Основной психологической характеристикой профессии является. Особенности профессии психолога
1 Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности.
Профессия – это исторически возникшая форма деятельности, необходимая человеку, и для выполнения которой он должен обладать суммой знаний, умений и навыков. Также иметь соответствующие профессиональные способности и профессионально важные качества. Она необходима для общества и ограниченная вследствие труда. Это область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность для существования и развития. Существуют различные классификации профессий: по условиям труда, по предмету труда, по целям профессиональной деятельности и др. Рассмотрим по предмету труда. Профессии, согласно этой классификации, разделяются на пять основных видов. Рассмотрим таблицу 1:
Таблица 1 – Краткая характеристика групп, классифицированная по предмету труда
Название группы | Краткая характеристика группы |
Человек- техника | Все профессии, связанные с созданием техники, её обслуживанием и управлением ею; профессии, связанные с металлами, с электрооборудованием, с созданием эксплуатации зданий и сооружений, с производством промышленных товаров, с добычей полезных ископаемых. |
Человек- человек | Профессии, связанные с воспитанием, обучением, лечение, информированием, бытовым обслуживанием и с управлением людьми. |
Человек- природа | Все профессии, связанные с растительными, животными организмами, микроорганизмами. |
Человек- знаки | Все, связанное с цифрами, чертежами, нотами, схемами, физическими и химическими символами и др. |
Человек - художественный образ | Профессии, связанные с музыкой, искусством, литературой, актерской деятельностью и т.д. |
К каждому из работников, не зависимо от сферы деятельности, существуют особые требования. Выделяют основные аспекты требований:
1. Профессиональные требования.
· Высокий уровень профессионализма, способность к быстрой адаптации.
· Системное видение производственных процессов.
· Готовность к постоянному профессиональному росту.
· Взаимодействие со специалистами других специальностей.
2. Личностные требования.
· Наличие личного и социального опыта.
· Конструктивность, мобильность, непроизводственные резервы личности.
· Способность принимать решения в ситуации выбора.
· Способность прогнозировать последствия своих решений, нести за них ответственность.
3. Социально- экономические требования.
· Знание информационных технологий.
· Знание основ профилирующих предметов.
4. Творческие требования.
· Творческое отношение к работе.
· Знание методов инженерного и художественного творчества.
Также, особое внимание акцентируют на профессионально- важных качествах, определяющих профпригодность специалиста.
Профессионально- важные качества - это совокупность качеств человека, которые характеризуют его как субъекта труда, влияют на эффективность профессиональной деятельности и на успешность её освоения.
Существуют три основные группы профессионально-важных качеств:
1. Качества, гарантирующие профессиональную направленность личности. Это, как правило, система эмоциональных ценностных отношений человека, которая определяет соответствующую иерархическую структуру мотивов, побуждающих человека к самоутверждению профессиональной деятельности. Где, профессиональная направленность характеризуется как идеи, убеждения, принципы, взгляды, отношения.
2. Качества, определяющие профессиональную компетентность личности. Существуют два вида профессиональной компетентности: предметно-профессиональная компетентность и социально- профессиональная компетентность.
3. Особенности психофизиологии-особенности мышления, памяти, восприятия, возраст, пол, темперамент и характер.
Также выделяют общие профессиональные качества. Классификацию которых рассмотрим в таблице 2.
Таблица 2 – Общие профессиональные качества
Качества | Описание |
Внимательность | Чувствительность к изменениям в настроении и поведении человека и способность учитывать самочувствие человека при принятии решения. |
Эмоциональная устойчивость | Устойчивость к факторам внешней среды и негативным реакциям людей на производственные ситуации. |
Общие характеристики поведения | Интерес и уважение к людям, активное желание оказать помощь и поддержку, личная примерность, порядочность, обязательность, принципиальность, чистоплотность. |
Характеристики речи | Точность, выразительность, разборчивость, интеллектуальная и эмоциональная насыщенность. |
Понятие профессионально-важных признаков. Все многообразие психики, так или иначе, проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, и потом, хотя это все неотделимо друг от друга, рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности.
Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться, прежде всего, по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых довольно, довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего, это профессии связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии - то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Кроме анализатора нужно иметь в виду особенности характера самого восприятия. Целый ряд профессий требует длительного слежения в широком сенсорном поле. Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения поля восприятия, но зато в течение длительного времени.
Есть профессии, в которых большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими объектами. Это должно быть также учтено, когда мы анализируем профессию с точки зрения восприятия.
Профессиональные особенности мыслительной деятельности. Мышление является обязательным компонентом любой деятельности, но мышление как профессионально важный признак, прежде всего, выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного решения в зависимости от данной ситуации и реализации его в виде каких-то адекватных действий.
Мы представляем себе, что научно-технический прогресс, механизация, автоматизация все время повышают требования, даже в рабочих профессиях, к мышлению. По сути дела, во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд.
В целом ряде видов ручного труда чаще всего имеет место, так называемое наглядно-действенное мышление. Но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где роль интеллектуального компонента значительно повышается. Приходится оценивать ситуацию по целому ряду параметров, находить решение с учетом вероятности наступления какого-то события, выбирать различные действия в зависимости от меняющихся ситуаций.
Профессиональные особенности моторной деятельности.
Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматривать сенсомоторную координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Почему? Потому, что всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом, и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом.
По сенсомоторной координации профессии очень резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно; в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то ручные действия - поворот рычажка, нажимание на кнопку и др. Но в ряде случаев здесь, с одной стороны, играет роль скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализовываться достаточно быстро. При замедлении могут появиться нежелательные результаты. С другой стороны ряд профессий сложной сенсомоторной координации не только рук, но и ног. Это водительские профессии; шоферы, летчики, также профессия швеи- мотористки и другие профессии станочников.
Профессиональные особенности внимания.
Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. Но в разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение. Есть профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др.), в которых требуется длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация.
Есть профессии, которые требуют исключительно широкого расширения внимания и переключения внимания. Вообще в трудовой деятельности очень трудно отделить распределение внимания от его переключения. Целый ряд профессий операторов, которые имеют широкое поле для обзора, требует все время и распределять внимание и переключать внимание с одних объектов на другие. Но есть профессии, в которых необходимо поочередно то концентрировать внимание, то переключать его.
Профессиональные особенности памяти.
Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не сформировались навыки, но когда сформировались основные навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди которые прекрасно освоили станок не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например; в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке.
Профессиональные особенности эмоционально волевой сферы личности. При психологическом анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. С чем это связано? Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, например, общие эмоции в труде. Они могут быть положительными и отрицательными.
Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.
В психологии труда в ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу.
Также важно учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую очередь как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей с коллективом в процессе данного коллективного вида труда.
Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.
Целый ряд профессий предъявляет особые требование к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости.
Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того, чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия.
2 Индивидуально-психологические особенности личности и их проявления в профессиональной деятельности
2.1 Способности
В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.
Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:
1. природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;
б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;
г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Способности, задатки и индивидуальные различия
Подавляющее большинство психологов считает, что задатки - это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).
Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.
Природа человеческих способностей
Здесь, прежде всего речь должна идти о природе так называемых социальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это - высшие, культурно-обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития их являются в первую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, наличие социально-культурной среды, созданной искусственно трудом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инструментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к последующему формированию путем обучения и воспитания.
Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они становятся развитыми, выступают так называемые функциональные органы - прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, обеспечивающие функционирование и усовершенствование соответствующих способностей.
Развитие способностей
Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.
Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
Оценки которых учащиеся выбирают стратегию достижения успеха или избегания неудачи, является мотивационной средой их деятельности. Глава II. Сравнительное исследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классов различного профиля (милицейского, физико-математического). 2.1. Организация и методы исследования. В данном исследовании принимало участие 50 человек - ...
В результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить. ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 2.1 Организация и методы экспериментального исследования Целью данной части исследования является сравнительный анализ индивидуально-психологических...
Выше материалу хотелось бы сказать, что все приведённые в этом разделе характеристики, описывающие особенности ряда диагностических методик, носят направленный рекомендательный характер и служат цели оптимизации диагностического процесса при проведении индивидуальной профконсультации. В этом разделе работы мы не затронули многих валидных, имеющих научную основу методик, но с некоторым
Деятельность и личность человека изучают философия, история, педагогика, этика и другие науки. Психология занимается исследованием особенностей деятельности и личности, то есть специфики функционирования и проявления психических процессов, состояний, свойств, знаний, навыков, умений, опыта при решении практических задач. Она изучает также индивидуальные психологические качества, особые черты, общую структуру и своеобразие личности специалиста. Методологическая основа такого изучения - общенаучные положения о человеческой деятельности, сознании и личности. Под деятельностью понимают целенаправленный процесс преобразования действительности, создания и утверждения материальных и духовных ценностей. Особенности деятельности определяются, как уже отмечалось, содержанием ее целей, предметом, на который она направлена, средствами, с помощью которых она осуществляется, обстановкой, результатами.
В психологической структуре деятельности выделяют цель, мотивы, способы, приемы решения тех или иных задач, планирование, принятие решений, напряжение воли, интеллектуальных сил, контроль за процессом получения ожидаемых результатов, оценку сделанного.
Функционирование и проявление психических процессов, состояний, свойств, опыта в деятельности человека обусловливаются не только решаемыми задачами, обстановкой, но и индивидуальными особенностями самой личности. Человеческая деятельность отвечает потребностям личности, она мотивирована и управляется психическим отражением наличествующих объективных условий и представлением будущего, в частности - представлением о том результате, на достижение которого она направлена, то есть сознательной целью; она имеет, наконец, свою адекватную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность; словом, это деятельность утверждающего свою жизнь целостного субъекта .
Процесс деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной перед ним задачи). Далее идет выработка плана, установок, решений, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает, к осуществлению предметных действий, применяет определенные средства и способы деятельности, сравнивает ход процесса и получаемые результаты с поставленной целью, вносит коррективы.
Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности, наделенный творческими способностями. Главное в личности-отношение к миру и самому себе, те качества и свойства, которые обусловливают ее социальное поведение.
Формирование личности определяется общественным строем, воспитанием и самовоспитанием, взаимоотношениями с другими людьми, деятельностью.
Осуществляемая в стране демократизация, главной целью которой является решительное обновление всех сторон жизнедеятельности общества, предполагает глубокое познание и всесторонний учет особенностей личности и сознания человека, развитие его инициативы, творческого потенциала, гражданской и политической активности.
В оценке методов изучения личности в настоящее время преобладает историко-эволюционный подход, который задает общую стратегию для освещения вопросов о соотношении биологического и социального в личности, мотивации ее развития, механизмов регуляции социального поведения личности, характера и способностей .
Психологическое раскрытие связей «личность-профессия» в известной мере может способствовать конкретизации понимания личности, определению целей и задач подготовки специалистов.
Любая профессия - разновидность общественно необходимой, постоянно выполняемой деятельности на основе приобретения знаний, навыков, умений, развития личных качеств человека. Профессиональная деятельность специалистов с высшим образованием - это деятельность интеллигентов в различных областях общественного труда.
В пределах каждой профессии существуют специальности со сравнительно узким характером профессиональной деятельности. Некоторые виды деятельности объединяют несколько специальностей: руководитель производства, директор школы и т.д. Благодаря широкой системе профессионального образования и повышения квалификации в рамках одной профессии обеспечивается достаточно широкий выбор специальностей. Например, профессия учителя охватывает специализацию преподавателей математики, биологии, истории, химии и др.
При рассмотрении взаимосвязи личности и профессии необходимо учитывать идейно-политическую и профессиональную направленность специалиста, его отношение, интерес и любовь к профессии; черты мировоззрения и личностные установки; систему целей и мотивов, способствующих выполнению обязанностей; духовные, интеллектуальные, нравственные и эстетические потребности, направление развития способностей, склонностей, идеалов; совокупность знаний, навыков, умений, необходимых для работы; внимательность, наблюдательность, особенности памяти, воображения, мышления, речи; общее развитие, эрудицию, культуру, интеллигентность; профессионально важные черты характера, способности, уровень развития познавательных психологических процессов.
Поэтому изучать взаимосвязь личности и профессии - значит: а) выявлять требования, предъявляемые к человеку профессией; б) исследовать уровни эффективности деятельности специалиста и приходить к определенным выводам об особенностях профессионально важных качеств; в) анализировать особенности личности как гражданина своей страны, вскрывать истоки развития тех или иных его общечеловеческих качеств и черт, целей и мотивов профессиональной деятельности.
Любая профессия ставит перед человеком определенные требования, поэтому прежде чем формировать студента как личность, необходимо создать модель специалиста. Разумеется, модель инженера будет отличаться от модели педагога или врача, но принцип построения и структура таких моделей специалистов разных профессий могли бы быть общими . Имея модель специалиста с определенной системой характерных для него свойств, знаний, навыков, умений, можно приступить к разработке методов выявления профессиональных требований к специалисту, а после этого построить систему количественной оценки степени соответствия предъявляемых требований и качеств специалиста.
Встает вопрос и о квалификации специалистов с высшим образованием. Понятие квалификации отражает качественную сторону их подготовки. Через это понятие учебный процесс непосредственно связан с психологией и педагогикой, оно служит основой для формулирования профессиональных и других требований к личности, анализа его деятельности. Квалификация определяется местом специалиста в общественном производстве, степенью сложности и характером его труда, а также совокупностью личных возможностей и способностей выполнять свои обязанности. Эта совокупность выражается главным образом в профессионально важных знаниях, умениях, навыках, психических процессах и качествах личности.
Из сказанного вытекает необходимость взаимодействия ряда наук в решении вопроса о квалификации специалиста, в изучении современных требований к его личности и деятельности. Здесь помимо психологии высшей школы должны внести свой вклад и другие науки:
физиология и биология (при изучении особенностей высшей нервной деятельности студента, специалиста, их адаптации, физических качеств, нагрузок и т.п.);
психология личности (изучает направленность личности, ее способности, темперамент и характер);
возрастная психология (изучает особенности психики студентов, обусловленные возрастом);
философия (позволяет решать вопросы отношения сознания, личности к внешней среде);
этика (раскрывает нормы поведения специалиста, его моральные качества);
социальная психология (изучает особенности студенческого и кафедрального коллектива и др.);
эргономика (обеспечивает рациональное оборудование рабочего места и т.д.).
Например, этика должна помочь высшей школе учесть новые явления и процессы во взаимоотношениях и общежитии людей, эргономика-раскрыть наиболее благоприятные условия деятельности специалиста, психология труда - изучить факторы и закономерности психической деятельности специалиста во время практической работы, его индивидуально-психологические характеристики, профессионально важные качества, которые нужно сформировать в вузе.
