Понятие предмет и метод юридической риторики. Риторика: деловая, судебная и юридическая

Южно-Уральский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра Гражданского права и процесса

Кубиц Г.В.

Риторика для юристов Учебное пособие

для студентов всех форм обучения

специальности 030900 "Юриспруденция"

Челябинск

ББК Ш7.Я7

Учебное пособие по учебному курсу «Риторика для юристов» /Автор - составитель канд. филолог. наук

Г.В. Кубиц. – Челябинск, ООО "Полиграф-Мастер», 2012. - 228 с.

Учебное пособие составлено в соответствии с государственными требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030900 «Юриспруденция».

Одобрено учебно-методической комиссией юридического факультета Южно-Уральского государственного университета.

Предназначено для студентов юридического факультета всех форм обучения.

Рецензенты:

Питина Светлана Анатольевна, доктор филологических наук, профессор Челябинского государственного университета;

Прилукова Екатерина Григорьевна, кандидат философских наук, доцент, зам. директора по учебной и воспитательной работе Уральского филиала Российской академии правосудия

© Южно-Уральский государственный университет, 2012

Государственные требования к минимуму содержания дисциплины

Программа дисциплины

Конспект лекций

Тема 1. Предмет, структура риторики. Риторическое искусство

как социальное явление. Виды и роды ораторского искусства.

Вопрос 1. Понятие, предмет и метод юридической риторики.

Вопрос 2. Ораторское искусство как социальное явление.

Вопрос 3. Виды и роды ораторского искусства.

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Тема 2. История судебного красноречия. Развитие риторических традиций

в России. Речевая деятельность как основа современной риторики.

Вопрос 1. История судебного красноречия.

Вопрос 2. Развитие судебного красноречия в России

Вопрос 3. Речевая деятельность как основа современной риторики

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Тема 3. Судебный оратор. Культура судебного оратора. Техника речи.

Вопрос 1. Судебный оратор - профессиональная языковая личность

Вопрос 2. Литературный язык - основа культуры речи

Вопрос 3. Звучащая речь, ее особенности

Вопрос 4. Техника речи. Логические и интонационно-мелодические

закономерности речи.

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Тема 4. Предмет и тема судебной речи. Виды и цели судебных речей

Вопрос 1. Судебная речь как публичная речь.

Вопрос 2. Виды судебных речей.

Вопрос 3. Особенности судебной аудитории.

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению.

Виды подготовки.

Вопрос 1. Методика подготовки к судебному выступлению.

Вопрос 2. Виды подготовки.

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Тема 6. Произнесение судебной речи.

Вопрос 1. Работа над языком и стилем судебной речи.

Вопрос 2.Произнесение судебной речи как кульминация судебного

разбирательства.

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления.

Вопрос 1.Понятие риторического тропа.

Вопрос 2. Метафора, её структура и риторические функции.

Вопрос 3. Метонимия и её использование в риторических целях.

Вопрос 4. Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.

Вопрос 5. Ирония и парадокс как риторические средства

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Тема 8. Культура судебной речи.

Вопрос 1. Понятие культуры речи.

Вопрос 2. Клише и штампы в судебной речи

Вопросы для самоконтроля.

Тема 9. Культура судебного спора. Полемические приёмы.

Искусство отвечать на вопросы.

Вопрос 1. Искусство полемики.

Вопрос 2.Полемические приемы.

Вопросы для самоконтроля.

Задания по теме.

Темы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1. Предмет, структура риторики.

Роды и виды ораторского искусства.

Семинарское занятие № 2. История судебного красноречия. Развитие

судебного красноречия в России.

Семинарское занятие № 3. Речевая деятельность как основа современной

риторики. Судебная речь как публичная речь.

Семинарское занятие № 4. Профессиональные коммуникации юриста.

Семинарское занятие № 5. Судебный оратор. Риторические умения и навыки

оратора. Качество речи и требования к культуре

судебного оратора.

Семинарское занятие № 6. Подготовка к публичному выступлению

(судебному). Виды подготовки.

Семинарское занятие № 7. Особенности судебной речи, ее разновидности.

Особенности судебной аудитории.

Семинарское занятие № 8. Особенности судебной защитительной речи.

Семинарское занятие № 9. Особенности судебной обвинительной речи.

Семинарское занятие № 10. Произнесение судебной речи. Работа над языком

и стилем судебной речи.

Семинарское занятие № 11. Способы словесного оформления публичного

выступления. Языковые средства

выразительности.

Семинарское занятие № 12. Из истории полемического искусства.

Культура судебного спора.

Полемические приемы.

