Стальные кнопки для комсомольцев.

Дом и прилегающие строения построены в 1900 г. в неоготическом стиле архитектором Карлом Васильевичем (Густавичем) Трейманом для барона Андреаса Кнопа – основного поставщика в Россию из Англии машин для текстильного производства.

Особняк выполнен в духе английской готики, как напоминание о стране, с которой было связано процветание рода Кнопов. Объёмно-пространственная композиция выполнена асимметричной. Увенчан дом гранёной зубчатой башенкой с правой стороны здания. Подобный элемент оформления не встречается более ни в одном готическом здании Москвы. Крупный эркер с левой стороны здания с двумя рядами небольших окон, оконных проёмов, расположенных по центру фасада, окна второго этажа правого ризолита и щипцовых фигурных завершений придают дому монументальный и в тоже время современный вид. Некоторую эклектичность готической постройке придаёт сочетание средневековой крепостной архитектуры (башенка справа), с элементами готической застройки городов Средневековья (щипцовые элементы). Внутри комнаты и залы украшали старинные гобелены и коллекция холодного оружия. Оригинальные интерьеры здания сохранились лишь частично.

Родоначальник династии – московский купец 1-й гильдии, Лев Герасимович (Людвиг Иоганн) Кноп (1821-94 гг.) – родился в Бремене, в 1839 г. перебрался в Россию как представитель английской текстильной фирмы «De Jersey & Co».
Торговый дом Людвига Кнопа с 1846 г. занимался поставкой английских текстильных машин для российских фабрик. Дело было так широко организовано, что в Англии несколько машиностроительных заводов работало только на русский рынок и со временем Кноп стал монополистом на отечественном хлопковом и текстильном рынках. Причём оборудование поставлялось Кнопом не за наличные и не в кредит, а с условием получения паев, что позволило Кнопу в будущем стать совладельцем 122, а по другим данным, даже 187 мануфактур.
Впоследствии Кноп занялся продажей хлопчатобумажных тканей и кредитованием частных предпринимателей.

В 1877 году Людвигу Кнопу указом царя Александра II было пожаловано потомственное баронское достоинство, то есть его сыновья продолжившие дело отца, также были баронами.
Московские владения Кнопов располагались в Колпачном переулке недалеко от лютеранского собора свв.ап. Петра и Павла, прихожанами которого фабриканты являлись. В 1900 году сыновья революционера мануфактурного производства поделили отцовскую собственность.

Главный дом усадьбы принадлежал старшему сыну Андреасу, а дом № 7 – выстроенный ещё более известным архитектором Б. В. Фрейденбергом – младшему Теодору.

Андрей Львович состоял членом совета Московского торгового и Московского учёного банков, а также был членом правления многих товариществ. Также входил в Центральный Комитет праволиберального Союза 17 октября. Фёдор Львович являлся членом правления товарищества Даниловской мануфактуры и некоторых банков.

После Октябрьской революции особняк перешёл к государственным учреждениям. В 1920-х – начале 1930-х гг. в нём располагалось представительство Украинской ССР, затем – Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, в котором в 1932–36 гг. работал революционер и государственный деятель, друг и соратник В. И. Ленина, Г. М. Кржижановский (1872–1959 гг.).
С 1937 по 1991 г. в этом здании находился Московский городской комитет ВЛКСМ. В октябре 1941 г. здесь выдали путёвку на фронт ученице 10 класса Зое Космодемьянской (1923-41). 18-летняя девушка ушла добровольно на войну в составе диверсионного истребительного отряда.

В 1990-е годы в особняк вселился Михаил Ходорковский (арендовав его на 49 лет). В здании разместился банк «Менатеп», а впоследствии «Юкос». Особняк был отреставрирован и использовался как дом приёмов. В 2006 году здесь устроила свой офис фирма по производству конфет «Конфаэль».

В настоящее время в особняке располагается межрегиональная общественная организация «Открытая Россия» (детище Ходорковского).

Этот дом можно увидеть в кинофильме 1944 г. «Зоя» в сцене, когда главная героиня вместе с другими комсомольцами-добровольцами приходит получать направление на фронт в Московском городском комитете ВЛКСМ

Я в него впервые попал в конце 80-х годов, когда по этому адресу располагался московский горком комсомола.

Ну, если быть точным, то горком располагался в доме напротив. А в замке сидел только первый и второй секретарь МГК. Может быть, поэтому дом сохранился довольно хорошо.

