Роль николая 1. «благодари бога, что ты русский» — факты об императоре николае первом

Из школьных учебников по истории всем известно, что 16 сентября (8 сентября по старому стилю) 1380 года состоялась Куликовская битва. Русские полки во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем Донским на Куликовом поле одержали победу над ордынским войском под началом Мамая. Перелом в битве обеспечил удар засадного полка под командой князя Владимира Андреевича Серпуховского. Однако в 1382 году ордынский хан Тохтамыш организовал поход в русские земли и разорил Москву .

При более детальном исследовании выясняется, что Куликовская битва — одно из самых «звучных» событий русской истории - удивительным образом оказалась одним из ее «белых» (или, если угодно, «темных») пятен. В последние годы появилось немало популярных книг и статей, в которых ей даются весьма и весьма причудливые толкования. Более того, и в академической науке ныне распространена точка зрения, всячески «минимизирующая» значение битвы: мол, хрестоматийное описание сражения создано на основании поздних источников (прежде всего, «Сказания о Мамаевом побоище»); достоверных данных о его ходе и количестве войск, сошедшихся на Куликовом поле, попросту нет. Тем самым напрашивается вывод, что представление о его выдающемся историческом значении сильно преувеличено.

Мне такого рода попытки напустить «туман над полем Куликовым» представляются недостаточно обоснованными. Однако должен признать, что хрестоматийно-юбилейный глянец с этого события снимать и вправду надо. Хотелось бы сказать об одном заблуждении, связанном с этим событием, - традиционной датировке битвы. Уже с XVIII - начала XIX веков устоялось представление, что сражение на Дону произошло в субботу 8/16 сентября 1380 года. Основано оно на утверждении ряда летописей, в которых это событие и вправду датировано субботой 8 сентября 6888 года. Формально здесь все правильно: если от даты от сотворения мира отнять 5508 лет, получится хрестоматийное - 1380. Беда, однако, в том, что такая датировка берется в отрыве от окружающего ее контекста. Кроме того, не берутся во внимание данные других источников, утверждающих иное.

Между тем, практически все летописи под 6890 годом рассказывают о том, как ордынский хан Тохтамыш 26 августа взял Москву на третий год своего царствования. Но по традиционной версии эти события разделяет менее двух лет! При этом Рогожская летопись , наиболее ранняя (начала XV века) и подробно описывающая события XIV века, с одной стороны, дает традиционную датировку, с другой стороны, как-то странно рассказывает об обмене посольств между Дмитрием Донским и Тохтамышем. Этот законный по тогдашним представлениям «царь», победив «временщика» Мамая в короткой усобице, уже в первую зиму после Куликовской битвы сообщил на Русь о своем восшествии на престол, а русские князья той же зимой и следующей весной отправили в Орду свои посольства. Сам же великий князь Дмитрий Иванович послал своих, как тогда говорили, киличеев Мокшея и Толбугу к Тохтамышу «на осень», то есть спустя год после «Донского побоища».

Пробыли они там целый год и вышли из Орды на «госпожин день», то есть 15 августа или 8 сентября (дни Успения или Рождества богородицы). После этого весной следующего года Тохтамыш направил своих послов на Русь, но царевич Ак-ходжа добрался только до Нижнего Новгорода, а «на Москву не дръзнул ити» и вернулся восвояси. Тохтамыш воспринял это как акт неповиновения со стороны Москвы и предпринял быстрый набег на Русь, заставший великого князя врасплох.

Таким образом, между победой на Дону и падением Москвы прошло почти три года, а значит, либо первое событие следует отнести к 1379 году, либо второе - к 1383 году. Второе невозможно, поскольку ни по одной системе счета лет, использовавшейся в летоиисании, 1383 год не может соответствовать летописному 6890 году. При этом летописи указывают, что в начале следующего 6891 года праздник Благовещения приходился на «светлую среду», и это точно соответствует пасхалии 1383 года: пасха отмечалась 22 марта, а значит, день Благовещения 25 марта действительно оказывается средой пасхальной недели. Этот факт делает бесплодными всякие попытки вынести нашествие Тохтамыша за пределы 1382 года и, значит, заставляет датировать Куликовскую битву 1379 годом.

И этому нет никаких препятствий, кроме летописной ссылки на субботу. Во-первых, дату 6888 вполне можно счесть ультрамартовской (формула пересчета: -5509 лет), а значит, соответствующей 1379 году. Во-вторых, этому нет никаких противоречий содержательного плана. Хорошо известно, что крупное сражение русских с татарами произошло в среду 11 августа 1378 года на реке Воже. Тогда победили русские, и при традиционной датировке Куликовской битвы совершенно немотивированной оказывается двухлетняя задержка ордынского правителя Мамая с карательным походом на Русь. Датировка Куликовской битвы 1379 годом все ставит на свои места: как и следовало бы ожидать, уже на следующее лето Мамай собрал все свои войска для восстановления своей власти над взбунтовавшимся улусом.

Точно к таким же выводам приводит разбор восточных источников, рассказывающих о деяниях Тохтамыша. Из них следует, что этот ордынский «царевич» при помощи знаменитого среднеазиатского правителя Тимура в 1378 году установил свое господство в восточной части Орды, а через две зимы, с наступлением весны - весны по азиатским, но не русским меркам! - покорил «иль Мамака» и объединил под своей властью всю Орду. Это означает, что с Мамаем Тохтамыш покончил уже весной 1380 года - по традиционной хронологии, еще до Куликовской битвы.

Между тем, если присмотреться к хронологии того же Рогожского летописца, то окажется, что не только Куликовская битва, но и ряд других событий того времени датированы неточно. Точнее сказать, указания на день недели, на основании которых строится пересчет летописных датировок на современное летоисчисление, не являются исходными: они были вставлены в летопись при обработке первоисточников, где таких указаний, скорее всего, не было вообще.

Вот некоторые факты. Летопись под 6886 годом дает описание лунного затмения, датируя его воскресеньем 5 декабря, «на память святаго отца Савы». Между тем, полное лунное затмение произошло, по современным меркам, в ночь с 4 на 5 декабря, которая, по представлениям древнерусским, все еще относилась к 4 декабря: счет суток велся тогда от восхода солнца . Это означает, что ссылки на «неделю»-воскресенье и «на память святаго отца Савы» ошибочны, что они на самом деле были рассчитаны задним числом.

Другой хронологический казус нуждается в небольшом комментарии. В феврале 1378 года умер митрополит Алексей , и великий князь Дмитрий Иванович решил сделать его преемником своего доверенного человека - попа Михаила, которого сначала возвел в сан архимандрита Спасского монастыря, а затем - местоблюстителя митрополичьего стола. Это вызвало протесты со стороны некоторых епископов и игуменов: к тому времени византийским патриархом уже был поставлен другой митрополит - Киприан , которого московский князь не желал признавать. Поэтому Дмитрий Иванович, снабдив «Митяя» (так его пренебрежительно называют летописи) всем необходимым, отправил в Византию для возведения в сан митрополита. Произошло это, согласно Рогожскому летописцу, «иуля въ 26 день по Борише дни на память святаго мученика Ермолаа въ вторник», что соответствует 26 июля 1379 года.

Здесь возникают две неувязки. Во-первых, смерть престарелого, долго болевшего митрополита Алексея была ожидаемой, и непонятно, почему так долго тянул великий князь с отправкой своего ставленника к патриарху. Во-вторых, известно, что до греческой столицы «Митяй» так и не доехал: сначала он был «ят» Мамаем, а затем, отпущенный им восвояси, умер в дороге. Для нас важно то, что «Митяй», чтобы получить свободу, признал власть Мамая, о чем свидетельствует ярлык, который точно датируется благодаря указанию на «овечий год», а также на месяц и день мусульманского календаря («сылгата месяца в десятый нова» равна месяца зу-ль-каада в 10 день растущей Луны). Дата эта, 27 февраля 1379 года, бесспорно доказывает, что выехал «Митяй» в Орду летом не в 1379, а 1378 года. Таким образом, и в данном случае «полная дата» Рогожской летописи оказывается чисто расчетной: ссылки на вторник и память Ермолая были добавлены задним числом.

Наконец, если мы обратимся к летописным датировкам взятия Москвы Тохтамышем, то и здесь обнаружим хронологическую неразбериху: чаще всего это событие датируется четвергом 26 августа 6890 года. Самое замечательное состоит в том, что день недели - четверг - не соответствует году от сотворения мира: 26 августа оказывается четвергом лишь в 1378 и 1389 годах. Все это говорит, что на промежутке от 1378 до 1392 года летописные датировки подверглись позднейшим пересчетам, что на самом деле полагаться на указания о днях недели попросту нельзя. Тем самым традиционная датировка Куликовской битвы по сути повисает в воздухе.

Если обратиться к многочисленным спискам «Сказания о Мамаевом побоище» , более подробно, чем летописи, описывающего войну Руси и Орды, то обнаружится та же картина. Стоит начать с того, что значительное большинство списков «Сказания» датирует битву не 6888, а 6887 годом, что соответствует 1379 или - в крайнем случае - 1378, но никак не 1380 году.

