Ритуал спуска корабля на воду. поперечный свободный спуск

В настоящее время предприятия должны быть гибкими и иметь высоко-универсальное оборудование, чтобы адаптироваться к постоянно меняющейся экономике. Технология MAX является чрезвычайно гибкой морской технологией, она может поднимать тяжелые конструкции (корабли, катера, плавающие причалы, кесисоны), судоремонтные дальнемагистральные модули и морские аварийные спасательные блоки.

Являются чрезвычайно экономически эффективными, . Кроме того, при надлежащем уходе и обслуживании они проработают долгие годы. Пневматические ролик-мешки обеспечивают мягкую и гибкую поддержку корпуса судна и помогают при его запуске в воду, что происходит гораздо безопаснее, чем при большинство других способов. . Внесите свой вклад в защиту окружающей среды, инвестируя в более экологичные MAX пневматические ролик-мешки для спуска и подъема судов.

Как это работает?

Все, что вам нужно, это стапель без каких-либо острых предметов; , чтобы обеспечить необходимое тяговое усилие, ; и несколько резиновых подушек безопасности. Спущенные резиновые подушки безопасности вставляются под корпус и накачиваются, чтобы поднять конструкцию. MAX надувные резиновые подушки безопасности разработаны с большой несущей способностью и облегчают спукс судна на воду (или его подъём из воды, в зависимости от трубований), используя свою способность к скручиванию.

Популярные способы применения:


Торговые суда общего назначения: Первый в истории спуск корабля с помощью пневматического ролик-мешка прошел в Турции, судно 8600DWT OFMAR Атасой было запущено в Стамбуле при помощи подушек и полной технической поддержки от MAX в 2007 году.

Баржа: Баржи часто заземлены (особенно в Юго-Восточной Азии) и спускаются на воду при помощи надувных резиновых подушек безопасности, а не другими способами, так как это наиболее универсальный и экономически эффективный метод.

Резиновые подушки безопасности предназначены для всех типов судов, весом менее 10 000 тонн в том числе и легких судов, но не ограничиваясь якорными буксирными судами снабжения, танкерами, химическими танкерами, плавучими доками, тяжелыми сельскохозяйственными сооружениями, строительными кессонами и т.д.

Технология MAX резиновых подушек безопасности практикуется даже некоторыми крупнейшими судостроителями в Северной Америке и .

Мы занимаемся всеми проектами – от начальной консультации до завершения работ, а также поставками лебедок, аксессуаров, резиновых подушек безопасности, чтобы убедиться в хорошей скоординированности и спецификации на месте запуска. Мы помогли многим компаниям по всему миру снизить затраты на спуски кораблей и ремонт проектов, просто напишите нам, и мы будем рады вам помочь!

Резиновые подушки безопасности для судоремонта и запуска с верфей дешевле, безопаснее и экологичнее, чем традиционные методы. Tweet this!

Хотя мы и не можем раскрывать подробности расчетов в связи с профессиональной конкуренцией, это руководство стремится создать общее представление о том, что MAX советует своим клиентам.

Раздел: Спуск Корабля на Воду

MAX резиноые подушки безопасности являются экономически эффективным решением для спуска различных судов – от небольших барж до крупногабаритных грузовых судов. Но важно понимать, что пневматические ролик-мешки для спуска и подъема судов не является методо, при котором один размер подходит для всех. На самом деле, команда MAX должна понимать все необходимые технические характеристики судна (или конструкции, так как этот метод может быть использован и для спуска кессонов, плавающих причалов и т.д.) и принимать во внимание внешние факторы.

Первый шаг заключается в определении размера и объёмов.

Определение основных размеров и типа судов

В MAX мы сначала слушаем, и только потом говорим.

Перед консультацией наши сотрудники, как правило, просят вас заполнить некоторые технические формы по характеристике. Такие факторы, как общая длина (LOA), балка, проект, вес спуска (легкий вес) судна и рабочая высота (расстояние между землей и корпусом судна) будут учитываться. Это позволяет нашей команде оценить вес конструкции во время спуска на воду и узнать основные размеры для того, чтобы эффективно структурировать резиновые подушки безопасности. Различные конструкции играют важную роль при выборе типа надувных резиновых подушек безопасности.

После определения типа судна и его основных размеров, мы сможем дать вам совет по типам, размерам и количеству надувных подушек безопасности. Вес, определяемый по проценту от массы судна,также принимается во внимание. Это помогает MAX обеспечить безопасный процесс спуска на воду, не перегружая резиновые подушки безопасности, а также создать запас прочности, так как во время спуска кораблей на воду переносится дополнительный вес судна.

На основании размеров и структурного проекта команда может помочь вам советом о размерах резиновых подушек безопасности с точки зрения длины, диаметра и типа. Затем, на основании расчетов и тщательных прогнозов, мы можем определить гарантированную несущую способность надувных подушек безопасности. В этот момент дополнительные пневматические ролик-мешки будут включены в наши рекомендации.

Процесс спуска также проверяется нашим программным обеспечением “MAX Smart Ship launching” .

В связи с профессиональным конкурентным преимуществом этот скриншот только часть программного обеспечения.

