Психологический профиль как способ поиска преступника. Применение и развитие метода психологических профилей европейскими учеными

В отличие от многофункционального словесного портрета психологический портрет (профиль) отражает внутренние, психологические, а также поведенческие признаки человека и формируется не на основе достоверных знаний об отражаемых в нем признаках, а на базе знаний вероятностного характера. Существенно и то, что данный метод «работает» далеко не в каждом случае раскрытия преступления. Полем его применения являются лишь некоторые группы дел, прежде всего связанные с раскрытием тяжких преступлений против личности. Известно еще одно важное ограничение возможностей его применения. Метод психологического профиля реализуется в тех случаях, когда место происшествия и состояние жертвы позволяют сделать заключение о наличии у неизвестного преступника каких-либо отклонений в поведении, психике, эмоциональном состоянии. В случаях же, когда убийство совершено в целях ограбления, а жертва - лишь средство в достижении этой цели, применение метода психологического профиля считается нецелесообразным.
Другая область преступлений, непригодных для составления психологического профиля, - это преступления, связанные с приемом наркотиков, поскольку трудно отграничить устойчивые личностные черты от состояний нарушенного сознания в момент совершения преступлений, обусловленных наркотическим опьянением. Наиболее пригодны для использования этого метода убийства на сексуальной почве с признаками садистского истязания жертвы; эвисцерация (потрошение); посмертные колотые и резаные ранения; какие-либо манипуляции преступника с трупом жертвы; безмотивные поджоги и взрывы; изнасилования; ритуальные убийства.
Перечисленные ограничения, однако, не принижают значимости данного метода как остро актуального средства, позволяющего с честью выходить из запутаннейших тупиковых ситуаций, в которых другие методы оказываются зачастую бесполезными. Не случайно в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ № 26-17/98-905 упоминаются основные формы применения специальных знаний психолога в деятельности следственных органов прокуратуры, в том числе участие в разработке социально-психологических портретов и разыскных «профилей» лиц, совершивших серийные убийства, для обеспечения целенаправленного розыска.
Материал, необходимый для построения психологического профиля, собирают путем тщательного изучения жертвы и места преступления. Разработанная в ФБР процедура составления психологического профиля состоит из пяти шагов, или этапов: обстоятельное изучение и анализ природы и сущности преступления и типов лиц (психолого-психиатрическая типология), совершивших подобные деяния в прошлом; исчерпывающий анализ места расследуемого преступления; углубленное изучение окружения, занятий и увлечений жертвы (жертв) и подозреваемого (подозреваемых); формирование возможных мотивирующих факторов всех подозреваемых лиц; описание преступника (на основе внешних поведенческих проявлений его вероятной психологической сущности).
Получив широкое распространение в США, Великобритании, Голландии и других странах, метод разработки разыскного психологического портрета преступника творчески осваивается российскими специалистами. Имеются уже сформированные компьютерные базы данных, позволяющие в короткий срок создать психологический профиль подозреваемого с указанием его вероятного возраста, рода профессиональной деятельности и других оперативно значимых признаков. Например, созданные во ВНИИ МВД России автоматизированные системы «Монстр», «Сериал-2», «Сериал-3» в значительной степени должны упростить работу по составлению психологического портрета предполагаемого преступника, а алгоритм, разработанный их создателями, - найти свое подтверждение на практике.
Но, к сожалению, как показывает анализ отечественной практики, привлечение профессиональных психологов, специалистов (психиатров, сексопатологов, криминалистов) к составлению психологического портрета неустановленного преступника по делам о многоэпизодных убийствах по большей части редко завершается успехом. По оценке психолога Л.П. Конышевой, почти не встречаются случаи, когда созданный психологический портрет непосредственно помог обнаружить и задержать преступника, неоднократно совершавшего убийства. Лишь изредка в печати можно встретить комплиментарные оценки юристов подобного сотрудничества. Но чаще высказываются сомнения в принципиальной способности специалиста-психолога дать психологический облик разыскиваемого, полезный для поисковой работы.
Чаще всего в психологическом профиле описываются и оцениваются следующие характеристики преступника: пол и возраст; семейный статус; образование; род занятий (общие сведения о работе); возможная реакция на следственные действия, например допрос; уровень сексуальной зрелости; возможность рецидива; вероятность того, что преступник в прошлом совершал аналогичные преступления.
В учебно-практическом пособии В.А. Образцова «Серийные убийства как объект психологии и криминологии» приводятся материалы работы профессора Роналда Холмса над профилем одного из американских серийных убийц. Изучив материалы дела, протокол вскрытия трупа последней жертвы, заключение судебных патологоанатомов, планы места обнаружения трупа и окружающей местности, фотографии и видеодокументы места происшествия и следов преступления, он описал в своем заключении следующие признаки устанавливаемого лица.
Возраст. Возраст подозреваемого где-то между 32-36 годами. Возможно, на пару лет старше. Для такого мнения есть следующие основания. Во-первых, как мне кажется, этот человек уже совершал подобные убийства, то есть я хочу сказать, что он уже несколько лет в своих фантазиях убивал женщин подобным образом. Потом он перешел к конкретным действиям, и то, что он сделал с этой женщиной, имеет предысторию: не исключено, что он уже совершил одно или два реальных убийства. Во-вторых, это обычный возраст завсегдатаев баров в данной местности. В-третьих, примерно в таком возрасте человек обладает физической силой, с которой было совершено преступление.
Пол. Преступление совершено мужчиной.
Раса. Как полагаю, этот подозреваемый белый. Почему я так считаю? Прежде всего, потому, что большинство убийц выбирают свои жертвы из представителей одной с ними расы. Каких-либо оснований считать, что преступник не принадлежал к белой расе, в материалах дела не усматривается.
Интеллект. Я склонен думать, что этот человек имеет средние или чуть выше средних умственные способности. Он прекрасно гармонирует со своим окружением и, вероятно, может выполнять работу, не нуждающуюся в постороннем надзоре. Он не производит впечатления умственно отсталого; хорошо его знающие люди считают его человеком со средними способностями, но с некоторыми странностями.
Образование. У подозреваемого высшее или незаконченное высшее образование. В годы учебы он хорошо адаптировался к окружению, у него не было существенных проблем в поведении. Он посещал местную школу. Если учился в колледже, то не более семестра. Его способности позволяли поступить в колледж, но психическое состояние, личная неорганизованность не позволяли ему долго в нем оставаться. В период учебы он мог быть средним студентом, вероятно, без поведенческих проблем.
Семья. Этот человек либо единственный ребенок в семье, либо из малодетной семьи. Его отец был человеком пассивным и мало занимался воспитанием сына, возможно, что он вообще не жил с семьей либо рано умер. Мать была женщиной властной. Она была главным судьей, присяжным и исполнителем наказаний. Ее слово было в семье законом. Могу также предположить, что умерла она совсем недавно, может быть, месяцев шесть тому назад. Ребенок в семье жил под полным контролем матери, мать постоянно оскорбляла его.
Место жительства. Во время преступления, о котором идет речь, подозреваемый жил в этой местности, живет тут и сейчас. По тому, как он перенес уже мертвую жертву в наиболее привычное и удобное для манипуляций с нею место, чувствуется, что подозреваемый действовал в «своей зоне комфорта». Останки захоронены в четырех местах: там, где было найдено тело (это место находится в сфере вашей юрисдикции); три других места являются для подозреваемого менее комфортными, и захоронения в них были произведены позже. Подозреваемый живет ближе к месту первого захоронения.
На место захоронения тела нужно обратить особое внимание. Преступник живет недалеко от этого места, возможно, даже в пределах видимости. Дом, в котором живет подозреваемый, ничем не выделяется в округе. Этот человек живет здесь давно, его здесь хорошо знают. Вероятно, он долго жил вместе с матерью, не исключено, что до самой ее смерти.
Автомашина этого человека в плохом состоянии. Возраст машины - 8-10 лет; эта «домашняя» машина марки «форд», «шевроле» и т.д. Машина грязная, неопрятная, ее техническое состояние тоже оставляет желать лучшего. В салоне машины беспорядок, и здесь могут быть найдены следы крови жертвы.
Род занятий. У этого человека работа постоянная. Он может работать в строительной организации, где иногда ему приходится заниматься и физическим трудом. Он может также быть водителем грузовика. Профессия служащего исключена. Он обнаруживает некоторые познания в юриспруденции, а способ расчленения тела свидетельствует о владении информацией, которая может быть известна только полиции. Возможно, он когда-либо был или сейчас является добровольным помощником полиции, медицинским техником, пожарным и т.п.
Психосексуальное развитие. У этого человека серьезные проблемы. То, что он расчленил труп и обезобразил лицо жертвы, изобразив на нем «улыбку», свидетельствует о лютой ненависти к женщинам. Части расчлененного трупа преступник разместил в определенном порядке. Прежде чем были обнаружены остальные части тела, нашли торс. В других частях тела были найдены кусочки льда - свидетельства того, что эти части тела представляли для убийцы большой интерес и он хранил их дольше. Интересно, что он сохранил (из того, что было найдено) часть тела от шеи до талии, то есть наиболее для него «лично значимую» часть; я не исключаю, что этот человек мог содрать кожу с трупа и носить ее по ночам у себя дома, где он живет в одиночестве. Этот человек может оказаться транссексуалом, и не исключено, что он уже обращался за консультациями по поводу своих сексуальных проблем. Подчеркиваю, я не считаю его гомосексуалистом. Просто у него серьезные проблемы в отношениях с женщинами. С одной стороны, он обожает женщину как таковую, он хочет ей нравиться (по этой причине он сохранил грудь и репродуктивные органы). С другой стороны, он женщину ненавидит из-за того, что ему пришлось вытерпеть (из-за матери?) от женщин. Об этом свидетельствует способ выбора жертв: он выбирает свои жертвы из числа сексуально активных посетительниц дешевых баров, алкоголичек, которым «наплевать на свою семью».
Рассмотренный профиль преступника был разработан по заданию ФБР в то время, когда детективы еще не располагали сведениями о личности искомого лица. Лишь впоследствии, после того как преступник был схвачен и разоблачен, чему способствовал его правильно составленный портрет-образ, выяснилось, что на счету этого маниакального убийцы и насильника 34 жертвы.
Конечно, составлением психологического профиля предполагаемого преступника работа специалистов не заканчивается. Следующая важная задача - разработка рекомендаций о том, как, используя информацию, заложенную в указанный портрет, выявить преступника и как тактически правильно построить его допрос с учетом личностных особенностей подозреваемого. В этих целях разработаны различные приемы заманивания преступника в ловушку. Например, убийцы определенного склада внимательно отслеживают обнародованную в СМИ информацию о совершенных ими преступлениях и работе полиции. Зная это, можно успешно использовать местную прессу, радио и телевидение для запуска специально подобранной информации, с тем чтобы побудить преступника к определенным действиям в определенном месте. Организация оперативного контроля за этим местом позволяет захватить искомое лицо, если оно «клюнет» на информационную «приманку».

