Сопереживание другому человеку 10 букв. Сопереживание

Когда говорят об особенностях нашего времени, то говорят о кризисе ценностей, людском безразличии и недостатке сочувствия. Неужели и правда люди забыли о милосердии, жалости и сопереживании? Психологам, которым доводилось работать с клиентами-эмпатами, хорошо известно, как много сочувствия осталось в нашем мире, ведь многие проблемы их клиентов обусловлены именно избытком сопереживания чужим невзгодам.

Что означает термин «эмпатия»? И чем для человека является способность сочувствовать и сопереживать – даром или проклятием? Какую опасность для нас может нести эмпатия?

Эмпатия и сочувствие

Термин «эмпатия» часто используют в качестве синонима сочувствия. На самом деле, между этими понятиями сесть существенная разница.

Основное различие между сочувствием и эмпатией лежит на уровне переживания. Дело в том, что сочувствующий человек не будет переживать те же эмоции, что и у объекта сочувствия, в то время как эмпат полностью разделяет переживания объекта сочувствия, размывая при этом границу «моя эмоция – твоя эмоция».

Сочувствие может предполагать и жалость по отношению к другому человеку, и сожаление, и оказание помощи, и проявление заботы, но при этом между сочувствующим и объектом его сочувствия сохраняется некий эмоциональный барьер: «это твоя печаль. Мне тебя очень жалко, но я не чувствую того же».

Эмпатия же всегда предполагает сопереживание: эмпат переживает боль, печаль и прочие эмоции другого человека как собственные. В основе проявления эмпатии лежит аналогичность жизненного опыта. Когда мы узнаем о беде другого человека (его горе, утрате, болезни и т.д.), мы соотносим полученную информацию с «картотекой» собственного опыта, когда мы попадали в схожие ситуации, и это помогает нам понять состояние другого человека, испытать чувства, которые его сейчас одолевают. То есть, мы в любом случае способны на проявления сопереживания. Потому что мы хорошо знаем, что такое боль, разочарование, печаль и другие малоприятные переживания.

Виды эмпатии

Эмпатия является сложным психологическим феноменом, который имеет разные компоненты и способы проявления. Пытаясь точнее определить и описать данное явление, знаменитый авторитет в области психологии эмоций Пол Экман выделил три разновидности эмпатии :

  • Когнитивная эмпатия

Данная разновидность эмпатии предполагает способность человека поставить себя на место другого, понять его чувства и предугадать дальнейшее поведение. Человек анализирует особенности актуальной ситуации, в которую попал другой, и сравнивает с аналогичным опытом из собственной жизни. То есть в данном случае человек может представлять, что бы он сделал в подобной ситуации, и это помогает ему лучше понять переживания собеседника.

  • Эмоциональная эмпатия

Эмоциональная эмпатия тоже включает способность поставить себя на место другого, но, помимо этого, она предполагает также переживание эмоций другого человека. Здесь размываются границы собственной эмоциональной сферы и эмоций другого человека. Наверное, у каждого в жизни была ситуация, когда во время просмотра особо душераздирающих сцен из фильма или прочтения драматичных абзацев книги, Вы вдруг начинали плакать. Испытывая ту же боль, грусть и страх, что и персонаж данного художественного произведения, – это и есть проявление эмоциональной эмпатии.

  • Сострадательная эмпатия

В некоторых случаях эмпатия не ограничивается пониманием чувств другого и переживанием тех же эмоций. Наблюдение за горестными переживаниями зачастую вызывает желание помочь другому человеку, поэтому сопереживание может перерасти в акт помощи – это и будет проявлением сострадательной эмпатии.

Необходимо понимать, что разделение эмпатии на виды является скорее условным: в реальной жизни акт сопереживания включает и понимание эмоций другого человека, и разделение этих эмоций, и реальные действия, направленные на оказание помощи.

Опасность сопереживания

В целом, эмпатию принято оценивать как положительное явление . Во-первых, эмпатия помогает нам быть человечнее, сочувствовать и сопереживать. Без эмпатии человечество превратилось бы в племя расчетливых и безжалостных индивидуумов, не считающихся с интересами других людей на пути достижения собственной цели. Способность к эмпатии может также удерживать от необдуманных слов и поступков, она учит нас быть корректнее и проявлять чувство такта (например, понимая состояние человека, пережившего утрату, мы пытаемся вести себя таким образом, чтобы не усугубить негативные чувства этого человека).

