Как называли самые древние государства. Самые старые страны

Как известно, государство и право существовали не всегда, а появ­ляются лишь на определенной ступени развития общества.

Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, на­ходящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род воз­главлял совет - собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - кото­рый выбирал своего старейшину.

По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первона­чальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовы­вали племена.

Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения - обычаями. Обычаи выражали инте­ресы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.

Причинами возникновения государства и права можно считать: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонис­тические классы.

Специфические формы возникновения государства

Переход к государству совершался в различных исторических фор­мах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных геогра­фических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятель­ных культурных цивилизаций.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры ро­дового строя - земельная община, коллективная собственность и др.

Афины - классическая форма возникновения государства вслед­ствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.

Римское государство, напротив, возникло не из внутренних про­тиворечий, а в результате борьбы между патрициями - членами пат­рицианского рода и пришельцами - плебеями.

Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для гос­подства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами:

~ Древний Египет;

~ государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);

~ Шумер и Аккад;

~ Ассирия;

~ Вавилон;

~ государства долин Инда и Ганга (территория Индии);

~ Древний Китай;

~ древнегреческие полисы;

~ Древний Рим;

~ государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).

В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государ­ства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.

Различие теорий возникнове­ния государства связано с тем, что:

Возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;

Данный процесс (первоначально возникновение госу­дарства) происходил тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;

Влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (цер­ковное господство в средние века (теологическая), заро­ждение капитализма, современная и др.) откладывала от­печаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в кон­кретное историческое время и в конкретном обществе);

Нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессио­нального и личностного мировоззрения.

К основным теориям возникновения государ­ства принято относить:

♦теологическую (религиозная, божественная);

♦патриархальную (отеческая);

♦ договорную (естественно-правовая);

♦ органическую;

♦ психологическую;

♦ ирригационную;

♦ насилия (внутреннего и внешнего);

♦ экономическую (классовую).

Теологическая теория возникновения государства

Теологическая (религиозная) теориягоспод­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.

У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Бла­женный) (354 - 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.

В новое время ее развили идеологи католической церкви Маристен, Мерсье и др.

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апо­стола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, су­ществующие власти от Бога установлены".

Теократическая теория имела под собой реальные фак­ты: первые государства имели религиозные формы, по­скольку представляли собой правление жрецов. Божест­венное право придавало государственной власти автори­тет, а решениям государства - обязательность. Так, в За­конах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поста­вили Хаммурапи править "черноголовыми".

Патриархальная теория возникновения государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384 -322 до н. э.).

Аристотель считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с пат­риархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть импера­тора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зави­сят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

В более современную эпоху ее развили Филмер и Ми­хайловский.

Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Ада­ма, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

Договорная теория возникновения государства

Суть договорной (естественно-правовой) теориив том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Договорная теория возникновения государст­ваполучила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авто­рами в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило­софы- п росветител и;

А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа­тель-революционер.

Смысл идеи "общественного договора" в следующем:

Первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;

Каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех";

В результате "войны всех против всех" неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя;

Чтобы этого не случилось, люди заключили "общест­венный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

В результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория общественного договора имела прогрессивное значение:

~ сделан шаг к созданию гражданского общества;

~ фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;

~ государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

~ согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

~ в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа.

Органическая теория возникновения государства

Органическая теория возникновения государ­ствабыла выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

Люди образуют государство, как клетки - живой организм;

Государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;

Между государствами, как в живой среде, идет конку­ренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи­зованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская им­перия, в XVIII в. ~ Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т.д.).

Психологическая теория

Основоположником этой теории считается российско-польский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека:

Желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

Желание сильных повелевать другими людьми, подчинить их своей воле;

Желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей госу­дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основыва­лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Теория насилия

Насилие как главный фактор возник­новения государствавыдвигалось различными автора­ми на протяжении столетий. Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938). По их мнению, го­сударство возникло путем насилия:

*одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;

*одних государств над другими (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика).

Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

Сбор дани дружинниками;

Расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

Огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

Иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; государство франков, татаро-монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Ирригационная теории возникновения государства

Ирригационная (водная) теория возникнове­ния государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).

