Рабочие тетради по православной культуре орксэ. Пасхальная радость победы

Основы православной культуры

Рабочая тетрадь

Урок №1 (к учебнику А.В. Кураева) Составил Серебренников В.Н.

Тема: «Россия – наша Родина»

1. Распределите слова и словосочетания на 2 группы.

Вещи, знания, предметы, информация из книг, явления природы, произведения искусства и кино, отношения между людьми.

2. Продолжите фразу (см. в учебнике).

Культурные традиции – это _________________________________________________________

Вечные ценности - это _____________________________________________________________

3. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? Изобразите на схеме.

Традиция нашей семьи

Ценность 1

Ценность 3

Ценность 2

4. Составьте синквейн на тему: «Родина»

Урок №2

Тема: Культура и религия

1. Словарик:

Культура – это ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Религия – это _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Православие – это __________________________________________________

___________________________________________________________________

2. Истоки русской культуры – в православной религии. Впишите в схему примеры.

Истоки русской культуры

Православная религия

3. Заполните таблицу, используя информацию арабского путешественника, Павла Алеппского. См. стр. 7.

Черты нашей культуры

Традиции, которые существуют и сейчас

Традиции, которые уже не существуют

4. Что было самое интересное на уроке?

Урок №3

Тема: Человек и Бог в православии

1.Словарик:

Стр. 10 учебника

Что означает слово Бог?______________________________________________

__________________________________________________________________

2. Заполни схему: Какие дары Бог дал человеку?

Дары бога

3. Напиши мини-сочинение «Что значит быть православным человеком?»

Урок 1 Россия – наша Родина
Ответь на вопросы
1. Как называется страна, в которой мы живём?

2.Кто является главой нашего государства?
_________________________________________
3.Назови столицу России
_________________________________________
4.Продолжи
На территории России находятся
реки:__________________________________________________
___
моря:__________________________________________________

озёра:_________________________________________________
__
горы___________________________________________________
________________________________________________________
города________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
2. Составь и запиши в тетрадь предложения со словами Россия,
Отечество, патриот, президент, духовные ценности
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
3. Считаешь ли ты себя патриотом? Почему?
4. Пользуясь текстом учебника, закончи предложение:
Религиозные культуры и морально­этические нормы,
занимающие особое место среди культурных традиций,
основаны на таких вечных ценностях, как
_____________________________________________________
_____________________________________________________

5. Подпиши фотографии. Чем эти люди прославили
свою Родину?

__________________ ____________ _______________
5.Кого из патриотов России ты знаешь ещё?

_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
6. Сделай рисунок на тему «Моя родина»
Урок 2 Культура и религия

1.Запиши, пользуясь учебником текста
Культура – это

_________________________________________________________
Религия – это ____________________________________________
_________________________________________________________
Православие ­ это ______________________________________
_________________________________________________________
2.Составь и запиши предложения со словами православие, культура,
религия.

__________________________________________________________
__________________________________________________________
3.Составь вопросы к прочитанному тексту на с. 6 ­7 и задай их
соседу по парте.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
4.Продолжи предложение

Культура даёт человеку знания о ________________________

А) духовных ценностях
в) о правилах хорошего тона
в) материальном состоянии народа
5. Что бы ты рассказал о культуре своего народа в письме
сверстнику из зарубежья?

Урок 3 Человек и Бог в православии
1.Выпиши из текста учебника 2­3 предложения, в которых говорится
о Боге и о мире.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________
2.Выпиши из текста 2­3 предложения, в которых говорится о
человеке в православной культуре.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
3.Закончи предложения:
а) Бог дал человеку дары:____________________________________
__________________________________________________________
б) Бога ещё называют Творцом, потому что ____________________
__________________________________________________________
4. Расскажи соседу по парте, в каких поступках у тебя проявились
совесть, любовь, доброта. Какие чувства ты испытывал?
5. Как бы ты изобразил символ свободы.

