Предметом истории географии является. География

Опр. ДНФ называется совершенной отн-но дан.мн-ва переем-х, если каждая переем-я входит в каждую элементарную конъюнкцию (с отрицанием или без отрицания), причем ровно один раз.Элементарные конъюнкции, вход.в СДНФ д.б.различными.Н-р:

1) xyz xyz– СДНФ от x, y, z.

2) xy– СДНФ от x, y, но не является СДНФ от x, y, z.

Замечания 1. const.º0 – СДНФ;

2. ДНФ, найденная табличным способом, является СДНФ.

3. F= – СДНФ от переменной x, но не является СДНФ от x, y, z, которая может быть из нее получена: F= = = – СДНФ от x, y, z.

Теорема. Всякая ф-ла ал-ры выс-й имеет равносильную ей СДНФ, кот.опр-ся с точ-ю до порядка записи элемент-х конъюнкций.

2. Понятие булевой функции. Таблица истинности формулы Подставляя в ф-лу вместо пропозициональных пер-x, y, z,… значения 0,1, и выполняя действия, мы б.пол-ть знач-я ф-лы.Опр. Булевой ф-цией наз-ся ф-ция, зад. на мн-ве {0,1} и приним.знач-я из этого же мн-ва.Каждой ф-ле алгебры в-й соответствует булева ф-ция и притом единственная. Таблица знач-й этой ф-ции наз-ся таблицей истинности.Лемма. Сущ. 2 n наборов, элементами кот-х явл-ся нули и единицы, длины n. (Длина набора – число символов, входящих в набор).Док-во методом математической индукции:

1. Пусть n=1: Имеем 2 набора {0},{1}.

2. Предположим, что утверждение леммы справедливо для n=k. Существует 2 k наборов длины k, элементами кот-х явл-ся нули и единицы.

Применим к набору (1) след. преобразование: сначала допишем в конце набора 0, а затем 1. В рез-те, из одного набора длины k получим два набора длины (k+1).

Таким же образом поступим с каждым из 2 k наборов. Всего наборов получится:2×2 k =2 k +1 .По принципу мат.индукции утверждение леммы справ-во для люб.нат.числа n.Теорема. Существует 2 2 n булевых функций от n переменных.Р!булевы ф-ции от 2 пер-х:

f 0 º0 – константа, f 1 =x&y – конъюнкция

f 2 = , f 3 =x – повторение аргумента x, f 4 = ,f 5 =y – повторение аргумента y, f 6 = , f 7 =xÚy – дизъюнкция. f 8 = – стрелка Пирса, f 9 =x«y – эквивалентность, f 10 = – инверсия y, f 11 =y®x – импликация,f 12 = – инверсия x, f 13 =x®y – импликация,f 14 = – штрих Шеффера,f 15 º1 – константа. Среди перечисленных 16-ти ф-ций две ф-ции – константы, 4 ф-ции зависят от одной пер-й и 10 – от 2-х.Особую роль играют булевы ф-ции тождественно рав.1 при люб.наборах знач-й пер-х.

Опр. Формула (АВ) наз-ся тождественно истинной (тавтологией), если она принимает значение «истина» при люб.знач-х переем-х, входящих в ф-лу.

Пример: F(x,y)=(x®y) Ú (y®x)

1.ВЫСКАЗЫВАНИЯ.Алгебра высказываний.Высказывания и операции над ними Выс-е–основное,неопределяемое понятие.Любые утверждения,об ист-ти или лож-ти кот-х имеет смысл говорить, мы б.наз-ть высказываниями , при этом мы можем не знать, истинно ли данное выс-е или нет. Выс-ми, например, б.след. утверждения:- «Кама является одной из крупнейших рек России»;- «8 – есть простое число»;- «9000 –я цифра в десятичной записи числа π есть 7». Первое из этих утвержд-й истинно,второе–ложно; ист-ть или лож-ть третьего утверж-я нам неизвестна.Выс-я б.обоз-ть лат.буквами (прописными и строчными, с индексами и без них): A, B, C, ..., A1, A2, C3, …,p, q, r, …, q2, q3 … .Итак, пусть p, q, r –выс-я или пропозициональные (высказывательные) переменные, кот.м.принимать два значения истинности: Л (0; F – false) и И (1; Т – true). Разл. образом сочетая выс.-я м\д собой, мы м.пол-ть новые выс-я. Н-р, из двух выс-й: «Пермь – столица Пермского края» и «8 – есть простое число» м.пол-ть след.выс-я:-«Пермь–столица Перм. края и 8 – есть пр. число»,- «Пермь – столица Пермского края или 8 – есть простое число»,- «Если Пермь – столица Пермского края, то 8 – есть простое число»,- «Пермь – столица Пермского края тогда и только тогда, когда 8 – есть простое число».Из перв.выс-я м. получить новое выс-е - «неверно, что Пермь является столицей Пермского края», т.е. выс-я, явл.отрицанием первого.Приведенные сочетания выс-й образуются при помощи слов «И»; «ИЛИ», «ЕСЛИ…, ТО», «ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА…», «НЕ». В математической логике для обозначения этих основных типов сочетаний, имеющих название, используются спец.символы:p q(p&q, pq,p∙q)– читается «пэ и ку») – обозначает сложное выс-е, истинное только в том случае, когда p и q оба истинны. Такое выс-е называют конъюнкцией (от лат. conjunctio – союз, связь) высказываний p и q. p q(читается «пэ или ку») обозначает сложное выс-е, истинное тогда лишь, когда по крайней мере одно из выс-й истинно (м.быть истинными оба выс-я). Такое выс-е наз-т дизъюнкцией (от лат. disjunctio – различение, разобщение) высказываний p и q.p q(p q, p q)– читается «если пэ, то ку», «пэ достаточно для ку», «ку необходимо для пэ», «ку с необходимостью следует из пэ», «из пэ следует ку», «пэ влечет ку») обозначает сложное выс-е, кот.ложно только в том случае, когда p истинно, а q ложно и истинно во всех остальных случаях. Такое выс-е называют импликацией (от лат. implico – тесно связываю) выс-й p и q. В импликативном высказывании p q различают антецедент (основание) – высказывание p и консеквент (следствие)–выс-е q.p q(p q, p q, p q)– читается «пэ тогда и только тогда, когда ку», «пэ если и только если ку», «пэ в том и только том случае, когда ку») обоз-т сложное выс-е, истинное, когда выс-я p и q одновременно оба истинны или оба ложны. Такое выс-е наз-т эквивалентностью выс-p и q. – читается «не пэ», «неверно, что пэ») – есть противоположность p. Обозначает выс-е, истинное, если p ложно и ложное, если p истинно. Такое выс-е наз-т отрицанием высказывания p.Замечание 1. Символы &, , соответствуют бинарным операциям: новое высказывание сопоставляют двум высказываниям p и q, а символ выражает определенную на том же мн-ве унарную операцию: сопоставляет новое высказывание одному высказыванию p.Замечание 2. Слова «и»; «или», «если…, то», «тогда и только тогда, когда…», являющиеся связками в нашем обычном языке, в мат.логике получают несколько иной смысл.В обычном языке союз «и» исп-ся, как правило, для объединения двух предложений, соответствующих друг другу по смыслу в некот.связном повествовании как это бывает при описании последовательности событий (Елена хорошо подготовилась к экзамену Однако в логике «И» м.соединять люб.предл-я, совершенно незав-мо от наличия смыслового соответствия м\д ними.Аналог.союз ИЛИ в обычном языке употребляется в двух смыслах – в смысле исключающем от лат. aut («p или q, но не оба») и в смысле неисключающем от лат. vel («p или q, или оба). Именно в последнем смысле мы б.исп-ть союз ИЛИ чаще. И здесь опять несущественна смысл.зав-ть соединяемых выс-й.Не сущ-на смысловая связь в логике между выс-ми и при построении импликации, хотя в обычном языке сложное предл-е «если p, то q» предп-т м\д p и q отн-е посылки и следствия, или же причины и обусловленного ею дей-я.(Если б. дождь, то мы не пойдем на прогулку).В логике для ис-ти импликации дост-но, чтобы p было ложно или q – истинно.Т.о.,выс-я типа:– Если 7 – простое число, то 2´2=4;– Если 8 – простое число, то 2´2=4;-Если 8 – простое число, то 2´2=5 д.считаться истинным. Утверждение «p тогда и только тогда, когда q» не означает в логике, что составляющие предл-я p и q имеют одно и то же знач-е или один и тот же смысл, оно означает лишь выск-е, кот.истинно, когда оба выс-я истинны или ложны.Все, что говорилось о лог.смысле конъюнкции, дизъюнкции,импликации, эквивалентности и отрицания м.просто и наглядно проиллюстрировать с пом-ю Т.Н.таб-ц истинности.В таблицах выпис-ся всевозможные комбинации ист-х и лож-х зн-й составл.выс-й, а в результирующей колонке указ-ся ист-ть или лож-ть сложного выс-я для кажд.такой комбинации. Б.сопоставлять ист-му выс-ю символ 1, а ложному – символ 0.Вот как выглядят т-цы истинности для &, , и :

