Разобрать глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола: пример анализа

Введите слово без ошибок:

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova

§ 1 Разбор глагола как части речи

Морфологический разбор любой части речи выполняется в строгом порядке. Давайте познакомимся с планом морфологического разбора глагола.

Например: слово обжигали обозначает действие предмета и отвечает на вопрос − что делали? обжигали - следовательно, это глагол.

Например, для глагола обжигали начальная форма − что делать? - обжигать.

В русском языке различают два типа спряжения глаголов: 1 спряжение и 2 спряжение. Спряжение глагола определяется по его окончанию или суффиксу глагола в неопределенной форме. К 1 спряжению относятся глаголы с окончаниями у, ю, ем, ём, ешь, ёшь, ете, ёте, ет, ёт, ут, ют. Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями - у, ю, им, ишь, ите, ит, ат, ят.

Глаголы изменяются по временам и бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое свершается в момент речи говорящего и отвечают на вопросы что делает? что делают? Если действие произошло до момента речи - это глагол прошедшего времени. Такие глаголы отвечают на вопросы − что делал? что сделал? Действие, которое произойдет после момента речи, обозначается глаголом будущего времени. Эти глаголы отвечают на вопросы − что сделает? что будет делать?

Когда глагол обозначает действие одного лица либо предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? - это глагол единственного числа. Глагол множественного числа обозначает действие группы лиц или предметов и отвечает на вопросы − что делают? что сделают?

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам. Для того чтобы определить, к какому лицу относится глагол, необходимо согласовать его с местоимением 1, 2 или 3 лица. У глаголов прошедшего времени единственного числа определяется род. Различают глаголы женского, мужского и среднего рода. У глаголов прошедшего времени множественного числа род не определяется.

§ 2 Пример устного разбора глагола

Выполним устный разбор глагола “любуются” из предложения «Люди любуются красивыми цветами».

1. Любуются - глагол. Слово обозначает действие предмета и отвечает на вопрос: люди что делают? любуются.

2. Начальная форма - (что делать?) любоваться.

3. Постоянные признаки: первое спряжение. Глагол имеет окончание -ют-, что указывает на первое спряжение.

4. Непостоянные признаки: глагол употреблен в настоящем времени (действие происходит в момент речи говорящего, глагол отвечает на вопрос − что делают?), в 3-м лице (согласуется с местоимением они), во множественном числе (обозначает действие, которое совершается группой людей).

5. В предложении является сказуемым: Люди (что делают?) любуются.

§ 3 Пример письменного разбора глагола

Письменно морфологический разбор глагола выглядит следующим образом:

Люди любуются красивыми цветами.

Любуются - (что делают?) глаг.,

н.ф. - любоваться,

1 спр., наст. вр., 3-е л., мн.ч., сказуемое.

§ 4 Краткие итоги по теме урока

Характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования называется морфологическим разбором. При разборе глагола как части речи указываются все его постоянные и непостоянные грамматические категории. Производить морфологический разбор следует по плану:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (неопределенная форма).

3. Спряжение.

4. Время. Лицо и число − для глаголов в настоящем или будущем времени, род и число - в прошедшем времени.

5. Роль в предложении.

Список использованной литературы:

  1. Справочное пособие по русскому языку. О.В. Узорова, Е.А.Нефедова, ЗАО «Премьера»,1999.
  2. Поурочные разработки по русскому языку. О.Н.Крылова, Л.Ю. Самсонова, Экзамен, М.: 2008.
  3. Русский язык в рисунках. В.Н.Бурмако, Просвещение.М., 1991.
  4. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография. Пособие для учителей. А.И.Моисеев. Просвещение, М., 1975.

В процессе решения каких-либо лингвистических задач у нас может возникнуть потребность выполнить разбор глагола как части речи. Подобный анализ, ещё называемый морфологическим разбором, обычно осуществляется по шаблонному плану из нескольких пунктов, реализуя которые мы можем составить довольно полную характеристику разбираемого глагола. В этом материале я расскажу об определении глагола как части речи, и какова последовательность действий при реализации указанной задачи.

Разбор глагола как части речи изучается ещё в школе, на уроках русского языка. Где учащиеся могут составить понимание о структуре предложения, разборе слова по составу и других формах и его структурных элементов.

