Знакомство с буквой ч в подготовительной группе. Конспект (НОД) тема: «Звуки и буквы Ч, Щ» (подготовительная к школе группа)

Учитель начальных классов МБОУ «Шаховская СОШ» с.Шахи, Павловский район, Алтайский край

Данный материал представляет собой конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы (6-7 лет). Тема занятия: Звук [ч’], буква Ч.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Звук [ч’], буква Ч.

Цели:

Создать условия для знакомства со звуком [ч’] и буквой Ч, которой он обозначается на письме;

Выделить характерные особенности звука [ч’], уточнить его артикуляцию;

Упражнять детей в умении выделять звук [ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове, придумывать слова с заданным звуком;

Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;

Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.

Оборудование : презентация, компьютер, проектор, сигнальные карточки, карточки-смайлики, элементы буквы Ч для каждого ребенка (изготовленные из бархатной бумаги).

Ход занятия

1. Приветствие.Проверка готовности к занятию.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.

2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.

Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение. (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.

Итак, ребята, за работу!

3. Актуализация знаний.

На прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее. (фото 1) (один ребенок напоминает остальным)

Произнесем ее вместе медленно.

Теперь произнесем ее быстро.

Какой звук встречается чаще других?

Вспомним, какой он: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Что еще мы знаем об этом звуке?

Каким цветом на схеме обозначается твердый согласный? (фото 2)

Молодцы!

Какой буквой обозначается этот звук? (фото3). Назовем ее все вместе.

4. Работа по теме занятия.

Сегодня мы с вами должны познакомиться с новым звуком, узнать о нем много интересного, а еще познакомиться с буквой, которой он обозначается на письме.

Для того, чтобы узнать, что это за звук, отгадайте загадку: (фото4)

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет. (кузнечик)

Кто это? А вы видели настоящих кузнечиков? А слышали ли вы, как стрекочет кузнечик?

Я предлагаю вам сейчас послушать стрекотание кузнечика, но для того, чтобы его услышать, нам с вами нужно на минутку замереть и внимательно-внимательно слушать. (фото 5)

Услышали, как стрекочет кузнечик? Давайте теперь мы с вами попробуем превратиться в маленьких кузнечиков и пострекотать: ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Какой звук мы с вами сейчас произносили?

Как вы думаете, звук [ч’] согласный или гласный?

Чтобы узнать, твердый он или мягкий, послушаем звуки в словах (работаем в тетради и по презентации). Приготовили карандаши. Что изображено на первой картинке? Будем слушать звуки в слове часы. (последовательно выделяем каждый звук в слове, даем ему характеристику, раскрашиваем кружки в нужный цвет: гласный звук - красный, согласный твердый - синий, согласный мягкий - зеленый) Что изображено на второй картинке? Слушаем звуки в слове чашка. (работа проводится аналогично) (фото 6)

Итак, вы справились со схемами, молодцы! Что мы теперь можем сказать о звуке [ч’]? Еще ребята, звук [ч’] также, как и звук [ш] называется шипящим. (фото 7)

5. Физминутка на ковриках.

Мы на коврике стоим,

Во все стороны глядим,

Вправо, влево, вверх и вниз,

Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

Выше руки поднимай,

Вправо, влево покачай.

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

Вправо, влево повернись,

И соседу улыбнись.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)

Вправо, влево наклонись,

Наклоняйся, не ленись,

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)

А теперь пойдем вприсядку,

Мы веселые ребятки,

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Выполняют полуприседания)

А теперь мы все поскачем,

Как веселый звонкий мячик.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Прыжки)

Руки выше подними,

Только носиком дыши.

Вот так, еще раз,

И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)

6) Продолжение работы по теме занятия.

Ребята, звук [ч’] на письме обозначается буквой Ч ч. (Фото 8). Назовем ее правильно все вместе: че.

Посмотрите внимательно на букву ч: на что она похожа? В тетрадках обведите в кружок те предмета, на который похожа буква Ч.

