Особенности развития, роста и строения человека. Структурная организация тела человека Принципы организации тела человека

Прочитайте:
  1. APUD – СИСТЕМА (СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ)
  2. II. Организация хирургической службы в России. Основные виды хирургических учреждений. Принципы организации работы хирургического отделения.
  3. III. Медицинская психология; лечение психических расстройств; организация психиатрической помощи.
  4. IV. Организация и проведение противоэпидемических противохолерных мероприятий
  5. V2: Кости нижней конечности, их соединения. Особенности строения стопы человека. Рентгеноанатомия суствов нижней конечности. Разбор лекционного материала.

Вводная лекция.

Предмет и задачи анатомии, ее место в ряду биологических дисциплин, значение для теоретической и практический медицины.

Современные методы анатомического исследования

Анатомические принципы структурной организации тела человека.

Основные этапы онтогенеза человека.

Анатомия является одной из важнейших медико-биологических дисциплин, поскольку предметом изучения анатомии является человек – самый высокоорганизованный живой организм. В тоже время она является морфологической дисциплиной, так как изучает внешние формы и внутреннее строение всего тела и каждого органа в отдельности. Современная анатомия пытается объяснить причину структуры человеческого тела в связи с его функцией. Вместе с физиологией, анатомия составляет основу или фундамент теоретической и практической медицины.

Название анатомия происходит от слова «анатемно» (греч.) – рассечение, расчленение . Этот термин обусловлен тем, что первоначальным и основным методом добывания фактов был метод анатомирования человеческого трупа.

Изучение анатомии человека обеспечивает необходимые условия для усвоения других дисциплин, необходимых для практической деятельности врача.

На значение анатомии для медицины указывали многие крупные учёные и медицинские деятели.

«Изучайте азы науки, прежде чем пытаться взойти на её вершины, никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего» - Павлов И.П.

«Изучение строения тела человека – первооснова медицины» Гиппократ

«Анатомия – есть наука первая, без неё не может быть врачевания» древнерусская рукопись.

« Самою высшею для меня наградой я почёл бы убеждение, что мне удалось доказать нашим врачам, что а анатомия не составляет, как многие думают, одну только азбуку медицины» -Пирогов Н.И.

« без анатомии нет ни хирургии, ни терапии, а есть только приметы и предрассудки » - Губарев А.П.

В настоящее время для познания строения не только мёртвого, но и живого человека применяются и другие методы:

1) Антропометрия, которая позволяет измерить длину и массу тела, выявить их взаимоотношения, определить пропорции тела, тип конституции;

2) Метод инъекция - заполнение окрашенной массой полостей тела, просветов бронхиального дерева, кровеносных и лимфатических сосудов, полых органов. Он применяется с 16 века. Метод инъекции дополняется последующей коррозией и просветлением органов и тканей;

3) Микроскопический метод появился с изобретением увеличения предметов с помощью лупы и микроскопа. Благодаря этому методу, удалось выявить сети кровеносных и лимфатических капилляров, внутриорганные сплетения сосудов и нервов. Уточнены структуры долек, ацинусов;

4) Рентгеноскопические рентгенографические методы, которые позволяют изучить прижизненную форму и функциональные особенности живого человека. В настоящее время используется компьютерная томография, ЯМР (ядерная магнитно-резонансная рентгенография), спиральная компьютерная томография. Рентгенография часто дополняется применением рентген контрастных веществ;

5) Эндоскопический метод исследования (гастроскопия, бронхоскопия, колоноскопия, лапароскопия, цистоскопия, гистероскопия и др.). Он позволяет увидеть с помощью оптических приборов, вводимых через естественные и искусственные отверстия, окраску, рельеф органов и слизистой оболочки;

Ультразвуковое исследование (эхография), основанное на отражении тканями ультразвука, позволяет определить внешние формы, размеры, толщину стенок исследуемых органов, их внутреннюю структуру.

Структурная организация тела человека.

Структурно-функциональной единицей всего живого, в том числе и человеческого организма, является клетка. В теле человека огромное количество клеток. Каждая разновидность клеток отличается по форме, размерам и внутреннему строению, но каждая из них имеет ядро и цитоплазму, окруженную клеточной мембраной. В цитоплазме клеток находятся органеллы: митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы и другие, а также включения белковых, углеводных, липидных и пигментных гранул. Клетки бывают одноядерные и многоядерные. Клетки образуют ткани.

Ткань – исторически сложившаяся система, состоящая из клеток общего строения, происхождения и функции. Кроме клеток ткань содержит живое промежуточное межклеточное вещество.

В организме различают4 основные ткани: эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную. Каждая из них имеют ряд разновидностей.

Эпителиальная ткань выполняет покровную (пограничную) и выделительную (секреторную) функции.

Эпителий покрывает все тело снаружи (кожу) и выстилает внутренние органы и различные полости нашего тела изнутри (слизистую оболочку пищеварительной трубки, дыхательных путей и мочеполовой системы). Эпителий образует выделительные органы (потовые, сальные, молочные, пищеварительные, слизистые, половые и эндокринные железы).

Для этой ткани характерно то, что она состоит из тесно сложенных друг с другом эпителиальных клеток различной формы, расположенных на базальной мембране.

Между клетками лишь тонкие прослойки склеивающего межклеточного вещества. Различают однослойный и многослойный эпителий, однорядный и многорядный эпителий.

Соединительная ткань имеет механическое значение, образуя твердые опорные ткани, за счет которых построен твердый и мягкий остов человеческого тела. Сюда относятся костная, хрящевая и волокнистая (фиброзная) соединительная ткань. Кровь и лимфа также относятся к соединительной ткани и выполняют трофическую функцию. Главное отличие соединительной ткани – это наличие большего количества промежуточного вещества, состоящего из коллагеновых и эластических волокон и основного аморфного вещества. Коллагеновые волокна отличаются высокой механической прочностью. Эластические волокна обладают способностью к растяжению и возвращению к исходной толщине и длине после прекращения действия этой силы.

Мышечная ткань осуществляет перемещение тела в пространстве, движение крови в сосудах и сокращение стенок внутренних органов. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткани.

Нервная ткань осуществляют связь организма с внешней средой и обеспечивают целостную функцию всего организма. Она состоит из нервных клеток (нейронов) и нейроглии. Из нервной ткани построены головной и спинной мозг, нервы и нервные узлы.

Ткани не существуют изолированно, а вместе участвуют в построении тех или других органов.

Орган – это часть тела, занимающая в организме определенное положение, отличающаяся своеобразной формой, имеющая особое строение и выполняющая присущую ей особую функцию .

Органы тела принято объединять в системы и аппараты.

Система органов – это ряд органов, анатомически и топографически связанных друг с другом, имеющих общий план строения, общее происхождение в фило- и онтогенезе и выполняющих одинаковую функцию.

Описание презентации Лекция Общие принципы строения тела человека. Клетки и по слайдам

Лекция Общие принципы строения тела человека. Клетки и ткани План: 1. Принципы строения тела человека. 2. Клетки. 3. Ткани.

Анатомия от греч. « anatome » — рассечение, расчленение. Анатомия наука о формах, строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия рассматривает строение тела человека, его органов в разные периоды жизни, начиная с внутриутробного периода жизни и до старческого возраста, исследует особенности организма в условиях влияния внешней среды. Анатомия включает разделы: 1. топографическая анатомия; 2. систематическая анатомия; 3. Фукнкциональная анатомия

Термины анатомии Симметричные органы -зеркальное отображение друга. Например: правая и левая рука и т. д. Ассиметричные органы – селезенка слева, печень справа от средней линии. Анатомическая позиция: Вертикальное положение тела, верхние конечности приведены к туловищу, ладони обращены вперед, шея выпрямлена, взор направлен вдаль.

Расположение частей тела и входящих в их состав органов описывается по воображаемы м линиям или плоскостям.

Для обозначения расположения органов по отношению: — К горизонтальной плоскости применяют термины: Краниальный (от лат. Краниум – череп) (верхний) Каудальный (от. Лат. — хвост) (нижний). — Фронтальной плоскости: — Вентральный (лат. Вентрал- живот) (передний) — Дорсальный (лат. Дорсал-спина) (задний) — Боковой-латеральный (дальше от середины) — Средний-медиальный(ближе к середине). — Для обозначения частей конечностей термины: проксимальный (ближе к туловищу), дистальный (дальше от туловища).

Уровни организации человека как живого Молекулярный Клеточный Тканевый Органный Системный Организменный Орган – часть тела, имеющая присущую только ему форму, строение и занимает определенное место в организме и выполняет характерные функции (мышца, печень, глаз и др.). Система органов – органы, имеющие общий план строения, общее происхождение и выполняющие единую функцию. Аппараты органов- органы, имеющие разное строение, происхождение, но связаны выполнением единой функции. Организм — системы и аппараты органов работающие как единое целое.

