Предметно-средовая модель. Модель организации предметно – пространственной развивающей среды по тематическим неделям


Я неделя

Й. день

__________ мая

Подробное планирование

ПРОГУЛКА (смотреть приложение №1)

Й. день

__________ мая

Подробное планирование

ПРОГУЛКА

Й. день

__________ мая

Подробное планирование

ПРОГУЛКА

Й. день

__________ мая

Подробное планирование



ПРОГУЛКА

Й. день

__________ мая

Подробное планирование

ПРОГУЛКА

АНАЛИЗ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ:

В первую неделю мне удалось_______________________________________________________

Контакт с коллегами ДОУ мне удалось наладить сразу (не сразу)______________________________________________________________________________________________________________________________

Контакт с детьми ДОУ мне удалось наладить сразу (не сразу)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контакт с родителями ДОУ мне удалось наладить сразу (не сразу)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Й. день

__________ мая

Подробное планирование

ПРОГУЛКА

Й. день

__________ мая

Подробное планирование

ПРОГУЛКА

Й. день

__________ мая

Подробное планирование

ПРОГУЛКА

Й. день

__________ мая

Подробное планирование

ПРОГУЛКА

Й. день

__________ мая

Подробное планирование

ПРОГУЛКА

АНАЛИЗ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ:

Мной была запланирована тема недели:___________________________

В ходе реализации перспективного плана заметила следующее________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Во вторую неделю мне удалось_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что удалось сделать по созданию предметно-пространственной среды____________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В процессе наблюдения за детьми я заметила следующие особенности____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чему я рад(а)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои неудачи_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что мне нужно сделать чтобы их предотвратить?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что я возьму в методическую копилку для отчета:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Й. день

__________ июня

Подробное планирование

Й. день

__________ июня

Подробное планирование

ПРОГУЛКА

Й. день

__________ июня

Подробное планирование

ПРОГУЛКА

Й. день

__________ июня

Подробное планирование

ПРОГУЛКА

Й. день

__________ июня

Подробное планирование

ПРОГУЛКА

АНАЛИЗ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ:

Мной была запланирована тема недели:___________________________

В ходе реализации перспективного плана заметила следующее________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На третьей недели мне удалось_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В процессе наблюдения за детьми я заметила следующие особенности____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чему я рад(а)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои неудачи_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что мне нужно сделать чтобы их предотвратить?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что я возьму в методическую копилку для отчета:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗВЕРНУТЫЙ АНАЛИЗ ПРОХОЖДЕНИЯ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ В МДОУ_________________________________________________________
_______________________________________________________________

ПРАКТИКУ ПРОХОДИЛ(А) В ПЕРИОД С _______ПО______________

Я заметил(а) следующие особенности детского сада________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальные и возрастные особенности детей___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деятельность детского сада в летний оздровительный период отличается тем, что_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализируя предметно-пространственную среду всего детского сада, можно сделать вывод___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКИ МНЕ УДАЛОСЬ РЕАЛИЗОВАТЬ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Подготовила старший воспитатель Т.В.Трегубенко

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

ООП – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.



Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

Образовательный процесс должен:

Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.

Три модели организации образовательного процесса в ДОО

Учебная модель

В последние годы она активно используется в ДОО. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

Предметно-средовая модель

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

3. Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Основой образовательного процесса является планирование. План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей. Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:

постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;

умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;

своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;

сочетания воспитания с самовоспитанием;

опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей..

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ), внесло в действующую структуру планирования значительные изменения. Эти изменения находят свое подтверждения в ФГОС ДО в настоящее время.

В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждении. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;

четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;

Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;








1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.


2)Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).


4) Вариативность среды предполагает: наличие в Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.






