Д. Ю. ПОГОДИН

Приводятся сведения об использовании европейскими учеными в первой половине XX в. метода психологических профилей Г. И. Россолимо.

Ключевые слова : Метод психологических профилей Г. И. Россолимо, профориентация, профотбор.

Идеи Г. И. Россолимо, в частности его метод психологических профилей, получили широкий резонанс среди психологов Европы. Об этом свидетельствуют неоднократные ссылки на Г. И.Россолимо в трудах таких исследователей, как Э. Клапаред (Швейцария) [ 3] , А. Джемелли (Италия) , , Ж. Фонтень и А. Соляри (Швейцария) , , Ф. Гизе (Германия) , О. Липман (Германия) , Р. Шульце (Германия) , Р. Кувэ (Германия) [ 5] П. Раншбург (Австро-Венгрия) , Ф. Баумгартен (Германия) и других.

Зарубежные психологи не только взяли на вооружение метод психологических профилей, но и пытались усовершенствовать его, внося свои изменения. Столь широкий интерес к психологическому наследию Г. И. Россолимо объяснялся социальной ситуацией развития, растущими потребностями общества в решении проблемы профессионального отбора. Данная потребность дала толчок к развитию психотехники как самостоятельной отрасли знаний.

В начале ХХ в. задачей психологии стало определить, с одной стороны, какие именно душевные качества нужны для каждой профессии, а с другой - обладает ли данный человек именно теми качествами, которые необходимы для данного вида деятельности. Такая постановка вопроса ввела психологию в хозяйственную жизнь; было положено начало новой отрасли науки - промышленной психотехнике.

Психотехника, как показывает само ее название, это наука об использовании психических качеств человека для достижения какой-нибудь практической цели. Поэтому ее часто называли просто «практической психологией» , . Психотехника пыталась вмешиваться во все без исключения явления жизни.

Задачи промышленной психотехники были разнообразны. Она исследовала следующие вопросы:

Какие методы труда наиболее целесообразны, в наибольшей степени приспособлены к психофизическим способностям человека и позволяют за минимальное время с минимумом затрат энергии достигнуть максимальных результатов;

Как легче и быстрее всего научить рабочих пользоваться этими методами;

Какие именно инструменты (машины, технические аппараты) больше всего облегчают труд рабочего, т. е. наиболее

Приспособлены к его нервной и мышечной системе, к особенностям его внимания, памяти и воли (эти три вопроса рассматриваются методами так называемой рационализации труда);



Как надо выбирать людей, наиболее подходящих психически к конкретному виду труда (этот вопрос обращал на себя главное внимание психотехников в начале ХХ в. и исследовался с большим успехом).

Первые исследования в этом направлении были выполнены профессором Гарвардского университета Х. Мюнстербергом. В 1910 г. он первый ввел тесты для отбора телефонисток и вагоновожатых. Эти тесты имели такой успех на практике, что их стали применять в Америке и в других профессиях.

В Европе эти опыты вызвали большой интерес, сначала без применения на практике. Первая мировая война привела к росту психотехнических исследований. Война заставила страны-участницы стремиться к превосходству не только количественно, но и качественно, выбирая для каждой специальности самых подходящих исполнителей. Почти во всех воевавших государствах - Англии, Франции, Германии и Италии - военные министерства стали открывать психологические лаборатории для отбора призывников, наиболее годных в летчики, шоферы, артиллеристы и т. д.

В Америке с помощью тестов (отдельно для грамотных и неграмотных) распределяли новобранцев в пехоту, кавалерию и артиллерию; психологически обследовано было не менее 13/4 млн людей. Одновременно с этим и в гражданской жизни была осознана необходимость ставить на работу людей, которые, несмотря на убыль рабочей силы вследствие войны, позволили бы сохранить производительность предприятий ( , ). Если испытуемый лучше запоминал числа, чем слова, то из этого делался вывод, что у него лучше математическая память, чем вербальная; если он запоминал бессвязные слоги лучше, чем осмысленные выражения, делался вывод, что у него формальная память лучше, чем логическая.

Тесты, служащие для исследования различных способностей человека, имелись в начале ХХ в. в избытке. Одни из них были позаимствованы из экспериментальной психологии, другие разработаны исключительно для практических целей; в их числе был метод психологических профилей Г. И. Россолимо.

С докладом об этом методе Г. И. Россолимо (в ту пору приват-доцент Московского университета) выступил в 1909 г. на Втором съезде по экспериментальной педагогике . В 1911 г. описание метода вышло на немецком языке в журнале «Клиническая психология и нервные болезни» (Klinik Fur Psychol . Und Nervose Krankheiten ) .

Среди зарубежных психологов, знавших и применявших на практике в своих исследованиях метод психологических профилей Г. И. Россолимо, в первую очередь следует назвать имя Э. Клапареда. Этот швейцарский психолог в начале ХХ в. основал Ассоциацию прикладной психологии в Женеве и Педагогический институт им. Ж.-Ж. Руссо. Данный институт стал международным центром экспериментальных исследований. Э. Клапаред неоднократно ссылался на работы Г. И. Россолимо ( , , ) в своих трудах. Первое упоминание о российском психологе встречается у Э. Клапареда в книге «Психология ребенка и экспериментальная педагогика» (издана в России в 1911 г.). Позже, в связи с огромной популярностью метода психологических профилей Г. И. Россолимо среди психологов, Э. Клапаред включил отдельный параграф, посвященный данному методу, в книгу «Как определить умственные способности школьников» .