Системы органов: Костная Мышечная Нервная Пищеварительная Дыхательная Сердечно-сосудистая Мочевыделительная Иммунная Половая Кожа Аппараты: Опорно-двигательный Мочеполовой Эндокринный

Клетка- элементарная единица живого. Свойства живого: -обмен веществ; -наследственность; -изменчивость; -размножение; -развитие и рост; -движение; -раздражимость; -адаптация. КЛЕТКА состоит из цитоплазмы и ядра. Цитоплазма состоит из гиалоплазмы(цитозоля) и органанелл(органоидов). Клетки делят на соматические и половые. Размеры и форма клеток разнообразна.

Ядро состоит из хроматина, ядрышка, кариоплазмы, ядерной оболочки. Функции ядра: хранение и передача генетической информации; реализация генетической информации(синтез белка, регуляция жизнедеятельности клетки) Хроматин – комплекс ДНК и белков (гистонов и негистонов) Хроматин Эухроматин (слабо конденсированный, активный) Гетерохроматин (сильно конденсированный, неактивный) Факультативный (содержит гены, не активные в данной клетке в данное время) Конститутивный (структурный) не содержит геновядроядрышкоэухроматин гетерохроматин

Цитоплазматическая мембрана Мембрана- подвижная текучая структура, состоящая из билипидного слоя (фосфолипиды) и погруженных в него молекул белка. На наружной поверхности – гликокаликс (гликолипиды, гликопротеины) Функции: Барьерная защитная Транспортная Рецепторная Секреторная Образование межклеточных контактов Участвует в движении клетки

Эндоплазматическая сеть- система каналов, и полостей. Два вида: 1. шероховатая(гранулярная) содержит рибосомы 2. Гладкая(агранулярная) нет рибосом. Функции: Синтез белов Синтез и накопление углеводов и жиров Пространственное разделение ферментных систем клетки

Аппарат Гольджи. Сеть мембранных полостей(5 -8), от которых отходят трубочки и пузырьки. Функции: 1. Накопление и химическая модификация веществ, которые синтезируются в ЭПС 2. Транспорт веществ из клетки 3. Образование лизосом

Митохондрии Это двумембранная органелла: наружная мембрана гладкая, внутренняя образует складки. Внутри – матрикс, содержащий жидкость, Кольцевая ДНК, РНК, рибосомы Функция: синтез АТФ

Рибосомы Состоят из 2 -ух субъединиц: малой и большой. По химическому составу: РНК и белки. Рибосомы располагаются свободно в цитоплазме и на мембране ЭПС, ядерной оболочке. Функция: синтез белков.

Клеточный центр состоит из двух центриолей (материнской и дочерней) и центросферы. Состоят из микротрубочек. Формула: (9 х3)+0 Функции: образование веретена деления, лежат в основании ресничек и жгутиков.

Ресничка, жгутик Выросты клетки, окруженные мембраной, способны к передвижению. Состоят из белка – тубулина. Внутри- аксонема (9 х2)+2 Функция: обеспечивают движение.

Ткани – группа клеток и внеклеточного вещества, которые имеют общее происхождение, строение и функции. Виды тканей: Эпителиальные Соединительные Мышечные Нервная

Эпителиальные ткани покрывают поверхности тела, выстилают слизистые оболочки внутренних органов, образуют большинство желез. Функции: барьерная, защитная, выделительная, всасывательная. Разделяют на покровные и железистые. Общие признаки строения: 1. Эпителии состоят из эпителиальных клеток, образующих пласты, лежащие на базальной мембранею 2. Между клетками нет межклеточного вещества, соединяются с помощью специальных контактов. 3. Нет кровеносных и лимфатических сосудов, питание осуществляется через базальную мембрану путем диффузии со стороны соединительной ткани. 4. Обладают способностью быстро восстанавливаться путем митоза. Покровные эпителии подразделяю на однослойные и многослойные. Однослойные: кубические, призматические, плоские и т. д. Многослойные: плоский ороговевающий эпителий, плоский неороговевающий эпителий, переходный эпителий.

Соединительные ткани подразделяют на: 1. Собственно-соединительные ткани: — Рыхлая соединительная ткань; — Плотная соединительная ткань 2. Соединительные ткани со специальными свойствами: жировая, пигментная, ретикулярная, слизистая. 3. Кровь и лимфа 3. Скелетные ткани – хрящевые и костные

Кровь и лимфа Кровь ткань красного цвета, состоит из плазмы (55%) и форменных элементов (45%). Форменные элементы: Эритроциты Лейкоциты(нейтрофилы, базофилы, эозинофилы, лимфоциты, моноциты) Тромбоциты Функции крови: Дыхательная Питательная Защитная Регуляторная Гомеостатическая Иммунная. Лимфа – прозрачная желтоватая жидкость. Состоит из лимфоплазмы и лимфоцитов. Функция: трофическая, иммунная.

Рыхлая соединительная ткань. Эта ткань образует оболочки вокруг органов, сопровождает кровеносные сосуды, заполняет пространство между клетками органов. Основной функцией является создание условий для жизни клеток органов (трофическая, дыхательная, иммунная, регуляторная и другие функции). Рыхлая соединительная ткань состоит из клеток и межклеточного вещества. Клетки РСТ: фибробласты, фиброциты, макрофаги, тучные клетки, лимфоциты, жировые клетки, адвентициальные клетки. Межклеточное вещество состоит из основного (аморфного) вещества и волокон (коллагеновых, эластических, ретикулярных). Волокна образуют трехмерные сети и создают каркас ткани, по ним осуществляется перемещение клеток и веществ.

Плотная соединительная ткань состоит из клеток (фиброциты) и межклеточного вещества (много волокон, мало аморфного вещества). Различают 2 вида: оформленная (сухожилия, связки, капсулы и др.) и неоформленная (дерма кожи).

Костные ткани: ретикулофиброзная, пластинчатая. Костные ткани состоят из клеток(остеогенные, остеобласты, остеоциты, остеокласты) и межклеточного вещества (оссеина и минеральных веществ (фосфаты кальция)

Главная > Учебно-методический комплекс

Основы строения тела человека. Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др.
Клетки многоклеточных организмов образуют ткани - системы сходных по строению и функциям клеток и связанных с ними межклеточных веществ. Ткани интегрируются в более крупные функциональные единицы, называемые органами. Внутренние органы характерны для животных; здесь они входят в состав систем органов (дыхательной, нервной и пр.). Например, система органов пищеварения - полость рта, глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкая кишка, толстая кишка, заднепроходное отверстие. Подобная специализация, с одной стороны, улучшает работу организма в целом, а с другой - требует повышения степени координации и интеграции различных тканей и органов.
Клетка - структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле. На клеточном уровне сопрягаются передача информации и превращение веществ и энергии.
Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая рассматривается в развитии - от момента зарождения до прекращения существования - как живая система. Возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.
Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, в которой создается популяция - надорганизменная система. В этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования. Биогеоценоз - совокупность организмов разных видов и различной сложности организации с факторами среды их обитания. В процессе совместного исторического развития организмов разных систематических групп образуются динамичные, устойчивые сообщества.
Биосфера - совокупность всех биогеоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов.

Молекулярный Начальный уровень организации живого. Предмет исследования – молекулы нуклеиновых кислот, белков, углеводов, липидов и других биологических молекул, т.е. молекул, находящихся в клетке.
Клеточный Изучение клеток, выступающих в роли самостоятельных организмов (бактерии, простейшие и некоторые другие организмы) и клеток, составляющих многоклеточные организмы.
Тканевый Клетки, имеющие общее происхождение и выполняющие сходные функции, образуют ткани. Выделяют несколько типов животных и растительных тканей, обладающих различными свойствами.
Органный У организмов, начиная с кишечнополостных, формируются органы (системы органов), часто из тканей различных типов.
Организменный Этот уровень представлен одноклеточными и многоклеточными организмами.
Популяционно-видовой Организмы одного и того же вида, совместно обитающие в определенных ареалах, составляют популяцию. Сейчас на Земле насчитывают около 500 тыс. видов растений и около 1,5 млн. видов животных.
Биогеоценотический Представлен совокупностью организмов разных видов, в той или иной степени зависящих друг от друга.
Биосферный Высшая форма организации живого. Включает все биогеоценозы, связанные общим обменом веществ и превращением энергии.

