Слуцкое восстание 1920 года. Слуцкое восстание ждёт своих исследователей

И.Н.Захарьин. Воспоминания о Белоруссии (1864-1870). Борьба за правильное наделение русских крестьян Западного края с польскими помещиками. – «Исторический вестник», кн.III, IV, 1884.

Автор, русский писатель, драматург, очеркист, поэт(1837 - 1906) очевидец событий, указывает на польское происхождение белорусского национализма, на маскировку польских русофобов под «белорусов» и на их враждебность к белорусам настоящим – русским белорусам.

С.66 «Большинство чиновников в Могилевской губернии состояло все еще из поляков, между которыми была масса лиц, числящихся православными, это были местные уроженцы – «белоруссы», как они стали называть себя после усмиренного восстания. В сущности же это были истые поляки, рожденные от смешанных браков, носившие даже польские фамилии, предпочитали для молитвы костелы церквам и вспоминали о своем православии, когда это делалось выгодным. Они занимали в губернии очень видные должности, потворствовали на каждом шагу полякам и вредили русскому делу, мстя, где только можно, крестьянам за их участие в подавлении мятежа».

С. 73»…беспощадность крестьян к панам, участвовавших с войсками в подавлении восстания…панов крестьяне вязали и доставляли в Могилев».

И.Н.Захарьин. Воспоминания о Белоруссии (1864-1870) на сайте Президентсой библиотеки имени Б.Н. Ельцина (http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=24.11.2012&DocUNC_ID=8350&Token=T)

Максим Богданович о русской литературе.

Из публицистики замечательного русского, белорусского поэта Максима Богдановича.

М.Богданович считал белорусов одной из русских народностей.

«Умер Иван Франко! В его лице одна из русских литератур - литература украинская - понесла тяжелую утрату. Не пройдет эта кончина незамеченной и в среде великорусского общества. Для него, думается, не чужды судьбы украинской литературы, по крайней мере не должны быть чужды. Но Франко и помимо этого заслужил право на его внимание: он много сделал для ознакомления галичан с великорусской культурой, и его сочинения в свою очередь не раз переводились на великорусский язык».

«Особняком в шевченковском творчестве стоят трогательные произведения, тесно связанные с его ссылкойи полные автобиографических данных. Многие из этих стихов принадлежат к числу самых выдающихся в поэзии Тараса Шевченко. Наконец, несомненным украшением ее служат оригинальные и грациозные песенки, блещущие народно-украинским колоритом, целый ряд которых написан Шевченко под конец жизни. Многообразными нитями связаны наши души - души русских читателей - с душой покойного поэта. В лице его мы чтим прежде всего «Божией милостию - поэта», чей стих был полон изящной простоты…»

(http://www.maksimbogdanovich.ru/stories/238.htm)

Слуцкое восстание.

Слуцкі збройны чын 1920 г. у дакументах і успамінах. / уклад., пардыхт. тэкстаў, іл., заўв., камэнт., паказ. А. Гесь, У. Ляхоўскі, У. Міхнюк; Прадм. У. Ляхоўскага. – Мінск: Медысонт, 2006. – 400 с.

Из письма временного инспектора Белорусской школьной рады Минщины в Слуцком уезде Юрки Листопада Симону Рак-Михайловскому (на бел.яз.) (1.11.1919)

«Тем временем я […] пошёл по ближайшим деревням от Слуцка, чтобы узнать, в каком состоянии находятся сельские школы. Я узнал, что из одиннадцати сельских школ Слуцкой волости открыта только одна русская. Что касается белорусских школ, то ни один учитель про них ничего не знал, а приговоры подают, чтобы открыли хоть какую школу. Вообще говоря, чуть ли не все школы подали заявления, чтобы открыть Русскую [Расейскую] школу с польским языком». [с.23]

Примеч.:

  • Приговор – меморандум, который сельские общества направляли польской администрации с просьбой открыть школу.
  • «Школу с польским языком» - т.е. с русскую школу с учебным предметом «польский язык».

