Сочинение «Вера в человеколюбие и гуманизм в рассказе «Судьба человека.

«Судьба человека», созданный писателем в 1956 году, проникнут гуманистическими идеями человечности и милосердия. Главным героем произведения является простой шофер, а также солдат русской армии Андрей Соколов . Это человек с высокими нравственными идеалами, который, несмотря на все суровые жизненные испытания, сумел сохранить в себе душевную теплоту и способность к сочувствию, а также готовность всегда прийти на помощь ближнему, если этого потребует ситуация.

Судьбу Андрея Соколова без преувеличения можно назвать тяжелой, ведь мужчине пришлось не раз пережить смерть близких людей (сначала родителей и сестры, а затем жены и детей), а также пройти через все ужасы войны и немецкого плена. Но этот человек имел сильный характер и «несгибаемую волю», поэтому он никогда не падал духом и не позволял себе жаловаться на жизнь, так как считал, что настоящий мужчина может «все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Но, несмотря на свою внешнюю твердость, Андрей Соколов всегда умел тонко чувствовать других людей и сопереживать им. Мы видим, как его сердце буквально разрывается на части от жалости к жене, когда та никак не может заставить себя отпустить любимого мужа на фронт, прижимается к нему и плачет у него на плече. Тяжело герою смотреть и на своих сбившихся в кучку «осиротелых» детей, которые пытаются улыбаться ему, а «оно не выходит». Уже сам факт, что этот мужчина способен подмечать такие детали, многое говорит о его человечности.

Будучи в плену, Андрей также проявляет щедрость и великодушие. Он честно делится со своими товарищами хлебом и салом, подаренным ему немцами в качестве награды за храбрость, так как понимает, что солдатам это необходимо, чтобы выжить.

Вернувшись с войны, и похоронив последнего своего родного и близкого человека - сына Анатолия, Андрей Соколов, несмотря на то, что сердце его уже «закаменело от горя», все-таки не может остаться безучастным к страданиям маленького беспризорного мальчика Вани . Когда герой узнает, что родители ребенка погибли во время войны, в мужчине «закипает горючая слеза». Он понимает, что никогда не простит себя, если позволит Ване вот так одному пропадать на улице. Поэтому Андрей Соколов берет мальчика «к себе в дети» и тем самым спасти и его, и себя самого.

Решиться на такой смелый и благородный поступок способен лишь человек, сердце которого наполнено истинной любовью и состраданием к людям. Человек, который, даже познав все самые страшные душевные и физические муки, нашел в себе силы не замыкаться в своем горе, и начать жить если уже не ради себя, то ради других.

В этом отношении образ Андрея Соколова очень важен для русской литературы, поскольку в нем отражены лучшие качества всего нашего народа. А это значит, что есть в нашей стране люди достойные и милосердные, которые являются образцами доброты и человечности, и на которых нам обязательно следует равняться.


Великая Отечественная война стала для нашей страны величайшим испытанием, проверкой на прочность советского патриотизма. Дорогую цену заплатил СССР за победу в этой войне: 20 миллионов советских людей отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины.

Об этой войне написано мною произведений: романы, пьесы, поэмы. Рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека" занимает в их ряду важное место. Написанный после войны, он посвящен не столько изображению военных событий, сколько исследованию истоков беспримерного мужества, массового героизма советских людей.

М.А.Шолохов специально дает рассказу такое название, так как автор показывает не столько судьбу Андрея Соколова, сколько судьбу целого поколения, которое прошло через огонь войны.

В рассказе Шолохов показывает биографию своего героя в неразрывной связи с биографией страны Советов. В годы гражданской войны Андрей Соколов, как многие советские люди, воевал, защищая Советскую власть. Советские люди победили в борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией, отстояли независимость советской республики. Но хозяйство страны было разрушено, люди жили бедно. Особенно тяжело было в 1921-1922 годах, когда в центральной России разразилась засуха. Семья Андрея Соколова погибла от голода, сам он остался жить благодаря тому, что уехал на Кубань работать на кулаков.

В эти годы главная задача страны была индустриализация. Растет и поднимается промышленность, увеличивается численно рабочий класс за счет пополнения из крестьян. В это время герой рассказа продает свой дом в деревне, переезжает в Воронеж, работает в плотницкой артели, затем становится слесарем... Когда в стране начинает развиваться автомобилестроение, Андрей, увлеклились автоделом, садится "за баранку на грузовой".

Рост материального благосостояния народа - одна из основных задач, решению которой партия уделяется особое внимание. Эту заботу о простых тружениках мы видим на примере семьи Соколовых. Андрей работал не покладая рук, и жила его семья "не хуже других".

