Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе. Фронтальное занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию фонетической стороны речи и фонематического восприятия. Проводится во II период обучения.

Цели:

коррекционно-обучающие закреплять навык чёткого произношения звука [У]; учить выделять звук [У] в потоке гласных звуков и в звукосочетаниях; формировать навыки элементарного звукового анализа; закреплять понятие «гласный звук»; познакомить с буквой «У»;

коррекционно-развивающие – развивать слуховое внимание, мелкую моторику;

воспитательные – воспитывать инициативность, самостоятельность, стимулировать учебную деятельность.

Материалы и оборудование: кукла Уля, игрушечный поезд, звуковички, картинка «Малыш плачет», картинка «Улитка», демонстрационная буква «У», счётные палочки.

Ход работы

1. Логопед вносит в кабинет куклу.

– Это Ульяна.

Шла Ульяна по тропинке

И грибы несла в корзинке,

Вдруг услышала: «У – у!»

Кто же воет там в лесу? (Волк.)

— Покажите, как испугалась Уля?

— А теперь покажите, как воют волки? (Ууу!)

2. Введение в тему .

— Каким именем мы назвали куклу?

— Какой первый звук вы услышали в слове «Уля»?

— Где мы можем услышать звук [У]? (Воют волки, ветер воет…)

— Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [У], познакомимся с буквой «У».

3. Характеристика звука [У] по артикуляционным и акустическим признакам.

Выставляется игрушечный поезд.

— Какой сигнал подаёт машинист? (Ууу!)

— Поезд гудит: «Ууу!»

— Произнесите звук [У].

— Что стало с вашими губами? (Вытянулись в трубочку.)

— Попробуйте спеть звук [У]. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поётся, тянется).

— Каким цветом мы обозначим звук [У]? (Красным.) На доску крепется красный звуковичок.

4. Дидактическая игра «Поймай звук».

— Хлопните в ладоши, если услышите звук [У]:

— у, а, и, о, у, ы, у, э, у…;

— уа, уи, ау, аи, иа, иу…

5. Звуковой анализ.

— Ребята, а теперь посмотрите на эту картинку: малыш плачет.

— Как вы думаете, как плачет малыш? (Уа). Давайте повторим.

— Сначала малыш кричит звук [У], а затем – звук [А], и у него получатся [УА]. Первый звук [У], второй — [А].

Логопед выкладывает схему слова «Уа» на доске, дети – на столах.

— А теперь давайте попробуем поменять звуки местами. Что получилось? (Ау).

— Кто кричит: «Ау»!?

6. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

Улитка, улитка! Высуни рога!

Дам тебе я хлеба или молока!

— С какого звука начинается слово «улитка»?

7. Знакомство с буквой «У».

— Сейчас Уля покажет вам свою любимую букву. На что похожа буква «У»?

У — сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву «У»!

8. Выкладывание буквы «У» из счётных палочек.

9. Подведение итогов занятия

– Молодцы ребят! Вы все самостоятельно справились со всеми заданиями! Ульяна говорит вам: «Большое спасибо! До свидания!»

учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад № 28 «Журавлик»

г. Губкин, Белгородская область, Россия

Выделение звука А из ряда гласных.

Выделение ударного А в начале слова

Выделение звука У из ряда гласных.

Выделение звука У из начала слова.

Дать понятие гласных звуков. Научить понимать отличие понятий звука и буквы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Знакомство со звуком А » .

ЦЕЛЬ:

  1. Научить детей четко произносить звук А.
  2. Выделение звука А из ряда гласных.
  3. Выделение ударного А в начале слова.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Большая картинка со звуком А в начале слова.
  2. Карточки из Каше.
  3. Зеркала.
  4. Флажки.
  5. «Овощи», «Фрукты».
  6. Артикуляционная гимнастика.
  7. Буква Аа.
  8. Музыка на физкультминутку.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент – сядет тот, кто правильно назовет свою картинку.
  • Что мы называли? (овощи)
  • Где они растут? (на грядке)
  • Когда поспевают? (летом и осенью)
  1. Повторение:
  • Поставьте зеркала. Начинаем вспоминать зарядку для языка.
  1. 1. – Сегодня мы начинаем знакомиться со звуками. Звуки мы можем СЛУШАТЬ и ПРОИЗНОСИТЬ. Сегодня мы узнаем первый звук.

2. Выделение звука А в начале слова. (Логопед показывает картинку с изображением девочку: «Это Аня.»)