Из «Доклада о школьном и национальном положении в Слуцком уезде» школьного инспектора Слуцкого уезда А. Барановского (на бел.яз) (1920)

«Что касается перевода русских школ на белорусские, то с этим он [уездный школьный инспектор] также не согласился, говоря, что крестьянство уже высказало свою волю при открытии школ, указав в протоколах, на каком языке им предпочтительно преподавание науки в школе» [с.31]

Из рапорта инспектора Общества стражи кресовой по Слуцкому уезду Яна Сушиньского о ситуации на Случчине (польск. яз) (январь 1920)

«Молодёжь преимущественно тенятся к Москве , и этому не стоит удивляться; потому что воспитана она была в школах русских, поэтому вздыхает по Деникину и великой неделимой России. Кроме того, тут видна и агитация с[оциал-]революционеров» [с.35]

«Наблюдается интересное явление; в некоторых местных школках белорусских, где преподаётся русский язык и будто бы польский - после пару месяцев занятий потребовали, если нельзя сделать русскую школу, тогда просим польскую » [с.35]

«Ещё раз подчёркиваю: требуем обратить особое внимание на подрыв доверия ко всему русскому и стараться пробудить уважение к Польше» [с.35]

«Массового национального сознания [имеется в виду белорусское сознание] нет: православные считают себя русскими – католики поляками. Мы обязаны использовать несознательность здешних крестьян в этом смысле. Это тот материал, который, если не пожалеем расходов, мы переделаем на свой манер» [с.36]

«Вся русская интеллигенция выстроилась под белорусским флагом» [с.37]

«Выборы в Городской Совет должны состояться 29/I с[его] г[ода]. Скорее всего, из 24 радных выйдет по 8 от пол[яков], евреев и белорус[ов]-москалей [с.38]

Из протоколов Первой общенациональной политической конференции в Праге (28.09.1921)

Курилович (от Слуцкой бригады): «Против поляков шли все белорусы в большевистские войска, чтобы бороться с паном, но это было в 1920 г., а теперь психология народа изменилась, как всего населения России» [с.147]

Курилович: «Есть повстанческое движение в Белоруссии, об этом свидетельствуют большевистские газеты. Есть две ориентации – польская и русская (на вопрос, какой вы ориентации, ответ – белорусской, несколько раз; но тенденциозно – со скрытыми польскими симпатиями)» [с.148]

Павлюкевич: «Акции Балаховича и Слуцкое восстание были тесно связаны с Польшей, потому что иначе мы бы сидели в тюрьмах». [с.148]

Из доклада Егора Злоцкого Константину Езавитову « Паўстанчэскі рух на Беларусі » (3.10.1921) (на бел.яз.)

О причинах появления национального самосознания у местных крестьян: «[…] нужно иметь в виду, что это сознание распространялось, благодаря общей политической ситуации, а не влияниями той или иной политической группировки на крестьян. Крестьяне ощутили и перенесли на себе гнёт коммунистов и увидели, что всё то, что несут коммунисты, чужое для них, а в коммуне самой видели для себя кабалу. Вот тут они и ухватились за принцип самоопределения, тот самый принцип, который был популяризован самими же коммунистами» [с.151]

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

История - удивительная наука - она изучает то, чего нет. Потому что прошлое, для непосредственного восприятия, недоступно. И задача исследователя - по оставленным следам и косвенным данным восстановить это прошлое, в максимально приближённом к правде-истине виде. Если исследователь порядочный и честный человек, то историческое знание обогащается некими новыми подробностями и фактами. Если нет, то появляется очередной исторический миф, который способен задурить многим людям голову. А эти обманутые люди затем обрушивают на себя и на других разнообразные социальные бедствия и катастрофы.

Создание очередного националистического мифа

Показательным в этом смысле является тема о «Слуцком восстании», которую в последнее время активно используют и раскручивают белорусские националисты.

После волны резкого национального возрождения (в конце 1980-х годов) частью белорусского общества это восстание ежегодно празднуется как первое белорусское вооружённое выступление за свою независимость.

Вот что пишет по этому поводу Михаил Голденков (автор ряда книг по истории Беларуси, который также пишет статьи в газету «Секретные исследования») в своей книге «Утраченная Русь»:

«Ещё одно белое пятно нашей истории - Слуцкое восстание ноября-декабря 1920 г. Об этом событии, конечно же, не рассказывали советские учебники по истории, как почти ничего про него нельзя было найти и в другой исторической литературе. Если и попадалась какая-нибудь информация, то она была заведомо искажена - мол, белые банды вкупе с поляками. Однако Слуцкое восстание - это чисто белорусское вооружённое восстание против советской власти в районе Слуцка в ноябре-декабре 1920 г. Примерно месяц беларуские отряды, состоявшие в основном из местных крестьян, оказывали сопротивление наступавшим советским войскам.».