Урок 4 Православная молитва
1. Закончи предложение
Слово «православие» означает
________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2.Заполни схему «Какие бывают молитвы?»
3. Закончи предложения, пользуясь текстом учебника на с.12­13.
Священное Предание – это
_________________________________________________________
_________________________________________________________
5. Слово «православие» означает
__________________________________________________________
__________________________________________________________
6. Кого из святых ты знаешь?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
7. Составь вопросы к прочитанному тексту на с. 14 ­15 и задай их
соседу по парте.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

8. Ты можешь вспомнить случаи, когда ты молился? Какие чувства
ты испытывал до и после молитвы?
1.Пользуясь текстом учебника, закончи предложения
Урок 5 Библия и Евангелие
Христианин – это
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Библия – это _________________________________________
_____________________________________________________
Библия состоит из _____ книг.
2.Выпиши из текста на с. 16 учебника 2-3
Писании Ветхого Завета.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
3.Выпиши из текста на с. 18 учебника 2-3
предложения, в которых идёт речь о Священном
Писании Нового Завета.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
4.Дополни текст.
1) В Ветхом Завете описано ожидание людьми
___________
а)Спасителя б)Пророка в)Судии
2) Ветхий Завет заканчивается ____________ , и
начинается Новый Завет.

а)Рождеством Христовым б) Дарованием заповедей в)
Концом света

3) Евангелие описывает события ___________ Завета
а)Старого б)Нового в) Ветхого
5. Приходилось ли тебе читать или слушать
библейские рассказы. Понравились ли они тебе, если
да, то чем?

Урок 6 Проповедь Христа
1.Выпиши слова Христа о мести

____________________________________________________________
2.Выпиши слова Христа о богатстве
____________________________________________________________
____________________________________________________________
3.Дополни текст, пользуясь текстом пособия.
Проповедь называется Нагорной, потому что ___________ произнёс
её с небольшой __________. Ученики Христа записали её в
_____________.
4. Подпиши картину

___________________
5.Выбери правильный ответ.
А) В Нагорной проповеди людям даны (десять
заповедей, заповеди блаженства, государственные
законы)
Б) Жить по заповедям, данными Христом в Нагорной
проповеди, означает (быть настоящим христианином,
быть сомневающимся человеком, быть далёким от Бога)
В) Кого учил любить Иисус Христос? (Всех людей, даже
своих врагов; тех, кого нам хочется любить; тех, кто
нас любит)
6.Иисус Христос – это
________________________________________
___________________________________________________________

7. Обсуди, почему «сокровища на небе» ценнее «сокровищ на земле».
Как ты думаешь, насколько ты богат духовными сокровищами.
Урок 7 Христос и его крест
Выпиши их текста учебника на с. 24 2­ 3 предложения о
1.
Боге.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Вставь пропущенное слово.
2.
Рождество Христово произошло более _____ лет назад. Бог
стал _________________. Он стал именоваться ________
______________.
Как бог Христос __________________________. А как человек
Он _________________________________________.
Пользуясь текстом учебника, закончи предложения
3.
Голгофа – это
_________________________________________________________
_____________________________________________________
Распятие – это
_____________________________________________________
_____________________________________________________
4.
Нарисуйте крест. Объясни
соседу по парте каждую из
составляющих его частей.

Урок 8 Пасха
1.Пользуясь текстом учебника на с.28­29, дополни текст.
Имя Иисус значит ___________. Христос именуется
Спасителем, потому что на крест Он пошёл ради _______. Однако
после распятия он ____________. Воскресение ­
___________________. В честь этого особенно торжественно
отмечается _____________________.
Слова для справок: Спаситель, спасения людей, воскрес, возобновление жизни,
Пасха Христова.
2.Выпиши из текста учебника главный пасхальный гимн.

_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3. Из текста на с. 30­31 выпиши 2­3 предложения о том, как празднуют
Пасху православные христиане.
____

__________________________________________________________________________________
4.Нарисуй и раскрась пасхальные яйца

5. Дела Великого поста подчеркни синим карандашом, а
праздничные пасхальные традиции подчеркни красным карандашом.
Ликование, воздержание в пище, приготовление куличей,
поздравления, скромность в поведении, крашение яиц, украшение
дома, тишина, радостные песнопения, игры и веселия, катание
яиц с горки.
6. Нравится ли тебе Пасха? Если да, то почему? Расскажи соседу по
парте, как в твоей семье празднуют Пасху.
7. Раскрась или сделай свой рисунок.

