Само по себе, а является. «Вызов для меня сам по себе является мотивацией»

Подскажите, нужны ли на месте вопросительных знаков запятые? В их семье было трое детей: дочь Людмила(?) 1925 года рождения, сын Михаил(?) 1928 года рождения, сын Алексей(?) 1930 года рождения.

Запятые нужны.

В справочнике Д. Э. Розенталя сказано следующее. Обычно обособляются несогласованные определения, дополняющие или уточняющие представление о лице либо предмете, который сам по себе (без определения) достаточно конкретен, уже известен. В этой роли выступают имена собственные (они выделяют лицо-предмет из ряда подобных), названия лиц по степени родства.

Вопрос № 297730

Добрый вечер, уважаемая "Грамота"! Очень рассчитываю на вашу помощь: авиационный фестиваль #Пронебо. Нужно ли название мероприятия с хештегом кавычить? Надеюсь на ответ и заранее благодарю!

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки ставить необязательно, поскольку знак хештега сам по себе выполняет выделительную функцию.

Вопрос № 294489

Здравствуйте. Подскажите правильно ли учитель по русскому языку исправил ошибки у ученицы- летать- 6 букв, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных (3 зачеркнута и написана цифра 4), учитель аргументирует это тем, что в звуко-буквенном разборе считается ь знак согласным, но он не имеет звука????

Ответ справочной службы русского языка

Это очень странная логика. Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного, но сам по себе согласным не является.

Вопрос № 284646

Скажите, пожалуйста, неужели сочетание "в том числе" может отдельно от оборота, сама по себе, выделяться запятыми, например: "граждане имеют право предъявить, в том числе, следующие документы: ..."?

Ответ справочной службы русского языка

Сам по себе союз в том числе не обособляется. Присоединительные обороты, начинающиеся союзом в том числе , обособляются.

Вопрос № 283466

Здравствуйте! "На дистанции в 10 раз длиннее Андрей также стал третьим". - Нужно ли выделять запятыми " в 10 раз длиннее" и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не нужны. Конструкция в 10 раз длиннее является несогласованным определением. Несогласованные определения обособляются, если сообщают дополняющую или уточняющую информацию о лице либо предмете, который сам по себе (без определения) достаточно конкретен, уже известен.

Вопрос № 282977
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, ставятся ли запятые в такого рода предложениях:
1. Александр (,) с его болезненной ревностью (,) часто держал меня взаперти.
2. Ладога (,) с ее частыми штормами (,) опасна для...
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Запятые нужны: Александр, с его болезненной ревностью, часто держал меня взаперти. Ладога, с ее частыми штормами, опасна... Обычно обособляются несогласованные определения, дополняющие или уточняющие представление о лице либо предмете, который сам по себе (без определения) достаточно конкретен, уже известен. В этой роли выступают имена собственные (они выделяют лицо-предмет из ряда подобных), названия лиц по степени родства (тоже конкретное выделение), по занимаемому положению, профессии, должности (то же самое), личные местоимения (указывают на лицо, уже известное из контекста). В рассматриваемых предложениях несогласованные определения относятся к именам собственным (Александр, Ладога).

Вопрос № 274829
Доброго времени суток!

Скажите, пожалуйста, можно ли использовать множественное число, если предмет сам по себе обозначает совокупность чего-либо? Например: федеральный и городской бюджет(ы), косметический и капитальный ремонт(ы).

Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Можно, но в Ваших примерах уместнее ед. ч.

Является ли предлог второстепенным членом предложения? например,сколько в следующем предложении второстепенных членов предложения: В каникулы дети гуляли в лесу.

Ответ справочной службы русского языка

Предлог сам по себе не является членом предложения. Он может образовывать второстепенный член предложения в сочетании с самостоятельным словом – существительным, местоимением. В приведенном предложении два второстепенных члена: в каникулы, в лесу.

Вопрос № 268151
"Такой" и "таковой" - в чём разница?
Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

ТАКОВ О Й, -а я, -о е. местоим. прил. Офиц.
Употр. вместо существительного, упомянутого выше. Не купили билета за отсутствием такового. Не встретили поезд по причине неприбытия такового. < Как таково й, в функц. опр.
Взятый сам по себе , безотносительно к чему-л. другому. Вопрос важен как таковой. Любовь как таковая меня не интересует.

Вопрос № 267129
Скажите, пожалуйста: склоняется ли выражение "сам по себе "? Например: кошка, которая гуляет сама по себе - тогда в родительном: нет кошки, которая гуляет... как дальше?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Слова сама по себе не изменяются по падежам: нет кошки, которая гуляет сама по себе, вижу кошку, которая гуляет сама по себе.

Вопрос № 261414
Здравствуйте, команда Грамоты!
Четырежды пытался задать вопрос, но ни разу не получил ответа. Решил, что возможно это конфликт с браузером Опера, какой имеет быть в диктантах. Пишу теперь в Эксплорере.
---------------
Будьте добры, разъясните - возможно ли повествование от второго лица? Как может повествовать (рассказывать читателю) тот, кого принято обозначать "ты", собеседника?
Во избежание двусмысленностей сообщаю контекст возникшего спора: "книга написана от... лица"
От первого и третьего я могу представить, но повестование от второго - что-то меня переклинивает. Меня убеждают, что это обычное дело. Так ли это?
Спасибо за вашу работу. С уважением.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Скорее всего, с браузером эта проблема не связана.

Сам по себе термин "повествование от второго лица" нуждается в объяснении, это нетипичная повествовательная ситуация. Если повествующий обращается к читателю на "ты" (а о себе говорит "я"), то это повествование от первого лица. Если же повествователь обращается на "ты" к своему герою ("Ты встал, умылся, позавтракал..." вместо "Он встал, умылся, позавтракал"), а не к читателю, то, вероятно, предложенный Вами термин может иметь смысл.

Вопрос № 257584
Добрый день подскажите пожалуйста, правильно ли я расставила знаки препинания?
Скидки не действуют, и, отпуск строительной химии (не морозостойкой) производится по категории «В».

Заранее спасибо.

Skorpiosha
Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед и поставлена правильно, а запятую после и необходимо убрать.
Спасибо, а в каких случаях ставится запятая после буквы И? Можете дать ссылку?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос «В каких случаях ставится запятая после и? » мало чем отличается от вопроса «В каких случаях ставится запятая в предложении?». Знак ставится, если того требует синтаксический строй предложения (например, если после и следует обособляемый оборот, вводное слово, придаточное предложение и т. д.), а сам по себе союз и не требует постановки после себя какого-либо знака препинания.

Вопрос № 257523
скажите пожалуйста, какая разница между словами тавтология и плеоназм? по смыслу очень похоже

Ответ справочной службы русского языка

Плеоназм - лексическая избыточность высказывания (когда значение одного слова дублирует смысловой компонент, входящий в значение другого), например: памятный сувенир (сувенир – это уже "подарок на память"), ледяной айберг (айсберг сам по себе "ледяная глыба"). Надо отметить, что некоторые обороты, изначально плеонастичные, через канцелярскую речь все-таки пробираются в литературный язык (февраль месяц, на сегодняшний день ).