«Сейчас день 27 ноября - начало боёв - кое-где в Беларуси отмечается как День Героев».

Привести какие-либо источники, в которых всё-таки нашлась правда о Слуцком восстании, Михаил Голденков не посчитал нужным.

И вот (с 1992 года), каждый год в конце ноября, взяв с собой флаги и транспоранты люди отправляются в путешествие по Слуцкой земле дабы почтить подвиги забытых героев. Там же 27 ноября (день предполагаемого начала боевых действий) пополнение «Молодого Фронта» (зарегистрированного в Чехии) принимает присягу на верность.

28 ноября в Слуцке более 150 человек приняли участие в торжественной демонстрации и митинге в честь 95-й годовщины восстания случчан против советской власти. Пополнение «Молодого Фронта» (зарегистрированного в Чехии) традиционно в этот день приняло присягу на верность.

Под эту тему пишется много исторических книг (Стужинская, Грицкевич, Тарас, Голденков и другие), публикуются статьи в печатных и электронных СМИ, снимаются документальные (Белсат, ОНТ) и художественные (Беларусьфильм) фильмы И все они в один голос заявляют, что это восстание именно «За Беларусь» против «красных» оккупантов.

  • Но так ли это было на самом деле?
  • Есть ли другой взгляд на эти события?
  • На чём основываются сторонники тех или иных мнений по этому вопросу?
  • Что же, в конце концов, произошло в районе Слуцка в ноябре 20-х годов прошлого века?

Задают ли (хотя бы сами себе) эти вопросы те, кто празднуют это событие, не известно. Но, когда начинаешь искать ответы на данные вопросы, то становится понятно, что наши националисты опять вооружились очередным непроверенным историческим мифом и пытаются навязать его остальному обществу.

Во время изучения данного вопроса мы не обнаружили ни одного серьёзного доказательства того, что это было восстание за независимость белорусов. Зато многие белорусские историки приводят доводы в пользу другой версии. Что это было обычное контрреволюционное восстание, организованное генеральным военным штабом Польши.

Всё далеко не так однозначно.

Так что же происходило на Случчине в те времена и о чём умалчивают те, кто создают очередной националистический миф?

В поисках истоков

Как это принято у историков, начнём с историографии: кто, чего написал по этой теме.

Доктор исторических наук Олег Романько отмечает, что за всё время существования белорусской печати в предвоенной Польше (1920 - 1939) никаких упоминаний о Слуцком восстании в ней вообще не было. Эта тема стала активно раскручиваться только после окончания Второй мировой войны. Когда многое уже подзабылось, а некоторые непосредственные участники ушли в мир иной.

Сам О. Романько на эту тему никаких специальных ссылок не привёл. Так же как не приводят их и другие публицисты. Стало понятно, что нужен научный труд, который основывается на какие-либо достоверные факты или архивные документы.

Сразу нам попалась книга кандидата исторических наук Нины Стужинской «Беларусь мяцежная: з гісторыі ўзброеннага антысаветскага супраціву ў 20-я гг. 20 стагоддзя».

Помимо всего прочего, в этой работе, к истинным беларусам приписываются сторонники С. Булак-Балаховича (бандит-приживальщик) и Франца Кушаля (националист-коллаборационист, во времена Великой Отечественной войны был штандартерфюрером СС).

Зато приводится много различных архивных фондов, где содержится информация о тех временах.

То же самое можно сказать и о сборнике документов «Слуцкі збройны чын 1920 г. у дакумэнтах і ўспамінах /Ул.Ляхоўскі, Ул.Міхнюк, А.Гесь».

Но это всё работы 2000-х годов. Восстание начали праздновать в начале 90-х. Поэтому нужно было искать дальше.