Для строительства оросительных каналов необходи­мы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янц­зы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Экономическая (классовая) теория возникновения государства

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

Произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

Возник прибавочный продукт;

В результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

Появились частная собственность и публичная власть;

Для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество.

К данной группе теорий образования государства относится господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).

Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.

Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:

Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;

Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;

Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).

Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.

К подобному варианту образования государства относится:

» революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).

» организационные изменения : 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).

» распад колоний: после Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое.

Пути возникновения государства

Кроме теорий происхождения государства существу­ет еще такое понятие как пути их возникновения: азиатский и европейский.

Для азиатского пути характерно:

› возникновение из родоплеменной знати (трансформа­ция знати). Вождь, старейшины становятся непосредст­венно государством, когда появляются силовые структу­ры, естественные пути возникновения;

› экономическая основа - общественная и государственная собственность;

› политическое господство основывается не на богатст­ве, а на занимаемой должности;

› чиновничий аппарат складывается до появления част­ной собственности, резервные фонды с продуктами тре­бовали следящих за ними чиновников;

Для европейского пути характерно следующее:

» государство возникло до появления классов.

» насильственный путь перехода власти от родовой зна­ти к богатой аристократии;

» основой государства является частная собственность;

» классовая дифференциации по занимаемому отноше­нию к собственности;

» определение политическое господство через богатство;

» административная структура складывается после появ­ления частной собственности;

» государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;

В европейском пути выделяют несколько форм возник­новения государства:

a) Афинская - естественный, ненасильственный путь, разде­ленный на три этапа (учреждение центрального управле­ния, приход к власти богатых, разделение на классы)

b) Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;

c) Германская - внешнее насилие.

В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.

Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генезиса государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".

Исходя из сказанного можно перечислить общие основные причины появления государства как социального института.

Основными причинами появления государства были следую­щие:

1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами; 2. необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей. 3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируе­мых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных; 4. необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства; 5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо­гатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо­графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.

Какая страна самая древняя в мире? Ответить на этот вопрос не так просто, но мы всё же попробуем в нём разобраться. Итак, в этом посте о том, какая из существующих на сегодня стран имеет наибольшее право называться самой древней.

Самый простой, но и самый формальный способ — соотнести страну и государство с определённым названием и формой правления. С этой точки зрения самой древней страной будет карликовое государство Сан-Марино, расположеное в Италии. Оно было основано более 1700 лет назад — в 301 г. н. э. А вот современная Россия, СССР и Российская империя или Германия до первой мировой, после первой мировой и после второй мировой будут формально разными странами, хотя, как мы понимаем, между ними есть вполне явная историческая и культурная преемственность. Странно будет также считать, например, что после великой французской революции года одна страна (королевство Франция) куда-то исчезла и на её месте появилась новая (французская республика). Поэтому более естественным кажется использовать всё же менее формальные критерии и считать, что страна, её название, государственное устройство может изменяться, но при этом должны сохраняться традиции, культура, а люди в основной своей массе должны продолжать считать себя тем же народом, нацией, что и раньше. В этом случае Россия как страна будет начинать свою историю с 8-9 века, когда появилось Древнерусское государство, а Франция — с конца 5 века, когда бывшая римская провинция Галлия была завоёвана франками.

Какие государства появились самыми первыми? Согласно современным представлениям, среди наиболее древних цивилизаций мира можно выделить три — Шумерскую цивилизацию на территории современного Ирака, Древнеегипетскую цивилизацию, а также Хараппскую цивилизацию на берегах Инда. Но сохранились ли они до наших дней? Увы, нет. Государство шумеров было завоёвано ещё в древности, и следы этого народа теряются в перплетениях истории. Сегодня трудно даже сказать, живут ли потомки шумеров в наши дни и среди каких народов. В любом случае традиции, язык, культура шумеров знакома нам сегодня лишь на основе археологических изысканий. Та же судьба постигла и хараппскую цивилизацию.

