Отрывок тютчева есть в осени первоначальной. Есть в осени первоначальной

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Цели и задачи урока:

  • познакомить детей с красотой осеннего пейзажа;
  • раскрыть роль искусства в понимании красоты природы;
  • воспитывать у детей любовь к родному краю, используя произведения живописи, литературы, музыки.

Оборудование урока: интерактивная доска, 23 слайда, рисунки, стихи и сочинения детей.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора…

Русская природа – это часть нашей великой Родины. Вы знаете, что трава зеленая, небо синее, зато луна часто бывает серебристо-белой.

В слове «Родина» собраны все цвета радуги и их оттенки. В нем слышим шелест листьев, полевых цветов и трав, звон колоколов, пение птиц, журчание ручьев. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года.

Сегодня мы проводим обобщающий урок по данной теме.

Вот и кончилось теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц – сентябрь. За этот месяц об этом замечательном времени года мы говорим на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.

Мы читали произведения К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, а также писали свои сочинения и сказки. Учили стихи И. А. Бунина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, К. А. Бальмонта – сочиняли свои четверостишия. Рассматривали репродукции великих художников - рисовали свои рисунки.

2. Работа с текстами.

Дети выборочно зачитывают тексты, а другие ученики дополняют пословицами и поговорками (4 чел.)

Сентябрь

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц – сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Осень-художница

Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья кленов и берёз. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит русская народная пословица.

В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом.

Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю.

По утрам стелются над лесными полянами и речными лугами белые влажные туманы.

В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. «Осень идет и дожди с собой ведет». (Народная пословица.)

В конце месяца бывают заморозки. Лужи покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

В лесу в сентябре радует глаз рябина, ее алые ягоды после первых заморозков становятся слаще. Поэтому и зовут сентябрь «рябинником». В это время созревают на дубах желуди, на орешнике – орехи, на болоте – клюква. В сентябре в лесу пахнет прелью и грибами. На старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят. Прикрытые золотыми, красными и лиловыми листьями прячутся в сухой траве подосиновики, подберезовики, лисички, сыроежки и грузди. «Грибок в кузовок – зимой будет пирожок».

После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы.

В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют корм: охотно клюют ягоды, плоды и зерна.

Собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края журавли, грачи и кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватит. Зовут сентябрь «месяцем птичьих стай».

2 чел. Рассказывают про день осеннего равноденствия, и почему осенью желтеют листья.

День осеннего равноденствия

23 сентября – день осеннего равноденствия. День и ночь равны, они длятся по 12 часов. Поэтому 23 сентября называют днем осеннего равноденствия. После этого ночь становится все длиннее и длиннее, а день заметно уменьшается.

Наступают короткие осенние дни осени: чуть скрылось солнце – и уже надвигается ночь.

Почему осенью желтеют листья

Лист зелен потому, что в нем есть зеленое красящее вещество. Оно придает листу такую окраску.

А почему осенью листья становятся желтыми, красными, фиолетовыми? Зеленое красящее вещество (хлорофилл ) разрушается. А летом оно быстро, легко восстанавливается, и листья остаются свежими, зелеными.

Но вот дни убывают. Света становится все меньше и меньше. Зерна хлорофилла продолжают все так же быстро, как и летом, разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше, и лист бледнеет.

Но в клетках листа есть и другие красящие вещества – желтые, только летом буйная зелень их заглушает.

Теперь же, когда зеленое красящее вещество постоянно разрушается, они выступают ярче. Листья желтеют.

Конкурс «Проба пера».
1) У нас проходил конкурс «Проба пера», на котором вы пробовали сочинять свои строчки. Сейчас мы послушаем некоторых учеников.

Стихотворение Насти Абраменко «Осень».

Люблю я нашу осень!
Она мне свет несет.
И осенью, и осенью
Отправлюсь я в поход.
Найду красивый кустик,
И деревце найду.
Где листья золотые
Багряные растут.
Сорву себе листочков
И в книжке засушу.
И долгою зимою
О лете погрущу.

Бондарев Алеша «Осень»

Осенним днем мы в лес ходили,
Стояла теплая пора.
Даже не верится, что лето
Было почти еще вчера.
И лес стоит еще зеленый,
Грибочки прячутся в траве.
Но скоро сменит лес окраску,
Прольются дождички к земле.
Наступит осень золотая,
И птицы улетят на юг.
И будет отдыхать природа
Под снегопад и завыванье вьюг.

Миляева Алена. «Хрустальный день».

Осень наступила,
Пришел хрустальный день.
Деревья золотые
Стоят во всей красе.
В лесу вдруг стало тихо…
В хрустальной тишине
Трепещут лишь листочки
В неслышном сквознячке…

2) Некоторые дети нашего класса внимательно наблюдали за природой и написали свои сочинения.