Каждый из этих уровней довольно специфичен, имеет свои закономерности, свои методы исследования. Даже можно выделить науки, ведущие свои исследования на определенном уровне организации живого. Например, на молекулярном уровне живое изучают такие науки как молекулярная биология, биоорганическая химия, биологическая термодинамика, молекулярная генетика и т.д. Хотя уровни организации живого и выделяются, но они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы. Структурной и функциональной единицей живого является клетка – анатомическая основа большинства организмов, включая человека. Комплексы специализированных клеток, характеризующиеся общностью происхождения и сходством, как структуры, так и выполняемых функций, называются тканью. Различают четыре основных типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Эпителиальная тканьпокрывает поверхность тела и полости различных трактов и протоков, за исключением сердца, кровеносных сосудов и некоторых полостей. Кроме того, практически все железистые клетки – эпителиального происхождения. Слои эпителиальных клеток на поверхности кожи защищают тело от инфекций и внешних повреждений. Клетки, выстилающие пищеварительный тракт ото рта до анального отверстия, обладают несколькими функциями: они секретируют пищеварительные ферменты, слизь и гормоны; всасывают воду и продукты пищеварения. Эпителиальные клетки, выстилающие дыхательную систему, секретируют слизь и удаляют ее из легких вместе с задерживаемой ею пылью и другими инородными частицами. В мочевой системе эпителиальные клетки осуществляют выделение и реабсорбцию (обратное всасывание) различных веществ в почках, а также выстилают протоки, по которым моча выводится из организма. Производными эпителиальных клеток являются половые клетки человека – яйцеклетки и сперматозоиды, а весь путь, который они проходят от яичников или семенников (мочеполовой тракт), покрыт специальными эпителиальными клетками, секретирующими ряд веществ, необходимых для существования яйцеклетки или сперматозоида. Соединительная ткань,или ткани внутренней среды, представлена разнообразной по структуре и функциям группой тканей, которые располагаются внутри организма и не граничат ни с внешней средой, ни с полостями органов. Соединительная ткань защищает, изолирует и поддерживает части тела, а также выполняет транспортную функцию внутри организма (кровь). Например, ребра защищают органы грудной клетки, жир служит прекрасным изолятором, позвоночник поддерживает голову и туловище, кровь переносит питательные вещества, газы, гормоны и продукты обмена. Во всех случаях соединительная ткань характеризуется большим количеством межклеточного вещества. Выделяют следующие подтипы соединительной ткани: рыхлую, жировую, фиброзную, эластическую, лимфоидную, хрящевую, костную, а также кровь. Рыхлая и жировая. Рыхлая соединительная ткань имеет сеть из эластичных и упругих (коллагеновых) волокон, расположенных в вязком межклеточном веществе. Эта ткань окружает все кровеносные сосуды и большинство органов, а также подстилает эпителий кожи. Рыхлая соединительная ткань, содержащая большое количество жировых клеток, называется жировой тканью; она служит местом запасания жира и источником образования воды. Некоторые части тела более чем другие, способны накапливать жир, например, под кожей или в сальнике. Рыхлая ткань содержит и другие клетки – макрофаги и фибробласты. Макрофаги фагоцитируют и переваривают микроорганизмы, разрушившиеся клетки тканей, чужеродные белки и старые клетки крови; их функцию можно назвать санитарной. Фибробласты ответственны главным образом за образование волокон в соединительной ткани. Фиброзная и эластическая. Там, где необходим упругий, эластичный и прочный материал (например, для присоединения мышцы к кости или для того, чтобы удержать вместе две соприкасающиеся кости), мы, как правило, обнаруживаем фиброзную соединительную ткань. Из этой ткани построены сухожилия мышц и связки суставов, и представлена она почти исключительно коллагеновыми волокнами и фибробластами. Однако там, где нужен мягкий, но эластичный и крепкий материал, например в т.н. желтых связках – плотных перепонках между дугами соседних позвонков, мы обнаруживаем эластическую соединительную ткань, состоящую в основном из эластических волокон с добавлением коллагеновых волокон и фибробластов. Лимфоидная ткань будет рассмотрена при описании системы кровообращения. Хрящевая. Соединительная ткань с плотным межклеточным веществом представлена либо хрящом, либо костью. Хрящ обеспечивает прочную, но гибкую основу органов. Наружное ухо, нос и носовая перегородка, гортань и трахея имеют хрящевой скелет. Основная функция этих хрящей состоит в поддержании формы различных структур. Хрящевые кольца трахеи препятствуют его спаданию и обеспечивают продвижение воздуха в легкие. Хрящи между позвонками делают их подвижными относительно друг друга. Костная. Кость представляет собой соединительную ткань, межклеточное вещество которой состоит из органического материала (оссеина) и неорганических солей, главным образом фосфатов кальция и магния. В ней всегда присутствуют специализированные костные клетки – остеоциты (видоизмененные фибробласты), рассеянные в межклеточном веществе. В отличие от хряща кость пронизана большим количеством кровеносных сосудов и некоторым числом нервов. С внешней стороны она покрыта надкостницей (периостом). Надкостница является источником клеток-предшественников остеоцитов, и восстановление целости кости – одна из ее основных функций. Рост костей конечностей в длину в детском и юношеском возрасте происходит в т.н. эпифизарных (расположенных в суставных концах кости) пластинках. Эти пластинки исчезают, когда рост кости в длину прекращается. Если рост прекращается рано, образуются короткие кости карлика; если же рост продолжается дольше обычного или происходит очень быстро, получаются длинные кости гиганта. Скорость роста в эпифизарных пластинках и кости в целом контролируется гипофизарным гормоном роста. Кровь – это соединительная ткань с жидким межклеточным веществом, плазмой, составляющей немногим более половины общего объема крови. Плазма содержит белок фибриноген, который при соприкосновении с воздухом или при повреждении кровеносного сосуда образует в присутствии кальция и факторов свертывания крови фибриновый сгусток, состоящий из нитей фибрина. Прозрачная желтоватая жидкость, остающаяся после образования сгустка, называется сывороткой. В плазме находятся различные белки (в т.ч. антитела), продукты метаболизма, питательные вещества (глюкоза, аминокислоты, жиры), газы (кислород, углекислый газ и азот), разнообразные соли и гормоны. В среднем у взрослого мужчины около 5 л крови. В красных кровяных клетках (эритроцитах) содержится гемоглобин – железосодержащее соединение, имеющее высокое сродство к кислороду. Основная часть кислорода переносится зрелыми эритроцитами, которые из-за отсутствия у них ядра живут недолго – от одного до четырех месяцев. Они образуются из ядерных клеток костного мозга, а разрушаются, как правило, в селезенке. В 1 мм 3 крови женщины около 4 500 000 эритроцитов, мужчины – 5 000 000. Миллиарды эритроцитов ежедневно заменяются новыми. У обитателей высокогорных районов содержание эритроцитов в крови повышено как адаптация к меньшей концентрации в атмосфере кислорода. Число эритроцитов или количество гемоглобина в крови снижено при анемии Белые кровяные клетки (лейкоциты) лишены гемоглобина. В 1 мм 3 крови в среднем содержится примерно 7000 белых клеток, т.е. на одну белую клетку приходится около 700 красных клеток. Белые клетки разделяют на агранулоциты (лимфоциты и моноциты) и гранулоциты (нейтрофилы, эозинофилы и базофилы). Лимфоцитам (20% всех белых клеток) принадлежит решающая роль в образовании антител и других защитных реакциях. Нейтрофилы (70%) содержат в цитоплазме ферменты, разрушающие бактерии, поэтому их скопления обнаруживаются в тех участках тела, где локализуется инфекция. Функции эозинофилов (3%), моноцитов (6%) и базофилов (1%) тоже в основном носят защитный характер. В норме эритроциты находятся только внутри кровеносных сосудов, но лейкоциты могут покидать кровяное русло и возвращаться в него. Продолжительность жизни белых клеток – от одного дня до нескольких недель. Образование кровяных клеток (гемопоэз) – сложный процесс. Все клетки крови, а также тромбоциты происходят из стволовых клеток костного мозга. Мышечная ткань. Мышцы обеспечивают передвижение организма в пространстве, его позу и сократительную активность внутренних органов. Способность к сокращению, в какой-то степени присущая всем клеткам, в мышечных клетках развита наиболее сильно. Выделяют три типа мышц: скелетные (поперечнополосатые, или произвольные), гладкие (висцеральные, или непроизвольные) и сердечную. Скелетные мышцы. Клетки скелетных мышц представляют собой длинные трубчатые структуры, число ядер в них может доходить до нескольких сотен. Их основными структурными и функциональными элементами являются мышечные волокна (миофибриллы), имеющие поперечную исчерченность. Скелетные мышцы стимулируются нервами (концевыми пластинками двигательных нервов); они реагируют быстро и контролируются в основном произвольно. Например, под произвольным контролем находятся мышцы конечностей, тогда как диафрагма зависит от него лишь опосредованно. Гладкие мышцы состоят из веретенообразных одноядерных клеток с фибриллами, лишенными поперечных полос. Эти мышцы действуют медленно и сокращаются непроизвольно. Они выстилают стенки внутренних органов (кроме сердца). Благодаря их синхронному действию пища проталкивается через пищеварительную систему, моча выводится из организма, регулируются кровоток и кровяное давление, яйцеклетка и сперма продвигаются по соответствующим каналам. Сердечная мышца образует мышечную ткань миокарда (среднего слоя сердца) и построена из клеток, сократительные фибриллы которых имеют поперечную исчерченность. Она сокращается автоматически и непроизвольно, подобно гладким мышцам. Нервная тканьхарактеризуется максимальным развитием таких свойств, как раздражимость и проводимость. Раздражимость – способность реагировать на физические (тепло, холод, свет, звук, прикосновение) и химические (вкус, запах) стимулы (раздражители). Проводимость – способность передавать возникший в результате раздражения импульс (нервный импульс). Элементом, воспринимающим раздражение и проводящим нервный импульс, является нервная клетка (нейрон). Нейрон состоит из тела клетки, содержащего ядро, и отростков – дендритов и аксона. Каждый нейрон может иметь много дендритов, но только один аксон, у которого бывает, однако, несколько ветвей. Дендриты, воспринимая стимул от разных участков мозга или с периферии, передают нервный импульс на тело нейрона. От тела клетки нервный импульс проводится по одиночному отростку – аксону – к другим нейронам или эффекторным органам. Аксон одной клетки может контактировать либо с дендритами, либо с аксоном или телами других нейронов, либо с мышечными или железистыми клетками; эти специализированные контакты называются синапсами. Аксон, отходящий от тела клетки, покрыт оболочкой, которую образуют специализированные (шванновские) клетки; покрытый оболочкой аксон называют нервным волокном. Пучки нервных волокон составляют нервы. Они покрыты общей соединительнотканной оболочкой, в которую по всей длине вкраплены эластические и неэластические волокна и фибробласты (рыхлая соединительная ткань). В головном и спинном мозгу присутствует еще один тип специализированных клеток – клетки нейроглии. Это вспомогательные клетки, содержащиеся в мозгу в очень большом количестве. Их отростки оплетают нервные волокна и служат для них опорой, а также, по-видимому, и изоляторами. Кроме того, они имеют секреторную, трофическую и защитную функции. В отличие от нейронов клетки нейроглии способны к делению.Возрастные изменения, происходящие в организме. Рост – количественный процесс, в результате чего происходит увеличение числа клеток или увеличение самих клеток. В процессе роста увеличиваются телесная масса и антропометрические показатели.Рост – реализация естественной потребности организма в достижении взрослого состояния, когда делается возможным продолжение рода. Задержка роста при неблагоприятных условиях среды в один период жизни (болезнь, недостаток питания) сменяется убыстрением роста при улучшении экзогенных условий в другой период. К экзогенным факторам, оказывающим влияние на рост и развитие организма, относятся социально-экономические, психологические, климатические, экологические.Развитие – это количественные и качественные изменения, происходящие в организме человека, приводящие к формированию новых и совершенствованию существующих функциональных систем.