NEW! Стасюк Л.В. Особенности чтения подростков

Однолеток Алексей, ученик 7 класса МБОУ "СОШ № 13" г.Братска

Данная работа - результат изучения чтения учащихся 6-7 классов нашей школы. Автор ставил следующие задачи:

  1. Изучить читательские интересы подростков 13-14 лет нашей школы;
  2. Изучить литературу по данному вопросу.
  3. Определить роль и значение современной медиасреды в формировании читательского интереса;
  4. Выявить, какую роль в жизни подростков нашей школы играет чтение.

Данные исследования могут быть использованы на уроках для организации дискуссий, позволят корректировать работу по продвижению чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение.

Основная часть:

2.1.

Читательская деятельность как фундаментальная основа понятия грамотности.

2.2.

2.3.

Чтение в жизни подростков нашей школы

Подросток и библиотеки

4 -8

2.4.

Тенденции и читательские предпочтения учащихся 6-х и 7-х классов.

Заключение.

Библиография.

I. ВВЕДЕНИЕ:

Мы считаем, что взятая нами для исследования тема «Особенности чтения подростков» является актуальной в наше время. Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что именно книга поможет овладеть необходимой информацией для полноценного развития личности, научит выражать свои мысли, думать, анализировать события и поступки людей, что так необходимо сформировать у подростков сейчас, еще учась в школе, готовя себя к дальнейшей самостоятельной жизни.

Изучив круг читательских интересов подростков, узнав, насколько они владеют навыком работы с книгой, мы сможем проверить выдвинутую нами

гипотезу:

  • Действительно ли подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что приводит к снижению читательских компетенций.
  • Действительно ли в развивающейся медиасреде нет места книге.

Объект исследования:

Учащиеся 6-х-7-х классов МБОУ «СОШ № 13»г.Братска

Предмет исследования:

Чтение подростков

Цель исследования:

привлечь внимание всего школьного сообщества к проблеме чтения подростков и

наметить пути поддержки и развития чтения.

Поставленные задачи:

  1. Изучить читательские интересы подростков 13-14 лет нашей школы;
  2. Изучить литературу по данному вопросу.
  3. Определить роль и значение современной медиасреды в формировании читательского интереса;
  4. Выявить, какую роль в жизни подростков нашей школы играет чтение.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использованы следующие

методы:

Анкетирование;

Наблюдение за подростками, приходящими в школьную библиотеку;

Анализ читательских формуляров школьной и городской библиотеки;

Интервьюирование учителей-словесников, библиотекарей;

Математические методы обработки результатов исследований;

Работа с печатными изданиями журнала «Школьная библиотека», с интернет-

ресурсами.

Практическая значимость заключается в следующем:

Материалы исследования помогут определить круг чтения современного подростка;

Данные исследования могут быть использованы на уроках для организации дискуссий, позволят корректировать работу по продвижению чтения.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. 2003 - 2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Понятие грамотности в последние десятилетия претерпело ряд изменений и воспринимается более широко, совершенно иначе, чем десятилетие назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умение работать с информацией, но и многое другое. Сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Осознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, в последние десятилетия стало предметом заботы государства и общества во многих странах. В 2004 году в США прошла Неделя юношеского чтения. Результатом работы стало подписание «Заявления Международной ассоциации чтения», в котором сказано: «Подростки, вступающие в мир взрослых в ХХI веке, будут читать и писать больше, чем в любое другое время в истории человечества. Им потребуется более высокий уровень грамотности для работы, организации домашнего хозяйства, выполнения грандиозного долга и ведения личных дел. Им нужна грамотность, чтобы совладать с потоком информации повсеместно, где бы они ни находились. Они должны быть грамотными, чтобы подпитывать свое воображение и иметь возможность участвовать в строительстве будущего. В сложном, а иногда и опасном мире, для молодого человека очень важна способность читать. Поэтому необходима постоянная поддержка и помощь в обучении чтению, начиная с самых ранних стадий развития».

В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет

уменьшилось с 49% до 26%. У нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.

Исходя из сложившейся ситуации, была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020 год», 2014 год был объявлен Годом культуры, а 2015 - Годом литературы. Все эти меры призваны изменить ситуацию в отношении чтения.

2.2. В своей работе мы решили изучить отношение к чтению подростков нашей школы, определить их читательские приоритеты, таким образом выявить особенности чтения наших подростков. Для изучения этого вопроса мы выбрали объектом нашего исследования учащихся 6-7-х классов.

Нами проведено анкетирование 88 учащихся, из них девочек 36, мальчиков- 52 Ребятам было предложено заполнить анкеты, которые состояли из 12-14 вопросов об их отношении к чтению книг.

Вот вопросы анкеты предложенные нами.

Анкета «Чтение в моей жизни»

1. Чем ты любишь заниматься в свободное время? (пронумеруйте в порядке важности)

  • Гулять
  • Занятия на компьютере
  • Чтение
  • Телевизор
  • Увлечения, хобби
  • Не очень

3. Какой формат чтения ты предпочитаешь:

  • традиционные книги,
  • цифровой (компьютерный) формат

4.Сколько времени в день уделяешь чтению книг?