Это программное обеспечение разработано нашей командой разработки программного обеспечения и дважды проверяет наши расчеты, чтобы убедиться, что рекомендуемый тип и количество являются оптимальными.

Подготовка конструкции на земле

MAX пневматическому ролик-мешку для спуска требуется твердая повехность, чтобы вся конструкция не утонула во время запуска.

Если земля мягкая или состоит из плавучего песка, то существует много вариантов, которые наши сотрудники смогут вам порекомендовать. Мешки с песком – широко используемый вариант. Мы также помогли многим нашим клиентам подготовить землю для спуска стапель. Это потребует очень детального изучения природы земли и углубленного анализа на индивидуальной основе. Этот аспект не следует упускать из виду. Мы помогаем нашим клиентам решить эти проблемы в течение многих лет на основе нашего опыта в спуске кораблей. Свяжитесь с нами, если вы столкнулись с проблемами при спуске стапеля.

Другие условия предварительного запуска и проблемы энергетики, в том числе будут обсуждаться с клиентом.

Выбор лебедки

Усилие, необходимое для поддержки движения судна в воду, определяется с учетом угла наклона и веса. Команда должна определить , необходимую для сохранения конструкции на месте. . Тали и необходимые оснастки оборудования также будет рекомендованы, если это необходимо.

Наличие сильной лебедки, которая способна обеспечить достаточное тяговое усилие, является жизненно необходимым. Это особенно важно для некоторых спусковых проектов, которым требуется лебедка с длительным сроком службы.

Размещение резиновых подушек безопасности

Мы используем 3D проекции, чтобы определить размещение резиновых подушек безопасности на стартовой позиции.

Этот 3D вид помогает понять, как распределить вес судна / конструкции равномерно для максимальной безопасности. MAX принимает во внимание расстояние между компонентами и способы координации места “блоков поддержки”.

Спуск корабля

В первый раз, как правило, клиентам требуются услуги нашей консультационной команды и её присутствие на месте для оказания помощи при спуске судна на воду. Мы можем содействовать всему процессу подготовки, а также наблюдать за процессом спуска для наших клиентов за небольшую оплату нашей консультации. С многолетним опытом и тщательными прогнозами наша команда гарантирует успех проекта и безопасность экипажа. Имея многочисленные преимущества, спуск конструкций до 10000 тонн с использованием этого метода, довольно распространён в наши дни. Широко признано, что эти резиновые мешки безопасности могут быть использованы в течение долгих лет и являются гораздо более экономически эффективными по сравнению с другими традиционными методами спуска кораблей на воду.

Это простая иллюстрация процесса спуска катера на воду при помощи резиновых подушек безопасности. Все начинается со удерживанием корабля на месте при помощи лебедки, когда резиновые подушки безопасности расположены между корпусом судна и землей, а затем надуваются. Когда лебедка включена, трос медленно разматывается, и конструкция может скользить по направлению к береговой линии при помощи силы тяжести. В назначенном пункте связь между лебедкой и судном будут сокращена с помощью “быстрого выпуска скоб”. Судно при помощи силы тяжести и пневматических ролик-мешков для спуска и подъема судов будет безопасно запущено в море. Это метод с минимальным риском. Пожалуйста, обратите внимание, что существует множество различных сценариев, чтобы соответствовать конкретной ситуации и судну, так что это всего лишь общее представление о методе спуска. Для консультации по вашему проекту, напишите нам, чтобы наша команда смогла вам помочь.

Раздел: Морское Аварийное Спасение

Морское аварийное спасение – это процесс/проект восстановления судна (корабля), его груза или предметов после крушения судна. Включает в себя буксировку судна, латание судна или подъем затонувших /заземленных кораблей. MAX тяжелые аварийные подушки безопасности для подъёма являются популярным продуктом для подъема затонувших / заземленных кораблей. Морское аварийное спасение происходит при помощи резиновых подушек безопасности, но в ависимости от конкретного случая наша техническая команда предоставляет консультации на основе известных фактов. Далее мы хотим дать вам основное представление о том, как мы оказываем помощь в утилизации судов.

Поплавки, необходимые для поднятия судна

Будут проведено исследование и подготовлены расчеты поплавков, которые будут необходимы на глубине. При этом MAX способен консультировать по размеру и типу MAX тяжелых аварийных подушек безопасности для подъёма (разработка производится по заказу, они существенно различаются от подушек для спуска с большим упором на плавающую способность и т.д.).

Глубина или давление воды

MAX должны понимать масштаб проекта и его величину, чтобы определить силу и тип мобилизационных / плавающих резиновых подушек безопасности.

Мы тесно сотрудничаем с командами по морской утилизации во многих частях света, поскольку ураган Катрина в 2005 году добавил нам опыта в этих проектах, и мы сможем обеспечить успех ваших морских спасательных проектов. Если вы представляете команду по морской утилизации, для получения MAX тяжелых аварийных подушек безопасности для подъёма высокого качества и по разумным ценам.

Просмотрите дополнительную информацию о MAX Резиновых Подушках Безопасности .

«Современная церемония спуска судна на воду — яркое впечатляющее зрелище — ведет свое происхождение от древних обычаев. Однако во время великолепного праздника с фанфарами, благословением священников, гудками других судов, толпами зрителей и торжественным банкетом о мистическом значении обряда никто особо не вспоминает.

