Стихотворение "пророчество" тютчев федор иванович.

«Пророчество» Фёдор Тютчев

Не гул молвы прошел в народе,
Весть родилась не в нашем роде -
То древний глас, то свыше глас:
«Четвертый век уж на исходе, -
Свершится он - и грянет час!

И своды древние Софии,
В возобновленной Византии,
Вновь осенят Христов алтарь».
Пади пред ним, о царь России, -
И встань - как всеславянский царь!

Анализ стихотворения Тютчева «Пророчество»

В тексте, датированном 1850 г., поэт обращается к аллюзиям на ветхозаветный источник - толкованию сна о пяти царствах, принадлежащему пророку Даниилу. Интертекстуальные связи аналогичного характера точнее проявляются в другом тютчевском творении - «Русской географии». В ней автор напрямую упоминает о легендарном мудреце, связывая трактовку известной притчи с высокой миссией объединения, уготованной России.

Включая в зачин конструкции с семантикой отрицания, субъект речи «Пророчества» ссылается на древний источник, авторитет которого безупречен. Мнение, которое озвучивается ниже, принадлежит неназванному мыслителю. Образ последнего обожествляется: автор обширной цитаты выступает как вестник, огласивший волю надличностных сил.

Размеренность темпа и торжественный тон сближают стилистику начального пятистишия с зачином русских былин. Стремлением воссоздать народный контекст мотивировано применение лексем «молва», «род».

Основная часть небольшого произведения отводится прямой речи, принадлежащей харизматичному прорицателю. Говорящий убежден в скором наступлении момента, способного трансформировать геополитическую картину мира. Время четырех предыдущих царств прошло, и на политическую сцену явится новая сила. Для ее описания поэт обращается к культурно-историческим аллюзиям, связанным с судьбой Византийской империи и ее архитектурной жемчужины, Софийского собора. Оратор предсказывает восстановление православной святыни, и здесь немалую роль играет магия чисел: могущественное государство пало четыре века назад.

Последнее двустишие адресовано российскому императору. Эмоциональный призыв завершается грандиозным обещанием: самодержец может возглавить всеславянское государство. Не вдаваясь в прозаические подробности, автор преподносит эту перспективу в виде эффектной трансформации. Моментальный и беспроблемный характер последней объясняется легендарно-мистическим контекстом, а также жанровым сходством тютчевского текста с одой. Известно, что Николай I не оценил историософские размышления поэта-дипломата, поскольку подобные политические проекты наложили бы на империю непомерные обязательства.

Раздражение высшего руководства не смутило Тютчева: в произведениях, приуроченных к началу Крымской войны, проявляются оптимистические настроения, связанные с идеей объединения славян под эгидой русской государственности.

Комментарий:
Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 26. Л. 1.

Списки - Е. Ф. Тютчевой (РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 184. Л. 53 об.); Эрн. Ф. Тютчевой (РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 61); Муран. альбом (с. 82-83).

Первая публикация - Совр. 1854. Т. XLIV. С. 57, без заглавия. Вошло в сб. «Русская потаенная литература». Лондон, 1861. С. 214, под заглавием «Предание», авторство приписано А. С. Хомякову; в сб. «Братьям-славянам». М., 1867. С. 50, без заглавия. Включено в Изд. 1868. С. 161, без заглавия и даты; в Изд. СПб., 1886. С. 156, только с датой - «1850»; в Изд. 1900. С. 156 - с заголовком «Пророчество», подписано «1 марта 1850». В изданиях воспроизводится без разделения на строфы, что не соответствует графике автографа.

Печатается на основе списка Муран. альбома с добавлением в последний стих тире из автографа.

Автограф представляет собой скоропись, в некоторых местах трудночитаемую. Перед стихотворением - дата, заключенная в скобки: «(1-го марта 1850)». Текст разделен на 2 строфы. Первая состоит из 6-ти строк, из которых 5-я по счету зачеркнута - «Три года не удержат нас!». После слов 6-й строки - «...и грянет час...» - стоит многоточие. Во 2-й строфе - прописные буквы существительных и тире в конце второго и третьего стихов.

К. В. Пигарев при издании опирался на список из Муран. альбома, где заглавие «Пророчество» приписано на полях, по его мнению, рукой самого поэта. Г. И. Чулков сомневался, что эта помета принадлежит Тютчеву, и, издавая сборник, воспроизводил текст по автографу, «не считая возможным ввести как заглавие помету Мурановского альбома. Равным образом и дату, заключенную в скобки, мы считаем пометою, а не заглавием, хотя она в рукописи - над текстом, а не под ним».

