Особенности национальной политики александра 2. Присоединение Средней Азии к России

1. Объясните понятие «национальная политика».
2. Соотнесите:
1.
2.
3.
4.
5.
Финляндия
Польша
Кавказ
Украина
Евреи
a. Отмена конституции 1815 г.,
закрытие ряда университетов;
b. Открытие университета,
возникновение КириллоМефодиева общества;
c. Введение рекрутской
повинности;
d. Война за покорение;
e. Действует конституция,
учреждена должность статссекретаря – представитель
территории в России;
3. Чем могли быть недовольны представители разных
народов?

Прочтите параграф 20 и заполните таблицу.

Как вы считаете, какую цель преследовал Александр II в своей национальной политике?

Ответьте письменно на вопрос: «Почему отличалась правительственная политика в Польше и Финляндии?»

Домашнее задание.

Выучить национальную политику
императоров в отношении разных
регионов.

Современная национальная политика.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «национализм»?

Прочтите текст и ответьте на вопросы.

1. Какой элемент дореволюционной
национальной политики мы могли бы
заимствовать?
2. Что было ошибочным в
послереволюционной национальной
политике?
3. Вопрос в тексте.
4. Как вы понимаете слова «Политика
дружбы…» (выделенный фрагмент)?

Составьте синквейн.

1.
2.
3.
4.
5.
Националисты.
2 прилагательных.
3 глагола.
Фраза.
1 существительное или наречие.

1. Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут когонибудь, кто их обидит.
Вольфрам Вейднер
2. Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается
за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.
Шопенгауэр.
3. Почитание своего общества есть рефлекс самопочитания.
Герберт Спенсер
4. Обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского
настроения.
В.И. Ленин
5. Национализм.. самое тяжелое из несчастий человеческого рода.
Порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к
той части своего собственного народа, которая не разделяет
националистических взглядов.
Д.С.Лихачёв

Домашнее задание.

Напишите эссе на одну из тем:
1. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о
том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
Конфуций.
2. Я научу тебя, как всем прийтись по нраву: Улыбки
расточай налево и направо. Евреев, мусульман и
христиан хвали - и добрую себе приобретешь ты славу.
Омар Хайям.
3. Любовь к славе есть лишь желание нравиться себе
подобным.
Гельвеций К.
4. Никто не вечен в мире, все уйдет, но вечно имя доброе
живет.
Саади.

Национальная политика Александра II

9 класс

Цели :

    Образовательные

    формировать у учащихся знания об особенностях национальной политики правительства Александра II

    подвести к пониманию проблем России как многонационального и многоконфессионального государства

    создавать у школьников представление о положении некоторых народов, входящих в состав Российской империи (поляки, евреи, украинцы, белорусы, горцы)

    обеспечить усвоение новых понятий и терминов: "сепаратизм", "антисемитизм", "громады"

    напомнить и закрепить такие понятия и термины как: "империя", "имам", "имамат", "Сейм"

    Развивающие

    продолжить формировать умение сравнивать и обобщать

    развивать память, внимание и воображение учащихся

    развивать и обогащать речь учеников

    Воспитательные

    воспитывать толерантное отношение к другим народам

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Этап урока

Методические приемы

Хронометраж

Основное содержание

Деятельность учеников

Примечания

(для самоанализа)

Орг. Момент

Приветствие

Перекличка

Настрой

(1 мин.)

Добрый день! Я рада вас видеть! Присаживайтесь.

Ребята, кто сегодня отсутствует? (отмечаю)

приветствие

сообщают, кто отсутствует

слушают, достают всё необходимое, успокаиваются, настраиваются

Домашнее задание

(1 минута)

Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание

ДЛЯ ВСЕХ: параграф 20, устно ответить на вопросы после него

ПО ЖЕЛАНИЮ: письменно выполнить творческое задание "Петиция к царю" (напишите прошение императору от лица польского, украинского народа, с просьбой о тех или иных привилегиях; обязательно обоснование)

Отвечаю на вопросы

Записывают, задают вопросы

Проверка д/з

(проверка – 7 мин плюс 1 мин. инструктаж по выполнению работ = 8 мин)

Уплотненный опрос:

    тестирование

    работа по карточкам

    контрольная беседа

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, проверим то, как вы усвоили предыдущий. Сделаем это следующим образом: часть будет решать тесты, часть работать по карточкам, и с троими "счастливчиками" мы побеседуем. Делать это мы будем одновременно. Я раздаю вам работы, вы их подписываете, пишете в этих же листах. Читайте внимательно, там все написано: где подписать, сколько времени дается на выполнение, сколько правильных вариантов. Один раз я озвучу, потом читайте сами, чтобы не было лишних вопросов. Показываю бланк и комментирую: здесь подписываете, вариантов ответа может быть несколько, выполняете в течение 7 минут. Варианты разные, вопросы разные, отсюда вас всех прекрасно видно, после 2-ух замечаний я, не принимая вашей, работы ставлю "2", поэтому лучше худо бедно, но зато сами.