А после перестройки его взял на 49 лет в аренду Михаил Ходорковский . Это тоже своего рода ностальгия. Он же возглавлял Центр научно-технического творчества при МГК ВЛКСМ и всегда с завистью смотрел на этот домик. А когда появились миллионы – осуществил мечту и вложил кругленькую сумму в его реставрацию.

Правда здесь уже побывало много других организаций. Но лоск былого величия сохраняется и радует глаз.

Призрак балерины

В 80-е годы, когда историю дома почти никто не знал, среди работавших здесь комсомольцев ходила легенда, что дом этот – настоящий замок, который построил богатый немецкий фабрикант для своей любовницы-балерины. Дескать, он заточил ее в этом замке и никуда не выпускал. А она от горя покончила с собой, и теперь в замке по ночам появляется ее призрак, распугивая дежурных. Правда встретить очевидца появления дамы в белом мне найти не удалось. Да и сама история оказалась только красивой выдумкой.

Замок барона Кнопа

Этот дом по стилю относится к «тюдоровской готике». Его точный адрес: Колпачный переулок, 5 строение 2. Почти напротив кирхи святых апостолов Петра и Павла. Из этого же владения было удобно добираться до Китай-города, где находился «Торговый дом Л.Кноп», основанный в 1852 году.

Построен он в 1900 году по заказу барона Андрея Кнопа – одного из двух сыновей Льва Герасимовича Кнопа, уроженца Бремена (настоящее имя Людвиг Иоанн), осевшего в XIX веке в России, где он основал Торговый Дом «Людвиг Кноп». Барон поставлял текстильные машин из Англии в Россию.

Немецкие корни Кнопа нашли отражение и самом здании. Крыша выполнена в виде крепостной стены, резные окна и балконы, все это больше напоминает феодальный замок, нежели обычный жилой дом. Асимметричная объемно-пространственная композиция особняка запоминается граненой зубчатой башенкой в правой части постройки, в других готических особняках Москвы не встречающейся.

История Кнопов

Первым представителем семьи был Людвиг Кнопф, немец, работавший менеджером в Британии по поставке английской пряжи и текстильного оборудования. (Буква «ф» из фамилии ушла после его «обрусения».) В 1839 году он впервые прибыл в Россию и остался в ней навсегда. Благодаря его усилиям была переоснащена вся текстильная промышленность страны. В полном смысле слова он произвел революцию в мануфактурном производстве России. Хотя оставил о себе не только добрую память.

Но главной заслугой Кнопа было то, что он смог в короткий срок ввести в страну из Англии паровые машины для текстильных фабрик и продать это оборудование русским купцам в рассрочку.

И англичане его хорошо знали, а с отечественными купцами он кутил на равных, за что те его приняли за своего. Кноп в шутку говорил, что его тогда зауважали, когда он в компании выпил шампанского столько, что головной цилиндр наполнился доверху бутылочными пробками… О Людвиге Кнопе в Москве говорили: «Немец русского перепил, а тот и помер», имея в виду безвременную кончину его приятеля, Савелия Ивановича Хлудова, действительно умершего с перепою после совместного с Кнопом загула.

Родился он 15 мая 1821 года. Отец его Герхард был женат на Анне Ребекке Фрерикс, дочери преуспевающего предпринимателя. В семье было 8 детей, Людвиг - четвертый. Отец владел табачной лавкой, но его торговые дела были в упадке. Детство Людвига было омрачено ранней смертью матери и слабостью собственного здоровья. Чтение, письмо, счет, Закон Божий и пение он постиг в двух церковных школах города Нойштадта, потом в течение трех лет учился в купеческой школе Бремена. В 17-летнем возрасте Людвиг стал ассистентом в английской текстильной фирме «Ди Джерси и Ко», где хорошо освоил сферу хлопчатобумажного текстильного производства и мировой рынок хлопка и тканей.

В Москве он женился на 17-летней Луизе Хойер, дочери немецкого купца. Супруги поселились на Лубянке, в доме Варгина. Несмотря на молодость, 22-летний Кноп со знанием дела и большой ответственностью успешно обеспечивал оснащение оборудованием ряда текстильных фабрик, принадлежащих Морозову, Баранову, Малюшину, Хлудову, Кольбе.

В 1847 году фирма «Ди Джерси и Ко» обанкротилась, однако, Кноп от этого не пострадал. Он основал свою фирму в Москве и филиал в Петербурге.