В стихотворении отражается славянофильский характер идей Тютчева. Е. В. Тарле отмечал: «Победа Нахимова, победа Бебутова, переход через Дунай и даже, отчасти, разрыв отношений с Англией и Францией - все это укрепляло в славянофилах не только веру в победу, но и уверенность, что Николай I полон решимости не уводить войска с Дуная, пока славяне не будут освобождены от турецкого, а, может быть, и австрийского владычества. Для них 1853 год был годом ожидания, весна 1854 года, напротив, сулила близкое наступление великих событий». Также Б. Н. Чичерин уточняет, что «для славянофилов в особенности это была священная война, борьба за православие и славянство, окончательное столкновение между Востоком и Западом...». Более того, оборона Севастополя стала важным фактором объединения русской общественности в едином патриотическом порыве: по всей России собиралось ополчение, органы печати предоставляли свои страницы для смелых призывов. Именно в это время на страницах Совр. появляется стих. Тютчева. Николай I признал его публикацию несвоевременной. «12 марта 1854 г., по поручению царя, генерал-адъютант Н. Н. Анненков направил министру народного просвещения А. С. Норову «конфиденциальное» отношение: «В вышедшей на сих днях книге «Современника» за текущий март месяц напечатаны стихотворения Ф. Тютчева, в числе коих помещены следующие стихи (приведено полностью стих. «Не гул молвы прошел в народе...»). Государь император, прочитав это стихотворение, изволил последние два стиха собственноручно зачеркнуть и написать: «Подобные фразы не допускать». Уведомляя о сем ваше превосходительство, имею честь присовокупить, что о таковой высочайшей воле сообщается мною вместе с сим для надлежащего сведения государственному канцлеру иностранных дел и генерал-адъютанту графу Орлову». Об этом эпизоде упоминает в своем дневнике от 18 марта 1854 г. А. Ф. Тютчева.

Поэт представил будущее Православной России как непосредственной преемницы Византийской империи, четырехсотлетняя годовщина падения которой (1453-1853) рассматривалась как символическая дата. В материалах к политическому трактату «Россия и Запад» Тютчев выделил два начала России - «Славянское племя, православную Империю». И далее: «Россия гораздо более православная, нежели славянская. И, как православная, она является залогохранительницей Империи», а «Империя не умирает. Она передается. <...> 4 прошедших Империи. 5-я - окончательная. <...> Империя христианская».

Посмотрите, какой великолепный разбор смыслов провела коллега! Насколько же неполно нам представляют творчество наших поэтов-пророков Тютчева и Пушкина в школе. Вчитайтесь в стихотворение (пока его не зачислили в список экстремистской литературы [ополченье, бой...]).

Оригинал взят у dolo_res в Пророческое стихотворение Тютчева

Сто пятьдесят лет назад Федор Тютчев, гениальный поэт-пророк написал стихотворение, в котором удивительным образом описывается Россия наших дней.

Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.

Осьмой уж месяц длятся эти битвы
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому Молитвы,
В одной руке распятие и нож.

И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко правду божью
Людская кривда к бою не звала!..

И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова-
Все поднялось и все грозит тебе,




На этом стихотворении хотелось бы остановиться подробнее, учитывая тот факт, что Тютчев был поэтом-пророком, Хранителем Русской Матрицы. Достаточно вспомнить его знаменитое: «Умом Россию не понять… »

О чем же это стихотворение? Оно начинается с того, что Россия, находясь в состоянии сна, «в крови до пят» бьется с «мертвецами, воскресшими для новых похорон».

Кто же эти мертвецы? С кем Россия, точнее, ее здоровая часть, та, которая и может по праву называться Россией, ведет непримиримую битву? И почему мертвецы «новые»?

Можно утверждать с большой долей вероятности, что здесь речь идет о либерализме, с кем Россия действительно ведет настоящую войну.

К тому же либерализм «новый», нью-либерализм или нео-либерализм, чей расцвет пришелся на конец 80-х начало 90 -х годов. Ярыми апологетами неолиберализма выступали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Именно эти политики и приложили немало усилий для развала СССР. И к неолиберализму у нас свои особые счеты.

Поэтому «мертвецы «новые» и воскресли для «новых похорон», Гибель неолиберализма, по пророчеству Тютчева, очевидна и приговор Истории обжалованию - не подлежит.

Строчки второго четверостишия можно отнести к ситуации, сложившейся вокруг РПЦ и ее главного Дома-молитвы - Храма Христа Спасителя. Здесь и пляски Пусси Райот, которые осквернили храм, превратив его на время в притон, и поведение высших чинов РПЦ, которые держат в одной руке распятие и нож. Нож - это дела и поступки, которыми они режут свою паству и общество: скандалы, стяжательство, приверженность мирским делам и золотому тельцу, отступление от благочестия и праведности.

Опьяненный мир угрожает России, потому что царит «разврат умов и искаженье слова». Интересно, что Тютчев сказал о «разврате умов», то есть о людях, которые подверглись мировоззренческой и идеологической обработке, которым «промыли мозги», и они уже не могут мыслить самостоятельно, находясь под воздействием лживой пропаганды.

