Когда незрячие особенно нуждаются в помощи, и как им помочь. Как помочь близкому человеку, потерявшему зрение? Что делать когда человек незрячий

Каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с форсмажорными ситуациями, связанными с временной потерей возможности видеть. Виной тому стихия и отключение электричества. Представьте, что в вашей местности случился ураган, который привел к неисправности линии электропередач. И вот, когда внезапно погас свет, ваши глаза какое-то время никак не могут приспособиться к темноте. Вы не можете отловить свои ощущения и идете куда-то вдоль стены, на ощупь, исследуя предметы руками.

В такой момент у человека наступает растерянность, он чувствует, что лишился самого важного чувства - возможности видеть, остается только прислушиваться к темноте. А теперь представьте, что слепой человек проходит через все это ежеминутно. Чтобы узнать больше о людях с дефектами зрения, нужно примерить их ощущения на себя.

В этой публикации будет приведено 13 интересных фактов о незрячих людях, ознакомившись с которыми, вы, возможно, по-иному станете воспринимать людей с ограниченными возможностями.

Полностью лишены зрения только 16%

1. На самом деле только 16% людей из незрячих, полностью слепы. Остальная (большая) часть инвалидов страдают лишь от частичной потери зрения. Кто-то из них способен воспринимать цвета в виде отдельных пятен, кто-то ориентируется на свет, кто-то может различать движение предметов, а иные люди могут уловить даже очертания. Размытые и искаженные пятна, а не кромешная тьма - вот что видят наши сегодняшние герои.

Сочувствие окружающих неуместно

2. Люди с ограниченными способностями никогда не жалеют себя и не винят судьбу за произошедшее с ними. Они сильны морально и умеют радоваться жизни. А самое главное, они не ищут у окружающих сочувствия. И если когда-нибудь на вашем пути встретится незрячий человек, остановитесь и подумайте, прежде чем бросить ему в след слова утешения. Воспринимайте инвалидов, как равных себе.

Незрячий сам попросит о помощи

3. Слабовидящие люди намного больше осведомлены о среде своего обитания. Да, иногда у них случаются проблемы с тем, что они не могут найти выход в незнакомом помещении. Видя, что рядом с вами незрячий человек, не обижайте его, предложив услуги поводыря. Если человек действительно в чем-то нуждается, он сам скажет вам об этом.

Навязчивое вмешательство со стороны оскорбительно

4. Продолжая предыдущую тему, углубимся в детали. Многие потерявшие зрение остро реагируют на внезапную помощь со стороны, порой считая таковую унизительной для себя. Любой намек на их неполноценность со стороны окружающих принижает наших героев. Они очень раздражаются, когда кто-то вызывается перевести их через дорогу, в то время, когда они просто поинтересовались, где находится то или иное здание. Им не нравится, когда за них покупают продукты в магазине, а уж тем более пересчитывают деньги рядом с кассовым аппаратом. Прежде чем навязывать свою помощь, спросите у них, нуждаются ли они в этом.

Принцип эхолокации

5. Психологи навязали массам расхожее мнение об обострении у незрячих людей слухового восприятия. На самом деле, это утверждение весьма спорно, а в иных случаях некорректно. С уверенностью можно лишь сказать, что человек, потерявший зрение, может в качестве вспомогательного ориентира в своем ежедневном существовании воспользоваться приемом эхолокации, когда звуковые волны помогают определить местоположение и размеры того или иного объекта.

Слепота - это не приговор

6. Обычный человек не должен подбирать слова в разговоре с незрячим. Необходимо называть вещи своими именами и помнить, что скорее можно обидеть собеседника молчанием, нежели чем упоминанием о его особенности. Никто из них не считает, что слепота - это клеймо.

Среди них тоже встречаются разные темпераменты

7. Среди людей с ограниченными возможностями тоже есть интроверты и экстраверты. Да, они не смогут оценить значимый экспонат в музее или заняться экстремальным видом спорта. Однако иной незрячий любит размеренный и спокойный образ жизни, а иной предпочитает искать приключения.