Если принять во внимание «полные датировки», то выяснится, что согласно подавляющему большинству списков сражение действительно произошло 8 сентября - но не в субботу, а в пятницу. Иногда называются среда (в «Задонщине») или воскресенье. Если взять датировки других событий, обнаружится поразительное их разнообразие. Так, князь Дмитрий Иванович назначил сбор войск в Коломне, по одной версии, на день Успения Богородицы, то есть 15 августа, по другой - на мясопуст Успения Богородицы, то есть на Успенский пост, предшествующий вышеназванному празднику. Выехал из Москвы князь в четверг 9, 19, 20, 21, 22 или 27 августа, а прибыл в Коломну в день памяти Моисея Мурина 28 августа - в среду или субботу. В последнем случае получается, что князь преодолел расстояние от Москвы до Коломны за сутки, что в ту пору было физически невозможно.

Выступление Дмитрия из Коломны, согласно летописной повести, приходится на 20 или 28 августа, причем переправа через Оку произошла «за неделю до Семеня дня в день неделный» близ устья реки Лопастни, то есть 25 августа. По «Сказанию» же Дмитрий провел смотр своих войск в воскресенье или в среду 29 августа у Коломны, после чего в тот же день начал переправу через реку. При этом Дмитрий Иванович, прежде чем отправиться в Коломну, посетил Троицкий монастырь в воскресенье «в день Флора и Лавра», то есть 18 августа.

Все перечисленные выше даты, указывающие не только число, но и день недели, не соответствуют 1380 году и дают разброс от 1378 до 1383 годов. Скептики, отрицающие достоверность «Сказания», не пытаются дать ответ, кто и зачем задним числом выдумывал столь разнообразные и столь путаные датировки.

Между тем, в них есть крайне любопытная закономерность: четко обозначаются три лидера - 1378, 1381 и год, ничему не соответствующий : 1374 и 1385, формально вытекающие из одного ряда полных дат, являются заведомо ложными. Но самое замечательное состоит в том, что в источниках совершенно отсутствуют датировки 1379 годом , то есть именно тем, который на основе летописного и прочего хронологического материала выглядит наиболее вероятным. Уже это заставляет подумать о том, что датировки того самого «неправильного» года и возникли как попытка спрятать истинную дату побоища.

Дело здесь скорее всего в следующем. В «Сказании о Мамаевом побоище» митрополит Киприан оказывается одним из главных вдохновителей великого князя: с ним Дмитрий Иванович советуется при каждом новом сообщении о действиях своих врагов, хотя на самом деле князь Дмитрий признал его в качестве русского митрополита уже после своей победы над Мамаем. Почему? В «Сказании» явно подчеркивается, говоря языком советского времени, руководящая и направляющая роль православной церкви в борьбе с иноверцами. И произошло это, скорее всего, уже после смерти князя Дмитрия в 1389 году, а точнее, в самом конце XIV века, когда, с одной стороны, Киприан, пережив всех своих многочисленных соперников, прочно утвердился на митрополичьем престоле, а с другой стороны, когда Орда вновь распалась и тема борьбы с татарами стала вновь актуальной.

Митрополит Киприан, как свидетельствуют его биографические данные, был приглашен князем Дмитрием в Москву весной 1380 года, то есть через полгода после победы русских на Куликовом поле. И поэтому при создании и редактировании летописных и нелетописных повестей о сражении датировки его не без содействия Киприана стали подправляться так, что читателю начинало казаться, что митрополит действительно был в Москве накануне сражения и вдохновлял великого князя на подвиг. В летописях для этого правильно рассчитали день недели для 1380 года: так появилось указание на субботу. В изначальном «Сказании», видимо, было немало датировок 1379 года с указанием дней недели: их тоже стали пересчитывать для 1380 года, но не учли, что этот год был високосным. Для правильного пересчета надо было делать сдвижку дней недель не на один, а на два дня: 8 сентября 1379 года было четвергом, но в 1380 году этот день попадал на субботу. Редакторы «Сказания», не заметив этого, отнесли битву к не соответствующей никакому году пятнице. Позднее одна такая ошибка породила цепную реакцию других: даты стали «править» в сторону понижения или повышения, получая соответственно 1378 и 1381 годы.

Читатель может спросить: какая, собственно, нам разница - 1380 или 1379 год? Разница - и существенная! - состоит в том, что уточнение даты сражения заставляет с большим доверием относиться к содержанию «Сказания о Мамаевом побоище»: описанные выше пересчеты могли происходить лишь при жизни Киприана, то есть на рубеже XIV-XV веков. Это опровергает распространенное ныне представление о позднем ее происхождении.

Новости партнёров

Эту дату обязан знать каждый школьник на зубок. 8 сентября 1380 года – день, когда на Куликовом поле столкнулись две могущественные армии: татарская орда хана Мамая и сборное войско русских князей под предводительством великого московского князя Дмитрия, которого позже нарекут Донским именно в честь этой победы.

Значение Куликовской битвы для истории русского народа

О влиянии Куликовской битвы на русскую историю и на освобождение от Татаро-монгольского ига ходят разные мнения. Некоторые ученые считают, что битва на Куликовом поле послужила толчком для начала освободительного, от монгольского ига, процесса, важнейшим событием для русского народа.

Другие, например, Сергей Соколов, приписывают ей более широкое значение, сравнивая победу русских князей во главе с Дмитрием Донским с победой римлян над гуннами в 451 году, таким образом, указывая, что эта победа воспринималась, как триумф Европы над Азией.

Лев Гумилев считал, что во время битвы началось постепенное объединение разрозненных княжеств в единое могучее государство.

Предыстория битвы

Предпосылками к походу татарской армии во главе с предводителем Мамаем послужило то, что в 1274 году Дмитрий Иванович, князь московский, отказался выплачивать оброк Орде. Тогда хан сделал главным княжеством Тверь. Московский князь, а вместе с ним и другие, выступили в ратный поход на Тверь. Княжество капитулировало и попало в вассальную зависимость к Дмитрию. Этим князья разозлили хана, который до этого сам назначал главное русское княжество. Дмитрий же хотел, чтобы Московское княжество было основным субъектом Руси и это право передавалось наследственным путем.

В то время претендующий на трон хана Золотой Орды, воспринял этот факт, как хорошую возможность усилить свое влияние в Орде. Он организовал военный поход, чтобы напомнить русским о силе ордынцев, и за период с 1376 по 1378 годы совершил несколько набегов, предал огню и мечу Новосильское княжество, сжег Переславль. В 1378 году произошла битва на реке Воже, в ней в первый раз татарское войско было побеждено русскими войсками. Это сражение стало первой большой победой над угнетателями.

Летом 1380 года до московского князя Дмитрия Ивановича стали доходить тревожные слухи. Ему донесли, что Мамай организовывает новое нашествие на Москву. К татарскому хану присоединился давний враг Руси литовский правитель Ягайло. И Олег Рязанский должен был прибыть со своим войском на помощь ордынскому хану. Дмитрий Иванович стал созывать ратные силы со всех русских земель. Но, хотя гонцы были отправлены во все стороны, ни один из великих князей: ни тверской, ни нижегородский, ни смоленский, ни новгородский – не прислали помощь.

Мамай в это же время прислал своих послов, которые сообщили свои требования: возобновить выплату дани в прежних размерах и быть покорными, как при старых ханах. По совету бояр, духовных лиц княжеств и подручных князей, князь Дмитрий согласился на требования, выплатил послам огромную подать и послал к Мамаю с предложением мира своего посланца Захария Тютчева. Но при этом собирать войско не перестал, не надеясь на мирный исход.

Как он и предполагал, Захарий Тютчев вернулся с ещё более печальными новостями о том, что армия Мамая все же идет на Москву и должно пересечься с армиями Ягайло и Олега Рязанского на берегах реки Оки в первый день осени.

На сборном совете князья решили выступить навстречу ордынскому войску и собрать все свои военные силы в Коломне к 15 августа. Перед началом похода, согласно легенде, Дмитрий Иванович отправился в Троицкую лавру для беседы с пресвятым старцем Сергием Радонежским.

Напутствие Сергия Радонежского

О деяниях Сергия Радонежского уже в то время ходило много легенд, лидеры княжеств приходили к нему за мудрым советом, обычный народ совершал паломничества. Вот и Дмитрий Иванович обратился к старцу за пророческим наставлением перед важнейшим сражением в его жизни. Сергий Радонежский велел ему одарить дарами Мамая, воздать ему почести, чтобы Господь Бог увидел смирение князя и способствовал ему в борьбе. Дмитрий сказал, что уже сделал это, но это не возымело действия. На что мудрец сказал, что в таком случае угнетателя ждет погибель, а Дмитрию Господь поможет.

Из числа монастырских послушников Сергий дал в помощь князю двух богатырей – Пересвета и Ослябю, которым суждено было остаться в истории Куликовской битвы.

Как Дмитрий выиграл битву

7 сентября 1380 года армия Дмитрия Ивановича подошла к Дону. Основной силой войска была конница. Полководец Мамай с татарским войском на другом берегу реки ожидал литовское войско князя Ягайла. За ночь русское войско переместилось на другую сторону и расположилось в месте впадения реки Непрядвы в Дон.

Таким образом Дмитрий хотел помешать силам Мамая объединиться с войсками Ягайло и Олега Рязанского, а также поднять ратный дух в своих воинах. Неподалеку находилось просторное поле, называемое Куликовым, пересекаемое рекой Смолкой. Хотя некоторые ученые спорят о месте проведения самой запоминающей битвы в истории объединения Руси.

