Врожденная грамотность и безграмотность. Русский по-взрослому: существует ли врожденная грамотность

Инструкция

На самом деле, формулировка «врожденная грамотность» не совсем корректна. Ведь понятие «грамотность» означает знание правил грамматики и умение ими пользоваться. Так что «врожденной» она в принципе не может быть, т.к. знания не передаются генетически. То, что в народе называется «врожденной грамотностью», правильнее будет назвать «чувством языка», т.е. способностью быстро ориентироваться в правилах языка. Врожденным же может быть предрасположенность к обучению тем или иным предметам. Например, если у человека лучше функционируют части мозга, отвечающие за логическое мышление, ему легче будет изучать точные науки, такие как физика или математика. Это можно сравнить с другими способностями – к музыке или спорту. Так что «грамотность» – вещь приобретенная.

На то, что называется «врожденной грамотностью», в первую очередь, влияет память, особенно зрительная. Как правило, люди, которым приписывают это свойство, много читают в детстве. Особенно если они читают классическую литературу. Высокий интеллектуальный и культурный уровень этих произведений, а так же грамматически правильно написанный текст, непременно отложится в памяти. А если читать много, то со временем мозг способен так обработать накопившуюся информацию, что самостоятельно выработает алгоритм верно выстроенной грамматики и орфографии.

Кроме того, не последнюю роль играет обстановка, в которой вырос ребенок. Например, если в семье общаются на каком-нибудь диалекте, а ребенок потом идет в русскоязычную школу, ему будет намного сложнее ориентироваться в русском языке, чем тому, кого растили русскоязычные родители. То же самое касается детей, воспитанных в двуязычной семье – в подсознании ребенка образуется смесь из грамматики из двух языков. Ярким примером является ситуация в университетах Германии – на некоторых специальностях студентам повторно преподается немецкий язык, если они родом из местности с сильно отличающимся от литературного языка диалектом.

Таким образом, «врожденная грамотность» образуется посредством ряда факторов: среды, в которой вырос ребенок, хорошей памятью, чтением литературы, заучиванием правил языка и, конечно, практикой. Для развития «грамотности» необходимы постоянные тренировки. При написании диктантов, ребенок научится применять накопленный словарный запас, отложившиеся в памяти основы правописания и образованную цепочку «логической грамотности» таким образом, что со временем формулировки правил забудутся, а человек все равно будет писать грамотно «на автомате». Этот эффект и называется «врожденной грамотностью».

На каких принципах построена русская орфография? Какие качества необходимы, чтобы делать меньше ошибок? И может ли «приобретенная» грамотность соперничать с «врожденной»? Обсуждением этого сюжета мы открываем совместный проект «Русский по-взрослому» онлайн-издания ЧТД и ежегодной образовательной акции «Тотальный диктант». Наш первый эксперт - заместитель руководителя Школы филологии НИУ ВШЭ и организатор «Тотального диктанта» в Москве Мария Ровинская.

Русская орфография недаром так непроста: она сочетает в себе три разных принципа.

Первый (основной) - морфологический: он требует, чтобы значимая часть слова (морфема) сохраняла форму и писалась всегда одинаково. Именно поэтому мы проверяем правописание, например, безударного гласного такой формой или таким однокоренным словом, где гласный находится под ударением (зима / зимы ).

Второй принцип - фонетический: «как слышится, так и пишется». Он объясняет, почему приставка раз- имеет пять (!) вариантов написания:
раз- (не под ударением и перед гласным или звонким согласным - разыскать ),
рас- (не под ударением и перед глухим согласным - рассыпать ),
роз- (под ударением перед гласным или звонким согласным - розыск ),
рос- (под ударением перед глухим согласным - россыпь ),
разо- (перед сочетанием согласных - разобрать ).

Третий принцип - исторический. Он обязывает нас писать слово определенным образом, потому что так сложилось, таков итог развития языка. Например, мы не можем проверить написание слова заря формой множественного числа зор и, потому что в этом случае действует другой закон - приходится вспомнить про чередующиеся корни.

