Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. В настоящее время все больше детей нуждаются в коррекции нарушений речи

Наименование методической разработки: Формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Место работ ы: ГБОУ Школа № 1272, г. Москва

Краткое содержание методической разработки

Одной из важнейших задач, стоящих перед логопедом, является овладение ребенком дошкольного возраста полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. А это значит, что он должен приобрести достаточно большой словарный запас, научиться правильно строить и грамматически оформлять фразу, овладеть связной речью, правильно произносить все звуки. Для решения данной задачи логопеду необходимо осуществлять работу, включающую в себя различные направления.

Одним из таких направлений является формирование навыка словообразования, так как овладение правилами словообразования – это источник самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса, а также необходимое условие для усвоения правил правописания в процессе школьного обучения.

Основных правил словообразования в русском языке немного и поэтому ребенку с нормально развивающейся речью овладеть ими несложно. Что же касается детей с отклонениями от нормы в речевом развитии, то для них овладение этими правилами представляет большую сложность. Эти дети не проявляют склонности к словотворчеству и, следовательно, основные принципы словообразования не усваивают. В связи с этим, при работе с детьми, страдающими речевой патологией, необходимо осуществлять целенаправленное формирование навыка словообразования в процессе длительных систематических занятий.

Данная методическая разработка была создана с целью определения последовательности работы по одному из разделов словообразования – образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных. Каждый пункт этой последовательности был наполнен конкретным лексическим содержанием для последующего использования в практической работе с детьми. Данная методическая разработка позволит логопедам-практикам, а также родителям детей с речевой патологией вести эффективную работу по формированию начальных навыков словообразования.

Методическая разработка

Учитывая порядок появления суффиксов в онтогенезе, а также их продуктивность, я предлагаю следующую последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных. Каждый из пунктов предложенной ниже системы наполнен конкретным лексическим содержанием, что позволяет логопедам – практикам, а также родителям детей с речевой патологией использовать данный материал в работе с детьми, не затрачивая времени на трудоемкий подбор и поиск слов.

    Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -к-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: вата – ватка, лапа – лапка, туча – тучка, гиря – гирька, гора – горка, нора – норка, лопата – лопатка, монета – монетка, малина – малинка, газета – газетка, гитара – гитарка, галоша – галошка.

    с изменением основы слова:

    чередование по звонкости – глухости

Лексический материал: рыба – рыбка, шуба – шубка, голова – головка, борода – бородка, трава – травка, пирамида – пирамидка.

    чередование звуков в основе слова

Лексический материал: рука – ручка, щека – щечка, птица – птичка, щука – щучка, черника – черничка, ежевика – ежевичка.

    появление беглой гласной и чередование звуков в основе слова

Лексический материал: чашка – чашечка, терка – терочка, вилка – вилочка, миска – мисочка, рюмка – рюмочка, тарелка – тарелочка, бутылка – бутылочка, подушка – подушечка, рубашка – рубашечка, катушка – катушечка, ромашка – ромашечка, заколка – заколочка, лавка – лавочка, будка – будочка, лодка – лодочка, ложка – ложечка, дудка – дудочка, коробка – коробочка.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ок-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: ком – комок, лес – лесок, дым – дымок, веер – веерок, пояс – поясок, якорь – якорек, катер – катерок, колос – колосок, свитер – свитерок, хохол – хохолок, чугун – чугунок, котел – котелок.

Лексический материал: бак – бачок, сук – сучок, кулак – кулачок, башмак – башмачок, каблук – каблучок, пиджак – пиджачок.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ек-:

    с изменением основы слова: чередование звуков в основе слова

Лексический материал: замок – замочек, мешок – мешочек, носок – носочек, венок – веночек, чулок – чулочек, веник – веничек, фартук – фартучек, чайник – чайничек, горшок – горшочек, платок – платочек, значок – значочек, клубок – клубочек.

    Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -очк-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: ваза – вазочка, роза – розочка, гора – горочка, ванна – ванночка, верба – вербочка, стена – стеночка, парта – парточка, тумба – тумбочка, кофта – кофточка, лента – ленточка, шайба – шайбочка, колба – колбочка, лопата – лопаточка, пальма – пальмочка, корзина – корзиночка, веранда – верандочка, клумба – клумбочка, бритва - бритвочка.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -ик-:

    с изменением основы слова:

    чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: нос – носик, дом – домик, рот – ротик, шарф – шарфик, холм – холмик, кекс – кексик, куст – кустик, лист – листик, мост – мостик, бант – бантик, кнут – кнутик, плот – плотик, берет – беретик, канат – канатик, пакет – пакетик, халат – халатик, жакет – жакетик, билет – билетик.