Понятие формулы алгебры выс-й. Опр. Алфавитом наз-ся произв.мн-во символов. Введем алфавит, сост.из след. групп символов:x, y, z, p, …А, В,… – пропозициональные переем-е;&, , и :– лог.связки;(,) – 2 технических символа.Опр. (ф-лы алгебры выск-й):Каждая отдельно взятая пропозицион-я перем-я есть ф-ла алгебры выс-й. Ф-лы такого вида наз-ся простейшими (атомами).Если x – формула ал-ры выс-й (АВ), то (Øx) – ф-ла (АВ).Если x и y – ф-лы ал-ры выс-й, то (x&y), (xÚy), (x®y), (x«y) – тоже ф-лы (АВ).Никаких др.ф-л (АВ), кроме получающихся сог-сно п.п.1–3 нет.Опр-я такого типа наз-ся индуктивными. В них имеются прямые пункты (1,2,3), где задаются объекты, к.в дальнейшем именуются определяемым термином и косвенный пункт (4), в к.говорится,что такие объекты исчерпываются зад.в прямых пунктах. Среди прямых пунктов им-тся базисные (1), где указ-ся нек.конкретные объекты, именуемые в дал.определяемым термином, и индуктивные пункты (2,3), где даются правила получения определяемых объектов из уже имеющихся объектов, в частности из объектов, перечисл-х в базисных пунктах.Зам-е: «О силе связок».Для упрощения записи формул (уменьшения числа скобок в них) будем считать, что:порядок выполнения лог.операций над выс-ми д.б.след.:Ø, &, Ú, ®, «внешние скобки, заключающие внутри себя все остальные символы, составл.ф-лу, м.опускать.Учитывая это соглашение, а также опустив знак конъюнкции, ф-лу м.зап-ть в виде .При чтении ф-ла м.б.названа по «последней» операции. Запис.ф-ла П.С. импл-цию.

Предмет изучения географии

Определение понятия географии. Существует много определений предмета географии. Но одно остаётся очевидным, что география изучает поверхность земли, которая образует географическую среду для человеческого общества ". Можно так определить понятие географии: география есть наука, комплексно изучающая в целом и по частям поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу. Каковы особенности предмета географии? Из самого понятия земной поверхности, как предмета изучения географии, вытекает необходимость локального 2 рассмотрения географических предметов и процессов. География изучает явления в связи с определённым местом на земном шаре. География понимает под поверхностью Земли место взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы 3 . Все эти сферы имеют отношение к месту обитания человечества, влияют на человеческое общество и сами подвергаются воздействию со стороны общества. Поверхность Земли есть географическая среда.

1 «Ведь как бы ни определять содержание географии,- писал проф.
В. П. Буданов,- бесспорно одно: объектом изучения в географии является
поверхность всего земного шара и его отдельных частей...» («Карта в преподавании географии», 1938, стр. 5).

2 Слово локальный происходит от латинского слова локус (locus), что
означает «место», «территория». Синонимом ему является греческое слово
«хорос» (прилагательное «хорологический»). В географической литературе
часто встречаются эти слова.

3 Литое - камень; атмос - воздух; гидор - вода; биос - жизнь.

Географическая среда и мыслится как территория на Земле со всеми наполняющими её вещами, находящимися во взаимозависимости и в развитии, а также в определённых исторически изменяющихся отношениях к человеческому обществу. География изучает географическую среду как со стороны её структуры, так и происходящих в ней процессов.

География изучает Землю в целом (землеведение) и её отдельные части (страноведение) с точки зрения сходства и различия явлений, процессов, происходящих на земной поверхности.

Нахождение на одной и той же территории множества разнообразных предметов и процессов порождает различные формы связей и взаимодействия между ними, обусловленные фактом смежного существования и генетическими отношениями.

Изучаемые географией географические связи обнимают собой явления неорганической и органической природы в их отношении к деятельности человеческого общества. На основе своеобразия географических явлений и различия форм их сочетания возникают особые географические комплексы, развивающиеся по своим законам. Изучаемая географией поверхность Земли, как место обитания человечества, представляет собой совокупность разнообразных географических комплексов. География устанавливает законы развития как целых комплексов (ландшафтов), так и составляющих их элементов.

Географический комплекс представляет собой такое сочетание элементов природы и общества, в котором отдельные элементы в процессе своего развития взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, вследствие чего изменение в одном из них вызывает соответствующие изменения в других.

Так значительное изменение климата в какой-нибудь местности повлечёт за собой изменение режима вод и всей гидрографии, растительного и животного мира. В конце концов это скажется на рельефе и вызовет другие отношения человека к природе.

В состав географического комплекса входят структурные элементы различных типов: астрономические, геоморфологические, гидрологические, климатические, биологические и социальные. Но сущность географической среды нельзя сводить к сумме составляющих её отдельных видов элементов.

В географическом комплексе данные астрономии, геоморфологии, гидрологии, климата, биологии образуют единое целое. Комплексирование элементов живой и мёртвой природы на поверхности Земли даёт в результате качественно своеобразную географическую среду в отношении человеческого общества, подчинённую своей особой закономерности.

Локальность придаёт органическое единство комплексному географическому процессу. Поэтому предмет географии не есть какой-то конгломерат предметов других наук.

Голубчик М. М., Евдокимов С. П.

Г624 География в современном мире: Учебное пособие по кур­су «Введение в географию» / НИИ регионологии. - Саранск, 2000. - 56 с.

I8ВN 588608-065-1

В учебном пособии география рассматривается как наука ес­тественная и общественная, ее единство, положение и роль в со­временном мире, объект, предмет, основные задачи и проблемы.

Для студентов и преподавателей географических факульте­тов университетов и педагогических институтов, учителей гео­графии средних школ.

УДК 911.5/.9 (075.8) ББКД8.

18ВК 588608-065-1 © Голубчик М. М.,

Евдокимов С. П., 2000

© НИИ регионологии, 2000

География в современном мире

ПРЕДИСЛОВИЕ

Этим курсом вы начинаете изучение географии в университете, знакомство с ее сущностью, познавательными и конструктивными функциями. История географической науки насчитывает несколько тысячелетий. За это время коренным образом изменились ее предмет, задачи и методы исследований. Однако нередко и в современном обществе география до сих пор трактуется как сугубо описательная наука, главная функция которой – справочно-энциклопедическая. Такой взгляд коренным образом противоречит существу нынешней географии. В настоящее время в ней усилились интеграционные тенденции, приведшие к формированию представлений о единстве географической науки и все большему развитию общей (единой, комплексной, нерасчлененной) географии. Эта новая география призвана исследовать пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества на глобальном, региональном и локальном уровнях.

