Крупнейшие транспортные узлы мира. Транспортный комплекс

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агенство морского и речного транспорта

Якутский институт водного транспорта (филиал)

«Новосибирская государственная академия водного транспорта»

Контрольная работа

Дисциплина: «Транспортная система России»

Тема: «Транспортные узлы»

Выполнил: студент 1 курса

Мурзина К.И.

Проверил:

Хохлачев И.А.

Якутск, 2014

Введение

1. Транспортные узлы

1.1 Общие понятия транспортного узла

1.2 Основные характеристики функционирования транспортного узла

2. Оптимизация процессов взаимодействия в узлах

2.1 Оптимизация оперативного управления

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Транспортный узел - это комплекс сооружений, технических средств, трудовых ресурсов в пункте стыка двух и более видов транспорта, в котором на основе взаимосвязанных технологических процессов и современных организационных форм управления осуществляется передача грузов с одного вида транспорта на другой.

Транспортные узлы занимают важнейшее место в организации комбинированных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта. В узлах осваивается большой объем грузовой работы. Самыми большими считаются узлы, в состав которых входят морские и речные порты.

На долю транспортных узлов приходится не только большой объем грузопереработки, но и существенная часть времени нахождения груза в процессе транспортировки, а задержки грузов в узлах влекут за собой дополнительные транспортные издержки. Ускорить переработку грузов в узлах, сократить непроизводительные простои, обеспечить сохранность груза - вот основные задачи, стоящие перед работниками транспортных узлов. Один из путей решения этих задач - оптимизация оперативного управления работой транспортного узла, которой и посвящена предлагаемая работа.

1. Транспортные узлы

1.1 Общие понятия транспортного узла

Транспортный узел как система - совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или более видов транспорта. Понятие транспортного узла включает собственно перевозочный процесс, технические устройства и средства контроля и управления. Узлы играют важную роль в организации комбинированных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта.

Основными элементами пунктов взаимодействия являются железнодорожные пути, причалы, крытые склады и площадки, погрузочно-разгрузочные комплексы, сортировочные устройства. Техническое оснащение и технология работы транспортных узлов во многом определяет эффективность работы транспортной системы в целом.

Помимо непосредственно перевалки грузов и пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой, в транспортных узлах производятся следующие виды работ: организация маршрутов с мест погрузки, обслуживание транзитных потоков, комплексное обслуживание подвижного состава, транспортно-экспедиционная и коммерческая работа, таможенное оформление и хранение грузов, обслуживание клиентуры.

В зависимости от хозяйственного профиля города можно выделить транспортные узлы, обслуживающие: центры обрабатывающей промышленности, центры добывающей промышленности, многоотраслевые центры, непромышленные и курортные центры. Классифицируются узлы и по числу взаимодействующих видов транспорта. Наиболее распространенными являются железнодорожно-автомобильные, железнодорожно-водно-автомобильные и водно-автомобильные. Кроме того, по расположению узлов в транспортной системе узлы бывают транзитные, обслуживающие преимущественно транзитные потоки грузов и пассажиров, и узлы конечные, в которых транзитные операции с транспортными потоками отсутствуют. Чаще, однако, узлы сочетают в себе два этих признака, так как для части грузопотоков и пассажиропотоков узлы бывают транзитные, а для другой части - конечные.

1.2 Основные характеристики функционирования транспортного узла

Можно выделить три основные группы показателей, характеризующих работу транспортного узла: временные характеристики, показатели надежности и показатели экономической эффективности работы узла.

К основным временным характеристикам функционирования транспортного узла относятся:

Среднее время нахождения транспортного потока i-й категории в транспортном узле;

Среднее время, затрачиваемое непосредственно на обработку транспортного потока i-й категории;

Среднее время ожидания начала обслуживания транспортного потока i-й категории.

Важным показателем качества работы узла является коэффициент задержки обслуживания транспортного потока, который показывает, во сколько раз время пребывания единицы транспортного потока i-ой категории в транспортном узле () больше времени непосредственного его обслуживания (). Этот коэффициент определяется по формуле

Допустим,

6 ч, а= 4,2 ч,

Рассмотрим, как рассчитывается коэффициент задержки обслуживания транзитного потока с переработкой в железнодорожном узле. Для этого определяется общее время нахождения транзитного потока с переработкой в узле и среднее временя, затрачиваемое непосредственно на обработку:

где - время обработки состава по прибытии; горочный технологический интервал; - время на окончание формирования и выставку состава в парк отправления; - время обработки состава перед отправлением; - среднее время простоя вагонов под накоплением; - время ожидания соответственно расформирования, формирования, отправления.

Подставляя значения и в формулу (1), получим

Большое значение коэффициента задержки обслуживания в транспортном узле говорит о необходимости совершенствования режимов взаимодействия с использованием имеющихся резервов. Снижение коэффициента задержки обслуживания потока в транспортном узле - одна из важнейших задач, решение которой позволяет значительно ускорить оборот транспортных средств и стоимость грузовой массы на колесах.

Для совершенствования режимов взаимодействия разных видов транспорта в узле необходимо:

· планировать и согласовывать подход транспортных единиц к транспортному узлу;

· сокращать неравномерность поступления транспортных потоков;

· совершенствовать взаимодействие станций с подъездными путями;

· разрабатывать и осуществлять программы долгосрочного развития технического оснащения узла;

· повышать уровень механизации и автоматизации основных циклов обработки транспортных средств.

Если говорить о надежности работы транспортного узла, то эксплуатационная надежность - это способность узла или его элемента выполнять функции по обслуживанию транспортных потоков с сохранением эксплуатационных показателей в заданных пределах в течение требуемого периода времени. Определение эксплуатационной надежности транспортного узла (или его элемента, подсистемы) базируется на совокупности следующих понятий: отказ (частичная или полная утрата работоспособности), среднее время безотказной работы, среднее время восстановления, вероятность безотказной работы и др. Причем эти понятия имеют смысл только для элементов узла, по отношению к которым применимо понятие “отказ”. Это может быть задержка прибывающего поезда у входного сигнала в связи с занятостью парка приема, повреждение горочных устройств, маневровых локомотивов, погрузочно-разгрузочных механизмов, занятость причала и др.

Универсальной оценкой работы транспортного узла является его экономическая эффективность, оцениваемая затратами на разработку проектных решений, их реализацию и эксплуатацию введенных в строй объектов.

транспортный узел перевозка оптимизация

2. Оптимизация процессов взаимодействия в узлах

2.1 Оптимизация оперативного управления

Протекающие в узлах процессы можно разделить на краткосрочные (оперативные), среднесрочные и долгосрочные. Для каждой группы названных процессов задачи и принципы оптимизации отличаются как постановкой, так и сложностью решения. Рассмотрим проблему оптимизации краткосрочных процессов, то есть таких, которые длятся в течение смены или суток и могут управляться оперативными работниками (диспетчерами, дежурными руководителями смен).

Большинство задач оперативного управления можно разделить на три группы:

· задачи выбора оптимальной очередности обработки подвижного состава. К ним относятся, в частности, задачи упорядочения обслуживания подвижного состава разных видов транспорта, а также выбор оптимальной очередности обработки грузовых фронтов;

· задачи распределения по фронтам работ подвижного состава, погрузочно-разгрузочной техники, порожнего подвижного состава и других ресурсов;

· задачи планирования завоза-вывоза грузов с пунктов взаимодействия разных видов транспорта.