Суть метода психологических профилей Г. И. Россолимо сводилась к следующему. Испытуемые проходили ряд тестов на определение внимания, памяти, воображения и т. д. Для наглядного изображения



Результатов испытания он оценивал каждую группу тестов по десятибалльной шкале. Оценка каждой группы тестов представлялась в виде вертикальной линии.

Соединяя верхушки таких линий, он получал кривую, которую назвал Психологическим профилем . Психологический профиль давал представление о характерных способностях испытуемого (рис. 1).

Рис. 1 . Психологические профили испытуемых A, B, C и D (по Г. И. Россолимо; цит. ).

Э. Клапаред предложил улучшение метода Г. И. Россолимо. По мнению швейцарского ученого, сначала следовало определить для каждого теста уровень его исполнения самым способным, затем средним и, наконец, малоспособным испытуемым, так как только на основании такого определения можно получить представление о том, какое место занимает данный индивид среди других в отношении определенной способности. Вместо абсолютных оценок, как это имело место в методе Г. И. Россолимо, Э. Клапаред фиксировал положение, занимаемое по данному показателю испытуемым в группе. Ученый подчеркивал некоторую случайность использования десятибалльной шкалы, невозможность установления «одного и того же масштаба» ; он предложил привнести поправку («очень остроумную», по мнению самого Э. Клапареда) с заменой шкалы на процентные показатели.

Как считал Э. Клапаред, система профилей Г. И. Россолимо чрезвычайно сложна в применении и оценке полученных результатов. При оценке уровня развития ряда психических процессов Э. Клапаред применил иную измерительную систему. Если Г. И. Россолимо использовал десятибалльную шкалу, то Э. Клапаред посчитал более правильным применение стобалльной системы измерения. Кроме того, Э. Клапаред попытался



Приблизить метод психологических профилей Г. И. Россолимо к шкале умственных способностей Бине-Симона. Он предложил вывести средний показатель для оценки уровня развития психических процессов. Продолжая рассматривать психологические профили, женевский ученый подчеркивал незавершенность работы в плане как теоретической, так и практической ее обоснованности. Критикуя преимущественно эмпирический подход российского коллеги, он указывал на необходимость долгой и кропотливой работы в области разработки серии опытов для обрисовки «основных черт психической физиономии» В качестве примера он рассматривал память, ее виды, а именно зрительную, слуховую и звуковую, фиксирующую (краткосрочную) и долговременную. Э. Клапаред призывал свести число опытов к возможному минимуму, чтобы ограничиться одним показателем. Однако, несмотря на критическое отношение Э. Клапареда к избыточному количеству тестов при использовании метода психологических профилей Г. И. Россолимо, швейцарский ученый применял его в измененном виде на практике.

Рис. 2 иллюстрирует выявленный Э. Клапаредом психологический профиль

Трех мальчиков, прошедших тестирование по трем параметрам: запоминанию слов, определению их значения и скорости сложения. Испытуемый А запомнил 11 слов из 15. Так как на основании предварительного испытания среди 100 детей 12 лет тот, кто запомнил 11 слов из 15, занимал пятое место, то данный результат был отмечен Э. Клапаредом на уровне 95 %. Подобным образом фиксировались и другие результаты тестирования.

Рис. 2 . Результаты тестирования трех испытуемых (по Э. Клапареду)

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на некоторые поправки, Э. Клапаред высоко оценивал в целом метод психологических профилей и пользовался им в своих исследованиях.

Другой психолог - специалист в области психотехники итальянец А. Джемелли - в своих исследованиях также обращался к методу Г. И. Россолимо. Для проведения испытаний на профпригодность летчиков и кандидатов в летный состав А. Джемелли разработал графическое изображение эмоциональных реакций. Он использовал грудной и брюшной пневмографы (приборы для определения дыхания) и ушной плетизмограф - прибор для



Определения изменения кровообращения. Испытуемого приводили в волнение внезапным упоминанием приятного или неприятного ему имени или факта. А. Джемелли не только применил метод психологических профилей Г. И. Россолимо, но и значительно расширил измеряемые параметры: кроме психических процессов, он исследовал и психические состояния.

Важно отметить, что поскольку преследовалась цель отбора летчиков и кандидатов в летный состав для военной авиации, то лабораторные условия проведения эксперимента отличались от рекомендованных Г. И. Россолимо тем, что испытуемых старались ввести в неустойчивое эмоциональное состояние, как положительное, так и отрицательное.

Внимание, его объем и степень концентрации, способность выделять определенные впечатления из общей массы и умение наблюдать - все эти психические процессы А. Джемелли исследовал по методу психологических профилей Г. И. Россолимо следующим образом: испытуемому выдавался лист бумаги, на котором зигзагами были расположены разные значки (крестики, кружочки и т. п.), и предлагали прокалывать иглой по порядку все значки одного рода, например, все крестики.

Правильность выполнения заданий определяла место испытуемого (количество ошибок не регистрировалось) на общей кривой. Результаты тестирования каждого фиксировались по методу психологических профилей Г. И. Россолимо (рис. 3).

По оси абсцисс располагались изучаемые параметры в следующем порядке: 1) концентрация внимания, 2) объем внимания, 3) узнавание предметов или качеств, 4) суждение о предметах или качествах, 5) воспроизведение названий предметов или качеств, 6) распознавание красок, 7) наблюдательность, 8) скорость реакции на слуховое раздражение, 9) скорость реакции на осязательное раздражение, 10) скорость реакции на зрительное раздражение, 11) устойчивость против возбуждения: испытания с помощью плетизмографа, 12) устойчивость против возбуждения: испытания с помощью пневмографа.


Рис. 3 . Результаты тестирования кандидатов в летчики (по А. Джемелли)

Таким образом, А. Джемелли приспособил метод психологических профилей Г. И. Россолимо для нужд военной авиации и с успехом его использовал.

Швейцарские психотехники Ж. Фонтень и А. Соляри, опираясь на метод психологических профилей, проводили исследования профессиональной пригодности телефонисток. При этом выявлялись запоминание чисел, порядка слов, объем внимания, концентрация внимания, проводился тест с игральными картами, определялась точность движений и время реакции. Результаты, полученные в ходе испытаний, заносились в профили пригодности.

Результаты психологического исследования хотя и довольно хорошо совпали с оценкой испытуемых администрацией телефонных станций, все же не давали возможности проводить профессиональный отбор. Отсюда исследователи сделали вывод о том, что либо выбранные тесты не соответствовали цели, либо в оценку телефонисток администрацией входили факторы, которые при тестировании не были приняты во внимание.

Вследствие этого обстоятельства испытания были подвергнуты особому контролю: результат каждого теста сравнивался отдельно с оценкой администрации; оказалось, что тестирование памяти имеет самое большое значение для практики, так как оценки по этому показателю совпадали с практической оценкой телефонисток. Тесты на скорость и точность движений часто расходились с такой оценкой. Из этого Ж. Фонтень и А. Соляри заключили, что физические способности (в данном случае ловкость движений) не имеют такого значения для успешной работы телефонисток, как качества чисто психические, например, память.

На основании своих исследований Ж. Фонтень и А. Соляри сделали еще одно заключение: обучение телефонному делу в то время было несовершенным и при имевшей место постановке обучения телефонистка недостаточно быстро овладевала своей профессией. Ввиду этого авторы




Предлагали устроить специальную телефонную школу, принимать в которую следовало только после психологического тестирования.

Таким образом, применив общий подход, предложенный Г. И. Россолимо, швейцарские психотехники разработали свой узкоспециальный психологический профиль для профессионального отбора телефонисток.

