сравнение с другими территориями области;

Делать описание ландшафта на местности и оценивать его;

Вести наблюдения за изменениями погоды, обрабатывать полученные данные, составлять прогноз;

Выполнять комплексное описание реки;

Выполнять описание почвенного разреза, определять виды почв по механическому составу;

Оформлять гербарии и коллекции;

Работать с различными источниками информации, использование Интернет ресурсов;

Создавать компьютерные презентации и комплексные карты по темам курса;

Проводить исследования и выполнять творческие работы по изучению природы родного края;

Оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

Применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.

Список литературы.


  1. Атлас – справочник. Волгоградская область. Планета. – 2012.

  2. Брылев В.А. География и экология Волгоградской области. Учебное пособие. Планета. – 2012.

  3. Брылев В.А. Экскурсии в родную природу. Волгоград. – 2007.

  4. Брылев В. А. Памятники Волгоградской области. -1987.

  5. Воробьев А.В. Поселения Волгоградской области -2-е изд. Волгоград: стр. -2, 2002.

  6. Дроздов С.М., Ляхова А.Г. Сталинградская область. Сталинград. 1958.

  7. Дегтярева Е.Т. Почвы Волгоградской области. - 1970.

  8. Красная книга. Редкие и охраняемые виды растений и животных Волгоградской области. Волгоград. - 1992.

  9. Курсовая работа по теме «Физико-географическая характеристика Палласовского района». Утропова Е.В.

  10. Савельева Л.Ф. Палласовский район: Эльтон. «Ковчег» август-сентябрь 1998г.

  11. Сагалаев В.А. Растения «красной книги» Волгоградской области. Научно популярные очерки. Глобус. -2008.

  12. Сагалаев В.А. Альт – нур. . Золотое озеро. Газета «Рассвет» 5 сентября 1997.

  13. Мишин Б.А. Палласовка. Волгоград. Ниж.- Волж. - 1979.

  14. Моников С.Н. Золотое озеро. Волгоград. – 2001.

  15. Поляков А. Н. «Край мой Заволжье. Волгоград.- 1987.

  16. Покровов В. И. Там, где течет Торгун. Москва. -1982.