Пишущий на русском языке вынужден не только держать в голове изрядное количество нетривиальных правил, но и помнить, какое именно правило применить, каким орфографическим принципом руководствоваться.

Скажем, правописание согласного в слове просьба мы проверяем сильной позицией перед гласным (просить ), а написание слова свадьба нельзя проверить словом сватать . Гласный в слове сидеть в школе приучают проверять деепричастием сидя , умалчивая о том, почему для проверки не годятся другие формы, в которых корень находится под ударением (сел, сядь ).

Пишем мы все больше и больше, а орфография проще не становится. Справиться с трудностями русского письма помогают хорошая зрительная память, развитые навыки чтения и языковое чутье.

Счастливых обладателей таких качеств и принято называть людьми с врожденной грамотностью. Слово «врожденный» в этом выражении относится именно к перечисленным природным свойствам: увы, мы не рождаемся с талантом писать грамотно.

Про врожденную грамотность филологи, работающие в проекте «Тотальный диктант», слышат чаще всего, когда участник диктанта обескуражен количеством допущенных ошибок и невысокой оценкой: «Как же так? У меня же врожденная грамотность! Я никогда не учил правил и всегда писал без ошибок!»

Возможно. Но текст «Тотального диктанта» сложнее адаптированных, специально подготовленных для решения учебных задач школьных текстов. И в нем встречаются слова, к которым у многих нет «визуальной привычки».

В некоторых ситуациях визуальная память помочь не может, а интуиция или молчит, или подсказывает неверное решение. Это часто бывает, когда пишущий сталкивается с непривычным словом - даже если его написание регулируется правилом.

Скажем, как нужно писать - подитог или подытог ? Безыскровый или безискровый ? Очёчки или очочки ? Как по правилам записать слово, которым называют игрока «Клуба веселых и находчивых»? Квнщик? КВНщик? КВН-щик? Кавээнщик?

Со словами розыск, безынтересный, звоночки, которые мы видим гораздо чаще и которые отрабатываются в школьных упражнениях, проблем, как правило, не возникает. А редкие, незнакомые или искусственные слова всегда вызывают трудности у пишущего.

Врожденная грамотность - это как врожденное знание правил дорожного движения. Бывают талантливые водители, которые хорошо чувствуют ситуацию на дороге, интуитивно «считывают» логику разрешений и запретов внутри системы.

Но и на дороге бывают ситуации (и их немало), которые регламентируются законами, не познаваемыми интуитивно. И только твердое знание правил помогает водителю выбрать верное решение.

А уж говорить о врожденной пунктуационной грамотности и вовсе невозможно. Как мы знаем, знаки пунктуации не всегда соответствуют паузам и интонации устной речи. Во многих случаях грамотное оформление письменного текста без обращения к справочникам затруднено. Вряд ли кто-то может похвастаться тем, что никогда не учил правила оформления прямой речи, но делает это безошибочно.

Так что запятые мы расставляем правильно только потому, что с детства застряли в наших головах термины «сложное предложение», «однородные члены» и «деепричастный оборот». Мы учили правила. Врожденная грамотность, конечно, облегчает жизнь пишущего. Но настоящая грамотность, если мы говорим о русском языке, требует внимания, усилий и знаний.

Вопросы и ответы

Сколько раз в неделю и в какое время проходят занятия?
Во время учебного года занятия обычно проходят два раза в неделю (графики могут быть такими: "Понедельник - Четверг", "Вторник - Пятница", "Среда - Суббота"). Также формируются группы, которые учатся один раз в неделю (Суббота или Воскресенье). Занятия проходят или с 16 до 18 часов, или с 18 до 20 часов. Каникулярные группы занимаются ежедневно в первую половину дня.

Учите ли вы писать сочинение?
Отдельного курса "Сочинение" не существует. Но существует курс "Развитие речи", на котором дети учатся строить устный или письменный ответ на любую тему (в курсе также изучается формальная логика). Если ваш ребенок пройдет обучение на данном курсе, а затем освоит орфографию и пунктуацию на курсе русского языка (12 занятий + 12 занятий), он сможет написать школьное сочинение на "хорошо" или даже "отлично".