  • Классика
  • О животных и природе
  • Про сверстников
  • Приключения, фантастика, фэнтэзи
  • Детективы
  • Стихи
  • Про исторические события
  • Научно-познавательная литература
  • Сказочные повести
  • другое

6.Есть ли у тебя любимый писатель? Назови фамилию и его книги.

7.Назови своего любимого литературного героя.

8.Твои любимые книги (2-5)

9.Есть ли у тебя любимый журнал?

10.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал, и ее автора?

11.Назови книги, прочитанные тобой в этом учебном году.

12.Как ты считаешь, почему современные подростки так мало читают?

13. Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?

Книга нужнее, чем компьютер. Почему?

Книга не нужна. Почему?

Родители

Учитель

Друзья

Библиотекари

Средства информации

  1. Чем любят заниматься наши респонденты в свободное время.

Было предложено 5 вариантов ответов (гулять, компьютер, чтение, телевизор, занятия по увлечениям), нужно было расположить эти варианты в порядке предпочтений. Получились такие результаты.

Виды деятельности

I место

Гулять

Занятия на компьютере

Чтение

Просмотр TV передач

Занятия по увлечениям

Некоторые ответы на этот вопрос были не совсем корректные, поэтому в итоге таблицы не везде получается число 88 по количеству респондентов.

Все

Девочки

Мальчики

Да

Не любят

Не очень любят

3. Какое чтение ты предпочитаешь?

65 % предпочитают чтение традиционных книг, 35% - цифровой формат. На этот вопрос отвечали не все (69 чел)

4. Сколько времени в день уделяешь чтению книг?

Выяснилось, что мальчики уделяют больше времени чтению книг, чем девочки. Но среди учеников, много времени (3 час.) проводящих за чтением, оказались девочки 7 А кл.

5. Тематические предпочтения наших школьников выглядят следующим образом : большинство ребят, как мальчиков, так и девочек, предпочитают фантастику, фэнтэзи, затем следуют детективы и книг и о животных. Классику (причем, это в основном произведения, изучаемые по школьной программе) назвали только 8 девочек и 1 мальчик. Немногие отметили книги о сверстниках, научно-познавательную литературу, сказочные повести и стихи.

6. Любимые писатели наших подростков .

33 респондента (9 девочек и 24 мальчика) н е назвали в анкетах ни одного любимого писателя. Круг любимых авторов не очень большой, чаще других называют А.С.Пушкина, встречаются Тургенев, Распутин, Гоголь. В основном называют «раскрученных» авторов.

У девочек чаще других называются книги современного французского писателя Сержа Брюссоло и раскрученных после выхода известного фильма «Сумерки» Стефани Майер. У мальчиков - книги Д.Глуховского, книги серии «Сталкер», романы братьев Стругацких.

7. Любимые литературные герои.

Ответ на этот вопрос может дать представление о нравственном и духовном мире наших подростков. Ведь любимый литературный герой – это тот, на кого хочется походить, поступки которых вызывают восхищение, уважение. К сожалению, оказалось, что у 36 (37%) опрошенных учащихся нет любимых литературных героев. У остальных ребят очень большой круг перечисленных литературных героев. В основном - это главные герои их любимых книг.

Предпочтения девочек:

  • Кусака - 3
  • Зигрид - 3
  • Пегги Сью - 3
  • Ирка Хортица - 2
  • Муму - 2
  • Карлсон - 2

У мальчиков

  • Артем из «Метро 2033» - 5
  • Геракл – 2.

Называются Маленький принц, Бильбо, Грэй, Маугли, Незнайка. У шестиклассников чаще называются литературные герои из книг, прочитанных в начальной школе. Все это свидетельствует об бедном читательском багаже наших подростков.

8. Любимыми книгами наших подростков являются в основном книги любимых ими писателей:

«Дочь колдуна», «Зигрид и потерянные миры», «Проклятый цирк» С.Брюссоло, «Сумерки» С.Майер, «50 оттенков серого» Э.Джеймс у девочек; серия книг Д.Глуховского «Метро», книги серии «Сталкер», «Пикник на обочине» Стругайких, «Хоббит» Толкиена, «Алые паруса»А.Грина, «Тарас Бульба» Н.Гоголя, рассказы В.Шукшина «Срезал», И.Бунина «Цыфры», «Эрагон» Кр.Паолине, «Гарри Поттер» Дж.Роллинг.

9. Журналы вообще не вошли в круг чтения опрошенных нами подростков. 40 человек не назвали ни одного издания, 30 учащихся (в основном шестиклассники) отметили журналы, адресованные учащимся начальной школы («Мурзилка», «Непоседа»). Некоторые указали не журналы, а каталоги («Avon), несколько человек ответили: «мистика», но такого журнала нет, есть «Мистические истории». Только 4 респондента назвали журнал «Мне 15», адресованный подросткам. А познавательных журналов не назвал никто, хотя таких журналов, адресованных подросткам, существует очень много.

