Обучение лиц с овз и инвалидов.

Информация о трудоустройстве выпускников

Код Наименование профессии, специальности, направления подготовки Год 2015 Год 2016 Год 2017
Кол-во выпускников Кол-во выпускников Кол-во трудоустроенных выпускников Кол-во выпускников Кол-во трудоустроенных выпускников
030600.62 История 1 1
030301.65 Психология 1 1
035700.62 Лингвистика 1 1
050100.62 Педагогическое образование: информатика 1 1
080400.62 Управление персоналом 1 1
050100.68 Педагогическое образование: историческое образование 1 1
050720.65 Физическая культура 1 1
030300.62 Психология 1 1
070901 Живопись/ Станковая живопись 1 1
44.03.05 Педагогическое образование/ История и обществознание 1 1
44.03.02 1 1
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование/ Специальная психология 2 2
06.03.01. Биология/ Биоэкология 1 1
44.03.02. Психолого-педагогическое образование/ Психология и социальная педагогика 1 1
44.03.02. Психолого-педагогическое образование/ Психология и социальная педагогика 1 1
45.03.02. Лингвистика/ Теория и методика преподавания иностранных языков и культур (немецкий+английский языки) 1 1
44.03.01. Педагогическое образование/ Информатика 1 1
38.03.03. Управление персоналом/ Управление персоналом организации 1 0

Московский государственный областной университет является одним из передовых ВУЗов Подмосковья. Мы осуществляем прием и обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья / инвалидов (с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, с иными заболеваниями).

Создание инклюзивной \ безбарьерной среды в МГОУ базируется на идеях инклюзивного, гуманистического, доступного для всех образования. Ниже опишем условия созданные в МГОУ.

Образовательная деятельность указанных категорий студентов осуществляется в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
  • методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн.

В нашем университете Вы можете получить образование по большому спектру специальностей, подробнее ознакомиться с факультетами и направлениями подготовки можно по ссылке:

Наличие оборудованных учебных кабинетов и других объектов . В каждом корпусе МГОУ есть учебные аудитории , приспособленные для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В них достаточно широкий дверной проем, имеется пандус (для поточных аудиторий), аудитории подключены к бесплатной сети wi-fi, также имеются специализированные учебные столы для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, специальные компьютеры). Библиотеки МГОУ оснащены системой удаленного доступа, которая доступна для слабовидящих, аналогично создан и электронный каталог. МГОУ имеет общежитие, находящееся в непосредственной близости от учебного корпуса (подходит для студентов с трудностями передвижения). Столовая оборудована специализированной кнопкой вызова (для инвалида-колясочника), пандусом и тактильными обозначениями.

В МГОУ имеется оборудование для создания специальных условий для студентов с инвалидностью различных нозологий, также учебные корпуса являются архитектурно доступными (падусы, лифт, специальные туалетные комнаты, аппарат для коррекции речи, аппарат звукоусиливающий, брайлевский портативный дисплей, принтер с рельефно-точечным шрифтом, слуховой аппарат, комплекс для детей с нарушением ОДА, комплекс для слабовидящих, Тактильные пиктограммы, Информационный терминал).

Доступ в учебные корпуса. Установлен пандус, автоматические двери, лифт.

Доступ к информации. На первых этажах установлены информационные терминалы для инвалидов, кроме того, в МГОУ создана электронная образовательная среда, которая позволяет проводить дистанционные занятия, и обеспечивает доступ ко всем учебным материалам.

Студенты-инвалиды обучаются на различных факультетах: Специальной педагогики и психологии; истории, политологии и права; психологии; юридическом факультете и др.

Ежегодно наши выпускники — инвалиды трудоустраиваются по специальности или продолжают обучение по магистерским программам.

Кроме того, в МГОУ функционирует центр комплексного сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов, который оказывает полноценную поддержку студенту (информационную, помощь в поиске работы, оформлении документации, создание специальных образовательных условий, психологическую поддержку и т.д.).

Преподаватели МГОУ регулярно проходят повышение квалификации в области работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья, посещают обучающие семинары и стажировки.

