Проект на тему вулкан чудо природы. Проект на тему "вулканы земли"

Урок по предмету "Окружающий мир"
с использованием ЦОР
"Внутренние силы земли.
Чудо природы - вулканы".
Козлова Светлана Михайловна, учитель начальных классов
Задачи урока:
Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозные явления природы.
Познакомить учащихся с профессией вулканолога.
Продолжать обучение составлять доклады, используя справочную литературу.
Знакомить с территорией нашей страны по карте РФ.
Познакомить с условным обозначением вулканов.
Познакомить учащихся с правилами поведения во время извержений вулканов.
Проверить знания методом тестирования.
Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
Воспитывать наблюдательность и умение слушать.
Оборудование: карта полушарий, иллюстрация картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Вулканы», эпизод телепередачи «Бибигон» (ЭОР «Почемучка» (Вулканы и гейзеры), карточки для схем, карточки для теста, кроссворд.

Форма урока: презентация /Приложение 1/

I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание-Ведь прозвенел звонок.Садитесь поудобнее-Начнем скорей урок.

II. Формулирование учебных задач урока.
Работа по картине К. Брюллова «Последний день Помпеи»
Известный художник Карл Брюллов (слайд 1) написал картину «Последний день Помпеи» (слайд 2)
-Рассмотрите картину. Что на ней изображено? (Извержение вулкана)
-Что вы можете рассказать о событии, которое изобразил художник Карл Брюллов на картине? (ответы детей)

Сообщение ученицы.
В I веке произошло одно из самых сильных за всю историю человечества извержение вулкана Везувия, расположенного в Италии на берегу Неаполитанского залива (показать на карте). В результате извержения за 2 дня погибли город Помпеи и ещё 2 города. Тучи пепла затмили Солнце, потоки лавы, грязи и камней затопили города, воздух наполнился ядовитыми парами. Люди пытались укрыться в домах и погибали там либо от удушья, либо под обвалившейся кровлей. Многие погибли во время паники, в результате давки. Извержение Везувия унесло жизни 10 тысяч человек. Спустя много веков археологи откопали города, прекрасно сохранившиеся под вулканическим пеплом. После этой катастрофы Везувий просыпался еще более 50 раз.
Эта история очень впечатлила художника Карла Петровича Брюллова, который в 1833 году закончил картину-катастрофу “Последний день Помпеи”.

Пушкин под впечатлением картины написал:
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,Под каменным дождем бежит из града вон

Формулирование учебных задач.
-О чем же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Кто догадался?
-На какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы по данной теме?

Слайд 3.
Тема урока « Чудо природы – ВУЛКАНЫ»

III. Формирование новых знаний.
1.
Выше, чем гуляют тучи,
Поднимаются вулканы;
Величавы и могучи,
Словно в сказке великаны.
Пережили они много
Грандиозных извержений;
Страх внушали и тревогу
Людям многих поколений.
2.
По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. (Слайд 4) В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывал двери в свое царство (образовывались отверстия на поверхности земли) и оттуда вырывался огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.

А вот является ли вулкан горой на самом деле, а также как он образуется и как происходят выбросы лавы, мы узнаем, просмотрев серию познавательной передачи «Почемучка» телеканала «Бибигон».

3. Просмотр отрывка из телепередачи.
-Эпизод 1. Об опыте на уроке химии. Вулкан – бог огня. Что такое вулкан.
Рефлексия. Так как же устроен вулкан? (слайд из презентации)

Эпизод 2. Формы вулкана: конический, щитовой.
Рефлексия. Демонстрация моделей вулканов, слепленных из пластилина детьми на уроке технологии.
-Какую форму вулкана не назвали в передаче? (Трещинный вулкан)
-Где обычно можно встретить вулкан такой формы? (в океане)

Эпизод 3. Типы вулканов: действующий, потухший, спящий. Самый высокий действующий вулкан в России – Ключевская Сопка.
Рефлексия. Назовите самый высокий действующий вулкан в России? (Слайд)
В мире он четвертый по высоте вулкан. Это Ключевская Сопка (высотой 4750 метров)
Где он находится? (на полуострове Камчатка) (Слайд)

Эпизод 4. Расположение вулканов. Прогнозирование извержений с помощью спутников.
Рефлексия. С помощью чего можно предсказать извержение вулкана? Как называется профессия человека, изучающего вулканы? (Вулканолог – слайд)

Зачем изучать вулканы?
Вулканологи изучают вулканы для того, чтобы:
- предсказать извержение; (Толбачик предсказывали извержение 30 июня–10 июля 1975 г. Извержение произошло 6 июля 1975 г.)
- изучить внутреннее строение земли;
- узнать об образовании полезных ископаемых.
- главная задача – спасти людей.
Для этого следует:
а) оповещение населения;
б) эвакуация

Почему же люди не оставляют этих мест?
- плодородные почвы;
- пепел вулканов является дополнительным удобрением для почв;
- образование полезных ископаемых.

Беседа по презентации
-Как вы думаете, много ли вулканов на Земле? (слайд)
-Существуют особо опасные участки на земном шаре – сейсмоопасные места (слайд)
-Главные вулканы России находятся на полуострове Камчатка и на Курильских островах (работа с картой) – слайд.
- Вулканическая опасность. (слайд)
Дым, пепел, вулканические бомбы выбрасываются на большие расстояния до 40км;
возникают пожары;
толщина грязевых отложений составляет 10-15 м;
гибнут люди, домашний скот;
разрушаются дома.
-Знакомство с фразеологизмом «Жить как на вулкане» (в постоянной тревоге, опасности)
-Польза вулканов.
1.Вулканы согревают.
2.Огромные запасы энергии – одно из главных их достоинств. Вырабатывать электричество их “научили” только в начале XIX века. Когда нагретые вулканами подземные воды закрутили паровые турбины.
3.В лечебных целях вулканы использовали с древности, и горячие целебные ванны остаются популярными до сих пор.

IV. Закрепление изученного. Кроссворд.




4. Бог огня в мифологии. (Вулкан)

V. Итог урока.

В итоге хочу пожелать вам «Пусть никогда вам не приходится жить как на вулкане»

VI. Домашнее задание.
Составить 2-3 интересных вопроса по теме «Вулкан»
Придумать кроссворд.
Подготовить сообщение об одном из вулканов.

