Воображение нарисовать. Несколько истин о фантазии

Хорошее воображение – один из лучших инструментов в мире для достижения успеха! Самые преуспевающие люди, как правило, творческие личности и воображение играет далеко не последнюю роль в их жизни. Представляя что-то, человек быстрее учится это делать. Вы тоже хотите развить свое воображение? Тогда просто перейдите к первому шагу!

Шаги

Часть 1

Развиваем свое воображение

    Мечтайте. Мечтание – это процесс, который помогает строить разные логические связи и вспоминать информацию, не отнимая при этом много времени. Мечтание – далеко не бессмысленная деятельность. На самом деле оно способствует формированию состояния высокой концентрации и увлеченности. Пока вы мечтаете, вам в голову вдруг может прийти совершенно гениальная идея!

    • Старайтесь не отвлекаться на компьютер/видеоигры/Интернет/кино и т.д. Если вы постоянно отвлекаетесь на разные мелочи, мозг не сможет сосредоточиться и воспринимать информацию.
    • Лучшее время для мечтаний – это утро (прямо перед тем, как встать с кровати) и ночь (перед тем, как заснуть). Обычная прогулка без наушников с музыкой и других отвлекающих факторов тоже подходит для мечтаний.
  1. Ищите новые впечатления. Будьте открыты, не бойтесь пробовать новое. Новый опыт может принести кучу эмоций и стать пищей для размышлений и фантазий. Например, посещая занятия по кулинарии, вы уже начинаете мечтать о том, как проведете отпуск, посещая разные кафе и кушая разные деликатесы. Новые впечатления всегда открывают новые возможности и развивают воображение.

    • Конечно, не стоит ехать на другой конец света, чтобы заняться чем-нибудь и набраться опыта. Как раз наоборот! Посмотритесь внимательнее к своему окружению. Вы всегда можете сходить на разные лекции и кружки. Попробуйте найти новое хобби, займитесь садоводством или просто пройдитесь по местам вашего города, в которых вам еще не довелось побывать.
  2. Наблюдайте за людьми. В кафе, метро или на скамейке в парке наблюдайте за людьми, которые проходят мимо. Составляйте рассказы и истории об этих людях, подумайте, что с ними могло случиться в жизни, используйте ваше воображение, проникнитесь к ним сочувствием или искренне порадуйтесь. Быть может, наблюдая за людьми, вы вдруг найдете ответ на давно интересующий вас вопрос.

  3. Занимайтесь искусством. Не имеет значения, каким видом искусства вы решили заняться. Главное, в нем вы должны попробовать выразить себя. Не следуйте шаблонам и стереотипам, делайте так, как вам больше нравится. Например, если вы рисуете, то нарисуйте солнце не желтым, каким мы его привыкли видеть на картинках, а зеленым. Используйте свое воображение, чтобы ваши рисунки получались нестандартными.

    • Вы можете попробовать заняться любым другим видом искусства, например, писать стихи, лепить из глины. Помните, что вы не обязаны быть мастером в этом деле. Суть в том, чтобы развить свое воображение, а не стать художником или скульптором мирового уровня.
  4. Как можно меньше времени уделяйте СМИ. Фильмы, телешоу, Интернет, компьютерные игры – все это очень весело и интересно, но не увлекайтесь, иначе ваш творческий потенциал начнет заметно уменьшаться.

    • В наше время люди, особенно дети, превращаются в потребителей, а не творцов. Они ничего не создают, а только следуют уже придуманным шаблонам.
    • Вам следует контролировать себя. Например, когда вам скучно, постарайтесь не включать компьютер или телевизор. Используйте это свободное время для того, чтобы посидеть в тишине и спокойно о чем-нибудь подумать и помечтать.

Часть 2

Используйте свое воображение
  1. Ищите творческие решения! Как только использование воображения вошло у вас в привычку, вам не составит труда придумать творческие пути выхода из любых ситуаций. Это значит, что хорошее воображение поможет вам выходить за рамки и придумывать новые способы решения любых проблем.