С1996 года в МГОУ работает факультет специальной педагогики и психологии, который готовит специалистов по логопедии, олигофренопедагогике, специальной психологии для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

Университет стал базой для создания Ассоциации специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Московской области.

Таким образом, наш университет является доступным для всех.

Контент страницы

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова работает над созданием комфортных условий для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Вся необходимая информация, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и правилами, установленными Постановлением Правительства РФ, размещена в открытом доступе на официальном сайте вуза, который имеет

Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»​

Условия, которые создает РЭУ им. Г.В, Плеханова для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья:

    беспрепятственный доступ обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в здания Университета;











    комфортное пребывание обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в Университете обеспечивается получением пространственной информации посредством тактильно-сенсорных терминалов и тактильных мнемосхем с дублированием информации шрифтом Брайля;









    наличие тактильной разметки, кнопок активации системы помощи, пандусов, лифтов, поручней, расширенных дверных проемов, мобильных лестничных подъёмников;









    наличие специализированных мультимедийных аудиторий, оснащенных индукционными петлями и рабочими местами с функцией регулировки высоты стола (всего 9 аудиторий, из них 2 лекционные аудитории);







    доступ к электронным версиям учебно-методических материалов и учебной литературе по каждой дисциплине учебного плана (в электронной информационно-образовательной среде организации и электронно - библиотечных системах), которые можно просмотреть в режиме увеличенного шрифта на экране монитора с использованием программных средств Windows;




    сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе обучения, направленное на контроль учебной деятельности (тьюторы) и социальной адаптации (волонтерский центр);

    психологическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе обучения;

    жилые помещения в общежитии, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, предоставляются по запросу этой категории студентов;

    наличие стоянки автотранспортных средств для инвалидов и лиц с ОВЗ.






Материально-технические условия для поступающих с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов

План мероприятий («дорожная карта») ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования

Учебные корпуса РЭУ, входящие в материальную часть образовательной организации и задействованных в процессе обучения и сопровождения:

3. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, Стремянный пер., дом 28, стр.2

4. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Большой Строченовский, дом 7

5. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Зацепа, дом 41, к.4

6. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Зацепа, дом 43

7. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Смольная, дом 36

8. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, Булатниковский проезд, дом 10Б

9. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, пер. Большой Трехгорный, дом 11, стр.3

10. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, пер. Большой Трехгорный, дом 11, стр.1

11. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, проспект Нахимовский, дом 21

12. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, Грайвороново квартал 90-А, корп. 12

13. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Нежинская, дом 7

14. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Нежинская, дом 7 к.2

15. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, переулок Большой Саввинский, дом 14, стр.1

16. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, переулок Большой Саввинский, дом 14, стр.2

17. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Ботаническая, дом 13

18. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, Стремянный пер., дом 28, стр.2а

19. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, Стремянный пер., дом 14, стр.1

20. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, Большой Строченовский пер., дом 10

21. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, Стремянный пер., дом 38

22. Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования - г. Москва, ул. Ботаническая, дом 11

Скачать:


Предварительный просмотр:

О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ

И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Яковлева А.И. (г. Советск, Калининградская область, Россия)

Статья посвящена рассмотрению современных подходов к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации; затронуты проблемы организации и проведения образовательного процесса в техникумах и колледжах.

В Российской Федерации на законодательном уровне получение инвалидами полноценного профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности. Поэтому обеспечение реализации этого права людей с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. В настоящее время стали четче обозначаться новые подходы к организации и реализации профессионального образования данной категории лиц.

Государственное бюджетное социальное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Советский техникум-интернат» (далее – ПОО) было открыто в 1949 году. За 67 лет его деятельности более четырех тысяч выпускников техникума получили путевку в жизнь. Педагогическим коллективом образовательного учреждения накоплен интересный опыт работы по организации и проведению комплексной реабилитации инвалидов. Реабилитация строится на принципе индивидуального подхода с учетом личностных особенностей и состояния здоровья обучающихся и включает в себя три составляющие: профессиональную (образовательный процесс), медицинскую и социально-психологическую. То есть наряду с профессиональной реабилитацией техникум предоставляет комплекс других социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические и социально-правовые.

