Трудоголизм. Каковы причины и последствия? Трудоголизм - хвалить или лечить? конспект лекции
Предмет -Социальная психология образования, магистратура (псих.пед. образование).отлично,2017 год.
Введение Содержание Список литературы Выдержка из работы
Прежде чем дать квалификацию трудоголизму в сфере образования, раскрою что же такое трудоголизм в современном мире в общем.Трудоголизм - чрезмерное трудолюбие, проблемная психологическая "трудозависимость". Человека, склонного к трудоголизму, называют трудоголиком.
Трудоголик - само понятие чаще выступает оперделением для подмены понятий. Те, кто не любит работать, называют трудоголиками тех, кто свою работу любит и видит в ней смысл, так же и в обратную сторону - те, кто видит в работе смысл жизни, называют бездельниками тех, кто к работе относится прохладно и больший смысл видит то ли в семье, то ли в отдыхе и развлечениях.
Нет, на самом деле это прекрасно, когда педагог увлечен работой и ответственен в ней, но когда он вне работы не умеет переключиться на что то иное, тут самое время говорить о проблеме.
Я придерживаюсь мнения, что все хорошо в меру, и чрезмерная увлеченность,болезненная, педагога работе скорее навредит, либо сотворит в ней благо.
Работа для педагога- трудоголика - отнюдь не одна из составных частей его жизни: она полностью заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности.В обществе трудоголизм в значительно большей степени распространен среди мужчин, хотя в учебном процессе все с точностью до наоборот.Чем отличается обычный трудолюбивый педагог от педагога-трудоголика? Трудолюбивый педагог имеет перед собой цель, ему важен результат своего труда, для него профессиональная деятельность - всего лишь часть жизни, способ самовыражения и средство самообеспечения и создания материальных благ. Как правило, в обществе,в кино.в ресторане не сразу станет ясно,что перед вами-педагог.Для педагога -трудоголика все наоборот: результат работы не имеет смысла, работа - это способ заполнения времени, такой человек нацелен на учебный процесс, а не на результат. Педагога-трудоголика, как правило, видно сразу, он дает советы и учет всех и везде-в автобусе, в очереди, при это стиль его общения в местах, не связанных с системой образования, носит абсолютно идентичный учебным стенам тон и характер.Семейные отношения, сама семья педагогом-трудоголиком воспринимаются как помехи, отвлекающие от работы и вызывающие раздражение и досаду.Одна из важных особенностей педагогического трудоголизма - компульсивное стремление к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих. Трудоголик испытывает страх потерпеть неудачу, «потерять лицо», быть обвиненным в некомпетентности, лености, оказаться хуже других в глазах начальства. С этим связано доминирование в психологическом состоянии чувства тревоги, не покидающее трудоголика ни во время работы, ни в минуты непродолжительного отдыха, который не бывает полноценным из-за постоянной фиксации мыслей на работе.Трудоголизм в сфере образования является такой же формой саморазрушения, как и другие зависимости. Он приводит к переутомлению, нехватке сил на другие занятия и сужению круга интересов. Все вытесняет необходимость чувствовать себя очень нужным, незаменимым в определенных делах. Трудоголикам некогда и неинтересно пользоваться результатами своего труда, они постоянно жертвуют собственными потребностями. Многие из них счастливы, когда о них говорят, что они «горят на работе» и завидуют тем, кому удалось «сгореть» на трудовом посту.Трудоголизм часто сочетается с алкоголизмом («алкоголик - золотые руки») и эмоциональной зависимостью. Педагог -трудоголик много заботится о других, в том числе учениках, создавая у них впечатление родительской опеки. Однако при этом он ставит опекаемого человека в инфантильную зависимость, заставляет его чувствовать себя неумелым, глупым, несамостоятельным. Причиной такой заботы является не сочувствие, а перфекционизм и потребность в самоутверждении за чужой счет: «Я все знаю и умею лучше вас». Склонность педагока -трудоголика к роли «Спасителя» объясняют следующими мотивами: чувство своей незаменимости; заполнение времени; получение приятного заслуженного утомления; разрядка агрессии в форме попреков.К трудоголизму среди педагогов более склонны старшие или единственные дети в семье, где отец - алкоголик, а мать - созависимая. Ребенок выполняет множество обязанностей по дому, старается хорошо учиться, чтобы компенсировать позор семьи, усиленно готовится в престижный вуз или добивается спортивных побед. Он лишает себя отдыха и развлечений, становится антиподом отцу
Новомодным словом «лайфстайл» (в оригинале lifestyle) называют стиль жизни, определенный уклад, образ. Лайфстайл от редактора - стиль жизни в профессии «социальная работа». Советы, мнения, идеи, коллекции и всё то, что объединяет специалистов социальной сферы, занимающих активную профессиональную позицию.