Так, о традиции разбивать при спуске корабля о его нос бутылку шампанского или вина знают все. Но мало кто задумывается над тем, что вино когда-то символизировало кровь, и эта «кровь» должна была «оживить» фигуру, поддерживавшую бушприт.

Викинги считали, что мрачные боги морей требуют человеческую жертву за каждое судно, входящее в их стихию, поэтому привязывали ненужных им пленников к спусковой дорожке, чтобы их кровью умилостивить богов. И так поступали не только викинги: вплоть до XIX века на островах Фиджи, Тонга и Таити кровавое крещение также было неотъемлемой частью спуска на воду боевых каноэ: плененных врагов привязывали к бревнам, использовавшихся в качестве катков.

Такой ритуал приобретал особое значение для боевых кораблей. Поэтому считалось, что они должны как можно раньше ощутить запах крови: еще в 1784 году в Триполи боевые корабли спускались в воду с рабом, привязанным к форштевню.

С приходом христианства церемонии крещения и благословения судов стали спокойнее, обходились уже без человеческих жертв. Однако в начале этого века в Абердине спуск судна сопровождался «всего-навсего» избиением и принудительным купанием подмастерьев корабельных плотников: некоторых из них бросали в волну, поднятую вошедшим в воду судном, и трижды окунали с головой.

В суровые времена средневековья рискованная обязанность выбивать задерживающие клинья из-под спусковых салазок возлагалась на преступников. Позже корабельные мастера Новой Англии стали делать это сами, но потребовали (и стали получать) за опасную работу «под днищем» дополнительное вознаграждение в виде внушительных количеств грога.

Считалось, что музыка, кровь жертвенных животных и крепкий ром поднимают и веселят дух не только живых, но и умерших. При спуске судов Вест-Индской компании существовала такая церемония: судно, нагруженное блюдами с деликатесами для предков и украшенное цветами, накануне спуска проходило смешанный христианско-языческий ритуал — его благословляли, а затем заливали палубу кровью белых петухов, кур, овец, а также черных коз.

Со временем кровь заменило вино, а затем и шампанское. Вплоть до XVII века вино выливали на нос корабля из серебряного кубка, который потом бросали в дар Посейдону: до наших дней этот дорогостоящий обычай не дожил.

Суда миссионеров крестились молоком. В период «сухого» закона в США вино заменялось имбирным пивом. Королева Елизавета II в 1976 году окрестила корабль «Инвинсибл» при помощи бутылки местного бузинного вина. Для крещения судов «Леди Гвендолен», «Леди Грациа», «Леди Патриция» и «Миранда Гиннес», предназначенных для перевозки пива, их хозяин — известная пивоваренная фирма «Артур Гиннес», использовала продукт собственного производства. А папирусная лодка Тура Хейердала «Ра» была окрещена козьим молоком, символизирующим в Марокко гостеприимство и доброжелательность.

Однако не рекомендуется крестить суда водой, иначе они будут неудачливыми. Предание гласит, что первая попытка спустить на воду после такого крещения корабль ВМС США «Конститьюшн» потерпела неудачу. Корабль сдвинулся с места только после того, как «коммодор Джеймс Сивер подошел к форштевню и разбил о него бутылку отборной старой мадеры».

Впрочем, в 1858 году корабль ВМС США «Хартфорд» безо всяких задержек сошел в воду после тройственного «помазания» водой: сперва дочь коммодора Даунса разбила о его нос бутылку минеральной воды, затем дочь коммодора Стрейнхема разбила о носовую фигуру бутылку с водой из реки Коннектикут, а лейтенант Пребл облил палубу морской водой.

Спуск корабля на воду во многих христианских культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка, в ходе которой его нарекают именем. Крестя корабль, моряки хотят получить защиту Всевышнего для себя и своего корабля.

На американском флоте в спуске корабля принимает участие sponsor (рус. — «поручитель»). По аналогии с крещением в церемонии участвует либо один поручитель, либо два, но обязательно разного пола: крестный (англ. - «godfather») и крестная (англ. - «godmother»). В силу того, что в период Реформации эта церемония в значительной степени утратила свой религиозный характер, в роли поручителей стали выступать представители светской власти. На английском флоте поручителями могли быть члены королевской семьи, старшие морские офицеры, представители адмиралтейства. Начиная с XIX века, роль поручителя, как правило, стали выполнять женщины. История засвидетельствовала имя первой крестной на американском флоте — Лавинии Уотсон, дочери именитого жителя Филадельфии. 22 августа 1846 года она крестила парусное судно «Germantown» на филадельфийском кораблестроительном заводе.

Неудивительно, что «крестные матери» пуще огня боялись оконфузиться.

До войны одна знатная англичанка была удостоена чести крестить крейсер. Случилось так, что прибор спускового механизма сработал раньше, чем она замахнулась бутылкой. Корабль медленно пополз по стапелю к воде. Поняв, чем это грозит, решительная леди оборвала шнур, схватила бутылку и ринулась вслед за кораблем. На самом краю спусковой дорожки она скинула туфли и прямо в праздничном платье кинулась в воду. Держа над головой бутылку, отважная «крестная» доплыла до остановившегося крейсера и под одобрительный рев многотысячной толпы разбила ее о форштевень. Вот до чего доводят традиции!

