11 казачьих войск название. Какие бывают казаки? Я Казак! — Казачья социальная сеть

В российской истории казаки – уникальное явление. Это социум, ставший одной из причин, позволивших Российской империи дорасти до столь огромных размеров, и главное – закрепить новые земли, превратив их в полноправные составляющие одной великой страны.

На счет термина «казаки» имеется такое количество гипотез, что становится понятно – его происхождение неизвестно, и спорить о нем без появления новых данных, бесполезно. Другой спор, который ведут исследователи казачества – это отдельный этнос или часть русского народа? Спекуляции на эту тему выгодны недругам России, мечтающим о ее расчленении на множество небольших государств, а потому постоянно подпитываются извне.

История появления и распространения казачества

В постперестроечные годы страну наводнили переводы иностранной детской литературы, и в американских детских книгах по географии, россияне с удивлением обнаружили, что на картах России есть огромная область — Казакия. Там проживал «особый народ» – казаки.

Сами они в подавляющем большинстве считают себя самыми «правильными» русскими и самыми ярыми защитниками православия, и история России тому лучшее подтверждение.

Впервые про них упомянуто в летописях XIV века. Сообщается, что в Сугдее, нынешнем Судаке, скончался некто Альмальчу, заколотый казаками. Тогда Судак был центром работорговли Северного Причерноморья и если бы не Запорожские казаки, то туда попадало бы куда больше пленных славян, черкесов, греков.

Также в летописи 1444 года «Повесть о Мустафе царевиче» упоминаются рязанские казаки, воевавшие с рязанцами и москвичами против этого татарского принца. В этом случае, они позиционируются как стража или города Рязани, или границ рязанского княжества, и пришли на помощь княжеской дружине.

То есть уже первые источники показывают двойственность казачества. Этим термином называли, во-первых – вольные народы, обосновавшиеся на окраинах русских земель, во-вторых – служилых людей, как городскую стражу, так и пограничные войска.

Вольное казаки во главе с атаманами

Кто осваивал южные окраины Руси? Это охотники и беглые крестьяне, люд, искавший лучшей доли и спасавшийся от голода, а также те, кто был не в ладах с законом. К ним присоединялись все инородцы, которым тоже не сиделось на одном месте, а возможно и остатки , что населяли эту территорию — хазары, скифы, гунны.

Образовав дружины и выбрав атаманов, они воевали, то за, то против тех с кем соседствовали. Постепенно сформировалась Запорожская Сечь. Вся ее история — участие во всех войнах региона, непрестанные восстания, заключение договоров с соседями и их нарушение. Вера казаков этого региона представляла собой странную смесь христианства и язычества. Они были православными и, одновременно, крайне суеверными – верили в колдунов (которые пользовались большим уважением), приметы, дурной глаз и т.д.

Угомонила их (и то не сразу) тяжелая длань Российской Империи, уже в XIX веке сформировавшая из запорожцев Азовское казачье войско, которое в основном охраняло Кавказское побережье, и успело показать себя в Крымской войне, где пластуны – разведчики их войска показывали удивительную ловкость и удаль.

Мало кто сейчас помнит о пластунах, а вот удобные и острые пластунские ножи до сих пор популярны и их можно приобрести сегодня в магазине Али Аскерова – kavkazsuvenir.ru .

В 1860 началось переселение казаков на Кубань, где после соединения с другими казачьими полками из них было создано Кубанское казачье войско. Примерно также сформировалось другое вольное войско – Донское. Впервые оно упоминается в жалобе, которую царю Ивану Грозному прислал ногайский князь Юсуф, возмущенный тем, что донцы и «города поделали» и его людей «стерегут, забирают, до смерти бьют».

Люди, по разным причинам бежавшие на окраину страны, сбивались в ватаги, выбирали атаманов и жили, как могли – охотой, грабежами, набегами и службой соседям, когда случалась очередная война. Это сближало их с запорожцами – они вместе ходили в походы, даже в морские.

Но участие казаков в народных восстаниях, заставило русских царей заняться наведением порядка на их территориях. Петр I включил этот край в Российскую империю, его жителей обязал служить в царской армии, а на Дону повелел построить ряд крепостей.

Привлечение к государевой службе

Видимо, почти одновременно с вольным казачеством, на Руси и в Речи Посполитой появились казаки, как род войск. Часто это были те же самые вольные казаки, сначала просто воевавшие в качестве наемников, охранявшие границы и посольства за плату. Постепенно они превратились в отдельное сословие, выполнявшее те же функции.

История русского казачества богата на события и крайне запутана, но если вкратце — сначала Русь, потом Российская империя почти на всем протяжении своей истории расширяла свои границы. Иногда ради земли и охотничьих угодий, иногда для самозащиты, как в случае с Крымом и , но всегда в числе отборных войск были казаки и они же селились на завоеванных землях. Или сначала они селились на свободных землях, а потом царь приводил их к повиновению.

Они строили станицы, возделывали землю, защищали территории от нежелающих жить мирно соседей или, недовольных присоединением, аборигенов. С мирными жили мирно, частично перенимая их обычаи, одежду, язык, кухню и музыку. Это привело к тому, что одежда казаков разных регионов России серьезно отличается, также различны говор, обычаи и песни.

Самый яркий пример тому – казаки Кубани и Терека, которые довольно быстро переняли у народов Кавказа такие элементы одежды горцев, как , черкеску, . Их музыка и песни, также приобрели кавказские мотивы, например, казачья , очень похожая на горскую. Так возникло уникальное культурное явление, с которым может познакомиться любой желающий, сходив на концерт Кубанского казачьего хора.

Крупнейшие казачьи войска России

К концу XVII века казачество в России постепенно стало трансформироваться в те объединения, которые и заставили весь мир считать их элитой русской армии. Процесс завершился в XIX веке, и конец всей системе положила Великая октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война.

В тот период выделялись:

  • Донские казаки.

О том, как они появились, рассказано выше, а их государева служба началась в 1671 году, после присяги царю Алексею Михайловичу. Но только Петр Великий преобразовал их окончательно, запретил выбор атаманов, ввел свою иерархию.

В итоге Российская империя получила хоть поначалу и не очень дисциплинированное, но зато храброе и опытное войско, которое в основном использовалось для охраны южной и восточной границы страны.

  • Хопeрские.

Эти жители верховьев Дона упоминались еще во времена Золотой Орды, и сразу позиционировались как «Козаци». В отличие от вольных людей, живших ниже по Дону, были отличными хозяйственниками – имели отлаженное самоуправление, строили крепости, верфи, разводили скот, пахали землю.

Присоединение к Российской империи было довольно болезненным – хоперцы успели поучаствовать в восстаниях. Они подверглись репрессиям и реорганизациям, побывать в составе Донского и Астраханского войска. Весной 1786 года ими усилили Кавказскую линию, принудительно переселив на Кавказ. Тогда же их пополнили крещеными персами и калмыками, коих к ним было приписано 145 семейств. Но это уже история кубанских казаков.

