Сообщение на тему как жили вельможи. Жилье знатных людей и их еда

Урок истории в 5 классе

Цели: ознакомить учащихся с жизнью египетских вельмож; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», план-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 10.

КАРТОЧКА № 10

Внимательно прочитай и подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили ремесленники Древнего Египта?»

Для этого вспомни:

— Где находится Египет?

— Какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте (или что умели делать жители Египта)?

— Расскажи о некоторых из них.

— Легким ли был труд ремесленников?

— В каких условиях жили ремесленники?

— Что такое налог?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и заниматься разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, медники (металлурги), резцы по дереву, каменотесы и т. д. Труд их был крайне тяжелым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т. е. продукты своего труда. Таким образом, древние ремесленники Египта давали разнообразную, нужную продукцию, но жили в очень тяжелых условиях.

2. Пока ученик готовится, можно попросить зачитать рассказ от имени египетского земледельца.

3. Индивидуальная работа. Выполнение теста.

4. Заслушивание устного ответа по карточке № 10. Отзыв учащихся по плану-памятке (см. урок № 10).

III. Переход к новой теме

Итак, мы познакомились с жизнью простых египтян: земледельцев и ремесленников. Но кроме них в государстве жили фараоны и вельможи.

— Как жили египетские вельможи?

IV. Изучение новой темы

План

1) В усадьбе вельможи.

2) Служебные обязанности вельможи.

На доске: тема урока.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

2. Беседа по прочитанному.

— Где берут информацию ученые-египтологи о жизни вельмож? (На стенах гробниц сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож.)

— В каких условиях жил вельможа? (В богатом доме, носил дорогие украшения, питался разными яствами и развлекался под игру музыкантов и танцовщиц.)

— О чем свидетельствуют найденные в гробнице маленькие фигурки работников? (О существовании у древних египтян религиозных верований, в данном случае — о вере в загробную жизнь.)

Информация для учителя

Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сообщается о том, как они достигли высоких должностей при дворе.

3. Работа по историческому документу.

Жизнеописание вельможи Уны

(Начало служебной деятельности.)

(Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель.)

(Назначение судей).

… его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей — верховным сановником в случае любого тайного дела…

(Назначение начальником дворцовых хентиу-ше.)

В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу-ше. Я действовал так, что вызвало одобрение его величества, организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.

(Приготовление к войне с бедуинами.)

Его величество посылал меня пятикратно водить (это) войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью (?) этих отрядов я действовал так, что (его) величество хвалил меня.

(Назначение начальником Верхнего Египта.)

Когда я был агет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий (фараона), его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого другого вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1987. С. 33-34.

4. Беседа по тексту документа.

— Кто такой вельможа? (Это знатный и богатый египтянин.)

— Чем занимался вельможа по поручению царя Египта? (Смотрел за работой арендаторов царских земель, был судьей, организовывал охрану фараона, подавлял восстания бедуинов, носил сандалии фараона.)

— Как выполнял свои обязанности этот вельможа? (Выполнял так, что царь его хвалил.)

— Как относится к своему царю этот вельможа? (Он его боготворит, пытается выслужиться.)

V. Закрепление изученного материала

Решение творческой задачи.

Вельможа Уна фараона Древнего царства, рассказывая о своих деяниях во славу фараона, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».

— Определите по этому отрывку различие между взглядами на управление людей Древнего царства и первобытной общины. (Вельможа Уна прославлял фараона как бога, ставил его над всеми людьми, признавал за ним полноту власти. Люди первобытной общины, где управлял старейшина вместе с народным собранием, не могли так смотреть на власть старейшины. Они считали равным себе, они его выбрали, поэтому он не мог стоять намного выше остальных членов общины.)

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока вам следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на три группы: «вельможи», «земледельцы» и «ремесленники». Представители каждой группы должны рассказать о своем образе жизни.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Ученики должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

1) род занятий;

2) жилище;

4) источники информации.

По мере предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждый аргументированный ответ ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.