Адреса Интернет-сайтов

Урок географии в 6-м классе.
Обобщение и повторение изученного материала по курсу: «География родного края»
Шурубкина Татьяна Леонидовна, учитель географии и истории
Тип урока: обобщающее повторение
Форма проведения: урок-игра
Виды работ: групповая, с картой, слайдами.
Цель: Создать условия для творческого повторения и обобщения изученного материала по географии родного края.
Задачи:
1.Обучающие: Создать целостное представление о родном крае как природном комплексе; обобщить, систематизировать и закрепить географические знания умения и навыки всеми учащимися.
2. Развивающие: Активизировать развитие пространственного мышления, устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы; выявлять действие общих географических закономерностей на примере Брянской области.
3. Воспитывающие: Формирование географической культуры, развитие интереса и воспитание любви к своей Родине.
Оборудование: физическая карта РФ, физическая карта Брянской области, слайд-презентация.
Ход урока
1.Организационный момент. Тема. Цель.
Сегодня мы проведем урок в форме игры «Счастливый случай»
«Познавайте свою страну, свой край, свою горушку или речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и реки, ведь из малого вырастает большое»
(А. Е. Ферсман)- Родной край, Брянщина! Как можно не любить ее природу! Каждое дерево, каждый кустик дороги нам, волнуют нас. «Облик родной земли, ее свет, ее воздух заполняют нам душу с детства и живет в нас до конца наших дней. Что бы мы ни делали, о чем бы мы ни думали – он везде с нами, он кладет свой свет на все наши чувства и помыслы». Эти замечательные слова принадлежат А. К. Толстому, нашему земляку.
Ребята, на протяжении почти двух месяцев, мы изучали географию родного края. Пригодятся ли нам в жизни знания о нашей Брянщине?
Класс делится на две команды: «Синие» – «Зеленые». Перед началом игры команды располагаются по разным сторонам классной комнаты. Учитель – координатор. На доске фиксируется количество заработанных очков. На столе два закрытых пакета (синий и зеленый) с заданиями для каждой команды. Перед началом игры капитаны команд тянут жребий: кому достанутся вопросы из синего конверта, кому - из зеленого. В конце урока баллы подсчитываются, оценивается работа в командах. Кроме того, каждый участник сможет сам себя оценить, насколько хорошо он знает пройденный материал, как работал на уроке, что получилось, над чем нужно поработать еще. Я надеюсь, что все у вас получится!
1 гейм. «Адрес родного края».
Каждая команда получает 5 вопросов. На их обдумывание отводится 15 секунд. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
Вопросы команде «Синие».
На каком материке и в какой его части находится Брянская область?
Какова площадь области?
С какими зарубежными странами граничит область?
Какое море является ближайшим к областному центру?
Что находится севернее Москва или Брянск?
Вопросы команде «Зеленые».
В каких полушариях расположена область?
В какой стране и в какой ее части?
Назовите равнину на которой расположена область
С какими областями РФ граничит Брянщина?
Что расположено западнее Санкт-Петербург или Брянск?
2 гейм. Природа Брянщины.
На обдумывание ответа отводится 30 секунд. Произносится факт, члены команды должны объяснить причину данного факта и установить следствие. Например: рельеф области равнинный т. к. в основании расположена платформа, следовательно, земная кора испытывает медленные вертикальные движения; землетрясения на территории области маловероятны. Каждый правильный ответ оценивается двумя баллами.
Задание команде «Зеленые»
Рельеф области равнинный.
Четыре времени года.
Дерново-подзолистые почвы.
Задание команде «Синие»
На территории области преобладают ветры западного направления.
Реки и озера зимой покрыты льдом.
Зона смешанных лесов.
3. гейм. «Эрудит»
В течение 2 минут командам нужно ответить на возможно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Вопросы командам:
«Зеленые»:
Что расположено на гербе г. Брянска
Магматические или осадочные горные породы залегают ближе к поверхности
Где расположен самый крупный овраг области
Средняя температура июля
Больше осадков выпадает летом или осенью
Когда бывает «Бабье лето»
Самая большая река области
Имеются ли на территории области ледниковые озера
Где распространены аллювиальные почвы
В каком лесу растет черника.
Животные, занесенные в «Красную книгу» Брянской области
Пример антропогенного ландшафта
«Синие»
Какое дерево расположено на гербе Брянской области
Какие топливные полезные ископаемые есть на территории области
Где находится самая низкая точка области
В каком климатическом поясе лежит область
Средняя температура января
Какую погоду принесет западный ветер зимой
Куда впадает р. Ипуть
Самое крупное озеро области
Что такое чилим
Приведите пример беллигеративного ландшафта
«Брянский лес» - это…
Численность населения Брянской области
4. гейм. «Видеовопросы».
В течение двух минут команды рассматривают предлагаемые им изображения и озаглавливают их. (Приложение)
Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
5. гейм «Покажи меня»
Каждая команда получает карточки с заданиями, готовиться 30 секунд и показывает на настенной карте географические объекты Брянской области.
«Зеленые»
г. Брянск;
г. Трубчевск;
г. Дятьково;
Смоленско-Московская возвышенность;
р. Ипуть;
р. Снов;
оз. Кожаны;
заповедник «Брянский лес»
«Синие»
г. Клинцы;
г. Стародуб;
г. Новозыбков;
Среднерусская возвышенность;
р. Десна;
р. Беседь;
оз. Святое;
с. Переторги5. гейм. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания командам было предложено разработать туристский маршрут по уникальным местам Брянской области. Каждый член команды готовил один объект, после чего команда составляла общую презентацию. Просмотр презентаций команд и их оценивание по пятибалльной шкале.
В конце игры подводятся итоги, подсчитываются баллы. А теперь дайте оценку своей работе на уроке. Перед вами лежат жетоны трех цветов:
Зеленый цвет – я все задания выполнил успешно;
Желтый цвет – я испытывал некоторые затруднения;
Красный цвет – у меня сегодня ничего не получилось, нужна помощь.
Выберите жетон, который соответствует вашему мнению.
Обмен мнениями и выставление оценок.


Приложенные файлы