10. Недавно прочитанными книгами были названы в основном произведения, изучаемые по школьной программе по литературе. 32(36%) учащихся не назвали ни одной книги. Кроме программной классики были названы все те же книги это С. Брюссоло, С.Майер, Д.Глуховского. Встречаются в ответах ребят и довольно редкие в круге чтения подростков книги. Были названы книга Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства», в основе сюжета которой трудная судьба девочки-подростка. Один семиклассник назвал книги не очень известного у нас в стране современного английского писателя Метта Хейга «Семья Рэдли», «Тенистый лес», «Люди и я». Каждый роман этого писателя - событие, захватывающее, неординарное, веселое и немножко жуткое. Книги Хейга неизменно входят в списки бестселлеров Великобритании, экранизируются, удостаиваются престижных наград и широко публикуются за рубежом.

11. В этом учебном году ребятами были прочитано совсем немного книг, это все та же программная классика, и перечисленные ранее книги. В перечне прочитанных книг, как правило, не называются авторы. Не входит в круг чтения наших респондентов русская классика, не изучаемая в курсе литературы. Практически отсутствуют книги современных российских авторов, адресованные подросткам. Довольно редко встречаются книги писателей, входящих в круг чтения старшего поколения: были несколько раз названы «Алые паруса» А.Грина, романы Жюля Верна, «Робинзон Крузо» Д.Дефо. Ни в одной анкете не названо ни одно научно-познавательное или энциклопедическое издание.

12. На вопрос « Почему современные подростки мало читает?» большинство ребят ответили одинаково: зачем читать, когда есть компьютер. Причиной отсутствия интереса к чтению большинство ребят назвали наличие компьютеров, гаджетов (69 человек). Сослались на отсутствие времени 4 учащихся, а 17 человек эту причину сформулировали четко и кратко – лень.

13. На этот вопрос «Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?» отвечали только 36 респондентов. Девочки ответили следующим образом:

  • Книга нужнее, чем компьютер. - 9
  • Книга не нужна. - 2

Мальчики:

  • Книга нужнее, чем компьютер - 19
  • Книга не нужна - 6

14. Выбирая книги для чтения, большинство учащихся прислушиваются к советам своих родителей , для многих авторитетом в этом вопросе является учитель. А вот СМИ отметили только 7 респондентов. Ответы на этот вопрос нам показались не совсем убедительными. В перечне прочитанных книг практически отсутствуют авторы, которых любили и читали родители наших подростков. В тоже время в среди любимых книг наши учащиеся называют как раз те книги, которые попали в круг чтения ребят в основном благодаря «раскрутке» этих книг через фильмы, компьютерные игры, рекламную компанию.

У девочек

  • Родители - 9
  • Учителя - 7
  • Друзья - 7
  • Библиотекари - 3
  • Средства информации - 3

У мальчиков

  • Родители -21
  • Учителя - 16
  • Друзья - 10
  • Библиотекари - 12
  • Средства информации – 4

2.3 . Подросток и библиотеки.

Нами проанализировано отношение наших респондентов к библиотеке. Выяснилось, что 28% учащихся не являются пользователями библиотек. В библиотеке им. Михасенко записано 46 учащихся, в школьной библиотеке -76 человек. Но посещают наши учащиеся библиотеки нерегулярно, порой 1-3 раза за учебный год. Чаще всего берут программные произведения классиков. Следует отметить, что некоторые учащиеся являются активными читателями библиотек: Хиску Кристина, Головин Максим, Марчук Настя из 7 А кл., Бевз Виталина и Кожемякин Эдуард из 7В кл., Кушнерчук Артем из 6Б кл. За счет читательской активности перечисленных ребят средняя читаемость получилась 7,08 книг. Это не очень высокий показатель. У остальных пользователей читаемость довольно низкая – 1-3 книги за учебный год.

2.4.Тенденции и читательские предпочтения учащихся 6-х и 7-х классов.

Таким образом, проанализировав ответы на вопросы анкеты и читательские формуляры шестиклассников и семиклассников нашей школы, мы пришли к следующим выводам:

  • Книга окончательно не ушла из жизни подростков, в целом у большинства позитивное отношение к чтению.
  • Среди любимых авторов и книг много произведений классической литературы.
  • Среди наших респондентов оказались (хоть и очень немного) подростки, не представляющие себя без книги и чтения.
  • Среди любимых героев названы в основном положительные персонажи.
  • Школьники отдают предпочтение традиционной книге.
  • Круг чтения девочек и мальчиков имеет отличия.
  • Самым читающим оказался 7 А класс.
  • На выбор чтения влияние оказывают родители и учителя.
  • Наши подростки сегодня отводит меньше времени на чтение.
  • Беден читательский кругозор респондентов.
  • Четко просматривается общая тенденция – стремление подростков читать развлекательную литературу таких жанров, как фэнтези, триллеры, приключения, мистика. Литература как средство социализации сегодня заметно уступает другим видам медиа: телевидению, Интернету.
  • Чтение школьников носит в основном случайный характер.
  • Низка читательская культура школьников.
  • Невелика роль библиотек в продвижении чтения.
  • Золотые полки» предыдущих поколений подростками не читаются, имена многих авторов-классиков им практически не известны, продолжается процесс прерывания литературной традиции нескольких последних поколений.
  • Книги хороших современных авторов, которые могли бы читаться подростками, почти не известны как им, так и их родителям, а также учителям и библиотекарям. Во многом это связано с отсутствием лучшей и новой литературы в фондах библиотек. Библиотекари