ВАРИАНТ 3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Ученикам после ознакомления с материалами параграфа предлагается написать сочинение от имени египтянина «Почему я стал писцом?» (задание рассчитано на 40 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

VI. Итоги урока

Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

Домашнее задание: прочитать § 8 Вигасина или § 12 Михайловского; подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Сравни условия жизни земледельцев, ремесленников и вельмож»; подготовить сообщение о вооружении египетского войска (1 человек).

Дополнительный материал

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающие сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там, в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождают египетскую «Книгу мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на Земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 31.

Конспект урока в 5 классе «Жизнь египетского вельможи»

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с жизнью египетского вельможи;
  2. продолжить формирование умений анализировать исторические факты, распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп;
  3. формировать чувство верности и преданности делу.

Задачи:

  1. формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
  2. метапредметные: владение умениями работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты и обосновывать выводы;
  3. предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания – фараон, вельможа, гробница

ХОД УРОКА

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Вспомните, пожалуйста, что такое государство? Какие признаки государства мы с вами выделяли? О каком государстве мы начали говорить пару уроков назад?

СЛАЙД 1. Посмотрите на слайд и выполните задание. Впишите недостающие слова.

А теперь тоже самое расскажите по карте.

В связи с какими обстоятельствами столицей Египта стал город Мемфис?

Расскажите, почему египтяне так восхваляли Нил? С какими занятиями египтян мы познакомились на прошлом уроке?

Существовала ли торговля в Египте? А что существовало вместо торговли? Вспомните, на какие слои делилось население Египта?

Кто такие фараоны? Вельможи? Писцы?

Кто из них является слугой фараона?

А вельможа? А у меня другая информация из достоверных источников, что не только писцы, но и вельможи были слугами фараона.

Исходя из этого, попробуйте определить какую проблему мы должны поставить на урок? На какой вопрос ответить?

СЛАЙД 2. Являлся ли вельможа слугой фараона?

А что бы вы хотели узнать о вельможе?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

СЛАЙД 3. Жизнь египетского вельможи

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

Скажите, пожалуйста, а откуда мы можем узнать о жизни египетского вельможи?

Что такое исторический источник?

Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились от времени, их могилы занесены песком. Гораздо больше мы знаем, как жили вельможи. И о жизни вельможи мы узнаем из гробниц. А кто из вас уже знает, что такое гробница? СЛАЙД 4.

Какому виду исторических источников мы ее отнесем?

Еще при жизни вельможи для него строили каменную гробницу, стены которой украшали росписями и рельефами. Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому, как вы думаете, кого приказывал изображать вельможа на стенах гробницы? Самого себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде, и даже лучше.

Сегодня мы почувствуем себя в роли настоящих исследователей. Давайте познакомимся с образом жизни вельможи. Задание: внимательно прочитать 2 пункт в учебнике. Когда будем готовы, поднимаем глазки на меня

Выполните задание, заполните пропуски.

СЛАЙД 5

У (вельможи) был красивый дом. Рядом с домом росли …. (фруктовые деревья, цветы), был… (пруд). Одежда вельможи (из тонких льняных тканей). Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений…(золотые браслеты, кольца, ожерелья). На столах … (вельможи) было вкусная еда (мясо, хлеба и печенья, фрукты, сладости, пиво). Развлекали…. (музыканты, красивые танцовщицы). Носили (вельможу) в … (специальном кресле с навесом).

Какой вывод мы можем сделать? Жизнь вельможи отличалась от образа жизни земледельцев и ремесленников. Можем ли мы ответить на вопрос урока? Являлся ли вельможа слугой фараона?

Посмотрите на название 3 пункта. Как он называется? Служба вельмож. Значит все-таки вельможи являются слугами?

Прочитайте 2 абзац 3 пункта и найдите в учебнике доказательства того, что вельможа действительно был на службе у фараона, поработайте в парах и свой ответ составьте в виде схемы. Какую работу выполнял вельможа?

Схема: СЛАЙД 6.

Можем мы уже ответить на главный вопрос урока? Являлся ли вельможа слугой у фараона?