Психологическое своеобразие разных видов деятельности специалистов обусловливает необходимость профессиографического 1 раскрытия требований к их личности. Разработка профессиограмм способствует формированию у педагогических коллективов вузов четких и единых представлений о том, что должен дать тот или иной вуз «на выходе», научно продуманному составлению учебных планов. Важно при этом выявлять типичные трудности, с которыми сталкиваются выпускники вузов, и порождающие их причины.
В книге Е.С. Романовой «99 популярных профессий» (СПб., 2003) представлены 99 профессиограмм наиболее популярных среди современных школьников профессий. Среди них атташе, бармен, ведущий на радио или телевидении, защитник окружающей среды, имиджмейкер, певец, политолог, психолог, фотомодель, эколог и др. Исследование было осуществлено на основе анкетирования выпускников общеобразовательных школ и индивидуальных бесед с ними.
Любая профессиограмма состоит из разделов, описанных ниже.
1. Классификационная карточка профессии.
В краткой форме здесь изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии: ее наименование; доминирующий способ мышления; область базовых знаний; профессиональная область; межличностное взаимодействие; доминирующий интерес; дополнительный интерес; условия работы.
В качестве примера привели квалификационную карточку профессии учителя.
Наименование профессии - учитель.
Доминирующий способ - адаптация-формализация.мышления
Область базовых знаний - гуманитарные, естественные
№ 1 и их уровень науки или математика, статистика
(зависит от специальности), уровень 3,
высокий (теоретический).
Область базовых знаний - педагогика и психология, уровень 2,
№ 2 и их уровень средний (практическое использование знаний).
Профессиональная область - педагогика.
Межличностное взаимо- - частое по типу «вместе».
действие
Доминирующий интерес - социальный.
Дополнительный интерес - артистический.
Условия работы - в помещении, мобильные.
2. Доминирующие виды деятельности.
В профессиограмме «Учитель» они следующие:
Обучение различным наукам;
Объяснение нового материала доступными для учащихся данного возраста и с учетом их индивидуальных особенностей средствами;
Контроль за усвоением материала;
Проведение воспитательной работы с детьми;
помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
Выявление интересов и склонностей учащихся для адекватного подбора программ и методов обучения;
Изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
Построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей;
Участие в формировании личности учащегося;
Развитие у обучаемых стремления к освоению новых знаний;
Организация внеклассных групповых мероприятий, проведение дискуссий, диспутов, собраний;
Объяснение текущих социальных событий и явлений;
__________________
1 Профессиография - описание профессии или специальности, на основании которого составляется профессиограмма, то есть перечень психологических, физиологических и профессиональных требований к специалисту.
Участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
Составление тематических и урочных планов;
Оформление документации (журналов, отчетов).
3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности.
Сюда можно отнести как способности, так и личностные качества человека:
Способности - преподавательские; организаторские, ораторские, вербальные (умение говорить ясно, четко, выразительно), коммуникативные (навыки общения и взаимодействия с людьми), хорошо развитая память, высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно), психическая и эмоциональная уравновешенность, проявление эмпатии (способности к сопереживанию).
Личностные качества, интересы и склонности-склонность к работе с детьми; умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой; высокая степень личной ответственности; самоконтроль и уравновешенность; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность интересов; тактичность; целеустремленность; артистизм; требовательность к себе и другим; наблюдательность (анализ тенденций в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).
4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.
В эту группу качеств входят: неорганизованность; психическая и эмоциональная неуравновешенность; агрессивность; ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды); эгоистичность; отсутствие организаторских способностей.
5. Области применения профессиональных знаний.
В пределах рассматриваемой профессиограммы:
Образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы);
Социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга);
Правоохранительные органы (детские приемники-распределители, колонии);
Городские и муниципальные учебно-методические центры и др.
6. История профессии.
Педагогика, как, наверное, известно многим, в переводе с греческого означает «детовождение», то есть воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе. Как сложившаяся наука педагогика занимается раскрытием сущности, целей, задач и закономерностей воспитания, определяет содержание образования и методику обучения.
Начала педагогики были заложены уже в древние времена в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за. детьми и наблюдению за их поведением, а педагогические традиции, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции в V-IV веках до нашей эры. Особый интерес вызывают афинская и спартанская системы воспитания.
Афинская система воспитания предполагала начало обучения детей с 7 лет, когда педагог (так называли черного раба) вел ребенка в школу, где сначала тот учился чтению и счету, затем наступала очередь литературного и эстетического воспитания. Большая роль отводилась и физическому воспитанию (бегу, прыжкам, плаванию, метанию копья и диска).
Спартанская школа основное внимание уделяла воспитанию силы духа, физической выносливости, закаливанию характера.
Образование в эпоху Средневековья носило в основном религиозный характер.
Большой вклад в развитие отечественной педагогию; внесли Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и мно гие другие.
7. Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальным и артистическим).
В профессиограмме «Учитель» указаны следующие профессии: воспитатель детского сада, прокурор, адвокат, кос метолог, арбитр (судья), детская медсестра.
8. Учебные заведения, обучающие данной профессии.
Профессию учителя можно получить в высших учебных педагогических заведениях учитель средних и старши классов) и в средних специальных учебных заведениях (учитель младших классов).
Итак, мы дали профессиографическое описание требований к личности учителя.
Систематические психологические исследования работ лучших специалистов позволят определить, какие общее разовательные, методологические и специальные знани. практические умения и навыки им необходимы для успег ной деятельности в той или иной сфере. Психология доляа выяснить, какие познавательные задачи чаще всего прих дится решать специалистам с высшим образованием, к чему надо готовить студентов.
Для конкретизации целей формирования личности специалиста необходимо составлять психограммы 1 профессий, так как различные специальности предъявляют своеобразные требования к практической деятельности и личное выпускника вуза.
Требования к специалисту с высшим образованием
Общее и специальное образование выполняет не только культурную и техническую функции, но и является одним из важнейших факторов, обеспечивающих высокую жизнеспособность и жизнестойкость человека. Развитие интеллекта и личности, способности к обучению, постоянному самообразованию является огромной силой, сохраняющей творческий потенциал и повышающей социальную ценность человека.
Людям разных профессий, успешно справляющихся со своими многочисленными обязанностями, присущи не только некоторые общие, но и специфические черты и качества. Определить их - значит, наметить конкретные цели формирования личности студента. Общие качества, необходимые любому современному специалисту, - это гуманизм, чувство человеческого достоинства, дисциплинированность, мужество, выдержка, самообладание, уверенность в своих силаху решительность, организованность, настойчивость, инициативность; разнообразные способности- умственные, физические, организаторские, технические, педагогические. Сюда же можно отнести творческое мышление, глубину и гибкость ума, критичность, самостоятельность в суждениях и т.п.
Современный специалист должен обладать основатель: ной теоретической подготовкой, творческим мышлением, навыкамиуправленческой и организаторской работы, знать методы использования электронно-вычислительной техники применительно к профилю своей деятельности; иностранные языки. Его, человека высокой общей культуры, должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний, способность принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь.
Студенты вузов-это потенциальные организаторы производства, бизнеса. Многим из них придется решать вопросы организации совместной и индивидуальной работы, морально и материально заинтересовывать людей, поощрятьизобретательство и рационализаторство. Все это не менее важно, чем производственная деятельность.
В современных условиях необходимыми в социальном облике специалиста высшей квалификации являются его качества организатора-управленца. Поэтому каждый студент должен овладеть за время обучения в вузе и навыками организаторской, воспитательной деятельности.
