Общая характеристика и описание Тихого океана. Флора, фауна и экономическое значение Тихого океана

Океан (греч. Ωκεανός, от имени древнегреческого божества Океана) - крупнейший водный объект,составляющая часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями. Площадь поверхности Мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 процента поверхности Земли (порядка 361 миллиона квадратных километров).

Физико-географическая характеристика Мирового океана

Четыре океана составляют его: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Географы разделили Мировой океан на несколько зон в зависимости от их физико- географических особенностей.

Тихий океан

Объём : 710,36 млн. км³

Наибольшая глубина: 11022 м (Марианская впадина)

Средняя глубина: 3976 м

Координаты: 4°00′00″ ю. ш. 141°00′00″ з. д.

Общая площадь Тихого океана составляет (ок. 178 млн км2), это больше площади всей суши Земли (ок. 149 млн км2).

На долю Тихого океана приходится 49,8 % всей площади Мирового океана. Это самый теплый из океанов, так как его наиболее широкая часть находится вблизи экватора.

Тихий океан - самый большой по площади и глубине океан на Земле. Расположен между материками Евразией и Австралией на западе, Северной и Южной Америкой на востоке, Антарктидой на юге. Морские границы Тихого океана проходят: с Северным Ледовитым океаном - по Берингову проливу, от мыса Пээк (полуостров Чукотка) до мыса Принца Уэльского (полуостров Сьюард на Аляске); с Индийским океаном - по северной окраине Малаккского пролива, западному берегу острова Суматра, южным берегам островов Ява, Тимор и Новая Гвинея, через проливы Торреса и Басса, вдоль восточного побережья Тасмании и далее, придерживаясь гряды подводных поднятий, к Антарктиде (мыс Уильяме на Берегу Отса); с Атлантическим океаном - от Антарктического полуострова (Антарктида) по порогам между Южными Шетлендскими островами к Огненной Земле.

Моря Тихого Океана:

Уэдделла, Скоша, Беллинсгаузена, Росса, Амундсена, Дейвиса, Лазарева, Рисер-Ларсена, Космонавтов, Содружества, Моусона, Дюрвиля, Сомова сейчас включают в Южный океан.

Острова Тихого Океана:

По количеству (около 10 тыс.) и общей площади островов (около 3,6 млн км²) Тихий океан занимает среди океанов первое место. В северной части - Алеутские; в западной - Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Большие и Малые Зондские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания; в центральной и южной - многочисленные мелкие острова. Острова центральной и западной части океана составляют географический регион Океания.

Государства побережья Тихого океана:

Австралия, Бруней, Восточный Тимор, Вьетнам, Гватемала, Гондурас, Индонезия, Камбоджа, Канада, Китай, Колумбия, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея, Коста-Рика, Малайзия, Мексика, Никарагуа, Панама, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Россия, Сальвадор, Сингапур, Соединённые Штаты Америки, Таиланд, Чили, Эквадор, Япония. Непосредственно на океанских просторах находятся островные государства, образующие регион Океания: островное владение Питкерн (Великобритания), Вануату, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Новая Зеландия, Палау, Самоа, Восточное Самоа (США), Северные Марианские острова, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу, Федеративные Штаты Микронезии, Гуам (США), Фиджи, Филиппины (не входят в состав Океании), островные владения Уоллис и Футуна, Французская Полинезия, Новая Каледония (Франция), островное владение Остров Пасхи (Чили).

Его воды расположены большей частью на южных широтах, меньшей - на северных. Своим восточным краем океан омывает западные побережья Северной и Южной Америки, а своим западным краем он омывает восточные побережья Австралии и Евразии. Почти все его сопутствующие моря находятся с северных и западных сторон, такие как Берингово, Охотское, Японское, Восточно-Китайское, Жёлтое, Южно-Китайское, Австрало-Азиатское, Коралловое, Тасманово; у Антарктиды находятся моря Амундсена, Беллинсгаузена и Росса.

Транспортные пути:

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Важнейшие океанские пути ведут из Канады и США в Тайвань, Китай и Филиппины. Крупные порты: Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анджелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили).

Северный Ледовитый океан

Площадь: 14,75 млн. км²

Объём: 18,07 млн. км³

Наибольшая глубина: 5527 м (в Гренландском море)

Средняя глубина: 1225 м

Координаты: 90°00′00″ с. ш. 0°00′01″ в. д.

Северный Ледовитый Океан - наименьший по площади океан Земли, расположен между Евразией и Северной Америкой.

Расположен между Евразией и Северной Америкой. Граница с Атлантическим океаном проходит по восточному входу Гудзонова пролива, далее через Девисов пролив и по побережью острова Гренландия до мыса Брустер, через Датский пролив до мыса Рейдинупюр на острове Исландия, по его побережью до мыса Герпир, затем к Фарерским островам, далее к Шетландским островам и по 61° северной широты до побережья Скандинавского полуострова. Границей с Тихим океаном является линия в Беринговом проливе от мыса Дежнёва до мыса Принца Уэльского.