При этом интересующий нас разбор речевого глагола обычно производится в соответствии со следующим планом:

  1. Определяем, к какой части речи относится разбираемое нами слово (то есть что оно обозначает, на какой вопрос отвечает). В нашем случае это глагол ;
  2. Определяем начальную (неопределённую) форму нашего глагола . Глаголы в начальной форме обычно отвечают на вопрос «что делать?», «что сделать?». К примеру, начальная форма глагола «играют» будет «играть»;
  3. Перечисляем постоянные (неизменные) признаки нашего глагола – вид (завершённый или незавершённый, в зависимости от завершённости или незавершённости действия). Возвратность (в зависимости от использования суффиксов —сь и —ся ), переходность (если глагол выражает действие, переходящее на предмет, то он переходный, иначе — непереходный), а также спряжение глагола.

Для определения спряжения глагола смотрим на его окончание (в некоторых случаях – на суффикс глагола в неопределённой форме), а затем соотносим с указанной таблицей.


4. Перечисляем постоянные (неизменные) признаки нашего глагола – его время, лицо, и число.

При этом для глаголов в прошедшем времени мы перечисляем лишь род и число.

Для глаголов в настоящем и будущем времени мы перечисляем лишь лицо и число .

  • Время делится на прошлое, настоящее, и будущее;
  • Лица – на 1-2-3 (чтобы узнать какого лица наш глагол, необходимо согласовать глагол с местоимением первого, второго, или третьего лица);
  • Род бывает мужской, женский, и средний (а также общий, споры о наличии которого ещё ведутся);
  • Число – единственное и множественное.

5. Определяем синтаксическую роль глагола в предложении. В нашем случае глагол обычно выступает в роли сказуемого (подчёркивается снизу двумя горизонтальными линиями).

Примеры разбора глагола как части предложения

Давайте рассмотрим несколько примеров морфологического разбора глаголов в ряде предложений:

Пример №1

Выполним разбор в соответствии с перечисленными выше пунктами плана:

  1. Поскольку нас в предложении интересует глагол, то им является слово «уходим »
  2. Начальная форма нашего глагола – уходить ;
  3. Глагол относится к незавершённому виду, невозвратная форма, непереходный, II спряжение (окончания «-ите», «-ит» — смотрим таблицу);
  4. Поскольку глагол имеет настоящее время (действие происходит в данный момент – мы уходим), мы перечисляем лишь его лицо и число. Данный глагол имеет 1 лицо (мы), и множественное число (мы уходим):
  5. Наш глагол имеет синтаксическую форму сказуемого и при письменном разборе предложения будет подчёркнут двумя горизонтальными линиями.

Пример №2

На небе ярко светит солнце.

Выполняем наш разбор по стандартному плану, описанному выше:


Заключение

Для выполнения синтаксического разбора глагола в предложении необходимо руководствоваться стандартным планом такого разбора, приведённом нами выше. Обратите внимание, что при таком разборе для глаголов прошедшего времени мы указываем лишь их род и число, а для глаголов настоящего и будущего времени – лицо и число. В остальном же подобный разбор не несёт каких-либо экстремальных сложностей, и может быть выполнен за довольно короткое время.

Разбор слова по составу называют ещё морфемным разбором и обозначают цифрой 2 .

Например, увидела2.

Морфемный разбор выполняется в определенном порядке. Давайте познакомимся с алгоритмом разбора глагола по составу.

  1. Во-первых, необходимо определить форму глагола .

Глагол имеет две формы: начальную или неопределенную форму глагола и личную . Глаголы начальной формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? В начальной форме глаголы имеют суффиксы -ть,-ти, -чь.

  • (что делать?) беречь, стеречь, везти; (что сделать?) подарить.

Глаголы в личной форме согласуются с личными местоимениями и указывают на тот объект, который совершает действия.

  1. Затем необходимо выделить части слова , которые не входят в основу .

У глаголов такими морфемами являются:

  • Суффиксы начальной или неопределенной формы глагола -ть, -ти, -чь.

Данные суффиксы не образуют новых слов, не изменяют лексического значения слова, а лишь изменяют форму глагола, то есть образуют начальную форму. Поэтому суффиксы -ть, -ти, -чь в основу не включаются. Если глагол стоит в неопределенной форме, то эти суффиксы необходимо выделить в первую очередь.

  • Суффикс глаголов прошедшего времени -л , так как он не образует нового слова, а образует форму глагола прошедшего времени.

Например:

  • Личные окончания глаголов . Для того чтобы найти и выделить личное окончание глагола, необходимо проспрягать глагол, то есть изменить его по лицам и числам. Изменяемая часть слова и будет являться окончанием.

Например, найдем окончание у глагола работает.

Проспрягаем данный глагол:

  • -ет будет являться личным окончанием глагола. Личное окончание глагола заключается в прямоугольник.

Эти морфемы не входят в основу у глаголов, поскольку не участвуют в образовании новых слов.