    • Одна из проблем, с которыми часто сталкивается большинство людей – ограниченность. В том смысле, что человек, у которого в меньшей степени развито воображение, сможет придумать меньше решений данного вопроса, сосредотачивая свое внимание только на предложенном предмете (ситуации) и не выходя за рамки. В одном эксперименте людям предложили следующее задание: нужно было коснуться двух противоположных стен веревкой, висевшей под потолком. Единственный дополнительный предмет в комнате – плоскогубцы. Большинство испытуемых не смогли найти решения, которое заключалось в том, чтобы привязать плоскогубцы к веревке (т.е. использовать плоскогубцы в качестве утяжелителя), а зачем раскачать ее, коснувшись противоположных стен.
    • Попрактикуйтесь придумывать необычные решения, походив вокруг вашего дома. Наткнувшись на какие-нибудь препятствия, подумайте, как можно их обойти, придумайте что-нибудь нестандартное. Приглядитесь к разным предметам и попробуйте пофантазировать, что с ними можно сделать и куда их можно применить. У каждой вещи есть набор функций, которые она выполняет, но это не значит, что ее нельзя использовать для чего-нибудь еще!
  2. Не бойтесь провала и неудачи. Иногда ваше воображение не может вам ничем помочь, иногда вы просто не можете его использовать из-за усталости или неумения. Но существует пара трюков, которые помогут разбудить ваше воображение, чтобы вы могли использовать его в любой момент.

    • Спросите себя, как бы вы решили эту проблему, если бы не существовало неверных решений. Подумайте, что бы вы могли предпринять, если бы знали, что при этом не будет никаких последствий.
    • Поразмышляйте, каким был бы ваш первый шаг, если бы вы могли использовать для решения проблемы любые ресурсы, источники и предметы.
    • Что бы вы сделали, если бы смогли попросить совета у любого человека на свете?
    • Отвечая на эти вопросы, вы освобождаете свой ум от любых возможностей провала, что, в свою очередь, открывает вам перспективу на любые пути решения проблемы. Конечно, все получится не сразу, найти творческий подход получится не к любой ситуации, но, следуя этим советам, вы значительно улучшите свое воображение.
  3. Визуализируйте! Используйте свое воображение, чтобы представлять разные ситуации, которые могут случиться в вашей жизни. Например, вы можете представлять, как выигрываете соревнование и получаете награду, в то время как вы всего лишь тренируетесь, чтобы участвовать в этих соревнованиях.

    • Чем точнее и детальнее вы представите себе ту или иную ситуацию, тем больше вероятность того, что обстоятельства сложатся так, чтобы эта ситуация с вами действительно произошла.
  • Можете заняться этим в самолете, поезде, метро или машине (только если вы не за рулем). Просто удобно сядьте, сложите руки и начинайте мечтать.

Предупреждения

  • Мечтание – отличный способ развить воображение и даже поднять себе настроение. Но на работе, при важном разговоре или встрече все же лучше быть сконцентрированным, чем витать в облаках.

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентированно на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок и так уже умеет делать.

Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Потребность в целенаправленном формировании логического мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами.

Проблема состоит в том, что учащимся для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа . Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления.

Одним из видов такой деятельности, где развиваются элементы логического и творческого мышления, является рисование .

В процессе рисования происходит развитие человека его познавательных процессов, в процессе рисования с натуры происходит собственное ощущение и раскрытие таких понятий как цвет, объем, пространство и т.д.

На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это в своем рисунке грамотно.

Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет человека по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках.

Методика преподавания рисования в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, композиции и т.д. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Уроки рисования являются еще одним эффективным средством развития логического мышления у детей младшего школьного возраста. Уроки изобразительного искусства не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это - основная задача личностно-ориентированного обучения.

Коррекция негативных эмоциональных комплексов через рисование у детей



Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок:

детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;

рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской психотерапии.

Эти рассуждения являются базой для разрабатываемой и апробированной в течение 7 лет методики коррекции эмоциональных нарушений у детей 5-9 лет.

В основу методики легли следующие принципы

рисунок рассматривается как сфера совмещения диагностики и коррекции;

рисунок рассматривается как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;

любая характеристика рисунка со временем может изменять свое значение для одного и того же ребенка;

рисование обязательно должно сопровождаться беседой терапевта с ребенком о его рисунке;

главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке - метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок;

принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого, грубого воздействия на психику ребенка;

Терапевтическая работа с ребенком через рисунок проводится только с согласия родителей или опекунов; присутствие родителей на сессии крайне желательно не только во избежание недоразумений, но также как своеобразный позитивный «якорь», необходимый при работе с негативными переживаниями;

каждая сессия должна заканчиваться позитивными переживаниями ребенка.

Опыт показал, что применение данной техники эффективно, если:

умственный возраст ребенка не ниже 5-летнего;

ребенку нравится рисовать, т.е. он активно использует визуальные образы.