    чередование по звонкости – глухости и твердости – мягкости

Лексический материал: лоб – лобик, зуб – зубик, таз – тазик, воз – возик, арбуз – арбузик, алмаз – алмазик, клюв – клювик, глаз – глазик, пруд – прудик, плед – пледик, ромб – ромбик, столб – столбик, сервиз – сервизик, сугроб – сугробик, комод – комодик, огород – огородик, пароход – пароходик, паровоз – паровозик.

    Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода с суффиксом -чик-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: шкаф – шкафчик, забор – заборчик, сарай – сарайчик, шуруп – шурупчик, футляр – футлярчик, трамвай – трамвайчик.

Лексический материал: жетон – жетончик, бокал – бокальчик, лимон – лимончик, банан – бананчик, батон – батончик, кулон – кулончик, балкон – балкончик, карман – карманчик, тюльпан – тюльпанчик, фонтан – фонтанчик, кафтан – кафтанчик, фургон – фургончик, барабан – барабанчик, кинжал – кинжальчик, кувшин – кувшинчик, патрон – патрончик, графин – графинчик, флакон – флакончик.

    Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ц-:

    с изменением основы слова: чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: мыло – мыльце, сало – сальце, жало – жальце, шило – шильце, одеяло – одеяльце, зеркало – зеркальце.

    Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -ышк-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: перо – перышко, зерно – зернышко, гнездо – гнездышко, пятно – пятнышко, бревно – бревнышко, стекло – стеклышко.

    Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с суффиксом -ушк-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: изба – избушка, голова – головушка, трава – травушка, ива – ивушка, борода – бородушка, рябина – рябинушка.

    Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода с суффиксом -иц-:

    без изменения основы слова

Лексический материал: печенье – печеньице, платье – платьице, кресло – креслице, сиденье – сиденьице, растение – растеньице, ущелье – ущельице.

Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2015/2016 учебный год)

Номинация:

Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Название работы:

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением»

Адякина Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики

Место выполнения работы:

МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики

Урок русского языка по теме «Образование имен существительных

с уменьшительно-ласкательным значением»

Цели урока: продолжить знакомство с суффиксальным способом образования имён существительных; познакомить с образованием и правописанием существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

развивать интеллектуальные умения: анализировать, систематизировать, делать выводы; воспитывать внимание, доброжелательность.

Оборудование: учебники, словарь Ожегова, русско-чувашский словарь, изделия из лыка (лапти, сувенир – лапти)

ТСО: компьютер, проектор, презентация, фильм русская народная песня «Ах ты, ноченька», доска.

Ход урока

1. Организационный момент. Какая сказочная сегодня погода. Действительно, наша природа прекрасна в любое время года. Иду я в школу и наблюдаю, как чудесно вокруг, как в сказке. Кажется, вот-вот выскочит из сказки лиса и поведёт со мной свою ласковую речь. А вот и сама лиса. С какой же целью она пришла к нам? Давайте её послушаем.

(Я пришла потому, что задумала порадовать вас и наших гостей своим присутствием. Ведь скоро Новый год, наш самый любимый, сказочный праздник. (Дарит открытки). Открытки эти отечественного производства, произведены в 6 классе нашей школы.

2. Проверка домашнего задания, упр. 401

Какое упражнение вам было задано на дом?

(Нам на дом было задано упражнение 401: прочитать отрывок из сказки по ролям, вспомнить, из какой сказки этот отрывок.

А вот и волк.

(Инсценировка эпизода из сказки)

Какие слова используют герои сказки в разговоре? (сестрица, рыбка..)

3. Настрой на прогнозирование темы урока.

1) Определите, как образованы следующие слова (на экране):

Рыбк а старичок пенёк снежинк а домик липоньк а реченьк а горочк а пташечк а

Думушк а блюдц е

Назовём суффиксы: -к- -ок-, -ёк-, -инк-, -ин-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, ышк-, -ишк-, -ц-, -оньк-, -еньк-, -ик, -ек-

2) Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)

3) Догадались ли вы, о чём мы будем говорить на уроке? Кто сформулирует тему урока?

Определение темы и задач урока.

Значит, мы сегодня продолжим знакомство с образованием имён существительных, а именно: познакомимся с образованием существительных с уменьшительно-ласкательным значением, научимся правильно писать слова с такими суффиксами.

Работа с учебником . Прочитаем четверостишия С. Маршака в упр. 402 учебника, встречаются ли в них слова с уменьшительно-ласкательным значением? С помощью каких суффиксов они образованы?