Неожиданный поворот

После некоторых изысканий мы вышли на профессора Анатолия Грицкевича (доктор исторических наук, годы жизни: 1929 - 2015) . Всё указывало на то, что впервые серьёзные исследования и обобщения по этой теме проводил именно он. Соответственно, как нам казалось, он-то и являлся главным пропагандистом версии о том, что Слуцкое восстание - это востание за независимость Беларуси. Потому что именно на Грицкевича больше всего ссылались.

Нашли его работу «Вакол Слуцкага паустання» (1987 г.).

И какого же было наше удивление, когда оказалось, что в ней автор наоборот очень обстоятельно и логично доказывает: никакого восстания «за Беларусь» не было. А было банальное восстание дезертиров, бандитов, контрреволюционеров под руководством польской и беларуской шляхты, организованное польской военщиной против молодой советской республики. В статье всё это хорошо показано и приведено много источников (рекомендуем, кстати, ознакомиться ). Вот вывод, который Анотолий Гришкевич тогда сделал:

«Як паказалі падзеі ў Слуцкім павеце, беларускія сяляне ў массе сваёй не падтрымалі ні беларускіх эсэраў, ні іншых нацыналістаў… Слуцкі мяцеж пацярпеў поўны правал… У колах беларускіх буржуазных нацыналістаў пачал ўзрастаць легенда пра слуцкі мяцеж 1920 года… Гэтая легенда эксплуатуецца і цяпер у антысавецкіх мэтах у ідэалагічнай барацьбе супраць сацыялізму, супраць Савецкай Беларусі і СССР.»

Признаться, это сбило немного с толку. Кто же тогда генератор националистической версии? Всё разрешилось тоже достаточно неожиданно.

Начали искать другие статьи Грицкевича. Оказалось, что всё тот же профессор Анатолий Грицкевич, но уже в других своих работах (после 1991 года) утверждает уже полностью противоположное. Вот цитата из его статьи «Слуцкае паўстанне 1920 г. — збройны чын у барацьбе за незалежнасць Беларусі» , которая была опубликована в журнале «Спадчына» в 1993 году:

«Асноўным чыннікам Слуцкага паўстання было беларускіе сялянства. А актыўным элементам, які падняў сялянства на барацьбу супраць іншаземнага нацыянальнага й сацыяльнага прыгнёту дыктатуры пралетарыяту, была сьвядомая беларуская нацыянальная інтэлігенцыя».

И здесь автор уже начинает выстраивать систему доказательств противоположную той, которую он же выстраивал в статье за 1987 год. (Если сравнить логику рассуждения и приведённые доводы, то его националистическая версия выглядит менее убедительной).

Что стало причиной такой странной трансформации остаётся только догадываться. Но человека как-будто подменили. И в последующих работах свою же статью 1987 года Анатолий Грицкевич даже и не упоминает. Но за то везде, где это возможно рассказывает о том, как истинные белорусы боролись против советских большевиков оккупантов

Интересны некоторые регалии профессора, которые дают повод задуматься над тем по какой причине автор так резко изменил своё мнение:

    Председатель научного совета по защите докторских диссертаций в культурологии;

    2001-2005 гг. - Президент международного общественного объединения «Згуртаванне беларусаў свету «Бацькаўшчына»;

    Член оргкомитета БНФ «Адраджэнне» (1988), на 1-ом съезде БНФ избран членом Сойма;

    Сопредседатель Всебелорусского съезда за независимость (июль 2000 г.);

    Великий маршалок Собрания белорусской шляхты.

Вот и думай после этого: существует пресловутая классовая борьба или нет.

«Антисоветское» - не равно «за Беларусь». Принцип историзма

Но тем не менее некое восстание было - значит будем рассматривать.

В исторической науке один из самых главных принципов исследования - это принципа историзма.

Принцип историзма предполагает рассматривать любое историческое явление, не вырывая из общего контекста, как некоего «сферического коня в вакууме», а рассматривать его в общеисторическом контексте во взаимосвязях между собой и взаимовлиянии разных исторических объектов и субъектов друг на друга. А если от принципа историзма отказаться, то тогда можно любое событие трактовать так как будет угодно в нужных целях, которые будут выгодны той или иной политической силе.

Вот контекст, в котором протекало это восстание:


О всех этих факторах можно писать много. Одно ясно точно - положение в то время было не простое и происходило множество различных военных столкновений.

