В чем заключается сюжет город солнца. Утопия

Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Однако государство, им описанное, резко отличалось от всего, что было известно ранее. Власть и управление в Городе Солнца основываются на трех принципах: 1) главными задачами нового государства будут организация производства и распределения, управление воспитанием граждан; 2) эти задачи государства обусловливают значительную роль ученых в осуществлении власти и управления; 3) новый общественный строй требует участия народа в управлении государством.

Кампанелла изображает совершенно новую организацию государственной власти, не имеющую аналогии в истории.

Во главе общины стоим верховный правитель, он же первосвященник, именуемый “Солнце “ или “Метафизик”, и обозначаемый Кампанеллой с помощью солнечного символа. Верховный правитель - мудрейший философ и первосвященник одновременно. Он должен знать историю и нравы всех народов, математику, абстрактные науки, физику, астрологию, а также технические искусства (Кампанелла впервые из мыслителей поднял на такую высоту ручной труд). Таким образом, правитель, “пусть совершенно неопытен в правлении государством, не будет ни жестоким, ни преступным, ни тираном именно потому, что он мудр.” При нем имеются три соправителя -Мощь, Мудрость и Любовь (Пон, Син и Мор), - ведающие: вопросами войны и мира, военным искусством и ремеслами; свободными искусствами, науками, учебными заведениями; вопросами контроля за деторождением, воспитанием, медициной, земледелием и скотоводством. Избрание (пожизненное, за исключением тех случаев, когда верховные правители сами сочтут нужным передать свои должности более достойным) высших четырех правителей основано на совершенстве их познаний во всех необходимых науках.

Это правительство избирает (а по существу, назначает) всех остальных должностных лиц, причем избрание их утверждается малым Советом. ”Под началом Мощи есть Стратег, Начальник единоборств, Заведующий чеканкой монеты, Казначей, Начальник арсенала, Конюший, Начальник разведки, Начальник конницы, Начальники пехоты и артиллерии, Инженер, Юстициарий. Число подчиненных Мудрости должностных лиц соответствует числу наук: имеются Астролог, Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. Любви подчиняются Заведующий деторождением, Воспитатель, Медик, Заведующий одеждой, Агроном, Скотовод, Заведующий приручением животных, Главный Кухмистр. У них столько же должностных лиц, сколько мы насчитываем добродетелей: Великодушие, Мужество, Целомудрие, Правосудие, Усердие, Благотворительность, Бодрость, Воздержание... Судьи и низшие должностные лица - учителя и священники.

Высший правительственный орган - Совет, состоящий из первосвященника, трех помощников и нескольких высших сановников. Он сам себя пополняет, выбирая членов из намеченных народом кандидатов. В Городе Солнца существует народное собрание (Большой Совет), который критикует деятельность правящих, заявляет требования об их смещении, намечает кандидатов на посты. Он собирается каждое новолуние и полнолуние. В нем присутствуют все от двадцати лет и старше, и всем предлагается поодиночке высказаться о том, какие есть в государстве недочеты, какие должностные лица исполняют свои обязанности хорошо, какие - дурно... Должностные лица (кроме высших) сменяются по воле народа... Все по отдельности подсудны старшему начальнику своего мастерства. Таким образом, все главные мастера являются судьями и могут присуждать к изгнанию, бичеванию, выговору, отстранению от общей трапезы, отлучению от церкви и запрещению общаться с женщинами... Тюрем и палачей у них нет...Смертная казнь исполняется только руками народа, который убивает или побивает осужденного камнями, и первые удары наносят обвинитель и свидетели”.

Должностным лицам помогают советом, так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями (в том числе модной тогда астрологией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой).

В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. "Они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы". Процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и работают отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

Представления Т. Кампанеллы о путях утверждения нового общества туманны. Город Солнца основан неким мифическим народом, сведущим в философии и астрологии. По мере распространения необходимых познаний весь мир придет к тому, что будет жить согласно их (соляриев) обычаям. Порядки Города Солнца он называет, "образцом для посильного подражания", государственным устройством, "открытым посредством философских умозаключений".