1. Воробьи по проводам

Скачут и хохочут.

Верно, строчки телеграмм

Ножки им щекочут.

2. Говорила мышка мышке: - До чего люблю я книжки.

Не могу я их прочесть,

Но зато могу их съесть.

А ваши книги не читают мыши? Вы любите читать книги? Какие книги вы прочитали в 6 классе?

Хотя год Литературы близится к завершению, чтение произведений художественной литературы надо продолжить.

3) Выполним 1-е задание : чередование каких согласных происходит при образовании слов книжки, строчки, ножки? Какое значение придаёт словам суффикс –к-?

Часто можно встретить использование суффикса –к- в именах: Колька, Сашка, Юлька. Надо запомнить, что –к- в именах имеет пренебрежительное значение, хотя кажется, что мы называем ласково: Пашка, Галька. А какой суффикс действительно придаёт именам уменьшительно-ласкательное значение? (Пашенька, Галенька, Юлечка).

Как ваши мамы ласково называют вас?

Есть ли такие суффиксы в чувашском языке? (Верук, аннеÇем, чеппемÇèм)

Слайд. Образуйте новые слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Рукавица – (рукавичка), пташка – (пташечка), бумажка (бумажечка), водица (водичка)

С помощью каких суффиксов образовались эти существительные? (-ечк- , -ичк-).

Давайте сами сформулируем правило, когда пишется -ечк-, когда -ичк-

Ответы учеников.

Проверим по Слайду.

В суффиксах -ечк- , -ичк- надо уметь выбрать нужную гласную:

Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц- луков ичк а (луков иц а) . В остальных случаях пишется суффикс -ечк- букаш ечк а (букаш к а)

Учитель составляет таблицу на доске. Запишем в словарик в виде таблицы

1. Определите, с помощью каких суффиксов образованы следующие существительные:


дружок

волчонок

человечек

подушечка

реченька

2. Какую особенность можно заметить при образовании слов? (чередование, суффикс в каждом слове стоит после шипящего)

3. Почему существительные так распределены по столбикам? (1 столбик –ок-, 2 –й –ек-)

4. От чего зависит выбор гласной в суффиксе? (от ударения)

5. Какой вывод следует из этого? Можете ли вы сформулировать правило правописания суффиксов –ок-, -ек- ?

Вывод: После шипящих под ударением в суффиксе имён существительных пишется буква о, без ударения - буква е.

Закрепим правило. Выполним задания в карточках. (Индивидуальная работа)

Круж…к, точ…чка, шапч…нка, кусоч…к, овраж…к, червяч…к, суч…к, пирож…к, собач…нка, луж…к, крюч…к, медвеж…нок, грач…нок, зайч…нок

Взаимопроверка по слайду, тетрадями поменялись, исправляем красным цветом, оценка.

Этому же правилу подчиняются суффиксы, с помощью которых образуются названия детёнышей.

Кружок, точечка, шапчонка, кусочек, овражек, червячок, сучок, пирожок, собачонка, лужок, крючок, медвежонок, грачонок, зайчонок
Запишем в таблицу и это правило

Работа у доски.

На доске:

Сыночек , носик , василёчек , кирпичик , звоночек

1. Обозначьте суффиксы.

2. Каким же правилом следует пользоваться, чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ик-, -ек-?

Это правило найдём в учебнике (Б.) на с. 100. Пользуясь правилом и рассуждением, выполните упр. 251 (Б.) (на плёнке)

Проверка. Чтение с обоснованием, почему выбрали е или и . сыночек пишем -ек-, потому что при изменении гласная выпадает: сыночка, мячик – пишем –ик-, потому что при изменении слова гласная не выпадает: мячика. Заполним таблицу на доске и в словарике.

Упр. 404 (А)

1. Прочитаем пословицы, вставляя пропущенные буквы.

2. - Как вы понимаете «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»?

(поговорка украшает речь, а пословица не только украшает речь, но и учит жить, воспитывает.)

Приведите примеры, чему учат или что воспитывают данные пословицы.

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Что значит слово кузовок? Определить значение слова по словарю С.И. Ожегова.

1. Словарная работа .

Плужком - плуг

Кузовок – кузов.1. Короб из лыка или берёсты.