Немецкий психотехник Ф. Гизе (г. Штутгарт) также прибегал к методу психологических профилей Г. И. Россолимо. Если в отечественной экспериментальной психологии использовалось 11 параметров, то Ф. Гизе разработал профиль с 26 параметрами, но при этом посчитал более целесообразным применить шкалу в модификации, предложенной Э. Клапаредом. Немецкий психотехник считал, что метод психологических профилей дает возможность использовать не только графическое изображение, удобное в применении. Он подчеркивал, что этот метод является логически завершенным как с эмпирической, так и с теоретической точки зрения. Рассматривая свой практический опыт работы в экспериментальной психологии, Ф. Гизе отмечал, что кривые профилей дают индивидуальную картину при исследовании в самых разных областях. Они могут с успехом применяться при обследовании как учеников вспомогательных школ, так и душевнобольных лиц, лиц с врожденным слабоумием, неврастеников и т. д.

Анализ результатов исследований мог позволить прогнозировать дальнейшее психическое развитие испытуемых. Так, рассмотрев структуру профиля эпилептика, определенно указывающую на дисгармоничность интеллектуальных процессов, можно определить приблизительное время припадков. По мнению Ф. Гизе, также интересны профили больных с ранениями головы: при графическом изображении отмечались явления выпадения, которые находились вне зависимости от социальных и этнографических условий, а также от уровня образования. Ф. Гизе считал, что по форме кривой, даже не видя больного, можно было поставить диагноз.

Таким образом, с точки зрения Ф. Гизе, логическая интерпретация профилей указывала на их громадное значение. Ученый считал, что «профиль Россолимо выходит далеко за пределы простого диагноза и обладает в значительной мере логическими данными»

Другой психолог, Ж. М. Лаги (Париж), также отмечал большое научное значение метода психологических профилей, выходящее за рамки той цели, которую Г. И. Россолимо изначально ставил. По мнению Ж. М. Лаги, этот метод дал возможность трактовать различные вопросы общей и индивидуальной психологии, освещать проблемы педагогики, криминальной психологии и определять интеллектуальную недостаточность. Это был качественный и удобный метод для психиатрической диагностики. Французский ученый писал, что воспользовался психологическим профилем при профотборе рабочих, так как имел целый ряд тестов, которые можно было сопоставлять и сравнивать. Для каждой профессии, с его точки зрения, можно было предложить особый набор тестов.

Ж. М. Лаги разработал комплект тестов для трамвайных кондукторов. Каждый

Индивидуальный профиль указывал на наличие или отсутствие той или иной способности, необходимой для данной профессии. Ж. М. Лаги подчеркивал быстроту и точность метода психологических профилей Г. И. Россолимо при профессиональной ориентации.

Крупный немецкий психолог и психотехник, автор собственной тщательно разработанной методики оценки профессиональной пригодности О. Липман (Берлин), рассматривая вопрос об умственных способностях, считал, что можно говорить о них тогда,



Когда наблюдается соответствующая обстоятельствам целесообразная реакция. Всякое иное определение умственных способностей казалось немецкому ученому ошибочным. Именно реакция показывает уровень умственной способности. Умственная способность выражает структурное отношение между стимулом и реакцией.

По мнению О. Липмана, у одного и того же индивида некоторые душевные качества могут быть лучше развиты, другие хуже и, таким образом, понятие степени психического развития не может считаться однозначным, т. е. нельзя вывести среднюю величину умственных способностей человека.

О. Липман акцентировал внимание на том, что при определении умственных способностей человека важно наблюдать за его реакцией, потому что именно реакция позволяет психологу определить разницу между выучкой, подражанием и собственно интеллектом. Немецкий ученый вплотную подошел к проблеме обученного и обучаемого человека, несмотря на то, что самих этих терминов в его работах нет.

Наиболее правильным для определения присущих индивиду умственных способностей О. Липман считал применение метода психологических профилей, предложенного Г. И. Россолимо, где каждая способность отмечалось особо. То же самое, по мнению немецкого психолога, относится и к профессиональному отбору, так как и здесь в начале ХХ в. стали отказываться от определения пригодности в зависимости от одного какого-нибудь показателя; наметился переход к психологическому профилю, отражающему профессиональную пригодность на основании гетерогенных свойств и качеств, которые не могут быть суммированы и из которых поэтому нельзя вывести среднюю.

Венгерский психолог П. Раншбург (Будапешт) в свою очередь предлагал ввести в психологический профиль Г. И. Россолимо тесты для выражения душевных состояний как положительного, так и отрицательного свойства, причем распределить их условно по степени их силы по десятичной системе, так что получались две параллельные градации: от + 1 до + 10 и от –1 до –10» .

П. Раншбург считал, что тесты для исследования настроения большей частью носят искусственный характер - они или вызывали, или тормозили проявление определенного настроения; так, например, можно было пользоваться выражением сострадания, подбадриванием, успокоением, отвлечением и т. п. П. Раншбург называл такое исследование методом естественных тестов.

К искусственным тестам он относил выявление настроений путем предъявления картин определенного содержания и настроения, рассказов, тахистоскопическую демонстрацию слов определенного содержания и т. п.

Немецкий психотехник Р. Кувэ при проведении испытаний железнодорожников использовал метод графического анализа полученных результатов. В своем труде «Психотехника на службе железных дорог» , он описал различные аспекты работы психотехника с работниками железнодорожной службы в Германии. В отличие от Г. И. Россолимо и большинства его последователей, которые изображали профиль в виде ломаной кривой, Р. Кувэ использовал график в виде столбчатой диаграммы.

Другой немецкий психолог и психотехник Р. Шульце в книге «Практика экспериментальной психологии, педологии и психотехники» отмечал, что метод

Психологических профилей Г. И. Россолимо можно с успехом применять при изучении детской одаренности. Р. Шульце подчеркивал, что некоторая подготовка для этого уже проведена; она состоит в составлении и обсуждении «психических профилей»




Рис. 5 . Психологические профили двух испытуемых (по данным Р. Шульце)

У первого испытуемого отмечались относительно высокие результаты в области внимания, у второго - блестящие способности к комбинированию и суждениям, между тем как память была значительно слабее. Р. Шульце считал, что каждому мальчику свойствен определенный тип одаренности, однако при выводе среднего арифметического на основании испытаний по отдельным показателям их результаты являются приблизительно одинаковыми.

Р. Шульце считал необходимым исследовать психологический профиль класса или целой школы. На основании полученных данных он рекомендовал использовать разные педагогические приемы и методы обучения с целью повышения качества преподавания, что в конечном итоге может улучшить развитие ребенка как личности. Таким образом, Р. Шульце предлагал создать, опираясь на метод психологических профилей Г. И. Россолимо, систему отбора учащихся в школах по определенному типу одаренности для более продуктивного и результативного их обучения.

Репрессии в СССР и Германии, где наиболее широко применялся метод психологических профилей, привели к тому, что педология и психотехника были запрещены к применению. Вместе с ними перестал применяться метод психологических профилей, однако сам подход - графическое изображение результатов тестирования для получения наглядной картины и быстрого анализа полученных данных - закрепился в психологической науке. В 1943 г. был разработан широко известный MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник) . Он зародился, как и метод психологических профилей, в стенах психиатрической клиники и так же быстро вышел за ее пределы. Результаты исследования представляют собой график, который носит название «профиль». Интерпретация полученного профиля производится с учетом как низких, так и высоких


Оценок теста, что позволяет быстро составить представление о личности испытуемого.

Таким образом, можно констатировать, что опубликованный в начале XX в. доклад Г. И. Россолимо «Методика психологических профилей» заложил основу для дальнейшей разработки и улучшения своеобразного метода экспериментальной психологии. Удобство применения, наглядность и достоверность получаемых результатов привлекли многих европейских исследователей в области экспериментальной психологии, психотехники и педологии. Немалую роль в популяризации метода сыграло и то, что он был опубликован в авторском переводе на немецкий язык. Данный метод пытались модифицировать и усовершенствовать многие крупные европейские психологи.

1. Баумгартен Ф . Психотехника. Берлин: Изд-во «Бюро иностранной науки и техники». 1922.

2. Гизе Ф . Практические работы по психотехнике. Л.: Изд-во Кооперативного товарищества

«Современник». 1926.

3. Клапаред Э . Психология ребенка и экспериментальная педагогика. Проблемы и методы.

Душевное развитие. СПб.: О. Богданова, тип. «Дело», 1911.

4. Клапаред Э . Как определить умственные способности школьников. Л.: Изд-во Ленинградский

Гублит, 1927.

