Общественно политические движения XIX в. Начало революционной деятельности Плеханова

Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918), политический деятель, философ, теоретик марксизма. С 1875 народник, один из руководителей "Земли и воли", "Черного передела". С 1880 в эмиграции, основатель марксистской группы "Освобождение труда". Один из основателей РСДРП, газ. "Искра". После 2-го съезда РСДРП один из лидеров меньшевиков. В революцию 1905-07 выступил против вооруженной борьбы с царизмом. В 1-ю мировую войну оборонец, один из руководителей группы "Единство". В 1917 вернулся в Россию, поддержал Временное правительство. К Октябрьской революции отнесся отрицательно (считал, что по степени социально-экономического развития Россия не готова к социалистической революции). Фундаментальные работы по философии, социологии, эстетике, этике, истории русской общественной мысли.

Плеханов Георгий Валентинович был одним из основателей социал-демократического движения в России и РСДРП.

Георгий Плеханов родился 29 ноября (11 декабря) 1856 г. в мелкопоместной семье потомственного дворянина, отставного штабс-капитана Валентина Петровича Плеханова и Марии Федоровны, внучатой племянницы известного критика Белинского. Произошло это в деревне Гудаловка Липецкого уезда Воронежской губернии. Валентин Петрович был женат на Марии Федоровне вторым браком, и посему Георгий имел много братьев и сестер. От первого брака у Валентина Петровича было пять сыновей и три дочери, от второго - четыре сына и три дочери. Георгий был первенцем у Марии Федоровны. Братья умерли очень рано, а отношения с сестрами у Георгия Плеханова складывались сложно. И он был дружен лишь с младшей сестрой Клавдией.

Как и у многих старожилов Воронежской губернии, в жилах Георгия Плеханова текла и татарская кровь.

На становление характера Георгия Плеханова большое влияние оказала его мать, Мария Федоровна, образованная, воспитанная и добрая женщина. Она много занималась со своим любимым первенцем домашними уроками по русскому и французскому языкам, музыке.

Учился Георгий Плеханов довольно посредственно в Воронежской военной гимназии, где уже был замечен за чтением недозволенной литературы.

В августе 1873 г. Плеханов поступил в Константиновское артиллерийское училище. Но он вовремя уяснил для себя, что военная служба не для него. Плеханов решительно и бесповоротно оставил училище уже после 4-х месяцев обучения и возвратился к матери в Гудаловку.

На следующий год он поступил в Петербургский Горный институт, где помимо учебы изучал философию и интересовался политической литературой.

С конца 1875 г. он начал принимать участие в подпольном народническом движении. Именно в это время он познакомился со своими будущими многолетними сподвижниками - Павлом Аксельродом и Львом Дейчем.

Георгий Плеханов с 1876 г. по поручению народников вел занятия в рабочих кружках, за что его впервые арестовали. Он настолько серьезно увлекся народничеством, что отодвинул учебу в институте на второй план. В 1876 г. Плеханов вместе с группой единомышленников принял участие в воссоздании в Петербурге нелегальной организации «Земля и воля». Георгий Плеханов и его соратники ставили своей целью поселение в народе, просветительскую пропаганду среди крестьян, рабочих и интеллигенции, крестьянскую революцию, национализацию земли. Созданная организация выпускала подпольную газету «Земля и воля».

В декабре 1876 г. Плеханов выступил с речью на митинге в Петербурге перед рабочими и студентами в память о Чернышевском. Его пыталась арестовать полиция. Но Плеханова окружили рабочие, и он скрылся. С этого времени ему пришлось перейти на нелегальное положение, а в начале 1877 г. выехать за границу. Из Горного института он уже был отчислен со второго курса за непосещение лекций.

Летом 1877 г. Плеханов нелегально вернулся в Россию и стал профессиональным революционером.

В октябре 1876 г. благородный и пылкий Плеханов неудачно женился на Наталье Смирновой. Она была подругой одного из революционеров, находившегося в это время под арестом. После выхода из тюрьмы своего бывшего возлюбленного Смирнова покинула Плеханова. Тем не менее, она носила фамилию Плеханова до конца своей жизни и согласилась на развод с ним только через тридцать лет после венчания.

Через непродолжительное время Георгий Плеханов встретил «свою» женщину - Розалию Марковну Боград, с которой уверенно и счастливо в семейной жизни прожил всю свою жизнь.

В период с 1877 по 1879 гг. многие товарищи Плеханова по «Земле и воле» перешли на позиции терроризма. Георгий Плеханов в это время много занимался самообразованием в поисках ответов на волнующие его вопросы. Он не разделял новые экстремистские, а точнее старые народнические взгляды своих товарищей. Он все больше увлекался более модным марксизмом.

В 1879 г. идейные разногласия привели к расколу «Земли и воли» на две организации: «Народная воля» и «Черный передел». Георгий Плеханов вместе с Верой Засулич, Аксельродом и другими народниками вошел в состав «Черного передела». Эта организация выступала против террора как метода политической борьбы. Плеханов и его соратники ратовали за постепенное просвещение рабочих.

В России после очередного покушения на царя Александра III возросла активность полиции. Были произведены массовые аресты. В 1880 г. по решению товарищей во избежание ареста Плеханов уехал за границу в Швейцарию, в Женеву. Здесь он выпустил второй номер журнала «Черный передел».

Плеханов постепенно переходил от народничества и бакунизма на позиции марксизма. Однако каждое положение работ Маркса он тщательно примеривал к России, пропускал через себя. На многие вопросы он имел свои собственные взгляды. Плеханов уже к этому времени обнаружил в себе незаурядные таланты ученого-философа, мыслителя и политика. Он к любой идее, любому выводу относился творчески и здраво.

В 1882 г. Плеханов перевел на русский язык и издал «Манифест Коммунистической партии». В 1883 г. Плеханов взамен «Черного передела» основал группу «Освобождение труда», в которую вошли, кроме него, Вера Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов. Группа занималась, главным образом, просветительской работой: переводом и изданием трудов Маркса и Энгельса для России. Плеханов регулярно издавал и свои собственные работы, делавшие его ведущим социал-демократом России.

В 1883 г. он издал брошюру «Социализм и политическая борьба», где рассмотрел, пожалуй, самый спорный вопрос марксизма - проблему диктатуры пролетариата. Плеханов, однако, вел в своей работе разговор о диктатуре просвещенного рабочего класса, о демократической диктатуре, а не о диктатуре революционеров, предложенной и реализованной Лениным. Плеханов специально подчеркнул в своей работе, что диктатура пролетариата ничего не имеет общего с диктатурой революционеров.

В последующих своих работах Георгий Плеханов рассмотрел перспективы развития России. Он предостерег народовольцев и прочих ультра-революционеров от силовых насильственных действий (переворотов, восстаний, революций, бунтов) для ускорения революционного процесса. По-существу, Георгий Плеханов выступал за эволюционное развитие России, ускоряемое просветительской работой.

Первая встреча Георгия Плеханова с молодым Владимиром Ульяновым-Лениным состоялась в Женеве в 1895 г., куда Ленин специально для этой встречи приехал из России. В первых же долгих беседах наметились некоторые принципиальные идейные разногласия между Плехановым и Лениным. Молодой Ульянов-Ленин считал, что ведущей революционной силой общества является рабочий класс и только он. Плеханов полагал, что общество в России может улучшать только его самая образованная часть, его элита - либеральная буржуазия и интеллигенция. Время же рабочего класса, по причине его непросвещенности и низкой культуре, еще не пришло и еще долго не придет.

Плеханов пока еще не придал особого значения бьющей через край убежденности Ленина в своей правоте. Молодому марксисту в это время исполнилось всего 25 лет. Но он уже уверенно выдвинул на передний край туманное утверждение Карла Маркса о прогрессивности рабочего класса перед всеми другими слоями населения. Это, в конечном итоге, привело Ленина к выдвижению собственной идеи - идеи диктатуры пролетариата через диктатуру партии.