Войско князя расположилось следующим образом: на правом фланге стоял полк братьев Ольгердовичей, на левом – князья Белозерские. Пешие силы составляли передовой полк под началом братьев Всеволодовичей. Кроме того, Дмитрий выделил резервный конный полк, которым руководили двоюродный брат князя, Владимир Андреевич и боярин Дмитрий Бобрик.

Дмитрий и его полководцы расположили войска так, чтобы ордынцы не сумели окружить их ни с одной стороны. Этим же целям служила выбранная для сражения местность.

Началом для битвы послужил легендарный поединок русского витязя Пересвета и татарского батыра Челубея. Силы двух богатырей были настолько равны, что один раз сойдясь в бою, они оба тут же упали замертво.
Два войска сошлись в битве. Дмитрий Иванович сражался наравне со своими воинами и, как говорят летописи, показал пример небывалых подвигов. В то время как Мамай следил за действием с Красного холма. Такого ожесточенного боя русичи еще не видели.

Татарское войско было многочисленнее и мобильнее. Потерпев неудачу с прорывом в центральной части, войско начало давить на левое крыло. И чуть было не прорвались в тыл, где могли бы разгромить войска, окружив со всех сторон. Татары уже считали, что они на грани исторической победы. Но тут в бой вмешался резервный полк князя Владимира Андреевича. Это внезапная атака обратила татар в бегство и способствовала скорой победе.

После битвы сильно израненного князя Дмитрия Ивановича нашли под деревом и привели в стан войска. После этой битвы он был назван Дмитрием Донским. После подсчитали потери, которые составили половину воинства. Еще восемь дней полководец находился на Куликовом поле, пока хоронили павших воинов.

К слову, Ягайло Литовский 8 сентября находился в одном дне пути до места сражения и, узнав о победе московского князя, увел свои войска обратно.

Историческое значение

Эта битва была не столько битвой за территории, это было сражение за русские традиции и культуру. Она поменяла Россию, стала началом объединения русских земель. И, благодаря этому событию, спустя сто лет Российское государство смогло окончательно сбросить с себя оковы Золотой Орды.

8 сентября 1380 года – день, когда на Куликовом поле столкнулись две могущественные армии: татарская орда хана Мамая и сборное войско русских князей под предводительством великого московского князя Дмитрия. Эта битва была не столько битвой за территории, это было сражение за русские традиции и культуру.

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА - сра-же-ние объ-е-ди-нён-ных войск кня-жеств Северо-Восточной Ру-си под пред-во-ди-тель-ст-вом великого князя вла-ди-мир-ско-го и князя мо-с-ков-ско-го Дмит-рия Ива-но-ви-ча про-тив войск Ма-мае-вой Ор-ды.

Со-стоя-лась 8 сентября 1380 года. Основные при-чи-ны, при-вед-шие к по-хо-ду на русское кня-же-ст-ва войск Ма-мая : мно-го-лет-няя за-держ-ка вы-пла-ты ор-дын-ско-го вы-хо-да , стрем-ле-ние вос-ста-но-вить его объ-ём в том же раз-ме-ре, в ка-ком он со-би-рал-ся при ха-не Джа-ни-бе-ке ; же-ла-ние взять ре-ванш за по-бе-ду моск. войск и их со-юз-ни-ков в бит-ве на реке Во-жа над эми-ром Бе-ги-чем (11 августа 1378 года).

Предыстория

Для это-го Ма-май ор-га-ни-зо-вал круп-но-мас-штаб-ный по-ход, пре-ж-де все-го про-тив пра-ви-те-лей Вла-ди-мир-ско-го ве-ли-ко-го кня-же-ст-ва и Московского княжества. В нём долж-ны бы-ли при-нять уча-стие за-ви-си-мое от Ор-ды на-се-ле-ние её улу-сов и вой-ска со-юз-ни-ков, на-хо-див-ших-ся с ней в вас-саль-ных и дан-ни-че-ских от-но-ше-ни-ях. В свя-зи с этим в 1-й половине 1380 года Ма-май за-клю-чил сою-зы с ли-товским князем Ягай-ло, а ле-том - с великим князем ря-зан-ским Оле-гом Ива-но-ви-чем, опа-сав-ши-ми-ся уси-ле-ния ав-то-ри-те-та и вла-сти великого князя вла-ди-мир-ско-го Дмит-рия Ива-но-ви-ча.

Мар-шру-ты войск. В на-ча-ле ле-та 1380 года Ма-май на-чал мед-лен-ное дви-же-ние из сво-ей ко-че-вой став-ки в ни-зовь-ях реки Дон к его вер-ховь-ям, ожи-дая там к на-ча-лу осе-ни встре-тить вой-ска со-юз-ни-ков для со-вме-ст-но-го по-хо-да на зем-ли Северо-Восточной Ру-си. В на-ча-ле августа 1380 года Ма-май дос-тиг устья реки Во-ро-неж.

Со-глас-но современным ис-сле-до-ва-ни-ям, чис-лен-ность ор-дын-ско-го вой-ска не пре-вы-ша-ла 30 тысяч человек. Не под-твер-жда-ют-ся дан-ные позд-них русских ле-то-пи-сей, со-глас-но ко-торым оно вклю-ча-ло в се-бя от-ря-ды (в том числе на-ём-ные) чер-ке-сов (ады-гов), ясов (дон-ских аланов), бур-та-сов, ар-мян и пред-ста-ви-те-лей ря-да др. на-ро-дов пра-во-бе-ре-жья Вол-ги и Северного Кав-ка-за; на-ём-ни-ков-«фря-гов» из Кры-ма.

По-ход ор-дын-ских войск на Русь стал для великого князя вла-ди-мир-ско-го Дмит-рия Ива-но-ви-ча пол-ной не-ожи-дан-но-стью, так как ещё ле-том 1379 года на-ме-ти-лось за-ми-ре-ние сто-рон (Ма-май вы-дал яр-лык и про-пус-тил че-рез свои зем-ли московского кан-ди-да-та на ми-тро-по-лию Ми-тяя). Уз-нав в кон-це ию-ля - на-ча-ле ав-гу-ста о вы-сту-п-ле-нии про-тив-ни-ка, великий князь от-пра-вил-ся в Мо-ск-ву, где в августе 1380 года на-чал со-би-рать пол-ки. На его при-зыв от-клик-ну-лись бли-жай-шие род-ст-вен-ни-ки - бо-ров-ско-сер-пу-хов-ский князь Вла-ди-мир Ан-д-рее-вич Храб-рый и кня-зья Бе-ло-зер-ские, пра-ви-те-ли Прон-ско-го, Та-рус-ско-го и Обо-лен-ско-го кня-жеств; слу-жи-лые ли-товского кня-зья Ге-ди-ми-но-ви-чи - Ан-д-рей Оль-гер-до-вич и Дмит-рий Оль-гер-до-вич вме-сте со свои-ми дру-жи-на-ми, вы-ехав-ши-ми на служ-бу в Мо-ск-ву из По-лоц-ка, Друц-ка, Пско-ва, Труб-чев-ска и Брян-ска в 1378-1379 годах, во-ен-но-слу-жи-лая знать го-ро-дов Вла-ди-мир-ско-го великого княжества [Дмит-ро-ва, Пе-ре-яс-лав-ля, Юрь-е-ва (Поль-ско-го), Ко-ст-ро-мы, Уг-ли-ча и других]. Од-на-ко во-енные си-лы большей части русских зе-мель по раз-ным при-чи-нам не при-ня-ли уча-стие в по-хо-де (Нов-го-род-ская рес-пуб-ли-ка, Твер-ское, Ни-же-го-род-ское и Ря-зан-ское ве-ли-кие княжествава и другие). По современным ис-сле-до-ва-ни-ям, русские вой-ска мог-ли на-счи-ты-вать около 15-20 тысяч человек (тра-ди-ци-он-но в ис-то-рио-гра-фии ука-зы-ва-лась чис-лен-ность 50-60 тысяч человек).

Об-щее ко-ман-до-ва-ние осу-ще-ст-в-лял князь Дмит-рий Ива-но-вич. Под-чи-ня-ясь ему, свои-ми пол-ка-ми ру-ко-во-ди-ли кня-зья-со-юз-ни-ки, тер-ри-то-ри-аль-ны-ми опол-че-ния-ми - слу-жи-лые кня-зья и московские боя-ре-вое-во-ды. 15 августа русские вой-ска со-бра-лись на Де-вичь-ем по-ле у Ко-лом-ны, 20 августа - вы-сту-пи-ли от-ту-да и на-ча-ли дви-же-ние вдоль реки Ока. Встав ла-ге-рем в устье реки Ло-пас-ня, они ожи-да-ли при-бы-тия до-пол-нительных сил, со-б-ран-ных князем Вла-ди-ми-ром Ан-д-рее-ви-чем и околь-ни-чим Т. В. Вель-я-ми-но-вым, и вес-тей от раз-вед-чи-ков, сле-див-ших за дви-же-ни-ем войск Ма-мая от реки Ти-хая Со-сна до реки Кра-си-вая Ме-ча. 26-27 августа русские вой-ска пе-ре-шли Оку и на-ча-ли дви-же-ние на юг вдоль гра-ниц с Ря-зан-ским великим княжеством. Дан-ный ма-нёвр по-зво-лил не дать со-еди-нить-ся ра-ти великого князя ря-зан-ско-го Оле-га Ива-но-ви-ча с вой-ска-ми Ма-мая. Да-лее вой-ска Дмит-рия Ива-но-ви-ча дви-га-лись по пу-ти, из-вест-но-му позд-нее как Ста-рая Дан-ков-ская до-ро-га. Она про-ле-га-ла че-рез во-до-раз-дел рек Дон и Мок-рая Та-бо-ла. В на-ча-ле сен-тяб-ря они дос-тиг-ли Бе-ре-зуя, а 6 сентября - вста-ли в устье реки Мок-рая Та-бо-ла. 7 сентября бы-ла раз-би-та ор-дын-ская раз-вед-ка, по-сле че-го Дмит-рию Ива-но-ви-чу ста-ло из-вест-но, что вой-ска Ма-мая кон-тро-ли-ру-ют Гу-си-ный брод в вер-ховь-ях реки Кра-си-вая Ме-ча, ко-то-рый на-хо-дил-ся в од-ном кон-ном пе-ре-хо-де от устья реки Не-пряд-ва.