5. Кувэ Р . Психотехника на службе железных дорог. М.: НКПС Транспечать, 1927.

6. Неврология, невропатология, психология и психиатрия. Сборник, посвященный 40-летней

Научной, врачебной и педагогической деятельности проф. Россолимо 1884-1924 гг. / Под ред. В. Хорошко, Е. Кононовой, Л. Брусиловского. М.: Наркомздрав – Главнаука, 1925.

7. Россолимо Г. И . Психологические профили // 2-й съезд по педагогической психологии в

Петербурге, 1909.

8. Шульце Р . Практика экспериментальной психологии, педагогики и психотехники. М.: Вопросы

Труда, 1926.

9. Fontegne J . La selection et l’orientation professionale des telephonistes / Mon Bureau, aout 1920. P.

10. Fontegne J., Solari A . Le travial de la telephoniste // Arch. de Psych. 1918 (Nov). T. XVII. N 66. P.

11. Gemelli A . Sull’ applicazione dei methodi psichofisico all’ aviazione militare // Extr. Rivista di Psich.

12. Gemelli A . Riasunto di alcine indagini sulta psicofisiologia delgi avatori compiute nel Laboratoridi Psicofisiologa del Comando Supremo Giornale di Medicina Militare Anno XVII. 1919. Fase I. P. 17-44.

13. Rossolimo G . Ausgleichende Zulagen zu den psichol. Profilen // Z. fьr angew. Psychol. 1922. Bd. 22.

14. Rossolimo G . Die Psychologischen Profile // Klinik fьr psychol. und nervose Krankheiten. 1911. Bd. 6.

15. Rossolimo G . Die Psychologischen Profile // Klinik fьr psychol. und nervose Krankheiten. 1912. Bd. 7.

16. Rossolimo G . Die Psychologischen Profile // Klinik fьr psychol. und nervose Krankheiten. 1913. Bd. 8.

17. Rossolimo G . Kurze Methode // Z. fьr angew. Psychol. Bd. XII. 1918. S. 27-54.

18. Hathaway S., McKinley J . The Minnesota Multiphasic Personality Inventory. N. Y.: Psychological Corporation, 1943.

Поступила в редакцию 16. X 2006 г.

То, что американские специалисты в свое время назвали психологическим профилем, в России получило название психологического портрета преступника. Будучи одной из разновидностей криминалистических мысленных моделей, «профиль» («портрет») разыскиваемого преступника представляет собой систему сведений о психологических и иных признаках данного лица, существенных с точки зрения его выявления и идентификации. Поскольку в эту систему включаются признаки не только психологической природы, но и правовые, социально-демографические и иные признаки, представляется более точным определять рассматриваемый объект как криминалистический «портрет» или криминалистическую характеристику преступника. Существует три типа подобных информационных моделей. Одни из них содержат достоверное (положительное) знание о признаках искомого объекта (такие модели формируются на основании показаний потерпевших, очевидцев преступления, иных данных, собранных на процессуальной основе). Другие состоят из предположительного, нуждающегося в проверке знания. И наконец, существуют комбинированные модели, содержащие в себе достоверные знания (информацию) об одних и предположительное знание о других признаках преступника. Указанные криминалистические модели («профили», «портреты», характеристики) главным образом используются в целях выявления правонарушителей, которые после совершения преступления скрылись с места происшествия. Делается это путем установления лиц, схожих по своим признакам с признаками человека, зафиксированными в модели, и их «просеивания» - проверки на предмет причастности к раскрываемому преступлению Сокол В.Ю. Особенности формирования профиля преступника в США и Германии // Общество и право. 2009. № 3. С. 257 - 263..

Метод психологического портрета существенно отличается от традиционного метода словесного портрета. В отличие от многофункционального словесного портрета, описывающего внешние признаки, психологический портрет отражает внутренние, психологические, а также поведенческие признаки человека. Его основная функция - быть средством поиска, выявления преступника, личность которого не установлена. Психологический портрет формируется не на основе достоверных знаний об отражаемых в нем признаках, а знаний вероятностного характера. Существенно и то, что этот метод «работает» далеко не в каждом случае раскрытия преступлений. Полем его применения являются лишь некоторые группы дел и прежде всего те, что связаны с раскрытием тяжких преступлений против личности. Известно еще одно важное ограничение возможностей его применения. Метод психологического портрета реализуется в тех случаях, когда место происшествия и состояние жертвы позволяют заключить о наличии у неизвестного преступника каких-либо отклонений в поведении, психике, эмоциональном состоянии. Эти ограничения, однако, не умаляют значимости данного метода как остроактуального средства, позволяющего с честью выходить из запутаннейших тупиковых ситуаций, в которых другие методы оказываются просто бесполезными. Сказанное, прежде всего, касается проблемы раскрытия серийных убийств, совершаемых в разных местах и в разное время лицами с психосексуальными аномалиями.

В последние годы проблема борьбы с серийными убийствами указанного вида обсуждается учеными и практиками множества развитых стран, хотя до недавнего времени считалось, что феномен убийцы-серийника - забота сугубо американская. И это отнюдь не случайно. Сексуальная агрессия как зараза распространяется по всему миру, потрясая воображение юридической общественности, парализуя страхом и ужасом сердца обывателей. Сексуальный убийца-серийник - не террорист, не бандит. Он хуже и опаснее и того и другого вместе взятых. Во много раз. Главная отличительная его черта состоит в том, что, встав на преступный путь, он никогда с него не сойдет, не остановится. Будет убивать, и убивать до тех пор, пока не попадется.

Из соображений безопасности и в силу складывающихся жизненных обстоятельств он может лишь приостановить свое «ремесло». Делая паузы, заглушая в себе на какое-то время агрессивность, тем не менее, и в такие моменты он ждет своего часа, очередного случая для эмоциональной разрядки на крови тех, с кем сталкивает его судьба.

Характерно и другое: в повседневной жизни серийник-убийца абсолютно ничем не выделяется из окружения. Он такой же по внешним и поведенческим признакам, как все обычные люди. Это обстоятельство создает главную трудность в его выявлении. Вот тут-то и приходит на помощь правоохранительным органам метод психологического портрета.

Идея воссоздания психологического и физического облика человека по следам, оставленным на месте преступления, не нова.

Однако в качестве метода розыска неизвестного преступника «психологический профиль» стал использоваться лишь с 50-х годов прошлого века. Первый такой случай описан в книге американского психолога Джеймса Брусселя (1968). В конце 50-х годов Нью-Йорк жил в постоянном страхе из-за угрозы взрыва: человек, получивший прозвище «безумный бомбитель», за 8 лет совершил 32 взрыва. В поисках преступника официальное расследование зашло в тупик. Тогда полиция обратилась за помощью к психиатру, чтобы тот составил «профиль» личности человека такого типа, который был бы способен на эти «безумные взрывы» Сокол В.Ю. Особенности формирования профиля преступника в США и Германии // Общество и право. 2009. № 3. С. 257 - 262..

Проанализировав представленные в его распоряжение материалы, доктор Джеймс Бруссель пришел к заключению, что «возраст человека, которого ищут, где-то между 40-50 годами, что он выходец из Восточной Европы, в настоящее время живет в Коннектикуте либо с сестрой, либо с незамужней теткой. В детстве у него были плохие взаимоотношения с отцом, но свою мать он очень любил и жил с ней в согласии. Психиатрический диагноз - паранойная личность. Он очень внимателен к деталям. В день ареста будет одет в двубортный костюм, застегнутый на все пуговицы».

После того как Бруссель составил этот профиль, полицией Нью-Йорка был арестован за взрывы Жорж Метесский, славянин по происхождению, в возрасте 50 лет, неженатый, живущий в Коннектикуте со своими двумя незамужними сестрами. В момент ареста был одет в двубортный костюм, застегнутый на все пуговицы.

В этом на первый взгляд фантастическом совпадении нет никакой мистики. Метод, получивший название криминального или психологического «профиля», позволяет делать прогнозы достаточно высокой степени точности.