В 1900 г., через пять лет, Плеханов вновь встретился в Женеве с Лениным, приехавшим после отбытия ссылки для обсуждения издания совместной социал-демократической газеты и журнала. После довольно трудных переговоров обнаружилось, что в социал-демократическом движении было несколько человек, претендовавших на роль лидера. И в их число входили Ленин и Плеханов. С трудом Плеханов, Ленин, Аксельрод, Мартов, Засулич и Потресов договорились о выпуске совместной газеты.

Первый номер новой газеты «Искра» вышел в январе 1891 г. Издавалась она в Мюнхене, где поселились Ленин и Крупская, взявшие редакционную и издательскую деятельность в основном в свои руки.

Идейные разногласия Георгия Плеханова с Лениным усиливались. Воспитанного и интеллигентного Плеханова раздражала бьющая через край самоуверенность молодого Ленина. Плеханова отталкивала неуемная бескомпромиссность и невоздержанность Ленина в спорах, его грубоватая бесцеремонность в оценках людей, его непоколебимая уверенность в своей правоте.

Плеханов, Аксельрод, Засулич, как соредакторы, выступили против резкого и уничижительного тона статей Ленина. Будущий вождь большевиков ожесточенно выступал против всех своих идейных противников: либералов и либерализма вообще, эсеров, правых социал-демократов, других идейных направлений и их представителей. Ленин не воспринял товарищескую критику соратников. Он отказался менять оскорбительный тон своих статей по отношению к идейным противникам. Будущий вождь большевиков с самого начала своей политической деятельности поставил перед собой только одну цель: вооруженный захват власти в России и построение только такого общества, каким он его представлял сам. Фанатически веривший в себя он не нуждался в чьих-либо советах или поучениях.

Вы так далеко пойдете, молодой человек, - только и сказал Ленину как-то с горькой усмешкой умудренный опытом Плеханов в ответ на очередное бесцеремонное ленинское давление на него.

На II съезде РСДРП в 1903 г. развернулась борьба по нескольким пунктам устава и программы партии между Юлием Мартовым и его сторонниками и Лениным. Плеханов был избран председателем съезда, Ленин и П.А. Красиков заместителями председателя. Основное неприятие будущих меньшевиков, да и Плеханова тоже, вызвал предложенный Лениным пункт программы партии о диктатуре пролетариата. Мартов, Аксельрод, Засулич выступили против этого положения. Они считали его принципиально неверным. Выступали Мартов и его сторонники также и за более либеральный прием новых членов в партию, чем предлагал Ленин. Последний стремился превратить партию в некий закрытый «орден меченосцев». Ленин стремился создать боевую, сплоченную и дисциплинированную революционную партию. Именно такую партию большевиков Ленин и создал в итоге. Плеханов как патриарх социал-демократического движения, как председатель съезда придерживался центристской линии, чтобы избежать раскола. Сделать это, тем не менее, не удалось. Сторонников Ленина, получивших большинство мест в руководящих органах, стали называть с этого времени большевиками. А сторонников Мартова - меньшевиками.

Плеханов на II съезде в основном поддержал Ленина. Он был избран председателем Совета партии, ее руководящего органа, в который вошли пять человек.

После съезда Плеханов, обнаружив бившую через край нетерпимость Ленина по отношению к меньшевикам, его диктаторские замашки, потребовал возвращения бывших членов редакции в состав «Искры». В ответ несгибаемый Ленин вышел из состава редакции.

Уже к 1905 г. определилась полная идейная несовместимость Плеханова с Лениным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Плеханов оценил революцию 1905-07 гг. как трагическую авантюру Ленина и большевиков. Так оно, собственно, и было. Революция завершилась поражением восставших, казнями, тюрьмами, каторгой, ссылками, свертыванием либеральных реформ в стране. Жестокость и разбой породили только ответную жестокость и репрессии. К сожалению, эта революция, эти бунты ничему не научили императора Николая II. И он повел Россию своей неуверенной и слабой рукой прямиком к гражданской войне.

Во время первой мировой войны Георгий Плеханов занял патриотическую позицию. Он призывал к защите отечества, к победе над Германией и ее союзниками. Ленин и большевики призывали к поражению России в войне, за что общественность окрестила их германскими шпионами и предателями.

Свершилась Февральская революция, и Георгий Плеханов вернулся 31 марта 1917 г. после долгой эмиграции в Россию. Родина встретила патриарха российского социал-демократического движения довольно прохладно. Плеханов к этому времени был уже почти одинок. Он не создавал и не создал партию под себя. Ему некому было организовать многолюдную и восторженную встречу. «Апрельские тезисы» Ленина Георгий Плеханов назвал бредом. Он опубликовал статью «О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен». В этой статье Георгий Плеханов в резкой форме выступил против планов вооруженного захвата власти большевиками.

Плеханов продолжал в течение бурного 1917 года занимать жесткую патриотическую позицию «войны до победы». Многие из его многолетних соратников по социал-демократическому движению, как, например, меньшевик Юлий Мартов, не разделяли его твердую и ясную позицию. Они выступали за иллюзорное, нереальное решение проблемы войны и мира. Меньшевики-интернационалисты, и в их числе Мартов, предлагали социалистам всех стран объединяться и добиваться прекращения войны всеми странами одновременно. Идея была, возможно, благая, но не реализуемая на практике.

В июне - июле 1917 г. в Петрограде быстро нарастала угроза захвата власти большевиками и левыми эсерами. Большевики под руководством Ленина целенаправленно и профессионально вели подготовку к вооруженному перевороту.

К Плеханову, как к патриоту, крупному мыслителю и философу, старейшему социал-демократу, зачастили в гости социалисты, представители правых партий, военные и просто патриоты. Его навестили председатель Госдумы Родзянко, адмирал Колчак и даже черносотенец Пуришкевич, убивший Григория Распутина. Все они прощупывали почву о возможности назначения умеренного и прагматичного Георгия Плеханова председателем Временного правительства. А энергичный и решительный бывший эсер-боевик, а ныне военный министр Борис Савинков в октябре напрямую сделал Плеханову это предложение. Но Плеханов отказался, заявив: « Я сорок лет отдал пролетариату и не буду его расстреливать даже тогда, когда он идет по ложному пути».

После Октябрьского переворота Георгий Плеханов вместе с Засулич и Дейчем обратился с «Открытым письмом к петроградским рабочим». Они пророчески предрекли гражданскую войну, разруху, неисчислимые беды, которые вскоре пали на страну и ее граждан.

Уже на следующий день после публикации этого письма на квартиру, где остановился Плеханов с женой Розалией Марковной, пришли вооруженные матросы. Они произвели обыск, угрожали расстрелом. Цель этой наглой устрашающей акции большевиков, санкционированной Лениным, была очевидна: запугать и подавить старейшего социал-демократа России. Заставить его вновь покинуть родину. Владимир Ленин преподал наглядный урок одному из своих самых способных учеников - Иосифу Сталину, как надо беспощадно расправляться со своими идейными противниками.

Плеханов вынужден был уйти в подполье, затем он уехал в Финляндию. Оказавшись вновь на чужбине, Георгий Плеханов тяжело заболел. Он был потрясен случившимся. Вскоре его не стало.