Два года философ провел под следствием, ему угрожала смертная казнь, но в результате пытки, которая продолжалась почти двое суток, его признали невменяемым. Чтобы вылечиться от последствий пыток, автору понадобилось полгода.

Сам Кампанелла до 34-х лет был монахом-доминиканцем. Отсидев в тюрьме, уехал во Францию, где и провел остаток жизни.

Это был известный религиозный мыслитель и философ, поэт. Он выступал за эмпирический характер науки, защищал идеи Галилея, даже когда находился в тюрьме инквизиции, отстаивал независимость науки от церкви.

О чем книга?

Пересказывать краткое содержание "Города Солнца" Кампанеллы непросто, так как это все-таки нет художественное, а философское произведение. Его название является прямой отсылкой к произведению "Град Божий" блаженного Августина. Текст написан в "суровом" стиле.

По своей форме утопия Кампанеллы "Город Солнца" - это диалог между собеседниками, имена которых не приведены. Один из них Мореход (о нем известно только то, что он из Генуи), второго называют Главным Гостинником, по всей видимости, подразумевается гроссмейстер Ордена госпитальеров.

Если пересказывать краткое содержание "Города Солнца" Кампанеллы с самого начала, то произведение без всяких предисловий начинается просьбой Главного Гостинника о том, чтобы Мореход рассказал о своих последних приключениях.

Оказывается, что Мореход вернулся с острова в Индийском океане, где он оказался в Городе Солнца. Далее он описывает, как устроена жизнь в этом городе.

Государственное устройство

Проводя анализ "Города Солнца" Кампанеллы, можно прийти к выводу, что в своем произведении автор изложил свои представления об идеальном государстве. Скорее всего, именно такое он хотел построить после восстания в Калабрии, в котором принимал участие.

Государственное устройство в Городе Солнца напоминает теократию. Верховным правителем является священник. При этом в книге его называют Метафизиком, что не случайно. У Кампанеллы этот пост должен был достаться самому ученому жителю города. Как только находится кто-то мудрее него, он уступает свой пост.

При нем есть три соправителя, чьи имена можно перевести как Мудрость, Мощь и Любовь. Между ними поделены основные стороны жизни. Метафизик совещается с ними, но по всем принципиальным вопросам решение выносит самостоятельно.

Помогает им достаточно много должностных лиц, также существует Совет, в состав которого входят все граждане старше 20 лет.

Вспоминая сюжет "Города Солнца" Томмазо Кампанелла, краткое содержание поможет вам быстро освежить в памяти основные детали произведения. Основной социального уклада в Городе является общность всей жизни. Ее осуществление контролируется администрацией. Практически все у жителей общее, кроме жен, детей и жилища. Даже едят все жители Города вместе.

При этом производство основано на рабовладение отсутствует. Каждый гражданин обязан работать четыре часа в день. Причем имеется в виду только физический труд, так как далее указано, что все остальное время жители проводят за чтением и занимаясь наукой.

Тотальная унификация

При анализе "Города Солнца" Томмазо Кампанеллы можно обратить внимание, что многое в этом обществе унифицировано. Например, женщины и мужчины носят практически одинаковую одежду, существует предписанная форма, что носить в самом городе, а что за его пределами. Указывается даже, как часто следует ее стирать и менять.

Детально описано, как проходят праздники, в городе регламентировано даже искусство. Под контролем государства находятся отношения между мужчинами и женщинами. Производство потомства называется государственным интересом. При этом рождение детей сравнивается с выведением скота.

Какой мужчина, с какой женщиной должен заниматься сексом, а также как часто решают начальники трудовых отрядов, врач и астролог. Сам половой акт проходит под контролем особого чиновника. Считается, что помимо продолжения рода, отношения между полами имеют важную функцию удовлетворения физиологической потребности.

Воспитание и образование

Воспитание детей в этом обществе на себя полностью берет государство. Во время обучения детей разделяют на отряды, как и взрослых во время работы.

С восьми лет они начинают изучать естественные науки, затем переходят к ремеслам. Менее способные отправляются в деревню, при этом у них есть шанс вернуться в город, если они все-таки себя проявят.

После окончания обучения гражданин считается готовым к получению должности. В какой отрасли он лучше себя проявил, решают наставники.