Разработанный и апробированный в Отделе поведенческих наук академии ФБР (Куантико, штат Вирджиния), данный метод впервые был применен в 1971 г. при расследовании убийств, совершенных с особой жестокостью. В 1984 г. при Академии ФБР был создан Национальный центр изучения насильственных преступлений, занимающийся идентификацией и розыском преступников, совершивших серийные убийства и другие, особо тяжкие преступления против личности. Создание Центра стало дополнительным импульсом к широкому внедрению и совершенствованию метода. Этому способствует единая национальная компьютерная система. По специальной программе в нее заносятся данные обо всех совершаемых в стране тяжких насильственных преступлениях как раскрытых, так и нераскрытых (соответственно около 15 и 5 тысяч ежегодно). Наряду с исследовательской работой Отдел поведенческих наук выполняет заказы по составлению криминальных профилей для розыска неизвестных преступников.

Метод получил международное признание и внедряется в ряде стран Европы и Америки, высшие полицейские чины которых прошли стажировку в Академии ФБР в Куантико.

Материал, необходимый для построения «профиля», собирают путем тщательного изучения жертвы и места преступления. Судебный патолог с помощью средств своей науки дает ответ на вопрос, как было совершено убийство; следователь, располагая полными данными о месте преступления и жертве, отвечает на вопрос: какой тип личности совершил этот поступок.

Разработанная в ФБР процедура составления «психологического профиля» состоит из пяти шагов, или этапов:

Обстоятельное изучение, анализ природы и сущности преступления и криминальных типов лиц (психолого-психиатрическая типология лиц, совершивших подобные деяния в прошлом);

Исчерпывающий анализ места расследуемого преступления;

Углубленное изучение ближайшего окружения, занятий и увлечений жертвы (жертв, если их несколько) и подозреваемого (подозреваемых);

Формирование возможных мотивирующих факторов всех задействованных в расследовании лиц;

Описание преступника (на основе внешних поведенческих проявлений его вероятностной психологической сущности).

Чаще всего в «психологическом профиле» описываются и оцениваются следующие характеристики преступника: пол и возрастные рамки: семейный статус, образовательный уровень, род занятий (общие сведения о работе), как будет реагировать на ситуацию расследования и допрос, уровень сексуальной зрелости, сможет ли совершить вновь нечто подобное, вероятность того, что искомый преступник мог совершать в прошлом аналогичные преступления, есть ли на него полицейское досье Сокол В.Ю. Особенности формирования профиля преступника в США и Германии // Общество и право. 2009. № 3. С. 257 - 262..

Для составления «психологического профиля» используются следующие материалы:

1. Фотографии места преступления, цветные, увеличенные фотографии имеющихся на теле жертвы ран, фотографии жертв, сделанные с разных позиций и под разными углами. С помощью обширной фотодокументации криминально-технической службы, используя также карты, планы, схемы, в комплексе анализируется все найденное полицией непосредственно на месте преступления и вокруг него. При этом максимум внимания уделяется каждой видимой на фотографии детали, каждому зафиксированному на снимках предмету или положению, в котором было найдено тело, определяется логическая связь объектов с предполагаемым ходом преступления. Именно поэтому так важно сохранить в неприкосновенности место преступления. Случается, что полицейские, проводившие первичный осмотр места преступления, вносят в него какие-либо изменения. Такие изменения, если они неизбежны, следует тщательно документировать и сообщать о них, иначе возникает опасность сделать позднее ложные выводы о механизме преступления. Хорошо продуманное ограждение места преступления и ловко проложенные пешеходные дорожки являются при исследовании тяжкого преступления важными предпосылками для успеха работы на месте. Наряду с сохранением следов на месте происшествия задача криминально-технической службы состоит в создании обширной и подробной фотодокументации. При этом в каждом случае используется цветная пленка.

Ни при каких обстоятельствах не нужно экономить на фотоснимках. Важно, чтобы как близкие, так и удаленные от места происшествия окрестности были представлены достаточным количеством фотографий. Так, при совершении убийства внутри здания интерес представляет не только помещение, где было найдено тело, но и фотографические снимки всех остальных помещений дома и его окрестностей. Наряду с обзорными снимками желательны также фотографии деталей, зафиксированных с различных направлений и под различными углами. Фотодокументирование места преступления и его окрестностей - необходимое условие для создания «психологического профиля» преступника.

2. Материалы вскрытия трупа и исследования результатов вскрытия. Вскрытие производится специально обученным врачом, обладающим знаниями патолога и судебного медика.

Часто необходимо, чтобы врач, которому придется производить вскрытие, был предварительно вызван на место преступления, чтобы он мог иметь представление о случившемся и сделать определенные выводы. При вскрытии должен обязательно присутствовать сотрудник криминально-технической службы, фиксирующий на фотопленке различные стадии вскрытия и исследования трупа. Анализ результатов вскрытия ориентирован на получение ответов на следующие вопросы: каким орудием, где, в какой последовательности и с какой силой были нанесены повреждения, явившиеся причине смерти. Точная локализация повреждений на теле жертвы позволяет сделать предположение о том, была ли жертва застигнута убийцей врасплох или убийству предшествовала борьба. Интерес представляет также количество повреждений, были ли они и какие повреждения нанесены посмертно, были ли ранения нанесены сквозь одежду или в области неприкрытой кожи тела. Общая картина повреждений позволяет сделать вывод о душевном состоянии убийцы в момент преступления и о том, существовали ли между ним и жертвой какие-либо отношения.

3. План перемещений жертвы до смерти: место работы, место жительства, где последний раз видели жертву перед тем, как она была обнаружена на месте преступления.

4. Документы с информацией о личности жертвы. В методе криминального «психологического профиля» изучению жертвы придается столь же важное значение, как и изучению преступника. Для получения «психологического профиля» преступника необходимо иметь «психологический профиль» жертвы. На выполнение этой работы вы-деляются дополнительные сотрудники, специализирующиеся в области криминалистической виктимологии. Эти сотрудники занимаются исключительно жертвой столько времени, сколько необходимо для того, чтобы получить «точную картину жертвы». Из чего составляется эта картина? Возраст, пол, физические особенности, в том числе и одежда во время инцидента, семейный статус, социальная адаптированность, интеллект, успеваемость в школе, взаимоотношения в школе, стиль жизни и недавние изменения в стиле жизни, особенности личности и темперамента, манера поведения, место жительства (прежнее и настоящее), репутация в доме и на работе, история болезни (физические и психические особенности), личностные привычки (употребление алкоголя, наркотиков), социальные привычки, увлечения, пристрастия, друзья и враги, полицейское досье.

5. Информация о полной картине преступления и реконструкции механизма содеянного (сведения о месте, времени, дате события, показания свидетелей, род оружия, которым было совершено преступление и т.д.). С помощью характеристики жертвы, анализа места преступления и повреждений на теле жертвы можно реконструировать предположительно внешний ряд события преступления. Это часто помогает выяснению, почему преступник выбрал тот или иной способ действий. Реконструкция механизма содеянного позволяет диагностировать психологическое состояние преступника в момент совершения преступления, составить представление об уровне природной интеллигентности и образовании преступника. Особый интерес представляет поведение преступника в так называемой «ситуации после убийства» (спрятал ли тело жертвы, уничтожил ли другие вещественные доказательства или в панике покинул место, преступления, оставив разнообразнейшие следы) Сокол В.Ю. Особенности формирования профиля преступника в США и Германии // Общество и право. 2009. № 3. С. 257 - 263..

Наличие сведений, о которых говорилось выше, позволяет ответить на вопросы: что произошло на месте преступления и почему это произошло? Основная предпосылка, на которой базируется метод «психологического профиля», состоит в том, что ответ на первые два вопроса подводит к ответу на третий - кто мог совершить такое преступление, то есть к составлению «психологического профиля», отражающего существенные для характеристики личности и поведения убийцы признаки. Этот «профиль» описывает совершившего преступление человека так, как будто речь идет о хорошо известном, знакомом человеке. Однако профиль не «называет» конкретных имен. Содержащиеся в нем сведения одинаково применимы к большому количеству людей определенной категории.

Необходимо подчеркнуть, что метод «психологического профиля» это лишь одно из многих средств расследования. Метод «психологического профиля» - это попытка использовать поведенческие и психодинамические принципы психологии в прикладной области.