В противном случае рисование может применяться в диагностических целях, а также в качестве средства перехода к другим техникам.

В предыдущих уроках серии мы узнали, как «приручить» карандаш и освоили координацию рук и глаз. Надеюсь, у вас было достаточно времени, чтобы испробовать эти уроки на практике! Сегодня я представляю серию упражнений, которые, по сути, являются продолжением темы, и для некоторых из вас это может быть началом «настоящего рисования» - создания предметов вместо их срисовывания.

Я объяснила философию и механизм рисования из воображения в другом уроке, поэтому перейдем сразу к сути. Прежде чем начать выполнять этот урок, убедитесь, что вы прочитали статью и практиковали предыдущие упражнения достаточно долго!

Что изучать

Прежде чем начать упражнения, давайте определимся с нашей целью. Прочитайте, пожалуйста, комментарий, добавленный к одному из моих уроков, а именно к уроку со 2 стадией:

«Я не умею рисовать. Я, правда, не умею, но эти упражнения для меня легки. Я могу нарисовать 10 линий одной длины и точки на определенном расстоянии, и я не могу представить кого-либо, для кого это будет сложно».

Очень интересно, не так ли? Он не умеет рисовать, но на самом деле он умеет. Проблема здесь кроется в определении. Мы уже разделили умение рисовать на 4 стадии, представленные здесь в упрощенном виде:

  1. Рисование - создание границ.
  2. Рисование - контроль границ.
  3. Рисование - создание границ, напоминающих реальные предметы.
  4. Рисование - создание границ, напоминающих реальные предметы нереальным образом.

Все эти стадии касаются умения рисовать, однако, каждая из них основана на совершенно разном наборе способностей. Два человека, которые говорят «Я не умею рисовать» думают о двух разных вещах, и, возможно, им понадобятся разные упражнения, чтобы справиться с проблемой.

Первые две стадии - технические. Они не касаются воображения или креативности, они касаются непосредственно действия - рисования. Другие две стадии включают в себя творческую часть - вы используете техническую способность рисовать, чтобы передать картинки, возникающие в вашем сознании. Люди передают свои идеи разными способами, например, при помощи музыки или поэзии, но если ваши идеи касаются зрительного восприятия, рисование кажется наиболее подходящим способом для их передачи.

Однако даже освоение технических способностей не гарантирует, что вы сможете рисовать то, что вы хотите. На этом месте техническая часть способности рисовать заканчивается, ибо рисование по воображению не касается исключительно технического умения что-то делать, а скорее относится к пониманию того, что вам следует делать.

Если вы можете срисовать что угодно с картинки или фотографии идеально и точно, но не можете рисовать по воображению, это не значит, что вы не умеете рисовать - на самом деле, вы очень хороши в рисовании! Проблема заключается в том, что вы пытаетесь нарисовать. В случае с картинкой вы точно знаете, что это, и все-все линии находятся прямо у вас перед глазами. Но с воображением так не выйдет! Вы можете «видеть» лицо своего друга очень четко в своей голове, но если я спрошу вас цвет его глаз - вы потеряетесь.

Исходя из этого, мы можем заключить, что рисование из воображения касается не столько рисования, сколько знания вещей, которые вы хотите нарисовать. Вы знаете, как готовить, но вам нужны рецепты, чтобы приготовить что-либо. Со временем вы сможете создавать свои собственные рецепты, но для начала вам необходимо узнать, как они выглядят!

И, последнее предупреждение: в этих упражнениях предполагается, что у вас нет проблем с точным копированием с источника. Если это не так, вернитесь к предыдущей части, или, если это слишком скучно, практикуйтесь в копировании с источника, пока это у вас не будет получаться с легкостью. Иначе, для вас это покажется слишком сложным, как, например, использовать рецепты, не зная, как включить духовку!