Фамилия
Имя
Класс

№ вопроса
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
№ 7
№ 8

Вы считаете, что научились выделять корень
в словах, можете подобрать однокоренные слова,
но иногда вам ещё нужна помощь.

13PAGE 14515

Заголовок 115


7
п
о
ч
е
м
у
ч
к
а

и
а
н

1. Канал в вулкане, по которому извергается лава.
2. Вулкан, похоронивший 3 города в Италии.
3. Расплавленные в недрах Земли горные породы.
4. Бог огня в римской мифологии.
5.Полуостров России, на котором огромное количество действующих вулканов.

6. Вылившаяся из вулкана магма.

7. Ребёнок, часто задающий вопрос «почему» или передача на телеканале «Бибигон»

Кроссворд по теме «Чудо природы - вулканы»

7
п
о
ч
е
м
у
ч
к
а

·у
г
к

и
а
н

1. Канал в вулкане, по которому извергается лава. (жерло)
2. Вулкан, похоронивший 3 города в Италии. (Везувий)
3. Расплавленные в недрах Земли горные породы.(Магма)
4. Бог огня в римской мифологии. (Вулкан)
5.Полуостров России, на котором огромное количество действующих вулканов. (Камчатка)

6. Вылившаяся из вулкана магма.(Лава)

7. Ребёнок, часто задающий вопрос «почему» или передача на телеканале «Бибигон» (Почемучка)

Введение
Вашему вниманию я бы хотел представить работу на тему «Вулканы». Я выбрал эту тему потому, что, однажды, прочитал книгу Жюль Верна « Путешествие к центру Земли». Я понял, что это очень интересное и необычное явление природы. И мне захотелось узнать как можно больше о вулканах.

Актуальность исследования определяется необходимостью прогноза и оценки опасности вулканических извержений.

Объект исследования: вулканы

Предмет: модель вулкана

Цель исследования: смоделировать действующую модель вулкана в домашних условиях

Задачи:
-изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения, о том - что же это такое - вулкан;
- выяснить, как устроен вулкан;
- узнать, какие бывают вулканы;
- создать действующую модель вулкана в домашних условиях;
- провести эксперимент

Гипотеза: возможно ли создать в домашних условиях действующую модель вулкана.

Методы исследования: изучение и анализ научно - популярной литературы

Вулканы
Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Наука изучающая вулканы, - вулканология.
Вулканы - геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма (масса расплавленной каменной породы, находящаяся под землёй на очень большой глубине) выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластический поток (смесь высокотемпературных вулканических газов, пепла и камней). Скорость потока достигает иногда 700км/ч, а температура газа - 100о - 800 о С.
Вулканы бывают действующие и спящие.Действующий вулкан часто извергает лаву, пепел и пыль. Когда вулкан не извергается в течение многих лет, его называют спящим. Однако спящие вулканы могут начать извергаться даже после долгого периода бездействия. Когда извержения окончательно прекращаются, такой вулкан называют потухшим. Некоторые вулканы отличаются яростными и красочными извержениями: высоко в воздух выбрасывается огненная лава и раскаленные облака газов. Из других вулканов лава вытекает медленно и неспешно, словно кипящий сироп и горячая смола.

Строение вулкана.
Кратер - углубление в виде чаши или воронки, образовавшейся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина - от десятков до нескольких сотен метров.
Жерло - канал по которому движется лава.
Магма - вязкая жидкость, состоящая из смеси различных расплавленных минералов и некоторых минеральных кристаллов, образующаяся в глубинах Земли. Она напоминает тающий снег или замёрзшую слякоть с кристаллами льда. Есть в магме также вода и растворённые газы.
Лава - излившаяся на поверхность магма. Температура 750 - 1250 оС.
Скорость течения 300-500 метров в час.
В зависимости от своего химического состава лава может быть жидкой или густой и вязкой.Когда магма поднимается сквозь земную кору и выходит на поверхность, это называется -Извержением.
Классификация вулканов по форме
Встречаются разные формы вулканов, некоторые из них гораздо опаснее других
Щитовидные вулканы (рис.1) образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эта форма характерна для вулканов, извергающих базальтовую лаву низкой вязкости: она вытекает как из центрального кратера, так и из склонов вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры. Как, например, на вулкане Мауна-Лоа на Гавайских островах, где она стекает прямо в океан.
Шлаковые конусы (рис.2) выбрасывают из своего жерла только такие неплотные вещества, как камни и пепел: самые крупные обломки скапливаются слоями вокруг кратера. Из-за этого вулкан с каждым извержением становится всё выше. Лёгкие частицы отлетают на более дальнее расстояние, что делает склоны пологими.
Стратовулканы,(рис.3) или «слоистые вулканы», периодически извергают лаву и пирокластическое вещество — смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней. Поэтому отложения на их конусе чередуются. На склонах стратовулканов образуются ребристые коридоры из застывшей лавы, которые служат вулкану опорой.
Купольные (рис.4) вулканы образуются, когда гранитная, вязкая магма вздымается над краями кратера вулкана и лишь небольшое количество просачивается наружу, стекая по склонам. Магма закупоривает жерло вулкана, подобно пробке, которую накопившиеся под куполом газы буквально вышибают из жерла. Вулканы-кальдеры. (рис.5) они взрываются так яростно, что разрушают сами себя. Их извержения сопровождаются очень сильными пирокластическими взрывами. Эти вулканы погубили наибольшее число людей, а последствия их взрывов сделали безлюдными прилегающие к ним районы.