Урок 9 Православное учение о
человеке.
1.Выполни тест.
А)Как человек может сделать свою душу богаче?
а) Когда человек приобретает материальные блага, его душа
тоже становится богаче
б) Когда человека хвалят, его душа становится богаче
в) Чем больше человек отдает людям, тем больше приобретает
для своей души

Б) В чём главное отличие человека от животного?
а) Внешний вид
б) Человек не отличается от животного ничем
в) Человек имеет дар слова, умеет мыслить, сострадать, делать
добро, помогать нуждающимся.
В) В чём проявляется образ божий в человеке?
а) В недостойном поведении
б) В умении любить, в способности выбрать путь добрых дел и
поступков
в) В умении подстраиваться под текущую ситуацию
Г) Зачем Бог даровал человеку свободу?
а) Чтобы человек свободно и добровольно вступал на путь
истины и добра, и мог, если захочет, выбрать для себя жизнь с
Богом.
б) Чтобы человек делал только то, что хотел
г) Чтобы сделать жизнь человека проще
2. Распредели слова на две группы
Бегает, любит, страдает, ходит, верит, мечтает, кушает,
боится, прыгает, радуется.
тело
душа

3.Нарисуй человека, у которого на душе радостно.
4.Закончи предложение.
Если человек не думает о своей душе, кормит её ненавистью,
раздражительностью, ________________, _________________,
__________________ , то душа _________________.
5. Как ты думаешь, какая у тебя душа. Какие чувства
приходилось испытывать твоей душе?

Урок 10 Совесть и раскаяние
1.Пользуясь текстом учебника на с.36-39, дополни
предложения.
Добро – это ________________________________________________
_____________________________________________________________
Зло - это___________________________________________________
_____________________________________________________________
Грех – это
___________________________________________________
_____________________________________________________________
Раскаяние – это ____________________________________________
_____________________________________________________________

1. Найди соответствия.
Помочь незнакомой бабушке
Бросить в кошку камнем
Посадить дерево
Сделать кормушку
Врать
Воровать
Добро
Зло
2. Приходилось ли тебе раскаиваться? Какие чувства ты испытывал до
и после раскаивания?
3. Выбери правильный ответ
а) Кто указывает человеку на его грех?
(товарищи, совесть, милиционер)

б) Кто является свидетелем любого недоброго поступка человека?
(душа, природа, соседи)
в) Что помогает человеку различать добро и зло?
(чтение книг, совесть, экстрасенсорные способности)
Урок 11 Заповеди
1.Выпиши из учебника заповеди, о которых ты узнал из текста на с.
40­41
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2. Дополни предложения, пользуясь текстом учебника на с. 40­41
Заповеди существуют для того, чтобы у людей было ясное
основание по которому можно различать ______ и ________.
Заповеди записаны в ____________, которая говорит о том, что
они даны людям от ________ .
3.Сделай рисунок к одной из заповедей.

Урок 12 Милосердие и сострадание
Продолжи предложение
1.
Ближний – это тот, кто
______________________________________________________
______________________________________________________
2.Проиллюстрируй притчу о добром самарянине

3. Проявлял ли к тебе кто – либо милосердие и сострадание? А ты к
кому­либо?
Урок 13 Золотое правило этики
Осуждали ли тебя когда ­ либо? Вспомни, что ты испытывал,
1.
когда тебя осуждали? Приходилось ли тебе кого­либо осуждать?
Как ты думаешь, что он испытывал? Пришёл ли ты к какому ­ либо
выводу?
2.
Выпиши из текста учебника на с. 49 Золотое правило этики.

__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
3.
Выбери правильный ответ
 Осуждение других людей (просвещает человека,
обогащает человека, разрушает человека)
 Чтобы нас любили люди мы должны (льстить им, любить
их, требовать любви)
3.Продолжи предложение.
«Любить грешника» означает
__________________________________________________________

Неосуждение это ­
__________________________________________________________
__________________________________________________________
У каждого из нас есть ____________ и ____________ стороны.
Каждый видит в другом частичку __________ ______________ .
4. Напиши, как уберечься от осуждения других.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Урок 14 Храм
1. Пользуясь текстом учебника на с.49­51 закончи предложения.
Икона – это ___________________________________________
_____________________________________________________
Благословление – это ___________________________________
_____________________________________________________
Иконостас – это _______________________________________
_____________________________________________________

Врата в алтаре называются «царскими», потому что они ____
_____________________________________________________
Алтарь находится за ___________________________________
2. Какие правила поведения в храме ты знаешь? Напиши
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
3. Подпиши иллюстрации.

_____________________ _________________________ __________________________
4. Был ли ты в храме? Тебе нравится в храме? Какие чувства ты
испытываешь в храме?
4. Рассмотри схему храма и попробуй нарисовать её
самостоятельно. Расскажи о составных частях храма родителям.