Как научиться

Этот урок будет отличаться от предыдущих. Вы больше не новичок, поэтому вы должны уметь работать более независимо. Также, эти упражнения имеют иную структуру, чем «делайте это, пока не станет скучным». Вот как долго вы должны делать данные упражнения:

  • 1: Пока вы не поймете концепцию
  • 2, 3, 4: Пока вы не сможете рисовать формы без больших усилий и очевидных ошибок (очевидные ошибки - это ошибки, которые вы видите сразу после того, как их сделаете)
  • 5: Пока вы не выработаете набор линий, который вы сможете воссоздать легко и без усилий
  • 6: Пока вы не будете укладываться во временные ограничения
  • 7 : Пока вы не найдете набор форм, который вы сможете воссоздать легко и без усилий
  • 8: Пока в уроке для вас не останется ничего удивительного (долгосрочное упражнение)
  • 9: Пока вы не разовьете навык до автоматизма (долгосрочное упражнение)
  • 10: Пока вы не сможете нарисовать предмет точно, не видя никаких источников долгое время (долгосрочное упражнение)

Я буду часто говорить вам вернуться к предыдущему упражнению, если что-то не получается так, как должно. Пусть вас это не расстраивает. Несомненно, было бы здорово, если бы все прошло гладко, но лучше видеть ошибки и исправлять их, чем не знать, почему рисунок выглядит плохо, и претворяться, что это не так. Структура этого урока иерархическая, а это значит, что неисправленная ошибка из одного упражнения будет преследовать вас в следующем. Не позвольте этому случиться!

1. Поймите концепцию глубины

Даже от одного слова «перспектива» по коже бегут мурашки. На ум приходит архитектура и куча аккуратно вымеренных линий. Однако, это не то, что значит перспектива. Перспектива позволяет нам представить , как объект, который мы наблюдаем, будет выглядеть, если его повернуть или переместить. Отсюда следует, что этого нельзя избежать, если вы хотите рисовать по воображению!

Когда вы срисовываете с картинки, вам не нужно думать о перспективе. Все, что вам нужно, уже есть на картинке. Но если вы попытаетесь рисовать из воображения, становится невыносимо трудно нарисовать какую-либо позу верно помимо изначальной позы. Талантливые люди обычно останавливаются здесь, и оттачивают умение рисовать эту единственную позу, потому что лишь ее одну они могут нарисовать. И они даже не представляют, что они могут научиться рисовать то, что они не умеют!

Рисование только одной позы похоже на добавление одного и того же соуса ко всем блюдам. Не важно, насколько соус универсальный и вкусный, со временем он станет обыденным, и даже самые интересные ингредиенты не сделают ваши блюда восхитительными. Также, существует разница между добавлением соуса потому, что он подходит к блюду, и добавлением его везде и всюду, потому, что вы не знаете, как использовать другие соусы.

Сейчас есть два пути, по которым вы можете пойти. Я написала две статьи о перспективе - теоретическая и практическая . Вам следует прочитать хотя бы первую, но если она покажется вам слишком запутанной, попробуйте другой путь. Сделайте свой собственный анализ - возьмите маленькую коробку и подвигайте ее перед глазами. Посмотрите, что произойдет, если вы подвинете ее вверх, вниз, в стороны, вперед и назад, и если вы ее повернете. Постарайтесь найти в этом некую закономерность, и сделайте пометки для дальнейшей работы.

2. Узнайте ингредиенты

В предыдущих частях вы практиковались с линиями, но проблема в том, что их очень легко использовать, но очень трудно запомнить . Это делает их бесполезными, когда приходит время рисовать по воображению - они имеют слишком много форм.

Чтобы легче запомнить, нам нужно разделить все эти формы на несколько простых блоков. Это как писать: неграмотный человек может скопировать все строки вместе со стилем букв, в то время как грамотный человек будет копировать буквы - не строки, а, скорее, их идею.

В этом упражнении вы научитесь буквам рисования. Понять это очень и очень важно. На самом деле, существует шанс того, что если вы поймете его, остальные упражнения будут для вас практически очевидными. Будьте крайне внимательны при выполнении упражнения и помните: если вы в любой момент заметите, что вы недостаточно контролируете ситуацию (например, овал не выглядит так, как вам хотелось бы), отвлекитесь от упражнения и ненадолго займитесь практикой точности.

Используя правила создания глубины, практикуйтесь в рисовании форм. Они не должны быть на 100% точными в отношении перспективы; все, что вам нужно - это верно определенные стороны. Вы должны суметь определить, где перед, зад, верх, низ и боковые стороны, какие из них видимы, а какие нет.

Вам не нужно быть излишне точным при рисовании фигуры, но постарайтесь держать линии чистыми, насколько это возможно, без использования ластика. Рисование слишком большого количества линий указывает на неуверенность, и, возможно, на недостаток способностей. Если вы заметите, что ваши линии перекрываются слишком сильно, вернитесь к предыдущим упражнениям.

Шаг 1. Эллипсоид

Эта форма похожа на сферу, но вместо круга в поперечном сечении у нее эллипс. Фигура хорошо подходит для основы тела живых существ.