Но нам предстоит выяснить как сам фараон относился к вельможе.

Об этом вы узнаете из учебника. Ваша задача будет состоять не только в том, чтобы прочитать о взаимоотношениях фараона и вельможи, но и учиться составлять вопросы по тексту. Итак, читаем пункт и составляем вопросы к этому пункту. Такие, чтобы класс смог ответить.

Исходя из того, что мы узнали о взаимоотношениях фараона и вельможи, какой окончательный вывод мы можем сделать по проблеме нашего урока? СЛАЙД 7.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ЗУН

Для того, чтобы закрепить материал, я вам предлагаю небольшую самостоятельную работу. Я вам буду зачитывать утверждения, если вы согласны, то ставим плюсик, если нет, то минус.

Я утверждаю, что ….

  1. Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
  2. Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
  3. Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
  4. Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)
  5. Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  6. Вельможа носил много украшений. (Да.)
  7. Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

Обменяйтесь листочками.

Слайд 8. Ключ.

    Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

    Представьте себе, вы оказались в гостях у египтянина. Как выглядел его дом? Чем были заняты женщины, дети? Чем вас угощали?

    Из древних записей мы узнаем, что в Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать и два куска ткани. Почему был возможен такой, на наш взгляд, неравноценный обмен?

Сегодня, мои юные историки, мы с вами посмотрим, как жили египетские вельможи. Тема урока: «Жизнь египетского вельможи» .

План:

    О чем могут рассказать гробницы вельмож

    В усадьбе вельможи

    Служба вельмож

    Вельможа во дворце фараона

1 . Кто такой вельможа? Мы с вами рассматривали росписи, созданные древнеегипетскими художниками. Эти росписи были обнаружены на стенах гробниц вельмож. Посмотрите на рис. на с. 58 «Вход в гробницу вельможи». Приближенные фараона задолго до своей смерти приказывали строить для себя каменные гробницы. Стены гробниц художники расписывали красочными картинами с изображением повседневной жизни египтян. После смерти вельможи в гробницу ставили гроб с его телом. Египтяне верили, что все эти изображения оживут и умерший будет любоваться привычными картинами жизни. Найденные в гробницах рисунки и надписи являются очень важными источниками наших знаний о жизни древних египтян.

В Древнем Египте страну мертвых часто называли Аментис, что в переводе значит «запад». Чем можно объяснить это название? Каждый день солнце умирало на западе. И кладбища египетских городов также располагались на западе.

2 . Посмотрите на статую вельможи (с. 40). Правдиво воссоздан облик пожилого вельможи с бритой головой. Весь он полон сознания собственного достоинства.

Художник нашего времени, изучив египетские росписи, создал рисунок, на котором изображена усадьба египетского вельможи (с. 41). Как вы видите, вельможа жил в большом красивом доме, рядом с домом – пруд и фруктовый сад. Давайте представим себе один день из жизни вельможи.

Утром он принимал своих служащих – кого? Писцов, которые докладывали ему о выполнении его поручений. В это же время слуги приносили вельможе полотенце, таз и кувшин с водой для умывания. Один слуга, присев на корточки, растирал душистым маслом ноги вельможи, другой массировал ему спину, третий приводил в порядок ногти.

Если вельможа отправлялся на прогулку, он садился на носилки, которые несли много слуг. Следом за носилками тащили корзины с вкусной едой, опахала. Если он шел пешком, за ним несли кресло, переносную кровать с навесом, дающим тень (а вдруг господин устанет!).

За обедом вельможе подавали на подносах фрукты и овощи, хлеб, жареную птицу, пирожки с финиками и медом, молоко. Во время пира развлекали вельможу музыканты и красивые танцовщицы.

3 . Давайте теперь почитаем о служебных обязанностях вельмож (с. 42 «Фараон давал…).