Моря Северного Ледовитого Океана:

Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море, море Бофорта, море Линкольна, море Ванделя, Гренландское море, Норвежское море. Внутренние моря: Белое море, море Баффина. Самым крупным заливом является Гудзонов залив.

Острова Северного Ледовитого Океана:

По количеству островов Северный Ледовитый океан занимает второе место после Тихого океана. В океане находится самый большой на Земле остров Гренландия (2175,6 тысяч км²) и второй по размеру архипелаг: Канадский Арктический архипелаг (1372,6 тысяч км², в том числе крупнейшие острова: Баффинова Земля, Элсмир, Виктория, Банкс, Девон, Мелвилл, Аксель-Хейберг, Саутгемптон, Принца Уэльского, Сомерсет, Принс-Патрик, Батерст, Кинг-Уильям, Байлот, Эллеф-Рингнес). Крупнейшие острова и архипелаги: Новая Земля (Северный и Южный острова), Шпицберген (острова: Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля), Новосибирские острова (Котельный остров), Северная Земля (острова: Октябрьской Революции, Большевик, Комсомолец), Земля Франца-Иосифа, острова Конг Оскар, остров Врангеля, остров Колгуев, Земля Милна, остров Вайгач.

Государства побережья Северного Ледовитого океана:

Дания (Гренландия), Канада, Норвегия, Россия, Соединённые Штаты Америки.

Транспорт и портовые города:

В течение большей части года Северный Ледовитый океан используется для морских перевозок, которые осуществляются Россией по Северному морскому пути, США и Канадой по Северо-Западному проходу. Протяженность морского пути от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет более 12,3 тысячи км. Самый тяжелый участок по Северному морскому пути вдоль Евразийского побережья России проходит от Мурманска до Берингова пролива. До 60 % грузооборота российского побережья Арктики приходится на Мурманский и Архангельский порты. Важнейшие грузы, следующие по Северному морскому пути: лес, лесопродукты, уголь, продовольствие, товары первой необходимости для жителей Севера (горючее, металлоконструкции, машины). По грузообороту в российском секторе Арктики выделяются Кандалакша, Беломорск, Онега, Дудинка, Игарка, Тикси, Диксон, Хатанга, Певек, Амдерма, Зелёный Мыс, Мыс Шмидта.

В американском секторе Северного Ледовитого океана регулярная навигация отсутствует, резко преобладают односторонние перевозки товаров первой необходимости для редкого населения. На побережье Аляски самый крупный порт Прадхо-Бей, обслуживающий нефтедобывающий район. Крупнейший порт Гудзонова залива - Черчилл, через который производится вывоз пшеницы из канадских провинций Манитоба и Саскачеван через Гудзонов пролив в Европу. Сбалансированный характер имеют перевозки между Гренландией (порт Годхавн) и Данией (рыба, продукция горной промышленности следуют в Данию, промтовары и продовольствие - в Гренландию). Вдоль Норвежского побережья развита густая сеть портов и портовых пунктов, развита круглогодичная навигация. Важнейшие из норвежских портов: Тронхейм (лес и лесопродукты), Му (руда, уголь, нефтепродукты), Буде (рыба), Олесунн (рыба), Нарвик (железная руда), Киркенес (железная руда), Тромсё (рыба), Хаммерфест (рыба). Прибрежные воды Исландии характеризуются развитием каботажного плавания. Наиболее значительный порт - Акюрейри (рыба). На Шпицбергене портовые пункты Логйир, Свеа, Баренцбург и Пирамида специализируются на вывозе каменного угля.

Индийский океан

Площадь: 90,17млн. км²

Объём: 282,65 млн. км³

Наибольшая глубина: 7729 м (Зондский жёлоб)

Средняя глубина: 3736 м

Координаты: 22°00′00″ ю. ш. 76°00′00″ в. д.

Индийский океан - третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. На севере он ограничен Азией, на западе - Аравийским полуостровом и Африкой, на востоке - Индокитаем, Зондскими островами и Австралией, на юге - Южным океаном. Граница между Индийским и Атлантическим океаном проходит по 20° меридиану восточной долготы, между Индийским и Тихим океаном проходит по 147° меридиану восточной долготы. Самая северная точка Индийского океана находится примерно на 30° северной широты в Персидском заливе. Ширина Индийского океана составляет приблизительно 10 000 км между южными точками Австралии и Африки.