Мы реализуем модель образовательной интеграции, которая предусматривает формирование смешанных учебных групп, объединяющих обучающихся из числа инвалидов и обучающихся сирот, не имеющих функциональных отклонений в здоровье. Учебные группы в техникуме разновозрастные. Обучающиеся получили предшествующее образование в неодинаковых условиях: находились на домашнем обучении, имеют документы об окончании специальных школ-интернатов, учились в обычных школах, получили основное общее или среднее общее образование пять и более лет назад. Данные факторы усложняют организацию и проведение образовательного процесса, с одной стороны. С другой стороны, такое интегрированное обучение способствует развитию у обучающихся толерантности, гуманности и готовности помогать окружающим. Интегрированное образование способствует не только приобретению профессии, но и эффективной социализации личности.

Перспективы развития профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны в ряде нормативно-правовых актов и других документов, разработанных в ходе реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В декабре 2013 года Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО при Министерстве образования и науки Российской Федерации утверждены «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса». Реализация основных положений, содержащихся в этом документе, в определенной степени способствует разрешению проблем, существующих в образовательной подготовке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональной деятельности.

Обозначим некоторые из этих проблем.

На сегодняшний день недостаточно разработана нормативно-правовая база деятельности профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО), ведущих обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обычно в техникумах и колледжах ответственными за данную работу являются заместители директора по учебной работе, заведующие учебно-методическими отделами, имеющие широкий спектр должностных обязанностей. Для упорядочения этой деятельности рекомендуется создание в профессиональной образовательной организации структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель его деятельности – создание специальных условий для получения образования названной категорией обучающихся. Наличие и особенности работы данного подразделения должны быть прописаны в уставе ПОО. Актуальность создания такой структурной единицы в первую очередь важна для техникумов, колледжей и вузов, учредителями которых являются региональные Министерства образования.

Нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами должны быть закреплены в локальных нормативных актах ПОО. Образцов подобных локальных актов не существует. Поэтому в первую очередь необходимо разработать положение о структурном подразделении, ответственном за образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, внести изменения в устав ПОО, положения об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся, режим занятий, порядок обучения по индивидуальному учебному плану и иные нормативные акты.

Осуществление названных требований позволит упорядочить нормативно-правовую базу деятельности ПОО в данном направлении.

В качестве второй проблемы выделим недостаточную сформированность у педагогических работников готовности к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Преподавателями и мастерами производственного обучения в колледжах и техникумах работают специалисты с высшим и средним педагогическим и / или профессиональным образованием. Среди них мало педагогов, имеющих специальное (дефектологическое) образование. Отсутствие такой специальной подготовки затрудняет формирование у преподавателей и мастеров производственного обучения реабилитационной направленности профессионально-педагогической деятельности.

Реабилитационная направленность, по мнению О.А. Степановой, является необходимой составляющей профессиональной компетентности современного педагога, который обучает инвалидов и лиц с ОВЗ. Реабилитационная направленность – это сплав определенных психолого-педагогических установок с междисциплинарными знаниями, умениями и опытом реализации задач выявления, профилактики и преодоления барьеров и затруднений, возникающих в процессе обучения данной социальной группы [с.45].

Если уровень реабилитационной направленности у педагога достаточный, то он может компетентно решать задачи, связанные с:

Распознаванием затруднений в учебной и учебно-профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ, установлением их причин;

Проектированием индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ в рамках учебной дисциплины (ее отдельного раздела, темы) или направления профессиональной подготовки;

Оптимальным выбором приемов и методов организации учебной и учебно-производственной деятельности обучающихся с ОВЗ;

Объективным анализом текущих и этапных результатов усвоения учебных программ лицами с ОВЗ и инвалидами;

Созданием условий для их социализации и социально-трудовой интеграции.