Тавтология – неоправданное соседство однокоренных слов (следует отметить следующие особенности текста ).

Вопрос № 255967
Здравствуйте!
Подскажите в каких случаях запятая перед сложноподчинительными союзами НЕ ставится!Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Сам по себе союз никогда не является основанием для постановки знаков препинания, в том числе запятых. Запятая разделяет предикативные части сложноподчиненного предложения, а не является атрибутом союза.

Само по себе ничто не имеет существования

Вопрос: Я слушаю вас и понимаю, что бесполезно задавать вам вопросы. Каков бы ни был вопрос, вы неизменно оборачиваете его против него самого и приводите меня к основному факту, что я живу в созданной мной самим иллюзии и что реальность невыразима в словах. Слова только ещё больше запутывают, и единственный мудрый путь - безмолвный поиск внутри.

Махарадж: В конце концов, иллюзию создаёт ум и ум же от неё освобождается. Слова могут усилить иллюзию, слова могут и рассеять её. Совсем не плохо снова и снова повторять одну и ту же истину, пока она не станет реальностью. Обязанности матери не заканчиваются с рождением ребёнка. Она кормит его день за днём, год за годом, пока он не перестанет в ней нуждаться. Люди нуждаются в словах, пока факты не начинают говорить громче слов.

В: Значит, мы дети, которых кормят словами?

М: Пока вы считаете слова важными, вы дети.

В: Хорошо, тогда будьте нашей мамой.

М: Где ребёнок был до своего рождения? Разве он был не с матерью? Он мог быть рождён только потому, что он уже был с матерью.

В: Но ведь очевидно, что мать не носила ребёнка в себе, когда сама была ребёнком.

М: Потенциально она была матерью. Выйдите за пределы иллюзии времени.

В: Ваш ответ всегда одинаков. Как часовой механизм, который снова и снова отмечает боем одни и те же часы.

М: С этим ничего нельзя поделать. Как одно и то же солнце отражается в миллиардах капелек росы, так и безвременное повторяется без конца. Когда я повторяю: «Я есть, я есть», - я просто утверждаю и подтверждаю неизменный факт. Вы устаёте от моих слов, потому что не видите за ними неугасимой истины. Прикоснитесь к ней, и вы поймёте весь смысл слов и безмолвия.

В: Вы говорите, что маленькая девочка уже является матерью её будущего ребёнка. В потенциале - да. В действительности - нет.

М: Потенциальное становится действительным посредством мышления. Тело и его деяния существуют в уме.

В: А ум есть сознание в действии, и это сознание является обусловленным (сагуна ) аспектом Я. Необусловленное (нигуна ) - это другой аспект, и за его пределами лежит бездна абсолюта (парамартха ).

М: Совершенно верно. Вы очень красиво это выразили.

В: Но для меня это пустые слова. Слушать и повторять их недостаточно, их надо пережить.

М: Вас останавливает только поглощённость внешним, которое мешает сфокусироваться на внутреннем. Этому нельзя помочь, вы не можете обойти садхану . Вам надо отвернуться от мира и устремиться внутрь, пока внутреннее и внешнее не сольются воедино. Тогда вы сможете выйти за пределы обусловленного, будь то внешнее или внутреннее.

В: Я полагаю, необусловленное - это всего лишь одно из понятий обусловленного ума. Само по себе оно не существует.

М: Само по себе ничто не существует. Всё нуждается в своём собственном отсутствии. Быть - значит быть различимым: быть здесь, а не там, быть сейчас, а не потом, быть таким, а не другим. Как форма воды определяется сосудом, так и всё определяется условиями (гунами ). Как вода остаётся водой, независимо от сосуда, как свет остаётся светом, независимо от производимого им цвета, так и реальное остаётся реальным, независимо от условий, в которых оно отражается. Зачем же держать в фокусе сознания только отражение? Почему не само реальное?

В: Сознание само является отражением. Как оно может удерживать реальное?

М: Знать, что сознание и его содержимое являются просто отражениями, изменчивыми и недолговечными, - значит держать в фокусе реальное. Отказ видеть в верёвке змею является необходимым условием, чтобы увидеть верёвку.

В: Только необходимым или также достаточным?

М: Надо также знать, что верёвка существует и выглядит как змея. Человек должен знать, что реальное существует и имеет природу сознания-свидетеля. Конечно, оно за пределами свидетеля, но чтобы вступить в него, человек должен реализовать состояние чистого свидетельствования. Осознание условностей приводит человека к необусловленному.

В: Можно ли испытать необусловленное?

М: Знать обусловленное как обусловленное - это всё, что можно сказать о необусловленном. Утвердительные термины - просто намеки, которые вводят в заблуждение.

В: Можно ли говорить о наблюдении реального?

М: Как? Мы можем говорить только о нереальном, иллюзорном, преходящем, обусловленном. Чтобы выйти за пределы этого, мы должны пройти через полное отрицание всего имеющего независимое существование. Все вещи зависимы.

В: Отчего?

М: От сознания. А сознание зависит от свидетеля.

В: А свидетель зависит от реального?

М: Свидетель - это отражение реального во всей его чистоте. Он зависит от состояния ума. Там, где преобладают ясность и непривязанность, появляется сознание-свидетель. То же самое можно сказать и о чистой и спокойной воде, в которой появляется образ луны. Или о солнечном свете, проявляющемся в блеске бриллианта.

В: Может ли существовать сознание без свидетеля?

М: Без свидетеля оно становится бессознательным, просто жизнью. Свидетель скрыто присутствует в каждом состоянии сознания, как свет присутствует в каждом цвете. Не может быть знания без знающего и знающего без своего свидетеля. Вы не просто знаете, вы также знаете, что вы знаете.

В: Если нельзя пережить необусловленное, поскольку все переживания обусловлены, то зачем вообще об этом говорить?

М: Как может существовать знание об обусловленном без необусловленного? Должен быть источник, из которого всё это проистекает, основание, на которое всё опирается. Самореализация - это прежде всего знание о своей обусловленности и осознание того, что бесконечное разнообразие условий зависит от бесконечной способности обусловливаться и рождать разнообразие. Для обусловленного ума необусловленное проявляется одновременно и как тотальность, и как отсутствие всего. Ни то, ни другое нельзя пережить, но от этого они не становятся несуществующими.

В: Это не чувство?

М: Чувство - это тоже состояние ума. Как здоровое тело не требует к себе внимания, так и необусловленное свободно от переживаний. Возьмите, например, переживание смерти. Обычный человек боится умирать, потому что он боится перемен. Джняни не боится, потому что его ум всегда готов. Он не думает: «Я живу». Он знает: «Это жизнь». В ней нет ни изменений, ни смерти. Смерть кажется изменением во времени и пространстве. Там, где нет ни времени, ни пространства, откуда взяться смерти? Джняни уже мертв для имени и формы. Как их потеря может повлиять на него? Человек путешествует на поезде из одного места в другое, а человек вне поезда движется в никуда, поскольку он не связан направлением. Ему некуда идти, нечего делать, нечем становиться. Те, кто строит планы, будут рождены, чтобы их осуществить. Те, кто не строит планов, не нуждаются в рождении.