Лыко-луб молодой липы, ивы,

Луб – 1. Волокнистая ткань растений, по которой перемещаются органические вещества (спец.)2. Пласт, кусок коры липы, вяза и нек-рых других лиственных деревьев вместе с волокнистой внутренней частью.3. Волокнистая ткань растений, идущая на выделку пряжи

2.Корпус перевозочного средства, повозки, экипажа

В старину наши трудолюбивые предки широко использовали изделия из лубка: луб служил строительным материалом, он заменял доску; из лубка делали натуральную обувь. (Показ обуви из лыка). В настоящее время такая обувь считается ценным сувениром для туристов.

3. Списать: 1-й вариант 1-3, 2-й 4-6. (Индивидуальная работа)

Проверка.

Упр. 405

1. Выразительное чтение

2. Выполнение заданий после упр.

Эта русская народная песня исполняется и в наши дни. Послушаем песню и посмотрим клип. А вы обратите внимание на красоту природы. Природа прекрасна во все времена года. Отдохнём чуточку.

Соответствует ли мелодия содержанию песни? (Мелодия так же, как и слова песни, грустная). А почему слова чуть отличаются от текста в учебнике? (Это народная песня, а в народных песнях, как и в русских народных сказках, встречаются варианты.

Какое слово с уменьшительно-ласкательным значением прозвучало в начале песни?

С правописанием этих суффиксов познакомимся по учебнику на с 153.

Слайд. Знакомство с суффиксами –ОНЬК- -ЕНЬК-.

Прочитайте правило, заполните таблицу

Самостоятельная работа

Ещё с помощью каких суффиксов образуются существительные с УЛ значением, прочитаем на с. 152. Обратите внимание на окончание существительных.

Сделайте схему выбора окончания.

Сущ. среднего рода

мужского рода неодушевлённые о

сущ. женского рода

сущ. мужского рода одушевлённые а

Упр. 409. (Работа в паре)

Устно: один ученик читает слово, другой образует слова с УЛ суффиксом, чётко выделяя окончание.

Сосед – соседушка, зерно – зёрнышко…


Суффиксы

Правило

Примеры

-ичк-

-ечк-


-ичк- пишется в словах, образованных от существительных на –иц-.

В остальных случаях - -ечк-


лестница-лестничка

троечка, времечко


-ок- (-ек-),

-онок- -онк-

(-енк-)


После шипящих под ударением пишется о , без ударения е

речонка

реченька


-ек-

Если гласный выпадает, пишется ек,

Если не выпадает, - ик


замочек – замочка

ключик- ключика


-оньк-

После твёрдых согласных

После мягких согласных


берёзонька

доченька


--ушк-, -юшк-,

Ышк-, -ишк-


У существительных женского рода и одушевлённых существительных мужского рода на конце пишется а, у существительных среднего рода и существительных мужского рода неодушевлённых на конце пишется о

дума-думушка

скворец – скворушка

поле - полюшко

дом – домишко


-ец-

В м.р.

В ср. р.перед ударением

Ср. р.после ударения


горец, красавец

пальтецо, письмецо

красавица

креслице

Слайд. Познакомимся с суффиксами, в которых пишутся буквы е и и:

В м.р. -ЕЦ- (горец)

В ср. р.перед ударением (пальтецо) Е

Ж. р. (красавица)

Ср. р.после ударения (креслице) И

А теперь закрепим то, что мы изучили на этом уроке, а также повторим пройденное на предыдущих уроках на тренажёре «Фраза».

Закрепление. Работа на электронном тренажере «Фраза».
Творческий диктант . Образовать от данных слов существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Нож, нора, окно, голубь, дело, диван, зеркало, палец, поле, доля, Боря, брат, петух, река, сын, груша,

Проверка.

Ножечка, норочка, окошко, голубушка, дельце, диванчик, зеркальце, пальчик, полюшко, долюшка, Борюшка, братишка, петух, реченька, речонка, сынок, сыночек, грушенька

Домашняя работа. 413, выполнить все задания после текста. Готовить новогодний костюм.

Выставление отметок.

Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов, существительных во множественном числе в Родительном падеже.

Учитель-логопед: Саркисян Гаянэ Юрьевна

В ходе нормального речевого развития из всех имеющихся в языке суффиксов ребенок раньше всего усваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы. Согласно А.Н. Гвоздеву, первые случаи употребления форм с этими суффиксами отмечаются в речи детей приблизительно в возрасте 1г.2м.22дн. В период с 1г.8м. до 2л.2м. наиболее часто употребляются суффиксы -к-, -ок-, -очк-, -ечк-.

Это можно объяснить двумя причинами. Первая из них состоит в том, что он очень часто слышит от взрослых слова с этими суффиксами: его просят дать ручку, почистить зубки, помыть личико, лечь в кроватку и т. п. Поэтому ребенок легко запоминает именно такие формы слов.