Рост количества насильственных преступлений, расследование которых часто заводит следствие в тупик из-за отсутствия необходимой информации о лицах, совершивших данные деяния, позволил внедрить в практику расследования преступлений новые психологические методы, которые активно стали применяться и в России.

Одним из таких методов является разработка психологического портрета неизвестного преступника. Термин «психологический портрет преступника» предполагает отражение психологических признаков. Но практика показывает, что в психологический портрет входит и информация, относящаяся к другим признакам, например, половозрастным, социально-демографическим. На сегодня одним из наиболее полных является определение А. И. Анфиногенова: «Психологический портрет преступника – это психолого-криминалистический метод и результат познания криминального события, ориентированный на выявление комплекса сведений об индивидуальных признаках и особенностях личности субъекта преступления, проявившихся в совокупности обстоятельств и следах преступной деятельности, где лицо описывается в терминах его устойчивого психологического и гражданского состояния» .

Перспективность метода составления психологического портрета преступника определяется задачами, стоящими перед правоохранительными органами, которые он способен помочь решить. На разных этапах следствия по уголовным делам существуют свои задачи: сужение круга подозреваемых лиц по делу, прогнозирование поведения преступника при задержании, построение эффективной тактики допроса лиц, проходящих по делу, и др. Метод портретирования способен прийти на помощь правоохранительным органам на каждом этапе производства по уголовным делам.

Разработка нового метода раскрытия преступлений с помощью составления психологического портрета, начавшись в США, в 70-х годах стала активно внедряться в практическую деятельность. В Национальной академии ФБР США были открыты курсы по криминальной психологии (FBI Applied Criminal Psychology) для агентов ФБР. Одним из преподавателей на этих курсах был «отец» профайлинга агент Джон Дуглас (Jon Douglas), на счету которого множество расследованных дел, связанных с совершением тяжких преступлений. В 1979 году руководство ФБР назначило его главой программы исследований «Личностно-преступное профилирование» . В то время впервые появился термин «профайлер» (от английского profile - «психологический профиль»). Метод получил название «психологический профиль» или «психопрофилирование», «профайлинг», а человека, занимающегося составлением таких профилей, стали называть «профилер». Какое-то время данные разработки были засекречены. Даже сегодня многие иностранные работы не переведены на русский язык. Пока еще мало информации по этой проблеме. Однако с учетом того, что за последние несколько лет стали активно выходить новые работы, посвященные методике составления психологического портрета неизвестного преступника, можно с уверенностью сказать, что эта тема − одна из наиболее актуальных, а значит, количество информации и разработок будет пополняться.

Особенностью данного метода является то, что составление портрета является поисково-реконструктивным, он основан на поведенческом анализе следов криминального события, результатом которого является вероятностное описание психологически значимых характеристик неизвестного лица, совершившего преступление.

Цель реконструкции психологических особенностей личности неизвестного преступника – обеспечение выявления и поиска преступника, личность которого неизвестна, а также прогнозирование его возможной деятельности.

Основная суть «портретирования» в том, что психологический портрет можно составить на основе психологического анализа поведения, деятельности лица, совершившего криминальное деяние, особенностей места преступления, способа совершения преступления. Необходимо отметить, что портрет будет иметь лишь вероятностное описание человека, совершившего преступление, в котором будут указаны предполагаемые возраст, раса, пол, семейное положение, служебный статус, сексуальная зрелость, возможное криминальное прошлое, взаимоотношения с жертвой, вероятность совершения преступления в будущем.

Основной функцией составленного психологического портрета является выявление лица, совершившего противоправные действия, с целью его поиска и последующей поимки.

Задача построения «психопрофиля» − на основе психологического анализа преступного события сделать предположения о психологических особенностях преступника и определить его личностные характеристики.

В качестве материала для составления психологического портрета неустановленного преступника может быть использована вся достоверная информация, которая имеет отношение к конкретному расследуемому делу.

Существует несколько различных подходов к методике составления портрета: модель ФБР (США), модель географическая Д. К. Россмо (Канада), модель Д. Кантера (Великобритания).

Модель ФБР основана на компьютерной базе данных и использует типологию преступников. Данная модель требует большого объема информации по расследуемому делу. В этом случае составленный профиль может отражать большой ряд предположений, касающихся характеристики правонарушителя. Для создания профиля подключают уже опытных обученных специалистов.

Географическое профилирование – это система стратегического управления информацией, основанной на анализе и оценке всей совокупности и отдельных деталей места преступления, оценке потерпевшего и других доказательств, направленная на поддержку серийных насильственных уголовных расследований . Данная модель не является непосредственным способом построения психологического портрета, но имеет прямое отношение к созданию профиля неизвестного преступника. Географический профиль помогает уточнить психологический портрет, фокус его применения и увеличить его полезность, так как в нем анализируются различные факторы преступности и элементы окружающей среды.

Статистическая модель Д. Кантера для создания психологического портрета использует эмпирические данные, собранные за долгие годы. Статистический подход к анализу уголовного профилирования берет свое начало от создания базы данных CATCHEM. В этой базе были собраны данные об убийствах детей на сексуальной почве и похищений в Великобритании с 1960 года. Такая база данных весьма полезна для расследования уголовных дел, так как позволяет найти сходства раскрытых дел с расследуемыми.

Метод составления психологического портрета получил свое признание в России не так давно. МВД России с 90-х годов начинал заниматься внедрением психологических портретов в практику с целью поиска преступников. Была подготовлена новая программа по научной разработке метода составления психологического портрета для практического применения, которая в 1992 году официально принята . В НИИ МВД РФ был сформирован отдел психофизиологических проблем раскрытия преступлений и анализа преступного поведения, который занялся серийными преступлениями.

На сегодняшний день в России создана своя модель разработки психологического портрета, разработчиками которой являются Р. Л. Ахмедшин и Н. В. Кубрак . Данный метод возник благодаря двум исследователям, которые, анализируя зарубежные подходы, а в особенности модель ФБР (США), объединив и типологию преступника, используя базы данных, и географические аспекты, и изучение полного спектра информации по делу, а также учет индивидуальных особенностей преступника, создали новую модель психологического портрета. Действительно, при рассмотрении этапов, которые описываются в этой модели, можно отметить большое количество различных аспектов, позволяющих составить наиболее полный психологический портрет предполагаемого преступника, а значит добиться большей эффективности при расследовании уголовных дел.

Особую актуальность, в связи с вышесказанным, приобретает необходимость проведения сравнительного анализа моделей составления психологического портрета, что и явилось целью исследования .

Объект исследования – различные варианты методов составления психологического портрета.

Предмет – выделение наиболее эффективной модели составления портрета неизвестного преступника.

Гипотеза. Модель составления психологического профиля, принятая в России, содержит наиболее разнообразное количество различных аспектов, имеющих значение для раскрытия преступления, что обусловливает ее большую эффективность.

Исследование. В исследовании приняли участие 40 студентов 4-го и 5-го курсов. Они были разделены на две группы по 20 человек, по специальности, по которой обучались: психологи и юридические психологи. В каждой из групп выделялись случайным образом еще две подгруппы по 10 человек.

Для исследования были выбраны две модели составления психологического портрета предполагаемого преступника – модель ФБР (США) и модель, принятая в нашей стране, как наиболее информативные по результатам теоретического анализа. На основе каждого из этих двух методов составления психологического портрета неизвестного преступника студентам было предложено составить психологические портреты по конкретному уголовному делу, используя ту или иную модель составления портрета. В каждой группе (студенты психологи и студенты юридические психологи) из 20 студентов 10 составляли портрет по методу ФБР и 10 студентов − по методу, созданному в России.

В качестве уголовного дела была предложена реальная криминальная ситуация – убийство молодой девушки, которое произошло в Бронксе в октябре 1979 года . Этот случай был описан Джоном Дугласом в его книге «Охотники за умами: ФБР против серийных убийств». Это дело использовали в качестве показательного случая на занятиях в Квонтико, так как оно наглядно демонстрирует технику составления психологического портрета и методику его использования полицией для активизации расследования дел, о которых мало информации и, как следствие, расследование стоит на месте.