Сочинение на тему «Осенняя пора» ученика 3а класса Косарева Владика.

С приходом осени в природе наблюдаются изменения. Они затрагивают растительный и животный мир. По утрам стало холоднее, деревья сбросили часть листьев, а оставшиеся поменяли свой цвет с зеленого на золотисто-желтые, багряные и красные.

Рассказ Насти Кабиной «Осень».

Чарующе прекрасна русская осень. Нельзя насмотреться на лес в золотом уборе. Как неповторимы деревья в своей красе! Словно в сказочном хороводе стоят пламенно-красные осины, светло-желтые березки, могучие дубы. А рядом одинокое старое дерево вытянуло корявые ветви-руки вслед солнцу, словно хочет задержать его.

Рассказ «Осенний лес» ученицы 3а класса Слепухиной Насти.
Наступила осень. Необычайно красив осенний лес.Оказавшись в лесу, я была поражена множеством различных красок. Здесь было и золото берез, и багрянец осиновых листьев, и все так же зеленели сосны. Присмотревшись, я заметила, как маленький паучок плел серебряные сети.Тишина леса завораживала меня. И только шелест падающих листьев нарушал покой в этом удивительном царстве.

3) Мы с вами читали, писали, рисовали, а сейчас посмотрим репродукции картин великих художников.

Исаак Ильич Левитан «Золотая осень».

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж берегов. Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая березовая рощица. Справа – отдельные деревья – красно-бронзовые дубы. На переднем плане – река. Вода в реке темно-синяя, а вдали – голубая. Одиноко стоящая березка определяет поворот реки.

Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет мрачных цветов. Преобладают яркие краски.

Смотришь на картину и ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти – художник по-пушкински изображает осень, рисуя «пышное природы увяданье». Мы любуемся красотой родного края, которая всегда влекла к себе мастеров русского пейзажа.

Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень».

На картине Поленова мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и дали до самого горизонта. На переднем плане – поляна с тропинкой, молодой березняк, краснеющие осины, сочные, зеленые кроны дубов. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг ровным светом. Пейзаж написан с высокого берега реки.

Илья Семенович Остроухов «Золотая осень».

Остроухов вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния. Все его внимание привлекает передний план: два старых клена с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зеленая трава, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше все как будто сливается с ярким золотом осенней листвы. Но, изображая осень в ее золотой красоте, Остроухов не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.

4) Звучит музыкальный фрагмент «Сентябрь. Охота» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

На фоне этой музыки ученик читает стихотворение Ф. И. Тютчева:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

3. Итог урока.

На фоне музыки говорит учитель. Звучит музыкальный фрагмент «Сентябрь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Прекрасная мелодия П.И. Чайковского впитала в себя тихую печаль, задумчивость и цветовую палитру осени.

Осень пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. Осень – это сплетение радости и грусти. Радость – в дарах природы, в многоцветье красок. А грусть – пронзительная синева небес, в которой утопает золотой багрянец листвы, последний прощальный наряд природы, тревожный шорох листвы, птичьи стаи, улетающие в теплые края, бесконечность мелкого осеннего дождика.

Как вы понимаете народную мудрость: «Осень всех наградила, все загубила»?

Осень наградила нас желтыми и красными яблоками, синими сливами.

Все загубила: серый дождь, черные мокрые ветви деревьев без золотого наряда.

Что такое звук осени?

  • Шуршат листья, прощаясь друг с другом и солнышком;
  • Поют грустную песню капли осеннего дождя;
  • Пахнет в осеннем парке, лесу сыростью и увядшей листвой.

Наша природа прекрасна во все времена года. Давайте будем любить ее такой, какой она есть. Но для этого мы должны к ней бережно относиться.

«В природе много чудес. Сколько бы ты ни жил на свете, природу до конца все равно не поймешь. Природа – это тайна, которую никогда не разгадать. Ни одного дня нет одинакового, ни одного листочка, природа бесконечна. Разнообразие форм, цветов, оттенков – все в природе». М. М. Пришвин

Спасибо всем за урок.

5-й класс

Ф.И. Тютчев.
«Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока по анализу поэтического текста

Цели: продолжить формирование у учащихся умения читать и воспринимать пейзажную лирику; навыки анализа стихотворного текста.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя о поэте.

Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направляется из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

2. Анализ стихотворения.

Анализируем стихотворение в ходе беседы, основные мысли записываем в тетрадь.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение, свои дорожные впечатления от осеннего пейзажа, свои размышления.

– На сколько строф делится стихотворение? О чем говорится в каждой строфе?

В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (на праздной борозде) . В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается последним теплом.

– Какие эпитеты употребляет поэт?

