Когда и для чего нужно выбирать ориентированную на решение краткосрочную психотерапию. SFBT - краткосрочная терапия, ориентированная на решение

Ориентированная на решение краткосрочная терапия (ОРКТ/SFBT) - метод психологической помощи, который разрабатывался с начала 1980-х годов психотерапевтами Стивом де Шейзером и Инсу Ким Берг совместно с группой их коллег.

В отличие от многих других психотерапевтических школ, ориентированная на решение краткосрочная терапия создавалась не на основе теоретических положений о том, как именно и за счет каких механизмов будут происходить изменения в жизни клиентов, а на основе того, какие именно действия и вопросы специалистов оказывались самыми полезными и эффективными для клиентов.

Ориентированный на решение подход основывается на поиске и создании решений, а не анализе и поиске причин возникновения проблем. В фокусе внимания находятся решения, надежды, ресурсы, сильные стороны и позитивные исключения. Для решения проблемы совсем не обязательно тратить долгое время на исследование причин ее возникновения. Этот вид терапии является эффективным, полезным, и дающим надежду на изменения, независимо от степени трудностей или выраженности проблем.

Исследования показывают высокую эффективность ОРКТ в применении к самым разным проблемам, включая зависимости, психические расстройства, супружеские и семейные конфликты, трудности обучения в школе и многие другие. В настоящий момент ориентированная на решение краткосрочная терапия является самым популярным и влиятельным направлением краткосрочной (brief) терапии на Западе. Многие идеи и техники ОРКТ проникли в другие подходы и оказали влияние не только на психотерапию, но и на бизнес, педагогику и медицину. В дальнейшем принципы этого подхода стали применяться в коучинге.

Программа курса по ориентированной на решение краткосрочной терапии

1. История возникновения ОРКТ.

● Традиция краткосрочной терапии. Милтон Эриксон. Принципы работы.

● Школа краткосрочной терапии Института Психических исследований (MRI) в Пало-Альто. Ватцлавик, Фиш, Уикленд. Основные принципы и техники работы.

● Центр краткосрочной семейной терапии (BFTC) в Мивоуки. Команда Стивена де Шейзера и Инсу Ким Берг. Начало работы и переход к модели, ориентированной на решение.

2. Базовые принципы ОРКТ. Акцент на сильных сторонах.

3.Техники ОРКТ

● Изменения до начала терапии

● Техники, связанные с формулированием целей и запроса.

● Чудесный вопрос. Варианты чудесного вопроса.

● Шкалирующие вопросы. Последовательность и этапы.

● Вопросы на совладание. Подтверждение переживаний клиента.

● Комплименты и их функция в ОРКТ.

● Варианты домашних заданий в ОРКТ.

● Варианты письменных техник в ОРКТ.

4.Структура первой сессии.

5.Структура последующих сессий.

6.Исследования и эффективность ОРКТ.

Ведущий курса - Богомолов Виктор Александрович Прошел подготовку по данному методу на следующих программах: Мастерская по ОРКТ Скотта Миллера (США) (2011); Семинар «Продвинутые техники краткосрочной стратегической терапии. Патологическое сомнение» (ведущий — Джорджио Нардонэ, Италия) (2012); Мастерская по ОРКТ Джеффа Чанга (Канада) (2012); Онлайн-курс «Ориентированный на решение гипноз», ведущий — Билл О"Хенлон (США) (2012); Мастерская Ивонн Долан (США) (2013); Тренинг «Ориентированная на решение краткосрочная терапия», ведущий — Гай Шеннан (Великобртиания) (2013); Тренинг «Ориентированная на решение краткосрочная теарпия в работе с травмой и стрессом», ведущий — Джон Хенден (Великобритания) (2014); Семинар «Продвинутые техники краткосрочной стратегической терапии. Депрессия» (ведущий — Джорджио Нардонэ, Италия) (2014); Тренинг «Ориентированная на решение терапия с парами», ведущий — Эллиотт Конни (США) (2014). Член Европейской ассоциации краткосрочной терапии - с 2011 года.