фреска — эпизод из жизни древних египтян

Что же касается Древнего Египта, то следы этой цивилизации и народа всё же прослеживаются до наших дней. Но с современным Египтом Древний Египет всё же вряд ли можно соотнести, и причина этого в следующем. Египет много раз завоёвывали, и если первых завоевателей страна всё же как-то могла переварить, то после арабского завоевания преемственность была утрачена. Пришлое арабское население смешалось с местным, но принесло свой язык, религию и культуру, поэтому современное население Египта по большей части воспринимают себя как арабов, а совсем не как потомков древних египтян. Лишь малая часть населения Египта (копты) отчасти сохранила приверженность доарабским традициям, в основном, в области религии, но и она разговаривает на арабском языке.

А самой древней из существующих цивилизаций, которая, с одной стороны, возникла достаточно давно, а с другой, смогла благополучно пережить все катаклизмы истории, является Китай. Возникнув более 4 тыс. лет назад, Китай много раз распадался и воссоединялся, неоднократно был завоёван, но его огромное население и богатая культура приводили к тому, что все завоеватели рано или поздно «китаизировались». Так что китайцы по сей день соблюдают свои уходящие вглубь веков традиции, изучают древние легенды, гордятся своей многотысячелетней историей. А Китай может по праву претендовать на звание самой древней страны мира.

Первые государства появились в южных регионах нашей планеты, там, где для этого были наиболее благоприятные природно-географические условия. Они зародились примерно в один период порядка пяти тысяч лет назад.

С чем связано появление нового типа социальных отношений

Когда и почему появились первые государства, то есть их происхождение, - один из спорных вопросов в науке. Согласно версии известных немецких философов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, государство возникает в процессе усиления повышения роли собственности и появления класса состоятельных людей. Им, в свою очередь, требуется специальный аппарат для защиты своих интересов и сохранения влияния на соплеменников. Бесспорно, это явление имело место, но не только оно способствовало появлению государства. Существует также теория, согласно которой новый тип организации общества стал следствием необходимости контролировать и распределять ресурсы, своеобразный верховный распорядитель хозяйственных объектов, с целью эффективного их развития, такой способ организации государства наиболее применим к Древнему Египту, где ирригационная система выступала главным хозяйственно-экономическим объектом.

Критерии их появления

Когда и почему возникли первые закономерный процесс, происходивший повсеместно, но в разные периоды. В древнее время основой жизни всех людей было земледелие и скотоводство. Чтобы оно успешно развивалось, необходимы были соответствующие природно-климатические условия. Поэтому селились, в основном, по берегам крупных рек, которые позволяли в полной мере удовлетворять потребности людей в этом важном ресурсе. Особое значение имело расположение источника воды: чем южнее он находится, тем теплее климат и, соответственно, более благоприятные возможности для земледелия. Здесь можно снимать урожай не один раз, как в большей части мира, а по нескольку раз в год. Это давало народам, проживающим в этих регионах, несомненное преимущество в деле развития способов жизнеобеспечения и получения прибавочного продукта.

Древнейшие регионы государственного строительства

Месопотамия, или Междуречье, - очень благоприятный регион для земледелия, мягкий, теплый климат, отличное расположение местности и наличие двух крупных рек Западной Азии - Тигра и Евфрата - давали необходимое количество воды для развития ирригационной системы и поливного способа землепользования. Люди, населяющие эти земли, менее других зависели от капризов погоды, поэтому могли получать стабильные и богатые урожаи. Приблизительно такая же ситуация складывалась в долине крупнейшей реки Африки - Нила. Но чтобы построить комплексы, требовалось наладить коллективную работу большого количества людей, в противном случае создать эффективное земледелие было просто невозможно. Так, берут свое начало первые прототипы и вот где появились первые государства, но это, собственно говоря, не были еще не совсем государственные образования. Это были их зародыши, из которых впоследствии и образовались древнейшие страны мира.

Перипетии социально-экономических и политических компонентов в древних странах

Возникающие на этих территориях города-государства, начинают контролировать строго определенную местность. Отношения между соседями были всегда напряженными и часто приводили к конфликтам. Множество независимых объединений тормозили экономическое развитие этого региона и более сильные правители это осознавали, поэтому постепенно они стараются подчинить своей власти большую территорию, на которой устанавливают единообразные порядки. Именно по такой схеме появляются два сильных и крупных царства в долине Нила - Северный, или Верхний, Египет и Южный, или Нижний, Египет. Правители обоих царств имели достаточно сильную власть и армию. Однако удача улыбнулась царю Верхнего Египта, в ожесточенной борьбе он одержал верх над своим южным соперником, и около 3118 года он покорил нижнеегипетское царство, и Мина становится первым фараоном единого Египта и основателем государства, вот когда и почему появились первые государства.