Ключевым моментом ритуала является наречение корабля именем, которое символизирует его переход в новое состояние, начало его жизни. Крестная или крестный торжественно обращается к кораблю, произнося его имя, далее следует разбитие бутылки. В роли «святой воды» может использоваться сидр, вино, но моряки традиционно предпочитают шампанское. Место разбития бутылки выбирается не случайно и связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека: именно голову человека окропляет святой водой священник при крещении.

После наречения именем корабль по стапелям спускается в воду, что тоже образно соотносится с погружением ребенка в купель со святой водой: корабль покидает свою «колыбель» и начинает передвигаться в пространстве.

Лет сто назад крестной матери судна приходилось не только разбивать бутылку с вином и нарекать корабль, но и непосредственно участвовать в его спуске на воду. Журнал «Иллюстрейтед Лондон Ньюс» за 1860 год рассказывал, как в присутствии пяти тысяч зрителей проходил спуск на воду 90-пушечного парусно-винтового корабля «Ансон»: «25 минут второго пополудни леди Сидней осуществила церемонию крещения корабля, разбив бутылку о нос судна под одобрительные крики собравшихся. Через пять минут, по сигналу, ее превосходительство получила от коммодора-интенданта особый молоток и зубило, специально изготовленные для этого случая. После того, как она перерубила трос, который лишь один удерживал опорную стрелу спусковых полозьев, великолепное судно под звуки гимна «Правь, Британия, на морях», медленно сошло со стапеля в воды Темзы». Эти молотки и зубила дарили на память крестным матерям кораблей. Позже дам, однако, вообще освободили от забот орудовать такими, совсем не женскими, инструментами.

Если бутылка не разбивалась, это не сулило ничего хорошего. Поэтому некоторые американские верфи держат в штате специальных людей – ловцов бутылок, которые вовремя должны подхватить летящую мимо бутылку и придать ей нужное направление, обеспечив тем самым удачный спуск. Когда однажды в Ньюкасле бутылка при спуске не разбилась, а судно уже сошло в воду, крестного срочно посадили на буксир, и церемонию успешно повторили на плаву.
К слову сказать, несчастье или ранение, происшедшие при спуске, клеймили судно в глазах большинства моряков как несчастливое, поэтому многие предусмотрительные судостроители помещали бутылку шампанского в мелкую сетку из серебряной проволоки, чтобы осколки не разлетались в разные стороны.

Церемониальные казусы.

Одна из первых крестных матерей, крестивших судно в Англии, принцесса королевской крови, пытаясь разбить бутылку шампанского о нос корабля, промахнулась и разбила ее о голову одного из присутствовавших на церемонии гостей. Последний получил серьезную рану, и подал на принцессу в суд, а английская королева выплатила ему щедрую компенсацию. С тех пор при спуске судна бутылку привязывают к шнуру.

До войны одна знатная англичанка была удостоена чести быть крестной матерью крейсера на верфи Джона Брауна в Глазго. Но случилось так, что прибор спускового механизма сработал раньше, чем она замахнулась бутылкой. Корабль стал двигаться по стапелю к воде. Оторвав шнур, привязанный к верху форштевня, англичанка схватила бутылку, устремилась с церемониальной площадки вниз и побежала по стапелю вслед за крейсером. На самом краю спусковой дорожки она скинула туфли и прямо в платье, держа одной рукой бутылку, поплыла за кораблем. Доплыв до остановившегося крейсера, отважная крестная под одобрительный рев многотысячной толпы разбила бутылку шампанского, как это и положено, о форштевень корабля и поплыла к устремившемуся к ней катеру.

Однажды во время торжественной церемонии рождения нового парохода в присутствии многих зрителей играла музыка, говорились высокопарные речи, и крестная уже была готова бросить висевшую на шнуре бутылку в форштевень, как вдруг, ко всеобщему удивлению, судно сдвинулось с места и скрылось в тумане, из-за которого не было видно конца спусковой дорожки. Через час оно, некрещеное, благополучно было поставлено к достроечному причалу.

Скандальное крещение связано с именем знаменитого американского кораблестроителя Дональда Маккея, которого в 1853 году при спуске его клипера «Грейт Рипаблик» журналисты обвинили в скаредности. В тот момент, когда бутылка разбилась о нос клипера, представители прессы «не услышали хлопка и не увидели пены шампанского» и написали немало злых слов в адрес удивленного корабела. Как потом выяснилось, рабочие стапеля за час до торжества тайком распили бутылку и вместо шампанского налили в нее речной воды. Нет необходимости объяснять, почему многие церемониальные бутылки шампанского не разбиваются с первого раза…

Задержка судна при спуске предвещает трудности в его судьбе. Ни одно «счастливое» судно не застревало на спусковой дорожке! Издавна полозья заранее тщательно смазываются, в основном, конечно, для практических целей, однако моряки не забывают и об этой примете: при спуске «Королевы Мэри» было использовано 150 тонн жира и 50 тонн мягкого мыла. Хорошо, если во время спуска деревянные полозья вспыхнут — это значит, что судно будет «живым, как языки пламени».

