Началось правление рюрика год. Великий князь Рюрик

Рюрик (ум. 879) — летописный основатель государственности Руси, варяг, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Некоторые норманисты отождествляют Рюрика с конунгом Рёриком (Hrørek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По антинорманской версии, Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом.

Призвание варягов
Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.
Летопись сообщает, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:
…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Рюриковичи (IX—XI вв.)
Рюрик
Игорь, жена: Ольга, соправитель: Олег
Святослав
Ярополк
Святополк Окаянный
Олег Древлянский
Владимир
Вышеслав
Изяслав Полоцкий
полоцкая ветвь
Ярослав Мудрый
Всеволод
Мстислав Храбрый
Евстафий
Святослав Древлянский
св. Борис
св. Глеб
Станислав
Позвизд
Судислав Псковский

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVII века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород. Сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении.

Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слов Русь и русы.
Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.

Норманнская версия

Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция.
Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии.

Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.

По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году или около 837 года получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.
В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.
В 855 год—857 годах Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I.
Около 857—862 годов Рорик, по версии некоторых писателей, покоряет славян-вендов. По Саксону Грамматику датский конунг Хрёрик Метатель Колец, который отождествляется этими писателями с Рориком Ютландским, разбивает флотилию куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принуждает напавших славян платить ему дань после опять же морского столкновения. Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец, деда знаменитого принца Гамлета, датируется исследователями VII веком.
В 863 году Рорик безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепится в Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.
В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.
Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.
Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нём, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд. А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой». Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргер Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.
Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Западно-славянская версия

Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.
]Варяги из вагров или пруссов
Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей.
М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:
…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.

Герб Старой Ладоги — сокол, падающий вниз (герб Рюрика)
Герб Рюриковичей некоторые исследователи трактуют как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил. Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины. В подкрепление балтославянской этимологии приводятся археологические находки времён первых Рюриковичей с изображением сокола. Подобное изображение сокола (или ворона Одина) чеканилось и на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941). Однако сокол в скандинавских языках называется иначе.

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.
Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.
Так Рюрик, согласно матрилатеральной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.
Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика. Финское происхождение Рюрика может быть связано с одной из версий этимологии слова русь. Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть финского названия шведов. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век

Монета Банка России 50 рублей, золото, реверс. (2011 г.)


Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киев.

Наследники

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.
Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун.

20.01.2015 0 16158


Историки утверждают, что наши пращуры в стародавние времена пребывали в дикости по лесам, по полям. Грустно это слышать, но что делать, если Нестор-летописец сказал, а Карамзин донес это до широкой публики? Видно, не могли наши пращуры организоваться без руководящей помощи Запада...

Варяжская, или норманнская теория, которой придерживались такие крупные историки XIX века, как Николай Карамзин и Сергей Соловьев, возникла на основе летописных источников. Она всегда была популярна на Западе и с радостью подхватывалась многими «норманиста-ми от политики», в том числе Гитлером и Гиммлером. В Советском Союзе к концу 1980-х годов она большинством историков была признана полностью несостоятельной.

Летописи лгут?

Так почему же спустя 30 лет все интереснейшие исследования забыты, и нам снова перетолковывают Карамзина? Вероятно, западникам в принципе неприятна сама мысль, что наши пращуры создали свое государство задолго до Рюрика и имели своеобразную культуру. У тех же скандинавов наша страна называлась Гардарика - «страна городов».

Согласитесь, странное название для дикой земли, где туземцы сидят по деревьям. Варяжская теория устраивала и дом Романовых, которые ко времени появления трудов Карамзина были чистокровными немцами. Последней русской на троне была императрица Елизавета -дочь Петра I.

Попробую изложить то, что давно известно, но почему-то забыто многими западниками.

Итак, в 862 году случилась в Новгородской земле очередная усобица, и чтобы навести у себя порядок, новгородцы вздумали пригласить себе князя из варягов. Поехали за море и по какой-то странности притащили с собой сразу трех князей: Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. В 864 году братья Рюрика почему-то умирают, а сам Рюрик с трудом подавляет восстание новгородцев под руководством Вадима Храброго.

Неувязки летописи чувствуются с самого начала. История знает массу примеров приглашения иностранных принцев на престол, но звали властителей, родовитость которых не вызывала сомнений. О родовитости же Рюрика, о его заморских владениях или хотя бы о его славном отце летопись умалчивает. Одно из объяснений несуразностям дал академик Б.Д. Греков в книге «Киевская Русь».