И вот, мирны труд советских людей был нарушен войной. Как многие советские люди в то тяжелое время герой рассказа в первые же дни войны уходит на фронт.

Рисуя характер Андрея, Шолохов показывает в нем те черты характера, которые присущи каждому советскому человеку. Мужество, стойкость, умение переносить все тяготы военного времени. Автор рисует настоящий мужской характер, которым обладал Андрей.

В одной из фраз Андрей выразил свои представления о настоящем солдате:"На то ты и мужчины, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, все снести, если к тому нужда позвала". Рассказывая о тяжких испытаниях, которые выпали на долю героя, Шолохов говорит о том, что всё, что делает Андрей, делает он как само собой разумеющееся. Для него все естесвенно, так жили все.

Автор показывает, как сильно в советском человеке чувство товарищества. Когда на батарее, ведущей бой с фашистами, не остается снарядов, Андрей, ни на секунду не задумываясь, едет за снарядами по дороге, которая обстреливается и с земли, и с воздуха. И это не бравада геройством, просто он не мог поступить иначе:"Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду!". Когда контуженного Андрея немец ударил прикладом, солдаты подхватили его на летуи вели под руки, спасая от верной смерти. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь помогают Андрею выдержат страшные испытания в плену и в концетрационных лагерях.

Высоко развито у советского человека чувство собственного достоинства. Особенно ярко появляется оно в сцене, когда герой рассказа был вызван к коменданту лагеря Мюлеру, который предлагает Андрею выпить перед смертьюза победу Германского оружия. Андрей отказывается, говоря про себя:"Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!". Он пьет лишь за свою гибель и избавление от мук, но ни на йоту не унизился Андрей перед своими палачами:"Захотелось мне им, проклятым, показать, ...что у меня есть вое русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались".

Первого января 1957 года в газете «Правда» был опубликован рассказ М. Шолохова «Судьба человека», пронизанный от начала до конца светлым чувством веры в русского человека, который «сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина». Мне кажется, что, говоря о гуманистическом пафосе этого произведения, следует остановиться на его сюжетно-композиционном своеобразии. Перед нами типичный пример «рассказа в рассказе», блистательно разработанный такими выдающимися новеллистами, как А. П. Чехов и И. А. Бунин.

В центре рассказа - судьба Андрея Соколова, пронесшего через все лишения и невзгоды высокое звание Человека. К встрече с Соколовым Шолохов подготавливает читателя уже во вступлении, рисуя «недобрую пору бездорожья» на Дону в первую послевоенную весну. Во внешнем облике героя писатель подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской», что становится ясно: человек хлебнул «горюшка по ноздри и выше».

И вот этот человек в прожженном ватнике и залатанных штанах будет рассказывать случайному встречному о своей «нескладной» жизни. Композиционно история Андрея Соколова распадается на три части: довоенная, военная и послевоенная. И в каждой из них пронзительно звучат две темы: гуманистическая и трагическая.

В первой части перед нами судьба мирного человека, отца, мужа, труженика. Примечательная деталь: Андрей Соколов 1900 года рождения, т. е. ровесник века. Вместе со своей страной прошел он все испытания: гражданская война, голод. Но постепенно жизнь его наладилась: женился, стал отцом, жили «не хуже людей». Война ворвалась в эту счастливую жизнь «повесткой из военкомата». Так входит в рассказ трагическая тема: прощание с семьей, слезы Ирины, ее возглас: «Не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете». Во второй части гуманистическая и трагическая темы соседствуют, как бы оттеняя друг друга.

Вспомним сцену в церкви, где расположились на ночлег военнопленные. Людей загнали в православный храм, осквернив святое место расстрелом пятерых солдат. И здесь же, не колеблясь, совершает убийство Андрей. Во имя спасения юного офицера в экстремальной ситуации Соколов переступает через христианскую заповедь «Не убий!». Причем Андрей ни на минуту не задумывается над тем, вмешиваться или остаться в стороне. Его психология, склад характера не позволили бездействовать: «Не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира!».

А как ярко гуманизм русского солдата проявился в сцене у Миллера. Полуживой от голода человек оказался нравственно выше сытых фашистов, пораженных мужеством и стойкостью «русс Ивана». «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голода пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость».

Мне кажется, что в военной части трагическая тема все-таки доминирует. Андрей бежит из плена, едет в Воронеж в надежде встретиться с семьей, но узнает, что Ирина и дочери погибли. Через некоторое время находит на фронте сына, мечтает о простых человеческих радостях после войны, но 9 мая Анатолий погибает, рушатся надежды на то, что будет жить вместе с сыном, нянчить внучат: «Похоронил я в чужой немецкой земле последнюю свою радость и надежду..., и словно что-то во мне оборвалось».