Вторая причина заключается в том, что добавление к словам

уменьшительных суффиксов менее всего изменяет смысловое значение слов. Например, кроватка так и остается кроватью, то есть предметом для сна, и только как бы уменьшается в размерах. . Добавление же к словам других суффиксов обычно резко меняет их смысловое значение.
Однако при всей сравнительной легкости усвоения общего смыслового значения уменьшительных суффиксов дети в то же время не могут сразу усвоить сами эти многочисленные суффиксы и научиться правильно их употреблять. Это приводит к тому, что на ранних этапах речевого развития они заменяют более редко встречающиеся суффиксы более распространенными. Так, усвоив смысловое значение уменьшительности суффикса -ик-, по аналогии со словом столик они говорят лошадик вместо лошадка, петушик вместо петушок, лампик вместо лампочка и т. п.
Все сказанное свидетельствует о том, что очень важно каждому ребенку дошкольного возраста оказать своевременную помощь в более быстром и легком усвоении им как уменьшительных, так и всех других суффиксов.

Вот некоторые игры и упражнения, которые помогут вам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1.Игра «Кто самый внимательный?».

Педагог раздает детям карточки – символы с изображением кружков большого и маленького размера и дает задание: «Когда я буду говорить про большие предметы, показывайте карточку с большим кружком. А когда про маленькие – карточку с маленьким кружком». Далее педагог произносит ряд существительных в начальной форме и уменьшительно-ласкательной форме. Дети на слух различают эти формы и поднимают нужную карточку. Слова произносятся с одинаковой интонацией, чтобы дети при дифференциации ориентировались только на морфемный состав слова.

2.Динамическая пауза. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи наоборот». Он объясняет правила: «Я буду говорить про большие предметы, а вы про маленькие» и бросает мяч по очереди всем детям. Затем логопед говорит про маленькие предметы, а дети про большие.

3.Игра «Мама и дочка».

Взрослый показывает картинки с изображением мамы и дочки и говорит: «Мама учит дочку и выполняет действия с большими предметами. Слушайте. Мама завязывает шарф. Дочка делает то же самое с маленькими предметами. Скажите, что делает дочка?» Дети отвечают: «Дочка завязывает шарфик». Таким образом изменяются и другие фразы, предложенные логопедом.

4.Игра «Изменялки».

Будем с мячиком играть, предложения изменять. Я буду каждому из вас называть предложение и бросать мячик. Вы изменяйте предложение так, чтобы в нём появились ласковые слова, и бросайте мячик обратно.

– Собака догоняет зайца. (Собачка догоняет зайчика.)

Мама вяжет носок. (Мамочка вяжет носочек.)

Белка грызёт шишку. (Белочка грызёт шишечку.)

Папа читает книгу. (Папочка читает книжечку.)

Лена надевает юбку. (Леночка надевает юбочку.)

5.Игра «Из чего?»

Герой рассказа « Незнайка» Сиропчик очень любит варить и угощать вареньем своих друзей. Давайте назовем ягодки, которые мы собрали для нашего угощенья.(малинка,брусничка,вишенка, и т.д.)

6.Игра « Сладости для Пончика»

Вы узнали, ребятки, кто это? Правильно, наш сладкоежка, Пончик.У него сегодня День рождения и он больше всего ждет сладких подарков. Давайте угостим нашего друга сладостями.

7. Игра « Подарки Машеньке и Ванечке»

Цель: - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

8. Игра «Четвертый лишний».

На доску выставляются четыре картинки: три картинки с изображением больших предметов и одна картинка с изображением маленького предмета. Например, нос, шарф, домик, куст. Детям предлагается назвать картинки, выделить лишнюю и объяснить, почему она не подходит. Таким образом отрабатываются пять – шесть рядов.

9. Игра«Кто у кого?» . В процессе игры требуются картинки с

изображением животных и их детенышей.

Вначале педагог задает детям загадку про животного. Например: «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле. Кто это?» (Белка).

«А как называют детеныша белки? (Бельчонок)».

«Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?» Для этого вам надо вспомнить детенышей животных».

Педагог называет животных и показывает картин­ки. Дети вспоминают названия детенышей животных (лисенок, котенок и др.)

10. Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов в стихах и потешках.

1.)Спелую малинку

Собери в корзинку,

А свою картинку

Положи в машинку.

У дорожки выросла

Стройная рябинка,

А с рябинкой рядышком –

Славная осинка.

2.)Лисичка-сестричка

Пила всё водичку

В гостях у синички.

У маленькой птички.

