Скачать поурочные планы по технологию. Пример составления краткого плана-конспекта


Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся – по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой. Составление поурочного планирования регламентируется школьным Положением о поурочном планировании, утверждённым приказом директора школы от 02 апреля 2010 г. 65




Основные задачи поурочного плана: определение места урока в изучаемой теме; определение триединой цели урока; отбор содержания урока в соответствии с целями и задачами урока; группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения; отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.


Основные компоненты поурочного плана целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы; коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом; содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.; технологический: выбор форм, методов и приемов обучения; контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.


Этапы планирования урока: определение цели и типа урока, разработка его структуры; отбор оптимального содержания учебного материала; выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке; подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с целью и типом урока; выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы; определение списка учеников, ЗУН которых будут проверяться; продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии; определение форм и объема домашнего задания; оформление поурочного плана.


Правила, обеспечивающие успешное проведение планируемого урока: Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом. Подборка разнообразных учебных заданий. Дифференциация учебных заданий. Определение способов развития познавательного интереса учащихся. Продумывание приемов педагогической техники.


Оформление поурочного плана Формальная часть конспекта: номер урока; дата и тема урока; триединая цель урока; оборудование. Содержательная часть конспекта: описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.


Традиционный перечень этапов урока: Повторение опорных знаний (определение понятий, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся) Усвоение новых знаний (новые понятия и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала) Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены) Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания)

План-конспект урока - "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

Дать представление о…;

Обобщить и систематизировать знания о….;

Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

Выработать навыки (например, анализа лирического текста).

Воспитательные:

Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент - обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого - к сложному, от общего - к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы - неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф - то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Инструкция

Составить поурочный план не так уж и сложно. Главное - знать его основные составляющие. Со временем написания план а не будет занимать у вас так много времени, как в начале. Но сначала стоит отметить, что он обязательно должен быть связан с календарно-тематическим план ированием, утвержденным на методическом объединении -предметников.

Прежде всего, нужно уделить небольшой промежуток времени вначале занятия для опроса учащихся по ранее усвоенному учебному материалу, тематически связанному с материалом, который предстоит объяснять. Обычно на такой опрос отводиться от 3 до 5 минут. Во время опроса учащиеся вспоминают пройденное, их и способность усваивать новую информацию повышаются. Следующие 20-25 минут необходимо посвятить объяснению новой темы. Ваши ученики лучше запомнят материал, если он будет сопровождаться показом макетов, схем, таблиц, -, аудиоматериалами и примерами. Необходимо равномерно распределить время для устного объяснения и работы с наглядными пособиями. Это позволит активизировать сразу несколько механизмов , улучшая его качество. Последние 10-15 минут урока нужно оставить для закрепления только что пройденного материала. Для того чтобы сделать план урока максимально удобным, иногда впоследствии в него приходится вносить коррективы. Например, можно увеличить время для закрепления материала, включив в него короткий пятиминутный опрос. Это позволит оценить качество знаний учащихся и своей работы.

Что лучше: воспользоваться готовым планом или более правильно составить план урока самостоятельно?

В принципе, возможен и тот и вариант. Иногда для начинающего преподавателя легче воспользоваться готовым методическим материалом. Однако со временем большинство предпочитают самостоятельно составить план урока и по индивидуальной . Правильно составленный план урока позволяет рационально использовать время занятия и значительно увеличивает его эффективность.

Видео по теме

Источники:

  • как составить плана открытого урока в 2019

Планирование работы учителем – необходимый элемент его деятельности. Тщательная подготовка поможет педагогу целенаправленно и своевременно решать стоящие перед обучением задачи. Исходными документами для планирования являются учебный план школы, программа курса предмета, календарно-тематическое планирование и непосредственно план каждого урока в отдельности.

Инструкция

План урока должен иметь следующие элементы: тема и ; этапы урока , с указанием времени проведения; методы и содержание проверки знаний; последовательность и методы изучения нового материала; демонстраций; перечень технических средств ; задачи и упражнения с их решением; .