Казалось бы, человек, испытавший столько горя, имеет право жить для себя. Но так уж устроен Андрей Соколов, что он не может не отдавать себя другим, не думать о ближних. История с Ванюшей - наивысшее проявление его гуманизма.

Сцену «признания» Соколова невозможно читать без слез: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!». И сразу на память приходит другая встреча. Ранняя весна. Курень Мелеховых в хуторе Татарском. Поседевший Григорий мучительно всматривается в Мишатку. И вот парадокс: «родная кровинка» не сразу узнает отца, а сирота Ванюшка ни минуты не сомневается в том, что этот сутулый и усталый шофер является его отцом. Не в этом ли кроются и высокая трагедия судьбы Григория Мелехова, и глубокий гуманизм рассказа «Судьба человека».

История с Ванюшкой - это как бы окончательная черта и истории Андрея Соколова. Ведь если решение стать Ванюшке отцом означает спасение мальчика, то последующее действие показывает, что и Ванюшка спасает Андрея, дает ему смысл дальнейшей жизни.

Несколько месяцев тому назад, готовясь к экзаменам, я прочитала резкий и, на мой взгляд, несправедливый отзыв А. Солженицына о рассказе «Судьба человека», и мне захотелось защитить любимого писателя. Да, Шолохов ничего не сказал о фильтрационных лагерях, куда отправляли бывших пленных, о подозрительном отношении к ним. Однако не будем забывать, что он первый написал о стойкости русского человека, который в аду фашистского плена оставался не только человеком, но и борцом. И этот писательский подвиг, на мой взгляд, не менее значителен, чем подвиг автора книги «Архипелаг ГУЛАГ».

"Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать долг этому народу-труженику, народу-герою". Эти слова М. Шолохова, на мой взгляд, точнейшим образом отражают идею одного из лучших произведений писателя, рассказа "Судьба человека". Как и во многих других произведениях, здесь Шолохов обратился к проблеме национального характера, к изображению трагического жизненного пути русского человека. Читая "Судьбу человека", понимаешь, что рассказ написан в "полемике" с писателями "потерянного поколения", которые считали, что человек не может на войне сохранить "душу живу". Шолохов же был уверен, что это возможно.

Самое поразительное в рассказе - сочетание высокой трагедийности и человечности. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, - трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова - не убили в нем "человека". Когда читаешь рассказ и следишь за героем, то осознаешь, что в его образе, в его "хождениях по мукам" обозначена судьба целого поколения. Рассказ вызывает не только грустные, но и радостные чувства, потому что все тяжелейшие удары судьбы не смогли убить его душу.

И наверное, можно сказать, что рассказ Шолохова - о преодолении героем трагизма жизни благодаря силе воли и красоте человеческой души. В основе сюжета рассказа лежат действительные события. Шолоховский герой имеет реального прототипа, но имени его Шолохов так и не узнал. Встреча писателя с героем произошла в 1946 году, а рассказ появился 10 лет спустя. Этому есть историческое объяснение. Очевидно, подобное произведение не могло быть написано при жизни Сталина; его создание стало возможным только после смерти "отца народов" и XX съезда партии. Шолохов назвал свое произведение рассказом, но совершенно ясно, что по широте обобщения и типизации это произведение скорее можно отнести к жанру эпопеи. Ибо что такое "Судьба человека", как не изображение судьбы народа в переломный момент? Андрей Соколов представительствует от всего народа. Его исповедь составляет сюжетный центр рассказа. Что же представляет собой композиция произведения? Она достаточно традиционна. Это рассказ в рассказе.

Кроме того, можно говорить о двух "планах" повествования: голосе героя и голосе автора. Повествователь становится здесь слушателем, в то время как центральное место в "Судьбе человека" отведено рассказу Соколова о себе. Что же узнаем мы о герое? История Андрея Соколова позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь как жизнь целого поколения, даже целого народа. Главный герой родился в 1900 году - значимая деталь, которая подсказывает читателю, что перед ним история, отражающая судьбы современников, "его жизнь была обыкновенная". Чем же занимается Андрей Соколов? Тем, что Б. Пастернак называл "жизнестроительством", созиданием простого человеческого счастья: "Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли, будто во сне". Поэтомуи жизненный идеал героя таков: "Ирина купила двух коз.