Процесс извержения.
Наша планета Земля напоминает яйцо: сверху тонкая твердая скорлупа - земная кора, под ней находится вязкий слой горячей мантии, а в центре — твердое ядро. Земную кору называют литосферой, что в переводе с греческого означает «каменная оболочка». Толщина литосферы в среднем около 1% радиуса земного шара. На суше она составляет 70-80 километров, а в глубине океанов может быть всего 20 километров. Температура мантии — тысячи градусов. Ближе к ядру температура мантии больше, ближе к коре — меньше. Из-за разницы температур происходит перемешивание вещества мантии: горячие массы поднимаются вверх, а холодные — опускаются (так же, как закипающая вода в кастрюле или чайнике, но только происходит это в тысячи раз медленнее). Мантия, хоть и разогрета до огромных температур, но из-за колоссального давления в центре Земли она не жидкая, а вязкая, как очень густая смола. Литосфера как бы плавает в вязкой мантии, немного погрузившись в нее под тяжестью своего веса.
Достигая подошвы литосферы, остывающая масса мантии какое-то время движется горизонтально вдоль твердой каменной «скорлупы», но затем, остыв, она снова опускается в направлении центра Земли. Пока мантия движется вдоль литосферы, вместе с ней поневоле движутся и куски земной коры (литосферные плиты), при этом отдельные части каменной мозаики сталкиваются и наползают друг на друга.
Часть плиты, которая оказалась снизу (на которую наползла другая плита), постепенно погружается в мантию и начинает плавиться. Так образуется магма — густая масса расплавленных пород с газами и парами воды. Магма легче, чем окружающие породы, поэтому она медленно поднимается к поверхности и накапливается в так называемых магматических очагах. Они располагаются чаще всего вдоль линии столкновения плит.
Поведение раскаленной магмы в магматическом очаге и правда напоминает дрожжевое тесто: магма увеличивается в объеме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто приподнимает крышку кастрюли и вытекает через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность. Это и есть извержение вулкана.
Извержение вулкана происходит из-за дегазации магмы, то есть выхода газов из нее. Процесс дегазации известен каждому: если осторожно открыть бутылку с газированным напитком (лимонадом, кока-колой, квасом или шампанским), раздается хлопок, и из бутылки появляется дымок, а иногда и пена — это из напитка выходит газ (то есть происходит его дегазация).
Продукты извержения вулканов. Извержение вызывает магма, прорывающаяся через земную кору. Большинство извержений случается, когда вулканический канал или кратер вулкана блокированы. Из-за поступающей снизу магмы давление нарастает. Когда блокирующая канал пробка прорывается и давление находит выход, газ в пузырьках магмы вскипает, словно шипучий напиток.
Именно это приводит к взрыву вулкана. При извержении вулкан разбрасывает не только жидкую лаву, но и большие куски застывшей лавы - их называют бомбами,- которые с грохотом обрушиваются на землю на расстоянии до двух миль от кратера. Пепел и вулканические газы образуют столбообразные вулканические облака, поднимающиеся иногда на большую высоту.
Основными продуктами извержения являются лава, пепел, и др. вещества, которые выходят на поверхность земли после деятельности вулкана. Вулканы могут испускать значительное количество ядовитых газов. Вулканические газы, выделяемые вулканами, поднимаются в атмосферу, но отчасти они могут возвратиться на поверхность земли в виде кислотных дождиков. Довольно серьезные последствия кислотных дождей для организма и здоровья можно наблюдать при отравлении марганцем, который также может находиться в дождевой воде в громадных количествах..
Где распространены вулканы?
Тихоокеанское побережье Центральной Америки — одно из самых активных мест вулканической деятельности в мире. И на самом деле, в этом месте расположено более двух третей действующих вулканов, а также множество таких, что прекратили свою деятельность сравнительно недавно.
Причина вот в чем: в этих местах земная кора очень слаба, по сравнению с другими районами земного шара. Там, где есть слабый участок земной коры, появляется вулкан.
Основные районы вулканической активности (рис5.)

Моделирование действующей модели вулкана в домашних условиях
Модель вулкана своими руками

Но не терпится все потрогать своими руками и увидеть все наяву - эти брызги огня, сверкающую ползучую лаву, вырывающиеся клубы дыма и брызги фонтана из камней. Это огненное зрелище поможет нам сделать набор «Сделай сам Вулкан». Следуя строго по инструкции, с помощью ножниц, газетной бумаги, клеевой пасты, вооружившись азами геометрии, кропотливо шаг за шагом мастерим макет нашего вулкана. Макет сделан, осталось смоделировать извержение вулкана
Проведение эксперимента. Извержение вулкана.
Прочитав одну из статей в интернете, я узнал, что можно смоделировать извержение вулкана и в домашних условиях.
Мне потребовались следующие материалы для опыта:
- пищевая сода (2 столовые ложки)
- лимонная кислота(70 м.л.)
- стеклянная или железная банка(150 м.л.)
- пластилин разных цветов
- средство для мытья посуды
Ход эксперимента:
1) Берем сделанную модель вулкана
2) Насыпаем в «кратер» 2 ст.л. соды
3) Наливаем 2 ст.л. жидкости для мытья посуды
4) Вливаем 50-70 мл лимонной кислоты
5) Наблюдаю «извержение вулкана»
Поэкспериментируй:
-добавь больше жидкости для мытья посуды;
-добавь больше уксуса;
-добавь мелкие кусочки пенопласта.
Из проведенного эксперимента можно сделать следующий вывод. При соединении соды и лимонной кислоты происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края «кратера», а средство для мытья посуды заставляет «лаву» пузыриться сильнее. Данная химическая реакция имеет не только внешний эффект, но и практический: она очень востребована в кулинарии. Хозяйки «гасят» соду уксусом и добавляют в тесто, выделяемый углекислый газ делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки.
Вот так, в игровой форме, я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле.

Заключение
Подробно изучив и проанализировав научно - популярную литературу, узнал много нового и интересного про вулканы. На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в ее состав, она поднимается наверх. В жерле вулкана количество газа становится больше. Магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение. Также, что вулканы имеют большое значение в природе. Они несут с собой как разрушительную, так и созидательную силу. Мы можем только наблюдать и объяснять происходящее. Останавливать, изменять, даже предупреждать эти грозные явления природы человек не может.
При помощи химической реакции я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле. Тем самым удовлетворил свой познавательный интерес, а также заинтересовал своих одноклассников этим экспериментом.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

Проектная работа

ученик 6»а» класса

МОУ СОШ №45 Евдокимов Вадим

Руководитель проекта:

учитель географии Шаминова В.Г.