3) Долго я слушал соловушку,

Пока не устала головушка.
Плавает плавно лебёдушка, Вдаль улетает журавушка.

11. Грамматика в рассказах и сказках.

Тема: «Овощи»

Цель: - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

Спор в огороде.

Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.

Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!

Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!

Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!

Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!

Что - бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!

Так овощи и спорили весь день - кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей - самый хороший и вкусный!»

Человеку всегда приятно, когда к нему обращаются по-особенному. В данной статье мы поговорим именно о том, как образуются уменьшительно-ласкательные слова (диминутивы) в русском и английском языках, а также о том, как их можно применять к любимым.

О русском языке

Обязательно стоит сказать о том, что русский язык богат различными вариациями уменьшительно-ласкательных слов. И это неудивительно, ведь как еще можно выразить всю гамму эмоций, которая возникает при виде любимого человека? Мало будет сказать «мой котик», хочется еще назвать свою вторую половинку «котусиком» или «котейкой». А для этого достаточно всего лишь употребить различные суффиксы. Однако все же стоит сказать о том, что уменьшительно-ласкательные слова, образованные при помощи суффиксов, используются преимущественно в разговорной речи для более яркой ее окраски.

Суффикс -ек

Уменьшительно-ласкательные слова при помощи суффикса -ек образуются в том случае, когда лексема изменяется по падежам. При этом из нее выпадает. Пример: сыночек - сыночка . В этом варианте отлично наблюдается выпадение гласной «е» в Иные примеры: цветочек - цветочка, человечек - человечка .

Суффикс -ик

В отличие от предыдущего варианта, данный суффикс также образуется при изменении слова по падежам, однако гласная при этом из него не выпадает. Рассмотрим пример: бегемотик - бегемотика . Отчетливо видно, что гласная буква «и» осталась на месте в проверочном слове. Иные примеры: солдатик - солдатика .

Суффиксы -ечк, -еньк

Существует три простых правила того, когда используются данные суффиксы:

  1. После мягких согласных (маленький ).
  2. После шипящих (кошечка ).
  3. После гласных (заечка ).

Обязательно стоит также сказать и о том, что данные суффиксы используются, когда нужно создать уменьшительно-ласкательные слова из имен: Танечка, Оленька .

Суффиксы -очк, -оньк

В остальных же случаях, не описанных выше, используются именно эти суффиксы. Примеры: глазоньки, яблонька . Также данные суффиксы используются для образования уменьшительных форм личных имен: Димочка, Томочка .

Суффикс -ул

Сынуля, мамуля, женуля - это также слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В данном варианте указанная морфема часто используется для образования диминутивов от названий или же личных имен. Примеры: бабуля, дедуля, сынуля, Машуля .

Важные нюансы

Стоит обратить внимание на то, что уменьшительно-ласкательные суффиксы никогда не будут ударными, они безударны. Пример: кОтик, лАпочка (большая буква здесь - это обозначение ударной гласной).

Об английском языке

Рассмотрев основные правила образования уменьшительно-ласкательных слов при помощи обратимся и к самому распространенному иностранному языку - английскому. Здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.

  1. Имена. Интересным окажется тот факт, что для русских людей Мария может быть Машей, Машулькой, Машенькой и т. д., для англичан же она будет просто Мэри. И для них это в порядке вещей. В английском языке практически нет уменьшительно-ласкательных форм от имен. Возможны, конечно, краткие формы: Вильям - Билл - Билли, Джеймс - Джим - Джимми. Однако используются такие слова чаще относительно детей. А при обращении к взрослому лучше уточнить, к какому краткому имени он привык.
  2. Некоторые из них в английском языке все же имеют уменьшительно-ласкательную форму. Однако использовать их надо с большой осторожностью. Пример: cat — kitty. Но вот лошадку назвать horsie вместо horse могут исключительно дети, им это прощается. Взрослые же так не говорят.
  3. О переводе. У любого американца вызовет смех попытка русского человека перевести на их язык, например, слово «цветочек». Аналога просто не существует. Можно просто сказать a little flower. Такие же как «лапочка», «любимушка», и вовсе не имеют перевода. А обозвав девушку girlie ("девчушка"), и вовсе можно ее обидеть.

Важным окажется еще и следующий момент: так как в Америке женщины весьма феминистически настроены, мужчины стараются даже в неофициальной обстановке не называть их ласковыми именами. Максимум, что допускается - делать это в интимной атмосфере. Вот именно по таким правилам и образуются (или, правильнее сказать, не образуются) уменьшительно-ласкательные слова на английском языке.