Спуск судна утром, при восходящем солнце обеспечивает «новорожденному» удачу. Неплохо, если поблизости находятся чайки и дельфины: чтобы обеспечить их присутствие, в воду в качестве приманки бросают куски рыбы. Для обеспечения удачи буксиры, разворачивающие судно, после того как задержники остановят его на воде, должны выполнять поворот только по часовой стрелке.
В общем, спуск судна на воду – очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна, всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет.»



Спуск корабля на воду

Современная церемония спуска судна на воду — яркое впечатляющее зрелище — ведет свое происхождение от древних обычаев. Однако во время великолепного праздника с фанфарами, благословением священников, гудками других судов, толпами зрителей и торжественным банкетом о мистическом значении обряда никто особо не вспоминает.
Так, о традиции разбивать при спуске корабля о его нос бутылку шампанского или вина знают все. Но мало кто задумывается над тем, что вино когда-то символизировало кровь, и эта «кровь» должна была «оживить» фигуру, поддерживавшую бушприт.
Викинги считали, что мрачные боги морей требуют человеческую жертву за каждое судно, входящее в их стихию, поэтому привязывали ненужных им пленников к спусковой дорожке, чтобы их кровью умилостивить богов. И так поступали не только викинги: вплоть до XIX века на островах Фиджи, Тонга и Таити кровавое крещение также было неотъемлемой частью спуска на воду боевых каноэ: плененных врагов привязывали к бревнам, использовавшихся в качестве катков.

Такой ритуал приобретал особое значение для боевых кораблей. Поэтому считалось, что они должны как можно раньше ощутить запах крови: еще в 1784 году в Триполи боевые корабли спускались в воду с рабом, привязанным к форштевню.

С приходом христианства церемонии крещения и благословения судов стали спокойнее, обходились уже без человеческих жертв. Однако в начале этого века в Абердине спуск судна сопровождался «всего-навсего» избиением и принудительным купанием подмастерьев корабельных плотников: некоторых из них бросали в волну, поднятую вошедшим в воду судном, и трижды окунали с головой.

В суровые времена средневековья рискованная обязанность выбивать задерживающие клинья из-под спусковых салазок возлагалась на преступников. Позже корабельные мастера Новой Англии стали делать это сами, но потребовали (и стали получать) за опасную работу «под днищем» дополнительное вознаграждение в виде внушительных количеств грога.

Считалось, что музыка, кровь жертвенных животных и крепкий ром поднимают и веселят дух не только живых, но и умерших. При спуске судов Вест-Индской компании существовала такая церемония: судно, нагруженное блюдами с деликатесами для предков и украшенное цветами, накануне спуска проходило смешанный христианско-языческий ритуал — его благословляли, а затем заливали палубу кровью белых петухов, кур, овец, а также черных коз.

Со временем кровь заменило вино, а затем и шампанское. Вплоть до XVII века вино выливали на нос корабля из серебряного кубка, который потом бросали в дар Посейдону: до наших дней этот дорогостоящий обычай не дожил.

Суда миссионеров крестились молоком. В период «сухого» закона в США вино заменялось имбирным пивом. Для крещения судов предназначенных для перевозки пива, их хозяин — известная пивоваренная фирма «Артур Гиннес», использовала продукт собственного производства. А папирусная Тура Хейердала «Ра» была окрещена козьим молоком, символизирующим в Марокко гостеприимство и доброжелательность.

Однако не рекомендуется крестить суда водой, иначе они будут неудачливыми. Предание гласит, что первая попытка спустить на воду после такого крещения корабль ВМС США «Конститьюшн» потерпела неудачу. Корабль сдвинулся с места только после того, как «коммодор Джеймс Сивер подошел к форштевню и разбил о него бутылку отборной старой мадеры».

Спуск корабля на воду во многих христианских культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка, в ходе которой его нарекают именем. Крестя корабль, моряки хотят получить для себя и своего корабля.

На американском флоте в спуске корабля принимает участие sponsor (рус. — «поручитель»). По аналогии с крещением в церемонии участвует либо один поручитель, либо два, но обязательно разного пола: крестный (англ. — «godfather») и крестная (англ. — «godmother»). В силу того, что в период Реформации эта церемония в значительной степени утратила свой религиозный характер, в роли поручителей стали выступать представители светской власти. На английском флоте поручителями могли быть члены королевской семьи, старшие морские офицеры, представители адмиралтейства. Начиная с XIX века, роль поручителя, как правило, стали выполнять женщины.

Ключевым моментом ритуала является наречение корабля именем, которое символизирует его переход в новое состояние, начало его жизни. Крестная или крестный торжественно обращается к кораблю, произнося его имя, далее следует разбитие бутылки. В роли «святой воды» может использоваться сидр, вино, но моряки традиционно предпочитают шампанское. Место разбития бутылки выбирается не случайно и связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека: именно голову человека окропляет святой водой священник при крещении.