Ди-сло-ка-ция войск

В ночь с 7 на 8 сентября русские вой-ска фор-си-ро-ва-ли р. Дон и за-ня-ли вы-год-ную по-зи-цию на Ку-ли-ко-вом по-ле, ко-то-рое на-хо-ди-лось в сев. час-ти ле-со-сте-пи Рус-ской рав-ни-ны и вклю-ча-ло в се-бя зем-ли в бас-сей-нах Верх-не-го До-на и Не-пряд-вы. Здесь ме-ж-ду бал-кой Ры-бий Верх и реки Смол-ка вста-ли русские пол-ки, за-ни-мая фронт не бо-лее 1,5 километров. Их тыл был на-дёж-но при-крыт ре-ка-ми Дон и Не-пряд-ва. Ма-маю для ата-ки был ос-тав-лен уз-кий степ-ной ко-ри-дор, ко-то-рый не да-вал ему воз-мож-но-сти при-ме-нить из-люб-лен-ную ор-дын-ца-ми так-ти-ку про-ры-ва по флан-гам, осо-бен-но с ле-вой сто-ро-ны, по-зво-ляв-шей удач-но ис-поль-зо-вать пре-иму-ще-ст-во их луч-ни-ков. В лес-ном мас-си-ве Зе-лё-ная дуб-ра-ва за ле-вым флан-гом русских войск был ос-тав-лен об-щий ре-зерв - за-сад-ный полк, ко-то-рым ко-ман-до-ва-ли князья Вла-ди-мир Ан-д-рее-вич и Д. М. Боб-рок-Во-лын-ский.

Со-став русских войск был тра-ди-цио-нен и вклю-чал три пол-ка - пол-ки пра-вой и ле-вой ру-ки, ве-ли-кий (то есть боль-шой) полк. Пе-ред ни-ми был вы-став-лен от-ряд (по-лу-чив-ший в «Ска-за-нии о Ма-мае-вом по-бои-ще» название пе-ре-до-во-го пол-ка), в ко-то-ром на-хо-дил-ся великий князь вла-ди-мир-ский Дмит-рий Ива-но-вич. Он дол-жен был кон-тро-ли-ро-вать под-ход войск про-тив-ни-ка и при-нять пер-вый удар на се-бя. Пе-ред этим от-ря-дом рас-по-ла-гал-ся не-боль-шой сто-ро-же-вой полк. На-про-тив не-го для ата-ки рас-по-ло-жи-лись ор-дын-ские вой-ска, ко-то-рые не ста-ли до-жи-дать-ся войск великого князя ли-тов-ско-го Ягай-ло, ос-та-но-вив-ших-ся в Одое-ве.

Ход сра-же-ния

Куликовской битвы на-ча-лась с по-един-ков ут-ром (с 10-11 часов) 8 сентября. По дан-ным Хро-но-гра-фа русской ре-дак-ции 1512 года, в них от-ли-чил-ся Ан-д-рей Ос-ля-бя , по дан-ным бо-лее позд-них ис-точ-ни-ков - его брат Алек-сандр Пе-ре-свет. Пос-ле это-го на-ча-лось основное сра-же-ние. В те-че-ние 2-3 ча-сов Ма-май раз-гро-мил пе-ре-до-вой от-ряд русского вой-ска и ввёл в дей-ст-вие свои основные си-лы. Великий князь Дмит-рий Ива-но-вич, про-дол-жив бит-ву в ря-дах рат-ни-ков боль-шо-го пол-ка, су-мел при-бли-зи-тель-но оце-нить си-лу и чис-лен-ность ор-дын-цев. В се-ре-ди-не дня ор-дын-цы про-рва-ли русскую обо-ро-ну на ле-вом флан-ге и вы-шли в тыл к от-сту-пав-ше-му боль-шо-му пол-ку. Великий князь Дмит-рий Ива-но-вич был ра-нен. В кри-тический мо-мент боя по-сле-до-вал вне-зап-ный удар в тыл ор-дын-цев русских рат-ни-ков за-сад-но-го пол-ка, ра-ди-каль-но из-ме-нив-ший ход Куликовской битвы. Вой-ска Ма-мая не вы-дер-жа-ли на-тис-ка и бе-жа-ли. Пре-сле-до-ва-ние про-тив-ни-ка про-дол-жа-лось до но-чи, русские вой-ска за-хва-ти-ли ла-герь ор-дын-ско-го вой-ска на реке Кра-си-вая Ме-ча.

Ито-ги

По-те-ри русских войск бы-ли зна-чи-тель-ны-ми, так как вои-ны по-гиб-ли не толь-ко от ран, но и от «тес-но-ты ве-ли-кой». По-гиб-ло мно-го лиц ко-манд-но-го со-ста-ва, в том числе бе-ло-зер-ские кня-зья Фё-дор Ро-ма-но-вич и его сын Иван Фё-до-рович, та-рус-ские кня-зья Фё-дор и Мсти-слав Юрь-е-ви-чи, ве-ли-ко-кня-же-ские боя-ре и вое-во-ды М. В. Вель-я-ми-нов, Ти-мо-фей Ва-силь-е-вич Во-луй, Ан-д-рей Ива-но-вич Сер-киз, Ми-ха-ил Ива-но-вич (Акин-фо-вич), Л. И. Мо-ро-зов, М. И. Брен-ко, Иван Алек-сан-д-ро-вич, Кон-стан-тин Ко-но-но-вич, Фё-дор Грун-ка, Се-мён Ме-лик, Алек-сандр Пе-ре-свет и другие. Не-сколь-ко дней русские. вой-ска со-би-ра-ли сво-их ра-не-ных и пав-ших, а 14 сентября от-пра-ви-лись на-зад к Ко-лом-не. По пу-ти на отдельные от-ря-ды рат-ни-ков ста-ли на-па-дать ря-зан-цы, стре-мив-шие-ся от-нять у них бо-га-тые тро-феи и взять плен-ных. В 1381 году это ста-ло пред-ме-том пе-ре-го-во-ров Дмит-рия Ива-но-ви-ча с великим князем ря-зан-ским Оле-гом Ива-но-ви-чем, ко-то-рый обя-зал-ся по до-го-во-ру ос-во-бо-дить плен-ных и вер-нуть им иму-ще-ст-во (не бы-ло вы-пол-не-но до кон-ца ря-зан-ской сто-ро-ной, во-прос об этом вновь под-ни-мал-ся в 1402 год).

По-бе-да в Куликовской битве уп-ро-чи-ла влия-ние и ав-то-ри-тет московских кня-зей (Дмит-рий Ива-но-вич по-лу-чил почетное про-зви-ще Дон-ской), по-ка-за-ла ре-аль-ную воз-мож-ность ос-во-бо-ж-де-ния русских зе-мель и кня-жеств от вла-сти «Ма-мае-вой Ор-ды», раз-гром-лен-ной ха-ном Тох-та-мы-шем в том же го-ду. Её так-тическое зна-че-ние бы-ло по-ко-леб-ле-но ра-зо-ре-ни-ем го-ро-дов Северо-Восточной Ру-си в хо-де Тох-та-мы-ша на-бе-га 1382 года, в ре-зуль-та-те ко-то-ро-го бы-ла не толь-ко во-зоб-нов-ле-на вы-пла-та ор-дын-ско-го вы-хо-да, но и со-б-ра-ны не-до-им-ки за про-шлые го-ды. Тем не ме-нее Куликовская битва име-ла важ-ные по-ли-тические по-след-ст-вия для русских зе-мель и кня-жеств. Например, опыт сов-ме-ст-но-го уча-стия в во-енных дей-ст-ви-ях спо-соб-ст-во-вал объ-еди-не-нию войск пра-ви-те-лей Северо-Восточной Ру-си в по-хо-де на Нов-го-род (1386 год) во гла-ве с великим князем Дмит-ри-ем Ива-но-ви-чем. Его пер-вен-ст-вую-щее зна-че-ние сре-ди кня-зей бы-ло за-кре-п-ле-но 2-й ду-хов-ной гра-мо-той Дмит-рия Ива-но-ви-ча Дон-ско-го (май 1389 года), со-глас-но ко-то-рой его стар-ше-му сы-ну Ва-си-лию I Дмит-рие-ви-чу был пе-ре-дан не толь-ко московский ве-ли-ко-кня-же-ский стол, но и Вла-ди-мир-ское великое кня-же-ние в ка-че-ст-ве на-сле-дуе-мой «от-чи-ны».