Интересно, что еще не раз к ним присоединялись представители других национальностей. После Отечественной войны 1812 года к Оренбургскому казачьему войску приписали тысячи, принявших российское подданство, французов — бывших военнопленных. А поляки из армии Наполеона стали сибирскими казаками, о чем сейчас напоминают только польские фамилии их потомков.

  • Хлыновские.

Основанный новгородцами еще в Х веке, город Хлынов на реке Вятке, постепенно стал развитым центром большого края. Удаленность от столицы, позволила вятичам создать собственное самоуправление, а к XV веку начать серьезно досаждать всем соседям. Иван III прекратил эту вольницу, разгромив их и присоединив эти земли к Руси.

Лидеры были казнены, знать расселена в подмосковных городках, остальных определили в холопы. Немалая их часть с семьями, успели уйти на судах – на Северную Двину, на Волгу, на Верхнюю Каму и Чусовую. Позднее купцы Строгановы нанимали их отряды для охраны своих приуральских имений, а также для завоевания сибирских земель.

  • Мещерские.

Это единственные казаки, изначально не славянского происхождения. Их земли — Мещерская Украина, находившиеся межу Окой, Мещерой и Цной заселяли фино-угорские племена, перемешанные с тюрками – половцами и берендеями. Основная их деятельность – скотоводство и грабежи (казакование) – соседей и купцов.

В XIV веке они уже служили русским царям — охрана посольств, отправляемых в Крым, Турцию и Сибирь. В конце XV века упоминаются в качестве военного сословия, участвовавшего в походах на Азов и Казань, охранявшего границы Руси от нагайцев и калмыков. За поддержку самозванцев в Смутное Время мещеряков выгнали из страны. Часть выбрала Литву, другая поселилась в Костромском крае и затем участвовала в образовании Оренбургского и Башкирско-мещерякского казачьих войск.

  • Северские.

Это потомки северян – одного из восточнославянских племен. Они в XIV-XV веках имели самоуправление типа запорожского и часто подвергались набегам своих беспокойных соседей — ордынцев. Закаленных в боях севрюков, с удовольствием брали на службу московские и литовские князья.

Начало их концу также положило Смутное время — за участие в восстании Болотникова. Земли северских казаков были колонизированы Москвой, а в 1619 году вообще поделены между ней и Речью Посполитой. Большая часть севрюков перешла в положение крестьянства, часть подалась в запорожские или донские земли.

  • Волжские.

Это те самые хлыновцы, которые поселившись в Жигулевских горах, разбойничали на Волге. Московским царям не удавалось их утихомирить, что впрочем, не мешало им пользоваться их услугами. Уроженец этих мест Ермак со своим войском в XVI веке покорял Сибирь для России, в XVII все Волжское войско обороняло ее от Калмыцкой Орды.

Помогали донцам и запорожцам воевать с турками, затем служили на Кавказе, мешая , черкесам, кабардинцам, туркам и персам совершать набеги на российские территории. Во время правления Петра I участвовали во всех его походах. Он же в начале XVIII века повелел переписать их, и составить в одно войско – Волгское.

  • Кубанские.

После русско-турецкой войны возникла необходимость заселить новые земли и, одновременно, найти применение запорожцам – буйным и плохо управляемым подданным Российской империи. Им была пожалована Тамань с окрестностями, а сами они получили название – Черноморское казачье войско.

Затем, после долгих переговоров им отдали и Кубань. Это было впечатляющее переселение казаков — порядка 25 тысяч человек перебрались на новую родину, занялись созданием оборонительной линии и хозяйствованием на новых землях.

Сейчас об этом напоминает памятник казакам – основателям земли Кубанской, установленный в Краснодарском Крае. Переустройство под общие стандарты, смена формы на одежду горцев, а также пополнение казачьими полками из других регионов страны и просто крестьянами и отставными солдатами привело к созданию совершенно новой общности.

Роль и место в истории страны

Из вышеперечисленных, исторически сложившихся сообществ, к началу XX века были сформированы следующие казачьи войска:

  1. Амурское.
  2. Астраханское.
  3. Донское.
  4. Забайкальское.
  5. Кубанское.
  6. Оренбургское.
  7. Семиреченское.
  8. Сибирское.
  9. Уральское.
  10. Уссурийское.

Всего их (с семьями) к тому времени было почти 3 миллиона, это чуть больше 2% населения страны. При этом они участвовали во всех мало-мальски важных событиях страны – в охране границ и важных лиц, военных походах и сопровождении научных экспедиций, в усмирении народных волнений и национальных погромах.

Они проявили себя настоящими героями во время Первой Мировой войны и, по утверждению некоторых историков, запятнали себя Ленским расстрелом. После революции часть их присоединилась к белогвардейскому движению, часть с энтузиазмом приняла власть большевиков.

Наверно, ни один исторический документ так точно и пронзительно не сможет пересказать, что тогда творилось в среде казачества, как смог это сделать писатель Михаил Шолохов в своих произведениях.

К сожалению, на этом беды этого сословия не прекратились – новая власть стала последовательно проводить политику расказачивания, отнимая их привилегии и репрессируя тех, кто посмел возражать. Объединение в колхозы тоже нельзя было назвать гладким.

В Великой Отечественной войне казачьи кавалерийские и пластунские дивизии, которым вернули традиционную форму, показали хорошую выучку, военную смекалку, храбрость и настоящий героизм. Семи кавкорпусам и 17-ти кавдивизиям присвоили гвардейские звания. Немало выходцев из казачьего сословия служило в других частях, в том числе добровольцами. Всего за четыре года войны 262-м кавалеристам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Казаки – герои ВОв, это известные всей стране генерал Д. Карбышев, адмирал А. Головко, генерал М. Попов, танковый ас Д. Лавриненко, конструктор оружия Ф. Токарев и др.

Немалая часть тех, кто ранее сражался против Советской власти, увидев, какая беда угрожает родине, оставив политические взгляды в стороне, приняли участие во II-й мировой на стороне СССР. Однако были и те, кто встал на сторону фашистов в надежде, что они скинут коммунистов и вернут Россию на прежний путь.

Менталитет, культура и традиции

Казаки – народ воинственный, своенравный и гордый (зачастую излишне), из-за чего у них всегда были трения с соседями и земляками, не относившимися к их сословию. Зато эти качества нужны в бою, а потому приветствовались внутри общин. Сильным характером обладали и женщины, на которых держалось все хозяйство, так как большую часть времени мужчины были заняты войной.

Язык казаков, имея в основе русский, приобрел свои особенности, связанные как с историей казачьих войск, так и с заимствованиями из . Например, кубанская балачка (диалект) похожа на юго-восточный украинский суржик, донская балачка ближе к южно-русским диалектам.

Главным оружием казаков было принято считать шашки и сабли , хотя это не совсем так. Да, кубанцы носили , особенно черкесские, а вот черноморцы предпочитали огнестрельное оружие. Помимо основного средства защиты каждый носил нож или кинжал .