География – наука естественная и

Общественная

1. Изменение представлений о географии. Студент, завершающей изучение географии, должен быть готов понять ее сложность и увлекательность. Ее современное содержание значительно отличается от сложившихся представлений о ней, как науке о путешествиях и приключениях. Это вовсе не означает, что надо оставить за порогом жюльверновскую романтику географических странствий. Романтиков в географии достаточно и сейчас, но вот знаний необходимо в сотни раз больше. Факты – это «воздух» ученого, и собирать их стало значительно сложнее, чем раньше.



Фактический материал должен лежать в основе всякой теории. Для географа им служат разнообразные данные о странах и районах, их свойствах, включая знания о размещении объектов. Однако значение фактического материала не следует преувеличивать. Не надо думать, что "хороший географ тот, кто держит в голове возможно большее количество названий стран, гор, рек, городов", писал известный немецкий географ Альфред Геттнер, считая это точкой зрения почтового чиновника.

В то же время сегодня наверняка есть люди, которые полагают, что географам теперь делать нечего. Материки давно описаны, все острова открыты, реки и моря измерены, все нанесено на карты, и «белых пятен» не стало! Все рассортировано по полкам. Приключений и неожиданностей больше нет. Бурная молодость науки сменилась бессильной старостью. Удручающая картина… Но не волнуйтесь! Поле деятельности географии не только не сократилось, но напротив, стало еще более обширным.

В последнее время также нередко приходится слышать недоумение, а то и возмущение представителей некоторых наук по поводу того, что география и географы занимаются не своим делом, когда речь идет о таких проблемах, как экологические, демографические, экономические, социальные и другие. Так ли это? Хотим вас сразу уверить, что дела здесь всем хватит с избытком.

Что же представляет собой географическая наука, каковы ее проблематика, новые задачи, каково ее место в современном мире? Давайте рассмотрим роль географии в создании научной географической картины мира и ее конструктивный вклад в решение важнейших проблем современности . Естественно, что нам удастся нарисовать лишь общую картину.

Если раньше география работала на расширение жизненного пространства, то в настоящее время перед ней стоит обратная задача: обосновать и распространить идею необходимости сотрудничества с природой в пределах ограниченной Ойкумены, обладающей известной емкостью. За пределами этой емкости человечество ожидает экологическая катастрофа. Поэтому и наблюдается сегодня интенсивная экологизация всех направлений географии.

Расширяется сфера общественной географии (география человека, социальная география, геоурбанистика). Заметен существенный взлет интереса к политической географии. Характерно резкое усиление внимания к пространству и времени земного мира. Традиционно география рассматривается как наука, изучающая преимущественно пространственные закономерности. Но если раньше изучалось то, что было видно, фигурально выражаясь, невооруженным взглядом, то теперь географы исследуют пространственные соотношения геосистем, образовавшиеся на поверхности Земли в процессе длительного развития.

Изучение тенденций развития геосистем, интенсивности их изменения под влиянием человека, энергии восстановительных процессов – все это позволяет приблизиться к составлению точного эколого-географического прогноза. Прогноз – это венец географического исследования.

Современную географию характеризует также развитие системного подхода базирующегося на точном анализе взаимосвязей между отдельными компонентами природных, социальных и природно-социальных систем. Представление о целостности географических объектов позволяет глубже проникнуть в их сущность, изучить детали. С помощью моделирования удается установить механизм взаимосвязей в природе и количественно его охарактеризовать. На географических стационарах проводятся натурные эксперименты.

Постепенно география превратилась из науки описательной в науку конструктивную . Конструктивной задачей географии является проектирование территориальных систем, а вершиной подобного проектирования – оптимизация территориальной организации общества.

В итоге за географией остается в качестве главного – изучение пространственной дифференциации территорий (предмет исследования) и их оптимальная организация (основная конструктивная задача). При этом географы не забывают и свои общественные функции, связанные с контролем среды, географической информацией и просвещением.

2. Интегративная роль географии. Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая и политическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных (пространственных) аспектах. Физическая география, в свою очередь, распадается на науки, изучающие природные компоненты и их свойства (рельеф, воды, климат, атмосферу и др.) и природные комплексы (географическая оболочка, ландшафты). Не менее объемными являются и отрасли общественной географии: география хозяйства, политическая география, география населения и др.

Казалось бы, эти могучие ветви современной географии – естественная физическая и гуманитарная (общественная) экономическая, политическая и социальная география – тянутся в разные стороны, и объединяющее их слово «география» – не больше, чем формальный хлипкий мостик. Так оно и было многие годы: стена между общественными и естественными науками не сразу была разрушена.

Разрушила ее жизнь, сформулировав социальный заказ ученым: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться. Для решения этой задачи во второй половине ХХ века формируется общая (единая) география (рис 1). Отмечаются процессы гуманизации, социологизации, экологизации, экономизации географии и глобализации мышления.

Гуманизация означает поворот к человеку как главному объекту, ко всем сферам и циклам его жизнедеятельности, рассмотрение в первую очередь жизни людей.

Социологизация тесно связана с гуманизацией и заключается в повышении внимания к социальным аспектам развития, к географическим аспектам общественной жизни.

Экологизация предполагает рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания и условиями воспроизводства жизни.

Экономизация означает более широкое внедрение в практику географических исследований подходов и методов экономичес­ких наук, конкретных расчетов, экономических оценок.

Глобализация мышления обусловлена тем, что конфликты между потребностями людей и их хозяйственной деятельностью с одной стороны, и состоянием природных комплексов – с другой, приобрели глобальные масштабы, а человечество также представляет собой глобальную систему.


Рис. 1. Система географических наук

Главной задачей географии уже давно стало не простое землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов и особенностей развития различных территориальных систем. Именно в этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях – от мирового до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связующего звена между естественными и общественными науками.

Выдающийся отечественный географ Н.Н. Колосовский писал, что география не может не стремиться к тако­му развитию, при котором достигалась бы диалектическая целос­тность всей картины жизни природы и людей, подобной классиче­ской географии древних, но на несравненно более высоком уров­не современных научных достижений и накопленного огромного фактического материала. На современном этапе разви­тия география может этого достигнуть через установление взаимосвязей между отдельными географическими дисциплинами и развитием новых дисциплин – "мостов перехода" – на стыках существующих, если это вызывается необ­ходимостью.

Уникальное положение географии определяется также тем, что она – единственный предмет, относящийся одновременно и к естественному, и к гуманитарному циклам учебных дисциплин. Таким образом, школьная география охватывает всю систему «природная среда – общество – человек», что позволяет ей: комплексно рассматривать среду обитания (жизненное пространство) человечества, знакомя учащихся с тем, как живут и хозяйствуют люди в разных географических условиях; формировать восприятие мира не в виде набора отдельных природных или общественных компонентов, а в виде четкой иерархии территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Следовательно, география – предмет мировоззренческого характера, формирующий комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей . Это также единственный предмет, знакомящий человека с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики.

Все это позволяет отнести географию к числу тех классических предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у подрастающих поколений гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

2. География и важнейшие проблемы

современности

1. Понятие научной проблемы. В качестве проблемы выдвигается не вся область непознан­ного, не любой предмет, о котором мы желаем знать, а только такой предмет, о котором мы знаем, что при наличных возможностях мы можем что-то реально уз­нать. Эти возможности предопределяются двумя факторами, которые одновре­менно выступают в качестве первопричин постановки пробле­мы.

Во-первых, проблемы возникают при наличии общественных потребностей. История географии представляет этому наглядный пример: а) расшире­ние товарного производства потребовало от географии расширения рынков сбыта и источников сырья в виде открытий новых земель и путей; б) ограничение рын­ков сбыта и развитие индустриального производства – глубокого исследования давно открытых земель; в) сознание исчерпаемости ресурсов и емкости среды вообще в настоящее время ставит перед географией проблемы рационального природопользования в целом и оптималь­ной пространственной организации территории, в частности.