Важнейшую психологическую функцию выполняет мьшление, которое тесно связано с другими познавательными процессами-восприятием, вниманием, памятью, представлением, воображением, речью. Творческое мышление по-особому выражает единство этих процессов, опирается н них, особенно на воображение, и зависит от личностных свойств, опыта человека, его отношения к действительности. Высокий уровень творческого мышления специалиста - важная психологическая предпосылка наиболее рационального и эффективного выполнения им профессиональных обязанностей.
Для преобразования общества необходим поиск новых способов действий, видоизменение ранее усвоенных приемов, учет при принятии решений особенностей конкретной ситуации, а это становится возможным, только если специалист стремится к оптимальным результатам, устойчив к негативным впечатлениям и эмоциям, сохраняет самоконтроль. Нравственные и физические нагрузки, связанные с деятельностью в современных условиях, предопределяют еще большую зависимость результатов работы специалиста от его ответственности, чувства долга, установок на самостоятельность уровня знаний, его навыков и умений. Именно благодаря настойчивым мотивам и личностным установкам, всесторонней профессиональной компетенции и готовности к труду специалист может творчески принимать решения и осуществлять практические действия .
1 Психограмма-характеристика особенностей, навыков, умений и качеств личности, необходимых специалистам для успешного выполнения своих обязанностей.
Продуктивность творческого мышления специалк повышается, если он, уяснив задачу и оценив обстано: создает модель, своего рода внутренний план практичес действий. При этом он несколько отвлекается от внешних условий своего труда, второстепенных сведений, регулируя свои интеллектуальные процессы.
Перевод наглядно воспринятых данных и сведений в представляемые и воображаемые позволяет анализировать их значимость, производить в уме различные их преобразования. Проникая в сущность задачи, можно строить воображаемую картину предстоящих действий, определять рациональные способы достижения цели.
Важными характеристиками творческого мышления специалиста являются быстрота, гибкость, мобильность познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения и др.) и умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации и т.п.). Именно за счет них специалисту удается избегать шаблонных путей достижения цели, механического перенесения прежнего опыта в новые ситуации.
Выявление специфических черты качеств, необходимых специалисту, существенно зависит от психологического анализа требований к представителям отдельных профессий, который дает информацию и об особых (для данной специальности) требованиях к личности и деятельности выпускника вуза.
Выделение психологических особенностей, которые отличают одну специальность от другой, позволяет конкретно определить частные цели воспитания и обучения студентов вуза, наметить конкретные пути формирования у них в процессе учебы необходимых знаний, умений, навыков и профессионально важных психических особенностей.
Каждая профессия синтезирует ряд видов деятельности. Именно поэтому крайне необходимо определить психологический профиль выпускников тех или иных вузов. Например, всем выпускникам должны быть присущи чувство ответственности, мобильная память, творческое мышление, внимательность. Но в различных профессиях перечисленные качества своеобразно и по-разному влияют на результаты труда. Незная этого, нельзя добиться глубокой целеустремленности в педагогическом процессе.
Психологическая характеристика профессии меняется в зависимости от изменений условий и задач труда. Ее определение должно предшествовать любым изменениям в учебных планах и программах. Следует подчеркнуть, что анализ будущей деятельности выпускников вузов является необходимой предпосылкой правильного решения проблемы воспитания и обучения. Этот анализ может быть выполнен на основе ряда наук, но основную роль играет психология. Результатом такого анализа должны быть профессиограмма той или иной профессии и соответствующие требования к специалисту, его знаниям, умениям, навыкам, убеждениям, моральным и волевым качествам.
Адекватность личности специалиста таким требованиям получает выражение в форме определенных свойств и черт: находящихся в динамическом соотношении с соответствующими социальными и производственными потребностями общества. Необходимость данного подхода к конкретизацш цели формирования личности специалиста с высшим образованием связана с ускорением всех социально-экономических процессов в наше время, с возрастающей ролью научного предвидения во всех сферах общественного развития особенно в области трудовой деятельности.
Таким образом, в психологии высшей школы правильно составленная профессиограмма определенного специалиста-залог успеха.
В ходе исследований определена следующая схема профессиограммы выпускника вуза, будущего специалиста:
1) общая характеристика специализации (социально-политическое и практическое значение, ее место в общественно-трудовой деятельности; связь с другими специализациями, варианты возможных должностей внутри специализации, типичные места работы);
2) основные черты будущей работы (характерные внешние условия и средства деятельности; рабочая зона, основные операции и приемы работы; новые формы работы в данной специальности; эргономические и гигиенические условия, основные трудности и неудобства; влияние работы на психику человека и основные требования к его психосенсорной сфере и психомоторике; интеллектуальные эмоционально-волевые особенности деятельности; характерные черты профессиональных групп, коллектива);
3)характеристика направленности специалиста (профессиональная направленность, отношение, интерес и любовь к профессии; основные черты мировоззрения и личностных установок; система целей и мотивов, способствующих выполнению служебных обязанностей; структура и содержание духовных, интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей, направление развития интересов, склонностей, идеалов);
4) общеобразовательная подготовка и общее умственное развитие (совокупность знаний, навыков, умений, привычек, необходимых для работы; внимательность, наблюдательность, особенности памяти, воображения и мышления; интеллектуальные способности);
5) специальные качества и способности (черты характера, необходимые в работе; способность к деятельности по специальности; должный уровень развития познавательных психических процессов: быстрота переработки информации и т.п.).
Углубленный психологический анализ даст возможность наметить структуру и особенности необходимых качеств для любой специальности.
Составление профессиограмм полностью не решает вопроса о конкретизации целей формирования личности студента, но дает определенный ориентир в решении того, какой учебно-воспитательный материал и в каком объеме должен стать основой подготовки студентов того или иного вуза.
Новым методологическим принципом в целевой подготовке специалистов, в отличие от традиционной, является в настоящее время и сам подход к обучению: для студента уже на младших курсах формулируется (по рекомендации предприятия-заказчика) конкретная перспективная задача, опережающая уровень развития предприятия на несколько лет. Решая ее, студент работает более напряженно, интенсивно и целенаправленно, у него возникает внутренняя убежденность в необходимости освоения научных курсов для достижения намеченной цели, а не только для сдачи экзамена.
Подготовка по рассматриваемой программе практически индивидуальная: при выполнении целевого задания работой студента руководят преподаватель базовой кафедры и инженер предприятия. Поскольку стоимость подготовки одного специалиста по новой системе обучения существенно выше, она возможна только на кооперативных и хозрасчетных началах сотрудничества вузов с промышленными предприятиями.
Таким образом, конкретное определение каждым вузом целей и задач формирования личности специалиста требует научно обоснованного подхода к социальным функциям воспитания и образования, использования положений психологии высшей школы и других наук о профессиональной деятельности человека.
Особенности развития личности студента
Термин студент -латинского происхождения, в переводе на русский язык он означает «усердно работающий, занимающийся», то есть овладевающий знаниями. Студент-это представитель специфической социальной категории людей, готовящихся к производственной деятельности.
Студенчество составляет особую группу, которая пополняет ряды интеллигенции. Главное направление в жизни студентов - учеба, развитие своего интеллекта, духовный и нравственный рост, овладение профессией. Личность студента - это личность молодого человека, готовящегося к высококвалифицированйому выполнению функций специалиста в той или иной области трудовой деятельности. В ходе обучения у студента должны быть сформированы необходимые для этого качества, знания, навыки, умения.
Как человека определенного возраста и как личность сту дента можно характеризовать с нескольких сторон:
1) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенному классу, национальности, группе.