смогут сделать гораздо больше, если у них будет большой выбор лучших книг и периодических изданий для детей и юношества

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За несколько последних десятилетий книга во многом изменила свои функции в жизни подростка, и не только подростка. Сведения о самых различных ситуациях, с которыми можно столкнуться в жизни, и "рецепты" поведения в гораздо большей степени сообщает кино и телевидение, чем любые книги. Постепенно и разнообразные компьютерные игры также принимают на себя часть былой книжной нагрузки. Всевозможную полезную и вредную информацию все чаще школьники черпают из Интернета, и с каждым днем число обращающихся к нему растет и будет возрастать. И в то же время, несомненно, чтение остается одной из самых эффективных сфер, приучающих школьников к умственной деятельности. Следовательно, необходимо в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате умения читать. Как и кто это может и должен сделать? Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания и необходимого условия социализации личности. На наш взгляд, это должны быть совместные усилия семьи, школы, внешкольных учреждений. Не стоит отказываться от традиционных форм продвижения чтения. Литературные гостиные, конкурсы чтецов, инсценирование и театрализация, викторины и разного рода литературные конкурсы, выставки книг, рекомендательные списки и многое другое, несомненно, помогают в привлечении к чтению.

Но, учитывая особенности современной жизни (ни дня без общения в сети), стоит призвать на помощь компьютер и Интернет. Многие библиотеки уже пытаются обратить их в союзники: сделали свои страницы, сайты, блоги в Интернете. Возможно, здесь нужно привлечь лидеров чтения, они могут делиться на страницах сети своими впечатлениями о прочитанном, могут вести свой блог. Большую пользу принесут общешкольные акции по пропаганде чтения с широкой рекламной компанией. Хотелось стоит войти в проект « Goole- сервисы в моем образовательном пространстве».

Наши гипотезы, что «современный подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что в век современных технологий книга постепенно уходит на второй план», к сожалению, подтвердилась. В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало или развлекательным, или «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Ребята познают этот мир в интенсивно развивающейся медиасреде, но ничто не заменит общение с доброй книгой, которая помогает разобраться в огромном потоке информации, определиться в жизни, сделать правильный выбор, найти нужное решение.

В целом ситуация в чтении детей и подростков стала значительно сложнее, поскольку именно сейчас как у детей, подростков, так и у взрослых развиваются новые практики чтения. Чтение во многом переходит в электронную среду, и этот процесс динамично и активно развивается дальше. От того, насколько взрослые – родители, педагоги, библиотекари – смогут адаптироваться к изменяющимся привычкам «цифровых аборигенов», помочь детям и подросткам, как в реальной, так и в электронной среде, во многом зависит будущее чтения и культуры этого поколения.

«Книги через читателя меняют саму жизнь», – так выразил назначение книги и чтения выдающийся книговед Н.А. Рубакин.

Значение чтения, таким образом, – в развитии творческого мышления, в развитии культуры мышления и связанного с этим понятием – культуры чувств.

Человек в процессе чтения развивается комплексно – вырабатывает память, учится терпению, чуткости, наблюдательности, развивает волю, воспитывает сердце и т.д. – все это в целом способствует совершенствованию личности.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Абдурашидова Э. Изучение читательского интереса подростков//http://fullref.ru/job_d89920adb1af2d681ea0df8a9f863a82.html
  2. Иванова Г.И., Чудинова В.А. «Чтение, грамотность и библиотеки: функциональная неграмотность в развитых странах». Журнал «Школьная библиотека» № 6 – 2005 г.
  3. Национальная программа поддержки и развития чтения//http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122
  4. Новикова Т.А. «Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе». Журнал «Школьная библиотека» № 2 – 1995 г.
  5. Соловьев Е.Н. «Книга в моем доме: моя семья и моя семейная библиотека». Журнал «Школьная библиотека» № 9 – 2002 г.
  6. Чарина И.Т. «Если мы однажды научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись». Журнал «Школьная библиотека» № 7 – 2002 г.
  7. Читательские интересы школьников и проблема формирования культуры чтения//http://сайт/shkola/literatura/library/2012/10/31/

В этой статье мы раскроем еще одну важную тему, связанную с формирование здорового и полноценного ребенка. Речь пойдет о пользе чтения и о том, надо ли заставлять ребенка читать. А если надо, то с какого возраста следует начинать?

О пользе чтения для детей.

Здравствуйте, друзья.

Чтобы ваш ребенок был успешен в школе и в жизни, нужно подталкивать его к чтению и стараться сделать так, чтобы он полюбил читать. В большинстве своем, самые успешные в мире люди заядлые читатели. И это не удивительно, ведь чтение открывает двери, практически, ко всем знаниям. Более того, это путь к обучению на протяжении всей жизни человека. Пробуждать в ребенке любовь к чтению — одна из самых важных задач для родителей, и она стоит того, чтобы потратить свое время и энергию.