В зависимости от способа задания информации применяемые методы решения подразделяются на детерминированные, частично-вероятностные и неопределенные. При решении задач такого типа могут использоваться методы линейного и динамического программирования, оптимального управления и др.

Заключение

В транспортных узлах происходит взаимодействие различных видов транспорта, в том числе транспортных средств и перегрузочной техники.

Транспортный узел (ТУ) - это пункт стыковки двух или более видов транспорта, технологическое взаимодействие которых обеспечивается соответствующим комплексом устройств и средств. Транспортный узел рассматривается как сложная система, в которой происходит совместная работа разных видов транспорта при различной технологии каждого из них, разном комплексе транспортных средств и устройств для переработки подвижного состава и грузов. Транспортный узел характеризуется единой целью функционирования взаимодействующих в нем видов транспорта. Одним из важных элементов в развитии транспортной системы Российской Федерации является развитие альтернативных авиатранспортных узлов - “хабов”. Совершенно очевидно, что эффективность функционирования транспортного комплекса в значительной степени зависит от наличия хорошо налаженной, логистически обоснованной системы формирования и управления как грузовыми, так и пассажирскими потоками.

До недавнего времени российский авиатранспортный рынок имел два ярко выраженных позиционных сектора: интенсивные авиасвязи Москва -регионы и малочастотное межрегиональное сообщение. Первый
характеризуется высокой потенциальной емкостью и чрезвычайной конкуренцией с участием как крупнейших федеральных, так и множества региональных перевозчиков. Второй менее емок и конкурентен, но
малоэффективен стратегически. Формирование транспортного узла и организация узловой схемы выполнения рейсов, когда расписание планируется таким образом, чтобы создать стыковочные связи, является принципиально новой услугой для пассажира. Формирование высокочастотных, в большинстве своем ежедневных межрегиональных рейсов, не завязанных на перегруженные и не слишком удобно расположенные московские аэропорты, позволит повысить эффективность перевозок для авиакомпании. Сегодня существует значительный и во многом не удовлетворенный спрос на такие перевозки.

Список использованной литературы

1. Аксенов И.Я. «Единая транспортная система»: Учебник для вузов. - Транспорт, 1980.

2. Сарафанова Е.В., Евсеева А.А., Копцев Б.П. «Грузовые автомобильные перевозки»: Издательский центр “Март”, 2006.

3. Оптимизация работы транспортных узлов: Методическое пособие для выполнения практических работ. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2001. - 35 с.: ил.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Оптимизация и формирование инвестиционной программы. Обработка транспортных средств в пунктах взаимодействия. Определение сроков задержки вагонов и грузов. Сравнительная оценка режимов взаимодействия железнодорожного и автомобильного транспорта.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Транспорт как важная отрасль народного хозяйства. Условия взаимодействия различных видов транспорта. Идентичность планов перевозок грузов смешанного сообщения. Бесперегрузочные и контейнерные перевозки. Транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Система общих показателей для всех видов транспорта. Основные эксплуатационные характеристики транспортных средств различных видов. Себестоимость перевозок. Специализированные и нетрадиционные виды транспорта, их характеристики и проблемы развития.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Характерные особенности различных видов транспорта, используемых при перевозках. Определение характеристик различных маршрутов доставки груза. Оценка эффективности использования различных видов транспорта при грузовых перевозках на различные расстояния.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2015

    Морской транспорт и его значение. Структурно-функиональная характеристика единой транспортной системы. Области взаимодействия различных видов транспорта. Расчет веса составов различных видов транспорта. Определение потребного числа средств автотранспорта.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2014

    Характеристика и слагаемые транспортных издержек. Классификация затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) на транспорте. Особенности транспортных тарифов. Основные признаки нетрадиционного вида транспорта. Причины его появления.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2010

    Классификация транспорта в логистике. Глобальная информатизация транспортных процессов. Усложнение организации перевозок и развитие мультимодальных перевозок. Цель и задачи транспортной логистики. Выбор способа транспортировки и транспортного средства.

    презентация , добавлен 30.08.2013

    Транспорт и транспортная логистика. Взаимодействие различных видов транспорта. Анализ деятельности компании и ее основных показателей. Анализ взаимодействия различных видов транспорта на логистических принципах на предприятии на примере АО "ПГК".

    дипломная работа , добавлен 15.01.2017

    Транспортные издержки потребителей и затраты транспорта при перевозке грузов. Определение способа перевозок. Расчёт автомобильного, железнодорожного и речного вариантов доставки. Графический способ определения целесообразного использования транспорта.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2014

    Организация перевозок железнодорожным транспортом. Транспортные договора, правила перевозки грузов на различных видах транспорта. Маршрутизация перевозок грузов. Транспортная документация на различных видах транспорта. Пример договора по перевозке грузов.

Транспортная система России

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Транспортная система России - совокупность транспортных средств , инфраструктуры и управления , функционирующих на территории Российской Федерации .

    1 Характеристика системы

    2 Структура системы

    • 2.1 Железнодорожный транспорт

      2.2 Морской транспорт

      2.3 Речной транспорт

      2.4 Трубопроводный транспорт

      2.5 Автомобильный транспорт

      2.6 Воздушный транспорт

      2.7 Промышленный транспорт

      2.8 Общественный транспорт

      2.9 Транспортные узлы

      2.10 Транспортные коридоры

    3 Управление системой

    4 Транспортное законодательство

    5 См. также

    6 Примечания

Характеристика системы

Структура российского грузо - и пассажирооборота в 2005 году

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. кмжелезных дорог , более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте - и продуктопроводов , свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов , 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.

Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта -железнодорожный и трубопроводный . На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов , в карьерах открытых разработок полезных ископаемых , на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов . Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством .

Подавляющая часть пассажирооборота приходится на четыре вида транспорта: воздушный (30 %), автобусный (29 %), железнодорожный (29 %) и метрополитен (9 %). Тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.

Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем (недоступная ссылка).

По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам) . Средняя подвижность населения России (на 2011 год) - около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы - 15-20 тыс. км, в США, Канаде - 25-30 тыс. км в год) . Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице .

Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций - перевозчиков и посредников - с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 1990-е годы.

Структура системы

Транспортная система России имеет сложную структуру , она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры , а также промышленный и общественный транспорт . Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям .

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт наиболее развит в России (на него по данным на 2011 год приходилось 85 % внутреннего грузооборота) . По протяжённости железнодорожного полотна (86 тысяч км, половина из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США . В России железнодорожный транспорт подразделяется на: железнодорожный транспорт общего пользования, железнодорожный транспорт необщего пользования и технологический железнодорожный транспорт. В европейской части страны железнодорожная сеть имеет радиальный вид, железные дороги сходятся к Москве. Первая крупная железнодорожная магистральСанкт-Петербург - Москва вступила в строй в 1851 году . Тогда же началось строительство железных дорог из Санкт-Петербурга в южном направлении.