Семинарское занятие № 13. Деловая игра «Умение вести полемику»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I . Заповеди риторики

Приложение II . Примерные вопросы для анализа риторического текста

Приложение III . Статьи и речи для языкового анализа

№ 1. Лихачев Д.С. Выступление на съезде народных депутатов СССР (1989)

№ 3. Ухтомский А.А. О знаниях (произнесена в 1938 г., опубликована в 1965 г.)

№4. Виноградов В.В. О культуре русской речи

№ 5.Мень А. Христианство (1990). Духовная речь

№ 6. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово на Светлой пасхальной седмице (1993)

Приложение IV . Судебная речь

№1.Лившиц В.И. Нежданные свидетели

№ 2. Речь адвоката Журавлева И.Р. по делу М.А. Котова

№ 3. Речь адвоката Поганкина В.И. в защиту В.М. Хилкова

№ 4. Кони А.Ф. Обвинительная речь по делу об утоплении

крестьянки Емельяновой её мужем

№ 5. Киселёв Я.С. Речь в защиту Бердникова

№ 6. Россельс В.Л. Речь в защиту Семёновых

№ 7. Громницкий М.Ф. Обвинительная речь по делу о бывшем студенте Данилове

№ 8. Урусов А.И. Речь в защиту Волоховой

№ 9. Дервиз О.В. Речь в защиту Васильевой

№ 10. Обнинский П.Н. Обвинительная речь по делу Качки

№ 11. Плевако Ф.Н. Речь в защиту Качки

№ 12. Плевако Ф.Н. Речь в защиту рабочих Коншинской фабрики

№ 13. Спасович В.Д. Речь в защиту Дементьева

Речи современных судебных ораторов

Приложение V. Биографии судебных ораторов

Приложение V I . Терминологический словарь

БИБЛИОГРАФИЯ

Вопросы к зачету

Государственные требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

Предмет риторики. Место и роль риторики в культуре. Предпосылки появления риторики. Основные направления, школы риторики и этапы ее исторического развития. Виды риторического искусства (социально-политический, академический, судебный, социально-бытовой, богословско-церковный, дипломатический, военный, торговый, лекционно-пропагандистский).

Античная риторика (Риторика Древней Греции, риторика Древнего Рима). Развитие исторических традиций в России: первые русские риторики, риторика М.В. Ломоносова, риторика М.М. Сперанского, риторика И.С. Рижского. Русская риторика 19 века, особенности риторики 20 века.

Техника речи и культура оратора. Звучащая речь и ее особенности. Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка. Голос и процесс его воспитания. Дикция. Интонация, назначение интонации. Пауза. Литературный язык- основа культуры речи. Риторические умения и навыки.

Композиция речи. План - основа композиции. Составные элементы композиции. Методы изложения материала. Приемы объяснения терминов. Логическое определение. Подбор синонимов. Описательный способ. Этимология слов. Приемы привлечения внимания аудитории.

Методика подготовки к выступлению. Виды подготовки. Определение темы. Название темы. Формулировка цели. Подбор материалов. Отработка навыков. Изучение отобранной литературы. Выработка собственной позиции. Овладение материалом выступления. Выступление с опорой на конспект. Выступление без записи. Выступление экспромтом.

Методы убеждения оппонента. Основные формально-логические законы (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания). Доказательство. Структура и виды доказательств. Логические ошибки. Доказывание и убеждение. Доводы в споре.

Полемика. О предмете полемики. Из истории искусства полемики. (Древняя Греция, Индия, Россия). Определенность позиции полемистов. Уважительное отношение к оппоненту. Выдержка и самообладание в споре.

риторика юридический красноречие

Построение в нашей стране правового государства, формирование гражданского общества значительно повысили роль права. Сегодня трудно найти сферу социальной жизни, которая могла бы обойтись без юристов. Они работают в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в прокуратуре и адвокатуре. На предприятиях, в социально-культурных, научно-исследовательских, образовательных учреждениях, в коммерческих структурах, общественных объединениях созданы юридические отделы, бюро, введены штатные должности юристов. Специалисты юридического профиля используются в контрольных и инспекционных органах (торговли, финансов и др.), активно привлекаются к работе различного рода комиссий при органах государственного и муниципального управления. Юристы возглавляют комитеты по законодательству и другие комитеты законодательных (представительных) органов.

Юридическая работа -- это очень сложная и многоплановая деятельность. Ее содержание определяется необходимостью, с одной стороны, охраны закрепленных Конституцией прав граждан, а с другой стороны, обеспечения неукоснительного соблюдения каждым лицом правовых норм, решительной борьбы с преступностью, с любыми формами антиобщественного поведения и противоправными действиями.

В зависимости от содержания выделяются основные виды юридической работы: правосудие; прокурорский надзор; оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность); совершение нотариальных действий; правовая работа в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Перечисленным видам юридической работы соответствуют и юридические специальности: следователь, прокурор, судья, адвокат, нотариус, юрисконсульт.