  • Повторите, как зовут девочку. (вместе, индивидуально).
  • АААня – в этом слове первый звук А.
  • Я его вам протянула, произнесла долго. Вы его услышали?
  • Какой первый звук в слове Аня? (А)

(Логопед демонстрирует другие картинки, четко произносит их названия, выделяя голосом звук А.)

Аня, Альбом, Автомат, Антенна.

  1. Произношение звука А.

Понятие «гласный звук».

  1. Звук А – гласный звук, его можно тянуть, петь , когда его произносишь во рту нет преграды .
  2. Логопед показывает артикуляцию звука А: рот широко открыть, язык спокойный, лежит на дне рта, в домике.
  3. Дети произносят звук А хором и индивидуально.

Изучаем артикуляцию звука А перед зеркалом.

  1. Произношение звука А длинно, кратко, тихо, громко (по командам).
  2. Произношение звука А по командам с флажками.
  3. Показ буквы Аа. Букву мы видим . Звук А на письме обозначается буквой Аа.
  4. Писать букву Аа на доске, одновременно читая стихотворение:

«Два колышка наискосок,

А между ними поясок!»

  1. Физкультминутка.

Руки вверх, руки вниз… (АААлик – большой, АААня – маленькая, АААрбуз – круглый, АААист - летает).

Или: Выделение на слух звука А из ряда гласных. Дети идут по кругу друг за другом, услышав звук А, должны присесть: а, у, и, э, а, ы, а, и, у, а, о, э…

  1. Развитие внимания и памяти. (запомнить ряд картинок в определенной последовательности):

А йва, а брикос, а рбуз, а нанас, а пельсин

Как одним словом называются эти слова?

На какой звук начинаются эти слова?

Надо: Назвать картинки и запомнить их.

VII. Игра «Чего не стало?» (отгадайте, какой картинки не стало? Какая картинка добавлялась?)

VIII Угадать предмет по описанию.

Большой, круглый, зеленый, полосатый, внутри красный, сочный, спелый, сладкий, вкусный.

(арбуз)

Меньше арбуза, круглый, оранжевый, сочный, сладкий, душистый

(апельсин)

  • Какие еще названия фруктов начинаются на звук «а»? (ананас, айва, абрикос).

IX Итог:

1. Какой звук вы сегодня узнали?

«а»

  1. Чем отличается звук от буквы? (звук слышим и произносим букву)
  2. Какие слова со звуком «а» запомнили?

ТЕМА: «Знакомство со звуком У».

Цели: 1. Четкое произнесение звука У.

2. Выделение звука У из ряда гласных.

3. Выделение звука У из начала слова.

Оборудование: предметные картинки (арбуз, улитка, Уля, апельсин, утка, ухо, ананас, удав, утюг), артикуляционная гимнастика, зеркала, флажки, утка-игрушка, большая картинка на звук У, буква Уу, овощи-фрукты.

Ход занятия:

  1. Орг. Момент: называйте свои картинки по очереди и садитесь.
  1. – Что мы называли? (фрукты)
  2. – Где они растут? (на деревьях)
  3. – На каких деревьях? (фруктовых)
  4. – Когда поспевают? (летом и осенью)
  1. Повторение:

Какой звук узнали на прошлом занятии? (а)

Какие слова на звук А вы запомнили? (Какие вы знаете фрукты на звук А?)

III. Артикуляционная гимнастика:

Поставили зеркала. Будем выполнять гимнастику для языка.

Какое первое упражнение? (логопед ставит картинку на фасад)

IV. Сообщение темы.

Сегодня мы узнаем новый гласный звук и будем учиться правильно его произносить. Отгадайте, какой звук, он первый в слове УТКА (У).

Загадка: Ползет старушка,

На спине избушка,

Кто это? (улитка)

V. Произношение звука У:

1. Артикуляция звука У перед зеркалами (губы вытянуть вперед трубочкой).

2. Звук У гласный, его можно петь (лесенка: У наверх, У вниз).

3. Дети произносят звук У хором, индивидуально, громко-тихо, длинно-коротко (по командам).

4. Флажки:

Назовите 1 звук У, 2 звука У, 3 звука У.

VI. Развитие фонематического слуха:

Я произношу звуки, хлопните когда услышите звук У. Поставьте локти на стол, приготовьте ладошки.

А, Б, Р, У, К, У, О, И, У, У, У, М, У, Э, У.

Отгадайте есть в слове звук У или нет.

Утка, утюг, Улитка, Молоко, Улица, Капля, Улитка.

Знакомство с буквой Уу (У – два длинных ушка).