Ис-то-ри-че-ская па-мять

Куликовская битва на-шла от-ра-же-ние в эпо-се (ле-ген-ды о боя-ри-не За-ха-рии Тют-че-ве; бы-ли-ны «Илья Му-ро-мец и Ма-май», «Про Ма-мая без-бож-но-го»), литературных и до-ку-мен-таль-ных па-мят-ни-ках. Уже в 1380 году был со-став-лен по-мян-ник пав-ших в Куликовской битве. Его крат-кая ре-дак-ция, в ко-то-рой по-ми-на-ют-ся по-гиб-шие бе-ло-зер-ские кня-зья, московские боя-ре и вое-во-ды, из-вест-на в спи-сках Веч-ных си-но-ди-ков Ус-пен-ско-го со-бо-ра Мо-с-ков-ско-го Крем-ля с начала 1490-х годов. (Ма-зу-рин-ский спи-сок), а со ссыл-кой на них - в ря-де ле-то-пис-ных сво-дов XV-XVI веков. Бо-лее пол-ный спи-сок пав-ших, вклю-чаю-щий млад-ших вое-вод, при-ве-дён в Про-стран-ной ре-дак-ции ле-то-пис-ной по-вес-ти о Куликовской битве, из-вест-ной со 2-й половины XV века, а так-же в так называемых Со-кра-щён-ных ле-то-пис-ных сво-дах 1493 и 1495 годов. Куликовская битва от-ра-зи-лась и в «Сло-ве о жи-тьи и о пре-став-ле-нии ве-ли-ка-го кня-зя Дмит-рия Ива-но-ви-ча, ца-ря Рус-ка-го». В XV-XVI веках сло-жил-ся круг ис-точ-ни-ков о Куликовской битве, объ-еди-нён-ных не толь-ко об-щей те-мой, но и иде-ей спло-че-ния русских зе-мель для за-щи-ты от ино-зем-ных за-хват-чи-ков. Па-мят-ни-ки Ку-ли-ков-ско-го цик-ла («За-дон-щи-на», ле-то-пис-ная «По-весть о Ку-ли-ков-ской бит-ве», «Ска-за-ние о Ма-мае-вом по-бои-ще») про-дол-жи-ли литературные тра-ди-ции опи-са-ний битв в «По-вес-ти вре-мен-ных лет», «Сло-ве о пол-ку Иго-ре-ве» и др. В со-ста-ве ле-то-пис-ных сво-дов «По-весть о Ку-ли-ков-ской бит-ве» до нас дош-ла в 2 ре-дак-ци-ях: Крат-кой - «О по-бои-ще на До-ну» (соз-да-на вско-ре по-сле бит-вы, со-хра-ни-лась в Ро-гож-ском ле-то-пис-це 1-й половине 1440-х годов, Пер-вом Бе-ло-рус-ско-Ли-тов-ском сво-де середины XV века и Си-ме-о-нов-ской ле-то-пи-си нач. XVI века) и Про-стран-ной, со-став-лен-ной с ис-поль-зо-ва-ни-ем «По-вес-ти о жи-тии Алек-сан-д-ра Нев-ско-го», Крат-кой ре-дак-ции «По-вес-ти», Си-но-ди-ка, «Чте-ния о Бо-ри-се и Гле-бе». В пе-чат-ных из-да-ни-ях о Куликовской битве впер-вые упо-ми-на-лось в «Жи-тии Сер-гия Ра-до-неж-ско-го» (1642 год) и «Си-ноп-си-се» ар-химандрита Ин-но-кен-тия (Ги-зе-ля), ко-то-рый впер-вые опуб-ли-ко-вал текст «Ска-за-ния о Ма-мае-вом по-бои-ще» (1680 год).

Изу-че-ние Куликовской битвы на-ча-лось в XVIII века в тру-дах А. И. Ман-кие-ва, В. Н. Та-ти-ще-ва и князя М. М. Щер-ба-то-ва. Литературные про-из-веде-ния ей по-свя-ти-ли М. В. Ло-мо-но-сов и Г. Р. Дер-жа-вин. Уве-ко-ве-че-ние па-мя-ти о Куликовской битве на-ча-лось под влия-ни-ем Отечественной вой-ны 1812 года и воз-рос-ше-го ин-те-ре-са к про-шло-му Рос-сии по-сле вы-хо-да пер-вых то-мов «Ис-то-рии го-су-дар-ст-ва Рос-сий-ско-го» Н. М. Ка-рам-зи-на (ввёл в ис-то-рическую нау-ку по-ня-тие «Ку-ли-ков-ская бит-ва»).

Важ-ную роль в изу-че-нии и уве-ко-ве-че-нии ис-то-рич. па-мя-ти о Куликовской битве сыг-рал С. Д. Не-ча-ев, по-ло-жив-ший на-ча-ло му-зее-фи-ка-ции Ку-ли-ко-ва по-ля. В 1850 году на Крас-ном хол-ме (выс-шей точ-ке Ку-ли-ко-ва по-ля) от-крыт столп-па-мят-ник Дмит-рию Дон-ско-му (архитектор А. П. Брюл-лов, инженер А. А. Фул-лон). В 1865-1884 годах близ устья Не-пряд-вы в с. Moнастырщина воз-ве-де-на церковь Ро-ж-де-ст-ва Бо-го-ро-ди-цы, сме-нив-шая де-ревенскую цер-ковь, сто-яв-шую, по пре-да-нию, на мес-те по-гре-бе-ния русских вои-нов, пав-ших в Куликовской битве. С 1880-х годов Ку-ли-ко-во по-ле об-сле-до-ва-лось во-енными ис-то-ри-ка-ми и туль-ским ар-хео-ло-гом Н. И. Тро-иц-ким. В 1913-1917 годах не-по-да-лё-ку от стол-па-па-мят-ни-ка по-строе-на церковь Сер-гия Ра-до-неж-ско-го (архитектор А. В. Щу-сев).

В 1965 году на Крас-ном хол-ме от-крыт фи-ли-ал Туль-ско-го об-ла-ст-но-го крае-ведческого му-зея. В 1981 году по ини-циа-ти-ве ГИМ совместно с Институтом гео-гра-фии АН СССР и туль-ски-ми спе-циа-ли-ста-ми на-ча-лись меж-дис-ци-п-ли-нар-ные ис-сле-до-ва-ния по про-грам-ме «Ку-ли-ко-во по-ле. Ис-то-рия. Ланд-шафт». На Ку-ли-ко-вом по-ле об-на-ру-же-ны древнерусские го-ро-ди-ща, се-ли-ща и лет-ни-ки, бес-кур-ган-ные мо-гиль-ни-ки конца XII - середины XIV веков. В ре-зуль-та-те па-лео-поч-вен-ных и па-лео-бо-та-нических ис-сле-до-ва-ний вы-яв-ле-ны ра-нее не-из-вест-ные кон-ту-ры ланд-шаф-та и важ-ней-шие ком-му-ни-ка-ции рай-она Ку-ли-ко-ва по-ля на-чи-ная с эпо-хи го-ло-це-на. В 1996 году соз-дан Государственный во-ен-но-ис-то-рический и при-род-ный му-зей-за-по-вед-ник «Ку-ли-ко-во по-ле», в его со-став вхо-дят му-зей-но-ме-мо-ри-аль-ные комп-лек-сы в селе Мо-на-стыр-щи-на и на Крас-ном хол-ме, по-ле бит-вы с при-ле-гаю-щей тер-ри-то-ри-ей.

Дополнительная литература:

Шам-би-на-го С.К. По-вес-ти о Ма-мае-вом по-бои-ще. Санкт-Петербург, 1906 год;

«Сло-во о пол-ку Иго-ре-ве» и па-мят-ни-ки Ку-ли-ков-ско-го цик-ла. Москва; Ленинград, 1966 год;

Зи-мин А.А. «Ска-за-ние о Ма-мае-вом по-бои-ще» и «За-дон-щи-на» // Ар-хео-гра-фи-че-ский еже-год-ник за 1967 год. Москва, 1969 год;

Ку-ли-ков-ская бит-ва и подъ-ем на-цио-наль-но-го са-мо-соз-на-ния. Ленинград, 1979 год;

Ку-ли-ков-ская бит-ва. Москва, 1980 год;

Куч-кин В.А. По-бе-да на Ку-ли-ко-вом по-ле // Во-про-сы ис-то-рии. 1980 год. № 8;

Кир-пич-ни-ков А.Н. Ку-ли-ков-ская бит-ва. Ленинград, 1980 год;

Ку-ли-ков-ская бит-ва в ли-те-ра-ту-ре и ис-кус-ст-ве. Москва, 1980 год;

Ку-ли-ков-ская бит-ва в ис-то-рии и куль-ту-ре на-шей Ро-ди-ны. Москва, 1983 год;

Кар-га-лов В.В. Ко-нец ор-дын-ско-го ига. 2-е издание. Москва, 1984 год;

Ку-ли-ко-во по-ле: ма-те-риа-лы и ис-сле-до-ва-ния. Москва, 1990 год;

Изу-че-ние ис-то-ри-ко-куль-тур-но-го и при-род-но-го на-сле-дия Ку-ли-ко-ва по-ля. Москва; Ту-ла, 1999 год;

Ку-ли-ко-во по-ле: во-про-сы ис-то-ри-ко-куль-тур-но-го на-сле-дия. Ту-ла, 2000 год;

Дмит-рий Дон-ской и эпо-ха воз-ро-ж-де-ния Ру-си. Ту-ла, 2001 год;

Н. И. Тро-иц-кий и со-вре-мен-ные ис-сле-до-ва-ния ис-то-ри-ко-куль-тур-но-го на-сле-дия Цен-траль-ной Рос-сии. Ту-ла, 2002 год. Тома 1-2;

Ку-ли-ко-во по-ле. Ис-то-ри-че-ский ланд-шафт: При-ро-да. Ар-хео-ло-гия. Ис-то-рия. Ту-ла, 2003 год. Т. 1-2;

Верх-нее По-до-нье: Сборник статей Ту-ла, 2004-2008 годы. Выпуски 1-3;

Ку-ли-ко-во по-ле и Дон-ское по-бои-ще 1380 год. Москва, 2005 год;

Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Куликовская битва – это судьбоносное событие в российской истории, которое произошло 8 сентября 1380 года. Итогом сражения стал разгром Золотой Орды, возглавляемой Мамаем. Другое название сражения - Мамаево или Донское побоище.