Социальная сторона проявляется в личности студент; благодаря включенности его в социальную студенческу» группу, выполнению им функций учащегося в вузе;
2) с психологической, представляющей собой единство психических процессов, состояний, образований и свойств личности.
Главное здесь-психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых, как уже отмечалось, зависят протекание психических процессов, возникновение и проявление психических состояний, характерных для каждого конкретного студента;
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.п. В основном предопределенные наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяющиеся под влиянием условий жизни и воспитания.
Изучение указанных выше характеристик раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности.
Так, если подходить к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. В юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т д.
Если же изучать студента как личность, то возраст 18- 20 лет-это период наиболее активного развития нравственных и эстетических качеств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, общественно-политических, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало экономической активности, под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, а также интенсивное формирование тех или иных способностей в евязи с профессионализацией выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта человека. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений .
Развитие творческих способностей, интеллектуальных и физических сил сопровождается и расцветом внешней привлекательности, но создает иллюзию, что так будет продолжаться «вечно», что лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.
Становление личности студента в вузе подчиняется общим законам диалектики- это диалектический процесс создания предпосылок к развитию, процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, процесс самодвижения, самоизменения. Имеет место иногда противоречие между стремлением овладеть профессией, успешно закончить обучение и переживаниями, вызываемыми объемом задач и сложностью обязанностей, то есть противоречие между отношением к цели деятельности и отношением к ее процессу. Противоречия, являющиеся причиной изменения личности, - это внутренние противоречия.
Степень осознания личностью своих внутренних противоречий может быть различной, а иной раз противоречия и не осознаются, как, например, в случае противоречия между неосознаваемой установкой и непосредственной оценкой объекта или явления на основе их восприятия.
Осознание противоречий в свете общественно значимых целей, высоких идеалов и профессиональных требований- предпосылка такого разрешения студентами противоречий, которое способствует развитию их личности как будущих профессионалов. В противном случае противоречия могут привести к регрессии в развитии личности студента. Это важно учитывать в учебно-воспитательной работе и постоянно заботиться о нравственном воспитании, положительной мотивации творческой интеллектуальной активности студентов, их настроении.
Развитие личности студента, разрешение внутренних противоречий происходит по ряду направлений. Типичны из них следующие:
Углубляется профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;
Совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт;
Повышаются чувство долга, ответственность, профессиональная самостоятельность, рельефнее выступает индивидуальность студента, его жизненная позиция;
Растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;
На основе интенсивного усвоения социального опыта, овладения знаниями повышается духовная, политическая и нравственная устойчивость его личности;
Повышается удельный вес самовоспитания и самообразования студента в становлении его личности;
Постоянно возрастает степень профессиональной готовности студента к будущей практической работе.
В работе развитие личности показано как возрастающая по масштабу и уровню интеграция-образование подструктур и их все усложняющийся синтез. С другой стороны, происходит и параллельный процесс все большей дифференциации психических функций (развитие, усложнение, «разветвление» психических процессов, состояний, свойств) с выделением двух фаз развития: «фронтального прогресса» и специализации.
Высшей интеграцией психологических свойств личности является творчество, а наиболее обобщенными эффектами (а вместе с тем потенциалами)-способности и талант. Основными формами развития психических свойств человека являются подготовка, старт, кульминация и финиш, в общем-история его жизни и деятельности в обществе . Главными внутренними факторами развития личности являются ее мотивационная сфера и интеллектуальная активность.
Пребывание в вузе должно оказывать (и действительно оказывает в абсолютном большинстве случаев) в максимальной степени положительное влияние на студента, обеспечивающее приобретение им качеств и опыта, необходимых ему как будущему специалисту.
Студенты вузов - это в большинстве своем высокоразвитые люди, обладающие значительными интеллектуальными и физическими возможностями. Духовный мир, познавательные потребности, нравственный облик и физические качества являются предпосылкой для их дальнейшего становления как будущих специалистов. Направленность на будущее, желание обрести социальную самостоятельность ускоряют освоение студентами профессии. Совокупность социальных, профессиональных и познавательных мотивов стимулирует сознательное отношение студентов к учебе, способствует развитию их личности.
В развитии личности студента большое место занимает его работа над собой. Расширяя свои знания, вырабатывая и приобретая все новые умения, он может внутренне существенно изменяться, совершенствовать свои способности, характер.
Профессия психолога – это интересное и перспективное направление, которое набирает популярность среди молодежи. Одних людей привлекают его востребованность и возможность быстро найти место работы. Остальным важно то, какую помощь такой специалист способен оказать людям. Не остаются без внимания уровень заработной платы работников с психологическим образованием, возможности карьерного роста, многочисленные варианты профессионального развития.
Задумываясь о том, чтобы стать психологом, нужно оценить свои способности, возможности, личные качества. Для реализации потенциала недостаточно получить образование по выбранному профилю. Надо систематически работать над собой, повышать уровень профессионализма. Специалист должен уметь слушать людей, находить к ним подход, а такому не учат даже в самых лучших ВУЗах.
Психолог – профессия относительно «молодая», но упоминания о попытках работать с духовной и эмоциональной сторонами жизни человека были найдены в трудах таких древних философов, как Платон, Аристотель. Технический прогресс в 18-19 веках послужил толчком к развитию ряда гуманитарных наук. В 1879 году в немецком Лейпциге была открыта первая экспериментальная лаборатория по этому профилю. Тогда же появились профессии, тесно связанные с психологией. В нашей стране изучением и продвижением направления активно занимались С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, И.П. Павлов.
Сегодня выделяют ряд сфер, в которых может работать психолог. В основном его действия направлены на оценку жизни конкретного человека, взгляд на ситуацию с учетом его эмоций и психического состояния. Специалист обладает особыми навыками, которые позволяют ему выделять ведущие черты характера клиента, его сильные или слабые стороны, уровень интеллекта, степень социальной адаптации. В услугах психологов нуждаются государственные учреждения и компании. К профессионалам все чаще обращаются частные лица, неспособные самостоятельно решить какие-то личные вопросы или проблемы.
Психолог, психотерапевт, психиатр, психоаналитик – в чем разница
Человек, желающий выучиться на психолога, должен ориентироваться в специфике профессии. В частности, следует разобраться, какие бывают специальности, созвучные с этой, и чем все они отличаются.
Перед тем, как поступить в профильный ВУЗ, следует запомнить, что:
- психологи работают с людьми без психических отклонений. Они изучают поведение индивидуумов, особенности их характера, помогают разобраться в себе. Специалист пытается помочь клиенту без применения лекарств и других лечебных методик. Чтобы работать психологом не нужно получать медицинское образование;
- психиатры являются квалифицированными врачами. Они занимаются лечением людей с психическими отклонениями. В ходе лечения такие медработники применяют не только общение, но и сильнодействующие препараты, электросудорожную терапию, радикальные подходы;
- психотерапевты – представители особой специализации врачей-психиатров. Они общаются с людьми, которые психически здоровы, но имеют серьезные расстройства эмоциональной сферы. Терапия основывается на вербальных техниках и подкрепляется лекарственными препаратами.
Особняком в этой группе стоит психоаналитик. Это человек, получивший образование психолога и освоивший ряд дополнительных навыков. Он способен работать с такими людьми, которые даже не подозревают о наличии у них проблем. Профессионал действует на уровне подсознания клиента.