VII. Физкультминутка «Дядя Степа».

VIII. Большая карта – схема слова. Все слово, начало слова, конец слова.

IX. Развитие внимания и памяти.

Назовите картинки.

Уля, улитка, ухо, утюг, утка, удав.

Чего не стало?

X. Выделение 4-го лишнего (закрепление понятия фрукты).

1. улитка, утка, удав, арбуз.

2. арбуз, апельсин, ананас, утка.

XI. Итог занятия: Какой звук изучали? (у)

Какие слова на звук У запомнили?

Отметить успехи.

ТЕМА: «Дифференциация звуков «А», «У»».

Цели: 1. Учить детей на слух и в произнесении различать звуки А-У.

2. Учить по артикуляции определять какой звук, сколько, какой 1ый, 2ой.

3. Учить соединять два звука в единое целое, «читать» их слитно.

4. Продолжать учить слышать 1ый звук слова, определять какой он.

Оборудование: зеркала, пеналы в пакетах, картинки на звук А (Анна, альбом, антенна, автомат, автобус, арбуз, айва, ананас, автомобиль); буквы А-У; фрукты, овощи.

Ход занятия:

  1. Орг. Момент: внимательно рассмотрите картинки, на счет 3 поднимите картинки только фруктов, а теперь поднимите картинки овощей. Тихо сели.
  2. Повторение:

Какие звуки я хочу произнести? (артикуляция без голоса)

Какие они? (гласные)

Почему гласные? (можно петь, тянуть, во рту нет преграды)

Петь по ступенькам А, У.

Артикуляция звуков А, У перед зеркалами.

Поставили зеркала. Произнесем А.

Что делает рот, когда мы произносим звук А? (широко открыт)

Что делает язычок, когда мы произносим звук А? (лежит спокойно во рту)

Произнесем звук У. Что делают губы, когда мы произносим звук У? (губы вытянуты вперед трубочкой).

Произнесение звуков А, У по цепочке. Звуки произносить очень четко!

  1. Анализ звукового ряда (по беззвучной артикуляции).

- Посмотрите на меня и скажите какой звук я хочу произнести:

А, у, а- а, у –у, а-у, у-а

Сколько звуков я произнесла? Какой звук первый? Какой второй?

А теперь вы будете загадывать звуки.

Вызывать детей к доске.

«Чтение» на кружках.

Достаньте пеналы. Достаньте из пеналов красные кружки.

А (обозначить кружком)+А (обозначит кружком).

Читаем а+а. Что получается? (аа)

По аналогии а+у, у+а, у+у, а+у (хором и индивидуально).

IV. Выделение гласного звука из начала слова (по картинкам).

Схемы на доске и у каждого ребенка. Первый звук произносится утрированно.

Утюг, автомобиль, антенна, улица, альбом, Уля, Алик, усы.

  1. Физкультминутка.

Дети маршируют около своих столов. Услышав звук А – присесть, У – руки вверх на носочки: о, у, э, а, у, и, о, э, о, а, у…

  1. Развитие внимания и памяти:

Игра «Учитель-ученик»

Игра «Чего не стало» (на тех же картинках у доски).

По окончании убрать картинки.

  1. (продолжение) Выделение 1ого звука в слове.

Сейчас я буду называть слова, а вы хором – только 1ый звук.

Аист, ужин, ученик, астра, аэрофлот, ухо, укроп, ателье, армия, утро, аквариум, улей, август, улыбка, арфа, улица, автомобиль, аэрофлот, усы.

Я говорю слово без 1ого звука, вы добавляете А или У и говорите целое слово.

У тюг, у литка, а нтенна, а пельсин, у жин, а втобус, у хо, у голек, а нанас, а втомат, а телье, а льбом, у дав, у мный.

VIII. Выделение 4ого лишнего:

Апельсин, ананас, арбуз, улитка.

Утюг, удав, уши, автомат.

IX. Тема «Фрукты»: образование множественного числа родительного падежа.

Чего много в саду? (апельсинов, мандаринов, абрикосов, слив, груш, яблок, ананасов, айвы).

Сок из (сливы, айвы, абрикосов, ананасов, апельсинов).

X. Итог занятия: Какие звуки мы повторяли?

Вспомните слова на звук А.

Вспомните слова на звук У.

Почему звуки гласные?


Тема: Звук «Х». Части тела.

Цель: Познакомить детей со звуком «Х», закрепить части тела.

Задачи:

Коррекционные:

Формировать речевое дыхание, артикуляционную, мелкую (использование мяча-ёжика) и общую моторику.