С начала XII века княжества на Руси жили во вражде. Разрозненное, слабое из-за внутренних распрей государство не смогло оказать сопротивление татаро-монгольскому нашествию. В результате нападения Русь потеряла свою экономическую независимость на двести сорок лет.

После установления власти Золотой Орды русские князья должны были получать ярлыки на правление у ханов Золотой Орды, а княжество Владимирское стало обладать особым статусом. Оно служило “великим столом”. Владимирскому князю ордынцы дали право судить князей других русских княжеств.

Русь должна была каждый год уплачивать своим завоевателям дань, которая состояла не только из денег, но и продовольственных и ремесленных товаров. Ежегодно также собирались подати на подарки Хану и его приближенным. Развитие Руси резко замедлилось, города и села опустошались, сельское хозяйство уничтожалось.

Со временем экономика восстанавливалась, торговля и ремесленничество стали возвращаться к привычным темпам своего развития. Националистические настроения возрастали, а с ними исчезали территориальные, духовные и культурные деления. Наиболее сильными княжествам во времена главенства ордынского ига оставались:

  • Московское;
  • Суздальское;
  • Рязанское;
  • Тверское;
  • Нижегородское.

Обратите внимание! Москва стала центром объединения русских княжеств. Этому способствовало сразу несколько факторов: центральное расположение, высокий уровень развития ремесла и сельского хозяйства.

Причины начала противостояния

Татаро-монгольское иго пыталось препятствовать росту национального самосознания на Руси. Наблюдая сплочение русских князей, Мамай пытается поссорить их и наказать московского князя Дмитрия за непокорность.

Он захотел лишить его владимирского престола, передав титул князю Твери Михаилу. Дмитрий не принимает указ Мамая и начинает концентрировать вокруг себя войско, способное отбить поработителей.

Русские князья начали понимать, что их сила в единстве. С каждой новой победой в бою над татаро-монголами у восточных славян рассеивалась вера в их непобедимость и исключительность.

Когда княжество Московское отказалось платить дань, Мамай собрал свое войско и отправился в Москву. Князь считал, что имеет право не выплачивать дань, так как Мамай пришел к власти не совсем законным путем. Дмитрий созвал своих сторонников на съезд в Переславль-Залесский.

Дмитрий начал собирать других князей, чтобы объединиться против общего врага. На помощь были отправлены войска со всего Северо-Востока Руси: Смоленска, Твери, Суздаля. Войска формировались из людей различных социальных классов: ремесленников, горожан, крестьян.

Вооружение русского воина состояло из:

  • сабли;
  • копья;
  • лука.

Важно знать! Многие ошибочно считают, что русские воины вели сражение под черным знаменем. На самом же деле в летописях говорится, что знамя было не черным, а чермным, то есть красным.

Участники Куликовской битвы

Историки расходятся во мнении о количестве воинов, принимавших участие в битве. Большинство исследователей считает, что на стороне татаро-монголов было значительное численное превосходство.

Приблизительное количество русских воинов составляло от 50 000 до 150 000 человек, а со стороны Орды от 60 000 до 200 000 сражавшихся. К Москве также присоединились силы, контролируемые княжеством Литовским.

Мамай, понимая, что его войско сильно ослабло после боев с русскими дружинами, нанял на свою сторону жителей Кавказа и Поволжья, к ним также присоединились союзники из Великого княжества Литовского, возглавляемым Ягайло. Последние примкнули на сторону Орды из-за своего интереса к западным русским территориям. К тому же они боялись нового подъема в развитии Руси. Против Москвы на сторону Орды перешел и Олег Рязанский. Национальный состав армии Мамая был разнообразный, в нее также входили:

  • фряги;
  • черемисы;
  • черкесы;
  • адыгские народы;
  • кабардинцы;
  • генуэзские наемники.

Дмитрий Иванович понимал серьезную опасность этого объединения. Из-за грамотно выстроенной стратегии русские князья не позволили соединиться вражеским войскам.

Стратегия Дмитрия Ивановича была очень рискованной. Он пересек реку Оку, а затем южный берег Дона и разрушил переправу. При таком маневре татары не смогли бы выбрать тактику окружения, но главный минус этой стратегии – русским войскам было некуда отступать в случае поражения. В городах Руси стратегия перехода Оки была расценена как очень опасная, многие считали ее добровольным походом на смерть. Но план оказался эффективным и принес русским князьям победу.

Сражение произошло 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в междуречье рек Дона и Непрядвы. Жестокий, кровопролитный бой длился в течение трех часов.

Полезное видео: Куликовская битва

Описание Куликовской битвы

Из-за того, что утро было особенно туманным, битва началась лишь в 12 часов пополудни. После схваток передовых пехотинцев, состоялся поединок между татарином Челубеем и русским воином Александром Пересветом. В результате поединка оба воина погибли, но Пересвет смог выбить своего соперника из седла.

Возглавлявший полк князь Дмитрий Иванович во время ожесточенного сражения был одет в обычный ратник и вдохновлял русских воинов своей отвагой и бесстрашием. Он поменялся одеждой с боярином М.Бренко, который в ходе боя был убит. В начале боя ордынцы одерживали верх: они смогли разгромить весь передовой отряд русских войск. Особые потери понесли дружинники. Татары пытались зайти в тыл к русским войскам и окружить их.

Внезапно засадная конница князя Серпуховского нанесла подданным Орды удар в спину, тем самым загнав конных татар в реку и уничтожив их. Удар с тыла стал решающим. Следом на ней в наступление кинулась русская конница из резерва. Такая военная хитрость позволила восточным славянам переломить ход сражения.

Мамай по монгольскому обычаю смотрел на сражение издали, с Красного холма. Когда перевес сил окончательно закрепился за русскими войсками, он пустился в бегство вместе с остатками своего войска. Славянские воины догоняли татаро-монголов за многие километры от Куликова поля и добивали воинов Мамая.

В ходе сражения Дмитрий Иванович был ранен и найден в лесу под срубленной березой без сознания. После битвы трупы людей собирали на протяжении 8 дней. Потери русских были ошеломляющими – половина войска. На месте битвы в память о погибших была воздвигнута церковь. До настоящего времени святыня не сохранилась.

Важно знать! В войсках восточных славян среди знатного сословия потери составили более 60%.
Войско Мамая лишилось около 70% своих воинов. Основные потери подданные Золотой Орды понесли, когда русские воины догоняли их после разгрома вдали от Куликова поля.

Цели Куликовской битвы

После сражения великий князь побывал в казачьем городке Сиротин. В этом месте ему подарили икону Божьей Матери, которая впоследствии стала святыней в Российской империи. К ней обращались с мольбой о помощи, когда возникала опасность кровопролитной войны.

Итог сражения

После победы над Золотой Ордой князь Дмитрий получил прозвище Донской, а Владимира стали величать Храбрым. Мамай пытался собрать воинов для реваншного боя, но не успел, и был разгромлен новым повелителем Золотой Орды.

Битва не была решающей и не освободила русских людей от татаро-монгольских захватчиков .

После разгрома Золотой Орды в 1380 г., власть получил хан Тохтамыш, который через два года поджег Москву.

Еще на протяжении 100 лет Орда регулярно совершала набеги на Русь и заставляла платить дань (но уже в значительно меньшем размере). После сражения самостоятельность московских князей усилилась.

Было совершено еще множество кровопролитных боев, пока русский народ наконец обрел независимость. Датой освобождения от монгольского ига официально принято считать 1480 год.

Полезное видео: историческое значение куликовской битвы

Изучение поля битвы

Первым историком и археологом, который начал изучать место великого сражения, был С.Д. Нечаев.

Сведения об эпохальном сражении историки собирают на основе четырех основных древнерусских летописей, где в той или иной мере есть пересказ событий тех дней:

  1. “Краткая летописная повесть о Куликовской битве”. Была составлена неизвестным писателем. Считается самым ранним и наиболее надежным источником описания сражения.
  2. “Задонщина”. Точная дата написания произведения неизвестна.
  3. “Житие Сергия Радонежского”. В книге есть частичное описание битвы.
  4. “Сказание о Мамаевом побоище” (наиболее объемный из сохранившихся документов).