  1. Далее выделяем основу слова .

Основа слова - это часть слова без окончания. Именно в основе заключается лексическое значение слова.

Суффикс глаголов -ся (-сь) входит в основу слова. При разборе основа выделяется квадратной скобкой под словом, она может быть прерывистой.

  1. Следующий пункт разбора - определение корня слова .

Любое слово имеет корень , без этой морфемы не существует ни одного слова, именно в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Для того чтобы определить корень, необходимо подобрать несколько родственных слов.

Общая часть этих слов, в которой заключено основное лексическое значение, и будет являться корнем .

Например, найдем корень у глагола проверить . Родственными словами к этому глаголу будут: проверка, заверить, поверить, доверять, вера, поверенный . Одинаковая часть этих слов, в которой заключено их основное лексическое значение

- вер . Это и будет корень слова проверить.

При определении корня не следует подбирать разные формы одного слова. Например, для того, чтобы определить корень слова проверить , не следует подбирать слова: проверил, проверила, проверять .

На письме корень слова выделяется дугой (над словом).

  1. Вслед за корнем выделяют приставку (если она есть в слове) - морфему, которая участвует в словообразовании однокоренных слов и стоит перед корнем.

У возвратных глаголов необходимо выделить суффиксы -сь и -ся-.

Например, в слове возвращаться -ся - это суффикс, и он входит в основу слова.

У глаголов также могут быть суффиксы:

§2. Примеры разбора глаголов по составу

Давайте в качестве примера разберем по составу глагол выходить .

Определим форму глагола. Для этого поставим к нему вопрос (что делать?) выходить . Это глагол неопределенной формы.

Вслед за корнем выделим приставку, которая стоит перед ним. Это приставка -вы .

Часть слова, стоящая после корня перед формообразующим суффиксом -ть- , будет являться суффиксом глагола. И это будет суффикс - .

Запись разбора глагола в тетради будет такой:

Давайте выполним разбор еще одного глагола - переглядываются .

Определим форму глагола. Поставим вопрос (что делают?) переглядываются .

Глагол указывает на действие нескольких лиц и согласуется с личным местоимением они. Следовательно, данный глагол стоит в личной форме - 3 лица, множественного числа, настоящего времени.

Выделим части слова, которые не входят в основу.

В нашем случае это будет личное окончание глагола. Для того чтобы его определить, проспрягаем глагол: переглядывается, переглядываемся, переглядываешься .

  1. Найдем корень слова.

У глагола переглядываются два суффикса. Суффикс глагола -ыва- стоит после корня перед личным окончанием глагола.

Входит в основу и суффикс глагола возвратной формы -ся .

Запись в тетради будет иметь такой вид:

§3. Краткие итоги уроков

Итак, подведём итог урока.

При разборе глагола по составу необходимо найти и выделить все формообразующие и словообразующие морфемы. Производить разбор глагола по составу следует по следующему алгоритму:

  1. Определяем форму глагола .
  2. Выделяем морфемы , которые не входят в основу слова : личное окончание глагола, суффиксы -ть, -ти, -чь, -л.
  3. Выделяем основу слова .
  4. Подбираем родственные слова и выделяем корень слова .
  5. Перед корнем находим и выделяем приставку (если она имеется в слове).
  6. Следующим шагом находим и выделяем суффикс или суффиксы глагола (если они существуют).

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Razbor-glagola-po-sostavu

Глагола. Пример для ребят впервые покажет преподаватель, а позднее они сами будут с легкостью его выполнять. Для того чтобы верно выполнить это задание, необходимо знать, какими особенностями обладает глагол, признаки, которые он имеет, его роль в различного вида предложениях.

С чего начать?

Для того чтобы правильно проанализировать глагол, нужно знать его отличие от других частей речи. Он придает речи динамичность, заставляет ее «двигаться», создавая различные образы. Без него нам пришлось бы совсем тяжело. Попробуйте рассказать о событиях одного дня без использования глаголов. Трудно? Несомненно. Ведь именно глагол придает экспрессивность и движение нашему рассказу. Конечно, можно попробовать обойтись только именами существительными, но кроме наименования событий, прошедших за день, мы ничего не сможем сказать.

Когда вы возьметесь за морфологический разбор которого мы напишем позднее, сперва научитесь определять его начальную форму. Иначе ее называют инфинитивом. Например, выясним, какая она у глагола "сбегают". Для этого задаем вопрос к данной форме - что делают? Теперь можем легко определить инфинитив, спросив "что делать?" Сбегать. Это и есть его начальная форма. Таким образом, делаем вывод, что инфинитив определяется по следующим вопросам: "что делать?" или "что сделать?".