Он говорит, что Рюрика пригласили не княжить, а в качестве наемника. О том, что лихой искатель удачи со своей ватагой быстро оценит обстановку и захватит власть, перебив обе враждующие партии, недалекие новгородцы не подумали.

Восхищают и летописные братья Рюрика, которых до сих пор многие воспринимают всерьез. Они имеют занятные имена, составленные из скандинавских слов «сине хюс», что означает «свой дом» или «свой род», и «тру варинг» - «верная дружина». Очевидно, что братья у Рюрика в нашей летописи появились в результате ошибки перевода какого-то скандинавского источника. На самом деле Рюрик пришел в Новгород со своей родней и верной дружиной.

Существуют гипотезы, не связанные с летописью, о происхождении Рюрика от прибалтийских славян. Но при желании и такую гипотезу можно использовать в качестве обоснования влияния Запада. Многие знаменитые прусские дворяне, например Мольтке, Бюлов и другие, не скрывали свое славянское происхождение.

Итак, Рюрик захватил власть, а летопись говорит о приглашении. Причем летопись замалчивает существование законных князей, как будто имелся вакуум власти. А историки говорят об огромных пустых просторах, где всем хватало места, и нечего было завоевывать.

На самом же деле была война. В русских летописях X века упоминается 22 города, реально их было гораздо больше. Существовало несколько княжеских династий. И русская земля, возможно, временами напоминала федерацию греческих городов-государств. Для отражения вражеских нашествий со стороны степи совместными усилиями строились серьезные оборонительные сооружения.

Они получили название Змиевых валов. По легенде, сказочный богатырь запряг змея и пропахал на нем гигантскую борозду. Остатки этих сооружений можно обнаружить и в наше время. Изучением Змиевых валов много лет занимался киевский историк Аркадий Сильвестрович Бугай.

Остатки Змиевых валов (Украина)


Он определял возраст валов при помощи радиокарбонного анализа и выяснил, что Вито-Бобрицкая линия длиной более 8 километров была построена в 370 году! Даже сейчас высота вала составляет 8-9 метров, а перед ним располагался глубокий ров. Южнее пролегает Стуг-нинская линия валов, она надстраивалась в VII веке против аваров (по летописи - обров).

Против кого строился вал в IV веке? Против гуннов. Предводитель гуннов Аттила облагал данью Царьград и Рим, покорил многие германские племена, разбил Боспорское царство в Крыму, громил готов. А вот наши пращуры отгородились от напасти мощными фортификационными сооружениями.

Отцы и дети

Однако вернемся к Рюрику и его сыну Ингвару Хрёрексону - князю Игорю. Имя Ингвар переводится как «посвященный богу Инги». В 882 году Олег - родич Рюрика и регент при малолетнем князе Игоре - отправился с дружиной на юг, где захватил Киев и убил якобы самозваных князей-варягов Аскольда и Дира, покорил силой соседние земли, и провозгласил Киев столицей образовавшейся державы.

Главная ложь этой летописной сказки в том, что князья Аскольд и Дир - варяги. На самом деле они законные Киевичи - потомки князя Кия Полянского, основателя Киева. Об этом писал академик Рыбаков. Так варяги уничтожили еще одну (в Новгороде свои князья были) русскую княжескую династию.

И наступило на Руси время князей-волков. Они не задумываясь вступали в сговор с печенегами и хазарами. Рекой лили русскую кровь. Олег и Игорь ходили в кровопролитные походы на Византию, к чему их подвигали хазары, которым нужно было нанести ущерб своим торговым конкурентам - грекам. Так хазарам платилась своеобразная дань кровью.

Норманнов жертвы не волновали, их варяжская гвардия - рутсь (в славянском произношении русь) - оберегалась ими. Кстати, западники из многочисленных версий возникновения названия этноса Русь, естественно, выбирают летописно-варяжский, отбрасывая названия реки Рось и названия племен. Они утверждают, что Рюрик привел с собой русь (рутсь), в смысле ватагу, и это якобы дало название нашему народу.

Единственной силой, способной противостоять варягам на Руси, оставались древляне с их столицей в городе Искоростень. Их княжеская династия имела крепкие связи с Чехией. Есть большая вероятность того, что первой женой Мала Древлянского была чешская принцесса.