Какое-то однообразие в вооружении появилось только во второй половине XIX века. До этого каждый выбирал сам и, судя по сохранившимся описаниям, выглядели оружие весьма живописно. Оно являлось честью казака, поэтому оно всегда было в идеальном состоянии, в отличных ножнах, часто богато украшенных.

Обряды казаков, в общем, совпадают с общерусскими, но имеют и свою специфику, вызванную образом жизни. Например, на похоронах за гробом покойного вели его боевого коня, а следом уже шли близкие. В доме вдовы, под образами лежала шапка мужа.

Особыми ритуалами сопровождались проводы мужчин на войну и их встреча, к их соблюдению относились очень серьезно. Но самым пышным, сложным и радостным событием была свадьба казаков. Действо было многоходовым – смотрины, сватовство, празднование в доме невесты, венчание, празднование в доме жениха.

И все это под специальные песни и в самых лучших нарядах. Костюм мужчины обязательно включал оружие, женщины в яркой одежде и, что было неприемлемо для крестьянок, с непокрытой головой. Платок лишь прикрывал узел волос на затылке.

Сейчас казаки живут во многих регионах России, объединяются в различные сообщества, активно участвуют в жизни страны, в местах их компактного проживания детям факультативно преподают историю казачества. Учебники, фото и видео знакомят молодежь с обычаями, напоминают, что их предки из поколения в поколение отдавали свои жизни во славу Царя и Отечества.

С начала XV века начинается торговое плавание между Устюгом и Холмогорами. На ярмарку приезжали немцы, поляки, греки, итальянцы, литовцы, персияне. Из Холмогор промышленники достигали Иртыша. Драгоценные металлы в слитках, изделиях и монетах. Сибирь. Работа Тычинской Анастасии. Казна также торговала воском, хлебом, ревенем. Соль продавалась в Швецию и Литву. Поташ покупали Голландия и Фламандия. В 16 веке центром торговли в Москве стал Китай-город.

«Казачий мир» - В союзе с Литвой. Легенда Запорожского войска. Емельян Пугачев. Шашка. Искусство джигитовки. Казаки. История, ставшая легендой. В союзе с Русью. Булавин Кондратий Афанасьевич. Слава Богу, что мы казаки. Дон. Под властью Орды. Гумилев. Обер-офицер. Народ. Насеки. Казаки в войне. Право казаков. Степан Тимофеевич Разин. Прелестные письма. Главный враг донских казаков. Воровство. Холопы. Казачий генерал.

«Запорожская Сечь» - Условия для сближения Запорожья с Крымом. Подписание мирного договора. Корень зла. Значимый характер. Бессарабия. Существование Запорожья. Хозяйственные занятия. Запорожье. Запорожская Сечь. Запорожье и Петр I. Самостоятельное положение. Войсковая канцелярия. Внутреннее устройство Запорожской Сечи. Отношения между сечевиками и некрасовцами. Отношения с Россией. Гордиенко. Договор. Крестьяне. Экономический подъем.

«Присоединение Сибири» - В сентябре 1557 г. посланные вернулись, привезя 1000 соболей. 540 чел. волжских казаков. Ивана IV интересовало лишь одно - получить как можно большую дань. В 1572 г. он окончательно разорвал отношения вассальности с Москвой. В июле 1581 г. было совершено нападение. В Москву приезжали послы Сибирского хана Едигера. В каком году Едигер был убит. Игра. В Сибирь был направлен из Москвы посол и сборщик дани.

«История Запорожской Сечи» - Предпосылки освободительной войны. Первые сведения об украинских казаках. Дмитрий Иванович Вишневецкий. Войсковое и территориальное деление. Сечи. Богдан Хмельницкий. Оружие казаков. Ликвидация казацкого самоуправления. Герб Войска Запорожского. Генеральная старшина. Военный скарб. Организация государства. Движущие силы. Запорожская Сечь. Численность казачества. Украинские земли. Старшинский совет.

«Казачьи объединения» - Принципы казачьего демократического устройства. Казачье самоуправление. Станичное самоуправление. Казачий Круг. Историческая память. Казачья горизонталь. Характеристики дореволюционных обществ. Полковник. Феномен казачьего самоуправления. Сочетание горизонтального и вертикального управления. Классифицирующие признаки. Факторы. Коллективная память. Люди. Барон Таубе. Атаманское правление. Противоречия казачьей демократии.

Казаки - это народ, причём народ федеральный. Но при этом мы тесно вплетены в российскую историю, российское государство и связаны с русским народом. Есть родовые казаки - они прекрасно знают, кем были их дед и прадед, они наследуют традиции и культуру своих предков. А есть вёрстанные, то есть люди без корней, принятые в это сообщество.

Вёрстанные казаки - это наследие начала 1990-х, когда вместо возрождения традиций все ринулись возрождать казачью службу, а из этого в итоге получилась квазислужба и квазивоинские подразделения. В погоне за формальной численностью Союз казаков верстал всех, кто хотел попасть в эту организацию. Набралось огромное количество людей, решивших показаковать. Были и те, которые приходили, верстались, делали себе интересные погоны, а после уходили играть в другое. Им толком не объяснили, что нужно делать. Большинство казаковали года полтора, а после отходили от этого.

Верстают казаков и сейчас. У каждой организации своя процедура.
По российским законам любые три человека могут создать свою общественную организацию, назвать её казаческой и брать туда всех, кто принял устав. Часто люди просто так покупают себе казачью одежду и ходят в ней. В своей организации мы никого не верстаем. Я этого не понимаю: я знаю своих предков, и у меня почему-то нет желания стать частью какого-то другого народа.

О настоящих казаках

Как отличить, перед тобой настоящий казак или нет? А как отличить чеченца от не чеченца? Иногда на улице можно встретить человека в полном обмундировании с орденами и медалями. К сожалению, юридический статус этих значков не вполне ясен. Можно создать свою «Организацию любителей дорожного транспорта» и выдавать её членам знак почёта любителей паровозов 1-й и 2-й степени. Заказать значки с золотом или бриллиантом и торжественно вручать каждому. Казаки могут получить знак почёта за год нахождения в казачьей организации, но таких людей с орденами стало много, и в обществе над этим посмеиваются. Поэтому офицеры, которые честно отслужили лет десять, свою награду на национальный костюм не вешают. Я считаю так: хотите иметь честный боевой орден - отправляйтесь в зону боевых действий, там у вас есть шанс заслужить свою награду. А самим себе рисовать медальки - это немножко стыдно. Официальный костюм нужно носить с определённой целью, а не просто как повод позвенеть тем, что на него навешано.

Я считаю так: хотите иметь честный боевой орден - отправляйтесь в зону боевых действий , там у вас есть шанс заслужить свою награду

О жизни в Москве

Казаков в Москве несколько десятков тысяч. Точно никто не считал, ведь далеко не все называют себя казаками по национальности при переписи. В прошлом году на традиционном казачьем фестивале в Лужниках собралось почти 50 тысяч человек. Была середина сентября, и я думаю, что не все казаки туда пришли.