Георгий Плеханов пророчески предвидел итоги исторической авантюры Ульянова-Ленина. Либералы, над которыми так издевался в своих работах Ленин, во всем мире сумели построить демократические общества с развитыми системами социальной защиты своих граждан. Социал-демократы, которых ненавидел и преследовал Ленин, сумели создать государственные системы, близкие по воплощению к лучшим замыслам классиков социализма. Ленин же с помощью своих псевдонаучных идей и «учений» о диктатуре пролетариата и перерастании буржуазной революции в пролетарскую насильно свернул

Группа Освобождение труда (Гру́ппа «Освобожде́ние труда́»,)

первая русская марксистская организация; существовала с сентября 1883 по август 1903. Создана в Женеве Г. В. Плехановым и его единомышленниками В. И. Засулич, П. Б. Аксельродом, Л. Г. Дейчем, В. Н. Игнатовым. В 1884 в связи с арестом выбыл Дейч, в 1885 умер Игнатов, в 1888 был принят С. М. Ингерман, который активно работал до переезда в Америку в 1891. До 1883 члены Г. «О. т.» были революционными народниками (чернопередельцами). Возникновение российского рабочего движения, неудачи народнического движения заставили искать новую революционную теорию. В эмиграции Плеханов и его соратники ознакомились с опытом западноевропейского рабочего движения, изучили теорию научного социализма. Это привело к коренному пересмотру ими собственной революционной практики. В объявлении об издании «Библиотеки современного социализма» 13(25) сентября 1883 Г. «О. т.» провозгласила свои основные цели и задачи:

1) перевод на русский язык важнейших трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, а также произведений их последователей для распространения идей научного социализма;

2) критика народничества и разработка проблем русской общественной жизни с точки зрения теории марксизма. Ещё в 1882 Плеханов перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии». В дальнейшем группа перевела и издала работы К. Маркса и Ф. Энгельса: «Наёмный труд и капитал» (1883), «Развитие научного социализма» (1884), «Речь о свободе торговли» (1885), «Нищета философии» (1886), «Людвиг Фейербах» (1892), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1894), «Ф. Энгельс о России» (1894). Эти произведения в 80-х - начала 90-х гг. изучались в первых социал-демократических организациях России и сыграли большую роль в повороте революционной молодёжи к марксизму. Важное значение имели работы Плеханова, излагавшие идеи марксизма в применении к России. В его работах «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885) дана развёрнутая критика теории и тактики народничества, обосновывается вывод о вступлении России на путь капитализма, доказывается, что передовой решающей силой грядущей революции является не крестьянство, а пролетариат, выдвигается задача создания рабочей социалистической партии в России. Большое значение для основания российской социал-демократии имели также два проекта программы Г. «О. т.», написанных Плехановым. Первый из них (1883) содержал некоторые уступки народничеству. После обсуждения его в кружках социал-демократов Плеханов написал второй - «Проект программы русских социал-демократов» (1885). Теоретическая его часть содержала основные элементы программы марксистской партии. Практическая - состояла из требований: 1) общедемократические преобразования; 2) меры в интересах рабочих; 3) меры в интересах крестьян. Подробный разбор второго из них сделал Ленин (см. «Проект программы нашей партии», в книге: Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 211-39). Этот документ Г. «О. т.» был единственной опубликованной программой российской социал-демократии до программы РСДРП, выработанной ленинской «Искрой». В 1835 вышла новая работа Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». В ней дана критика «субъективной социологии» народничества, доказана несостоятельность народнических взглядов по вопросам о роли идей, личности и народных масс в истории.

В распространении марксизма участвовали все члены группы. Кроме серии «Библиотека современного социализма», группа выпустила серию «Рабочая библиотека» (С. Дикштейн, «Кто чем живёт?», предисловие Плеханова, 1885; П. Аксельрод, «Рабочее движение и социальная демократия», 1884; «Речь П. А. Алексеева на суде», с предисловием Плеханова, 1889; В. Засулич, «Варлен перед судом исправительной полиции», 1890, и др.). В 1888 Г. «О. т.» издала сборник «Социал-демократ», а в 1890-92 - литературно-политическое обозрение «Социал-демократ» (4 книги), в котором пропагандировались революционные идеи марксизма, подвергалось критике народничество и освещалась деятельность российских и международных социал-демократов.

Наряду с теоретической и пропагандистской деятельностью Г. «О. т.» вела за границей большую работу по объединению сил российской социал-демократии. Осенью 1888 группа основала «Русский социал-демократический союз»; в конце 1894 был создан «Союз русских социал-демократов за границей», редакция изданий которого принадлежала Г. «О. т.». Несмотря на огромные трудности, группа имела связь с социал-демократическими организациями в России (Москва, Петербург, Киев, Харьков, Вильнюс, Рига, Минск, Одесса, Нижний Новгород и др.). В мае 1895 в Швейцарии Ленин встретился с Плехановым и договорился о совместном издании в 1896 в Женеве сборника «Работник». Созданный Лениным в 1895 Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» устанавливает тесную связь с Г. «О. т.»; «Союз» избрал Плеханова своим представителем на Международный социалистический конгресс (1896, Лондон). Связь между ними ослабла после ареста Ленина, его ближайших товарищей и прихода к руководству «Союзом» «экономистов». В ноябре 1898 группа отказывается от редактирования изданий заграничного «Союза русских социал-демократов», т. к. в нём стали преобладать оппортунисты, а в мае 1900 окончательно порывает с ним и основывает самостоятельное издательство «Социал-демократ». Г. «О. т.» поддерживала контакты с социал-демократическими партиями и организациями Германии, Франции, Англии, Польши, Болгарии, Швейцарии, Австрии, Венгрии. Группа имела связь с видными деятелями социалистического движения Запада: Э. Эвелингом, Элеонорой Маркс, Д. Благоевым, А. Лабриолой, А. Бебелем, В. Либкнехтом, К. Цеткин, К. Каутским и др. Её представители участвовали в международных рабочих социалистических конгрессах: в 1889 в Париже, в 1893 в Цюрихе, в 1896 в Лондоне и т. д. Ф. Энгельс высоко оценивал деятельность Г. «О. т.» «...Я горжусь тем, - писал он в 1885 В. И. Засулич, - что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса и решительно порвала со всеми анархическими и несколько славянофильскими традициями своих предшественников. И сам Маркс был бы также горд этим, если бы прожил немного дольше. Это прогресс, который будет иметь огромное значение для развития революционного движения в России» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 зд., т. 36, с. 260). Идеолог группы Плеханов на рубеже 19-20 вв. вёл активную борьбу с ревизионизмом, главным образом Бернштейнианство м. Г. «О. т.» сыграла значительную роль в борьбе с «Экономизм ом». В специальном сборнике «Вадемекум» был напечатан составленный В. И. Лениным в ссылке протест 17 социал-демократов против «”кредо” экономистов». Важнейший этап деятельности Г. «О. т.» (1901-03) протекал в рамках Заграничной лиги русской революционной социал-демократии (См. Заграничная лига русской революционной социал-демократии), когда группа объединилась с ленинской «Искрой». Вначале это был период плодотворного сотрудничества Ленина и Плеханова, затем выявились между ними идейные разногласия (1901-03), которые окончательно обострились после 2-го съезда РСДРП, что привело к расколу российской социал-демократии на большевиков и меньшевиков. Ленин отмечал недостатки Г. «О. т.», которые он главным образом усматривал в том, что группа не была связана с рабочим движением, что у её членов отсутствовали конкретный анализ особенностей развития капитализма в России и признание вытекающих особых задач российской социал-демократии в борьбе за создание партии нового типа, отличной от партий 2-го Интернационала. Члены группы не поняли, что наступила эпоха империализма и пролетарских революций, не имели чёткого взгляда на взаимоотношения рабочего класса и крестьянства, рабочего класса и либеральной буржуазии, не учитывали роль пролетариата как гегемона в буржуазно-демократической революции. Историческое значение Г. «О. т.» Ленин видел в том, что она идейно, теоретически основала российскую социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению. Заслугой Г. «О. т.» и прежде всего Плеханова Ленин считал борьбу против народников, «экономистов», международного ревизионизма и анархизма, обоснование ею значения революционной теории в освободительном движении, то, что она раскрыла рус. революционерам сущность научного социализма. Он указал на преемственность взглядов деятелей Петербургского «Союза борьбы» и членов Г. «О. т.» по многим принципиальным вопросам, назвал её представительницей революционно-марксистского течения в рус. социал-демократии. Историю марксизма в России Ленин вёл, начиная с момента образования Г. «О. т.».

УДК 94 (47). 083

Э.В. Костяев

ЯВЛЯЛСЯ ЛИ Г.В. ПЛЕХАНОВ СТОРОННИКОМ ЦАРИЗМА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ?

Проводится детальный анализ обвинений в адрес «отца русского марксизма» и основателя российской социал-демократии Г. В. Плеханова в поддержке са-

модержавия и царского правительства в период Первой мировой войны и делается вывод о полной необоснованности этих обвинений.