Рассматривая профессиональные функции юристов, известный правовед С. С. Алексеев выделил главные из них. Прежде всего, это ведение юридических дел. Юридическими делами называют жизненные ситуации, выступающие в качестве обособленных, самостоятельных предметов юридического рассмотрения. К ним относятся преступления, гражданские споры, конфликты, возникающие в связи с нарушением трудового законодательства, и все другие случаи, которые рассматриваются и решаются в соответствии с нормами права.

Ведение юридических дел требует совершения действий, имеющих юридическое значение (вызов свидетеля, предъявление обвинения, вынесение судебного решения, вынесение по делу протеста и т. д.). Нередко эта работа обозначается словом «производство».

К профессиональной деятельности юристов относится составление юридических документов, в которых выражаются и закрепляются юридически значимые действия, а также устные выступления в компетентных органах, например, в суде, арбитраже, в которых формулируются и обосновываются юридические требования, заявления, ходатайства, возникающие в процессе рассмотрения дела.

Существенное значение имеет и консультирование, т. е. советы, разъяснения, рекомендации и т. д. Оно может касаться вопросов, не образующих каких-либо самостоятельных юридических дел. В деятельности судей, прокуроров, адвокатов, работников юридической службы консультирование нередко занимает самостоятельное, весьма значительное место. Таким образом, заключает С. С. Алексеев, юрист в процессе осуществления своих профессиональных функций и «говорит», и «пишет», и «советует».

Вся профессиональная деятельность юриста самым тесным образом связана с людьми, реализуется в процессе межличностных коммуникаций, относится к системе «человек-человек». Например, следователь, устанавливая обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения уголовного дела, должен уметь получить от людей интересующие его достоверные сведения.

Прокурор, наделенный полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов, постоянно взаимодействует с руководителями и представителями министерств и ведомств, исполнительных органов субъектов КР, органов местного самоуправления, административных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, принимает граждан с заявлениями, жалобами и т. д.

Прокурор принимает участие в судебных заседаниях. Он дает заключение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам; высказывает суду свои соображения о применении меры уголовного наказания; предъявляет иски: поддерживает перед судом государственное обвинение по уголовным делам; опротестовывает незаконные решения, приговоры, определения и постановления суда, неправовые действия судебного пристава-исполнителя и др. Сотрудники прокуратуры ведут правовую пропаганду, выступают на собраниях граждан, в трудовых коллективах.

Важные функции по осуществлению правосудия выполняет судья судов общей юрисдикции. Он председательствует в распорядительном и судебном заседаниях при рассмотрении гражданских, административных, уголовных и других дел, а также при рассмотрении жалоб на неправомерные действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Судья единолично рассматривает ряд дел об административных правонарушениях (неповиновение сотруднику милиции, военнослужащему при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, мелкое хулиганство и др.). Все это требует от него выдержки, самообладания, хорошего знания психологии людей, умения общаться с ними.

В задачу адвоката входит оказание правовой помощи гражданам и организациям. Он дает консультации и разъяснения по правовым вопросам, устные и письменные справки по законодательству; помогает составлять заявления, жалобы и иные документы правового характера; представительствует в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, трудовым делам, экономическим спорам, по делам об административных нарушениях. Адвокату принадлежит важная роль в деятельности органов предварительного следствия. Он выступает в суде в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. Установление доброжелательных отношений с клиентом, завоевание его доверия -- профессиональная обязанность адвоката.

С гражданами постоянно общаются и нотариусы, задача которых придать юридическую силу договорам и документам, обеспечить защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц. Нотариус удостоверяет сделки, выдает свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствует верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах; передает заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; предъявляет чеки к платежу и удостоверяет неоплату чеков; выдает свидетельство о праве на наследство и принимает меры к охране наследственного имущества и т. п. Руководствуясь законами и другими нормативными актами, нотариус должен помочь клиенту найти наиболее подходящий вариант решения его проблемы.

Важное место межличностные коммуникации занимают в работе юрисконсульта, работника правовой службы органов государственной власти, предприятий (концернов, объединений), социально-культурных учреждений, организаций. На юрисконсульта возлагается контроль за законностью приказов и распоряжений, издаваемых руководством организации; выдача заключений по правовым вопросам; составление юридических документов, участие в подготовке проектов договоров и соглашений, заключаемых с другими организациями; информирование членов трудовых коллективов о текущем законодательстве и оказание им правовой помощи; ведение в судах общей юрисдикции и арбитражных судах дел, по которым орган, предприятие, учреждение, организация выступают в качестве истца или ответчика; предъявление претензий при поставке недоброкачественной продукции, некомплектного оборудования и т. п. При решении этих вопросов юрисконсульту приходится работать с руководителями соответствующих органов и организаций, которым он непосредственно подчиняется; с членами трудового коллектива; с представителями вышестоящих организаций, министерств и ведомств; с работниками предприятий-партнеров и предприятий-конкурентов и т. п. В связи с переходом к рыночным отношениям, развитием договорных обязательств между участниками этих отношений общественные связи юрисконсульта значительно расширяются.