Михальский А. В.

Руководство по ориентированной на решение краткосрочной терапии предназначено для подготовки психотерапевтов, социальных работников и школьных психологов по данному методу. Отечественный читатель может познакомиться с одним из наиболее эффективных и ярких методов работы современного терапевта, метод распространен во многих странах мира и начинает завоевывать популярность в России. Автор, прошедший обучение у основателей подхода и использующий этот метод в работе более 15 лет, не только делится проверенными формулировками, но и рассматривает примеры из практики.

Похожие публикации

В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты - отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) - могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.

В статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.

Книга посвящена крайне актуальной теме - психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…

Тема статьи - описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.

Под редакцией: Е. И. Григорьева Тамбов: Бизнес. Наука. Общество, 2012.

Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.

Гродно: Издательство Гродненского государственного университета, 2014.

Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам - исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

Книга содержит полную и всестороннюю информацию по истории императорской России – от Петра Великого до Николая II. Эти два столетия стали эпохой, когда закладывались основы могущества России. Но это же время и обусловило падение империи в 1917 году. В текст книги, выдержанной в традиционной манере хронологического изложения, включены увлекательные вставки: «Действующие лица», «Легенды и слухи» и другие.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Аистов А. В. , Леонова Л. А. Научные доклады лаборатории количественного анализа и моделирования экономики. P1. Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2010. № Р1/2010/04.

В работе проанализированы факторы выбора статуса занятости (на основе данных Российского мониторинга экономического состо-яния и здоровья населения 1994-2007 гг.). Проведенный анализ не отвергает предположение о вынужденном характере неформальной занятости. В работе также исследовалось влияние статуса неформально занятого на удовлетворенность жизнью. Показано, что неформально занятые, в среднем, более удовлетворены жизнью по сравнению с официально оформленными работниками.

«Про отношения в семье:

Если к вам пришла пара со своими проблемами, немедленно советуйте ей разводиться. Любая пара хочет от вас решения своих проблем. Развод является универсальным решением всех проблем в паре. Не верите? Проверьте.

- Жена требует от меня слишком многого.
- Разводитесь. Тогда она не будет требовать от вас вообще ничего.

- Муж мне изменяет.
- Разводитесь. Тогда отношения вашего мужа с другими женщинами уже не будут изменой вам.

- Нам скучно вместе.
- Разводитесь. Будет весело.

- У нас разные интересы.
- Разводитесь. О чем тут вообще говорить?

- Жена меня раздражает.
- Разводитесь! И уходите отсюда, пока ваша жена не начала раздражать еще и меня.

Если пара хочет оставаться вместе, отрицая предложенный вариант решения проблем, пусть идут домой, нет у них никаких проблем».

Виктория Райхер, «Быть психологом - одно удовольствие»

Системная семейная терапия

«Главный постулат этого психотерапевтического подхода гласит: семья является видом социальной системы, психологическая помощь ей невозможна без знания и учета законов функционирования систем, аналогично тому, как лечение человека невозможно без знания и учета его анатомии и физиологии». Теоретическую основу системной семейной терапии (ССТ) составляет общая теория систем. Система – это некое образование, состоящее из множества взаимосвязанных элементов, взаимодействующих с внешней средой как единое целое и реализующих общие функции. Функционирование элемента вторично по отношению к функционированию всей системы. Системный подход предполагает особый, нелинейный способ восприятия реальности. Представления о детерминированности мира, о возможности вычленить причину и следствие, найти одну истинную первопричину мешают понять, что в действительности причины и следствия могут меняться местами. В системном подходе линейная причинно-следственная логика меняется на круговую. Суть последней – применительно к ССТ – сводится к тому, что причина симптоматического поведения человека видится в механизмах гомеостатической регуляции функционирования семейной системы, элементом которой является человек.
Базовая идея ССТ заключается в том, что семья – это социальная система, т.е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система – это открытая система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Это самоорганизующаяся система, т.е. ее поведение целесообразно.


Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Исходя из этого, представляется целесообразным работать со всей семейной системой, а не с одним ее элементом.
Все элементы семейной системы находятся друг с другом в постоянном взаимодействии, между ними складываются топологические и динамические отношения.
Классическая ССТ сфокусирована на информационно-коммуникативном функционировании семьи. В этом контексте в ССТ сформулированы следующие положения:

  1. Все поведенческие проявления людей могут рассматриваться как коммуникация, т.е. поведенческий акт рассматривается не изолированно, а в контексте той системы коммуникации, в которую включен человек, поскольку только в этой системе может быть выявлен этот смысл. Т.о., симптом рассматривается не как атрибут личности, а как поведение, соответствующее определенному типу взаимодействия. Преодоление симптома предполагает построение такой системы коммуникации, в которой подобное симптоматическое сообщение теряет свою необходимость, в противоположность логике индивидуального воздействия на носителя симптома.
  2. Все коммуникационные взаимодействия или симметричны, или комплиментарны в зависимости от того, основаны они на сходстве или различии. Предполагается рассматривать феномены взаимодействия людей не в терминах их независимых «индивидуально-личностных» особенностей, намерений, желаний, а как обусловленные типом коммуникации, подчиняющимся надындивидуальной логике функционирования.
  3. Коммуникативный процесс порождает различные реальности для участвующих в нем сторон. Различие этих реальностей порождается различной пунктуацией событий в процессе коммуникации. В зависимости от того, что именно воспринимается участниками коммуникационного процесса как причина и как следствие в коммуникации, рождаются психологически разные для них миры. Присущий ССТ циркулярный взгляд на происходящее в системе коммуникации исходит из представления о «временной сопряженности» и взаимном подкреплении поведенческих паттернов друг друга.
  1. Каждое сообщение участника коммуникации имеет передающий и командный аспекты, т.е. каждое сообщение может быть рассмотрено как передающее информацию (собственно коммуникация), а также как несущее информацию о самом сообщении, в котором оно передается (метакоммуникация). Многие проблемы взаимоотношений людей терапевтически могут быть рассмотрены как результат нестыковки этих уровней.
  2. Существуют два основных вида передачи информации: цифровой и аналоговый. Цифровой характеризуется принципом «все или ничего», аналоговый – принципом «подобное о подобном». Понимание этой особенности человеческого общения позволяет интерпретировать многие проблемы человеческой коммуникации как ошибки перевода одного вида информации в другой. Аналоговый способ передачи информации преобладает тогда, когда цифровая передача – прямое «называние» состояния или отношения – невозможны. Симптом может быть рассмотрен как аналоговый способ передачи о необходимом изменении там, где прямое сообщение невозможно или не принимается. В классической ССТ для описания семейной системы используются, помимо коммуникации (стереотипов взаимодействия), и другие параметры: семейные правила, семейные мифы, границы, стабилизаторы, семейная история.

В последние десятилетия XX века само понятие системного подхода в терапии претерпело существенные изменения, а перечень системных терапевтических направлений пополнился рядом новых подходов. С одной стороны, эти подходы являются системными, а с другой – их методологическая база отличается от классической системной терапии. Речь идет о краткосрочной терапии, ориентированной на решение, и нарративном подходе.
Новый постклассический системный подход выражается в том, что в качестве системы, в границах которой рассматривается симптом, выступает сама система терапевтического взаимодействия с двумя условно выделяемыми подсистемами – терапевтической и клиентской.
В постклассических системных подходах на первый план выступил тот факт, что полная независимость терапевта от семейной системы в процессе терапевтического взаимодействия, непроницаемость границ между ними является полезным, но условным допущением. То, что в классической схеме предстает как линейное независимое воздействие терапевта на клиентскую систему, во-первых, сложно опосредуется самим «объектом воздействия» и всем контекстом его жизни, а во-вторых, является более сложным по своему составу воздействием, чем это представляется в рефлексивной системе классического терапевта. Так происходит потому, что воздействие оказывается на живую, обладающую «встречной сознательной активностью», а не механическую систему, и при этом само это воздействие производится живой системой. Допущение о постоянно происходящих изменениях, о собственной активности клиентской системы и участии неконтролируемых воздействующих факторов стало рассматриваться как важная основа терапевтической работы. Терапевт в этих подходах лишен возможности иметь дело с проблемой как с объективной реальностью. Проблема клиентов является для него именно текстом, а не совокупностью объективных фактов. А представление терапевта об объективно необходимом результате – достижении определенной «функциональной» системы взаимодействия в семье – имеет статус одного из возможных представлений об изменении, необходимом для этой семьи.