Система наказаний

В этом обществе, в котором упразднены семья, свобода творчества и труда, собственность, находится место нарушениям закона. Кампанелла подробно описывает систему наказаний. Преступлением считается злоба, неблагодарность, отказ в должном уважении, уныние, лень, шутовство, ложь. В наказание виновные лишаются общения с женщинами или общей трапезы.

Содомия наказывается обязанностью носить постыдную одежду, а при повторном преступлении нарушителя ждет смертная казнь. Судебная власть в городе при этом объединена с административной.

В идеальном государстве Кампанеллы отсутствуют палачи и надзиратели. Смертная казнь осуществляется народными руками, то есть виновного побивают камнями. Вообще, наказания считаются одним из элементов воспитания жителей.

Религия

В Городе исповедуется религия Солнца. В этом веровании можно выделить два аспекта. В основе государственная религия, так как управление Городом совпадает со священным служением.

Священниками из должностных лиц являются только высшие чиновники, на которых лежит обязанность очищать совесть граждан. В результате в одних и тех же руках объединяется административная, судебная и религиозная власть.

В то же время религия Солнца в изложении Кампанеллы предстает как поклонение Вселенной. Ее воспринимают как самый идеальный и рациональный механизм, который только может существовать. По сути, это соединение рационалистической науки и религии с уклоном в астрологию.

Центральное место в Городе занимает храм Солнца. Он больше напоминает не церковь, а естественнонаучный музей. На алтаре стоит глобус с изображением неба и земли, на своде главного купола - звезды.

Похороны

Примечательно, что в идеальном обществе Кампанеллы тела умерших не хоронят. Во избежание моровых болезней и эпидемий их сжигают.

При этом именно огонь сравнивается с живой и благородной стихией, которая "к солнцу исходит и к нему возвращается". Таким образом, как отмечает автор, исключается культ идолопоклонства.

В данной ситуации Кампанелла явно намекает на культ поклонения мощам святых. В его произведениях часто можно было встретить выпады против католической церкви. Однако прямо критиковать церковь он не мог, поэтому идеологические возражения подкреплял утилитарными санитарными аргументами.

Анализ

Основные идеи Кампанеллы в "Городе Солнца" изложены вполне ясно. Это его представление об идеальном мире, идеальном обществе, которое он стремился построить. При этом некоторые моменты вызывали неприятие у современников.

Например, отсутствие частной собственности он оправдывал, приводя в пример общину апостолов, а, говоря об общности жен, ссылался на различных отцов церкви. Более того, он утверждал, что возможность существования такого государства подтверждена опытным путем. В качестве примера он приводит анабаптистов. В XVII веке это была одна из самых безжалостных и жестоких религиозных сект. Выходцем из нее был предводитель крестьянской войны в Германии Томас Мюнцер.

В утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца" ощущается влияние на автора трудов Томаса Мора и Платона, при этом произведение выделяется своим астрологическим контекстом. Интересно, что среди коммунистов и социал-демократов произведение снова стало популярным в середине XIX века.

УТОПИЯ ТОМАСА КАМПАНЕЛЛЫ "ГОРОД СОЛНЦА"

Данилова Е. , 212 гр. (2005-2006 гг.)