Во-вторых, проблемы возникают в результате развития внутренних законо­мерностей самой науки. Имеется в виду развитие теоретического базиса, индуст­риального оснащения методов, совершенствование средств описания. Все это, конечно, тоже связано с общественным развитием, но связь здесь опосредованная. История гео­графии дает и этому также хороший пример. До конца XIX в. она занималась глав­ным образом описанием отдельных стран и регионов, пре­имущественно вновь открываемых, экзотических, слабоизученных. С конца XIX в. отдаленно ставятся проблемы изучения связей между компонентами природы. И только в последние десятилетия география внутренне созрела для того, чтобы ставить и решать, например, проблемы функциональных связей компонентов ландшафта и обмена веществом и энергией между соседними и отдаленными друг отдруга геосистемами, понимая под последними всякие системы, принадлежащие географической оболочке Земли.

В итоге можно сказать, что постановка проблемы требует наличия общест­венной потребности и достаточной суммы знаний для ее решения. Следовательно, можно согласиться с определением понятия научной проблемы как формы моби­лизации и организации ранее накопленного знания для получения нового знания.

Характерным свойством проблем является то, что проблемная ситуация имеет «взрывной» характер, постоянно обгоняет рост возможностей разрешения проблемы. Это обстоятельство хорошо иллюстрируется легендой о Зеноне Китионском, жившим в Афинах в III – IV вв. до н.э. Легенда гласит, что Зенон, когда досужий прохожий спросил его, по­чему он сомневается во всем, нарисовал два круга разных размеров и объяснил: большой круг – это то, что знаю я, а малый круг – то, что знаешь ты. Все, что на­ходится за пределами кругов – область незнания. Совершенно очевидно, что дли­на соприкосновения моего круга с незнаемым гораздо больше, чем твоего и, есте­ственно, я сомневаюсь больше тебя.

В настоящее время перед географией стоит ряд важнейших проблем, которые носят глобальный характер и общечеловеческую значимость и в решение которых она вносит значительный вклад.

Проблемы, связанные с еще непознанным содержанием объектов, являются характерным элементом любой науки. Поэтому проблема – это не только нечто непознанное, но и некоторое знание о незнании. В исследова­тельской практике постановке проблемы всегда предшествует либо новый факт, не интерпретируемый в прежних теориях, либо научная гипотеза, возникшая на основе теорий, либо задача, выдвинутая практической деятельностью людей, ко­торая опирается на определенное научно-техническое знание. Поэтому упомяну­тая афористическая формулировка проблемы, как знание о незнании, может быть принята. Восточная мудрость гласит: «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем». Здесь достаточно точно отражается сущность проблемы как знания о незнании - проблему может ставить не всякий, а тот, кто знает, о чем он не знает.

2. Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. Эти проблемы зачастую называют экологическими и они настолько крупномасштабны, что в разработке их принимают участие специалисты разного профиля: философы, экономисты, юристы, биологи, химики, медики, агрономы, инженеры и др. Не остались безучастными и географы. Но для этого им пришлось пересмотреть некоторые свои позиции. Больше внимания стало уделяться развитию комплексных междисциплинарных направлений научного поиска. Так, в физической географии возникли учения и разделы о развитии антропогенно измененных образований – ландшафтов, форм рельефа, почв и др. Физико-географы стали более активно исследовать проблемы устойчивости природных комплексов к воздействиям человека, их саморегуляции, функционирования и др. В экономической географии развивалось ресурсное направление. Начали выполняться работы по эколого–экономическому районированию и планированию. А в современной географии в целом сформировалась группа природно-общественных наук: геоэкология, медицинская география, мелиоративная география, рекреационная география, учение о геотехнических системах и некоторые другие.

Пример. Усиление внимания к человеку, к "нехозяйственным" сторонам его жизнедеятельности в сочетании с комплексным географическим подходом привели к формированию рекреационной географии (или географии отдыха), занимающейся изучением территориальной организации "индустрии отдыха", включая географию туризма – внутреннего и международного. Важной задачей этой науки является исследование рекреационных ресур­сов, к числу которых относятся природные комплексы и их сос­тавляющие, культурно-исторические памятники, города и другие населенные пункты, уникальные сооружения.

Мы хорошо знаем, какими быстрыми темпами и чрезвычайно сложными взаимосвязями осуществляется единство природы и человека, как неразрывно связана история земной фауны и флоры, всей ландшафтной оболочки с историей человеческого общества.

Более 260 лет назад В. Н. Татищеву было предложено составить географическое описание России. Он взялся за дело увлеченно и основательно. Приступил к сбору необходимых книг и документов. Но вскоре убедился: толковое землеописание сделать невозможно без хорошего знания истории страны. По этой причине он занялся изучением истории России. И пришел к выводу, что для успеха в этом предприятии требуется постоянно использовать географичес­кие сведения. Татищев так выразил свою мысль о взаимосвязи истории природы и истории человеческого общества: «Где, в каком положении или разстоянии, что учинилось, какие природные препятствия к спо­собности тем действам были, також где какой народ прежде жил и ныне живет, как древние города ныне именуются и куда перенесе­ны, оное география и сочиненные ландкарты нам изъясняют; и тако история или деесказания и летописи без землеописания (географии) совершенного удовольствия к знаниям нам подать не могут». Много лет минуло с той поры, но идея Татищева не устарела. Более того, теперь мы знаем, какими тесными и сложными взаимо­связями осуществляется единство природы и человека, как нераз­рывно связана история природы земной поверхности с историей че­ловеческого общества.

Пример. Начиная с раннеземледельческого периода (около 12 тыс. лет назад) человеческие руки коренным образом меняли лицо Земли: в северном полушарии на больших территориях исчезли леса и на их месте появились пахотные земли или низкорослая растительность. В некоторых странах сельскохозяйственная деятельность приводила к мощной эрозии почвы: так, например, на Восточном Фиджи, где человек появился около 3 тыс. лет назад, за какие-то 150 лет в начале нашей эры эрозия уничтожила как минимум полуметровый слой почвы.

Со второй половины ХХ века проблема взаимосвязи природы и общества становится исключительно актуальной и в теоретическом и, особенно в практическом аспектах. Приобретает все большее значение географический подход к проблеме изучения изменений и перестроек ландшафтов планеты (и даже некоторых геосфер) в результате деятельности человека. Этот подход заключается в пространственно-временном анализе происхождения, структуры, функционирования, динамики и развития природных и социально-экономических (общественных) геосистем. При этом предметная область географии пересекается с предметными областями других наук, участвующих в изучении смежных вопросов.

Анализ понятий, используемых в биологической экологии и географии, указывает на их содержательную близость. Но из сказанного нельзя делать вывод, что экология, разрабатываемая биологами, аналогична экологии, изучаемой географами. Трудно оценить при этом значение экологии человека, которая, опираясь на общие законы взаимоотношения биосферы и человечества, изучает влияние природной и социальной среды, как на отдельных людей, так и на сообщества. Экология человека – это мост между географическими и биологическими аспектами единой крупнейшей проблемы – состояния окружающей (и природной и социальной) среды, воздействующей на человека.

В настоящее время понятие экологии значительно расширилось, Экологическими стали называть все проблемы имеющие отношение к изменению природы, условий обитания человека в конкретных регионах, сохранению окружающей среды, рациональному использованию ее естественных ресурсов.

В то же время сейчас продолжается специализация ученых по разделам наук. А ведь еще полвека назад В.И. Вернадский доказывал, что такой подход ошибочен, особенно когда речь идет о синтезе знаний, относящихся к реальным объектам. Тут, по его мнению, необходима специализация по проблемам, а не по наукам, К сожалению, этого, пока, не наблюдается.