Большая коммуникативная нагрузка лежит на юристах, работающих в органах внутренних дел. К ним относятся следователи, сотрудники оперативно-розыскных служб, работники административных служб. Сотрудники служб и подразделений органов внутренних дел наряду с правоохранительной деятельностью выполняют управленческие функции, функции по руководству подразделениями, аппаратами и службами, осуществляют правовое воспитание населения.

Таким образом, юристу по роду своей деятельности приходится не только оперировать законом, но и разъяснять, объяснять, доказывать, убеждать и переубеждать. Поэтому он должен быть «профессиональным коммуникантом», т. е. уметь активно использовать специальные приемы воздействия на людей, позволяющие ему достигнуть коммуникативной цели с меньшими временными и энергетическими потерями. Чем выше уровень межличностного общения юриста, тем эффективнее решает он многие профессиональные задачи.

На первый взгляд, кажется, что содержание понятия «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение -- это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает крупный специалист в области психолингвистики А. А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется полисистемностью и многогранностью самого явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук -- философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение.

27. Юридическая риторика

Цицерон, а за ним и многие другие исследователи отмечают сходство ораторского и поэтического искусства. Чистота, ясность, точность и предельная информативность языка, необходимость природных задатков и большого старания роднит оратора и поэта. В обоих случаях искусство обогащается научным знанием о себе самом. Практика коммуникации определяет искусство коммуникации и вместе с ним составляет предмет риторики как научной теории коммуникативной деятельности человека. Замечания античных авторов об этом предмете приобретают вполне определенный и выходящий далеко за рамки их определений и наблюдений смысл, если рассматривать их в контексте современной теории риторики.

Последнее умозаключение отталкивается от сравнения и небезупречно с точки зрения формальной логики. Сравнение ораторского и поэтического искусства только помогло дать определение предмета риторики в контексте общего рассуждения о взглядах античных авторов на соотношение науки и искусства красноречия. Ход мысли автора остался как бы «за кадром» в сфере образного, интуитивного, иррационального, но в то же время вполне доступного пониманию знания. Убедительна сама последовательность мысли, ее развитие и словесное оформление.

Изучение юридической риторики не может заключаться только в анализе текстов речей и судебных решений – наиболее яркой и хорошо изученной стороны юридической риторики. Менее заметная, но наиболее объемная часть предмета указанной дисциплины сосредоточена в процессе подготовки и формирования убеждений, оформления оценочных характеристик фактического содержания дела для последующей убедительной презентации в речи или судебном решении.

Поэтому юридическая риторика это прежде всего методология исследования дела, а лишь затем искусство судебной речи.

Юридическая риторика, тесно взаимосвязанная с отраслями права и филологии, на самом деле является важнейшим из прикладных разделов научной риторики. Она всецело зависит именно от предмета и методологии этой систематической дисциплины. Специфически филологические или специфически правовые подходы к изучению юридической риторики правомерны только в том случае, если они согласуются с обязательно приложимым к предмету убеждения в любой гуманитарной отрасли риторическим методом исследования. Именно этот метод станет основой методологии настоящего исследования.

Таким образом, юридическая риторика как научная дисциплина изучает весь спектр проблем, связанных с аналитической подготовкой и убедительным представлением оценочных выводов о юридически значимых фактах в процессе их изучения и принятия решений правового характера. Предметом юридической риторики является убеждение в правовой сфере коммуникации. Научная методология этой прикладной дисциплины тесно взаимосвязана с методологией права как отрасли знания, с общей методологией гуманитарных наук, но базируется на риторическом методе исследования, предполагающем взаимозависимость процессов исследования и презентации его результатов на основе убедительности как критерия истины.

Из книги Энциклопедический словарь (Р) автора Брокгауз Ф. А.