Это же пытаются сделать и в России посредством СМИ и телевидения, что мы и наблюдаем. Ежедневно и ежечасно. При этом нельзя сказать, что попытки привнести «разврат умов» на российскую почву были уж совсем бесплодными. Определенные успехи с момента «перестройки» достигнуты здесь были. Что есть, то есть.

Одной из главных опасностей Тютчев считает « искаженье слова», то есть подмену понятий, искажение смысла. Когда под видом заботы о детях вводят ювенальную юстицию; толерантность и мультикультурность оборачиваются разрушением национальных культур; защита природы превращается в эко-фашизм, а призывы к защите секс-меньшинств на деле приводят к террору со стороны этого «меньшинства». Список можно продолжать…

Тютчев бьет тревогу за Россию, потому что «все поднялось и все грозит тебе»

Последний абзац - это завещание Поэта. Его гордость за Россию, вера в нее и программа поведения русских людей в минуты жесточайшего кризиса.

О край родной! - такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней..
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!

Битва России со всемирным злом будет жесточайшей, предупреждает Поэт - «такого ополченья мир не видал с первоначальных дней».

Но Тютчев понимает ПОЧЕМУ именно РОССИЯ будет биться со злом и ложью.

ВЕЛИКО ЕЕ ЗНАЧЕНЬЕ.

И оно состоит в том, о чем Тютчев говорил в другом стихотворении. "

Единство,- возвестил оракул наших дней,-
Быть может спаяно железом лишь и кровью..."
Но мы попробуем спаять его любовью,-
А там увидим, что прочней...

Речь идет о двух принципах существования цивилизаций - через насилие или через любовь и справедливость.

Русская региональная цивилизация складывалась путем присоединения, вливания в нее других народов, которые привносили в нее свою культуру, своеобразие и самобытность. Цивилизационная общность народов складывается из приверженности одним ценностям и идеалам. Если у нас одни идеалы - мы принадлежим к одной Цивилизации. А Самый главный идеал людей Русской Цивилизации - справедливость.

Поэтому не случайно для Запада, когда мы находимся за границей - и украинцы и белорусы и даже жители республик Средней Азии - все - русские, так как у нас еще остались общие ценности.

И великое значение России в том, что одолев зло, она должна показать другим народам - как нужно жить. ПО СОВЕСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ .

… Вернемся к стихотворению Тютчева.

Его последние строчки - программа: как вести себя Русским людям для того, чтобы победить «целый мир, опьяненный ложью», для того, чтобы проснуться от «ужасного и безобразного сна».

Эта программа - алгоритм поведения выражен в четырех словах.

МУЖАЙСЯ - словари толкуют это слово следующим образом:

Мужество - спокойная храбрость, присутствие духа в опасности, душевная стойкость и смелость.

СТОЙ - мы не должны метаться из стороны в сторону и поддаваться на различные провокации: религиозные, этнические, провокации против государственных органов и органов правопорядка, поддаваться на призывы к разделению страны под лозунгами «Хватит кормить…»

Не должны, потому что иначе наше единство будет раздроблено, и у нас не будет сил для решающей борьбы.

КРЕПИСЬ - это значит не только проявлять стойкость и выдержку, но и сдерживать себя. То есть мы опять возвращаемся ко второму слову «СТОЙ». Стой и не двигайся с места, как бы не пытались тебя раскачать. Крепись! Россия, русский народ должен соединиться «скрепами» и стать неуязвимым.

И наконец последнее - ОДОЛЕЙ . Только при соблюдении всех вышеперечисленных действий: МУЖАЙСЯ, СТОЙ, КРЕПИСЬ - придет победа. ОДОЛЕНИЕ. Победа легкой не будет. Одолеть кого-то - значит, преодолеть, затратив много труда. Пересилить, овладеть, взять вверх и лишить воли противника.

Мы уже проходили это в своей Истории.

Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!

Сейчас, когда Русская цивилизации проходит критический момент в своем развития, каждый русский человек, а русским я называю человека, разделяющего ценности Русской цивилизации, то есть «русского по духу», должен осознать меру своей личной ответственности за все происходящее сегодня.

Велик мир, а отступать некуда - позади Россия!

И нужно помнить, что сто пятьдесят лет назад поэт-пророк, беззаветно верящий в Россию, воскликнул: «Велико, знать, о Русь, твое значенье! »

И мы не можем быть другими.

Мы - Россия! Мы - русские.

100 лет назад в одном из частных писем Гончаров писал: «На днях умер один из самых хороших русских людей – это Ф. И. Тютчев; трудно сказать, что было в нём лучше, чище, светлее: голова или сердце и вообще вся душа».

Появившиеся некрологи не давали понятия о значении Тютчева-поэта, в лучшем случае – это характеристика человека, собеседника, политика, острослова. Но ведь когда Лев Толстой говорил: «Без Тютчева нельзя жить», - он говорил, прежде всего, о Тютчеве-поэте. Кем же был он для современников и кем стал для нас, какое звено он в цепи удивительных явлений русской литературы XIX века?