Пример. О том, как важны комплексное решение таких проблем и сотрудничество, взаимопонимание разных специалистов, рас­сказывает следующий случай. Идет совещание по вопросам эколо­гии и охраны природы. В нем участвуют представители разных наук. Физико-географ делает интересный доклад, демонстрирует прекрасные карты природных комплексов, исходя их которых и следует строить систему мероприятий по использо­ванию природных ресурсов и охране природы. В прениях по до­кладу выступает, среди прочих, юрист и заявляет: "А зачем нам, собственно говоря, знать природу: достаточно знать и вы­полнять законы об охране природы!" Можно себе представить, какую "пользу" охране природы принесет такой "специалист"…

Острые экологические проблемы все чаще трактуются как чисто технические: утилизация отходов, ресурсосбережение, очистка вод, замкнутые циклы и пр. Слов нет, влияние на природу современной технологической революции трудно переоценить. Но при этом сплошь и рядом отодвигается на второй план другая, не менее важная сторона дела. Где и как применить эту замечательную технологию, чтобы она дала максимум пользы.

Мы принимаем как данность, что ныне практически вся природа преобразована деятельностью человека. Она стала «вторичной», и по закону установленному В.И. Вернадским, ее состояние во все большей мере зависит от действий общества. Если эти действия не будут разумно регламентироваться, окружающая среда раньше или позже необратимо деградирует, и человечество погибнет вместе с ней. Следовательно, альтернатива такова: либо «вторичная» природа, в которой мы живем, будет приобретать все больше признаков разумной организации (превращаться в ноосферу, «сферу разума» В.И. Вернадского), либо нас ждет экологическая катастрофа.

Пример. Сегодня население планеты удваивается каждые 30-40 лет (в раннеземледельческий и раннеурбанистический периоды это происходило раз в 1500 лет). В масштабах планеты объем энергии, используемой на нужды общества, удваивается в 2 раза быстрее, чем население. Во многих районах мира наблюдается нарушение природных циклов.

Теперь остается выяснить, что же следует считать разумной организацией . С точки зрения географии, это, прежде всего правильное использование пространственных ресурсов, которые сейчас важнее, чем привычные для нас ресурсы натурально-вещественные. Эти последние можно, так или иначе заменить или компенсировать их утрату, а территория – ресурс исчерпаемый, невозобновимый и незаменимый. То, что ее у нас, в России, больше, чем у кого-либо в мире, не должно вводить в заблуждение, хотя бы потому, что ее качество часто оставляет желать лучшего.

Вопросы рационального природопользования, оптимального размещения промышленного производства, сельского хозяйства, населения и в связи с этим анализ и прогнозирование развития природно-технических геосистем выдвигаются на первый план. Именно этот круг проблем принадлежит современной географической науке, которая исследует такое привычное и в то же время загадочное свойство нашего земного мира, как его пространственная организованность.

Проблема природных ресурсов теснейшим образом связана с предшествующей. Одним из направлений изучения взаимодействия природы и общества и отражения его на территориальной организации жизни общества является география природных (естественных) ресурсов (географическое ресурсоведение) – общественная географическая наука, часть социально-экономической географии, изучающая размещение и структуру отдельных видов и территориальных сочетаний естественных ресурсов, проблемы их экономической оценки и рационального хозяйственного использования.

Центральное понятие этой науки – природные (естественные) ресурсы . Единственным источником всех требуемых для общественного производства веществ и энергии, условием существования и хозяйственной деятельности людей служит географическая оболочка Земли. Она «обеспечивает» необходимые человечеству природные блага, представляющие собой совокупность природных ресурсов и природных условий жизни общества, которые используются в настоящее время или могут быть использованы в обозримомбудущем.

Современная индустрия, в особенности такие отрасли, как химический синтез, выплавка легких металлов, отличается повышенной потребностью в энергии, воде и сырье. В нее вовлекаются почти все химические элементы, существующие на Земле. Перед человечеством встал вопрос: надолго ли хватит ему необходимых природных ресурсов? (рис 2).

3. География и демографические проблемы. Географические науки играют важную роль в исследовании демогра­фического развития человеческого общества, так как это развитие имеет большие, иногда очень глубокие пространственные различия и самые разнообразные проявления на локальном (местном), региональ­ном и глобальном уровнях.

Демографические проблемы (чаще их обобщают в единственном числе – «демографическая проблема человечества»), которые переживает мир, многочисленны. Но главная из них – большой рост численности мирового населения, сопровождающийся обострением противоречий между массой глобального населения и ограниченными природными ресурсами, с помощью которых можно обеспечить жизнь человеческого общества, повысить ее качество и ликвидировать массовую нищету. Этот разрыв между численностью населения и ресурсами является тем более опасным, что большинство прироста населения сконцентриро­вано в странах с низким уровнем

Рис. 2. Множество глобусов, множество маленьких

планет Земля

Здесь, при желании, можно увидеть возможность разных состояний нашей планеты. А какое из них осуществится – это зависит от усилий человечества, от того, насколько ясно и глубоко оно осознает меру своей ответственности за судьбу биосферы. Глобус можно сделать новый. Другое дело – Земля. Ее не повторишь, не изготовишь заново. Ее нужно очень беречь.

доходов, с отсталым хозяйством, в регионах, которые находятся в неблагоприятном положении с точки зре­ния состояния окружающей среды.

Пример. Как известно, в октябре 1999 г. численность мирового населе­ния достигла 6 млрд. человек. Факт этот замечателен не только сам по себе. Его считают одной из основополагающих точек в истории развития земной цивилизации. Дело в том, что 6 миллиардов - это ровно половина предельной численности гомо сапиенс как биологического вида. 12 миллиардов людей – это максимальный популяционный потенциал че­ловека разумного. "Из всех глобальных проблем, несомненно, основ­ной представляется рост населения нашей планеты, – пишет извест­ный российский ученый С.П. Капица в своей книге "Сколько людей жи­ло, живет и будет жить на Земле". Остальные вопросы – состояние окружающей среды, глобальная безопасность, исчерпание ресурсов и производство энергии – возникают в связи с увеличением числа людей на планете".

Пример. В течение последних 30 лет среднегодовые темпы прироста Мирового населения снизились – с 2,4 до 1,3 % , однако, оно по-прежне­му увеличивается – на 78 млн. человек в год. И в подавляю­щем большинстве – это прирост населения развивающихся стран. В то же время из 4,8 млрд. человек, проживающих в этих странах, почти три пятых не охвачены основными санитарными услугами. Почти треть населения не имеет доступа к чистой воде. Четверть населения не имеет соответствующего жилья, а одна пятая часть не имеет доступа к со­временным медицинским услугам.

Таким образом, актуальной задачей является выявление географи­ческих особенностей демографического развития в странах с разным уровнем социально-экономического развития, так как только на проч­ной научной основе можно (и нужно!) разрабатывать разумную демо­графическую политику в той иди иной стране.

Другим важным направлением исследований стал анализ перемещения населения, его механического движения, миграционных потоков – из сель­ской местности в города, между странами. Миграция – весьма сущест­венный фактор развития международных отношений, изменения состава населения, особенно развитых стран, принимающих многочисленных пе­реселенцев из развивающихся государств.

Одной из быстро развивающихся ветвей географии населения является геоурбанистика, география городов. Ей приходится решать (вместе с представителями ряда других наук) такие сложные проблемы, как ограничение роста крупных городов, развитие малых городов и по­вышение их роли в развитии сельской местности, экологическое состо­яние городов (это уже новое направление исследований – урбоэкология) и многие другие.

Пример. Доля глобального населения, живущего в городах, увеличилась с одной трети в 1960 г. до 47 % (2,8 млрд. чел.) в 1999 г. Ожидает­ся, что в 2030 г. почти 5 млрд. чел» (61 % от 8,1 млрд. населения мира) будут жить в городах.

В отечественной географии возникла и развивается концепция единой системы расселения, как часть проблемы совершенствования территориальной орга­низации жизни общества. Эта концепция рассматривает городское и сель­ское население в тесной взаимосвязи – с целью разработки мер для ре­гулирования системы производства и расселения, выравнивания органи­зации и условий труда, уровня жизни и обслуживания населения.