Любители помечтать во сне

8. Повышенное сенсорное восприятие в течение дня приводит к тому, что во время сна у незрячих людей обостряется восприятие своих тайных желаний. Иными словами, такие люди способны частично программировать сны, видя по ночам то, что они действительно хотят.

Яркие цвета моделируются через ассоциации

9. Не все незрячие пришли в этот мир с врожденным пороком, многие приобрели таковой в течение жизни. Поэтому у людей так свежи и остры восприятия цветков, они помнят, как ранее могли по долгу стоять и любоваться прекрасной розой, ароматной лилией, умиляться обычной полевой ромашке. Сейчас они способны моделировать прежние восприятия через ассоциации. Они помнят, что небо голубое, а солнце и огонь желтые. Яркие цвета по-прежнему имеют для них значение.

Подверженность фобиям

10. Потерявшие зрение часто впадают в зависимость от собственных обостренных страхов, ежедневно испытывая необъяснимую тревогу и беспокойства. Считается, что, таким образом, люди с ограниченными возможностями избегают стрессов. Больше всего они бояться упасть в кювет, оказаться под колесами автомобиля, преследования со стороны других людей. Таким образом, навязчивые фобии не способны влиять на качество жизни.

Собака-поводырь вместо трости

11. Не все люди привыкли использовать трость в качестве помощника и ориентира на улице. Палка белого или красного цвета часто служит сигналом для окружающих, указывая на степень инвалидности. Охотнее слепые люди используют при передвижении специально обученных собак-поводырей. С живым умным помощником больше шансов не наткнуться на прохожего, не споткнуться о бордюр, найти нужную дверь.

Откровенность в общении

12. Мы уже говорили о том, что слабовидящие не воспринимают свой дефект как изъян. Поэтому, если вам захочется с ними пообщаться по душам, больше расспросить про образ жизни - не стесняйтесь, делайте это. Собеседник откровенно сможет ответить на все интересующие вопросы.

Как достигается уверенность в собственных силах?

13. Для достижения определенного статуса в жизни слабовидящим также нужно верное позитивное окружение, одобрение людей и повышенная самооценка. Чем больше вокруг них будет дееспособных, тем лучше для самих инвалидов и их уверенности в собственных силах.

По данным Департамента здоровья и социального обеспечения, в США насчитывается 4,3 миллиона незрячих или слабовидящих. У многих из нас есть такие люди среди знакомых и нам бы хотелось оказывать им поддержку, но не каждый знает, как себя вести и быть полезным. Предупреждайте человека, когда вы входите в комнату, спрашивайте, чем вы могли бы помочь – это вполне простые способы проявить вежливость и помочь слепому человеку. Прежде всего, ваше поведение должно основываться на уважении и понимании того факта, что человек, которому вы желаете помочь, не просто незрячий.

Шаги

Основные нормы учтивости

    Громко здоровайтесь. Когда вы входите в помещение, где уже находится слепой человек, громкое приветствие оповестит его о вашем присутствии. Если молчать до тех пор, пока вы не приблизитесь к этому человеку, он или она могут подумать, будто вы возникли из ниоткуда, а это может поставить в неловкое положение любого.

    • Назовите себя, чтобы человек понял, с кем имеет дело.
    • Если человек предлагает вам руку для рукопожатия, то не отказывайте.
  1. Сообщайте о своем уходе из комнаты. Это не всегда интуитивно понятно, но по уходу следует что-нибудь говорить. Не следует полагаться на то, что человек услышит ваши удаляющиеся шаги. Уходить без предупреждения просто невежливо, ведь человек может продолжать обращаться к вам. Такая неловкая ситуация расстраивает.

    Предложите свою помощь. Если вам кажется, что человеку не помещает ваша помощь, то вместо предположений лучше всего спросить прямо. Вежливо предложите: «позвольте мне помочь вам?» Если ответ положительный, то спросите, что вам следует делать. Но если ответ отрицательный, то настаивать невежливо. Множество незрячих научились прекрасно обходиться без какой-либо помощи со стороны.