Итальянский философ Томмазо Кампанелла (до пострижения в 1582 году в монахи – Джованни Доменико) является одним из представителей раннего утопического коммунизма. Кампанелла разделял натурфилософские взгляды материалиста Телезио, выступал против аристотелевской схоластики, развивал передовые для того времени идеи сенсуализма, где ощущение представлялось единственным источником познания, и деизма (мир сотворил Бог, а дальше мир предоставлен действию собственных законов), которые, однако, сочетались у него с религиозно-мистическими взглядами, увлечением магией и астрологией.
За свое свободомыслие Кампанелла неоднократно подвергался преследованиям инквизиции. Так, в 1599 году Томмазо пытался поднять восстание с целью освобождения Италии от испанского гнета. Заговор был раскрыт, и Кампанелла после жестких пыток был брошен в тюрьму, где провел в общей сложности 27 лет. Постоянная работа и самодисциплина, каждодневное напряжение творческой мысли помогли Томмазо выстоять.
Как и Томас Мор, Томмазо Кампанелла был занят умозрительным построением идеальной общественной системы. Результатом его размышлений стала утопия «Город Солнца», которую филсософ написал в заключении в 1602 году, а опубликовал впервые в 1623 году. Мы знаем, что утопия – это неосуществимое мечтание, порожденное историческими обстоятельствами, которые побуждали к деятельности и приводили к определенным результатам. Томмазо был прогрессивным мыслителем и писателем эпохи Возрождения, времени, когда Западная Европа, потрясаемая антифеодальными движениями, вошла в стадию первоначального развития капитализма, когда техника и наука энергично пошли вперед по своему нескончаемому пути, когда мысль упрямо обгоняла действительность в поисках новых горизонтов. В жизни Италии XVII века после успехов в сфере мануфактурного производства наступило время упадка. Перемещение главных торговых путей, которое было связано с господством турок на Средиземном море и с Великими географическими открытиями, и жесткий экономический кризис послужили одной из причин того, что тысячи людей не знали, куда приложить свои руки. Крестьянство страдало от варварских форм феодальной эксплуатации, от иноземного владычества. При этом в Италии того периода, экономически разобщенной и политически раздробленной, не могло сложиться революционной ситуации. В этих условиях утопизм, как мечтание о разрешении такой гибельной для страны ситуации, по существу, был неизбежен.
Стоит добавить, что не только под воздействием внешних факторов, но и в зависимости от мировоззрения автора в разных утопиях выражаются нередко противоположные общественные идеалы и устремления, фантастичность же этого жанра предполагает колоссальный спектр возможностей. Идеи утопий представляют собой органическое единство изображения и мысли, мысли не столько доказываемой, сколько показываемой, подвластной эмоционально-эстетическому восприятию и оценке философа.
«Город Солнца» был создан под воздействием «Утопии» Томаса Мора, о котором Кампанелла впервые услышал в доме богатого неаполитанца дель Туфо, поддержавшего писателя в трудные минуты. На страницах произведения Кампанелла мечтает о единстве и благоденствии человечества, об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность, а всеобщий труд гарантирует изобилие. Правда, в нем существует и строгая регламентация быта, и власть жрецов, носящая буквально теократический характер. Свой коммунистический идеал Томмазо обосновывал велением разума и законами природы.
«Город Солнца» написан в форме диалога между Мореходом, вернувшимся из далекого плавания, и Гостинником. Собеседники лишены внешнего описания, но при этом из идеи города Солнца понятны взгляды героев на жизнь, их мысли, которые пытаются проникнуть в туманное будущее. Все средства изображения и изложения подчинены в утопии созданию грандиозной картины общества как единого коллектива, образа мечты справедливой жизни, основанной на труде, в чем и проявляется социальная характерность автора. Мореход рассказывает Гостиннику о своем кругосветном путешествии, во время которого он оказался в Индийском океане на чудесном острове с городом Солнца.
Этот город расположен на горе и «разделяется на семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам». В каждом из поясов – удобные помещения для жилья, работы, отдыха. Предусмотрены и оборонные сооружения: валы, бастионы. Кампанелла рассказывает, что «...чтобы захватить каждый следующий (пояс), надо было бы постоянно употреблять вдвое больше усилий и труда». Вместе с тем стены города украшены чудесной и в то же время поучительной живописью, которая снабжена пояснительными надписями.
По устройству город Солнца – это теократическая республика, организованная по образцу монашеского ордена. Во главе его стоит мудрейший и всезнающий первосвященник, «именующийся на их языке «Солнце», на нашем же мы называли бы его Метафизиком». По словам Морехода, у правителя есть три так называемых соправителя: Пон (Мощь), ведающий военным делом, Син (Мудрость) – познанием, свободными искусствами, ремеслами, и Мор (Любовь) – продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием.