О Ф. И. Тютчеве существует множество легенд. Одна из них о том, что поэт мог предвидеть судьбы людей, народов, эпох.

В своей работе мы попытались ответить на вопрос: действительно ли Тютчев обладал удивительным даром провидца?

В качестве исследования мы использовали архивные документы: воспоминания современников о Тютчеве, письма поэта к родственникам и друзьям. Исследовалась деятельность Тютчева как политика. Кроме того, был изучен астрологический календарь поэта, проведён фоносемантический и психофизиологический анализ некоторых его стихов, а также использовался метод эксперимента.

«Теория сна» Ф. И. Тютчева.

В мире и душе человека, в представлении Тютчева, живут стихийные, «роковые» силы, подчиняющие его себе: «Всю жизнь свою у них мы под рукой». В поэзии Тютчева можно различить целый ряд отчуждённых от человека поэтических образов его внутренней жизни, его, казалось бы, неотъемлемо-личного, «собственного» бытия. Например, изображение Тютчевым сна, человека во сне имеет свою творческую историю. Сначала это Сон античной мифологии, Сон богов и героев. Сон звучит ещё как имя собственное. Сон – синоним покоя.

Всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет,

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

Это написано в конце 20-х годов. Природа и Сон сопрягаются. Стихотворение ещё хранит следы увлечения мифологией, но оно пытается уже вырваться из её пут. Сон в природе и Сон природы – дневной и ночной – будут многократно варьироваться в стихотворениях Тютчева.

В мае 1830 года – во время приезда в Россию – поэт передаёт свои дорожные впечатления:

Здесь, где так вяло свод небесный

На землю тощую глядит,

Здесь, погрузившись в сон железный,

Усталая природа спит

Лишь кой-где бледные берёзы,

Кустарник мелкий, мох седой,

Как лихорадочные грёзы

Смущают мертвенный покой.

«Сон железный» - образ, разрушающий романтический шаблон. Из романтического атрибута, сон здесь становится грозной реальностью, прообразом окончательного покоя («мертвенного покоя»), смерти. Усталая природа, погружающаяся в «сон железный» и видящая самое себя (берёзы, кустарник, мох) во сне, в грёзах Это уже новый, совершенно тютчевский образ, который найдёт в дальнейшем самое действенное развитие и разработку.

И «Сон на море», и «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный», и «Тени сизые смесились» (где – «цвет поблекнул, звук уснул»), и «Вчера, в мечтах обворожённых» (стихи о любимой, которая «поздним позабылась сном») и «Н. Ф. Щербине» (здесь образ эллинского узника, который забылся «сном среди степей»), - всё это вариации тютчевского мифа о Сне. Из плоскости бытовой и психологической Сон выведен в иную плоскость – философскую. Из философской – в пророческую.

По дороге из Кенигсберга в Петербург в октябре 1859 года Тютчев пишет диптих «На возвратном пути»; во второй части есть примечательные строки. Осень, родные места, синеет даль, всё голо и немо.

Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья –

Жизнь отошла – и, покоряясь судьбе,

В каком-то забытьи изнеможенья,

Здесь человек лишь снится сам себе.

Стало быть, «в каком-то забытьи изнеможенья» мы сами себе снимся, и этот сон и есть жизнь: прошлое, настоящее, будущее

Порой так хочется, чтобы не всё сбылось из предсказаний великого пророка, чтобы его сон так и остался сном.

От жизни той, во дни былые

Пробушевавшей над землёй,

Когда здесь силы роковые

Боролись слепо меж собой,

И столько бед здесь совершилось,

И столько крови здесь лилось,

Что уцелело и осталось?

Затихло всё и улеглось.

Лишь кое-где, как из тумана

Давно забытой старины,

Два-три выходят из кургана.

(От жизни той, что бушева- ла здесь – вариант)

2. Сравнительный психофизиологический анализ стихотворений «Бессонница» (1820 г.) и «Бессонница. Ночной момент» (1873 г.).

В письмах Тютчев не раз вспоминал о том, что накануне пророческих снов его болезни обострялись, наступала глубокая тревога, писал: «Особенностью этого недуга является обострение в человеке способности предчувствовать будущее». И как подтверждение тесной связи физиологического состояния поэта с его даром предвидения мы приводим интересное, на наш взгляд, исследование психофизиолога доктора медицинских наук Ф. Д. Горбова. Два стихотворения Тютчева вызвали у него особый, чисто профессиональный интерес. Он пишет: «Эти поэтические произведения с одинаковым названием «Бессонница» можно сравнить с кардиограммами, настолько точно передают они состояние автора». Разделяет их полвека.

Сразу скажем: если даты под стихами поменять местами, психофизиология быстро обнаружит ошибку. Её анализ в данном случае окажется компетентнее любого литературоведческого рассмотрения.

Попробуем взглянуть на «Бессонницы» глазами психолога.