В азиатской части железнодорожная сеть имеет широтное простирание и небольшую плотность. Важнейшая магистраль - Транссибирская - начала строиться в 1892 году одновременно от Челябинска через Новониколаевск наКрасноярск и Иркутск и от Владивостока на Хабаровск . Движение открыто в 1916 году . В 1913 году была построены ветвь Омск - Тюмень - Екатеринбург . Позже были построены широтные дублёры Транссибирской магистрали: линия Карталы - Астана - Павлодар - Барнаул - Артышта , которая в середине ХХ века была продолжена до Усть-Кута (через Новокузнецк , Абакан , Тайшет , Братск ); линия Семипалатинск - Барнаул - Новосибирск ; Байкало-Амурская магистраль . В 1970-1980-х годах для освоения нефтяных и газовых ресурсов Западной Сибири была построена железная дорога Тюмень - Сургут - Уренгой - Ямбург .

В 1992-1999 годах в России было построено 218 км новых железнодорожных линий и электрифицировано 1962 км железных дорог. В 2000-2008 годах было построено 899 км новых железнодорожных линий и электрифицировано 3083 км железных дорог. Расширяется объём грузов, перевозимых через территорию Финляндии и её порты (чему способствует одинаковая ширина колеи). Для этого строится железная дорога Кочкома -Ледмозеро и далее к железным дорогам Финляндии.

Железные дороги, по состоянию на весну 2012 года, имеются в 78 из 83 субъектов Российской Федерации. Нет железных дорог только в Республике Алтай , Республике Тыве , Камчатской области , Магаданской области , Чукотском АО (на начало 2012 года). С постройкой железной дороги Курагино - Кызыл Тыва станет 79-м субъектом России, имеющим железнодорожный транспорт.

Морской транспорт

Этому виду транспорта принадлежит главная роль в межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется её положением на берегах трёх океанов и протяжённостью морской границы 42 тысячи километров. Основные порты: на Чёрном море - Новороссийск , Туапсе ; на Азовском море - Таганрог ; на Балтийском - Санкт-Петербург , Калининград , Балтийск , Выборг ; на Баренцевом - Мурманск ; на Белом -Архангельск ; на Японском - Ванино , Владивосток , Находка , Порт Восточный .

Речной транспорт

Протяженность внутренних водных путей, «Перечень..» которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации, составляет 101,6 тыс. км . Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40 % грузооборота речного флота. Благодаря Волго-Балтийскому , Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва - «портом пяти морей».

К другим важным рекам европейской России относятся Северная Двина с притоками, Сухона , Онега , Свирь , Нева .

В Сибири основные реки - Енисей , Лена , Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдалённые регионы. Значение сибирских речных путей весьма значительно, вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении). Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и Иртышу транспортируется нефть из Тюмени. Обь судоходна на протяжении 3600 км, Енисей - 3300 км, Лена - 4000 км (навигация продолжается 4-5 месяцев). Порты нижнего течения Енисей - Дудинка и Игарка - доступны для морских судов, следующихСеверным морским путём . Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на железные дороги - Красноярск , Братск , Усть-Кут .

Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является Амур . Судоходство осуществляется на всём протяжении реки.

Трубопроводный транспорт

Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть , природный и попутный газ . Транспортировка нефтепродуктов , жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности вширотном направлении .

Крупные нефтепроводы:

    Нефтепровод «Дружба» - крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы );

    Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва ;

    Нижний Новгород - Ярославль - Кириши ;

    Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон , Снегирёвка - Одесса ;

    Сургут - Тюмень - Уфа - Альметьевск ;

    Нижневартовск - Самара ;

    Сургут - Полоцк ;

    Александровское - Анжеро-Судженск ;

    Красноярск - Ангарск ;

    Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу .

Крупнейшие газопроводы:

    газопровод Саратов - Москва - первый газопровод в России (840 км);

    Ставрополь - Москва ;

    Краснодарский край - Ростов-на-Дону - Серпухов - Санкт-Петербург ;

    Средняя Азия - Урал

    Медвежье - Надым - Тюмень - Уфа - Торжок ;

    Надым - Пунга - Пермь ;

    Уренгой - Сургут - Тобольск - Тюмень - Челябинск .

    Северный поток

    крупнейшая в мире система газопроводов Уренгой - Помары - Ужгород - страны Восточной и Западной Европы (4451 км),

    газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.

Крупные продуктопроводы:

    Уфа - Брест с ответвлением на Ужгород;

    Уфа - Омск - Новосибирск ;

    Нижнекамск - Одесса .

Строятся газопроводы Бованенково - Ухта , Сахалин - Хабаровск - Владивосток .

Проектируются газопроводы Южный поток , Алтай , Якутия-Хабаровск-Владивосток и Прикаспийский газопровод , нефтепроводы Балтийская трубопроводная система-II , Мурманский нефтепровод и Заполярье-Пурпе-Самотлор .

Автомобильный транспорт

Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России составляет 754 тыс. км (2008). В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров.

С 2000 по 2008 годы объём перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличился на 17 %, грузооборот - на 41 %.

По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире . По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем ряде других стран: так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США - около 13 км, во Франции - 15,1 км на 1 тыс. жителей . Общая протяжённость автодорог - 910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом , 45,4 тыс. км дорог федерального значения . По данным на 2011 год, 92 % протяжённости федеральных трасс страны представляют собой дороги, где движение осуществляется по одной полосе в каждом направлении; 29 % федеральных трасс работают в режиме перегрузки . Плохое состояние автодорог страны влечёт за собой крайне низкую среднюю скорость перемещения коммерческих грузов автотранспортом - около 300 км в сутки (в странах Европы - приближается к 1500 км в сутки) .

Деятельность транспортно-экспедиционных компаний по доставке грузов наземным автотранспортом в настоящее время регулируется Уставом автомобильного транспорта.

В сентябре 2010 года было завершено строительство автомагистрали «Амур» .

Основным государственным источником финансирования дорожного хозяйства России с 2011 года является Федеральный дорожный фонд , запланированный объём отчислений в него в 2011 году составляет 386,7 млрд руб. .

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение (скоропортящиеся грузы), бо́льшее значение он имеет для пассажироперевозок. В районах Крайнего Севера важную роль играютвертолеты : перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д. Основными центрами авиасообщения являются Москва , Санкт-Петербург , курорты Северного Кавказа ,Екатеринбург , Новосибирск , Иркутск , Хабаровск , Владивосток . При этом подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80% (по состоянию на 2011 год) авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву . Сеть действующих аэропортов в России с 1991 года по 2012 год сократилась более чем в 4 раза . В отличие от большинства развитых государств, в России национальные авиаперевозчики могут использовать (и используют) лётную технику, зарегистрированную не в РФ, а в иностранных офшорных зонах .

Пассажирские и грузовые перевозки (РСФСР, РФ):

Перевезено грузов млн т

Перевезено пассажиров млн

Промышленный транспорт

К промышленному транспорту относится транспорт необщего пользования и технологический транспорт, выполняющий производственно-технологические перевозки грузов на внутренних дорогах промышленных предприятий и организаций, комплексов зданий и сооружений, транспортных служб, и не выходит на дороги общего пользования. В соответствии со СНиП 2.05.07-91 в промышленный транспорт входят:

    железнодорожный транспорт с колеей 1520 мм и 750 мм,

    технологический автомобильный транспорт, включая моторные тележки шириной до 2,1 м, предназначенные для межцеховых перевозок: аккумуляторные (погрузчики , тягачи с прицепами , электрокары ) и с двигателями внутреннего сгорания (автопогрузчики , автокары и тягачи с прицепами).

    гидравлический транспорт ,

    канатный подвесной транспорт ,

    конвейерный транспорт .

