Сербско косовский конфликт. Преследование неалбанского населения и уничтожение религиозных и культурных объектов

История конфликта в Косово.

Конфликт в Косово берет свое начало после окончания Второй Мировой войны. По итогам Косово вошло в состав Югославии, что не устраивало албанцев. Они были обязаны жить в одной стране со своими давними врагами сербами. Конфликт строился на различиях в вероисповедании, так как албанцы исповедуют ислам, а сербы – православие.

В 1974 году Косово становится автономным. В 1980 году умирает президент Югославии Иосип Броз Тито, и албанцы требуют отделения от Югославии и признания их независимыми, в регионе начинаются беспорядки. По решению властей, требование не удовлетворяют и лишают Косово статуса автономии. В июле 1989 года органы власти Косово отзываются, и назначается дирекция для управления краем. Сербия присылает собственные войска и заменяет полностью органы местного правопорядка. В свою очередь, албанцы намеренно выбирают нового президента и формируют новое правительство и парламент, выдвигают требования получения полной независимости Косово. 1996 год – дата создания Армии освобождения Косово (АОК), неотъемлемого элемента косовского конфликта.

Считается, что война в этом регионе началась 28 февраля 1998 года. Именно тогда, АОК объявляет о начале военных действий за освобождение родного края. Первыми жертвами были югославские полицейские, на них нападения происходили чаще всего. Сербские власти принимают решение ввода войск на территорию Косово, вследствие чего было убито примерно 80 мирных жителей. Эта ситуация была жестко раскритикована мировым сообществом, и осенью того же года ООН издает призыв к властям Белграда о прекращении военных действий на территории края. К концу 1998 года жители Косово покидают свои дома, для спасения собственных жизней, страна сталкивается с огромным потоком беженцев.

НАТО принимает решение о бомбардировках территории Югославии, чтобы таким образом пригрозить правительству Белграда.15 октября 1998 г. заключается мирный договор между Белградом и АОК о прекращении огня. С 1999 г. соглашение не исполняется и военные действия против мирного населения возобновляются.

Международные представители решают вмешаться в конфликт после инцидента в Рачаке, где было убито 45 человек из местных жителей. В феврале проходит встреча двух сторон при участии представителей США и России. В ходе переговоров, американское правительство требует немедленного прекращения огня, и просят Сербию вывести свою армию с территории Косово. Россия встает на сторону Белграда и говорит о необходимости сохранения целостности страны. Сербские власти отказываются выводить свои войска из Косово, и в марте 1999 г. НАТО начинает бомбардировку Югославии. Совершается примерно 3500 авианалетов. От этих нападений погибает 2000 жителей, еще большая часть тяжело ранены, многие становятся инвалидами. Войска НАТО разрушают инфраструктуру Сербии. До сегодняшнего дня многие промышленные производства Сербии так и не были восстановлены. Слободан Милошевич в июне 1999 г. соглашается отступить с территории региона, чтобы прекратить нападения на страну со стороны западных властей.
11 июня 1999 года в Косово входят миротворческие войска НАТО и России, для того чтобы договориться с албанцами о прекращении боевых действий. С этого момента крупные бои в Косово не проводились, но мелкие конфликты время от времени возгорались.

Через два года в Косово избирается новый президент, который заявляет о независимости региона. Власти Югославии не признают суверенитет края и решают продолжить борьбу за территорию, унося жизни мирных людей. После предложения ООН продолжить переговоры, противники решают обсудить ситуацию в октябре 2003 года. Никаких изменений эта встреча не принесла. Борьба продолжалась до 2008 г., до того момента как власти Сербии признали независимость территории Косово и Метохии. На тот момент уже не существовало Югославии. До сих пор ситуация в Косово считается нестабильной, время от времени в этом регионе возникают конфликты на почве этнической и религиозной нетерпимости. Вопрос о том, кто виноват в такой кровопролитной войне, открыт и по сей день.

Истоки косовской проблемы уходят в глубь истории Балкан на несколько столетий. И с каждым поворотом колеса истории косовский вопрос получал новое содержание.

Окончательно этническое равновесие в Косово и Метохии нарушилось в период с 1878 по 1912 год, когда край покинуло около полумиллиона сербов. Интересно, что в то время Албании как государства не существовало. Она была образована на основе решения Лондонской конференции 28 ноября 1912 года, а в 1913 официально приобрела независимость. Уже в то время Албания предъявляла претензии к Сербии на часть территорий, преимущественно населенных албанцами.

После окончания балканских войн 1912 - 1913 гг. Косово так и осталось в составе Сербии, а после первой мировой войны - в составе Югославии. В это же время появились нелегальный ирредентистский «Косовский комитет», позже «Революционное движение за объединение албанцев» и другие албанские организации, находившиеся не только в Косово, но и по всему миру: («Союз косоваров» (Рим, позже - Турция), «Призренская лига» (Нью-Йорк, филиалы в Турции, Австралии, Канаде, Франции, Бельгии, ФРГ). Эти организации ставили своей задачей подготовку условий для воссоединения с Албанией.

Во время Второй мировой войны почти вся территория Косово вошла в оккупационную зону Италии, позже Германия заявила о создании «Великой Албании». Это привело к тому, что на территории края антифашистское движение было слабее, чем в других районах Югославии. Зато созданные албанские военные формирования (Косовский полк, дивизия СС «Скандер бей») активно терроризировали неалбанское население. И если практически вся территория Югославии была освобождена партизанскими отрядами и собственными вооруженными силами, то в Косово албанские формирования оказывали сопротивление, воюя на стороне фашисткой Германии.

После второй мировой войны Косово получило статус национальной области в составе Сербии, но уже в 1963 г. становится автономным краем. Конституция 1974 г. наделила край такими широкими полномочиями, что он фактически стал самостоятельным субъектом федерации (конституционные изменения означали бюрократическую децентрализацию, проведенную в пользу новых лояльных политических руководств, с восстановлением однопартийной системы на уровне республик и краев и лишением союзных органов властных полномочий Югославия превратилась в своеобразную конфедерацию из восьми государств). Представители Косово были членами Президиума СФРЮ, в который входили представители всех республик. Среди прав и обязанностей этого государственного образования были и такие, которые позволяли блокировать решения органов власти республиканского уровня. Руководство Косово со своей стороны могло не считаться с мнением Сербии, подчиняясь республиканским органам только, когда считало выгодным для себя. Автономный край обладал равными правами с республиками кроме одного, самого важного, - невозможностью отделения от Сербии.