Развивающие:

  1. Закреплять навыки выделения нужного звука из слов, чёткое проговаривать (в слогах, в словах, в предложениях), запоминать и называть слова.
  2. Закреплять умение строить диалог.
  3. Активизировать словарь через введение прилагательных и глаголов.
  4. Развивать умение соотносить речь и движения (стихи, потешки, хоровод).

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение, любовь, интерес к народному творчеству.
  2. Приобщать детей к народному творчеству через шутки, потешки, песни, танцы, народные костюмы и окружающие предметы.

Оборудование:

  1. Предметные картинки со звуком «Х» (хомяк, хобот, хвост, муха, яхта, петух, ухо, пух, мох, кухня). Картинки с изображением хвостов животных (собачий, лисий, заячий, кошачий, волчий, медвежий, львиный, беличий, лошадиный, козий).
  2. Трафареты, листы бумаги, карандаши, мяч-ёжик, сундучок.

Ход занятия:

Организационный момент

  1. (Дети в русских народных костюмах заходят в зал, становятся полукругом).

Логопед: Как вы нарядно одеты! Девочки в сарафанах, мальчики в косоворотках. Вы собрались в гости? а к кому?

Дети: К Хозяюшке!

Логопед: Когда мы идём в гости, о чем надо помнить?

Дети: Быть нарядными, улыбаться, дарить хорошее настроение и подарки!

Логопед: Правильно, подарки! Мы с вами сейчас давайте в подарок надуем большие шары.

Гимнастика на дыхание. (Дети выполняют движения руками, имитируют надувание шаров).

Эй, мышонок, посмотри Надуваем быстро шарик

Надуваем мы шары: Он становится большой!

Синий, красный, голубой! Вдруг, шар лопнул – воздух вышел

Выбирай себе любой! Стал он тонкий и худой.

Молодцы ребята, хорошие у вас шары получились! Посмотрите на полянку, что это такое?

Дети: Волшебный сундучок!

Логопед: Хотите узнать откуда он взялся и что в нём спрятано? Это сундучок от Хозяюшки, а в нём волшебные картинки и мячик. Нужно угадать какой один и тот же звук встречается в словах (логопед показывает и называет по очереди картинки голосом выделяя звук «Х»).

Дети угадывают звук.

Произношение звука «Х»:

Б) по одному

В) характеристика звука «Х»

Г) автоматизация звука «Х» в слогах

Логопед: Правильно, это звук «Х». А как наш язычок его произносит, давайте посмотрим в зеркале. Где находится язычок? Язычок смотрит вниз. Что происходит с зубами и ртом? (Губы улыбаются, а рот приоткрыт).

Дети произносят звук по очереди, а затем все вместе, зрительно контролируя артикуляцию.

Логопед: Ребята, звук «Х» - гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Логопед: Что будет, если соединить согласный звук «Х» с гласными звуками «А», «О», «У».

Дети: Сочетание «ХА», «ХО», «ХУ».

Логопед: Чтобы лучше запомнить сочетания мы под музыку их прохлопаем. Сначала четыре раза тихо, а на пятый – громко. А потом наоборот.

Логопед: Интересное задание для вас Хозяюшка приготовила. Теперь можно в путь собираться. Какое сейчас время года? Что нужно одеть, мы же пойдём в лес по сугробам.

(Дети называют время года, зимнюю одежду, говорят и показывают).

Логопед: Ребята, на что похож снег?

Дети: На пух!

Под музыку выполняют движения, проговаривая стихотворение.

Белый пух, снежный пух,

Всё, всё, всё в пуху вокруг

Пух на шапках, пух на шубках,

Пух на бровках, пух на губках.

Как щекотно ух!

А что щекочет – пух!

Логопед: Ребята, мы, наверное, с вами заблудились, здесь какие-то кочки. Попробуем их перепрыгнуть. А домик Хозяюшки в другой стороне? Посмотрите, где он стоит?

Дети перепрыгивают в сторону домика.

  1. Около домика их встречает Хозяюшка в русском народном костюме.

Хозяюшка: Здравствуйте мои любезные, вы шли издалека? Что нового увидели, расскажите последние новости?

Развитие диалогической речи.

(Дети становятся в круг, разбиваются на пары, говорят и показывают).

– На улице две курицы – Ослик, ослик,

С петухом дерутся Где твой хвостик?

Две девицы-красавицы -Хвостик мой пошёл гулять

Смотрят и смеются, Он вернётся ровно в пять!