Вскоре фирма Кнопа превратилась в текстильную империю. Свои конторы он открыл в Новом Орлеане и Бомбее. Основав Кренгольмскую мануфактуру, Кноп стал фактическим монополистом, он был совладельцем 122 фабрик.

Людвиг Кноп взялся за дело с присущей ему немецкой педантичностью. Выучил русский язык. Кноп придумал цепочку обустройства текстильных предприятий, именно он показал, что означает сдача фабрики «под ключ». Авторитет Кнопа был настолько высок, что текстильные магнаты без разговоров подписывались под установленной «кноповской» ценой. За большие достижения на поприще русской промышленности Кнопу дали баронский титул, а его сыновья приняли русское подданство и остались жить в Москве. Тогда ходила поговорка: «Что ни церковь – то поп, что ни фабрика – то Кноп».

Первую крупную сделку Людвиг Кноп заключил не с кем-нибудь, а с Саввой Морозовым.

Он был учредителем Товарищества Кренгольмской мануфактуры, Товарищества Екатерингофской бумагопрядильной мануфактуры (деревня Волынкино Петергофского участка Санкт-Петербурга), Товарищества Измайловской мануфактуры, учредителем и директором (в 1858-1862) Московского страхового от огня общества.

Торговый дом действовал во многих уголках страны: в Петербурге и Переяславле, и во многих областях центральной России, Прибалтике, в Фергане и Намангане.

Мануфактуры, склады, хлопковые плантации – вот лишь часть деятельности торгового дома.

В 1893 году Людвиг и Луиза отпраздновали золотую свадьбу. Они прожили жизнь в любви и согласии, и умерли в один и тот же год. Луиза Кноп – 26 января 1894 года, Людвиг Кноп чуть позже – 20 августа. Сыновьям, Теодору и Андреасу, Кноп оставил девять текстильных фабрик, три компании по импорту египетского хлопка, страховое общество и каменноугольный рудник. А России – хлопчатобумажные предприятия, оборудованные по последнему слову техники.

К концу века сыновья Кнопа Теодор (Федор) и Андреас разделили отцовское владение на два участка.

Андреасу достался участок №5 по переулку. На нем он и возвел в 1900 году большой особняк, выполненный в духе английской готики, как напоминание о стране, с которой было связано процветание рода Кнопов. Залы украшали старинные гобелены и коллекция холодного оружия. Автором особняка, ограды, сторожки и автономной домовой электростанции был архитектор Карл Трейман.

Андреас был председателем общины кирхи. Он был основным жертвователем при строительстве новой кирхи в 1903-1905 гг., ее оснащении. На его же счет содержались некоторые учебные и благотворительные заведения кирхи. Он же оплачивал обучение и поездки в Германию юных прихожан. В его подмосковном имении Волынское (близ Кунцево) летом отдыхали воспитанницы гимназии и приходского училища кирхи.

Андрей Львович состоял членом совета Московского торгового и Московского учёного банков, а также был членом правления многих товариществ.
А ещё он входил в Центральный Комитет праволиберального Союза 17 октября.

Теодор, так же как брат был коммерсантом. Торговал различной пряжей, хлопком, поставлял новейшее текстильное оборудование в Россию. Фёдор Львович являлся членом правления товарищества Даниловской мануфактуры и некоторых банков.

И как когда-то отец активно помогал московским больницам для душевнобольных, Тюремному комитету. Теодору принадлежал в Колпачном переулке следующий дом, №7, переделанный еще для отца в 1869 году архитектором Фрейденбергом.

Звезда Кнопов закатилась после начала Первой мировой войны, когда начались гонения на немецких предпринимателей. Доходы упали, а наследство уменьшилось в 10-15 раз. Не получилось из братьев достойных продолжателей рода. Их начали поджимать со всех сторон конкуренты.

А после революции 1917 года Кнопы были вынуждены эмигрировать. Некоторые Кнопы были высланы в Сибирь и там расстреляны. Но есть версия, что женщин не расстреляли и поэтому, возможно, в России остались потомки Кнопов.

Советские жильцы замка

В 1920-х годах здесь располагалось Правительство Украинской ССР, затем - Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, затем - Московский городской комитет ВЛКСМ. В октябре 1941 г. отсюда на фронт была отправлена комсомолка Зоя Космодемьянская, ученица десятого класса. До недавнего времени здесь висела еще одна мемориальная доска, но пропала после реконструкции- Глебу Максимилиановичу Кржижановскому (1872-1959) - деятелю революционного движения в России, советскому государственному и партийному деятелю; учёному-энергетику, академику и вице-президенту АН СССР, литератору; экономико-географу, Герою Социалистического Труда.