Социал-демократия, меньшевизм, Первая мировая война, оборончество, царизм

DID G. V. PLEKHANOV SUPPORT TSARIS1H DURING THE FIRST WORLD WAR?

The detailed analysis refers the charges against «the father of the Russian marxism» and the fooudee af the Ruusiaa aooial aemoocaay G. V. Plekhanov who supported the autocracy and the tsarist government during the First World War. The conclusions are made about the total inconsistency of the charges.

Social democracy, Menshevism, First World War, defensism, tsarism

Тема взаимоотношений оппозиционных деятелей с властями в критические периоды истории того или иного государства всегда была и остаётся весьма актуальной. Поэтому когда «отец русского марксизма» и основатель российской социал-демократии Георгий Валентинович Плеханов (18561918) занял с началом Первой мировой войны «оборонческую» позицию, призвав население России к участию в её защите от нападения Германии, в его адрес со стороны антиоборончески настроенных коллег по партии прозвучали необоснованные обвинения в поддержке царского правительства. Так, большевик Григорий Зиновьев (Радомысльский) в опубликованной 1 ноября 1914 г. в газете «Социал-демократ» статье «Против течения» повествовал о том, как в атмосфере «бешеного разгула шовинизма» в начале войны Плеханов для борьбы с германским милитаризмом апеллировал к «культуре» русских казаков и Николая Романова , а летом 1915 г. лидер большевиков Ленин и тот же Зиновьев утверждали, что он опустился до объявления войны справедливой со стороны царизма .

Тема отношения Плеханова к царскому правительству, во-первых, недостаточно освещена в исторической литературе, во-вторых, по-разному трактуется в имеющихся на данный момент публикациях. Так, американский историк С. Бэрон пишет, что Плеханов, «почти сорок лет призывавший русский народ свергнуть царское правительство», во время войны «уговаривал защищать самодержавие» . С. Тютюкин бедой Плеханова считает то, что ему не удалось в годы войны «найти ту грань, за которой защита интересов рабочих объективно превращалась в поддержку правящего царского режима...» . И. Урилов допускает противоречие, когда в одном месте утверждает, что, заняв в начале мирового конфликта «оборонческую» позицию, Плеханов призвал россиян «поддержать своё правительство в борьбе с Германией и её союзниками», и ничем это не аргументирует, а в другом справедливо замечает, что в годы войны Георгий Валентинович «призывал защищать Россию, а не царское правительство» .

Между тем истинное отношение Плеханова и его единомышленников к царскому правительству проявилось в их позиции относительно голосования думских социал-демократов за или против выделения ему военных кредитов. Думские депутаты от Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) поступили «как истинные социалисты, не голосуя за бюджет, - сказал Плеханов 11 октября 1914 г. в докладе на собрании социал-демократов в Лозанне, - потому что политика царского правительства ослабила оборону страны». При республиканском правительстве страна проявила бы не только склонность к упорному сопротивлению, но своими победами помогла бы республиканской Франции, чего при правительстве царском, полагал он, нельзя было ожидать. При этом, правда, Плеханов признавал, что «соблюсти себя» членам думской фракции было легче, чем их западно-европейским коллегам, потому что, как выразился французский социалист Самба по поводу поведения российской социал-демократии, «пятилетней девочке легче соблюсти свою невинность, нежели взрослой женщине». Однако в заключение доклада Плеханов всё же выразил надежду, что война поведёт к торжеству социализма в России, так как социал-демократы показали свою неспособность «ни к сделкам с царским правительством, ни к оппортунистской тактике» . В письме от 21 января 1915 г., увезённом из Сан-Ремо в Петроград навестившими его там членами группы «Единство» А. Поповым (Воробьёвым) и

Н. Стойновым, Ида Аксельрод, Пантелеймон Дневницкий (Фёдор Цедербаум) и Плеханов советовали думской фракции голосовать против военных кредитов, мотивируя это тем, что, «хотя мы и считаем совершенно необходимой оборону страны, но, к сожалению, это первой важности дело находится в слишком ненадёжных руках самодержавного царского правительства» .

В связи с рядом тяжёлых военных поражений весны-лета 1915 г., принесших России ощутимые территориальные потери, Плеханов изменил позицию. В июле 1915 г. он писал думскому депутату меньшевику Андрею Бурьянову: «...Вы и Ваши товарищи... просто-напросто не можете голосовать против военных кредитов. .голосование против кредитов было бы изменой (по отношению к народу), а воздержание от голосования. трусостью; голосуйте - за!» . Поменяв в связи со сложившимися на театре военных действий обстоятельствами точку зрения на вопрос о голосовании за или против военных кредитов, Плеханов не преминул заметить, что вотирование думских социал-демократов против выделения кредитов было бы изменой по отношению именно к народу, царское правительство при этом не упоминалось.

Не вставал Плеханов с началом войны и на позицию поддержки правительства, защищавшего Отечество, как это утверждает Урилов . И не прекращал, как об этом пишет Тютюкин, критиковать внешнюю и внутреннюю политику царизма, направив все свои силы на антигерманскую пропаганду . В открытом письме болгарскому социалисту Петрову от 14 октября 1914 г. Плеханов отметил, что как был, так и остаётся «непримиримым врагом реакции» . А когда в письме из Женевы от 12 октября 1915 г. Георгий Валентинович сетовал своему единомышленнику князю Константину Андронникову (Кахели), что его рукописи не доходили до редакции газеты «Призыв» в Париже, то прибавлял при этом: «Очевидно, цензура (где, наверное, есть царский чиновник) находит, что мы опаснее для царизма, чем "Наше Слово". И она права!» .

Определяя своё отношение к войне под впечатлением французской обстановки и солидаризировавшись с политикой «священного единения» социалистов стран Западной Европы, для России Плеханов делал исключение. В докладе, прочитанном в начале войны на собрании группы российских социалистов в Женеве, он попытался выработать антивоенную платформу, которая смогла бы их объединить. В этой платформе, по мысли Плеханова, надо было отметить, что наши социалисты «понимают и одобряют голосование кредитов западными социалистами и их вхождение в правительства национального единения, но вместе с тем указать на исключительные условия, существующие в России, где социалисты лишены возможности, даже для правых целей войны, поддерживать своё самодержавное правительство». На такой платформе неприятия поддержки царского правительства даже в ходе мирового конфликта Плеханов оставался и впоследствии, поэтому не очень понятно, почему меньшевик Ираклий Церетели сделал в своих мемуарах вывод, что он не смог удержаться на первоначальной «половинчатой позиции и, доведя свою исходную точку зрения до логического конца, стал решительным сторонником политики национального единения в России» . Если при этом имелось в виду изменение по ходу войны точки зрения Плеханова на вопрос о голосовании думских меньшевиков за или против предоставления военных кредитов, то оно, если вникнуть в его суть, не являлось свидетельством поддержки царского правительства.

На циркулировавшие тогда в революционной среде разговоры, что, защищая свою страну, российский пролетариат будет тем самым поддерживать царизм, Плеханов и его единомышленники отвечали, что в действительности выйдет наоборот: «В процессе самозащиты России неизбежно обнаружится несостоятельность русского царизма, - говорилось в отправленном из Сан-Ремо 3 февраля 1915 г. петроградской группе «Единство» письме Иды Аксельрод, Плеханова и Дневницкого, с содержанием которого солидаризировался Валентин Ольгин (Фомин). - Задача агитации в том и заключается, чтобы содействовать обнаружению этой несостоятельности». А в добавлении к данному письму от 4 февраля, отвечая на вопрос партийных товарищей относительно голосования за или против военных кредитов, его авторы указывали: «Мы очень и очень советуем фракции, а если бы она не согласилась, нашему депутату (Бурьянову - Э. К.), голосуя против соответствующих кредитов (курсив документа - Э. К.), мотивировать такое голосование тем, что, хотя мы и считаем совершенно необходимой оборону страны, но, к сожалению, это первой важности дело находится в слишком ненадёжных руках самодержавного царского правительства» .