Развитие – сложный процесс, состоящий из трех функций: роста; дифференцировки (когда клетки приобретают специфическую структуру – например, мышечную, нервную, т.е. приобретают признаки для данных клеток) и формообразования.Различают физическое развитие и соматическое – уровень половой зрелости, которая определяется по появлению вторичных половых признаков и по степени их развития.Процессы роста и развития организма начинаются со слияния двух половых клеток и продолжаются после рождения ребенка. Их окончательное формообразование заканчивается к 22 годам. Соматическое развитие протекает гетерохронно (неравномерно), когда периоды интенсивного роста сменяются периодами дифференцировки.Акселерация – процесс интенсивной реализации генетической программы под влиянием факторов среды. Традиционно акселерацию рассматривают в двух средах: вертикальной – вековая, эпохальная, групповая, и горизонтальной – внутригрупповая, индивидуальная (до 20% в каждом поколении). У детей с врожденным ускоренным развитием часто наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, кариес, повышение АД.Патологические сдвиги не являются следствием акселерации, а порождены теми же факторами, что и сама акселерация.Существует много теорий, объясняющих явление акселерации. Одни ученые связывают акселерацию с воздействием электромагнитных волн, другие – с усилением ультрафиолетового излучения: дети больше подвергаются солнечной радиации (гелиогенная теория), третьи – с космической радиацией. Алиментарная теория связывает акселерацию с увеличением количества белка, потребляемого с пищей, нутригенная – с потреблением минеральных солей, а теория гетерозиса – удачным сочетанием генов в результате смешанных браков.Акселерация оказывает положительное влияние на рост и развитие, обеспечивая:а) гармоничность физического развития, а именно соблюдение пропорции тела;б) гармоничность соматического и функционального развития, когда происходит высокое внешнее развитие и высокое развитие функциональных систем и органов;в) гармоничность биологическую и социальную.Негармоническая акселерация может отрицательно сказаться на уровне развития ребенка. Так, у детей-акселератов часто развитие внутренних органов, прежде всего сердце и сосуды, отстает от соматического развития. При этом могут возникать предпатологии. Варианты развития этих органов: сердце отстает от увеличения длины и массы тела, а сосуды– от развития сердца.Дети-акселераты имеют избыточную массу, у них в крови содержится холестерин, они предрасположены к атеросклерозу и раковым заболеваниям. Более раннее половое созревание приводит к юношеской гипертрофии. В связи с явлением социальной акселерации и более раннем начале обучения приобретают важное значение проблемы школьной зрелости, а именно морфофункционального и психоэмоционального уровня развития ребенка.Организация человека, как и животных, проходит определенный жизненный цикл – «онтогенез». Онтогенез (от греч. ontos – особь, genesis –происхождение и развитие) – процесс развития индивидуального организма с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти.Часть онтогенеза протекает внутриутробно (антенатальный или пренатальный онтогенез), большая же часть – охватывает период от рождения до смерти (постнатальный онтогенез). В течение онтогенеза увеличивается масса и размеры тела и отдельных органов. Наряду с этим происходят качественные изменения, т.е. развитие отдельных физиологических систем и целостного организма. Именно в процессе развития осуществляется постепенная реализация наследственной информации, которая была заложена при оплодотворении. Эти изменения имеют первостепенное значение для формирования организма детей и подростков.На всех этапах онтогенеза основой жизни является обмен веществ и энергии. Нормальное протекание обменных процессов и функционирование живых клеток возможно только при наличии постоянства химического состава и физико-химических свойств среды обитания клеток – крови, тканевой жидкости. Совокупность этих жидкостей организма была названа К. Бернаром «внутренней средой». Способность организма поддерживать относительное постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды, а также важнейших функций организма была названа У. Кенном «гомеостазом» (от греч. homoios – одинаковый, stasis – состояние).В основе гомеостаза лежит саморегуляция функций. Это означает, что всякий сдвиг свойств и состава внутренней среды активирует деятельность физиологических механизмов, нормализующих обмен веществ и энергии, рост и развитие, реализация генетической программы, гомеостаз, а также взаимодействие отдельных частей организма не могли бы осуществляться, если бы не функционировала нейроэндокринная регуляция процессов жизнедеятельности.На ранних этапах внутриутробного онтогенеза функцию регуляции выполняют химические вещества, образующиеся в развивающихся клетках. Они необходимы как для стимуляции размножения клеток, так и для осуществления межклеточных контактов. Такой вид химической связи сохраняется в течение всей жизни, он играет роль в регуляции на местном тканевом уровне.Однако действие этих регуляторов пространственно ограничено и не может обеспечить координированную деятельность различных органов. По своей сути это эволюционно более древний способ биологического контроля. На более поздних этапах внутриутробного развития появляются специализированные органы – железы внутренней секреции, или эндокринные железы.Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный период охватывает все детство, характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития и функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой.Периодизация развития детского организма включает в себя период новорожденности (1-10 дней), грудной (10 дней – 1 год), раннее детство (1-3 года), первое детство (4-7 лет). Это наиболее распространенная схема возрастной периодизации жизненного цикла человека (1965г.). Переход от одного возрастного периода к другому обозначают критическим периодом.Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу с учетом особенностей мальчиков и девочек. Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, делится на два периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Первый продолжается от момента зачатия и формирования зиготы до рождения; второй - от момента рождения и до смерти. Пренатальный период в свою очередь подразделяется на три периода: начальный, зародышевый и плодный. Начальный (предимплантационный) период у человека охватывает первую неделю развития (с момента оплодотворения до имплантации в слизистую оболочку матки). Зародышевый (предплодный, эмбриональный) период - от начала второй недели до конца восьмой недели (с момента имплантации до завершения закладки органов). Плодный (фетальный) период начинается с девятой недели и длится до рождения. В это время происходит усиленный рост организма. Постнатальный период онтогенеза подразделяют на одиннадцать периодов: 1-й - 10-й день - новорожденные; 10-й день - 1 год - грудной возраст; 1-3 года - раннее детство; 4-7 лет - первое детство; 8-11 лет - второе детство; 12-16 лет - пубертатный период; 17-21 год - юношеский возраст; 22-35 лет - первый зрелый возраст; 36-60 лет - второй зрелый возраст; 61-74 года- пожилой возраст; с 75 лет - старческий возраст, после 90 лет - долгожители. Завершается онтогенез естественной смертью. Пренатальный период онтогенеза начинается с момента слияния мужских и женских половых клеток и образования зиготы. Зигота последовательно делится, образуя шаровидную бластулу. На стадии бластулы идет дальнейшее дробление и образование первичной полости - бластоцеля.Затем начинается процесс гаструляции, в результате которого происходит перемещение клеток различными способами в бластоцель, с образованием двухслойного зародыша. Наружный слой клеток называется эктодерма, внутренний - энтодерма. Внутри образуется полость первичной кишки - гастроцель. Это стадия гаструлы. На стадии нейрулы образуются нервная трубка, хорда, сомиты и другие эмбриональные зачатки.Нужно отметить стадии полового созревания по Дж. Теннеру. В пубертатном возрасте с его мощными биологическими детерминантами телесная организация и генитальная морфология претерпевают специфическое развитие. Стадиальность этого развития по Теннеру оценивается по следующим критериям:I стадия. Девочки: молочные железы не развиты, сосок приподнимается, полового оволосения нет. Мальчики: детский половой член и мошонка при отсутствии полового оволосения.II стадия. Девочки: молочные железы набухают, увеличивается диаметр ареол, вдоль половых губ – начальный рост слабо пигментированныхи прямых волос. Мальчики: увеличиваются яички и мошонка (половойчлен еще не увеличивается), у основания полового члена начинается ростслабо пигментированных прямых, длинных и редких волос.III стадия. Девочки: молочные железы и ареолы увеличиваются, ноконтуры их не разделяются; волосы темнеют, грубеют, завиваются и распространяются за пределы лонного сочленения. Мальчики: продолжаетсяувеличение яичек и мошонки, половой член увеличивается в длину; волосы грубеют, темнеют, завиваются и распространяются за пределы лонногосочленения.IV стадия. Девочки: ареола и сосок приподнимаются, образуя бугорок; женский тип полового оволосения, не занимающего всей поверхности лобковой области. Мальчики: продолжается рост яичек и мошонки,половой член растет в основном в диаметре; оволосение мужского типа,пока не занимающее всей поверхности лобковой области.V стадия. Девочки: ареола перестает выступать над поверхностьюмолочной железы, которая достигает взрослого оформления; половое оволосение занимает всю лобковую область. Мальчики: взрослые по форме иразмерам гениталии, половое оволосение занимает всю лобковую область.С началом полового созревания мальчиков и девочек ко всем трудностям подросткового возраста добавляется еще одна – проблема их полового воспитания. Естественно, что оно должно быть начато еще в младшемшкольном возрасте и представлять собой лишь составную часть единоговоспитательного процесса. Необходимо формировать у детей и подростков правильные представления о сущности процессов полового развития, воспитывать взаимное уважение между мальчиками и девочками и их правильные взаимоотношения. У подростков важно сформировать правильные представления о любви и браке, о семье, ознакомить их с гигиеной и физиологией половой жизни.Таким образом, половое воспитание детей и подростков должно быть обязательной составной частью их воспитания в семье и школе.Возраст - это критерий зрелости организма. Зрелость оценивается по физическим показателям, психологической адекватности, социальному опыту, обученности, и гражданской ответственности. Незрелость обнаруживается в период роста и развития. Дефицит в критериях зрелости указывает: 1) на ретардированность - задержку роста и развития, 2) инфантильность - психологическое и социальное отставание, 3) педагогическую запущенность - слабую школьную успеваемость, 4) на отклоняющееся поведение - гражданскую незрелость, безответственность. Возраст оценивается по сумме показателей.Календарный возраст - это формализованный возраст, указывающий на дату рождения и количество прожитых лет. Этот критерий не дает представления об индивидуальных возможностях и потенциале организма.Биологический возраст отражает зрелость организма на анатомическом, физиологическом и функциональном уровне. Биологический возраст - базовый показатель, определяющий потенциал организма при различных видах нагрузки. При оценке биологического возраста различают три его типа: акселерантный, медиантный, ретардантный. Акселерация указывает на ускоренное развитие по сравнению со стандартными показателями календарного возраста. Медианты - соответствие стандартно-календартным параметрам. Ретардированность оценивается по задержке роста и развития на фоне сверстников.Психологический возраст раскрывает зрелость личности на уровне сознания и самосознания с устойчивыми чертами характера. Психологический возраст определяется по адекватности восприятия и поведения, самооценке, оценке окружающего мира и людей, умению организовывать свою деятельность.Социальный возраст оценивается по статусу в общественной жизни и ролевой функции в семье, обществе и государстве. Показателем социального возраста служат владение этическими, моральными и нравственными нормами. Социальный возраст сопряжен с образованием.Школьный возраст подразумевает готовность и способность ребенка обучаться по стандартной программе школьного образования в соответствии с годом обучения.По мере взросления ребенок наращивает свой потенциал, но темпы взросления зависят от интеграции всех возрастных аспектов (биологического, психологического, социального, гражданского, школьного). Точкой отсчета и коррекционной ориентацией служит календарный возраст.
  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (81)