Суть задания заключалась в том, что на основании представленных данных (уголовного дела, этапов составления портрета по какой-либо модели, примера психологического портрета и структуры портрета) нужно составить примерное описание преступника. В описании указать пол, предполагаемый возраст, расу, семейное положение, социально-экономическое положение, психическое состояние, возможное криминальное прошлое, взаимоотношения с жертвой, вероятность совершения преступления в будущем и др.

Каждому студенту было дано уголовное дело, этапы составления психологического портрета (в соответствии с определенной моделью), пример портрета и рекомендации по составлению и структуре самого портрета.

Составленные портреты сравнивались между собой. Первоначальное сравнение велось по количеству рассматриваемых аспектов в портретах каждой модели. Затем каждый портрет сравнивался с реальным психологическим портретом этого преступника, чтобы выявить верные предположения относительно характеристик предполагаемого преступника (сравнивались характеристики, присущие реальному лицу, совершившему это преступление). Затем портреты, составленные по двум разным моделям, сравнивались между собой по выявленным ранее характеристикам.

Сравнивались следующие основные характеристики, по которым были обнаружены сходства в ходе сопоставления составленных портретов с реальным психологическим портретом:

  1. Место жительства.
  2. Семейное положение.
  3. Социально-экономическое положение (место работы ).
  4. Психическое состояние.
  5. Возможность рецидива.

Чтобы выявить, какой из методов, выбранных для исследования и сравнения, обладает наибольшей эффективностью, то есть имеет наиболее разнообразное количество рассматриваемых аспектов, имеющих значение для раскрытия преступления, был проведен сравнительный анализ выделенных ранее характеристик, в которых имелись совпадения с реальным психологическим портретом преступника.

Сравнивались результаты, полученные при составлении портретов по двум разным моделям в группе студентов психологов и отдельно в группе студентов юридических психологов, а также общие результаты (данные представлены в таблице ).

Таблица 1

Сравнение моделей

Сравниваемые характеристики

Совпадение с реальным портретом

юридические психологи

психологи

Общие результаты в двух группах по моделям

модель (Россия)

модель (США)

модель (Россия)

модель (США)

модель (Россия)

модель (США)

Место жительства

Семейное положение

Социально-экономическое положение

Психическое состояние

Возможность рецидива

Как видно из таблицы, количество совпадений с реальным портретом в разных группах действительно несколько различается, однако не сильно.

Анализ показал, что в группе, где портреты были составлены по модели, разработанной в нашей стране, чаще совпадали характеристики, присущие реальному лицу, совершившему это преступление, а также содержавшиеся в реальном портрете, по которому разыскивали преступника.

Проведенный анализ составленных портретов показал, что модель психологического портрета неизвестного преступника, принятая в нашей стране, затрагивает больше аспектов, нежели модель ФБР. Это прослеживается в малом количестве описанных характеристик предполагаемого преступника в портретах, составленных по модели ФБР, и в большем количестве предполагаемых характеристик, присущих преступнику, описанных в составленных портретах по другой модели.

По результатам сравнения в двух моделях видно, что юридические психологи давали больше верных предположений относительно лица, совершившего преступление, что может быть связано с особенностью и спецификой их обучения и преподаваемых дисциплин.

В группе студентов психологов, по результатам сравнения составленных портретов с реальным, отмечается наименьшее совпадение по признакам «семейное положение» и «социально-экономическое положение». Это может быть связано с тем, что студенты психологи не занимались до этого психологическим анализом преступления и им тяжело предположить некоторые признаки лица, совершившего преступление.

Предположения, относящиеся к характеристике «психическое состояние», в портретах студентов психологов имели наиболее развернутый вид, в отличие от других характеристик. Это может быть связано с хорошей подготовкой по клиническим дисциплинам. Однако описание остальных характеристик было краткое и иногда размытое.

Статистические вычисления проводились при использовании программы SPSS Statistics 17.0 (критерий U –Манна - Уитни (Mann - Whitney U ) ). Данные оказались статистически незначимы по выбранным категориям сравнения портретов. Это может зависеть от объема выборки или других причин. Рассматривая полученные результаты, можно сделать вывод, что методы почти равнозначны, хотя различия все же имеются. Каждый метод опирается на свои этапы и рассматриваемые признаки, но при этом ведет к схожим результатам. Появление новых методов составления психологического портрета, созданных на основе анализа существующих, позволяет методам конкурировать между собой и тем самым развиваться дальше, чтобы совершенствовать и выделять новые этапы в построении психопрофилей.

После проведенного исследования и анализа полученных результатов можно сделать общие выводы .

  1. Модель составления психологического портрета неизвестного преступника, разработанная в нашей стране, затрагивает больше аспектов, нежели модель ФБР. Портреты, составленные по модели, принятой в России, имеют больше описанных признаков и более широкое описание характеристик предполагаемого преступника, нежели портреты, составленные по модели ФБР.
  2. В портретах, составленных по российской модели, отмечается несколько больше совпадений предполагаемых студентами признаков преступника с характеристиками, присущими реальному лицу, а также с теми, которые содержались в розыскном портрете, составленном специалистами. Это отмечалось в обеих группах, которые участвовали в исследовании, однако значимость различий статистически не доказана.
  3. Каждая модель, используемая в исследовании, имеет разный упор на определенные критерии, используемые для составления психологического портрета преступника. Это наблюдалось во всех составленных портретах. В модели ФБР большее место отводится анализу жертвы преступления, в свою очередь, в модели, разработанной в нашей стране, большее внимание уделяется способу совершения преступления и характеристике личности самого преступника в разных аспектах.

Таким образом, можно сделать вывод, что проделанное исследование указывает, что в целом обе методики составления портрета эффективны. Каждый метод, используемый в исследовании, приводил к похожим результатам и так или иначе составленные портреты совпадали с реальным портретом преступника. Однако каждый метод различался подходом (этапами) к описанию предполагаемого преступника и опирался на разные признаки, используемые для построения профиля.

Каждая из моделей рассматривает с разных сторон преступление, но служат они единой цели – помочь правоохранительным органам в выявлении и поиске преступника, личность которого неизвестна, а также в прогнозировании его возможной деятельности.

Перспективы исследования состоят в том, чтобы, рассмотрев и проанализировав обе модели, выявить сильные стороны каждого метода. После этого можно создать качественно новый метод, который бы сочетал в себе не беспорядочный набор всех возможных признаков личности преступника, а представлял собой четкую последовательность этапов, в каждом из которых учитывались бы признаки, необходимые в производстве по уголовному делу.

Исходя из проведенного исследования, было обнаружено, что сильная сторона метода, разработанного в России, – анализ механизма преступного деяния, а метода, созданного зарубежными исследователями, – анализ жертвы преступления.

Таким образом, можно разработать новую модель, которая учитывала бы особенности этих двух методов составления психологического портрета предполагаемого преступника. Такая модель могла бы быть эффективна в практике расследования преступлений и в свою очередь помогла бы дальнейшему развитию и становлению метода «психологический портрет преступника» в нашей стране.

Изучение метода составления психологического портрета в нашей стране и за ее пределами (Великобритания, США, Голландия и др.), где данный метод стали активно использовать уже давно, позволило сделать вывод, что актуальность внедрения психологии в практическую деятельность все больше возрастает.

В России использование метода началось, но это только первые шаги. Создание своего подхода к разработке психологического портрета и новое выделение стадий (этапов) его составления позволило убедиться, что в России стали активно заниматься разработкой методологии по психологическому профилированию вслед за зарубежными коллегами. Появление новых моделей ведет к конкуренции, что, в свою очередь, позволяет совершенствовать подходы, сравнивая имеющиеся между собой, выделяя новые этапы и включая различные признаки неустановленного лица, которые не были включены в существующих методах.

Алгоритмы составления несовершенны, но во многом уже эффективны, как показало исследование. На сегодняшний момент процент раскрываемости преступлений при применении метода «психопрофиля», быть может, и не очень большой, но если метод будет развиваться в нужном направлении, результат не заставит себя ждать.

Данная работа и проведенное в ее рамках исследование позволили проанализировать существующие подходы, выделить сильные стороны в разных методах составления психологического портрета неустановленного преступника и наметить дальнейшую работу по созданию качественно нового метода, учитывающего плюсы предшествующих моделей.