    • Если вашу помощь готовы принять, то делайте лишь то, что просят. Зачастую зрячие люди берут на себя слишком много из добрых побуждений, а незрячего человека такое поведение может оскорбить.
    • В некоторых случаях спрашивать даже не нужно. Например, когда все усаживаются за стол, а незрячий человек уже сидит, то нет нужды подходить и спрашивать, чем бы вы могли помочь. Старайтесь прочувствовать ситуацию, а не угадывать.
  2. Задавайте вопросы прямо. Многие не имеют опыта общения с незрячими людьми и не знают, как им следует обращаться. Например, в ресторане официанты зачастую обращаются к человеку, сидящему рядом со слепым, когда предлагают незрячему еще воды или принести меню. Незрячие люди не видят, но все слышат, поэтому всегда обращайтесь непосредственно к ним.

    Используйте слова «смотреть» и «видеть». У вас может возникнуть соблазн изменить своим речевым привычкам и попытаться не использовать слова вроде «смотреть» и «видеть». Лучше используйте их, иначе может возникнуть неловкая ситуация. Незрячему человеку будет неприятно не от использования этих слов, а от того, что с ним вы говорите иначе, нежели со всеми остальными.

    • Не стесняйтесь говорить фразы вроде «Очень рад видеть вас».
    • Но не используйте слова «смотреть» и «видеть», описывая действия этого человека. Например, если человек рискует наткнуться на что-то, то лучше сказать «Стойте!», а не «Смотрите под ноги!»
  3. Не следует гладить собаку-поводыря. Это специально обученное животные, которые призваны оберегать жизнь и безопасность незрячих людей. Слепые полагаются на собак-проводников в вопросах ориентирования, поэтому не следует их звать или гладить. Если пса отвлечь, то может возникнуть опасная ситуация. Не отвлекайте внимание пса. Гладить его можно только в том случае, если незрячий человек сам предложил вам это.

    Не стройте догадки о жизни слепых. Задавать много вопросов или обсуждать вопрос слепоты неэтично. Они постоянно отвечают на такие вопросы. Каждый день они попадают в места и ситуации, в которых зрячие чувствуют себя более комфортно. Вы окажете гораздо большую любезность, разговаривая со слепым о самых обычных вещах.

    • Распространенный миф, о котором часто спрашивают у слепых, это их невероятный слух или обоняние. Слепым приходится полагаться на эти чувства гораздо больше, чем зрячим, но у них нет никаких супер способностей, а предполагать такое некрасиво.
    • Обычно незрячие не любят говорить о причинах своей слепоты. Они могут сами начать этот разговор. Только в таком случае вы можете задать несколько вопросов.
  4. Помогайте пройтись по ступенькам. Сначала сообщите о том, следует ли подниматься или спускаться, также опишите примерный уклон и длину лестницы. Затем положите руку слепого на перила. Если вы ведете человека, то сделайте первый шаг и дождитесь, чтобы направляемый поспевал за вами.

    Помогайте проходить в дверные проемы. Приближаясь к двери, слепой должен находиться со стороны петель и ему следует сказать, в какую сторону открывается дверь. Сначала откройте дверь и пройдите в нее сами. Затем поместите руку слепого на дверную ручку и позвольте ему закрыть дверь за вами обоими.

Кто есть кто в благотворительности? Мы продолжаем публикацию серии интервью с действующими лицами и героями милосердия.

Вера Ремажевская создавала свою методику обучения и реабилитации слепых детей, чтобы помочь своей дочке. Сегодня основанный ею центр для детей с проблемами зрения «Львенок» — единственный в Украине.

Что ожидает в нашем жестоком мире слепого человека? Обидное название «инвалид», скудная помощь от государства, ощущение, что ты не нужен, ты – обуза. Родные, если и пытаются помочь, как это делать — не знают. Что делать? К кому обращаться за поддержкой?

Все эти вопросы обступили в одночасье юную студентку из Львова Веру Ремажевскую, когда ее новорожденной девочке в 1980 году был поставлен страшный диагноз «слепота». Надо отдать должное мужу героини нашего рассказа – он не испугался трудностей, добросовестно выполняя обязанности главы семейства. Но основное бремя ухода за незрячим ребенком легло на молодую маму. Детские сады в СССР не занимались слепыми детьми. И пришлось ей доходить до всего самой. Гуманитарное образование ответов на ее вопросы не давало, интернета тогда не было. Да что интернет – книги зарубежных психологов можно было достать лишь в «спецхранах». Но чего не могли дать книги, восполняла материнская любовь, интуиция, и врожденный педагогический талант. Занималась с дочерью как могла, как умела, как чувствовала.