Моря Индийского Океана:

Андаманское, Аравийское, Арафурское, Красное, Лаккадивское, Тиморское; Бенгальский залив, Персидский залив. Также относящиеся к Южному океану: Рисер-Ларсена, Дейвиса, Космонавтов, Содружества, Моусона

Основные острова Индийского океана:

Подводным Центральноиндийским хребтом Индийский океан делится на западную, менее глубокую часть, где расположены острова Мадагаскар, Сейшельские острова, Маврикий, Реюньон др., и восточную, более глубокую, где расположены острова Суматра, Ява, Бали и множество мелких островов Индонезии. Мальдивские острова представляют собой вершины древнего вулканического хребта и не поднимаются выше 2м над уровнем моря

Государства побережья Индийского океана:

В Индийском океане расположены островные государства Мадагаскар (четвёртый по площади остров в мире), Шри-Ланка, Мальдивы, Маврикий, Коморские острова, Сейшельские острова. Океан омывает на востоке такие государства: Австралия, Индонезия; на северо-востоке: Малайзия, Таиланд, Мьянма; на севере: Бангладеш, Индия, Пакистан; на западе: Оман, Сомали, Кения, Танзания, Мозамбик, ЮАР. На юге граничит с Антарктидой.

Транспортные пути:

Важнейшими транспортными путями Индийского океана являются маршруты из Персидского залива в Европу и Северную Америку, а также из Аденского залива в Индию, Индонезию, Австралию, Японию и Китай.

Атлантический океан

Площадь: 91,7 млн. км²

Объём: 329,66 млн км³

Наибольшая глубина: 8742 м(жёлоб Пуэрто-Рико)

Средняя глубина: 3736 м

Координаты: 15°00′00″ с. ш. 34°00′00″ з. д.

Атлантический океан - второй по величине океан Земли после Тихого океана. Атлантический океан имеет сильно изрезанную береговую линию с выраженным членением на региональные акватории: моря и заливы.

Название произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии или от легендарного острова Атлантида.

Моря Атлантического океана :

Балтийское, Северное, Средиземное, Чёрное, Саргассово, Карибское, Адриатическое, Азовское, Балеарское, Ионическое, Ирландское, Мраморное, Тирренское, Эгейское; Бискайский залив, Гвинейский залив, Мексиканский залив, Гудзонов залив. Также относящиеся к Южному океану: Уэдделла, Скоша, Лазарева

Острова Атлантического океана :

Британские, Исландия, Ньюфаундленд, Большие и Малые Антильские, Канарские, Зелёного мыса, Фолклендские (Мальвинские).

Государства побережья Атлантического океана:

Атлантический океан и входящие в его состав моря омывают берега 96 стран:

Абхазия, Албания, Алжир, Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Бельгия, Бенин, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Германия, Гондурас, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Доминика, Доминиканская Республика, Египет, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кабо-Верде, Камерун, Канада, Кипр, Колумбия, Коста-Рика, Кот д’Ивуар, Куба, Латвия, Либерия, Ливан, Ливия, Литва, Мавритания, Мальта, Марокко, Мексика, Монако, Намибия, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Палестинская автономия, Панама, Польша, Португалия, Республика Конго, Россия, Румыния, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сирия, Словения, Суринам, США, Сьерра-Леоне, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Турецкая Республика Северного Кипра, Украина, Уругвай, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чили, Швеция, Экваториальная Гвинея, Эстония, ЮАР, Ямайка.

Транспортные пути:

Главные трансокеанские грузопотоки в Северной Атлантике проходят по направлениям, связывающим порты Западной Европы с портами Северной Америки (более 21% грузооборота); порты Северной Америки с портами Юго-Западной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока через Гибралтарский пролив (около 12% грузооборота) ; порты Западной Европы с портами Центральной и Южной Америки и стран Тихого океана через Панамский канал (более 10% грузооборота). После закрытия Суэцкого канала в 1967 г., в результате израильской агрессии, возросло значение путей, пролегающих из портов Европы, Северной и Южной Америки вокруг Африки. Значение этих коммуникаций будет возрастать, видимо, и в дальнейшем, несмотря на открытие канала, так как в последнее время в мировом судоходстве все большую роль начинают играть крупнотоннажные суда - так называемые супертанкеры и другие, имеющие большую осадку.

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 4/5 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.). Но в последнее время увеличивается доля контейнерных перевозок так называемых генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов).

Нарду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных (например, - Новороссийск, Новороссийск - Архангельск); малый каботаж - перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем более 550 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т) Из общего состава мирового торгового флота 1/3 судов зарегистрировано под флагами промышленно развитых стран, 1/3 – также принадлежит судоходным компаниям развитых стран, но плавает под «удобными» (дешевыми) флагами развивающихся стран, менее 1/5 – доля развивающихся стран, остальное приходится на долю стран с переходной экономикой. Самые большие флоты имеют Панама (112 млн бр-рег т), Либерия (50), Багамские острова (30), (27), (26), Кипр (23), (22), (22), Япония (17), КНР (15). Однако мировое лидерство , и весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью и западноевропейских стран (в том числе , ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира — танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов.
Общее количество морских портов на Земле превышает 2,2 тыс, но так называемых мировых портов, т.е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 100 млн.т грузов 17 (см таблицу). Морских портов с грузооборотом 50-100 млн т – 20; портов с грузооборотом 20-50 млн. т в мире около пятидесяти.