Можете ли вы гарантировать, что мой ребенок после обучения на ваших курсах будет писать грамотно и получать в школе хорошие отметки?
Мы можем гарантировать тот или иной результат обучения исходя из результатов тестирования. Например, кому-то для "четверки" или "пятерки" достаточно пройти на наших курсах всего одну ступень обучения (12 занятий), а кому-то три ступени (36 занятий). Мы гарантируем, что ваш ребенок после обучения на наших курсах глубоко поймет орфографические и пунктуационные правила и, главное, научится их применять в диктантах, изложениях и сочинениях.

Готовят ли ваши курсы к поступлению в ВУЗ?
Да. Если у ребенка "четверка" или "пятерка" в школе, то для успешной сдачи экзамена по русскому языку в ВУЗ ему достаточно пройти на наших курсах одну ступень обучения (12 занятий. Ступень "Абитуриент"). Но советуем заранее пройти наше тестирование, которое показывает объективную картину: вдруг отличник знает язык на "тройку". Тогда ему придется пройти не одну ступень, а две или три.

Можете ли вы отказать ребенку в обучении?
Да. Если во вступительном тесте ребенок сделал более ста ошибок и если у него серьезные логопедические проблемы. На наших курсах русского языка существует коррекционная ступень для детей с затрудненным усвоением лингвистической информации. Мы организовываем небольшие группы из таких детей и добиваемся достаточно хороших результатов. Но если у ребенка дислексия, то гарантировать высокий результат обучения было бы слишком смело. Насколько нам известно, дислексия поддается коррекции только в детстве, а в отрочестве и юности ее не всегда лечат даже опытнейшие логопеды. ("дислексия" - от греч. "дис" - "расстройство" и "лексис" - "слово"; т. е. нарушение чтения и письма)

Берете ли вы на курс русского языка детей с плохими навыками чтения. Или надо сначала пройти курс чтения?
Берём, конечно. Как правило, дети, которые очень плохо читают, делают во вступительном тесте много ошибок и сначала попадают на первую ступень обучения. А на первой ступени обучения мы занимаемся не только орфографией и пунктуацией, но и одновременно отрабатываем приемы правильного чтения.

Мой ребенок хочет пройти у вас курс "Развитие речи". Обязательно ли сначала пройти курс русского языка?
Нет, не обязательно. После тестирования и собеседования вы можете записаться на курс "Развитие речи". Но если во вступительном тесте ваш ребенок допустил очень много ошибок, то пройти сначала курс русского языка, конечно, желательно.

Мой ребенок правила знает, а применить не может. За диктанты у него тройки и двойки. Можете ли вы помочь в такой ситуации?
Конечно. Существует ступень, которая называется "Диктант". Она и предназначена для развития прочных навыков письменной речи. С нашей точки зрения, нельзя говорить, что ребенок знает правила и не может их применить. Если не может применить, то, наверное, и не очень-то знает. Или не понимает. Точно выяснить ситуацию поможет тестирование.

Существует ли "врожденная грамотность"?
Давайте сначала разберемся, что мы понимаем под этим термином. Про кого говорят "у него врожденная грамотность"? Так говорят про человека, который, не зная правил, пишет без ошибок. Но это все равно не врожденная, а приобретенная грамотность. Но приобретенная с раннего возраста. Что же необходимо, чтобы приобрести "врожденную грамотность"? Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью. Во-вторых, много, много читать. И чем раньше ребенок начнет читать, тем лучше. В-третьих, надо своей рукой писать те слова, которые прочитал в книге и запомнил (и практиковаться в письме нужно достаточно часто). Но все-таки надо учитывать, что даже очень грамотный человек в действительно сложных правилах (особенно при расстановке знаков препинания) все-таки ошибается. Также словосочетание "врожденная грамотность" использовалось как название методики на курсах "Репетитор". Кстати, некоторые из наших преподавателей начинали свою трудовую деятельность именно на этих курсах и проработали по методике "врожденной грамотности" много лет.