Неприступный Искоростень

Во второй поход Игоря на Византию в 944 году древляне отказались дать ему войска. В 945 году Игорь отправился в поход уже на древлян. По летописи, здесь его погубили жадность дружинников и собственная глупость. Но тот, кто видел Коростень (современное название) на гранитных холмах (а город и сейчас существует), не поверит в такое легкомыслие.

Коростень был совершенно неприступной крепостью. Игорь пришел к древлянам со всем войском, чтобы уничтожить своих последних соперников, а древляне заранее вынесли ему приговор как князю-волку. Конец битвы известен: варяжская гвардия - рутсь - полегла, а Игорь был подвергнут позорной казни - привязан к двум деревьям, разорвавшим его на части.

По летописи, жена Игоря - княгиня Ольга (Хельга) - страшно отомстила древлянам. Еще в учебнике истории для 7-го класса мы читали, что Ольга взяла с древлян дань голубями и воробьями, а потом велела привязать к ним горящие труты, и так сожгла враждебный город.

Эту сказку всерьез не воспринимал даже Карамзин. Тем не менее Ольге руками ее воеводы Свенельда удалось победить древлян через год после сокрушительного поражения Игоря.

Но Искоростень не был взят. И это позволило князю Малу Древлянскому выторговать у Ольги достаточно мягкие условия капитуляции для своей семьи и древлян в целом. Сам князь потом долгие годы провел узником в бывшем древлянском городе Любеч. А его дети - сын Добрыня и дочь Мала (в рабстве Малуша) -10 лет провели в рабстве. Это открытие было сделано Д.И. Прозоровским еще в 1864 году и сегодня благополучно забыто.

С трудом победив древлян, Ольга поняла, что если решительно не изменить политику, то варяжский дом будет окончательно сметен ненавидящими пришельцев-русичами. Возможно, поэтому еще до восстания древлян хитроумная Ольга дала престолонаследнику славянское имя Святослав. А после гибели Игоря начала проводить славянскую политику.

Малуша становится второй женой Святослава ориентировочно в 958-959 годах, хотя по летописи, естественно, только наложницей. И сын ее, будущий князь Владимир, родившийся около 960 года, якобы считается бастардом, «робичичем» (сыном рабыни).

На самом же деле все было с точностью до наоборот. Женив своего сына Святослава на попавшей к ней в плен дочери древлянского князя, Ольга придала безродным морским разбойникам - Рюриковичам - легитимность в глазах всей Руси. В 965 году Святослав нанес смертельный удар главному врагу Руси на тот момент - Хазарскому каганату.

Война против древлян

В 970 году Добрыня получает невиданную для бывшего раба власть - отправляется править в Новгород от имени своего малолетнего племянника - князя Владимира, который также едет с ним. То, что князь Святослав, раздавая уделы, отдает Владимиру Новгородскую землю - владения своего деда Рюрика, - говорит о многом. Очевидно, что ни он, и никто другой на Руси в тот момент не считал Владимира бастардом. Все эти фальшивки появились в последующих летописях.

Гибель Святослава в 972 году приводит к новой гражданской войне на Руси. По летописи, Святослава убили печенеги на острове Хортица, по Гумилеву, это сделали сами киевляне. В любом случае, гибель Святослава - результат предательства воеводы Свенельда.

Кстати, Свенельд - единственный из варягов, который попал в русские былины в образе зловещего Сантала, с которым борется Вольга-богатырь. Реальному Вольге -Олегу Святославичу, новому князю древлянскому - повезло гораздо меньше. Он погиб, защищая город Овруч в 977 году.

Соответствие былинных персонажей реальным историческим деятелям X-XI веков установлено академиком Б.А. Рыбаковым. Не вызывает сомнений, что как былинный Добрыня Никитич (Нискинич), так и реальный Добрыня Малович имел высочайший авторитет на Руси того времени. Князь Нискиня был отцом князя Мала и дедом Добрыни, следовательно, Добрыню тоже можно назвать Нискиничем.

Летопись изображает гражданскую войну, продлившуюся почти десятилетие, как семейную разборку между сыновьями Святослава. На самом деле это все та же борьба варягов с древлянами. Причем формально на первом этапе война выглядела как усобица между двумя единокровными братьями Яро-полком и Олегом.