Египет - первое государство

Теперь в руках одного правителя были сосредоточены все плодотворные ресурсы Нила, появились все условия для развития единой государственной системы поливного земледелия, и теперь тот, кто ее контролировал, обладал значительными материальными ресурсами. Ослабляющая страну раздробленность сменилась сильным, единым государством, и дальнейшее развитие Египта прекрасно демонстрирует все положительные моменты этого процесса. Долгие годы эта страна доминировала над всем ближневосточным регионом. Другой благоприятный район Земли, Месопотамия, не смогла побороть центробежные силы, существовавшие здесь города-государства не смогли объединиться под властью единого монарха. Поэтому постоянные конфликты дестабилизировали политическую и экономическую ситуацию, что дало возможность Египту вырваться вперед, и вскоре шумерские государства попадают в сферу влияния египетского государства, а затем и других сильных государств региона. А сказать, какое государство появилось первым, с хронологической точностью не представляется возможным, поэтому первым государством планеты считается Египет.

Теории генезиса политических образований

Наиболее объективной теорией на вопрос, когда и почему появились первые государства, является та, согласно которой уже сформировалась, появилась довольно устойчивая социальная структура общества, а государство, которое образуется в результате этих процессов и явлений, - лишь закономерность, призванная обеспечить необходимую стабильность всей общественной системе. Вот когда и почему появились первые государства. Этот путь применим ко всем властным отношения в истории человечества. Но гораздо больше, это может быть и враждебное окружение, которое способствует консолидации общества, усилению роли личности, в качестве которой выступает правитель. Также большую роль играют заимствования от окружающих более развитых народов. Религиозно-идеологический компонент также способствует этому, достаточно вспомнить Мухаммеда - основателя новой религии ислама, и то, какое значение она сыграла в становлении Поэтому первые государства появлялись в результате комплекса условий, но основным критерием все же был уровень экономического развития.

Подводя итоги

Первые государства, в основном, базировались на силе, власть всегда предполагает подчинение. А в условиях древнего мира она была единственным способом сохранить огромные территории, зачастую населенные очень разными и непохожими племенами. Поэтому многие государства возникали как своеобразные организации для плодотворного развития, но не вмешивались в местные дела, требуя лишь выполнения определенных повинностей и покорности. Часто она носила формальный характер, из-за этого первые государства были крайне неустойчивы.

Считается, что древнейшие государства на Земле появились более 6000 лет назад, но самые древние, о которых хоть что-то известно, не смогли сохраниться до наших дней. В данный список 10 самых древних государств вошли только те, что в той или иной степени уцелели, они словно перекинутый мост от современности к седой древности.

1. Элам (Иран, 5200 лет)

Государство Исламская Республика Иран, расположенное в юго-западной Азии, появилось 1 апреля 1979 года после свершения Исламской революции. На самом деле, Иран является одним из древнейших в мире государств. Тысячелетиями Иран был ключевой монархией Востока. Древнейшее государство Элам, предшествовавшее Ирану, возникло здесь примерно 5200 лет назад. При Дарии I иранская империя простиралась от реки Инд до Ливии и Эллады. Да и в средние века Иран был достаточно влиятельным и мощным государством.

2. Египет (5000 лет)

Это древнейшее из государств, носивших одно и то же название, и о котором сохранилось большое количество исторических сведений. В древней стране бесчисленных династий фараонов родились великолепнейшие образцы искусства и культуры, многие из них были переняты народами Азии и Европы. Они также легли в основу античной эстетики, которая стала источником развития всех современных искусств.
Сейчас Египет является крупнейшим государством арабского востока, важным центром его культурной и политической жизни, центром притяжения туристов со всего мира. У Египта уникальное географическое положение, поскольку он находится на стыке 3 континентов - Европы, Африки и Азии, а также иудейской, христианской и исламской цивилизаций. Он возник на землях, где до того уже существовала некая могущественная и загадочная цивилизация, имевшая свою длинную историю. Фараон Минес примерно 5000 лет назад объединил соседние земли, образовав из них государство Египет времён Раннего царства. Эта цивилизация оставила нам много материальных памятников - пирамиды, Сфинкса, величественные храмы.