В раннем стихотворении очевидна обострённая реакция на внешний раздражитель (часы). Звуки часов не умолкают от первой строки до последней, превращаясь то в «глухие времени стенанья», то в «металла голос погребальный». Их можно уловить в нетютчевской равномерности ритма, в чередовании местоимений, похожем на ход маятника: нас – нам – нас – наша – нашим – нас – наше – нас.

Организм при высокой степени возбуждения, непогашенной утомлением, реагирует на сигналы извне, которые в обычной обстановке не воспринимаются. Состояние автора – так называемая «абсолютная бессонница». Невозможность заснуть объясняется психическим возбуждением.

Сходные состояния многократно описаны в русской поэзии, и почти каждый поэт вспоминает в стихах про назойливые ночные звуки.

Раздражители (обязательные атрибуты бессонницы) здесь другие – зрительные и осязательные. Можно представить, как, ворочаясь в постели, поэт время от времени открывает глаза. Увиденное будоражит его воображение, не дает уснуть. Боязнь бессонницы только способствует её приходу.

Иной, не столь обычный тип вынужденного бодрствования описан в его стихотворении 1873 года. Здесь фигурирует не внешний раздражитель, а внутренний. Поэта тревожит сердце. Неожиданное сравнение («И сердце в нас подкидышем бывает») – показательное с медицинской точки зрения «сообщение пациента».

Внимательное чтение 16-строчного произведения дает основания для ретроспективного диагноза. Автор к моменту написания стиха перенёс серьёзное сердечное заболевание. Необратимые изменения в организме стали причиной бессонницы.

Сопереживая, читатель ясно представляет себе состояние поэта. Скорее всего, кольнуло в сердце, и сон отлетел. Показателен подзаголовок стиха – «Ночной момент». Он, пожалуй, исключает долгое отсутствие сна, описанное многими поэтами и самим Тютчевым за полвека до того.

Ритмическое отклонение в середине стиха (строки 6-9-я) позволяет уловить движение: может быть, приподнялся принять лекарство или посмотреть в окно.

На ритм обоих стихов следует обратить особое внимание. Речевой ритм устанавливает дыхание. В 20-е годы советские психологи П. П. Блонский и Л. С. Выготский, изучавшие, в частности, и секреты «заразительности» поэзии, отмечали, что стихи суть не системы слов, но и системы дыханий. Они утверждали: читатель чувствует так, как поэт, потому что так же дышит. Различны «системы дыхания» в двух «Бессонницах» Тютчева. В первом стихотворении дыхание поэта и, следовательно, читателя спокойное, ровное, во втором – прерывистое, неравномерное.

Можно сказать, что два стихотворения Тютчева – это две картины или две модели психических состояний, удобных для сравнения. Они созданы тонко чувствующим человеком. Сообщения поэта не затемнены умозрительными и случайными ассоциациями. Благодаря высокой искренности поэтического выражения стихи становятся ценным психологическим источником.

3. Политические предсказания Тютчева.

В XIX веке слава Тютчева–поэта шла об руку со славой политика. В исследованиях кандидата филологических наук В. Цымбурского говорится о хронологическом видении поэта, о «знамениях», которые позволяли ему предугадывать близость тех или иных событий: будущих катастроф и великих перемен. Рассмотрим некоторые из них.

Вот как описывал в сентябре 1885 г. состояние провидения Ф. И. Тютчев в письме к своей жене Э. Ф. Тютчевой: «8-го, в то время, когда во всех соборах совершалась обедня, я поднялся на первую площадку Ивана Великого, покрытую народом, ожидавшим – не знаю, тщетно или нет – появления государя на большой внешней лестнице или при входе его из одного из соборов. И тут меня вдруг вновь охватило чувство сна. Мне пригрезилось, что настоящая минута давно миновала, что протекло полвека и более, что начинающаяся теперь великая

3 борьба, пройдя сквозь целый цикл безмерных превратностей, захватив и раздробив в своём изменчивом движении государства и поколения, наконец закончена, что новый мир возник из неё, что будущность народов определилась на многие столетия, что всякая неуверенность исчезла, что суд божий совершился. Великая империя основана Она начинала своё бесконечное существование там, в краях иных, под солнцем более ярким, ближе к дуновениям юга и Средиземного моря. Новые поколения с совсем иными воззрениями и убеждениями господствовали над миром и, уверенные в достигнутых успехах, едва помнили о тех печалях, о той тоске и тёмной ограниченности, в которой мы живём теперь. И тогда вся эта сцена в Кремле, при которой я присутствовал, эта толпа, столь мало сознававшая, что должно совершиться в будущем, и теснившаяся, недолго просуществует и жизнь которого так скоро будет подорвана и поглощена при первых же испытаниях великой борьбы, - вся эта картина показалась мне видением прошлого и весьма далёкого прошлого, а люди, двигавшиеся вокруг меня, давно исчезнувшими из этого мира Я вдруг почувствовал себя современником их правнуков».