В: В чём цель боли и наслаждения?

М: Они существуют сами по себе или только в уме?

В: Тем не менее, они существуют. Отвлечёмся от ума.

М: Боль и удовольствия - это просто симптомы, результаты ошибочного знания и ложных чувств. Результат не может иметь собственную цель.

В: В божественной экономике всё должно иметь какую-то цель.

М: Что вы знаете о Боге, что можете так уверенно о нём говорить? Что для вас Бог? Звук, слово на бумаге, понятие в уме?

В: Его властью я был рождён и остаюсь живым.

М: И страдаете, и умираете. Вы довольны?

В: Возможно, я сам виноват в том, что страдаю и умираю. Я был создан для вечной жизни.

М: Почему вечность для вас всегда в будущем, а не в прошлом? Что имеет начало, должно иметь и конец. Бесконечно только безначальное.

В: Бог может быть просто концепцией, действующей теорией. Но тем не менее очень полезной концепцией!

М: Для этого она должна быть свободна от внутренних противоречий, чего не наблюдается. Почему бы не поработать над теорией, в которой вы являетесь своим собственным творением и творцом? По крайней мере, тогда не будет внешнего Бога, с которым надо бороться.

В: Мир так сложен и богат - как я мог создать его?

М: Вы достаточно знаете себя, чтобы говорить, что вы можете и чего не можете? Вы не знаете своих возможностей. Вы никогда их не исследовали. Начните с себя.

В: Все верят в Бога.

М: Для меня вы являетесь своим собственным Богом. Но если вы не согласны, будьте упорны до конца. Если Бог есть, тогда всё является его творением и создано во благо. Принимайте всё происходящее с радостью и благодарностью в сердце. Любите все существа. Это тоже приведёт вас к вашему Я.

Из книги Я есть То автора Махарадж Нисаргадатта

33 Всё происходит само собой Вопрос: Джняни умирает?Махарадж: Он за пределами жизни и смерти. То, что мы считаем неизбежным, - родиться и умереть - для него лишь способ выражения движения Неподвижного, изменения в неизменном, конца в бесконечном. Для джняни очевидно, что

Из книги О ПЛОТИ ХРИСТА автора

61 Материя - это само сознание Вопрос: Мне повезло, я всю жизнь находился рядом со святыми. Этого достаточно для самореализации?Махарадж: Это зависит от того, что вы об этом думаете.В: Мне говорили, что сатсанг автоматически действует освобождающе. Как река несёт всё к

Из книги Тибетская Книга Мертвых автора Тодол Бардо

16 - 17. Плоть Христа - человеческой природы, но не имеет на себе первородного греха. Символические образы первого и последнего Адама, Евы и Девы Марии 16.Кроме того, известный Александр , из страсти к мудрствованию, по складу еретического ума, выступает так, будто мы

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

САМО ВОПЛОЩЕНИЕ Если ты вынужден войти внутрь Чрева, прими это учение! Слушай внимательно! Не входи в первую попавшуюся дверь, что растворится перед тобой сама. Если злые духи толкают тебя на это, рассей их чары, собрав внимание на святых, Спасителе, на Великом Знаке. На чем

Из книги О подражании Христу автора Кемпийский Фома

Что означает высказывание «Царство, разделившееся само в себе, опустеет»? Иеромонах Иов (Гумеров)В ответ на клевету фарисеев Спаситель наш приводит пример из реальной жизни. «Поистине, не столько гибельны внешние войны, - пишет святитель Иоанн Златоуст, - сколько

Из книги Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 3 автора Великий Василий

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

О том, что какое отношение имеет Сын к Отцу, такое же имеет Дух к Сыну Поэтому–то Сын есть Слово Бога, а Дух -глагол Сына. Ибо сказано: «нося всяческая глаголом силы Своея» (Евр. 1, 3). И поскольку Дух - глагол Сына, то поэтому и глагол Божий. Сказано: «меч Духа, иже есть глагол

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

11. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. 12. Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; 13. ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

25. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. (Мк. 3:23-25; Лк. 11:17). Подробная речь о том же у Марка; но у Луки еще короче, чем у Матфея, с незначительной разницей в

Из книги Трактаты автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

12. ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; (Мк. 4:25; Лк. 8:18). "Кто имеет" как в русском, так и в греческом, - придаточное предложение, не имеющее главного, хотя речь совершенно правильна и понятна. Это nominativus absolutus (см. прим. к

Из книги Личность и Эрос автора Яннарас Христос

19. ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. 20. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21. но не имеет в

Из книги Бог не хочет страдания людей автора Ларше Жан-Клод

26. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. 27. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Чтобы показать, что в этом обещании - воскрешать мертвых в собственном смысле этого слова, нет и следа какого-либо

Из книги автора

48. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. См. 5:45. Слово... будет судить. На последней инстанции суд будет производить не лично Христос, а возвещенное Им слово: люди будут судимы постольку,

Из книги автора

Из книги автора

§ 95. ГРЕХ: ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НИЧТО КАК СОБЫТИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ Упорство в апостазе индивидуальности означает неудачу человека быть тем, что он "поистине" есть, то есть означает отпадение от Бытия. Это своего рода существование "вопреки" существованию, способ

Из книги автора

Страдание само по себе не является источником духовных благ, которые можно из него извлечь Страдание никогда не является источником духовных добродетелей, которые можно из него извлечь. Оно является только благоприятным поводом. Страдание само по себе не производит

Но позвольте! Тогда выходит, что человек познает то, что его окружает, то есть внутреннюю реальность Бога, создавая в себе, а стало быть, в Боге, упорядоченные структуры, повторяющие познаваемые им упорядоченности, стало быть, внутреннюю реальность Бога…. Сказка про белого бычка тогда получается!

А вот и нет. Дело в том, что человек создает новые смыслы, не существовавшие ранее! Помните, мы с вами говорили, что невозможно понять смысл незнакомого процесса, наблюдая только его часть? Для того чтобы понять смысл чьих-то поступков, мы должны видеть то же, что видел тот, кто совершал поступок, чувствовать то же, что и он, и видеть результаты действий - то есть причины и следствия процесса должны быть сосредоточены на нашем же уровне! Поскольку мы меньше мира, появились позднее, а познаем часть мира, на которую влияют его остальные части, мы вкладываем в познанное совсем иной смысл.

Никогда человеку не познать Бога - смыслы, которые содержит в себе всемирное сознание, сопровождающие процессы движения Вселенной, навсегда останутся для нас непостижимыми. Есть только последовательное приближение к этим смыслам - но человек всегда будет меньше мира, всегда останется его частью и никогда не постигнет сознание Бога, частью которого он является. Это так же невозможно, как невозможно вашей руке понять вас, понять процессы, идущие у вас в сознании. Только здесь разница масштабов и сложности еще больше. Сознание мира чувствует человека прямо, непосредственно, человек Бога вычисляет косвенно и никогда не ощущает целиком. Так что говорящий от имени Бога просто поддался собственным иллюзиям. Одно и то же ощущение в разных обстоятельствах порождает разный смысл.