Когда дочка подросла и пошла в школу для слепых детей, Вера устроилась туда же секретарем-машинисткой. Уже тогда она увидела: благодаря домашним занятиям, дочь лучше подготовлена к учебе, чем ее сверстники. Ремажевская тогда уже заочно получала второе высшее образование на дефектологическом факультете пединститута. И постепенно ее интуитивные наработки по дошкольному и школьному воспитанию детей с нарушениями зрения обрели форму стройной научной системы.

Для реализации своей мечты – помочь таким же мамам слепых детей, Вера Николаевна в 1996 году добилась открытия в родном Львове уникального учебно-реабилитационного центра «Левеня» («Львенок») для детей с проблемами зрения – единственного в Украине, руководителем которого является по сей день. Здесь Ремажевская внедрила свою систему помощи слепым и слабовидящим детям.

    В чем особенности методики Ремажевской? Если описывать очень упрощенно и кратко, она зиждется на «пяти китах»:
  • Раннее развитие остаточного зрения, слуха, двигательного восприятия, мелкой моторики рук. Ведь 90% информации об окружающем мире обычный человек получает благодаря зрению. А слепой всего этого лишен – поэтому ему приходится компенсировать сенсорный голод в первую очередь тактильной чувствительностью. Недаром такие люди даже читают пальцами – благодаря азбуке Брайля. Важно заметить: часто слепые дети не любят мягких игрушек, из-за своей бесформенности те для них малоинформативны. Вместо этого таким ребятишкам лучше дарить игрушки твердые – можно деревянные, с помощью которых гораздо легче осваивать формы окружающего мира.
  • Ранее приобщение к бытовому самообслуживанию, воспитание самостоятельности. Понятно, что мама быстрее накормит слепого ребенка с ложечки, оденет его, умоет. Но гораздо лучше, если все это он будет делать сам – пусть медленнее, пусть с ошибками, но постоянно тренируясь и лучше познавая окружающий мир через практическую деятельность.
  • Социальная адаптация, умение общаться со сверстниками. Важно рассказывать ребенку о реакции собеседника – ведь он ее не видит. Слепые дети четко слышат в голосе усталость, ложь, скрываемые эмоции. По этой причине из них получаются хорошие психологи, чье понимание душевного состояния пациента настолько глубоко и безошибочно, что вызывает у окружающих почти мистическое благоговение. Кстати, незрячая дочка Веры Николаевны успешно закончила университет и работает психологом в Центре «Львенок».
  • Осознание важности выстраивания отношений с другими детьми в семье. Если слепым родится младший ребенок – взваливать на старшего значительную часть обязанностей по уходу за ним категорически не следует. О младших здоровых детях – и говорить нечего. Ведь все должно идти от сердца – что и есть любовь в чистом виде, невозможная без свободы и добровольности. И здоровых детей ни в коем случае нельзя обделять любовью в пользу «особенного» ребенка – ведь она вернется к нему через любимых и любящих братьев и сестер. Понимание этого пришло в семью Ремажевских, когда у незрячей дочери родилась здоровая младшая сестра.
  • И, наконец, для нормального воспитания слепого ребенка необходимо принятие ситуации родителями. Это особенно близко Вере Николаевне — православной христианке. Ведь на все Воля Божья, Его Промысел и замысел. И как же нужно следование молитве: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить; терпения перенести то, что я изменить не могу; и мудрости – отличить одно от другого».

    А последнее бывает, ох, как трудно. Ведь все родители искренне любят своих детей, и хотят, чтобы те были здоровы. И каким же шоком оборачивается для них известие, что их ребенок родился слепым. А случаи эти, увы, наблюдаются все чаще. Количество детей с проблемами развития неизбежно растет. Несколько лет назад и Россия, и Украина приняли стандарты Всемирной организации здравоохранения относительно того, что «недоношенным ребенком» будет считаться любое дитя, родившееся преждевременно, после 20 недель беременности весом более 500 г. Статистика же, увы, насчет таких глубоко недоношенных детей безжалостна – у 90% из них наблюдаются, помимо других патологий, нарушения зрения, вплоть до полной слепоты.