Мы с коллегами нашего детского сада постоянно повышаем уровень профессиональной подготовки и делимся полученным опытом: проводим мастер- классы. а одном из таких мастер- классов я познакомила коллег с техникой «квиллинг». С помощью этой техники мы сделали персонажей к сказке « Теремок». Все атрибуты, выполненные в этой техники я внесла в наш центр театрализованной деятельности






Пространство: детям трудно играть, если мы перенасыщаем пространство и нет замещающих предметов. Не должно быть избытка игрушек. Должны быть материалы, которые могут использоваться, предметы, стимулирующие фантазию и творчество. Покой: (чтобы взрослые не отвлекали), размеренная и спокойная речь взрослого, спокойные и уверенные движения. Га быстрые действия дети не реагируют (дети «теряются»). Надо присесть и услышать конкретного ребенка (открыть эту «дверцу» в себе), снижается конфликтность в группе. Время: (специально выделяется для игры) – дети должны знать, что у них есть время. Иначе ребенок ведет себя как «сжатая пружина» и это вызывает у него тревожность. Взрослый должен быть готов включиться в игру как психологическая опора.




Самообслуживание и элементарный бытовой труд Наши дела (отдел кадров) Игровая Игровое пространство (для сюжетно- ролевых игр) Познавательно-исследовательская Центр природы Центр экспериментирования Центр познания и игр (дидактика, мини музеи) Конструирование (конструкторы, модели, бумага, природный и бросовый материал) Мастерская (центр строительства) Центр безопасности Изобразительная Центр творчества Двигательная Центр физкультуры и спорта Центр здоровья Музыкальная Центр театра и музыки Восприятие художественной литературы Минибиблиотека Коммуникативная Календарь настроения (место для уединения)



Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В статье отражена модель создания развивающей предметно - пространственной среды, на какие сектора разделена группа, на что направлен каждый сектор и какие центры развития детей включают в себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономное муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Родничок» п.Крестцы Новгородская область

«Модель развивающей предметно - пространственной среды как условие реализации ФГОС дошкольного образования»

Выполнила:

Фоченкова Ольга Владимировна

Воспитатель АМДОУ

«Детский сад №2 «Родничок»

п.Крестцы Новгородская область

п.Крестцы

«Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

Нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…» (Е.И.Тихеева)

Вопрос организации развивающей предметно – пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Важной задачей для меня стало осмысление особенностей развивающей предметно – пространственной среды, которая должна через свое содержание и свойства обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, воспитание духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, способствующей проявлению и развитию творческих, художественных способностей ребенка, позволяющей проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

По данному вопросу мною были изучены следующие нормативные документы, научная литература и сетевые источники:

Изучив Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», научную литературу:

  1. В.А.Петровский, Л.М.Кларина «Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования»Л.М.Кларина «Общие требования к проектированию моделей развивающей среды».
  2. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. –192 с.
  3. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание. - 2003. - №12. - С.17-21. Новоселова Г.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - С.14-18.
  4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М, 1997. – С. 17
  5. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. –1998. –№4. –С.79.

Сетевые источники www.doshcolniki.ru , www.pedsovet.org , www.vospityvaem.ru , www.doshvozrast.ru ,

Наполняемость развивающей предметно – пространственной среды я планирую на целый год (это отражено в годовом и календарном планировании. Все это пишется в электронном виде), от этого она меняется в зависимости от изучаемой темы, поэтому предметно – развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям.

В построении развивающей предметно – пространственной среды в своей группе я руководствовалась принципами В.А.Петровского:

дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;

активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения; создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");

половых и возрастных различий

Развивающая предметно – пространственная среда должна способствовать реализации образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей;

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка и предусматривает выделение:

Микро и

Макросреды

и их составляющих.

Создавая развивающую предметно – пространственную среду я ставлю перед собой определенные задачи:

  • 1. Обеспечить условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
  • 2. Поддерживать познавательную активность, обеспечить ее дальнейший рост.
  • 3. Создать условия для реализации усвоенных во время образовательной деятельности способов деятельности, приобретенных знаний.
  • 4. Создать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Я хочу представить модель развивающей предметно – пространственной среды моей группы. Пространство группы условно разделено на три сектора: Активный, Рабочий, Спокойный.

Активный сектор занимает большую часть пространства группы, мебель легко трансформируется и при необходимости быстро убирается.

  • центр игры
  • центр двигательной деятельности
  • центр конструирования
  • центр музыкально театрализованной деятельности

Результат работы активного сектора: Развитие способов поведения и отношений с людьми; Развитие и обучение детей средствами игровой предметности; Социализация ребенка через игровые виды деятельности; Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка; Формирование представлений о важности безопасного поведения.

Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной ит регламентированной деятельности.

Этот сектор в себя следующие центры:

  • Центр познавательной и исследовательской деятельности
  • Центр продуктивной и творческой деятельности
  • Центр правильной речи и моторики.

Результат работы рабочего сектора: Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка; Формирование стремления к освоению нового; Стимулирование и развитие речевой активности и всех компонентов речевой системы ребенка; Развитие системы элементарных математических, коммуникативных, навыков; Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.

Спокойный сектор также занимает 25% пространства группы. Центры удалены немного друг от друга, чтобы дети могли уединиться.

Этот сектор включает в себя следующие центры:

  • Центр книги
  • Центр отдыха
  • Центр природы

Результат работы спокойного сектора: Развитие эмоционально-чувственной сферы, нравственно-этических отношений; Формирование потребности рассматривать, беседовать по поводу содержания; Формирование эколого-эстетического развития; Формирование познавательного развития ребенка; Экологизация различных видов деятельности.

И в итоге я могу сказать что, развивающая предметно – пространственная среда в моей группе, созданная по данной модели: Раскрывает индивидуальные возможности ребенка, формирует познавательную активность; Утверждает уверенность в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности; Обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка.


Александра Якимова

Модель построения предметно-пространственной среды включает три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени.

К наполнению развивающей среды относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.

Пространственная организация. В спальной комнате предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели по мере необходимости с помощью применения раздвижной перегородки-ширмы, выдвижными ящиками на колесах, которые наполнены конструктором различной конфигурации такие как: «Крупный», «Дорога», «Замок». Здесь же легко доступны и передвигаются самими детьми, пространствообразующие материалы, в центре строительства, находятся яркие мягкие модули; палатка для уединения на одного ребенка, в уголке уединения и релаксации - место для временного уединения дошкольника, здесь он может подумать, помечтать; палатка - «Автобус» для проведения сюжетно-ролевой игры. Все перечисленное по необходимости используется и легко трансформируется детьми в игровую комнату группы.

В группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет создан индивидуальный комфорт для каждого ребенка, обеспечено личное пространство: детская кроватка, шкафчик, стол, стул.

В зоне обучения много света, свет падает с левой стороны, в ней располагаются детские столы, стулья, доска для демонстрирования, мольберт, телевизор, магнитофон.

Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиН. Доска находится на уровне глаз детей.


Создавая развивающую среду в группе, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности наших детей. Столы в учебной зоне легко регулируются. Каждый стол, стул промаркирован яркими геометрическими фигурами.

В учебной зоне размещены: центр творчества, мастерская, уголок природы, книжный уголок, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования, уголок музыкального развития, а также патриотический уголок.

В центре творчества дети обычно проводят много времени, здесь они и рисуют, и создают поделки из пластилина, выполняют аппликации и много другое. Работы детей мы размещаем в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке. Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке в форме лесенки в раздевалке.


В учебной зоны находится мастерская, здесь располагаются материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру, хранится в специальных пластмассовых контейнерах. Дети используют для обыгрывания готовых построек наборы разных мелких игрушек: животные и многие другие.

В мастерской для изготовления поделок помещён природный материал, который мы накапливаем с участием родителей. Он хранится в специальных ёмкостях и контейнерах.

Уголок природы расположен рядом с центром творчества. Здесь мы наблюдаем за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены краеведческие материалы (гербарии растений, типичных для Нижневартовского района.

В рамках второй годовой задачи нашего образовательного учреждения: «Реализация национально-регионального компонента посредством его интеграции в разделы ООП», - в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет был создан мини-музей.

Положительных результатов, возможно, достичь не только в процессе образовательной деятельности, но и при проведении целенаправленной дополнительной работы с детьми и совместной деятельности с родителями. Цель работы: выстроить систему работы с учетом сложившихся социокультурных условий, более широко использовать историко – художественный потенциал ХМАО-Югры, исторические, эстетические представления ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям и самобытной культуре родного края. В группе при активном участии родителей и нами был создан мини-музей, в котором представлена местная флора, фауна, жизнь и быт коренного населения народов ханты. На фото представлены три времени года в ХМАО-Югре: зима, весна, лето.