Но для процесса познания это неважно. Ведь несмотря на иной смысл, сознание все равно копирует истинные закономерности. Мы - создающее смыслы зеркало сознания мира.

А поскольку смыслы, содержащиеся в нас, немного иные, то и наше сознание производит в себе не только наблюдаемую упорядоченность, повторяя в себе часть ощущений сознания мира, но и упорядоченность, связанную со своими смыслами, и распространяет вокруг себя новую, иную, непохожую на природную упорядоченность (см. рис. 7).

Человек является частью механизмов, развивающих мир. Он создает новые смыслы и новые упорядоченности. Он и познает, и создает мир, являясь в то же время его частью и частью Божественного сознания - и имея ту же природу, что и сознание нашего мира.

То есть человек является как бы второй (насколько нам известно) волной развития сознания мира.

Но ведь человек не является пассивным созерцателем! Человек активен в своем познании, он влияет на процессы вокруг себя, он вмешивается в работу мира. Здесь естественно задать вопрос: каким образом мы взаимодействуем с сознанием мира, с Богом?



Я вам отвечу. Мы в ходе нашей деятельности, а особенно - в ходе нашего мышления, которое предшествует нашей деятельности, вносим в мир новые смыслы. Вносим их непосредственно в упорядоченности, составляющие основу сознания Бога. Каждый раз, срывая былинку или сажая дерево, мы добавляем в сознание Бога новое ощущение двумя способами - чувствуя и понимая само действие (это мы способны осознать) и внося изменение непосредственно в упорядоченность мира, а стало быть, в его сознание (смысл, появляющийся в нем при этом, остается для нас непостижимым).

То есть человек создает новое во всемирном сознании по меньшей мере двумя способами - чувствуя сам и впрямую физически воздействуя на мир. Но есть и еще два способа!

Один из них - это воздействие через коллективный разум человечества. Другой - непосредственное воздействие мыслью.

Собственно, это один способ, просто влияние через коллективный разум человечества более эффективно.

Но подробно рассматривать мы их будем дальше. Пока скажу лишь, что мысль человека, будучи субъективной стороной процессов, происходящих в объективной реальности мира (субъективной реальности Бога), материальна. Она общая для человека и для всемирного сознания одновременно и способна, разумеется, оказывать воздействия на события, происходящие в мире.

Для этой части главы, думаю, информации достаточно. Нам еще предстоит понять одно из важнейших правил поведения в этой реальности. Пока подведем итог.



Наш мир обладает сознанием, которое мы называем Богом. Человек - логический продукт тех же закономерностей, что и Бог, часть Бога, верит он в создателя или нет, религиозен он или нет, и участвует в создании нашего мира, его усложнении. Человек участвует в смысловом создании мира и способен взаимодействовать с его сознанием, воздействуя на мир напрямую и при помощи мысли, которая является частью сознания Бога.

Добро и созидание

Мой дорогой читатель, прежде чем мы с вами перейдем к рассмотрению аспектов воздействия человека на мир, нам предстоит понять одно из важнейших правил поведения, действующих в этом мире.

Это правило имеет прямое отношение к пониманию сознания нашего мира. Пусть мы не можем понять мыслей Бога и присущих Ему смыслов - но для подлинного понимания это и не нужно. Подумайте сами: разве вы всегда и во всем понимаете даже самого близкого человека, даже лучшего друга? Разве вы можете сказать, что вам известны все его мысли, все его чувства? Конечно, нет. Даже несмотря на то, что вы умеете читать мысли, - все равно для вас (как и для любого человека) не откроется полностью доступ в душу, сознание и подсознание, мысли, чувства, разум другого человека. Однако это не мешает нам составить какое-то представление об этом человеке - мы формируем в себе некое ощущение, позволяющее нам в целом чувствовать сущность этого человека. При этом нам вовсе нет нужды ощущать, о чем конкретно думает наш друг, - нам достаточно чувствовать, в каком направлении идут его мысли, и наслаждаться совместным движением.

Точно так же нам нет нужды знать все мысли и ощущения сознания мира досконально. Ведь главное, что мы можем ощутить фундаментальное направление, ощутить принцип, суть.

Итак, правило. Оно гласит, что созидание и добро есть фундаментальные понятия, связанные с существованием человека.

Вы разочарованы? Вам кажется, что это слишком отдает нравоучением? Призывом делать добро непонятно чего ради?

Нет, это не так. Это - не нравоучение, это именно правило, закон, обусловленный самой физической природой нашего мира, из которого имеются практические следствия, независимо от того, принимать его или не принимать.

Давайте порассуждаем, чтобы понять, почему это так.

Мир, обладающий сознанием, как мы уже знаем, создает более сложную упорядоченность на основе упорядоченности более простой. На этом основан весь наш мир - на постоянном развитии и усложнении закономерностей, действующих в нем, на создании все более сложного и разветвленного порядка.

Человек, являясь частью мира и частью Бога, естественно, является продуктом той же закономерности - он творит более сложную упорядоченность, используя энергию, содержащуюся в более простых, и является по определению элементом Бога.

Следовательно, человек и Бог движутся в одном направлении. И мысли человека, которые, как мы знаем, тоже являются мыслями Бога, должны встречать меньшее сопротивление на том же направлении движения, в котором движется сознание Бога в целом.

И, как мы опять-таки знаем, в мире существует энтропия, которая стремится нарушить любую упорядоченность. Она увеличивает хаос, стремясь разрушить порядок, потому что при этом освобождается энергия. От энтропии не избавиться и, чтобы извлечь нужную для существования энергию, ее придется использовать.

Однако есть два способа использования энтропии. Первый способ - это просто освободить энергию, полученную от порядка низкого уровня. Эта энергия распространится вовне, перемешав все упорядоченности и создав хаос сразу на нескольких уровнях. Простой пример: существует набор поленьев, представляющих собой порядок низкого уровня. Мы разжигаем костер и бросаем туда поленья. Происходит разрушение порядка и создание хаоса сразу на нескольких уровнях: разрушается сама упорядоченная структура древесины, кроме того, нарушается порядок поленницы - аккуратно сложенных поленьев больше нет. Но зато сколько энергии выделяется - сколько тепла! Но вместе с тем и сколько хаоса - если эта энергия не потрачена на созидание. Количество энтропии в мире увеличилось. Если не взять процесс под контроль, то энтропия будет увеличиваться и дальше: скажем, может начаться лесной пожар.

Второй способ использования энтропии: разрушив одну упорядоченность, создать упорядоченность следующего уровня, например смысловую. В этом случае баланс энтропии остается неизменным - одна упорядоченность исчезла, новая, более сложная, появилась. Например, разожгли костер - но не просто так, а чтобы пустить выделяемую энергию на то или иное созидание: допустим, приготовить пищу. Или хорошо поели - но после этого вовсе не легли на диван, прислушиваясь к тому, как организм страдает и мучается от обжорства, - а с новыми силами развили такую бурную творческую деятельность, что сделали открытие, способствующее прогрессу человечества, да еще и внедрили его в производство. Хаос не увеличился. Сколько разрушения вы внесли в мир (уничтожив запас продуктов), столько же и созидания по вашей милости добавилось в мире.