Более подробно остановимся на польско-советской войне, так как бывший член Слуцкой белорусской рады Ю.Листопад в 1926 г. признался, что во время подготовки восстания он ездил в Варшаву за деньгами, выделенными Генеральным штабом Польши.

Кто союзник?

Польша как государство возникшее в конце 1918 г., выступила за восстановление своей территории в границах Речи Посполитой 1772 года (т.е. до первого её раздела). При поддержке Антанты в феврале 1919 г. она начала военные действия против Советской России.

Интересные данные приводит уже известный нам Голденков (хоть и снова без ссылок на источники): «…С февраля по август 1919 г. Польша получила от США 260 000 тонн продовольствия на сумму 51 млн. долларов. В 1919 г. только с военных складов США в Европе Польша получила военного имущества на 60 млн. долларов, в 1920 - на 100 млн. долларов. Весной 1920 г. Англия. Франция и США поставили Польше 1494 орудия, 2800 пулемётов, около 700 самолётов, 10 млн снарядов» .

Помогали страны Антанты также и живой силой. В начале 1920 г. Польша имела 740-тысячное войско.

Первой жертвой стала Белорусская Советская Социалистическая Республика, которая находилась в федеративной связи с РСФСР. В польском правительстве считали, что границы необходимо отнести «на востоке до Смоленска и далее на юг до Днепра и Сожа» («государство от моря до моря»).

8 августа поляки ворвались в Минск. В августе-сентября были захвачены Игумен, Ново-Борисов, Бобруйск, Жлобин, Рогачёв. На захваченной территории была ликвидирована советская власть, восстановлена частная собственность на средства производства. Оккупантами проводились жёсточайший террор и репрессии.

Только в Минске было арестовано более 1000 жителей, 100 из которых расстреляли по приговору военно-полевых судов.

Поляки установили жёсткий оккупационный режим: началась полонизация населения, запрещался белорусский язык

Такая жестокая политика польских захватчиков на оккупированной территории Беларуси, вызвала мощное партизанское движение, которое возглавили эсеры и большевики.

Руководители слуцкого восстания много высказывались против «оккупации» большевиками, но они нигде и никогда не высказывались против захвата и оккупации территории западной Беларуси поляками.

Возникает вопрос это действительно было восстание за Беларусь, либо просто польские и белорусские паны не желали расставаться со своими привилегиями в пользу трудового народа: крестьян, рабочих и простых солдат (т.е. трудящегося большинства ) ?

Последующие события дали ответ на этот вопрос. Сравним немного фактов о Беларуси после её раделов на Западную и Восточную :

До захвата Польшей в Западной Беларуси работали 359 белорусских школ, учительские семинарии в Свислоче и Борунах, белорусские гимназии в Новогрудке, Несвиже, Клецке, Радошковичах и Вильно.

В 1938/39 учебном году в Западной Беларуси не осталось ни одного белорусского учебного заведения .

В государственных учреждениях не разрешалось использовать белорусский язык, белорусов не брали на государственную службу. Не было белорусских театров, закрывались немногочисленные клубы, библиотеки, избы-читальни, созданные в предыдущие годы белорусской общественностью.

И это в то время как в Восточной Беларуси во всю мощь развернулось творчество таких белорусских писателей как: Янка Купала, Якуб Колас, Тишка Гартны, Змитрок Бядуля, Михась Чарот, Кондрат Крапива, Кузьма Чорный, Михась Лыньков, Павлюк Трус, Пётр Глебка, Петрусь Бровка, Платон Головач, Аркадий Кулешов, Эдуард Самуйлёнок.

Они создали произведения, в которых нашли отражение жизнь, труд и духовный мир простых людей дореволюционной Беларуси, достижения в строительстве социалистического общества, мысли народа и его стремлений.

Как говорится, почувствуйте разницу…

Послесловие

История слуцкого восстания очень запутанная, а его источники неясны, следовательно различные деятели по производству исторических мифов позволяют себе придумывать по поводу данного события версии, которые работают в угоду определённой политической коньюктуры.

А белорусских националистов просто водят за нос разными историческими подтасовками, полуправдами и проч. Как к этому относиться - решать конечно же им самим.