Убираем всё со столов, оставляем только пишущую ручку.

Вопросы есть? Работайте внимательно, аккуратно и тихо. Можете начинать.оценку по пройденной теме.

Одновременно:

Часть учащихся пишет тест,

часть - работает по карточкам, 3-4 человека (первые парты второго ряда) беседуют со мной (контрольная беседа)

.

По словам вождя мировой революции В. И. Ленина, во время правления Александра II Российская империя превратилась в «тюрьму народов». Ленину было свойственно преувеличивать действительность, особенно в вопросах касающихся монархической системы.

Национальная политика Александра II была весьма двойственной, в первую очередь это объясняется тем, что государство населяли представители множеств народностей и этносов, имеющих резкие отличия в культурном, духовном и общественном развитии.

Главным стержнем национальной политики Александра II была либеральная унификация национальных окраин, которая сопровождалась русификацией и обращением вправославие. Стоит отметить, что в отличие от своих предшественников, Александр II запрещал внедрять православие в насильственной форме, скорее это носило рекомендативный характер.

Польский вопрос

После многочисленных восстаний 1863-1864гг против русской короны в Польше, Александр II вынужден был продолжить реакционную политику своего отца: польские чиновники смещались со своих должностей, на их место приходили доверенные лица императора. Делопроизводство, учебный процесс, юриспруденция с 1865 года были переведены на русский язык.

Главным идейным противником Александра II была польская шляхта, поэтому первый удар император нанес именно по ее ней: в 1964 года в Польше была проведена аграрная реформа, в результате которой польская элита лишилась половины своих владений и крепостных. Даже название государства - «Польша» - было выведено из оборота и заменялось «Привислинским краем».

Народы Кавказа и Средней Азии

Если в противостоянии с польским национализмом император не чуждался жестких методов борьбы, то отношение к народностям Средней Азии и Кавказа было кардинально противоположным. Во времена правления Александра II строго запрещалось ущемлять в национальных правах эти народы.

Культурные и национальные традиции в этих регионах активно поощрялись царской властью. Местная элита смогла сохранить за собой все должностные места, не проводились также репрессии против мусульманского духовенства. Верующие, исповедовавшие ислам, не только не поддавались обращению в христианство, но и получали существенные скидки в налогообложении за сохранение своих национальных традиций и верований.

Подобный либерализм был основан на необходимости предотвращения новых военных конфликтов с этими народами, в частности жителей Северного Кавказа.

Решение еврейского вопроса

После довольно жестких ограничений еврейского населения, которые был предпринятые в первой половине 19 века, в период царствования Александра II народ был уравнен в правах и свободах с русским населением. В результате политики, направленной на ассимиляцию иудеев, представители этого народа начали массово покидать маленькие города и переселятся в села, все чаще они вступали в смешанные браки с русскими, а также активно вливались в торговые отношения.

Евреи получали беспрецедентное право частного владения землей и торговли алкогольными напитками. Конец национального либерализма в Российской империи наступил сразу после смерти Александра II. Его сын, Александр III, в знак мести за смерть отца отменил все национальные прерогативы, которыми одарил народы император.

Цель данной статьи - познакомить кратко читателя с внутренней и внешней политикой Александра II. Александра второй по праву называют царем-освободителем и царем-реформатором. Перемены, произошедшие в России при его правлении, носили радикальный характер и значительно изменили характер ее развития. Внешняя политика была довольно успешной, Россия значительно укрепила свои позиции и расширила сферы влияния.

  1. Видео

Внутренняя политика Александра II

Внешняя политика Александра II

  • Главной задачей Александра II при воцарении стало более или менее достойное завершение позорной Крымской войны, во время которой выявилась чудовищная отсталость России. Потеря по итогам войны флота и баз на Черном море, значительный удар по позициям России в восточном вопросе определили дальнейшую внешнюю политику в плане пересмотра итогов Крымской войны.
  • Александр II придерживался тактики накапливания и собирания сил перед решающим выступлением. Проведение необходимых внутренних реформ наряду с военными преобразованиями позволили ему в 1877 г. под предлогом защиты славянского населения объявить войну Турции. Начался новый этап в разрешении восточного вопроса. Военные действия показали, что Россия вновь является серьезным участником мировых событий.
  • Победоносное и достаточно уверенное завершение войны в 1878 г. дало независимость части славянских народов Турецкой империи. Россия получала огромную контрибуцию с Турции, ей возвращались территории, потерянные в Крымскую войну. Положения предварительного мирного договора были правда существенно пересмотрены при участии западных стран, боявшихся усиления России, на Берлинском конгрессе (1878), однако факт возрождения российского могущество был признан всеми.
  • Другим направлением внешней политики Александра II стало укрепление позиций на Дальнем Востоке и в Средней Азии, окончательное формирование территории Российской империи. В Средней Азии соперниками России выступали три мусульманских царства: Кокандское, Бухарское и Хивинское. Ряд русских военных походов привели к их разгрому. К середине 80-х гг. Средняя Азия полностью вошла в состав империи. На Дальней Востоке Россия действовала с помощью соглашений и договоров с Китаем. Удачная дипломатия привела к присоединению к России Амурской области и Уссурийского края.