Во-вторых, эмпатия помогает нам лучше понять других людей и самого себя, расширить свой эмоциональный опыт. Пытаясь понять переживания другого человека, мы учимся считывать множество вербальных и невербальных сигналов, помогающих точно определить его эмоции. Проявляя же сочувствие, мы учимся оценивать самого себя: как доброго и отзывчивого или как черствого и «толстокожего» человека».

Однако следует заметить, что проявление сопереживания предполагает также некоторые опасности для человека-эмпата. К таким опасностям сопереживания следует отнести:

  • «Чтение мыслей»

Эмпатия может быть очень полезной для установления взаимопонимания, если вам удалось правильно распознать эмоции собеседника. Однако, она также может принести вред взаимопониманию, если вы «считали» переживания другого человека неверно. В таких случаях эмпатия может превращаться в иллюзию «чтения мыслей»: вы представляете, что чувствует или думает другой человек, и свято верите, что Вам удалось правильно «расшифровать» его мысли. На самом же деле, никто не может угадать наверняка, какие именно мысли спровоцировали переживание тех или иных эмоций.

  • Эмоциональное выгорание

Основная и главная опасность, подстерегающая эмпата – это эмоциональное выгорание или эмпатическая усталость. Ресурсы человека не безграничны, поэтому эмпатичные люди со временем выгорают, как свечки. Если постоянно сопереживать бедам других людей, перенимать на себя чужие негативные эмоции и все принимать слишком близко к сердцу, то появляется эмоциональное выгорание. Данное состояние характеризуется физическим и эмоциональным измождением вследствие продолжительной включенности в беды и горести других людей.

От данной проблемы чаще всего страдают представители «помогающих профессий»: психологи, социальные работники, врачи и т.д . Также эмпатической усталости подвержены чувствительные и сопереживающие натуры.

  • Сложности в отношениях

В некоторых случаях эмпатия может стать причиной сложностей в отношениях. Например, иногда искреннее сопереживание можно перепутать с проявлением симпатии или даже с любовью. Такая ситуация была описана бессмертным Шекспиром: «Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним». То есть в результате сопереживания зарождаются отношения, а когда со временем причина для сочувствия исчезает… И что же тогда? Возможно, на месте простого сопереживания зародились настоящие чувства. А может, и нет, и тогда отношения рушатся.

Таким образом, в проявлении сопереживания следует придерживаться принципа «во всем нужна мера». Проявление эмпатии характеризует вас как прекрасного и отзывчивого человека, однако чрезмерное сопереживание чужим бедам способно создать проблемы в вашей собственной жизни. Поэтому, даже сочувствуя другому человеку, необходимо помнить о существовании границ: лучше поберечь свое сердце, и не сломаться под тяжестью чужой беды.

Сопереживание - объединение своего переживания и переживания другого человека, совместное переживание.

Сопереживание нередко отождествляют с состраданием. Это не совсем так. Сопереживание - это и СОстрадание, и СОудовлетворение, СОкайфование, СОзависть, СОзлость... Всё это - СОпереживание. Далее каждый выбирает, что он будет переживать вместе с другим человеком. Впрочем, чаще всего сопереживают в случае неприятностей и несчастий, и обычно это погружение себя в неприятности другого. Такое сострадание дает ощущение близости, поддержки, дает человеку в душевно трудной ситуации возможности выговориться с уверенностью, что тебя поймут. Сопереживание чаще всего выражается как сострадание, и, как сострадание, оно бывает различным. Стефан Цвейг в "Нетерпение сердца" пишет:

"...Есть два рода сострадания. Одно - малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание - истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их."

Когда сопереживание дарят, это обычно приятно. Когда сопереживание требуют, обычно это вызывает протест . Сопереживание - это не то же самое, что "Я переживаю за тебя" или "Я буду за тебя переживать", "Я беспокоюсь, как пройдет у тебя экзамен!". Переживание ЗА - это мое отдельное переживание на близкую тебе тему. Или - твое отдельное переживание на близкую мне тему. Переживание ЗА многими мужчинами воспринимается негативно: "Не надо за меня переживать!". Обычной причиной этого является необходимость расплачиваться за эти переживания.

Типичный мужской отзыв: "Мне говорят - "я за тебя переживаю" и я начинаю чувствовать дополнительную нагрузку. Это мне предлагается дополнительная работа - избавить близкого от переживаний".