Стало быть, в мире есть и два способа действий. Один увеличивает хаос, другой - нет.

Но что же означает увеличение хаоса? Это означает нарушение упорядоченности того или иного уровня. А если упорядоченность нарушается, то что при этом ощущает сознание? Что в нем происходит?

В нем происходит разрушение смыслов. Изменение или уничтожение значений. Разрушение упорядоченности означает разрушение сознания. Мы - часть мира, и наше сознание - часть мира. А потому все, что происходит вовне, тут же отзывается внутри.

Любое созидательное действие человека увеличивает упорядоченность в мире - а значит, и его личную упорядоченность, упорядоченность его сознания. Любое разрушительное действие разрушает и самого человека - увеличивая хаос в его сознании.

А что мы чувствуем, когда что-то вне нас разрушается, то есть когда разрушаются и существующие в нас значения предметов? Мы испытываем неприятные эмоции. Грусть, тоску, злость, обиду. И не случайно ведь, разрушая что-то вовне, мы уничтожаем и свою собственную упорядоченность. Мы производим разрушение - а это и есть то, что мы сами же называем злом.

А вот когда мы разрушаем упорядоченность одного уровня - более грубую, материальную - чтобы создать упорядоченность более тонкую, смысловую, мы не только проделываем работу по совершенствованию, усложнению и утончению нашего мира - мы тем самым совершенствуем себя, делаем более тонким и сложным инструментом свое сознание. Это означает, что созидательные действия каждого человека связаны не только с усложнением значений окружающего мира, но и с совершенствованием себя. Что мы испытываем, когда созидаем что-то? Мы испытываем положительные эмоции. Мы ощущаем, что возникают новые смыслы, мы радуемся новым возможностям и процессу познания. Созидание - это и есть то, что обычно называют добром.

Направление движения Бога, как его определяет человек, - то же самое. Он усложняет и созидает. Он таким образом с человеческой точки зрения творит Добро. Если человек настроился на то же направление движения, то он созидает - и ощущает мир как созидание.

Вы обратили внимание, что в нашем мире невозможно жить, вообще ничего не разрушая? И глуп тот, кто стремится к одному лишь добру - созиданию и начисто отвергает зло - разрушение. Невозможно создать новое, не разрушив старое. Чтобы начали работать силы добра, нужно сначала дать отработать силам зла. Другое дело, что каждый выбирает сам: только разрушать (и тогда он разрушает и себя) или разрушать, чтобы созидать (и тогда он созидает и себя).

К сожалению, понятия добра и зла вообще, а особенно у человека, сильно зависят от точки зрения. Нас оштрафовал сотрудник ГАИ, когда мы вели машину, хлебнув пивка, и мы называем это злом. Коммунисты, как и фашисты, полагали, что творят добро, однако для многих это обернулось злом в его чистом виде. Племенному шаману не нравится, что кто-то из дикарей учится читать, выходя таким образом из-под его власти, и он объявляет грамотность злом. Разные оценки добра и зла появляются, когда появляется граница между двумя системами упорядоченности одного уровня. Мы воспринимаем себя с машиной как одну упорядоченность, а ГАИ - как другую, враждебную. Шаман воспринимает законы своего племени как свою «территорию», а все, что в эти законы не вписывается, - как другой, враждебный порядок. Но Бог, он же Мир, - один, и в нем нет границ.

Мир намного больше, чем СССР, Германия и тем более шаманское племя. И он рано или поздно, пусть не сразу, но все же расставляет все на свои места, потому что мир, а стало быть Бог и все люди в нем все же движутся путем созидания. А это значит, что линия движения одного человека, как бы он не был силен, рано или поздно (пусть не в этой жизни, и даже не в следующей, а через много-много жизней) будет направлена на путь созидания новых значений и усложнения порядка мира. Точно так же, как куча песка рано или поздно будет разметена ветром - как бы песчинки не цеплялись за свое положение в куче. Точно так же, как трава, которая все равно пробьется из земли, как бы мы ее не жгли и не вытаптывали.

И если главнейшее направление развития мира - созидание нового через разрушение старого, то человек, не созидающий, а лишь разрушающий, будет постоянно сметаться с пути эволюции и испытывать от этого жуткие страдания. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не поумнеет и не поймет, что надо переходить на путь созидания и делать это для своего же блага, для того, чтобы наконец перестать разрушаться и страдать.

Итак, статистический выигрыш всегда на стороне созидания и добра. Нет, я не буду агитировать за то, чтобы вы немедленно начали творить добро и с пеной у рта отстаивать свои убеждения о добре и зле на каждом углу. Никогда нельзя забывать, что там, где есть личная точка зрения, суждение о добре и зле для всех всегда неистинно. Что есть добро - решается только в рамках всего мира. Я просто обращусь к вашему рационализму. Созидание более выгодно, потому что в ходе его больше вероятность создать новые значения, а не разрушить старые, а значит, больше вероятность созидать, усложнять и совершенствовать, а не разрушать себя. Итак, наш вывод.

Каким был ВЭБ, когда вы пришли?

Это назначение было для меня неожиданным, если честно. За три недели до этого я вообще не мог представить, что буду назначен на такую должность, я никогда не думал, что окажусь в государственной организации. Я считал, что это не моя стихия. Конечно, я привык менять какие-то организации советского типа. Но все равно Сбербанк находится в коммерческом поле, и это мне более понятно. Тем не менее судьба сложилась так, как сложилась. Итак, когда я здесь появился, первое ощущение, что это pure «совок». Здание 1980-х годов, здесь сидели разные министерства и ведомства, перестроить его очень трудно. Мы вот сейчас переделываем крылья под open space, но само здание фундаментально изменить невозможно. В вестибюле стояли такие темные «стаканы», было ощущение, что ты приходишь в склеп. Председателю полагался отдельный лифт, на этаже сидел милиционер, столовой не было. И люди, и подходы, и ценности, и запахи, и атмосфера - какой-то атавизм 1980-х. Здесь даже не было мобильной связи, я уже про вай-фай не говорю.

А вас уговаривали три недели?

Вы знаете, меня, наверное, не надо было уговаривать, потому что я такой человек - принимаю вызовы. Вызов для меня сам по себе является мотивацией. Мне интересно в жизни что-то создать, сформировать, запустить что-то новое. Это был очень серьезный вызов, потому что банк находился на грани дефолта, из шести ковенантов пять было на грани пробития, поначалу невозможно было даже оценить, каков реальный масштаб проблем. Я пришел в банк, попросил посмотреть мгновенную ликвидность, а мне говорят: можно, но через неделю. Я говорю: как через неделю? Мгновенная ликвидность - это прямо на момент, на сегодняшние сутки. А они мне отвечают, что у них нет таких механизмов.

Вас называют человеком Германа Грефа.

Я очень уважаю Германа Оскаровича, он как реформатор, как макроэкономист очень многому меня научил.

А вы давно знакомы?

Мы пересекались, но близко не были знакомы до того момента, пока я не начал работать в Сбере.

Вам сам президент позвонил?

У меня была встреча с президентом, перед этим с премьер-министром. Видимо, было несколько кандидатов. И вот на нескольких встречах меня спрашивали, какая у меня мотивация, и я сказал, что меня мотивирует вызов. ВЭБ - это институт развития страны, во мне живет желание развивать страну.