4. Нарисуй храм

Урок 15 Икона
1.
Дополни предложения, пользуясь текстом учебника на с. 52
Слово «икона» в переводе с греческого языка означает _________ .
Библия говорит, что каждый человек – это _____________________.
Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как
___________. Поэтому люди _____________ друг другу.
2.
Дополни схему «Чем икона отличается от картины».
3. Кто изображён на иконе?
_______________________ _____________________ ______________________

Уроки 16 – 17 Творческие работы учащихся
Как создать проект?
пробле
ма
проект
проекти
рова
ние
продукт
поиск
информа­
ции
презента
ция
1. Постановка проблемы проекта.
План работы над проектом
2. Тема проекта.
3. Цель проекта.
4. Задачи проекта.
5. Гипотеза.
6. План работы (сюда включены методы исследования,
которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и
средства, которые помогли добиться цели).
7. Продукт проекта.
8. Выводы (итог).)
Подумай, кто может тебе помочь?

Подумай, что может тебе помочь?
Урок 18 Как христианство пришло на Русь?
1. Выпиши из текста на с. 58 предложения о церкви.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Дополни текст
В греческую столицу __________________ князь ___________
отправил своих послов. Русские послы посетили ___________
________ в этом храме. Они были поражены красотой ______
________ . После этого князь Владимир решил принять _____
___________. В ______ г. от Рождества Христова он призвал
жителей Киева _____________ в реке __________. В народной
памяти князь Владимир остался как Владимир _____________
___________________ .
3. Выбери правильные ответы.
1)В храм люди шли
а) с горем
б) радостью
в) требованиями
2) Люди выбирали из своей среды священника и доверяли ему свои:
а) секреты
б) деньги
в)исповеди
Сделать что­то для храма считалось делом
3)
а) бесполезным
б) убыточным
в) добрым, почётным и радостным
4. Допиши предложение

Крещение – это ________________________________________
_____________________________________________________
5.Расскажи о своём крещении.

Урок 19 Подвиг
1. Пользуясь текстом учебника, закончи
предложения
Подвиг – это
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Жертва – это
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Жертва Богу – это
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2.Создай кластер «Какие бывают жертвы?»
2. Напиши, при каких условиях расставание становится жертвой
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
3. Расскажи соседу по парте или нарисуй, чем тебе приходилось
жертвовать.

Урок 20 Заповеди блаженства
1.Выпиши из текста на с. 64 – 67 заповеди блаженства
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2.Вставь пропущенные слова.
Слово «Блаженный» на старославянском языке _________.
Дух, ­ это то стремление души, которое влечёт человека к
________ .

Царство Небесное – это синоним ________ .
Грязь в сердце ­ это _______________________________.
Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему,
должен сам
_______________________________________________.
Если человек решил поступить по заповедям Христа, значит, он
признал Христа своим _______________________.

Урок 21 Зачем творить добро?
1.Составь и запиши 2­3 предложения со словами «добро» и «зло».
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2.Пользуясь текстом на 68­69, выпиши причины, по которым
христиане не становятся эгоистами.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
3.Допиши предложение.
Чтобы найти радость для своего сердца, христианин _____________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
4.Нарисуй кресты: Христов, Петров, Андреевский.

Урок 22 Чудо в жизни христианина
1.Подпиши картину
___________________________

2.Вставь пропущенные слова:
Святая Троица: ________ , ________, ___________________.
3.Вставь пропущенные слова, пользуясь текстом на с. 70­71.

Для верующих людей чудо – это не обязательно видение _______
______ . Для христианина чудом может быть и встреча с тем
человеком, который только и мог __________ в трудной
ситуации.
_________________ ­ это видимое проявление внутренних
добрых свойств человека. Три главные христианские
добродетели – ___________, _____________, ________________ .
Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань
_________________________ .
4.Напиши, какие добродетели ты видишь у себя?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
5.Раскрась.

Урок 23 Православие о Божием суде
1.Вставь пропущенное слово.
Каждое доброе ил злое слово, сказанное любому из людей,
Бог принимает на свой счёт. Помощь, оказанная случайному
____________ или родной __________, это помощь Богу.
Оскорбление, нанесённое любому из ___________, Бог
принимает как ______________, нанесённое Ему, то есть
как Богохульство. Любой человек – посланник _________ на
____
________.
2.Выпиши из текста 2 ­3 предложения о том, как надо вести себя в
трудной жизненной ситуации.