Если бутылка не разбивалась, это не сулило ничего хорошего. Поэтому некоторые американские верфи держат в штате специальных людей – ловцов бутылок, которые вовремя должны подхватить летящую мимо бутылку и придать ей нужное направление, обеспечив тем самым удачный спуск. Когда однажды в Ньюкасле бутылка при спуске не разбилась, а судно уже сошло в воду, крестного срочно посадили на буксир, и церемонию успешно повторили на плаву.

К слову сказать, несчастье или ранение, происшедшие при спуске, клеймили судно в глазах большинства моряков как несчастливое, поэтому многие предусмотрительные судостроители помещали бутылку шампанского в мелкую сетку из серебряной проволоки, чтобы осколки не разлетались в разные стороны.

В общем, спуск судна на воду – очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна, всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет.

Материал взят из свободных источников в сети.

Спуск корабля на воду

Шампанское, монеты, колокола

Маргарет Бейкер

Готовый корпус стоит на . Судно ждет, когда ему дадут имя и спустят на воду. Это очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна, всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет.

Когда-то среда считалась самым благоприятным днем для спуска судна, а пятницы, наоборот, остерегались. Сейчас мало кто верит в такие приметы: например, компания «Кунард» не побоялась спустить лайнер «Каунтес» в пятницу, 13 августа 1976 г.; лет сто назад только из- за такой даты судно потеряло бы довольно много впечатлительных пассажиров.

Если в момент спуска светит солнце, это, как и при венчании, признак удачи. У команды подводной лодки «Наутилус» , известной благодаря успешному походу к Северному полюсу, есть любимая поговорка: «Солнце всегда освещает «Наутилус» . Эта поговорка родилась в день спуска корабля на воду. Тогда стоял плотнейший туман, но в последний момент, когда крестная мать совсем уже собралась разбить бутылку шампанского, туман вдруг рассеялся, причем настолько внезапно, что это было похоже на небольшое чудо.

С приходом христианства церемонии крещения и благословения судов стали спокойнее, обходились уже без человеческих жертв. Однако в начале этого века, например, в Абердине спуск судна сопровождался «всего-навсего» избиением и принудительным купанием подмастерьев корабельных плотников; некоторых из них бросали в волну, поднятую вошедшим в воду судном, и трижды окунали с головой.

Считалось, что музыка, кровь жертвенных животных и крепкий ром поднимают и веселят дух не только живых, но и умерших. При спуске судов Вест-Индской компании существовала такая традиционная церемония. Судно, нагруженное блюдами с деликатесами для предков и украшенное цветами, накануне спуска проходило смешанный христианско-языческий ритуал: его благословляли, а затем кровь белых петухов, кур и овец, а также черных коз заливала его палубу.

В Японии, когда судно начинает соскальзывать в воду, стоящие на его носу корзины открываются, и оттуда вылетают птицы, символизирующие счастливый полет судна по морским волнам. Похожая церемония проводилась при спуске в 1885 г. американского судна «Чикаго» ; тогда его крестная выпустила в воздух голубей, украшенных красными, белыми и голубыми лентами.

Со временем вино заменило кровь. В настоящее время шампанское - это и напиток для торжественных случаев, и обычная деталь, сопутствующая спуску судна. В период «сухого» закона в Соединенных Штатах оно заменялось имбирным пивом. Суда миссионеров крестились молоком. Королева Елизавета II в 1976 г. окрестила корабль «Инвинсибл» при помощи бутылки местного - в данном случае бузинного - вина. Для крещения судов «Леди Гвендолен», «Леди Грациа», «Леди Патриция» и «Миранда Гиннес» , предназначенных для перевозки пива, их хозяин - известная пивоваренная фирма «Артур Гиннес, сан энд компани» , использовала, естественно, продукт собственного производства. Папирусная лодка Тура Хейердала «Ра» была окрещена козьим молоком, символизирующим в Марокко гостеприимство и доброжелательность.

Всегда неудачливы суда, крещенные водой. Предание гласит, что первая попытка спустить после такого крещения корабль ВМС США «Конститьюшн» потерпела неудачу. Корабль сдвинулся с места только после того, как «коммодор Джеймс Сивер подошел к форштевню и разбил о него бутылку отборной старой мадеры». Однако в 1858 г. корабль ВМС США «Хартфорд» безо всяких задержек сошел в воду после тройственного «помазания» водой: сперва дочь коммодора Даунса разбила о его нос бутылку минеральной воды «Хартфорд Спринте», затем дочь коммодора Стрейнхема разбила о носовую фигуру бутылку с водой из реки Коннектикут, а лейтенант Пребл облил палубу морской водой.

На побережье Франции церемония спуска рыболовецких судов имела зачастую религиозный оттенок и выглядела очень внушительно. Священник кропил судно святой водой и раздавал команде освященный хлеб. Крестные отец и мать судна забивали крест-на-крест пять гвоздей в отверстия в мачте, заполненные освященным хлебом. Такие ритуалы, практически не изменившиеся до второй мировой войны, сейчас отмирают, однако некоторые люди все еще верят, что если судно «не христианское», то для него труднее будет набрать команду, и что некрещеный «патрон» судна и сам утонет, и судно за собой потянет.

