Святая исповедница голиндуха персидская. Мученица Мария (Голиндуха) Персидская Полное житие мучениц Феклы, Марфы и Марии Персидских

Свя-тая му-че-ни-ца Го-лин-ду-ха, в Кре-ще-нии Ма-рия, жи-ла в Пер-сии в цар-ство-ва-ние Хоз-роя I Стар-ше-го. Она бы-ла же-ной глав-но-го волх-ва Пер-сид-ско-го цар-ства. Об-ла-дая свет-лым ра-зу-мом, Го-лин-ду-ха по-ни-ма-ла лож-ность язы-че-ских муд-ро-ва-ний, мно-го раз-мыш-ля-ла о том, ка-кая же ве-ра ис-тин-ная. Узнав, что су-ще-ству-ет хри-сти-ан-ство, она очень хо-те-ла узнать, че-му оно учит. Вско-ре, по смот-ре-нию Бо-жию, ее же-ла-ние ис-пол-ни-лось. Во сне Ан-гел по-ка-зал Го-лин-ду-хе ме-сто му-че-ния греш-ни-ков и рай, в ко-то-ром пре-бы-ва-ют ве-ру-ю-щие во Хри-ста, Ис-тин-но-го Бо-га. По-сле это-го сна она ста-ла усерд-но мо-лить-ся Ис-тин-но-му Бо-гу, чтобы Он по-мог и ей стать хри-сти-ан-кой. Ан-гел Бо-жий ука-зал Го-лин-ду-хе хри-сти-ан-ско-го свя-щен-ни-ка, от ко-то-ро-го она при-ня-ла Свя-тое Кре-ще-ние с име-нем Ма-рия.

По-сле Кре-ще-ния она оста-ви-ла му-жа-волх-ва, и тот по-жа-ло-вал-ся ца-рю Хоз-рою. Го-лин-ду-ху убеж-да-ли вер-нуть-ся к му-жу и сам царь, и по-слан-ные им са-нов-ни-ки, и знат-ные жен-щи-ны. За ре-ши-тель-ный от-каз царь при-го-во-рил ее к по-жиз-нен-но-му тю-рем-но-му за-клю-че-нию. В тюрь-ме свя-тая Ма-рия-Го-лин-ду-ха про-бы-ла 18 лет.

В цар-ство-ва-ние на-след-ни-ка ца-ря Хоз-роя, его сы-на Ор-мисда-са, в Пер-сию при-е-хал по-сол ви-зан-тий-ско-го им-пе-ра-то-ра Мав-ри-кия Ари-сто-вул. Узнав, что в тюрь-ме уже мно-го лет то-мит-ся хри-сти-ан-ка Ма-рия, Ари-сто-вул с раз-ре-ше-ния ца-ря неод-но-крат-но на-ве-щал ее в тюрь-ме и на-учил ее петь псал-мы Да-ви-да. По-сле отъ-ез-да Ари-сто-ву-ла Ор-мисдас ве-лел пред-ста-вить ему свя-тую Ма-рию-Го-лин-ду-ху и дол-го му-чил ее, пре-да-вая все-воз-мож-ным пыт-кам и ис-тя-за-ни-ям. Но во всех му-че-ни-ях свя-тая за-ступ-ле-ни-ем Бо-жи-им со-хра-ня-лась невре-ди-мой. Ко-гда же ее от-да-ли на по-ру-га-ние, Гос-подь сде-лал ее неви-ди-мой для нече-сти-вых и со-хра-нил ее чи-сто-ту. На-ко-нец царь при-ка-зал от-ру-бить му-че-ни-це го-ло-ву, но Гос-подь укрыл ее от рук па-ла-чей и при-вел к хри-сти-а-нам, жив-шим тай-но.

Ко-гда в цар-ство-ва-ние Хоз-роя II, за-няв-ше-го пре-стол с по-мо-щью ви-зан-тий-ско-го им-пе-ра-то-ра Мав-ри-кия, го-не-ние на хри-сти-ан в Пер-сии пре-кра-ти-лось, свя-тая Ма-рия-Го-лин-ду-ха ста-ла от-кры-то про-по-ве-до-вать хри-сти-ан-скую ве-ру.