Для вдохновения самих себя при выполнении этой задачи, всегда помните о преимуществах тех детей, которые любят читать:

  • читая, ребенок зарождает в себе источник успеха во взрослой жизни. Для того, чтобы понять математику, физику, историю и другие науки, нужно много читать и быть дисциплинированным при чтении. Тренируя этот навык на раннем этапе, ребенок будет хорошо подготовлен для этих испытаний.
  • чтение — проводник к продуктивной, полноценной жизни, в которой ребенок сможет совершенствовать сложные навыки и развивать свои увлечения.
  • для читающего ребенка книги — это удовольствие, а процесс чтения постепенно превращается в привычку, которой он будет придерживаться на протяжении всей жизни.
  • читая, ребенок развивает в себе аппетит к знаниям. Чтение способствует расширению целых областей базовых знаний, включающих науки, историю, географию, математику и социальное обучение. Чем больше ребенок учится, тем больше ему хочется узнавать.
  • читая, дети, обычно, развивают в себе сочувствие к людям, потому что добрые истории всегда наполненны человеческими переживаниями и эмоциями. Хорошая литература воспевает человечность, силу духа людей и их потенциал.
  • чтение пробуждает в детях интерес к другим культурам, знакомит ребенка с образом жизни других народов.
  • чтение развивает словарный запас, грамматику и письменный навык ребенка.
  • чтение отлично подготавливает ребенка к школе.
  • книги положительно влияют на продолжительность жизни. Осознавая важность здоровья, ребенок будет стараться придерживаться здорового образа жизни.
  • чтение учит ребенка продуктивному мышлению и решению проблем. Это фундаментальные области развития, которые помогают во взрослой жизни. Человек, который умеет мыслить критически реже попадает в неловкие ситуации и его тяжелее оставить в дураках.
  • чтение отлично развивает чувство юмора, важнейшее качество для социального благополучия.
  • чтение развивает внимание.
  • читая книгу, ребенок постоянно задействует свое воображение и учится мыслить креативно.
  • по статистике, чтение в раннем возрасте положительно сказывается на литературном мышлении ребенка даже по прошествии 10 лет его жизни. Дети, которые начинают рано читать, обладают лучшей способностью понимать новостные статьи, фантастику и сложные тексты различных документов. Развитое литературное мышление позволяет ребенку обучаться по книгам и другим печатным материалам быстрее.

Слабо развитый литературный навык ведет к безработице, бедности и криминалу. По данным исследований, 43% людей с бедным литературным развитием живут в нищете. В местах лишения свободы преобладающее число заключенных очень мало читали в своей жизни.

Как зародить в ребенке любовь к чтению?

  • читайте для ребенка. Начинайте это делать как можно раньше. Чтение вслух для ребенка должно стать для вас ежедневной рутиной. Выделяйте время среди дня, дайте ребенку понять, что это очень важно. Проводя это время с вами, он будет ассоциировать чтение с чем-то приятным.
  • размещайте книги и другие материалы на видном и доступном для ребенка месте. По возможности, создайте для ребенка небольшую библиотеку, пусть даже в пару книжных полок.
  • внушите ребенку, что чтение — это часть его жизни. Позвольте ребенку наблюдать, как вы читаете книги или журналы. Если вы ходите в библиотеку, то берите ребенка с собой. Когда дети видят, что чтение для вас очень важно, они с большой долей вероятности будут считать его важным и для себя.
  • поощряйте. Если ваш ребенок потратил время на чтение книги, купите ему мороженое или позвольте немного поиграть в видео игры.
  • выбирайте книги, из чтения которых ребенок сможет извлечь максимум удовольствия. Книги должны быть наполненны яркими иллюстрациями. Они должны быть максимально интерактивны. Отлично подойдут детские сказки-раскраски, обзор которых вы можете найти в

Очень важно приучить ребенка к чтению как можно раньше. Это позволит вашему малышу развиваться, научит его мыслить и даст возможность более точно познать мир.

Читать книги ребенку начинают с самого маленького возраста – обычно первые стишки и сказки родители читают малышу до года. Тяга к чтению и литературе закладывается у ребенка в возрасте уже 4-5 ти лет, когда родители начинают обучать своих отпрысков буквам и слогам. Очень важно уже в этом возрасте приучить ребенка к чтению, так как современные дети много времени проводят за компьютером, а не за чтением.

С помощью правильно подобранной литературы, дошкольники начинают понимать мотивы поступков героев, учатся анализировать, развивают эмоциональное восприятие. Для дошкольников лучше подойдут книжки с картинками, так как с их помощью дети лучше понимают сюжет сказки.

Детям, которые учатся в начальной школе необходимы книги, в которых описываются повседневные, знакомые ребенку ситуации, но с необычной стороны. Ребенок уже умеет сопереживать героям, кроме того, дети нередко погружаются в атмосферу повествования. После прочтения произведения, они охотно рисуют героев и придумывают продолжение истории.

Дети в младших классах больше всего любят поэзию. Вместе с процессами взросления, ребенок утрачивает такое тонкое восприятие, поэтому любовь к стихам существенно снижается. Именно поэтому очень важно поддерживать любовь ребенка к стихам, это может развить в нем задатки и способности поэта.

Для ребенка возраста 6-9 лет, в домашней библиотеке не обязательно иметь много книг. Важно, чтобы выбранные родителями произведения были лаконичными и понятными. Книги должны быть с картинками и яркими, привлекательными подзаголовками. Для лучшего восприятия текст должен быть разбит на небольшие разделы. Так как дети такого возраста не могут долго сосредотачиваться на сюжете.