ТРУДОГОЛИКИ И ТРУДОГОЛИЗМ. КАК РАСПОЗНАТЬ И НУЖНО ЛИ С ЭТИМ БОРОТЬСЯ?
Лучше всех в колхозе работала лошадь, но председателем она почему-то так и не стала.
Термин «трудоголизм» мир услышал в начале 1970-х годов. Если сначала к трудоголикам относились с иронией, но одобрительно (» берите пример», «он много работает, значит многого добьется»), то в настоящее время психологи определяют трудоголизм как зависимость. Трудоголикам не интересна семья, развлечения, отдых. Чаще всего это бегство от реальной жизни и от проблем.
Многие полагают, что трудоголизм – это положительная черта характера, подобная трудолюбию. Но не нужно путать эти понятия, так как трудолюбие – это способность человека выполнять ту или иную работу, преследуя в конечном итоге конкретную цель (накопить денег на отдых, купить квартиру, продвинуться по карьерной лестнице). А трудоголизм – это бесцельное выполнение работы, то есть трудоголик не ставит перед собой никакой цели, и работает он лишь ради самого процесса работы. Ему даже не важно, что он получит за эти труды, главное, чтобы он был обеспечен работой.
Основные признаки трудоголизма
Для трудоголика работа - единственный путь самореализации. Трудоголик, почувствовав однажды эйфорию от хорошо сделанной работы, ощущает дискомфорт, если это чувство не приходит вновь.
Он панически боится состояния «ничегонеделания», это воспринимается им как лень, а смысл отдыха для него непонятен. Когда у них вдруг появляется свободное время, которое нечем заполнить, приходит ощущение опустошенности, бесполезности и ненужности.
Если трудоголик не работает, то чувствует себя неудовлетворенным и раздражённым.
Рассказы друзей об их развлечениях и любовных похождениях вызывают у него отвращение.
Его требования к себе завышены, он ставит перед собой труднодостижимые цели, а неудача на работе воспринимается им как катастрофа.
Работник-трудоголик - горе начальнику?
Еще один любопытный миф о трудоголизме касается эффективности работы такого человека. Принято считать, что трудоголик - отличный работник, потому что работает много и самоотверженно. Но хорошие руководители знают, что это не так, и стараются на важные позиции таких сотрудников не назначать.
Почему? Все довольно просто: начальник хочет, чтобы работа была сделана максимально качественно и быстро, а трудоголики - чтобы работа никогда не кончалась.
В соответствии со своими потребностями сотрудник, чрезмерно любящий работать, будет бессознательно, не осознавая этого, увеличивать сроки выполнения своей работы. Он не сможет эффективно делегировать задачи (если он руководитель), и все ключевые рабочие процессы будет стараться замкнуть на себя. А поскольку один человек не может эффективно работать над многими задачами, их выполнение будет тормозиться. Таким образом, получается, что такой человек не только вредит себе, но и не особенно хорошо помогает на своей работе.
Если начальник страдает трудоголизмом…
…всё. Он работает допоздна, ставит недостижимые цели, а значит, и вы тоже работаете. Готовьтесь к звонкам в полночь и просьбам выполнить дополнительную работу.
Трудоголик и семья
Какая еще семья? Трудоголики обычно одиноки, у них мало друзей (если они вообще есть). Ему некогда. А если семья и есть, то время, которое он проводит с родными, минимально. К развлечениям супруга(и) и детей относится скептически, считая это напрасной тратой времени.
Что делать, если вы трудоголик или приближаетесь к этому состоянию?
Итак, если вы заметили в себе чрезмерную любовь к работе, то первое, что вам нужно сделать – это сократить ее объем. Но, к сожалению, это возможно не всегда, к примеру, если предприниматель нарочно сократит свои обязанности, то это может грозить ему крахом его бизнеса. А если вы зачастую перекладываете на себе дополнительные обязанности, пытаясь помочь коллегам или просто желая сразу сделать то, что можно было бы выполнить и попозже, то отныне этого делать не стоит.
Действовать нужно постепенно и без «насилия». Нельзя просто насильно «оттащить» себя от работы, нужно знать, чем заполнить освободившееся время, иначе снова появится чувство ненужности.