Карталы

    Цель проекта.

    Обоснование выбора темы.

    История, возникновение.

    Понятие.

    Строение.

    Виды.

    Группы.

    Типы извержения вулканов.

Самые большие вулканы.

    Последствия. Защита населения.

    Польза.

    Самооценка.

Введение

1 Цель проекта: изучить особенности вулканов как природного явления, причины их возникновения, узнать, почему люди живут в опасных местах возле вулканов.

    Обоснование выбора темы.

Во все времена люди пытались понять природу вулканов, чтоб можно было предугадать его извержение. Вулканы с древнейших времен несли угрозу человеку, разрушали цветущие города, вызывали голод, влияли на климат планеты. Они во все времена зачаровывали людей своей удивительной мощью и ужасали непредсказуемыми извержениями. Научились люди использовать вулканы и себе во благо. Поэтому наблюдение и изучение вулканических процессов остаются актуальными и в наши дни. В последние десятилетия вулканологами сделан ряд важных открытий. А современные средства наблюдения за вулканической деятельностью, высокочувствительные приборы и спутники способны предсказывать грядущие катастрофы, тем самым спасая жизни многих людей.

    История. Возникновение. Вулкан - от латинского vulcanus – бог огня и кузнечного дела.

Сверху Земля покрыта корой, сравнительно тонкой, твердой. Внутри Земли – раскаленное вещество, магма. Магма очень горячая, её температура – выше нескольких тысяч градусов. Это не совсем жидкость, магма – густая. Благодаря своей температуре иногда она может плавить некоторые твердые породы. Когда под действием высокой температуры магма кипит и бурлит, она подымает некоторые участки земной коры, прорывает их, выливается на поверхность Земли. То место, где магма вырвалась на поверхность, и будет вулканом.

    Понятие. Вулкан - геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.

    Строение вулкана.

Кратер – (большая чаша) – углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине.
Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.
Конус – вулканическая гора, образовавшегося застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой – куполообразные.
Магма –(от греч. – густая мазь) – расплавленная масса глубинных зон Земли.
Лава – (от лат. – обвал, падение) – магма, излившаяся на поверхность.

    Виды.

На форму вулкана влияет температура лавы.

В зависимости от формы вулканов различают:

Конические - классические «огненные горы» или вулканы центрального типа конусообразной формы с кратером на вершине.

Щитовые – Лава с очень большой температурой не успевает остыть и растекается по поверхности земли, протекая на многие километры широкими потоками, образует подобие щита. Так образуются щитовые вулканы.

    Вулканические расщелины или трещины – разломы в земной коре, через которые выходит на поверхность лава.

    Вулкан далеко не всегда является горой, дышащей огнем и жаром. Даже действующие вулканы могут выглядеть как прямолинейные трещины на поверхности планеты. Особенно много таких «плоских» вулканов в Исландии (самый известный из них, Эльдгья, имеет длину 30 км).

Помимо наземных лавовых вулканов существуют подводные и грязевые (извергают жидкую грязь, а не магму) вулканы. Вулканы могут находиться на дне океанов. Подводные вулканы более активны, нежели наземные, через них происходит выброс 75% извергаемой из недр Земли лавы.

    Группы.

    Типы извержения вулканов

В зависимости от вязкости лав, состава и количества продуктов извержения выделяют 4 основных типа извержения вулканов.

Эффузивный или гавайский тип – относительно спокойное извержение лавы, образовавшейся в кратерах. Выходящие при извержении газы образуют лавовые фонтаны из капель, нитей и комков жидкой лавы.

Экструзивный или купольный тип – сопровождается выделением газов в больших количествах, приводящих к взрывам и выбросам черных туч из пепла и обломков лавы.

Смешанный или стромболианский тип – обильный выход лавы, сопровождающийся небольшими взрывами с выбросами кусков шлака и вулканических бомб.

Гидроэксплазивный тип – характерен для подводных вулканов на мелководье, сопровождается большим количеством пара, выделяющегося при контакте магмы с водой.

Районы вулканической активности.

Вулканов на Земле около 500. Примерно 370 из них находятся на берегах и островных дугах Тихого океана (Алеутские, Курильские, Японские, Филиппинские, Зондские острова) и на окраинах материков Северной Америки, Центральной Америки, в Андах на западе Южной Америки. 9 действующих вулканов находятся в Антарктиде. Несколько вулканических островов находятся в Индийском океане. В Атлантическом океане их только 45.

Кроме Тихоокеанской зоны, на Земле есть две области вулканизма. Одна из них находится в Африке, где есть действующие вулканы Килиманджаро в Кении и Камерун в Центральной Африке. Известны действующие вулканы в Эфиопии, Уганде, Танзании. Другая область включает Средиземноморье и Малую Азию, а также Восточную Турцию и Иран.

На территории России деятельность вулканов наблюдается в районах Камчатки и Курильских островов. Так, например вулкан Авачинский, расположенный недалеко от города Петропавловска - Камчатского, за последние 200 лет извергался 16 раз.

Самые большие вулканы

Самым высоким в мире является вулкан Охос-дель-Саладо , расположенный на границе Чили с Аргентиной. Его высота составляет 6891 м, вулкан считается потухшим. Среди активных «огненных гор» самым высоким является Льюльяйльяко – вулкан Чилийско-Аргентинских Анд высотой 6 723 м.

Самым большим (среди наземных) по занимаемой площади является вулкан Мауна-Лоа на острове Гавайи (высота – 4 169 м, объем – 75 000 км 3). Мауна-Лоа также один из самых мощных и активных вулканов мира: с момента своего «пробуждения» в 1843 году вулкан извергался 33 раза. Самым большим вулканом на планете является огромный вулканический массив Таму (площадь 260 000 км 2) , расположенный на дне Тихого океана.

А вот самое сильное извержение за весь исторический период произвел «невысокий» Кракатау (813 м) в 1883 году на Малайском архипелаге в Индонезии. Везувий (1281) – один из самых опасных вулканов мира, единственный действующий вулкан континентальной Европы – расположен на юге Италии близ Неаполя. Именно Везувий уничтожил Помпеи в 79 году.