    Подготовка специалиста, осознающего высокую социальную значимость профессии, обладающего мотивацией к ответственному выполнению профессиональной деятельности, способностью к корректному и адекватному восприятию лиц с ограниченными

  2. Программы вступительных испытаний*, проводимых Кубгу самостоятельно Программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ»

    Программа

    Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ», «Теория функций комплексного переменного» и «Функциональный анализ»

  3. Основная образовательная программа

    1.1. Цель (миссия) ООП – подготовка конкурентоспособного профессионала, готового к педагогической деятельности в системе среднего общего, профессионального, дополнительного образования и способного к дальнейшему профессиональному

дисциплин. Значение анатомии для медицины. Анатомия человека (от греч. anatemno - рассекаю) – наука, изучающая строение и форму человеческого тела и составляющих его органов в связи с их функциями и развитием. Она относится одному из важнейших разделов биологических наук морфологии. Задачами анатомии как науки являются установление и описание формы, строения, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Анатомия изучает также взаимозависимость строения, формы органов и их функции, выявляет закономерности конструкции тела в целом и составляющих его частей.

Анатомия, представляет собой один из разделов морфологии, связана общностью научных интересов с рядом других наук, например с гистологией, цитологией, молекулярной биологией, эмбриологий, сравнительной анатомии, антропологий и др.

Анатомия человека вместе с физиологией составляет теоретическую основу медицины, так как знание строения и функции организма человека необходимо для понимания изменений, вызванных болезнью. В связи с этим одним из важных направлений является прикладная, или клиническая, анатомия, разрабатывающая анатомические проблемы теоретической и практической медицины. Прикладная анатомия может быть хирургической, стоматологической, нейрохирургической и т.д. В зависимости от плана изложения анатомии человека выделяют систематическую, топографическую, пластическую анатомию. Систематическая – описывает строение, форму, положение, взаимоотношения и развитие органов по системам. Топографическая - приводит данные о строении тела, положении и взаимоотношениях органов по областям тела послойно. Пластическая – сообщает сведения о статике и динамике внешних форм тела человека.

2. Методы анатомического исследования. Анатомия располагает большим выбором различных методов исследования строения чел-го тела. Выбор метода зависит от задачи исследования. Старейший метод препарирования (рассечения), применяется при изучении внешнего строения и топографии крупных образований. Метод инъекции часто сочетается с рентгенографией, если инъецированная масса задерживает рентгеновские лучи; с просветлением, когда объект после специальной обработки делается прозрачным, а инъецированные сосуды или протоки делаются контрастным, непрозрачным. Расположение к.-л. органа по отношению к др анатомическим образованиям исследуют на распилах замороженного тела, получившие название пироговские срезы. Гистотопографический метод – срезы толщиной неск-ко мкм обработанные гистологическими красителями. По серии гистологических срезов и гистотопограмм можно восстановить изучаемое образование на рисунке или объемно, такое действие представляет собой графическую или пластическую реконструкцию. Для решения ряда анатомических задач применяются гистологические и гистохимические методы, когда объект исследования м.б. обнаружен при увеличениях, позволяющих производить микроскопию. При сканирующей электронной микроскопии получается объемное изображение объекта исследования при малых и больших увеличениях.

3. Основные методологические принципы анатомии: единство организма и Среды, целостность организма, единство строения и функции в индивидуальном и историческом развитии и т.д. Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Задача анатомии - изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систематический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека - индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия - не только наука аналитическая, но и синтетическая.

4. Основные этапы развития человеческого организма. Критические периоды развития. Индивидуальное развитие. Процесс внутриутробного развития человеческого организма изучает особая наука – эмбриология, благодаря которой стало возможным вскрыть механизмы образования органов и тела человека в целом, выявить пути совершенствования структуры живых существ. История развития индивида как особи в течение всей его жизни составляет понятие онтогенеза (onthos – особь), делится на два периода: а)внутриутробный - продолжается от момента зачатия и состоит из 2 фаз: эмбриональный (первые 2 мес.) и фетальный.