Сам я с Кубани, но сейчас живу в Москве. По образованию - юрист и экономист, работаю в области юриспруденции. В нашей казаческой организации есть самозанятые граждане, сотрудники государственных органов, бизнесмены. Люди у нас собраны не по профессиональному принципу, а по принципу единства происхождения.

В Москве казаки мало чем отличаются от других жителей: город стирает национальные отличия. Мы живём в квартирах, покупаем фастфуд и разогреваем его в микроволновках. В городе нет национальных костюмов, все носят пиджаки, сделанные по европейской моде. Женщины покупают платья, которые продаются и в Милане, и в Москве, и в Париже, и в Лондоне. Мы пользуемся интернетом, у нас есть несколько казачьих сайтов и групп в основных социальных сетях. Ещё у московских казаков есть собственный журнал, его можно читать через приложение в AppStore. В одном из последних номеров писали про национальные костюмы.


Собираемся мы обычно в тех местах, которые всем удобны. В городе довольно сложно передвигаться: на малой родине мне из станицы быстрее доехать до Краснодара, чем из дома в Москве до работы. Правда, раньше было одно казачье место на «Спортивной», но потом оно закрылось. В принципе, мест, связанных с казаками, достаточно много, потому что казаков здесь много.

Иногда мы ходим по городу в национальной одежде - просто потому, что нам это нравится. Хотя, с одной стороны, это бывает неудобно, а с другой - ношение такого костюма воспринимают как эпатаж. Иногда я чувствую негативное отношение со стороны окружающих: они смотрят на меня так, как будто я решил выпендриться и сказать, что не похож на остальных. Свой костюм я сделал сам, но его можно и купить. Продают, как правило, сценические варианты из дешёвой ткани. Хороший костюм стоит дорого. Его нужно заказывать из натурального сукна у мастера, подгонять по фигуре. Стоить это будет не меньше 30 тысяч рублей. Сапоги тоже можно купить - в специальных мастерских. Правда, делают их не такими крепкими, как раньше.

Казаки - это не зашоренная толпа, которая ничего не воспринимает. Вполне нормальные, культурные люди

О национальном диалекте

Собственного языка у казаков, конечно, не было, но были разные диалекты. Причём в каждой станице - локальные слова. В течение последних нескольких лет наши ребята поездили по станицам и собрали 8 тысяч слов, которых нет в русском языке. Это позволяет нам говорить о том, что язык у казаков был отличным от русского. В повседневной речи некоторые слова мы используем и сейчас: я с Кубани, поэтому мы балачку балакаем. Хотя пару лет назад я жил на Дону и, когда местные говорили быстро, понимал едва ли треть слов.

О музыке

Я слушаю разную музыку, но в основном рок. Из зарубежных люблю Metallica, AC/DC. Из наших - классический свердловский и питерский рок, например Виктора Цоя. В общинах есть коллективы, которые поют национальные песни. Казаки реализуют себя в разных жанрах: есть, например, казачий рэп и рок, и выступления казачьих коллективов можно найти в интернете. Так что казаки - это не зашоренная толпа, которая ничего не воспринимает. Вполне нормальные, культурные люди.

Об армии

Я сам в армии не служил - учился, но знаю, что никаких особых условий для казаков там нет. Формально ещё в 1993 году Борис Ельцин подписал указ о создании нескольких казачьих подразделений в составе вооружённых сил России. Предполагалось, что туда будут в преимущественном порядке призывать казаков. Но потом встал вопрос: как проверить, казак ты или не казак? И потом, чтобы служить в особом подразделении, нужно хорошее здоровье. То, что казаки когда-то уворачивались от пуль и бегали по потолку, - это же красивые сказки. Когда на тело весом в 200 килограмм вешаются ордена и медали, которые непонятно как получены, возникает вопрос: это что, воин? В итоге казаков призывают как рядовых граждан в обычные подразделения.

Об оружии

По закону 1997 года казаки, как и представители народов Кавказа, могут без разрешения носить традиционное холодное оружие, то есть кинжал и шашку. Но не думаю, что кто-то будет просто так размахивать 150-летним серебряным кинжалом за 3–4 тысячи долларов. Ведь сейчас в любом сувенирном или охотничьем магазине можно приобрести фактически любое оружие, если ты выглядишь старше 18 лет.

О политике

Унифицированного кодекса казака нет, но есть федеральная программа развития казачьего общества, которая, помимо прочего, подразумевает, что через пару лет 80 % казаков должно быть сосредоточено в приграничных районах России. Я к этой идее отношусь скептически. Может, конечно, найдётся какое-то количество реальных патриотов, которые смогут переехать на границу с Казахстаном стеречь границу за нищенскую зарплату. Но мне интересно, что скажут на это их жёны?

Можем ли мы вступать в партии? Конечно, ведь по закону нельзя ограничить человека от того, чтобы он вступил в ту или иную организацию. Я - член «Единой России» с 2004 года и голосую за Путина, это мой цивилизационный выбор. Я считаю, что граждане России должны быть готовы работать с правительством. Если вы становитесь в оппозицию к действующей власти, значит, вы пытаетесь доказать, что ваша позиция более интересна. Зачем это делать? В своей казачьей организации политику мы не обсуждаем.

О казачьих патрулях

Сейчас иногда казаки участвуют в патрулировании улиц вместе с полицией. Чем больше добровольных помощников, тем больше людей присматривают за порядком. Чем больше патрулей, тем спокойнее в городе. В Краснодарском крае такие выходы - регулярные, а не раз в два года по праздникам: флажками помахали, пофотографировались и разошлись. Там казачий патруль - норма. Но есть и проблемы: любой общественный помощник может быть неправильно понят. Он может превысить свои полномочия, а потом придётся нести ответственность. Поэтому мне кажется, что проще набирать профессионалов, а не делать показательные рейды.

Я - член «Единой России» с 2004 года и голосую за Путина, это мой цивилизационный выбор


Мне не нравится, как казаков сейчас воспринимают в обществе. Создаётся впечатление, что это малообразованные, размахивающие шашками ребята, орущие, что они за Россию, живущие в своём собственном мире в отрыве от всего остального. В нашей общине очень много людей с высшим образованием, кандидатов наук. Многие из них служили, они - офицеры, которые честны перед своей родиной. Казаки всегда стремились к образованию, хотя их в этом и ограничивали.

О финансировании

Нашу казачью организацию государство не спонсирует. В 1990-е годы государство делало большие отчисления на реабилитацию прав репрессированных народов, в том числе и казаков. Тогда была неразбериха, приезжали атаманы, трясли стопками заявлений, и им давали какие-то деньги.