На месте поля битвы сейчас расположен исторический музей, двери которого открыты для посетителей.

Заключение

Величайшая победа дружины Дмитрия Ивановича является ключевой в истории из-за того что она придала уверенности русским войскам в возможности избавления от векового гнета. Именно Куликовская битва стала переломным моментом этого отрезка истории и пошатнула слепую уверенность в непобедимости врага.

Однако существует и другое мнение о Куликовской битве и ее значении. Некоторые историки склонны считать, что данное сражение мало отличается от других, что это лишь один из множества военных эпизодов, которые предопределили возрождение Руси и ослабление врага. Русская православная церковь считает сражение победой христианской Руси над мусульманами.

Вконтакте

Время правления Дмитрия Донского считается самой несчастной и грустной эпохой в истории русского народа. Частые разорения и опустошения земель, внутренние междоусобицы, но главное, имела место Куликовская битва - ужасающие и тяжелое противостояние монголо-татарскому игу.

Как все начиналось?

Жарким летом 1380 года князь Донской получил известие о том, что на Русь идет татарский владыка Мамай и вся его Золотая Орда. Мамай желал полностью уничтожить русских князей и посадить вместо них своих наместников. Поэтому хан нанял еще отряды басурман, аланов, черкес и заключил союз с князем Ягайло, которому Москва тоже не нравилась.

Дмитрий Донской сразу же стал собирать армию, чтобы дать врагу достойный отпор. Пока одна армия ехала, а другая собиралась, в Москву приехали послы хана. Они стали требовать такую же дань и покорность, какие были при хане Узбеке. Бояре, князья и духовные лица собрали совет и приняли решение, что лучше пойти Мамаю на уступки, чем проливать кровь. Послы получили богатые дары и отправились к хану с предложением о перемирии, но, кажется, это была плохая идея, так как военные приготовления продолжались.

Гонец, Захарий Тютчев, которого отправили с ханскими послами с предложением о мире, вернулся с плохими новостями: Мамай идет на Москву. К его армии присоединился не только князь Ягайло, но и Олег Рязанский. Три армии условились встретиться 1 сентября на берегу реки Оки - это было первое место сбора войск перед Куликовской битвой.

На общем совете было принято решение, что нужно идти войску Мамая навстречу и предупредить соединение армии хана с войсками Ягайлы и Олега. Всем воеводам, которые еще не успели прийти в Москву, князь Дмитрий отправил гонцов с посланием отправляться к Коломне - месту сбора всех ополчений. Были снаряжены разведотряды, которые выдвинулись раньше основной армии, чтобы добыть языка - пленника, который мог бы рассказать об истинных намерениях хана.

Разведчики донесли следующее: Мамай в союзе с князем Литовским и Рязанским, он действительно будет ждать на Оке войска Ягайлы, но также Мамай будет ждать осени, когда на Руси соберут с полей весь урожай. Хан рассылал своим усулам приказ, не заботится о пашне и хлебе, потому что они придут на русские хлеба.

Благословение

15 августа 1380 года Дмитрий Донской приехал в Троицу, чтобы взять благословение у игумена Сергия. Тот сказал ему, что нужно почтить хана дарами и покорностью. Так как Дмитрий уже сделал это, игумен оповестил, что ждет в таком случае Мамая «погубление и запустение», а князю будет «помощь, милость и слава».

Немного позже князь заметил двух монахов, которые выделялись на общем фоне - Пересвета и Ослаблю. До того как попасть в монастырь о них говорили как о богатырях. Поэтому Дмитрий попросил у Сергия, чтобы богатыри отправились к месту Куликовской битвы в составе его войска. На этом князь выдвинулся к назначенному месту встречи своих войск.

Непроходимая формация

Раньше князья русские часто сражались с татарами и всегда побеждали. Они весело и шумно отправлялись в степи и состязались друг с другом, кто первый разобьет врага. Но те времена давно ушли в небытие. Люди, наученные горьким опытом и, присмиревшие под гнетом тяжелого ига, теперь покорно шли за своим вождем, который обдуманно и осторожно готовил план сражений.

Чтобы избежать тесноты, военная рать разделилась и направилась в Коломну тремя разными дорогами. За войском тянулся длинный обоз, солдаты сложили на телеги самые тяжелые части своих доспехов. Князья и бояре имели особые обозы с многочисленными слугами. Также князь Донской взял в поход русских купцов, которые хорошо знали крымские города, южные пути и пограничные станицы.

24 августа войско, которое выдвинулось из Москвы, уже достигло Коломны. Здесь его уже ждали союзники, готовые отправиться к месту Куликовской битвы. На следующий день князь провел общий смотр войска и разделил его на четыре полка. Именно в этот момент Дмитрий Донской осознает, что действительно его предал, хотя он до последнего поддерживал с Донским дружеские отношения. Вероятно, именно этот факт заставил Дмитрия в последний момент поменять свои планы: не переходить Оку под Коломной, а уклониться немного на Запад, минуя Рязанские земли и давая тем самым возможность догнать основное войско еще не приехавшим отрядам.

В военной кампании принимали участие только князь московский и подвластные ему бояре и князья, ни один из крупных князей не посетил общее место сбора перед Куликовской битвой.

Мамай хотел сломить возрастающую мощь Руси и усилить ее зависимость от Орды. Хану удалось собрать войско численностью в 150 тысяч человек. На то время это было очень много. Русское войско уступало по количеству солдат. Согласно летописям князю Донскому удалось собрать около 70 тысяч воинов. Хотя есть данные, что численность его войска превышала 100 тысяч. Русское войско хотело не обороняться на реке Оке, а двинуться навстречу противнику, вверх по Дону.

8 сентября русские полки уже были на месте Куликовской битвы. Они переправились на правый берег Дона и разместились на Куликовском поле. Войско стало таким образом: впереди разместился Передовой полк, за ним Большой. Фланги заняли полки Правой и Левой руки, за ними был конный резерв. За левым флангом в лесу разместился Засадный полк.

Место, где была Куликовская битва, было невыгодным для отступления русских войск - в их тылу находилась река и глубокие овраги. Переправившись через реку, русские войска показали решимость отстаивать свою свободу и земли до победного конца. Та формация, которую заняли войска, значительно затрудняла обходные маневры монголо-татарского конного войска. Ханское войско стояло развернутым строем, у него не было резервов, на передовых позициях было конское войско, за ним - пехота.

Место встречи и предзнаменования

Пусть русские войска и мешали врагу пройти дальше, но их положение было крайне невыгодным: они будто сами себя загнали в тиски. Какова же была причина выбора места

Князья долго спорили о том, где давать бой: одни говорили, что нужно переправиться на другой берег, другие не хотели оставлять у себя в тылу войска литовские и князя Рязанцева с дружиной. Те, кто хотел перейти реку, рассуждали следующим образом: остаться, значит дате место малодушию, а если переправиться, то боевой дух возрастет. Зная, что отступать некуда, воины будут сражаться до последнего. Князю Дмитрию приводили множество примеров того, что его предшественники переправлялись через реки и успешно одолевали врагов. Дмитрий Донской был настроен решительно, он сказал, что пришел сюда не смотреть на достижения своих предшественников, а освободить землю русскую. И у него есть только два пути: либо умереть, либо победить. Так, он направил свои войска через Дон на место сражения Куликовской битвы. Все происходило очень быстро, потому что гонцы доложили, что Мамай уже знает о русских войсках и спешит к Дону.

К ночи русские войска успели миновать реку и разбили лагерь возле реки Непрядвы - приток Дона близ места Куликовской битвы. За прибрежными холмами лежало десятиверстное поле, которое называли Куликовым. Посреди этого поля текла река Смолка, за ней уже стояла орда Мамая, которая не успела помешать русской переправе.

Выбор места Куликовской битвы имел не только моральное, но и военно-тактическое значение. Если бы солдаты остались на левом берегу, то они могли только обороняться. Переправившись и уничтожив за собой мосты, они должны были идти в наступление. Плюс ко всему водная преграда ограждала русское войско от возможного удара с тыла.

Сказания говорят, что в ту ночь на Куликовом поле завывало большое множество волков, клекотали орлы и каркали вороны, будто они чувствовали, что скоро на земле будет большое количество трупов.

В войсках Донского был безудельный князь его знали как искусного человека в военном ремесле и знахаря, что может предсказывать будущее по разным знамениям. В ночь перед битвой они выехали в поле на будущее место и прислушались. Боброк сказал князю Донскому, что его армия победит, но слишком большой ценой.

Битва русских полков

Утром 8 сентября близ места Куликовской битвы должен был озариться рассветом, но вместо него мир поглотил густой туман, который мешал видеть движение полков. Только около 9 утра мгла начала рассеиваться. Русское войско начало занимать боевые позиции: по правую сторону от войска были овраги и заросли реки Нижний Дубок, что впадала в Непрядву, слева находились крутые яры Смолки. Можно сказать, что местом Куликовской битвы является слияние рек, которые впадают в Дон.

Пехота находилась на передовой линии, засадный конный полк прикрывал обозы и места переправы через Дон - единственный путь отступления. Этот полк мог в любой момент помочь сражающимся воинам, но его основная цель заключалась в защите переправ.