Риторика Риторика (rhtorikh teknh) – в первоначальном значении слова наука об ораторском искусстве, но впоследствии иногда понималась шире, как вообще теория прозы. Свое начало европейская Р. получает в Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОТ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЮР) автора БСЭ

Из книги Риторика автора Невская Марина Александровна

Из книги Полное собрание законов Мерфи автора Блох Артур

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

13. Память, запоминание (memoria) и исполнение, произнесение (actio). Риторика и смежные дисциплины Канон memoria был предназначен для ораторов, которым требовалось запоминать подготовленные ими речи для последующего публичного воспроизведения, и имел более психологический,

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

15. Риторика и философия – два полюса духовной жизни античности Первый вызов софистическому идеалу был брошен Сократом. Вопреки софистам, строящим расчеты на психологическом воздействии, Сократ стал родоначальником моральной философии. Согласно его концепции верная

Из книги автора

16. Римская риторика Под воздействием греческого ораторского искусства развилось и оформилось римское красноречие. Особенностью его было обладание огромной практической силой. Все государственные дела в Республиканском Риме решались дебатами в народном собрании, в

Из книги автора

18. Российская риторика С начала XVII в. появляются первые письменные русские риторические пособия. Первая русская риторика представляет собой перевод с латинского риторики одного из вождей Реформации Ф. Меланхтона. Другим важнейшим учебником по красноречию стала

Из книги автора

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОН ХИРАМАЕсли проконсультироваться с достаточным количеством экспертов, можно подтвердить любую точку зрения и получить поддержку для любой позиции. Следствие Вейнберга: Эксперт - это человек, который избегает мелких ошибок, все время

Из книги автора

ЮРИДИЧЕСКАЯ МЕРФОЛОГИЯ ПРИНЦИП ДЕТЕЙ САПОЖНИКАВнутренняя документация юридических фирм никогда не бывает в порядке.ЗАКОН ЛУКАСА ДЛЯ ПЕРЕГОВОРОВПереговоры должны считаться успешными, если все стороны расходятся, чувствуя себя обманутыми.ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО

Из книги автора

Из книги автора

Что такое риторика? Риторикой принято называть искусство красноречия, умение убедительно выступать перед аудиторией. Оно возникло в Древней Греции в начале V века до н. э. Конечно, поиски способов повысить воздействие публичного выступления предпринимались и раньше. Они

Из книги автора

Юридическая помощь Юридическую помощь, в том числе срочную, вы можете получить в юридической консультации, в конторе адвоката, нотариальной

Литература1. Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г. Риторика
для юристов [Текст] : учебное пособие / Л.
А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д:
Феникс, 2006. – 576 с.
2. Порубов, Н. И. Риторика [Текст] : учебное
пособие / Н. И. Порубов. – Мн. : Выш. Шк.,
2004. – 352 с.
А. М. Тенекова
3

Литература

3. Граудина, Л.К., Кочеткова, Г. И. Русская
риторика [Текст] / Л.К. Граудина, Г. И.
Кочеткова. – М. : ЗАО Изд-во
Центрполиграф, 2001. – 669 с.
4. Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г. Деловая
риторика [Текст] : учебное пособие для
вузов. – М. : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д,
2008. - 512 с.
А. М. Тенекова
4

Литература

5. Риторика, или Ораторское искусство [Текст]
: учебное пособие для студентов вузов /
Автор-составитель И. Н. Кузнецов. – М. :
ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 431 с.
А. М. Тенекова
5

1. Риторика – наука о красноречии.
«Поэтами рождаются,
ораторами становятся»
М. Т. Цицерон
«красноречие есть искусство о
всякой данной материи красно
говорить и тем преклонять других к
своему об оной мнению»
М. В. Ломоносов
А. М. Тенекова
6

1. Риторика: определение понятия.

Красноречие
– дар речи, способность и умение
излагать мысли искусно и
убедительно. Оно дается некоторым
людям от природы, и у всех
желающих может быть достигнуто
долгим трудом и специальным
обучением.
А. М. Тенекова
7

1. Риторика: определение понятия.

2. Риторика
– комплексная гуманитарная
дисциплина, изучающая
закономерности создания и
преподнесения коммуникативно
совершенного текста.
А. М. Тенекова
8

1) Риторика в Древней Греции.
«Царица всех наук» зародилась в V в. до н.
э. и сложилась в систему в III – II вв. до н.
э., получила дальнейшее свое развитие в
Риме в I в. до н. э.
Риторика основывалась на философии,
логике, педагогике, лингвистике,
психологии, этике и эстетике и др. науках.
А. М. Тенекова
9

2. Этапы становления риторики.

Античная риторика родилась из
практики общественно-политических
и судебных речей.
В Древней Греции риторику
определяли как искусство убеждать
слушателей.
В Риме риторику рассматривали как
искусство хорошо говорить.
А. М. Тенекова
10

2. Этапы становления риторики.

2) В Средние века риторика была
ориентирована на написание писем и
религиозных проповедей.
3) В эпоху Возрождения она
распространилась на всю область
художественной прозы и стала
частью гуманитарного образования.
А. М. Тенекова
11

2. Этапы становления риторики.