При составлении плана урока педагог, прежде всего, выявляет цели и задачи урока . На одном уроке решается обычно не одна, а несколько задач, однако, учитель должен выявить несколько основных задач. Задачи, указанные в плане подразделяются на образовательные, развивающие, и воспитывающие. При постановке слишком большого количества задач из них не сможет быть полностью выполнено и до конца .

Далее учитель отбирает необходимый для усвоения фактический материал, изучая учебник, и устанавливает объем и содержание материала. Здесь же подбирается научно-популярная и методическая , в которой содержится материал, . Все это нужно для составления структуры урока , разбивание его на этапы, распределение времени на каждый из них.

Перед необходимо подобрать оборудование для демонстрационных опытов и показов, обязательно проверив его и прокрутив опыт для убеждения, что все приборы сработают и не подведут педагога в момент, который очень любят ученики. В плане урока указывается только перечень наименований оборудования без технических характеристик.

Видео по теме

Педагогам помимо непосредственного обучения детей приходится составлять планы уроков. Это делается, во-первых, для лучшей подготовки к изложению нового материала или проверке усвоения пройденного. Во-вторых, по этим планам, наряду с другими показателями, руководство учебных заведений или проверяющие из органов образования судят об уровне квалификации учителей и о том, соответствуют ли уроки школьной программе.

Инструкция

В самом начале плана четко укажите, какой теме будет посвящен урок. Постарайтесь, чтобы она точно соответствовала школьной программе. Помните, что излишняя самостоятельность, новаторство педагога, выходящее за рамки утвержденных планов, увы, не приветствуется ни собственным руководством, ни вышестоящими инстанциями.

Определитесь с типом урока. Если на нем будет дана контрольная работа для проверки усвоения пройденного материала – укажите это с обязательным уточнением, сколько времени она займет (весь урок или 30 минут и т.п.) Если же это будет комбинированный урок (повторение пройденного материала и обучение новому) – разбейте его на части и укажите хотя бы примерную продолжительность каждой из них.

Не забудьте указать, какие учебные пособия, демонстрационные экспонаты, видеофильмы и тому подобные материалы понадобятся вам для успешного проведения урока.

Следующий пункт вашего плана – связь только что пройденной темы с той, которую вы планируете дать детям на уроке. Это важный момент. Постарайтесь указать, каким образом лучше всего перейти от одного материала к другому, чтобы ученикам было интересно и понятно.

Затем – основная часть урока. Постарайтесь ясно и четко указать, что именно вы собираетесь объяснить учащимся. Особое внимание уделите тому, как вы планируете мотивировать учащихся к активному обсуждению нового материала. Будет ли это вызов отдельных учеников к доске, опрос с мест, участие в демонстрационных опытах, если речь идет, например, об уроках физики и или рассмотрение биографии какой-либо известной личности, альтернативного варианта развития событий, если запланирован урок истории.

Положение о поурочном планировании

по предмету

1.Общие положения

1.1.Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:

Учителя - по организации учебно-воспитательного процесса;

Учащихся - по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в
соответствии с учебной программой;

1. 2..Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.

1. 3. Поурочный план составляется учителем в соответствии с учебной
программой и календарно- тематическим планированием по предмету.

1.4. Основные задачи поурочного плана:

Определение места урока в изучаемой теме;

Определение триединой цели урока;

Группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;

Отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.

2.Разработка поурочного плана

2.1.Основными компонентами поурочного плана являются:

Целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и
на отдельные его этапы;

Коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;

Технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;

Контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на
уроке для стимулирования его активности и развития познавательного
интереса;

2.2. Определение триединой цели на каждый урок обязательно.