Крупнейшие морские порты мира

Порт

Страна

Грузооборот (млн.т)

Сингапур

Сингапур

325

Роттердам

320

Новый Орлеан

США

225

Шанхай

Китай

185

Сянган

Китай

175

Тиба

Япония

170

Хьюстон

США

160

Нагоя

Япония

155

Ульсан

Р.Корея

150

Антверпен

130

Лонг Бич

США

125

Инчхон

Р.Корея

120

Пусан

Р.Корея

115

Иокогама

Япония

115

Гаосюн

115

Лос-Анджелес

США

115

Гуанчжоу

Китай

100

Анализ перечня крупнейших портов мира показывает, что значительная часть из них (11 из 17 крупнейших) расположена в Азии. Это говорит о возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом хозяйстве.
Все основные морские порты подразделяются на два типа: универсальные и специализированные. Большая часть портов мира универсального типа. Но наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, Рас-Таннура, Мина-Эль-Ахмади, Харк, Тампико, Валдиз), руды и угля (Тубаран, Ричардс-Бей, Дулут, Пор-Картье, Порт-Хедлен), зерна, лесоматериалов и других грузов. Специализированные порты распространены в основном в развивающихся странах. Они ориентированы на погрузку товара, являющегося предметом экспорта данной страны.

В структуре мировых морских перевозок в последние десятилетия происходили изменения: до начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (нефть, нефтепродукты и газ). В связи с кризисом доля их стала снижаться, тогда как доля сухогрузов и генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов) возрастает. Хотя необходимо отметить, что в целом объемы морских перевозок, в том числе и нефтепродуктов, растут.

Основные направления морских перевозок:

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан (1/2 всех морских перевозок), по побережью которого расположены крупнейшие морские порты зарубежной Европы и Америки (2/3 всех портов). В сформировались несколько направлений морского судоходства:

  1. Североатлантическое (крупнейшее в мире), связывающее Европу с Северной Америкой.
  2. Южноатлантическое связывающее Европу с Южной Америкой.
  3. Западноатлантическое, связывающее Европу с Африкой.

Второе место по объему морских перевозок занимает . Он пока сильно отстает от Атлантического, но имеет самые высокие темпы роста грузооборота. Потенциал этого океана очень большой. К его берегам выходит 30 государств с населением 2,5 млрд человек, многие из которых (Япония и страны НИС) имеют высокие темпы экономического развития. На берегах Тихого океана расположено много крупных портов Японии, стран Ю-В Азии Австралии, США и . Крупнейший грузопоток здесь наблюдается между США и Японией.

Третье место по объему морских перевозок занимает Индийский океан, к берегам которого выходит 30 государств с населением 1 млрд человек. Наиболее мощные грузопотоки здесь приходятся на район Персидского залива.
На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские проливы ( (через него проходит больше всего судов – 800 в сутки), Гибралтарский (200 судов в сутки), Ормузский (100), Малаккский (80), Босфор (40), Баб-эль-Мандебский, Дарданеллы, Скагеррак, Полкский, Берингов, Мозамбикский, и др.), а также морские судоходные каналы (Суэцкий, Панамский, Кильский).

Основные направления мировых грузоперевозок:

Нефть и нефтепродукты:

  • из стран Ближнего Востока в , США и ;
  • из района Карибского моря в США и Западную Европу.
  • из Австралии, ЮАР, США в Западную Европу и Японию.

Железная руда:

  • из в Японию;
  • из Австралии в Западную Европу и Японию.

Зерновые культуры:

  • из США, Канады, Австралии и в развивающиеся страны Африки и Латинской Америки.

Страница 2 из 13

Какой Тихий океан? Общая характеристика и описание Тихого океана.

Какой Тихий океан? Общая характеристика Тихого океана. Таблица.

Название океана

Тихий океан

Площадь Тихого океана:

С морями

178,684 млн км²

Без морей

165,2 млн км²

Средняя глубина Тихого океана:

С морями

Без морей

Наибольшая глубина

10 994 м (Марианская впадина)

Объем воды в Тихом океане:

С морями

710,36 млн км 3

Без морей

707,6 млн км 3

Средняя температура

Соленость

Ширина с запада на восток - от Панамы до восточного побережья о.Минданао

Длина с севера на юг, от Берингова пролива до Антарктиды

Количество островов

Животные (количество видов)

более 100 000

В т.ч. видов рыб

В т.ч. видов моллюсков

Видов водорослей

Какой Тихий океан? Описание Тихого океана.