В Африке самым высоким вулканом является Килиманджаро (5895), а в России – двухвершинный стратовулкан Эльбрус (Северный Кавказ) (5642 м – западная вершина, 5621 м – восточная).

    Последствия извержения вулканов.

Наиболее опасными явлениями для человека и окружающей среды при извержении вулканов являются образующиеся при этом продукты извержения вулканов .

Извержение вулкана часто сопровождается землетрясением, усиливающим вулканическую активность. Слышится подземный гул, усиливается выделение газов и паров, повышается их температура, сгущаются облака над вершиной вулкана, его склоны начинают вспучиваться. Потом под давлением газов, вырывающихся из недр Земли, происходит извержение. На тысячи метров выбрасываются вверх густые черные тучи газов и паров воды, смешанных с пеплом, покрывая мраком окрестности. С грохотом из кратера летят куски раскаленных докрасна камней. Из черных густых туч на землю сыплется пепел. Если в это время идет дождь, вниз льются потоки грязи, скатываясь со склонов горы с большой скоростью и затопляя окрестности.

Проживание людей вблизи вулканов иногда приводит к страшным катастрофам, примером которой может стать гибель знаменитой Помпеи при извержении Везувия в 79 г.

Защита населения.

Для обеспечения защиты населения от последствий извержения вулканов организуется постоянное наблюдение за предвестниками этого явления.

Предвестниками извержения являются вулканические землетрясения, которые связаны с пульсацией магмы, продвигающейся вверх по подводящему каналу. Специальные приборы регистрируют изменения наклона земной поверхности вблизи вулканов. Перед извержением меняется местное магнитное поле и состав вулканических газов, из мест выхода на поверхность Земли.

В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в которых ведется непрерывное наблюдение за вулканами.

Организуется надежная система оповещения органов управления промышленных предприятий и населения об угрозе извержения вулкана.

У подножия вулканов запрещается строительство предприятий, жилых зданий, автомобильных и железных дорог, запрещается производить взрывные работы.

Наиболее надёжным способом защиты населения от последствий извержения вулкана является эвакуация. При поступлении сигнала об угрозе извержения вулкана необходимо немедленно покинуть здание и прибыть в пункт эвакуации.

    Польза.

Вступать в соседские отношения с вулканами люди стали очень давно - дело в том, что вулканические породы формируют весьма хорошие почвы, на которых потом отлично растут и плодоносят деревья и кустарники. Обычно происходило так - после извержения вулкана долгое время там никто не селился, поскольку боялись повторения. Но вулкан мирно молчал, не показывая своего горячего нрава, на нем буйно цвела растительность, что привлекало людей, которые медленно, постепенно вновь заселяли подножие вулкана - до следующего извержения.

Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли?
Вулканический пепел – удобрение для растений.
Вулканический туф (горная порода, образованная из рыхлых продуктов вулканических извержений) – возводят здания.
Горячая вода источников и гейзеров – для отопления теплиц и домов.
Пар горячих источников – для вращения турбин электростанций.
Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания.
Грязи из вулканических кратеров используют в медицине.

    Самооценка.

Работа над проектом научила меня находить необходимую информацию, отбирать материал по определенной теме и выделять главное.

Исследовав информацию о вулканах, я сделал вывод, что вулканы - это природное явление. Извержение вулканов вызывает магма. Также я исследовал виды вулканов, группы и типы извержений. Узнал, какую пользу человек может извлечь из данного природного явления и как защититься от нежелательных последствий.

Цель достигнута. Я доволен результатом.

Введение...............3
Глава I. Общие сведения...............3
Глава II. Строение вулкана...............4
Глава III. Виды вулканов...............4
Глава IV. Почему извергаются вулканы?...............4
Глава V. Эксперимент...............5
Глава VI. Опасность и польза вулканов...............5
Заключение...............5
Литература...............7
Приложение...............8

Введение

Мне очень нравиться мультфильм «Ледниковый период». В каждой серии все действия происходят во льдах и снегах. У меня возник вопрос: как долго длился и по какой причине начался этот Ледниковый период.

Этот вопрос я учителю географии Фертиковой Раисе Заафаровне. Она объяснила, что при извержении вулканов, облака вулканической пыли не дают солнечным лучам нагревать нашу землю. А если извержение вулканов проходит долго и часто, температура на Земле понижается. И длиться это может долго, 100 лет и более.

Мне стало интересно узнать: почему извергаются вулканы? Именно этот вопрос стал темой моего исследования.

Цель исследования: узнать, почему извергаются вулканы?

Задачи исследования:

  • Выяснить что такое вулкан?
  • Как устроен вулкан?
  • Какие бывают вулканы?
  • Создать действующую модель вулкана в домашних условиях.

Объект исследования: вулканы.

Предмет исследования: извержение вулканов.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы на уроках познания мира.

Гипотеза, которую я выдвинула в ходе исследования: вулкан извергается, потому что гора сердится.

Для решения данных задач мною использованы такие методы и приёмы исследования:

  • Беседа с учителями нашей школы
  • Изучение литературы и интернет источников;
  • Просмотр детских познавательных передач;
  • Экспериментирование.

Глава I Общие сведения

Почему же вулканы так называются?

В Викисловаре, я прочитала: ВУЛКАН - гора, обычно конической формы, с воронкой, через устье которой постоянно или время от времени выбрасываются горячие газы, лава и пепел.

Вулканом звали римского бога огня и покровителя кузнецов. Древние римляне верили, что дым и огонь, вырывался с вершины гор, где находилась кузница, когда бог Вулкан ковал металл. С горы доносился глухой рокот и лязг, текла раскалённая лава. С тех пор и начали люди называть огнедышащие горы - вулканами.

Глава II Строение вулкана

Рассмотрим строение вулкана.

Кратер - вершина вулкана.
Жерло - по нему поднимается магма.
Очаг вулкана - расположен в глубине земли.

Глава III Виды вулканов

Есть вулканы, которые извергались очень-очень давно. О них у людей не сохранилось никаких сведений. Такие вулканы называют потухшими.

Оказывается, существуют и «спящие вулканы». Такие вулканы больше не извергаются.

Вулкан, который извергался хотя бы один раз за последние 10.000 лет, называется действующим.