    Конечно же, в таких случаях родителями немедленно предпринимаются попытки зрение вернуть. Но, увы, в большинстве случаев медицина пока оказывается бессильной. Однако смириться с этим очень нелегко. Начинаются поездки в специализированные клиники в поисках «самой надежной», дорогостоящие операции, не приносящие ожидаемого эффекта. Более того, их проведение не только требует огромных денег из карманов родителей, но и приносит слабому здоровью ребенка значительный, а часто и непоправимый вред. Ведь большинство хирургических вмешательств проводится под общим наркозом, а препараты, используемые для него, далеко не безвредны для клеток незрелого мозга. И чем больше на юный организм действуют наркотические лекарства – тем больше вероятность развития дополнительных проблем у недоношенных детей.

    В таких случаях важно вовремя понять, что твое жизненное предназначение не в том, чтобы вопреки здравому смыслу добиваться чуда, но дарить свою любовь «особенному» ребенку. Ведь из него, при соответствующем воспитании, может вырасти писатель, психолог, учитель, юрист и, главное, просто настоящий человек. Только важно помнить, и об этом Вера Николаевна всегда говорит на встречах с родителями: нельзя полностью «растворяться» в заботе о ребенке. Ведь только высокодуховная, самоценная личность может воспитать такого же человека. Вспоминая название центра, основанного героиней нашего рассказа, можно сказать, что «львенок рождается только у львицы», и львом его можно воспитать лишь не предав самого себя…

    Откуда бы ни позвонили в центр «Львенок» родители (а звонят и из Украины, и из других стран), их постараются принять максимально быстро. Для этого в центре есть комнаты для круглосуточного пребывания, ведь не каждый может позволить себе гостиницу или «частный сектор».

    Денежные пожертвования? От них не отказываются. Ведь, кроме государственного финансирования, центру помогают добровольные жертвователи. И, как в причте о бедной вдовице с ее двумя лептами, бедные люди жертвуют больше богачей. Может потому, что они сочувствуют таким же страждущим не из-за абстрактной благотворительности – а потому что сердцем понимают их боль и нужду, как собственные. Тем более, что помощь детям с проблемами зрения и их родителям периодом пребывания во «Львенке» не заканчивается, ведь в ней семья будет нуждаться довольно продолжительное время. Родители, которые обращаются в центр «Львенок», нуждаются в поддержке психологов, иначе их желание сотрудничать может просто перегореть. Поэтому сотрудники центра часто на своем стареньком служебном автомобиле, подобно бригаде «скорой помощи», выезжают к тем, кто нуждается в их помощи, в радиусе до 100 км от Львова.

    Коммерческой заинтересованности в монопольном использовании своей методики у основательницы центра «Львенок» нет. Кроме того, Вера Николаевна прекрасно понимает, что один центр не в состоянии помочь всем нуждающимся слепым детям. Поэтому она с удовольствием делится своим опытом – с педагогами и врачами, как отечественными, так и зарубежными. Совсем недавно, например, Львов посетили коллеги из Нижнего Новгорода и Софии.

    Благодаря этому, наработки героини нашего рассказа все шире используются в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения. Выпускаются методические пособия для педагогов и родителей, специальные тетради и учебники для детей, в этом немалую помощь оказывает и Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины. Правда, возможности эти, ввиду перманентного экономического кризиса последних лет, довольно ограничены. К сожалению, до сих пор уникальная методика практически не представлена в интернете.

    Возможно, внедрение метода доцента Ремажевской пошло бы быстрее, согласись она перейти на более влиятельную должность, и тогда указанные разработки обрели бы силу обязательных рекомендаций. Вера Николаевна смеется: «Это не для меня». Центр стал для нее настоящим «третьим ребенком», а «своих детей не бросают никогда», говорит В. Н. Ремажевская. Настоящий педагог, она не мыслит себя без практической работы с детьми – а времени на это и так хватает с трудом.