Тихий океан – самый большой океан нашей планеты , занимающий почти ее треть. На его долю приходится 49,5% площади поверхности Мирового океана и 53 % объема его вод. Ширина океана с запада на восток составляет 17 200 км, длина с севера на юг – 15 450 км. Площадь Тихого океана больше площади всей суши Земли на 30 млн квадратных километров.

Тихий океан – самый глубокий океан нашей планеты . Средняя его глубина составляет 3984 метра, а наибольшая – 10 994 км (Марианская впадина или «Бездна Челленджера»).

Тихий океан – самый теплый океан нашей планеты. Большая часть океана лежит в теплых широтах, поэтому средняя температура его вод (19,37°С) на два градуса выше температуры других океанов (за исключением Северного Ледовитого).

Побережье Тихого океана – самая густонаселенная территория Земли, здесь в 50 государствах проживает около половины населения нашей планеты.

Тихий океан имеет самое большое промысловое значение из всех водоемов планеты – здесь добывается около 60% мирового улова рыбы.

Тихий океан имеет самые большие запасы углеводородов во всем Мировом океане – здесь находится около 40% всех потенциальных запасов нефти и газа.

Тихий океан имеет самую богатую флору и фауну – здесь обитает почти 50% всех живых организмов Мирового океана.

Тихий океан самый «буйный» океан на планете – здесь "рождается" более 80% цунами. Причина тому - большое количество подводных вулканов.

Тихий океан имеет огромное транспортное значение - здесь проходят важнейшие транспортные пути.

Открытие Тихого океана. Почему океан «Тихий»?

Почему Тихий океан назван «тихим»? Ведь это самый грозных из всех океанов Земли: 80% цунами зарождается здесь, океан изобилует подводными вулканами, знаменит катастрофическими ураганами и штормами. Просто по иронии судьбы первый европейский исследователь и открыватель Тихого океана Фернан Магеллан во время своего трехмесячного плавания ни разу не попал в бурю. Океан был тих и ласков, за что и получил свое нынешнее название – «Тихий».

Кстати, Магеллан не был первым европейцем, увидевшим Тихий океан. Первым был испанец Васко Нуньес де Бальбоа, исследовавший Новый свет. Он пересек американский континент и вышел на побережье как он думал моря. Он еще не знал, что перед ним величайший океан Земли и дал ему название Южное море.

Границы и климат Тихого океана. Какой Тихий океан?

С сушей:

Западная граница Тихого океана: у восточных побережий Австралии и Евразии.

Восточная граница Тихого океана: у западных побережий Южной и Северной Америки.

Северная граница Тихого океана: почти полностью замыкается сушей – российской Чукоткой и американской Аляской.

Южная граница Тихого океана: у северного побережья Антарктиды.

Границы Тихого океана. Карта.

С другими океанами:

Граница Тихого океана с Северным Ледовитым океаном: граница проводится в Беринговом проливе от мыса Дежнева до мыса Принца Уэльского.

Граница Тихого океана с Атлантическим океаном: граница проводится от мыса Горн по меридиану 68°04’ (67?) з. д. или по кратчайшему расстоянию от Южной Америки до Антарктического полуострова через пролив Дрейка, от острова Осте до мыса Штернек.

Граница Тихого океана с Индийским океаном:

- южнее Австралии - по восточной границе Бассова пролива до острова Тасмания, далее по меридиану 146°55’ в. д. до Антарктиды;

- севернее Австралии - между Андаманским морем и Малаккским проливом, далее по юго-западному берегу острова Суматра, Зондскому проливу, южному берегу острова Ява, южным границам морей Бали и Саву, северной границе Арафурского моря, юго-западному берегу Новой Гвинеи и западной границе Торресова пролива.

Климат Тихого океана. Общая характеристика и описание Тихого океана.

Климат Тихого океана по частям.

Южная часть Тихого океана – самая холодная, так как вода вплотную подходит к берегам Антарктиды. Здесь в зимний период вода покрывается льдом.

Климат северной части Тихого океана куда мягче. На это влияет тот факт, что Тихий океан с севера практически не контактирует с холодным Северным Ледовитым океаном, а ограничен сушей.

Западная часть Тихого океана теплее восточной части.

В тропических широтах океана зарождаются мощные ураганы – тайфуны.

Существует две зоны зарождения тайфунов:

  • восточнее Филиппин – тайфун движется на северо-запад и север через Тайвань, Японию и доходит почти до Берингова пролива.
  • возле берегов Центральной Америки.

Количество выпавших осадков неравномерно над поверхностью самого большого океана планеты.

  • Наибольшее количество осадков (более 2000 мм в год) характерно для экваториального пояса,
  • Наименьшее количество осадков (менее 50 мм в год) - в северном полушарии у берегов Калифорнии, в южном - у берегов Чили и Перу.