Сопереживание - свойство добрых и отзывчивых людей, но при этом не лучшая реакция на состояние другого человека. В сопереживании человек вливается в переживание другого человека, теряя контроль и управление, плывя в общем потоке чувств другого человека. Он соглашается с другими человеком, хочет то же, что и другой человек. Реагируя на состояние другого человека, уместнее практиковать вчувствование. Во время вчувствования человек ощущает, чувствует состояние другого человека, но оставляет контроль за собой. Он чувствует его состояние, но сохраняет возможность дистанцироваться от него, иметь к этому свое отношение, возразить и подтолкнуть к другим желаниям и решениям. См.→

Другой интересный способ разумного реагирования на состояние другого человека - опережающее сопереживание , как способ улучшить душевное состояние человека, перестроить его с состояния "проблема" на "задача решается". Суть этого способа в следующем - далее авторское изложение (Этот способ предложил психолог, работающий в области спорта высших достижений, Р.М. Загайнов):

"Ты идешь к человеку, которому плохо, и идешь... за помощью! Идти нелегко и, прежде всего, - потому, что сам твой приход - уже акт соболезнования, в чем честолюбивый спортсмен не нуждается. Но идти к человеку в такую минуту психолог обязан! И как бы он ни встретил тебя (жестко, сурово, озлобленно), ты не видишь этого (а как это нелегко!) и сразу (именно - сразу!) доверительно и с надеждой в голосе произносишь совсем не то, чего ждет он, а - например: «Сережа, мне надо с тобой посоветоваться».

Всегда видел в ответ удивление в глазах человека, думающего в такую минуту о чем угодно, но только не о том, что сам он может кому-то другому помочь. В такой целенаправленной психотерапевтической беседе задача - пойти дальше «совета», продлить разговор, против чего пациент (назовем его так) обычно не возражает, перейти затем от «совета» к изложению не его, а своей проблемы, если надо - придумать ее (!), и может быть, поныть, пожаловаться на случившееся» и на судьбу, и таким образом попасть на одну душевную волну с пациентом, а теперь и твоим психологом одновременно (!). Опыт показал - метод обеспечивал стопроцентное попадание, решал задачу. Человек успокаивался, приходил в себя, преображался на глазах! Сопереживание было действительно опережающим!"

Методики

Склонность и способность к сопереживанию измеряется, в частности, методикой "Шкала эмоционального отклика " А. Меграбяна и Н. Эпштейна.

В преддверии лета хочу на одном смешном примере рассказать, как можно понимать другого и делать сочувствие уместным. Есть много разных определений сочувствия, сопереживания, эмпатии, включенности, некоторые пересекаются и я уже в них запуталась, поэтому буду приводить примеры.

Когда мы разговариваем с другим человеком, мы понимаем его, как можем, и переживаем разные эмоции - сочувствуем, сопереживаем. У психотерапевтов есть свои методы слушанья - эмпатия, включенность, присутствие. В обоих случаях есть одно общее - мы позволяем другому на себя влиять: эмоционально, интеллектуально, - и отликаемся так или иначе. Иногда эмоции другого человека так сильны, что мы, глядя на телесные проявления или слыша эмоциональные звуки, реагируем на них мгновенно и бесконтрольно. Однажды на платформе на Белорусском вокзале я видела, как из электрички вышла бабушка, а маленький внук не успел, машинист закрыл двери. Я услышала стон - лицо мальчика было искажено отчаянием. Мгновенно я почувствовала боль в груди. Это сопереживание . Способность объясняется работой зеркальных нейронов. Развита у всех по-разному.

Иногда эмоции человека не настолько сильно выражены, но мы слышим его рассказ и тоже чувствуем что-то - сочувствуем . Мы с детства помним слова: «А ты поставь себя на его место!» или «А тебе бы хотелось, чтобы тебя поймали, как жука, и к маме не пускали?!». Так ближайшие родственники пытались нас сдвинуть с детской эгоцентрической позиции. Научить мысленно перемещать себя в ситуацию другого человека и что-то чувствовать, чтобы мы были добрее и социализировались.