Трудно поверить, но первый из смертных, кто предсказал появление фашизма, был именно Ф. Тютчев. В 1850 году он писал К. Преффелю – баварскому публицисту по поводу объединения Германии: «Единство Германии, - может быть, химера, но это одна из тех химер, которые пожирают действительность». Предсказание возможных трагических последствий этого объединения он продолжил в письме к своей дочери А. Ф. Аксаковой: «неминуемое осуществление объединения Германии, этого пробуждения легендарного Фридриха I Барбароссы, которого мы увидим живьём выходящего из своей пещеры. Зрелище величественное и прекрасное, должен с этим согласиться, но я был бы в отчаянии оказаться его зрителем». Не прошло и ста лет, и явился Адольф Гитлер, возомнивший себя новым Барбароссой.

Вообще в конце жизни его поэзия приобрела политизированную окраску. Как отмечает критик В. Кожинов, «одно из его политических стихотворений явилось причиной резкого обострения болезни». Ему отказала рука, сильно ослабло зрение. И всё же стихотворение было отнесено в редакцию, и в этом поступке был весь Тютчев. На следующий день случился инсульт. 15(27) июля 1873 года он скончался.

4. Изучение космограммы рождения поэта.

Стиль творчества Тютчева – гениальная импровизация, и понять, о чём и как писал Фёдор Тютчев, мы попытаемся, проникнувшись космобиологической сущностью его натуры, «увидев» его таким, каким сделала природа в момент рождения.

Он родился 23 ноября (5 декабря) 1803 г. в 40 км севернее Брянска и по звёздным канонам является «Стрельцом второй декады рождения», из чего следует, что ключевыми словами его натуры являются: «активность, стремление к лидерству, яркое и пылкое воображение, воинственность».

В датах жизни и творчества Тютчева мы не найдём резких поворотов и изломов в судьбе, трагических и роковых дат. Его жизнь в целом прошла ровно и спокойно, что находится в соответствии с характером зодиакального типа «Стрелец», управляемого благословенным Юпитером. Рассматривая жизненный путь «юпитерианца» Тютчева, мы видим, что он рано проявил влечение к знаниям (с 14 лет посещал лекции в МГУ), имел пристрастие к поездкам и путешествиям, интерес к загранице и всему иностранному, своим поприщем выбрал государственную службу. И опять так оказывается, что выбор его находится в полном соответствии внутреннему содержанию знака Стрелец, ибо этот тип человека больше других склонен к осознанию смысла бытия, философским и религиозным устремлениям, просвещенческим тенденциям, поскольку живёт под девизом: «Я знаю!» Ведь именно в традициях Юпитера управлять и философией, и наукой, и просвещением, и религией, и правом, и всем, что связанно с заграницей. Отсюда стоит ли удивляться, почему «юпитерианец» Тютчев 22 года жизни провёл за границей, занимаясь дипломатией в Мюнхене и Турине, пристально интересуясь наукой, культурой, нравами и обычаями Германии и Италии? Одно знакомство с Шеллингом и Гейне чего стоит! Несомненно, поэзия была для него не ремеслом, но внутренней потребностью, необходимым «разговором с миром», и лучшим доказательством этого служит период 6-летнего поэтического молчания (1841-1847гг.). Его «стрельцовская» сущность ярко выразилась в особенностях его поэтического творчества: он, как никто другой, воспел природу, выразил чувство единства, преемственности, неразрывной связи человека и природы, микро- и макрокосмоса. Он много думал о природных стихиях, особенно стихии воды и воздуха, размышлял над категориями бесконечности и пространства, свободы и познаваемости Вселенной. Море и небо были для него «двойной бездной», а звёздное небо – «Божьим ликом». Он ощущал глубинную связь между тем, чем живёт Космос, и тем, что происходит на Земле, видел её «исторический катастрофизм». Вот почему Стрельцу-Тютчеву было нетрудно представить «последний час природы», её катаклизм, конец мира. («Последний катаклизм»).

5. Фоносемантический анализ стихотворения «Люблю грозу в начале мая».

Не так давно учёные обнаружили удивительное соответствие между природой цвета и звуковым устройством языка, что явилось основой создания новой области филологии – фоносемантики. Одна из возможностей данной методики позволяет провести сравнительный анализ поэтических произведений с точки зрения измерения значимости звуков.

Для гласных звуко-цветовые соответствия можно охарактеризовать так:

А – густо-красный

Я – ярко-красный

О – светло-жёлтый или белый

Е – зелёный

Ё – жёлто-зелёный

Э – зеленоватый

И – синий

Й – синеватый

У – тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый

Ю – голубоватый, сиреневый

Ы – мрачный тёмно- коричневый или чёрный

Поэт, конечно, может не осознавать этих звуко-цветовых соответствий, но тонкое чутьё художника подскажет ему, подбор каких именно гласных усиливает нужное эмоционально-образное впечатление.