Осадки в океане, в целом, преобладают над испарением, поэтому соленость воды несколько ниже, чем в других океанах.

Подробнее о климате Тихого океана читайте в статьях:

  • Климат Тихого океана. Циклоны и антициклоны. Барические центры.

Флора, фауна и экономическое значение Тихого океана. Какой Тихий океан?

Флора и фауна Тихого океана необычайно разнообразна. Здесь обитает около половины живых организмов всего Мирового океана. Это объясняется огромными размерами самого большого океана планеты и разнообразием природных условий.

Наибольшее количество видов обитает в тропических и экваториальных широтах, в северных и умеренных широтах видовое разнообразие скуднее, зато здесь больше численность особей каждого вида. Например, в холодных водах Берингова моря встречается около 50 видов морских водорослей, а в теплых водах Малайского архипелага – около 800 видов. Но масса водорослей Берингова моря намного больше общей массы водных растений Малайского архипелага.

Глубины Тихого океана также не безжизненны. Животные, обитающие здесь, имеют необычное строение тела, многие из них флюоресцируют, излучая свет в результате химических реакций. Данное приспособление служит для отпугивания хищников и привлечения добычи.

В Тихом океане обитает:

  • более 850 видов водорослей;
  • более 100 тыс. видов животных (из них свыше 3800 видов рыб);
  • более 6 тыс. видов моллюсков;
  • около 200 видов животных, обитающих на глубине более 7 тыс. км.;
  • 20 видов животных, обитающих на глубине более 10 тыс. км.

Экономическое значение Тихого океана – общая характеристика и описание Тихого океана.

Побережье Тихого океана, его острова и моря освоены крайне неравномерно. Самыми развитыми промышленными центрами являются побережье США, Японии и Южной Кореи. Экономика Австралии и Новой Зеландии также во многом связана с освоением самого большого океана планеты.

Огромное значение в жизни человечества имеет Тихий океан в качестве добывания пищи . На его долю приходится до 60% мирового улова рыбы. Особенно развито промысловое рыболовство в тропических и умеренных широтах.

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов.

Велико экономическое значение Тихого океана и в плане добычи полезных ископаемых . Здесь находится до 40% потенциальных запасов нефти и газа Мирового океана. В настоящее время углеводороды добываются на шельфе Китая, Индонезии, Японии, Малайзии, Соединённых Штатов Америки (Аляска), Эквадора (Гуаякильский залив), Австралии (Бассов пролив) и Новой Зеландии.

Тихий океан выполняет и весьма специфическую роль в современном мире: здесь в южной части океана находится «кладбище» вышедших из строя космических кораблей.

Рельеф дна, моря и острова Тихого океана. Какой Тихий океан?

Рельеф дна Тихого океана - описание и общая характеристика Тихого океана.

Дно самого большого океана планеты имеет и самый сложный рельеф . В основании океана находится Тихоокеанская плита. К ней примыкают плиты: Наска, Кокос, Хуана де Фука, Филиппинская, на юге - Антарктическая плита, а на севере - Северо-Американская. Такое большое количество литосферных плит приводит к сильной тектонической активности региона.

На дне Тихого океана, по краям Тихоокеанской плиты, находится так называемое «огненное кольцо» планеты . Здесь постоянно происходят землетрясения, извергаются вулканы, рождаются цунами.

"Огненное кольцо" планеты.

Дно Тихого океана буквально усыпано одиночными горами вулканического происхождения. На данный момент их насчитано около 10 000.

Кроме того здесь находится сложная система подводных горных хребтов , самый длинный из которых расположен на юге и востоке океана - это Восточно-Тихоокеанское поднятие, переходящее на юге в Южно-Тихоокеанский хребет. Этот подводный хребет делит Тихий океан на две несимметричные части - обширную западную, где преобладают теплые течения, и небольшую восточную, где господствует холодное Перуанское течение.

Бесчисленные острова и архипелаги , образовавшиеся в результате вулканической деятельности, объединяются в отдельную часть света – Океанию.

Самыми крупными котловинами Тихого океана являются: Чилийская, Перуанская, Северо-Западная, Южная, Восточная, Центральная.

Моря Тихого океана и береговая линия. Какой Тихий океан?

Почти все моря Тихого океана расположены на северных и западных его окраинах - у берегов Азии, Австралии, Малайского архипелага. На востоке океана нет ни крупных островов, ни вдающихся глубоко в сушу заливов - береговая линия плавная. Исключение - Калифорнийский залив - полузамкнутое море Тихого океана. У берегов Антарктиды расположено единственное южное окраинное море этого океана - море Росса.

Острова Тихого океана.

В этой статье мы рассмотрели описание и общую характеристику Тихого океана, дали ответ на вопрос: Какой Тихий океан? Далее читайте: Воды Тихого океана: водные массы океана, температура океана, соленость океана, ледообразование и цвет воды Тихого океана.