    Наша героиня – еще и заведующая кафедрой коррекционной педагогики Института последипломного педагогического образования. Так что знания, так щедро раздаваемые, попадают на нужную почву. Ну а то, что не все специалисты в Украине эти рекомендации исполняют – так «насильно мил не будешь». Если нет желания самосовершенствоваться, нет веры в положительный результат, то работа не принесет ни радости самим педагогам, ни пользы детям с нарушениями зрения.

    Собственно, интервью у нее бралось в период отпуска, который, по сведениям, полученным автором статьи от секретаря директора «Львенка», отличается от обычной работы разве что более свободным графиком посещения «отпускницей» рабочего места. Вместо отдыха — регулярные семинары, поездки, встречи с сотрудниками. И, самое главное – работа с детьми и их родителями.

  • Оказывать помощь нуждающимся в ней должен уметь каждый. Даже если в вашем окружении нет слепых, жизнь может столкнуть вас с таким человеком.

    Чтобы не возникало неловких ситуаций и общение с незрячими не казалось вам затруднительным, хочется предложить некоторые рекомендации, которые, на наш взгляд, могут помочь лучше представить проблемы и возможности инвалидов по зрению и облегчить общение с ними. Мы предлагаем вам усвоить соответствующие правила поведения.

    Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении. Вот основные правила взаимодействия с такими людьми:

    Знакомство с незрячим человеком

    Знакомясь с незрячими людьми, представьтесь. Дайте понять собеседнику, что вы рядом, пожав ему руку. Будьте доброжелательны и приветливы, и не путайте это с жалостью. Ни в коем случае не высказывайте ему своего сочувствия.

    Встреча

    Встретившись, вы должны обязательно напомнить о себе и о вашей последней встрече. Конечно, у незрячих людей прекрасная память на голос, но, напомнив свое имя, вы продемонстрируете свое уважительное отношение.

    Визит гостя

    Если к вам впервые пришел незрячий гость, не забывайте, что ему не знакома обстановка вашей квартиры. Проведите его по всем комнатам и покажите расположение вещей: положите его руку на спинку стула, подлокотник дивана или кресла. Так ваш гость быстро освоится и сам ознакомится с интерьером.

    Помощь при переходе улицы

    Спросите, нуждается ли слепой в помощи. Сообщите ему, что переведете его через улицу. Возьмите за руку и осторожно ведите, предупреждая о подъемах, спусках, ступенях, тротуаре.

    Помощь в транспорте

    Помогите слепому, вошедшему в транспорт, осторожно пройти вперед. Покажите поручни, положив на них его руку. Если человеку нужно выйти из транспорта, позвольте ему сделать это самостоятельно. Если вы ведете слепого, следуйте впереди, указывая на поручни и ступени. Сажая в автомобиль, подведите его к открытой двери и положите руку на ее верхний край, вторую руку - на крышу. В любом случае, встречая слепого на улице или в транспорте, сначала предложите ему свою помощь, но не навязывайте. Провожая, предложите ему опереться на вашу руку. Не подталкивайте его и не берите под руку. Слепые люди чувствуют движение и следуют за вами автоматически, поэтому не нужно озвучивать, куда вы поворачиваете. Проходя через дверь, идите впереди, протягивая руку назад.

    Помощь на тротуарах и подъемах

    На тротуарах сообщайте слепому о предстоящем спуске и подъеме, не препятствуя ему в ощупывании поверхности тростью. Перед ступеньками достаточно сказать: «Внимание, ступени», - и указать направление (вверх или вниз). Помогите ему положить руки на перила, указав на сторону, в которой они расположены. Если есть выбор – лестница или эскалатор, предупредите слепого и предоставьте право выбора ему.

    Помощь в магазине

    Помогая слепому войти в магазин, проводите его к продавцу или до нужного отдела. Если точно известно, что нужно, то он может купить товар сразу. В противном случае разложите перед ним ассортимент, чтобы он мог его ощупать. Опишите слепому цвет и рисунок. Допускается дать совет, например: «Этот цвет Вам не подходит». Если человек не называет номинал банкноты сам, то вам следует сказать, какую купюру вы получили. Сдачу рекомендуется считать, складывая ее в руку слепого.