4 . А теперь представьте, вернулся с войны военачальник фараона. Вошел во дворец, чтобы доложить о результатах похода. Военачальник знатен и богат, но при виде правителя Египта у него от волнения подкашиваются ноги, он теряет дар речи. И хотя вельможа вернулся с победой, ни в чем не повинен, подойдя к трону он встает на колени и падает лицом вниз. Он находится в такой позе, пока фараон не разрешит ему встать и говорить.

Посмотрите на статую фараона Рамсеса. Он представлен сидящим на троне в величественной позе. На его голове корона в виде шлема. В правой руке он сжимает жезл с изогнутым концом – знак его огромной власти. Приближались к нему, подняв руки в знак обожания. Всех подданных, в том числе и вельмож, фараон считал своими слугами.

Древний Египет - одна из древнейших цивилизаций мира, которая зародилась на северо-востоке Африки. Властителем Египта считался фараон, которому прислуживали вельможи. Ремесленники и земледельцы представляли большую прослойку населения Древнего Египта и находились в подчинении у вельмож. В градации жителей Древнего Египта эти два сословия занимали низменные положения. Далее мы расскажем, как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Рабочие будни

Земледельцы и ремесленники кормили не только себя, но еще и вельмож, писцов, воинов фараона. Большая часть наработанного земледельцами и ремесленниками уходила в государственную казну. День земледельца в Древнем Египте начинался с восходом солнца, а заканчивался на закате. Вся жизнь земледельца была тесным образом связана с Нилом - одной из величайших речных систем в мире. Когда река разливалась, нужно было следить, чтобы орошенными оставались не только поля и земли вблизи Нила, а также и те, которые были на некотором отдалении. На полях, которые располагались далеко от реки Нил, древние египтяне прокапывали каналы, которые перекрывали специальными плотинами. Когда Нил разливался, плотины отворяли.

После процесса полива крестьяне приступали к севу. Мягкая, плодородная египетская земля удобрялась илом и не требовала каких-то колоссальных усилий при обработке. Жали египетские земледельцы и крестьяне с помощью деревянных серпов, где в качестве режущей части использовались кремниевые вкладыши. Впоследствии серпы стали изготавливать из бронзы. Первые сжатые колосья крестьяне относили своему господину - вельможе.

Еще одну большую прослойку общества в Древнем Египте составляли ремесленники: горшечники, кожевники, ткачи.

Изделия своего труда они не продавали, так как на тот момент не существовало еще товаро-денежных отношений. Однако у историков существуют мнения и гипотезы о том, что некое мерило стоимости было, на древнеегипетских изображениях можно увидеть, как некоторые покупатели несут с собой маленькие коробочки. Предположительно, это были коробочки для измерения зерна. В процессе обмена часто фигурировали не только товары, но и услуги. Например, один богатый вельможа очень щедро вознаградил мастеров-ремесленников, построивших ему роскошную гробницу.

Жилище

Как обстояла жизнь ремесленников и земледельцев в Древнем Египте с бытовой точки зрения?

Следует сказать, что дома ремесленников и земледельцев не могли похвалиться особо изысканным убранством. Основным назначением их жилища была защита от жары днем и от пронизывающего холода и ветра по ночам. В качестве строительного материала использовался не камень, что странно, ведь Египет - страна, богатая камнем, а глина. Причем кирпич лепили из смеси глины и камыша с навозом. Это придавало дополнительную прочность строению. Чтобы попасть в дом ремесленника, нужно было спуститься на пару ступеней вниз, так как уровень пола в доме был ниже, чем уровень земли. Делали это для того, чтобы в доме всегда было прохладно.

Пища

Питались ремесленники и земледельцы достаточно невкусной, но сытной пищей - лепешками из ячменя. Редко употребляли в пищу мясо и овощи и, как правило, получали их от вельмож. Основным продуктом питания ремесленных и крестьянских сословий было корневище папируса, приготовленное специальным образом и приобретавшее в процессе готовки крахмальный вкус. Что же касается напитков простонародья, то основным было пиво. На сельскохозяйственных работах существовал специальный человек, который следил, чтобы земледельцу вовремя подносили напиток. Многие ученые считают, что это все же было не пиво, а квас.