Ярополк, руководимый Свенельдом и поддержанный Полянским боярством, стал знаменем варяжской партии. Свенельд в походах Святослава сохранил свою варяжскую дружину и собрал войска на других землях. У древлянской партии в распоряжении было только древлянское и новгородское ополчение. Профессиональные войска полегли в походах Святослава.

По византийским источникам, Русь потеряла в болгарских войнах около 60 тысяч воинов. К концу 977 года победа варяжской партии казалась полной. Князь Олег погиб. Захвачены Древлянское княжество и Новгород. Добрыня с князем Владимиром и дружиной бегут в Скандинавию, где живут три года. При этом флот Добрыни с помощью скандинавов громит пиратское гнездо викингов на Балтике и таким образом лишает Свенельда варяжского пополнения.

«Добрыня Никитич с младшей сестрой Малушей». Андрей Рябушкин. 1895 год

Но вскоре все меняется: в 980 году Добрыня высаживается в Новгороде, быстро захватывает Полоцк и Киев. Ярополк бежит к печенегам, но на границе его захватывают и казнят. Князь Владимир становится главой Киевской Руси, и наступают былинные времена - эпоха Владимира Красное Солнышко.

Главным богом варягов и полян был Перун. Перун (Перкунас) был известен и на Балтике. Принесли его варяги с собой на Киевскую землю или он был там и до них, неизвестно. Но не вызывает сомнения, что это было самое кровожадное божество. Человеческие жертвоприношения, которые практиковали варяги, приносились именно ему.

Свержение варяжского ига знаменуется установлением шестибожия. Рядом с Перуном в Киеве устанавливаются статуи богов земель-победительниц: Хорса Новгородского, Даждьбога Древлянского, Стрибога Полоцкого, Симаргла Дреговичского, Мокоши Смоленской. В 985 году Перун как бог варягов, бог-изменник и предатель, был осужден и низвергнут в Днепр.

Владимиром была отряжена специальная команда, которая не позволяла злобному идолу причалить к берегу до самых Днепровских порогов. В Киеве устанавливается пятибожие как символ федерации русских земель и русских богов.

Остается понять: почему же русские летописи дают столь превратную картину? А потому, что во второй половине XI века в Киеве вновь приходит к власти варяжская партия во главе с князем Из-яславом. Она занимается систематическим уничтожением и переделкой летописей. Какое-то время сторонники варягов хозяйничают и в Новгороде, и также уничтожают или правят новгородские летописи.

В итоге можно сказать, что информационную войну варяги выиграли. Интересно, что Изяслав был внуком Владимира, но изменил делу деда, поскольку мировоззрение князя в значительной степени формирует его окружение.

Василий КОЛВИН

В российской истории личность князя Рюрика поправку можно считать одной из самых загадочных и противоречивых. История его жизни покрыта завесой тайны, многие исследователи ведут оживленные споры о его происхождении, времени княжении и его значении для русской истории. Данная статья посвящена описанию биографии князя Рюрика.

Происхождение Рюрика

Рюрик, согласно сведениям, содержащимися в русских летописях, в частности в «Повести временных лет», скандинавский вождь, который был призван вместе со своей дружиной для правления в Новгородских землях. Считается родоначальником династии Рюриковичей, которая просуществовала вплоть до 16 века. Сведений о его жизни до того момента как он был призван славянами в летописях и других источников нет. Большинство современных исследователей считают, что он представитель скандинавского княжеского рода. В целом существуют две версии происхождения Рюрика:

  • Нормандская теория, согласно которой он шведский или датский конунг, призванный славянами.
  • Славянская теория гласит, что Рюрик выходец из Западных славян, в частности прусско-балтского народа, который вместе с тремя братьями был призван княжить.

Деятельность Рюрика во главе новгородского княжества

Согласно летописи начало правления Рюрика связано с 862 годом, когда из-за возникшей усобицы между разными племенами, он вместе со своим братьями был вызван править новгородскими землями. Так Синеус стал княжить в Белозерске, Трувор в Изборске, а Рюрик в Новгороде. Хотя в Летописях существуют противоречия о первом городе, в котором стал править Рюрик, так согласно Лаврентьевской летописи первой резиденцией князя стала Ладога, и в Новгороде Рюрик стал править только после гибели братьев. Тем не менее после их гибели Рюрик стал единоличным правителем Новгородских земель. Хотя существует версия, что братьев Рюрика на самом деле вообще не существовало, а их появление в летописи связано с неправильным прочтением летописцем иностранных слов.