Направления специальности психология
Работу в сфере психологии условно делят на два обширных направления – теоретическое и практическое. Первое больше подойдет людям, которые нацелены на научную деятельность, собираются преподавать, писать статьи или научные труды. Эти профессионалы изучают науку в целом, разрабатывают новые техники и методики, доносят информацию до общественности. Практическая психология предназначена для тех, кто хочет работать непосредственно с людьми. Такой эксперт нацелен на решение проблем конкретных клиентов в ходе личного общения.
Чем конкретно занимается психология и ее представитель, зависит от специализации профессионала:
- базовый специалист – оценивает особенности поведения человека в зависимости от условий среды и специфики ситуации;
- клинический – для получения специальности необходимо иметь медицинское образование. Такой врач способен работать как со здоровыми клиентами, так и людьми с некоторыми отклонениями;
- дошкольный – профильный педагог, который помогает решать проблемы детей с психическими отклонениями и без;
- консультант – консультирует людей по самым разным вопросам личного характера с целью решения внутренних их проблем;
- конфликтолог – работа психолога с этим образованием направлена на изучение отношений между людьми и решение возникающих на этом фоне проблем.
Перечисленные направления тесно связаны между собой, но все же у каждого есть свои нюансы. Можно поступить на психолога общего профиля и в дальнейшем выбрать специализацию. Если же специфика направления изначально влияет на поступление в выбранный ВУЗ, профориентация поможет принять правильное решение.
Методы работы специалиста
Чтобы получить более детальное описание профессии, необходимо изучить практические техники специалистов. Список это длинный и его содержание зависит от специфики ситуации. Есть три основных метода работы, о которых должен знать каждый психолог. Тестирование направлено на диагностику особенностей личности человека, определение его эмоционального фона, интеллектуальных способностей. Консультирование – возможность получить о человеке максимальную информацию во время прямого контакта, чтобы подсказать ему, что нужно делать с его проблемой. Тренинги предназначены для людей, которые не могут самостоятельно решить куда пойти учиться или работать, чем заняться в жизни, не знают, как избавиться от слабых сторон характера или навязчивы страхов.
Как стать профессиональным психологом
Разобравшись, какие бывают специальности в направлении, рано приступать к выбору ВУЗа. Сначала стоит оценить свои сильные и слабые стороны, цели, особенности характера. Люди, которых привлекает только потенциально высокая зарплата психолога, редко добиваются успеха и получают удовольствие от работы. Важно помнить, что основная цель специалиста – помощь людям в решении их проблем.
Характеристика человека, способного стать хорошим психологом:
- высокий уровень толерантности к чужим недостаткам, особенностям, причудам;
- умение слушать людей, не осуждая их поступки;
- способность оценивать ситуацию в жизни собеседника, сопереживая, но не зацикливаясь на чужих проблемах;
- стремление постоянно учиться, повышать уровень интеллекта и профессиональный уровень;
- тактичность, терпение, красивая и понятная речь;
- наблюдательность, уверенность в себе, умение спокойно реагировать на нестандартные ситуации;
- приятная внешность, располагающие к себе манеры;
- хорошая память, способность быстро анализировать информацию.
Выбирая между самообразованием и классической формой обучения, выбор рекомендуется делать в пользу последнего. Люди, поступающие в профильные ВУЗы, имеют возможность получить базовые теоретические знания в полном объеме и приобрести необходимые для работы практические навыки. Одной только теории для эффективной работы в области недостаточно.
Плюсы и минусы профессии психолог
Принимая решение о получении образования по профилю «психология», следует основываться не только на собственном отношении к профессии. Важно оценить, востребована ли она в конкретном регионе, сколько зарабатывают молодые и опытные специалисты, есть ли перспективы профессионального развития. Бывают случаи, когда разумнее получить диплом в другой области, а затем пройти укороченную программу обучения на психолога по принципам второго высшего.
Положительные моменты
Даже если отучиться по профилю, но потом никогда не работать по специальности, полученные знания все равно пригодятся. Они особенно полезны тем, кто планирует вести деловые переговоры, работать в общественных службах, детских учреждениях, на государственных постах.
Есть у направления еще ряд существенных плюсов:
- зарплата психолога в России с каждым годом повышается пропорционально росту интереса к таким специалистам;
- возможность помогать людям, в том числе, своим близким;
- знания, которые получает психолог, можно применять не только в работе, но и в повседневной жизни;
- постоянное личностное и профессиональное развитие, разнообразие сфер и вариантов применения навыков.
Все направления психологии тесно связаны между собой. Не обязательно сразу определяться, кем работать в будущем. Сначала достаточно получить базовые знания и навыки. Затем можно выбрать конкретную специализацию и достичь нужного уровня профессионализма с помощью профильных семинаров, курсов, лекций.
Отрицательные стороны
Минусы профессии психолога субъективны и в основном люди сами их себе создают. Проблемы могут возникнуть у человека, не умеющего отделять работу от личной жизни. Переживая за каждого клиента на глубоком уровне сознания, сотрудник рискует получить нервный срыв или эмоциональное истощение. Отрицательным моментом считается размер оклада у начинающего эксперта. Чтобы заработать авторитет в области, придется потратить несколько лет. Еще один минус в том, что в нашей стране психологи пока не так «раскручены» в коммерческом плане, как на Западе.
Где может работать психолог
Еще 10-15 лет назад в ВУЗах по направлению «Психология» отмечался систематический недобор абитуриентов. Причиной такой ситуации были проблемы с трудоустройством молодых специалистов. Чаще всего после окончания учебы выпускники устраивались в специализированные клиники или вынуждены были получать еще одно образование. Сегодня ситуация кардинальным образом поменялась.
Психолог может работать по одному из таких направлений:
- детское – оценивает уровень развития и интеллект ребенка, его тип личности и особенности характера, устанавливает своевременность перехода малыша в новую группу детского сада или школу;
- школьное – помощь в адаптации детей, работа с трудными личностями, тестирование выпускников;
- семейное – консультирование семейных пар с детьми и без в периоды кризисов, сложных жизненных ситуаций;
- корпоративное – проверка и оценка новых сотрудников, решение конфликтов внутри коллектива;
- спортивное – работа с самооценкой, помощь в снятии напряжения, борьба с эмоциональным истощением спортсмена;
- социальное – сотрудники тюрем, клиник, реабилитационных центров, которые помогают людям с зависимостью или судимостью вернуться к нормальной жизни;
- клиническое – работники психиатрических больниц, диспансеров, поликлиник. Ведут самостоятельный прием людей или помогают психиатру.
Каждая из перечисленных сфер имеет свою специфику. Она определяет то, какая будет зарплата у психолога, устанавливает перечень обязанностей специалиста, разделяет первоочередные и вспомогательные задачи.
Кому не стоит поступать на психолога
Хорошего специалиста не получится из человека, который выбирает профессию по принципу «где больше платят». Никакие учебные программы не научат сопереживать клиентам, но не переживать за них. Психология – это призвание. У представителей направления нет права на нерешительность, эмоциональность, агрессивность. Не стоит рассматривать этот вариант карьеры людям с низким уровнем интеллекта, ограниченностью мышления, пессимистам и интровертам.
Как стать психологом
Начало профессиональной деятельности возможно лишь после получения диплома ВУЗа. Варианты с прохождением профильных курсов уместны лишь для тех людей, которые имеют медицинское образование или специальность, тесно связанную с психологией. Вопреки распространенному мнению, самостоятельно научиться здесь не получится. В ходе освоения материала учащиеся должны практиковать полученные навыки, что возможно лишь в профильном образовательном учреждении.