Краткосрочная терапия, ориентированная на решение (BSFT Brief Solution Focused Therapy ).
Содержанием терапии в этом подходе является циркулярный процесс взаимодействия – обмена информацией между клиентской и терапевтической подсистемами.
Поведение человека обусловлено и опосредовано внутренними понятийными структурами (фреймами). То, как человек видит себя и свою ситуацию, опосредует его действия в ней, а опыт действия в этой ситуации определяет видение ее и себя. То есть это циркулярная зависимость. В этом смысле проблема человека представляет собой некий проблемный текст, складывающийся из определенного видения клиентами самих себя как проблемных, и вытекающих из этого видения «фактов», которые, в свою очередь, определяют видение самих себя и т.д.
Преодоление симптома зависит от возникновения в процессе терапевтического информационного обмена приемлемого для клиентов и взятого ими на вооружение «внепроблемного» жизненного текста и соответствующих жизненных стратегий. Для этого необходимо в ходе терапевтического информационного обмена двух подсистем внести в проблемный текст клиентов различие, которое станет основой необходимых изменений.

Основные принципы краткосрочной терапии, ориентированной на решение.

  1. Фокус терапии направлен на решение, а не на проблему.
  2. Сфокусированность на настоящем и будущем.
  3. Конструктивистский взгляд на реальность.
  4. Изменения в жизни системы постоянны и неизбежны.
  5. Клиент является экспертом в своей проблеме и необходимой цели, терапевт является фасилитатором процесса определения цели и средств ее достижения.
  6. Цели терапии специфичны, реалистичны, измеряемы, краткосрочны, достигаемы, бросают вызов клиенту и его потенциалу развития.

В основе техник BSFT лежат принципы конструктивизма, в соответствии с которыми развивается идея сконструированности любой реальности, в том числе и той, которая представляется проблемной для клиента. Следовательно, надо «деконструировать» реальность, представляющую проблему, и сконструировать новую, беспроблемную, в процессе информационного обмена между двумя подсистемами. Идеи конструктивизма, заложенные в BSFT, делают эти техники очень похожими на техники другого системного подхода – НЛП.
К техникам деконструкции проблемы относятся следующие техники: экстернализации проблемы, переопределения или переименования, выявления непроблемных зон.
Также в BSFT применяются техники шкалирования, одного шага, изменения ключа, «чудесного вопроса», терапевтических метафор - помогающие конструированию желательной реальности.
В качестве техник, закрепляющих желательные изменения, используются: техника комплимента, техника направления к изменениям с помощью одобрения (E.A.R.S. – «выяви, усиль, подкрепи, начни сначала»), техника неявного внушения, техники вызывания способности клиентов решать проблему и стимуляция активности, домашние задания.
Краткосрочная терапия, ориентированная на решение, позволяет работать не только в формате семейного консультирования, но и в формате индивидуальной психотерапевтической работы. Использование любых системных подходов благотворно сказывается на эффективности работы с психосоматическими пациентами, нуждающимися в системном подходе, как в глотке воздуха. Ибо психосоматическая проблема представляет собой проблему циркулярную: психика – соматика – психика – соматика…