б) постнатальный – делится от рождения до смерти индивида.

В момент зачатия мужская половая клетка – сперматозоид проникает в женскую – яйцеклетку, в результате чего возникает оплодотворенное яйцо – зигота. Она подвергается клеточному делению – дроблению, при котором из одного оплодотворенного яйца образуется множество мелких клеток – бластомеров, формирующих многоклеточную бастулу. Следующая стадия развития – гаструляция – путем деления и дальнейшего перемещения клеток происходит обособление внутреннего зародышевого листка, из которого развивается энтодерма, наружного зародышего листа, идущего на построение эктодермы, мезодермы и хорды, желточного и амниотического пузырьков. Эти пузырьки дают начало внеэмбриональным органам. В конце гаструляции в зародыше можно увидеть осевой комплекс зачатков.

Следующая стадия развития – обособление тела зародыша и формирование зачатков органов.

Последняя стадия эмбриогенеза начинается анатомическое формирование органов и гистологическая дифференцировка составляющих их тканей. Процессы органогенеза рассматриваются при описании отдельных систем органов.

Тело продолжает развиваться, и после рождения человека: растет, изменяется строение и форма органов, их положение и взаимоотношение. Изучение закономерностей анатомического изменения человеческого организма после рождения относится к возрастной анатомии, являющейся одним из направлении анатомии. Существуют индивидуальные различия в строении, форме, положении органов у людей одной и той же возрастной группы. Это обусловлено двумя процессами. С одной стороны, индивидуальные особенности строения тела связаны с тем, что процесс внутриутробного развития протекает по-разному у различных особей в отношении как уровней закладки, скорости развития органов, так и времени их формирования. С другой стороны, индивидуальные различия в строении тела обусловлены влиянием процессов развития органов после рождения, которые зависят от условий жизни данного человека.

Эмбриогенез - развитие животного организма, происходящее в яйцевых оболочках вне материнского организма или внутри него с момента активации яйца или оплодотворения до вылупления или рождения.

5. Понятие об органе, системе органов, аппарате. Организм как целостная система. Орган – целостное образование, имеющее определенные, присущие только ему форму, строение, функцию, развитие и положение в организме. Система органов – совокупность однородных органов, сходных по своему общему строению, функции и развитию. Аппарат органов – функциональное объединения разнородных органов.

Организм – живая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению. Это обеспечивается: структурным соединением всех частей организма; связью всех частей организма при помощи жидкостей и нервной системы; единством вегетативных и анимальных процессов в организме; единством психического и соматического.

6. Оси и плоскости в анатомии. Линии и области, условно проводимые на поверхности тела, их значение для определения проекций органов на кожные покровы (примеры). Три плоскости: 1) сагиттальная (срединная плоскость) – вертикальная плоскость, посредством которой мы мысленно рассекаем тело в направлении пронизывающей его стрелы спереди назад и вдоль тела, деля таким образом тела на 2 симметричные половины – правую и левую; 2) фронтальная – вертикальная плоскость, под прямым углом к сагиттальной, параллельной лбу, деля тело на передний и задний отделы; 3) горизонтальная – горизонтальная, проходит под прямым углом к сагиттальной и фронтальной плоскостям, делит тело на верхний и нижний отделы.

Обозначение положения отдельных точек: медиальный – то, что располагается ближе к срединой линии; латеральный – то, что лежит дальше от срединной плоскости. Проксимальный – то, что лежит ближе к месту начала конечности у туловища, дистальный – то, что лежит дальше.

Для ориентирования на поверхности груди пользуются проведением вертикальных линий: передняя срединная линия, грудинная линия, среднеключичная (сосковая) линия, окологрудинная линия, передняя подмышечная линия, средняя и задняя подмышечные линии, лопаточная линия.

Живот с помощью двух горизонтальных и двух вертикальных линий делят на 9 областей: надчревье, подреберье, пупочная область и боковая область живота (чревье), лобковая и паховые области (подчревье). Области спины: позвоночная, лопаточная, подлопаточная и дельтовидная.

7. Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения. Аномалии. Выделяют 3 типа телосложения: 1) долихоморфный – выше среднего роста, относительно короткое туловище, малая окружность груди, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза; 2) брахиморфный – средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, большая окружность груди, относительно широкие плечи, короткие нижние конечности, большой угол наклона таза; 3) мезоморфный – средний, промежуточный тип телосложения.

Норма – равновесие, достигаемое благодаря определенным морфологическим и функциональным особенностям организма, а соответствующее ему строение тела – нормальное. Т.к. различные факторы внешней и внутренней среды влияют на организм, то строение его отдельных органов и систем варьирует, но эта вариабельность в норме не нарушает установившегося равновесия со средой.

Аномалия – это отклонения от нормы, выраженные в различной степени, т.ж. имеется разновидность, одни являются результатом неправильного развития и не отражаются на функциях, другие сопровождаются расстройством функций организма или отдельных органов или приводят к его полной нежизнеспособности.

8. Краткий очерк истории анатомии. Краткий очерк истории анатомии. Анатомия является одной из древнейших наук. Материальные памятники культуры человека свидетельствует об очень раннем появлении анатомических сведений.Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Др. Греции. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) - древнегреческий врач, реформатор античной медицины. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».Ему принадлежит ряд трудов по анатомии и медицине «Гиппократовы сборники».

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – великий древнегреческий мыслитель. Оставил многочисленные труды: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др.

Герофил (в 340 г. до н.э.) – Он объединил существование анатомические сведения и описал неизвестные для него желудочки мозга и его оболочки, сосудистые сплетения, венозные пазухи твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, предстательную железу, семенные пузырьки и др.

В средние века много внимания уделялось комментариям трудов Гиппократа и Галена. В этот период выделяется деятельность Ибн Сины,или, как его называли в Европе, Авиценны, - величайшего врача и ученого Востока.

Абу Али Ибн Сина (980-1037 гг. н.э.) ученый, врач. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и визиром при разных правителях. Главные его труд - энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).

В 17 веке в анатомии было сделано несколько крупных открытий. В 1628 г. В.Гарвей (1578-1657) описал большой и малый круг кровообращения, а также основные его законы, положив начало функциональному направлению в анатомии. Г.Азелли описал лимфатические сосуды кишечника, И.Ван Горн обнаружил грудной лимфатический проток, М.Мальпиги открыл кровеносные капилляры.

Важнейшие из них:

1) Закон исторического развития, заключается в том, что все нынеживущие организмы независимо от уровня их организации и местообитания прошли длительный путь своего исторического развития (филогенез );

2) Закон единства и организма и среды. Сеченов. Гласит, что организм без внешней среды, которая поддерживает его существования, невозможен.

3) Закон целостности и неделимости, гласит, что каждый организм является единым целым и неделимым, в котором все его части находятся в тесной генетической, морфологической, функциональной взаимосвязи и взаимозависимости;

4) Закон единства формы и функции. Каждый орган в организме обладает несколькими функциями, из которых в ходе исторических преобразований только одна получает преобладающее значение, а другие исчезают. При всех этих преобразованиях в одинаковой степени участвуют и строение органа и его функциональные отправления, т.е. форма и функция образуют неразрывное целое.

5) Закон гомологичных рядов, заключает в том, что, чем ближе генетические виды, тем точнее и резче проявляется сходство рядов морфологических и физиологических признаков. Является основой сравнительной анатомии.

6) Закон экономии места и материала. Все органы и системы в организме построены так, что при минимальной затрате «строительного материала» они способны выполнять максимальную работу.

7) Закон наследственности и изменчивости.

8) Основной биогенетический закон. Анатомия изучает организм в течение всей жизни, т.е. от оплодотворения до смерти (онтогенез). Онтогенез – индивидуальное развитие организма. 2 этапа: 1) пренатальный (от момента оплодотворения до рождения); 2) постнатальный (после рождения до смерти). Пренатальный период имеет 3 периода: зародышевый, предплодный и плодный. Постнатальный включает 6 периодов: неонатальный, молочный, ювенальный (возрастной), период полового созревания, период морфофункциональной зрелости и герантологический период.

Основные законы (принципы) строения организма:

1) Биполярность (одноосность) – наличие двух противоположных полюсов тела (головы –краниальное направление; хвоста – каудальное направление);

2) Сегментарность (метамерия) – тело разделено на отдельные метамеры (участки = сегменты), которые повторяются один за одним вдоль продольной оси. Это позволяет облегчить изучение скелета или какой-либо системы.

3) Антимерия (двусторонняя симметрия = биллатериальная) – зеркальное сходство правой и левой половины тела, т.е. тело животного вдоль продольной оси делится срединной плоскостью (planum medianum). Органы расположенные по обе стороны от этой плоскости называются антимерами (почки, легкие). Не только органы, так же конечности, височные кости, верхнечелюстные кости и т.д. Непарные органы и кости как правило лежат в срединной плоскости и ею разбиваются на 2 одинаковые половины. Пример: затылочная кость, язык, спинной мозг, головной мозг, все позвонки.