Глава IV Почему извергаются вулканы?

Но почему всё - таки извергаются вулканы? Ответ на этот вопрос я получила у учителя химии Фертикова Александра Владимировича. Оказывается, что глубоко в земле горные породы нагреваются и плавятся - образуется магма. Когда земля движется, магма поднимается к поверхности земли и скапливается в вулканической камере под вулканом. Газы, входящие в состав магмы стремятся к выходу - к кратеру и поднимают за собой магму. Чем ближе к кратеру, тем больше газов, магма превращается в лаву. Извержение начинается с выброса газов и вулканического пепла.

Глава V Эксперимент

Я решила провести эксперимент: «Создать макет действующего вулкана в домашних условиях».

Из картона я сделала конус. Обложила его пластилином и придала окраску вулкана. Поместила внутрь колбу. Наполнила колбу «лавой» - смесью пищевой соды, жидкого мыла и пищевого красителя. Залила «вулкан» уксусом и получила «извержение».

Вывод : газ, образовавшийся при воздействии уксуса на соду, поднимает «лаву» вверх и происходит «извержение».

Глава VI Опасность и польза вулканов

В древности люди не умели объяснить причины извержения вулканов, поэтому это грозное явление природы повергало человека в ужас.

Действующие вулканы представляют собой грозную опасность для населения, которое живет рядом. В момент извержения могут пострадать не только постройки, но и погибнуть люди.

Однако у вулканов есть и достоинство. Нагретые вулканами подземные воды помогают получать электроэнергию. В лечебных целях вулканы использовали с древности, а горячие целебные ванны остаются популярными до сих пор.

Заключение

Вывод : в ходе исследования гипотеза подтвердилась только с точки зрения мифологической истории о боге огня и кузнечного дела Вулкане.

Древние римляне тоже считали, что бог сердится, поэтому и происходит извержение.

На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в её состав она поднимается вверх. В жерле вулкана магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение.

На территории нашей области вулканов нет. Но мы можем встретить продукты вулканического происхождения. Это пемза, которой мы пользуемся в быту. В будущем я мечтаю стать вулканологом, как первая женщина вулканолог - Софья Ивановна Набоко, спуститься внутрь вулкана, чтобы изнутри увидеть эту красоту.

Литература

1. Апродов, В. А. Вулканы: учебное пособие/ В. А. Апродов. - М.: Мысль, 1982. - 223с.
2. Влодавец, В. И. Вулканы Земли: Спб/ В. И. Влодавец. - М: Наука, 1973. - 198с.
3. Детская энциклопедия «Я познаю мир»/ Сост. Н. Ю. Буянова. - М.:АСТ, 1997. - 480с.
4. Лебединский, В. И. Вулканы и человек: Спб/ Лебединский В. И. - М.: Недра, 1967. - 186с.
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия - 2010г.
6. «Вулканы. Каталог вулканов Земли». http://vulcanism. ru/tipy-vulkanov. html «Вокруг света» http://vokrugsveta. com/index. php? option=com_content&task=view&id=1480&Itemid=66
7. Элементы большой науки. http://elementy. ru/email/2130490 SEED для школьников и преподавателей

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Вулканы

(проект)

Выполнила:

Терешко Валерия

Проверила:

Соликамск

Введение

DIV_ADBLOCK139">


Сегодня на поверхности Земли действующими является достаточно большое количество вулканов. Извержение – особенно недалеко от населенных пунктов, приносит много вреда жителям. Всем известны его последствия в Помпеях – вулкан Везувий разрушил своим извержением три города. Погибло огромное количество людей, которые под пеплом и лавой были просто похоронены. Действующими являются и вулканы Камчатки. Сейчас ученые постоянно следят за вулканами, отмечая даже мельчайшие проявления активности. Это необходимо для того, чтобы вовремя подготовиться к извержению, исключив все возможные неожиданности, приводящие к гибели людей или другим происшествиям. Однако во время периода «спокойствия» вулкана его можно вполне свободно исследовать. Внутрь кратера часто спускаются скалолазы и исследователи, чтобы изучить поподробнее это явление.

Мне довелось посмотреть вместе с родителями фильм – катастрофу «Пик Данте», который произвёл на меня неизгладимое впечатление своим сюжетом, в основе которого лежит катастрофа, произошедшая в небольшом американском городке. В своей работе я поставила задачи:

· Как можно больше узнать о природе вулканов;

· Собрать информацию из разных источников, проанализировать её;

· Создать модель вулкана.

Что такое вулкан

Слово "вулкан" берет начало от имени римского бога огня Вулкана. В античное время вулканы называли кузницами этого бога. Извержение вулкана являлись знаком того, что бог Вулкан кует новое оружие.

Основные части вулканического аппарата: магматический очаг (в земной коре или верхней мантии); жерло - выводной канал, по которому магма поднимается к поверхности; конус - возвышенность на поверхности Земли из продуктов выброса вулкана; кратер - углубление на поверхности конуса вулкана. (Приложение 2)

С чем связано извержение вулкана, который считался потухшим? Здесь может быть несколько причин – землетрясение, уменьшение давления в земной коре, и другие изменения в движении литосферных плит. После этого начинается извержение, которое сопровождается выходом лавы, газов и других продуктов. Воздух становится насыщенный пеплом и мелкими частицами, которые постепенно оседают на землю. Пепел может пролетать огромные расстояния, и покрывает собой землю на несколько сотен километров. Но это относится к наземным вулканам, тогда как другие виды действуют немного по-другому.

Вулканы, действующие под водой, приводят к возникновению цунами – огромной волны, которая может пройти большое расстояние. Подводное извержение «создает» своеобразные , из которых образуются новые острова и хребты.

Вулканы есть не только на Земле – они находятся и на других планетах. Наиболее известны исследователям вулканы, которые имеются на красной планете – Марс.

Вулканические продукты

Во время проработки материала нам встретились некоторые понятия, которые необходимо разъяснить.

Основными продуктами извержения являются лава, пепел, и другие вещества, которые выходят на поверхность земли после деятельности вулкана.