Общественный транспорт

Во внутригородских перевозках пассажиров в России лидируют автобусы . В крупнейших городах также налажено трамвайное и троллейбусное сообщение. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий 7,6 тыс. км. Самой протяжённой трамвайной сетью в мире располагает Санкт-Петербург (более половины находится в аварийном состоянии). В семи крупнейших городах - Москве , Санкт-Петербурге , Нижнем Новгороде , Самаре ,Екатеринбурге , Новосибирске и Казани - имеется метрополитен . Суммарная эксплуатационная длина путей метрополитена составляет более, чем 475 км.

Транспортные узлы

На территории России можно выделить два типа транспортных узлов .

    Узлы международного, федерального уровня, зона их влияния распространяется на крупные экономические районы: Сибирь , Дальний Восток , Урал , Поволжье , Центральная Россия , Юг России , Северо-Запад России . К федеральным узлам относятся Москва , Санкт-Петербург , Калининград , Ростов-на-Дону , Нижний Новгород , Екатеринбург , Новосибирск , Владивосток .

    Узлы регионального (межрегионального) значения, зона их влияния распространяется на один, два, три субъекта Российской Федерации (республика , край , область , округ ).

Федеральные и региональные транспортные узлы взаимно дополняют друг друга: грузы с определенной территории первоначально аккумулируются в региональном узле в необходимых для формирования маршрутного направления объёмах, а потом централизованно доставляются в федеральный транспортный узел, что позволяет сократить порожний ход транспорта.

Транспортные коридоры

Путь из Европы в Азию через Россию - кратчайший, поэтому для неё экономически целесообразно развитие транспортных коридоров. В настоящее время по территории России проходят три панъевропейских транспортных коридора : первый «Север-Юг» (Хельсинки - Таллин - Рига - Каунас и Клайпеда - Варшава и Гданьск ), второй «Восток-Запад» (Берлин - Познань - Варшава - Брест - Минск - Смоленск - Москва - Нижний Новгород ) и девятый (Хельсинки - Выборг - Санкт-Петербург - Псков - Москва - Калининград - Киев - Любашёвка - Кишинёв - Бухарест - Димитровград - Александрополис ).

Стратегически важными являются Транссибирская магистраль , паромные линии на Балтике , коридор для доставки грузов с Тихоокеанского побережья США в Китай через российские порты Приморья , воздушное пространство России .

Управление системой

По состоянию на декабрь 2012 года управление системой транспорта в Российской Федерации осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации .

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах .

Транспортное законодательство

Почтовая марка России , 2009 год : 200 лет транспортному ведомству России

Основные акты транспортного законодательства:

    Конвенции о международных перевозках

    Гражданский кодекс РФ

    Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Федеральный Закон РФ № 18-ФЗ от 10 января 2003 года

    Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Федеральный Закон РФ № 24-ФЗ от 7 марта 2001 года

    Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Федеральный закон № 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года

    Федеральный Закон РФ № 87-ФЗ от 30 июня 2003 года «О транспортно-экспедиционной деятельности»

    Федеральный Закон РФ № 17-ФЗ от 10 января 2003 года «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

Важные элементы нормативной базы деятельности транспорта - различные правила перевозок и тарифы .

См. также

    Экономика России

    Транспортная система

    Министерство транспорта Российской Федерации

Примечания

    Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования

    Транспортная система России: конкурентоспособность в международном измерении

    1 2 3 4 5 Светлана Иванова. В целом: Недалеко уехали Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012.Проверено 25 мая 2011.

    1 2 3 4 Михаил Блинкин. В целом: Идеология эпохи гужевого транспорта . // Ведомости, Приложение «Форум», 25.05.2011. Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012. Проверено 25 мая 2011.

    1 2 3 4 Основные показатели транспорта // Росстат

    В соответствии с ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской федерации»

    1 2 Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1992-2008 гг. // Росстат

    Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. - М.: Лицей, 2001.

    Лившиц В. Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире / В. Н. Лившиц. - М.: 2002.

    Правительство РФ подписало распоряжение о строительстве нефтепровода «Заполярное-Пурпе» // Интерфакс, 29 апреля 2010

    Протяжённость автомобильных дорог. Всего - Сравнение стран | на карте мира

    Протяжённость автомобильных дорог. Всего - Сравнение стран и регионов

    Транспортная стратегия. Современное состояние

    Ассоциация «Аэропорт»

    1 2 Отчёт о деятельности генеральной дирекции ассоциации «Аэропорт» // Аэропорт Партнёр : журнал. - Москва, 2007. - № 3-4. - С. 5.

    Левицкий Л. Теряем высоту Как авиапрому выживать после крушения «Сухого Суперджета-100»? // Аэропорт Партнёр : журнал. - Москва, 2012. - № 6.

    Обеспечить безопасную и эффективную работу воздушного транспорта // Аэропорт Партнёр : журнал. - Москва, 2011. - № 3. - С. 3.

    «Правительственный час» в Госдуме // Аэропорт Партнёр : журнал. - Москва, 2012. - № 1. - С. 8.

    Людмила Морозова Лететь незачем // Российская Бизнес-газета. Промышленное обозрение : газета. - Москва, 2012. - № 843.

    Российский статистический ежегодник. 2011. - Москва: Росстат, 2011. - 795 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-89476-319-4

    СНиП 2.05.07-91 Промышленный транспорт

    Комаров К. Л., Максимов С. А. Проблемы и задачи формирования системы мультимодальных транспортных узлов (транспортно-логистических центров) в Российской Федерации (на примере Новосибирского мультимодального транспортного узла). - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2003. - 43 с.

    Григорьев М. Н., Долгов А. П., Уваров С. А. Логистика. - М.: ГАРДАРИКИ, 2006.

    Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 (ред. от 29.11.2012) "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации".

Литература

    Якушев П. Я. Транспортная система России М., Транспорт, 1999

    Шишкина Л. Н. Транспортная система России / Шишкина Л. Н. - М.: 2003.

    Транспортная система Российской Федерации

    Основные транспортные коридоры России

    Оперативные новости транспортного комплекса

    Формирование транспортно-логистической инфраструктуры России

    Международные транспортные коридоры как фактор интеграции России в европейскую транспортную систему

    Транспортная система как фактор национальной безопасности

    Владислав Иноземцев. Транзитной страны из России уже не выйдет . // vedomosti.ru. Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.Проверено 29 ноября 2012.

Источник - «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Транспортная_система_России&oldid=53670215 »

Региональная транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она HaMHoгo уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной ceтью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и гycтота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных доpoг в большинстве стран сокpaщается, и крупные новостройки в 50 70-х гг. были характерны только для некоторых стран Bocточной Европы (Польша, Югославия, Албания).

Конфигурация сухопутной транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.

Пример. Главные широтные трансъевропейские магистрали,проходят следующим образом:
1) Брест - Париж - Берлин- Варшава - Минск - Москва,
2) Лондон - Париж - Вена-Будапешт - Белград - София - Стамбул.

Начиная с 80-90-x гг. по мeре развития интеграционных связей в рамках ЕС особое внимание уделяется транспортной инфраструктуре. Расширяется сеть автострад, высокоскоростных железных дорог, которые «пронизали» уже всю зарубежную Eвропу.

Пионером в строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей стала Франция.. Затем они были построены также в Германии, Великобритании, Италии, Испании, других странах. А уже после этого нaчалось строительство международных магистралей.

Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направление. Ocoбенно велико транспортное начение Рейна, по которому перевозится более 200 млн т гpyзов в год. После ввода в эксплуатацию в 1992 г. водного пути Рейн-Майн- Дунай, который соединил обе важнейшие водные артерии зарубежной Европы, eгo значение еще больше возросло.

В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу, такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде вceгo международные перевозки.

Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портовопромышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно такназываемой «портовой промышлености», работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них Роттердам.

Пример. Грузооборот Pоттepдaмского порта превышает 350 млн т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дopoгами, нефтегазопроводами.

Западная Европа хороший пример тoгo, как даже крупные естественные преграды пере стают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Ceвернoгo, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через пролив Босфор в Турции, автодорожный и железнодорожный через проливы Большой Бельт и "Эре сунн в Дании. Но одна из подобных новостроек, имеющая особое значение, получила наименование «проект века». Это Евротоннель под
Ла-Маншем - совместная стройка Франции и Великобритании.

Во второй половине 90-x гг. был составлен и начал осуществляться поистине грандиозный проект создания единой транспортной сети Европы. Он предусматривает формирование до 2010 г. девяти транспортных коридоров между Западом и Bocтоком Европы общей протяженностью примерно в 17 тыс.км.

Каждый коридор, по существу, будет представлять собой полuмагuсmраль 1 , включающую и автострады, и железные дороги, а Дунайский коридор - также и водный путь. Два из этих коридоров будут проходить через Москву: Берлин - Варшава-Минск - Москва и Хельсинки-Санкт-Петербург- Москва -Киев - Кишинев - Бухарест.

Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию, как во Франции, где «все дopoги ведут в Париж», либо мнoгоцентровую, как, например, в ФРГ.

Наука и финансы: Teхнопарки, технополисы и банковские центры.

По примеру Силиконовой долины в США в зарубежной Европе также возникло мнoгo научно-исследовательских парков, технополисов, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРl). На юге Франции, в районе Ниццы, сформировалась так называемая «Дорога высокой технологии».

В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страныбанкира давно уже стала Швейцария: в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется «экономическая столица» страны Цюрих.

1 Полимагистраль - «жгут» параллельных или почти параллельных линий одного или нескольких видов транспорта, осуществляющих сообщение между одни ми и теми же районами и транспортными узлами.

В последнее время в стpaну банкира превратился и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остaется Лондон.

По развитию всех видов т р а н с п о р т а США превосходят любую другую страну: на них приходится 1/3 общей протяженности транспортной сети и 1/4 всех перевозок стран Запада. Транспортная система США (вместе с Канадой) образует особый североамериканский тип . Для нее характерны развитие всех видов транспорта, большие размеры пере возок грузов и пассажиров, большая дальность этих перевозок, особенно важна роль автомобильного транспорта. Каркас транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений. Протягиваюшиеся от Атлантического до Тихого океана и от канадской до мексиканской границы. На нeгo как бы накладывается сеть внутрен них водных путей. В широтном направлении это система реки Св. Лаврентия и Великих озер В меридиональном направлении это-Миссисипи. В местах пересечения сухопутных и водных магистралей и воздушных линий образовались крупные тpaнcпортные узлы. Самый крупный тpaнспортный узел США - Чикаго. Здесь сходятся десятки железных и автомобильных дopoг, про изводится перевалка большого количества разнообразных грузов. Чикагский аэропорт «О"Хэйр» до недавнего времени был крупнейшим в мире. Но теперь он уступил первое место Атланте. Крупные транспортные узлы сложились во многих морских портах, которые расположены на атлантическом и тихоокеанском побережьях страны, а также на «третьем морском побережье» США - Великих озерах. Bceгo в стране около ста крупных портов. Самые главные из портовопромышленных комплексов нaходятся на северном участке aтлантического побережья, который отличается обилием удобных естественных гаваней, и на побережье Мексиканского залива. В н е ш н и е экономические связи имеют большое значение и для страны. По размерам внешнеmоргового оборота США занuмаеm первое место в мире. Их товapный экспорт состоит из промышленных изделий и продукции сельского хозяйства. На экспорт идет около 150% промышленной продукции (в том числе 1/4 металлов, 1/5 машин и химических товаров). Экспортность сельского хозяйства значительно выше и составляет по пшенице 1/2, по сое-бобам и табаку 1/3 и по кукурузе 1/5. США занимают также первое место в ире по экспорту услуг. В импорте США преобладают сырье, машины и оборудование. География внешней торговли США в первую очередь определяется их связями с двумя другими членами НАФТА - Канадой и Мексикой, а также с Европейским союзом и Японией. США являются крупным экспортером капитала, который нaправляется преимущественно в страны Запада. Но экспорт капитала европейских стран и Японии в США также очень велик.

6.Характеристика макрорайонов США: Северо-восток, Юг, Средний запад. В США мнoгo технопарков и технополисо.

Северо-восток – самый небольшой мaкpорайон США по площади, но роль eгo в жизни страны была и остается чрезвычайно важной.. Здесь происходило зарождение промышленного пояса. Земледелие на Северо-востоке популярностью не пользовалось – суровые зимы и неплодородные почвы сыграли в этом не последнюю роль. Начиная со второй половины 20 века, по многим показателям Северо-восток стал отставать от своих собратьев. Но, он продолжает оставаться важным районом страны. Северо-восточный мегаполис называют «главной улицей» страны. Тут находится экономическая столица США – Нью-Йорк и политическая – Вашингтон. Северо-восток также славится своей отличной системой образования и высокой культурой. Здесь находятся университеты, которые считаются наиболее востребованными учебными заведениями в стране. Средний Запад – сила и мощь Америки. Был освоен уже в 19 веке. Столица - Чикаго. знаменит своими благоприятными погодными условиями и хорошей почвой. Богат железной рудой и углем. В этом макрорайоне США также находится молочный пояс. Известен на Среднем Западе и кукурузный пояс. Тут фермеры разводят крупный рогатый скот и свиней. Помимо этого естественные ландшафты прерий уже давно вытеснили пояса озимой и яровой пшеницы. Юг – время больших перемен. Долгое время Юг считался районом отсталым, он развивался медленнее, чем Северо-Восток и Средний Запад. Долгое время здесь господствовал рабовладельческий строй. Именно на Юге выращивался хлопок. В наст.время регион вышел на лидирующие позиции по добыче природного газа и нефти, тканей и табачных изделий. Развивается сельское хозяйство. Юг разделен на несколько частей: 1. Старый Юг, который славен своими табачными плантациями. Именно здесь начался выпуск сигарет «Мальборо». 2. Глубокий Юг. Главный район производства хлопка. Символ его – Атланта. 3. Новый Юг, который на сегодняшний день считается самым развитым районом. Здесь находится аэрокосмическое производство. Известные города – Хьюстон и Даллас. Запад – молодой и перспективный – моложе, чем остальные районы США. Горные цепи, которые тянутся с севара на юг, разделили район США на две части – на сухой Юг и сырой Запад. Национальный состав населения отличается многообразием. Большие города здесь граничат с пустыми пространствами, плодородные долины – с высокими горами. Запад начал развиваться только после Второй мировой войны и с тех пор не отстает от старых районов США . Самый известный и крупный город – Лос-Анджелес. Калифорния – самый густонаселенный западный штат. Самым крупным городом является Лос-Анджелес.