По Конституции социалистической Югославии 1974 г. Косово, формально оставаясь автономией в составе Сербии, фактически получило статус федеральной единицы и неограниченную самостоятельность во внутренних делах. Была принята программа ускоренного социально-экономического развития края и создан федеральный фонд для ее финансирования, открыта Косовская Академия наук и искусств, университет в Приштине. По доле студентов к общему числу населения Косово превосходило остальные регионы страны, албанский язык был уравнен с языками других югославских народов. Этому способствовало и тесная связь с албанской школьной системой, между краем и Албанией шел интенсивный обмен учителями и профессорами. По уровню доходов и ВВП на душу населения Косово, сильно отставая от среднеюгославских показателей, значительно превосходило Албанию. Однако большой прирост населения (первое место в Югославии) «съедал» все капиталовложения Сербии, поэтому по экономическому развитию в стране край занимал последнее место. Занимая небольшую площадь, Косово обладает солидными запасами полезных ископаемых, наиболее ценные из которых: висмут, свинцово-цинковые руды и уголь.

Численность албанцев в крае до сих пор установить тяжело, так как они отказываются в переписи населения, но в любом случае большую часть населения составляют албанцы (по последним данным около 917 тыс. (66%)), сербов и черногорцев менее 250 тыс., около 100 тыс. цыган, остальные турки и румыны.

В СФРЮ националистическая деятельность в Косово началась сразу после войны и не прекращалась ни на день. В 1956 г. Служба безопасности вскрыла несколько диверсионных групп, заброшенных из Албании для создания нелегальных националистических организаций. Конечной целью была подготовка восстания, отделение от Сербии и присоединение к Албании.

Поставленные задачи осуществлялись сепаратистами поэтапно на протяжении 60-х - 70-х гг., все выступления тщательно планировались и не менее тщательно готовились. А в 1981 г. в Косово вспыхнуло восстание, на целое десятилетие определив развитие ситуации в крае. Требование у восставших было одно - предоставление Косово статуса союзной республики. Все, что предполагал такой статус, край фактически уже имел, поэтому истинная цель акции - очередной шаг к полной независимости. «Уличная» борьба сопровождалось саботажем на предприятиях, распространением листовок, активизацией деятельности по превращению Косово в «этнически чистый» край. Националисты использовали любые методы, вплоть до угроз физического истребления в адрес сербов, черногорцев и миролюбивых албанцев, оскверняли православные кладбища, церкви, насиловали и убивали детей, поджигали дома, уничтожали скот, занимали чужую землю, ограничивали свободу передвижения. На протяжении 10 лет здесь царил албанский террор. Албанский национализм практически неограниченно использовал все краевые структуры власти - милицию, суды, систему школьного и университетского образования, Академию наук, писательскую организацию. Рупором идеи национального обособления края стал Союз писателей Косово, возглавлявшийся с 1988 г. И. Руговой. Непрекращающийся процесс выселения из края жителей сербской и черногорской национальностей стал важнейшим индикатором кризиса.

Руководство Сербии в 80-е гг. использовало разные методы урегулирования ситуации. Введения военного положения и комендантского часа сменялись периодами разработки новых программ решения «проблем Косово», которые включали экономические (преодоление замкнутости края, изменение экономической структуры, укрепление материальной основы самоуправления) и политические (попытки формирования единства на классовых, а не на национальных основах) меры. Однако достичь хоть каких-то результатов так и не удалось.

Безрезультатный поиск выхода из кризиса привел руководство, Сербии к убеждению, что только централизация власти и упразднение ряда полномочий краевой власти сможет нормализовать ситуацию. Поэтому в Сербии развернулась кампания за правовое территориальное и административное единство республики, за сокращение прав автономных краев.

Угроза распрощаться с мечтами о республике вывела на улицы Приштины в январе 1990 г. 40 тыс. албанцев. Они представляли реальную угрозу стабильности Сербии и СФРЮ как раз в то время, когда безрезультатные споры о будущем федерации позволили Словении и Хорватии, а затем Боснии и Герцеговине открыто говорить о независимости. Введенные в военные подразделения и полиция силой пытались удержать порядок в городах Косово. Это повлекло за собой столкновения и жертвы. Албанские делегаты Скупщины провозгласили Косово республикой. В ответ Скупщина Сербии распустила Скупщину Косово, обосновывая это решение царящими в крае беззаконием и нарушением порядка, но последующие события показали, что эти меры лишь усугубили ситуацию.

В условиях растущего национализма и стремления к отделению во всех республиках, Сербия боялась потерять и Косово, поэтому пошла на ограничение (но не ликвидацию) автономии края. Принятая в Сербии в октябре 1990 г. Конституция свела правовой статус края к территориальной и культурной автономии, лишив его всех элементов государственности. В знак протеста албанцы начали кампанию гражданского неповиновения. Распущенный парламент на тайном заседании решил создать «параллельные структуры власти» - подпольные парламент и правительство. Албанские учителя отказались следовать новой школьной программе и начали учить детей по албанским программам. В результате край разделился на два параллельных общества - албанское и сербское. Каждое имело свою власть, свою экономику, свое просвещение и культуру. В официальной экономике доминировали албанцы, используя частные фирмы и частный капитал. В политической структуре были представлены исключительно сербы, поскольку албанцы бойкотировали выборы.

В 1989 г. у Косово были отобраны полномочия федеральной единицы, а в 1990 г. распущены органы власти автономии. Албанское население постоянно отказывалось участвовать в выборах республиканских, но принимало участие в нелегальных референдумах, которые неизменно заканчивались одобрением независимость края или устанавливали местные структуры власти, а 24 мая 1992 г. в Косово состоялись выборы президента и парламента, на которых победил И. Ругова и его партия - Демократическая лига Косово. Руководство Сербии объявило их незаконными.

Албанские сепаратисты за годы сопротивления сумели построить целую организационную систему, состоящую из военного и политического руководства; специальных мобильных террористических отрядов; резервистов, которых планируется активизировать в случае вооруженного восстания; службы разведки; пропагандистского аппарата; медицинских служб; системы банков; складов с боеприпасами и амуницией. У финансирования сепаратистского движения два источника: ежемесячные 3-процентные отчисления в специальный фонд всех работающих этнических албанцев и поступления от албанской диаспоры за рубежом, насчитывающей более 400 тысяч человек. Дополнительным источником финансирования сепаратистов явились как это ни странно помощь других государств. Албанцы заказывали предметы «двойного» назначения (палатки, продукты питания, медикаменты и др.): с одной стороны они предназначались для беженцев края, но чаще попадали в лагеря сепаратистов. Есть данные о том, что к созданию так называемой Освободительной армии Косова приложили руку спецслужбы США И ФРГ.

ОАК чрезвычайно активно использовала возможности мировой компьютерной сети для решения своих задач. Многочисленные, хорошо скоординированные и организованные акции протеста, проводимые албанской диаспорой во многих странах мира (особенно в Западной Европе), координировались по Сети. Она была источником директивных указаний, воззваний, конкретных лозунгов и тактики действий, которые в зависимости от обстановки менялись в считанные часы. Это сыграло немаловажную роль для формирования отношения мирового сообщества к албанцам Косова.