С этой точки зрения нами были проанализированы гениальные по простоте и изяществу строки, вошедшие в сокровищницу мировой лирики:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Была подсчитана частотность гласных звуков. Среди гласных звуков чаще всего встречаются звук а («густо-красный»), затем о («светло-жёлтый»), у («тёмно-синий») (Кстати, по цветовому тесту Люшера, сочетание красного и синего цветов свидетельствует о способности человека к интуитивному и чувственному постижению людей и явлений).

Казалось бы, гроза, май – должны доминировать сине-голубые, нежно-зелёные цвета, например, такие, как на иллюстрации фоносемантического анализа стихотворения С. Есенина «Зелёная причёска, девическая грудь. » (см. Приложение 5), а в нашем случае такие странные соответствия звука и цвета, схожие со звуко-цветовой «картинкой» стихотворения А. Тарковского «Петровские казни»:

Передо мною плаха

На площади встаёт,

Червонная рубаха

Забыться не даёт.

По лугу волю славить

С косой идёт косарь

Идёт Москву кровавить

Московский государь.

Думается, это не случайно. В природе по Тютчеву противоборствуют враждебные силы. Хаос вот-вот порвётся и опрокинет установившуюся гармонию, ввергнет мир в катастрофу. Полный тревоги, поэт страшится этой катастрофы. Вспоминается страшное пророчество Ф. И. Тютчева:

Когда пробьёт последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Всё зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

(«Последний катаклизм»)

Дальнейший разговор о поэтическом наследии Тютчева продолжим своего рода экспериментом, который был проведён среди учащихся старших классов. Мы обратились к ним, читая им следующие строки:

Слёзы людские, о слёзы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой

Неистощимые, неисчислимые, -

Льётесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Попросили назвать имя автора. Называли, как правило, Некрасова, Кольцова, Никитина, Есенина. Никто не назвал Тютчева. И всё потому, что для широкого круга читателей он оставался певцом природы и любви. А ведь философ Владимир Соловьёв писал: «Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры» - «В Россию можно только верить». Вера в Россию как страну, противостоящую всеобщему европейскому разладу, несущую начала человеческого единения и истинной религии, всегда воодушевляла его. Такие строки, как

Велико, знать, о Русь, твоё значенье!

Мужайся, стой, крепись и одолей! могли быть рождены только народным поэтом, т. е. поэтом своего народа, всем своим существом понимающим и знающим духовность великого людского мужества, говорящего на том языке, на котором он пишет. Народным поэтом мы можем назвать автора цитированных строк и потому, что душу своего народа он понимал в её тысячелетнем развитии, предчувствовал её грядущее; его слова действительно обращены к нам, к людям, живущим при великих потрясениях России:

О, в этом испытанье строгом,

В последней, роковой борьбе,

Не измени же ты себе

И оправдайся перед Богом

Заключение.

В данной работе мы приводим, на наш взгляд, достаточно аргументов, которые позволяют сделать вывод, что Тютчев действительно обладал удивительной способностью предугадывать судьбы людей, народов и эпох.

Он оставил глубочайшие мысли о сущности России, её предназначении, о её будущем. По Тютчеву, «в России можно принимать только Россию», как заметил критик В. Кожинов, «её целостную суть бытия», а не подчас ужасающие частности. «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить».

Многие поэты известны как провидцы. Но, пожалуй, ни одному из них не дано было так верно предугадать судьбу своей Отчизны, как Фёдору Ивановичу Тютчеву. Почему? Не потому ли, что, как утверждал Л. Н. Толстой, Ф. Тютчев был «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы». Несчастья очищают и подготавливают душу к разговору с будущим.

Всё отнял у меня казнящий Бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон,

Одну тебя лишь мне оставил,

Чтоб я ему ещё молиться мог.

Стоим мы слепо пред судьбою,

Не нам сорвать с неё покров

Я не своё тебе открою,

Но бред пророческий духов

Рассмотрим содержание космограммы рождения поэта. Обратим внимание на то, что все планеты космограммы (за исключением Плутона) находятся в стихии огня (Стрелец) и воздуха (Весы),что предполагает у Ф. И. Тютчева холерико-сангвинистический характер, то есть характер активный, энергичный, стремящийся к новым делам, идеалистичный, даровитый, утончённый, мыслящий, артистичный, вдохновенный.

Положение Меркурия, Венеры и Марса в Стрельце предполагает мышление, полное мыслями о религии, философии, праве, свободу мнений, возможность ясновидения, что приводит к раскрытию судеб масс и кармы, руководство идеальными и духовными принципами, приветливость, общительность и предупредительность, сильные философские и религиозные убеждения, рыцарство, борьбу за свои убеждения, верную защиту Бога и Отечества.