Дата публикации или обновления 12.08.2017


Тур Хейердал в своих трудах неоднократно подчеркивает, что одна из главных целей его многолетних исследований - определение и реконструкция древних морских путей человечества, особенно в Тихом и Атлантическом океанах.

Хейердал наметил и тщательно изучил три основных морских пути из Старого света в Новый - два в Атлантике и один в Тихом океане, - а также два маршрута из Нового света в Старый, оба в Тихом океане.

Несколько лет назад испанцы, построив копию одной из каравелл Колумба, совершили на ней экспериментальное плавание.

Они постарались полностью воспроизвести обстановку и условия пятисотлетней давности, включая провиант и мореходные инструменты того времени. Оказалось, что Америку открывать совсем не просто. Новоявленные колумбы затратили на переход на несколько недель больше, чем великий мореплаватель, а в конце пути, увидев сушу, не смогли подойти к ней самостоятельно, пришлось просить помощи буксирного корабля.

Двадцать лет назад от берегов Африки через Атлантический океан совершил в одиночку переход на западноафриканской пироге (долбленка из одного ствола) либерийский врач Ханнес Линдеман, предполагая, что он воспроизводит плавания тысячелетней давности.

И, наконец, Тур Хейердал своими плаваниями на папирусных ладьях «Ра-1» и «Ра-2» доказывает возможность трансатлантических переходов в еще более далекие века. Путь «Ра-1» и «Ра-2» был проложен с учетом попутных ветров (северо-восточный пассат) и течений (Канарское и Северное пассатное).

Следовательно, путь в Америку в северных тропических широтах Атлантического океана был доступен как судам с водонепроницаемым, так и с днищем, свободно пропускающим воду.

Доказана также и возможность для возвращения в Европу любого примитивного суденышка, если его подхватывают в умеренных широтах западный ветер и мощное течение Гольфстрим. В зависимости от гидрометеорологической ситуации суденышко может оказаться либо в северной, либо в южной Европе.

Маршрут инков - морской путь в тропических широтах южного полушария. Этим путем в наше время уже прошли одиннадцать плотов, начиная с широко известного плавания «Кон-Тики» в 1947 году. Спустя семь лет бальсовый плот «Семь сестричек» доставил американского одиночного мореплавателя Уильяма Уиллиса от берегов Перу на Самоа. В 1958 году плот «Таити Нуи» во главе с французом Эриком де Бишопом проплыл от перуанских берегов в Центральную Полинезию. Также в Центральную Полинезию приплыл со своей командой на бальсовом плоту «Кантута II» чех Эдуард Ингрис. Предыдущая его попытка на плоту из бальсы «Кантута I» в 1955 году окончилась неудачей. Ингрис стартовал из северного Перу и попал к Галапагосским островам, где ветры и течения крутили плот, не продвигая его ни на восток, ни на запад.

На металлическом плоту «Возраст не помеха» почти семидесятипятилетний Уильям Уиллис совершил в 1963 - 1964 годах переход в два этапа через весь Тихий океан - от Перу до Австралии.

В 1973 году интернациональные экипажи трех бальсовых плотов «Ла Ацтлан», «Ла Гуаякиль» и «Ла Муулуулаба» под руководством Витала Альсара совершили за 179 дней переход от Эквадора до Австралийского континента.

Транстихоокеанские плавания всех этих и других моделей перуанских плотов были возможны благодаря попутным юго-восточным пассатным ветрам и Южному пассатному течению. В популярной литературе океанские течения иногда называют «реками без берегов», или «реками в жидких берегах». Поэтому у многих сложилось представление о течениях как об устойчивых «самодвижущихся лентах», пересекающих океан. На самом деле это не так. Проведенные в 1970 году советскими океанологами шестимесячные наблюдения в Атлантическом океане в 17 точках Северного пассатного течения показали, что течение резко меняет свое направление через 10-40 суток. И это - пассатное течение, которое имеет репутацию устойчивого и постоянного.

Океанские течения правильнее представлять не в виде рек, а в виде систем вихрей разных масштабов, перемещающихся относительно друг друга и вместе движущихся в определенном направлении. Таким образом, плывя (точнее, дрейфуя) в пассагтной зоне, мореплаватель отнюдь не гарантирован от того, что изменившийся ветер или течение вытолкнет его из пассатной воздушной и водной «магистрали».

В Тихом океане, в его северной части, Тур Хейердал отмечает два возможных маршрута. Один из них от берегов Мексики к Малайскому архипелагу. Здесь можно использовать северо-восточные пассатные ветры и Северное пассатное течение. Для реконструкции этого морского пути пока еще не отправлялась в плавание ни одна модель примитивного судна. Другой морской путь - маршрут испанца Урданеты, который в 1565 году прошел от Филиппинских островов вдоль японских островов и далее с западными ветрами пересек Тихий океан.