Лава – это наиболее известный продукт вулканической деятельности. Лавовые потоки представляют собой раскаленную жидкость, состоящую из соединений металлов, и многих других элементов. Лава – это магма, которая оказалась на поверхности. Одно из образований лавы носит название волосы Пеле – это нити, которые создаются из лавы под воздействием ветра.


Вулканические бомбы – куски остывшей лавы, выброшенные при извержении вулканов в жидком состоянии и принявшие округлую, веретенообразную и другие формы. Поперечник вулканических бомб от нескольких сантиметров до 5-7 метров. (Приложение 3)

Вулканические газы – это газы, выделяемые вулканами, как во время извержения, так и в периоды его спокойной деятельности. В их составе установлены пары H2O, H2, HCl, HF, H2S, CO, CO2 и др. Проходя через зону подземных вод, формируют горячие источники.

Вулканический пепел – продукт измельчения и распыления вулканическими взрывами жидких или твердых лав. Состоит из частиц пыли и песка диаметром до 2 мм, которые насыщают воздух.

Типы извержения вулканов

Типы извержений получают название обычно от вулканов или мест, где происходят извержения особого вида. Возможна ситуация, когда при извержении одного вулкана соединяются несколько типов извержения.

Наиболее полной и часто используемой классификацией в научном мире принято считать следующую:

плинианский тип – извержения, относящиеся к этому типу, похожи на извержение Везувия в 79г. н. э., описанный в рассказах Плиния Младшего, от имени которого он и получил свое название. Плинианские извержения характеризуются выбросом дыма и пепла, который происходит на большую высоту. После такого извержения остается много пемзы, во время деятельности вулкана в воздух выбрасываются вулканические газы, газовое облако также имеет значительные размеры. Воздух насыщается пеплом, частицами лавы, которые постепенно оседают на землю, и могут покрывать собой огромные территории. Длительность извержения может быть разной – от нескольких часов до нескольких месяцев.

пелейский тип – отличается наличием очень вязкой по составу лавы, которая застывает еще до выхода из жерла вулкана. Это приводит к образованию конуса, который может в дальнейшем разрушиться, но может простоять и достаточно долго. Большие облака вулканического пепла, обладающие высокой температурой – более 7000 градусов, выбрасываются в воздух, и разносятся ветром на большие расстояния. Оседая, они разрушают все, что находится под ними, превращая постройки в руины, а растения – в золу. Возможно создание пемзы, потоки лавы или появление др. вулканических продуктов. Протяженность извержения обычно очень долгая, иногда даже несколько лет.

вулканский тип – такие извержения начинаются с повышения уровня магмы, которая увеличивает температуру земли. Из жерла вулкана вырываются газы, а также пепел и частицы грязи, что придает газовому облаку серый цвет. В дальнейшем облако очищается и изменяет цвет на более светлый, но содержание пепла в нем все равно остается достаточно высоким. Тогда же начинает выходить лава, очень вязкая, с высоким содержанием газа. Впоследствии она застывает длинными потоками. Пепел и обломочный продукт распределяются на широкой территории.

стромболианский тип – данный тип извержения получил название по имени вулкана Стромболи. Оно характеризуется выбросом раскаленного пепла, лавовых бомб на значительную высоту. Пепел имеет такую температуру, что его цвет – красный, после охлаждения изменяется на черный. Пепел и продукты деятельности могут сформировать конус вокруг жерла. Лава – вязкая, поэтому ее потоки не слишком длинные.

гавайский тип – характеризуется выбросами жидкой базальтовой лавы, часто образуются лавовые озёра. Лавовые потоки небольшой мощности растекаются на десятки километров.

Вулканическая опасность

Как бы вулканы не притягивали взгляд, необходимо не забывать о непосредственной опасности, исходящей от них. Поселения, которые находятся недалеко от вулкана, всегда готовы к тому, что извержение может быть слишком сильным, и последствия – непредсказуемы. Первым предупреждением часто является сильный ветер. Специалисты знают о возможности подобной опасности и следят за состоянием вулкана, чтобы вовремя предупредить о просыпающейся активности в жерле. Однако вулканы часто начинают извержение неожиданно даже для ученых. Необходимо прислушиваться к мнениям экспертов и соблюдать требования безопасности – не подходить близко к опасным зонам, или местам выхода лавы на поверхность.

Извержение может повлечь за собой гибель людей и животных, а также нанести и ущерб хозяйству. Раскаленная лава разрушает все, что находится на ее пути, нанося значительный ущерб. Последствия ликвидируются очень долго – например, земля теряет плодородность на несколько столетий, т. к. верхний слой, богатый перегноем и полезными веществами для роста растений, полностью разрушается, и местность становится пустой. Пепел приводит к гибели животных, накапливаясь в их дыхательных путях. Для предупреждения этого действуют специальные лаборатории, фиксирующие все возможные изменения в земной коре.

Поствулканические явления

Поствулканические процессы будут действовать долгое время после извержения вулкана. Дело в том, что магма в жерле вулкана остывает достаточно медленно, что приводит к возникновению подобных явлений. Основными из них являются:

· гейзеры (Приложение 4)

· грязевые вулканы (Приложение 5)

Поствулканические явления могут быть опасны. Вулканические пары содержат химические элементы, которые, вступая в реакции, образуют вредные для здоровья соединения. Вдыхаемые в слишком больших дозах, они повреждают дыхательные пути и раздражают глаза.

Горячие источники, образующиеся после извержения, часто обладают лечебными свойствами, помогая при различных заболеваниях.

В вулканических областях образуются полезные ископаемые – в частности, сера, пемза, и другие продукты деятельности вулкана, которые применяются человеком в различных областях промышленности.

Еще одним полезным последствием вулканической активности является появление геотермальной энергии. Тепло, создаваемое вулканом, используется человеком для работы электростанций, т. к. условия в вулканических областях для них самые оптимальные. Основной проблемой может стать слишком высокая температура используемых вод, а также высокое содержание в них коррозийных веществ.

Вулканы Земли

Вулканы Камчатки.

https://pandia.ru/text/78/477/images/image005_53.jpg" align="left" width="240" height="160">Ключевская сопка – высота которого более 4 тыс. м. Такой высоты он достиг, т. к. образовался на склоне потухшего вулкана, его собственная высота не более 3 тыс. м.