Князь Донской сбросил с себя золотые латы и облачился в простой черный плащ. Он присоединился к сторожевому полку, так как хотел первым вступить в битву с врагом. Солдаты и другие князья пытались отговорить его от этой сумасбродной идеи, но Дмитрий был непреклонен: «Победа или смерть, буду рядом с вами, братия, до конца».

Куликово поле, одиннадцать часов утра - вот время и место Куликовской битвы. Татарская рать уже выдвинулась к середине Куликова поля. Две грозные силы шли друг на друга, но вдруг они остановились на некотором расстоянии друг от друга. От татар отделился один воин, похожий по строению тела на Голиафа. В те времена каждую битву нужно было начинать с единоборства. Этого татарского Голиафа звали Челубей. Со стороны русских вышел Пересвет, который изъявил желание сразиться с врагом.

Начало боя

Поединок закончился быстро: противники ударили друг друга с такой силой, что мертвыми упали на землю. Это положило начало сражению.

Татарские конные войска, сбили сторожевые полки, разгромили передовую заставу и на протяжении трех часов пытались прорвать центр и разбить правое крыло русского войска.

8 сентября 1380 года - это дата Куликовской битвы, место сражения одноименное поле в окружении рек. После первой атаки татар русские войска понесли значительные потери, был ранен даже князь Донской, который щеголял в доспехах рядового солдата. Только когда Мамай начал теснить русские полки, в действие был введен частный резерв. Но даже при таком раскладе противнику удалось прорвать левый фланг русского легиона и перейти в тыл основных сил.

В этот же момент по вражеским войскам наносит удар Засадный полк Боброка. Внезапная и стремительная атака этого небольшого войска переменила ход сражения в пользу русской армии. Ряды татарского войска были разбиты, и воины обратились в бегство. Русским войскам удалось продвинуться по ханской ставке на 50 километров. Преследователи безжалостно уничтожали остатки войск Мамая. Обе стороны понесли огромные потери, около 200 тысяч человек было убито.

Роковой просчет

Если бы место Куликовской битвы найдено было, в наше время военные полководцы единогласно заявили, что там слишком мало места для маневров. Исторические записи свидетельствуют, что татарское войско численно превосходило русское, но боевой потенциал они так и не смогли реализовать из-за невозможности развернуться на лошадях. Центр поля имел по фронту всего 5 километров. Татарские войска не были расчлененными на отдельные отряды. Очевидно, Мамай хотел атаковать «в лоб» и одним ударом сломить сопротивление русских войск.

Именно поэтому его и ожидало поражение. Проводя фронтальную атаку в месте слияния рек, Куликовскую битву татары по определению не могли выиграть, так как они не могли обойти или охватить боевой порядок русского войска. Проще говоря, стратегическая инициатива здесь была за русским командованием.

Отдельно хочется отметить то, как сражались главнокомандующие. Мамай смотрел за ходом боя с Красного холма, где находилась его ставка. В свою очередь, князь Дмитрий Донской облачился в простую военную экипировку и выступил в первых рядах своего войска, сражаясь наравне со своими подданными.

Когда князь Донской увидел, что Сторожевой полк терпит поражение в неравной схватке с врагом, он возвращается за главными силами и вводит их в бой. В полдень основные силы русского войска вышли к татарам на встречу.

Кровавое сражение

Полк Правой руки разместился в оврагах и перелесках реки Нижний Дубок, полк Левой руки обосновался в крутогорье реки Смолка. Место Куликовской битвы не позволяло татарскому конному войску обойти русские фланги, это вынуждало их бить в центр.

В русской армии самым устойчивым оказался правый фланг, которому посчастливилось отразить все атаки неприятеля. Но в центре войска, где имели место главные боевые события, спустя три часа татарские войска начали брать верх. Русские войска несли большие потери, особенно пострадали пешие войска. Только благодаря Владимирским и Суздальским полкам положение русской армии было восстановлено, а прорыв неприятеля предотвращен.

В критическом состоянии оказался и левый фланг. Под натиском татар полк Левой руки вынужден был отойти к реке Непрядве. Татары усилили наступательную атаку, у них появилась возможность охватить левый фланг Большого полка, чем они и воспользовались. Только благодаря резервному полку угрозу удалось устранить. Если бы русские войска постигла неудача, то солдатам угрожала бы неминуемая гибель - сзади не было путей к безопасному отступлению. Спрятавшись в оврагах, лесах и кущах на берегах Дона, близ места Куликовской битвы русский войска могли бы подвергнуть себя опасности, ведь татарам ничего не стоило порубить все войско, сорвавшееся с места.

Пока шли сражения на правых и левых фронтах, князь Боброк вместе с войском ожидал в Зеленой дубраве своего звездного часа. Несмотря на то, что силы противника превосходили, Боброк не торопился с помощью, к тому же в лицо дул сильный ветер. Только к трем часам пополудни, когда ветер утих, воевода дал приказ вступать в схватку. Засадной полк появился внезапно с тыла и обрушил свои силы на основные войска татар, которые тем временем увлеченно преследовали остатки левого фланга.

К тому времени золотоордынцы были сильно измотаны, и у Мамая не оставалось резервного подкрепления. Поэтому внезапная и стремительная атака Засадного полка определила ход сражения, плюс ко всему Засадный полк поддержали другие воины русской армии. Так сказать, все, кто еще мог стоять на ногах, пошли в новое наступление.

Татарские войска были загнаны в реку Непрядву, многие из них утонули, а те, кто остался в живых, стали беспорядочно отступать к Красному холму. Видя все это, хан Мамай не стал дожидаться полного и окончательного разгрома своей армии, поэтому позорно бежал с поля боя вместе с малой дружиной. Остатки татарского войска двинулись в южном направлении. Русские преследовали их к реке Красивая Меча, спаслись только те, у кого были запасные лошади, но в целом весь татарский гарнизон был разгромлен, а лагерь с множеством телег, лошадей, верблюдов и прочей утварью достался победителям.

Услышав о том, что войско Мамая побеждено, литовцы, которые находились за 40 километров от Куликова поля, начали отступать так быстро, будто это за ними гнались русские войска. Олег Рязанский, когда услышал, что русские будут идти назад на Москву, бежал в Литву.

Потери

После того, как противников перестали преследовать, князь Дмитрий Донской приказал пересчитать всех воинов, оставшихся в живых. Летописцы писали, что после завершения битвы русская рать насчитала 40 тысяч воинов. Предположительно было потеряно 20-30 тысяч человек. Больше недели русские хоронили своих товарищей, только после достойного погребения войско отправилось в обратный поход.

Обоз русской рати увеличился из-за захваченных у татар кибиток с одеждами, оружием и прочим добром. На родину везли большое количество тяжелораненых воинов. Минуя Рязанские земли, князь запретил воинам грабить и обижать их жителей. 21 сентября армия князя Донского была в Коломне, 28 сентября - победителей торжественно встретили в Москве. Именно за победу над татарами князь Дмитрий получил прозвище «Донской».

Гонцы давно оповестили жителей Москвы о победе на Куликовом поле, и народ начал ликовать. Князя радостно приветствовали подданные и простые жители. Он уделял убогих и нищих, особое внимание уделил вдовам и сиротам, которые остались после убитых воинов. Не забыл он поблагодарить игумена Сергия, благословившего его на битву.

Победу на Куликовом поле сложно переоценить. Успех русской армии разрушил предположение, что Золотая Орда непобедимая. Победа над татарами увеличила количество сторонников объединительного процесса. Все русские князья и земли выразили свою готовность сражаться с татарами. Олег Рязанский признал свои и ошибки и настаивал на том, что все его отношения с Литвой или Золотой Ордой должны контролироваться князем Донским.

Однако победа была недолговременной. В скором времени вместо Орды Мамая было создано новое государство с чингисидом Тохтамышем. После того, как оно провозгласил о своем главенстве в Золотой Орде, русские князья признали его могущество. Казалось, что дата и место Куликовской битвы уже не имели никакого значения. После внезапного нападения Тохтамыша на Москву в 1382 году, даже князь московский вынужден был подчиниться татарскому хану.

После Куликовской битвы русский народ надеялся, что Орда повержена и ярмо татарское навсегда сброшенное. Но к этой мечте предстоял еще очень долгий и тернистый путь.

Сегодня нам свойственно недооценивать значение подвигов Дмитрия Донского. Выискивая глазами на карте России место Куликовской битвы, мы даже представить не можем, каких усилий стоило 600 лет назад собрать и повести в бой такое количество людей, сплотить их, придумать стратегию и победить.

Выводы зарубежных ученых

Зарубежные исследователи оценили Куликовскую битву, как неудачную попытку освобождения Руси от монголо-татарского ига. Русские исследователи говорят, что время правления князя Донского стало поворотным в истории России: после победы в Куликовской битве ему удалось объединить Северо-Восточные земли, центром правления окончательно была признана Москва, после Куликовского сражения иго неумолимо слабело. Но есть и другое мнение, в котором говорится, что времена правления Дмитрия Донского были тяжелыми, а попытка сбросить монголо-татарское иго только усугубила ситуацию.

Как бы там ни было, Куликовская битва сыграла свою роль в истории России. После нее Москву стали опасаться, из-за чего совершались внезапные и жестокие набеги на русские земли. Только героям нужно время, и тогда они обязательно одержат победу. Правда, иногда этого времени требуется слишком много.