После распада СССР и упраздения ВЛКСМ, здание заняли компании Михаила Ходорковского – «Менатеп», «Роспром», «ЮКОС». Говорят, что здесь проводили торжественные и пышные мероприятия, из-за чего дом получил неофициальное название «Дом приёмов ЮКОСа».

Потом сюда переехал офис компании «Конфаэль» (производитель конфет). Потом была приемная какого-то депутата, других структур…

Архитектор Трейман

Карл Васильевич (Густавич) Трейман был во времена постройки замка модным архитектором: за год до этого его проект главного павильона Нижегородской ярмарки получил первую премию.

Он учился в академии художеств в 1864-76, но был отчислен. В 1888 получил от ТСК МВД право на производство работ по гражданскому строительству и дорожной части. В 1890-х работал в Москве, в 1892 состоял архитектором Московского страхового от огня общества, в 1901 - архитектор Кредитного общества. Еще одним известным московским творением Треймана является дом Аристовой в Денежном переулке. Трейман построил особняки по Ново-Басманной улице, 22 (1895), доходный дом по Большой Никитской улице, 22 (1904-05); перестроил особняк по Старой Басманной улице, 17 (1895) и дома по Мясницкой улице, 13 (1891, во дворе).

Колпачный переулок

Получил имя по жившим здесь ремесленникам, делавшим головные уборы.

В этом же переулке находятся еще два примечательных дома:

Дом Снегирева (с 1912 года), Абакумова (с 1948 по 1951 годы), КГБ, СВР.

Дом построен в 1912 году архитектором Глазовым (дата постройки указана на фронтоне) для известного в Москве врача-окулиста Константина Владимировича Снегирёва, женатого на одной из дочерей Юргенсона (владельца известной нотопечатни в Хохловском переулке) Александре. Доктор медицины, колежский секретарь, приват-доцент Московского университета Снегирёв был сыном знаменитого гинеколога Снегирёва. В этом доме у него была амбулатория, в которой он проводил приём пациентов, а его глазная лечебница находилась в здании по Хохловскому переулку (дом 1, не сохранился).

Подростком в клинике доктора Снегирёва лечился Михаил Шолохов. Сюда же, в Колпачный переулок, автор «Тихого Дона» привёл своего любимого героя, казака 12-го Донского полка Григория Мелехова, приехавшего в Москву в санитарном эшелоне для лечения повреждённого в бою глаза. После Октябрьской революции Снегирёв жил в этом же доме и продолжал заведовать глазной лечебницей. Шолохов запомнил «красивого, с подстриженной бородкой» хозяина больницы и описал его на страницах своего романа.

Впоследствии здание отдали под коммунальное жильё, а в 1948 году министр ГБ СССР, руководитель СМЕРШа Виктор Абакумов (1908-1954) переселил из него 16 семей и занял этот дом под личную квартиру. В июле 1951 года Абакумов был арестован по обвинению в сокрытии «сионистского заговора» в МГБ СССР, а через три года расстрелян. После Абакумова дом перешёл в ведение КГБ. В начале 90-х здесь располагалось пресс-бюро Службы внешней разведки, совершенно преобразившееся под руководством Юрия Кобаладзе.

В этот же переулок выходят стены Палат гетмана Мазепы.

Эти палаты - древнейший памятник московского гражданского зодчества. Верхние этажи относят ко второй половине XVII века, а нижний этаж возведён на основе палат XVI века.
По преданию, палаты эти принадлежали малороссийскому гетману Ивану Степановичу Мазепе, прославившемуся не только предательством Петра I, но и своими любовными приключениями. Якобы он жил в них во время своих приездов в Москву (хотя многие исследователи сейчас не подтверждают этот факт).

В советское время в доме 10 по Колпачному переулку располагался ОВИР, а сейчас здесь находятся практически развалины.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

История с изобретением

Во многих путеводителях замок Андреаса Кнопа сопровождается словами, что он был «автором» канцелярских кнопок.

Однако общеизвестно, что канцелярская кнопка была изобретена часовщиком Иоганном Кирстеном между 1902 и 1903 годами в городе Лихен в Германии. Он продал свою идею купцу Отто Линдштедт, чьей брат Паул запатентовал её в 1904 году. Благодаря патенту Линдштедт стал миллионером, часовщик оставался бедным.