О важности географических исследований проблем народона­селения свидетельствует и тот факт, что географы принимали участие в разработке Генеральной схемы расселения на территории. Российской Федерации, которая была одобрена Правительством РФ в 1994 году. Этот документ, имеющий важное практическое, государственное значение, дает представление о специфике жизненного пространства России, об особен­ностях и устойчивых тенденциях в расселении, определяющих качество среды обитания населения, о необходимости комплексного подхода к исполь­зовании этой среды.

4. География и проблемы региональных исследований. Поскольку все реальные объекты и процессы имеют прост­ранственные характеристики, постольку почти все науки, так или иначе, рассматривают пространственный аспект своих объек­тов. В некоторых науках ведутся глубокие исследования сущнос­ти специфического пространства – физического, геологического, биологического. Однако с чисто земными пространствами, кото­рые часто называют регионами, имеет дело более ограниченный круг общественных и естественных наук. С региональными проблемами часто сталкивается и практическая сфера человеческой деятель­ности – планирование, распределение, обслуживание и др. Региональный подход традиционно лучше всего развит в географической науке. Именно здесь разработаны сравнительно-пространственный метод и метод районирования самых различных явлений, имеющих место на зем­ной поверхности. Отсюда, видимо, проистекает замена понятия регионального анализа понятием географического анализа.

В наше время географическая наука, обслуживающая практические требования разных отраслей хозяйства и культурные запросы человечества, превратилась в разветвленную систему наук, структура которой непрерывно усложняется. Но в географическую науку с самого начала ее зарождения наряду с сильными тенденциями к специализации и дифференциации научных знаний был заложен и крупный потенциал к сохранению единства (целостности). Одним из основных принципов, на которых основываются географические знания, является принцип регионализма . Он заключается в том, что исходным объектом географического изучения и описания служит конкретная территория (регион), для которой характерны определенный комплекс природных феноменов, население и созданное им хозяйство.

Не касаясь сейчас сложной проблемы генетических (причинно-следственных) связей между группами природных, социальных и экономических явлений, нужно сказать, что все они включались в полное географическое изучение и описание. Взятые же в совокупности, они представляли собой определенное региональное (пространственное) единство. Именно оно, прежде всего, заставляло географов исследовать их как региональную (территориальную) систему. Отсюда рождалось то первостепенное внимание, которое всегда уделялось в географии проблемам комплексного (т. е. целостного) географического разделения (районирования) территории, методам изучения и характеристики всей системы природных, экономических и социальных явлений, свойственных тем или иным регионам, для практического использования таких научных материалов.

Своеобразие географической науки состоит в том, что «пространство» выступает и как предмет ее изучения, и как одна из основных методологических категорий. С помощью понятия «пространство» география строит свой предмет и формулирует метод ее исследования.

Регионы и районы изучает регионалистика – совокупность дисциплин и направлений, методологических подходов и методических приемов, объект исследования которых регион или район. К ним относятся: 1) теория районирования, 2) районистика, как совокупность методов идентификации (определения таксонов, их ядер), делимитации (оконтуривание, проведение гра­ниц между смежными таксонами), построение иерархических сеток районов и их преобразований, 3) регионология (районология, регионика) исследующая закономерности функционирования и раз­вития конкретных регионов (районов), 4) районоведение как часть страноведения, описывающая районы конкретной страны, 5) в смежных с географией науках - региональная экономика, региональная социология, региональная демография и др.

Возрастание внимания к региональным аспектам экономического и социального развития привело к возникновению особого направления во внутренней политике государств, а именно – региональной политики, что способствовало расширению теоретических исследований в области размещения производства и регионального развития.

Наибольший интерес представляет разработка региональных концепций развития . Эти концепции необходимы для ком­плексного решении ряда задач. Среди них такие, как оптимизация соотношения между темпами регионального развития и выравниванием уровней развития отдельных районов, селективная дисперсия производства и населе­ния, создание новых эффективных производственных ком­плексов, решение вопроса регионального развития за счет собственных внутренних ресурсов и резервов регио­на. Одновременно возникают вопросы охраны окружаю­щей среды и регионального прогнозирования.

«География» - буквально переводится как землеописание – это разноплановая разветвленная наука, имеющая множество направлений теоретического и прикладного характера. В рамках единой географии, в первую очередь, выделяются три основные составляющие:

    физическая география,

    экономическая география,

    социальная география.

По сути своей, изучая природу, физическая география относится к большому блоку наук, носящих общее название естественные , к ним относятся: биология, химия, физика, астрономия и т.д. Экономическая и социальная география являются общественными науками. Таким образом, место географии - на стыке естественных и общественных наук. В то же время физическая и социально-экономическая география представляют собой одно целое, объединяемое общими географическими методами исследований и связанное логическими причинно-следственными целями. Например, оценивая специализацию Западно-Сибирского экономического района, видим, что в растениеводстве основной зерновой культурой является яровая пшеница. Агроклиматические и земельные природные ресурсы с наибольшей экономической эффективностью позволяют выращивать именно ее, а не более урожайную озимую, так как зимы здесь в основном морозные и малоснежные, что является следствием высокой континентальности климата. Континентальность обусловлена тем, что воздушные массы на пути от Атлантического океана постепенно теряют влагу и из морских трансформируются в континентальные. Движение воздушных масс обусловлено господствующим в умеренных широтах западным переносом. В свою очередь, западный перенос является следствием отклонения южных ветров вправо в северном полушарии под действием отклоняющей силы вращения Земли. Южные ветры обусловлены разницей давлений: высоких – в тропических широтах и низких – в умеренных. Разница давлений является следствием неравномерного распределения солнечной энергии (тепла) на поверхности планеты, которое, в свою очередь, обусловлено шарообразностью Земли. Конечно, это не единственный путь логической взаимосвязи процесса явлений в природе и в экономической жизни, но факт остается фактом: одной из причин предпочтительного возделывания яровой пшеницы на юге Западной Сибири является форма Земли.

Основные объекты изучения в географии можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1 .

Разделы

Географии

Уровень

организации науки

Физическая география

Экономическая география

Социальная география

Глобальный

Географическая оболочка Земли (ГОЗ)

Мировое

хозяйство

Мировое сообщество

Территориальный (региональный, локальный и пр.)

Природные комплексы (ПК)

Хозяйство регионов, стран, экономических районов и т.д.

Население определенной территории

Компонентный

Компоненты географической оболочки Земли

Отрасли хозяйства

Социальные характеристики населения

Функциональный

(во взаимодействии)

Природные условия

Природные ресурсы и хозяйственные объекты

Трудовые ресурсы

Продуктом взаимодействия объектов изучения на функциональном уровне является географическая среда

Рассмотрим приведенные в таблице 1 термины и понятия.

На глобальном уровне физическая география изучает Географическую оболочку Земли , представляющую собой зону взаимодействия и взаимопроникновения четырех геосфер: литосферы (каменной оболочки), гидросферы (водной оболочки), атмосферы (газовой оболочки) и биосферы. Из определения видно, что в любой части ГОЗ должны присутствовать составляющие всех четырех оболочек, но определяющей здесь является биосфера, которая пространственно совпадает с ГОЗ. Большинством географов за верхнюю границу ГОЗ (и биосферы) принимает озоновый слой. На глубине, в литосфере, ограничителем жизни является температура (изотерма 100˚ С), но в состав ГОЗ входит также палеобиосфера, то есть горные породы, расположенные ниже этой изотермы, но содержащие следы и остатки живых организмов в виде окаменелостей, отпечатков и т.п. Основными компонентами ГОЗ являются:

    Горные породы и геологические структуры

    Рельеф поверхности литосферы

    Поверхностные и подземные природные воды

    Климат

    Растительность

    Почвы

    Животный мир

    Человек

Экономическая и социальная география на глобальном уровне изучают «мировое сообщество» , представляющее собой все население мира на данном историческом отрезке своего развития, и мировое хозяйство, которое следует трактовать как «деятельность общества, когда люди, посредством труда, во взаимодействии с природой, добывают необходимые средства существования и развития» .