7. ЭГХ Канады. Канада расположена в Северной Америке. Занимает северную часть материка и примыкающие к ней острова, в том числе Канадский Арктический архипелаг, Ньюфаундленд, Ванкувер и др. Площадь Канады – 9,971 млн кв. км. Это второе по площади государство (после России) и третье по размеру суши (после России и КНР) государство в мире. На юге и юго-западе граничит с США; на западе, севере и востоке омывается Тихим, Северно-Ледовитым и Атлантическим океанами. Территориально-административное деление Канады – это 10 провинций (Онтарио, Квебек, Новая Шотландия, Нью-Брансук, Манитоба, Британская Колумбия, о. принца Эдуарда, Саскачеван, Альберта, Ньюфаундленд) и две территории (Северно-западные, Юкон). Столица – г. Оттава. Канада поддерживает связи с большинством стран мира дешевым водным путем. Через Канаду пролегают международные авиалинии, соединяющие Европу и Азию с Американским континентом. Население – малочисленно. 31 млн. чел. Большая часть населения – потомки европейских переселенцев, преимущественно англо-канадцы, а также немцы и украинцы, итальянцы, скандинавские народы, голландцы, венгры, поляки, литовцы, латыши, белорусы, китайцы, японцы, филиппинцы, арабы и др. Коренное население – индейцы. Демографическая ситуация - снижение рождаемости, увеличение доли лиц пенсионного возраста. Половозрастную структуру Канады можно назвать как регрессивную с преобладанием женского населения. Канада – высокоурбанизированное государство; 76,9% всего населения проживают в городах. Государственный строй. Канада – федерация, состоящая из провинций, обладающих широкими правами, и территорий с меньшей степенью самоуправления. По форме правления – конституционная монархия. Канада входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. главой государства номинально является королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, который назначается королевой по рекомендации премьер-министра, как правило, сроком на 5 лет. Законодательная власть в Канаде принадлежит парламенту, состоящему из выборной (на 5 лет) палаты, общин и назначаемого сената. Исполнительная власть осуществляется правительством (однопартийным) во главе с премьер-министром. Законодательную власть в провинциях, возглавляемых лейтенант-губернаторами, осуществляют законодательные собрания; исполнительную – правительства во главе с премьерами. Природно-ресурсный потенциал страны. Из-за огромной протяженности с севера на юг (5 тыс. км) и с востока на запад (6,5 тыс. км) Канада отличается природно-ресурсным разнообразием. Свыше трети всей территории страны покрыто лесами с ценными породами древесины (дугласия, гигантская туя, бальзамическая пихта, лиственница, черная и белая ель), в лесах водится пушной зверь. По запасам древесины Канада находится на втором месте в северном лесном поясе (после России). На юге Канады расположены низменности и равнины, в том числе равнина р. Св. Лаврентия и часть внутренних равнин. На западе находится гигантская горная система Кордильер. В недрах Канады представлена практически вся система Д. Менделеева: руды черных и цветных металлов, уран, нефть, природный газ, каменный уголь, калийные соли, асбест. Районы Канадского щита богаты металлическими рудами; равнины запада и Севера – энергетическим сырьем. Богата Канада озерами. Здесь находится 15% запасов мировой пресной воды. Месторождения угля находятся в предгорьях Скалистых гор, на территории провинции Альберта и в Аппалачах, на территории приморских провинций. Железные руды залегают в районе озера Верхнего, полуострова Лабрадор и Кордильерах. Крупнейший железорудный бассейн – Кэрролл-Лейк – обладает запасами железной руды. Запасы асбеста сосредоточены в провинциях Квебек и Британская Колумбия. Кордильеры (цветные металлы, уголь, гидроресурсы); Внутренние равнины (уголь, нефть, природный газ и калийные соли); Аппалачи (цветные и драгоценные металлы, хромиты, асбест, уголь и гидроресурсы);

Латинская Америка.

1.Общая ЭГХ стран Латинской Америки. Латинская Америка - это регион, включающий 46 стран, расположенных в Америке южнее США. Территория региона протягивается с севера на юг на 13 тыс. км, а с запада на восток - до 5 тыс. км. Общая площадь региона 21 млн км2. Главная черта ЭГП - соседство с США при удаленности от других регионов мира. Все государства, кроме Боливии и Парагвая, имеют выход к морю. Регион в целом хорошо обеспечен всеми видами природных ресурсов. Здесь имеются крупные месторождения практически всех руд черных и цветных металлов, золота и серебра. В регионе Карибского моря расположен один из крупнейших нефтегазоносных бассейнов мира. По обеспеченности водными ресурсами Латинская Америка занимает среди крупных регионов мира первое место. Богаты лесные ресурсы. Агроклиматические ресурсы обеспечивают возможность развития всех основных отраслей сельского хозяйства. Население региона составляет более 450 млн чел. Для Латинской Америки характерен второй тип воспроизводства населения. И хотя в последние десятилетия темпы прироста населения снизились, они и сейчас в большинстве стран составляют 2-3% в год. Современный этнический состав населения региона сложен. Более половины населения составляют метисы, мулаты и креолы - потомки смешанных браков коренных жителей региона (индейцев), европейских переселенцев и африканцев, которых в прошлом ввозили для работы на плантациях. Средняя плотность населения региона невысокая - 20 чел./км2. Но размещено оно крайне неравномерно, концентрируясь вокруг столиц государств и в прибрежных районах.В регионе высокий (72%) средний уровень урбанизации, в нем около 30 городов-миллионеров, в том числе крупнейший город мира - Мехико. Здесь происходит активный процесс формирования городских агломераций, четыре из которых принадлежат к числу крупнейших. Это агломерации Мехико в Мексике, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в Бразилии и Буэнос-Айрес в Аргентине. В то же время для стран Латинской Америки характерна «ложная урбанизация», при которой доля городского населения в целом намного превышает долю городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сфере. Это связано с притоком в города неимущего сельского населения, что приводит к «трущобной урбанизации». До 50% населения крупных городов проживают в районах нищеты, эти черты характеризуют латиноамериканский тип города. По уровню развития хозяйства Латинская Америка стоит на первом месте среди других регионов развивающегося мира, давая половину всей его промышленной продукции. Здесь хорошо развита не только добывающая, но и обрабатывающая промышленность: металлургия, нефтехимия, машиностроение. Бразилия, Мексика и Аргентина - наиболее развитые страны Латинской Америки - дают 4/5 продукции обрабатывающей промышленности региона. Здесь получили развитие новейшие отрасли - микроэлектроника, аэрокосмическая промышленность, электроника, приборостроение, производство автомобилей.В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство, производство продукции которого сосредоточено на крупных современных плантациях. Главные экспортные культуры региона - бананы, кофе, какао, пшеница, рис, соя, сахарный тростник. Некоторые страны стали крупнейшими производителями монокультур. Животноводство преобладает в Уругвае и Аргентине и имеет мясное направление, 3/4 всего поголовья приходится на крупный рогатый скот. Мировое значение имеет рыболовство (выделяются Чили и Перу). Транспортные системы большинства стран региона недостаточно сформированные. Во внешнеторговых перевозках преобладает морской транспорт. В регионе много крупных универсальных и специализированных морских портов. Во внутренних - автомобильный транспорт. Несмотря на большую протяженность дорог, техническая оснащенность их довольно низкая. Главным торговым партнером стран региона являются США, а также Япония и страны Западной Европы. В экспорте преобладает сырье, топливо (80%) и продукция сельского хозяйства. Интенсивное развитие хозяйства порождает в регионе экологические проблемы. Наиболее заметны они на примере Амазонии, где вырубка лесов, прокладка дорог грозит обернуться тяжелыми последствиями не только для стран региона, но и для всего мира.