Ребята, посмотрите, у каждого из вас на партах лежат элементы буквы Ч, нам нужно будет собрать из них букву. (дети складывают букву Ч)

Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием. А теперь проведите пальчиком по букве Ч, чтобы лучше ее запомнить. (дети пальчиком проводят по букве, элементы которой вырезаны из бархатной бумаги)

Удалось вам получше запомнить букву Ч?

А теперь внимательно посмотрим на доску, у нас в гостях очень умная ручка, которая умеет писать все-все буквы. Сегодня она нам покажет, как правильно пишется буква Ч. (фото 9)

Давайте теперь попробуем повторить движения умной ручки: берем в ручки простые карандашики, и в воздухе попробуем написать букву Ч.

Ну, а сейчас, я думаю, вы уже готовы поработать в тетрадях и сами написать букву Ч.

7) Музыкальная физминутка.

8) Закрепление полученных знаний.

Вы у меня сегодня настоящие молодцы, так здорово работаете, что я думаю, пришло время и поиграть. На доске картинки с изображением предметов, нужно найти среди них те, в названии которых есть звук [ч’].

Молодцы. А сейчас потренируемся находить в словах букву Ч: слова записаны на доске, вам нужно будет найти букву Ч и обвести ее в кружок. (фото10)

Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.

Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.

9) Итог занятия. Рефлексия.

С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он?

Какой буквой обозначается?

Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?

Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?

Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!

Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!

Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР, развивает звукослоговый анализ и синтез, фонематический слух и восприятие. Ведущая деятельность дошкольника – игра, на занятии использованы игровые моменты, повышающие интерес детей к занятию. Помогая сказочным героям, дети знакомятся с новым звуком и буквой.

ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательные:

  1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
  2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
  3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
  4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
  5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
  6. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.
  7. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно– ласкательными суффиксами.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
  2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

“Письмо” от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чипполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком “Ч”), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла “Чучелка”, сундучок с буквой Ч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. Момент.

– Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. Гимнастика для глаз “Солнечный зайчик”:

2. Сообщение темы.

– Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

– Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра “Назови ласково” (с мячом).

Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, ложка-ложечка, вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и т.п.

– Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Ч].

3. Артикуляция звука [Ч]

(Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

4. Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.

– Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч]хлопните в ладоши.

– А теперь речевая зарядка “Не зевай, лови мяч и повторяй” (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п.

– А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком “Ч” назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

– Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это Дюймовочка (иллюстрация).

– Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука “Ч” в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.

Этот герой – Чебурашка (иллюстрация).

7. Деление слов на слоги.

– И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: “Простучи слово” (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

– Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это – Чипполино (иллюстрация).

8. Составление предложений.

– Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

– Чипполино очень понравились ваши предложения, поэтому он даёт подсказку: “Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч.

(Дети разгадывают слово “сундучок”).

– Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку).

Логопед: Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.


Ты зачем букву похитила?

Чучелка: Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею.

Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: “Уелка”).

Чучелка: Ой, как некрасиво получилось.

Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чучелка: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок” (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук “Ч” (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).

9. Знакомство с буквой Ч.

Дети садятся за столы.

– Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

– Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Ч – вы правильно решили, пишут так же, как “4”.

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

– Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Ч в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах,

преобразование слов.

– А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка – Чашка. Молодцы, убираем кассы.

11. Чтение предложений

– И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В этих конвертах – слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочить их.

12. Итог занятия.

– Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ч].

– Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.

Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: “Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок”.

Чучелка угощает детей и уходит.

– Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!


| логопедическое | логопедические занятия | занятие | конспекты занятий | обучению | программа обучения | грамоте | обучение грамоте | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | тему | и тем и тем | звук | скачать звуки | [ч] | буква | русские буквы | детский | детский сад | Страничка логопеда | Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему Звук [ч] Буква Ч Детский сад Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Тема: «Звук Ч и буква Ч».

Цель: закрепить произношение звука Ч, продолжать учить выделять его в слогах, словах; продолжать учить детей умению подбирать слова с нужным звуком, определять позицию звука в слове; совершенствовать умение проводить звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных; продолжать знакомить с буквами; учить читать слоги и простые слова с новой буквой, преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки; познакомить с правилом «ЧА-ЧУ»; активизировать словарь детей.