Страница: [ 1 ]

марта 02 2011

О гуманизме размышляли писатели во все времена. В XX веке гуманистическая тема звучала и в произведениях, посвященных событиям Великой Отечественной .

Война - это . Она приносит разрушения и жертвы, разлуку и гибель. Миллионы людей осиротели в то время. Война бесчеловечна: ведь убивает человека. От него требуется быть жестоким и злым, забыть о нравственных законах и божьих заповедях.

Ответ на этот вопрос можно найти в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой произведения - шофер Андрей Соколов. Именно в его действиях находит свое отражение гуманистическая тема.

Многое пришлось пережить рядовому солдату. Был он ранен трижды, попал в плен («кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука»), все ужасы концлагерей («Били запросто для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев.»). Погибла семья Андрея: «Тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома… не нашли от них и следа.» Сына, «последнюю радость и последнюю надежду» , убивает немецкий снайпер «аккурат девятого мая, в День Победы. «От такого удара у Андрея «в глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается».

Эти тяжелые беды и лишения стали для шолоховского героя настоящим испытанием - испытанием на человечность. Его глаза, которые, как известно, являются зеркалом души, хоть «словно и присыпаны пеплом», но все же в них нет ни мстительного человеконенавистничества, ни ядовито-скетического отношения к жизни, ни циничного равнодушия. Судьба «исказнила» Андрея, но не смогла сломить, убить в нем живую душу.

Своим рассказом Шолохов опровергает мнение тех, кто считает, что стойкость, мужество не уживаются с нежностью, отзывчивостью, лаской, добротой. Наоборот, считает, что только сильные и непреклонные люди способны проявлять человечность, словно это «примета» такого характера.

Шолохов специально не показывает подробностей фронтового быта, лагерных мытарств, желая сконцентрировать внимание на изображении «кульминационных» моментов, когда характер героя, его гуманность проявляются наиболее сильно и ярко.

Так, Андрей Соколов с честью выдерживает «поединок» с лагерфюррером. Герою удается, пусть даже на мгновение, пробудить в гитлеровцах что-то человеческое: Мюллер в знак признания его солдатской доблести («Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!») сохраняет Андрею и даже преподносит «небольшую буханку хлеба и кусок сала». Но герой понимал: враг способен на любое коварство и жестокость, и в тот момент, когда вот-вот мог прогреметь выстрел в спину, в его голове мелькнуло: «Засветит он мне сейчас промеж лопаток и не донесу ребятам этих харчей». В минуту смертельной опасности герой думает не о своей жизни, а о судьбе товарищей. Подарок Мюллера «поделили без обиды» («всем поровну»), хотя и досталось «каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку… ну а сала … - только губы помазать.» И такой великодушный поступок шолоховский герой совершает не задумываясь. Для него это даже не единственно верное, а единственно возможное решение.

Война бесчеловечна, поэтому возникают ситуации, которые требуют решений на грани жестокости и гуманизма, на грани дозволенного и недозволенного… в обычных условиях. Такому испытанию нравственных принципов подвергся Андрей Соколов, оказавшись вынужденным расправиться с Крыжневым, чтобы спасти взводного - «курносенького мальчишку.» Гуманно ли убийство человека? У Шолохова в сложившихся обстоятельствах удушение Крыжнева - предателя, руководствующегося принципом «своя рубашка ближе к телу», имеет «гуманистическую правомерность». Писатель убежден, что душевная отзывчивость и нежность, спсобность к деятельной (именно деятельной) любви, проявляемые Андреем Соколовым, когда он сталкивается с людьми добрыми, справедливыми, нуждающимися в его защите, - это и есть нравственная основа непримиримости, презрения, мужественной твердости (способности перешагнуть через нравственный закон - убить) по отношению к жестокости и предательству, лжи и лицемерию, и алодушию и трусости.

Именно поэтому, пытаясь убедить читателя в гуманности поступка Андрея, Шолохов создае «товарища Крыжнева» как исключительно отрицательный, стараясь вызвать презрение, ненависть к предателю «мордастому», «толстому мерину». И после убийства Андрею «стало нехорошо», «страшно захотелось руки помыть», но только потому, что показалось ему, будто «какого-то гада ползучего душил», а не человека.

Но герой совершает и истинно гуманистический и гражданский подвиг. Он усыновляет «маленького оборвыша», малышку сироту: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать.» «Исказненный», «искалеченный жизнью» Андрей Соколов свое решение усыновить Ванюшку не пытается мотивировать философски, для него этот шаг не связан с проблемой нравственного долга. Для героя рассказа «защитить ребенка» - это естественное проявление души, желание, чтобы глаза мальчика оставались ясными, «как небушко», а хрупкая душа не потревоженной.