Постепенно сокращать время работы. Например, если есть привычка уходить с работы в 22:00, то сегодня можно уйти в 21:45, через месяц - уже в 21:30.
Научиться расставлять приоритеты для дел по работе и личным делам. Если нет желания потерять друзей и/или семью, то они явно не должны быть на последнем месте.
Замедлить темп жизни. Это непросто, и можно начать хотя бы со… снижения скорости ходьбы!
Помнить, что отсутствие отдыха снижает эффективность работы.
И в заключение: работать нужно не 24 часа в сутки, а головой!
Ирина Владимирова
Трудоголики и трудоголизм
Личность - человек, индивидуум как субъект социальных отношений и сознательной созидательной деятельности; совокупность свойств, присущих
определенному человеку и составляющих его индивидуальность; устойчивая
система социальных черт, характеризующая индивида как члена общества.
Многое в работе зависит от личности педагога.
Требования к личности педагога (В исследованиях гуманистических
психологов: Р. Бернс, Маслоу, Роджерс):
1. Высокая самооценка.
2. Эмоциональная стабильность и уравновешенность.
3. Личностная зрелость.
4. Социальная ответственность.
5. Стремление к максимальной гибкости.
6. Понимание чувств других.
7. Умение предать личностную окраску преподаванию.
8. Установка на создание положительных стимулов у учащихся.
9. Уверенность в себе, жизнерадостность, оптимизм.
10. Гибкость в поиске творческих инициатив в процессе обучения.
Личность педагога.
В поисках определения базовых характеристик личности учителя в философско-педагогической литературе называют понятия «педагогическое мастерство», «педагогические способности», «педагогический потенциал».
1) квалификационный (профессиональные знания и умения);
2) психофизиологический (работоспособность и организация своего
педагогического труда);
3) образовательный (интеллектуальные способности);
4) творческий (способности увидеть новое, создать новое на ниве
просвещения);
5) коммуникативный (способность к сотрудничеству и взаимодействию);
6) нравственный (ценностно-мотивационные способности).
Идеальный учитель - это человек, который:
имеет значительный профессиональный опыт;
в совершенстве знает свой предмет и методику его
преподавания;
обладает высоким уровнем методологической культуры;
занимается самообразованием;
справедлив и ровен в общении со всеми учащимися, эмпатичен;
знает верный выход из любой педагогической ситуации
и может преодолеть любую сложность как в обучении, так и в воспитании
школьников.
Личностные качества, которыми должен обладать учитель:
1. моральная закаленность, политическая зрелость, высокая сознательность
2. высокоразвитое чувство социальной ответственности, благородство, интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т.е. соответствие тому
моральному идеалу, который общество хочет воплотить в детях.
3. самообладание, выдержка.
Деятельность педагога.
Смысл педагогической профессии выявляется в педагогической деятельности.
Она представляет собой особый вид социальной деятельности, которая направлена на передачу от старших поколений младшим накопленного человечеством опыта и культуры, организацию условий для их личностного развития и становления в социуме.
Педагогическая деятельность осуществляется в специальных учреждениях и
высших учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации и
переподготовке.
Педагогическая деятельность - деятельность взрослых членов общества,
профессиональной целью которых является воспитание подрастающих поколений. Ей присущи специфические формы организации, содержание и
способы осуществления.
Основные требования общества к профессиональным характеристикам
учителя
1. общая широкая образованность, осведомленность в различных областях
2. глубокое знание возрастной, педагогической и социальной педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены
3. фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и
тенденций в соответствующей науке, владение методикой обучения и воспитания, любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям, творческое отношение к работе
4. знание детей, умение понимать их внутренних мир, педагогический оптимизм
5. владение пед. техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом
6. постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.
Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать
любовь к детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Профессионализм – мастерство в области своей профессии.
Уровни профессионализма (Кузьмина):
1. Репродуктивный. Педагог умеет пересказывать материал.
2. Адаптивный. Педагог умеет рассказывать для ребят: с картинками, примерами и т.д.
3. Системное моделирование знаний.
4. Локально моделирующий деятельность учащихся. Педагог в своей работе
использует современные технологии.
5. Системно – моделирующий деятельность учащихся. Например: методика Ревина.
Профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированное
профессионально-педагогических умений.
Выделяют следующие компоненты профессиональной компетентности
педагога:
Мотивационно-волевой;
Функциональный;
Коммуникативный;
Рефлексивный.
Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.
Функциональный (от лат. functio - исполнение) компонент в общем случае
проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.
Коммуникативный (от лат. communico - связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.