Покупая правильные книги, родители смогут привить ребенку любовь к литературе и поспособствуют его развитию. Начать читать книги малышу следует как можно раньше, но в младших классах дети особенно нуждаются в ярких впечатлениях, кроме того, именно это тот возраст, в котором у них формируется характер, основные предпочтения и привычки.

В школе далеко не всегда учителя ответственно подходят к литературе, уделяя больше внимания письму или математике. Поэтому задачей родителей является обеспечение ребенка детской литературой.


На книжных полках в доме каждого школьника младшего возраста обязательно должны быть книги Эдуарда Успенского – «Про Веру и Анфису», серия историй про дядю Федора, а также истории о крокодиле Гене. Эти произведения учат малышей дружить, помогать друг другу и любить близких. В них также показаны пороки общества – злость, зависть, жадность – но в конечном итоге добро всегда одержит победу над злом.


Детям понравится также культовые книги Николая Носова о Незнайке и его друзьях, сказки Кира Булычева и Александра Волкова, который написал известную сказку «Волшебник изумрудного города». Эти произведения лучше читать детям немного постарше – 8-9 лет. В перечисленной литературе присутствует не только мораль, но и захватывающий сюжет, который не оставит равнодушным никого из маленьких читателей.

Обычно детям очень хочется познавать мир, делать удивительные открытия, поэтому они и задают родителям так много вопросов. Для того, чтобы заинтересовать ребенка наукой, библиотека школьника должна содержать в себе детские энциклопедии.

Очень важно в младших классах привязать малышу любовь к научной литературе. Не стоит забывать, что задачей родителей является именно научить ребенка любить чтение, а не заставлять его читать книги. Дети, которых родители заставляли ежедневно читать не слишком интересную для них литературу, во взрослой жизни вряд ли захотят браться за книги.

Энциклопедии содержат в себе огромное количество интересных фактов об истории разных стран, животных или кораблях, автомобилях и прочих не менее занимательных вещах. Дети очень любопытны, в библиотеке должны быть книги из разных сфер науки.

Чтобы ребенку было интересно читать энциклопедии, лучше приобрести те, в которых картинки иллюстрируют все события. Для малышей возраста подойдут книги, содержащие только основные, но самые интересные факты из той или иной сферы. Малышу будет намного интереснее читать энциклопедические книги, если родители также покажут свою заинтересованность в этом и будут читать их вместе с ребенком, объясняя ему непонятные моменты.

Все выбранные для библиотеке младшего школьника книги должны повествовать о героях, имеющих в характере такие черты как чувство справедливость, храбрость, отзывчивость и совестливость. Именно такие книги помогут сформировать основные черты характера у ребенка.

Ученики средних классов уже постепенно утрачивают былую любовь к поэзии. В возрасте 10-13 лет, школьники предпочитают казаться взрослее, поэтому предпочитают читать другие жанры литературы. В этом возрасте, в 5-7-ом классе, школьники начинают увлекаться детективным жанром.

У младших подростков все еще продолжается формирование характера, хотя основные черты его заложены были ранее, характер и привычки ребенка еще очень пластичны и легко поддаются воздействию.

Ребенок вступает в переходной возраст, поэтому у многих родителей начинаются конфликты с детьми. В этот период у школьника может проявляться дух противоречия, поэтому очень важно заинтересовать его литературой. Как и в случае с малышами, заставлять ребенка средних классов читать нельзя ни в коем случае. Задачей родителей становится убеждение отпрыска, что определенная книга сможет его заинтересовать.

В этом возрасте важно поддерживать интересы своего ребенка, но не навязывать ему своих. Уже не нужно читать книги вслух, но родители все еще могут параллельно читать какую-либо литературу с ребенком и обсуждать сюжет и героев.

В возрасте 10-13 лет дети активно сопереживают героям, особенно их привлекают персонажи, обладающие сильным характером, физической силой или развитым умом. Дети стремятся стать похожими на героев любимых книг, поэтому очень важно подобрать правильную литературу, герои которой смогут научить ребенка хорошему. Возраст довольно опасный, поэтому следует оградить ученика от чтения книг, главными персонажами которых являются злодеи или нечестные люди.

Школьников средних классов не нужно нагружать сложной литературой. Библиотека школьника книги, в которой должны быть, в первую очередь, интересными и познавательными. В этот период детям обязательно придется по душе рассказы Артура Конана-Дойля о популярном во всех странах и временах сыщике Шерлоке Холмсе, заинтересуют их также произведения, главным героем которого является «Калле сыщик».


В библиотеке школьника должны быть также произведения Жюль Верна, Александра Дюма, из отечественных книг очень хорошей является «Кортик», повесть Александра Рыбакова. Несмотря на то, что книга идеализирована под советский строй и пропитана духом революции, она понравится и девочкам и мальчикам, ведь ее героями стали такие же дети, на долю которых выпало множество приключений.

Жанр приключений помогает развивать сосредоточенность, внимание, заставляет читателя переживать за героев, а значит, активизирует эмоции, поэтому очень полезен для подростков. Не менее полезным является и жанр детского детектива, в процессе чтения ребенок развивает логику.