Всю свою неистраченную любовь и заботу дарит Андрей сынишке: «Пойди, милок, поиграйся возле воды… Только гляди, ноги не промочи!» С каким умилением он смотрит на его голубые «глазенки». И «сердце отходит», и «становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»

Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в чьей душе оставалась надежда на «добрую долю», Соколов сам становится олицетворением неуничтожимой человечности мира. Таким образом, в рассказе «Судьба человека» показал, что несмотря на все тяготы войны, личные утраты, люди не зачерствели сердцем., они способны делать добро, стремятся к счастью, любви.

В начале рассказа автор спокойно повествует о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Шолоховский герой вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он «сгорбился», положил на колени большие, темные руки. Все это дает нам почувствовать, насколько трагична судьба этого человека.

Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем «фунт лиха», сражался в гражданскую . Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди - он попадает в фашистский плен.

Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста.

Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы… Погибли все члены его семьи. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…»

После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со «светлыми, как небушко, глазами». И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить. «И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны. Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема войны и гуманизма в рассказе Шолохова «Судьба человека» . Литературные сочинения!

Гуманизм в рассказе Шолохова «Судьба человека» Шолохов одним из первых создал исполненное подлинного гуманизма произведение о людях, побывавших в плену. В течение многих военных и послевоенных лет считалось преступлением, что советский воин не успел застрелиться, когда его брали в плен. Бывших пленных зачастую преследовали и на родине. Время, описанное в рассказе,- первая послевоенная весна. Писатель сидит у старенького "виллиса", одет он в солдатские ватные штаны и стеганку, на голове солдатская ушанка.

Поэтому шофер Андрей Соколов и открыл душу своему брату-шоферу, побывавшему на войне, где и ему пришлось "хлебнуть горюшка". Внимательные глаза рассказчика видят, как бедно, но заботливо и любовно одет мальчик. А то, как одет отец, выдает его равнодушие к себе. Описание портрета Соколова еще до его монолога раскрывает отчасти и самого рассказчика: "Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?

Вот такие глаза были у моего случайного собеседника". В самые трагические моменты рассказа Соколова автор высказывает свое впечатление: "Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле. Чужое волнение передалось и мне". Когда Андрей Соколов, наполненный тяжкими воспоминаниями, предложил перекурить, автору "... иным показался...

в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни". Авторское отступление в конце рассказа раскрывает и собственное отношение автора к услышанному от Соколова: "С тяжелой грустью смотрел я им вслед. Может быть, все обошлось бы благополучно при нашем расставанье, но Ванюша, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг, словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся... Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза..." Андрей Соколов сохраняет душевную отзывчивость и благородство после всех испытаний. Жизнь Соколова перед войной была заполнена трудом. Женился он на сироте из детского дома. В семье - трое детей.

Не провоевав и года, он попадает в окружение и плен. Ночью в церкви он уничтожает доносчика, который утром намеревался выдать фашистам лейтенанта. С чувством презрения протягивает Соколов мародеру-конвоиру сапог да заодно и портянки. Андрей Соколов убегает из познань-ского лагеря при первом же удобном случае. Его догоняют через сорок километров немцы на мотоциклах: "Сначала сами били в полную волю, а потом натравили на меня собак, и с меня только кожа с мясом полетела клочьями". Автор обращает внимание на то, что героизм Соколова имеет национальные традиции: "Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!

" Соколов соглашается выпить стакан водки "за свою погибель и избавление от мук", но не берет закуску: "Захотелось мне им, проклятым, показать, что хоть я и с голода пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались". Соколов и выжить-то хотел не столько для себя, сколько для семьи. Он сохранил достоинство перед угрозой смерти: "Иду по лагерному двору, на звезды поглядываю, прощаюсь с ними, думаю: „Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному - номер триста тридцать первый". Что-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату..." Соколов убегает к своим из прифронтовой полосы на "опель-адмирале", прихватив немецкого майора (инженера) вместе с документами в толстом портфеле. Семья Соколова погибает. Спасает Андрея от отчаяния то, что он усыновляет Ванюшку. Писатель добавляет к портрету мальчика одну деталь. Пятилетний ребенок вздыхает, что поражает Андрея: "Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать.

Его ли это дело?" Лирическая концовка рассказа оптимистична и гуманна. Андрей Соколов вырастит из Ванюшки настоящего Человека. "Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина". Автор выступает в рассказе с общечеловеческих гуманных позиций против человеконенавистнических войн, с протестом против преследования бывших военнопленных.