На все свои мероприятия мы скидываемся сами. Если мы хотим все вместе пойти в театр, то покупаем билеты для себя, своих жён и детей. Мне будет стыдно подойти к кому-нибудь, как попрошайка, и сказать: «Слушай, дай денег». Кроме того, с 1990-х годов мы проводим мероприятия по возрождению казачьих традиций: это обучение детей, собирание наших диалектов, создание национальных костюмов, сохранение собственной кухни, рецептов. Мы больше десяти лет проводим этнические казачьи игры. Это 17 видов соревнований: конные, командные, индивидуальные. Есть несколько спортивных чемпионатов с шашками, соревнование по метанию ножа, чемпионат по стрельбе из лука. Мы своими силами и при помощи частных пожертвований поставили несколько памятников – например, православный крест в Подмосковье.

То, что казаки когда-то уворачивались от пуль и бегали по потолку, - это же красивые сказки

Об общении с украинскими казаками

Сейчас почти перед каждым человеком стоит политический выбор: ты за тех или за этих. Мало кто остаётся равнодушным к тому, что происходит. На Украине казаки делают то, что им сказала правящая партия. Например, казакующие граждане в Крыму настроены пророссийски, а на Украине они против нас, конечно. С теми казаками, которые стали воевать в добровольческих батальонах, общение сошло на нет, политика нас разделила. Но с некоторыми украинскими казаками мы общаемся более-менее спокойно.

О семье

Главная наша семейная традиция - воспитывать детей. Сейчас общая масса людей почему-то считает, что воспитывать должна школа, а её задача - давать образование. Если родители отдали детей в детский сад, то они, конечно, остаются кровными казаками, но культура у них детсадовская. Мы говорим с детьми о патриотизме, и через любовь к малой родине, к своему роду они переходят к любви к своей большой отчизне. В традиционной казачьей семье мальчик должен оставаться мальчиком, а девочка - девочкой. Своих у нас бросать нельзя, о родителях надо заботиться, а самого большого уважения достойна семья, где соблюдают слова из Писания: «Плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю». Есть определённые модели поведения, которые мы стараемся сохранить: заходишь в дом - нужно разуться, зашли старшие - нужно встать. Когда старший говорит, младший не разговаривает.

О роли женщины в казачестве

Нормальная казачка похожа на Нонну Мордюкову: она слушается своего мужчину, но, если что, может его и скалкой огреть. Казаки в былые времена всегда были в походах, воевали и дома годами не появлялись. Если бы женщина была слабая, она ведь могла бы и не дождаться своего мужчину, поэтому казачки - сильные, боевые. Кроме того, в отсутствие мужа они раньше несли повинности, которые распределялись на станицу. Так что у нас женщина - заместитель мужа, относимся мы к ней уважительно. В доме женщина - хозяйка, а в семье - мужчина хозяин. Сейчас мужчины ни в какие походы не ходят, поэтому в отношениях мужчины и женщины всё приходит к общему знаменателю. Хотя жена по-прежнему не должна бранить мужа на людях, ведь все будут над ней смеяться: если он растяпа, что же она вышла за растяпу?

Свадьбы у нас традиционные, я племяшку замуж выдавал - три дня гуляли.
В национальной одежде были не все. Не у всех сохранились костюмы, ведь в советское время за ношение неподходящей формы одежды могли запросто схватить и повесить провокационную деятельность. Иногда люди оденутся в национальные костюмы в стиле свадьбы столетней давности и не знают, что с этим делать. Зато сохранилась традиция петь на свадьбах казачьи песни. То есть по содержанию свадьба осталась старой.

Нормальная казачка похожа на Нонну Мордюкову: она слушается своего мужчину, но, если что, может его и скалкой огреть

О гей-браках

Для казаков характерны традиционные ценности: это вопрос мировоззренческой культуры, которая формируется в христианской традиции. Казаки, наверное, единственный христианский народ-воин. Все остальные христианские народы - земледельцы. Казаки исторически - народ православный, и в отличие от русских, у нас не было дохристианских традиций, например язычества. Мы отрицательно относимся к представителям нетрадиционных семей - так же как и католики, православные и мусульмане не приветствуют нетрадиционные браки, потому что это нарушение написанного в Писании. Семья создаётся для естественного продолжения рода.

Если люди объединяются в семью и естественным путём не могут продолжить род, возникает вопрос: что это за семья? Во всех религиях возможен развод, если один из супругов не может иметь детей. Другой может подать на развод и заключить ещё один брак, чтобы реализовать свою естественную функцию. Другой вопрос - зачем здоровые люди объединяются в нежизнеспособные союзы?

Раздражает не сам факт того, что геи существуют, а эпатаж и навязчивость, с которыми люди нетрадиционной ориентации себя демонстрируют. Сидели бы они дома - чем люди там занимаются, нас не касается. Но они выходят на улицу, начинают махать флажками, кричать, шокировать и вызывать нехорошие эмоции у других граждан. Почему сто граждан должны терпеть двоих?

Вот в Америке в одном городе геи заселили целый квартал. Там была минимальная преступность, все были нежные, никого не обижали, обнимались-целовались при встрече. Но нормальные американцы с ними дружить не хотели, поэтому в том районе стоимость дома была на треть ниже, чем в соседних. Тогда туда потянулись мигранты из Советского Союза. Нашим ребятам всё было безразлично, и они покупали дома там, где дешевле. Я нескольких из них спрашивал: «Слушайте, а вас не коробит, что ваши дети живут рядом с такими соседями? Вы не боитесь, что ваши дети, когда вырастут, пойдут по их стопам?» Я считаю, что эпатаж со стороны геев давит на сознание подрастающего поколения с раннего детства.

Иллюстрации: Настя Григорьева

Казачье войско :

Азовское казачье войско- (в отличие от существовавшего с 1696 по 1775 гг. Азовского казачьего полка) войсковое казачье формирование в XIX веке. Создано российским правительством в 1832 году из бывших запорожских казаков Задунайской Сечи, перешедших из турецкого в русское подданство. Размещались между Бердянском и Мариуполем. В 1852-1864 годах войско частично было переселено на Кубань. В 1865 году войско было упразднено.

Состав:

К составу войска, вследствие его малочисленности, были причислены Петровский мещанский посад, Новоспасовское селение государственных крестьян и Стародубовская станица, образованная из переселенцев Черниговской губернии. Коренные казаки населили две станицы - Николаевскую и Покровскую. Часть запорожцев, недовольная Гладким, ушла обратно в Турцию. Главной службой азовских казаков стало крейсирование на военных баркасах у восточных берегов Черного моря с целью поимки турецкой контрабанды.

Астраханское казачье войско- В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 1750 году на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских верховых казаков и новокрещённых татар и калмыков. Старшинство с 28 марта 1750 года, столица - Астрахань, войсковой праздник (войсковой круг) - 19 августа, день иконы Донской Божьей Матери. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году.

Состав: В составе первого полка под командой калмыцкого дербетского нойона (князя) Джомбо Тайши Тундутова астраханцы с 8 по 18 августа 1812 г. участвовали в стычках с французами, противодействуя их переправе через реку Буг. В сентябре 1812 г. преследовали противника от реки Стырь до Брест-Литовска. В кампании 1813 г. совершили поход на Варшаву и с 17 марта по 28 августа находились при осаде крепости Модлин.