4) Закон трубкообразного построения . Все системы и аппараты животных развиваются в виде трубки (нервная, пищеварительная, выделительная). Результат отражения закона экономии места и материала.

Остеология – наука о костях. Общая характеристика аппарата движения. Костная система. Строение костей и их классификация.

Аппарат движения включает скелетную (пассивную) часть и мышечную (активную) часть. Обе части аппарата движения имеют общее происхождение из среднего зародышевого листка (мезодермы) и тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Костная система (скелет животного), функции которого заключаются в следующем:

1) Механическая функция:

a. Являются прочным остовом тела, выполняя надежную защиту и нормальное функционирование всех органов (спинной мозг, головной мозг, легкие, сердце);

b. Скелет – это система рычагов, которая обеспечивает динамику и статику;

2) Биологическая функция.

a. В костях депо минерализации (кальций, фосфор).

b. Служит вместилищем костного мозга (функция кроветворения)

Каждый скелет имеет свои отличительные признаки. По отдельным костям можно сказать о возрасте, минерализации и т.д.

Количество костей варьирует от 200 до 280.

Масса костей по отношению к массе тела 7-15%. На скелет конечностей – 50%, туловище – 30% , голова – 20%. 1/3 – скелет грудной конечности, 2/3 – грудная конечность.

Химический состав и физические свойства костей . В свежих костях 50% воды, 15% жира, 12% - органика, 23% - неорганика. На грудину – 30% жира. Молодые кости мягкие и эластичные, т.к. содержат больше органических веществ (оссеин, обеспечивает костям гибкость и эластичность). В старости минеральных веществ больше, кости становятся менее эластичные и более хрупкие.

Строение кости как органа . Васкуляризация (кровоснабжение). Снаружи кость покрыта надкостницей (periosteum ), имеет 2 слоя: 1) поверхностный (волокнистый слой), состоит из плотной соединительной ткани и богат кровеносными сосудами и нервами, поэтому кость в организме имеет слаборозовую окраску и очень чувствительна. Этот слой особенно развит там, где крепятся связки и сухожилия. 2) внутренний (камбиальный) слой. Имеет более нежное строение, беден сосудами, но имеет много остеобластов за счет которых в молодых костях идет рост в ширину, а во взрослом организме восстановление дефектов и сращение после переломов.

Под надкостницей располагается компактное вещество.

Сентября

Компактное вещество, которое одевает кость, единица – остеон – система легких трубочек, вставленных друг в друга и скрепленных между собой, расположены вдоль силы сжатия, испытываемой при нагрузках. Этот слой наиболее выражен в диафазах, к эпифазам истончается.

Губчатое вещество (substantia spongiosa) из перепончатых костных пластинок? Содержащих мелкие ячейки и заполненные костным мозгом.

Костный мозг (medulla osteon) – красный и желтый. Красный костный мозг в губчатом веществе тела позвонков, ребер, грудины и эпифизов длинных трубчатых костей, в костях основания черепа. Желтый костный мозг в диафизах длинных трубчатых костей, состоит из жировой ткани с частичками кроветворения.

Каждая кость снабжена кровеносными сосудами, которые входят со стороны надкостницы через питательные отверстия (foramen nitricum).

Классификация костей:

1) По происхождению:

a. Первичные (2 стадии развития: соединительно-тканная, костная) (покровные кости черепа – резцовая, верхнечелюстная, носовая, лобная, теменная, межтеменная). Ключица, нижняя челюсть.

b. Вторичные (3 стадии: соединительно-тканная, хрящевая, костная). Большинство костей.

2) По форме:

a. Длинные (os longum)

i. Дугообразные (ребро);

ii. Трубчатые (длина > ширины и толщины). Называются так, потому что в средней части диафиза формируется полость для костного мозга; выполняет функцию рычагов и защитную.

b. Короткие (os breve) длина = ширина. Кости запястья и заплюсны (так, где большая подвижность сочетается с большой нагрузкой, выполняют амортизацию). Сизамовидные кости (коленная чашка)

c. Плоские (os planum) образуют стенки полостей и поясов конечностей. Функция защитная. Имеют просторные поверхности для прикрепления мышц (таз, лопатка, крышка черепа);

d. Смешенные (os irregulare). Позвонки, клиновидная кость.

e. Воздухоносные кости (os pneumaticum). Имеют в теле пазуху, заполненную воздухом (верхнечелюстная, лобная и клиновидная пазухи). Могут сообщаться с носовой полостью.

3) По топографии. Кости шеи, головы, туловища, хвоста – объединяется в осевой скелет. Кости конечностей – периферический скелет.

Фило- и онтогенез скелета. Наиболее примитивное строение внутренний скелет имеет у кишечнополостных, у которых он представлен бесклеточными соединительнотканными перепонками. У членистоногих особое значение приобретает хитиновый скелет, выполняющий защитную функцию и служит для прикрепления мышц. У круглых червей скелет представлен системой пластинок, тяжей или перепонок. У головоногих моллюсков соединительнотканный остов в области головы, спины, основания плавников замещается более плотными структурами, напоминающими хрящ. У ланцетника только хорда имеет более упругое строение, а остальной скелет представлен волокнистой соединительной тканью, которая является предшественницей всем остальным тканям, участвующим в образовании внутреннего скелета позвоночных.

Преобразование перепончатого скелета в хрящевой (хрящевые рыбы) , затем в косный (костистые рыбы, земноводные, птицы и млекопитающие) связано с тем, что животные приспосабливаются к более сложным условиям жизни.

В процессе онтогенеза кости проходят 3 стадии своего развития и формирования. На ранних этапах эмбрионального развития из мезодермы образуется соединительно-тканный или перепончатый остов, представленный перепончатыми костями. Последующие изменения характеризуются постепенным замещением соединительно-тканной основы хрящевой тканью с образованием хрящевой кости. На третьем этапе идет замещение хрящевой ткани на костную, которое может идти двумя путями: или изнутри хрящевой кости (эндохондральный тип окостенения) или с ее поверхности (перихондральное окостенение).

Скелет конечностей представлен двумя парами конечностей (ossa membri thoracia et pelvini). В них выделяют пояс грудной конечности и пояс тазовой конечностей (cingulum…) и скелет свободного отдела.

Плечевой пояс представлен лопаткой (os scapula) и слабовыраженными коракоидом и ключицей. Лопатка плоская, почти треугольной формы. Лежит сбоку грудной клетки косо. Вентрально соединяется с плечом, образуя плечевой сустав. Это самая узкая ее часть. Это примерно 1-2 ребро. Дорзально к холке лопатка расширяется. Все это и косое расположение ее позволяет при быстрых движениях воспринимать сильные толчки от тазовых конечностей. Туловище опирается на лопатку главным образом в участке закрепления вентрального зубчатого мускула (зубчатая шероховатость). Ость лопатки заканчивается акромионом (собака и рогатый скот) и нет его у лошади и свиньи. Степень развитости его зависит от необходимости большей или меньшей отведения конечностей в сторону (абдукция). Чем оно свободнее, тем сильнее выражен акромион соответствующими мышцами. На дорсальном крае есть хрящ, который наиболее выражен у копытных, а у свиней и собак в виде полоски.

Ключица (clavicula) сохранена иногда в виде пластинки в дистальной трети шеи.

Коракоид в виде небольшого отростка находится на надсуставном бугорке лопатки с медиальной стороны. Наиболее выражен у лошадей.

Свободный отдел представлен плечевой костью и называется этот отдел (stylopodium – один луч).

Кости предплечья (локтевая и лучевая) . Называется отдел – zeygopodium – два луча.

Кисть – autopodium.

На тазовой конечности, тазовый пояс представлен парной тазовой костью (2 os coxae = os pelvis). Вентрально обе кости (тазовые) безымянные соединяются симфизом, который в молодом возрасте представлен хрящевой тканью, а затем окостеневает. Таз образуется путем сращения подвздошной, седалищной и лонной костей. На месте сращения видна вертлужная впадина, которая с головкой бедра образует тазобедренный сустав и запертое отверстие для сосудов, нервов и мышц. Тазовые кости, соединяясь вентрально между собой, а дорсально с кретцом образуют тазовую полость (cavum pelvis). Она имеет конусовидную полость с вершиной, направленной каудально, кроме собак (у них каудально расширяется). Боковые стенки таза образуют подвздошные и седалищные кости. Крыша (свод) таза представлен крестцом и первыми хвостовыми позвонками. Дно (основания таза) представлено лонными и седалищными костями.

Свободный отдел тазовой конечности. Зейгоподий – голень (малоберцовая и больше-берцовая), стилоподий – бедро. Автоподий – стопа.