Смысл символики имен позволяет раскрыть пантеизм Кампанеллы, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. В результате основные качества бытия («прималитеты») определяют характерные свойства человека: мощь обнаруживается в силе, мудрость – в способности представления и воображения, любовь – в желаниях и стремлениях. Прималитеты находятся в постоянной борьбе с небытием: с немощью, незнанием и ненавистью – как отрицательными человеческими качествами. Элементы диалектики в философии Кампанеллы служат обоснованием плодотворному насилию в общественной жизни. По мнению философа, зло необходимо не только выявить, но и подавить. Так, убить тирана в городе Солнца – почетно, изгнать вздорного и ничтожного монарха – человечно. Кампанелла считает, что «сначала все исторгается и искоренятеся, а потом уже созидается...». Таким образом, Томмазо готов повести народ на бой ради осуществления идеалов равенства.
Следует отметить, что верхушка города Солнца выбирает низших должностных лиц, носителей истинного знания, презирающих схоластику. Правительство собирается каждые восемь дней. Недобросовестные начальники могут быть волею народа смещены, кроме четырех высших правителей, которые подают в отставку сами. Предварительно они советуются между собой и лишь тогда, когда на смену может прийти более мудрый и достойный, уходят в отставку. Необходимо подчеркнуть, что в городе Солнца, как пишет Кампанелла, «того почитают за достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела». Жители города Солнца недоумевают, почему «мы называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком ни с каким мастерством, живет праздно и держит много слуг для своего распутства».
По мысли философа, источником всех человеческих зол является эгоизм. Томмазо считает, что когда люди отрешатся от себялюбия, у них останется только любовь к общине, которую он считает эталоном государственного устройства. Таким образом, только поравнение членов общества буквально во всех отношениях (общие столовые, одинаковые украшения, общие дома) приведет к счастливой жизни. Писатель неоднократно повторяет, что если люди были бы «меньше привязаны к собственности», то они «дышали бы большею любовью к ближнему». Жители одновременно и богатые, и бедные. Богатые, потому что у них есть все, что им необходимо, бедные потому, что у них нет ничего своего. Общественная собственность в «солнечном» государстве базируется на труде его граждан. Критика Кампанеллой частного владения указывает путь будущей прогрессивной литературы.
В государстве Томмазо Кампанеллы установлено равенство мужчин и женщин, которые даже проходят военную подготовку на случай войны. По мнению Томмазо, труд и физические упражнения сделают людей здоровыми и красивыми. Впервые в истории человеческой мысли автор говорит о том, что труд не только потребность человека, но и дело его чести, дело, в котором конкуренция в итоге порождает изобилие. Но вместе с тем рабочий день соляриусов длится всего четыре часа. Кроме того, Кампанеллу весьма интересует проблема выявления способностей человека, хотя решает он ее в фантастико-астрологическом духе: природные склонности должны быть разгаданы через тот же гороскоп.
Довольно щепетильным является вопрос брачных отношений. Кампанелла предполагал их некую государственную регламентацию, пренебрегающую личными привязанностями человека. Для философа на первом месте стоит вопрос о качестве будущего потомства. Чтобы дети были телесно и духовно совершенны, опытный врач, пользуясь данными науки, по природным качествам подбирает наилучше совместимых родителей. Автор утопии обнаруживает почти нескрываемое презрение к парной любви. Она для него скорее допустимая забава, чем серьезное чувство, и не может даже сравниться с «любовью к общине».
Несмотря на то, что женщины города Солнца имеют те же права, что и мужчины (они могут заниматься науками, служат в армии), все равно они из-за принципа «общности жен» воспринимаются как обесчеловеченная собственность. Кампанелла рисует своего рода бессемейный коммунизм (влияние нелучшей из идей Платона).
Интересны рассуждения Томмазо о красоте женщин: в городе Солнца нет некрасивых женщин, так как «благодаря их занятиям образуется (у женщин) и здоровый цвет кожи, и тело развивается, и они делаются статными и живыми, а красота почитается у них в стройности, живости и бодрости. Поэтому они подвергли бы смертной казни ту, которая из желания быть красивой начала бы румянить лицо, или стала бы носить обувь на высоких каблуках, чтобы казаться выше ростом, или длиннополое платье, чтобы скрыть свои дубоватые ноги». Кампанелла утверждает, что все прихоти у женщин появились в результате праздности и ленивой изнеженности.
Моральное регулирование общественной жизни Кампанелла возлагает, условно говоря, на религию, так как культ Солнца и Земли, пантеистическое представление о мире как об огромном живом существе не укладывается в рамки религиозной догматики. Томмазо надеется на религию далеко не во всем, он разработал ряд правовых и моральных санкаций нерелигиозного характера, иногда весьма жестоких, направленных против бездельников и развращенных личностей.
До конца жизни Томмазо, как и герои утопии, твердо верил в то, что в мире настанет время, когда люди будут жить по обычаям государства, созданного его мечтой. В своем письме Фердинанду III, герцогу Тосканскому, Кампанелла писал: «Будущие века будут судить нас, ибо нынешний век казнит своих блгодетелей...».
Итак, «Город Солнца» - произведение политическое и научное, в котором сливаются вместе как философский, так и эстетический подход к решению проблемы идеального государства. К сожалению, утопия Кампанеллы была объявлена по давней традиции примером «грубой» латыни и, следовательно, оценивается как факт философско-политической, но отнюдь не художественной жизни, с чем можно не согласиться.