Поэтому сегодня одним из требований, предъявляемых к педагогу, обучающему инвалидов и лиц с ОВЗ, является дополнительная подготовка с целью получения знаний о психофизиологических особенностях этой категории обучающихся, специфике приема–передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека [с.4]. Для этого в программах повышения квалификации и программах профессиональной переподготовки педагогических кадров необходимо предусмотреть модули по осуществлению инклюзивного образования.

Реализация таких модулей, наряду с повседневной практикой педагогической деятельности, должна способствовать формированию и развитию у педагогов достаточного уровня реабилитационной направленности. Этот уровень предполагает решение преподавателем и мастером производственного обучения следующих типовых задач:

Диагностической,

Проектировочной,

Коррекционно-профилактической,

Контрольно-аналитической,

Организационной

И задачи профессионального совершенствования.

Каждая из этих задач предполагает, что педагог владеет конкретным набором знаний и умений, которые позволяют решить данную задачу.

В этой связи представляется интересной разработанная О.А. Степановой модель непрерывного образования педагогов, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья [с.51]. Данная модель позволяет выстроить индивидуальные траектории повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ.

Третья проблема связана с адаптацией образовательных программ и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Наш техникум в течение трех лет реализует ФГОС третьего поколения. Новые образовательные стандарты адресованы в первую очередь обычным обучающимся и студентам, то есть сфере массового профессионального образования. Поэтому они не могут в полной мере исполнять свою роль гаранта системы профессиональной подготовки кадров для лиц с особыми образовательными потребностями и ограниченными физическими возможностями, а именно – инвалидов .

Сегодня по-прежнему одним из актуальных остается вопрос о разработке ФГОС профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Их психофизиологические особенности должны определять трудоемкость, продолжительность и эффективность процесса обучения. В этих стандартах должны быть прописаны различные модели и формы (индивидуальное, интегрированное, инклюзивное, дистанционное обучение) внутренних структур профессиональных образовательных организаций. С учетом психофизических и психофизиологических особенностей инвалидов должны быть обоснованы требования к результатам освоения ОПОП по профессии СПО или специальности.

В период с 2014 по 2015 годы Министерство образования и науки совместно с общественными организациями инвалидов разработало некоторые ведомственные акты с изменениями в утвержденные ранее федеральные образовательные стандарты, а также по необходимости организовать разработку и утверждение специальных федеральных образовательных стандартов профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти действия проводились согласно Распоряжению правительства Российской Федерации «Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012 – 2015 годы».

Что же должны предпринимать современные ПОО с учетом сложившейся ситуации? Согласно «Требованиям к образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья …», необходимо включать в вариативную часть образовательных программ СПО адаптированные дисциплины. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также дисциплины для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор таких дисциплин ПОО определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов.

Важное значение при разработке рабочих программ адаптированных дисциплин имеет выбор методов обучения, осуществляемый ПОО. Прежде всего, они должны быть доступны и понятны обучающимся инвалидам и обучающимся лицам с ОВЗ. Этот выбор должен быть обусловлен целями и содержанием обучения, исходным уровнем знаний, умений и навыков, имеющимся у обучающихся, профессиональным уровнем педагогов, методическим и материально-техническим обеспечением, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Рекомендуется использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в учебной группе.

Кроме этого, особое внимание следует уделить обеспечению обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

При необходимости нужно разработать индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучающихся с ОВЗ и инвалидов с учетом того, что возможно увеличение сроков обучения этой категории лиц, но не более чем на 6 месяцев.

Новые подходы в организации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в нашей стране не исчерпываются вышеуказанными мероприятиями, требованиями и рекомендациями. Комплексная реабилитация в условиях профессиональной образовательной организации СПО становится одной из основных задач деятельности техникума.

Список литературы

  1. Патрушев С.Б., Птушкин Г.С., Траулько Е.В., Пустовой Н.В. Теоретические основы формирования государственных (специализированных) образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.// Среднее профессиональное образование. 2009, № 1.
  2. Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требования к средствам обучения и воспитания. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс.
  3. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования.// Инновации в профессиональной школе. 2012. №8.