Для расслабления, можно купить ребенку детские детективы современных авторов, таких как Антон Иванов и Анна Устинова, Екатерина Вильмонт, Владимир и Татьяна Сотниковы. В книгах этих авторов всегда хороший конец, а преступления, которые предстоит расследовать детям, не слишком серьезные и опасные. Очень интересной книгой для школьников станет еще и «Мэрри Поппинс».

Ни одна библиотека для школьника не может обойтись и без повести Марка Твена о Томе Сойера, приключения которого всегда нравились не только детям, но и их родителям. Кроме того, это произведение прививает читателю такие качества как храбрость, справедливость, ответственность и преданность.

Начиная с 13-14 лет, школьников уже не интересуют сказки. Большая часть этой аудитории хочет читать про любовь. В возрасте 14-17 лет, ученики интересуются другими сторонами жизни, не только тем, что было показано им в детстве. Их интересуют отношения, любовь, история, романы о жизни, произведения о войне.

В старшей школе обычно читают только те, кого родители сумели привязать к литературе с детства. Несмотря на то, что учителя на уроках продолжают заставлять детей читать литературу из школьной программы, редко кто действительно читает все произведения в оригинале.

Однако, даже в старшей школе все еще можно привить подростку интерес и даже любовь к литературе. Этому может поспособствовать опытный педагог или родители, которые сумеют подобрать интересную и необременительную литературу с тематикой, которая увлекает подростка.

В старших классах ученики уже не представляют себя героями литературных произведений и не стараются им подражать. Поэтому читать книги им можно и о негативных героях, это позволит расширить свое мировоззрение и даст более полную картину понимания жизни и окружающего мира.

В возрасте 14-17 лет, тинейджеры особенно интересуются любовными романами. Однако, книги, которые они читают, должны оставаться поучительными. Цель прочтение любой литературы – саморазвитие человека, именно на этот принцип следует опираться при выборе книги.

Подростки старшего возраста очень чувствительны и эмоциональны, они воспринимают многие вещи более ярко и остро, чем взрослые. Поэтому не лишним будет наличие в домашней библиотеке некоторых исторических романов, которые не входят в образовательную программу.

Ярким примером такой литературы может стать книга Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Этот культовый роман заставляет переживать очень сильные эмоции, на примере главной героине романа, Скарлетт, читатель учится стойкости и выносливость, смелости и мудрости.

Книга погружает в атмосферу времени Гражданской войны в Америке, позволяет почувствовать на себе весь ужас той эпохи, пройти через испытания вместе с героями. В первую очередь, роман будет интересен девушкам, но и юноши найдут в нем многое.


Посоветовать к прочтению можно также все книги о Гарри Поттере. Это совсем недетская сказка, это серьезное произведение для взрослых людей. Обязательны к прочтению в таком возрасте книги Михаила Булгакова, детективы Агаты Кристи, Дика Френсиса и Жоржа Сименона.

Очень важно также приобщить подростка к классической литературе. Родители должны помочь своему чаду прочесть необходимую программу, заданную в школе. Для того, чтобы ему было это интересно, можно читать произведения вместе с ним, после обсуждая персонажей.

Однако, давить на ребенка нельзя, вы должны развивать в нем желание, а не заставлять. Не стоит заставлять даже взрослого ребенка читать определенное количество страниц в день, так у него не только выработается нелюбовь к литературе, но и не запомнится никакая информация из книги.

В старшем школьном возрасте учеников заинтересуют такие произведения как «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, «Над пропостью во ржи» Джэрома Селинджера, «Грозовой перевал» Эмили Бронте, а также романы Джейн Остин.

Среди юмористических произведений, которые нравятся абсолютно всем - взрослым и детям, независимо от нации и социального положения, самым ярким примером является «Трое в лодке не считая собаки». Это добрая книга, в которой юмор все еще не потерял своей актуальности.

Учитывая все сказанное, родители должны выбирать книги в детскую библиотеку с большой ответственностью. Только тогда он сможет развиваться и по-настоящему полюбит литературу.

В век современных технологий дети читают очень мало, но педагоги продолжают упорно настаивать на необходимости изучения и штудирования печатных книг. Роль книги в развитии ребёнка и в его воспитании — основная тема изучения данной статьи.

Роль книг в воспитании и обучении ребенка

Роль книги в развитии ребенка — тема диссертаций многих педагогов и психологов. Несмотря на то, что печатные издания все реже находят своего читателя, люди, работающие с детьми, продолжают настаивать на важности книг.

Все дело в том, что сказки и серьезные книжные издания не только учат чему-то ребенка, но еще и влияют на развитие его фантазии. Печатное слово помогает малышу мыслить за рамками обычного, создавая яркие образы в воображении.

Родителям следует с самого детства читать малышам сказки перед сном, вырабатывая у них интерес к печатному слову. Примерно с трех лет малыши начинают проявлять интерес к чтению, поэтому следует как можно чаще заниматься с ребенком, учить его алфавиту и составлению слогов. Обычно мир букв и слов настолько захватывает ребенка, что уже к пяти годам он начинает читать самостоятельно. Чтобы подкреплять интерес ребенка к литературе, стоит тщательно выбирать материал для чтения. В этом возрасте для малыша подойдут поучительные рассказы и необычные сказки.