Ситуация в крае резко обострилась весной 1996 года, когда албанские боевики начали нападать на полицейских, а власти ответили массовыми арестами. Запад объявил сербские власти в нарушении прав человека, в насилии и даже пытках арестованных. Однако побывавшая в Косово в ноябре 1996 года комиссия ООН, не смогла подтвердить эту информацию.

В сепаратистском движении в Косово, радикализация которого началась в 1998 г., можно отметить три течения.

Первое - политическое, действующее через Демократическую лигу Косово во главе с Ибрагимом Руговой (он выступает за получение независимости Косово политическими средствами).

Второе связано с деятельностью «правительства в подполье» и именем Буяра Букоши. Штаб-квартира правительства - г. Ульм (Германия). Букоши имеет большое влияние на албанцев, находящихся на работе или в эмиграции за пределами Косово. Через его руки проходят деньги, которые попадают в Косово из-за границы. Известно, что албанцы занимают огромные сектора в сфере обслуживания во многих странах Европы, выполняя вроде бы и незаметную, но большую работу, и зарабатывают на этом огромные деньги.

Третье - экстремистское, действующее террористическими методами в рамках Освободительной армии Косова. Цели экстремистского крыла сепаратистов заключались в том, чтобы: вызвать путем террористических, актов и провокаций войну в крае, расширить «свободную территорию», где действует ОАК, добиться признания своей борьбы как национально-освободительной и, наконец, отделившись от Югославии, объединить территории Косово, Черногории, Македонии, Санджака и другие земли, населенные албанцами. Политическое крыло ОАК представляет бывший председатель Комитета защиты прав косовских албанцев А. Демачи.

Осенью 1998 г. среди косовского руководства стал заметен раскол, обозначивший тенденцию усиления радикалов, готовых к военным действиям. Постепенно все более заметную роль начал играть премьер-министр непризнанной республики Букоши, обладающий влиянием на широкие массы косоваров. Он откровенно заявил, что выступает «за войну, а не за переговоры, которые означают капитуляцию».

ОАК, прошедшая подготовку в албанских лагерях, спровоцировала начало новой фазы конфликта в начале 1998 г. - вооруженные столкновения с сербской полицией, взрывы в македонских городах Гостивар, Куманово и Прилеп, убийства мирных жителей. Среди использовавшихся террористами методов - убийства и выселение сербов; убийства и угрозы лояльным албанцам, которые не хотят воевать; блокада сербских сел; захват мирных жителей в заложники; нападение на посты милиции и армейские патрули. Большинство дорог в крае контролировали албанские военизированные патрули. Население края, не поддерживающее экстремистов, запугивалось и подвергалось насилию. Албанцы-католики уезжали из родных мест, чтобы избежать насильственного включения в отряды террористов.

Ответные меры полиции и армии были суровыми и вызвали новую волну сопротивления. Столкновения вооруженных албанцев с полицией весной 1998 г. напоминали боевые действия. ОАК пыталась расширить зону влияния, а правительственные армейские полразделения и полиция не только пытались помешать им в этом, но и активно разрушали опорные базы, склады оружия, продвигаясь к границе с Албанией. К октябрю 1998 г. Косово практически было свободно от формирований ОАК, оттесненных к албанской границе, но здесь вмешался Запад.

В сентябре 1998 года СБ ООН принял резолюцию, обязывающую сербов прекратить огонь и начать переговоры с албанской стороной. В резолюции упоминалось и необходимости принятия всех мер для прекращения конфликта, но жесткая позиция России в то время сдерживала НАТО. В ответ правительство и Скупщина Сербии заявили о готовности к сотрудничеству с международными организациями и с албанцами, а также выдвинули ряд инициатив по политическому урегулированию. На переговоры не шли албанцы, выдвигавшие новые условия.

Проблема прав человека привлекала всегда повышенное внимание общественности, а их нарушение являлось поводом и для «демократических назиданий», и даже внешнего вмешательства. Однако никто на Западе не замечал, что нарушение прав албанцев начались только после их неконституционных действий и провокаций.

Упорно не замечая проблемы сербов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, международные организации (ООН, ОБСЕ, Контактная группа) проявляли интерес к проблеме прав человека в Косово. Самую активную позицию заняло НАТО. Получив в предшествующие годы в Боснии и Герцеговине карт-бланш на самостоятельную деятельность, закрепившись на Балканах как на военном плацдарме, НАТО стремилось в Косово продемонстрировать свою решимость в новой роли миротворца. Участие НАТО в урегулировании конфликта на Балканах было связано с необходимостью адаптации альянса к новому мировому порядку.

Активизация НАТО в Европе была связана с еще одним моментом. Вашингтон доказывал своим европейским партнерам, что они не смогут решать сложные международные вопросы без США. После исчезновения двухполюсного мира США просто необходимо доказать всем, что роль мирового жандарма и защитника она никому не отдаст. Причем неважно, чьи права США защищает, свои или опять же свои, потому что в мире нет и не может быть, по их мнению, сфер, где не было бы интересов США. Эта же цель преследовалась Америкой и при создании Контактной группы, которое не было санкционировано ни одной международной организацией. Первоначально задуманная как рабочий орган подготовки документов для министров иностранных дел, она стала органом управления урегулированием кризиса на Балканах, начала принимать обязательные для исполнения решения, диктовать условия и выдвигать ультиматумы. Но главное - и об этом нельзя забывать - США нужно было закрепить свое присутствие, в том числе и военное, на Европейском континенте, которое после развала СССР уже нельзя было обосновывать привычной логикой вооруженного противостояния с «империей зла». Так возникла необходимость найти нового, пусть не столь опасного, но не менее хищного и кровожадного врага, которым и стал Милошевич.

Ситуацию накаляли средства массовой информации, которые всячески принижали роль Сербии как суверенного государства и показывали только бедственное положение албанцев, но никак не краевого меньшинства - сербов.

Международные организации не смущало то, что речь шла о суверенном государстве - Югославии, - которое противится внешнему вмешательству во внутренние дела. Арсенал средств, которыми они располагали, был опробован в Боснии и Герцеговине. Неизменными оставались и тезис о виновности лишь Белграда возникшей ситуации, и убежденность, что только военная сила может заставить руководство Сербии пойти на уступки.

Контактная группа стала угрожать Югославии бомбардировками, если она не прекратит боевые действия. Угрозы ударов с воздуха по Сербии выполнили роль ""дамоклова меча"", спасаясь от которого Милошевич подписал документ, предполагавший отвод сербских сил из края, размещение в крае наблюдателей ОБСЕ, установление режима воздушного контроля самолетов НАТО над территорией Косово, размещение «сил альянса в соседних странах в случае возникновения проблем». Примечательно, что обсуждение косовской проблемы в ОБСЕ происходило без представителей Югославии, которая была временно исключена из этой организации в период боснийской войны.

Россия решительно выступила против планов НАТО, заявив, что применение силы требует решения СБ ООН. Как известно правомерным применение вооруженной силы является только в двух случаях: при осуществлении права на самооборону и по решению СБ ООН против нарушителя мира и агрессора.