Можно лишь посоветовать лучше изучать свою историю и быть честными хотя бы перед собой. Потому что слепая вера в своих идеологов ни к чему хорошему их не приведёт. Иллюзии рано или поздно имеют свойство рушиться, неся за собой вполне реальное разочарование.

Источники и литература:

1. М. Голденков, «Утраченная Русь: забытая Литва, неизвестная Московия, запрещенная Беларусь», 2011 г.;

2. Радыё Свабода: На Случчыне адзначылі 95-ю гадавіну славутага паўстаньня (ссылка );

3. О. В. Романько, «Белорусские коллаборационисты. Сотрудничество с оккупантами на территории Белоруссии (1941-1945)», 2013 г.;

4. Н.І. Стужынская, «Беларусь мяцежная: з гісторыі ўзброеннага антысавецкага супраціву ў 20-я гг ХХ стагоддзя», 2012

5. Слуцкі збройны чын 1920 г. у дакумэнтах і ўспамінах / Ул.Ляхоўскі, Ул.Міхнюк, А.Гесь, 2006 г.

6. Анатоль Грыцкевіч, «Вакол слуцкага паўстання», 1987 г.(скачать );

7. Анатоль Грыцкевіч, «Слуцкае паўстанне 1920 г. — збройны чын у барацьбе за незалежнасць Беларусі», Часопіс «Спадчына». 1993. №2;

8. Е.К. Новик, И.Л. Качалов, Н.Е. Новик, «История Беларуси. С древнейших времён до 2013 г», 2013 г;

9. «ПОЛЬША — БЕЛАРУСЬ (1921-1953 гг.). Сборник документов и материалов», 2012 г. (скачать );

Белоруссия

Советская власть в Белоруссии

Подавление восстания

Территориальные изменения:

Отсутствуют

Противники

Противники

П. Я. Жаврид

Силы сторон

Слуцкая бригада:
1-й Слуцкий полк
2-й Грозавский полк
Всего: 4 тыс бойцов

Красная армия

Массовое восстание против Советской власти в районе города Слуцка. Целью восстания была объявлена защита независимости Беларуси. Слуцкое восстание является эпизодом истории Белорусской Народной Республики.

Предыстория

Рижское соглашение

Подписанным 12 октября 1920 в Риге предварительным миром (позднее закрепленным Рижским мирным договором 1921) между Польшей, РСФСР и УССР, были установлены новые государственные границы, разделившие Белоруссию и Украину на две части. Белорусская делегация в этих переговорах не участвовала, так как на них не были приглашены представители ни от Белорусской Народной Республики, ни от Белорусской ССР. С другой стороны, РСФСР действовала исключительно в интересах большевиков. Историк А. Грицкевич указывает на тот факт, что руководитель советской делегации А. Иофе предлагал уступить Польше всю территорию БССР взамен на территориальные уступки на Украине, однако польская сторона не приняла это предложение.

Согласно принятому соглашению, демаркационная линия Киевичи-Лань проходила таким образом, что Слуцкий уезд должен был отойти к Белорусской ССР, за Польшей оставались только некоторые западные волости.

Национальное движение на Минщине

Осенью 1920 года национальное движение охватило значительную часть населения Минской губернии. Так, на беспартийной конференции в Холопеничах (центр волости Борисовского уезда) была принята резолюция, в которой высказывалось желание «мирным путем освободить Беларусь от польских и советский войск и дать ей возможность определиться без чьей бы то ни было диктатуры» . Похожая картина наблюдалась и в Минском уезде, так доклад Военревкома БССР от 15 ноября 1920 г. содержит следующую информацию: «Население некоторых волостей, узнав о самоопределении Беларуси, не хочет признавать никакой власти, кроме несуществующего правительства „незалежнай Беларусі“ и относится очень враждебно к организуемым волостным ревкомам, заявляясь, что власть нужно выбирать, а не назначать из Москвы» . В ноябре этого же года под бело-красно-белыми флагами восстали Погорельская и Якшицкая волости.

Региональным центром национального движения стал город Слуцк. В 1918 году в нём был образован Белорусский национальный комитет, который возглавил Павел Жаврид. Большинство приверженцев борьбы за независимость объединил Слуцкий комитет Белорусской партии социалистов-революционеров. В листовках эсеров сообщалось о незаконности раздела исконно белорусских земель между Польшей и Советской Россией, о фиктивности независимости БССР, которая «прикрывает собой оккупацию белорусского народа российским централизмом» .