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: в осени первоначальной, дивная пора, бодрый серп, на праздной борозде (на праздной – то есть на отдыхающей, на которой закончена работа), чистая и теплая лазурь, отдыхающее поле .

Находим метафоры: серп гулял, лазурь льется . Поэт сравнивает паутину с волосом: лишь паутины тонкий волос блестит; голубое небо он называет лазурью . Мы вслед за поэтом представляем поле как большого отдыхающего человека.

Природа замерла в ожидании, и состояние покоя помогают передать в первом четверостишии всего два глагола: есть и стоит .

– Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.

Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими в 8 слогов, строки в 11 слогов – со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)

Но далеко еще до первых зимних бурь – (12 слогов)

И льется чистая и теплая лазурь (11слогов)

На отдыхающее поле... (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

3. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

4. Сочинение-миниатюра «Путешествие золотого листочка».

Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.

Изучая пейзажную лирику русской поэзии, обязательно следует читать стих «Есть в осени первоначальной» Тютчева Федора Ивановича. Обращает на себя внимание необычное построение произведения, состоящего всего лишь из трех предложений. Это стихотворение Тютчев написал в зрелом возрасте, в 1857 году. Как и многие другие описания пейзажей, созданные Тютчевым, оно основывается на личных наблюдениях поэта за природой родного края. Федор Тютчев относился к осени без особой любви, она для него ассоциировалась с увяданием природы и человеческой жизни. Именно поэтому чаще всего с наступлением осени он уезжал за границу.

В этом стихотворении автор описывает период «бабьего лета», когда осень только напоминает о себе тонким волосом паутины, летящем над землей. Называя день «хрустальным», поэт передает ощущение прозрачного воздуха, пронизанного последними теплыми лучами солнца. Описывая прекрасный пейзаж, Тютчев упоминает о том, что до холодной зимы еще далеко. Он специально пропускает период настоящей промозглой осени, с ее холодными дождями и голыми деревьями, потому что именно эта осень для него была нелюбимым временем года. А вот такой период перехода от лета к осени вызывает в душе поэта легкую грусть, он символизирует для него наступление зрелого возраста, освещенного мудростью прожитых лет.

В стихотворении поэт использует много эпитетов, метафор и сравнений, придавая своему творению яркость и выразительность. Эти строки звучат как прекрасная музыка, завораживая читателя с первых слов. Стихотворение написано так точно, что можно очень легко представить себе картину, описанную в нем. Готовясь к проведению урока литературы в классе, можно скачать весь текст стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной» или учить это произведение наизусть полностью в режиме онлайн.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева

Ф. Тютчев прославился своим умением передавать неуловимые мгновения, связанные с русским пейзажем. Его стихотворения подобны превосходным снимкам, сделанным в самые удачные моменты. Поэт удивительно точно находил нужный ракурс и время. В 1857 г. он написал стихотворение «Есть в осени первоначальной…», посвященное самой прекрасной и недолгой осенней поре – бабьему лету. Произведение было написано поэтом в приливе вдохновения при наблюдении за осенним пейзажем из экипажа.

Осень традиционно считается периодом угасания жизненных сил, предчувствием неизбежной зимы с ее суровыми морозами. Поэтому многих поэтов привлекал особый осенний период – бабье лето. После первых осенних унылых дождей и заморозков оно является ярким прощальным напоминанием о прошедших счастливых летних днях. Бабье лето – короткая передышка природы, сделанная перед очередным суровым испытанием.

Тютчев акцентирует внимание читателя на том, что бабье лето внезапно останавливает процесс увядания и на некоторое время фиксирует природу в неизменном состоянии, позволяя в полной мере насладиться ее красотой. Чувствуется невероятная хрупкость этого состояния («весь день стоит как бы хрустальный»). Человеку дается время собраться с силами перед длительной русской зимой, еще раз окунуться в атмосферу минувшего лета.

Тютчев обращается к образам простого деревенского труда, жатвы и уборки урожая. Вместе с последними теплыми днями закончилось и тяжелое время страды. Осень является периодом подведения итогов. Не случайно на Руси в это время традиционно справляли свадьбы. Бабье лето становится передышкой и для крестьянства.

Пристальное внимание Тютчева к каждой мелочи ярко представлено в образе «тонкого волоса паутины». Этот незначительный сам по себе элемент пейзажа очень емко и точно передает ощущение умиротворения, объединившего природу с человеком.

Поэт призывает читателей максимально использовать предоставленную передышку. Спокойному созерцанию природы ничто не может помешать: исчезли громкие звуки («птиц не слышно боле»), потускнели яркие краски. До суровых зимних бурь еще очень далеко, поэтому они представляются чем-то нереальным. Автор специально не упоминает об осенней непогоде и распутице. Он хочет, чтобы в памяти сохранились самые лучшие воспоминания об осени.