Само же княжение Рюрика не содержит множества ярких событий. Единственное исключение — это восстание жителей Новгорода во главе с Вадимом Храбрым в 864 году, когда горожане, будучи недовольными его правлением попытались сместить Рюрика. Но волнение было подавлено и Вадим Храбрый вместе со своими подвижниками были казнены. Хотя и данное событие может быть вымыслом, так как единственным известным источником повествующем о восстании новгородцев против князя Рюрика, является Никоновская летопись датированная 16 веком.

Последствия правления

Умер князь Рюрик в 879 году, из наследников князь оставил единственного малолетнего сына Игоря, а его регентом и фактическим правителем Новгородских земель после смерти Рюрика стал Олег, который по одной версии приходился родственником князя, а по другой его близким соратником. При Олеге был захвачен и присоединён город Киев, позже он стал столицей древнерусского государства во главе с правителями из династии Рюриковичей.

Норманнская или варяжская теория, раскрывающая аспекты становления государственности на Руси, основана на одном простом тезисе – призвании варяжского князя Рюрика новгородцами для управления и защиты большой территорией племенного союза словен ильменских. Таким образом, ответ на вопрос о том, с каким событием связано появление династии, вполне понятен.

Этот тезис присутствуют в древней , написанной Нестором. В настоящий момент он является спорным, но один факт всё же неоспорим – Рюрик стал основателем целой династии государей, которые правили не только в Киеве, но и в других городах Русской земли, в том числе и в Москве, и именно поэтому династию правителей Руси называли Рюриковичи.

Вконтакте

История династии: начало

Родословная довольно сложная, разобраться в ней не так-то просто, но начало династии Рюриковичей проследить очень легко.

Рюрик

Рюрик стал первым князем в своей династии. Его происхождение – крайне спорный вопрос. Одни историки предполагают, что он был из знатного варяжско-скандинавского рода.

Предки Рюрика происходили из торгового Хедебю (Скандинавия) и были в родстве с самим Рагнаром Лодброком. Другие историки, разграничивая понятия «норманн» и «варяг», считают, что Рюрик был славянского рода, возможно, он состоял в родстве с новгородским князем Гостомыслом (считается, что Гостомысл был его дедом), и долгое время жил с семьёй на острове Рюген.

Скорее всего, он был ярлом, то есть имел военную дружину и держал ладьи, занимаясь торговлей и морским разбоем. Но именно с его призванием сначала в Старую Ладогу, а потом в Новгород связано начало династии.

Рюрик был призван в Новгород в 862 году (когда он начал править точно, конечно, неизвестно, историки опираются на данные из ПВЛ). Летописец утверждает, что он пришёл не один, а с двумя братьями — Синиусом и Трувором (традиционные варяжские имена или прозвища). Рюрик осел в Старой Ладоге, Синиус на Белоозере, а Трувор в Изборске. Интересно, что каких-либо иных упоминаний о братьях в ПВЛ нет. С ними не связано начало династии.

Олег и Игорь

Рюрик умер в 879 году, оставив малолетнего сына Игоря (или Ингвара, по скандинавской традиции). Дружинник, а возможно и родственник Рюрика, Олег (Хелг) должен был править от имени его сына до совершеннолетия.

Внимание! Существует версия, что Олег правил не просто как родственник или доверенное лицо, а как избранный ярл, то есть имел все политические права на власть по скандинавским и варяжским законам. То, что он передал власть Игорю, действительно могло означать, что тот был его близким родственником, возможно племянником, сыном сестры (по скандинавской традиции дядя ближе, чем родной отец; мальчиков в скандинавских семьях отдавали на воспитание дяде по матери).

Сколько лет княжил Олег ? Он успешно управлял молодым государством до 912 года. Именно ему принадлежит заслуга полного завоевания пути «из варяг в греки» и захват Киева, затем его место занял Игорь (уже как киевский правитель), к тому моменту женатый на девушке из Полоцка (по одной из версий) – Ольге.