По другой версии кнопки придумал житель немецкого города Эурског Юхан Волер. В 1899 году он сделал эскизы так называемой палеоскрепки, очень похожей на современную, и в 1901-м запатентовал свое изобретение в Германии. Однако Волер и не подозревал о том, что британская фирма Gem Manufacturing Company Ltd. опередила его и уже выпускает подобную продукцию. Эту скрепку запатентовал в 1899 американец Миддлбрук, патент был сразу выкуплен предпринимателями Кашманом и Денисоном, скрепку назвали GEM. В отличие от прямоугольной скрепки Волер, продукция Gem имела привычный для нас вид двойного овала. Продукция фирмы Gem была столь востребована, что рабочим компании приходилось работать в три смены.

Возможно, барон Кноп привез кнопки в Россию, где они прижились и тесно стали связываться с его именем.

Фамилия Кноп образована от аналогичного прозвища. Вероятно, оно восходит к немецкому Кnōp, которое в переводе на русский язык имеет значение « глыба, выпуклость, кнопка, шарик». Таким образом, подобное прозвище могло указывать на внешность основателя рода. Возможно, так называли полного человека. Кроме этого, прозвище Кноп могло говорить о месте жительства предка. Очевидно, его дом стоял возле холма.
В Польше Кнопами иногда называли ткачей.

Барон Андреас Кноп после революции сбежал сначала в Эстонию, а затем в Германии, где умер в 1927 году.

До сих пор, проходя мимо этого здания, я вспоминаю все легенды, связанные с ним. И никогда не существовавшую балерину, и легенду об изобретателе канцелярских кнопок, и комсомольские байки. Ведь получается, что нынешние комсомольцы-бизнесмены выросли на опыте удачливых баронов. И сами стали стальными Кнопами современности… Ну почти все…


В старинном Колпачном переулке стоит настоящий готический замок с граненой зубчатой башенкой и щипцовыми фигурными завершениями. Прекрасный образец неоготического стиля, тяготеющего к «тюдоровской готике». Особняк для барона А.Л. Кнопа в 1900 г. построил архитектор Карл Васильевич (Густавович) Трейман. В ансамбль усадьбы входят также служебные постройки: сторожка, автономная домовая электростанция, выполненные, как и ограда, в неоготическом стиле.

Основателем купеческой фамилии Кнопов в Москве был уроженец Бремена Иоганн Людвиг Кноп. Впервые приехав из Англии в Россию в 1839 г. как представитель английской фирмы «De Jersey & Co», он остался здесь навсегда. Во многом благодаря именно его стараниям была переоснащена вся текстильная промышленность страны. Он активно начал ввозить в Россию паровые машины для текстильных фабрик и продавать их русским купцам в рассрочку. Немалую часть оборудования он поставлял на условиях получения паев, что позволило ему стать к концу XIX в. совладельцем более ста мануфактур. В связи с этим в ходу была известная поговорка: «Где церковь, там и поп, а где фабрика - там Кноп».

В 1852 г. им был основан «Торговый дом Л. Кноп», филиалы которого имелись во многих городах Российской империи.

В 1877 г. Людвигу Кнопу указом императора Александра II за большие достижения на поприще русской промышленности было пожаловано потомственное баронское достоинство.

Своим местом жительства Кноп недаром избрал Колпачный переулок: неподалеку располагалась лютеранская кирха Петра и Павла, прихожанами которой была вся его семья.

После смерти Людвига Кнопа семейное дело перешло в руки его сыновей - Андреаса (Андрея Львовича) и Теодора (Федора Львовича). Обширную отцовскую усадьбу в Колпачном переулке они поделили на две части. Андреас Кноп и построил в современном владении № 5 «готический замок». Андрей Львович был председателем общины «Питерпаулькирхе» и одним из основных жертвователей при строительстве нового здания лютеранской церкви в 1903–1905 гг.

После революции особняк был национализирован. Первоначально здесь поселилось представительство Украинской ССР, которое сменил Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР. А с конца 1930-х гг. в здании разместился Московский городской комитет ВЛКСМ. В 1941 г. здесь принимали заявления от добровольцев и выдавали путевки на фронт, формировали команды ПВО, сандружины, отряды для разведывательной и диверсионной работы в тылу врага. Именно здесь путевку в особую воинскую часть 9903 получила Зоя Космодемьянская.

В 1990-е гг. в бывшем доме А.Л. Кнопа располагался дом приемов небезызвестной компании «ЮКОС». Особняк был отреставрирован. Сохранилась часть дореволюционных интерьеров.