4) Риторика в России.
Расцвет риторики – п.п. XIX в.
А. Ф. Мерзляков,
М. М. Сперанский «Правила высшего
красноречия»
Развитие судебной риторики – рубеж XIX –
XX вв.
А. Ф. Кони.
А. М. Тенекова
12

2. Этапы становления риторики.

4) Риторика в России.
20-е гг. XX в. риторика была исключена из
школьного и вузовского образования.
Тоталитарный режим (20 – 60 –е гг. XX в.) –
риторика утратила свои позиции.
С конца 70-х начала 80-х гг. – возрождение
риторики.
А. М. Тенекова
13

Юрист должен
быть человеком, у
которого общее
образование идет
впереди
специального, т. к.
он постоянно
находится в
общении с людьми,
решает их
правонарушения.
А. М. Тенекова
14

3. Предмет, задачи, система курса.

И здесь юристу
важно обладать
такими
коммуникативными
качествами,
которые
обеспечивали бы ему
выполнение
профессиональных
обязанностей.
А. Ф. Кони
А. М. Тенекова
15

3. Предмет, задачи, система курса.

«Юрист вне зависимости
от его узкой
специальности обязан
профессионально владеть
навыками речи. к
сожалению, в
юридическом образовании
этой стороне вопроса
уделяется до сих пор
недостаточно внимания»
А. А. Леонтьев
А. М. Тенекова
16

3. Предмет, задачи, система курса.

«Общая риторика
содержит
начальные,
главные, общие
правила всех
прозаических
сочинений.
Частная риторика,
основываясь на правилах
общей, рассматривает
каждое прозаическое
произведение порознь,
показывая содержание его,
удобнейшее
расположение,
главнейшие достоинства
и недостатки, цель»
Кошанский
А. М. Тенекова
17

3. Предмет, задачи, система курса.

Риторика
Риторика
Ораторика
Ораторика
(Речь
(Речь
воздействующая)
воздействующая)
Гомилетика
Гомилетика
(Речь
(Речь
информирующая)
информирующая)
А. М. Тенекова
Прагматика
Прагматика
(Речь
(Речь
повседневная,
повседневная,
разговорная)
разговорная)
18

3. Предмет, задачи, система курса.

Ораторика
Ораторика
Политическая
Политическая
риторика
риторика
Военная
Военная
риторика
риторика
Дипломатическая
Дипломатическая
риторика
риторика
Юридическая
Юридическая
риторика
риторика
А. М. Тенекова
Деловая
Деловая
риторика
риторика
19

3. Предмет, задачи, система курса.

Гомилетика
Школьная
Академическая
(вузовская)
риторика
учительская)
риторика
А. М. Тенекова
20

3. Предмет, задачи, система курса.

Юридическая
риторика
Деловая,
профессиональная,
обиходно-бытовая
речь
А. М. Тенекова
Судебная
речь
(в судебном
процессе)
21

3. Предмет, задачи, система курса.

Задачи:
1. Формировать умения и навыки,
обеспечивающие целесообразное и
незатрудненное применение языка в
общении.
2. Научить строить высказывание и
оформлять его в соответствии с
риторическими канонами.
3. Формировать навыки публичного
выступления.
А. М. Тенекова
22

3. Предмет, задачи, система курса.

Сверхзадача:
Воспитание у будущих юристов
культуры речи, опирающейся на
языковые нормы современного русского
литературного языка, чувство личной
социальной ответственности за речевое
поведение, основанное на высоких
нравственных ценностях.
А. М. Тенекова
23

4. Общая характеристика судебного красноречия.

Адресат судебной речи
Судья
Состав суда
Присяжные
А. М. Тенекова

Сегодня приходится говорить о разных видах профессиональной риторики как разделах частной риторики. Основные интеллектуальные профессии в обществе связаны с активной речью, ибо речь - основное средство организации и управления жизнью общества. Каждый вид профессионального ораторского искусства требует своей «риторики». Подготовка специалиста невозможна без речевой выучки, которая является средством выражения профессиональных знаний и умений.

Место, роль риторики в жизни и деятельности юриста многоплановы и полиаспектны. Юридическая работа определяется необходимостью охраны закрепленных Конституцией РФ прав граждан, обеспечением соблюдения лицами правовых норм, борьбы с преступностью, с любыми формами антиобщественного поведения. Так, риторика включена в перечень учебных дисциплин, которые имеют общеми-ровоззренческое значение, развивают и формируют общую культуру юриста, придают мышлению человека такие черты, как определенность, конкретность, четкость, непро-тиворечивость; ориентируют и требуют от него максималь-ного развития и использования своих психофизиологиче-ских возможностей. Основные виды юридической работы - правосудие, прокурорский надзор; оказание юридической помощи гражданам и организациям; совершение нотариальных действий; правовая работа в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Рассматривая профессиональные функции юристов, известный правовед С.С. Алексеев выделяет, прежде всего, ведение юридических дел. К ним относятся преступления, гражданские споры, другие ситуации, которые рассматриваются и решаются в соответствии с нормами права. К профессиональной деятельности юриста относится составление юридических документов, устные выступления в компетентных органах. В качестве примера можно привести выступление в судебных заседаниях, где формулируются и обосновываются юридические требования. Особый вид юридической работы - консультирование. Владеть навыками риторики юристу необходимо, т.к. он постоянно является конфиденциальным собеседником, исполняет различные коммуникативные роли.