Сегодня я предлагаю сделать еще один шаг (кто еще не сделал) и научиться тому, что умеют психотерапевты (включенности ). Перед тем как сочувствовать, они пытаются понять другого. Объясню, зачем это нужно на примере. Когда один мой клиент был маленьким, у него умерла мама. На многолюдных похоронах друзья родителей и дальние родственницы подходили к нему и с рыданиями утыкали в свои щедрые груди, говоря: «бедное дитя, как тяжело потерять мать!». Дитя же думал в этот момент следующее: «Моей мамы больше нет, я не могу в это поверить, кто все эти люди, ведь МОЯ мама умерла, почему я не плачу, а они плачут, как-будто это их мама умерла, наверное я чего-то не понимаю, я ненормальный, я здесь чужой». В итоге эффект от сочувствия был ровно обратный, потому что женщины не учли того, что люди разные, а одно и то же событие имеет разные значения, и переживается по-разному.

Чтобы попытаться понять другого, необходимо мысленно задержать превращение, не надевать его ботинок, остаться в своих и спросить: «Как ты?». А если есть возможность, расспросить о том, как человек видит ситуацию, что она для него значит, попытаться смоделировать его образ мира.

В учебнике Ж. Годфруа «Что такое психология» есть замечательный шуточный пример. На жуках тренировались, потренируемся же на клещах. Прочитайте текст.

Она взбирается на ветки кустарника, отыскивая дорогу благодаря чувствительности своей кожи к свету, и ждет, пока не появится «жертва», которую она определяет по запаху, исходящему от сальных желез млекопитающих. Когда самка находит, что источник этого запаха в пределах ее досягаемости, она падает. У нее очень развито температурное чувство, и если она приземляется на что-то теплое, то она, не теряя времени, принимается с помощью своего осязания искать участок без шерсти. Там она проталкивает голову в ткань, чтобы высасывать кровь, а напившись, падает на землю, откладывает яйца и умирает. Если при первом прыжке с куста она промахивается и попадает на что-нибудь холодное, ей ничего не остается, как опять взбираться на ветку и ждать (если потребуется - до 18 лет) в условиях полного голодания. Такова подлинная жизнь клеща…

Упражнение 1

Итак, чтобы представить образ мира клеща, закройте глаза, заткните уши, оставьте нос и ощущения на коже. Далее мысленно, вот вы оплодотворены, вам надо крови, найдите на ощупь ветки кустарника, определяете, лезете ли вы вниз или вверх по тому, есть ли ощущения на коже, что становится светлее. Залезли, сидите, ничего не думайте, включайте нос и ждите. Пахнет? Угадайте момент и падайте вниз, в темноту.

Холодно? Ищите ветку, чувствуйте свет, ползите вверх, сидите на ветке, нюхайте. Говорят, еще у вас есть рефлекс на тряску - отпускайте лапы и падайте.

Возвращайтесь в себя, вспоминайте, кто вы. Если упражнение сработало, клещ может показаться немного симпатичнее, чем раньше. Появляется торжественное ощущение прикосновения к чужому внутреннему миру. А вот пример вставания на место клеща и сочувствия.

Упражнение 2

Бедная женщина! Доставила мужчине удовольствие, а теперь должна беременная лезть на ветку. Где он теперь этот папаша? Ничего не видит, лезет наощупь, наверное, тяжело. Сидит голодная, одинокая, ждет, дожди ее поливают, солнце печет. Да еще кровь пить приходится, буэ. Ест один раз в жизни, да еще умирает сразу во цвете лет. Лучше уж подольше бы никто не приходил, пожила бы подольше. Но зато респект за силу воли - самоотверженная мать. Столько ждать, чтобы накормить детей. Наверное обидно промахнуться, я бы расстроилась, и еще подумала, лезть ли другой раз наверх, или все напрасно. А она лезет и ждет - настоящий герой! 🙂

И в заключение такой пример. У меня есть друг, он носит очки, и вот совсем недавно, когда он снял их и начал протирать, я спросила, какое у него зрение, оказалось, что -7. Потом меня озарило:

— Что ты сейчас видишь?
— Тебя вижу в блере.
— А прыщи видишь?
— Нет.
— А морщины?
— Нет.
— Круто. Чувствую себя красавицей.