Материал и оборудование: предметные картинки, карточки для чтения, наборы для составления схем, разрезные азбуки, конверты с заданиями, игровой персонаж Чебурашка, волшебный кубик, Азбука.

Ход.

- Ребята, в нашу группу пришло необычное звуковое письмо. Послушайте его. Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Дед Буквоед, я – Невидимка. Когда я прихожу на ваши занятия, вы меня не видите. Я убедилась, что вы очень умные и трудолюбивые, поэтому хочу подарить вам Азбуку, но она закрыта на замок. Как же раскрыть Азбуку? Вам помогут ключ, волшебный кубик с заданиями и волшебные слова. Запомните их:

Крутись, вертись, на бочок ложись!

За каждое правильно выполненное задание вы получите кусочек ключа. А кубик принесет вам известный вам герой, нужно отгадать загадку о нем. До свиданья! Желаю удачи! (Читаю загадку).

Появляется Чебурашка.

Чебурашка очень воспитанный, он пришел к нам не с пустыми руками. Посмотрите, он принес нам волшебный кубик. На каждой грани кубика имеется задание, выполнив которые, вы сможете собрать ключ и открыть Азбуку.

Сначала, давайте поиграем. Звуковая зарядка:

К А –ка, Н О- но, Р У – ру, П И – пи, К О Т – кот, М А К – мак, С О М – сом.

Игра «Горлышко болит» - догадайтесь, какой звук я не произнесла? Какое слово получилось? (Первый звук слова произносится про себя, артикулируя его губами, остальное слово – вслух). Дети догадываются, что это за слово и произносят слово вслух целиком.

Аист, Утка, Окунь, Книга.

Задание №1.

Обращаю к детям грань кубика с четырьмя предметными картинками и буквой Ч. Нужно отгадать загадки:

  1. Его пинают – он не плачет,

Его бросают – назад скачет.

Упадет, поскачет,

Ударят – не плачет. (мяч).

  1. Снизу – камень, сверху – камень,

Четыре ноги, одна голова. (черепаха).

  1. Идут круглые сутки, не стоят ни минутки,

А все на одном месте. (часы).

  1. Что это у Галочки? Ниточка на палочке?

Палочка в руке, ниточка в реке. (удочка).

Какой одинаковый звук встретился во всех этих словах? Правильно, звук Ч. Сегодня мы с вами продолжим знакомится со звуком Ч. Произнесите этот звук: про себя, хором, громко, тихо. Можно ли этот звук пропеть. Значит, какой это звук? Закройте уши и слушайте, какой это звук? (глухой, шипящий, этот звук всегда мягкий).

Игра «Внимательные ушки» - я буду называть слоги, а вы, если услышите звук Ч, хлопните в ладоши.

ЧО, ТЯ, АЧ, ТИ, СЯ,ИТЬ,ОЧ.

Определите место звука в слове.

Задание №2. Крутись, вертись, на бочок ложись.

Чтение рассказа «Очки».

Какие слова со звуком Ч встретились в рассказе «Очки»? (очки, начал, читать, внучек, хочу, научится).

Для чего нужны очки дедушке?

Почему он читает в очках?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ХОМКА).

Задание №3 . Крутись, вертись, на бочок ложись. Игра «Добавлялки». Вы должны будете закончить фразу и подобрать слова близкие по смыслу.

Словно легкий черный мяч, скачет в поле черный….ГРАЧ.

Среди хмурых, черных туч, появился солнца…ЛУЧ.

По дорожке мчится вскачь круглый, пестрый, легкий….МЯЧ.

Чтоб тепло в избе сберечь, бабушка затопит….ПЕЧЬ.

Может голову отсечь острый богатырский …МЕЧ

Прекрати свой громкий плач, зуб тебе залечит….ВРАЧ.

Весной зеленные листочки появятся на каждой ….ПОЧКЕ.

Задание№4. Крутись, вертись, на бочок ложись.

А здесь зашифровано название птицы, которая первой прилетит к нам весной. А что это за птица, вы узнаете с помощью игры «Живое слово». Выходят четыре ребенка, педагог шепчет на ушко каждому ребенку звук. Дети произносит вслух звуки друг за другом «Г Р А Ч».