Внешний вид

Атрибуты одежды земледельцев и ремесленников не отличались особым разнообразием. Стандартный костюм выглядел следующим образом: набедренная повязка или юбка длиною до колен, повязка на голову. Ходили крестьяне босиком, сандалии стали использоваться в Древнем Египте в более поздний период расцвета цивилизации.

Жизнь египетского вельможи

Египетские вельможи составляли очень небольшую часть жителей Египта, но именно о них мы знаем больше, чем о других.

Жилища

Египетский вельможа имел большой дом-усадьбу. В таких домах было до 50-60 помещений. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посередине сада находился пруд. Вельможи имели множество владений в разных частях Египта, большой штат слуг и домоправителя.

Города и дворцы строились из кирпича-сырца .

Мебель

На чем сидели

Египтяне также делали табуреты. Они имели либо вертикальные ножки, либо перекрещивающиеся в форме буквы X и оканчивающиеся утиными головами (см. Кресло из Лейденского музея , Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта).

Пол устилали циновки , и повсюду лежало множество подушек: их подкладывали под спину и под ноги тех, кто садился в кресла. Когда в доме собиралось много гостей и кресел не хватало, то гости садились на подушки или прямо на циновки на полу.

На чем лежали

В чем хранили вещи

В комнатах стояли деревянные с инкрустацией шкафы для белья и одежды.

Туалетные принадлежности, зеркала, гребни, головные заколки и парики хранили в сундучках и ларцах (см. Древние египетские пирамиды).

Одежда и обувь

Вельможи носили одежду из тонких льняных тканей.

Набедренная повязка - основной вид одежды древних египтян. Часто наряд даже знатного египтянина состоял из такой повязки и определенного количества украшений. Он надевал на запястья один браслет или множество, на палец - кольцо, а на шею - нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с двумя застежками в форме соколиных голов.

Считалось, что именно украшения придают египтянину респектабельность.

Рассматривая изображения в гробницах, мы видим, что вельможа жил в большом и красивом доме. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. В жару хозяин мог отдыхать у воды, наслаждаясь тенью и прохладой.

Хозяйство вельмож было большим и обширным, вельможи владели имениями в разных частях Египта. Для управления им требовалось содержать огромный штат прислуги, во главе которого стоял управляющий. Писцы вели учет доходов вельможи. В имениях жили многочисленные земледельцы. В хозяйстве вельможи имелись и крупные ремесленные мастерские, в которых работали представители разных специальностей: медники, ювелиры, каменотесы, кожевники, плотники, гончары, ткачи (рис. 2).

Рис. 2. Дом знатного вельможи ()

Повседневная жизнь вельможи сопровождалась различными церемониалами. Утром — омовения, облачения в одежды, далее наступал черед парикмахера, который накладывал парик на голову вельможи, тело вельможи натиралось благовониями. Глаза знатных египтян были обведены черной или зеленой краской, это делалось, чтобы уберечь веки от палящего солнца или насекомых. Одежда вельможи сделана из тонких льняных тканей. Обязательным элементом облачения были драгоценные украшения — браслеты и ожерелья. На ноги богатые египтяне обували кожаные сандалии (рис. 3).

Рис. 3. Египетский вельможа ()

Вельможи любили устраивать пиры. Столы накрывались разнообразными яствами: всевозможные виды хлеба, фрукты и сладости, мясо птиц, пиво и виноградное вино. Пиры сопровождались музыкой и танцами.

Если в собственном доме вельможа был всемогущим владыкой, то перед лицом фараона — простым слугой, который «дышал воздухом лишь по милости фараона». Получить награду от фараона считалось большим счастьем. Все награды перечислялись на стенах гробниц. Если же фараон гневался, то вельможа мог лишиться всего.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Страны мира ().
  2. История одежды от древности и наших времён ().
  3. E-reading-lib.org ().

Домашнее задание

  1. Почему о жизни вельмож мы знаем гораздо больше, чем о жизни простых египтян?
  2. Чем владели древнеегипетские вельможи?
  3. От кого зависело благополучие вельмож?