Ну и торжественное чувство и все дела. 🙂

Каждый из нас в той или иной мере склонен к сочувствию по отношению к другим. Не удивительно, что мы стремимся хоть как-то облегчить боль другого человека, если видим, что он или она действительно эмоционально страдает в результате какого-то разрушительного события. Однако между сочувствием к проблемам других и сопереживанием этих проблем есть существенная разница. Сопереживая, мы с пониманием относимся к проблемам человека, стремимся помочь и пытаемся сделать все возможное, что в наших силах. Кроме того, сопереживание предполагает умение почувствовать внутреннее состояние другого человека, образно говоря, поставить себя на его место и увидеть проблему его глазами. Поэтому для того, чтобы действительно помочь кому-то, мало одного сочувствия, нужно еще сопереживать его проблемам вместе с ним.
Однако как сделать это правильно? Как выразить свое желание помочь так, чтобы не обидеть чувства человека? Что именно мы должны сказать? Должны ли мы просто ограничиться словами «мне так жаль…» или «я тебе сочувствую» и оставить человека наедине со своими чувствами, или нужно сделать нечто большее?
Сочувствие и сопереживание не являются синонимами, хотя люди часто используют их как взаимозаменяемые понятия. Когда вы сопереживаете кому-то, вы чувствуете, в какой ситуации он находится. Вы понимаете это. Это ментальный процесс, который требует определенных эмоций. Не удивительно, что это навык, который не является врожденным, но приобретается с возрастом и зрелостью. А сочувствие не требует каких-либо знаний или эмоционального чувства связи и во многом зависит от яркости психического восприятия. Вот почему даже собака или кошка могут почувствовать, когда вам грустно, и всячески пытаться приласкаться к вам, чтобы отвлечь от печальных мыслей. Даже животные способны к сочувствию, но сопереживать могут только люди.
Даже герои кинофильмов могут вызывать у нас сочувствие. Вы можете испытывать сочувствие к кому-то, чей жизненный опыт совершенно чужд для вас. А сопереживать человеку можно только в том случае, если и вы в своей жизни уже сталкивались с чем-то подобным ситуации, из-за которой страдает он.
Американский психолог Т. Сингер утверждает, что сочувствие и сопереживание следует рассматривать как отдельные процессы, в частности, потому, что каждый из них зависит от различных нейронов и отдельных частей мозга.
Проявления сочувствия характерны даже для младенцев. Ученые установили, что «заразный» плач новорожденных малышей в родильных домах объясняется именно этой эмоцией. Когда от страха, голода или боли плачет один младенец, другие начинают ему вторить. Маленькие дети, чьи умственные способности еще не полностью развились, уже способны проявлять сочувствие. Таким образом, можно утверждать, что способность испытывать сочувствие к другим заложена в нас самой природой. А вот способность к сопереживанию появляется у человека после получения жизненного опыта, различных жизненных ситуаций. Как сказал один замечательный психолог, сопереживание – это умение ощутить чужую боль. Поэтому развивайте в себе эти способности, помогайте другим, когда они переживают тяжелые времена, ведь именно это качество и делает нас человечными.

admin

Проявление эмоций к другому человеку – эта важная составляющая психологического состояния личности. Сочувствие и сопереживание помогают наладить отношения с людьми, сбросить негативные эмоции. Навык формируется в детстве и необходим для анализа ситуаций, происходящих с другими людьми. Таким образом, срабатывает инстинкт самосохранения. Что собой представляет эмпатия и почему важно уметь сопереживать?

Что такое эмпатия?

Эмпатия – это способность сострадать любому живому существу, не обязательно человеку. Сопереживание проявляется при виде больного животного, к незнакомым людям, пережившим сильные потрясения. Человек сочувствует героям книг или фильмов, проникаясь сюжетной линией. Важно понимать, что эмпатия – это и считывать мимические сигналы, движения. После получения знаков, личность, способная сопереживать, разговорит страдающего и окажет поддержку.

Что же такое эмпатия? Это сходный с сочувствием навык или расхожий? Эмпатия отличается от сочувствия тем, что человек не просто жалеет, попавших в беду людей, но и полностью проникается проблемой. Этот навык помогает понять окружающих и стать к ним ближе.

Эмпатия – это не обязательно активные действия. Сопереживающий человек не обязан решать проблемы другого. Хотя уровень помощи не измеряется, здесь уже зависит от конкретной ситуации. Эмпатию можно назвать обратной стороной эгоизма. Сострадающая личность выделяется добрым нравом, способностью любить, видеть в людях хорошие качества. Таким человеком движет душевная сила, которая подключается при виде людей, попавших в беду.

Почему важно уметь сопереживать?