Значение внутренней и внешней политики Александра II

  • Александр II получил в свои руки страну, потерпевшую поражение в войне, находящуюся в тяжелом положении, отстающую от западных держав по целому ряду показателей. Успешность его политики выразилась в том, что к концу его правления в стране были осуществлены важнейшие преобразования, которые при дальнейшем развитии могли бы сделать Россию мировым лидером. К сожалению, плодотворная политика была свернута.
  • Россия добилась серьезных успехов на мировой арене. Были устранены последствия Крымской войны, закреплены окончательные границы Российской империи на окраинах. Россия занимает свое место в новой системе складывающихся военно-политических союзов.

Особо напряженная ситуация сохранилась в Польше, где появились многочисленные тайные организации. Современники разделили их на два типа - «красные» (боровшиеся за интересы крестьянства) и «белые» (помещики и крупная буржуазия, выступавшие против решения крестьянского вопроса). Обе партии, тем не менее, объединяло стремление восстановить Польшу в границах 1772 года. Антирусское настроение в польской среде были настолько сильны, что даже инициатива начальника гражданского управления маркиза А.Велёпольского о восстановлении конституции 1815 года была сочтена слишком умеренной национальной программой и не удовлетворяла ни «красных» ни «белых». Маркиз решил при помощи специального рекрутского набора призвать в армию революционно настроенную молодежь, что привело к вооруженному восстанию в конце января 1863года. К маю 1864 года восстание было окончательно подавлено, после чего последние остатки польской автономии были ликвидированы, а название Царства Польского заменено на безликое «Привисленский край». Польские дворяне были лишены права избирать предводителей дворянства, которые теперь назначались из Петербурга. Полякам-католикам было запрещено покупать и арендовать земли в девяти западных губерниях.

При Александре II продолжилась политика, начатая Николаем I по отношению к Кавказским народам. Главнокомандующий кавказской армией А.И. Барячтинский считал необходимым начать активное заселение Кавказа терскми казаками, «чтобы постепенно стеснять горцев и лишать их средств к жизни». Результатом такой политики стало насильственное переселение в Турцию около 100 тысяч черкесов (при этом, однако, на освободившиеся земли переселялись не только казаки и крестьяне, но и греки и армяне, бежавшие от притеснений из Турции).

Однако, существовали и другие мнения относительно решения национального вопроса на Кавказе. Военный министр Д.А. Милютин призывал к проведению более гибкой национальной политики, считая необходимым оставить в неприкосновенности религию, обычаи и образ жизни кавказских народов. В русле этой политики действовало правительство, оказывая поддержку высшему и среднему духовенству. На Кавказе был введен особый суд, который состоял из выборных представителей горных народов решавших дела «в духе народных воззрений».

Изменилось отношение правительства и к еврейскому населению. В 1860-е годы были введены различные льготы, разрешавшие проживание вне «черт оседлости» купцам 1 гильдии, обладателям ученых званий, некоторым категориям ремесленников. Более гибкую политику правительство Александра II стало проводить и к народам Поволжья (политика насильственной христианизации в этом регионе показала свою полную несостоятельность; многие новокрещенные народы возвращались к своим прежним верованиям). Вторая половина XIX века стала для многих из них временем формирования национальной интеллигенции, были заложены основы литературного татарского языка, открыты первые татарские и чувашские школы. В то же время, были уничтожены административно-политическая самостоятельность и национальное самоуправление немецких колоний в Поволжъе и национальная школа в них. Все это вызвало исход немецкого населения из России в Америку.

Атмосфера либеральных реформ способствовала подъему национального самосознания в рядах украинской и белорусской интеллигенции. Но если по отношению к прочим народам правительство допускало определенные послабления. То в Малороссии (Украине) и губерниях Северо-Западного края (Белоруссии) правительство видело исконно русскую часть населения страны и отказывалось признавать самостоятельное существование украинского и белорусского народов, их национального языка и культуры.

Таким образом, правительство Александра II проводило избирательную национальную политику. Но избирательность эта проявлялась лишь в выборе различных методов для осуществления единственной цели - укрепление единой и могучей Российской империи.

В этом же русле действовал и следующий правитель - Александр III, видевший одной из своих главных задач сохранение единства многонационального российского государства.