Территориальный уровень организации системы подразумевает изучение физической географией природных комплексов, коих великое множество, больших и малых (природные зоны, физико-географические районы, ландшафты, ПТК и т.д.). Природный комплекс – это морфологически, генетически и функционально связанные между собой компоненты ГОЗ на определенной территории. Определение требует разъяснения. «Морфологически» - это означает что облик, внешний вид любого природного комплекса выделяет, обособляет его среди других, и визуально это видно по внешним «физиономическим» компонентам ГОЗ (рельефу, растительности). Примером является любой природный комплекс: степь, тундра, лес, луг, горы, овраг, пойма и т.д. «Генетически» – это означает, что в основе любого природного комплекса лежит единый процесс или процессы, создавшие и обособившие его:

    природные зоны – климатообразующая деятельность солнечной энергии,

    горы – тектонические процессы,

    овраг – водная эрозия,

    пойма – деятельность реки.

«Функционально» – это означает, что, образно говоря, каждый природный комплекс – это единый природный организм, где все компоненты ГОЗ взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение одних неизбежно влечет за собой изменение других.

В том случае, если решающим фактором в происхождении комплекса является человек, выделяют природно-антропогенные или природно-технические территориальные комплексы.

Экономическая география на территориальном (региональном, локальном) уровне изучает хозяйственные комплексы регионов (например, Западной Европы), стран, экономических районов и пр.

Социальная география изучает население этих территорий.

И на глобальном, и на региональном уровне изучаются природные и хозяйственные комплексы, составляющие элементы которых и сами являются объектами изучения на следующем уровне, который назвали компонентный. В физической географии это компоненты географической оболочки Земли, которые изучаются соответствующими естественными науками, которые родились в недрах географии:

    геология - наука о литосфере, горных породах и геологических структурах;

    геоморфология – наука о рельефе;

    гидрология – наука о природных водах;

    климатология, почвоведение и т.д.

В экономической географии на компонентном уровне изучают размещение направлений и отраслей хозяйства, например: география машиностроения, география сельского хозяйства, география животноводства и т.д.

Социальная география на этом уровне изучает основные характеристики населения: размещение, национальный и религиозный состав, миграции и т.п.

Следующий уровень организации географии условно назван функциональным. На этом уровне физическая география изучает природные условия, т.е. тела, явления и процессы Природы, а в более узком смысле – Географической оболочки Земли. ГОЗ представляет собой единый комплекс взаимозависимых и взаимосвязанных природных условий, что позволяет некоторым ученым считать ее даже живым организмом. В то же время тела, явления и процессы природы, используемые в хозяйственной деятельности, являются уже природными ресурсами, а деятельное население использует эти природные ресурсы в процессе хозяйственной деятельности, преобразуя ГОЗ в географическую (окружающую) среду, т.е. продукт взаимодействия общества и природы. Географическая среда есть ГОЗ, вовлеченная в хозяйственную деятельность, и представляет собой совокупность природной и социально-экономической среды, окружающей человека.

Многообразие объектов изучения в географии закономерно, поскольку в ней множество направлений и ответвлений. При этом мы не назвали такие направления, как медицинская география, рекреационная география и пр. Однако все названные объекты и многие другие изучаются еще целым рядом наук, поэтому следует определить предмет изучения географии, т.е. то, что изучает конкретно она.

Предметом изучения в географии является размещение разнообразных объектов физической, экономической и социальной географии. География призвана дать ответ на два основные вопроса:

    где?

    почему здесь?

Вопрос «где?» был основным на ранних стадиях развития науки, особенно в период великих географических открытий, да и сейчас еще актуален, например, по отношению ко многим природным ресурсам. Второй вопрос позволяет выделить взаимосвязи явлений и факторы размещения природных, хозяйственных и социальных объектов, что, в свою очередь, позволяет делать прогнозы ситуации на будущее. Это сейчас основной вопрос географии.

Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает "описание земли". Ниже приведено общее определение термина география:

"География - система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия и производств".

Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.

История развития географии

Термин "география" был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.

Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло - венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и . Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.

Ветви географии

География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.

Физическая География

определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.

Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:

  • Геоморфология: занимается изучением топографических и батиметрических особенностей поверхности Земли. Наука помогает прояснить различные аспекты, связанные с формами рельефа, такие как их история и динамика. Геоморфология также пытается предсказать будущие изменения физических характеристик внешнего облика Земли.
  • Гляциология: раздел физической географии, занимающийся изучением взаимосвязи динамики ледников и их влияния на экологию планеты. Таким образом, гляциология предполагает исследование криосферы, включая альпийские и материковые ледники. Ледниковая геология, гидрология снега и т.д. являются некоторыми субдисциплинами гляциологических исследований.
  • Океанография: так как океаны содержат 96.5% от всей воды на Земле, специализированная дисциплина океанография посвящена их изучению. Наука океанография включает в себя геологическую океанографию (изучение геологических аспектов дна океана, подводных гор, вулканов и т.д.), биологическую океанографию (изучение морской флоры, фауны и экосистем океана), химическую океанографию (изучение химического состава морских вод и их воздействие на морские формы жизни), физическую океанографию (исследование океанических движений, таких как волны, течения, приливы и отливы).
  • Гидрология: еще одна важная отрасль физической географии, занимающаяся изучением свойств и динамики движения воды по отношению к суше. Она исследует реки, озера, ледники и подземные водоносные горизонты планеты. Гидрология изучает непрерывное движение воды от одного источника к другому, выше и ниже поверхности Земли, через .
  • Почвоведение: раздел науки, который изучает различные типы почв в их естественной среде на поверхности Земли. Помогает собирать информацию и знания о процессе формирования (почвообразование), составе, текстуре и классификации почв.
  • : незаменимая дисциплина физической географии, исследующая рассредоточение живых организмов в географическом пространстве планеты. Она также занимается изучением распределения видов в течение геологических периодов времени. Каждый географический регион имеет свои уникальные экосистемы, а биогеография исследует и объясняет их взаимосвязь с физико-географическими особенностями. Существуют различные ветви биогеографии: зоогеография (географическое распределение животных), фитогеография (географическое распределение растений), островная биогеография (изучение факторов, влияющих на отдельные экосистемы) и т.д.
  • Палеогеография: отрасль физической географии, которая изучает географические особенности в различные моменты времени геологической истории Земли. Наука помогает географам получить информацию о континентальных положениях и тектоники плит, определяющиеся путем изучения палеомагнетизма и ископаемых записей.
  • Климатология: научное исследование климата, а также важнейший раздел географических исследований в современном мире. Рассматривает все аспекты, связанные с микро или местным климатом, а также макро или глобального климатом. Климатология также включает в себя изучение влияния человеческого общества на климат, и наоборот.
  • Метеорология: занимается изучением погодных условий, атмосферных процессов и явлений, влияющих на местную и глобальную погоду.
  • Экологическая география: исследует взаимодействие между людьми (отдельными лицами или обществом) и их природной средой с пространственной точки зрения.
  • Прибрежная география: специализированная область физической географии, которая также включает в себя изучение социально-экономической географии. Она посвящена исследованию динамического взаимодействия между прибрежной зоной и морем. Физические процессы, формирующие побережья и влияние моря на изменение ландшафта. Исследование также предполагает понимание воздействия жителей прибрежных районов на рельеф и экосистему побережья.
  • Четвертичная геология: узкоспециализированный раздел физической географии, занимающаяся изучением четвертичного периода Земли (географическая история Земли, охватывающая последние 2,6 миллиона лет). Это позволяет географам узнать об экологических изменениях, произошедших в недавнем прошлом планеты. Знания используется в качестве инструмента для прогнозирования будущих изменений в окружающей среде мира.
  • Геоматика: техническая отрасль физической географии, которая включает в себя сбор, анализ, интерпретацию и хранения данных о поверхности земли.
  • Ландшафтная экология: наука изучающая влияние различных ландшафтов Земли на экологические процессы и экосистемы планеты.