    Не бойтесь разговаривать

    Не стоит акцентировать внимание на недуге человека, которому вы помогаете. Однако следует оставаться тактичным. Иногда сами слепые могут шутить над своим положением. Со стороны разговор с ними может казаться затруднительным. Не стесняйтесь глаголов «смотреть» и «видеть». Эти слова употребляются всеми людьми.

    Общие правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими:

    Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.

    Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными: не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.

    Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Не пропускайте информацию, не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.

    Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

    Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.

    Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник.

    Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

    Избегайте расплывчатых определений и инструкций, вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».

    Обслуживая инвалида по зрению за столом, не давайте ему столовые приборы в руки, не кладите их в его тарелку, просто сообщите незрячему, где находятся столовые принадлежности. Он после этого все найдет сам. Надо всегда информировать незрячего, что именно из еды находится на столе, чтобы он мог выбрать по своему вкусу.

    Что полезно знать зрячим при общении с незрячими:

    Если судьба столкнет Вас с незрячим человеком, знайте, что это такой же человек, как и Вы, что он живет в одном мире с Вами с теми же чувствами, мыслями, заботами.

    Не стоит делать преждевременных выводов (ни положительных, ни отрицательных) о личностных качествах слепого человека на основании предыдущего опыта общения с другими слепыми, ведь незрячие люди отличаются друг от друга ничуть не меньше, чем зрячие.

    Общаясь с незрячими, не показывайте жалости, не спешите высказать свое соболезнование, сентиментальное сочувствие. Ведите себя ровно, спокойно, проявляйте необходимую требовательность, но вместе с тем и заботу.

    Не забывайте, что незрячий человек не видит обращенных к нему взглядов и жестов. Поэтому, желая начать разговор с незрячим, ему необходимо дать понять (словами или легким прикосновением), что Вы обращаетесь именно к нему, обращенного к собеседнику взгляда в данном случае недостаточно (разумеется, речь не идет об очевидных ситуациях, например, когда вы находитесь в помещении только вдвоем с незрячим).

    Поскольку многие слова и выражения, связанные со зрением, часто употребляются в значительно более широком смысле (например, «увидим» часто обозначает «узнаем» и т.п.), незрячие так же активно используют их. В разговоре со слепыми людьми пользуйтесь обычной (традиционной для зрячих) лексикой. Не стоит говорить «пощупайте» или «потрогайте» вместо «посмотрите».

    Помните, что слепота для многих незрячих является болезненной темой, многие из них не любят рассказывать о ее причинах, своих переживаниях по этому поводу и т.п. Поэтому постарайтесь не проявлять излишнего любопытства, а если все же решили расспросить незрячего о его слепоте, делайте это тактично и будьте готовы к его отказу от обсуждения этой темы.

    Зрячим в присутствии слепого желательно избегать объяснений друг с другом с помощью мимики и жестов. Незрячий человек замечает это и чувствует себя исключенным из общения.

    В шумном помещении не отходите от незрячего, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что Вы отошли, и продолжать говорить в пустое пространство. А затем, обнаружив, что Вас нет, почувствует себя неловко. И соответственно, предупреждайте, когда возвращаетесь, иначе незрячий будет думать, что Вы еще отсутствуете.

    Если оставляете незрячего одного в каком-либо помещении при включенном свете, не принимайте решения сами, узнайте у незрячего, оставить свет включенным или выключить его.

    При встрече со слепым не гадайте и не спрашивайте его, узнает ли он Вас, лучше после приветствия сразу представиться.

    Незрячим легче ориентироваться в знакомом помещении и находить необходимые предметы, если вещи находятся на отведенных им местах. Незрячий человек не имеет возможности быстро получить общую картину помещения, как это делают зрячие, окидывая комнату взглядом. Поэтому, чтобы обнаружить какой-либо переставленный с привычного места предмет, ему придется последовательно обследовать помещение.

    Помните, что специфичные трудности испытывают не только совершенно слепые, но и слабовидящие – люди, имеющие глубокие нарушения зрения, но не утратившие его полностью. Поэтому не удивляйтесь (а тем более не обижайтесь), если мимо, не поздоровавшись с Вами, прошел Ваш слабовидящий знакомый. Даже, если он посмотрел в Вашу сторону, совершенно не означает, что он Вас увидел и узнал.