В суровые времена средневековья рискованная обязанность выбивать задерживающие клинья из-под спусковых салазок возлагалась на преступников; позже корабельные мастера Новой Англии стали делать это сами, но потребовали (и стали получать) за опасную работу «под днищем» дополнительное вознаграждение в виде внушительных количеств грога.

Смерть или ранение, происшедшие при спуске, клеймили судно в глазах большинства моряков как несчастливое, поэтому многие предусмотрительные судостроители помещали бутылку шампанского в мелкую сетку из серебряной проволоки,- чтобы осколки не разлетались в разные стороны. Если же бутылка не разбилась, это не сулило ничего хорошего. Некоторые американские верфи даже держат в штате специальных людей - «ловцов бутылок», которые вовремя должны подхватить летящую мимо бутылку и придать ей нужное направление, обеспечив тем самым удачный спуск. Когда однажды в Ньюкасле бутылка при спуске не разбилась, а судно уже сошло в воду, крестного срочно посадили на буксир, и церемонию успешно повторили на плаву.

Современная церемония спуска судна - яркое, привлекающее много народа зрелище, ведет свое происхождение от древних обычаев. Однако сейчас во всем этом великолепном празднике с фанфарами, благословением священников, гудками других судов, толпами зрителей и торжественным банкетом после спуска мистическое значение обряда отодвинулось на самый задний план.

Старинный обычай - прятать на счастье монеты в перед установкой мачты - полностью не забыт. В 1937 г., когда верфь, построившая рыболовецкую шхуну «Блуноуз» , праздновала создание самого большого судна в своей истории, изображение этого судна было вычеканено на канадских десятицентовых монетах. Такие монеты среди прочих были положены в 1963 г. под мачты копии этой шхуны - «Блуноуз-Н». Для учебного парусного судна «Сэр Уинстон Черчилль» , естественно, были выбраны золотые кроны с портретом Черчилля .


Если владелец судна проявлял к этому обычаю равнодушие, то рабочие верфи лезли в свои карманы - настолько обязательным, по их мнению, было соблюдение ритуала. Роскошные суда, без всякого сомнения, всегда наделялись целым кладом монет. Когда в Новой Англии снимали мачты с яхты Вандербильта , собрались целые толпы, чтобы поглазеть на золото, которое будет извлечено. Их постигло жестокое разочарование - из степсов была вынута всего одна монета достоинством в 1 цент!

Как знать, возможно, эти монеты предназначались Харону, которому в случае гибели судна пришлось бы переправлять его команду через Стикс? Португальцы, например, именно для этой цели до сих пор кладут в гроб к усопшему монету. Находка, сделанная в Лондоне в 1962 г., может пролить на этот вопрос некоторый свет: в степсе римского торгового судна, найденного на Темзе и датируемого II веком н. э., обнаружили монету с изображением Фортуны - древнеримской «Госпожи Удачи» , - держащей в руках руль судна. Несомненно, монета была положена, чтобы добиться ее благосклонности.

Чтобы «смягчить» звук , в ванну, где плавился металл, часто добавляли золото и серебро (так же поступали и при изготовлении церковных колоколов). Например, в металл колокола корабля ВМФ Великобритании «Малайя» , построенного в 1916 г., были добавлены не только золотые соверены, но и серебряные малайские доллары.

На судне ни с чем (после носовой фигуры) не связано такое количество предрассудков, как с колоколом. Так же, как и носовую фигуру, его зачастую берегли гораздо тщательнее, чем само судно.

Даже если колокол был заблаговременно тщательно закреплен, он мог как голос рока предвещать кораблекрушение.

Рассказывают, что на одном корнуэльском кладбище похоронен утонувший капитан, у могилы которого якобы можно было услышать . Если на могилу приходил не верящий в это матрос, он тоже слышал , а в следующем своем погибал. Если же дома у моряка или в посуда вдруг начинала звенеть, это, как и корабельный колокол, предвещало гибель судна. Считалось, что если звон посуды быстро прекратить, то «дьявол заберет к себе вместо судна только двоих матросов» . Если же кто-нибудь, отбивая склянки, по ошибке ударит неверное число раз, нужно немедленно заглушить звук и ударить в колокол «в ответ» , чтобы разрушить возникшие злые силы.

Корабли, сменившие название или флаг, моряки узнают по колоколу, на котором очень редко гравируется новое название. Когда в 1946 г. Великобритания передала авианосец «Колоссес» Франции, ему присвоили новое имя «Арроманш» , но французы, верные обычаю, колокол менять не стали. На нем так и стояло название «Колоссес» , когда много лет спустя в знак союза двух флотов его вернули Англии в качестве «музейного экспоната».

Некий морской офицер рассказывал Безилу Лаббоку, автору книги «Чайные клипера» (1914 г.), как он в 1913 г. в Новом Орлеане узнал по колоколу , которая плавала тогда под португальским флагом и называлась «Ферейра» . Хотя команда и любила судно, ласково называя его «Эль Пекина Камизола» («Короткая Рубашка») , оно было сильно запущено, размалевано кричащи ми красками, а его медные ,- когда-то гордость и радость первого помощника, были замазаны серебряной краской. Морской офицер поскреб перочинным ножом колокол и увидел надпись «Катти Сарк», 1869» . «Я тихонько ударил ножом по колоколу и вновь услышал сочный звук, который во всех морях, в тропиках и ревущих сороковых, в течение почти полувека возвещал о восходе солнца и наступлении темноты».