__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
________________________________________________________
А как в трудной ситуации ведёшь себя ты?
1. Продолжи предложения:
1) Божий суд называют Страшным потому, что:
а)Принятое Богом решение никогда не изменится,
то, что ты заслужил своей земной жизнью, то и
получишь в жизни вечной
б) Людям страшно думать о том, что будет после
смерти
в) Будет много страшных чудовищ
2)Человек предстанет перед богом для того, чтобы:

А) Обвинить других в своих ошибка
Б) Держать ответ за свои поступки в жизни.
В) Оправдаться в своих грехах.





Тетрадь можно...

Читать полностью

Линия УМК "Основы духовно-нравственной культуры народов России. (4 класс) (Школа России)".
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального (общего) образования и рабочей программой "Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс".
Содержание тетради отражает особенности тематического планирования курса в соответствии с учебником А. В. Кураева "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс".
Рабочая тетрадь включает творческие и проверочные задания, а также исследовательские задания и проекты (индивидуальные и групповые). Тетрадь поможет четвероклассникам закрепить и углубить знания об основах православной культуры, развить творческое мышление, отработать универсальные учебные действия, сформировать представления о нравственном поведении, о тех правилах и нормах, на которых должны строиться взаимоотношения между людьми.
Тетрадь можно использовать как на уроке, так и во время самостоятельных занятий детей дома в кругу семьи.
5-е издание.

Скрыть

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 728) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (311) Буклеты, памятки и листовки (134) Видеофильмы, видеолекции и беседы (978) Вопросы священнику (419) Изображения (259) Иконы (544) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 042) Статьи (1 807) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (160) Любовь, брак, семья (77) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (516) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (387) Новости (281) Новости Кинельской епархии (106) Новости прихода (53) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 820) Библия (801) Закон Божий (823) Миссионерство и катехизация (1 420) Секты (7) Православная библиотека (484) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 782) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (162) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 490) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (474) Радоница (8) Родительская суббота (33) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (693) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (130) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (152) Елеосвящение (9) Исповедь (34) Миропомазание (5) Причащение (25) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (36) Православное радио (67) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (112) СМИ о приходе (23) Суеверия (38) Телеканал (375) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Мч. Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303).

Сщмч. Александра, иерея в Сиде (270–275). Мч. Никандра (ок. 302).

Сщмч. Алексия Виноградова пресвитера (1938); сщмч. Михаила Богословского пресвитера (1940).

На 6-м часе: Ис. XI, 10 – XII, 2. На веч.: Быт. VII, 11 – VIII, 3. Притч. X, 1–22.

Совершаемая в этот день служба святых мучеников не содержит кондака.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Священномученик Михаи́л Богословский, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 5 сен­тяб­ря 1883 го­да в се­ле Сош­ки Ли­пец­ко­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Кон­стан­ти­на Бо­го­слов­ско­го. В 1905 го­ду Ми­ха­ил Кон­стан­ти­но­вич окон­чил Там­бов­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1909-м - Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и был на­прав­лен пре­по­да­ва­те­лем нрав­ствен­но­го и дог­ма­ти­че­ско­го бо­го­сло­вия в Та­ври­че­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию в Сим­фе­ро­поль.

В 1921 го­ду с при­хо­дом в Крым боль­ше­ви­ков се­ми­на­рия бы­ла за­кры­та. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Ме­зен­цев, с ко­то­рым Ми­ха­ил Кон­стан­ти­но­вич, жи­вя в Сим­фе­ро­по­ле, по­дру­жил­ся, устро­ил его пре­по­да­ва­те­лем ло­ги­ки и пе­да­го­ги­ки в жен­скую гим­на­зию Ста­ни­шев­ской. Здесь он по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей су­пру­гой. Од­на­ко свет­ская ка­рье­ра не пре­льща­ла его, и в 1921 го­ду, ис­пол­няя го­ря­чее же­ла­ние Ми­ха­и­ла Кон­стан­ти­но­ви­ча, ар­хи­епи­скоп Та­ври­че­ский Ни­ко­дим (Крот­ков) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка к Воз­не­сен­ско­му со­бо­ру в го­ро­де Бер­дян­ске.

В два­дца­тых го­дах вла­сти ча­сто ини­ци­и­ро­ва­ли ре­ли­ги­оз­ные дис­пу­ты, да­вая воз­мож­ность вы­сту­пить на них и пра­во­слав­ным. Отец Ми­ха­ил был ак­тив­ным участ­ни­ком та­ких дис­пу­тов и, бу­дучи че­ло­ве­ком весь­ма об­ра­зо­ван­ным, все­гда по­беж­дал сво­их без­бож­ных про­тив­ни­ков. Это бы­ло от­ме­че­но вла­стя­ми, и в 1924 го­ду свя­щен­ник был аре­сто­ван. Од­на­ко сле­до­ва­те­лям не уда­лось до­ка­зать его ви­ну, и по­сле непро­дол­жи­тель­но­го пре­бы­ва­ния в тюрь­ме он был осво­бож­ден. Вско­ре отец Ми­ха­ил был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.