В 1974 году попытку пересечь Тихий океан по этому маршруту предпринял австрийский исследователь Куно Кнебль. Он построил настоящую азиатскую джонку, использовав в качестве образца керамическую модель первого века нашей эры, обнаруженную при археологических раскопках.

На этой джонке «Тай Ки» («Великий Космос») интернациональный экипаж проплыл 115 дней, пока она не затонула в двух тысячах миль от американского побережья. Основной причиной катастрофы считают то, что морской червь древоточец источил корпус джонки.

Более удачлив был английский моряк Брайен Плетт, который в 1959 году на построенной по классическим образцам джонке сумел в одиночку пересечь северную часть Тихого океана. Правда, Плетт не ставил перед собой никаких научных задач, только спортивные.

Совсем недавно Тур Хейердал приступил к моделированию древних плаваний (вероятно, самых древних) в Индийском океане.

Плаванием на камышовой ладье «Тигрис», моделирующей шумерские древние суда, Хейердал подтвердил возможность далеких рейсов шумерских мореплавателей в северной части Индийского океана. Вообще Индийский океан, на берегах которого существовала не одна древняя цивилизация, сейчас усиленно привлекает внимание морских историков.

Складывается точка зрения, что именно Индийский океан был колыбелью мирового мореплавания.

По принятым критериям, с учетом общих и специфических районообразующих факторов С. В. Михайлов выделил четыре транспортных района в Мировом океане.

1. Атлантический транспортный район занимает пространство между 60° с.ш. и 30° ю.ш. Для него характерны благоприятные навигационные условия (незамерзае мость, относительно небольшая протяженность морских путей и т.п.), тяготение к нему преимущественно развитых стран. В пределах района пролегают трансатлантические пути, связывающие берега Западной Европы и Америки, и проходят меридиональные трассы вдоль американского, европейского и африканского побережий. Наибольшие по объему перевозки совершаются между портами Европы и Северной Америки. В структуре грузопотоков превалируют нефть, руда, каменный уголь, генеральные грузы. Пассажирские перевозки совершаются главным образом по воздушным линиям, которые географически совпадают с океанскими путями.

2. Тихоокеанский транспортный район ограничивают параллели 40° с.ш. и 50° ю.ш. Он лежит в незамерзающей области океана, но на юго-западе его центральной части проходят тайфуны, которые осложняют судоходство. Этому району свойственны морские пути большой протяженности. Они связывают главным образом Японию и берега Азии с американским и австралийским побережьями, в меньшей степени развиты сообщения между портами Азии и Австралии. В грузопотоках преобладают нефть из Индийского океана в Японию, металл и промышленные изделия из США в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Из Японии отправляются оборудование и приборы, а из стран Юго-Восточной Азии - сырьевые грузы: руда, джут, каучук и т. п. В Тихоокеанском транспортном районе преобладает грузообмен, свойственный системе «развитые страны - зависимые страны». Это объясняется тем, что к нему выходят, с одной стороны, развивающиеся страны, а с другой - такие развитые страны, как США, Австралия. Пассажирские перевозки осуществляет в основном аэрофлот по трансокеанским и межконтинентальным воздушным линиям.

3. Индийский транспортный район располагается примерно между параллелями 15° с.ш. и 45° ю.ш. и характеризуется благоприятными для плавания навигационными условиями. В этом районе весьма значительна доля транзитных путей, связывающих Атлантический и Тихий океаны. Частично они проходят через Красное море и Суэцкий канал, частично - вокруг Африки. Кроме того, здесь пролегают и трансокеанские маршруты из стран Африки в Индию, Индонезию, Австралию, из Индии в порты австрало-азиатских морей и к берегам Австралии. Наиболее интенсивное судоходство отмечается в северной части Индийского транспортного района, главным образом по транзитным морским путям. Структуру грузопотоков определяют нефть, руды цветных металлов, каучук, джут, рис, чай, вывозимые из индоокеанских стран, и промышленные товары, ввозимые в них. Транзитные перевозки включают в себя сырьевые и генеральные грузы. В этом транспортном районе сравнительно большое место занимают пассажирские перевозки в основном на местных линиях южноазиатских стран.

4. Район Персидского залива и Средиземного моря занимает промежуточное положение между Атлантическим и Индийским транспортными районами. Он отличается узкоспециализированным нефтяным профилем перевозок. При этом они имеют одностороннее направление: порты Персидского залива - отправители, порты Средиземноморья и Атлантики - получатели грузов. Кроме морских перевозок нефти здесь развита ее передача по нефтепроводам, проложенным по дну Средиземного моря. В силу замкнутости бассейна и сравнительно небольшой его акватории объемы перевозок во многом зависят от международной обстановки в регионе.