Ольга и Святослав

Правление Игоря нельзя назвать успешным . Он был убит древлянами в 945 году во время попытки взять двойную дань с их столицы – Искоростеня. Так как единственный сын Игоря, Святослав, был ещё маленьким, то престол в Киеве по общему решению бояр и дружины заняла его вдова Ольга.

Святослав взошёл на киевский престол в 957 году. Он был князем-воином и никогда не задерживался надолго в столице своего быстро растущего государства . Ещё при жизни он разделил земли Руси между тремя своими сыновьями: Владимиром, Ярополком и Олегом. Владимиру (незаконному сыну) он отдал в удел Новгород Великий. Олега (младшего) посадил в Искоростене, а старшего Ярополка оставил в Киеве.

Внимание! Историкам известно имя матери Владимира, также известно, что она была обеленной холопкой, то есть не могла стать женой правителя. Возможно, Владимир был старшим сыном Святослава, его первенцем. Именно поэтому он был признан отцом. Ярополк и Олег были рождены от законной жены Святослава, возможно, болгарской княжны, но по возрасту они были младше Владимира. Все это, впоследствии, повлияло на отношения братьев и привело к первой княжеской междоусобице на Руси.

Ярополк и Владимир

Святослав погиб в 972 году на острове Хортица (Днепровские пороги). После его смерти киевский престол на несколько лет занял Ярополк. Между ним и его братом Владимиром началась война за власть в государстве, закончившаяся убийством Ярополка и победой Владимира, который и стал, в конечном итоге, очередным киевским князем. Правил Владимир с 980 по 1015 год. Главная его заслуга – крещение Руси и русского народа в православную веру.

Ярослав и его сыновья

Между сыновьями Владимира сразу после его смерти разгорелась междоусобная война, результате которой престол занял один из старших сыновей Владимира от полоцкой княжны Рагнеды — Ярослав.

Важно! В 1015 году киевский престол занял Святополк (прозванный в последствии Окаянным).Он не был родным сыном Владимира. Его отцом был Ярополк, после смерти которого Владимир взял в жёны его жену, и признал родившегося ребёнка своим первенцем.

Ярослав княжил до 1054 года . После его смерти в силу вступило лестничное право – передача киевского престола и «младших» по старшинству в роду Рюриковичей.

Киевский престол занял старший сын Ярослава — Изяслав, Черниговский (следующий по «старшинству» престол) – Олег, Переяславский – младший сын Ярослава Всеволод.

Долгое время сыновья Ярослава жили мирно, соблюдая заветы отца, но, в конечном итоге, борьба за власть перешла в активную фазу и Русь вступила в эпоху Феодальной раздробленности.

Родословная Рюриковичей . Первые киевские князья (таблица или династия Рюриковичей схема с датами, по поколениям)

Поколение Имя князя Года правления
I поколение Рюрик 862-879 (новгородское княжение)
Олег (Вещий) 879 – 912 (новгородское и киевское княжение)
II Игорь Рюрикович 912-945 (киевское княжение)
Ольга 945-957
III Святослав Игоревич 957-972
IV Ярополк Святославич 972-980
Олег Святославич Князь-наместник в Искоростене, погиб в 977 году
Владимир Святославич (Святой) 980-1015
V Святополк Ярополкович (пасынок Владимира) Окаянный 1015-1019
Ярослав Владимирович (Мудрый) 1019-1054
VI Изяслав Ярославович 1054-1073; 1076-1078 (киевское княжение)
Святослав Ярославович (Черниговский) 1073-1076 (киевское княжение)
Всеволод Ярославович (Переяславский) 1078-1093 (киевское княжение)

Родословная Рюриковичей периода Феодальной раздробленности

Прослеживать династическую линию рода Рюриковичей в период Феодальной раздробленности невероятно сложно, так как правящий княжеский род максимально разросся . Главными ветвями рода на первом этапе феодальной раздробленности можно считать черниговскую и переяславскую линии, а также галицкую, о которой нужно говорить отдельно. Галицкий княжеский дом берёт своё начало от старшего сына Ярослава Мудрого, Владимира, который умер ещё при жизни отца, и наследники которого получили в удел Галич.

Важно отметить, что все представители рода стремились занять Киевский престол, так как в таком случае они считались правителями всего государства.