2.3. ТЦУ включает следующие аспекты:

Образовательный: вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков;

Воспитательный:формирование у учащихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;

Развивающий аспект: развитие у учащихся познавательного интереса,
творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

2.4.Этапы планирования урока:

Определение типа урока, разработка его структуры;

Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его
на ряд опорных знаний;

Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить
на уроке;

Подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с
типом урока и каждым отдельным его этапом;

Выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм
организации и оптимального объема их самостоятельной работы;

Определение списка учеников, ЗУН которых будут проверяться;

Определение форм и объема домашнего задания;

Продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;

Оформление поурочного плана;

2.5.Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение
планируемого урока:

Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей
учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего
классного коллектива в целом;

Подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;

Дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»

Определение способов развития познавательного интереса учащихся- «изюминки» урока (интересный факт, эффектный опыт и т.п.)

Продумывание приемов педагогической техники;

3. Оформление поурочного плана

3.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта.

3.2.Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную
и содержательную.

3.3.Формальная часть конспекта включает:

Номер урока в изучаемой теме;

Тема урока;

Тип урока (вводный урок, урок изучения нового материала, урок формирования умений и навыков, урок закрепления и развития ЗУН, урок контроля и коррекции ЗУН, проверочный урок, урок проверки знаний, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок самостоятельной работы, урок практической работы).

Триединая цель урока;

Цель урока - планируемый результат достижения цели:

К окончанию урока ученики:

    Будут знать:

    Будут уметь:

    Приобретут навык:

    Смогут поразмышлять:

    Смогут продемонстрировать (проявить):

- Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная, индивидуально-групповая и т.д.

- Методы обучения:

- организации учебно-познавательной деятельности : словесные, практические, наглядные, аналитические, дедуктивные (от общего к частному), индуктивные (от частного к общему), синтетический, аналитико-синтетический

- по уровню познавательной активности : проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

- Методы управления управления учением : организация учебной работы учителем,

самостоятельная работа учащихся, лабораторная работа, практическая работа

- методы стимулирования и мотивации к учению : метод познавательных игр, метод учебных дискуссий, метод создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций занимательности, ситуаций познавательной новизны, метод опоры на жизненный опыт

-методы контроля : устный, письменный, тестирование, лабораторно-практический контроль, программированный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль

Оборудование: техническое оснащение урока, раздаточный дидактический материал, компьютер, ТСО, таблицы, карты.

названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.

3.5. Примерый перечень этапов уроков различных типов:

Урок изучения нового материала:

    Первичное введение материала

    мотивация запоминания и актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, составление схем, таблиц и т.д.)

    Первичное закрепление материала под руководством учителя путем повторного повторения, частичных выводов

    Контроль результатов первичного запоминания

    Повторение и применение полученных знаний

    Оценка результатов запоминания и применения

Урок формирования умений и навыков

    Постановка цели урока

    Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой

    Проведение тренировочных упражнений

    Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования

    упражнения на их освоение

    Упражнения на их закрепление

    Тренировочные упражнения по их образцу, алгоритму

    Упражнения на перенос в сходную сиуацию

    Упражнения творческого характера

    Итог урока, рефлексия

    Задание на дом

Урок закрепления и развития ЗУН

    Постановка цели урока

    Актуализация знаний

    Выполнение учащимися различных заданий, задач и упражнений

    Проверка выполненных работ

    Обсуждение ошибок и их коррекция

    Задание на дом

    Итог урока, рефлексия

Урок контроля и коррекции ЗУН

    Постановка цели урока

    Показ использования приобретенных ЗУН в жизненных ситуациях

    Проверка знаний фактического материала (в устной форме)

    Проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность

    Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос

    Применение учащимися знаний, практические задания

    Выполнение комплексных творческих работ

    Итоги работы, рефлексия

    Задания на дом

Урок проверки знаний

    Организация начала урока. Создание деловой, спокойной и доброжелательной обстановки.

    Постановка задач урока. Сообщение учителя о материале, который будет проверяться.

    Изложение контрольной или проверочной работы (задания должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)

    Подведение итогов работы.