Имена

Теперь более подробно рассмотрим, какие же можно использовать уменьшительно-ласкательные слова для девушки и парня. Так, начать стоит с имен. Для этого всего лишь нужно использовать один из суффиксов, и Дима станет Димочкой, а Настя - Настенькой. Причем вариаций одного имени в ласкательной форме может быть несколько: Таня - Танечка, Танюша, Танюшка .

Флора-фауна

Какими могут быть уменьшительно-ласкательные слова для парня? Например, почему бы не использовать наименования растений или животных? Любимого человека можно назвать зайчиком, котиком, рыбкой, хомячком. При этом девушку можно сравнить с цветочком, розочкой и т. д. Стоит сказать о том, что природа настолько близка русскому человеку, что он, скорее, именует вторую половинку чем-то живым, нежели неоживленным (ведь никто не называет любимого или любимую шкафчиком или микроволновочкой).

Уси-пуси

Можно придумать различные уменьшительно-ласкательные слова для мужчины из области так называемых сюсюканий. Так, почему бы парня не назвать лапулей, мусиком или мутусиком? Это и необычно, и всегда приятно. Однако один нюанс: именовать так своего возлюбленного лучше в интимной обстановке, а не в кругу друзей. Ведь так иногда можно и разрушить авторитет парня в глазах товарищей. Относительно же девушки это правило чаще всего не работает.

Мировые богатства

Как еще можно уменьшительно-ласкательно назвать свою вторую половинку? Вот отличные варианты: солнышко, звездочка, золотце и т. д. Все эти слова отлично подойдут как парню, так и девушке.

Прилагательные

Можно также для создания уменьшительно-ласкательных слов использовать имена прилагательные. Так, неплохо звучат «красотули», «манюни», «умнички» и т. д. Подчеркнуть таким образом можно практически любую особенность второй половинки.

Неведомые слова

Ну и, конечно же, почему бы не назвать свою вторую половинку чем-то особенным, самостоятельно придуманным? Это и оригинально звучит, и более приятно. В мире существуют «крокозяблики», «манюсики», «мутуники». Нужно всего лишь включить свою фантазию или же просто следовать велению сердца.

Простые выводы

И напоследок хочется сказать о том, что не нужно бояться или стесняться использовать уменьшительно-ласкательные формы слов для именования своих вторых половинок. Мы должны радоваться тому, что русский язык так богат. Он позволяет нам создавать ласковые формы из практически всех существующих слов.


Вова - ... (Вовочка)


Катя - ... (Катенъка)


Саша - ... (Сашенька)


Маша- ... (Машенька)


Миша - ... (Мишенька)

Внимание! Зоя - Зоенька, Марфа - Марфенька

КАК ЗОВУТ ТЕБЯ, МАЛЫШ?



... (котёнок!) (лисёнок!) (слонёнок!) (утёнок!) . (бельчонок!) (зайчонок!)

(волчонок!), Медведь зовёт: ... (медвежонок!) Гусь зовёт: ... (гусёнок!) Ворон зовёт: ... (воронёнок!)

КТОЧЕМЗАНЯТ

Цель: употребление глагола в настоящем времени.

Методические указания. Внимательно рассмотрите с ребёнком кар­тинку. Расскажите, кто чем занят: «Мама готовит обед». «Папа вешает картину».

«Мальчик помогает папе. Он держит молоток». «Девочка играет. Она кормит куклу». «Бабушка вяжет шарф». «Дедушка читает газету». «Кошка спит».


Методические указания. Сначала взрослый должен проверить, хоро­шо ли ребёнок понимает, что значит «вчера». Он напоминает малышу о том, что тот делал вчера: гулял, куда-то ходил, играл и т. п. Затем переходит к картинкам.

Посмотри на картинки и скажи, что вчера делали мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, кошка, собака.


Вчера кошка ловила мышку.


Вчера дедушка смотрел телевизор.


ВМЕСТЕ ДЕЛАТЬ ВЕСЕЛЕЙ


Цель: согласование в числе глагола настоящего времени с существи­тельным.

Образец:

Методические указания. Игру начинает взрослый. Он показывает на

картинку и говорит; «Посмотри на картинку. Видишь, кукла сидит.

А что делают куклы? И куклы сидят. А на этой картинке? Собака ест и

собаки...» Заканчивает фразу ребёнок.

Аналогично взрослый обыгрывает каждую картинку. Окончания глаголов

взрослый произносит чётко и громко.




Собака ест.


Собаки едят.



Кошки спят.





Девочка читает.


Девочки читают.