На самом деле президент, на тот момент премьер-министр, Путин создавал Банк развития и говорил все те же слова про институт развития, которые произносите сегодня и вы. Что тогда пошло не так?

Ошибка банка была в том, что у нас не было фокуса. В этом особенность русской модели управления, у нас никогда не бывает фокуса, мы все время раскидываемся на многое - все надо делать, все очень быстро, все побежали и так далее. Здесь было то же самое. ВЭБ - институт развития, значит нужно развивать все: и сельское хозяйство, и любые отрасли промышленности. Но нельзя охватить необъятное. Все-таки это не гигантский банк, который, знаете, мог себе позволить иметь неограниченный капитал и неограниченное фондирование. Произошло распыление портфеля. Плюс, учтите, в то время была хорошая конъюнктура, можно было взять деньги на Западе, а размещать здесь. Внешэкономбанк привлекал средства на мировых рынках капитала по относительно низкой ставке, что позволяло развивать долгосрочные проекты в России, наращивать кредитный портфель.

Двадцать миллиардов долларов на момент вашего прихода.

Да. С 2008 года фактически изменилось все. После того как фундаментально изменилась банковская система в Америке, фундаментально изменилась и эффективность вложений в России. А прежняя модель продолжала существовать. Есть еще один нюанс. Коммерческие банки кредитуют более короткие проекты, в основном с риском на саму компанию. А в ВЭБе кредитовались проекты на SPV (special purpose vehicle). На то, чтобы их построить и запустить, нужно было где-то пять-семь лет. Это более длинные проекты с большим риском. Действующая модель этого не учитывала, а ориентировалась на опыт коммерческих банков. Взять деньги, разместить, без учета длительных сроков, плюс заемное финансирование по факту оказалось непомерно дорогим. Эти обстоятельства всю эту модель и обрушили. Наверное, система рисков в целом не была отлажена. Есть хорошие заводы, но недооценены риски. Продукция некоторых заводов не нужна ни в России, ни за границей, изменился рынок. Например, у нас есть СТЭС во Владимире, предприятие, которое производит утеплитель. И вроде бы потребителю он нужен, но на самом деле это полуфабрикат. На рынке востребован не утеплитель как таковой, а кожух с утеплителем на трубу. Другой пример - мебельная фабрика «Мекран», там установлено новейшее оборудование, лучше любой итальянской фабрики. Но она рассчитана на дорогой сегмент. Считалось, что надо замещать дорогую итальянскую мебель. Пока шла подготовка к Олимпиаде, строились гостиницы, в этом была потребность, потом рынок скукожился и оказалось, что такого продукта не требуется. И вот такой большой завод дорогой мебели оказался ненужным, мы сейчас его переформатируем в другой сегмент. То есть это стечение обстоятельств. И качество проектов, и то, что они длинные, и ситуация на рынке, и санкции - все это вместе сыграло.

ВЭБ в прежнем виде напоминал такую кубышку правительства, откуда брали деньги на что угодно.

Ну в прямом смысле все-таки нет. Кубышка - это когда там деньги есть. Дело в отсутствии фокуса, как я уже сказал. Существовали отдельные проекты, поручения, которые давались ВЭБу. Среди них встречались и неплохие. «Мираторг», кстати, был сформирован по поручению. Разве это плохой проект? Тогда в стране вообще не было отрасли по производству говядины. Это была совершенно новая идея - привезти в Брянск этих ковбоев с новой технологией. Никто в это не верил, а в результате мы имеем теперь первоклассного игрока, все полностью профинансировал ВЭБ по поручению. Но поскольку в целом фокуса не было, ВЭБ со временем перестал играть предназначенную ему роль института развития.

Какую стратегию ВЭБ выбрал для работы со старым портфелем, в первую очередь с проблемными активами?

Весь кредитный портфель ВЭБа составляет порядка 2,2 трлн рублей. Когда мы только начинали работать в прошлом году, в «черной» зоне находилось примерно 1,5 трлн рублей, из них на сегодняшний день удалось принять решение по проектам стоимостью около 1 трлн рублей.

С начала 2017 года мы реализовали только четыре актива, которые принесли нам 4 млрд рублей прибыли. По всем остальным проектам, какими бы сложными они ни были, мы приняли другую стратегию, так называемый подход turn around. Смысл в том, чтобы сначала запустить каждый из проектов и увеличить его стоимость. Потому что если предприятия не работают, продать их можно только по остаточной стоимости, а это для нас прямой убыток. Так мы сделали по целому ряду предприятий в деревообработке, сельском хозяйстве, запустили несколько промышленных площадок, например в Оренбургской области. Все они сегодня приносят доход, большинство вышло на операционную прибыль.

Тем не менее в начале октября вы начали подготовку к банкротству концерна «Тракторные заводы» (КТЗ).

Некоторые активы, действительно, не получилось запустить, по ним пришлось принять дефолтную стратегию. Это два крупных объекта, которые долго «висели» на плечах ВЭБа и требовали жесткого, но правильного и понятного решения.

Первый - как раз КТЗ. В декабре прошлого годы мы предложили его собственникам план реструктуризации, чтобы вложить дополнительно 5 млрд рублей и вытащить концерн из дефолта. Но текущие собственники КТЗ не совершили действий, установленных планом, поэтому на последнем наблюдательном совете была принята дефолтная стратегия. Это большой актив, в концерне работает порядка 20 000 человек, поэтому мы предусматриваем план, который позволит не допустить остановки предприятия.

Второй актив - «Чек-Су», проект добычи марганцевых руд в Хакасии. Еще в советское время они были определены как трудноизвлекаемые. Почти год мы вместе с ведущими российскими и международными экспертами пытались понять, можно ли с новыми технологиями разрабатывать эти месторождения. В итоге пришли к выводу, что на сегодняшнем этапе это невозможно.

Есть и другой пример - производитель индейки «Евродон». В прошлом году мы сделали реструктуризацию, но зимой случился форс-мажор, болезнь унесла 30% поголовья птицы. Мы еще раз рассмотрели этот кейс и вместе с совладельцем и гендиректором «Евродона» Вадимом Ванеевым разработали программу реструктуризации, чтобы провести очистку зараженных птичников, загрузить их и позволить компании выйти на плановые показатели - теперь уже не по заселению птичников, а по выпуску продукции.

Что сейчас происходит с олимпийскими объектами ВЭБа?

В прошлом году была принята большая реструктуризационная программа для всех объектов. Мы продлили кредиты на 25 лет по ставке 2,5% годовых. Реструктуризация позволила нормально существовать всему морскому кластеру, который сейчас работает с положительной EBITDA, несмотря на то что год оказался сложным для Сочи - большую часть турпотока забрала Турция.

По горному кластеру немного другая ситуация, по этим объектам было сделано больше капитальных вложений. Возможно, потребуются дополнительные решения, но они будут уже фрагментарными. Основной шаг сделан - на таких коротких трехлетних кредитах, какие были у олимпийских объектов, инфраструктурные проекты не делаются.