Галицкие наследники

Черниговский дом

Переяславский дом

С Переяславским домом, номинально считавшимся младшим, всё намного сложнее. Именно потомки Всеволода Ярославовича дали начало владимиро-суздальским и московским Рюриковичам. Главными представителями этого дома являлись:

  • Владимир Всеволодович (Мономах) – был киевским князем в 1113-1125 гг (VII поколение);
  • Мстислав (Великий) – старший сын Мономаха, был киевским князем в 1125-1132 гг (VIII поколение);
  • Юрий (Долгорукий) – младший сын Мономаха, становился киевским правителем несколько раз, последний в 1155-1157 гг (VIII поколение).

Мстислав Владимирович дал начало Волынскому дому Рюриковичей, а Юрий Владимирович — Владимиро-Суздальскому.

Волынский дом

Родословная Рюриковичей: Владимиро-Суздальский дом

Владимиро-суздальский дом стал главным на Руси после смерти Мстислава Великого. Князья, сделавшие своей столицей сначала Суздаль, а потом и Владимр-на-Клязьме, играли ключевую роль в политической истории периода Ордынского вторжения.

Важно! Даниил Галицкий и Александр Невский известны не только как современники, но и как соперники за великокняжеский ярлык, а ещё у них был принципиально разный подход к вере – Александр держался православия, а Даниил принял католичество в обмен на возможность получить титул Короля Киевского.

Родословная Рюриковичей: Московский Дом

В завершающий период Феодальной раздробленности Дом Рюриковичей насчитывал больше 2000 членов (князей и младших княжеских семей). Постепенно лидирующие позиции занял Московский дом, который ведёт свою родословную от младшего сына Александра Невского – Даниила Александровича.

Постепенно, Московский дом из великокняжеского трансформировался в царский . Почему это произошло? В том числе и благодаря династическим бракам, а также успешной внутренней и внешней политике отдельных представителей Дома. Московскими Рюриковичами была продела гигантская работа по «собиранию» земель вокруг Москвы и по свержению Татаро-Монгольского Ига.

Московские Рюрики (схема с датами правления)

Поколение (от Рюрика по прямой мужской линии) Имя князя Годы правления Значимые браки
XI поколение Александр Ярославович (Невский) Князь Новгородский, Великий князь по ордынскому ярлыку с 1246 по 1263 гг _____
XII Даниил Александрович Московский 1276-1303 (московское княжение) _____
XIII Юрий Даниилович 1317-1322 (Московское княжение)
Иван I Даниилович (Калита) 1328-1340 (Великое Владимирское и Московское княжение) _____
XIV Семен Иванович (Гордый) 1340-1353 (Московское и Великое Владимирское княжение)
Иван II Иванович (Красный) 1353-1359 (Московское и Великое Владимирское княжение)
XV Дмитрий Иванович (Донской) 1359-1389 (Московское княжение, а с 1363 по 1389 – Великое Владимирское княжение) Евдокия Дмитриевна, единственная дочь Дмитрия Константиновича (Рюриковича), Суздальско – Нижегородского князя; присоединение к Московскому княжеству всех территорий княжества Суздальско-Нижегородского
XVI Василий I Дмитриевич 1389-1425 гг Софья Витовтовна, Дочь Великого литовского князя Витовта (полное примирение князей Литовских с правящим Московским домом)
XVII Василий II Васильевич (Тёмный) 1425-1462 гг _____
XVIII Иван III Васильевич 1462 – 1505 гг Во втором браке с Софьей Палеолог (племянница последнего Византийского императора); номинальное право: считаться приемником императорской византийской короны и кесарем (царём)
XIX Василий III Васильевич 1505-1533 гг Во втором браке с Еленой Глинской, представительницей богатого литовского рода, ведущего своё происхождения от сербских правителей и Мамая (по преданию)
XX

Имя Рюрика носил первый известный истории русский князь. Биографические сведения о нем летописей довольно скудны.

Древнейшие летописи (Лаврентьевская и Ипатьевская) впервые упоминают о Рюрике в рассказе за 862 год о восстании северных племен, покоренных варягами и обложенных данью, против своих поработителей – восстании, окончившемся изгнанием варягов. Освободившиеся племена начали управляться самостоятельно, но «не было в них правды», «встал род на род, и была в них усобица». Тогда они решили поискать себе князя – и «пошли за море к варягам-руси; ибо звались те варяги русью, как другие зовутся свеями (шведами), урманами (норманнами), англянами (англичанами), готами. Сказали руси чудь, славяне (ильменские) и кривичи и весь: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; придите княжить и владеть нами». Новгородская летопись рассказ об изгнании варягов и посольстве к ним приводит наряду с другими известиями 854 г., с неопределенным дополнением, что эти события произошли во времена княжения в Киеве Кия, Щека и Хорива . Отсутствует в Новгородской первой летописи и объяснение племенного имени варягов – Русь.