Сколько звуков в этом слове? Почему?

Какой первый звук? Какой он?

Какой второй звук? Какой он?

Какой третий звук? Какой он?

Какой четвертый звук? Какой он?

Сколько всего звуков в слове «ГРАЧ».

Составьте предложение с этим словом.

Откройте тетради. Положите их правильно. Зарисуйте схему предложения в тетради. Сколько слов в предложении? Чтобы составить предложение, что нужно помнить? Проверка задания у доски.

Задание №5. Крутись, вертись, на бочок ложись.

Знакомство с буквой «Ч». Выставляю букву «Ч». Звук «Ч» обозначается на письме буквой «Ч»(показ) на что похожа буква?

Ч – вы правильно решили

Пишут так же как четыре,

Только с цифрою, друзья,

Путать букву нам нельзя.

Ч, ну чем не человечек?

Он учителю навстречу

Тянет руку!

Отвечать хочет он всегда на пять.

Человечек, человечек,

Покажи нам букву Ч

Это просто показать,

Надо руку нам поднять!

Ребята, откройте свои кассы и найдите букву Ч.

Чтение слогов по таблице.

Знакомство с правилом правописания ЧА-ЧУ.

Упражнение «Покорение вершин».

Задание №6.

Крутись, вертись, на бочок ложись.

Нужно вписать под каждой картинкой букву, обозначающую первый звук. И тогда мы сможем прочитать слово.

Итог занятия.

Ребята, мы с вами смогли выполнить все задания. Вы были очень активными и внимательными. Сегодня у (имя) получилось ….Или (имя) смог…Ребята, если кто-то из вас еще затрудняется в чем-то, не переживайте. У вас все обязательно получится! Наш волшебный ключ собран и можем открыть АЗБУКУ. АЗБУКА для вас – будущих первоклассников теперь будет самой главной книгой!


Татьяна Никифорова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со звуком Ч и буквой Ч»

Интеграция ОО : «Познание» , «Социализация» , «Коммуникация»

Тема : Знакомство со звуком Ч и буквой Ч

Группа : подготовительная к школе

Программное содержание : Воспитательные задачи : Воспитывать у детей терпения и выдержку. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к друг другу.

Развивающие задачи : Развивать у детей психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) . Развивать моторику с помощью графического диктанта. Развивать фонематический слух через игру «Хлопушка» . Через малоподвижные игры развивать эмоциональную сферу.

Образовательные задачи : Знакомство со звуком [ч] , с буквой [ч] и правилом что звук [ч] всегда мягкий согласный. Называть слова с заданным звуком , определять звук в слове . Продолжать учить детей составлять предложения из 3 – 4 слов.

Предварительная работа :

Материал и оборудование :

Продолжительность : 30 минут

Место проведения занятия : групповая комната

Этапы занятия :

I Знакомство и разбор звука и буквы Ч

II Дидактическая игра «Хлопушка»

III Дидактическая игра «Кто назовет больше слов со звуком Ч »

IV Дидактическая игра «Назови ласково»

V Физминутка «Тик – так»

VI Сюрпризный момент «Необычные часы»

VII Речевая зарядка

VIII Пальчиковая гимнастика «Замок»

IX Графический диктант

X Анализ занятия

Ход занятия:

I Воспитатель : Мы сегодня на занятии познакомимся с новым звуком и новой буквой , будем составлять предложения, напишем графический диктант. Сейчас я вам загадаю загадку :

Ног нет, а хожу

Рта нет, а скажу

Когда спать

Когда встать

Когда работу начинать. (Часы)

Кто угадал, поднимаем руку.

Воспитатель : Правильно, это часы. Назовите первый звук в слове «ЧАСЫ» (Ч) . Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком – Ч . Посмотрите и послушай те когда мы произносим звук Ч язык находится за верхними зубами. Произнесите звук Ч несколько раз .