Понять истинные цели Запада, умело закамуфлированные под мирные инициативы, нетрудно. Ни одна международная организация не обратила внимания на тот факт, что албанцы более двадцати раз отказывались сесть за стол переговоров. В западных СМИ не делалось различий между албанцами-сепаратистами и лояльными гражданами. Запад грозил наказанием только одной стороне - Белграду. Размешенный на границе с Косово контингент НАТО в январе 1999 г. был значительно увеличен. К этому следует добавить, что сербские военные были выведены с территории края, а Запад не воспрепятствовал ОАК вновь занять большую часть территории. Боевики продолжали получать оружие и боеприпасы из Албании, считая американцев и НАТО если не явными, то, по крайней мере, тайными союзниками. Участились нападения на сербских полицейских, убийства мирных жителей, захват заложников, открытые провокации.

Готовя мирную конференцию в Рамбуйе, Контактная группа использовала сценарий Дейтона: изоляция делегации, жесткие ультимативные требования, угрозы Белграду в случае отказа подписать подготовленный проект, но что-то не сработало в продуманном плане. Может, сказалось то, что единство в Контактной группе впервые было нарушено, когда Россия не поддержала идею отправить «миссию НАТО» в Косово. Несмотря на то, что США опекали албанскую делегацию, та не пошла ни на какие уступки, требуя ввода войск НАТО и гарантий независимости по окончании трехлетнего периода. Югославская делегация объявила о готовности подписать политический договор, но была категорически против ввода войск НАТО на территорию края, ссылаясь на свои права суверенного государства.

НАТИО никак не могло придать законную форму «вооруженной операции». «Военное приложение» к договору было засекречено и появилось неожиданно уже в Рамбуйе. В частности в этом приложении под пунктами №2 и 7 говорилось вводе войск НАТО на территорию Косово после подписания договора. И сербская дипломатия искусно использовала этот факт, отказываясь рассматривать документ, который не обсуждался Контактной группой. В письме представителя МИД РФ на этих переговорах подчеркивалось, что «Россия не присоединяется к Приложениям 2 и 7». Позднее свою позицию Россия подтвердила отказавшись заверять своей подписью документ о характере международного присутствия в Косово, поскольку в Контактной группе военно-полицейские приложения не обсуждались.

События в Косово приняли неожиданный оборот, когда 15 января 1999 г. в селе Рачак на юге Косово было обнаружено 40 трупов ""мирных албанцев"", что стало формальным поводом для натовской агрессии, т.к. дало основание говорить о том, что «политический диалог в Косово достиг мертвой точки». Виновными оказались сербские полицейские. Хотя эксперты Белоруссии и Финляндии, осмотревшие убитых заявили, что тела были привезены из других мест, а наличие пороха на пальцах свидетельствовало о том, что они скорее всего держали оружие в руках. Это было доказано только 24 марта 2000 г. в Берлине. Но НАТО как раз и ждало такого момента и заявила о начале бомбардировок. Отсутствие жесткой позиции российской дипломатии не позволило предотвратить их начало. Тем не менее, у Запада вызвал шок знаменитый разворот самолета Председателя Правительства РФ Е. М. Примакова над Атлантикой 24 марта 1999 года в ответ на начавшиеся бомбардировки НАТО. Бомбардировки вызвали в России массовые протесты населения страны. Осуждение действий НАТО с российской стороны оказалось неожиданным для Альянса, и это предотвратило развитие событий вокруг Югославии по более жесткому сценарию.

На заседании СБ ОНН Россия, Китай и Намибия осудили бомбардировки НАТО, их поддержали Белоруссия и Индия (не члены СБ).

Соседние страны с Югославией дали согласие на использование своих воздушных пространств и взлетных полос. Кроме того, блокаду Югославии организовали не только с суши и воздуха, но и с моря. Вдоль береговой линии СФРЮ постоянно курсировали корабли ВМС различных стран. Россия сначала хотела отправить в Средиземное море группу кораблей Черноморского флота, что имело бы огромное политическое и практическое значение, но в итоге ограничилась только посылкой разведывательного корабля «Лиман». С 1 мая 1999г. было введено торговое эмбарго против СРЮ с целью прекратить поставку нефти в республику из соседних стран.

9 мая югославское руководство приняло решение о начале вывода из Косово частей и подразделений вооруженных сил и полиции СРЮ. Несмотря на это, НАТО продолжала бомбардировки. Это привело к тому, что Косово покинули сотни тысяч сербов. И эта гуманитарная катастрофа была более серьезной, чем в Хорватии.

Авиации НАТО так и не удалось достичь поставленных задач. В Косово американские пилоты столкнулись с неуловимым врагом. Сербы научились хорошо укрывать свое вооружение, и натовские бомбардировщики били по тем объектам, которые были им доступны, а не по тем, которые нужно было уничтожить. Как считают независимые американские эксперты, несмотря на пять недель бомбардировок, Белграду удалось сохранить 80 - 90 % танков, 75 % наиболее совершенных зенитных ракет и 60 % истребителей МиГ, а численность сербских сухопутных сил, составлявшая в Косово на начало операции НАТО 40 тыс. человек, не только не уменьшилась, но, возможно, возросла. Самолеты НАТО, оснащенные ВТО, не смогли уничтожить 80 % складов боеприпасов и армейских казарм в Югославии.

Только 10 июня 1999 года руководство НАТО приняло решение о прекращении воздушных операций против СРЮ. СБ ООН постановил разместить в Косово миротворческий контингент с целью решения конфликта мирным путем. В ходе 78-дневной агрессии против Югославии НАТО потеряла 61 самолет, 7 вертолетов, 30 БЛА и 238 ракет.

Решение проблем Косово и Метохии было возложено на ООН. В соответствии с резолюцией СБ ООН в крае разместился международный контингент безопасности, включая представителей России и нейтральных государств.

Продолжавшаяся 78 дней воздушная операция НАТО явилась беспрецедентной по своей сути агрессией группы стран против суверенного государства. Со времен окончания Второй мировой войны Европа еще не знала столь продолжительных и напряженных боевых действий, ведущихся на континенте.

С момента развертывания международных сил безопасности (КФОР) и миссии ООН число террористических актов в Косово не уменьшилось, а наоборот увеличилось. И в основном направлены они были в первую очередь против сербов. Были разрушены или сожжены тысячи домов, церкви и монастыри, большое число исторических памятников сербской культуры и истории.

Многие районы подверглись и до сих пор подвергаются «этнической чистке». Города Печ, Призрен, Приштина и Джаковица из многонациональных превратились в мононациональные, в Косовска-Митровица соотношение албанского и сербского населения в настоящее время 100/1. Теперь миротворцам приходиться защищать не албанцев, а сербское меньшинство, которое постоянно подвергается гонениям с албанской стороны.