Второй полк под командой калмыцкого торгутского нойона Серебджаба Тюменя 18 июля расстрелял Саксонский драгунский эскадрон, показав способность иррегулярной кавалерии успешно сражаться с тяжелой конницей противника. В течение 1813 г. полк Тюменя преследовал французов до Кракова; 4-7 октября участвовал в «Битве народов» при Лейпциге, а затем гнал противника до Рейна. Двигаясь в авангарде союзных войск, полк в 1814 г. вступил в Париж, и улицы французской столицы увидели не только калмыцких воинов, но и астраханских казаков. Все участники войны были награждены медалью «В память Отечественной войны 1812 г.».


Бугское казачье войско- казачье войско, располагавшееся по реке Южный Буг.

Состав: из казаков было сформировано четыре поселенческих уланских полка (Ольвиопольский, Бугский, Вознесенский и Одесский), сведенные в Бугскую уланскую дивизию. Многие из бывших казаков Бугского казачьего войска причислились впоследствии к Дунайскому, Азовскому и Кавказским казачьим войскам, где и слились с тамошним казачьим населением.

Волжское казачье войско- военное казачье формирование на средней и нижней Волге. Официально образовано в 1734-м году указом императрицы Анны Иоанновны. За участие в восстании Емельяна Пугачева упразднено в 1777 году указом императрицы Екатерины II.

Состав: Новое войско недолго просуществовало на своем месте. В 1770 году 517 семейств из его состава были переселены к Моздоку и помещены в пяти станицах по левому берегу Терека, между Моздоком и гребенским войском, для охраны края от кабардинцев. Они образовали Моздокский полк, во главе которого был поставлен вместо войскового атамана полковой командир. В 1777 году в состав полка были включены 200 семей калмыков, принявших православие, которые вскоре вернулись в буддизм, а в 1799 – русская милиция Моздокской крепости, существовавшая до тех пор отдельно под названием московской легионной казачьей команды.

В 1777 с продолжением линии крепостей на Кавказе на запад от Моздока к Азову, выслана была сюда остальная часть волжского войска поселенная в пяти станицах, от Екатерининской до Александроской крепости, на протяжении около 200 верст. Сохранив свое прежнее наименование, казаки составляли в строю волжский казачий полк пятисотенного состава. Постепенно казачьи станицы выдвигались вперед. Для подкрепления силы войска к нему уже в 1832 году были приписаны 4 гражданские селения по Куме с населением до 4050 лиц «обоего пола».

В 1832 году Моздокский и Волгский полки вошли в состав вновь образованного Кавказского линейного войска, в 1860 - Терского.

Оставшиеся на Волге казаки в 1802 году образовали две станицы: Александровскую (ныне Суводская Волгоградской области) и Краснолинскую (ныне Пичужинская Волгоградской области), вошедшие в состав Астраханского казачьего полка.

Дунайское войско- в 1775 году, по уничтожении Запорожской Сечи, часть запорожских казаков удалилась в Турцию и поселилась на берегу Дуная, между крепостью Рущуком и Силистрией, образовав новую Сечь.

Состав: К 1 января 1856 года в Дунайском казачьем войске на действительной службе состояло 2 811 человек (по спискам 2 858). В том же году войско было переименовано в Новороссийское, под каковым названием просуществовало недолго. В силу малоземелья, оно не могло получить дальнейшего развития путем прироста населения; служилый его состав был крайне малочислен, и, вместо 2 комплектных полков с очередными сменами, войско едва формировало полк, да и то при помощи постоянного отпуска из войскового капитала денег на боевое снаряжение. К тому же, по Парижскому трактату 1856 года, южная граница Российской Империи была изменена и часть земель Новороссийского войска отошла к Молдавскому княжеству; малоземелье увеличилось еще больше.

Войско Донское- самое многочисленное из казачьих войск Российской империи.

Размещалось на отдельной территории, называвшейся Область Войска Донского, которая занимала часть современных Луганской и Донецкой областей Украины, а также Ростовской, Волгоградской областей Российской Федерации.

Состав: Первый Донской округ с окружным центром в станице Константиновской,

2-й Донской с окружным центром в станице Нижне-Чирской,

Ростовский с окружным центром в городе Ростове-на-Дону,

Сальский с окружным центром в станице Великокняжеской,

Таганрогский с окружным центром в городе Таганроге,

Усть-Медведицкий округ с окружным центром в станице Усть-Медведицкой,

Хопёрский с окружным центром в станице Урюпинской,

Черкасский с окружным центром в городе Новочеркасске.

В 1918 году из частей Усть-Медведицкого, Донецкого и Хопёрского округов был образован Верхне-Донской]. Верхне-Донской округ решением Большого Круга Войска Донского планировалось создать в конце 1917 года (первоначальное название предполагалось - Третий Донской округ).

Кубанское казачье войско- часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкессия. Войсковой штаб - город Екатеринодар (современный Краснодар). Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска, которое «упрозднялось за ненадобностью». В результате завершения кавказской войны.

К началу царствования императора Николая II Кубанское войско, подразделялось на 7 отделов:

Екатеринодарский,

Таманский,

Кавказский,

Лабинский,

Майкопский,

Баталпашинский.

Состав: к 1860 году войско насчитывало 200 тысяч казаков и выставляло 12 конных полков, 9 пеших (пластунских) батальонов, 4 батареи и 2 гвардейских эскадрона.

Составляли большую часть казачества в Ейском, Екатеринодарском и Темрюкском отделах Кубанской области.

Ейский казачий отдел ККВ

Кавказский казачий отдел ККВ

Таманский казачий отдел ККВ

Екатеринодарский казачий отдел ККВ

Майкопский казачий отдел ККВ

Лабинский казачий отдел ККВ

Баталпашинский казачий отдел ККВ

Черноморский казачий округ ККВ

Абхазский особый казачий отдел ККВ

Семиреченское войско- группа казаков, проживающая в Семиречье, на юго-востоке современного Казахстана и северной Киргизии. В прошлом были объединены в отдельное казачье войско.

Состав: было разбросано в четырех уездах этой области, в 28 станицах. К 1 января 1894 года его численность составила 32772 человек, в том числе войскового 25369 (13141 мужчин и 12228 жен.) и 7403 иногородних: 30340 человек православного вероисповедания, 15 христиан других конфессий, 68 евреев, 2339 магометан и 10 язычников.

По данным на начало 1914 года в составе Семиреченского казачьего войска было 19 станиц и 15 выселков, с населением 22473 войскового сословия (из них 60 офицеров и 5767 казаков готовых на службу, при 3080 лошадях).

Терское казачье войско- казаки, которые живут вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе.

Терское казачье войско - третье по старшинству в казачьих войсках с 1577 года, когда Терские казаки впервые действовали под царскими знаменами.