Кроме того, юридический язык специфичен: в нем много терминов, большинство многозначных слов обозначают юридические понятия; характерной чертой является и его ситуативность. Встреча юриста с новым собеседником всегда конкретное событие, сопряженное с психологическим моментом. Необходимо не терять самообладания, легко ориентироваться в создавшейся ситуации. Таким образом, вся профессиональная деятельность юриста тесным образом связана с людьми, реализуется в процессе межличностной коммуникации. Это означает, на юристах лежит большая коммуникативная нагрузка, продиктованная необходимостью разъяснять, объяснять, доказывать, убеждать. Юристам на предприятии постоянно приходиться обсуждать вопросы, связанные с выполнением должностных и служебных обязанностей, с организацией деятельности организации, заключением договоров, оформлением документов, решением трудовых споров.


Адвокату принадлежит активная роль в деятельности органов предварительного следствия. Он выступает в суде в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика. Судебное красноречие, связанное с поиском юридической истины, с отстаиванием правды, предъявляет к юристам высокие требования. В задачу адвоката входит оказание правовой помощи гражданам и организациям. Он дает консультации и разъяснения по правовым вопросам, устные и письменные справки по законодательству; оказывает помощь в составлении заявлений и иных документов; представительствует в суде общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, экономическим спорам, делам об административных правонарушениях.

Важные функции по осуществлению правосудия выполняют суды общей юрисдикции. Судья председательствует в судебном заседании при рассмотрении гражданских, административных, уголовных и других дел, а также при рассмотрении жалоб на неправомерные действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Судье необходимо не только проявлять выдержку. Хорошо разбираться в психологии людей, но и работать с языком закона. Специфика законодательного языка связана с особым назначением права - быть регулятором общественных отношений. Для юриста, в частности судьи, язык законодательства - способ поиска оптимального закрепления в правовой норме определенного мерила поведения, направленного на регулирование общественных отношений. Но юрист не способен изучить язык закона не опираясь на данные лингвистики. Право и язык права - звенья одной цепи.

Речь человека - зеркало его общей культуры. Профессия юриста предполагает владение правильной речью, находящейся в согласии с нормами литературного языка. Владение выразительными средствами языка и умение выбрать нужный речевой стиль - обязательное условие успешной профессиональной деятельности.

Касаясь роли или функций риторики в жизни и деятель-ности юристов, следует оговориться, что их невозможно полностью выделить и описать. При изучении дисциплины будущие юристы овладевают специальными риторическими сведениями, особенно спецификой аргументации в сфере юриспруденции; расширяют мировоззрение; развивают коммуникативные способности, умение понять собеседника, найти с ним точки соприкосновения; развивают чувство уверенности в себе, психологическую устойчивость; вырабатывают умение публично выступать с подготовленной речью; учатся эффективно управлять своим речевым аппаратом. Кроме того, знание риторики формирует методологическую культуру мышления и практического действия юриста; позволяет раскрыть сущность описываемых про-цессов и явлений, точно их интерпретировать, доступно, ясно, четко, эмоционально объяснить слушателям.

Изучение риторики позволяет студентам и специали-стам развивать у себя чистоту и точность слога, формирует правильное мышление, знание и использование родного языка в контексте изучения юридических дисциплин и их применения на практике. Более того, развитие и формиро-вание у будущего юриста необходимых ему для эффектив-ной практической работы умений и навыков красноречия реально возможно в процессе изучения риторики в вузе, в ходе лекционных и практических занятий. Это один из немногих изучаемых в вузе предметов, который позво-ляет студентам формировать себя как профессионального специалиста уже на стадии обучения.

О том, что обращение к навыкам риторики необхо-димо, свидетельствует современная судебная практика. Как ни печально, но чистота слога нашими юристами еще не достигнута. В частности, в документах и выступлениях наблюдаются случаи не совсем правильного употребления таких глаголов, как мотивировать и фигурировать. Зача-стую можно услышать: «...в письмах фигурировал яд». Или: «...гражданка Петрова Любовь Ивановна мотивировала».