Кстати Освободительная армия Косово так и не прекратила своего существования. Хотя она и была официально распущена, но в созданный «Корпус охраны Косово» - местную полицию попали в основном бойцы ОАК. И понятное дело, что они не могли, да и не хотели предотвращать террористические акты против сербов. Боевики ОАК свирепствуют уже не так, как сразу после «освобождения» края по данным ООН, тогда убивали 30-40 сербов в неделю. Тем не менее албанская пресса по-прежнему зовет к топору.

Цели у различных сторон, участвовавших в конфликте, были различны, но вот достигли ли их? Начнем с Сербии. Экономика страны разрушена, надо восстанавливать хозяйство. Однако вместо того, чтобы компенсировать разрушения, западные страны пытаются использовать экономическое восстановление страны политическим орудием. Выделение средств на восстановительные работы связывалось с уходом С. Милошевича с поста президента. Когда Милошевич ушел в отставку, его пост занял Коштуница, но даже это не помогло Сербии. За 120 миллионов долларов сербы сдали американцам Милошевича, но и этих денег так и не увидели. И все же экономика страны развивается хоть не быстро, но уверенно. Ущерб, нанесенный бомбардировками военным объектам, ничтожен, поэтому стране практически не надо тратиться на восстановление армии. Средства же на весьма выгодные с пропагандистской точки зрения работы по восстановлению народного хозяйства нашлись: власти ввели специальные налоги, а также смогли принудить ряд компаний вести по льготным расценкам, а то и вовсе предоставлять рабочую силу бесплатно. Речь, конечно же, не идет о том, что Сербия процветает, там все плохо, но не так как ожидалось. Югославия как страна перестала существовать - Черногория заявила о выходе из ее состава. Так что теперь политическая карта Южной Европы поменялась полностью.

США практически не получили того, что хотели: Милошевич до недавнего времени оставался главой Сербии, Косово так и не получило статуса республики, а введенные на ее территорию миротворческие силы с натугой справляются со своими обязанностями. Единственное, кого победили США, так это Западную Европу. Втянув НАТО в конфликт на Балканах, США тем самым втянули все страны, в него входящие. Многие из эти стран, возможно, никогда бы и не пошли на такое. Европейцы очень успешно помогли США в очередной раз закабалить себя. Но американцы не были бы американцами. Если бы не смогли извлечь из кризиса экономическую выгоду. За время войны вырос курс американских компаний, а доллар обошел евро. Война в Югославии - реклама американского оружия. И военные заводы страны уже получают миллиардные заказы, что опять ведет к колоссальной прибыли. Тем не менее, США не смогло перетянуть весь мир на свою сторону, многие государства от самых маленьких до больших осудили агрессию.

В интересное положение попала Россия. Распад Советского Союза привел к распаду всей социалистической системы. И заставил искать новое положение в политическом мире, а это сделать очень нелегко. Многие страны просто игнорировали Россию при решении любых мировых вопросов. Авторитет страны стал подниматься, когда Россия чуть ли не единственная выступила против бомбардировок сначала Ирака, а за тем и Югославии. И своей активностью практически всегда сажала стороны за стол переговоров. Но гораздо чаще России приходилось поддерживать западные страны вопреки своих международных интересов.

Вступление в должность министра иностранных дел И. Иванова совпало с обострением ситуации в крае. Продолжив курс на отстаивание территориальной целостности Югославии, он выступил категорически против применения силы в урегулировании проблемы края. Решительная позиция, занятая Россией в вопросе Косово, смогла предотвратить в октябре 1998 г. военное вмешательство НАТО и осуществление «боснийского варианта» для косовской автономии. Помешав нанесению воздушных ударов, Россия неожиданно для Запада в условиях тяжелейшего экономического кризиса нарушила естественный ритм систематического и беспрепятственного наступления НАТО на Балканы и далее на восток. Однако слабость и политическая нестабильность России - угроза безопасности и стабильности в Европе.

Оценивать однозначно позицию России в переговорном процессе по проблемам Косово трудно. Она была скорее противоречивой и непоследовательной. Россия долго поддерживала применение «мер воздействия» на Югославию, полагая, что Белград «не может противостоять международным стандартам», отклонила просьбу Югославии рассмотреть в СБ угрозы НАТО нанести воздушные удары, долгое время не ставила вопрос о разоружении ОАК, не возражала против максимально широкого статуса автономии в рамках Югославии, а не, Сербии, что приближало Косово к созданию республики, но это закончилось, когда угроза бомбардировок Югославии стала реальностью. Россия осудила решение бомбардировать Сербию, и этот вопрос неоднократно поднимался в СБ российскими представителями.

Балканская война не только вскрыла все симптомы и проявления серьезного кризиса отношений между Западом и Россией, но во всей полноте показала комплекс растущих для нее угроз в политической, военной, экономической и социальной сферах. События в Югославии наоборот привлекли еще больше внимания к России, имевшей на протяжении всего конфликта свою точку зрения. Она иногда вопреки всем занимала противоположную сторону и завоевала на этом немалый авторитет. Поэтому урегулирование конфликта без России просто невозможно. С ней просто необходимо считаться, даже если это не нравится другим державам. Поэтому Югославия хотела видеть обязательно в числе 30 тысячного контингента миротворцев российских солдат, и бросок русский десантников в аэропорт Слатина на всегда войдет в мировую историю, как пример готовности любым способом отстаивать свои международные интересы. Именно военные поддержали и даже приподняли авторитет России, сделав то, чего не могли сотворить политики. Сербы понимают, что позиция России постоянно сдерживала натиск натовских сил и не позволила просто уничтожить это государство. Югославия понимала, на что шла, когда призывала Россию принять ее в союз России и Белоруссии. Конечно, этого не могло случиться, но одно это заявление стоило многого, заставив страны Североатлантического альянса пересмотреть многие вопросы, касающиеся позиции России в разрешении многочисленных мировых конфликтов. Ведь как бы то ни было, сербы больше бы желали видеть у себя русских, чем натовских солдат. Отношение к нашим миротворцам куда более благожелательно, нежели к американцам, англичанам, немцам и др. Разве такое может быть, если страну эту не уважают. Наверное, нет, а значит, силу свою Россия не потеряла. Мировое сообщество (читай - организаторы интервенции) все более желало суда над руководством Югославии.

В январе 2002 года начал работу Международный Трибунал по Югославии, обвиняемый - С. Милошевич. Ему вменяются многие преступления, и предъявляются различные обвинения вплоть до преступления против человечества. Но неожиданно Милошевич (юрист по образованию) отказался от адвокатов и взял защиту в свои руки. Факты, приведенные им в своей речи, заставили многих по-иному взглянуть на балканский кризис. Многие страны были против защитного слова Милошевича, и им было чего опасаться. Приведенные экс-президентом примеры ярко свидетельствуют обо всех несчастьях, которые обрушились на его государство. Документы свидетельствуют, что применения силы на Балканах можно было избежать, но Запад не захотел этого делать, а использование различных запрещенных видов оружия и боеприпасов на территории бывшей Югославии идет в разрез со всеми известными мировыми конвенциями. Бесспорно, политика Милошевича также явилась поводом к развалу Югославии и тем драматическим событиям, происходившим там в течение девяностых годов, но не меньшая вина лежит на всех участниках этого огромного по своим масштабам конфликта.