Что происходит с проектом застройки завода «Слава»?

У нас был в свое время план по застройке этой территории. Проект разрабатывался до 2014 года, когда были совсем другие цены на коммерческую недвижимость, он предполагал высокую аренду при небольшом предложении площадей. Сегодня такая модель не работает. Поэтому мы с иностранными инвесторами изучаем возможность реализовать совсем другой проект, с другой бизнес-логикой.

Как вы решили проблему с фондированием, после того как для ВЭБа фактически закрылись западные рынки капитала?

В прошлом году у нас была острая - порядка 300 млрд рублей - нехватка ликвидности. Сегодня у нас около 300 млрд рублей профицита.

Мы активно работали на российском рынке капитала, кроме того, заключены соглашения о привлечении финансирования в юанях в Китае, эквивалентного $3,5 млрд.

Но нам как институту развития нужно фондирование по ставкам ниже рыночных. Наш наблюдательный совет определил 26 отраслей, которые мы должны финансировать. Проекты в этих отраслях безубыточные и важные для экономики, но при этом не высокодоходные, в которые не заходят коммерческие банки. Сейчас у нас есть около 300 проектов, с которыми можно работать в будущем, но для этого нам нужны длинные - как минимум десятилетние - и дешевые деньги. Для этого совместно с Минэкономразвития мы реализуем фабрику проектного финансирования. Ее суть заключается в предоставлении финансирования через три транша. Есть транш, который предоставляет ВЭБ, при этом ВЭБ свою ставку субсидирует. Есть транш, под который выделяется гарантия Минфина, чтобы была возможность привлекать деньги пенсионных фондов. И есть транш, предназначенный для коммерческих банков. Зачем это надо? Банки часто говорят, что у них есть деньги, но нет проектов. Почему? Потому что риски высоки. Фабрика позволяет сделать для них приемлемой часть риска - через гарантии Минфина и субсидии. Планируем, что первые сделки можно будет заключить уже в феврале следующего года, а совокупный объем финансирования от ВЭБа через фабрику достигнет 200 млрд рублей.

В России почти сорок институтов развития. В чем вы видите уникальность ВЭБа?

В том, что он самый большой. ВЭБ - это банк, не все институты являются банками. Тем не менее ВЭБ не подотчетен ЦБ. У нас есть фактически агентская функция, которую мы выполняем для Минфина, есть экспертная история и фонд управления активами, есть задача поддержки экспорта - все вместе. Большинство институтов развития - это, как правило, фонды, инвестирующие деньги как портфельные инвестиции.

А вам не кажется, что институтов развития больше, чем самого развития?

Очень важно обратить внимание на координацию различных институтов развития. Много раков, много лебедей и много щук, тянущих в разные стороны телегу. Сорок - это много, все таки их должно быть меньше, они должны быть более сфокусированными и действовать скоординированно.

А кто, по-вашему, должен координировать, Минэкономики?

Наверное, это будет правильно. Минэкономики в связи с приходом сейчас нового, молодого, амбициозного, активного министра находится в стадии изменений. Я думаю, что для него тоже очень важно определить фокус. Мне кажется, Максим Станиславович [Орешкин] в этом смысле талантливый человек и точно сможет дать дополнительный импульс. Но всегда нужно определиться с фокусом. В ВЭБе мы с целями определились. И если ко мне сейчас обращаются с сельскохозяйственными проектами, я отправляю в Россельхозбанк, это тоже институт развития, целый банк с большими полномочиями. Конечно, те проекты, которые у нас были, мы не бросим. Но новыми проектами должен заниматься институт, специально для этого созданный. То же касается поддержки малого и среднего бизнеса. Мы им не занимаемся. Вот сейчас у нас есть 26 отраслей, и на 26 отраслей я могу составить качественную экспертизу, но я не могу сформировать ее на сто пятьдесят. Это просто невозможно. Фокусировка позволяет увеличить глубину проработки. Это принцип Парето, который работает всегда: 20% вашей активности дает 80% результата. Мы сфокусировались на том, что важно для экономики страны.

А что важно?

Мы должны сфокусироваться на прорывных технологиях, потому что догоняющие технологии важны, но в будущем они не будут определять экономику в мире. Мы считаем, что нужно строить новую экономику высоких переделов, поскольку мы сидим на низких переделах, это плохо. Если мы уже производим нефть, то сам Бог велел финансировать химию, нефтехимию и глубокую химию. Например, в Саудовской Аравии глубина переделов в нефтехимии значительно выше, чем у нас, а изначально, 30 лет назад, у них вообще не было химической промышленности.

Если мы говорим про деревообработку, ну уж точно нам нужно не просто заниматься кругляком. Мы должны идти на более высокий передел, связанный с целлюлозой, с какими-то новыми продуктами деревообработки. И да, пока мы не очень умеем делать мебель. Или бумагу. Вот у нас есть лесопилка в Красноярске. Очень пил много, качественная распилка, качество просто сумасшедшее, но разве задача России делать только это? Мы запустили этот завод, потому что до этого он стоял без дела, завод стал приносить прибыль, но мы разворачиваем второй передел. Создали свое экспертное подразделение по деревообработке и решили строить ЦБК впервые за 30 лет. Сегодня это не только бумага, сейчас древесина используется и в тканях. Этот рынок очень быстро растет. Мы думаем, что, возможно, и ткань будем производить. Нестандартная история, потому что ЦБК в мире заканчивается на четырех основных видах конечной продукции. Дальше уже подключаются текстильные предприятия. Но почему бы и нет? Для принятия окончательного решения нам нужны очень серьезные эксперты.

Едва ли такая задача под силу просто банковским служащим.

Конечно. Надо понимать глубину этой технологии. И поэтому мы сейчас в банке сформировали особое подразделение - Business Solutions. Мы прямо сказали, что до конца года по всем нашим направлениям мы соберем экспертов. Но всякое экспертное мнение сейчас быстро устаревает, слишком велики объем информации и скорость изменений. Поэтому к такому эксперту мы добавляем сетевую панель по образцу McKinsey. У них есть такая панель на 50 000 экспертов.

Особенно когда приходится работать на глобальном рынке.

Особенно на глобальном рынке, правильно. Поэтому мы берем эксперта и к нему привязываем панель. Чего раньше, в общем-то, не было здесь. Потому что коммерческий банк оценивает риски и выдает кредиты, а нам нужно оценить более широкую технологическую, рыночную составляющую и перспективу, особенно технологическую.

Вот смотрите, сейчас появились компании, которые за два-три года становятся крупными и тут же умирают. Посмотрите, сколько крупных компаний поднимается и умирает за пять лет. И вроде бизнес-модель новая, все красиво, стартуют, поднимают капитализацию и тут же падают. Почему? Потому что технологии существенно меняют в том числе и рынок. И происходит это все быстрее и быстрее. А у вас только стройка на пять лет. Только через 15 лет проект начнет отдавать. За это время может два цикла поменяться, поэтому нужна глобальная экспертиза.