Состав:

1) окружные казачьи общества, создаваемые (формируемые) путем объединения районных казачьих обществ и станичных казачьих обществ, не входящих в состав районных казачьих обществ;

2) районные казачьи общества создаваемые (формируемые) путем объединения городских, станичных и хуторских казачьих обществ;

3) станичные казачьи общества, входящие в состав окружных казачьих обществ, либо районных казачьих обществ, являющиеся первичным объединением граждан Российской Федерации и членов их семей – жителей одного или нескольких сельских или городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Уссурийское казачье войско- этническая группа казаков в Уссурийском крае. Другие определения - этносословная группа, военное сословие-народность.

Состав: В 1916 году число уссурийских казаков составило 39 900 человек. Они владели 6740 км² земли. Уссурийские казаки выполняли пограничную, почтовую и полицейскую службу, участвовали в русско-японской войне. Во время Первой мировой войны уссурийские казаки выставили кавалерийский полк и шесть сотен. Во время гражданской войны среди уссурийских казаков произошел раскол по месту переселения, часть казаков (выходцы с Дона) поддержала политику большевиков по ликвидации казачества как сословия и слияния его с крестьянством. Остальные выступили под командованием Атамана Калмыкова в основном на стороне белых. После гражданской войны войско прекратило своё существование.

Уральское казачье войско- (до 1775 года и после 1917 года - Яицкое казачье воойско ) - группа казаков в Российской империи, II по старшинству в казачьих войсках. Размещаются на западе Уральской области (ныне северо-западные области Казахстана и юго-западная часть Оренбургской области), по среднему и нижнему течению реки Урал (до 1775 - Яик). Старшинство войска с 9 июля 1591 года, в этот месяц Яицкие казаки приняли участие в походе Царских войск против Шамхала Тарковского. Войсковой штаб - Уральск (до 1775 года назывался Яицкий городок). Религиозная принадлежность: большинство - православные христиане, но есть единоверцы, старообрядцы, мусульмане (до 8 %) и буддисты(ламаисты) (1,5 %) Войсковой праздник, войсковой круг 8 (21 по новому стилю) ноября, день св. Архангела Михаила.

Состав: К началу 1825 года Уральское казачье Войско считало в своем населении до 28 226 душ обоего пола. По данным на начало 1900 г., численность уральских казаков с членами семей составляла чуть более 123 тыс. человек. Во время Первой мировой войны войско выставило 9 конных полков (50 сотен), артиллерийскую батарею, гвардейскую сотню, 9 особых и запасных сотен, 2 команды (всего на 1917 год свыше 13 тысяч человек). За доблесть и отвагу 5378 уральских казаков и офицеров были награждены Георгиевскими крестами и медалями.

Черноморское казачье войско- военное казацкое формирование в XVIII-XIX веках. Создано российским правительством в 1787 году из частей Войска верных запорожцев, основу которого составляли прежние запорожские казаки. Для войска отводилась территория между Южным Бугом и Днестром с центром в городе Слободзея.

Состав: В 1801 году грамотой императора Павла была создана войсковая канцелярия в состав которой входили атаман и два члена от войска, особые члены по назначению от правительства и правительственный прокурор; при том все войско делилось на 25 (по другим источникам 20) полков. Во времена Павла I во главе войска стоял атаман Котляревский, не любимый войском (в 1797 произошёл бунт). В 1799 году его сменил атаман Бурсак. Указом от 25 февраля 1802 года было опять восстановлено войсковое правительство, в составе атамана, двух непременных членов и 4-х асессоров; деление на полки было сохранено.

Забайкальское казачье войско- иррегулярное войско в XVII-XX веках в Российской империи, на территории Забайкалья. Войсковой штаб - в Чите.

Состав: В 1916 году казачье население Забайкальского казачьего войска составляло 265 тысяч человек, на военной службе находилось 14,5 тысяч. Войско участвовало в подавлении Ихэтуаньского восстания 1899-1901, в Русско-японской 1904-05 и Первой мировой войнах.

Во время Гражданской войны 1918-20 часть казачества активно воевала против большевиков под руководством атамана Г. М. Семёнова и барона Унгерна. Некоторые казаки поддержали красных.

В 1920 году Забайкальское казачье войско, как и прочие казачьи войска в Советской России, было ликвидировано. После поражения Семёнова примерно 15 % казаков вместе с семьями ушли в Маньчжурию, где обосновались, создав свои станицы (Трехречье). В Китае они поначалу тревожили набегами советскую границу, а затем замкнулись и жили своим бытом до 1945 года (наступления Советской Армии). Затем некоторые из них эмигрировали в Австралию (Квинсленд). Некоторые в 1960-е годы вернулись в СССР и были поселены в Казахстане. Потомки смешанных браков остались в Китае

Кто такие казаки? Есть версия, что они ведут свою родословную из беглых крепостных крестьян. Однако некоторые историки утверждают, что казачество уходит истоками к VIII веку до нашей эры.

Откуда появились казаки?

Журнал: История от «Русской Семёрки», Альманах №3 , осень 2017 года
Рубрика: Загадки Московского царства
Текст: Александр Ситников

Византийский император Константин VII Багрянородный в 948 году упомянул о территории на Северном Кавказе как о стране Касахия. Этому факту историки придали особенное значение лишь после того, как капитаном А.Г. Туманским в 1892 году в Бухаре была обнаружена персидская география «Гудуд ал Алэм», составленная в 982 году.
Оказывается, и там встречается Земля Касак, которая находилась в Приазовье. Интересно, что и арабский историк, географ и путешественник Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (896-956), получивший прозвище имама всех историков, в своих трудах сообщал, что касаки, жившие за Кавказским хребтом, не являются горцами.
Скупое описание некоего военного народа, обитавшего в Причерноморье и в Закавказье, встречается ещё в географическом труде грека Страбона, творившего при «живом Христе». Он назвал их коссахами. Современные же этнографы приводят данные о скифах из туранских племён Кос-Сака, первые упоминания о которых датируются примерно 720 годом до нашей эры. Считается, что именно тогда отряд этих кочевников проделал путь из Западного Туркестана в причерноморские земли, где и остановился.
Кроме скифов на территории современного казачества, то есть между Чёрным и Азовским морями, а также между реками Дон и Волга, властвовали племена сарматов, которые создали Аланскую державу. Хунны (булгары) её разгромили и истребили почти все её население. Выжившие аланы затаились на севере - между Доном и Донцом и на юге - в предгорьях: Кавказа. В основном именно эти два этноса - скифы и аланы , породнившиеся с приазовскими славянами, образовали народность, получившую название «казаки». Такая версия считается одной из базовых в дискуссии о том, откуда появились казаки.

Славяно-туранские племена

Донские этнографы также связывают корни казачества с племенами северо-западной Скифии. Об этом говорят могильные курганы III-II веков до нашей эры.
Именно в это время скифы начали вести осёдлый образ жизни, пересекаясь и срастаясь с южными славянами, жившими в Меотиде - на восточном побережье Азовского моря.
Это время названо эпохой «внедрения сарматов в меотов», вылившееся в племена Торетов (Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников) славяно-туранского типа. В V веке произошло нашествие гуннов, в результате чего часть славяно-туранских племён ушла за Волгу и в верхнедонскую лесостепь. Те же, кто остался, подчинились гуннам, хазарам и булгарам, получив название «касаки». Спустя 300 лет они приняли христианство (примерно в 860 году после апостольской проповеди святого Кирилла), а затем по приказу Хазарского кагана прогнали печенегов. В 965 году Земля Касак перешла под управление Мстислава Рюриковича.