Дети, самостоятельно произнося звук Ч

Звук Ч обозначается вот такой буквой Ч

Воспитатель показывает демонстрационную карточку с буквой Ч

Воспитатель : Что это за звук ? (согласный) Правильно это согласный звук , потому что он встретил преграду во рту и не поется. Давайте, приложим ладонь к горлу и послушаем, вибрирует ли наше горлышко, при произношении звука Ч . Нет, не вибрирует, значит, этот звук глухой . Ребята, запомните, что звук Ч всегда мягкий . Ребята, давайте все вместе повторим хором звук Ч - согласный , глухой, мягкий.

Дети повторяют вместе с воспитателем

II Воспитатель : Поиграем игру «Хлопушка» . Хлопните в ладоши если услышите звук Ч : Д, Т, Б, Ч, П, ДА, БА, МА, ЧА, ЧУ, ДУБ, ТУМБА, ЧАШКА, ЦВЕТЫ, ЛАСТОЧКА. Молодцы.

III А теперь, следующая игра «Кто назовет больше слов со звуком Ч » , за каждое правильное слово я вам буду давать фишку. Но вы должны мне сказать где спрятался звук Ч в начале , в середине или в конце слова. Проходит игра

IV Дидактическая игра «Назови ласково» :

Кольцо - …

Курица - …

Огурец - …

Палец - …

Пуговица - …

Птица - …

V Физминутка «Тик – так»

Тик – так, тик – так,

Все часы идут вот так :

Тик – так, тик – так,

Смотри скорей, который час.

Тик – так, тик – так,

Налево раз, направо два.

Мы тоже можем так.

Тик – так - тик – так.

VI Воспитатель : Посмотрите, на картинку на ней изображены необычные часы. А чем они необычны? Правильно, необычные часы вместо цифр изображены буквы .

Воспитатель двигает по циферблату стрелку и вместе с детьми произносят звуки : А,О,И,Е,У (на циферблате буквы обозначены красным цветом) .

Какие буквы мы прочитали ? (ответы детей) Почему они называются гласными? (ответы детей) Ребята, посмотрите, а теперь на середине нашего циферблата у нас появилась буква ? Почему она обозначена зеленным цветом? (ответы детей)

А теперь мы с вами, ребята, читаем слоги : ЧА, ЧО, ЧИ, ЧЕ,ЧУ. Читаем наоборот : АЧ, ОЧ, ИЧ, ЕЧ, УЧ. Слоги прочитываем несколько раз, можно индивидуально, для закрепления.

VII Речевая зарядка :

Ча – ча – ча – мы увидели грача.

Чу – чу- чу – молоточком я стучу.

Чо – чо – чо – греет солнце горячо.

Чи – чи – чи – вкусны пироги в печи.

Оч – оч – оч – наступила ночь.

VIII Пальчиковая гимнастика «На двери весит замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли» , малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

IX Графический диктант :

Две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки вправо, четыре клетки вверх, две клетки вправо, десять клеток вниз, две клетки влево, четыре клетки вверх, четыре клетки влево, шесть клеток вверх.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что у вас получилось? Правильно, молодцы! Возьмем зеленый карандаш и закрасим букву в зеленый цвет . Почему мы закрашиваем букву зеленым карандашом ? (ответы детей) .

Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.

Задачи: закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов; упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова); упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить в речи детей понятие «слог»; познакомить детей с правописанием ЧА, ЧУ; совершенствовать навык чтения слогов.

Оборудование:

предметные картинки (бабочка, утюг, корабль, велосипед), буква Ы;мяч; тетради, карандаши красного цвета; коробка, книга; карточки, фишки, домик слогов.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель. -Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне, какое у вас сегодня настроение?
(Хорошее, радостное, веселое.)
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

(Дети становятся в круг).
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
.

2.Мотивация.

Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

«Дорогие ребята! Пишет вам Учёная Сова.

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами. В конце путешествия вас ждёт сюрприз»

— Вот какое интересное письмо. Ну что, отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

3.Дид.игра «Прочитай слово»

Показываю детям картинку с изображением бабочки.

Ребята, что изображено на этой картинке?

Дети: На этой картинке изображена бабочка.

— Какой первый звук в слове бабочка?

Дети: В слове бабочка первый звук б.

(воспитатель просит ребёнка выбрать соответствующую букву и прикрепить её под картинку)

Аналогичная работа с картинками: утюг,корабль, велосипед, буква Ы .

— Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

Дети: Буквы.

Правильно. Проходите за столы.
4.Основная часть.

И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой из волшебной страны Букварии.

Послушайте скороговорку и повторите её за мной тихо-громко, быстро-медленно.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает»

Скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

Дети: Звук [ч].

Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

а)Характеристика звука [ч].

Давайте вспомним, что звуки мы слышим и говорим.

Произнесите звук ч.

Дети: Ч-ч-ч.

— Звук ч можно пропеть?

Дети: Звук ч нельзя пропеть. Он согласный.

— Правильно, ребята. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук ч. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

— Если горлышко спит, значит звук ч какой?

Дети: Звук [ч] глухой.

— Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий.

Вика, повтори: Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.

б)Игра «Хлопай правильно»

— Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

в) Игра «Место звука в слове»

Работа с раздаточным материалом

— Ребята,возьмите, пожалуйста карточки и фишки.

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ч] лови

И место звука в слове укажи.

(слова: бочка, царевич, черепаха, Чипполино, чеснок, печка).

Выходите в круг. Настало время немного размяться и поиграть в игру.

5.Игра с мячом «Назови ласково»

Воспитатель:-Стул.

Дети: Стульчик.

(Слова: замок, вилка, пенек, яблоко, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок).

(Дети сели за столы)

6. Знакомство с буквой Ч.

Проверяем осанку:

Руки на месте,

Ноги на месте,

Локти у края,

Спина прямая.

Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это буква Ч.

А что такое буква?

Дети: Буквы мы пишем и читаем.

— На что похожа буква Ч?

Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.

Да, мы правильно решили,

Ч мы пишем как 4

Только с цифрою, друзья

Буквы путать нам нельзя.

Напишите букву Ч в воздухе.

А попробуйте сейчас выложить букву «Ч» из счётных палочек.

(Дети выкладывают на столах букву Ч.)

7. Деление на слоги.

Ребята, вы помните, что слова делятся на части. Как называются эти части? (слоги)

Как определить, сколько слогов в слове?

(можно похлопать, приложить ладонь к подбородку или посчитать гласные)

Игра «Сколько слогов в слове»

У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4 Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога - табличку с цифрой 2, а если 3 слога - с цифрой 3, 4 слога - с цифрой 4. Задание понятно?

Начали.
Воспитатель показывает картины (сани, шарф, шапка, снеговик, лыжи, коньки, варежки, елка, снегурочка, снежинка) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.

8.Чтение слогов.

Слоги в домике живут-

Посмотри, их много тут!

Вы внимательно смотрите,

Слоги с буквой Ч прочтите!

(дети читают слоги: ЧО,ЧИ, ЧА, ЧУ, ЧЕ)

Ребята, в этом домике не живут гласные буквы Я и Ю, которые обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук.

Запомните: ЧА - пишется с А.

ЧУ - пишется с У.

Дополните слог до целого слова.

Давайте составим предложение с придуманным словом.

Составим схему придуманного предложения на доске.

— А что означает первый знак в предложении?

(это начало предложения и оно пишется с большой буквы).

— Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает?

(точку, что предложение окончено).

— Какие знаки могут стоять в конце предложения, кроме точки?

9.Работа в тетрадях.

А сейчас откройте тетради и выполните задание. Нужно закрасить только гласные буквы. Каким цветом будем это делать? (красным)

(дети работают в тетрадях)

10.Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы! Все хорошо справились со всеми заданиями. Ребята, так как мы находимся в волшебной стране Букварии, то нас ожидает сюрприз. Это — волшебная коробка от Учёной Совы, и раз мы с вами правильно выполнили все её задания, то смело можем открыть коробку. А вот и послание от Учёной Совы.

(достаёт и читает)

Много с буквами хлопот.

Уж такой они народ.

А когда с умом, толково,

Их поставишь в чёткий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Ты эти буквы заучи.

Их три десятка, с лишним.

Ведь для тебя они - ключи

Ко всем хорошим книжкам.

(открываю коробку, достаю книгу)
— И вот какой сюрприз. Это азбука. Она нам поможет выучить все буквы и научиться хорошо читать.