ДЕСЯТИДНЕВНАЯ ВОЙНА

Кровавый и затяжной конфликт в Югославии начался с небольшой войны, жертвами которой стали не больше 100 человек. После Второй мировой это была премьера на балканском театре военных действий.

Стороны конфликта: Словения, Югославия
Зона конфликта: Словения
Casus belli : отделение Словении от СФРЮ
Потери: словенские силы самообороны - 19 человек, югославская армия - 45 человек, 12 мирных граждан (в основном, водители международных автотранспортных рейсов)

Десятидневная война на Балканах привела Словению к независимости. Затем федеративная Югославия будет крепче держать свои регионы и отдавать их куда с большей кровью. Фото: red-alliance.net


В декабре 1990 года самая экономически развитая республика Югославии, Словения, провела референдум и объявила об отделении от СФРЮ: за это высказалось 86% населения Словении. 25 июня 1991 года руководство Словении объявило, что взяло под контроль свои границы и воздушное пространство. В ответ правительство югославской федерации распорядилось, чтобы Югославская народная армия навела порядок. Боевые действия с танками БТР продолжались до 4 июля, когда был заключен мир: армия Югославии обязалась прекратить боевые действия на территории Словении, а Словения и Хорватия три месяца обещали подождать с декларациями независимости.

БОСНИЙСКАЯ ВОЙНА

Затем пришел черед республики Босния и Герцеговина. На 44% ее населяли боснийцы-мусульмане, на 31% - православные сербы, на 17% - католики хорваты. Сербские лидеры не признали результаты референдума о независимости (29 февраля 1992 года) и провозгласили свою республику.

Стороны конфликта: боснийцы, сербы, хорваты
Зона конфликта: Босния и Герцеговина
Casus belli: межнациональный конфликт, борьба за территории
Потери: 100-110 тыс. человек (всего), 2 млн 200 тыс беженцев


В этой самой кровопролитной из всех современых балканских войн стороны устраивали этнические чистки. Фото: ronhaviv.com


Разгорелся острый межнациональный конфликт: боснийских сербов поддержала Сербия во главе со Слободаном Милошевичем и Югославская народная армия. Боснийская война шла с 1 марта 1992 до 14 декабря 1995-го. В этом остром конфликте друг против друга действовали новообразованные формирования: Войско Республики Сербской, Народная оборона Западной Боснии, Армия Республики Босния и Герцеговина, Хорватский совет обороны. Спор шел о территориях. Обстрелы городов и этнические чистки стаи признаками этой войны. У сербов было вооружение, доставшееся от Югославской народной армии. Когда против Республики Сербской объединись хорваты и боснийцы, создавшие Федерацию Боснии и Герцеговины, это преимущество было потеряно. После резни в Сребренице операцию против формирований боснийских сербов начало НАТО и война вскоре прекратилась. Международный трибунал назвал военными преступниками 45 сербов, 12 хорватов и 5 боснийцев. Жертвы Боснийской войны - 100-110 тыс. человек; около 2 млн 200 тыс. стали беженцами. Эта война считается самой разрушительной в Европе после Второй мировой.

КОСОВСКАЯ ВОЙНА

Косовскую войну в апреле 1996 года начали албанские сепаратисты, желавшие независимости Косова и Метохии. Армия освобождения Косово (имеются данные о связях АОК с Аль-Каидой) провозгласила вооруженную бюрьбу.

Стороны конфликта: косовские албанцы (Армия обороны Косово), югославская армия, НАТО
Зона конфликта: Косово, города Сербии
Casus belli: стремление к независимости Косово, невыполнение югославскими властями условий НАТО
Потери: 1700 человек мирного населения, тысячи остались без крова


Косовская война. Сербское подразделение на позиции. Фото:krautspacemagic.tumblr.com


Регион в массовом порядке начало покидать неалбанское население - сербы, черногорцы и цыгане. В ответ армия Югославии атаковала населенные пункты в Косове. Во время этой операции погибли около 80 мирных жителей, включая женщин и детей. Страны НАТО, безуспешно пытаясь заставить Белград прекратить военные действия в Косове и Метахии, в 1998 году пригрозили военной операцией. Совет НАТО дал четверо суток, по истечению которых должны были быть нанесены удары с воздуха, и югославские власти уступили. Заключенное перемирие было недолгим, и насилие над сербским и албанским населением возобновилось. В начале 1999-го югославская армия и полиция снова начали действовать против албанцев-сторонников отделения Косово. Был эпизод, когда югославские подразделения атаковали деревню Рачак, занятую АОК. По утверждениям албанцев, которых поддержали западные наблюдатели, югославы там устроили казнь 45 албанцев. Югославские же власти утверждали, что эти люди погибли в бою. Именно это событие дало повод НАТО снова пригрозить бомбардировкой Югославии, если та не пойдет на переговоры с косовских лидерами. Состоявшаяся в Париже встреча сторон при участии России и НАТО ничего не дала. Россия, традиционно считавшая Балканы своей сферой внимания, претерпевала пору бессилия: проект урегулирования представили США и Великобритания.


Албанские беженцы в Косово спасаются из района боевых действий. Фото: dw.de


Предполагалась полная автономия Косово, вывод югославских сил и вместо них - ввод натовского контингента. В итоге Югославия согласилась с политической частью, но категорически воспротивилась решению оккупировать регион силами северо-атлантического блока. НАТО тут же приступило к военным действиям. Осуждающую это резолюцию ООН поддержали только Россия, Китай и Намибия. Эксперты отмечают совпадение действий НАТО против Югославии с секс-скандалом вокруг Билла Клинтона и Моники Левински; как бы там ни было, 24 марта 1999 года началась операция "Союзная сила".

Самолеты США и союзников наносили удары по Белграду, Приштине и другим городам; с крейсера в Адриатическом море стартовали крылатые ракеты, нацеленные на военные объекты. Операция закончилась 10 июня 1999 года.


Белград горит после авианалета НАТО. Фото: libcom.org


В результате бомбардировок пострадали не только военные и инфраструктурные объекты, но и жилые кварталы. По данным югославских властей, потери мирного населения превысили 1700 человек; Human Rights Watch сообщила, что в результате бомбардировок погибло около 500 человек, и что "избыточная смертность в результате ухудшения условий существования не поддается оценке". Тысячи людей остались без крова. По данным ООН свыше 800 человек пропали без вести. Независимость от Сербии Республика Косово провозгласила 17 февраля 2008 года. В мире она признана лишь частично.