К се­ре­дине трид­ца­тых го­дов все хра­мы в Бер­дян­ске бы­ли или за­кры­ты, или за­хва­че­ны об­нов­лен­ца­ми, за ис­клю­че­ни­ем По­кров­ско­го, где на­сто­я­те­лем был про­то­и­е­рей Вик­тор Ки­ра­нов, и отец Ми­ха­ил стал его вер­ным и ак­тив­ным по­мощ­ни­ком. Ко­гда в 1936 го­ду ста­ло из­вест­но, что вла­сти при­ня­ли твер­дое на­ме­ре­ние за­крыть и этот храм, отец Ми­ха­ил по­мог на­сто­я­те­лю ор­га­ни­зо­вать со­бра­ние при­хо­жан, ко­то­рые 8 ян­ва­ря 1937 го­да еди­но­душ­но по­ста­но­ви­ли хра­ма не от­да­вать. Од­на­ко, несмот­ря на это, храм вско­ре был за­крыт, а свя­щен­ни­ки Ми­ха­ил Бо­го­слов­ский, Вик­тор Ки­ра­нов и Алек­сандр Ильен­ков - аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в тюрь­му в Бер­дян­ске.

В тюрь­ме сле­до­ва­те­ли же­сто­ко пы­та­ли от­ца Ми­ха­и­ла. Свя­щен­ник во вре­мя до­про­сов со­сре­до­то­чен­но мо­лил­ся, вре­мя от вре­ме­ни осе­няя се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем. Сле­до­ва­тель, ви­дя крест­ное зна­ме­ние, при­шел в ярость и, раз­ма­хи­вая на­га­ном пе­ред ли­цом от­ца Ми­ха­и­ла, по­тре­бо­вал, чтобы он пре­кра­тил кре­стить­ся. Но свя­щен­ник на это спо­кой­но воз­ра­зил: «У вас свое ору­жие, а у ме­ня свое». На все во­про­сы сле­до­ва­те­ля отец Ми­ха­ил от­ве­чал, что ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет и ни­ко­гда и ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской ра­бо­ты не вел.

29 ок­тяб­ря 1939 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла к пя­ти го­дам за­клю­че­ния, и он был от­прав­лен в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь в Но­во­си­бир­скую об­ласть. В за­клю­че­нии от­цу Ми­ха­и­лу при­шлось нелег­ко. Еще на­хо­дясь в тюрь­ме, он тя­же­ло за­бо­лел, так что вся­кий при­ем пи­щи вы­зы­вал у него труд­но­пе­ре­но­си­мую боль, а в ла­ге­ре эта бо­лезнь уси­ли­лась. Кро­ме то­го, некий пре­ступ­ник вы­брал свя­щен­ни­ка в ка­че­стве сво­ей жерт­вы. Улу­чив удоб­ный мо­мент, он стал вы­ры­вать у него по во­лос­ку бро­ви, рес­ни­цы и во­ло­сы. Над­зи­ра­тель, уви­дев обез­об­ра­жен­ное ли­цо свя­щен­ни­ка, ужас­нул­ся и по­тре­бо­вал на­звать имя му­чи­те­ля, но свя­щен­ник от­ка­зал­ся. Кро­тость и сми­рен­ное ве­ли­ко­ду­шие свя­щен­ни­ка по­ра­зи­ли му­чи­те­ля, - он при­шел к от­цу Ми­ха­и­лу и, упав на ко­ле­ни, по­про­сил про­ще­ния.

Про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Бо­го­слов­ский скон­чал­ся 28 мар­та 1940 го­да в за­клю­че­нии и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле. Сви­де­тель его кон­чи­ны, его со­уз­ник про­то­и­е­рей Вик­тор Ки­ра­нов, пи­сал по­сле кон­чи­ны пас­ты­ря сво­им род­ным: «Я жив и здо­ров по ве­ли­кой ми­ло­сти Бо­жи­ей и за­ступ­ни­че­ством угод­ни­ков Его, в том чис­ле счи­таю и на­ше­го пре­по­доб­но­го от­ца Ми­ха­и­ла. Жизнь по­след­не­го бы­ла та­ко­ва, что ес­ли ве­ра на­ша не су­ет­на, - а она без со­мне­ния ис­тин­на, - то он, по ана­ло­гии со все­ми свя­ты­ми, без со­мне­ния пред­сто­ит у Пре­сто­ла Все­выш­не­го во всей сла­ве сво­е­го слав­но­го жи­тия».