Многие женщины предпочитают шопинг-туризм, как лучший вариант, чтобы расслабиться, развлечься, получить удовольствие от покупок. Что может быть приятн...

3. Греция (5000 лет)

Колыбелью европейской цивилизации является именно Греция. На острове Крит примерно 5000 лет назад зародилась древнейшая минойская культура, которую переняли эллины и другие материковые народы. Именно на Крите прослеживаются зачатки государственности, торговых и дипломатических отношений с Востоком, здесь возникла первая письменность.
Эгейская цивилизация, возникшая в конце третьего тысячелетия до н. э., уже проявляла чёткие признаки государственности. Первые государства на Эгейском море, возникшие на Крите и Пелопоннесе, имели черты восточных деспотий, развитую бюрократическую структуру. Эллада росла достаточно быстро, распространяя своё влияние и культуру на Малую Азию, северное Причерноморье и южную Италию. Кстати, сами греки до сих пор называют свою страну Эллада. Им льстит каждый раз подчёркивать историческую связь нынешней Греции с великой античной эпохой и культурой, ставшей основой для всей европейской цивилизации.

4. Ванланг (Вьетнам, 2897 г. до н. э.)

Вьетнам является государством Юго-Восточной Азии, находящимся на индокитайском полуострове. Название страны можно перевести как «южная страна вьетов». Цивилизация вьетов появилась в бассейне реки Красной, а предание гласит, что они произошли от птицы-феи и дракона. В 2897 г. до н. э. на этой территории сформировалось первое государство Ванланг. Был период, когда страна была поглощена Китаем, а ближе к концу XIX века им завладела Франция. Независимость Вьетнам получил в 1954 году.

5. Шин-Инь (Китай, 3600 лет)

Китай расположен в Восточной Азии и с населением более 1,3 млрд человек является крупнейшим по численности в мире государством, уступая по территории только России и Канаде.
Китайская цивилизация является одной из древнейших. Китайские историки утверждают, что ей свыше 5000 лет, хотя известным древнейшим письменным источникам Китая порядка 3500 лет. Во время сменявших одна другую династий императоров всегда действовали системы административного управления, которые с веками совершенствовались. Это давало преимущество государству, основанному на земледелии, которое было окружено кочевыми народами или горцами. Дополнительным цементом государственности послужило введение в I веке до н. э. в качестве государственной идеологии конфуцианства, а за столетие до этого - единой системы письма.
Функционировавшее в 1600-1027 годах до н. э. государство Шан-Инь следует признать первым, существование которого подтверждают не только находки археологов, но и эпиграфические письменные источники. Император Цинь Шихуанди собрал вместе в 221 г. до н. э. китайские земли в империю Цинь, чья территория во многом сопоставима с современным Китаем.

6. Куш (Судан, 1070 г до н. э.)

Площадь современного Судана, расположенного на африканском северо-востоке, превышает площадь Западной Европы, а население при этом не дотягивает и до 30 миллионов жителей. Он находится в среднем течении Нила, на его прибрежных равнинах, а также берегах Красного моря и возвышенном плато.
В северной части нынешнего Судана в 1070-350 годах до н. э. существовало древнее Мероитское царство или Куш. О его существовании свидетельствуют найденные руины храмов, скульптуры царей и богов. Предполагается, что в Куше были развиты медицина, астрономия, была своя письменность.

7. Шри-Ланка (377 г. до н. э.)

Расположенное в Южной Азии к юго-востоку от полуострова Индостан на острове Шри-Ланка одноимённое государство звучало бы по-русски как «Благословенная земля». Люди здесь жили ещё в эпоху неолита, по крайней мере, найденные здесь поселения относят именно к этому периоду. Письменность же, а вместе с ней и документированная история, возникли после заселения острова арийцами из Индии. Они научили местное население не только письменности, но и первичным знаниям в области мореплавания и металлургии. В 337 году до н. э. на Шри-Ланке сформировалась монархия, столицей которой стал древний город Анурадхапура. В 247 году на остров попал буддизм, именно он оказался решающим фактором в процессе формирования государственного строя страны.