Шаг 2. Цилиндр

Цилиндр похож на 3D форму линии - линии с добавлением объема. Он идеален для построения конечностей.

Шаг 3. Коробка

Несмотря на то, что коробки не кажутся такими уж органичными, для них найдется место среди частей тела, например, в бедрах животных.

3. Модифицируйте буквы

Было бы здорово, если бы все, что было бы нам необходимо для построения чего угодно, ограничивалось этими тремя буквами, не правда ли? Плохая новость - этого не достаточно; хорошая новость - остальные нужные нам «буквы» могут быть созданы на основе этих трех.

В этом упражнении позвольте себе повеселиться с тремя основными буквами. Представляйте их, как материальные формы, добавляйте к ним что-то. Сжимайте, растягивайте, сгибайте…Суть в том, чтобы понимать их перспективу, что бы вы с ними не делали. Скажу вновь, если это слишком сложно, вернитесь к практике перспективы. Не ругайте себя, будьте спокойны - торопиться некуда!

4. Рисуйте простые структуры по воображению

Пришло время рисовать по воображению! Не драконов, еще нет. Посмотрите, сможете ли вы представить простую структуру, построенную из всех форм, которые вы отрабатывали ранее. Затем нарисуйте их, но не единожды. Поверните их в своем воображении и нарисуйте снова. Убедитесь, что ваши формы не меняются, что это не просто удачное совпадение. Вам не следует основывать свои способности на удаче!

Начните с простых конструкций, затем стройте более и более сложные.

5. Найдите ритм объекта

Начиная с этой минуты, мы будем более специфичны. Выберите тему, которая вам интересна. Помните: вы не научитесь рисовать, скажем, животных, сделав одно упражнение. Орел похож на скорпиона не более, чем на стул - название «животное», которое делят орел и скорпион не делают их одним и тем же. Некоторые группы животных, несомненно, похожи, но это может быть обманчиво. Львы и волки идентичны, но если их можно было бы нарисовать одним и тем же способом, они бы не были разными животными!

Поэтому, будьте специфичны. Если вы хотите рисовать животных, вы можете выбрать льва. Его анатомию легко понять, есть много фотографий львов в интернете, а еще они разделяют несколько качеств с большинством животных, которых вы можете захотеть нарисовать, как, например, волки или даже лошади. И если вы хотите рисовать драконов, львы - все еще хороший выбор, если вы, конечно, представляете драконов более похожих на динозавров, чем на ящериц.

Шаг 1

Соберите несколько источников (картинок, фото) с выбранным животным в разных позах. В случае со львом лучше выбрать львицу или молодого льва, так как грива зачастую скрывает важные анатомические детали.

Мой любимый способ сбора источников - использование Google Картинки. Чтобы получить точный результат, постарайтесь быть специфичны в своем запросе:«львица идет/бежит/охотится/играет» лучше, чем просто «львица». Предупреждение: будьте внимательны, Google не всегда прав насчет того, что пометили «лев».

Шаг 2

Посмотрите на все картинки, и постарайтесь найти некий общий ритм. Например, эти позы сильно различаются между собой, находятся в разных перспективах, но у них у всех есть что-то общее. Найдите эти элементы и набросайте их, используя настолько мало линий, насколько возможно. Рисовать эти линии нужно просто - никаких деталей, никаких корректив. Вы должны нарисовать их быстро, по крайней мере, когда вы их уже отработаете. Эти рисунки делайте небольшими - так будет легче сохранить правильные пропорции.

Если это вам кажется слишком сложным, возможно вам будет полезно взглянуть на скелет животного и попытаться представить его в живом теле. Помните: ваши наброски не должны выглядеть, как мои. Они должны быть результатом вашего анализа и понимания, а попытки копирования меня только усложнят для вас задачу в будущем.

Вам не обязательно рисовать прямо на картинках, это лишь иллюстрация того, что вы должны видеть, смотря на них

6. Практикуйте ритм

Шаг 1

Время протестировать ваши «линии ритма». Нарисовать их должно быть легко, и они должны построить целый силуэт очень минималистично. Чтобы проверить, так ли это, воспользуйтесь этим онлайн-создателем слайд-шоу . Используйте тот же запрос, что и ранее, отрегулируйте опции поиска, если необходимо (если вы не хотите сюрпризов, вам лучше выбрать Strict SafeSearch (Безопасный поиск)), и когда слайд-шоу начнется, нажмите «very slow» (очень медленно).