География человека

География человека, или социально-экономическая география - ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира - людей и их окружение.

Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:

  • География население: занимается изучением того, как природа определяет распределение, рост, состав, образ жизни и миграции человеческих популяций.
  • Историческая география: объясняет изменение и развитие географических явлений с течением времени. Несмотря на то, что этот раздел рассматривается как отрасль человеческой географии, он также фокусируется на определенных аспектах физической географии. Историческая география пытается понять, почему, как и когда изменяются места и регионы Земли, а также какое влияние оказывают на человеческое общество.
  • Культурная география: исследует, как и почему культурные предпочтения и нормы меняются в зависимости от пространства и места. Таким образом, она занимается изучением пространственных вариаций человеческих культур, включая религию, язык, выбор источников средств к существованию, политику и т.д.
  • Экономическая география: важнейший раздел социально-экономической географии, охватывающий исследование расположения, распределение и организацию хозяйственной деятельность человека в географическом пространстве.
  • Политическая география: рассматривает политические границы стран мира и разделение между странами. Она также изучает, как пространственные структуры влияют на политические функции, и наоборот. Военная география, электоральная география, геополитика - некоторые из субдисциплин политической географии.
  • География здоровья: исследует воздействие географического положения на здоровье и благополучие людей.
  • Социальная география: изучает качество и уровень жизни человеческого населения мира и пытается понять, как и почему такие стандарты меняются в зависимости от места и пространства.
  • География населенных пунктов: занимается исследованием городских и сельских поселений, экономической структуры, инфраструктуры и т.д., а также динамики расселения человека по отношению к пространству и времени.
  • География животных: изучает животный мир Земли и взаимозависимость между людьми и животными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

География - это способ познания окружающего мира. Первобытный человек, чтобы выжить должен был хорошо ориентироваться в окружающем его мире: прежде всего хорошо знать его (например, где находятся охотничьи угодья, где съедобные растения и т.д.) и уметь пользоваться этими знаниями. Уже в каменном веке создаются предшественники современных карт - рисунки на стенах пещерных жилищ (см. статью « «), схематично показывающие территорию, окружающую жилище человека.

География как наука

Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое. Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, «от геологии до идеологии», причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.

Эту особенность науки знаменитый русский географ Николай Баранский сформулировал так: «То, что есть везде (как ), в географии не должно быть нигде». Другими словами, не надо писать, что в данной стране есть воздух, почвы, растительность - это есть везде; надо обращать внимание на то, чем воздух этой страны (например, ее климат) своеобразен, чем он отличается от соседних стран.

Начавшись со страноведения, география развивалась далее по линии углубленного изучения отдельных компонентов природы, точнее, земных оболочек: (ее стали изучать такие науки как климатология и метеорология), гидросферы (гидрология суши и океанология), (геоморфология - наука о рельефе), биосферы (биогеография), педосферы (география почв). А в целом взаимодействие различных компонентов природы в каждой конкретной местности изучает ландшафтоведение. Аналогично шло углубленное изучение отдельных сторон жизни общества: хозяйство в целом изучала экономическая география, его отдельные отрасли - соответствующие науки: география промышленности, сельского хозяйства, торговли и так далее; жизнь людей - география населения; политическую жизнь - политическая география.

Но это изучение территории «по разделам» не давало сводного представления о каждой стране или районе. По поводу ситуации, когда территория описывается только «по отраслям», Баранский говорил: представьте, что писатель решил изобразить персонажей своего романа следующим образом: вначале описал, во что каждый из них одет, затем во что они все обуты, далее - какого телосложения, какой цвет волос у каждого, затем - черты характера и так далее. В итоге вроде бы вое описано, но целостного представления о каждом человеке нет. Поэтому необходимо после «покомпонентной» характеристики территории давать и характеристики «порайонные».

«География» - в дословном переводе - «землеописание», что остается до сих пор ее основной задачей. Но естественный ход развития каждой науки - следующий: описание - объяснение -предсказание - управление. Быстрее всего эти этапы прошли науки, изучающие неживую природу. Открытые закономерности механики, например, позволяют успешно управлять движением ; знание законов физики позволяет создавать новые материалы и так далее. В , имеющей дело с более сложными объектами, задачи управления биологическими процессами начали решаться лишь недавно.

Объект изучения географии

Объект изучения географии - земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением - еще более сложен и главное - разнороден: здесь происходят процессы физические (например, круговорот в природе), химические (миграция различных в земной коре), биологические (развитие растительных сообществ), экономические (функционирование народного хозяйства), демографические (), социальные (взаимодействие различных социальных групп и другие), политические (борьба за власть между различными партиями и движениями), социально-психологические (формирование общественного мнения, различного отношения людей к происходящим в обществе процессам) и многие другие (в том числе и те, которые мы пока не знаем).

На любом участке территории - в каждом селе, городе, районе - все эти процессы переплетаются, взаимодействуют (часто самым неожиданным образом) и в совокупности создают свою неповторимую картину «жизни территории» - точнее, жизни общества в конкретных условиях данной территории.

Задача географии

Задача географии - выявить специфику взаимодействия всех этих разнородных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места - то есть решить вначале задачу описания территории (и частично - объяснения происходящих на ней процессов).

Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможно для этой территории. Часто приходится ограничиваться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону рекреации (от латинского «recreatio» - буквально «восстановление» сил и здоровья человека), поскольку она далека от места жительства потенциальных отдыхающих.

Еще более сложна задача управления географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или - заселить опустевшие сельские территории? Общество (в том числе и российское) очень часто преувеличивало свои возможности воздействовать на подобные процессы. Как выяснялось впоследствии (после того, как были уже затрачены большие усилия и средства), существуют внутренние закономерности развития процессов (правда, еще плохо изученные), и внешними усилиями далеко не всегда можно что-либо изменить (а порой эти усилия дают результат, обратный ожидаемому). О некоторых таких закономерностях будет рассказано в этой книге.

Итак, география в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы - то есть выполнять прикладные задачи. Но есть и задачи другого рода - связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения - «образа страны».

География России

Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм - любовь к своему Отечеству.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю» - эти слова географ Юрий Константинович Ефремов использовал как эпиграф к своей прекрасной книге «Природа моей страны».

Знание географии имеет особое значение для России - страны, история которой неотделима от ее географии. По словам историка Василия Ключевского, «история России - это история страны, которая колонизируется ». Еще одну сторону значения географии в России хорошо показал Пушкин в своей пьесе «Борис Годунов». В ней есть сцена, в которой царь Борис заходит к своему сыну Федору и застает его рисующим географическую карту:

Царь: А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Федор: Чертеж московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса,

А вот Сибирь.

Царь: А это что такое

Узором здесь виется?

Федор: Это Волга.

Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни -

Когда-нибудь, и скоро, может быть,

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге,

Все под руку достанутся твою.

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

Пушкин устами царя Бориса здесь очень точно выразил, чем география может помочь государственному мужу: «обозреть все царство вдруг» (то есть - одновременно), чтобы лучше понять его.

Михаил Васильевич Ломоносов (который, кроме всего прочего, руководил Географическим департаментом Российской Академии наук) похоже сказал о географии, что она «всея вселенная обширность единому взгляду повергает».

Традиционно обслуживала нужды российского государства, которое, начиная по крайней мере с XIV века, непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. В конце XIX - начале XX века некоторые географы даже критиковали Русское географическое общество за то, что оно увлекалось изучением зарубежных территорий (в ущерб изучению собственно России - прежде всего тех, на которые Россия могла «иметь виды», если не с целью присоединения, то для усиления своего влияния в них). Сейчас, когда шестивековая эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.