8. Чин (Корея, 300 г. до н. э.)

Корея располагается на Корейском полуострове и на расположенных поблизости островах. Эта древняя страна имеет общее культурно-историческое наследие. До относительно недавнего времени это было единое государство. После капитуляции Японии и окончания II мировой войны Корею, бывшую тогда японской колонией, страны-победители разделили на зоны ответственности: СССР досталось всё, что к северу от 38 параллели, а США - всё, что южнее её. Чуть позднее, в 1948 году на обоих осколках Кореи были провозглашены два государства - на севере Корейская Народно-Демократическая республика, а на юге - Республика Корея.
У корейцев есть легенда, согласно которой их государство основал сын бога Тангуна и женщины-медведицы в 2333 году до н. э. Самый древний этап корейской истории специалисты называют государством Ко Чосон. Правда, практически все современные историки считают легендарный возраст страны сильно преувеличенным, по крайней мере, никаких исторических документов, подтверждающих это, кроме нескольких средневековых хроник, никто предъявить не спешит. Предполагают, что на первых порах своего существования Чосон был просто племенным союзом, в который входили самостоятельные города-государства. Лишь около 300 г. до н. э. он стал централизованным государством. В тот же период на юге Корейского полуострова сформировалось протогосударство Чин.


Для определения жизненного уровня людей придумано несколько методик, но в основном пользуются той, что действует в ООН. По поручению этой организации...

9. Иберия (Грузия, 299 г. до н. э.)

Относительно недавно Грузия вновь обрела независимость. Но история этого древнейшего государства помнит многое. На её территории располагаются древнейшие свидетельства существования цивилизации. Грузинские историки уверены, что самые ранние государства существовали в Грузии во втором и даже третьем тысячелетии до н. э. Речь идёт о выходящем на черноморское побережье Колхидском царстве и расположенной к востоку от него Иберии. Царь Фарнаваз I пришёл в Иберии к власти в 299 году. В период правления его и ближайших его потомков Иберия превратилась в могущественное государство, которое существенно расширило свои территории. В IX столетии произошло объединение грузинских княжеств в единое государство, а управлять им стали цари из ветви Багратиони.

10. Великая Армения (331 год до н. э.)

На территории Армянского нагорья уже в XII веке до н. э. началось формирование армянского этноса, которое закончилось к XI столетию до н. э. Основными «ингредиентами» армянской нации были урарты, хурриты, лувийцы, а также племена, говорившие на протоармянском языке. К IV-II векам до н. э. завершилось слияние урартов с армянским этносом. Известно, что в 31-220 гг. до н. э. существовало Айраратское царство или Великая Армения со столицей в Армавире, который находится недалеко от Еревана. В 316 году до н. э. во время правления династии Ервандидов оно стало независимым.
Затем было недолго продолжавшееся завоевание селевкидами, но уже в 189 году до н. э. Арташес I провозгласил государство Великая Армения. Как свидетельствует Страбон, уже во времена Арташеса все жители Армении разговаривали на едином армянском языке, хотя двор и знать вплоть до начала II столетия до н. э. предпочитали говорить на имперском арамейском, с изрядной долей иранских словечек.
Около 163 года до н. э. Коммагена также провозгласила свою независимость. Как независимое государство Малая Армения смогла просуществовать до 116 года до н. э., а затем её захватили сначала понтийцы, а позднее их сменили римляне.

О самом первом на планете государстве мы знаем немногое. Но именно оно дало толчок развитию других цивилизаций.

Знаете ли вы, какое государство было самым первым? TravelAsk расскажет вам о нем подробно.

Особенности древнейших государств

По своей территории древнейшие государства были небольшими. В центре древней страны находился укрепленный город с храмом местного бога-покровителя и резиденция главы государства. Правитель зачастую был и военным предводителем, и руководителем оросительных работ.

Так, например, в долине Нила во второй половине 4 тысячелетия до н. э. государств насчитывалось более сорока. Между ними постоянно шли войны за территории.