Еще одним известным произведением, невостребованным католической социальной доктриной, является книга монаха Томмазо Кампанеллы (1568-1639) «Город Солнца».

Джованни Кампанелла родился в бедной семье сапожника. В 15 лет вступил в доминиканский орден (ради получения образования) и получил имя Томас. Увлекается философией и астрологией. В Неаполе Кампанелла стал организатором заговора против испанских властей. Заговор был раскрыт, и его, конечно же, казнили бы, но ему был предъявлены и обвинения в ереси, что требовало вмешательства Церкви. А потому Кампанеллу осудили на пожизненное заключение. Провел в тюрьме 27 лет. Был в пятидесяти тюрьмах, перенес невообразимые пытки (одна из них длилась 40 часов). Наконец, был выпущен по заступничеству папы в 1626 г. Конец жизни провел во Франции.

В тюрьме написал «Город Солнца» (1602- на итальянском, 1623 - издана на латыни). Книга, слабая литературно, привлекает четкостью социальных формулировок. Идеологию общества «Города Солнца» Кампанелла обосновывает так:

«Они утверждают, что собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей. Отсюда возникает себялюбие, ибо ведь, чтобы добиться для своего сына богатства и почетного положения и оставить его наследником крупного состояния, каждый из нас или начинает грабить государство, ежели он ничего не боится, будучи богат и знатен, или же становится скрягою, предателем и лицемером, когда недостает ему могущества, состояния и знатности. Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине».

Сам город Солнца построен в соответствии с астрологическими воззрениями Кампанеллы - на холме находится величественный храм Солнца, который окружен семью (по числу тогда известных планет) окружностями стен. На стенах в виде «граффити» изображены знания по всем наукам и искусствам - для того, чтобы дети во время игры их незаметно постигали.

В «Городе Солнца» нет не только частной, но и личной собственности. Этот принцип распространяется даже на общность жен - иначе частнособственнический инстинкт не вытравить. Не наслаждения и увеселения, а труд и овладение знаниями являются смыслом жизни соляриев. Собственно, труд и учение у них одно: «никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т.д. Всякую службу называют они учением… Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную». «Самые тяжелые ремесла, например, кузнечное или строительное, считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими, тем более что наклонность к ним обнаруживается от рождения, а благодаря такому распорядку работ всякий занимается не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы». Но опять-таки все трудятся (всего по 4 часа), и этого достаточно для возникновения общества изобилия. Рабов нет - солярии считают, что рабство развращает нравы.

Кампанелла намного больше, чем Мор, приблизился к идее «от каждого по способностям». Это объясняется не тем, что «уровень жизни» соляриев несколько выше, чем утопийцев. Главное тут в ином отношении к труду: солярии работают «всегда с радостью». В труде, сообразном с природной склонностью, Кампанелла видит залог развития личности. Не случайно его солярии куда внимательней, чем утопийцы, относятся к природным наклонностям человека, их выявлению, пестованию и даже программированию.

О распределении произведенного Кампанелла говорит кратко:

«потому что все, в чем они нуждаются, они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему следует, никому, однако, не отказывая в необходимом».