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март».
Тверь. 2006. С. 182-185

Тропарь

Ликуй ныне, граде Бердянск, новомученицы бо твои досточуднии Михаил, Виктор и Александр, вземше крест Христов, последовали суть Ему и прияли славу небесную. Сего ради тем дерзновенно возопием: молите Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол и спастися душам нашим.

Кондак

От властей беззаконных гонения и муки смиренно претерпев, венцы нетленныя от Царя Славы стяжали есте. Святии священномученицы бердянстии, молите о молебная к вам приносящих и любовию песньми вас ублажающих.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СОРОК МУЧЕНИКОВ: Слово в день памяти сорока Севастийский мучеников

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

С егодняшний праздник сорока мучеников Севастийских – это единственный большой непреходящий праздник, который всегда падает на время Великого поста, независимо от того, ранняя Пасха или поздняя. Всегда он приходится на Великий пост. И в этом есть глубокий смысл. Всегда этот праздник с особой торжественностью отмечался, и известно знаменитое слово святителя Василия Великого в похвалу сорока мученикам.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:22 мин. Размер 6.43 Mb)

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Скорая помощь

    И видит Елена: рядом с врачами человек, с абсолютно белой бородой и лицом без единой морщинки. Поразило ее и его спокойствие, хотя вокруг умирающей мамы суетятся медики. «Кто это?» – спросила она. Но кроме ее никто этого старца не увидел.

  • Старец Гавриил согрел печку в храме!

    Храм промерз за ночь, на подоконниках висели сосульки, цветы в вазе намертво вмерзли в лед. Но я была уверена: старец Гавриил, чтимая икона которого пребывает в нашем храме, не оставит нас в таком плачевном состоянии. Так и вышло.

  • Святая равноапостольная Мария Магдалина

    Эта книга о святой Марии Магдалине, входящая в серию «Именинник», станет прекрасным подарком тем, кто носит имя Мария и для кого она является небесной покровительницей.

  • Святой Иоанн Богослов и архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

    Эта книга, входящая в серию «Именинник», станет прекрасным подарком тем, кто носит имя Иван (Иоанн) и для кого святой Иоанн Богослов является небесным покровителем.

  • Святая великомученица Екатерина

    Эта книга о святой Екатерине Александрийской, входящая в серию «Именинник», станет прекрасным подарком тем, кто носит имя Екатерина и для кого она является небесной покровительницей.

  • Встреча восьмая. Опыт духовной жизни святителя Николая Сербского

    Н есомненно, что такой связующей силой является православие, но не в том виде, в каком оно пришло на Русь из Византии, а в том, какой оно приобрело на Русской земле, с учетом национальных, политических и социально-экономических особенностей Древней Руси. Византийское православие пришло на Русь, имея уже сформировавшийся пантеон христианских святых, к примеру, таких как Николай-чудотворец, Иоанн-креститель и других, глубоко почитаемых и поныне. К 11 веку христианство на Руси делало только первые шаги и для многих простых людей того времени еще не являлось источником веры. Ведь, чтобы признать святость пришлых святых, нужно было очень глубоко уверовать, проникнуться духом православной веры. Совсем другое дело, когда перед глазами есть пример в лице своего же, русского человека, иногда даже простолюдина, совершающего святое подвижничество. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Таким образом, к концу 11 века начинает формироваться русский пантеон святых, почитаемых и поныне наравне с общехристианскими святыми.

Преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным для нашей школы стало включение в школьную программу курса ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Разработав цикл презентаций для каждого урока модуля Основы православной культуры, я решила разработать и рабочую тетрадь по предмету, поскольку дополнительного материала сравнительно немного. Рабочая тетрадь является важным элементом при подготовке к урокам ОПК.

Костромской области

Урок 1. «Россия – наша Родина»

Задание 1.

Продолжи фразы, пользуясь текстом учебника на странице 4.

Мы живём в замечательной стране, имя которой - _____________

_________

Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому что______________

_________________________________________________________

Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что ________

Задание 2

Заполни таблицу, пользуясь учебником на стр. 4-5

Задание 3.

Что такое культурные традиции, приведите примеры таких традиций

_________________________________________

Урок 2. «Культура и религия»

Задание 1.