В кон-це жиз-ни свя-тая Ма-рия со-вер-ши-ла па-лом-ни-че-ство в Иеру-са-лим, где по-кло-ни-лась Гро-бу Гос-под-ню и дру-гим свя-ты-ням. На об-рат-ном пу-ти она скон-ча-лась († 591) в церк-ви свя-то-го му-че-ни-ка Сер-гия в Ни-зи-бии.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Жила в Персии и была супругой главного волхва-мага. Познавши заблуждение языческой веры, она приняла святое крещение с именем Мария. За это персидский царь Хозрой заключил ее в темницу. Пробыв в узах 18 лет, святая была отдана, по повелению наследника царя, на всевозможные пытки и истязания, даже на поругание. Но Господь сделал ее невидимой для нечестивых и сохранил ее чистоту. Наконец царь приказал отсечь ей голову. По Промыслу Божию святая была чудесно сохранена от смерти.

Оставаясь неизвестной для мучителей, она стала проповедовать христианскую веру в своем отечестве, обратив многих язычников к Православию. Когда в царствование Хозроя II гонение на христиан в Персии прекратилось, св. Мария-Голиндуха стала открыто проповедовать христианскую веру. За свою богоугодную жизнь святая получила от Господа дар чудотворений и прозорливости. В конце жизни св. Мария совершила паломничество в Иерусалим, где поклонилась Гробу Господню и другим святыням. На обратном пути она скончалась в 591 г.

Святая Голиндуха жила во времена персидского царя Хосроя I (531–578). Она происходила из знатной семьи волхвов и была замужем за фанатичным приверженцем зороастризма. Вначале Голиндуха придерживалась веры своего супруга, но испытывала инстинктивное отвращение к поклонению солнцу и огню. Всей душой она стремилась к чистой истинной вере. В ответ на это желание Господь удостоил ее видения, которое продолжалось три дня. Ангел показал ей страшное место, где пылал огонь, каравший ее предков-идолопоклонников. Затем он показал ей из окошка другое место – светлое, где в хороводе радовались многочисленные праведники. Голиндуха захотела пойти туда, но ангел удержал ее, говоря, что туда могут войти только те, кто получил святое крещение во Христа. Тогда в ее душе загорелось пламя веры. Когда видение закончилось, Голиндуха решила стать христианкой и умоляла Господа о помощи. Сказав супругу, что хочет повидаться с родными, она ушла из дома, получила наставления в основах христианской веры и крестилась с именем Мария.

По возвращении домой святая решила устроить жизнь в соответствии с христианской верой и разорвала супружеские отношения с мужем. Супруг, не способный понять этого призыва к духовной жизни, пытался всеми средствами заставить ее отречься от веры во Христа и вернуть к удовольствиям плоти. Потерпев неудачу, он в ярости донес царю об отступничестве жены. Хосрой отправил к святой Голиндухе высших придворных сановников, которые пообещали, что царь сделает ее одной из своих жен, если она отречется. Но святая отвечала: «Я сочеталась с бессмертным Царем, а ты предлагаешь мне союз со смертным!» Тогда царь приказал заточить ее в Крепость забвения в Хузистане, которая называлась так потому, что содержавшиеся в ней заключенные были навсегда вычеркнуты из списка живых, и под страхом смерти было запрещено даже произносить их имена.

Святая провела там 18 лет, но ее вера нисколько не ослабела. В крепости она встретила других христиан, которые научили ее петь псалмы и читать Священное Писание по-сирийски. Своими речами она привела к христианской вере многих заключенных из язычников. Царь, узнав об этом, велел подвергнуть святую Голиндуху жестоким мучениям.