Вы также можете использовать любую галерею на deviantArt для этой цели, если вы предпочитаете особую подборку картинок.

Шаг 2

На старт, внимание, марш! Рисуйте линии с текущего слайда так быстро, как можете. Не волнуйтесь, если сначала вы не успеваете, ваша цель в данном случае - подстроить линии ритма, разработанные вами под нужную скорость. По ходу дела упрощайте их, и воспринимайте это, как вызов, а не как соревнование.

Однако если вы чувствуете, что вы действительно не можете сделать это, замедлитесь. Остановите картинку, нарисуйте ее так быстро, как можете, а затем переключитесь на следующую картинку вручную. Нарисуйте несколько картинок таким образом, затем попробуйте продолжить с таймером. Если времени для вас все еще недостаточно, вернитесь к предыдущему упражнению - может, есть ритм, который вам нравится больше?

Пропускайте неточные слайды, и если какая-то картинка приковывает ваше внимание (если это интересная поза), вы также можете поставить презентацию на паузу, чтобы поработать над ней подольше. Однако не злоупотребляйте этой функцией!

Шаг 3

Когда у вас уже полностью получается, и вы набрасываете каждую картинку за секунды, вы можете приступить к рисованию по воображению. Лучше всего выполнять это упражнение сразу после предыдущего - ваша рука и ваш разум будут достаточно разогреты и сфокусированы на нужной теме.

Нарисуйте несколько поз по памяти и несколько по воображению. Не ограничивайте себя простыми позами, доходите до безумств! Это просто для вас? Отлично! Вы можете продолжить. Если нет - вернитесь к Шагу 1. На этот раз вы можете выбрать другой запрос, например, если вы использовали «львица бежит», на этот раз введите «львица сидит». Чем больше разных поз вы нарисуете, тем сильнее они отпечатаются у вас в голове.

7. Найдите рецепт

Как только вы сможете рисовать любую позу из воображения за секунды, чисто и без использования ластика, вы готовы к созданию рецепта тела.

Шаг 1

Вновь займитесь поиском источников для вашей темы, но на этот раз будьте более избирательны. Выберите только несколько из них, но каждая их этих картинок должна показывать позу так, как другие не могут. Постарайтесь найти одну для вида сбоку, одну для вида спереди, и, по желанию, по одной для вида сзади и сверху.

Шаг 2

Распечатайте картинки с пониженной непрозрачностью. Вы можете сделать это при помощи Photoshop или любого другого приложения для работы с графикой, или же отрегулировать непрозрачность в настройках принтера. Можете использовать черно-белые картинки.

Шаг 3

Посмотрите на эти картинки, и сравните их с диаграммой мышц льва . Представьте тело, заполненное простыми формами, которые мы отрабатывали ранее. Как бы вы могли построить что-то, напоминающее тело из наименьшего возможного количества таких форм?

Используйте ваш карандаш или шариковую ручку, чтобы рисовать формы прямо на картинках. Сделайте их одинаковыми для всех картинок - это 3D формы, и они должны быть построены согласно перспективе поз. Сделайте эти рисунки настолько точными, насколько возможно, не используя слишком большого количества форм.

Если ваши наброски стали грязными, распечатайте лист с картинками еще раз. Не торопитесь, так как это очень важный шаг!

Подсказка: если у вас получится очень реалистичная фигура животного, включите ее в свой анализ. Нет ничего лучше 3D-модели, когда дело доходит до понимания формы чего-либо!

Помните, это должен быть ваш анализ - не копируйте меня!

Это упражнение поможет вам понять, что даже конечности не плоские, и они могут выглядеть не так, как вы ожидаете в некоторых видах.

Шаг 4

Вернитесь к своим наброскам из упражнения 6. Используйте ваши «схемы тела» в качестве источника, и положите 3D-формы на «скелеты». Когда вы приступите к этому заданию, не бойтесь модифицировать и упрощать структуру. Ваша схема должна позволять вам быстро создать ощущение реалистичного животного, не оставляя много воображению, но также и без излишней детализации.

Шаг 5

Вновь воспользуйтесь слайд-шоу по собственному выбору и начните набрасывать, на этот раз используя и ритм, и тело. На этом этапе это должно быть легко для вас! Если это не так, убедитесь, что в ваших телах есть все необходимые линии, но не линией больше. Ищите пути сокращения количества линий, посмотрите, какие линии могут быть соединены в одну, и какие вы можете пропустить.