Заморские гости (варяги). Художник Николай Рерих, 1901

В ответ на предложение отправленного к варягам посольства (призвание варягов) три брата из варяжского племени русь – Рюрик, Синеус и Трувор – с родичами своими отправились в путь. Летописи по-разному говорят о месте, куда прибыли эти варяжские князья , и о том, где остановился Рюрик, старший из них. Ипатьевская летопись и некоторые списки Лаврентьевской повествуют, что Рюрик основал город Ладогу и сел там княжить, тогда как Синеус утвердился в Белоозере, а Трувор – в Изборске. «И от тех варягов-руси получила название Русская земля». Однако по утверждению Троицкого списка Лаврентьевской летописи, Рюрик сел княжить в Новгороде. Новгородская первая летопись рассказывает, что в Новгород с сильной дружиной вначале пришли все три брата. Те своды, которые считают, что Рюрик вначале обосновался в Ладоге, рассказывают: через два года оба брата его умерли, и он, пойдя к озеру Ильмень, срубил над рекой Волхов город, назвав его Новгородом.

Ранние летописи дают очень мало сведений о дальнейшей жизни и деятельности Рюрика. Известно только, что Рюрик раздавал своим дружинникам волости и города (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его «мужей» – Аскольд и Дир с собственными отрядами двинулись, с согласия Рюрика, к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю). Рюрик имел сына Игоря , который в год его смерти (879) был ещё очень мал. По этой причине Рюрик поручил вести княжеские дела, до того как вырастет Игорь, своему родственнику (племяннику?) Олегу .

Прибытие Рюрика в Ладогу. Художник В. Васнецов

Эти скудные данные о Рюрике поздние летописи дополняют новыми подробностями. По словам Густынской и Воскресенской летописей, совет послать за мудрым мужем в прусскую землю дал новгородцам старейшина Гостомысл. Они пошли в прусскую землю, нашли там князя Рюрика, происходившего, якобы, от рода римского императора Августа , и умолили его идти княжить к ним. Происхождение Рюрика от Октавиана Августа положено в основу целого ряда древних княжеских родословных. По словам Никоновского летописного свода, ильменские славяне (новгородцы), меря и кривичи не сразу послали за князем к варягам. Поначалу думали избрать его из своих или призвать от хазар, полян, с Дуная. Когда же посланные пришли к варягам, те сначала не хотели идти княжить к ним, «боясь звериного их обычая и нрава», однако потом на это всё же согласились Рюрик и два его брата. Спустя два года после того, как Рюрик сел в Новгороде (6372 год по старому летоисчислению, 864 год по новому), новгородцы, призвавшие его, забунтовали и, много пострадав от него, стали говорить, что не хотят дальше быть рабами варягов. Рюрик, по той же Никоновской летописи, жестоко расправился с недовольными, убив их вождя Вадима и многих его сторонников. Спокойствие не водворилось и после смерти бездетных Синеуса и Трувора. Согласно Никоновской летописи, и в 867 году много новгородцев бежало от Рюрика в Киев.

Князь Рюрик на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Некоторые поздние летописные своды (например, Воскресенский) рассказывают, что Рюрик не был миролюбив и по отношению к соседям. Едва утвердившись в Новгороде, он «начал воевать повсюду». В одном позднем летописном сборнике есть рассказ о посылке Рюриком в 866 году воеводы Валета для завоевания Карелии, причем и сам Рюрик будто бы спустя 13 лет умер в этой войне. Согласно большинству летописей, Рюрик умер в 879 году, однако один из списков (Ермолинский) датирует его кончину десятью годами ранее.

Сказание летописи о первых русских князьях и о Рюрике породило в русской исторической науке, так называемый «варяжский» вопрос. Споры вокруг него продолжаются по сей день. Имеется много теорий, по-разному объясняющих начало «Русской земли», но ни одна из них до сих пор целиком не возобладала над другими.