– Ха – ха – ха, ха – ха – ха!

Как нам жалко петуха!

Хозяюшка: Всё-то вы знаете! А что такое хвост?

Дети: Это часть тела животного.

Хозяюшка: Тогда помогите мне узнать чей это хвост?

Дети садятся за стол. Рассматривают картинки с изображением хвостов животных и по очереди их называют.

Логопед: Мы Хозяюшка ещё и загадки умеем отгадывать.

Домик плавает и ходит, Он носом в землю постучит

Травку щиплет, воду пьёт Взмахнёт крылом и закричит,

Вы не знаете ребята Кричит он даже сонный,

Кто та в домике живёт. Крикун неугомонный.

(Дети отгадывают загадки, называя где «спрятался» звук «Х» в отгадках).

Определение места звука в слове.

Хозяюшка предлагает детям обвести по трафаретам отгадки и заштриховать их.

Развитие мелкой моторики.

Дети дарят свои рисунки на память Хозяюшке.

Хозяюшка: Ребята, части тела животных вы назвали, а части тела человека вы знаете?

Логопед: Мы не только их знаем, но и показать сможем.

(Дети рассказывают стихотворение и показывают части тела).

Есть на пальцах наших ногти

На руках запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бёдра, пятки, двое стоп

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове,

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски

И глаза что так близки.

Щёки, нос и две ноздри

Губы, зубы посмотри!

Подбородок под губой,

Вот что знаем мы с тобой!

Логопед: Много вы частей тела знаете, а знаете ли вы, что каждая из них выполняет свою функцию – работу. Здесь нам и пригодится волшебный мячик-ёжик. Каждый подумает и скажет, что можно делать: руками, ногами, зубами.

(Дети передают мяч по кругу, называя глаголы-действия).

Логопед: Пока вы играли, не забыли новый звук и слова с этим звуком?

(Дети припоминают слова со звуком «Х»).

Хозяюшка: Ребята я тоже знаю слово и в нём тоже есть звук «Х». Это слово – хоровод. Где в этом слове «спрятался» звук «Х».

Логопед: Ребята, мы с вами тоже знаем, что такое хоровод, давайте покажем.

Дети встают в хоровод, поют, выполняют хлопки, имитируя движение игры на дудке, танца.

На зелёном лугу, их вох!

Раз нашёл я дуду, их вох!

То не дудка была, их вох!

Веселуха была, их вох!

Стал я в дудку играть, их вох!

Стали все подпевать, их вох!

Стали все подпевать, их вох!

Стали в дудку играть, их вох!

Цели:

  • Автоматизировать правильное произношение звука [С] в слогах, словах и предложениях.
  • Формировать навык слогового и звуко-буквенного анализа слов.
  • Обогащать словарь путем подбора родственных слов.
  • Развивать грамматический строй речи путем составления предложений с предлогом.
  • Формировать навык слогового чтения.

Задание от снегурочки: распределить картинки под соответствующими слогами.

Каждому ребенку раздается лист формата А4 с написанными сверху слогами са, со, су, сы и картинки, в названиях которых есть данные слоги.

8. Автоматизация звука в словах, звуко-буквенный анализ слов (слайды 11 - 14).

Думаю, что вы и со следующим заданием снегурочки справитесь легко.

Назовите картинку, подберите подходящую звуковую схему.

Сначала ответьте: как спросим про лису? Какая лиса? Как зовут детенышей у лисы?

Как спросим? Какие санки? Назовите ласково.

Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.

Как спросим? Какая сорока? Почему сороку называют белобока ? А почему говорят чернокрылая ? длиннохвостая ?

Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.

Как спросим? Сколько предметов на картинке - один или много? Измените так, чтобы слово обозначало один предмет.

Ветка сосны - какая? (сосновая)

Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.

9. Динамическая пауза.

Речь с движением.

Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается - кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы - убегает от беды.
Прыгнул в бок и оглянулся, и под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок, чтобы найти никто не смог.

10. Автоматизация в предложении (слайд 15).

11. Автоматизация в связной речи (слайд 16).

Отвечайте на мои вопросы полными предложениями. Какие маленькие слова-предлоги вы употребили?

Пересказ текста с опорой на цифры и предлоги.

12. Итог занятия (слайд 17)

Какой звук научились произносить? В каком замке живет? Есть у него мягкий братец?
Спасибо за занятие!

Презентация Использованная литература.
  1. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  2. Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: Дельта, 1997.
  3. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. -СПб.: Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.