Тема сочувствия и сострадания в рассказе А.Платонова Юшка. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку в рассказе А
Рассказ А. П. Платонова «Юшка» необходимо читать несколько раз, чтобы лучше понять истинный смысл произведения. На первый взгляд здесь речь идет о человеке, о котором можно сказать, что он «не от мира сего». Действительно, Юшка не похож на всех окружающих. Его разительная непохожесть на других не имеет объяснения. Юшка таким, очевидно, родился. Он словно с другой планеты, чем те, кто живет в его городке. Мы ничего не знаем о жизни Юшки.
Перед нами он предстает стариком, хотя ему всего лишь около сорока лет. У Юшки была нелегкая жизнь. Но он сам не делает ровным счетом ничего, чтобы свою жизнь облегчить. Из-за этого над ним смеются и издеваются окружающие. Слишком разителен контраст между нищим стариком и теми, кто думает о своем благополучии. Юшку, действительно, не беспокоят вопросы личного комфорта и благополучия. Кажется, что он не думает вообще ни о чем - только лишь работает с утра до вечера, а один раз в год уходит куда-то в деревню. Жизнь Юшки никого не интересует, разве что раздраженные прохожие вымещают на нем свое зло, или же дети развлекаются, издеваясь над стариком.
Рассказ Платонова очень короткий. Буквально через несколько страниц мы узнаем о смерти несчастного. И практически сразу становится ясно, что свою жизнь он прожил не зря. Юшка дал возможность получить образование девушке, которая стала врачом.
В начале рассказа Юшка предстает перед нами никому не нужным, несчастным, всеми презираемым и убогим. В конце рассказа мы понимаем, насколько он выше и значительнее, чем мелочные и злобные люди, которые всю жизнь ему досаждали. И сразу же встает вопрос об осознании необходимости уважения и сострадания к человеку. Пусть этот человек так непохож на всех вокруг, пусть он кажется ненужным и бесполезным... Впрочем, кому дано право делить людей на полезных и бесполезных? В рассказе Платонова пьяные озлобленные прохожие берутся судить об этом. Но чем же они сами лучше Юшки? Только лишь тем, что сильнее? Или у них есть какие-то иные достоинства. Увы, об их достоинствах мы так ничего и не узнали на протяжении всего рассказа. А о том, что сделал Юшка для всех, в том числе и для недалеких жителей своего городка, мы узнаем в конце рассказа. Благодаря Юшке в городке появился врач, готовый лечить от тяжелейшей болезни - туберкулеза, причем не требуя даже малейшей платы за свою работу.
Пока был жив Юшка, никому в голову не приходило хотя бы пожалеть его. И речь уж здесь никак не может идти об уважении к нему или хотя бы о сострадании. После того, как очерёдной прохожий вымещал на старике свое плохое настроение, Юшка оставался лежать в пыли. Иногда у него не было сил подняться. И тогда приходила дочь хозяина кузницы, у которого Юшка жил и работал. Дочь хозяина также относилась к старику с презрением. В ее душе не было жалости к нему. «Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь?»
Казалось бы, кто дал ей право размышлять о том, для чего живет человек. Но она не чувствует сострадания и не понимает ценности жизни такого человека, который никому не нужен. Ведь именно таким выглядит Юшка. Между тем сам он не понимает подобных вопросов. «Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить».
Получается, что Юшка намного умнее, чем окружающие его люди. Ведь он сознает ценность жизни вообще и своей в частности. Он пытается объяснить это. Но его никто не понимает. «Это отец-мать меня родили, их воля была, - отвечал Юшка, - мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю».
Конечно, с точки зрения окружающих, работа в кузне не выглядит должным оправданием жизни несчастного старика. Дочь хозяина кузницы не пытается хотя бы посочувствовать Юшке. Она, как и все соседи, безапелляционно судит о его ненужности, ее мнение насчет его существования полностью совпадает с мнением большинства: «Другой бы на твое место нашелся, помощник какой!» Юшка пытается оправдать себя, свое существование. В его словах таится смутная надежда, которая жестоко разрушается дочерью хозяина кузницы.
«- Меня, Даша, народ любит!
Даша смеялась.
У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..
Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое».
Юшка намного мудрее, чем все, кто его окружает. Правда, его мудрость слишком отличается от законов, по которым живут в обществе. Правила и законы людей, окружающих Юшку, можно назвать звериными. Именно поэтому старик и вызывает всеобщую ярость. Он слаб, не может защитить себя. А в обществе не принято сострадание, и об уважении никто даже не задумывается.
Платонов изображает вполне обыденную ситуацию, которая, к сожалению, встречается очень часто. И вот слова, которые довелось услышать Юшке, были сказаны очередным веселым прохожим: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее стало бы без тебя, а то я боюсь соскучиться...»
Юшка посмел возразить, «должно быть, первый раз в жизни».
«- А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:
Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!»
Это были последние слова, которые довелось услышать Юшке на этом свете. В душе прохожего не появилось ни капли сострадания. Он ударил старика и спокойно пошел домой пить чай. Юшка умер.