В резолюции по вопросу о войне, принятой на состоявшемся 29-30 августа 1915 г. в Женеве Совещании заграничных групп социал-демократов «партийцев», было отмечено, что российский пролетариат, участвуя в обороне своей страны, отнюдь не должен прекращать борьбы «с реакционным правительством: чем больше обнаруживается и будет обнаруживаться несостоятельность этого правительства в деле обороны страны от неприятельского нашествия, тем значительнее обостряется и будет обостряться борьба с Царизмом всех более или менее прогрессивных элементов населения; пролетариат обязан взять на себя роль руководителя в этой борьбе, ведя её таким образом, чтобы она не только не ослабляла, но увеличивала силы сопротивления страны внешнему врагу» .

Изобиловала антиправительственной риторикой и резолюция о тактике, выработанная Плехановым вместе с эсером Авксентьевым и единогласно принятая совместным совещанием социал-демократов и эсеров в Лозанне 5-10 сентября 1915 г. Участие в обороне страны становилось ещё более обязательным для

российской демократии всех оттенков в виду того, говорилось в ней, что с каждым днём всё резче «обнаруживается несостоятельность царизма даже в деле обороны страны от внешнего врага и всё более проникает в народ сознание необходимости нового, свободного политического порядка». Рост этого сознания, а, следовательно, и ход борьбы с царизмом, гласила резолюция, может быть ускорен «не отказом от участия в деле народной самообороны и не дикой проповедью «активного содействия поражению страны», а, наоборот, самым деятельным участием во всём том, что так или иначе увеличивает шансы победы России и её союзников». Далее следовала фраза, красноречивее которой в плане определения антиправительственного характера позиции Плеханова и его соратников придумать трудно: «Освобождение России от внутреннего врага (старого порядка и его защитников), достигаемое в процессе её самообороны от иностранного нашествия, - такова та великая цель, которой безусловно должны быть подчинены все частные задачи и второстепенные соображения» .

Если учесть, что духом данной резолюции было пропитано содержание принятого на том же совещании манифеста «К сознательному трудящемуся населению России», то картина поддержки в годы мирового конфликта Плехановым и его сподвижниками царского правительства совсем не складывается. В манифесте не говорилось - «сначала победа над внешним врагом, а потом уже свержение врага внутреннего». Вполне возможно, подчёркивалось в нём, что «свержение этого последнего явится предварительным условием и залогом избавления России от германской опасности». То есть царизм Плеханов и его единомышленники считали «внутренним врагом» и в участии социалистов в обороне страны видели не средство поддержки «нашего старого порядка, безмерно ослабляющего силу сопротивления России внешнему врагу», а фактор, расшатывавший его устои. На то же были направлены и их призывы к поддержке союзников России в мировом конфликте. Англия, Франция и даже Бельгия с Италией, говорилось в манифесте, далеко опередили в политическом отношении Германскую империю, до сих пор ещё не доросшую до «парламентского режима», поэтому победа Германии над этими странами была бы победой монархического принципа над демократическим, победой старого над новым: «И если, вы стремитесь у себя дома устранить самодержавие царя и заменить его самодержавием народа, - гласило воззвание, - то вы должны желать успеха нашим западным союзникам. ». Имея в виду Россию и царское правительство, в манифесте Плеханов призывал трудящихся не смешивать Отечество с начальством, подчёркивал, что государство принадлежало «не царю, а российскому трудовому народу», поэтому, защищая его, он защищал самого себя и дело своего освобождения: «Вашим лозунгом должна быть победа над внешним врагом, - подчёркивалось в воззвании. - В деятельном стремлении к такой победе будут освобождаться и крепнуть живые силы народа, что, в свою очередь, будет ослаблять позицию врага внутреннего, т[о] е[сть] нынешнего нашего правительства» .

Уже после смерти Георгия Валентиновича в статье «Плеханов и тактика социал-демократии» в № 8 газеты «Рабочий мир» меньшевик Борис Горев (Гольдман) написал, что во время войны, считая наиболее опасным врагом пролетариата германский империализм, Плеханов допускал в борьбе с ним «временное примирение» с царизмом. Соратниками Плеханова такого рода писания были названы «клеветой» авторов, которые «по старой памяти бочком неуклюже лягают мёртвого льва». Прочитав статью Горева, предположительно меньшевичка Вера Засулич удивлялась тому, как же нужно было презирать свою аудиторию, чтобы после известного воззвания Плеханова «о свержении царизма в ходе обороны» и после опубликования всех его статей о войне поддерживать обвинение в проповеди «примирения с царизмом» . В ноябре 1914 г. один из лидеров «Единства» Алексей Любимов верно указывал, что упрёки в адрес Плеханова и его единомышленников в отказе от борьбы с царизмом «исходят от нечистой совести» . Учитывая содержание проанализированных выше документов, в том числе воззвания «К сознательному трудящемуся населению России», следует признать правомерность этих слов и искренность самого Плеханова, написавшего в апреле 1917 г. в статье «Война народов и научный социализм»: «Я никогда не призывал русский пролетариат поддерживать царское правительство в его войне с правительствами Австрии и Германии» .

Когда 10 мая 1916 г. из французских газет стало известно, что в ходе поездки в Россию социалист и министр по делам вооружений Франции Альбер Тома представлялся и вёл переговоры с Николаем II, негодованию редакции «Призыва» не было предела. Она не считала возможным «пройти мимо этого неслыханного в истории социализма факта», посчитала «долгом своей социалистической совести открыто протестовать против него» и выступить с соответствующим обращением к членам Французской социалистической партии (ФСП). За последнее столетие, говорилось в нём, «царизм был для освобождающейся России символом её порабощения, её страданий, её слабости, её нищеты», все «ненависть и гнев демократической России сосредоточивались на этом символе и его носителе - русском царе». С началом же войны, отмечалось далее, это роковое для страны значение царизма возросло ещё более: «Он не только не подумал о том, чтоб путём амнистии заставить общество хоть отчасти забыть свои прежние преступления, но в противоположность 134

всем другим правительствам, внёс в страну ещё большую вражду и борьбу. Не организовал он оборону, а вредил ей, дезорганизовал её, становясь на пути каждого общественного начинания, подавляя всякую общественную инициативу». Для доказательства в обращении приводились и некоторые примеры подобных действий царского правительства - арест большевистских депутатов IV Государственной думы и организация суда над ними, возведение препятствий для работы общественных организаций, запрещение в ряде городов выборов в военно-промышленные комитеты от рабочих и др. Российская социал-демократия, таким образом, стояла перед двумя врагами - «германским империализмом, покушающимся на независимость России, и русским царизмом, подавляющим свободу её и всеми своими действиями помогающим внешнему врагу, ослабляя силу сопротивления русского народа». И вынуждена была «во имя самообороны, во имя свободы России, во имя свободы европейских демократий» вести борьбу на два фронта, с врагами внешним и внутренним. Поступок же Тома, подчёркивалось в обращении, «опасен для него и республиканского правительства Франции, ибо тем самым они прикрывают своим моральным авторитетом всё, что делалось и делается теми, кто стоит сейчас у власти в России, они в глазах Европы - увеличивают престиж царизма и, стало быть, дают ему новую возможность вредить делу самообороны страны» .

Когда дело доходило до персональных характеристик отдельных проводников политики царского правительства, не лез в карман за хлёсткими выражениями другой единомышленник Плеханова Григорий Алексинский. Стараясь дезорганизовать и распылить общественные силы, полагал он, старая власть не могла однако выделить из своей среды сколько-нибудь способных государственных деятелей, министры сменялись один за другим, но всё это были «или старые консервативные бюрократы, полувыжившие из ума, как Г оремыкин, или бесноватые реакционеры вроде Щегловитова, или военные министры, опутанные дружбой немецких шпионов, вроде Сухомлинова, или анекдотические персонажи с «лёгкостью в мыслях», вроде Маклакова, или психически больные индивидуумы, вроде маньяка Протопопова, возмечтавшего о себе, что он - русский Бисмарк, коему суждено "спасти" Россию.». Весь этот хаос, считал Алексинский, использовался «каким-то странным закулисным правительством, в состав которого входил и малограмотный сибирский мужик, .и банкир, наживший миллионы из абсолютного ничего, и влюблённая в сибирского мужика-селезня царская фрейлина, и высший православный иерарх, и пара оглупевших от дряхлости генералов, и. сама немецкая принцесса, занесённая игрою судьбы на престол великой империи, слишком огромной для её разума, небольшого и к тому же не вполне здорового. Мнением и советами этих людей считал нужным руководиться наш бывший царь, предпочитая их голосу и воле всего народа» .