Тьмутаракань

Именно Мстислав Рюрикович разгромил под Лиственом новгородского князя Ярослава и основал своё княжество - Тьмутаракань, которое простиралось далеко на север. Считается, что эта казачья держава недолго была на пике могущества, примерно до 1060 года, 1и после прихода племён половцев стала постепенно угасать,
Многие жители Тьмутаракани бежали на север - в лесостепь и совместно с Русью бились с кочевниками. Так появились Чёрные Клобуки, которых в русских летописях называли казаками и черкасами. Другая часть жителей Тьмутаракани получила название по-донских бродников.
Как и русские княжества, казачьи поселения оказались во власти Золотой Орды, впрочем, условно, пользуясь широкой автономией. В XIV-XV веках о казачестве заговорили как о сформировавшейся общине, которая и начала принимать беглых людей из центральной части России.

Не хазары и не готы

Существует ещё одна версия, популярная на Западе, о том, что прародителями казаков были хазары. Её сторонники утверждают, что слова «хусар» и «казак» - синонимы, ибо и в первом, и во втором случае речь идёт о боевых всадниках. Более того, оба слова имеют один и тот же корень «каз», означающее «сила», «война» и «свобода». Впрочем, есть и ещё один смысл - это «гусь». Но и здесь поборники хазарского следа говорят о всадниках-гусарах, чью военную идеологию копировали практически все страны, даже Туманный Альбион
О хазарском этнониме казаков прямо сказано в «Конституции Пилипа Орлика»: «Народ боевой старинный казацкий, который раньше назывался казарским, сперва был поднят бессмертной славой, просторными владениями и рыцарскими почестями…» Более того, говорится о том, что казаки приняли православие из Царьграда (Константинополя) в эпоху Хазарского каганата.
В России же эта версия в казачьей среде вызывает справедливую брань, особенно на фоне исследований казачьих родословных, чьи корни имеют русское происхождение. Так, потомственный кубанский казак, академик Российской академии художеств Дмитрий Шмарин в этой связи с гневом высказался: «Автором одной из подобных версий происхождения казачества является Гитлер. У него даже есть отдельная речь на эту тему. Согласно его теории, казаки - это готы. Вестготы - это германцы. А казаки - это остготы, то есть потомки остготов, союзники немцев, близкие им по крови и по воинственному духу. По воинственности он их сравнивал с тевтонами. На основе этого Гитлер провозгласил казаков сынами великой Германии. Так что же, нам теперь считать себя потомками немцев?».

Казачий круг: что это такое?

Круг собирался всегда на площади перед станичной избой, часовней или церковью. Место это называлось майданом. В воскресенье или в праздник атаман, выйдя на крыльцо церкви, приглашал казаков на сбор. Есаулы делали «закличку» - шли по улицам с насекой в руке и, останавливаясь на каждом перекрёстке, кричали: «Атаманы-молодцы, сходитесь на майдан ради станичного дела!». После этого станичники торопились на майдан.
В «голосовании» участвовали все взрослые казаки, женщины, порочные и пенные казаки не допускались. Малолетние казаки могли находиться в круге только под присмотром своего отца или крёстного. В центр собрания выносились хоругвь или иконы, поэтому казаки стояли без головного убора. Когда старый атаман «слагал полномочия», он, положивши свою насеку, спрашивал атаманов-молодцов, кто будет делать доклад. Право доклада принадлежало не каждому, и сам атаман без согласия избранных судей не мог сделать доклада. Отсюда и пошла поговорка: «Атаман не волен и в докладе».

6 заблуждений о казаках

1. «Казачество - оплот демократии»
Литераторы Тарас Шевченко, Михаил Драгоманов, Николай Чернышевский, Николай Костомаров видели в запорожской вольнице «простой народ», который, освободившись от панской неволи, пытался строить демократическое общество. Такая мифологема жива и сейчас. Запорожская Сечь действительно была поборником идеи освобождения крестьянства от крепостного права. Однако жизнь в казачьем обществе была далека от демократических принципов. Попавшие в Сечь крестьяне чувствовали себя чужаками: хлебопашцев казаки недолюбливали и держались от них особняком.
2. «Запорожцы - первые казаки»
Бытует устойчивое мнение, что казачество произошло из Запорожской Сечи. Отчасти это так. После роспуска Запорожской Сечи многие казаки вошли в состав вновь созданного Черноморского, Азовского и Кубанского казачества. Однако параллельно с зарождением казачьей вольницы в Приднепровье в середине XVI века стали возникать казацкие общины и на Дону.
3. «Казак шёл на службу с собственным оружием»
Это утверждение не совсем верно. Действительно, казаки преимущественно покупали вооружение на собственные деньги.
Позволить себе хорошее огнестрельное оружие мог только обеспеченный человек. Рядовой казак мог рассчитывать на трофейное или старое, полученное «в лизинг» оружие, иногда со сроком выкупа до 30 лет. Существуют документы, которые подтверждают, что казачьи формирования снабжались вооружением. Тем не менее, оружия не хватало, а имевшееся зачастую было устаревшим. Известно, что вплоть до 1870-х казачья кавалерия стреляла кремниевыми пистолетами.
4. «Вхождение в состав регулярной армии»
Как отмечает историк Борис Фролов, казаки «не входили в состав регулярной армии и в качестве основной тактической силы не использовались». Это была отдельная военная структура. Казачьи войска чаще всего составляли полки лёгкой конницы, носившей статус «иррегулярной». Вознаграждением за службу вплоть до последних дней самодержавия была неприкосновенность земель, где проживало казачество, а также различные льготы, к примеру, на торговлю или рыбный промысел.
5. «Письмо запорожцев турецкому султану»
Оскорбительный ответ запорожских казаков на просьбу турецкого султана Мехмеда IV сложить оружие до сих пор вызывает среди исследователей вопросы. Спорность ситуации в том, что оригинал письма не сохранился, а поэтому большинство историков ставят под сомнение подлинность этого документа. Первый исследователь переписки А.Н. Попов называл письмо «подложной грамотой, вымышленной нашими книжниками». А американец Даниэль Уо установил, что дошедшее до наших дней письмо со временем было подвергнуто текстовой переделке и стало частью памфлетов антитурецкого содержания. По мнению Уо, эта подделка связана с процессом становления национального самосознания украинцев.
6. «Преданность казаков Российской короне»
Зачастую интересы казаков шли вразрез установленных в империи порядков. Так было во время крупнейших народных бунтов - восстаний под предводительством донских казаков Кондратия Булавина, Степана Разина и Емельяна Пугачёва.