Рефлексивный (от позднелат. reflexio - обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность,
нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу.
Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также
побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования
мастерства, творческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.
Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога
нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративныи,
целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.
Профессиональные деструкции педагога:
Деструкция – негативное изменение в профессионализме и личности педагога,
которые снижают эффективность его работы.
Причины деструкции:
I. Распространение профессионального стереотипа на непрофессиональную среду.
(Например: у педагога есть привычка поправлять речь ребенка, следовательно, он будет поправлять речь своих детей, семьи, друзей и т.д.). Это является деструкцией.
Существуют профессиональные стереотипы (привычки) – они помогаю на основе опыта воспринимать что-то новое, адаптироваться.
II. Трансформация личности из-за власти.
Виды власти педагога:
· власть вознаграждения
· наказания
· эталона
· знатока
· нормативная
· информационная
Трансформация: человек вырабатывает в себе чувства превосходства, высокомерия, нравоучения, оценивает всех, не воспринимает критику и т.д.
III. Хроническая перегрузка.
Устаем, следовательно, перестаем куда-либо ходить, отдыхать, спать, читать,
нет времени на хобби. Все это ведет к деструкции.
IV. Привычка быть правым, учить
V. Профессиональные кризисы.
Кризис – время перестройки, психологически тяжелое состояние, из которого
надо выходить.
Виды кризиса:
1) Адаптационный. (Педагог приходит в школу, решает быть детям другом, они
«садятся на шею»… у педагога – кризис. Он либо уходит, либо начинает работать авторитарным)
Стремление быть взрослым;
Быть наравне с учащимися;
Эмоциональное сгорание
2) Кризис рутинной работы (примерно через 8 лет). Педагогу кажется, что все в
этой школе он уже попробовал – теперь – рутина.
3) Кризис Колифея (примерно через 15 лет). Кажется, что он уже все умеет, он
профи, ас. Хочется чего-то нового.
4) Кризис долженствования детей. (примерно через 25 лет). Считает, что он
душу отдал детям и лучшие годы своей жизни. Теперь все дети ему должны.
5) Кризис нормативный. (пенсионный возраст). Педагогу кажется, что начинающие педагоги – все плохие, ничего не умеют, и дети все стали плохие.
VI. Проблемы в семье педагога.
Педагог желает иметь имидж уважаемого человек. Предъявляются завышенные
требования к мужу, детям. «Вы не должны меня позорить». Не дает мужу воспитывать детей. Считает, что он, педагог, это лучше умеет делать. Следовательно, у педагога появляется потребность любви от детей.
Профессиональная деформация - это изменение вызванное профессией, возникающее в организме ч-ка и приобретающее стойкий характер.
Трудоголизм - чрезмерная увлеченность профессиональной сферой и полная утрата всех остальных сфер жизнедеятельности ч-ка.
1971 г. - был введен термин «трудоголизм», автор Уэйн Оутс - обьединив 2 слова «труд» и «алкоголь».
1983 г. - в Нью-Йорке было впервые создано общество анонимныхтрудоголиков
1. Трудоголизм, как следствие воспитания (люди с которыми плохо обращались в школе, придирчивые родители и т. п.)
2. Трудоголизм, как следствие проблем в личной жизни:
а) психологические - боязнь, неумение общаться, низкая самооценка, уход от болезни и т. д.
б) истинно-семейные - проблемы в сексуальной сфере, отсутствие признания членами семьи, избегание, невыполнение домашних обязанностей.
3. Трудоголизм, как потребность в активном действии.
4. Трудоголизм, как следствие организационной культуры на рабочем месте.
Психологический портрет трудолюбивого ч-ка и трудоголика, различие:
1. Вся деятельность трудоголика направлена на процесс деятельности, а трудолюбивый ч-к направляет деятельность на результат.
2. Трудолюбивый ч-к не теряет социальных контактов (семья,дружба), а трудоголик наоборот - работа это средство демонстрации своего благосостояния.
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме 18 «Трудоголизм» – как профессиональная деформация субъекта труда.:
- 20. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Варианты профессиональных карьер. Психология труда и акмеология.
- 21 Профессиональная деформация и методы ее предупреждения (самоанализ, самоконтроль, самокритика, профессиональная критика в трудовом коллективе
- 22 Психологическое сопровождение субъекта труда в кризисах профессионального становления.
- Характеристика профессиональных деформаций психолога.
- 7. Понятие субъекта труда, уровни его изучения. Внутренние условия и средства деятельности субъекта труда.
- Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как проблемы профессиональной педагогики.