8. Добавьте специи

Это упражнение самое медленное, без четкой конечной точки. Ваша цель здесь - показать тщательный анализ деталей. Нарисуйте глаза, нос, уши, бакенбарды, рот, зубы; проанализируйте складки шерсти, части костей, видимые через кожу, направление роста шерсти на всем теле. Используйте картинки хорошего качества для этого упражнения, и никогда не останавливайтесь на одной.

У деталей тоже есть свои способы сокращения, но в этот раз вам нужно быть более осторожными при их создании. Любая ошибка в пропорциях будет сильно заметна, поэтому иногда лучше оставить набросок незаконченным, чем дополнять его неверно понятыми деталями.

9. Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь!

После того, как все эти упражнения станут предсказуемыми и скучными, вы можете начать упражнение, которое должно отпечатать эти знания в вашей голове надолго. На этом этапе это должно быть достаточно легко сделать, а если это не так, что ж, вы знаете, что делать.

Включите хорошую музыку или аудиокнигу, или что угодно, что вам нравится слушать, когда вы делаете что-либо, особо не задумываясь. Используйте огромный набор источников и набрасывайте их все, один за другим, быстро и эффективно. Ваша работа на день будет завершена, когда вы поймете, что думаете о чем-то другом, и делаете наброски автоматически, что наброски начинают получаться без каких-либо осознанных усилий с вашей стороны.

10. Протестируйте знания

Проблема с памятью заключается в том, что информация, которая не используется, быстро забывается. Рисовать невероятные вещи после целого дня практики, а через несколько дней вернуться к уровню дошкольника в порядке вещей.

Чтобы убедиться, что информация сохранится у вас в голове, вам нужно убедить свое сознание, что она вам действительно необходима. А чтобы сделать это, использовать информацию необходимо регулярно. Каждая осознанная попытка вспомнить работу освежает информацию. Представьте, будто между вашей памятью и вашим сознанием есть дорога, и чем чаще вы по ней ходите, тем больше она подходит для прогулок. Но как только вы перестанете ходить по этой дороге, она исчезнет под травой и сорняками.

Эти упражнения полностью о рисовании по воображению. Если вы практиковались с рисованием львов, теперь рисуйте их без каких-либо картинок. Используйте все позы, которые приходят вам в голову: как львы охотятся, прыгают, крадутся, лежат лапами кверху…Убедитесь, что вы не угадываете, что вы берете всю необходимую информацию из своей памяти. Чем чаще вы будете это делать, тем легче будет получить доступ к этой информации в будущем.

И если вы вдруг поймете, что вам приходится угадать что-либо, потому что вы это забыли, или не научились этому вовсе, пожалуйста, воспользуйтесь картинкой, чтобы этому научиться. Это не будет мошенничеством - обучение есть постоянный процесс, и умение рисовать льва по воображению вовсе не означает, что ни одна из поз никогда не будет для вас проблемой. Хотя, со временем, таких проблем будет меньше, если вы действительно будете фокусироваться на теме.

Что теперь?

Я часто вижу, как люди жалуются, что они не могут рисовать по воображению. Я уверена, что после того, как вы выполните эти требующие времени упражнения, вы поймете всю абсурдность, скрытую в этих словах. Рисование по воображению - это не способность, которую вы имеете или нет. Это навык, многопространственный навык. Вы можете научиться рисовать львов по воображению, а волки все так же могут остаться для вас загадкой.

Вам необходимо решить, что вы хотите уметь рисовать по воображению. Каждая тема займет немало вашего времени и сил, и все, чему вы научитесь, потребует от вас практики, дабы сохранить навыки в хорошем виде, поэтому, выбирайте мудро. Научиться всему совершенно не обязательно!

И у меня для вас есть еще одно задание. Когда вы услышите, как кто-то говорит «Я не могу рисовать по воображению; я знаю, как выглядит лев, но когда я пытаюсь его нарисовать, он выглядит ужасно», объясните им, почему так выходит. Если вы знаете, каково блюдо на вкус, это вовсе не значит, что вы сможете приготовить его без рецепта! Если вы действительно хотите научиться, покажите им, как. Вместе мы сможем избавиться от опасного мифа!