2.ЭГХ Бразилии. Бразилия - это крупнейшее государство Латинской Америки. Расположена в центральной и восточной части материка, на площади 8,5 млн км2. Бразилия - одна из наиболее богатых природными ресурсами стран мира. Она располагает огромными территориальными и водными ресурсами, плодородными и пахотными землями и ценными пастбищами. Бразилия имеет богатую минерально-сырьевую базу. Здесь добывают около 50 видов минерального сырья, особенно рудного (железные и марганцевые руды, бокситы и др.). Бразилию называют тропическим гигантом, т. к. влажные экваториальные леса Амазонской низменности занимают около 2/3 территории страны и представляют собой огромный резерв для развития лесной промышленности. Бразилия входит в первую пятерку стран мира по численности населения, которое ежегодно возрастает на 3 млн чел. С одной стороны, это благоприятствует экономическому развитию, с другой же стороны, обостряет проблему занятости населения и «ложной урбанизации». В стране идет активный процесс образования агломераций, наиболее крупные из которых - Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Этнический состав населения весьма пестр. Он сформировался под влиянием трех факторов: местных индейских племен, европейских переселенцев из Испании и Португалии и африканцев, завезенных сюда колонизаторами. Большую долю населения в стране составляют метисы. Бразилия - одна из ключевых стран развивающегося мира. Важнейшей и динамично развивающейся отраслью экономики Бразилии является промышленность, такие ее отрасли, как машиностроение (в год выпускается до 1 млн автомобилей), нефтехимия, черная металлургия. По выпуску компьютеров Бразилия уступает только США, Японии и ФРГ. Создана крупная военная промышленность, построен каскад мощных ГЭС. Экономическое сердце страны расположено в треугольнике Сан-Паулу - Рио-де-Жанейро - Белу-Оризонти. Сельское хозяйство Бразилии характеризуется крупным землевладением. В его структуре преобладает растениеводство, специализирующееся на выращивании тропических культур для внешнего рынка (кофе, какао, сахарный тростник, сизаль, соя, апельсины, бананы).

3.ЭГХ Мексики. государство в Северной Америке , граничащее на севере с США, на юго-востоке - с Белизом и Гватемалой , на западе омывается водами Калифорнийского залива и Тихого океана , на востоке - водами Мексиканского залива и Карибского моря [ . Мексика составляет бо́льшую часть Средней Америки. Общая площадь Мексики составляет 1 972 550 км², в том числе около 6 тыс. км² островов в Тихом океане (включая остров Гуадалупе и архипелаг Ревилья-Хихедо), Мексиканском заливе, Карибском море и Калифорнийском заливе. По площади территории Мексика занимает 13 место в мире. На севере Мексика граничит с США. На юге Мексика граничит с Гватемалой и Белизом. Мексика пересечена с севера на юг двумя горными хребтами: Сьерра-Мадре Восточная и Сьерра-Мадре Западная, которые являются продолжением Скалистых гор Северной Америки. Мексика - индустриально-аграрная страна, одна из наиболее экономически развитых в Латинской Америке. Производится добыча нефти, природного газа, железной руды, серы, руд сурьмы, ртути и графита, серебра, меди, золота, цинка, свинца . В обрабатывающей промышленности наиболее развиты чёрная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, хлопчатобумажная, пищевая отрасли. Нефтепереработка развита недостаточно, являясь одним из крупнейших мировых экспортеров нефти, Мексика импортирует нефтепродукты. В с/х преобладает растениеводство - кукуруза, пшеница, соя, рис, бобы, хлопчатник, кофе, фрукты, помидоры; разводятся коровы и птица. Лесозаготовки, рыболовство, промысел креветок. Мексика входит в Североамериканскую зону свободной торговли (NAFTA). Численность населения - 112,5 млн человек. Этно-расовый состав: метисы, индейцы, белые. Внешняя торговля. Экспорт -промышленные товары, нефть и нефтепродукты, серебро, фрукты, овощи, кофе, хлопок. Основные покупатели - США, Канада, Германия. Импорт -промышленное оборудование, детали автомобилей (для сборки и запчасти), авиационная техника. Основные поставщики - США, Китай, Япония, Южная Корея, Германия. Нефтяная промышленность является ведущей отраслью Мексиканской экономики и важнейшим фактором внутриполитической борьбы. По добыче нефти Мексика занимает третье место в Западном полушарии и седьмое в мире. Природный газ является важным ресурсом для Мексики, так как спрос на него растет, особенно в сфере электроэнергетики (газовые электростанции). Природный газ добывается практически в тех же регионах, что и нефть. Месторождения на севере и на юге страны вместе добывают около 60 % газа, остальную часть добывают в заливе Кампече. Крупнейшими производителями угля в стране являются две отечественные сталелитейные компании Minera Carbonifera Rio Escondido (Micare) и Minera Monclova (Mimosa). Компания Micare добывает каменный уголь в бассейнах Сабинас (Sabinas) и Фуэнтес-Рио-Эскондидо (Fuentes-Rio Escondido) в штате Коахуила. Транспорт - наиболее значимыми являются магистрали: Мехико-Керетаро-Селая и Тихуана - Энсенада. Самая высокая концентрация населения и промышленности отмечается в столице, городе Мехико, Главными региональными городскими и промышленными центрами являются Гвадалахара на западе, Монтеррей на севере, Пуэбла, к юго-востоку от столицы,. К остальным крупным городам Мексики относятся столицы штатов, порты и пограничные общины: Сьюдад-Хуарес, Тихуана, Чиуауа, Акапулько, Сан-Луис-Потоси, Веракрус, Мехикали, Кульякан и Эрмосильо. В промышленном производстве, особенно в легкой и пищевой промышленности, преобладают мелкие, нередко полукустарные предприятия; в тяжелой промышленности - главным образом крупные предприятия. Важнейшие отрасли: нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, цветная металлургия; тесно связаны с местной сырьевой базой. Добывающая промышленность, кроме нефтегазовой, развивается медленнее обрабатывающей промышленности. Основные районы и центры нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности находятся на побережье Мексиканского залива, а другие районы горнодобывающей и металлургической промышленности - в северной части Мексиканского нагорья. Предприятия обрабатывающей промышленности концентрируются в крупных городах. На федеральный округ, штаты Халиско и Нуэво-Леон приходится 1/2 предприятий обрабатывающей промышленности.

10 транспортных узлов, по которым не каждый решится проехать

Развязка Кеннеди, Луисвилл, США © kyinbridges.com

Дорожные развязки бывают очень и очень сложными. Мы часто жалуемся на дороги и транспортные узлы в наших городах, но существуют и такие удивительно запутанные дороги, по которым не каждый готов проехаться! Однако местным жителям приходится это делать. Ты можешь познакомиться с десятью наиболее сложными и запутанными транспортными развязками в мире. Сюда попали крупные узлы, странные перекрестки и даже пропускной пункт, где автомобилисты платят за дорогу.