ПРОВЕРЬ МЕНЯ

Цель: употребление приставочных глаголов, имеющих противоположное значение.

Методические указания. Взрослый показывает картинки и называет дей­ствия, совершаемые на них. Например: «Мальчик приехал, мальчик уехал», «Вошел, вышел». Затем называет действия, а ребенок показывает соответ­ствующую картинку. Далее взрослый говорит: «Ну а сейчас ты проверь меня. Говори, что мальчик делает, а я буду показывать нужную картинку». На следующем этапе игры малыш называет действие, а взрослый по­казывает картинку. Иногда взрослый умышленно ошибается.





Кот на дерево залез.


Кот с дерева слез.

ПОСМОТРИ И НАЗОВИ

Цель: составление предложений с однородными подлежащими, введе­ние в речь обобщающих понятий.

Методические указания. Взрослый произносит начало фразы и за­молкает, а ребёнок перечисляет предметы, изображенные на картинке. Взрослый, произнося обобщающее слово, например, «мебель», одним широким жестом обводит сразу все предметы мебели на картинке. Ребёнок, отвечая на вопросы, тоже каждый раз должен не только показывать конкретные предметы (шкаф, стол, стул и т. д.), но и, делая обобщение, повторить широкий жест, соответствующий слову «мебель».

На вешалке висят {куртка, шарф, комбинезон). Это одежда. Каким словом можно назвать эти вещи? (Это одежда).

На столе стоят (чайник, чашка, блюдце, ложка). Это посуда. Каким словом можно назвать эти вещи? (Это посуда).



В комнате стоят {шкаф, стол, стул, диван). Это мебель. Каким словом можно назвать эти вещи? {Это мебель.)

По улице едут {машина, автобус, троллейбус). Это транспорт. Каким словом можно назвать машину, автобус, троллейбус? {Транспорт)

На полке стоят {мячик, пирамида, машинка, кубики). Это игрушки. Каким словом можно назвать мячик, пирамиду, машинку, кубики? {Игрушки).


ЗАГАДАЙЗАГАДКУ

Цель: составление предложений с однородными определениями. Методические указания. Взрослый зачитывает ребёнку загадки и, если малыш затрудняется ответить, помогает найти отгадки. Придумайте вместе с малышом подобные загадки о предметах, окру­жающих вас в жизни.




Он толстый, маленький, смешной, с пропеллером.

г> Буратино.

Он деревянный, смешной, с длинным носом.


Баба-Яга.

Она злая, страшная, с метлой.

Оно летнее, красивое, в горошек.

Он теплый, длинный, с бахромой.


КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Цель: составление предложений с однородными сказуемыми. Методические указания. Как и во всех играх, сначала взрослый показывает картинки и объясняет ребёнку, что на них нарисовано, а затем предлагает сделать то же самое малышу.






Девочка рисует, читает, бегает, качается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для пре­одоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: Дет­ство-Пресс, 2001.

Бородин А. М. Методика развития речи детей. М: Просвещение, 1981.

Жукова И. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М: Просвещение, 1990.

Панаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999.

Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи у детей дошкольного возраста. М: Просвещение, 1984.

Филичева Т. В., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с ил­люстрациями. Екатеринбург: Арго, 1996.

Введение.......................................................................................................................... 3

Выставка игрушек............................................................................................................. 7

Дай задание игрушкам..................................................................................................... 8

Кто что нарисовал............................................................................................. ,........... 12

Доктор Айболит................................................................................................................ 14

Телефон............................................................................................................................ 15

Кто что ест..................................................................................................................... 16

Кто чем действует.............................................................................................................. 18

Чего не стало.................................................................................................................... 20

Чего не хватает................................................................................................................... 21

Что куда............................................................................................................................ 22

Поручения............................................................................................................................. 24

Где положишь - там возьмёшь......................................................................................... 26

Поручения............................................................................................................................. 28

Кто куда......................................................................................................................... 30

Поручения............................................................................................................................. 32

О чём расскажешь? ............................................................................................................ 33

По какой дорожке............................................................................................................. 34

У кого что.......................................................................................................................... 36

Один и много..................................................................................................................... 38

Это чьё? ......................................................................................................................... 41

Какие это вещи............................................................................................................... 44

Две матрёшки........................................................................................................................ 46

Назови ласково.................................................................................................................. 49

Как зовут тебя, малыш? ..................................................................................................... 50

Кто чем занят.................................................................................................................... 52

Кто что делал вчера............................................................................................................. 53

Вместе делать веселей..................................................................................................... 56

Проверь меня........................................................................................................................ 58

Посмотри и назови......................................................................................................... 60