Начнем с того, что врожденной грамотности не бывает в принципе, это миф. Все дело в неверной терминологии. Правильнее говорить «языковое чутье». Оно отлично помогает писать без ошибок повседневные тексты. Его можно развить у ребенка с самого детства, для этого разработаны конкретные требования. Взрослых тоже учат и называют это «курсами врожденной грамотности». Но это уже иная сфера услуг, это шарлатаны.

Языковое чутье

Иногда этот феномен называют еще красивее: лингвистический тип интеллекта. Людей, обладающих им, немало. Они часто говорят о себе, что никогда не учили никаких правил русского языка, потому что не нуждаются в этом. Они много читают и, таким образом, запоминают, как выглядят слова. Часто для того, чтобы решить какое написание слова правильное, им достаточно написать оба варианта. Они тут же увидят, какой из них верный. Работает визуальная память - отличный помощник, если имеешь дело с простыми и рутинными текстами.

А вот если встречается сложный текст, то никакое языковое чутье не спасет. Без знаний правил и тонкостей языка ничего не получится, чудес не бывает. Бывает только труд.

Об особенностях русской орфографии

Русский язык - один из самых непростых языков с грамматической точки зрения. Причиной тому являются три совершенно разных принципа орфографии:

  1. Главный морфологический принцип заключается в одинаковом написании главной части слова (морфемы). Именно благодаря этому принципу нас со школьной скамьи заставляли проверять правильность безударной гласной однокоренным словом, где эта гласная является ударной. Например, шалун - шалость, молодой - молодость, свинья - свиньи и т. д.
  2. Фонетический принцип - самый запутанный для современного человека. С одной стороны, он говорит о том, что нужно писать, как слышится. Тогда по логике вещей вместо «город» нужно писать «горат», или «прикрасна» вместо «прекрасно». Но нет же, такое было только в древнерусских текстах. В нашем языке сохранились лишь остатки. К примеру, манка с одной «н» из манной крупы с двойной "н". Или кристальный с одной «л» и кристаллизация с двумя «л» из кристалла с опять же двойной «л» … По поводу правил и исключений по фонетическому принципу самым лучшим ответом на вопрос «почему» будет лишь одно: «потому». Никакой системы, словом.
  3. Исторический принцип с группой слов и выражений, написание которых сложилось исторически. Есть «слова-одиночки» типа песка или хозяина без каких-либо родственных исторических слов. Или правило из разряда «не верь ушам словим», по которому «жи» и «ши» нужно писать через «и». Правило пришло из старославянского мягкого произношения слов с этими буквами. И снова никакой системы.
  4. Все, кто пишет на русском языке, должны знать не просто огромное число правил и исключений. Мы должны помнить, когда и какое именно из них применяется, и каким принципом из трех существующих нужно руководствоваться в каждом случае. К сожалению, инстинкт врожденной грамотности здесь нам не помощник.

Когда «лингвистический интеллект» может навредить

Если визуальная память молчит, интуиция легко может подсказать неверное решение. Такая ситуация часто встречается, если человеку с языковым чутьем встречается непривычное слово. Он не знает правила, для него легче довериться «внутреннему голосу».

Врожденная грамотность во многом похожа на врожденное знание правил дорожного движения. Встречаются водители, которые отлично ориентируются на дорогах, понимая запреты, разрешения и лучшие способы маневров. Но есть сложные дорожные развилки или ситуации, которые можно разрешить лишь с помощью неукоснительных правил.

Шок на тотальном диктанте

Люди, обладающие «врожденной грамотностью», часто впадают в состояние шока после написанного ими тотального диктанта.

Тотальный диктант - великолепный проект, посвященный грамотному письму на русском языке. Это ежегодный письменный тест, в котором добровольцы пишут под диктовку.

Тотальный диктант никогда не бывает простым. Поэтому многие участники безмерно удивляются, когда их визуальные привычки не помогают освоить современный художественный текст на русском языке. Привычное «я всегда писал без ошибок» в данном случае не работает.