Основной движущей силой слуцкого восстания было крестьянство, которое сопротивлялось советской политике военного коммунизма и поддерживало идею независимости Беларуси, провозглашённой 25 марта 1918 года Радой Белорусской Народной Республики. Восстание возглавили представители местной интеллигенции и шляхты.

Во время Польско-советской войны 1919-1920 годов Случчина несколько раз переходила от поляков к большевикам. 11 октября 1920 года город оказался под контролем поляков.

Информация о разделе Белоруссии между Польшей и большевиками вызвала волну протеста в белорусском обществе. Непосредственно после объявления польской власти в городе возобновил свою деятельность Белорусский национальный комитет. Начали создаваться отряды белорусской самообороны. Был создан милицейский корпус из 500 человек.

Польские военные, которые готовились к отступлению, не мешали созданию белорусских отрядов.

Среди руководителей белорусского национального движения не было, однако, единства относительно стратегии дальнейших действий. С одной стороны, существовала группа сторонников сотрудничества с поляками. С другой стороны, некоторые политические деятели выступали за переговоры с большевиками. Из-за этих противоречий было потеряно много времени.

Только в ноябре 1920 года польская администрация передала власть Белорусскому комитету. В соседних деревнях были проведены выборы местных комитетов.

Местные представители Белорусской партии социалистов-революционеров, основных сторонников идеи независимости Белоруссии, предложили созвать съезд, чтобы подтвердить власть Белорусской Народной Республики на территории Случчины. Были приглашены делегаты от каждой волости (по 5 человек) и местных белорусских организаций (по 1 человеку).

Съезд Случчины

15 ноября 1920 начал работу Съезд Случчины. В его составе было, по разным данным, от 105 до 132 делегатов от города Слуцка и 15 волостей, в том числе и Копыльской. На съезде присутствовали 2 офицера 11-й польской дивизии, а также несколько представителей армии генерала Булак-Балаховича.

Комиссаром от Высшей Рады был назначен председатель Белорусского национального комитета в Слуцке Павел Жаврид, от рады Белорусской Народной Республики - В. Русак.

Съезд принял резолюцию, которая провозглашала власть Белорусской Народной Республики в Слуцке и его окрестностях, и выразил протест против «большевистской оккупации».

Военная подготовка

На съезде была избрана Рада Случчины во главе с эсером Владимиром Пракулевичем, которая состояла из 17 человек. Её задачами были организация общественного управления на Случчине, а также организация обороны края.

Рада объявила общую мобилизацию мужского населения в возрасте от 16 до 50 лет. Белорусские историки И. И. Ковкель и Э. С. Ярмусик утверждают, что вооружение и деньги для формирования отрядов предоставило командование польской армии, однако белорусский историк Н. Стужинская указывает на то, что мизерную материальную помощь оказал только С. Булак-Булахович. При этом данных средств не хватило даже на самое необходимое.

В течение трёх дней Рада сформировала два полка: Первый Слуцкий полк под командованием капитана Анциповича и Второй Грозовский полк под командованием подполковника Гавриловича. Эти полки образовали Слуцкую бригаду под командованием капитана Петра Чайки.

Население Слуцкого и частично Бобруйского уездов встало на сторону повстанцев. Слуцкое восстание было активно поддержано приверженцами белорусской независимости по всей стране, значительная часть которой была в то время оккупирована Польшей.

Из Гродно прислали флаг с Погоней и девизом «Тым, што пайшлі паміраць, каб жыла Бацькаўшчына». Военная рада БНР, которая исполняла функции министерства обороны, направила в Слуцк военных специалистов. Вскоре при Слуцкой бригаде были созданы полевой госпиталь и военный суд.

Слуцкая Рада имела контакты с армией Булак-Балаховича и планировала координировать с ней свои действия.

Военные действия

Польские войска покинули Слуцк 24 ноября. Слуцкая бригада отступила вслед за ними, ставка была перенесена в местечко Семежево. По сведениям белорусского историка Н. Стужинской, бригадная контрразведка арестовала командира П. Чайку по подозрению в предательстве, его должность занял А. Гаврилович, офицер Белорусской Военной Комиссии. По другим данным, П. Чайка покинул Слуцкую бригаду и командование перешло к Антону Сокол-Кутыловскому.