Из приведённых высказываний Плеханова и его сподвижников хорошо видно, что на роль «лакеев царизма» они явно не подходили. Если бы это было действительно так, то в рассматриваемое время они беспрепятственно вернулись в Россию и спокойно вели здесь пропаганду своих взглядов. Царское правительство, думается, не имело бы ничего против пополнения рядов своих лакеев. Однако, как известно, этого не произошло. Очевидно потому, что в глубинной сути антицарист-ской «военной» позиции Плеханова и его единомышленников оно разобралось очень хорошо.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексинский Г. Война и революция / Г. Алексинский. Пг., 1917. С. 20.

2. Бэрон С. Х. Г. В. Плеханов - основоположник русского марксизма / С. Х. Г. Бэрон. СПб., 1998. С. 392, 398.

4. Возвращённая публицистика: в 2 кн. Кн. 1. 1900-1917. М., 1991. С. 128-129.

5. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 5881. Оп. 3. Д. 156. Л. 1-2, 4; Ф. 10003. Оп. 1. Рул. 351. Карт. 51; Рул. 358. Карт. 60; Ф. Р-6059. Оп. 1. Д. 4. Л. 5об-6.

6. Ленин В.И. О брошюре Юниуса // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 30. С. 12.

7. Ленин В.И. О сепаратном мире // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 30. С. 185.

8. Ленин В.И. Социализм и война. (Отношение РСДРП к войне) // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 347.

10. «Необходимо противопоставить революционной фразеологии - революционное мировоззрение.»: Из переписки А. И. Любимова и Г. В. Плеханова. 1914-1918 гг. // Исторический архив. 1998. № 2. С. 155.

11. Плеханов Г.В. Год на Родине. Полное собрание статей и речей 1917-1918 гг.: в 2 т. Т. 1 / Г. В. Плеханов. Париж, 1921. С. 11.

12. Плеханов Г. В. О войне / Г. В. Плеханов. 4-е изд. Пг., 1916. С. 27.

13. Спиридович А. И. Партия социалистов-революционеров и её предшественники. 1886-1916 / А. И. Спиридович. 2-е изд., доп. Пг., 1918. С. 527-529.

14. Тютюкин С. В. Меньшевизм: Страницы истории / С. В. Тютюкин. М., 2002. С. 286.

15. Урилов И. Х. История российской социал-демократии (меньшевизма). Ч. 4: Становление партии / И. Х. Урилов. М., 2008. С. 23, 276, 280.

16. Церетели И. Г. Воспоминания о Февральской революции. Кн. 1 / И. Г. Церетели. Paris, 1963. С. 216.

17. Baron S. H. Plekhanov in war and revolution, 1914-17 / S. H. Baron // International Review of Social History. Vol. XXVI (1981). Part. 3. P. 338, 343-344.

18. Hoover Institution Archives, Boris I. Nicolaevsky collection, Series 279. Box 662. Folder 17.

Костяев Эдуард Валентинович - Eduard V. Kostyaev -

кандидат исторических наук, доцент Ph. D., Associate Professor

кафедры истории Отечества и культуры Department of the Russian History and Culture,

Саратовского государственного технического Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Георгий Валентинович Плеханов

Плеханов Георгий Валентинович (29.11(11.12).1856, с. Гудаловка Липецкого у. Тамбовской губ. - 30.05.1918, Питкеярви, Финляндия) - философ, публицист, первый теоретик и пропагандист марксизма в России. В 1874- 1876 годы учился в Петербургском горном институте; с 1875 года - участник революционного народнического движения: сначала состоял в обществе «Земля и воля», после его раскола в 1879 году - один из организаторов группы «Черный передел». Под сильным влиянием сочинений М. А. Бакунина у Плеханова сформировалось «великое уважение к материалистическому объяснению истории»; бакунинская интерпретация материалистического понимания истории в духе экономического материализма в дальнейшем в значительной степени предопределила специфическое для Плеханова понимание марксизма.

В 1883 году Плеханов создал в Женеве социал-демократическую группу «Освобождение труда»; в 80-90-х годах XIX века Плеханов переводил на русский язык труды Маркса и Энгельса, опубликовал ряд работ, направленных против идеологии народничества («Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и др.). С момента основания II Интернационала (1889) Плеханов активно участвует в его деятельности. В 1900-1903 годы Плеханов и его единомышленники совместно с Лениным участвуют в издании общероссийской социал-демократической газеты «Искра» и журнала «Заря».

Плеханов - основной автор Программы РСДРП, принятой на ее II съезде (1903). Особое место Плеханова в российском социал-демократическом движении определялось его своеобразной «внефракционностью», в соответствии с которой он, оставаясь верным своим взглядам эпохи группы «Освобождение труда», не хотел примыкать ни к меньшевикам, ни к большевикам, то поддерживал, то критиковал тех и других, хотя чаще оказывался на стороне меньшевиков. 

Радикально отличался Плеханов от других вождей российской социал-демократии также своей теоретической позицией, для которой характерны примат теории над практикой, апелляция к методу, а не к результату, ориентация на общие руководящие принципы, а не на конкретные проекты социал-демократии, он претендовал и на статус главного философа. Примкнув к марксизму, когда многие сочинения Маркса и Энгельса оставались еще не известными, Плеханов предпринял попытку изложения и популяризации марксистской философии в контексте всемирной истории философии, включив марксизм в традицию истории материализма (основными вехами, предшествовавшими марксистскому материализму, Плеханов полагал философию Б. Спинозы, французский материализм XVIII века и материализм Л. Фейербаха) и истории диалектического идеализма (в первую очередь взгляды Гегеля).

Но Плеханов не ограничился систематизацией, изложением и популяризацией философских идей Маркса и Энгельса, по сути, он сформулировал самостоятельную (философскую концепцию, расходившуюся с философскими посылками основоположников марксизма. Плеханов согласился с А. Лабриолой, который считал, что философия, поскольку она отличается от теологии, занимается теми же задачами, что и наука, при этом она или стремится опередить науку, предлагая свои гадательные решения, или резюмирует и подвергает дальнейшей логической обработке решения, найденные наукой. Таким образом, философия «ведет» за собой естественные и общественные науки, освобождая их от противоречий; в будущем точные науки настолько встанут на ноги, что гипотезы философии сделаются бесполезными, но до тех пор наука и философия занимаются одним и тем же предметом, хотя и на разном уровне: философия доходит до сущности вещей, изучает мир как целое, а науки изучают этот мир по частям. Марксистская философия представляет собой, по Плеханову, систему синтетических идей, объединяющих совокупность человеческого опыта на данной ступени интеллектуального и общественного развития, синтез познанного бытия данной эпохи. Основные составные ее части: диалектика как метод и универсальная теория развития («душа» системы), философия природы и философия истории. Единственно сущее в мире - материя-субстанция, основными атрибутами которой являются движение и мышление. Отсюда философия Плеханова - философия объективного, «философия субстанции» по преимуществу. Постулаты о материальном бытии, природе, объекте являются исходными для развертывания философской системы: материя-субстанция (не чурался Плеханов и тезиса о мире как совокупности «вещей в себе») имеет объективное существование, существует вне и независимо от сознания человека и является источником ощущений как исходных и главных орудий познания. Принцип «все течет, все изменяется» - основной закон всего существующего; мир не просто изменяется, но изменяется закономерно, поступательно; законы движения мира суть законы диалектики.