Распределите слова, отнесённые к понятиям «Культура» и «Религия». Поставьте букву К, если данный рисунок относится к понятию «Культура», и букву Р, если к понятию «Религия»

Задание 2.

Какие культурные традиции ты знаешь? Назови.

____________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Раскрась рисунок. Что здесь изображено? ________________________________________________________

Урок 3. «Человек и Бог в православии»

Задание 1.

Какие качества присущи человеку? (Ответьте на вопрос, пользуясь материалом учебника на стр. 8-11)

Человеку дана

Человеку полагается ещё и

Людям также даны

Почему Бога называют Творцом?______________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Опиши, что ты чувствуешь, глядя на этот рисунок?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился, написано вот так: « И человек обратился к тому, Кто…».___________________________________________________

__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Раскрась рисунок. Какое событие здесь изображено? _________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 4. «Православная молитва»

Задание 1.

Что такое молитва, какие бывают молитвы, ответь на вопрос, заполни таблицу.

МОЛИТВА, это

Задание 2.

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли... да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 5. «Библия и Евангелие»

Задание 1.

Соотнесите понятия и определения:

Христианство

Книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, и как он родился

Евангелие и другие книги учеников Христа

Священное Писание Нового Завета

Люди, которые имели особый дар – слышать, что говорит им Бог

Священное Писание Ветхого Завета

Жизнь, слова и дела Иисуса Христа

Откровение Божие

Первая и большая часть Библии, состоящая из 50 книг

Апостолы

Учение Иисуса Христа

Евангелие

Первые ученики Иисуса Христа

Задание 2.

Как называется эта книга? О чём она рассказывает?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Назовите первых учеников (апостолов) Иисуса Христа. Соотнесите знаки, соответствующие каждому апостолу:

Урок 6. «Проповедь Христа»

Задание 1.

Рассмотрите репродукцию картины Поленова «Воскрешение дочери Иаира». Что изображено на картине? Устно составьте рассказ.

Задание 2.

Дополните предложения:

А Христос учил: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему _______________________... Любите ________врагов ваших, благотворите ненавидящим вас… Что пользы человеку, если он весь мир приобретёт, а душе своей _____________....Где сокровище ваше, там будет и __________ ваше».

Урок 7. «Христос и его крест»

Задание 1.

Объясни, что означают перекладины на православном кресте? ________________________________________________________________________________________________________Дощечка с надписью ИНЦИ – _________________________

Нижняя перекладина поднята в правую сторону. Это знак того, что…

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Во время Русско-турецкой войны 1877-78гг. в плен к туркам попал русский солдат. Враги велели ему снять с себя нательный крест и отказаться от веры в Христа. За это они обещали сохранить жизнь. В случае отказа пленного ждала страшная смерть. Турки вырыли большую яму и кинули в неё несколько десятков крыс. Их долго не кормили и крысы озверели. В яму бросали раненых пленных, и крысы набрасывались на них, оставляя лишь обглоданные кости. Двое врагов подвели пленника к самому краю ямы и угрожали сбросить к голодным крысам. Русский солдат схватил своих врагов и вместе с ними прыгнул в эту страшную яму. Турки были поражены его бесстрашием. Он погиб от травмы, полученной в результате падения – крысы не тронули его тело – они сожрали только палачей.

Почему солдат отказался снять крест?Можно ли назвать его поступок подвигом, почему? Способны ли современные солдаты российской армии на подобные подвиги?

Задание 3.

Зачем христиане носят нательные крестики?

________________________________________

________________________________________

Что означает выражение: «нести свой крест?»

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Задание 4.

Раскрась рисунок. Расскажи, о чём идёт речь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 8. «Пасха»

Задание 1.

Как отмечают праздник Пасхи православные христиане? Установи соответствие:

Праздничная служба

Три поцелуя в щёки

Пасхальное приветствие:

Звонить в колокола

Приветствие друг друга

Кулич, пасха, крашеные яйца (почему красят?)

Пасхальное угощение

Благодатный огонь, крестный ход

7 дней каждый может…

«Христос воскресе!» «Во истину воскресе!»

Назовите главный атрибут праздника____________________

Задание 2.

Раскрась пасхальное яйцо:

Задание 3.

На Пасху принято дарить друг другу открытки, создайте и вы свою пасхальную открытку.

Задание 4.

Какие эпизоды пасхального богослужения здесь изображены? Напишите.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 9. «Православное учение о человеке»