После смерти Хосроя его сын Ормизд IV (579–590) вывел святую из темницы и вновь передал мучителям, которые исчерпали всю свою диавольскую изобретательность, придумывая для нее пытки. Христианка ежедневно переносила мучения и оставалась неколебима. Божественная благодать чудесным образом исцеляла ее раны. Святую посадили в мешок с горячим пеплом, но она мысленно перенеслась в сияющий и благоуханный брачный покой. Ее бросили в яму к чудищу, наводившему ужас на всех, кто осмеливался приблизиться. Но святая провела в этой яме четыре месяца и не только осталась невредимой, но даже приручила зверя, который спал, слово агнец, нежно положив голову ей на колени. Все это время мученица не вкушала пищи, ибо ангел Божий, наставивший ее в вере, вновь явился ей и даровал благодать не чувствовать голода и жажды, осенив крестным знамением ее уста. И впоследствии святая Голиндуха вкушала пищу лишь раз в десять дней или даже реже.

Тогда язычники, оставаясь бесчувственными к явленным чудесам, отвели ее в дом терпимости, приказав блудникам оскорбить ее честь. Но каждый раз, когда они входили в комнату святой, она делалась невидимой для их глаз и нечестивцы не могли ее найти.

Тогда персы решили, что святая Голиндуха – колдунья. Они отправили ее в пожизненное изгнание вместе со множеством преступников, заковав ей шею в железный ошейник. Тюремщику, охранявшему святую, явился ангел и приказал снять ошейник. Тот отказался, говоря, что за это с него самого снимут голову. Тогда ангел снял оковы, не нарушив печать, отдал их солдату и велел отнести царю как свидетельство того, что святая Голиндуха обезглавлена. Так мученица была освобождена из темницы ангелом, подобно апостолу Петру (ср.: Деян. 12).

Сожалея, что не смогла стяжать пальмовой ветви мученичества, она пошла по дороге к Нисибину. Там ей снова явился ангел и в ответ на желание святой легонько ударил ее мечом по затылку. Поток крови обагрил платье Голиндухи, с тех пор ее одежды получили силу совершать многочисленные исцеления.

В Нисибине святая Голиндуха привела к вере многих язычников. Она находилась там до смерти царя Ормизда IV, которого убил его сын Хосрой II, прозванный Победоносным. Он освободил всех, кто был заключен в тюрьмы его отцом (летом 590 г.). Но не успел Хосрой взойти на престол, как был отстранен от власти Бахрамом Чубином. Царь вынужден был искать убежища и помощи у императора Маврикия, за что обещал принять христианство. Святая Голиндуха, прозванная Живой мученицей и уже весьма почитаемая в то время, была приглашена сопровождать царя.

Еще до этого она совершила паломничество в Святую Землю. Во время путешествия Голиндуха вошла в одну церковь, где служили монахи-монофизиты, ученики Севира Антиохийского. Когда она подошла к причастию, монахи грубо оттолкнули ее. Тогда ей явился ангел, держа в руках два потира: один темный, другой сияющий. Ангел сказал святой, что сияющий потир – это потир православных, а другой означает мрачную участь еретиков, с которыми не следует входить в евхаристическое общение.

Оттуда святая пришла в Иераполь на Евфрате и там ожидала прихода Хосроя. Тот отправился к гробнице святого Сергия в Ресафе, чтобы возвратить золотой крест, похищенный оттуда его отцом во время разграбления храма. Тем временем святой Дометиан Мелитинский (память 10 января) и архиепископ Антиохийский Григорий, прибывшие туда ради наставления царя в вере, встретились со святой Голиндухой и узнали о ее доблестных подвигах. С помощью этих блаженных иерархов персидский царь заключил мир с императором Маврикием, который прислал свое войско, чтобы вернуть Хосрою престол . В знак благодарности тот отдал ромеям город Мартирополь (Майферкарт) и крепость Дару.

Святой Дометиан просил святую отправиться в Константинополь и предстать перед императором, но она отклонила приглашение, сказав, что приблизилась ее кончина. Тем не менее Голиндуха пошла в храм святого Сергия в Саргафоне, расположенном между Нисибином и Дарой . В этой церкви она вознесла ко Господу последнюю молитву и почила в мире 13 июля 591 года.


Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Краткое житие мучениц Феклы, Марфы и Марии Персидских

Свя-тые му-че-ни-цы Фек-ла, Мар-фа и Ма-рия 6 июня 346 го-да усе-че-ны ме-чом за Хри-ста при ца-ре Са-по-ре II в Пер-сии.

Полное житие мучениц Феклы, Марфы и Марии Персидских

Эти свя-тые де-вы жи-ли в пер-сид-ском се-ле-нии Ка-шаз во вре-ме-на пре-сле-до-ва-ний Ша-пу-ра II (ок. 347). Они по-свя-ти-ли се-бя Бо-гу под ду-хов-ным ру-ко-вод-ством свя-щен-ни-ка по име-ни Па-вел. Все иму-ще-ство де-вы пе-ре-да-ли сво-е-му ду-хов-ни-ку, по-это-му он стал об-ла-да-те-лем боль-ших бо-гатств и об-шир-ных зе-мель. Об-ви-нен-ный в ис-по-ве-да-нии хри-сти-ан-ства пе-ред вер-хов-ным жре-цом Нар-се-Там-ша-пу-ром, Па-вел был аре-сто-ван. Сол-да-ты кон-фис-ко-ва-ли все най-ден-ное у него иму-ще-ство. Бы-ли так-же схва-че-ны и его уче-ни-цы.

В кан-да-лах их при-ве-ли в се-ле-ние Хаз-за, ря-дом с Ар-бе-лой. Пер-вым пе-ред Там-ша-пу-ром пред-стал Па-вел. Жрец по-обе-щал вер-нуть все его иму-ще-ство, ес-ли он по-кло-нит-ся солн-цу и вы-пьет идо-ло-жерт-вен-ной кро-ви. Сын по-ги-бе-ли, лю-бив-ший зо-ло-то боль-ше, чем Хри-ста, свя-щен-ник сде-лал все, что ему при-ка-за-ли. То-гда Там-ша-пур, же-лав-ший во что бы то ни ста-ло при-сво-ить се-бе его бо-гат-ство, при-ду-мал нечто дру-гое. Он ска-зал, что ис-пол-нит обе-ща-ние, толь-ко ес-ли Па-вел уго-во-рит дев по-кло-нить-ся солн-цу и всту-пить в брак.

Ко-гда Па-вел рас-ска-зал о сво-ем ве-ро-от-ступ-ни-че-стве уче-ни-цам и пред-ло-жил по-сле-до-вать его при-ме-ру, они вы-ка-за-ли ему ве-ли-чай-шее пре-зре-ние, на-звав но-вым Иудой. Де-вы бы-ли пе-ре-да-ны му-чи-те-лям, и каж-дая из них по-лу-чи-ла сто уда-ров кну-том. Несмот-ря на это они с еще боль-шей рев-но-стью ис-по-ве-да-ли ве-ру во Хри-ста. Там-ша-пур осу-дил их на смерть и, по-вто-ряя Пав-лу свои обе-ща-ния, по-ве-лел ему убить уче-ниц соб-ствен-ны-ми ру-ка-ми, на-де-ясь, что тот от-ка-жет-ся и это бу-дет по-во-дом за-брать се-бе бо-гат-ства.

Од-на-ко среб-ро-лю-бие уже сде-ла-ло серд-це свя-щен-ни-ка твер-же и бес-чув-ствен-нее кам-ня. Он взял меч и убил свя-тых дев, успев-ших ска-зать ему та-кие сло-ва: «Несчаст-ный пас-тырь, став-ший гу-би-тель-ным вол-ком из-за люб-ви к день-гам! Это ли мир-ная жерт-ва, ко-то-рую мы по-лу-чи-ли из тво-их рук? Это ли Жи-во-тво-ря-щая Кровь, ко-то-рую ты нам да-вал? Но твой меч при-но-сит нам веч-ную жизнь и сла-ву. Мы идем ко Хри-сту, на-ше-му бо-гат-ству и со-кро-ви-щу, а ты не по-лу-чишь иму-ще-ства, ко-то-ро-го ищешь, и ско-ро те-бя, как безум-но-го бо-га-ча из Еван-ге-лия, по-стигнет суд Бо-жий» (ср..