Огромное достоинство книг — это содержащаяся в них мораль. Глубокий смысл детских сказок напрямую влияет на воспитание ребенка, рассказывая ему о добре и зле, о хороших и плохих поступках. На примере любимых персонажей ребенок сможет научиться тому, как следует поступать, и каких действий нужно избегать. Иногда книги действуют на противоречии, делая главными персонажами злодеев и высмеивая их плохие поступки. Разъяснив ребенку смысл и содержание книги, родитель поможет не только развивать воображение, но и повлияет на грамотное установление причинно-следственной связи. При помощи литературы ребенок сможет понять, что за любым действием следуют свои последствия, и что любой плохой поступок рано или поздно будет наказан. Установление причинно-следственных связей у малышей происходит с трудом, но благодаря литературе и этот сложный момент обучения будет освоен.

Еще одно огромное достоинство книг — то, что они пробуждают глубокий интерес в ребенке. Если малышу нравится та или иная книга, он обязательно прочтет ее до конца, развивая и собственное воображение, и свою усидчивость. Психологи давно доказали, что дети, которые много читают, отличаются спокойным характером. Они способны дольше сосредотачивать свое внимание на конкретном объекте изучения, а это, в свою очередь, сильно облегчает процесс обучения. Те детки, которые в детстве много читали и часто проводили время за книгой, в школе будут гораздо более усидчивыми.

Еще одно преимущество книг, о котором часто говорят педагоги и психологи — то, что печатные издания помогают развивать память. В возрасте до десяти лет память ребенка работает идеально, и малыш может фиксировать огромные потоки информации. Частое чтение помогает запоминать сюжет книг, имена героев и основные поворотные линии происходящего в литературном источнике. В результате, ребенок за счет активного чтения гораздо быстрее учится, отлично запоминает школьный материал.

Интеллектуальное развитие ребенка с книгами и без

Зачастую ребенок, изучая новую сказку или поэтическое произведение, узнает какие-то необычные слова, что пробуждает в нем интерес к их изучению. В результате, знакомство с книгой потворствует увеличению словарного запаса и развитию элементарной любознательности. Дети, которые часто читают, обычно задают много вопросов, любят придумывать свои сюжеты для книг.

В противовес этому, детки, отказывающиеся от чтения книг, зачастую страдают из-за скудного развития фантазии и творческих навыков. Словарный запас у таких малышей невелик и ограничивается стандартными фразами, используемыми в повседневной жизни.

Для того чтобы воспитать у ребенка стойкую любовь к чтению, родителям необходимо подавать малышу отличный пример. Так, взрослым следует почаще читать в присутствии ребенка, иногда делая это вслух. Также родителям нужно разбирать с малышами литературные произведения, рассказывать про мотивы тех или иных персонажей. Совместный разбор литературного произведения улучшит связь между ребенком и родителем, помогая малышу знакомиться с совершенно новым для него миром слов.

Также родителям следует внимательно отбирать литературный материал для своей крохи. На раннем этапе развития, когда малыш только начинает тянуться к книгам, для него стоит отбирать только самые интересные произведения, короткие сказки и притчи с яркими образами. В дальнейшем, кроха может перейти к изучению более серьезных и сложных произведений. Такой поступательный подход поможет малышу отыскать свой любимый жанр литературы и ознакомиться с богатым выбором детских произведений.

Несмотря на то, что методики обучения меняются и преобразуются чуть ли не ежегодно, книги остаются неизменным символом успешной учебы. Педагоги признают, что без частого чтения ребенку оказывается довольно сложно справиться с большим учебным материалом, ведь его память и воображение работают не на все 100%. К тому же, постоянное чтение книг делает внутренний мир малыша богаче. С раннего детства ребенок за счет литературных сюжетов знакомится с основами патриотизма, с важными моментами защиты окружающего мира. Хорошие детские книги учат ребенка добру, уважительному отношению к старшим, развивая его не только с интеллектуальной точки зрения, но и в психологическом плане.

Зачастую знакомство с литературными персонажами пробуждает в малыше интерес и к кинематографу (а конкретно к экранизациям его любимых книжек), и к театральным постановкам. При помощи интересной книги родители всегда могут успокоить слишком активного малыша, рассказав ему новую и очень необычную историю.

Конечно, далеко не все дети любят читать, и некоторые из них берутся за книги лишь по настоятельной просьбе учителей. Воспитывать уважение и любовь к литературе нужно с раннего детства, постепенно, уделяя внимание детским интересам и особенностям развития. Даже если ребенок не хочет читать ту или иную книгу, родителям следует попытаться заинтересовать малыша сюжетом, пробудив в нем элементарную любознательность.

В мире современных технологий учителя настаивают на том, чтобы родители покупатели детям именно бумажные книги, а не электронные носители. Простое печатное издание поможет ребенку отвлечься от компьютера, погрузив его в совершенно новый мир, где всегда есть место волшебству и справедливости.

Несмотря на то, что детские книги положительно влияют и на обучение, и на обогащение внутреннего мира, читать любят далеко не все детки. Положительный пример со стороны взрослых и систематические уроки чтения в школе и на дому помогут ребенку развить в себе любовь к силе печатного слова.