Спряжение

Продолжим выяснять, как делать морфологический разбор глагола. Для этого вспомним, что у каждой части речи есть свои особенные признаки. Те, что не меняются никогда, называют постоянными. К ним можно отнести спряжение (1 и 2), вид (совершенный и несовершенный), а также переходность. Остановимся на них подробнее.

Спряжение, которое является изменением глаголов по числу (единственное или множественное) и лицу (их три), определяется несложно. (глагола в данном случае) предполагает умение отличать первое спряжение от второго.

Обычно начинают с объяснения о втором спряжении. Отметим, что чаще всего его определяют по неопределенной форме. Правило гласит, что глаголы второго спряжения оканчиваются на «ить». Здесь, разумеется, не обошлось без исключений: этот список составляет одиннадцать слов. К первому же относят все остальные: на «еть», «оть», «ать» и другие. Но только не на «ить».Всего два исключения в этой группе: брить и стелить.

В ударных формах смотрят на личные окончания. Если это 1 спр., то -ет (-ешь, -ете и т. д.) в ед.числе, -ут(ют) во множественном. Во втором иначе: в ед.числе будет -ит, а во множественном -ат(ят).

Переходность

Следующий постоянный признак подскажет, как делать морфологический разбор глагола дальше. Бывают глаголы как переходные, так и нет. Не всегда просто определить, к какому из них отнести слово. Здесь правило следующее: смотрим на словосочетание. Если глагол употреблен без предлога, да еще и с именем существительным, которое будет в винительном падеже, то он и есть переходный.

Примеры: переходить дорогу, гладить брюки. И в том, и в другом примере нет предлога и сущ. стоят в Вин. падеже. Не стоит путать с примером "положить в руку". Здесь предлог указывает на отсутствие переходности.

Стоит помнить о словах с суффиксом «ся» (так называемые возвратные глаголы). Они никогда не бывают переходными.

Вид

Это следующий признак, который не меняется у глаголов. Их тоже два.

Несовершенный вид отличается как по смыслу, так и грамматически. Он определяется вопросом «что делать?». Такие глаголы характеризуются незаконченностью действия. Например, бежать, ходить, клеить - все они обозначают процесс. Неизвестно, будет ли он окончен, так как пока еще продолжается.

К совершенному виду, исходя из определения, относятся глаголы, обозначающие законченный процесс. ДОбежать, Сходить, ПРИклеить - благодаря приставкам эти слова теперь имеют завершенное действие.

Зная эти особенности, мы выяснили, как сделать морфологический разбор глагола по его постоянным признакам. Теперь перейдем к другим.

Наклонение как непостоянный признак

Глагол - особенная группа в русском языке. Он имеет множество признаков как постоянных, так и тех, которые могут изменяться. Морфологический разбор которого приведем чуть позже, пополнится еще одной отличительной особенностью. Помимо числа (единственного и множественного), лица (1, 2 и 3) и времени он имеет наклонение.

  • Изъявительное.

Самая распространенная и многочисленная группа. К нему относят слова, не отличающиеся никакими особыми чертами. Может употребляться во всех временах и числах: летят, приедут, находили.

  • Повелительное.

Когда мы кого-то просим о чем-либо, то зачастую используем глаголы этого наклонения: приходи, нарисуй, скажи. То есть мы повелеваем, что в прямом смысле означает приказ. Если мы обращаемся к группе людей или к старшему по возрасту, то просить будем вежливо, обращаясь на Вы: сделайте, подумайте, просыпайтесь. Таким образом мы просто добавляем суффикс множественного числа «те».

  • Условное.

Его легко отличить от других благодаря неразлучной с ним частице «бы»: промолчали бы, напечатал бы, учился бы. Это наклонение требует какого-либо условия, потому так и называется.

План

Зная обо всех особенностях, мы можем составить для себя образец морфологического разбора глагола.

1. Неопределенная (ее еще называют начальной) форма.

2. Постоянные признаки (те, которые не меняются ни при каких условиях):

  • спряжение (по окончанию или инфинитиву);
  • переходность.

3. Непостоянные признаки (могут изменить слово):

  • наклонение (у изъявительного определим время, остальные его не имеют);
  • число;
  • род (определяем его только в прошедшем времени);
  • лицо.

4. глагола в данном предложении.

По этому плану можно смело сделать морфологический разбор глагола. Пример: Петя спешил на уроки.

1) Нач. форма: спешить.

2) 1 спр, несов. вид, непереходный.

3) Изъявительное накл., единственное.число, мужской род, третье лицо.

4) В предложении выполняет роль главного члена, сказуемого.