· Кропотский – претендовал на звание самого красивого вулкана планеты

В центральной части п-ва расположена долина гейзеров, которая является единственной в Евразии. Здесь достаточно часты сейсмологические явления – землетрясения, цунами.

Из-за вулканической деятельности в воздухе над п-вом снижено содержание кислорода. По местности можно найти множество продуктов деятельности вулканов, обломочных пород и застывшей лавы. Песок, расплавленный до стекла, пепел и зола тоже находятся даже в населенных пунктах.

https://pandia.ru/text/78/477/images/image007_40.jpg" align="left" width="300" height="225 src="> Вулкан Этна.

Этна насчитывает уже более 600 тыс. лет, и находится на о. Сицилия. Название в переводе с индогерманского означает «пламенный». На сегодняшний день у вулкана насчитывается более 400 мелких кратеров. (Приложение 10)

Высота Этны часто меняется из-за разрушения или наслоения лавы и продуктов вулканической деятельности. В общей сложности он занимает площадь более 1 тыс. км.

Этна – активный вулкан, который практически всегда готов к извержению. За последние 2 тыс. лет деятельность вулкана была достаточно непредвиденной. Одно из самых мощных извержений произошло во второй половине XVII в., когда большей части местных жителей пришлось покинуть свои дома из-за огромного выброса лавы. Еще одно крупное извержение произошло в начале ХХ в., когда лава разрушила целый город, чем и воспользовался в последствии в своих целях Муссолини. В начале XXI в. произошел крупный выброс пепла, который разлетелся на расстояние более 600 км. Лава уничтожила здания на склонах вулкана, а последствия извержения были даже отражены в одной из частей блокбастера «Звездные войны» – Месть ситхов.

Интересные факты о вулканах

– На нашей планете на сегодняшний день отмечено более 600 активных вулканов. Континентом, свободным от них, является Австралия. В Африке находится вулкан, который, будто покрыт снегом. Однако на его вершине расположена сода, которая входит в состав лавы. Лава имеет сравнительно низкую температуру, и, соединяясь с водой, белеет. Весь кратер заполнен ей, и лава периодически попадает в находящийся неподалеку водоем . Сейчас жидкость в нем насыщена содой, что приводит к росту здесь спирулины, являющейся кормом для фламинго. Поэтому у водоема всегда можно встретить стаю этих птиц.

– Азербайджан и Крым могут похвастаться грязевыми вулканами, которые отличаются небольшими размерами, выделением газов и выбросом грязи. Часто извержение приводит к тому, что образуется целый грязевой водоем. Обычно подобные вулканы – холодные, но иногда выделяемый ими газ самовозгорается.

– В пустыне можно встретить гидровулканы – холм с водным источником наверху. Они выбрасывают артезианскую воду с достаточно низкой температурой. В них отсутствует выделение газов.

– Побывав в Ирландии, можно посмотреть на вулканы, выбрасывающие песок. Их деятельность обусловлена давлением других слоев, под которым песок выбрасывается на поверхность.

– Больше всего лавы 12,5 м вытекло при извержении вулкана Лаки в Исландии в 1783 году. Для сравнения: самое мощное извержение знаменитой Ключевской Сопки, происшедшее в 1829 году, вынесло на поверхность 3,5 км лавы.

Модель вулкана

Видели ли вы настоящее извержение вулкана? Что ж, сделаем собственный вулкан. К тому же он гораздо безопаснее природного.

Нам понадобятся: мука, соль, растительное масло, вода, большая миска, чистая пластиковая бутылка, разделочная доска, пищевой краситель (хорошо смотрится красный), жидкое моющее средство , питьевая сода, уксус, вода.

1. Помещаем в большую миску 6 стаканов муки, 2 стакана соли, 4 столовые ложки растительного масла и 2 стакана воды.

2. Замешиваем тесто руками, пока оно не станет гладким и плотным. При необходимости добавляем еще воды.

3. Ставим пластиковую бутылку посредине разделочной доски.

4. Лепим из соленого теста горку вокруг бутылки. Следим, чтобы тесто не попало в бутылку и не залепило горлышко. Можно придать горке форму вулкана со всеми мелкими деталями.

5. Наполняем бутылку теплой водой почти доверху.

6. Насыпаем в воду пищевой краситель, чтобы получился красивый цвет.

7. Наливаем 6 капель жидкого моющего средства.

8. Добавляем две столовые ложки соды.

9. Медленно вливаем в бутылку уксус.

Что же происходит?
Начнется извержение, из твоего вулкана валит «лава»!
Почему ?
При смешивании соды и уксуса происходит химическая реакция.
Химическая реакция – это превращение одних веществ в другие.
Во время реакции старые химические связи между атомами рушатся, и образуются новые. Так, в нашей реакции образуется углекислый газ – пузырьки этого газа выделяются и во время настоящего извержения.
В бутылке образуются пузырьки газа. Они поднимают жидкую «лаву» вверх и выталкивают ее через «жерло» нашего вулкана.

Заключение

Современные действующие вулканы представляют собой яркое проявление процессов, доступных непосредственному наблюдению, сыгравшее огромную роль в развитии науки. Однако изучение вулканов имеет не только познавательное значение. Действующие вулканы представляют собой грозную опасность для близко расположенных населенных пунктов. Моменты их извержений приносят часто непоправимые стихийные бедствия, выражающиеся не только в огромном материальном ущербе, но иногда и в массовой гибели населения.

Работая над темой, мы собрали информацию о вулканах, создали действующую модель. Дальнейшую работу мы видим в проведении тематических классных часов (возможен выход в другие классы), а так же в последующем более глубоком изучении вулканов Камчатки.

Литература

1. Атлас мира (проводник). – DeAGOSTINI. 1995

2. Всё, что вы хотели знать о вулканах. – http:///index. html

3. Вулкан – Википедия – свободная энциклопедия. – http://ru. wikipedia. org/wiki/Вулкан

4. Вулканы: самый, самый. – http://*****/geography/fiz_geography/obshie_voprosy/vulkan1

5. Детская электронная DVD энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006г.