Самое первое государство

Самым первым государством в мире считается цивилизация шумеров. Возникла она в конце IV тысячелетия до н. э. Находилось государство на берегу Евфрата, где он впадает в Персидский залив. Эта территория называлась Месопотамией, сегодня здесь расположены Ирак и Сирия.

Откуда они появились на этой земле ― для ученых до сих пор загадка. И шумерский язык ― тоже загадка, так как его не удалось соотнести ни с одной языковой семьей. Записывался тексты клинописью, которую, собственно, шумеры и изобрели.

Сначала народ окультуривал ячмень и пшеницу, осушал болота и даже делал водные каналы, подводя воду к засушливым участкам. Потом они стали производить металлы, ткани и керамику. К 3000 году до н. э. шумеры обладали высочайшей для своего времени культурой с тщательно продуманной религией и особой системой письменности.

Как жили шумеры

Дома шумеры строили в стороне от берегов Евфрата. Река часто разливалась, затопляя земли вокруг, а ее низовья были болотистыми, где размножалось множество малярийных комаров.

Жилища они воздвигали из глиняных кирпичей, глину добывали тут же, на реке, благо берега Евфрата ей богаты. Поэтому глина выступала основным материалом: из нее делали посуду, таблички для клинописи и даже детские игрушки.


Одним из основных занятий жителей городов была ловля рыбы. Люди строили лодки из речного тростника, смазывая их смолой, чтобы избежать протечек. На лодках они передвигались по водоемам.

Правитель города выполнял одновременно и функции жреца. Он не имел жен и детей, считалось, что жены правителей ― богини. Вообще, религия шумеров интересна: они считали, что существуют для того, чтобы служить богам, а боги без шумеров не могут существовать. Поэтому богам подносили жертвы, а храмы стали центром управления государства.

Возникновение цивилизации

Исследователи предполагают, что основным фактором возникновения государства была необходимость возделывать земли и орошать их, подводя каналы, ведь климат в этом регионе пустынный и засушливый. Оросительные системы ― достаточно сложная технология, поэтому им требовалось организованное управление. Это и сплотило само общество.

У шумеров было много городов со собственным управлением и властью. Самые крупные из таких городов-государств были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма. Во главе каждого из них стоял жрец, по его указу и жило население. Так, с народа собирали подать, а в голодные годы раздавали еду. В целом жители городов жили не очень мирно, периодически воюя между собой.

В Шумере была даже введена частная собственность на землю. Конечно, это способствовало имущественному расслоению населения. Рабов в городах было немного, а их труд значительной роли в хозяйстве не играл.

Особую роль в Шумерской цивилизации играли лугали ― руководители воинов. Обладая силой и военными знаниями, они со временем частично вытеснили власть жрецов.

Что касается военного обмундирования, то у шумеров был примитивный лук, копье с медным наконечником, короткий кинжал и шапка из меди.

Вклад в дальнейшую историю

Конечно, если сравнивать с последующими государствами, хозяйственные технологии шумеров были весьма примитивны. Однако именно их культура легла в основу последующих цивилизаций: так, шумерская цивилизация пришла в упадок, а на ее месте возникла другая крупнейшая цивилизация ― Вавилонская. Шумеры были очень образованными, на соседних территориях в этот период все еще жили первобытные общины. Они не только изобрели клинопись, но еще обладали математическими познаниями, разбирались в астрономии, умели точно определять площади земельных участков.


При городских храмах были школы, в которых эти познания передавались следующим поколениям.У шумеров была и своя литература. Так, наиболее известным стал эпос о Гильгамеше, царе, который искал бессмертия. Это один из старейших памятников литературы. В эпосе есть глава, в которой рассказывается о человеке, спасшем людей от Всемирного потопа.


Считается, что эта легенда легла в основу библейского потопа.

Упадок государства

По соседству с Шумером жили кочевые племена. Одни из них ― аккадцы ― перешли к оседлому образу жизни, переняв у шумеров многие технологии. Сначала шумеры и аккадцы поддерживали дружеские отношения, однако у них были и периоды военных распрей. В один из таких периодов аккадский вождь Саргон захватил власть и провозгласил себя царем Шумера и Аккада. Случилось это в XXIV веке до н. э. Со временем шумеры ассимилировались среди этих народов, а их культура стала базой для государств, возникших в Месопотамии в будущем.