Перевод И. Г. Русецкого Рисунки В. Милейко

Из журнала "Катера и яхты" 1980 г., № 6.

Где строился корабль, к назначенному времени собирались люди со всей округи. Красавец-корабль стоял на стапеле, казалось, вот-вот - и соскользнет в воду. Но без того, чтобы о форштевень не разбить бутылку крепкого напитка, и речи не могло быть о спуске. Главная во все времена объединяла религиозный символизм, средневековые каноны и понятия морского закона.

Своеобразные традиции

Первые «отчеты» о традиции крещения корабля относятся еще ко второму тысячелетию до нашей эры, когда египтяне спускали на воду судно фараона. Затем, несколько упоминаний касаются трудов в этом направлении римлян и греков. Как это происходило, информации мало, ясно только, что хотели любым способом задобрить богов, чтобы судьба у судна была счастливая. Для этого предпринимались разные меры.

Окропить палубу кровью (и не только жертвенных животных) было обыденным делом во времена викингов.

В Средневековье, пока Великая Инквизиция занималась поиском ведьм, всей процессией крещения новых кораблей руководили священнослужители. Все (как и при крещении ребенка): молебен, благословение, освещение «водой» (на самом деле – вином, как минимум!), наречение именем. Затем, отдавали приказ о спуске на воду, причем, выбивать клинья из-под корабля должны были преступники, приговоренные к смертной казни. На всякий случай, чтобы опасная работа, если и сыграет злую шутку с человеком, то его было не так жалко.

В более позднее время, в 16-м веке, народ, видимо, морально не смог выдержать традицию, когда серебряный кубок, из которого поливали палубу вином, выбрасывался в море в дар Посейдону. Поэтому, кубок заменили бутылкой. Доподлинно известно, что впервые о нос корабля разбили бутылку именно в Англии в 1699 году. А в 19-м веке священника заменила женщина – «крестная мать» судна. Нет, женщина к беде – на корабле, а возле – она - «крестная». История умалчивает, почему, но именно с тех пор, процесс спуска на воду кораблей изобилует курьезными и, порой, печальными моментами.

Однажды, назначенная «крестной» одна принцесса, не рассчитав сил, отправила на больничную койку почетного гостя церемонии. Бутылка разбилась (судьбе корабля ничего не грозило!), но вот голова гостья пострадала изрядно. После этого события пришлось предпринять меры – бутылку стали привязывать к форштевню. А после того, как несколько раз зеваки были ранены осколками бутылки, саму емкость пришлось закутывать в сетку.

Предрассудки и судьба кораблей

Кораблям повезло, что коты не любят воду. Иначе бы точно существовала традиция запрета переплывать перед носом судна черным котам. Но зато есть много других суеверий, предрассудков и дурных знаков. Причем, их столько, что счастливо спустить на воду корабль – это скорее большая удача, чем правило.

Судите сами:

Бутылка должна разбиться с первого раза. Обязательно. Иначе, как утверждает история, будет беда. Показательный пример был связан с «крестной» судна «Альбион», принцессой Алисой, которая трижды (!) не смогла разбить бутылку о нос крейсера. Когда корабль уже пополз вниз по стапелю, нервы кого-то из зрителей не выдержали, и, благодаря усилиям одного неравнодушного товарища, бутылка все-таки разбилась. Но поздно. Волна от ударившегося о гладь воды корабля, смыла с берега несколько человек.

На американских верфях даже есть такая должность как «ловец бутылок», его функция - поймать неразбившуюся бутылку и довести дело до конца! А вообще, бутылка не должна остаться целой, запутаться в эллинге, и ни в коем случае, опрокинуться!

В бутылке должно быть спиртное. Корабль ВМС США «Конститьюшн» пытались спустить на воду посредством бутылки с водой. Ничего не вышло до тех пор, пока командор не взял бутылку выдержанной мадеры и не разбил ее о нос судна.

Имя кораблю должно быть дано при ритуале крещения, и не может быть изменено, иначе, все – гибель и крушение.

После крещения, судно должно плавно войти на водную поверхность. Факт: во время спуска на воду «Титаника», одно из бревен вылетело из-под корабля и убило попавшего под него человека. Еще тогда это расценили, как дурное предзнаменование.

В капитанской рубке даже сегодня обязательно должна храниться пробка от первого спуска судна на воду. Это своеобразный амулет, оберегающий корабль от беды. Там же должен висеть и портрет «крестной».

Крещение корабля в наше время

Сегодня спуск на воду корабля или яхты – это феерическое шоу, парадное зрелище, на которое собираются тысячи зевак. Обязательно о нос судна разбивается бутылка шампанского.

Правда, сейчас принято «упаковывать» ее в специальную сетку, чтобы осколки не омрачили радость зрителей. К тому же, так меньше вероятность поцарапать рисунок или нарушить замысловатый .

И еще один интересный факт. Традиционные бутылки шампанского, как назло, обычно очень прочны. Поэтому, чтобы не испытывать судьбу, берут бракованную бутылку. Чтобы разбилась уже наверняка!