Где учиться на психолога
Решая, куда поступать, необходимо четко понимать свои цели и задачи. Среди передовых ВУЗов сферы выделяют: МГУ, НИУ ВШУ, Первый Медицинский, РГГУ. Во многих учреждениях слушателей готовят по многопрофильным международным программам. В качестве вступительных испытаний и профильных предметов чаще всего на первый план выходят русский язык, биология, обществознание, математика и иностранные языки.
Сколько лет учиться на психолога
Если начинать с нуля, то на получение образования уйдет не менее 4 лет. Для человека, уже получавшего высшее образование в прошлом, эти сроки могут быть сокращены до 2-3 лет. Когда ситуация позволяет обойтись профессиональными курсами, на получение сертификата уйдет 3-6 месяцев. Дипломированный сотрудник в любой момент может повысить свою квалификацию или расширить область специализации.
Сколько получают психологи в России
Зарплата выпускника профильного ВУЗа на старте карьеры составляет от 10-12 тыс. в регионах, от 20-25 тыс. в Москве и других крупных городах. Такие показатели характерны для муниципальных учреждений, общественных организаций. Со временем уровень оклада повышается до 30-40 тыс. в регионах, до 50-55 тыс. в Москве и областных центрах. Сколько зарабатывают сотрудники частных клиник зависит от типа их занятости, профессионализма, формы работы. В среднем они получают от 70-80 тыс. рублей. Частная практика в России пока не очень распространена, услуга только набирает популярность. Сколько получает такой психолог напрямую зависит от его деловой хватки, опыта, знаний, навыков.
Статистические исследования доказали пользу работы психологов и потребность современного общества в их услугах. Количество профильных клиник стремительно растет, повышается профессионализм представителей области. ВУЗы готовят сотрудников разного профиля и уровня квалификации. Соискателю профессии достаточно выявить свои сильные и слабые стороны, определить интересующее направление и можно приступать к построению перспективной карьеры.
- Плюсы профессии психолога
- Минусы профессии психолога
Профессия психолога в современном мире актуальна, престижна и популярна как никогда. Во многих учебных учреждениях, промышленных предприятиях, службах спасения и помощи людям есть специалисты, помогающие мятущимся душам найти выход из проблемных ситуаций. Практически в каждом университете выпускают психологов - спрос порождает предложение.
Что такое психология? С древнегреческого это слово переводится как «наука о душе», ведь психологические проблемы долгое время считались душевными ранами. Да и сейчас в нашем словаре есть такое слово как «душевнобольной», хотя все мы уже знаем, что проблемы таких людей заложены в мозге. Психология изучает мыслительные и эмоциональные процессы, структуру личности, способы связи человека со внешним миром, тонкости общения и отношений, специфику самовосприятия. Психология разделяется на теоретическую и практическую. Первая занимается исследованием нормальных и аномальных состояний психики, вторая - коррекцией проблем.
Получить профессию психолога сегодня несложно. Можно отучиться в университете, если решение помогать людям пришло в юном возрасте. Если это зрелое решение, то можно оставить в качестве базы уже имеющееся высшее образование и пойти на курсы, которых сегодня предлагается огромное количество. Главное - не попасться на удочку мошенника: хорошенько разузнать об учреждении и преподавателях, получить отзывы, поинтересоваться, какие именно знания дают на данных курсах.
Отучиться на психолога и стать им - это не совсем одно и то же. Начнем с того, что не все досконально знают, чем отличаются психологи от психотерапевтов и психиатров.
Психотерапевт и психиатр - это медицинские специальности, которые востребованы в больницах и различных медицинских центрах. Они предполагают наличие медицинского образования, поскольку врачи этой специальности должны знать анатомию человека, назначать препараты, уметь проводить диагностику с помощью различной аппаратуры.
Психология - это гуманитарное направление, которое не требует медицинского образования. Она раскрывает механизмы психических процессов и дает понимание причин их нарушения. Помощь пациентам производится посредством разъяснительных бесед, тренингов, практик.
Куда идти с дипломом психолога? Конечно, каждый мечтает открыть собственный кабинет, чтобы зарабатывать хорошие деньги на консультациях. Но дело в том, что частный психолог - это в первую очередь имя и репутация, новичок не сможет получать прибыть, сняв кабинет и развесив объявления на столбах. Поэтому сначала нужно поработать в государственной структуре. Это:
- детские сады, школы, училища, вузы;
- центры реабилитации (подростков, жертв домашнего насилия, заключенных, людей с зависимостями и т.д.);
- службах спасения (МЧС, служба скорой помощи);
- военные подразделения;
- спортивные учреждения.
После получения определенной практики можно замахнуться на должность психолога на частном предприятии - заводе, проектном бюро, IT-компании. Здесь психологи участвуют в подборе персонала, организовывают тренинги, занимаются развитием корпоративной этики, ну и, конечно, проводят личные беседы. Они отвечают за положительный, эффективный и созидательный настрой команды.
Частная практика покоряется тем, кто давно работает в сфере оказания психологической помощи, хорошо себя зарекомендовал и уже имеет небольшой круг частных клиентов. Нередко психологи совмещают работу в госструктуре и частную практику.
Плюсы профессии психолога
1. Помочь людям
Приятно знать, что ты сделал что-то важное. Психологи спасают людей от самоубийств, помогают решить проблемы в семье, дают советы в разрешении конфликтов. Каждая спасенная жизнь, сохраненная семья или человек, не ставший на скользкую дорожку - на счету психолога. И когда ты знаешь, что приносишь людям пользу, то понимаешь, что жизнь прожита не зря.
2. Помочь себе
Многие идут учиться на психолога, чтобы разобраться в себе, понять собственные проблемы. По статистике, четверть психологов сами имеют психологические проблемы. Хорошо это или плохо? Практикующими психологами часто становятся люди, склонные к депрессиям, и в данном случае это даже хорошо. Во-первых, они могут понять пациента как никто другой, потому что сами сталкивались с его бедами. Кроме того, помощь другим считается лучшим лекарством от депрессий. Люди, осознающие свою важность и необходимость, реже страдают от упаднических состояний.
3. Познать человеческую глубину
Мы проникли в земные глубины, нырнули в океан, взлетели в космос, расщепили атом… Но до сих пор не знаем досконально самих себя. Человек - вот самая неизученная область науки. Но даже те знания, которые у нас есть, поражают. Изучив даже самые азы, мы понимаем, насколько интересно и незабываемо это - проникать в глубинные слои человеческих душ, понимать их. И при этом перед специалистом всегда будет поле для новых открытий.
Минусы профессии психолога
1. Эмоциональное выгорание
За время практики психологам приходится сталкиваться с самыми страшными кошмарами человеческой психики. Они всегда будут видеть чужое горе, в их глаза будут заглядывать, ища сочувствия и решения проблем.
Если психолог работает в школе, то через него будут проходить дети, которых бьют родители, подростки-наркоманы и воришки, юные хулиганы - в общем, самые проблемные ученики. Если он работает в центре психологической или физической реабилитации, он каждый день будет видеть десятки искалеченных тел и жизней. Продолжать список можно еще долго, но смысл один - психологу придется увидеть самую больную сторону человеческой сущности. Сможет ли он это выдержать? Это нужно осознать и решить заранее.
2. Жилетка для друга
«О, ты психолог! Посоветуй, что делать, у меня тут такая ситуация…» Каждый знакомый и полузнакомый человек, услышав, что вы учитесь на психолога или работаете им, попросит помощи или совета. Многим приходится вежливо отказывать и советовать записаться на консультацию. Естественно, не всем это нравится - только понимающие люди способны согласиться с тем, что психологу хотя бы иногда хочется отдохнуть от груза чужих проблем. Но найдется немало таких, кто обидится и будет считать вас злым и черствым человеком. Тут уж ничего не поделаешь.