Главная задача философии - решение вопроса об отношении духа к природе, мышления к бытию, субъекта к объекту. Не тождество субъекта и объекта (как у Гегеля), не их разорванность (как у Канта), не чистый феноменализм, растворяющий объект в субъекте (как у Фихте), а единство субъекта и объекта в духе материалистического монизма (по Плеханову, правильно поставил проблему «субъект-объект» Спиноза, а разрешил се Фейербах в своем учении о «я» и «ты») - вот опорные пункты, приведшие Плеханова к выводу о том, что гносеология Маркса есть, по существу, гносеология Фейербаха, исключая некоторые сравнительно несущественные пункты, не удовлетворявшие Маркса.

В сфере гносеологической Плеханов поглощен в основном вопросом о воздействии объекта на субъект, ролью форм живого созерцания при недоооценке форм абстрактного мышления; на втором плане оставались проблемы субъективной диалектики, вопрос об активной роли познающего субъекта; не принимая фактически принцип отражения, Плеханов противопоставлял ему теорию иероглифов . Во взглядах на историческое развитие Плеханов исходил из мысли о том, что учение Маркса об обществе является материалистической философией истории. Не в природе человека, не в имманентных законах мирового духа видел Плеханов объяснение истории, а в развитии производительных сил, в степени власти человека над природой.

Хотя Плеханов апеллировал к развитию классового сознания, занимался проблематикой относительной самостоятельности идеологии, связью идеологии с психологией, отстаивал концепцию социалистической рабочей партии как сознательной выразительницы потребностей объективного общественного развития, в философии истории он отдал дань объективизму и созерцательности, экономическому материализму, преклонению перед «стихийным ходом вещей». С позиций своей философии объективного Плеханов бескомпромиссно, часто вульгарно-материалистически и весьма нигилистически критиковал неокантианство, махизм, русскую этико-социологическую школу.

Ленина Плеханов не считал выдающимся теоретиком потому, в первую очередь, что усматривал у него философский субъективизм, отвергая его концепцию внесения сознания в рабочее движение извне, что представляет, по мнению Плеханова, новое издание теории героев и толпы. Один из центральных вопросов исторического развития, но Плеханову, - вопрос об отношении России к Востоку и Западу. Ему отнюдь не чуждо «осмысленное западничество», с позиций которого он обличает «восточный деспотизм» и «азиатчину», особенно всемогущество деспотического государства восточного типа, при котором свобода личности превращается в фикцию. Единственную альтернативу «восточному деспотизму» Плеханов видит в капитализме. «Капитализм плох, но деспотизм еще хуже. Капитализм развивает в человеке зверя; деспотизм делает из человека вьючное животное. Капитализм налагает свою грязную руку на литературу и науку, деспотизм убивает науку и литературу, а стоны рабов заглушаются лестью да свистом бичей» (Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова. М., 1973. Т. 1. С. 38). Плеханов – крупный марксистский теоретик искусства и литературный критик. 8 этой сфере он тяготел к «объективной эстетике», в которой выявление и объяснение генезиса литературного произведения, его обусловленности теми или иными общественными, историческими обстоятельствами выдвигались на первый план. Собственно эстетический анализ («эстетические суждения») ставились им на второй план. Суждения критика под углом зрения должного, оценку с точки зрения определенных идеалов Плеханов полагал неуместными. В объективистских тенденциях философии Плеханова заключена и его слабость, и его сила. Отталкиваясь от своих оценок европейской и российской действительности, Плеханов с сожалением соглашался с Э. Бернштейном в том, что на близкое осуществление социалистического идеала рассчитывать нельзя, ибо русская история еще не смолола той муки, из которой будет испечен пшеничный пирог социализма. Первоочередным вопросом в России, полагал Плеханов, является развитие производительных сил на капиталистической основе.

В. Ф. Пустарнаков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014, с. 478-480.

Сочинения: Соч. М; Л. , 1923-1927. Т. 1-24; Литературное наследие Г. В. Плеханова. М, 1934-1940. Сб. 1-8; Избр. филос. произв.: В 5 т. М., 1956-1958; Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова. М., 1973-1974. Т. 1-3.

Литература: Ваганян В. А. Г. В. Плеханов. М., 1924;Вольфсон С. Я. Плеханов. Минск, 1924; Фомина В. А. Философское наследие Г. В. Плеханова. М., 1956; Чагин Б. А. Г. В. Плеханов и его роль в развитии марксистской философии. М.; Л., 1963; Николаев П. А Эстетика и литературные теории Г. В. Плеханова. М., 1968; Пустарнаков В. Ф. «Капитал» и философская школа Г. В. Плеханова // Пустарнаков В. Ф. «Капитал» К. Маркса и философская мысль в России. М., 1974;Лившиц М. А. Г. В. Плеханов. М., 1983; Шашков Н. И. Этические воззрения 1". В. Плеханова Кишинев, 1987;БережанскийА. С. Г. В. Плеханов: от народничества к марксизму. Воронеж, 1990; Коротаев Ф. С. Г В. Плеханов. Человек и политик, Пермь, 1992; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2008. С. 537-548; Розенталь М. М. Вопросы эстетики Плеханова. М., 2010; Petrovic G. Filozofski progledi G. V. Plehanova. Zagreb, 1957; Gaveing M. George Plekhanov, philosophe militant // La Pensee 1958. N 79; Baron S Plekhanov. The father of Russian marxism. Stanford, 1963; Jena D. Georgi Walentinowitsch Plechanow. Hislorisch-politische Biographie В., 1989; Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов. Владимир Ильич Ульянов (Ленин). М., 2013 (имеется библ.).

Георгий Плеханов

В декабре этого года исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося отечественного мыслителя и общественного деятеля Георгия Валентиновича Плеханова. С его именем связывают возникновение российской социал-демократии. Плеханов вошел в историю как выдающийся политический деятель, виднейший теоретик марксизма, философ, историк, публицист. Плеханов был одним из создателей Российской социал-демократической рабочей партии. Пользовался большим авторитетом в РСДРП, на протяжении многих лет оказывал существенное влияние на развитие партии.

От народничества к марксизму

Он родился в 1856 году в дворянской семье (отец штабс-капитан в отставке) в селе Гудаловка Тамбовской губернии. Он поступает в военную гимназию в Липецке, потом едет в Петербург на учебу в артиллерийское училище, затем переходит в Горный институт и погружается в социальную и духовную жизнь столицы империи, знакомится с тяжелым бытом рабочих, но основное время проводит в подпольной деятельности среди участников народнического движения.

Свою общественно-политическую деятельность начал под влиянием идей революционных демократов, таких как Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов.

В 1876 во время первой в России политической демонстрации рабочих и студентов у Казанского собора в Санкт-Петербурге произнес антимонархическую речь в защиту Николая Чернышевского, сосланного в Сибирь, после которой перешел на нелегальное положение.

Г. В. Плеханов участвовал в «хождении в народ», получил известность как теоретик, публицист и один из руководителей народнической организации «Земля и воля». В 1879, после раскола организации, выступил против тактики заговоров и террористических методов борьбы, возглавив пропагандистский «Черный передел». Однако под влиянием идей европейской социал-демократии, стоявшей тогда на марксистских позициях, пересмотрел свои народнические взгляды. Как известно, русские народники видели в существовавшей в России крестьянской общине основу для будущего социалистического общества в России. Теоретики народничества считали, что Россия может благодаря общине и отсутствию частной собственности крестьян на землю перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.

После нескольких лет революционного подполья и полицейских преследований по нелегальным каналам он покидает Россию и в январе 1880 года оказывается в швейцарском городе Женеве. В этом городе у Плеханова произошел конфликт с группой украинских политэмигрантов во главе с М. Драгомановым, придерживавшихся национал-изоляционистских воззрений. Говоря о значении для Плеханова его полемических выступлений против Драгоманова, соратник Плеханова по группе «Освобождение труда» Лев Дейч писал: «Приблизительно с этого времени и отчасти под влиянием столкновений с Драгомановым начался у Плеханова поворот от бакунизма, анархизма и федерализма к государственности и централизму». Дейч отмечал, что этот отход происходил в результате весе более глубокого изучения работ Маркса и Энгельса, а также знакомства с европейским рабочим движением.