Смерть несчастного старика ложится несмываемым пятном на жителей городка. Их черствость и жестокосердие привело к тому, что самый добрый и самый безответный человек умер, так и не ощутив тепла, сострадания, уважения. Люди думали, что без несчастного старика их жизнь будет лучше? Но они ошибались. «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».
Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?
Сиротства человек не терпит,
и оно – величайшее горе.
А. Платонов
Ни у кого не вызывает сомнения, что такие чувства, как сострадание и сочувствие необходимы в жизни каждого человека. Без них современный мир стал бы ещё более жестоким и несправедливым. Потому что сострадание и сочувствие – это умение сопереживать чужому горю, желание помочь незнакомому че6ловеку, попавшему в беду. Эти чувства надо воспитывать с раннего детства на примерах из жизни Недаром об этой теме говорят по телевидению, пишут в газетах. А также эта тема продолжает волновать писателей и поэтов.
В рассказе Леонида Андреева «Кусака» затронута тема любви к братьям нашим меньшим, в животным, а именно, к собаке. На этом примере особенно ярко видно, как меняется характер Кусаки, когда к ней проявляют сострадание, даже если это происходит кратковременно. Так злобная и кусачая собака постепенно превратилась в доброго преданного друга. Автор описывает это превращение такими словами: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака». Но счастье её было недолгим. Девочка, получив любовь и преданность Кусаки, бросила её и даже не попрощалась. И собака опять осталась одна. Я думаю, что после этой встречи она станет доверять людям ещё меньше. Но нельзя во всём обвинять девочку, потому что она сама ещё ребёнок. Наверное, и ей было тяжело расставаться со своим новым другом. Это был первый урок сострадания в жизни девочки и, будем надеяться, не последний. Когда она вырастет, то не сможет пройти мимо одинокого человека и постарается прийти к нему на помощь. Потому что гораздо страшнее, когда среди нас есть такие люди.
Главный герой из рассказа Андрея Платонова «Юшка» как раз был таким человеком. Несмотря на то, что все окружающие его люди: и дети, и взрослые – унижали и оскорбляли его, сам Юшка сумел сохранить в себе те чувства., которые по отношению к нему никогда не проявлялись. Он не озлобился по отношению к людям, а терпеливо сносил и побои, и оскорбления, и удивительным образом верил в чудо. Это «чудо» должна была совершить девочка, которая хотела стать врачом. И Юшка как мог помогал ей и верил, что именно она сможет изменить его жизнь, вылечив его. Больше всего в этом рассказе меня поразило, что взрослые с равнодушием наблюдали за действиями детей, вместо того, чтобы учить их милосердию и доброте. В будущем они могут оказаться на месте Юшки. Человек живёт в обществе, поэтому конечно очень важно уметь, а главное желать оказать помощь и своим близким и совершенно незнакомым людям. И в то же время каждый из нас надеется, что оказавшись в трудной ситуации он обязательно дождётся поддержки и сочувствия. Но самое главное, люди не должны быть равнодушными и жестокими.
Учащаяся 7 класса Савельева Алиса
Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это «сердце -болие», сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность". В воспитании этих чувств нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.
На исходе ядерного века, века машин и скоростей, наша отечественная проза активно обратилась к теме гуманизма. Будем ли мы задавлены сверх практичностью, или же человеческое в нас победит эту скрытую жестокость? Великий русский писатель и гуманист Федор Михайлович Достоевский полагал, что "красота спасет мир".
Я считаю, что только красота человеческой души может спасти нас, людей, от душевной черствости, жестокости, озлобленности. Именно поэтому для своей работы мы выбрали рассказ А.П.Платонова «Юшка», так как тема милосердия и сострадания ключевая в произведениях писателя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ «СОШ №44» г.Саратов
Тема милосердия в современной прозе.
(«Юшка» А. Платонова).
Исследовательская работа в форме компьютерной презентации
С текстовым сопровождением.
Подготовили ученицы 9 «А» класса
Елизавета Холодкова и Анастасия Илясова.
Научный руководитель: Зырянова Галина Федоровна.
2013год.
ВВЕДЕНИЕ:
Тема: милосердие в современной прозе.
Цель: изучение рассказа «Юшка» с точки зрения проблемы милосердия в современной литературе.
Задачи:
Познакомиться с произведением А.П.Платонова;
Изучить биографию писателя;
Изучить критическую литературу;
Сделать выводы
В нашей работе я использовала следующие методы:
работа с критической литературой;
анализ произведения;
работа со словарями.
Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это «сердце-болие», сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность". В воспитании этих чувств нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.
Милосердие и сострадание – это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости.
На исходе ядерного века, века машин и скоростей, наша отечественная проза активно обратилась к теме гуманизма. Будем ли мы задавлены сверх практичностью, или же человеческое в нас победит эту скрытую жестокость? Великий русский писатель и гуманист Федор Михайлович Достоевский полагал, что "красота спасет мир".
Я считаю, что только красота человеческой души может спасти нас, людей, от душевной черствости, жестокости, озлобленности. Именно поэтому для своей работы я выбрала рассказ А.П.Платонова «Юшка», так как тема милосердия и сострадания ключевая в произведениях писателя.
ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (наст. фам. Климентов) родился в 1899 году