Что делать с запятыми: пунктуационная грамотность

С пунктуацией еще труднее, запятые и прочие знаки препинания в русском языке далеко не всегда совпадают с паузами и интонациями устной речи. «Чувствовать запятую» попросту невозможно, нужно знать ее смысловую роль и правила использования.

Пунктуационную грамотность можно только выучить, разбирая и формируя стойкие навыки постановки знаков препинания в процессе письма. Одна прямая речь в русском языке чего стоит с правилами ее оформления. Так что с кавычками, запятыми и другими знаками другого пути нет.

Шарлатанство и волшебные курсы

Если вас приглашают на курсы обучения врожденной грамотности для школьников или взрослых, перед вами шарлатаны чистой воды.

Во-первых, мы договорились, что есть приобретенная в детстве интуитивная грамотность. Врожденной грамотности не бывает по сути, это следствие неверной терминологии.

Во-вторых, даже если допустить возможность существования врожденного феномена, то обучить ничему врожденному нельзя. Как, например, нельзя обучить петь великолепным сопрано, потому что это врожденное свойство голоса.

Шарлатанам до этого дела нет. «Ультрасовременный мегакурс экстракласса» - только так и не иначе называются их чудесные курсы. «Нейролингвистика, неосознанный уровень и запуск программы у мозга» - любимые выражения и аргументы у организаторов такого рода услуг. К сожалению, они находят своих потребителей, спрос на "курсы врожденной грамотности для школьников" существует до сих пор.

Что работает на самом деле

Явление врожденной грамотности неплохо исследовалось, поэтому факторы ее формирования давно определены:

  • Этническая принадлежность семьи, в которой растет ребенок. Имеется в виду диалект, на котором разговаривают родители. У южан, например, интуитивная грамотность встречается реже: их фонетика отличается от классической орфографии.
  • Известный русский педагог Ушинский всегда возражал против изучения иностранного языка в раннем детстве. Аргументом было то, что при использовании второго (не русского) языка в бытовых разговорах врожденная грамотность встречалась реже. Мешало также «двуязычие» в семье.
  • Языковая среда для ребенка: чем разнообразнее и грамотнее речь родителей, тем больше связей и закономерностей формируется в мозге ребенка. Сюда же относится и чтение ребенку вслух - великолепный и доступный инструмент воспитания языкового чутья.

  • Конечно же, самостоятельное чтение. Важно, чтобы книги и тексты в них были качественными.
  • Письмо, письмо и еще раз письмо. Даже простое переписывание текста. В этом случае к визуальным механизмам запоминания добавляется мощнейший кинетический.

На пустом месте языковое чутье не вырастет. Здесь будет полезным и образное мышление, цепкая детская память и способность к зрительному восприятию. Одним словом, ребенком нужно серьезно заниматься. С самого раннего возраста соблюдаем следующие правила, которые можно обозначить в целом «методикой врожденной грамотности»:

  • Не ленимся разговаривать с ребенком, следим за речью.
  • Читаем ребенку вслух столько, сколько он просит (и даже больше).
  • Фильтруем книги, выбираем лишь ценные источники с художественной и стилистической точек зрения.
  • Не перестаем читать вслух, даже если ребенок научился читать сам (важнейшее правило).
  • Учим и говорим стихи, просим пересказывать прочитанные книжки.
  • Инициируем самостоятельное письмо вручную: открытки к праздникам, стенные газеты, толстые красивые тетради в виде дневников и т. д. - лишь бы ребенок писал.

Отдельно занимаемся с детьми, у которых уже есть чувство языка. Обычно они не хотят учить правила и не видят в них пользы. С пунктуацией у таких детей обычно есть проблемы. Лучший метод для школьников с врожденной грамотностью - от примера к правилу (в школе учат наоборот). Нужно разобрать несколько похожих фраз с выводами и правилом, которое появится само, согласно логике.

И не останавливаемся сами, русский язык нужно изучать всю жизнь. Такой уж это язык…