В российской общественной мысли он первым дал критический анализ народнической идеологии с позиций марксизма («Социализм и политическая борьба», 1883; «Наши разногласия», 1885). В то же время парадокс ситуации заключался в том, что взгляды самого Маркса по отношению к русским народникам были не столь однозначны.

В письме к соратнице Плеханова Вере Засулич Карл Маркс оценивал перспективы русской сельской общины куда более оптимистично, чем его последователь Плеханов.

В 1883 году он в Женеве вместе с единомышленниками основывает группу «Освобождение труда», которая распространяет в России произведения Маркса и Энгельса. За 20 лет существования группы «Освобождение труда» Г. В. Плеханов написал и издал сотни работ, способствовавших широкому распространению социалистических идей в России. На теоретических трудах Плеханова воспитывалось целое поколение российских социал-демократов. Плеханов встречался и был хорошо знаком с Фридрихом Энгельсом, который высоко оценил его первые марксистские работы.

Создание партии

С начала 90-х гг. он один из лидеров 2-го Интернационала, активный участник его конгрессов. В конце 1894 – начале 1895 по инициативе Плеханова создан «Союз русских социал-демократов за границей». В 1900-1903 участвовал наряду с В. Лениным в создании и руководстве газетой «Искра». В 1901 Плеханов - один из организаторов «Заграничной лиги русской социал-демократии». Принял непосредственное участие в подготовке и работе 2-го съезда РСДРП (1903), разработке проекта программы партии. Несколько лет представлял РСДРП в Международном социалистическом бюро 2-го Интернационала. Плеханов был весьма критически настроен по отношению к Партии эсеров (социалистов-революционеров), выступавшей как идейный наследник традиций революционного народничества, с иронией называя ее в германской социал-демократической печати партией социалистов-реакционеров.

Георгий Плеханов был приверженцем революционных, а не реформистских методов политической борьбы.

Вместе с тем он предостерегал от непродуманных, поспешных действий в период революции 1905 года, оценивая декабрьское вооруженное восстание в Москве как преждевременное, говорил, что «не надо было браться за оружие». Плеханов активно выступал за сотрудничество социалистов и либералов (кадетов) в борьбе за демократию в России. Значение Плеханова как общественного и политического деятеля состоит прежде всего в том, что он обосновал стратегию российских социал-демократов в борьбе против царского самодержавия (завоевание демократических свобод, позволяющих рабочему классу и всем трудящимся вести борьбу за свои социальные права). Плеханов был горячим приверженцем единства партии, считал раскол на меньшевиков и большевиков ее трагедией.

На позициях оборончества

Когда началась первая мировая война, Плеханов, в отличие от большевиков, выступавших за поражение царизма, и от меньшевиков-интернационалистов, полагал, что русские рабочие вместе со всем народом должны встать на защиту своего отечества от агрессии германского милитаризма. Он выступил против антивоенного интернационально-революционного Манифеста европейских социалистов, принятого на конференции в Циммервальде (Швейцария) в 1915 году, который подписали представители большевиков, меньшевиков и социалистов-революционеров. Расхождения Плеханова с большинством российских социалистических партий были связаны с различным пониманием причин первой мировой войны.

Плеханов, в отличие от многих своих соратников, оценивавших ее как империалистическую и реакционную с обеих сторон, считал виновником развязывания войны германскую и австро-венгерскую монархии.

В тоже время он не был в полном одиночестве среди социалистов. Идеолог анархистов князь Петр Кропоткин и видный эсер, литератор, в прошлом участник террористических актов Борис Савинков выступили как «оборонцы». В оценке первой мировой войны его, как тогда говорили, социал-патриотическая позиция сближалась с взглядами кадетов – сторонников войны до победного конца в союзе со странами Антанты (Францией и Великобританией). Г. В. Плеханов с удовлетворением встретил Февральскую революцию и после ее победы, невзирая на тяжелое состояние здоровья (он страдал туберкулезом), поспешил вернуться на родину из вынужденной эмиграции. Выступая в Таврическом дворце, Плеханов так объяснил свои взгляды:

«Меня называют социал-патриотом, – сказал он. – Что значит социал-патриот? Человек, который имеет известные социалистические взгляды и в тоже время любит свою страну. Нет, товарищи, этого чувства любви к многострадальной России вы из моего сердца не вырвете!»

Плеханов и октябрьская революция

Плеханов возглавлял социал-демократическую группу «Единство», которая не присоединилась ни к меньшевикам, ни к большевикам. Несмотря на просьбы многих политических деятелей, в том числе князя Львова и Керенского, отказался войти в состав Временного правительства. В августе 1917 года выступил на Государственном совещании (Предпарламенте) с призывом к сотрудничеству социалистов и буржуазных демократов в условиях продолжавшейся мировой войны.

Как известно, Плеханов рассматривал революцию 1917 года в России как буржуазную. Он предостерегал от преждевременного взятия власти рабочим классом, ссылаясь при этом на мнение Фридриха Энгельса, назвал знаменитые «Апрельские тезисы» Ленина бредом.

Плеханов считал нелепым звать рабочих и крестьян к свержению капитализма, если он не достиг в данной стране высшей ступени, на которой он делается препятствием для развития производительных сил. Однако возникает вопрос, как определить эту высшую ступень, ведь сам Плеханов считал, что в наиболее развитых странах Европы материальные предпосылки для социальной революции уже созрели в начале ХХ века. Октябрьскую революцию воспринял как «нарушение всех исторических законов», тем не менее считал невозможным для себя бороться против рабочего класса, даже если он заблуждается.

28 октября 1917 года опубликовал в газете «Единство» «Открытое письмо к петроградским рабочим», в котором писал, что «социалистическая революция в России преждевременна, а наш рабочий класс ещё далеко не может, с пользой для себя и для страны, взять в свои руки всю полноту политической власти». Однако на предложение Б. Савинкова принять участие в антибольшевистской борьбе ответил: «Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, и я не буду его расстреливать даже тогда, когда он идёт по ложному пути». Согласно воспоминаниям его жены Розалии Плехановой, будучи уже тяжело больным, высказывал критические соображения в адрес Советской власти. Политику большевиков рассматривал как отход от марксизма, обвиняя их в бланкизме, народничестве, диктаторских методах правления.

Георгий Валентинович Плеханов скончался 30 мая 1918 года. Похоронен на Волковом кладбище в Петрограде. В последний путь его пришли проводить люди самых разных политических убеждений.

Наследие Плеханова

Плеханов внес крупный вклад в развитие марксистской философии. Его трехтомная работа «История русской общественной мысли» – обобщающий научный труд. В ней Плеханов, в частности, показал связь между возникновением российской социал-демократии и ее историческими предшественниками – революционными демократами. Изучение его политического и теоретического наследия позволяет нам лучше понять непростые политические и социально-экономические процессы, происходящие в наше время.

Георгий Плеханов, опираясь на основополагающие положения марксистской теории, видел будущее стран Европы в переходе к социалистическому общественному строю по мере вызревания его материальных и культурных предпосылок.

Он оставался последовательным приверженцем формационного подхода к социализму и в этой связи резко критиковал ревизионистские взгляды немецкого социал-демократа Эдуарда Бернштейна, пересмотревшего многие положения марксизма, выступавшего за постепенное реформирование капитализма и выдвинувшего тезис «конечная цель ничто – движение все».

Георгий Плеханов считал себя ортодоксальным последователем марксисткой теории, его труды получили признание в СССР и многократно издавались. Плеханова, несмотря на принципиальные расхождения и жесткую критику большевизма, очень высоко ценил Ленин. Имя Плеханова было упомянуто в историческом докладе Сталина на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся, посвященном 24 годовщине Октябрьской революции в Москве 6 ноября 1941 года в ряду самых выдающихся деятелей русской нации.

Дек 16, 2016 Борис Романов