В конце ноября в Семежево приехали член Высшей Рады К. Терешченко, председатель Белорусской Военной Комиссии А. Якубецкий и штабс-капитан А. Борык. В своем выступлении К. Терешченко подчеркнул, что восстание должно стать решительной демонстрацией желания белорусов добиться независимости. На следующий день гости принимали парад идущих в бой белорусских частей.

Первый Слуцкий полк занимал участок от Семежево до местечка Вызна протяженностью около 20 км. Второй Грозовский полк занимал фронт в 60 км к северу от позиции Первого Слуцкого полка (линия Грозов - Копыль - Тимковичи - Семежево). Боевые действия начались 27 ноября. После продолжительного боя возле д. Васильчицы с подразделениями 6-й роты Первого Слуцкого полка большевики отступили, потеряв 3 убитых, 3 раненых, 1 красноармеец был взят в плен. С боем подразделения 5-й роты Первого Слуцкого полка заняли деревни Лютовичи и Дашнаво, в плен были захвачены 5 солдат Красной армии. 7-я и 8-я роты боролись за деревню Мацкевичи. В направлении Копыля солдаты Второго Грозовского полка взяли в плен роту красноармейцев с канцелярией и всей амуницией, после этого боя повстанцы вытеснили большевиков из местечка Тимковичи на восток. 30 ноября велись бои к востоку от Слуцка.

После перевода на территорию Случчины частей 8-й и 17-й дивизий Красной армии большевики заняли местечко Вызна, а 7 декабря вытеснили повстанцев из Семежево. Однако уже 12 декабря повстанцы вновь заняли Семежево, захватив большие запасы снарядов. 17 декабря стрельцы 2-й роты Слуцкого полка заняли Вызну. Однако перевес был на стороне Красной армии. Уже 19 декабря Слуцкая бригада отступила из Вызны, а 20 декабря вынуждена была оставить Семежево.

В боях возле Вызны полностью погибли некоторые части повстанцев, не хватало оружия, офицеров, провианта, началась эпидемия тифа.

В конце декабря повстанцы уже не имели боеприпасов, а 28 декабря после отступления за реку Морочь, которая стала польско-советской границей, Слуцкая бригада сложила оружие и была интернирована.

После этого некоторые защитники Слуцка вернулись на территорию БССР, где были привлечены к уголовной ответственности. Часть солдат Слуцкой бригады продолжала вооружённое сопротивление Советской власти в составе партизанской Зелёной армии до 1930-х годов.

Современное восприятие Слуцкого восстания

После волны национального возрождения в конце 1980-х годов, частью белорусского общества дата 27 ноября отмечается как День Героев .

Белорусский историк З. Шибеко указывает на то, что Слуцкое восстание является важной датой в белорусской истории, по его мнению данное событие должно отмечаться на государственном уровне. Белорусский историк Н. Стужинская в своей книге, посвященной вооружённому сопротивлению белорусов Советской власти в 1920-х гг., пишет:

Часть белорусских историков рассматривает Слуцкое восстание как одну из героических страниц истории белорусского народа. Оно велось под лозунгом «Ні польскіх паноў, ні маскоўскіх камуністаў». Это было первое самостоятельное вооруженное выступление белорусов за свою национальную независимость.

В свою очередь, другая часть негативно оценивает восстание, утверждая, что оно было инспирировано и поддерживаемо польскими оккупационными властями. Эти же авторы (Ковкель И. И., Ярмусик Э. С.) положительно оценивают Рижский мирный договор по разделу белорусских земель между Польшей и РСФСР, деятельность руководителей Белорусской Народной Республики рассматривают с позиции идеологии большевиков. Роман Скирмунт, Антон Луцкевич и пр. деятели белорусского движения согласно мнению данных историков являются представителями «буржуазно-помещицкого лагеря», «марионетками немецких оккупантов», «обманщиками народа», которые стремились «оторвать белорусов от братской Советской России».

По мнению крымского военного историка О. Романько, события восстания в значительной степени мифологизированы белорусскими националистами.