Если у Мора в «Утопии» семья является основой всего общества, то в «Городе Солнца» брака и семьи нет - есть лишь функция деторождения:

«так как частные лица по большей части и дурно производят потомство, и дурно его воспитывают, на гибель государства, то священная обязанность наблюдения за этим, как за первой основой государственного благосостояния, вверяется заботам должностных лиц, и ручаться за надежность этого может только община, а не частные лица. Поэтому производители и производительницы подбираются наилучшие по своим природным качествам, согласно правилам философии».

Это уже больше напоминает первую «утопию» - «Государство» Платона. Но Кампанелла строит отношения между полами еще рациональнее. В результате Город Солнца предстает как огромная фабрика по производству здорового потомства.

Власть в городе Солнца осуществляется по теократическому принципу. «Верховный правитель у них -- священник, именующийся на их языке "Солнце", на нашем же мы называли бы его Метафизиком. Он является главою всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нем состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь». И снова, как и у Мора, господствует не христианство, а некая религия монотеистическая Солнца, замешанная на изрядной доле астрологии. Правда, никакой веротерпимости нет - веровать как-то иначе в городе Солнца просто невозможно.

В целом «Город Солнца» оказывается более фантастичной и к тому же менее христианской книгой, чем «Утопия».

Николай Сомин

В 1597 г. Кампанелла организовал в Калабрии заговор против испанцев, которым тогда принадлежала страна. Заговор провалился, в 1599 г. Кампанелла был арестован, подвергнут пытке и в 1602 г. осужден на пожизненное заключение. В тюрьме в 1602 г. он написал свое сочинение «Город Солнца». Попробуем кратко изложить его содержание и сделать анализ высказанных там Кампанеллой общественно-философских идей.Само заглавие «Город Солнца» – Civitas Soli – напоминает название произведения блаженного Августина «Град Божий» – Civitas Dei. Написано это произведение в суровом стиле, без свойственных «Утопии» Мора прикрас в виде необыкновенных приключений в экзотических странах. «Город Солнца» Кампанеллы имеет форму диалога между собеседниками, имена которых даже не называются – Главным Гостинником (по-видимому, подразумевается гроссмейстер ордена госпиталиеров) и Мореходом, о котором сообщается лишь, что он – генуезец. Диалог начинается без всяких объяснений словами Гостинника: «Поведай мне, пожалуйста, о всех своих приключениях во время последнего плавания», в ответ на что Мореход сообщает, что на острове в Индийском океане попал в Город Солнца, и описывает жизнь в этом городе.Государственное устройство Города Солнца внешне напоминает теократию: «Верховный правитель у них – священник, именующийся на их языке «Солнце», на нашем же мы назвали его Метафизиком». Такой странный перевод (Солнце – Метафизик) не случаен. Весь характер деятельности священника «Солнце» гораздо больше подходит главе технократической иерархии. Этот пост у Кампанеллы занимает самый ученый житель города, знающий «историю всех народов, все их обычаи, религиозные обряды, законы», знакомый со всеми ремеслами, физическими, математическими и астрологическими науками, но особенно изучивший метафизику и богословие. Он занимает свою должность, «пока не найдется такой, кто окажется мудрее своего предшественника и способнее его к управлению». При Метафизике в Городе Солнца Кампанеллы состоят три соправителя: Пои, Син и Мор, что значит Мощь, Мудрость и Любовь. Между ними разделено управление основными сторонами жизни. Это разделение в некоторых случаях своей неожиданностью заставляет вспомнитьОруэлла : например, в ведении Любви находится не только наблюдение за сочетанием мужчин и женщин (об этом будет сказано позже), но и «земледелие, скотоводство и вообще все, относящееся к пище, одежде и половым сношениям». Метафизик совещается с этими тремя соправителями, но по всем важным вопросам он выносит окончательное решение. Упоминается и большое число других должностных лиц, назначаемых четырьмя главными правителями или другими членами администрации Города Солнца. Существует также Совет, в который входят все граждане старше 20 лет, но он, по-видимому, имеет лишь совещательный голос. Намеченные на Совете кандидаты на должности утверждаются на собрании должностных лиц и дальше – четырьмя главными правителями. В этой ситуации остается неясной фраза: «Должностные лица сменяются по воле народа», которая Кампанеллой не разъясняется.