  • "Волшебная карусель" (Суиндон, Англия)

Волшебная карусель, Суиндон, Англия © flickr.com/pyed_p1per

Развязка была построена в 1972 году и стала одной из самых запутанных в мире. Большое кольцо состоит из пяти маленьких с особой разметкой на каждом из них. На развязке — 16 стоп-линий и нет светофоров. Мини-кольца обозначены исключительно разметкой, что добавляет трудностей в преодолении данной развязки. Водители двигаются по этой знаменитой связке колец по часовой стрелке. Местные жители привыкли к движению по этой "карусели", но приезжие не всегда с первого раза понимают, как проехать по этой связке колец.

  • Развязка имени судьи Гарри Преджерсона (Лос-Анджелес, США)

Развязка имени судьи Гарри Преджерсона, Лос-Анджелес, США © flickr.com/badfysh99

Если вы ездили по крупным незнакомым городам по навигатору, то наверняка знаете ситуацию, когда случайно пропускаешь нужный поворот на большом транспортном узле. На развязке имени Гарри Преджерсона в Лос-Анджелесе пропустить свой съезд — это потерять полдня. Четырехуровневое сооружение было построено в 1993 году на пересечении крупных автострад I-105 и I-110. Также через развязку проходит ветка метро (на втором уровне). Данное пересечение дорог считается самым сложным в мире. По задумке водители должны проезжать эту развязку без остановок и необходимости уступать кому-либо дорогу, независимо от того, откуда они едут и куда направляются. Данная развязка оказалась запечатлена в одной из сцен фильма "Скорость". Киану Ривз и Сандра Буллок совершали свой прыжок на автобусе с бомбой именно здесь.

  • Кольцевая развязка вокруг Триумфальной арки (Париж, Франция)

Кольцевая развязка вокруг Триумфальной арки, Париж, Франция © flickr.com/rhoadeecha

В самом сердце Парижа находится одна из самых загруженных кольцевых развязок в мире. Речь идет о кольце вокруг Триумфальной арки. Аварии здесь — дело обычное. Некоторые французские страховые компании отказываются возмещать ущерб, если ДТП случилось на этой развязке (соответствующий пункт прописывается в договоре). Здесь пересекаются сразу 12 улиц (в том числе односторонних), включая центральную улицу Парижа — Елисейские поля. Усложняет ситуацию отсутствие разметки (условно здесь около 8—9 полос). Кольцо не является главной дорогой, и водители фактически сами решают, кто в какой очередности поедет.

  • Площадь Мескель (Аддис-Абеба, Эфиопия)

Площадь Мескель, Аддис-Абеба, Эфиопия © flickr.com/andrewheavens

Во всем мире автомобилисты поражаются, как можно проехать этот нерегулируемый перекресток, не задев ни машину, ни велосипедиста, ни мотоциклиста, ни пешехода. На самом деле во многих азиатских странах схожая манера езды — посигналил, махнул рукой и поехал. Так ездят в Афганистане, Вьетнаме и даже Турции. Но эфиопский перекресток поражает своим масштабом. Восемь полос в одном направлении!

  • Взлетная полоса, пересекающая проезжую часть (аэропорт Гибралтара)

Взлетная полоса, пересекающая проезжую часть, аэропорт Гибралтара © flickr.com/nickherber

Но вряд ли рядовой водитель хоть раз стоял в заторе из-за приземляющегося самолета! Аэропорты, где взлетная полоса пересекается с обычной, "гражданской" проезжей частью — большая редкость. Один из них находится на Гибралтаре. Когда самолеты взлетают или приземляются, движение машин и пешеходов здесь останавливается с помощью светофоров и шлагбаумов. Правда, это не является большой проблемой: аэропорт обслуживает всего около трех десятков рейсов в неделю. Причина такого странного решения — крошечные размеры самого Гибралтара, который занимает территорию небольшого полуострова площадью 6,5 кв. км.

  • Регулируемый перекресток в центре города (Хошимин, Вьетнам)

Регулируемый перекресток в центре города, Хошимин, Вьетнам © flickr.com/63051465@N08

Во вьетнамском городе Хошимин есть регулируемый перекресток. Даже для того, чтобы просто проехать на зеленый прямо, здесь нужно постараться, ведь поворачивающие налево не намерены ждать, когда закончится поток транспорта (он, по сути, бесконечен). Проще всего тут поворачивать направо, но и это не гарантирует того, что какой-нибудь скутерист не выедет вам прямо под колеса. Когда видишь такую дорожную обстановку, понимаешь, почему вьетнамцы любят мопеды.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

  • Развязка Кеннеди (Луисвилл, США)

Развязка Кеннеди, Луисвилл, США © kyinbridges.com

Для того чтобы соединить автострады I-64, I-65 и I-71 в американском городе Луисвилл, в 1964 году была построена сложнейшая развязка, названная в честь Джона Кеннеди (рядом находится его мемориальный мост). Местные жители называют этот транспортный узел "спагетти-перекрестком". Если посмотреть на развязку с высоты птичьего полета, становится понятно, откуда взялось такое название. В 1958 году началось проектирование, а первый кирпич "спагетти-перекрестка" был заложен весной 1962-го. Позже стало ясно, что развязка оказалась большой ошибкой. Она находится в самом центре города, что наносит серьезный ущерб его экологии. К тому же узел рассчитан на поток в 100 тыс. автомобилей в сутки, а сегодня здесь проезжает до 300 тыс. машин. Из-за запутанной системы съездов и заездов тут часто случаются аварии. Власти США уже выделили 1,1 млрд долларов на реконструкцию этого сложного объекта. Работы должны начаться в 2017 году.

  • Развязка Южной бухты (Бостон, США)

Развязка Южной бухты, Бостон, США © wikipedia.org

Данная эстакада является частью Большого бостонского тоннеля, который представляет собой 8-полосную магистраль (самый дорогой проект в истории строительства США). К проектированию развязки приступили в начале 1990-х, но завершили объект лишь в 2003 году. Хотя благодаря грамотной последовательности строительства работы велись без серьезного ущерба для трафика. Развязка соединяет четыре крупных направления и одну железнодорожную ветку. Ежедневно тут проезжает около 200 тыс. автомобилей. В случае пропуска поворота можно хорошенько заплутать.

  • Развязка Синь Чжуан (Шанхай, Китай)

Развязка Синьчжуан, Шанхай, Китай © flickr.com/lowcola

Из-за постоянного роста числа автомобилей дорожные развязки в Китае испытывают огромную нагрузку. Для того чтобы соединить три крупные трассы A4, A8 и A20 в пригороде Шанхая, пришлось потратить миллиарды долларов и почти пять лет. Эта 4-уровневая эстакада позволяет обойтись без больших заторов при трафике до полумиллиона машин в сутки. Каждое утро тысячи людей проезжают эту развязку, добираясь на работу в Шанхай. Ночью поток автомобилей уменьшается, но трафик есть всегда. Это усложняет процесс ремонта дороги.

  • Сужение дороги с 50 полос до трех (Пекин, Китай)

Сужение дороги с 50 полос до трех, Пекин, Китай © bilmagasinet.dk

После пропускного пункта (там взимается плата за проезд) количество полос для движения сокращается с 50 до четырех! А одна из них часто ремонтируется, поэтому автомобилисты вынуждены "просачиваться" в три полосы. Здесь постоянно устанавливаются новые рекорды по количеству машин в одном дорожном заторе.