Итак, для юридической риторики характерно изучение речи с двух позиций:

1) с точки зрения соблюдения оратором норм литературного языка;

2) как средство аргументации, доказывания, развертывания мысли, углубленного изучения психологии преступления.

Все сказанное дает основание утверждать что изучение риторики и овладение навыками ораторского искусства является неотъемлемой частью профессиональной подготовки юриста.

Понятия и категории современной риторики .

Каждая наука опирается на ряд фундаментальных понятий, которые называются категориями. Риторика как теория и мастерство эффективной речи выработала свою систему понятий, на основе которых формируется основной мировоззренческий смысл овладения риторикой. В риторике реализуются разные категории, например, ритори-ческий канон и его составляющие (инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио гипокризис) как модель создания речи; топы (общие места) как способы изобре-тения содержания речи; структура речи как модель реализации ее со-держания; риторические тропы и фигуры как система средств, обес-печивающих достижение целей речи, речевое действие и речевой поступок как форма соотношения слова и дела и др.

Напри-мер, применительно к компоненту «техника речи» наиболее используемыми будут такие понятия, как речевой голос, диапазон голоса, высота голоса, полетность голоса, дикция и др. То, что позволяет «украшать речь», будет насыщено такими понятиями, как метафора, метонимия, эпитет, пара-бола, аллегория, гипербола, ирония, каламбур, антитеза, инверсия, параллелизм и др.

Достаточно ли человеку овладеть лишь искусством красно-речия, для того чтобы убедить в чем-либо публику или вдохновить ее на какие-либо действия? Размышления над этим вопросом привело к осознанию ряда основных категорий. Такими являются этос, логос и пафос. Это категории, на основании которых определяются требования к созданию речи.

Несомненно, без знания о предмете речи, ее построении и умения выступать публично говорящий не сможет достичь своей цели. Однако существенным, а зачастую определяющим фактором успешности публичного выступления является нравственный облик оратора, его ответственность за слово, обращенное к слуша-телям.

В античные времена возникал спор, да и в наше время нередко звучит вопрос: имеет ли оратор моральное право, выступая перед публикой, рассуждать о нравственных ценностях, не обладая соответ-ствующими личными качествами и достаточной мудростью, и к ка-ким последствиям может привести его желание убедить слушателей в правильности собственных взглядов? Выступать такой оратор может, и, вероятно, в данный момент он даже достигнет своей цели, однако нет уверенности в том, что впоследствии полученный результат не возымеет обратный эффект. Так, Аристотель писал, что в этом случае «люди... или неверно рассуждают, благодаря своему неразумию, или же, верно рассуждая, они, вследствие своей нравственной негодности, говорят не то, что думают, или, наконец, они разумны и честны, но не благорасположены, почему возможно не давать наилучшего совета, хотя и знаешь, в чем он состоит».

В сфере этоса, важнейшей составляющей ораторской речи, фор-мируется риторический идеал, который включает в себя обобщенное представление о личности говорящего и его убеждениях, обладающе-го добродетелями, владеющего ораторским мастерством и способного умело выступать перед публикой. Тема образа говорящего (образ автора) будет раскрыта в следующей главе пособия. Оговоримся только, что нравственный долг настоящего оратора состоит в глубоком знании предмета речи, рассудительности, человеколюбии и доброжелательности, скромности и искренности, терпимости и ответственности за свои речевые поступки, за произнесенные публичные речи.

Таким образом, этос - это те условия, которые сопровождают выступление оратора. Этос связан с уместностью речи, соответствием всем условиям общения. Оратор должен учитывать место и время, сроки ведения речи, возможность/невозможность раскрыть ту или иную тему в определенном аспекте, характер аудитории (возраст, уровень подготовки, ее ценностные установки). Это обеспечиваю те условия, которые помогают наладить контакт с аудиторией, позволяют реализовать этические нормы в процессе общения (этому посвящена соответствующая глава пособия).

Пафос -это намерение автора, та основная задача, идея, которую он хочет донести до адресата, раскрывая ту или иную тему. Очевидна необходимость воздействовать на слушателя, вызвать у него соответствующее эмоциональное состояние, заразить его теми переживаниями, которые испытывает сам оратор. Можно говорить о патриотическом пафосе, лирическом пафосе или пафосе негодования. Оратор прибегает к различным средствам и приемам, которые помогают поддерживать контакт с аудиторией, подталкивать ее к размышлению или действию.

Логос - это словесные средства, которые необходимо использовать в данной речевой ситуации общения для реализации замысла автора речи. Высокая культура речи оратора способствует правильному выбору и использованию языковых средств языка. Всякий вид речи есть закономерное единство этоса, пафоса и ло-госа, специфичное для данного вида речей (Ю.В. Рождествен-ский).