Сострадание проявляется по-разному. На уровень эмпатии влияет, кто перед нами – близкий или незнакомый человек. Сопереживающая личность принимает боль и проносит через себя. Вспомните, как вы реагируете на трогательные моменты в фильмах. Многие не способны . Подобные переживания снимают напряжение, помогают .

Описанное состояние называют эмоциональной эмпатией. Такие люди остро реагируют на положительные и печальные события. Теракт в другой стране вызывает слезы, победа на олимпийских играх – радость и смех. Реагируя на беды, происходящие во всем мире, человек не контролирует эмоции, его покидает душевное равновесие.

В любом вопросе требуется золотая середина. Почему важно уметь сопереживать?

Как развить эмпатию?

Для начала следует вытянуть чувства наружу. Человек, который подавляет эмоции, не понимает, когда испытывает радость или грусть, не способен сопереживать другим людям. Сострадание основывается на понимании чувств, наблюдательности, общения, участливого отношения к окружающим.

Как развить эмпатию?

Пройдя эти упражнения, переходите к сложным методам. Проявите эмпатию к незнакомцам или людям, которых не любите или не уважаете. Общаясь с человеком, участвуйте в дискуссии, задавайте встречные вопросы, а не только рассказывайте о своей жизни.

Эмпатия у детей

Чтобы проверить готов ли ваш малыш сочувствовать другим, понаблюдайте за поведением ребенка. Как он реагирует, если у сверстника поломалась игрушка. Есть три варианта развития событий: малыш расплачется или погладит «страдальца», не обратит внимания, или посмеется в ответ. Последние две реакции говорят о том, что чувство эмпатии вашему ребенку неизвестно. Возьмите на заметку и после достижения ребенком 3 лет, начинайте действовать.

Эмпатия у детей проявляется по-разному. Сочувствующий ребенок обратит внимание на слезы, расстроится или также заплачет. Детки, способные сострадать, реагируют на интонацию родителей, мимику. Эмпатия способствует развитию полезных навыков ребенка: адекватной эмоциональной оценке происходящего, заботе о природе, близких людях. Эти качества необходимы для формирования зрелой и

Развитие эмпатии у дошкольников

Не существует универсального метода, который из безразличного малыша сделает сопереживающего ребенка. Основы закладывают родители и близкие, находящиеся в окружении. На развитие эмпатии у дошкольников уйдут годы, поэтому не откладывайте прививание навыка на потом. Для формирования отзывчивости выполняйте такие правила:

Следите за эмоциональной обстановкой в семье. Ребенок копирует действия родителей, считывает с них информацию, повторяет слова, привычки. Покажите на своем примере, как общаются близкие люди. Проявляйте сочувствие, интересуйтесь, как прошел день, предлагайте помощь, заботьтесь во время болезни.
Станьте примером для подражания. Как правило, люди замыкаются в своей семье, оставаясь безразличными к бедам других. Покажите, что вы активно участвуете в жизни бабушек и дедушек, проведываете друзей. Помогаете незнакомцам, попавшим в неприятные ситуации. Достаточно начать с малого, предложить ребенку уступить место пожилому человеку и объяснить, что ему тяжело стоять.
Поощряйте ребенка за проявление чувств. Благодарите малыша, если он помог или проявил участие. Поддерживайте, если у ребенка возникло желание помочь окружающим. Пусть даже если совершаемые действия кажутся вам пустяком. Например, спасение муравья от дождя.
и не наказывайте. Если ребенок повел себя неадекватно, то не спешите ругать. Разберитесь, правильно ли малыш понял ситуацию, знает ли он, как принято реагировать. Непонимание эмоций или поступков приводит к неправильному поведению ребенка.
Давайте эмоциональную подпитку. Не скупитесь на похвалу, объятия, поцелуи. Рассказывайте ребенку, как прошел день, спрашивайте о его переживаниях. Главное при этом не жаловаться и не осуждать поступки других, а просто объяснять, плакали или грустили. Не отмахивайтесь от проблем ребенка, проявите сочувствие.

Эмпатия поддается развитию, но и неиспользование навыка ведет к снижению сопереживания. Исследования среди студентов показали, что уровень отзывчивости за последние 30 лет снизился на 40%. Поэтому понимания эмпатии недостаточно. Проявляйте участие ежедневно, заботясь о близких людях.

25 марта 2014, 17:36