ВОЙНА В ПРИДНЕСТРОВЬЕ

На закате СССР в Молдавской ССР все громче звучат националистические лозунги. Весной 1989 года от имени Союза писателей Молдавии публикуют законопроект о языках. Предполагается, что родители не могут выбирать язык, на котором будут обучаться дети; а кроме этого - административная (а в некоторых случаях и уголовная) ответственность за использование в официальном общении любого другого языка, кроме молдавского. Также готовится переход к латинской письменности.

Стороны конфликта: Молдавия, непризнанная республика Приднестровье
Зона конфликта: граничащий с Украиной левый берег Днестра на территории Молдавской ССР
Casus belli: Объявление независимости Приднестровья, которое Молдавия считает своей территорией
Потери: по 500 человек убитыми с каждой стороны. Эксперты утверждают, что в действительности погибших было гораздо больше

Приднестровье - территория между Днестром и украинской гранцей


Тут же стихийно возникает движение за введение государственного двуязычия: молдавского и русского. На молдавских территориях, простирающихся неширокой полосой от левого берега извилистого Днестра до границы с Украиной живут, в основном, этнические русские и украинцы. Здесь, в Приднестровье, в его главном городе - Тирасполе организуют Объединенный совет трудовых коллективов. Этот ОСТК, когда молдавский язык признали государственным, организовал волну стачек. События развивались: Верховный совет МССР постановил, что сама республика была незаконно создана в результате пакта Молотова-Риббентропа, а регионы Северная Буковина и Бессарабия - оккупированные СССР территории Румынии. В ответ выступил горсовет Тирасполя: заявил, что если так - значит, и левобережье Днестра тоже незаконно включено в состав Молдавской ССР, и что он при этом не считает себя связанным какими-либо обязательствами с МССР.

В Приднестровье прошел референдум, и 2 сентября 1990 года провозгласили Приднестровскую Молдавскую Советскую Социалистическую Республику в составе СССР. Но руководство Союза не признало ПМССР, как и Гагаузию, тоже объявившую независимость.


Жаркая весна на берегу Днестра. Фото: dniester.ru


3 марта 1991 года в Дубоссарах неизвестные расстреляли машину с приднестровской милицией. Одни в провокации обвиняют молдавскую сторону, другие - приднестровскую. В ответ приднестровские гвардейцы и казаки взяли в заложники молдавских полицейских. В тот же день спецназ МВД Молдавии атаковал полк 14-й армии и блокировал дома, в которых жили семьи ее военнослужащих. На помощь полку прибыли казаки и приднестровские гвардейцы. Так и началась война. Молдавская артиллерия обстреливала левый берег, обстрелам подверглись Дубоссары и Бендеры. Молдавская армия пыталась десять раз прорваться к Дубоссарам. Приднестровцы оборонялись с помощью оружия, всяческими способами полученного от 14 армии. У них было даже несколько танков. В связи с этим президент Молдовы Мирчу Снеегур заявил, что его страна - в состоянии войны с Россией.

Молдавская армия подошла к Бендерам, начались бои за город, потом - в самом городе. Молдаване пытались взять штурмом крепость, в которой располагалась ракетная бригада 14 армии. На помощь приднестровцам пришли танки 14 армии, и атакующих вытеснили из города. Молдавская сторона использовала два МиГ-29: они пытались разбомбить мост, но один самолет был сбит ПВО 14 армии.

Конфликт был заморожен со введением российских миротворцев. Часть левобережья Днестра контролирует Молдавия, часть - непризнанная республика Приднестровье.

ВОЙНА В АБХАЗИИ 1992-1993

Стороны конфликта: Грузия, Абхазия
Зона конфликта:
территория Абхазской АССР
Casus belli:
Объявление Абхазией независимости, защита Грузией интересов проживающих там ее граждан, стремление сохранить территориальную целостность
Потери:
4 тыс. грузин и 4 тыс. абхазцев. 1000 грузин считаются пропавшими без вести

В 1992 году после свержения режима Звиада Гамсахурдия в Грузию вернулся Эдуард Шеварднадзе, возглавивший Государственный Совет, который контролировал грузинскую территорию за исключением Аджарии, Южной Осетии и Абхазии. В Верховном совете Абхазской автономии нарастали противоречия между грузинскими и абхазскими представителями. Совет национального единства Абхазии обратился к населению с призывом воспрепятствовать нарушению Конституции автономии, узурпации власти и беззаконию. При этом ВС Абхазии вернулся к Конституции 1925 года, по которой Абхазия - суверенное государство в составе грузинской ССР. Тбилиси отменил это постановление. 14 августа 1992 года Грузия ввела войска в Абхазию, мотивируя это необходимостью противодействия сепаратизму и защиты живущих там грузин. Официально причиной была названа охрана железной дороги, по которой из России шли грузы в Армению, воевавшую с Азербайджаном. Вошедшие в Абхазию военные располагали новой техникой, доставшейся Грузии после распада СССР. Вооружение абхазской стороны состяло преимущественно из стрелкового оружия. Был разгар курортного сезона; начались первые столкновения, с обеих сторон появились убитые.


Абхазия. Бои под Гаграми. Фото: topwar.ru


Абхазцы получили поддержку на Северном Кавказе: к их отрядам стали присоединяться адыгейские и чеченские добровольцы; одним из чеченских подразделений командовал Шамиль Басаев. Руководство России в конфликт не вмешивалось - разве что Краснодарский край закрыл границу с Абхазией, чтобы "стабилизировать ситуацию с беженцами"; также организовали переброску в Абхазию добровольцев и кубанских казаков из Приднестровья. Комитет по чрезвычайным ситуациям России по морю эвакуировал из зоны конфликта 15 тыс человек.

После того, как Ельцин заверил Шеварднадзе в стремлении разрешить конфликт мирным путем, грузинской национальной гвардии отдали приказ остановить наступление. А осенью 1992 года абхазцы перешли в контрнаступление: у них уже была захваченная техника; удалось отбить Гагры (ранее грузинский военный комендант этого города пообещал, если наступление не будет остановлено, уничтожить всех этнических абхазов; когда город был взят, появлялись сообщения, будто на стадионе чеченцы и абхазцы футболят отрезанные головы грузин: позже международная комиссия это не подтвердила).

Сгоревший в результате боев 1993 года Дом правительства Абхазии.Фото: Wikipedia


Осенью 1993 года абхазцы, штурмующие Сухуми, из переносных зенитных установок сбили несколько грузинских самолетов, приземлявшихся в Сухуми. Считается, что взятию Сухуми способствовало полученное от России артиллерийское вооружение. В захваченном городе было казнено 17 прогрузинских министров.

Соглашение о прекращении огня заключили осенью 1994-го при российском посредничестве. Есть источники, сообщающие об эпизодах этой войны, в которых против грузинской стороны действовали российские войска. В Абхазию ввели миротворческие силы СНГ - по сути, это были дислоцировавшиеся тут ранее подразделения Вооруженных сил России. Под контролем Грузии в Абхазии осталось только Кодорское ущелье. В результате этой войны погибли 4 тыс грузин (еще тысяча пропали без вести) и 4 тыс. абхазцев. Около 250 тыс грузин были вынуждены бежать с территории Абхазии.