Здесь же расположен центр исследовательской деятельности, где мы проводим различные опыты, развиваем мышление у наших детей, любознательность, а также познавательную активность.

В группе для обеспечения создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный для развития мелкой моторики пальцев, рук, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки, нанизывать бусы и др.

Для развития мышления, развития мелкой моторики в учебной зоне также находятся настольные игры, лото, пазлы, мозаика, мелкие кубики по мотивам русских народных сказок.

Книжный уголок представляет собой полочку для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям, располагается рядом с центром творчества, чтобы дети могли лучше рассматривать книги и зарисовывать любимых героев.

Материал в книжном уголке обновляются еженедельно по лексическим темам согласно календарному планированию.

Также имеется в учебной зоне место, где мы разместили материалы по окружающему миру, математике, развитию речи, наборы дидактических игр, картотеки стихов и загадок, подготовленных схем для пересказа и др.


Уголок музыкального развития знакомит детей с музыкальными инструментами и способствует формированию интереса к музыке. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах: дудочке, барабане, гитаре, пианино, металлофоне ксилофоне, бубне, саксофоне. В нашей группе имеются кассеты с детскими песнями, со звуками леса, моря, с различными сказками.

Патриотический уголок располагается в учебной зоне, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашего города Мегиона, Ханты-мансийского автономного округа, нашей страны.


Изменение во времени. В процессе проектирования построения предметно-пространственной среды продуманны варианты ее изменения:

Времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение всего образовательного года);

Освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);

Стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды с учётом возраста воспитанников.

Предметно-развивающая среда в группе организована с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Предусмотрено гибкое зонирование среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей.

Строго соблюдается требование безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья детей: детская мебель, игровой и дидактический материал соответствуют возрастным особенностям и действующим санитарно-гигиеническим правилам и нормативам.

Приём детей осуществляется в раздевалке группы, здесь находятся индивидуальные промаркированные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация, консультации и советы родителям; специальная подставка в форме лесенки для работ из пластилина, пластиковый контейнер для рисунков.




Уголок физического развития находится в спальной комнате. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх как в группе, так и на улице, индивидуальной двигательной деятельности, а также в свободной деятельности детей.

Каждая зона окрашена в разную цветовую гамму, что позволяет создавать положительный эмоциональный настрой детей. Спальня выдержана в светло-фиолетовой гамме, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей. На одной из стен в спальной комнате находятся объемные картинки с облаками, месяцем и звездами.

Игровая зона находится в левой части группы. Здесь дети создают условия для творческой деятельности, развивают фантазию, формируют игровые умения, реализовывают свои игровые замыслы, воспитывают дружеские взаимоотношения между собой.

В центре игровой зоны на полу находится ковёр – это место сбора детей.




Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, посудой, игрушечными дикими и домашними животными и другими игрушками.

Развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек, разделяется на две зоны: игровая комната – для девочек, спальная комната – для мальчиков. Например, для девочек есть швейная машинка, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков – конструкторы пластмассовые для строительства.

В игровой зоне также располагается уголок ряжения, в спальной комнате находится - театр, способствующий стимулировать творческие замыслы детей, их индивидуальные творческие проявления.

В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, нами создана картотека условных обозначений геометрическими фигурами, как на столах так и на стульях детей. У дежурных есть специально пошитая одежда для дежурства: колпачок и фартук.

Все игрушки игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого в группе имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики.

Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, эмоционально-волевой сферы и определения настроения каждого ребёнка в нашей группе имеются шесть масок-эмоций разного настроения. Каждый ребенок в течение дня может менять свой выбор масок-эмоций, которые соответствуют их настроению в данный момент. Планируется сделать дерево эмоций с фотографиями детей, где дети по - своему настроению будут выбирать соответствующую эмоцию, закреплять ее на дереве с помощью прищепок.

Мы постарались оформить информативно развивающую среду богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием информационного и дидактического материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному замыслу и решению, что обеспечивает содержательное общение взрослых и детей в группе.