У нас скоро будет лекция, которая называется: «Мультимодальные стратегии, китайская философия и игра Го». Китайцы столкнулись с этим приблизительно в I тысячелетии до н. э., в эпоху Сражающихся царств. Семь княжеств, или царств, находились в постоянном противостоянии, мир был очень подвижен, и китайцы задумались над тем, как эту мультимодальность описать. Так возникла игра Го. Первый китайский император хотел как-то подготовить своего сына к выживанию в сложном, постоянно меняющемся контексте. Фактически тогда был разработан, как я считаю, первый компьютер, который позволяет моделировать множество стратегий. В шахматах разворачивается одна игра, одно сражение. В Го множество сражений, и главная задача - понимать, как одно сражение может повлиять на другое. В свое время император запрещал людям ниже определенного уровня играть в Го и распространять информацию, как играть, потому что игра считалась стратегической, в нее должны были играть только высшие сановники. Мао Цзэдун, кстати, играл очень хорошо.

Долго учиться?

До высокого уровня - да, а так можно за месяц. Но, конечно, так быстро, как в шахматы, нельзя, нужно время. Шахматы - про атаку, победу, поражение и быстрый расчет, здесь расчет тоже есть, просто он как бы на порядок больше, поэтому компьютер только недавно смог выиграть в Го у чемпиона мира. В следующем году состоится новый поединок. Эта игра про мультимодальность, и сейчас мультимодальность в силу скорости изменений становится все более существенным фактором. Раньше все-таки были более длинные сроки.

В русском прижилось японское название игры.

Да, в Китае Го называют Вэйци. В Россию игра попала через Японию. Там, кстати, Го - главное интеллектуальное увлечение. Хотя корейцы сейчас занимают первые места, что объясняется агрессивностью их игры. Китай вводит Го в университетские курсы как основу логического мышления. Но среди руководителей китайских компаний, признаюсь, мало кто играет. Говорят, очень сложно.

В Го любая ситуация может быть обращена к победе?

У мастеров игра может идти пять-шесть часов. Конечно, есть проигрышные ситуации, но Го хороша тем, что это постоянная мультистратегия. Раньше как в бизнес-школах учили: разработайте хороший и плохой сценарий. А мир устроен по-другому. Между хорошим и плохим существует куча других сценариев, и кто вообще сказал, что плохо, а что хорошо. Мир всегда меняется. Ситуация в ВЭБе напоминает мне Го: много активов, много историй, по-разному влияющих на портфель, конечно, нужно выбирать главное, но ты не можешь не понимать, что маленькое влияет на большое.

Го не единственное ваше китайское увлечение. Я слышал еще про джиу-джитсу.

На джиу-джитсу подсадил сын Николай. Он начал в шесть, пять лет уже занимается. Сейчас у него, наверное, до 30 медалей, российских, американских, европейских. Его мечта - выиграть чемпионат мира. К сожалению, в прошлом году он проиграл финал, но готовимся к следующему году. А когда-то мы поехали с ним на кубок Европы в Швецию, и у нас заболел тренер. Я как отец сел секундантом. В детстве я занимался вольной борьбой. Но джиу-джитсу сильно отличается от вольной борьбы, и я в какой то момент понял, что кроме «давай-давай», ничего не могу сказать. А что «давай», непонятно. Там, кстати, и «давать» не всегда нужно, чаще нужно использовать ошибку противника. И когда я вернулся, то попросил тренера объяснить хотя бы базовые вещи, чтобы я давал ребенку дельные советы. И он сказал: «Ну выходи на татами!» И я вышел на татами. С тех пор я уже участвовал в трех кубках Европы - сам. Для меня это тоже был вызов - первый раз выйти.

А это когда было?

В первый раз я вышел в 2015 году в Будапеште. Теперь у меня все занимаются джиу-джитсу, кроме жены и младшей дочки, потому что младшей дочке год, и она еще просто не в состоянии. Всего у меня четверо детей. Мой старший сын, которому двадцать, был совершенно не про спорт, но вдруг тоже начал тренироваться, и моя старшая дочь, которой пятнадцать, на кубках Европы и России уже взяла серебро.

Получается, джиу-джитсу и ВЭБ начались в вашей жизни примерно в одно время?

Джиу-джитсу немного раньше. Это тоже был очень большой вызов. Мне 48 лет, а это «мастер три», я обычно выхожу на татами с соперниками на 10 лет младше, потому что редко есть идиоты, кто в таком возрасте, как я, соревнуется на реальных соревнованиях. Вот я был на кубке Европы, там максимум можно встретить три-четыре человека моего возраста в разных весовых категориях, и у тебя всегда группа на 10 лет младше. Конечно, это не футбол. Потому что в футболе можно сачкануть. На татами ты один и надеяться не на кого. Первым делом нужно оценить противника, чтобы применить ту или иную практику. Надо понять, откуда противник. Если человек больше дзюдо занимался - одна техника, если тхэквондо или ушу - другая.

Награды имеете?

В апреле на кубке Европы в Швеции взял серебро, но проиграл финал.

Наверное, еще и бегаете, как все.

Да, длинные дистанции. В этом году пробежал полумарафон. В следующем году хочу пробежать Венский марафон, готовлюсь. Полумарафон я нормально бегу, но марафон - это большие нагрузки на суставы. Я считаю, что спорт должен быть с вызовом, но все-таки про здоровье.

Ну это же элемент соревнования с самим собой, потому что однажды больше не с кем соревноваться.

Наверное, один раз в жизни надо. А так у меня в режиме дважды в неделю пробежать 10 км, и я к этому отношусь очень позитивно. Я всегда шучу, что я лучший бегун из джиу-джитсеров (а джиу-джитсеры не любят бегать) и лучший джиу-джитсер среди бегунов. Я занимаюсь и тем и тем, ищу баланс.

Итак, нам надо сделать грейпфрутовое конфи, что само по себе является полноценным самодостаточным рецептом. Это очень вкусно и необычно. Такая "новая старых", все как мы любим.
Сначала замеряйте количество воды, чтобы покрыть ваше количество грейпфрутов в вашей же посуде, и рассчитайте количество сахара и воды.

Ингредиенты

Уже есть

  • Грейпфрут
  • пропорции сиропа:
  • Вода - 1 л
  • Сахар - 600 г
Сохранить Сбросить

1.

Грейпфруты вначале три раза бланшируются. Целиком!
Помойте плоды, наколите ножом.

Положите в холодную воду, когда закипит - снимите с огня. Слейте воду.

И так повторите три раза, начиная каждый раз с холодной воды.
Из грейпфутов уйдет ненужная горечь. Точнее, она слегка останется, но будет очень "тонкой".
Базовые пропорции сиропа - его количество зависит от величины грейпфрутов и кастрюли, они должны быть покрыты полностью.

300 г сахара на 1 л воды, доведите до кипения, положите грейпфруты.
Варите 1 час на небольшом огне. Остудите.

Добавьте еще 100 гсахара, довести до кипения, дать остыть.

И так 3 раза, каждый раз добавляя по 100 г сахара. В идеале оно варится три дня. Просто оставляйте на плите. Все.

Вот что у нас получается. Готовые грейпфруты можно перемолоть в пюре (прямо с кожицей), а можно хранить целиком в сиропе, как "приправа" для мяса или птицы они просто безупречны.