В свое время я довольно сильно интересовался данной проблемой, т.к. у меня в Сербии есть родственники. Однозначного ответа на этот вопрос сам никто не даст, так же как и установить сейчас кто прав, а кто виноват невозможно. Но конфликт есть, а значит есть и причины вражды между Сербией и Албанией. Попробую разобрать их.

Причина № 1. Косово

Первая и наверное основная причина данного конфликта это дележ территории. Именно Косово стала камнем преткновения между двумя соседствующими народами. В данный момент является независимой (хотя и частично признанной) республикой, а еще несколько лет назад это была область в составе Сербии. Исторически сложилось так, что Косово была всегда населена преимущественно албанцами, и еще во времена Османской империи была наиболее уязвимым местом на карте Сербии. Османы пользовались этим, нанося христианской Сербии огромный урон.

Проблема Косовских албанцев, не желавших жить в составе Сербии, всегда стояла особняком для сербского правительства. Конечно же косовские албанцы получали поддержку из самой Албании, а это означало что речь идет уже не гражданской войне (как было у нас Чечне), а о международном конфликте.

Т.е. косовцы требовали независимость, а в свою очередь в этом им отказывала, всячески подавляя (порой очень жестоко) попытки проведения референдума или выборов в Косово. Главными требованиям косовских албанцев на протяжении долгого времени были следующие:

1. Выход из состава Сербии.

Албанцы просто отказывались жить по сербским законам;

2. Создание независимой Косовской Республики со столице в Приштине;

Причина № 2. Религия

Наверное ничто так не подогревало этот конфликт, как религиозные взгляды сторон. Албанцы являясь мусульманами, не желали жить "под гнетом кафира", т.е. неверных.

Конфликт в Косово (некоторые источники используют термин «война») – это вооруженное восстание сторонников отделения албанских территорий от Союзной Республики Югославия. Конфликт начался в феврале 1998 г. по инициативе албанцев в Косово и Метохии и завершился десять лет спустя в 2008 г., когда албанские сепаратисты официально объявили о независимости вышеназванных земель.

Истоки конфликта в Косово

Косовский конфликт вспыхнул на религиозной почве: албанцы-мусульмане и сербы-христиане издревле жили в Косово бок обок, но это не уменьшало взаимной неприязни. После Косово присоединили к Югославии, не принимая во внимание мнение большинства населения. В 1974 г. край получил статус автономного, но албанцы посчитали это полумерой. После смерти И. Тито они развернули масштабную кампанию с требованиями независимости. В ответ на это власти в Белграде внесли изменения в Конституцию и ликвидировали законные основания для автономии Косово.

Сторонники независимости партия «Демократическая лига» во главе с И. Руговой создали собственное правительство и отказались подчиняться правительству Югославии. Централизованная власть ответила арестами участников протестов. Все это привело к созданию в 1996 г. вооруженной за счет Албании Армии освобождения Косово (АОК), и развязыванию конфликта, который с переменной интенсивностью будет продолжаться больше десяти лет.

Хронология военных действий в Косово

Точкой отсчета войны в Косово принято считать 28 февраля 1998 г., когда АОК официально объявили, что начинают войну за независимость края. Первой мишенью боевиков АОК стали югославские полицейские. После нескольких таких нападений армия центральных властей атаковала несколько населенных пунктов рядом с Дреницей (в самом центре Косово). В результате были убиты приблизительно 80 человек из числа местного населения, около четверти из них составили женщины и дети. Этот вопиющий акт насилия имел большой международный резонанс.

До осени того же 1998 г. число жертв среди населения Косово достигло 1000 человек, из края начался отток беженцев всех национальностей и вероисповеданий. Конфликт перерастал в интернациональный – страны-участники предпринимали попытки увещевания Белграда с целью прекращения войны. В сентябре 1998 г. последовала резолюция от Совета Безопасности ООН с призывом к прекращению огня.

Уже на следующий день после принятия резолюции в вооруженных силах НАТО было начато планирование бомбардировок Югославии, как крайние меры устрашения правительства в Белграде. 15 октября 1998 г. официальный Белград заключил перемирие с албанскими сепаратистами в Косово, и с 25 октября огонь прекратили. Однако акты насилия против местного населения не прекратились, а с начала 1999 г. открытые военные действия возобновились в полной мере.

В конце января 1999 г. у международных сил под эгидой НАТО появился повод вмешаться в косовский конфликт – кровавый инцидент в Рачаке, когда югославские военные расстреляли 45 человек из местного населения, обвинив в пособничестве сепаратистам. В феврале 1999 г. на французской земле (в замке Рамбуйе около Парижа) прошли переговоры между обеими сторонами конфликта при участии представителей США и России, но никаких конструктивных результатов достичь не удалось.

В ходе встречи западные страны лоббировали утверждение автономного статуса Косово и немедленный вывод сербских войск из края. Россия поддерживала позицию Белграда – территориальную целостность страны в установленных границах. Сербская сторона не могла согласиться с ультиматумом, для них это фактически означало поражение в войне и утрату части территории. Белград отказался от перемирия на таких условиях, и уже в марте военно-воздушные силы НАТО начали бомбардировки сербской территории. Она завершилась только в июне, после того как С. Милошевич согласился вывести военные формирования с территории Косово.

11 июня на спорных землях был введен протекторат «Международных миротворческих сил», в Косово вошли войска от НАТО и России. К середине месяца удалось добиться договоренности с албанскими боевиками о прекращении огня, но мелкие столкновения не прекратились, число раненых и погибших с обеих сторон постоянно росло. В ноябре 2001 г. И. Ругова по результатам выборов среди албанского населения Косово был избран президентом и официально объявил о независимости края в качестве суверенного государства.

Естественно, Югославия не признала его действия законными, а конфликт продолжал тлеть, унося жизни людей. В октябре 2003 г., поддавшись увещеваниям ООН и Евросоюза, представители Югославии и Косово снова сели за стол переговоров. Встреча прошла в Вене, исход не принес положительных изменений. Завершением Косовского конфликта можно считать 17 февраля 2008 г., когда власти края в одностороннем порядке объявили о независимости Косово и Метохии от Сербии.

Итоги

К тому времени, когда война в Косово завершилась, Югославии как таковой уже не существовало: в 2006 г. распад Союзной Республики завершился отделением Черногории. Этнические противоречия в крае, разобщенность и взаимная неприязнь сербского и албанского населения по-прежнему поддерживают взрывоопасную ситуацию в Косово. Интернационализация конфликта, по некоторым мнениям, стала лишь очередным поводом для «бряцанья оружием» Запада и России в условиях скрытой «холодной войны».