    Анализ работы над ошибками, организация коррекционной работы

    Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения

Урок обобщения и систематизации знаний

    Постановка цели урока

2. Повторение

3 Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний

4. Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки

    Итог урока, рефлексия

Комбинированный урок, имеющий, как правило, не менее двух дидактических целей

1. Организация начала урока

2. Постановка цели урока

3. Проверка домашнего задания

4. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

5. Изучение нового материала

6. Закрепление изученного материала на данном уроке и повторение ранее изученного, связанного с новым материалом

7. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь их с новыми, ранее полученными и сформированными

8. Подведение итогов урока, рефлексия

9. Задание на дом

1.Повторение опорных знаний (определение понятий, законов, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; способы развития интереса учащихся к предмету, к теме; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся).

2. Усвоение новых знаний (новые понятия, законы и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала.)

3. Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены)

4. Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания)

3.7.Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления.

КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ УРОКА? КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН УРОКА?

На эти вопросы и на многие другие вы и найдете ответы в данной статье.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

❧ уровнем проведения урока;

❧ методической наполненностью;

❧ атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;

✓ Определить место темы в учебном курсе;

✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у студентов новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

✓ Обеспечить усвоение студентами законов, признаков, свойств, особенностей;

✓ Обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме);

✓ Отработать навыки (какие?);

✓ Добиться усвоения студентами каких-то понятий (вопросов).

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера.

✓ воспитание патриотизма;

✓ воспитание интернационализма;

✓ воспитание гуманности;

✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

✓ воспитание дисциплинированности;

✓ воспитание эстетических взглядов.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств студентов: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

3. Уточнение типа урока.

✓ Урок изучения нового материала;

✓ Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;

✓ Урок формирования умений и навыков;

✓ Урок повторения;

✓ Урок проверки знаний;

✓ Урок применения знаний, умений и навыков;

✓ Повторительно-обобщающий урок;

✓ Комбинированный урок.

4. Уточнение вида урока.

✓ Урок- лекция;

✓ Урок-беседа;

✓ Кино-урок;

✓ Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

✓ Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);

✓ Урок лабораторных работ;

✓ Урок практических работ;

✓ Урок - экскурсия;

✓ Урок - семинар;

✓ Дидактическая игра;

✓ Анализ ситуаций;

✓ Устный опрос;

✓ Письменный опрос;

✓ Контрольная работа;

5. Выбор методов и приёмов обучения.

К таким методам относятся:

1. Метод монологического изложения (монологический метод);

2. Метод диалогического изложения (диалогический метод);

3. Метод эвристической беседы (эвристический метод);

4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);

5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);

6. Метод программированных заданий (программированный метод).

6. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

А) Подобрать по теме литературу. При этом если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли обязательный учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:

✓ Узнавание нового материала;

✓ Воспроизведение;

✓ Применение знаний в знакомой ситуации;

✓ Применение знаний в незнакомой ситуации;

✓ Творческий подход к знаниям.

В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

✓ задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;

✓ задания, способствующие осмыслению материала студентом;

✓ задания, способствующие закреплению материала студентом.

Г) Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.

Д) Продумать изюминку урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

Е) Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать:

✓ Что контролировать;

✓ Как контролировать;

✓ Как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать студентам подлинный интерес преподавателя к их работе.

Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и преподаватель.

7. Составить конспект с учётом структуры урока.

Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.

✓ Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;

✓ формирование новых понятий и способов действий;

✓ формирование умений и навыков;

✓ домашнее задание.

Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.

Основные этапы современного урока

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью студентов к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний и умений студентов для подготовки к новой теме.

4. Постановка цели занятия перед студентами.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.

6. Первичная проверка понимания.

7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой преподавателем и студентами, оценка знаний.

11. Домашнее задание к следующему уроку.

Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.

12. Подведение итогов урока.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Вывод: При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у них искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?

После проведения урока необходимо провести его анализ. А как провести самоанализ урока вы .