    Одна из главных проблем инвалидов – это одиночество, невозможность полноценного общения. Главное в общении – быть открытым и доброжелательным и у вас все получится!

    При подготовке статьи использована следующая литература:

    Сопровождение незрячего [Текст] : метод. пособие / ГУК «Амурская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» ; сост. Н. А. Ланкина; Е. Б. Улькина; отв. за вып. Е. Б. Улькина. — Благовещенск, 2011. — 20 с.

    Эволюция отношения к незрячим — проекция социальной зрелости общества [Текст] : материалы междунар. науч.-практич. конф. (Санкт-Петербург, 23-24 июня 2011 г.) / СПбГУК «Государственная библиотека для слепых» ; [сост. Т.Н Серова; пер. с англ. Р. С. Раменской]. — СПб., 2011. — 195 с.

    Учитесь понимать незрячего [Текст] : метод. пособие / сост. Н.А. Ланкина, Е.Б. Улькина; Амур. обл. спец. б-ка для незрячих и слабовидящих. – Благовещенск, 2011. — 14 с.

    Оказывать помощь нуждающимся должен уметь каждый. Даже если в вашем окружении нет слепых, жизнь может столкнуть вас с таким человеком. Именно поэтому мы предлагаем усвоить соответствующие правила поведения.

    Помощь при переходе улицы

    • Спросите, нуждается ли слепой в помощи. Известны случаи, когда люди, пытаясь помочь, неправильно понимали намерения другого человека. Например, переводили через улицу, когда человек ждал трамвай.
    • Сообщите ему, что переведете его через улицу.
    • Возьмите за руку и осторожно ведите, предупреждая о подъемах, спусках, ступенях, тротуаре.

    Помощь в транспорте

    • Помогите слепому, вошедшему в транспорт, осторожно пройти вперед.
    • Покажите поручни, положив на них его руку.
    • Если человеку нужно выйти из транспорта, позвольте ему сделать это самостоятельно.
    • Если вы ведете слепого, следуйте впереди, указывая на поручни и ступени.
    • Сажая в автомобиль, подведите его к открытой двери и положите руку на ее верхний край, вторую руку - на крышу.
    • В любом случае, встречая слепого на улице или в транспорте, сначала предложите ему свою помощь, но не навязывайте её.
    • Провожая, предложите ему опереться на вашу руку. Не подталкивайте его и не берите под руку.
    • Слепые люди чувствуют движение и следуют за вами автоматически, поэтому не нужно озвучивать, куда вы поворачиваете.
    • Проводя его через дверь, идите впереди, протягивая руку назад.

    Помощь на тротуарах и подъемах

    • На тротуарах сообщайте слепому о предстоящем спуске и подъеме, не препятствуя ему в ощупывании поверхности тростью.
    • Перед ступеньками достаточно сказать: «Внимание, ступени», - и указать направление (вверх или вниз).
    • Помогите ему положить руки на перила, указав на сторону, в которой они расположены.
    • Если есть выбор – лестница или эскалатор, предупредите слепого и предоставьте право выбора ему.

    Помощь в магазине

    • Помогая слепому войти в магазин, проводите его к продавцу или до нужного отдела.
    • Если точно известно, что нужно, то он может купить товар сразу. В противном случае разложите перед ним ассортимент, чтобы он мог его ощупать.
    • Опишите слепому цвет и рисунок. Допускается дать совет, например: «Этот цвет Вам не подходит».
    • Если человек не называет номинал банкноты сам, то вам следует сказать, какую купюру вы получили.
    • Сдачу рекомендуется считать, складывая ее в руку слепого.

    Не бойтесь разговаривать!

    Не стоит акцентировать внимание на недуге человека, которому вы помогаете. Однако следует оставаться тактичным. Иногда сами слепые могут шутить над своим положением. Со стороны разговор с ними может казаться затруднительным. Не стесняйтесь глаголов «смотреть» и «видеть». Эти слова употребляются всеми людьми. Проявите терпение и не задавайте лишних вопросов. Поддерживайте непринужденную беседу и не нервничайте, чтобы не сказать лишнего.