Сентября

Филогенез конечностей

У хордовых исходной формой является мышечная боковая складка в водной среде в дальнейшем редуцируются в парные грудные и брюшные плавники.

У хрящевых рыб плавники располагаеются в горизонтальной плоскости, размер их увеличивается, усиливается хрящевая основа, которые потом преобразуются в скелет поясов конечностей. Постепенно плавники направляются под наклоном, идет замена хряща на косную ткань.

У амфибий в связи с адаптацией к наземному образу жизни, Плавники превращаются в ноги, делятся на пояса и свободные конечности. Основные движения – боковые изгибы туловища и хвоста. В дальнейшем плечевой пояс подразделяется на дорсальный отдел (лопатку) и вентральный отдел (коракоид и ключицу) причем коракоид более развит. Тазовый пояс имеет наиболее развитый вентральный отдел (седалищная и лунная кость), а дорсальный развит слабо.

В дальнейшем дифференциация конечностей стала возможной в связи с поворотом конечности из поперечной плоскости в боковую, отрыва тела от земли и подведение их под туловище. Эти преобразования приводят к большему развитию дорсальных отделов поясов и превращение конечностей в активные органы движения. В нагрудных конечностях, в связи с развитием лопатки редуцируется коракоид и ключица.

Череп (cranium)

2 отдела: головной (carebrale) и лицевой (viscerale)

Граница между лицевым и мозговым отделом это поперечная плоскость проведенная через орбиту. Образовывается 6 непарными и 13 парными костями. В молодом возрасте кости соединяются фиброзно-соединительной тканью в виде швов, которые постепенно окостеневают. Соотношение отделов зависит от развитости зубов и от развития головного мозга.

Функции черепа:

1) Черепа является вместилищем головного мозга и защищает его, образуя черепную коробку с черепной полостью. На голове располагаются органы чувств, которые защищены костной основой:

a. Орбита костная (для глаз). У крупных орбита замкнутая (слезная, скуловая, лобная, височная). У мелких животных орбита не замкнутая;

b. Лабиринт решетчатой кости. Содержит обонятельный анализатор;

c. Каменистая кость. Крепится ушная раковина. Остов равновесно-слухового анализатора;

2) На голове начинается дыхательная трубка и пищеварительная. Через большое затылочное отверстие спинной мозг переходит в головной.

Общая характеристика лицевого отдела черепа. К нему относятся кости, которые служат скелетом носовой и ротоглоточной полости. С поверхности на лицевом черепе различают костные основы различных областей:

1) Костная основа носовой области (region nasalis), располагается дорсально и является продолжением костной основы вперед лобной области;

2) Костная основа резцовой области (резцовая кость);

3) Костная основа щечной области (верхнечелюстная кость основная);

4) Костная основа жевательного мускула (нижнечелюстная кость);

5) Костная основа небной области (резцовая кость, верхнечелюстная и небная). Позади нее открывается вход в глотку и костная основа области хоан .

Лицевой отдел находится впереди снизу по отношению к мозговому отделу и в нем различаются 2 отдела: нижний более длинный – остов полости ротоглотки и верхний более короткий – остов носовой полости. Границей между ними является костное, твердое небо, которое для носовой полости является дном, а для ротовой – крышей. Оба отдела сходятся к резцовой области в тупую верхушку. Особенно это хорошо видно у свиней, которая дополняется хоботной костью (пятачек).

Общая характеристика черепной полости (cavum cranium). Делится на 2 неравномерно развитых отдела: отдел ромбовидного мозга (малый мозг), меньше по объему, вмещает продолговатый и задний мозг; отдел большого мозга служит вместилищем для среднего, промежуточного и конечного мозга. Границей отделов является свисающий костный намет (tentorium osseum) межтеменной кости. На дне черепной полости границей является мышечный бугорок, между телами затылочной и клиновидной костей. В обоих указанных отделах выделяют 2 отдела:

1) Верхняя стенка (= свод = крыша = черепная покрышка = calvaria), которая образуется сзади вперед чешуя затылочной кости, теменная, межтеменная кости, лобные и часть чешуи височной кости; слезная и скуловая лежат на границе мозгового и лицевого отдела. Характерной особенностью крыши черепа является то, что на всей поверхности со стороны мозга находятся пальцевые вдавления (impressionis digitalis) – они являются отпечатками извилин полушарий мозга и мозжечка.

2) Дно мозгового отдела, в состав которого входят тело затылочная и клиновидная кость. Для этих костей характерно то, что их можно отнести к смешенным непарным костям.

Видовые особенности черепа в целом:

Лошадь. Череп сравнительно более или менее легкий с очень развитой лицевой частью и тяжелой нижней челюстью, что связано с питанием животного. Хорошо развита носовая кость и носовая полость, верхнечелюстные пазухи (гайморовы), скуловой гребень, мозговой отдел мал, обтекаемой формы, хорошо развиты височный ямки, орбита замкнутая, большие рваные отверстия, т.к. слабо развит барабанный пузырь. Каменистая кость самостоятельная.

КРС. Череп тяжелый, массивный, угловатый. Черепная покрышка обширная и ровная, по бокам несет мощные роговые отростки. Межтеменная кость смещена назад, на затылочную область. Рваные отверстия щелевидные. Верхняя челюсть не несет резцовых зубов. Нижняя челюсть развита слабо.

Свинья. Череп массивный, клиновидный и как бы «присобран» для рытья рылом (курносый). Имеет сильно расширенную и вогную сзади затылочную область. Черепная покрышка и лицевая часть сверху вогнутые. Мозговой отдел мал, орбита не замкнутая.

Собака. Череп легкий, с развитой мозговой частью, орбита не замкнутая и маленькая слезная кость. Круглая голова, короткая и широкая – брахицефалы; продолговатая голова, длинная и узкая – долихоцефалы; промежуточная форма – мезатоцефалы.

Артрология (синдесмология) – учение о соединении костей.

Типы соединения костей

Непрерывные и прерывные соединения.

Непрерывные соединения (сращения) – наиболее древние по происхождению, и, в основном, встречаются там, где требуется значительная прочность и ограниченная подвижность, обеспечивающая защиту органов, упругость соединения, эластичность и гибкость.

Типы непрерывных соединений:

Фиброзные соединения. Наличие между соединяющимися костями плотной соединительной ткани:

1) Синдесмоз – соединение костей посредством плотной соединительной ткани (простой синдесмоз, когда соединение костей за счет коллагеновой соединительной ткани: межкостные связки и мембраны; эластический , при помощи эластической соединительной ткани: желтые связки);

2) Посредством швов (sutura). Характеризуется той или иной формой краев, соприкасающихся костей: плоский (гладкий = sutura plana: носовая кость); чешуйчатый (sutura squamosa: теменная с височной кости); зубчатый (sutura serrata: носовые кости с лобными); листочковый (sutura foliata, разновидность зубчатого, но отдельные зубцы более глубоко внедряются: крылья клиновидной кости с лобной и теменной костями); расщепленный шов (sutura схиндилезис, острый край одной кости вклинивается в расщепленный край другой: носовой отросток резцовой кости с верхнечелюстной костью).

3) Вкалачивание (gomphosis) – зубы в лунках на верхнечелюстной, нижнечелюстной и резцовых костях.

Хрящевые соединения характеризуются наличием между костями хрящевых прослоек:

1) Синхрондроз – между костями гиалиновый хрящ (реберные хрящи, суставные поверхности всей костей), с возрастом замещается костной тканью;

2) Симфиз – между костями волокнистый хрящ (кости таза, межпозвоночные диски).

Мышечные соединения (synsarcosis) между костями мышечная ткань (лопатка с туловищем).

Костное соединение (synostosis) замещение хрящевой или плотной соединительной ткани на костную.

Прерывные соединения (сочленение) посредством суставов. Встречается там, где нужна значительная подвижность. В каждом суставе обязательно должны присутствовать: суставные поверхности, суставная капсула, суставная полость, суставная (синовиальная) жидкость, заполняющая полость сустава.

В сустав могут входить различные включения: диски, мениски, которые укрепляют сустав и обеспечивают конгруэнтность (совмещение) и обеспечивают строго определенные функции.

Суставные поверхности (facies articularis) покрыты суставным (гиалиновым) хрящем, толщина от 0.2 до 0.5 см, который обеспечивает совмещение. В основном встречается гиалиновый хрящ, иногда может быть волокнистый. А так же обеспечивает скольжение и уменьшение трения (очень упругий).

Суставная капсула (capsula articularis) закрепляясь по краям суставных хрящей образует герметически замкнутую полость. Состоит из 2 слоев: наружного слоя (фиброзного), который выполняет защитную функцию и синовиального слоя, который вырабатывает тягучую жидкость (синовию), которая облегчает скольжение суставных поверхностей, служит питательной средой для суставного хряща и в нее же выделяются продукты обмена веществ хрящевой ткани.

  • I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов
  • II Основные этапы и главные сражения Великой Отечественной войны (2 часа)