3. Без права на ошибку
Психолог - это не просто работа. Это жизненная роль. Психолог, как и политик, судья или преподаватель, должен сверкать кристально чистой биографией. Он обязан блюсти себя, ведь для людей он что-то вроде мирского священника - они открывают ему свою душу, впускают в самые потаенные уголки своей жизни. Сможет ли работать по специальности семейный психолог, у которого три развода за плечами? Доверится ли пациент психологу с алкогольной зависимостью? «Лекарь, сначала излечи себя сам», - скажут ему. И правда, как можно помогать другим, если не можешь помочь себе?
Какие личностные качества необходимы психологу?
Чтобы стать психологом, нужно в первую очередь быть альтруистом, поскольку в такой профессии никакие деньги не компенсируют эмоциональных трудностей, с которыми сталкивается специалист. Только любовь к людям может стать спасительным маяком, помогающим понять, для чего это все делается. Нужно обладать большой ответственностью, ведь для многих пациентов психолог - это единственная надежда. Нужно быть стрессоустойчивым, поскольку клиенты бывают разные, в том числе и враждебно настроенные. Нужно быть тактичным и деликатным, ведь встречаются обидчивые пациенты. И, что очень важно - общительным. Тот, кто способен общаться долгое время и не испытывать эмоциональной усталости, может стать хорошим психологом. Если же вы устаете от общения, то подумайте еще раз - ваше ли это?
Суть профессии психолога заключается в том, чтобы разобрать по кирпичикам все мотивы и факторы, которые руководят поведением людей. Если провести параллель, то психолог - это механик человеческой души, который понимает, как работает все это сложное и запутанное устройство, и способен починить его в случае неполадок.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Профессия психолога многогранна. В зависимости от выбранной специализации и уровня решаемых профессиональных задач меняется как ее место в системе профессий, так и требования к специалисту. Например, в классификации профессий по целям профессиональной деятельности профессия психолога-исследователя относится к изыскательским, психодиагноста - к гностическим, а психолога-консультанта - к преобразующим. По условиям труда психолог-теоретик может быть отнесен к профессиям с работой в микроклимате, близком к бытовому, а психолог-прикладник - к профессиям, связанным с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. При всем многообразии психологических специальностей (особенно для психолога-практика) общим для них является то, что все они:
требуют высококвалифицированного труда, длительной подготовки;
относятся к группе профессий «человек - человек»;
основными средствами в них выступают функциональные средства труда;
предполагают развитый уровень таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, критичность и безоценочность, интерес к людям и др.
Профессионал – это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус и динамически развивающуюся систему личностно-деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, которые имеют социально-позитивное значение.
Особое значение в профессии «психолог» имеет личность носителя профессии – его профессионализм, активность, мотивированность, умение понимать другого человека и влиять на него. Поэтому развитие личности, ее профессионально важных качеств (ПВК) является важнейшим условием успешности психолога в его профессиональной судьбе. ПВК – это психологические качества личности, определяющие продуктивность, качество, результативность и др. деятельности. (Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2006. С.54).
3. История становления профессии «психолог»
Запрос на психологическое знание остро стоял во второй половине 19 века, что, безусловно, было связано с развитием общества, капиталистических производственных отношений, в которые были включены значительные массы людей.
Начало развития психологии как самостоятельной науки датируется 1879 годом, когда в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавлял Вильгельм Вундт (Wundt), философ и одновременно психолог, который решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе.
В 1884 году на лондонской международной выставке английский ученый Гальтон (который по праву считается основателем психодиагностики) впервые демонстрировал опыты по изучению способностей, измерению индивидуальных особенностей людей (рост, вес, мышечная сила, зрительные, слуховые различения).
Следующим знаменательным этапом в развитии психологии традиционно считается разработка психоанализа З.Фрейдом, который не только стал автором психоанализа как научно-психологической школы, но и выдающимся психотерапевтом-практиком, который разработал и успешно применял метод психоанализа для лечения неврозов.
В 1886 году Фрейд получает научную стипендию для обучения во Франции у психиатра Шарко. В 1890 году он публикует книгу «Толкование сновидений». В 1893 – «О психологическом механизме явлений истерии»» «Очерки истерии». В 1910 вокруг Фрейда происходи объединение других молодых психотерапевтов – К.Юнга, А.Адлера, Ранка, Ференчи, Абрахама и др. С 1911 года оформляется международное психоаналитическое общество. Психоанализ оказал необычайно сильное влияние на развитие культуры, философии, в целом цивилизации западного общества 20 века, и обусловило развитие психотерапевтической психологической и деятельности.
Что касается начальных этапов развития психологии в России, то важно отметить, что русские ученые, врачи, психотерапевты поддерживали тесные контакты со своими коллегами из европейских стран. Многие события в России шли с очень небольшим отставанием от европейских. Так, первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в Санкт-Петербурге в 1885 году русским выдающимся физиологом Сеченовым Иваном Михайловичем. Развитие этой лаборатории в последующем привело к ее преобразованию в 1908 году в Психоневрологический институт.
В Москве первая психологическая лаборатория была открыта Челпановым Георгием Ивановичем в 1907 году при МГУ. В 1912 году был создан Институт психологии (ныне это Психологический институт РАО). Развитие экспериментальной психологии, ее распространение в России шло быстрыми темпами. В последующем экспериментальные лаборатории были открыты в дореволюционной России в таких городах, как Харьков, Казань, Киев, Саратов и др.
Развитие психологии приводило к необходимости объединения людей, занимающихся ею профессионально - психологов. В 1906 году в Санкт-Петербурге состоялся первый съезд по педагогической психологии, его организаторами были выдающиеся детские психологи А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев.
После революции становление психологии в Советском Союзе протекало по противоречивому и трагическому сценарию. Популярность в 30-е годы педологии – психологии, изучавшей развитие ребенка, резко оборвалась постановлением правительства «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году. С этого трагического года развитие практико-ориентированной психологии практически было остановлено.
Тем не менее нельзя остановить то, что необходимо, на что в обществе в его разных сферах существует необходимость, потребность. Продолжала развитие психология академическая. Необходимость психологических исследований была обусловлена развитием оборонной промышленности, авиации, космонавтики. Эти направления психологии разрабатывались в нашей стране как закрытые, секретные. Развивалась методология советской психологии. Теория деятельности (учение Рубинштейна, А.Н.Леонтьева), психологические теории обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) общепризнанны в мировой психологической науке.
В 80-годы необходимость введения всеобщего среднего образования и трудности реализации данного проекта обусловили необходимость создания школьной психологической службы. На протяжении около 10 лет в СССР под руководством академика Ю.Н.Бабанского проводился эксперимент по созданию школьной психологической службы. Эксперимент проходил не только в Москве, Ленинграде. Но и других регионах страны: Новосибирске, Красноярске, Тарту, Вильнюсе (Эстония) и т.д. Результаты эксперимента были одобрены и обобщены и стали основанием для принятия «Положения о школьной психологической службе», принятого в 1989.
Введение в штат школ должности педагог-психолог в начале 90-х стало поводом для открытия в Российских педагогических институтах и университетах специальности «психология». С этого времени началось интенсивное развитие системы психологического профессионального образования. За прошедшие полтора десятка лет практико-ориентированная психология бурно и интенсивно развивается: психологически знания и культура становятся востребованы во многих сферах современного общества.