Творческая работа художника в значительной степени основывается на работе памяти и воображения. Создание произведений искусства немыслимо без творческой фантазии, без участия памяти. В практике художественного образования сложилась определенная терминология, которая различает некоторые виды работ над изображением, проводимые без непосредственного использования натуры. Это рисование по памяти, по представлению и по воображению . В их основе лежит работа памяти, мышления, а также предшествующие наблюдения и рисование с натуры.

Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисунков и набросков на основе зрительной памяти, т.е. следов, имеющихся в памяти в результате недавно проведенного рисования с натуры. В этом случае изображаемый объект передается на рисунке в таком же положении, с той же точки зрения, как это имело место при рисовании с натуры. У художника обычно сохраняются достаточно четкие впечатления от процесса работы над рисунком с натуры, что позволяет достаточно убедительно выполнить рисунок аналогичного содержания по памяти . В последнем случае стремятся передать в рисунке наиболее существенные особенности натурной постановки.

Рисунок по памяти

При рисовании изобразительная деятельность протекает по несколько иному принципу. Изображение выполняется также на основе работы памяти, с использованием зрительных представлений, полученных ранее в результате наблюдений и натурных зарисовок. Кроме того, в процессе рисования определенную роль играет воображение, умение изобразить знакомые объекты в различных положениях, комбинациях. Рисование является более сложным видом изобразительной деятельности, чем рисование по памяти . Одним из наиболее часто практикуемых видов занятий рисованием являются задания по изображению сюжетов академических постановок или отдельных объектов, изучавшихся ранее при рисовании с натуры и передаваемых затем в рисунках по представлению в различных положениях, словно бы вы рассматриваете их с разных точек зрения.

Рисование по воображению , как видно из названия, основывается на работе воображения, фантазии, памяти. Вы можете изобразить какие-либо реальные объекты, предметы в самых неожиданных, порой невероятных сочетаниях. Нередко рисовальщик создает на основе творческого воображения как будто бы совершенно новые, никогда им не виденные события или предметы. Между тем это новое создается художником на основе памяти, зрительных представлений, приобретенных путем наблюдений и зарисовок окружающей действительности и является отражением, воспроизведением следов ранее воспринятых впечатлений. Такие представления в сочетании со знанием изображаемого материала и с творческим воображением, обогащенные и преобразованные фантазией, являются обязательным условием создания произведений искусства.

Рисунок по памяти и представлению

Работа по воображению требует определенной степени развития зрительной памяти и воображения у рисующих, наличия у них навыков работы без непосредственной зрительной опоры на натуру. Такие навыки и умения приобретаются в результате основательной и систематической работы над рисунками и набросками с натуры, по памяти и по представлению, над эскизами композиций.

В формировании представлений, в запоминании особенностей строения, внешнего облика того или иного объекта большую роль играет сознательный целенаправленный процесс рисования с натуры. При выполнении каждого рисунка происходит изучение изображаемого объекта, углубление познаний о нем, осуществляется процесс запоминания. Следовательно, тренировка зрительной памяти и ее развитие происходят фактически повседневно, на каждом этапе работы над рисунком с натуры.

При выполнении упражнений по памяти и , при выполнении эскизов композиций работа по памяти проходит еще более интенсивно и целеустремленно. В этих случаях активизируется мышление, внимание художника. При этом в памяти воспроизводятся главным образом наиболее существенные черты изображаемых объектов.

Рисунок по представлению

Одним из основных условий прочного запоминания является осмысленное изучение материала, его повторение. Процесс запоминания, прочность сохранения в памяти воспринятого материала связаны с процессом мышления (отбор главного, существенного в изображаемом, анализ зрительной информации). Желая нарисовать по памяти или какой-либо объект, сценку, рисующий должен сделать определенное волевое усилие, направить мышление, память по нужному руслу, чтобы вызвать необходимые зрительные ассоциации, четкие представления. Сосредоточившись и вспомнив очертания нужного объекта, его характерные особенности (внешний облик, пропорции, главные определяющие черты), рисующий может приступить к графическому воплощению образа, предмета или события, воссозданного в его памяти.

Систематичность и последовательность проведения занятий рисованием по памяти и может достигаться благодаря специальным упражнениям в этих видах рисования, а также за счет увязывания этих упражнений с выполнением длительных заданий с натуры. Поэтому по окончании работы над наиболее важными учебными постановками по рисунку ставьте перед собой задачу выполнить по памяти рисунок каждой из этих постановок, передав главные ее особенности, без подробной характеристики деталей. Основной задачей при выполнении такого рисунка является закрепление в памяти зрительных представлений, полученных при работе над постановкой по рисунку с натуры.