Положение Юпитера, Урана и Сатурна в Весах указывает на то, что в вопросах брака и партнёрства на первом месте стоят справедливость и нравственные принципы, а тонкость чувств может делать хорошим психологом, умелым посредником, миротворцем, понимающим, как надо сотрудничать, чтобы сделать что-то значительное, достичь цели. Это положение юриста, судьи, посредника. Аспекты планет также красноречиво характеризуют нам натуру Ф. И. Тютчева: «дружба» Солнца и Марса указывает на большую активность в области философии, религии, права, мужество и волю, но, возможно, и на излишнюю агрессивность. Меркурий и Нептун – на живое воображение и интуицию глубинной психологии, интерес к мистике, мечтательность, медитацию, поэзию. Юпитер и Уран – на необычайные возможности для развития, возможность высокого образования, интерес к новым прогрессивным или оккультным формам веры, в политике – стояние за реформы, новые взгляды. «Дружба» Сатурна и Урана предполагает дар конкретно выражать оригинальные интуитивные мысли, быть высокоразвитой личностью, которая много может дать миру. Препятствия между Меркурием и Плутоном наделяют молчаливостью и строгостью в высказываниях и мыслях, а гармония Солнца, Марса и Урана – задатки вожака, реформатора, мыслителя, драматический талант, сильные нервы, способность к быстрым и решительным действиям, возможность достижений, приносящих славу и высокое положение

Не гул молвы прошел в народе,
Весть родилась не в нашем роде —
То древний глас, то свыше глас:
«Четвертый век уж на исходе,-
Свершится он — и грянет час!»

И своды древние Софии,
В возобновленной Византии,
Вновь осенят Христов алтарь.
Пади пред ним, о царь России,-
И встань как всеславянский царь!

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Повернуло к лету божье око, На земле ж все злей и злей морозы… Вы со мною холодны жестоко, Но я чую, чую запах розы. Я в пророки возведен врагами, На...
  2. Когда меня не будет, будет дождь. И, стоя на конечной остановке, ты мысленно опять ко мне придешь, испачкав свои новые кроссовки. Когда меня не будет, будет то, что не было...
  3. К чему мятежное роптанье, Укор владеющей судьбе? Она была добра к тебе, Ты создал сам свое страданье. Бессмысленный, ты обладал Душою чистой, откровенной, Всеобщим злом не зараженной. И этот клад...
  4. Приходи ко мне, голь непокрытая, Спокон века бедою повитая, Под забором, в грязи нарожденная И горючей слезою вспоенная! Я — певец векового страдания! Псалмопевец я ваш по призванию; Я —...
  5. С благоговейною душой Поэт, упавши на колены, И фимиамом и мольбой Вас призывает, о камены, В свой домик низкий и простой! Придите, девы, воскресить В нем прежний пламень вдохновений И...
  6. Заколите всех телят Аппетиты утолять Изрубите дерева На горючие дрова Иссушите речек воды Под рукой и далеке Требушите неба своды Разъяренном гопаке Загасите все огни Ясным радостям сродни Потрошите неба...
  7. Умчался день. Огни заката Померкли грустно за рекой. И вновь душа моя объята Туманной мглой. Зажглись светильники ночные, И месяц, бледный царь небес, Зашел опять, как в дни былые, За...
  8. Редактор «Пути правды» вновь оштрафован на 500 рублей. Из газеты. Бысть глас в четвертый раз с высот: «Вноси еще пятьсот!»...
  9. В жаркой битве, в стычке мелкой, Средь строительных лесов Жадно мы следим за стрелкой Исторических весов. Стрелки слабое движенье, Чуть приметная дуга, Отмечает напряженье Наших сил и сил врага. Крым...
  10. Светлее солнца луч играет над прудом, Луг зеленеющий смеется, Кругами ласточка летает над гнездом, Воркует горлица и жаворонок вьется!.. Все… счастье и любовь! Лишь мне нет счастья и любови! Я...
  11. Кто качнет завесу гробовую, Подойдя, раскроет мне глаза? Я не умер. Нет. Я жив. Тоскую. Слушаю, как носится гроза. Закрутилась, дикая, пожаром, Завертелась огненным дождем. Кто велит порваться темным чарам?...
  12. «В отечестве Зимы, среди ее снегов, — Сказал парнасский бог, — к бессмертной славе россов Родись вновь Пиндар, царь певцов!» Родился… Ломоносов....
  13. Врагов России страх и подданных любовь, Деяний славою, премудростью законов, Великая! в себе ты возродила вновь И Римских Кесарей и Греческих Солонов....
  14. Из обездоленности, Сирой оставленности — Силою веры стяжав ореол, Полон намоленности, В волны прославленности, Белым ковчегом собор отошел. Вся вековая моя Русь, просветляемая Столько столетий в несчетных сердцах, Молит о...
  15. В чьих жилах льется кровь героев, Кто сердцем муж, кто духом росс — Тот презри негу, роскошь, праздность, Забавы, радость слабых душ! Туда, где знамя брани веет, Туда, где гром...
Вы сейчас читаете стих Пророчество, поэта Тютчев Федор Иванович