В настоящее время здесь размещаются различные коммерческие конторы.

Колпачный переулок, дом 5 строение 2

Асимметричная объемно-пространственная композиция особняка запоминается граненой зубчатой башенкой в правой части постройки, в других готических особняках Москвы не встречающейся.
Некоторую эклектичность готической постройке придаёт сочетание средневековой крепостной архитектуры (башенка справа), с элементами готической застройки городов Средневековья (щипцовые элементы).
Внутри комнаты и залы украшали старинные гобелены и коллекция холодного оружия. Оригинальные интерьеры здания сохранились лишь частично.

Здание построено в 1900 г. архитектором К.В.Трейманом для барона Андрея Львовича Кнопа.

Отец его - московский купец 1-й гильдии Лев Герасимович (Людвиг Иоганн) Кноп (1821-94) - родился в Бремене, в 1839 г. перебрался в Россию.
"Торговый дом Людвиг Кноп" с 1846 г. занимался поставкой английских текстильных машин для российских фабрик.
Дело это было так широко организовано, что в Англии несколько машиностроительных заводов работало только на русский рынок
и со временем Кноп стал монополистом на отечественном хлопковом и текстильном рынках.
Он был учредителем Товарищества Кренгольмской мануфактуры,
Товарищества Екатерингофской бумагопрядильной мануфактуры (деревня Волынкино Петергофского участка Санкт-Петербурга),
Товарищества Измайловской мануфактуры,
учредителем и директором (в 1858-1862) Московского страхового от огня общества.
За свою коммерческую деятельность получил титул барона.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Сыновья Кнопа - Андрей и Фёдор - продолжили успешную коммерческую деятельность,
а в начале XX столетия стали активно участвовать и в банковских делах.
Так Андрей Львович состоял членом совета Московского торгового и Московского учёного банков, а также был членом правления многих товариществ.
А ещё он входил в Центральный Комитет праволиберального Союза 17 октября.
Фёдор Львович являлся членом правления товарищества Даниловской мануфактуры и некоторых банков.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

ОСОБНЯК КНОПА В КОЛПАЧНОМ ПЕРЕУЛКЕ moscowhite wrote in March 26th, 2009

Купец из Бремена Людвиг Кноп приехал в Россию в 1839 году, и начиная с 1846 года его торговый дом, названный по имени основателя, начал заниматься поставкой английских текстильных машин на российские фабрики. Дело пошло в гору, и даже несколько английских заводов, выпускавших эти машины, работали исключительно на Кнопа. Вскоре он стал монополистом на российском текстильном и хлопковом рынке. Он был учредителем Товарищества Кренгольмской мануфактуры, Товарищества Екатерингофской бумагопрядильной мануфактуры и Товарищества Измайловской мануфактуры. Появилась даже поговорка: «Где церковь, там и поп, а где фабрика – там Кноп». За свою активную коммерческую деятельность Лев Герасимович (так его окрестили в России) получил почетный титул барона. Его сыновья, Андрей и Федор, продолжили дело отца, и также успешно занимались коммерцией, а позже, в начале XX века занялись банковским делом.

Андрей Львович Кноп.

В 1900-м году в Колпачном переулке по заказу Андрея Львовича Кнопа архитектором К. В. Трейманом был построен псевдоготический особняк. Его стилистикой владелец как бы отдавал дань своему европейскому происхождению. Хотя здание тяготеет более к английской, так называемой виндзорской готике, нежели немецкой. Надо сказать, что Трейману в формате небольшого строения стилизация удалась прекрасно – дом выгодно смотрится со всех ракурсов, а его пропорции очень изящны, чего не всегда удавалось достичь архитекторам того времени. Вполне уместно выглядит и керамическая облицовка, свойственная модерну.

После революции в особняке находилось представительство Украинской ССР, затем ряд других организаций, а в восьмидесятые – райком ВЛКСМ. В смутное время девяностых особняк получила в аренду (как говорят, на 49 лет) компания «Роспром», принадлежащая Ходорковскому. Охрана там раньше была просто озверевшая – людей с фотоаппаратами гоняли нещадно, пытались запретить снимать даже с переулка. У меня лично там был конфликт однажды, чуть до рук не дошло:) Сейчас, видимо, в связи с отсидкой хозяина пылу у них поубавилось – два дня назад я без проблем фотографировал здание прямо на глазах у двух охранников.

Снимки сделаны хмурым днем, в погоду, не самую удачную для фотографирования, но мне кажется, что так готика воспринимается даже лучше:)